Печорин и вера отношения. Печорин и Вера

В центре романа Лермонтова «Герой нашего времени» стоит проблема личности, «героя времени», который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми. Этот конфликт определяет образную систему произведения. Все персонажи группируются вокруг главного героя - Печорина и, вступая с ним в разнообразные отношения, помогают выделить ту или иную черту его личности.
По своему характеру Печорин романтик байронического типа. Он, личность яркая, сильная и крайне противоречивая, выделяется на фоне всех остальных героев и сам осознает свою неординарность, презирая других людей и стремясь сделать их игрушками в своих руках. Интересно, что и в глазах окружающих он тоже предстает в ореоле романтического героя, но отношение к нему неоднозначно.
Особую значимость в романе приобретают женские образы. Давно утвердилась мысль, что «всех слабее обрисованы лица женские», как отмечал еще Белинский. Но как бы то ни было, в системе персонажей они играют очень важную роль. Ведь «история души человеческой» раскрывается в романе в одном из самых ярких ее проявлений - в любви. И, может быть, именно здесь заметнее всего выступают противоречия натуры Печорина.
Печорин жаждет любви, он страстно ищет ее, «бешено гонится» за ней по свету. Почти во всех частях романа сюжет основан на очередной любовной истории Печорина или же каким-то образом связан с женщиной. Именно в любви Печорин пытается найти то, что могло бы примй-
рить его с жизнью, но каждый раз его ждет новое разочарование. Кто виновен в этом?
Очевидно, прежде всего сам Печорин. Ведь его отношение к женщине и к любви весьма своеобразно. «Я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания и никогда не мог насытиться». В этих словах героя звучит ничем не прикрытый эгоизм, и пусть от него страдает и сам Печорин, но еще более это касается тех женщин, с которыми его связала жизнь. Почти всегда встречи с ним заканчиваются для них трагически -- умирает Бэла, тяжело заболевает княжна Мери, опрокинут устоявшийся образ жизни девушки из «Тамани» Ундины, страдания и горе принесла любовь Печорина Вере.
Но есть и другая причина, которая кроется в самих этих женщинах, встреченных Печориным. Каждая из них, обладая своей индивидуальностью, все же не может устоять перед напором личности Печорина, становясь, по сути, его рабой. «Ты знаешь, что я твоя раба: я никогда не умела тебе противиться», - говорит ему Вера.
Сам Печорин отмечает, что «не любит женщин с характером», ему необходимо повелевать другими, всегда быть выше всех - ведь он истинный романтик. Но возможно ли при этом надеяться найти настоящую любовь, ту, где не один, а оба любящих готовы пожертвовать своими интересами, отдавать, а не брать? Может быть, слишком покорными и жертвенными натурами оказались те, с кем свела жизнь Печорина?
Во всяком случае, именно такие отношения связывали Веру и Печорина. Нам трудно представить точно, как они развивались, потому что в описании Веры автор часто использует намеки, образ этот очерчен неполно и так до конца остается неясным. Вероятно, здесь отчасти сказалось и то, что одним из прототипов этой героини была Варвара Лопухина, в замужестве Бахметева. Имеются предположения, она была единственной подлинной любовью Лермонтова, пронесенной им через всю жизнь. Но судьба разлучила их, а ревнивый муж Вареньки категорически противился какому-либо общению ее с Лермонтовым.
В той ситуации, которая рисуется в романе, действительно есть отдельные черты этой истории. Но главное, пожалуй, в том, что Вера- единственная женщина, которая по-настоящему дорога Печорину; она единственная, кто сумел разобраться и понять его сложный и противоречивый характер. «За что она меня так любит, право, не знаю! -записывает Печорин в своем дневнике. - Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями». Именно об этом и свидетельствует ее прощальное письмо, полученное Печориным после его возвращения с дуэли.
Прежде всего в этом письме звучит подтверждение того, что Печорин обладает какой-то особенной властью над женщинами, и Вера, как и другие, покорилась ему. «Мое слабое сердце покорилось снова знакомому голосу», - пишет она.
Вера признает, что любовь Печорина к ней эгоистична: «Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна». Это абсолютно верное замечание, ведь именно скука заставляет Печорина постоянно гнаться за все новыми и новыми впечатлениями, искать новую любовь и вновь разочаровываться: «Никто не умеет гак постоянно хотеть быть любимым».
Вера права и в том, что, несмотря на это, Печорин несчастлив: «Никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном». Но напрасно ожидать, что ему доступно понимание жертвенной любви: он принимает ее как должное, но сам не способен на такое же ответное чувство.
Почему же Вера, как и другие женщины, так любит его, чем он навсегда покорил ее сердце? Пытаясь разобраться в этом, она дает абсолютно точный портрет героя. «В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное», - отмечает она. Но это вовсе не означает, что Печорин лучше других. В этом Вера очень близка авторской характеристике «героя времени», данной в предисловии к роману: «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Вера прямо связывает с Печориным понятие зла: «Ни в ком зло не бывает так привлекательно», - говорит она. Ее слова буквально повторяет сам Печорин в своих размышлениях о любви Веры к нему: «Неужели зло так привлекательно?».
Мысль, на первый взгляд, выглядящая парадоксально: зло обычно не воспринимается как нечто привлекательное. Но у Лермонтова была своя особая позиция по отношению к силам зла: без них невозможно развитие жизни, ее совершенствование, в них не только дух разрушения, но и жажда созидания.
Недаром в его поэзии такое важное место занимает образ Демона, причем не столько озлобленного («зло наскучило ему»), сколько одинокого и страдающего, ищущего любви, которую ему так и не дано обрести никогда. Очевидно, что Печорин носит в себе черты этого необычного лермонтовского Демона, не говоря о том, что сюжет «Бэлы» во многом повторяет историю романтической поэмы «Демон». Сам герой романа видит в себе того, кто несет зло окружающим, и спокойно воспринимает это, но все же пытается найти добро и красоту, которые гибнут при столкновении с ним.
Вероятно, особая привлекательность зла в Печорине связана именно с такой параллелью между героями романа и поэмы. Демон горд и прекрасен, и Тамара покоряется ему, услышав только его голос. А вот как пишет о Печорине Вера, отмечая, что в нем есть «что-то гордое и таинственное»: «В твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая».
Эту власть чувствуют не только женщины, перед Печориным вынуждены отступать и все остальные герои романа. Он, как Титан среди людей, возвышается над всеми, но при этом остается абсолютно одинок. Такова судьба сильной личности, не способной вступать в гармоничные отношения с людьми.
Конец письма Веры - рассказ о ссоре с мужем и причина ее срочного отъезда. Но и здесь главное - тревога и волнение за любимого человека, столько страданий ей принесшего. Она, не сумев справиться с чувствами, когда узнала о ссоре Печорина с Грушницким, выдала себя мужу. «Я погибла, - но что за нужда?» - пишет она. Все ее помыслы только о Печорине: «Ты жив, ты не можешь умереть!» Какое самоотречение, какая глубокая любовь и боль в ее прощальных словах: «Если б я могла быть уверена, что ты всегда меня будешь помнить, не говорю уж любить, - нет, только помнить...» Она, для него «потерявшая все на свете», принесшая ему столько жертв, требует лишь одной: помнить ее и не жениться на Мери.
Как можно не откликнуться на такое чувство? Правда, Печорин, получив письмо, в первый момент в отчаянии бросается за Верой, конь под ним падает, и герой плачет, «горько, не стараясь удерживать слез и рыданий». Но вот порыв прошел, эмоции утихли, и их место занимает трезвый анализ: «Мне, однако, приятно, что я могу плакать!» Так его мысли снова вернулись к самому себе, и оказалось, что даже Вера ему не нужна.
Безусловно, судьба Веры печальна, но она сохранила главное - любовь. Печорина, конечно, жаль, но трагизм его положения, как мне кажется, во многом связан именно с тем, что он умеет любить только себя.

В. Г. Белинский назвал роман «Герой нашего времени» «воплем страдания» и «грустной думой» о тогдашнем времени. То время, ту эпоху с полным основанием называли эпохой безвременья, наступившей в России после разгрома декабристов. Мрачное время порождает мрачные характеры. Бездуховность порождает зло и несет это зло во все сферы жизни. Особенно больно это зло отражается на судьбах людей.

В романе «Герой нашего времени» Григорий Печорин сам объяснил причины своего несчастного характера: «Я был скромен - меня обвинили в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло - никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен… Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли», Но, кажется, не все «лучшие чувства» умерли в Печорине, ведь он сам сознавал трагичность своего положения, своей судьбы. Он страдает, когда погибает Бэла, когда им оскорблена княжна Мери; он стремится дать Грушницкому шанс и не быть в глазах других и в своих собственных подлецом. Но более всего проявляются глубокие, великодушные, подлинно человеческие движения его души в истории взаимоотношений с Верой, единственной женщиной, которую Печорин по-настоящему любил. Печорин говорит о себе с горечью и неудовлетворенностью: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия». Именно так любил Печорин Веру. Мы не знаем ничего о ее личности, о ее образе жизни, об ее отношениях с людьми, мы не знаем даже, как она выглядит. Она говорит только с Печориным, и темой этих разговоров является только любовь к нему. Это образ самой любви - беззаветной, самозабвенной, не признающей границ, недостатков и пороков возлюбленного. Только такая любовь и может раскрыть сердце Печорина - эгоистичное и ожесточенное. В отношениях с Верой Печорин хотя бы отчасти становится таким, каким создала его природа - глубоко чувствующим, переживающим человеком. Но и это бывает нечасто.

В своем прощальном письме Вера пишет: «…ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей…» Пусть так, но чувство это сильное, неподдельное, искреннее. Это настоящая любовь на всю жизнь. Ведь холодный, эгоистичный, насмешливый Печорин, который «смеется над всем на свете, особенно над чувствами», становится искренним, когда дело касается Веры. Вспомним: «ужасная грусть» стеснила его сердце при известии о появлении Веры в Пятигорске, «давно забытый трепет» пробежал по его жилам от звуков ее голоса, долгий взгляд, которым он провожает ее удаляющуюся фигуру, - ведь все это свидетельства истинного и глубокого чувства. Оставаясь эгоистом и в любви к Вере, Печорин все-таки не только берет, но и отдает какую-то часть собственного существа. Достаточно вспомнить, как гонится он за уехавшей Верой, как рухнул загнанный конь, а Печорин, прижавшись лицом к мокрой траве, рыдает исступленно и беспомощно.

Утрата Веры для Печорина - это, пожалуй, самая большая потеря, но личность его с этой потерей никак не меняется. Он по-прежнему остается холодным, равнодушным, расчетливым эгоистом. Однако в нем проступает существенная черта «героя нашего времени», у которого под обликом холодного эгоиста скрывается очень ранимая и глубокая душа.

Роман "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова считается одним из лучших произведений классической русской литературы. Говорить о нем можно очень долго - интересных тем для обсуждения более чем достаточно. Сегодня мы остановимся на одной из них - попытаемся понять, каким было отношение Печорина к Мери.

Характер Печорина

Сначала следует разобраться в характере главного героя. Нельзя не признать, что это человек, по своему развитию выше общества, окружающего его. Однако он не сумел найти применения своим талантам и способностям. 1830 годы - сложный период в российской истории. Будущее молодых людей того времени было "иль пусто, иль темно". Лермонтов в Печорине запечатлел черты молодого поколения тех лет. Портрет его героя составлен из пороков всего времени. В нем как будто два человека. Первый из них действует, а второй наблюдает за его действиями и рассуждает о них или, вернее, осуждает.

Отрицательные черты характера Печорина

В Печорине можно заметить множество отрицательных черт, включая и эгоизм. Хотя Белинский не мог согласиться с этим. Он говорил, что эгоизм "не обвиняет себя", "не страдает". Действительно, Печорин страдает из-за того, что ему скучно среди людей, принадлежащих к "водяному обществу". Стремление из него вырваться заключается в том, что герой растрачивает себя на различные мелкие дела. Печорин рискует жизнью, ища забвения в любви, подставляя чеченские пули под себя. Он очень страдает от скуки и осознает, что жить так, как живет он, неправильно. Герой честолюбив и злопамятен. Где бы он ни появился, везде случаются несчастья.

Для чего герой обманул Мери?

Глубокую душевную рану этот герой нанес княжне Мери. Он обманул эту девушку, предал ее любовь к нему. Какую же цель преследовал он? Исключительно собственное удовлетворение. В этом совершенно разными были Печорин и княжна Мери. Отношения между героями характеризуются тем, что княжна стремится сделать счастливым своего возлюбленного, а он думает лишь о себе. Однако Печорин хорошо осознает, какую неблагодарную роль сыграл в жизни этой девушки.

Развитие взаимоотношений между Печориным и Мери

Для того чтобы понять, каким было истинное отношение Печорина к Мери, вкратце проследим историю развития их весьма необычного романа. Мери - молодая и красивая дочь княгини Лиговской. Однако она чересчур наивна, а также чрезмерно доверчива к другим людям, включая Печорина. Сначала девушка не обратила внимание на главного героя, однако он сделал все, чтобы заинтересовать ее. Он переманил к себе поклонников Мери, рассказывая им забавные истории. После того как Печорин завоевал ее внимание, он попытался произвести на княжну хорошее впечатление историями и рассказами из своей жизни. Его цель заключалась в том, чтобы девушка начала видеть в нем необыкновенного человека, и он добился своего. Печорин постепенно покорил девушку. Во время бала он "спас" княгиню от пьяного нахала, пристававшего к ней. Заботливое отношение Печорина к княжне Мери не осталось незамеченным девушкой. Она считала, что герой искренен в своих поступках. Однако девушка жестоко ошиблась. Он просто хотел покорить ее, она для него была очередной игрушкой. Однажды вечером отправились на прогулку Печорин и Мери. Взаимоотношения их к тому времени уже развились достаточно для того, что произошло во время нее. Княжна почувствовала себя плохо, переходя через речку. Печорин обнял ее, девушка облокотилась на него, и тогда он ее поцеловал.

Был ли Печорин влюблен в Мери?

Печорин утверждал и старался убедить себя в том, что увлечение Мери ничего для него не значит, что он добивается любви этой девушки лишь для собственного удовольствия. Однако на самом деле отношение Печорина к Мери было несколько другим. Душа героя жаждала настоящей любви. Печорин начинает сомневаться: "Уж не влюбился ли я в самом деле?". Однако он тут же ловит себя на мысли, что привязанность к этой девушке - "жалкая привычка сердца". Любовь Печорина к Мери так и умерла в зародыше, поскольку герой не позволил ей развиться. А жаль - возможно, он обрел бы счастье, полюбив.

Таким образом, отношение Печорина к Мери является противоречивым. Герой уверяет себя в том, что не любит ее. Перед дуэлью он говорит Вернеру, что вынес из жизненной бури лишь несколько идей, однако не вынес ни одного чувства. Он признается, что давно живет головой, а не сердцем. Собственные поступки и страсти он взвешивает, разбирает "со строгим любопытством", однако "без участия". На первый взгляд то, как относится Печорин к Мери, подтверждает это представление главного героя о себе, которое свидетельствует о жестокости, безжалостной холодности его игры. Однако главный герой не так уж бесстрастен, каким пытается казаться. Несколько раз он ощущает, что увлекся, даже становится взволнованным. Главный герой упрекает себя за способность к чувству: ведь он уверил себя, что для него счастье заключается не в любви, а в "насыщенной гордости". Его натуру искажают невозможность найти высокую цель в жизни и вечный разлад с окружающими. Однако Печорин напрасно полагает, что ему принесет счастье эта "насыщенная гордость". И Мери, и Вера любят его, однако это не приносит ему удовлетворения. Да и отношения с этими героинями развиваются не только по воле Печорина.

Пока герой видит в княжне избалованную поклонением светскую барышню, ему приносит удовольствие оскорблять гордость девушки. Однако после того как в ней проступает душа, выявляется способность искренне страдать, а не просто играть в любовь, главный герой меняет свое мнение. Однако автор не завершает историю счастливым финалом - остаются одинокими Печорин и княжна Мери. Взаимоотношения этих двух героев ни к чему не привели. Отвергнуть чувство Мери его заставляет страх, а не равнодушие.

Как следует относиться к Печорину?

Вероятно, Печорин навсегда испортил жизнь этой девушки. Он разочаровал ее в любви. Теперь Мери не будет доверять никому. К Печорину можно относиться по-разному. Конечно, он подлец, недостойный любви другого человека и даже уважения к себе. Однако его оправдывает то, что он является порождением общества. Он воспитывался в среде, где истинные чувства было принято прятать под маской безразличия.

Заслужила ли Мери свою участь?

А что же Мери? К ней тоже по-разному можно относиться. Девушка видела настойчивость главного героя. И из этого сделала вывод о том, что он любит ее. Мери слышала, какие странные речи произносил этот герой, и поняла, что это необыкновенный человек. И она полюбила его, пренебрегая законами общества. Ведь Мери первая осмелилась сказать о своей любви. Это значит, что она верила, что герой ответит ей взаимностью. Однако тот молчал.

В чем была виновата Мери

Можно считать, что Мери сама виновата во всем, так как она была одновременно наивна и высокомерна, уверена в себе и слепа. В ней нет безоглядной преданности, свойственной Вере, нет искренности и страстной силы любви Бэлы. Но главное в том, что она не понимает Печорина. Девушка полюбила вовсе не его, а модного героя. Ее чувство к нему можно сравнить с чувством к Грушницкому - Мери видит в столь разных людях одно и то же: трагедия разочарования Печорина не отличается для нее от маски разочарованности Грушницкого. Если бы главный герой не приехал на воды, скорее всего, девушка бы влюбилась в Грушницкого, вышла за него замуж, несмотря на сопротивление матери, и была бы счастлива с ним.

Что оправдывает Мери

Однако можно ли так безоговорочно винить героиню? Ведь она не виновата, что молода, что ищет героя и готова найти его в первом встречном. Как и любая женщина, Мери мечтает о том, чтобы ее полюбил одинокий и сильный человек, для которого она готова стать целым миром, обогреть его и утешить, принести ему покой и радость. В этом смысле порождениями своей среды и времени были Печорин и княжна Мери. Отношения между ними характеризуются тем, что каждый играл свою роль. И если герой ее выдумал сам, то героиня играла естественную роль женщины, предназначение которой заключается в любви.

Возможно, не появись в ее жизни Печорин, она бы обрела свое счастье. Девушка прожила бы всю жизнь с иллюзией того, что Грушницкий - особенное существо, что она спасла его от одиночества и несчастий своей любовью.

Сложность человеческих взаимоотношений

Сложность человеческих взаимоотношений заключается в том, что даже в любви, которая является самой большой душевной близостью, люди зачастую неспособны до конца понять друг друга. Для того чтобы сохранить спокойствие и уверенность, нужны иллюзии. У Мери с Грушницким могла бы сохраниться иллюзия необходимости любимому, а тому хватило бы тихого домашнего очага, любви и преданности княжны. Что-то подобное, возможно, произошло бы, если бы не разошлись Печорин и Мери. Взаимоотношения между ними, конечно, вряд ли продлились бы долго из-за характера главного героя, однако непонимание и в этой паре, безусловно, также имело бы место.

…и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном.

Из письма Веры

Каждый по-своему определяет причины любви. Для кого-то это личный выбор, для кого-то события, связывающие людей навсегда, для кого-то судьба. В произведении М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин высказывает мысль о том, что секрет истинной бесконечной страсти в «невозможности достигнуть цели, то есть конца». Казалось бы, в таком случае главный персонаж романа, который всегда с легкостью приобретает власть над женским сердцем, не может испытывать этого чувства.

Однако и он способен любить.

Мы ничего не знаем о знакомстве Печорина и Веры, причине их первого расставания. Но нам известно, что лишь волей случая молодые люди вновь встречаются в Пятигорске.

Эта женщина с родинкой на щеке и глубокими спокойными глазами обладает высокими нравственными качествами. Её свойственна жертвенность, но не под влиянием сиюминутных страстей, а умная жертвенность сердца. Ради ребенка Вера выходит замуж за старого, но состоятельного человека. Позже и Печорину она напишет: «Ты был несчастлив, и я пожертвовала собою».

Чувство этой женщины к главному герою значительно больше, чем простая влюбленность светской дамы в «гордого и таинственного красавца». Она единственная поняла его «совершенно, со всеми … мелкими слабостями и дурными страстями». Быть может, поэтому Вера доверяет ему, как никто другой. И любит.

Казалось бы, Печорин «победил» её, но его чувство продолжает жить, а эта женщина по-прежнему остаётся единственной, кого он «не в силах был бы обмануть». Ради возможности видеться с Верой главный герой идёт на всё: разбивает сердце княжне Мери, убивает на дуэли своего приятеля Грушницкого. Но Вера, узнав об этом, признаётся мужу, что любит Печорина, и старик в гневе увозит её из города. Несчастная женщина лишь успевает написать главному герою прощание-исповедь.

Почему же Печорин мчится к ней после дуэли, чтобы «ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку»? Почему, загнав коня, как ребенок рыдает от беспомощности? Куда исчезают вдруг его «хладнокровие и твердость»? Нет, это не может быть лишь досадой неудовлетворенного самолюбия.

Перед дуэлью Печорин писал в своем дневнике: «И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно». Но был один такой человек - Вера. И в тот день Печорин потерял не только любимую женщину, но и единственную по-настоящему близкую душу.

В. Г. Белинский назвал роман «Герой нашего времени» «воплем страдания» и «грустной думой» о тогдашнем времени. То время, ту эпоху с полным основанием называли эпохой безвременья, наступившей в России после разгрома декабристов. Мрачное время порождает мрачные характеры. Бездуховность порождает зло и несет это зло во все сферы жизни. Особенно больно это зло отражается на судьбах людей.

В романе «Герой нашего времени» Григорий Печорин сам объяснил причины своего несчастного характера: «Я был скромен - меня обвинили в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло - никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен… Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли», Но, кажется, не все «лучшие чувства» умерли в Печорине, ведь он сам сознавал трагичность своего положения, своей судьбы. Он страдает, когда погибает Бэла, когда им оскорблена княжна Мери; он стремится дать Грушницкому шанс и не быть в глазах других и в своих собственных подлецом. Но более всего проявляются глубокие, великодушные, подлинно человеческие движения его души в истории взаимоотношений с Верой, единственной женщиной, которую Печорин по-настоящему любил. Печорин говорит о себе с горечью и неудовлетворенностью: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия». Именно так любил Печорин Веру. Мы не знаем ничего о ее личности, о ее образе жизни, об ее отношениях с людьми, мы не знаем даже, как она выглядит. Она говорит только с Печориным, и темой этих разговоров является только любовь к нему. Это образ самой любви - беззаветной, самозабвенной, не признающей границ, недостатков и пороков возлюбленного. Только такая любовь и может раскрыть сердце Печорина - эгоистичное и ожесточенное. В отношениях с Верой Печорин хотя бы отчасти становится таким, каким создала его природа - глубоко чувствующим, переживающим человеком. Но и это бывает нечасто.

В своем прощальном письме Вера пишет: «…ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей…» Пусть так, но чувство это сильное, неподдельное, искреннее. Это настоящая любовь на всю жизнь. Ведь холодный, эгоистичный, насмешливый Печорин, который «смеется над всем на свете, особенно над чувствами», становится искренним, когда дело касается Веры. Вспомним: «ужасная грусть» стеснила его сердце при известии о появлении Веры в Пятигорске, «давно забытый трепет» пробежал по его жилам от звуков ее голоса, долгий взгляд, которым он провожает ее удаляющуюся фигуру, - ведь все это свидетельства истинного и глубокого чувства. Оставаясь эгоистом и в любви к Вере, Печорин все-таки не только берет, но и отдает какую-то часть собственного существа. Достаточно вспомнить, как гонится он за уехавшей Верой, как рухнул загнанный конь, а Печорин, прижавшись лицом к мокрой траве, рыдает исступленно и беспомощно.

Утрата Веры для Печорина - это, пожалуй, самая большая потеря, но личность его с этой потерей никак не меняется. Он по-прежнему остается холодным, равнодушным, расчетливым эгоистом. Однако в нем проступает существенная черта «героя нашего времени», у которого под обликом холодного эгоиста скрывается очень ранимая и глубокая душа.