Пенсионное обеспечение военных пенсионеров в году. Вторые пенсии военным пенсионерам и порядок расчета

В 2020 году военных пенсионеров ожидает повышение пенсий, запланированное Правительством на 1 октября . Выплаты военным повысят за счет индексации величины денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц на величину прогнозной инфляции. По предварительным данным индексация составит 3 процента- именно такая величина указана в проекте федерального закона о бюджете на 2020 год, рассматриваемом сейчас в Госдуме.

Решений о каком-либо дополнительном повышении для военных пенсионеров пока не принято .

  • Бюджетные средства для дополнительного повышения на 2% сверх инфляции в проекте закона не предусмотрели. Хотя в 2019 г. такую прибавку обеспечили за счет корректировки понижающего коэффициента к величине денежного довольствия.
  • Изменять понижающий коэффициент в 2020 г. тоже не планируют. Правительством уже разработан и внесен на рассмотрение в Думу законопроект о «заморозке» коэффициента на 2020 год. То есть даже за счет такого изменения дополнительную прибавку обеспечивать не планируют.

Стоит отметить, что схему повышения военных пенсий в 2020 году могут еще скорректировать. Комитет Госдумы по обороне уже подготовил заключение к проекту закона о федбюджете на 2020 г. В нем Комитет указал о сложившейся «недоиндексации» военных пенсий и предложил изменить порядок повышения в 2020 г .

Напомним, что в 2019 г. тоже не планировали производить дополнительное повышение для военных, однако позже такое решение было принято по поручению Президента В. Путина. Рост на 2% сверх инфляции произвели за счет корректировки понижающего коэффициента. Вполне возможно, что такая же схема может повториться и в отношении военных пенсий в 2020 году.

Когда и на сколько процентов повысят военные пенсии в 2020 году

С 1 октября 2020 года на прогнозный уровень инфляции будут проиндексированы оклады по воинским должностям и званиям. В федеральном бюджете на 2020 г. предусмотрены средства для индексации денежного довольствия на 3% . В связи с увеличением оплаты труда военнослужащих и приравненных к ним лиц военные пенсии тоже повысят с 1 октября на 3%.

Небольшую прибавку в 2020 году получат отдельные категории военных пенсионеров. Это касается:

  • Граждан, получающих вторую пенсию по линии ПФР (страховую по старости). Они получат прибавку в январе в результате индексации размера гражданской пенсии на 6,6% .
  • Граждан, которым назначены надбавки к пенсионному обеспечению: за иждивенцев, как инвалидам в связи с полученной военной травмой или как пенсионерам старше 80 лет. Увеличение произойдет в апреле за счет индексации расчетного размера пенсии, от которого определяется размер доплат, на 7% .

Инфографика: когда и на сколько повысят военные пенсии в 2020 году

Больше никаких повышений для военных пенсионеров на 2020 год не запланировали. В проекте бюджета не предусмотрели средства ни на дополнительную индексацию на 2% сверх прогноза по инфляции, ни на корректировку понижающего коэффициента.

Повышение пенсий военным пенсионерам с 1 октября 2020 года

Согласно законопроекту № 802503-7 «О федеральном бюджете на 2020 г.» , с 1 октября на 3% будут увеличены оклады военнослужащих и сотрудников силовых структур (работников МВД, МЧС, ФСИН, Росгвардии и так далее). В связи с этим повышением будут пересчитаны военные пенсии, исчисляемые от величины денежного довольствия. Для обеспечения военнослужащих и сотрудников силовых структур прибавкой к пенсии в 2020 году в бюджете дополнительно предусмотрят 113,5 млрд рублей .

Комитет Госдумы по обороне, в свою очередь, отметил, что запланированная индексация на 3% не сможет компенсировать уровень расчетной инфляции. Так как индексация будет проведена не с начала года, а только с 1 октября, фактическое повышение составит только 0,75%.

Отметим, что процент индексации, указанный в проекте закона, определен с учетом прогноза Минэкономразвития относительно уровня инфляции в 2020 году. Ближе к дате запланированного повышения коэффициент может измениться, окончательное его значение будет утверждено Постановлением Правительства.

Индексация военных пенсий на 2% сверх инфляции

Указ Президента РФ № 604 от 07.05.2012 г. устанавливает, что пенсии военных пенсионеров ежегодно должны расти с темпом на 2% превышающим инфляцию. Индексация, соответствующая росту цен, в 2020 году запланирована на 1 октября (повышение составит 3%). А вот средств на дополнительное увеличение на 2% пока не предусмотрели.

Комитет ГД по обороне в заключении к проекту ФЗ о федбюджете на 2020 г. отметил, что для полноценного увеличения военных пенсий нужно произвести индексацию на 5% , а не на 3%, как заложено в бюджете.

Напомним, что дополнительную прибавку для военных в 2019 г. обеспечили за счет изменения понижающего коэффициента к величине ДД. Такое решение тогда приняли в связи с поручением Президента В. Путина. Вполне вероятно, что и в 2020 году ситуация повторится, и решение о дополнительном повышении будет принято чуть позже по распоряжению Президента.

Будет ли повышен понижающий коэффициент военным пенсионерам в 2020 году

Увеличивать, а тем более вовсе отменять понижающий коэффициент для военных пенсионеров в 2020 году Правительство не планирует. Последний раз значение коэффициента корректировали 1 октября 2019 г. — его увеличили с 0,7223 до 0,7368. Именно в таком значении коэффициент хотят применять при расчете пенсии и в течение всего 2020 года . Соответствующий законопроект Правительство уже разработало и внесло на рассмотрение в Госдуму. 19 ноября прошло его третье (заключительное) чтение.

  • Законопроект № 802513-7 предусматривает, что с 1 января 2020 года при расчете военной пенсии будет учитываться только 73,68% от размера денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц.
  • Дата следующей корректировки понижающего коэффициента в проекте закона не указана. Однако в пояснительной записке к нему отмечено, что коэффициент 0,7368 будет действовать до 1 января 2021 г. , то есть следующее изменение пройдет только в 2021 г.

Повышение второй пенсии военным пенсионерам в 2020 году с 1 января

С 1 января 2020 года изменения произойдут только для тех военных пенсионеров, кто оформил вторую (гражданскую) пенсию. Это страховое обеспечение по старости, которое можно получить, если выработан достаточный стаж «на гражданке».

Повышение таких выплат пройдет в форме индексации на 6,6% с 1 января 2020 г. Коснется оно только неработающих пенсионеров — тех, кто не трудоустроен официально и не производит отчислений страховых взносов на пенсионное страхование.

  • Вторая выплата для военных пенсионеров рассчитывается как стоимость накопленных пенсионных баллов за годы работы по гражданской профессии. Стоимость одного такого балла как раз и будет увеличена в январе 2020 г. Его цена увеличится с 87,24 до 93 рублей.
  • Например, если пенсионер имеет 50 пенсионных баллов, то в 2019 году его пенсия равна 4362 руб., а в 2020 г. она вырастет до 4650 рублей.

Отметим, что никаких повышений пенсий по выслуге лет для военнослужащих и приравненных к ним лиц в январе 2020 г. не произойдет. Увеличение размера такого вида пенсионного обеспечения запланировано только на 1 октября (предварительно на 3%).

Для некоторых военных пенсионеров изменение размера пенсии произойдет и в апреле 2020 года. Повышение коснется граждан, получающих различного рода надбавки, исчисляемые относительно расчетного размера пенсии (РРП). Таковым является социальное обеспечение по старости (п. 1 ч. 1 ст. 18 закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г.), величина которой ежегодно индексируется государством с 1 апреля .

В связи с индексацией РРП будут пересчитаны и размеры надбавок военным пенсионерам. Повышение пройдет 1 апреля 2020 г. и, по предварительным данным, составит 7% . Точное значение коэффициента индексации будет известно ближе дате проведения повышения (примерно в марте 2020 г.).

Увеличение коснется следующих видов доплат пенсии:

  1. При достижении 80-летнего возраста;
  2. При инвалидности первой группы;
  3. При наличии нетрудоспособных членов семьи (иждивенцев);
  4. Как ветеранам боевых действий;
  5. Как участникам ВОВ, не имеющим инвалидности;
  6. Как инвалидам по причине военной травмы при достижении женщинами 55 лет, а мужчинами — 60.
Президент России В. Путин 14 декабря подписал Федеральные законы «О федеральном бюджете на 2016 год» и "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации N4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…. " в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" (N367-ФЗ).
Так что ситуация с пенсиями в 2016 году прояснилась и можно сделать первые официальные выводы.

Индексации военных пенсий с 1 января 2016 года не будет (законом N367-ФЗ приостановлено до 1 января 2017 года действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу»).

Военные пенсии с 1 февраля 2016 года проиндексируют на 3,99% за счет увеличения денежного довольствия, учитываемого при начислении военной пенсии с 66,78% до 69,45% (на 2,67%). То есть военные пенсии проиндексируют одновременно и на такую же величину, как и гражданские пенсии.

Вторые страховые пенсии военных пенсионеров, которые продолжают официально работать на гражданке после военной службы, индексироваться не будут. Также как не будут индексироваться пенсии примерно 14 млн работающих гражданских пенсионеров. Причем теперь эта норма постоянного, а не временного действия.

Возможность дополнительной (второй) индексации военных и гражданских пенсий остается. Решение этого вопроса перенесено на вторую половину 2016 года, когда станут понятны результаты экономического развития России в первом полугодии.

У военных пенсионеров пока остается еще один козырь для надежды на вторую индексацию пенсии в 2016 году. Это указ Президента РФ N 604 от 7 мая 2012 года, определяющий индексацию военных пенсий на уровень не ниже, чем инфляция, заложенная в бюджете (6,4%) плюс 2% (итого в соответствии с указом N 604 в 2016 году индексация военных пенсий должна составить не менее 8,4%). Правительство (Минфин) ведет активную деятельность по отмене соответствующего пункта указа Президента, но пока результаты этой борьбы не известны. Остается надеяться, что, как и в 2015 году, Президент не поддастся давлению Правительства и не отменит важнейший для военных пенсионеров пункт своего майского указа.
Для власти, конечно, ничего невозможного нет, если в Госдуме большинство депутатов от «Единой России».

Административный ресурс никто не отменял. Даже при малейшем сомнении в своем однозначном успехе на выборах в Госдуму 18 сентября 2016 года, власть примет решение и, не позднее 1 сентября, проиндексирует все пенсии второй раз. И тогда десятки миллионов пенсионеров нашей страны дружно пойдут голосовать за «своих кормильцев».
Жаль, что выборы в Госдуму всего один раз в четыре года.


Военные пенсионеры готовят иски в суд о повышении военных пенсий и отмене понижающего коэффициента для исчисления военных пенсий
Законопроект № 556372-7 «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»» принят во втором чтении. Не вызывает сомнений, что законопроект будет принят в третьем чтении, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ.

Таким образом, учитывая откровенный беспредел, который учинили в Госдуме депутаты фракции «Единая Россия», с 1 января 2019 года становится актуальным иск «О восстановлении с 1.01.2019 года права на получение пенсии в размере, исчисленном в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», исходя из размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ № 4468-I, 74,23 процента от размера указанного денежного довольствия, и взыскании суммы недополученной пенсии» с выходом на Конституционный Суд РФ.

В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, не подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.

Поскольку иск подлежит оценке, цена иска - недополученная за январь 2019 года пенсия - менее 50 000 руб., то дело подсудно Мировому судье.

Ответчик – Военный комиссариат.

Пора готовить иски в суды примерно такого содержания:

В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу…», пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих… Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента (ч.2).

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от _____ декабря 2018 г. № _____ «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»»(далее – Федеральный закон от_____ декабря 2018 г. N _____-ФЗ) действие ч. 2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 приостановлено до 1 января 2020 года.

Согласно ч. 2 ст. 1 названного Федерального закона размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, с 1 января 2019 года, как и ранее, составляет 72,23 процента от размера указанного денежного довольствия.

При принятии данного закона, Комитет Государственной Думы по обороне в своем заключении от 6.11.2018 г. № 88/2, размещенном на официальном сайте Государственной Думы (http://sozd.duma.gov.ru/bill/556372-7) указал, что:

«Из пояснительной записки к законопроекту следует, что он подготовлен в соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), в соответствии с которым в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.С учетом проектируемого в 2019 году профицита федерального бюджета в 1,9 триллиона рублей рассматриваемый законопроект не соответствует норме, установленной пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса»;

«не соответствует положению статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации»;

Не соответствует Конституции Российской Федерации, поскольку «Тем самым федеральный законодатель меняет условия материального обеспечения граждан, уже выполнивших взятые на себя обязательства. По существу, складывающаяся практика приостановления действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I без адекватной компенсации означает, что государство в нарушение статей 39, 55 и 59 Конституции Российской Федерации в одностороннем порядке отказывается от своих обязательств, возникших в конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года № 9-П) и фактически дискредитирует установленный в этой норме механизм пенсионного обеспечения военнослужащих, что не соответствует положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, закрепляющим социальный характер государства»;

А также не соответствует позиции Конституционного Суда РФ – «Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой законодатель должен формировать механизм реализации права на пенсионное обеспечение с учетом финансово-экономических возможностей государства при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан», а финансово-экономические возможности государства позволяют не блокировать в 2019 году право, которое ежегодно блокируется с 2015 г. – «следует учитывать, что бюджет 2018 года изначально формировался как дефицитный, тогда как по итогам исполнения бюджета 2018 года предусмотрен профицит в размере 1,3 триллиона рублей».

Наличие финансово-экономических возможностей государства для реализации права, предусмотренного частью 2 ст. 43 Закона РФ № 4468-I на увеличение денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ № 4468-I, на 2 процента, то есть с 72,23 процентов до 74,23 процентов с 1 января 2019 года подтверждается размещенной на официальном сайте Государственной Думы Стенограммой (пункт 11) заседания Государственной Думы от 8.11.2018 г. (http://transcript.duma.gov.ru/node/5035/):

«Председательствующий. Гартунг Валерий Карлович, от фракции.

Гартунг В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Чрезвычайно важный закон, и наша фракция категорически против принятия этого закона, и вот почему…

Я понимаю, что приостановление действия положений определённых законов в соответствии с бюджетом, конечно… Ведь у нас как было написано? Если в бюджете нет денег, мы приостанавливаем действие, но мы это уже пятый год делаем! Напомню, что четыре предыдущих года были дефицитные бюджеты, - ну, это хоть как-то можно было понять, денег в бюджете не хватало, и вы говорили: вот тяжело - давайте мы чуть позже это сделаем. Но, коллеги, 2018 год заканчивается, есть 3 триллиона рублей дополнительных доходов нераспределённых, которые идут на валютный рынок, на них скупаются доллары, американские доллары, которые потом идут на поддержку иностранных экономик, а наших военнослужащих, которые сейчас гибнут, защищая нашу страну, мы не хотим поддержать, хотя есть и указ президента, и требование закона!

Для чего мы приостанавливаем действие этого закона, если у нас денег, как у дурака махорки? Объясните мне, пожалуйста, я не могу понять! 11 миллиардов рублей нужно всего-то, а денег лишних в соответствии с этим бюджетом, законопроект о котором будем во втором чтении рассматривать, - больше 2 триллионов рублей, и это только то, что осталось после того, как раздали нефтегазовому сектору, у которого 6 триллионов рублей доходов! Бедным нефтяникам помогаем, чтобы они цены на бензин не повышали, мы им сотни миллиардов рублей выдаём!.. Мы военнослужащим, семьям погибших военнослужащих, не можем 11 миллиардов рублей найти, а там сотни миллиардов находим - коллеги, ну как за такое можно голосовать?! Я понимаю, если бы действительно было тяжело стране, если бы действительно всем было тяжело, я мог бы это понять, но когда деньги есть, а мы не можем выполнить свои обязательства, но с высоких трибун говорим пафосные и хорошие слова… Давайте мы наши слова поддержим делом!

Коломейцев Николай Васильевич.

«Коломейцев Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!..

Я обращаюсь к большинству: уважаемые коллеги, ну какие аргументы вас убеждают в том, что сегодня есть необходимость дальше откладывать выполнение закона? С моей точки зрения, ни замминистра, ни содокладчик не привели ни одного аргумента.

Я вам больше скажу: у нас ведь есть специальное постановление правительства о дивидендной политике, но у нас есть особо одарённые госкорпорации, которые получают триллионы бесплатных средств, но ни разу не выполнили даже наполовину решение правительства о зачислении дивидендов в бюджет, - может, нам там посмотреть? У нас тогда профицит вообще будет не 3 триллиона, а 10 триллионов!

Поэтому я считаю, что нам надо, вообще, долги военным отдавать, тем более в условиях, когда нас со всех сторон окружили и обложили…, Мы категорически против этого законопроекта»;

Председательствующий. Спасибо.

Шерин Александр Николаевич, от фракции.

«Шерин А. Н. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР будет голосовать категорически против данного предложения, о котором нам сегодня доложил представитель Правительства Российской Федерации, и я прошу всех депутатов Государственной Думы поддержать нас в этом, потому что нам предлагают заморозить действие закона пятый год подряд.

И я напоминаю, уважаемые коллеги, что в прошлом году, в ноябре 2017 года, при принятии бюджета в этом зале мы с вами проголосовали за постановление Государственной Думы с просьбой проиндексировать выпадающие суммы пенсий военных пенсионеров в течение 2018 года. Правительством Российской Федерации это постановление выполнено не было, хотя официально нам заявляют, что уже сегодня профицит бюджета составляет 1,3 триллиона рублей, - среди этих денежных средств не нашлось денег для того, чтобы выполнить постановление Государственной Думы…

Предыстория. В законе о пенсионном обеспечении предусмотрено, что указанное в части первой статьи 43 денежное довольствие учитывается при исчислении пенсий с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. Этот закон заморожен с 2015 года, уважаемые коллеги! С 2015 года наши пенсионеры ждут, когда им будут давать обещанные 2 процента. Более того, я хочу вас проинформировать, что данная сумма не заложена в бюджет на 2020 и 2021 годы, хотя нам предлагают заморозить действие данной нормы до 1 января 2020 года, но правительство уже предполагает сделать то же самое и в 2020-м, и в 2021 году.

Хотел бы, коллеги, привести ряд цифр. Спасибо большое представителю правительства за то, что он честно ответил на мой вопрос и сказал, что этот закон требует дополнительно 11 миллиардов рублей (которые Правительство Российской Федерации не может изыскать). Дорогие друзья, выплаты вознаграждений в 2017 году составили: правлению «Роснефти», 11 человек, - 2 миллиарда 776 миллионов, в «Газпроме», 16 человек, - 3 миллиарда 268 миллионов, Сбербанк выплатил дивиденды, то есть вознаграждение помимо зарплаты, вознаграждение по итогам года, - 5 миллиардов 108 миллионов рублей, девять человек. Итого: 36 человек получили 11 миллиардов 152 миллиона рублей по итогам 2017 года, а в бюджете Правительства Российской Федерации на военных пенсионеров не могут найти 11 миллиардов рублей для 2 миллионов 638 тысяч человек на 2019 год!

Индексация пенсий военных пенсионеров происходит по двум направлениям: если повышается денежное довольствие военнослужащих, автоматически на этот процент индексируется пенсия и плюс, помимо этого, ещё 2 процента. Что они делают? Они индексируют денежное довольствие только с 1 октября - уважаемые коллеги, только с 1 октября! Не с 1 января, а в конце года, всего три месяца, и эти 2 процента замораживают, то есть это абсолютно непопулярное решение. Ну вы дайте военным пенсионерам хотя бы те 2 процента.

Кто такие военные пенсионеры? Это те люди, которые отслужили добросовестно в Афганистане, в Чечне, это те, кого с 1989 по 1993 год выбрасывали в поле вместе с семьями, выводя из стран - бывших участниц Варшавского договора; они не сидели на площадях, не барабанили касками, они честно выполняли свой долг, не получая зарплаты годами. И сегодня те люди, которые занимались приватизацией наших государственных предприятий, получают неплохие дивиденды, а те, кто честно выполнял свой воинский долг, обеспечивая им возможность заниматься распределением ресурсов страны, сегодня не могут получить от них эти 11 миллиардов рублей!

Уважаемые коллеги, я хотел бы также вам напомнить, что в следующем году, 15 февраля, отмечается тридцатая годовщина вывода советских войск из Афганистана. Я недавно встречался с военными пенсионерами, со своими преподавателями - это те люди, которые прошли Афганистан, горячие точки, те, кто учил меня в военном училище военному делу. Ну я не могу себе представить такого человека охранником в «Ашане», если ему не будет хватать пенсии, для того чтобы рассчитаться по коммунальным услугам!

Эльвира Сахипзадовна Набиуллина сообщила официально, что инфляция ожидается с 1 января на уровне 5-6 процентов, а у нас заложен уровень инфляции 4,3 процента. Ещё хочу обратить внимание, что «Ведомости» сообщили - это слова Силуанова, - что ВЭБ будет докапитализирован за счёт бюджета на 300 миллиардов рублей в течение 2019 года. За пять лет банк планируют докапитализировать на 1 триллион рублей - что происходит в стране?! Когда у нас говорят о том, что к концу 2019 года планируется накопить в Фонде национального благосостояния, в кубышке, 7 триллионов рублей, мы не можем найти 11 миллиардов рублей, для того чтобы добавить 2 процента военным пенсионерам! И это вопрос не к Министерству обороны - Министерство обороны выполняет свои обязательства перед военнослужащими, офицерами, которые выполняют сегодня свой долг. Речь идёт о тех людях, которые по результатам сердюковской реформы оказались не нужны государству, их отправили на пенсию, сказали: спасибо, мы в вас больше не нуждаемся, вы молодцы, отслужили, отработали, не погибли, остались живы, ну, вряд ли здоровы - теперь на пенсию. И пятый год подряд мы с вами об одном и том же говорим! Если мы не остановим этот беспредел, который творится в отношении военных пенсионеров, а их 2,5 миллиона человек… Гражданским пенсионерам будут индексировать пенсии, с 1 января на 7 процентов, - и это хорошо! - потому что гражданских пенсионеров более 40 миллионов, это электорат, а военных пенсионеров всего лишь 2,5 миллиона, поэтому в Правительстве Российской Федерации считают, что эту категорию можно игнорировать. Мы во фракции ЛДПР так не считаем.

Благодарим всех депутатов остальных фракций, которые нас поддерживают, и я прошу вас голосовать против замораживания закона, который предполагает возврат - не индексацию, а возврат - тех 2 процентов, которые государство обещало возвращать ежегодно сверх уровня инфляции военным пенсионерам и пенсионерам МВД. Кстати, этот закон на сотрудников ФСБ и ряда других силовых структур не распространяется. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Спасибо.

Представитель президента будет выступать? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет.

Ставится на голосование проект федерального закона «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Покажите результаты.

Воздержалось 1 чел. 0,2 %

Результат: принято

Принимается в первом чтении».

Согласно вышеуказанной стенограмме за данный законопроект проголосовали только депутаты фракции «Единая Россия», действующие на стороне Правительства РФ, которое бездоказательно, в целях экономии на военных пенсионерах, предложило данный законопроект.

Таким образом, Федеральный закон от ___________ № _____«О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу… в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» не соответствует п. 6 ст. 192 Бюджетного кодекса РФ, не соответствует Позиции Конституционного Суда РФ о формировании механизма реализации права на пенсионное обеспечение с учетом финансово-экономических возможностей государства, не соответствует Конституции РФ, а, следовательно, не должен применяться.

Военным комиссариатом ______________ не произведен перерасчет моей пенсии с 1.01.2019 г., в соответствии с ч. 2 ст. 43 Закона РФ № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», исходя из увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ № 4468-I, на 2 процента, то есть с 72,23 процентов до 74,23 процентов, с 1 января 2019 года.

Считаю, что мое право на получение пенсии в размере, исчисленном, исходя из размера денежного довольствия, установленного ст. 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», с учетом действия ее части второй, с 1.01.2019 г. нарушено.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2) (Определение Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2015 года № 2739-О).

Вместе с тем при установлении соответствующего правового регулирования и внесении в него изменений законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан, не допуская при этом снижения достигнутого уровня их социальной защищенности (Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2009 года № 12-П).

«Складывающаяся практика приостановления действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I без адекватной компенсации означает, что государство в нарушение статей 39, 55 и 59 Конституции Российской Федерации в одностороннем порядке отказывается от своих обязательств, возникших в конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года № 9-П) и фактически дискредитирует установленный в этой норме механизм пенсионного обеспечения военнослужащих, что не соответствует положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, закрепляющим социальный характер государства»(Заключение Комитета ГД по обороне).

Увеличение размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ № 4468-I, с 72,23 процентов до 74,23 процентов с 1 января 2019 года приводит к увеличению пенсии на (74,23/72,23=1,0277) 2,77% с 1 января 2019 года. Кроме того, пенсии подлежат увеличению на 4,3% в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих с 1 октября 2019 года, в соответствии со ст. 49 Закона РФ № 4468-I, а также п. 9 ст. 2 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», согласно которым размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 Закона РФ № 4468-I, и их семьям, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий. Таким образом, увеличение в соответствии с частью 2 ст. 1 оспариваемого закона размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ № 4468-I, с 72,23 процентов до 73,68 процентов с 1 октября 2019 года, что приводит к увеличению пенсий с 1 октября 2019 года на 2% (73,68/72,23=1,02), не является «соответствующим возмещением» – «адекватной компенсацией» отсутствия увеличения пенсий на 2,77% с 1 января 2019 года.

То обстоятельство, что «в 2013 и 2014 годах были заданы опережающие темпы доведения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, до ее максимального уровня» не означает, что этот «темп» выходил за рамки закона, что доведение до «максимального уровня» должно быть исключено, поскольку указанный «темп доведения» строго определялся нормой ч. 2 ст. 43, согласно которой с учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента. Кроме того, данный «темп доведения» является адекватной компенсацией того, что в 2013 и 2014 г. было приостановлено действие п. 9 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», согласно которому размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

«Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал и неоднократно подтверждал свою правовую позицию, в соответствии с которой законодатель должен формировать механизм реализации права на пенсионное обеспечение с учетом финансово-экономических возможностей государства при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан» (Определение Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 № 3001-О) (Заключение Комитета ГД по обороне).

Считаю Федеральный закон от ____________ № ___________«О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» не соответствующим Конституции РФ (статьям 2, 7, 17 (часть 1), 18, 39 (часть 1), 55 (части 2 и 3), в той мере, в какой данный федеральный закон приостанавливает действие нормы, установленной частью второй статьи 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», в отсутствие адекватной компенсации, а также при наличии финансово-экономических возможностей государства обеспечить действие указанной нормы.

Считаю пункт 6. ст. 192 Бюджетного кодекса РФ не соответствующим Конституции РФ (статьям 2, 7, 17 (часть 1), 18, 39 (часть 1), 55 (части 2 и 3) в той мере, в какой он позволяет произвольно, в целях экономии, при достаточном в очередном финансовом году общем объеме расходов для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, то есть при наличии финансово-экономических возможностей государства обеспечить выполнение установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, приостанавливать действие в очередном финансовом году отдельных положений федеральных законов, фактически обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году.

В соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.

Считаю, что обнаружившаяся неопределенность в том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации (ст. 2, ст. 7, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 39, ч. 2 и ч. 3 ст. 55) Федеральный закон от ____________ № ___________«О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», а также пункт 6 статьи 192 Бюджетного кодекса РФ, подлежащие применению в рассматриваемом деле, является основанием для рассмотрения запроса в Конституционном Суде Российской Федерации (ч. 2 ст. 36 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Согласно прилагаемому расчету (приложение 1) Военным комиссариатом ______________ за январь 2019 года мне выплачена пенсия в размере, исчисленном, исходя из размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ № 4468-I, 72,23 процента от размера указанного денежного довольствия, в то время как в соответствии с действующей в полном объеме (включая часть вторую) статьей 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» с 1 января 2019 года должна выплачиваться пенсия в размере, исчисленном, исходя из размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ № 4468-I, 74,23 процента от размера указанного денежного довольствия.

Согласно прилагаемому расчету сумма недополученной пенсии за январь 2019 года составляет _________________ руб.

В соответствии с подпунктом 39 пункта 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 года № 1609, осуществление пенсионного обеспечение граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является одной из основных задач военного комиссариата.

Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 6).

Таким образом, Военный комиссариат _________________ является надлежащим ответчиком по данному делу.

В соответствии со ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ.

В соответствии с ч. 6 ст. 29 ГПК РФ иски о восстановлении пенсионных прав, могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.

На основании изложенного, ст. ст. 131, 132 гл.12 ГПК РФ, ст.ст. 101, 102, 103 ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

1. Приостановить производство по делу и направить запрос в Конституционный Суд Российской Федерации с требованием проверить на соответствие Конституции Российской Федерации (статьям 2, 7, 17 (часть 1), 18, 39 (часть 1), 55 (части 2 и 3)):

Федеральный закон от ____________ № _______»О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», в той мере, в какой данный федеральный закон приостанавливает действие нормы, установленной частью второй статьи 43 названного Закона РФ, в отсутствие адекватной компенсации, а также при наличии финансово-экономических возможностей государства обеспечить действие указанной нормы;

Пункт 6. ст. 192 Бюджетного кодекса РФ, в той мере, в какой он позволяет произвольно, в целях экономии, при достаточном в очередном финансовом году общем объеме расходов для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, то есть при наличии финансово-экономических возможностей государства обеспечить выполнение установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, приостанавливать действие в очередном финансовом году отдельных положений федеральных законов, фактически обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году.

2. Восстановить с 1.01.2019 года мое право на получение пенсии в размере, исчисленном в соответствии с частью 2 статьи 43, исходя из размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ № 4468-I, 74,23 процента от размера указанного денежного довольствия.

3. Взыскать с Военного комиссариата _______________ в мою пользу недоплаченную пенсию за январь 2019 года в сумме ______________ руб.

От уплаты государственной пошлины Истец освобождается в соответствии п.п.5 п.2 ст. 333.36 главы 25.3 Налогового кодекса РФ «Государственная пошлина».

Приложения:

1. Расчет взыскиваемой суммы, определяющей цену иска;

2. Копия пенсионного удостоверения;

3. Копия Заключения Комитета Государственной Думы по обороне от 6.11.2018 г. № 88/2;

4. Копия пункта 11 Стенограммы заседания Государственной Думы от 8.11.2018 г.;

5. Копия оспариваемого Федерального закона от ____________ № _______»О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»;

6. Копия искового заявления и документов, указанных в пунктах 4 и 5 искового заявления, для Ответчика.

«____» января 2019 года Истец ______________________

Приложение 1

Расчёт взыскиваемой суммы

«____» ____________ 2019 г. Истец _________________________

Регулярно законодатель вносит соответствующие изменения и поправки в действующие правовые акты. Будущий год не исключение. Согласно последней информации, ожидается повышение военных пенсий в 2016 году.

Безусловно, уже вышедших на пенсию военных и тех, кто только собирается, волнует вопрос, какие изменения предвидятся в ближайшее время. Правительство приняло решение повысить размеры выплат. При этом нужно отметить, что индексация будет проведена не в полном объеме. Причина – экономический спад.

Если ориентироваться на положения законодательной базы, то ежегодно правительство обязано повышать размеры пенсионных выплат на уровень инфляции. В 2016 году исполнить это обязательство не представляется возможным, поскольку данные действия приведут к значительному повышению дефициту бюджета.

На протяжении нескольких месяцев искали возможные пути решения сложившейся ситуации. Теперь можно смело заявить, что военные пенсии в России в 2016 году с поправками на последние новости будут индексированы на 4%. Произойдет это в феврале месяце. Процент индексации выплат в 3 раза меньше, чем инфляция в стране.

Допускается также, что в течение года произойдет еще одно повышение. Но, говорить об этом точно можно только после того, как будет ясна ситуация с темпами развития российской экономии.

Совсем недавно военным пенсионерам проиндексировали пенсию на 7,5%. Произошло это в октябре текущего года. Решение этого вопроса не обошлось без участия Владимира Путина, который заявил, что необходимо найти средства на повышение выплат. Поставленная задача была решена, и военные пенсионеры получили индексацию своей пенсии. К сожалению, в новом году найти средства на большее повышение не представляется возможным. Так что военным пенсионерам остается только довольствоваться недавней прибавкой и надеяться на лучшие изменения в экономической ситуации страны. Такое возможно только после роста ВВП. В этом случае финансовое обеспечение социальной сферы можно будет провести в полном объеме. Напомним, что до наступления кризисной ситуации планировалось провести индексацию на 20%.

Ранее предполагалось, что в 2016 году увеличение военных пенсий будет приостановлено. Однако сейчас принято другое решение, что прибавка все-таки будет, но невысокой. При этом будет сокращена страховая часть доплаты, которые полагаются к военной пенсии тем гражданам, которые состояли в трудовых отношениях на гражданке.

В новом году решено не проводить индексацию окладов тех военных пенсионеров, которые продолжают работу в определенных структурных подразделениях. Это касается работы в Правительстве, государственном департаменте, в МИД и Минобороны. Ожидаются такие нововведения и для сотрудников исправительных учреждений, полицейских, силовиков, пожарников.

В настоящее время средний размер пенсии военнослужащего превышает средний уровень пенсионных выплат гражданским пенсионерам. Однако и тем, и другим категориям граждан остается ждать и надеяться на то, что экономика страны пойдет в гору и прибавки к их выплатам будут гораздо выше.

Последнее, о чём стоит думать военным, бывшими и ныне работающим, так это о пенсиях. Дело в том, что финансируются они по иным статьям бюджета, не связанным с другими социальными выплатами, такими как материнский капитал и пенсии по старости. Военные пенсии с 1 января 2016 года в России, как и ранее, продолжают финансироваться министерством обороны, а с учётом того, что статьи расходов в этой отрасли дотируются более активно, все страхи об их уменьшении напрасны.

Повышение пенсии военным пенсионерам в 2016 году

Согласно указу президента, подписанному ещё несколько лет назад, ежегодно пенсии военнослужащих пересчитываются по поправочным коэффициентам, которые имеют непосредственную зависимость от уровня инфляции. Так, согласно этому документу повышение должно быть не менее чем на 2%. Это позволяет военным чувствовать себя более уверенно по сравнению с остальными категориями населения, которые теряют, а не увеличивают свои доходы. К примеру, даже сейчас минимальные пенсии военного и рядового жителя отличаются примерно в 1,5 раза. При этом они постоянно продолжают повышаться, несмотря на кризисные настроения в экономике.

Но радужные настроения не прерываются даже здесь. Первый сбой в повышении прошёл в начале 2015 года. До этого времени индексирование выплат проводилось дважды в год, и соответственно доходы повышались. Но в январе 2015 в связи с обвалом рынка нефти индексирование не произошло. После чего встал вопрос об изыскании иных способов наполнения фондов, например, путём перераспределения имеющихся средств. В том числе, путём распродажи государственного имущества, находящегося под контролем министерств, связанных с военной промышленностью и обороной федерации.

В первую очередь с молотка отправились неиспользуемые здания и сооружения, а также законсервированная техника, которая по современным меркам пришла в негодность или является морально устаревшей. Но даже это не в силах обеспечить всех военных своевременным получением надбавок. Поэтому изыскиваются иные способы и пути решения сложившихся проблем. Однако, несмотря на все трудности, военные пенсии с 1 января 2016 года в России останутся выше остальных, хотя и для некоторых категорий военных будут пересмотрены. О индексации пенсий военным пенсионерам в 2016 году читайте в