Пасха в когда православная. Главные обычаи празднества в России

Праздник Пасхи – трогательное и радостное событие, означающее победу жизни над смертью, дарующее людям надежду. В этот день Иисус Христос воскрес из мертвых, в том числе, благодаря искренним молитвам христиан. Когда католическая Пасха в 2016 году – один из самых популярных вопросов, которые задают друг другу верующие люди с приближением весны. В этой статье мы расскажем об истории замечательного праздника и ответим на главный вопрос.

Само слово «Пасха» имеет еврейские корни. В языке Древней Иудеи есть слово «Песах», означающее «идти мимо». Это слово связано со знаменитым Исходом – освобождением еврейского народа от египетского рабства. Страсти Христовы – казнь и вознесение христианского Бога – случились в Иерушалаиме (Иерусалиме) в момент празднования еврейского праздника Песах, посвященного Исходу. Христиане позаимствовали название своего главного праздника у евреев.

У западных славян воскресение Иисуса иногда называют «великой ночью». Например, в польском языке Пасху именуют Wielkanoc. Первые христиане отмечали Пасху каждую неделю. В пятницу верующие размышляли о земном пути Христа, наполненном страданием. В воскресенье люди радовались вознесению Иисуса и надежде на вечную жизнь, которую он дает людям.

Постепенно жизненные заботы и хлопоты заставляли людей все реже праздновать Пасху. Со второго века нашей эры Пасха стала ежегодным событием. Определить, когда наступит католическая Пасха в 2016 году вполне можно самостоятельно, если знать методику определения праздничного дня.

Правила определения даты празднования Пасхи

Разработал правила, по которым долгое время определялся день Пасхи, Никейский собор 325 года. Согласно постановлению собора, отмечать праздник положено в первое воскресенье после весеннего равноденствия. Весеннее равноденствие наступает 21 марта. Еще одно важнейшее условие – христианскую Пасху празднуют только после еврейской. При совпадении даты празднования торжества переносятся на первое полнолуние следующего месяца.

Впоследствии православная, католическая и протестантская церкви разошлись в оценке решений Никейского собора и выработали новые пасхалии. Католики решили реформировать общепринятую систему, введя так называемую григорианскую пасхалию. Православный патриарх наложил на это решение анафему.

Таким образом, чтобы определить, какого числа будет католическая Пасха в 2016 году, следует придерживаться григорианского календаря. Чаще всего католики празднуют воскресение Христа на одну неделю раньше, чем православные.

Католическая Пасха

На Пасху в храмах Римско-католической церкви проходит главное ежегодное богослужение. Священнослужители и прихожане вспоминают трагический земной путь Христа, его гибель на кресте и последующее воскресение. В храмовых дворах проходит так называемая Литургия Света: перед церковью разводят костер, священник читает молитву и зажигает от костра высокую свечу. Такие же свечи зажигают и верующие. Вереницей люди входят в храм для пасхального Навечерия.

Священнослужитель читает проповедь о Христе – эта часть называется в католическом мире Литургией Слова. Следующий этап празднования – Литургия Крещения. У католиков крещение взрослых людей часто происходит на Пасху. После Крещения люди молятся и обходят храм крестным ходом.

На 2016 год дата католической Пасхи пришлась на 27 марта. Отмечать праздник будут по всему миру, в том числе, в Москве. Центром торжеств в российской столице станет Римско-католический Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Святой Девы Марии.


Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha , от ивр. ‏פסח‏‎‎‎ ), Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ), Светлое Христово Воскресение - главное богослужебное событие церковного календаря, древнейший и самый важный христианский праздник, отмечавшийся ещё во времена апостолови установленный в честь Воскресения Иисуса Христа- центра всей библейской истории и фундамента всего христианского учения. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств». В настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником. Название праздника в русском и многих других языках происходит от еврейского слова Пе́сах, которое обозначает иудейскую Пасху и связано со словом пасах - «миновал» (иногда название толкуют как «минул, обошёл»).

Даты пасхального воскресенья:

Пасха Христова 2016 -1 мая ; Пасха Христова 2017 -16 апреля ; Пасха Христова 2018 -8 апреля ; Пасха Христова 2019 -28 апреля ; Пасха Христова 2020 -19 апреля

Арамейское название праздника звучит как писха, и существует мнение, что именно через арамейский язык слово «Пасха» вошло в греческий.

Ветхозаветная Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена. У христиан название праздника приобрело иное толкование - «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу».

Ветхозаветная Пасха, как и нынешний праздник Пе́сах (еврейская Пасха), праздновалась в память исхода евреев из Египта, то есть освобождения евреев от рабства. Название «Пе́сах» (ивр. ‏פסח‏‎‎‎) означает «миновал», «прошёл мимо». Оно связано с рассказом о десяти египетских казнях.

Одно бедствие («казнь») сменялось другим, и наконец за отказ фараона отпустить израильский народ Бог «наказал Египет страшной казнью», убив всех пе́рвенцев, то есть всех первых по старшинству потомков мужского пола - и у людей, и у ското́в. Казнь миновала лишь первенцев иудеев, жилища которых Бог различил по условному знаку (крови а́гнца на косяке двери) и прошёл мимо:

«А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его. Исх. 12:12 »

После последней казни фараон отпустил еврейский народ вместе с его стадами, а напуганные египтяне торопили евреев, чтобы те скорее ушли (Исх. 12:31-33).

Как исторически, так и этимологически ветхозаветная Пасха была связан с исходом евреев из Египта через Чермное море (Залив Бардавиль на севере Синая, или Суэцкий залив Красного моря).

Пасхальный агнец

В память об этих событиях «всему обществу Израилевых» предписывалось вечером 14-го ниса́на (первого месяца еврейского календаря) приносить в жертву а́гнца - однолетнего ягнёнка или козлёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опре́сноками и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх. 12:1-10, Чис. 9:1-14). Вкушение пасхальной трапезы выступало как «свидетельство главного события всей ветхозаветной истории» - исхода евреев из Египта.

Пасхальный агнец иначе именовался «пасхой» («песахом»). Такое употребление можно найти, в частности, в рассказах евангелистов о Тайной Ве́чери (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15).

Пасха в Новом Завете

Пасха неоднократно упоминается в Евангелиях, но особое место занимает в них рассказ о Тайной Ве́чери, которая у Матфея, Марка и Луки описана как праздничная пасхальная трапеза (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15), и о последующем распятии Иисуса Христа.

Именно во время Тайной Вечери Иисус Христос произнёс слова и совершил действия, которые поменяли смысл праздника. Иисус заменил Собой место пасхальной жертвы, и в результате «ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда», а новой пасхальной трапезой становится Евхаристия.

Поскольку казнь состоялась в пятницу, «то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу … просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Ин. 19:31), и воины перебили голени распятым разбойникам, однако же, «придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин. 19:32-32). Иоанн Богослов, который рассказывает об этих событиях, находит в них исполнение слов Священного Писания: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин. 19:36).

Новое понимание пасхальной жертвы хорошо отражают слова апостола Павла (1Кор. 5:7):

«…Пасха наша, Христос, заклан за нас.»

Прекращение ветхозаветных жертв

После разрушения в 70 году Иерусалимского храма ритуальное закла́ние пасхального агнца прекратилось, и в современном ритуале совершения Песаха о нём напоминает предписание «съесть небольшой кусочек испечённого мяса» во время ночной трапезы.

Раннее христианство

После Пятидесятницы христиане начали совершать первые богослужения Евхаристии, посвященные воспоминанию смерти Иисуса Христа. Литургии совершались как Тайная Вечеря - Пасха страданий, связанная с Крестной смертью. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианств.

В некоторых ранних источниках говорится о еженедельных празднованиях: пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа («Пастырь Ермы», III,V:1), а воскресенье - днём радости (Тертуллиан, «De corona mil.», гл. 3). Эти празднования становились более торжественными в период еврейского Песаха - годовщины смерти Христа.

В малоазийских церквях, особенно иудеохристианами, в I век н. э. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейским Песахом - 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии (Блаж. Иероним, Толк. на Мф. 25,6 - PL 26,192). Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейского Песаха, потому как Иисус Христос был казнён в день Песаха и воскрес по Евангелиям в день после субботы - то есть в воскресенье. Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквах. В сочинениях ранних христианских писателей - в послании св. Иринея Лионского епископу Римскому Виктору, «Слове о Пасхе» Мелитона Сардийского, в творениях Аполлинария Иерапольского, Климента Александрийского, св. Ипполита Римского - есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная» - πάσχα σταυρόσιμον, pascha crucificationis, она совпадала с еврейским Песахом, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная» - πάσχα άναστάσιμον, pascha resurrectionis. В современном богослужебном Уставе сохранились следы этих древних праздников. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени. Также на Уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения.

В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей. Возник т. н. «пасхальный спор» между Римом и церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии, названные четыренадесятниками или квартодециманами (от 14 числа месяца нисана), строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана, опираясь на авторитет ап. Иоанна Богослова. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось. Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия. В 155 году Поликарп, епископ Смирны, посетил римского епископа Аникета, чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было. Позднее, в 190-192 гг., римский епископ Виктор на соборах в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе, настаивал, чтобы малоазийские христиане отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Св. Ириней Лионский, выступил против отлучения малоазийцев, указывая, что расхождения по формальным пунктам не должны ставить под угрозу единство Церкви.

Многие общины ориентировались на принятые у иудеев расчеты пасхального месяца. К этому времени твердая связь между равноденствием и месяцем нисаном не соблюдалась, и в некоторые годы это приводило к празднованию Пасхи до дня весеннего равноденствия (то есть, наступления нового астрономического года). Эта практика не принималась другими общинами.

Первый Вселенский собор

Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее, впоследствии названном Первым Вселенским. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия:

«Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев… »

Как сообщает историк, епископ и участник собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина», на Первом Вселенском все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время:

«Глава 14. Единогласное определение Собора касательно Веры и (празднования) Пасхи:

Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу.»

Евсевий Кесарийский, пересказывая слова императора Константина, приводит и аргументы, которыми руководствовались отцы Первого Вселенского собора для такого решения:

«Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз.

Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему, божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся.»

Днём Пасхи был выбран первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия.

Александрийский епископ должен был вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день празднования. Однако через какое-то время такое сообщение прекратилось. Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни. В Александрии были созданы пасхальные таблицы - пасхальный календарь, позволяющие определить дату Пасхи на длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта. В VI-VIII веках эта Пасхалия была принята западной церковью.

Исходное определение Первого Вселенского собора относительно Пасхи стало основанием для церковного устава.

Поместный Антиохийский собор 341 года в своем первом правиле требует строгого соблюдения решений Первого Вселенского собора о дне празднования Пасхи под страхом отлучения от Церкви и извержения из священнического сана.

Свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья. Только в V веке название Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название «царя дней».

Средние века и Новое время

В VI веке Римская церковь приняла восточную пасхалию. Но в течение почти 500 лет после Никейского собора Пасха праздновалась по разным пасхалиям. Александрийская Пасхалия использовалась во всем христианском мире до конца XVI века, более 800 лет. Восточная или Александрийская Пасхалия построена на четырёх ограничениях, изложенных Матфеем Властарем:

«Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило (7-е) и два получили начало из ненаписанного предания. Первое - мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия; второе - совершать не в один день с иудеями; третье - не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; четвертое - и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету. Поэтому, чтобы сии четыре ограничения соблюдались равно мудрыми и простыми, и чтобы христиане по всей вселенной праздновали Пасху в одно время, не имея притом нигде надобности в особых астрономических вычислениях, - отцы составили канон и предали Церкви, без нарушения сказанных ограничений.»

В 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В этом же году папа Римский Григорий направил послов к патриарху Иеремии с предложением принятия нового григорианского календаря и новой григорианской пасхалии. В 1583 году патриарх Иеремия созвал большой поместный собор, пригласив восточных патриархов, на котором предали анафеме не только принимающих григорианскую пасхалию, но и григорианский календарь, в частности в правиле Великого Константинопольского собора 1583 года сказано:

«Ζ. Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить - да будет анафема»

В результате реформы пасхалии католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.

Современность

В 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провёл т. н. «Всеправославное» совещание с участием представителей Элладской, Румынской и Сербской православных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года. Восточные церкви осудили это решение, а Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что в введении нового календаря нет никакой необходимости. В Русской и Сербской церквях после попытки перемены календаря оставили прежний из-за возможной смуты в народе.

В марте 1924 года на новый стиль перешли Константинопольская (уже при Григории VII) и Элладская церкви. Румынская церковь приняла «новоюлианский» календарь 1 октября 1924 года.

Возмущения духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его подать в отставку 20 сентября 1923 года. 20 мая 1926 года Мелетий становится Папой и патриархом Александрийской церкви, где, вопреки прежде принятому соборному решению, вводит новый календарь. В греческих церквах произошел масштабный церковный раскол, не уврачеванный по сей день. Образовалось несколько самостоятельных старокалендарных греческих Синодов.

На Московском Совещании 1948 года было решено, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными церквами по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю, а непереходящие праздники по тому, по которому живёт данная Церковь. В том же году на новоюлианский календарь перешла Антиохийская православная церковь.

Сегодня юлианским календарём всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также Афон.

Финляндская православная церковь полностью перешла на григорианский календарь.

Остальные Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и другие непереходящие праздники - по новому стилю.

В Великобритании Пасхальный Акт 1928 года устанавливал дату Пасхи на первое воскресенье после второй субботы апреля; однако данное постановление не вступило в силу. В 1997 году на саммите в Алеппо (Сирия) Всемирный совет церквей предложил зафиксировать день Пасхи в солнечном календаре (также второе воскресение апреля) либо утвердить единообразную Пасхалию для всего христианского мира, исходя из астрономических требований. Реформа была назначена на 2001 год, но не была принята всеми членами Совета.

Общее правило для расчёта даты Пасхи:

«Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии - Александрийская и Григорианская - основаны на этом принципе.

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь) (Матфей Властарь, Синтагма. О Святой Пасхе).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

Обращение Земли вокруг Солнца (дата весеннего равноденствия);

Обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);

Установленный день празднования - воскресенье;

Для расчёта даты полнолуния в год Y надо найти золотое число G - порядок года в 19-летнем цикле полнолуний (Метонов цикл);

В 1 год н. э. золотое число равнялось 2, соответственно в год Y от Р. Х.

G = (остаток от Y/19)+1;

Основание Луны - число, показывающее возраст луны на 1 марта, то есть сколько дней прошло к 1 марта от предыдущей лунной фазы. Разница между основаниями последующиx годов равна 11. Число дней лунного месяца равно 30.

Основание = остаток от (11·G)/30 .

Новолуние = 30 - Основание;

Полнолуние = Новолуние + 14;

Если полнолуние раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Однако восточные (православные, греко-католики и верующие древневосточных церквей) и западные (католики латинского обряда и протестанты) христиане используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам.

Согласно восточной традиции, Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии; дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) выпадает на один из 35 дней в период с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю (что в XX-XXI веках соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. ст.). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (25 марта), то она называется Кириопасха (Господня Пасха). Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую субботу перед православной Пасхой.

В Римско-католической и протестантских церквях дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. В XVI веке Римско-католическая церковь провела календарную реформу, целью которой было привести рассчитываемую дату Пасхи в соответствие с наблюдаемыми явлениями на небе (к этому времени старая пасхалия уже давала даты полнолуний и равноденствий, не соответствующие реальному положению светил). Новая пасхалия была составлена неаполитанским астрономом Алоизием Лилием и немецким монахом-иезуитом Кристофером Клавием.

Расхождение между датами Пасхи в восточных и западных церквях вызвано различием в дате церковных полнолуний и разницей между солнечными календарями (13 дней в XXI веке). Западная Пасха в 30 % случаев совпадает с восточной, в 45 % случаев опережает её на неделю, в 5 % - на 4 недели и в 20 % - на 5 недель. Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.

Вечный календарь из Швеции для вычисления дня Пасхи в 1140-1671 по юлианскому календарю. Каждая руна соответствует определённому номеру недели, на которую будет приходиться праздник

Пасха в церковном году

К Пасхе привязаны важнейшие переходящие праздники, отмечаемые в последовательности евангельских событий:

Лазарева суббота; Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи:

По древнему иудейскому преданию, Мессия - Царь Израилев должен быть явлен на Песах в Иерусалиме. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя (Ин. 12:12);

Страстная Седмица - неделя перед праздником Пасхи:

Вели́кий понедельник , Страстно́й понедельник - понедельник Страстной недели. В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Вели́кий вто́рник - вторник Страстной недели, в который вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме.

Вели́кая среда́ , Страстна́я среда - среда Страстной недели на которой вспоминается предательство ИудойИисуса Христа и помазание его миром.

Великий четверг - Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. Синоптические Евангелия описывают этот день как день опресноков, то есть иудейскую Пасху(Песах). Евангелие от Иоанна и дальнейшие события других Евангелий показывают, что иудеи Иерусалима праздновали Пасху после дня казни Христа, то есть двумя днями позже. Одно из объяснений, также с учётом кумранских находок, предполагает, что календарь Галилеи отставал на два дня от иерусалимского. Таким образом, на Тайной Вечери ветхозаветный Песах - агнец, вино и опресноки мистически связывается с новозаветной Пасхой - Христом, Его Телом и Кровью;

Страстная пятница - по традиции, перед праздником Песах Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчёркивает, что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху(Песах) есть прообраз Пасхи новозаветной - заклания Христа как Агнца Божьего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб - пещеру до наступления субботнего покоя. При погребении присутствуют Мария Магдалина и «другая Мария»;

Великая суббота - первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых;

Эмалевая миниатюра «Воскресение Христово» (наплечник Андрея Боголюбского, ок. 1170-1180-х гг.)

Пасха - Светлое Христово Воскресение:

Воскресение Христово (первый день после субботы) - после субботнего покоя ко гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Явление Христа ученикам;

Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме - явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверение Фомы:

Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».

Христос продолжает являться ученикам в течение сорока дней после своего Воскресения, в частности, на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы (о чём сообщает Иоанн Богослов), а также более чем пяти сотням свидетелей (1Кор. 15:6);

Вознесение Господне - сороковой день после Пасхи:

На сороковой день после Воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов;

Пятидесятница - пятидесятый день после Пасхи (в православии совпадает с Днём Святой Троицы):

На пятидесятый день после Воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.

Пасхальные традиции

Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста - времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).

Пасхальное богослужение

В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. Оно формировалось в первые века христианства как крещальное. Большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение в этот особый день.

В Церкви с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром - с рассветом.

Пасхальное приветствие

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16), также 1Пет. 5:14, 1Кор. 16:20.

Пасхальный огонь

Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

Пасхал

В католическом богослужении перед началом Пасхальной службы возжигают Пасхал - особую пасхальную свечу, огонь от которой раздают всем верующим, после чего начинается служба. Эта свеча зажигается на всех богослужениях Пасхальной недели.

В дореволюционное время в России, а на Западе и по сей день на прихрамовой территории разжигается большой костёр. С одной стороны, смысл костра такой же, как и у пасхальной свечи, - огонь есть Свет и Обновление. Пасхальный костёр также разводят для символического сожжения Иуды (Греция, Германия). С другой стороны, около этого огня могут греться те, кто вышел из храма или не дошёл до него, поэтому он является также символом костра, у которого грелся Пётр. В дополнение к световой иллюминации костров и фейерверков используют всяческие хлопушки и «шутихи» для торжественности праздника.

Пасхальная трапеза

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи и пасхальные яйца, приготовленные к праздничному столу для разговения после Великого поста.

Пасхальное яйцо в христианской традиции обозначает Гроб Господень: яйцо, хотя снаружи выглядит мёртвым, внутри содержит новую жизнь, которая выйдет из него, и поэтому яйцо служит «символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его».

Пасхальные яйца. Творожные пасхи

В православной традиции обычай дарить яйца связывают с преданием о яйце, подаренном Марией Магдалиной императору Тиберию.

Согласно изложению Димитрия Ростовского, святая равноапостольная Мария Магдалина нашла возможность явиться к императору и подарила ему яйцо, окрашенное в красный цвет, со словами: «Христос воскрес!» Выбор яйца как подарка, согласно святителю Димитрию, был вызван бедностью Марии, которая, однако, не захотела явиться с пустыми руками, цвет же яйца был призван привлечь внимание императора.

Хотя яйца красят в разные цвета, именно красный является традиционным: он символизирует кровь распятого Христа. (Вообще, красный цвет характерен для Пасхи. В частности, таков цвет богослужебных облачений этого праздника.)

В православной традиции с Пасхой связан а́ртос - особый хлеб, используемый за богослужениями Светлой седмицы, который в русской приходской практике освящается в конце Пасхальной литургии, после заамвонной молитвы. Этот хлеб на протяжении всей Светлой Седмицы находится в храме и раздаётся верующим после литургии в Светлую субботу. «В России распространен обычай не потреблять артос полностью в этот день, а хранить его дома для вкушения натощак», что происходит в особых случаях, например, при болезни.

Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы (на практике, конечно же, это редко соблюдается).

Пасхальный крестный ход

Непосредственно перед Пасхой верующие собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

В Римско-католической церкви крестный ход совершается в богослужение навечерия Пасхи, однако не перед Литургией, а после неё. Крестный ход на Пасху не следует путать с богослужением Крестного пути, особым католическим великопостным богослужением в воспоминание Страстей Господних.

Пасхальный звон

В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

В Бельгии детям говорят, что колокола молчат до Пасхи, потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами.

Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Так, в некоторых церквях Греции, как только в Евангелии начинают читать о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек, люстры-паникадила при этом раскачиваются из стороны в сторону. Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие гроба при воскресении Христа.


Пасха празднуется всем христианским миром. В этот день мы восхваляем победу Господа нашего Иисуса Христа над Тьмой, Грехами и злом, а также его Воскресение, что является символом победы над Смертью.

Дата Пасхи назначается в первое воскресенье, что следует за первым полнолунием после дня весеннего равноденствия. Из этого вытекает, что праздник по сути не привязан к традиционному календарю и каждый год отмечается в разное время. Так какого числа Пасха в 2016 году ? Ниже дан ответ отдельно для Православного и Католического праздника.

Католическая Пасха в 2016 году

Центром этого главного праздника всего христианского мира западного обряда является Италия.

Здесь очень щепетильно относятся к её проведению. В Средние века факелами разносили огонь, что разжигали в церкви накануне вечером, по домам. Что символизировало Свет, который подарил Христос Человечеству и он защитил нас от Зла.

Перед Пасхой хозяйки проводят в своём жилье генеральную уборку. Она проводится очень тщательно.

Пасха начинается с праздничного завтрака, на который собираются все члены семьи. Завтрак очень обилен — и на стол ставятся самые изысканные блюда. Главным символом Пасхи являются яйца. Они символизируют продолжение жизни, а также плодородие. Их окрашивают в различные яркие цвета и они дарятся детям.

После завтрака следует через некоторое время обед, что сопровождается ещё более изысканными праздничными блюдами.

Православная Пасха в 2016 году

Самый главный праздник христиан восточного обряда.

Его начинают праздновать в ночь с субботы на воскресенье назначенной даты. Службы проходят во всех церквях и люди собираются с вечера, поздравляют друг друга, молятся. Утром начинают разговляться после Великого поста. На столы ставятся крашеные яйца, куличи и пасхи (приготовленные из творога, изюма). У каждой хозяйки обычно имеется свой уникальный домашний рецепт этого блюда.

Истоки и традиции праздника

Этот праздник был официально признан ещё в 325 году н. э. на І Вселенском Соборе. Но корни Пасхи тянутся намного глубже официального признания и простираются до праздника Пейсах, что отмечается еврейским народом в память об исходе их предков из Египта. Это событие было связано с 10 египетскими казнями. Последняя из них отняла жизни у первенцев в каждой семье Египта, кроме семей иудеев.

Памятуя о таком милосердии Бога, иудеи каждый год приносят в жертву ягнёнка. Обязательным условием является то, чтобы он был мужского пола, ему был 1 год, без пороков. Этого ягнёнка испекают на огне и в пасхальную ночь в семейном кругу съедают полностью, закусывая мацой, а также различными горькими травами и не преломляя его костей.

Однако, когда был разрушен Храм, то такое жертвоприношение стало невозможным и теперь осталась традиция кушать мацу.

В раннем христианстве Пасху праздновали после Пятидесятницы, проводя специальные поминальные Литургии, которые были похожи на Тайную вечерю. В этот день христиане вспоминали о том, что Христос отдал свою жизнь за человечество.

Некоторые источники говорят о том, что христиане каждую пятницу считали днём, в который они скорбят о смерти Христа, а в воскресенье они радовались тому, что он воскрес.

Потом наметилось некоторое разделение в выборе даты празднования Пасхи. В Малой Азии христиане назначали каждый год дату 14 ниссана, по иудейскому обычаю. Так они ждали прихода Мессии.

Однако в других церквях начали определять дату Пасхи в первое воскресенье после весеннего полнолуния, что последовало за весенним равноденствием.

Первый Вселенский собор положил начало определению даты, отличной от иудейской.

Светлого Вам праздника от администрации сайта « » !

Православная и Католическая Пасхи - какого числа, дата

Мы повествуем вам о Пасхе, истории и традициях проведения этого церковного праздника, какого числа будет в 2016, 2017, 2018… годах православная и католическая Пасхи и многое другое, обо все о том, что связанно с этим почитаемым во всем мире праздником, ее проведением и празднованием.

Уверенны, что вам хорошо известно, православная, как и католическая Пасха - это христианская церковная дата, которая посвящена такому историческому событию, как - воскресению Иисуса Христа, и знать о Пасхе, ее истории возникновения, праздновании и традициях проведения, нужно бы знать каждому из нас.

Воскресение Христово - самый почитаемый и один из самых древнейший праздников во всем церковном календаре. Название праздника Пасхи (Воскресение Христово), появилось очень давно, а пошло от еврейского слова “песах” Пасха у еврейского народа была посвящена, прежде всего - избавлению Израиля от египетского рабства.

В современном мире, в глазах многих христиан Воскресение Христово (Пасха) - является главным символом искупления грехов людей, через физическую смерть Иисуса Христа с последующим его воскрешением.

Назвать Пасху праздником, даже самым большим и почитаемым в мире праздником - слишком мало и неправильно. Ведь Пасха важнее любого другого праздника и точно значимее любого события, когда либо, происходившего в мировой истории. В этот день все люди в мире, а значит - почти каждый из нас, получают надежду на спасение, ведь Христос воскрес.

Почему этот день называется Пасхой, потому что это значит - “переход”, а отмечается Пасха , как в Православной, так и в Католической Церкви как главный день года. В церковной Пасхе - вся суть христианства, за всю его историю, весь смысл веры человечества.

Римско-католическая церковь в 16 веке, провела масштабную реформу календаря. Целью этой реформы являлось - ввести новый метод исчисления Пасхи. Именно по этой причине католическая православная Пасхи и имеют расхождение в датах проведения праздника. Это обусловлено, прежде всего, разницей церковных полнолуний, а еще и различием солнечных календарей.

Католическая Пасха в западном мире проводится раньше (почти в половине случае), православной на неделю, примерно в 30 процентов случаев Пасхи совпадают, в пяти процентах случаев - разница между православной и католической Пасхой составляет 1 месяц и в 20 процентах - составляет 5 недель. Различия в проведении Пасхи в две-три недели не бывает.

В славянской ведической традиции Пасха - крупный и самый важный церковный праздник - день, когда после продолжительной зимы просыпается весь живой мир Внешнее природное пробуждение является символом внутреннего божественного действа - перерождения Вселенной.

Стоит отметить, что дата празднования Пасхи в те времена совпадал с днем весеннего равноденствия, а имела немного иной, отличный от современного понятия смысл.

В те далекие времена (ветхозаветные) - празднование Пасхи всегда происходило 15 числа месяца нисана по лунному календарю. В дальнейшем от начала Христовой Церкви стали праздновать Пасху в 14 день месяца нисана по лунному календарю (иудейскому).

На востоке в Малой Азии праздновали также в этот день, вспоминая главным образом Распятие Спасителя, в Риме и других католических церквях праздновали Воскрешение Христово в воскресный день после этой даты.

Обязательная для всех Церквей дата определения празднования Воскрешения Христа (дня Пасхи) - была обговорена, а затем и утверждена на первом Вселенском соборе в 325 году нашей эры Согласно решению собора Пасха должна была праздноваться в первое воскресенье месяца после окончания первого полнолуния, которое будет сразу после дня весеннего равноденствия.

Здесь же было установлено, что впредь Великая Пасха не должна будет праздноваться в один день с иудеями, а также до их празднования Воскрешения Христа, но в современное время, в западных церквях западной условие данной традиции сейчас не учитывается.

Расхождения в определении дат празднования Православной и Католической Пасхи между Западом и Востоком возникла в 16 веке, после введения в летоисчисление григорианского календаря (новый стиль). В тех пор на Западе начали применять новую формулу расчета дня празднования Пасхи, связанную с внедренным григорианским календарем.

На сегодняшний день в восточной церковной традиции применяется юлианский календарь (старое исчисление), именно поэтому дата Православной Пасхи рассчитывается от дня равноденствия по старому юлианскому стилю, в то время как в Католической традиции дата Воскрешения Христа рассчитывается от дня весеннего равноденствия, но уже по новому григорианскому стилю (календарю).

Беря во внимание тот факт, что дата полнолуния, от которой отталкивается исчисление празднование дня Пасхи, каждый год разная, т е. не является фиксированной и приходится на разные дни, то и между западным и восточным празднованием Воскрешения Христа также не может и не является фиксированным.

Праздник Пасхи – это один из самых светлых и долгожданных христианских праздников, который ожидают все христиане мира. В этот день можно смело радоваться приходу весны, воскресению нашего Спасителя и Его бессмертию.

Именно воскресенье Христа из мертвых празднуется всеми верующими, как символ великого чуда, как символ спасения и счастья всего человечества. Не зря этот великий и светлый праздник празднуется весной, ведь в этот период воскресает и расцветает все вокруг, будто бы радуясь спасению всего человечества.

Воскресение Христа, которое обычно празднуется по православному календарю с субботы на воскресенье, имеет множество разных традиций и ритуалов, которые неизменны из года в год. Так все христиане мира обязательно пекут дома или покупают вкусные пасхи, варят яйца и ставят на стол самые богатые и вкусные блюда. Конечно, все также посещают Церковь, молятся в Храмах и обязательно святят свои блюда. Это неотъемлемый ритуал этого великого Праздника. Каждый год дата празднования католической и православной Пасхи меняется, это связано с особенностями определения даты ее празднования. Обычно Пасху празднуют в первый воскресный день полнолуния или по происшествию весеннего равноденствия.

И хотя за окнами еще зима и рано думать о праздники многие верующие начинают интересоваться, когда же в этом году будут праздновать Пасху 2016 и на какое число она выпадает? На этот вопрос уже есть ответ, так как священники и церковные служители уже давно определились с главной датой празднования этого светлого праздника. Для многих верующих знания этих дат очень важны, ведь им точно нужно знать, с какого числа начинается Великий Пост и когда он заканчивается!

Итак, сегодня практически каждый верующий человек хоть раз, но интересовался: «Пасха в 2016 году какого числа будет?». На этот вопрос уже давно есть ответ, ведь в этом году православная Пасха будет праздноваться 1 мая! Это будет чудесный и один из самых светлых Праздников Пасхи, ведь дата празднования великой Пасхи совпадает с праздником всех трудящихся, а значит, у всех работников будет 2 дня выходных! Также это означает, что дата Великого Поста буде длится с 14 до 30 апреля. Это достаточно непростой период для каждого христианина, ведь нужно будет соблюдать строгий пост, и ограничивать себя в потреблении многих продуктов. Считается, что в этот период не только душа, но и тело человека должны очиститься. Это важный период для любого христианина, после которого можно причаститься.

Число и дата Пасхи в 2016 году не будет меняться, она останется прежней, поэтому, у каждого человека есть возможность тщательно к ней подготовиться и очистится. День Пасхи – это прекрасный День, в который принято радоваться воскресению Сына Божьего, искуплению рода человеческого от грехов и приход на нашу Землю нового начала и светлого будущего! В этот период уже можно кушать мясные и животного происхождения блюда, радоваться началу счастливого периода и новой жизни.

Также перед тем, как точно узнать Пасха 2016 года какого числа будет праздноваться, нужно понять какую вы имеете в виду Пасху – православную или католическую, ведь это две больших разницы. Католическая Пасха празднуется не менее ярко, чем православная. В этом году католики будут величать этот светлый праздник 27 марта. Это значительно раньше православной церкви. Для многих католиков – это очень важный и радостный период, в который они очень радуются Воскресенью Христа и его праведной миссии! Зная, две разные даты празднования Пасхи в 2016 году вы надежно убережете себя от курьезных и неловких ситуаций.

Католики всего мира также празднуют Пасху очень весело и счастливо. Особенно национальные традиции чтятся в католической Италии, где к ее проведению все люди готовятся очень ответственно и тщательно. Главным блюдом для католиков считаются яйца, которые они украшают разными узорами, наклейками и рисунками. Также хозяйки всех домов готовят разные вкусные пасхи и куличики с сыром и изюмом. В день Пасхи католики на стол ставят только самые вкусные и богатые блюда, символизируя богатство и великодушие своей души. Этот праздник не обходится у них без богатого семейного завтрака, плотного обеда и ужина.

В этот день принято величать и славить Спасителя Иисуса и его великий поступок! Еще в Средние века в Италии был обычай, во время которого всем верующим заносили в дом Святой огонь, и он символизировал Свет и радость, победу над тьмой и грехами человеческими, силу и праведность, очищение от грехов и тепло души человеческой. Этот огонь был и есть, очень важен для католиков, ибо считается самым чистым и праведным! Его зажигали вечером в Церкви, а затем разносили по дамам, впуская в жизни людей настоящий праведный свет.

Для любого христианина, будь-то православного или католика праздник Пасхи считается очень важным и светлым событием, которое непременно нужно провести очень ярко, светло и праведно. В день Пасхи на улицах многих городов то и слышно «Христос воскрес!», «Во истину воскрес!». Этими праздничными словами православные христиане весь день поздравляют друг друга и радуются светлому празднику. Так эти слова возвеличивают нашего Сына Божьего и его великие дела во имя спасения рода Человеческого. Это огромная радость, которая падает на душу любого христианина и огромная честь праздновать этот великий день, поэтому люди в день Пасхи всегда поздравляют друг друга и приветствуют только праздничными и радостными словами!

Понимание того, что для всех христиан праздничный день Пасхи – это великое событие может прийти от того, как к нему готовятся все верующие. Это видно даже по соблюдению Великого Поста, службе, мольбе миллионов граждан и людей. Также это видно по тому, с каким усердием люди готовят долгожданные праздничные блюда – красят яйца, пекут домашние пасхи и готовят вкусные блюда. В этот праздник ничто не может быть прекрасней и величественней, чем Воскресение Христа, его вечная жизнь и спасения с его помощью Рода человеческого. Это огромная и великая жертва Сына Божьего, которую принято ценить и помнить всеми поколениями и народами людей!

После того, как вы узнали Пасха 2016 года какого числа православная, празднуется, вы можете тщательно спланировать весь свой рацион питания во время Великого Поста и начать морально готовиться к самому великому и светлому празднику христианства! Это может выражаться не только в приеме правильной пищи и посещении Церкви, но также и в прочтении великого Закона Божьего, всех глав и разделов Библии, а также в обращении своей души к сету и доброте. Это отличный шанс очистится от грехов, очистить свою душу и тело, а также покоятся перед Господом Богом во всех своих грехах и неправедных поступках! После Великого поста, у каждого праведного и верующего человека есть шанс исповедоваться в Церкви, и причастится – это особый ритуал, который требует от человека раскрытия своей души и полного раскаянья в своих грехах. После этого ритуала, у многих христиан поднимается настроение, становится светлей на душе и радостней, ведь они верят в светлое и яркое будущее.

Также неотъемлемой подготовкой к великому празднику Пасхи является тщательная уборка в квартире и подготовка своего дома к настоящему празднику. Обязательным ритуалом является наваждение порядка в день Чистого Четверга, когда нужно привести в порядок не только себя, но и свой дом. Уборка в доме в Чистый Четверг символизирует избавление вашего дома от разных грехов, пыли и негативной энергии. Это особый ритуал, который требует от человека настоящих усилий и сосредоточенности, ведь это шанс не только улучшить свои жилищные условия, но еще и впустить в дом положительную энергию! Празднуется Чистый четверг в последний четверг Великого Поста, то есть в этом году православный Чистый четверг выпадает на 28 апреля! Не забудьте эту дату и обязательно подготовьте свой дом к великому и светлому празднику – Пасхе 2016!

После того, как вы точно определились и узнали Пасха 2016 года какого числа православная и католическая, празднуются, вы можете с удовольствием начинать готовиться к ней, планируя свои действия и готовя для друзей и родных свои поздравления и подарки. Пусть в этот великий праздник ваши близкие и родные будут всегда рядом с вами, искренне разделят эту торжественную радость и разделят с вами семейное тепло. Очень важно в день великой Пасхи оказаться в кругу близких и родных людей, которые непременно окружат вас своей заботой и радостью. Пусть каждый член вашей семьи поставит свечку в Храме за свое здравие и здравие своей семьи, скажет вам «Христос Воскрес!» и вместе с вами сходит освятить Пасху. Это будет самым лучшим подарком для нашего Господа Бога, который непременно хочет, чтобы его Сына Христа всегда любили, почитали и ценили.

Пусть в этот день в христианских семьях всегда царит мир, спокойствие, любовь и доброта, ведь это самые важные составляющие настоящего семейного счастья и уюта. Пусть этот великий праздник станет для вас началом новой и праведной жизни, которая будет вас сопровождать весь год. Дарите в этот день своим близким, родным и незнакомым людям улыбки, радость, свет своей души и счастье, которое непременно дополнит ваш семейный очаг и станет вашим земным путеводителем по Жизни.

В день Пасхи 2016 каждый верующий христианин считает своим долгом посетить Церковь, сходить и поставить свечку за близких, а также освятить свою праздничную еду. Это неотъемлемый ритуал, который всегда будет символизировать очищение и приближение к Богу, к его Сыну. Каждый христианин имеет возможность причаститься и исповедоваться у батюшки, что тоже делает ношу человека более легкой и безгрешной. Попросите в этот день у Бога прощение за все ваши грехи и необдуманные поступки, пусть он оглянется на вас и сделает вашу жизнь праведней и проще. Пусть великий праздник Пасхи станет для вас настоящим праздником и благодатью, которая сойдет на вашу душу!