Пенсия в Беларуси: особенности пенсионной системы. Почта «союза»: выиграл ли пенсионный фонд беларуси от повышения возраста выхода на пенсию

Пенсионный возраст – количество прожитых лет, по истечении которых гражданин обретает право на пенсию и заслуженный отдых. До 2016 года женщины в Беларуси становились пенсионерами в 55 лет, мужчины – в 60 лет – данные показатели были утверждены еще в советские времена и являлись одними из самых низких в мире.

В связи с увеличением продолжительности жизни и ростом количества пенсионеров относительно числа трудоспособного населения, финансовая нагрузка на Пенсионный фонд РБ значительно возросла. Это привело к необходимости повышения возраста выхода на пенсию, что нашло свое отражение в президентском указе «О совершенствовании пенсионного обеспечения» от 11.04.2016 г.

Таблица выхода на пенсию

Актуальная таблица пенсионного возраста в Беларуси:

Дата рождения Пенсионный возраст (лет) Период выхода на пенсию
мужчины женщины мужчины женщины
01.01-30.06.1957 01.01-30.06.1962 60,5 55,5 01.07-31.12.2017
01.07-31.12.1957 01.07-31.12.1962 61 56 01.07-31.12.2018
01.01-30.06.1958 01.01-30.06.1963 61,5 56,5 01.07-31.12.2019
01.07-31.12.1958 01.07-31.12.1963 62 57 01.07-31.12.2020
01.01-30.06.1959 01.01-30.06.1964 62,5 57,5 01.07-31.12.2021
01.07-31.12.1959 и младше 01.07-31.12.1964 и младше 63 58 01.07-31.12.2022

Согласно нововведениям, возраст выхода на пенсию для белорусских граждан с 1 января 2017 года и до 31 декабря 2022 года повышается на 6 месяцев ежегодно.

В 2018 году пенсионерами становятся мужчины с датами рождения от с 1 июля по 31 декабря 1957 года, и женщины – с 1 июля по 31 декабря 1962 года. Соответственно, их возраст – 61 и 56 лет.

По окончании реформы пенсионный возраст для женского населения составит 58 лет, для мужского – 63 года. Дальнейшее повышение в данный момент не предусмотрено, однако такая возможность сейчас анализируется специалистами заинтересованных ведомств (особенно в отношении женщин).

Каждый год реформа будет затрагивать интересы примерно 100 000 человек, из которых каждые 50 000 тысяч будут ожидать пенсию дополнительные полгода, а оставшиеся 50 000 – год.

Кто не получит трудовую пенсию?

Следует помнить, что речь идет именно о трудовой пенсии, право на которую имеют не все. Для этого требуется не только достигнуть пенсионного возраста, но и выработать минимальный страховой стаж, продолжительность которого установлена действующим законодательством. Под страховым стажем подразумевается интервал времени, в течение которого из заработной платы гражданина производились отчисления в Пенсионный фонд РБ (либо приравненные к нему периоды деятельности в соответствии с действующим законодательством).

До 2013 года включительно данный показатель составлял 5 лет. С 1 января 2014 года его увеличили до 10 лет, а еще через год – до 15 лет. Сейчас данная планка увеличивается ежегодно на 6 месяцев – это будет происходить до тех пор, пока минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, не составит 20 лет.

Граждане, не выработавшие минимальный страховой стаж, получат только социальную пенсию по возрасту. Она выплачивается мужчинам после 65 лет, женщинам после 60 лет, и равняется 50% прожиточного минимума (в 2018 году это 103 рубля).

А как в других странах?

В большинстве стран Европы, в Японии и США срок выхода на пенсию варьируется в пределах 60-65 лет, причем он является одинаковым для женского и мужского населения.

В России сегодня пенсионерами становятся мужчины и женщины соответственно 60 и 55 лет. Однако уже приняты правительственные документы, предусматривающие доведение пенсионного возраста в течение 2019-2028 года соответственно до 65 и 60 лет.

В Польше показатель был понижен с 1 октября 2017 года: вместо 67 лет для граждан обоих полов он составляет 60 лет для женского, и 65 – для мужского населения.

В Литве, Эстонии и Латвии в настоящее время проходит пенсионная реформа, которая завершится к 2026 году (в Латвии на год раньше). По ее окончании возраст выхода на пенсию мужчин и женщин будет составлять 65 лет.

Во всех странах, где проходит реформа, основными причинами ее проведения называются увеличение количества стареющего населения относительно числа трудоспособных граждан. В странах бывшего СССР это преимущественно обусловлено последствиями демографического кризиса 1990-х годов, приведшего к снижению рождаемости.

Кошелек. Выиграл ли пенсионный фонд Беларуси от повышения возраста выхода на пенсию?

«В Беларуси возраст выхода на пенсию увеличивается с 2017 года. Прочитала, что в нынешнем году женщины будут выходить на пенсию в 56 лет, мужчины в 61 год. Скажите, имело ли это какой-то экономический эффект? Татьяна Махонина, г. Москва».

Да, как сообщила недавно член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Людмила Нижевич, во внебюджетный фонд социальной защиты населения Беларуси за счет повышения пенсионного возраста в 2017 году дополнительно поступило около 100 млн белорусских рублей. Сумма пока невелика, поскольку в стране выбрана стратегия постепенного повышения возраста выхода на пенсию до 63 лет для мужчин и 58 лет у женщин к 2022 году.

За пять месяцев нынешнего года поступления фонда социальной защиты превысили выплаты на 171,7 млн рублей. Это связано с ростом доходов населения, а соответственно и обязательных страховых отчислений. Положительная динамика позволила отказаться от поддержки госбюджета и увеличить пенсии в среднем на 5,4% с 1 мая.

77,2% расходов фонда направляется на выплату пенсий - это около 9,5 млрд белорусских рублей за год.

Кроме постепенного повышения пенсионного возраста на 6 месяцев ежегодно при назначении пенсии учитывается страховой стаж. С 1 января 2014 года минимальный страховой стаж для назначения пенсии, который прежде составлял 5 лет, увеличился до 10 лет, затем - до 15 лет. А сейчас ежегодно этот параметр растет на 6 месяцев. Нынче это 16,5 года. Максимальный предел - 20 лет страхового стажа, которые необходимо будет накопить человеку к 2025 году, чтобы иметь право на трудовую пенсию c наступлением соответствующего возраста. Граждане, за которых работодатели не отчисляли причитающиеся взносы в пенсионный фонд положенное количество лет, без пенсии тоже не останутся. Мужчины с 65 лет, а женщины с 60 лет имеют право на социальную пенсию, в эквиваленте составляющую чуть больше 50 долларов в месяц.

Закон. Надо ли россиянке платить налог с продажи недвижимости в Беларуси?

«Я постоянно проживаю на территории Беларуси 4 года, есть вид на жительство, но гражданство российское. Собираюсь продать дом, купленный в июле 2017 года. Каким налогом будет облагаться сделка? Анна Осипенкова, Могилевская область».

Как гласит статья 153 Налогового кодекса Беларуси, налогообложению подлежат доходы, полученные налоговыми резидентами от источников в Республике Беларусь или за ее пределами. (Резидент - человек, фактически находившийся в стране более 183 дней в календарном году.)

Следовательно, если вы являетесь налоговым резидентом Беларуси, то статья 163 Налогового кодекса освобождает вас от подоходного налога при оформлении договора ренты, продаже или обмене одного жилого дома (доли в праве собственности на него) с хозпостройками, квартиры или доли в ней, одной дачи, садового домика с хозяйственными постройками, гаража, земельного участка раз в пять лет. Однако если вы в течение 5 лет уже продавали дом, то с доходов от очередной сделки придется заплатить подоходный налог.

Михаил Пастухов

Кто позаботится о пожилых людях.

Ежегодно в первый день октября отмечается Международный день пожилых людей. Как на этом фоне смотрится наша страна?

Стареем и нищаем

По данным Национального статистического комитета, на начало 2018 г. в Беларуси насчитывалось 2593,7 тысячи пенсионеров. Из них почти 650 тысяч продолжали трудиться. При этом средний уровень трудовых пенсий белорусов составляет 335 рублей.

Повышение с 1 января 2017 г. пенсионного возраста приостановило на время рост армии пенсионеров, но не решило основных проблем, обусловивших принятие этого решения. Число трудоспособного населения, занятого в экономическом развитии страны, неуклонно сокращается, в среднем на 20 тысяч человек ежегодно.

К тому же в Беларуси с начала 90-х годов наблюдается депопуляция населения, то есть смертность преобладает над рождаемостью. По прогнозам Министерства труда и социальной защиты, при существующих тенденциях к 2030 году на 1000 жителей трудоспособного возраста будет приходиться 841 чел. в нетрудоспособном возрасте (для сравнения: в 2010 г. - 693 чел.).

В последние годы в Беларуси увеличилась на пару лет продолжительность жизни, достигнув на 1 февраля 2018 г. средней отметки 74,3 года (68,7 - для мужчин и 78,9 - для женщин). Правда, такой рост позволил нашей стране занять, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, лишь 98-е место среди 183 стран мира. При этом удручающей является разница в продолжительности жизни мужчин и женщин, а также практически полное вымирание мужчин пенсионного возраста в сельской местности.

Социальная обеспеченность большинства пенсионеров в Беларуси оставляет желать лучшего. Ситуацию не смогли улучшить добавки к пенсиям на 10% с 1 августа 2018 г., как и доплаты лицам старше 75 лет. За чертой бедности (с доходами ниже бюджета прожиточного минимума - 214 рублей) в первом полугодии находилось 5,8% населения (почти 550 тысяч человек). Это - по данным Белстата.

А если перейти на учет многодетных домашних хозяйств, то доля малообеспеченных «душ» оказывается гораздо выше (27,9%). На таком же уровне влачат свое существование и многие пенсионеры, которые получают 200 - 250 рублей пенсии от родного государства.

На фоне ситуации в пенсионной сфере Беларуси привлекательной кажется жизнь пенсионеров во многих странах Европы. В Греции, куда зачастили белорусские любители отдыха, размер минимальной пенсии составляет 360 евро. На таком же уровне находятся пенсии в прибалтийских республиках. На уровне 1000 евро получают немцы, французы, шведы, норвежцы, финны, швейцарцы. Приятной добавкой для европейских пенсионеров служит «накопительный итог», составляющий 50 и больше тысяч евро.

Повысить еще раз?

В то время как в Европе власти озабочены тем, чем занять пенсионеров, в Беларуси думают над очередным повышением пенсионного возраста. Уже не один раз в коридорах власти говорили о такой необходимости после 2022 года, когда в полном объеме перейдут на новые условия пенсионного обеспечения.

Планируется «омолодить» наших дорогих женщин, уравняв их в правах с одногодками-мужчинами. Этот процесс может растянуться на десятилетие: с 2023-го по 2032-й гг. По мнению экспертов, выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин позволит «...не допустить увеличения дефицита Фонда социальной защиты населения и при этом сохранить пенсии на нынешнем уровне (не менее 40% от среднемесячной зарплаты)».

И это - не все новации, которые власти собираются предложить будущим пенсионерам. В частности, прорабатывается вопрос о введении накопительного страхования. Это означает, что работников будут заставлять делать дополнительные отчисления в фонды, которые будут аккумулировать средства и выплачивать долю работника после его выхода на заслуженный отдых.

Следует признать, что практика накопительных пенсий широко используется за рубежом. Однако там обеспечена устойчивость валюты. В наших же условиях нет уверенности в том, что отложенные работником накопления станут для него бонусом в старости. Опыт сберкнижек СССР может повториться в отдельно взятой стране.

Ряд экспертов, в том числе директор Союза предпринимателей и нанимателей имени Макса Кунявского Жанна Тарасевич , предлагает пересмотреть размеры отчислений в ФСЗН для работников и нанимателей в сторону их постепенного выравнивания. Наконец, предлагается разрешить желающим покупать недостающий страховой стаж, как это делается, например, в Турции.

Рецептов пополнения Фонда социальной защиты населения немало, вплоть до перечисления в него средств от продажи алкоголя, табака, оружия, нефтепродуктов, конфискованных товаров. Как говорится, была бы на то воля властей.

Наши предложения

Представители инициативной группы по созданию общественного объединения белорусских пенсионеров, в том числе автор этой статьи, 1 октября, в Международный день почитания пожилых людей, направили письмо министру труда и социальной защиты Ирине Костевич . В нем они высказали свою озабоченность положением пенсионеров в нашей стране. В частности, отмечается, что более полумиллиона пенсионеров вынуждены продолжать работать из-за низких размеров пенсий.

При этом у них вычитают взносы в ФСЗН, но трудовой стаж им не засчитывается. Подписанты не согласны с тем, что в страховой стаж не включается время службы в армии, учебы в институте, нахождения в декретном отпуске, работа за пределами страны. Обращается внимание на ничтожный уровень индексации пенсий в сравнении с галопирующей инфляцией и ростом цен. Кроме того, в письме выражается несогласие с почти полным упразднением льгот для пенсионеров, в том числе на проезд в общественном транспорте, на приобретение лекарств.

В этой связи мы предлагаем сделать хотя бы минимальные шаги в целях улучшения положения пожилых людей, а именно: 1) исключить всякие поборы (вычеты) для работающих пенсионеров; 2) включить в страховой стаж все периоды, связанные с трудовой деятельностью и выполнением общегражданских и семейных обязанностей; 3) привязать индексацию пенсий к уровню инфляции и росту цен; 4) вернуть законные льготы пенсионерам.

Конечно, увеличивающаяся армия пенсионеров создает для властей много проблем, прежде всего финансовых. Но опыт других стран показывает, что эти проблемы могут разрешаться взвешенно, на достойном уровне и с уважением к старшей возрастной группе. Для этого необходимо провести комплексную пенсионную реформу, целью которой должно быть не ограничение прав пенсионеров, а создание более благоприятных условий для их жизни. С тем, чтобы старость была не жалким прозябанием, а новым этапом интересной и творческой жизни.

С 55 лет до 58 для женщин и с 60 до 63-х для мужчин - прошло немногим более двух лет. Но пенсионный возраст увеличится на 3 года для тех, кто выйдет на пенсию после 1 июля 2022 года. До тех пор - в период с января 2017 года по декабрь 2022-го - минимальный пенсионный возраст каждые полгода повышается на 6 месяцев. Кроме того, для получения пенсии по возрасту каждые полгода повышается на 6 месяцев срок необходимого страхового стажа. Сейчас он должен быть 16,5 лет, а к 2025 году - не менее 20 лет.

Как восприняли перемены в обществе

Большинство белорусов это нововведение не одобряют, но и не протестуют против него. Такую реакцию населения социолог Елена Артеменко объясняет, в частности, тем, что после череды экономических кризисов, начиная с 2008 года, у белорусов снижались ожидания от государства и его социальной направленности, а все негативные тенденции в экономике списывались на кризис в мировой экономике или в РФ.

Со ссылкой на данные НИСЭПИ (опрос прошел в июне 2016-го, уже после подписания указа о повышении пенсионного возраста), Артеменко отмечает, что только 19 процентов опрошенных поддержали увеличение пенсионного возраста, а 70 процентов отнеслись к этому негативно.

Конечно, люди всегда недовольны, когда государство урезает социальные гарантии, отмечает в интервью DW Екатерина Борнукова, академический директор Центра экономических исследований BEROC: "Многие чувствуют себя обманутыми, особенно люди предпенсионного возраста - государство всю жизнь обещало им одно, а дает другое. Говорят и о том, что некоторые мужчины не доживают до пенсии".

Есть ли запрос на повышение пенсионного возраста?

Наблюдения экспертов подтверждает и блиц-опрос десятка минчан, согласившихся ответить на вопросы DW. Марина, сотрудник одного из институтов Академии наук, в знак протеста против повышения пенсионного возраста вышла из профсоюза: "Считаю, что мои интересы ущемлены. Обидно при стаже 38 лет перерабатывать год. Пенсию мне назначат в 56 лет". Назначат, - потому что об уходе с работы Марина даже не думает. Как и большинство собеседников DW, она рассматривает пенсию как дополнительный к зарплате доход около 150 долларов в эквиваленте: "К моему среднемесячному заработку в 300 долларов - это не роскошь, а необходимость".

Аналогичное мнение высказывает и строитель Сергей с гораздо более высокой зарплатой. Реформа ему категорически не нравится, на пенсию он выйдет в 63 года: "Несмотря на механизацию, приходится иногда и мешок с цементом поднять, и на строительных лесах на большой высоте работать, а это и сегодня уже тяжелее, чем даже 5 лет назад". При сравнении средней зарплаты и средней пенсии становится понятно, что при выходе на пенсию доходы падают более чем на 60 процентов. Поэтому большинство пенсионеров работают в первые годы после выхода на пенсию.

Среди приветствующих реформу - минчане не занятые тяжелым физическим трудом, часто с высоким социальным статусом. Госслужащая Ольга будет "даже рада, если пенсионный возраст в Беларуси повысят до 68, как в Англии. Сам статус пенсионера не радует. Претендующие на мое место коллеги на работе не будут косо смотреть на меня в мои 55, ожидая пока я освобожу путь для их карьерного роста".

Социолог Елена Артеменко называет серьезной проблемой незащищенность людей старшего возраста на рынке труда (непродление контракта в связи с приближающейся пенсией, трудности при поиске работы). По ее словам, при повышении пенсионного возраста уязвимая группа расширилась: нижняя граница уязвимого возраста вряд ли увеличивается, а верхняя отодвигается до 58 лет для женщин и 63-х для мужчин.

Проблему не решили, а отсрочили?

Многие эксперты - белорусские и из международных финансовых институтов - уверены, что пенсионный возраст в будущем придется повысить, а возраст выхода на пенсию мужчин и женщин уравнять. "Запланированного повышения пенсионного возраста недостаточно, - утверждает Екатерина Борнукова из BEROC. - Расчеты показывают необходимость увеличения пенсионного возраста до 65 лет для всех".

Контекст

Кроме того, по оценкам экспертов, в обществе однозначно есть запрос на более четкую связь между пенсией, взносами и стажем. Сейчас пенсии в Беларуси выплачивают за счет взносов работающих и нанимателей в Фонд социальной защиты (ФСЗН) в размере 1 и 28 процентов соответственно. Нынешней реформой, уверена социолог Елена Артеменко, проблема дефицита ФСЗН не решается, а откладывается, потому что доля населения старшего трудоспособного возраста продолжит увеличиваться (сейчас - 25 процентов, к 2050 году достигнет 35 процентов).

Но если бы пенсионный возраст не подняли, замечает Екатерина Борнукова, дефицит ФСЗН сейчас был бы еще больше, и государству пришлось бы значительно снизить пенсии. По ее мнению, негативных последствий в данный момент больше от новых требований по стажу, из-за чего многие оказались в пенсионной ловушке, получая лишь социальную пенсию, которая ниже прожиточного минимума.

Для решения проблем с пенсиями, резюмирует Елена Артеменко, нужны масштабные реформы - уход от исключительно распределительной модели, дополнительные механизмы накоплений работниками лично и предприятиями: "чтобы снизить риски бедности для самих пенсионеров, стоило бы менять механизмы расчета пенсий: в частности, повышать их в зависимости не от увеличения заработных плат, а исходя из инфляции".

Смотрите также:

  • Демография и география

    В шести областях Беларуси проживают в общей сложности 9,5 млн человек, из них горожан - 7,4 млн. Трудоспособное население - 5,5 млн, однако Белстат насчитал экономически активных граждан на миллион человек меньше. Более четверти белорусов - пенсионеры. Средняя продолжительность жизни у мужчин 67 лет, у женщин 79 лет.

  • Как живется белорусам: цифры и факты

    Социальная поддержка за счет штрафов?

    Из бюджета 2017 года более 900 млн долларов (11% расходной части) будет выделено на социальную поддержку населения - помощь семьям с детьми, содействие в обеспечении жильем, выплату пенсий и поддержку молодежи. Это больше, чем в прошлом году. Почти столько же - 13,7% от общего объема - запланировано направить в доходную часть бюджета за счет штрафов.

    Как живется белорусам: цифры и факты

    Зарплата в 500 долларов: "Украдите, найдите, откопайте!"

    Средняя зарплата к 2017 году достигла 400 долларов, но ее покупательная способность упала за год на 4,5%. К февралю Александр Лукашенко пообещал жителям страны заработок в 500 долларов, пригрозив уволить министров за неисполнение его указания. Столько белорусы уже получали в 2014-м и в 2010-м годах перед президентскими выборами, но экономический кризис потом "съедал" треть долларового эквивалента.

    Как живется белорусам: цифры и факты

    Кто сколько зарабатывает

    Самая высокая средняя зарплата у белорусов, занятых в сфере IT-технологий: до 1750 долларов. У работников воздушного транспорта, финансистов и депутатов парламента - до 1,3 тыс долларов. Работники здравоохранения и образования получают от 270 до 320 долларов. Меньше всех получают труженики села (около 250 долларов) и работники библиотек (220 долларов).

    Как живется белорусам: цифры и факты

    Бедность не порок?

    Среднемесячный доход на душу населения в размере 300 долларов и выше имеют лишь 13% населения Беларуси. 6% жителей располагают доходами ниже бюджета прожиточного минимума, то есть, менее 87 долларов. К малообеспеченным относятся более 4% домашних хозяйств.

    Как живется белорусам: цифры и факты

    Новые рабочие места и безработица

    В 2016 году в Беларуси было уволено на 100 тыс человек больше, чем принято на работу. На бирже труда зарегистрировано 45 тыс безработных - 1% экономически активного населения. Пособие по безработице составляет 13 долларов в эквиваленте. Власти обещают создать 50 тыс рабочих мест, но независимые экономисты считают эту задачу невыполнимой без проведения реформ и улучшения условий для бизнеса.

    Как живется белорусам: цифры и факты

    Как выживать пенсионерам

    Самая социально незащищенная категория населения - пенсионеры. Средняя пенсия по возрасту - около 150 долларов. Однако большинство пожилых людей получает в месяц не более 120 долларов. Белорусские власти в 2016 году решили ежегодно на 6 месяцев увеличивать возраст выхода на пенсию. К 2022 году он постепенно вырастет с 55 до 58 лет для женщин и с 60 до 63 лет для мужчин.

    Как живется белорусам: цифры и факты

    Рост стоимости услуг ЖКХ

    С 1 января стоимость коммунальных услуг для семьи из 3 человек, проживающей в двухомнатной квартире, достигла 40 долларов, исчерпав установленный властями годовой лимит повышения в 5 долларов. Рост тарифов ЖКХ является одним из условий МВФ для выдачи Минску кредита на 3 млрд долларов. К концу 2017-го белорусы будут возмещать 75% затрат на ЖКХ, а к концу 2018-го - 100%.

    Как живется белорусам: цифры и факты

    В лидерах по росту цен

    Беларусь - на первом месте по росту цен на постсоветском пространстве в 2016 году. После деноминации, проведенной 1 июля и убравшей с белорусских рублей четыре нуля, цены на непродовольственные товары выросли в среднем на 10%, а на некоторые продукты питания и услуги - на 20-30%.


Уровень рождаемости падает, а средний возраст пожилых людей растет - это среднемировая тенденция. Общее количество рабочих рук сокращается, численность же пенсионеров неуклонно растет. Конечно, можно порадоваться росту продолжительности жизни, ведь это показатель ее высокого уровня, но соотношение людей трудового возраста и пенсионеров создает высокую социальную и пенсионную нагрузку на общество и ухудшает положение в экономике, обостряет отношения в социальной сфере.

Большинству стран приходится решать эту проблему несколькими способами, в том числе увеличением срока выхода на пенсию по возрасту. Такие же реформы были провозглашены в последние годы в Республике Беларусь. Пенсионный возраст в Белоруссии повышается поэтапно.

Демографический прорыв

Как и большинство стран, некогда являвшихся частью СССР, Беларусь находится в сложном демографическом положении. Еще во второй половине двадцатого века темпы рождаемости сначала стали замедляться, а затем и вовсе значительно снизились. Развал СССР только ухудшил положение. И усилия нового государства в лице Министерства труда Республики Беларусь особой роли не сыграли. Рождаемость падала и падает до сих пор, что приводит к уменьшению числа работающего населения. Несмотря на определенные успехи, ситуация ухудшается, число умерших по-прежнему выше уровня рождаемости.

Рост числа пенсионеров

Пенсионный возраст в Белоруссии на начало 2017 г. равнялся 60,5 годам для мужчин и 55,5 - для женщин. Из населения немногим менее десяти млн человек пенсионеры составляли четверть. А соотношение работающих и пожилых людей было еще хуже. По информации Министерства труда и социальной защиты, на 100 трудящихся в республике приходится 61 пенсионер. Министерство труда РБ и статистика утверждают, что тенденция такова, что в последующие пятнадцать лет количество пожилых людей в общем составе общества вырастет как в абсолютном, так и в относительном числе.

Соотношение между количеством лиц трудоспособного возраста и пенсионеров становится все хуже. Работающих все меньше, пенсионеров все больше. Такова новая реальность, и под нее вынуждены подстраиваться и государство, и население.

Законодательство Республики Беларусь - наследие советской эпохи - явно не соответствует современному периоду. Количество пожилых людей сегодня стойко увеличивается, а объем денег, которые государство может выделить на поддержку таких слоев населения - уменьшается.

Правительство страны откровенно соглашалось с тем, что проводимые пенсионные преобразования - действия вынужденные. Вызвано это тем, что средств на содержание пенсионеров катастрофически не хватает.

Пенсионный фонд

В последние годы число пенсионеров постоянно растет, приходится все интенсивнее черпать финансы из пенсионных фондов. Правительство предупредило, что, оставляя прежнюю систему трудовой пенсии в Белоруссии в ближайшее время, придется наращивать платы в пенсионные организации людей трудоспособного возраста и/или сократить объем самих пенсий. Через полтора десятка лет расходы на пенсии поднялись бы где-то на одну пятую часть.

В какой-то мере позиция государства была правильной. К тому же нельзя не учитывать куда лучшие условия жизни (чем, например, в пятидесятых) и достижения современной медицины. Если в середине двадцатого века состояние граждан к выходу на пенсию было слабым, а смертность - высокой, то к настоящему времени положение значительно изменилось. Пенсионный возраст в Белоруссии остался прежним, а количество пожилых людей, доживающих до преклонного возраста в 70 или 80 лет, увеличилось.

Доходы и расходы

Давление на государство со стороны пенсионных структур постоянно увеличивается. По официальным данным, на начало 2017 г. пенсионные тяготы в стране достигают примерно 9% ВВП. В Беларуси проживает 2619,3 тыс. пенсионеров, из них свыше полмиллиона, как и ранее, трудятся.

Между тем с конца зимы текущего года увеличился объем прожиточного минимума, в связи с чем выросли и расходы на выдачу минимальных трудовых и социальных пенсий. Такая ситуация сохраняться дальше не могла. Чтобы сократить финансовое давление на пенсионную структуру, нужно постепенно увеличивать пенсионный возраст.

Общемировая тенденция

В свое время Министерство труда РБ выразило мысль, что многие страны с начала двадцать первого века в целях сокращения пенсионного давления на экономику постоянно повышают количество лет для выхода на пенсию. Между тем, в пенсионного возраста в 2017 г. произойдет впервые со времени образования страны и даст возможность подойти к среднемировому уровню.

В подавляющем числе государств в наше время возраст выхода на пенсию составляет 60-65 лет, причем нередко он общий и для мужчин, и для женщин. В Беларуси же мужчины имеют право выйти на заслуженный отдых на пять лет позже, чем женщины, тогда как мужчины, по статистике, живут меньше. Повышение возраста выхода на будет происходить для обоих полов.

Европейские страны и Соединенные Штаты Америки к 2060 году планируют повысить пенсионный возраст до 70 лет, а Германия собирается провести соответствующие реформы в ближайшее время. Сегодня самый высокий пенсионный возраст в Финляндии (62-68 лет как для мужчин, так и для женщин), Швеции (61-67 лет на сегодняшний момент, но премьер-министр активно выступает за повышение пенсионного возраста до 75 лет), Польше (65-67 лет), Исландии (67 лет), Дании (65-67), Израиле (67 лет), Германии (65-67).

Указ президента

На основании Республики Беларусь, на протяжении следующих шести лет (с 2017 по 2022 гг.) будут проходить крупные преобразования в пенсионной сфере. Ежегодно, начиная с января 2017 года, возраст выхода на пенсию будет возрастать на полгода. К началу 2022 года пенсионный возраст достигнет 58 лет для женщин и 63 - для мужчин. Кроме того, ежегодно на полгода станет увеличиваться минимальный стаж, необходимый для выхода на пенсию по возрасту (в совокупности он увеличится тоже на пять лет).

Цель реформы

Вышеупомянутый указ запустил механизм пенсионной реформы, который даст возможность оставить траты на пенсии на уровне текущего года хотя бы в течение последующих 5-8 лет. Законодательство Республики Беларусь будет перестроено таким образом, чтобы оно соответствовало новым реалиям и способствовало развитию социальной сферы, а также снижению нагрузки на экономику.

Ход реформы

Итак, возраст выхода на пенсию будет увеличиваться поэтапно. Каждые полгода пенсионный возраст будет возрастать на те же полгода. Ранее правительство предлагало и другой вариант: увеличение пенсионного возраста на год ежегодно. В конце концов выбрали вариант с постепенным увеличением возраста.

В Министерстве труда и социальной защиты поясняют, что ввиду последних реформ мужчины, появившиеся на свет в первой половине 1957 г., а женщины - в первой половине 1962 г., первыми испытают преобразования пенсионной системы. По прежним законам они могли уйти на пенсию в 60 и 55 лет соответственно, т. е. в первые месяцы 2017 г. Но поскольку пенсионный возраст в Белоруссии с 2017 года возрастает на полгода, жители страны, чьи даты рождения оказались в указанных хронологических рамках, должны будут трудиться еще 6 месяцев и получат пенсию уже во второй половине 2017 г.

Последствия пенсионной реформы

Реформа, направленная на повышение возраста выхода на пенсию, прямо коснется в ближайшее время примерно 100 тыс. жителей Беларуси, половина из которых окажутся на пенсии позже на полгода, половина - на год. В соответствии с указом Президента Беларуси, в следующие шесть лет на три года увеличится и возраст, при достижении которого есть возможность получить трудовые пенсии.

МВФ считает…

Между тем Международный валютный фонд - одна из крупнейших финансовых организаций - предлагает повышать пенсионный возраст в Белоруссии и после окончания реформы в 2022 г. В недавнем сообщении организации, которое было передано две недели назад, отмечается, что Беларусии сначала нужно произвести мягкое увеличение возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин до 65 лет. После нужно привязать пенсионный возраст к средней продолжительности жизни.

Вообще заявления, сделанные МВФ, указывают на то, что вероятность подобного варианта развития событий весьма большая. В МВФ говорят о том, что соотношение пенсионеров к трудоспособным жителям будет расти и к середине века достигнет того, что две трети населения будут составлять пожилые граждане.

Рост числа пенсионеров приведет к тому, отмечают специалисты МВФ, что суммы выплат к середине века практически вдвое. Вследствие этого дефицит бюджета вырастет примерно в три раза, экономика будет негативно реагировать на такое положение дел.

Что дальше?

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь также предсказывает увеличение пенсионных расходов в государстве из-за постоянного старения основной части населения, роста числа пенсионеров. Так, по словам специалистов Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра, если в 2013 выделение средств в пенсионный фонд достигло примерно 9% то к середине века это уже будет 20% ВВП. Следовательно, если в пенсионной системе и в дальнейшем ничего не менять и возраст выхода на пенсию не увеличивать, считая проведенные реформы достаточными, недостаток средств ПФ Беларуси, вследствие старения большей части людей, станет гарантирован.

Эта проблема, в большей или меньшей степени, касается и других стран, поэтому подобные преобразования затронут и их. Повышение пенсионного возраста в Белоруссии - это только один из шагов. Подобная реформа уже стартовала в России и на Украине, на очереди и другие постсоветские страны, и Европа.