Отношение индийских мужчин к россиянкам. «Быть русским в Индии на удивление приятно

© Фото из личного архива Анны Тихой-Тищенко

О том, почему эмигрантам из России довольно легко адаптироваться в индийском обществе, в интервью «Росбалту» рассказала Анна Тихая-Тищенко , владелица интернет-бизнеса и автор популярного блога.

- Чем, на ваш взгляд, обусловлен выбор россиян, решивших переехать в Индию? Большинство наших соотечественников для эмиграции выбирают все же европейские страны...

В Индию переезжают чаще по зову сердца, а не рассудка. Многие едут за вновь обретенной духовностью, которой так не хватает и в России, и на Западе. Например, в Ауровилле, так называемом городе рассвета, есть целое русское сообщество из нескольких десятков человек. Они строят общество будущего совместно с жителями сотни других стран. Похожее сообщество есть и в Путтапарти, где до недавнего времени жил один из великих духовных лидеров и учителей Сай Баба. Люди приезжают в такие места в поиске себя, а находят целый пласт религии, философии и даже, не побоюсь этого слова, новый смысл жизни. Возвращаться в прошлое им уже не хочется, вот и остаются тут - открывают бизнес или устраиваются на работу.

Немало в Индии и русских жен. Никто не знает, сколько их (нас) здесь точно, но я уверена, что тысячи. Индийцы более, чем кто-либо другой, близки нам по менталитету. При этом они прекрасные мужья с традиционными семейными ценностями. Русские девушки это чувствуют и все чаще становятся индийскими женами.

Есть еще те, кто не эмигрировал, но живет в Индии годами - работники по контракту на российско-индийских проектах. Например, в Метрострое, уже пару лет возводящем Ченнайскую подземку. Или в российских компаниях, представленных в Индии, таких как МТС.

Ну и, конечно, есть горячо любимое русскими дауншифтерами и творческой молодежью Гоа. Но о нем все и так все знают…

- Вы упомянули, что индийцы близки нам по менталитету. В чем заключается это сходство?

Индийцы - такие же мечтатели, у которых идеальный мир преобладает над материальным. Они, как и мы, готовы вкладывать свои силы и время в философские рассуждения вместо того, чтобы направить ту же энергию на улучшение быта, например. При этом во многом и индийцев, и русских можно сравнить с детьми. И те, и другие немного наивные, немного озорные. Не почитают правила и законы, предпочитая постоянный поиск обходных путей и лазеек. При этом преданы друзьям, всегда готовы отдать им последнюю рубашку. Душевны и гостеприимны.

Если говорить о женщинах, тут у нас похожее стремление к шику, блеску и ярким краскам.

В целом, несмотря на то, что в Индии, как и у нас, появляются ростки феминизма и эмансипации, общество остается патриархальным, поэтому в русско-индийских парах обычно не возникает резонанса ожиданий от ролей супругов.

Можно еще добавить, что существует немало лингвистических анализов, показывающих сходство русского языка и санскрита. Кроме того, еще Рерихи в своих экспедициях по Индии находили племена, одежду которых не назовешь иначе как русским народным костюмом. Все это и многое другое наводит на мысль о том, что индийцы, по крайней мере северные, очень похожи на славян.

- Скажите, а есть ли статистика, сколько приблизительно в Индии живет людей, для которых русский - родной язык?

Я слышала самые разные оценки. Например, по Сети ходит информация, что в Индии около двух миллионов выходцев с территории бывшего СССР. Что касается официальных данных, то, по информации российского консульства в Ченнае, на территории Южной Индии проживают всего около 500 граждан РФ. Это 4 штата из 28-ми индийских, но масштаб понятен. Хотя в консульствах регистрируются далеко не все, так как соответствующего закона не существует. К тому же многие регулярно приезжают по туристическим визам и проводят в Индии больше времени, чем в России.

- Как местные жители относятся к россиянам, приехавшим в их страну на длительный срок? Есть разница в отношении к ним и к другим иностранцам?

Я сталкивалась исключительно с положительной реакцией на свое российское происхождение. Начнем с того, что Россия во все времена близко сотрудничала с Индией, и при этом не выступала в роли ее колонизатора. У наших стран запущено немало программ по обмену студентами, многие индийцы у нас учились. Русские помогали Индии строить атомные электростанции, метрополитен, работают здесь над космическими программами. Каждый третий пожилой индиец рассказывает мне, что в то или иное время вел бизнес с СССР, а позже - с Россией. Так что русским в Индии быть на удивление приятно. За исключением, правда, ранее упомянутого Гоа, где своим поведением русские туристы основательно дискредитировали свою страну в глазах местного населения.

- В каких сферах в основном работают русские в Индии?

Те, кто живет здесь постоянно, работают в самых разных областях. У некоторых есть свой малый бизнес - например, кафе или гестхаус. Кто-то принимает туристов из России, некоторые занимаются торговлей, а точнее - экспортом в Россию индийских товаров. Есть и сотрудники русских культурных центров, преподаватели русского языка, переводчики.

- Насколько легко наши соотечественники адаптируются в Индии? Что является самым сложным для русских при общении с местными жителями?

Вы знаете, это всегда индивидуально. Самое тяжелое в Индии - жара. После жизни в России нам всем кажется, что вечное лето - это лучшее, что может случиться с человеком. Но поживите в нем несколько лет, и вы не будете знать, куда от него деться. Вообще, в Индии немало вещей, к которым сложно привыкнуть - грязь, насекомые, сумасшедший трафик, отключения электричества, постоянные забастовки, отсутствие многих привычных нам продуктов питания. Но в сухом остатке достоинства все-таки перевешивают, а с недостатками мы со временем свыкаемся, и они перестают так уж сильно нас беспокоить.

Главная проблема - это, конечно, языковой барьер. Когда он преодолевается, особых сложностей в общении с индийцами уже не наблюдается. Под общением я понимаю дружеские и светские беседы, официальные встречи. Понятно, что уличные торговцы очень приставучие, а малообразованные прохожие так и норовят сфотографировать всякое светлокожее существо на телефон. Но эти неприятности случаются со всеми иностранцами, мы тут ничем не отличаемся.

- А как для вас Индия стала вторым домом?

В марте 2010 года я была в индийском городе Пондичерри на свадьбе своих друзей из Бразилии. Они порекомендовали мне хороший гестхаус, в котором стоило остановиться. Его совладельцем и оказался мой будущий муж. Уже в декабре того же года я оставила работу в московской инвестиционной компании и переехала в Индию. С тех пор у нас родились уже две дочки. Лие три с половиной, Мире чуть больше года. Я стараюсь реализоваться здесь и в профессиональном плане. Пару лет назад мы с подругой открыли свой интернет-бизнес. Сейчас развиваем два интернет-магазина и себя вместе с ними. Кроме этого я веду достаточно популярный блог об Индии. Иногда пишу и статьи для российских онлайн и печатных СМИ.

- По чему лично вы особенно скучаете? И что, в свою очередь, в жизни в Индии вас больше всего привлекает?

О том, чего мне больше всего не хватает, я уже не раз писала в своем блоге - наших продуктов, празднования русского Нового года, московской светской жизни. Хотя недавно я осознала и другие, не столь явные, но не менее важные предметы своей ностальгии. Например, мне очень не хватает возможности спать и просыпаться под одеялом - в Южной Индии их даже не продают, как и пододеяльники.

В Индии я люблю очень многое, гораздо проще сказать, чего не люблю. Мне нравится ее богатейшая природа, красочность, нравится душевность человеческих отношений, ориентированность общества на семью и детей. Я люблю индийскую инструментальную музыку и удивительно мелодичное пение, классические индийские танцы. Мне очень комфортна и близка по духу индийская одежда. Не сари, а туники с джинсами, леггинсами или шароварами. Ну а особенно дорог в Индии мне, естественно, муж. Благодаря ему и адаптация к стране прошла почти незаметно.

Беседовала Татьяна Хрулева

Кейтан Субаджи, 28-летний гоанец, учитель физкультуры, никогда не бывал за пределами Индии, но у него много друзей и знакомых среди иностранцев, в том числе россиян. В интервью «С» он поделился своим мнением о русских женщинах, Путине и меняющейся жизни вокруг.

— Русские женщины очень сильные, — заявляет Кейтан. — Вы можете принимать решения самостоятельно. Например, если вы хотите путешествовать, вы делаете это. Сами зарабатываете деньги и уезжаете. Никто не может остановить вас, никто не имеет права запретить, потому что это ваша жизнь.

Индийские женщины имеют другие ценности, они гораздо сильнее зависят от своей семьи: родителей или мужа. Они не в силах вырваться за пределы своей жизни. Если девушке 25 лет, родители думают только о том, чтобы выдать её замуж. Заяви она, что собирается посмотреть мир, ей покрутят пальцем у виска: с ума сошла! И не дай Бог, девушка захочет попутешествовать в одиночку, люди сразу решат, что она шлюха.

Плохо, когда за тебя всё решает семья: где учиться, за кого выходить замуж. Каждый человек имеет собственные чувства, и он должен иметь выбор: жить так, как жила твоя мать, а до этого бабушка и прабабушка, в том же доме, среди того же окружения, или жить в современном мире.

Справка: Гоа - штат на юго-западе Индии, самый маленький среди штатов по площади и один из последних по населённости. Бывшая португальская колония. Население - 1,5 млн человек.

— Но ведь ваши женщины тоже работают и зарабатывают деньги?

— Да. Когда я работал в банке, на десять женщин приходилось шесть мужчин. Моя начальница был женщиной. Но они тратят заработанные деньги только на семью и бойфрендов. Сейчас многие индийские девушки уезжают учиться за границу, становятся фотографами, моделями и никогда не возвращаются обратно.

— Но что будет, если вы потеряете это, потеряете семью?

— Конечно, это плохо, не только для индийцев, для любого народа. Но у нас слишком сильно влияние семьи. Если вас вычеркнут из круга, то уже никогда не примут обратно.

— При каких обстоятельствах это может случиться?

— При самых разных. Например, если вы полюбите кого-то из другой касты. У меня есть друг из браминов, который полюбил девушку из низшей касты: там люди зарабатывают себе на жизнь исключительно ручным трудом: делают какие-то вещи из бамбуковых палочек или что-то в этом роде. Девушка отвечала ему взаимностью, однако они не смогли быть вместе именно из-за кастовых различий.

— А в чём на самом деле разница между людьми из разных каст?

— Да нет никакой разницы! В Индии существуют две низшие касты: одни делают вещи из бамбуковых палочек, другие, например, чистят обувь. Со мной в банке работал парень из такой касты - он ничем не отличался от меня. Мы делили с ним даже еду, и это было нормально.

— Как можно узнать, что человек принадлежит к определённой касте?

— У нас разные фамилии. Конечно, фамилию можно поменять, но все всё равно знают, откуда ты приехал, видят цвет твоей кожи, который немного отличается. Сейчас многим нет до этого дела, однако в Индии по-прежнему немало религиозных и суеверных людей. Мы самая большая в мире страна, которая верит в сверхъестественные силы.

— Какие профессии наиболее престижны в Индии?

— Учителя, врачи, полицейские. От последних так вообще зависит практически всё. Если кто-то поймает тебя ночью, помогут копы. Если ты хочешь устроить ночную вечеринку, помогут копы. Если кто-то обидит тебя, помогут копы. Даже билеты на фестиваль Sunburn можно купить у них.

— Но им приходится за всё платить?

— И очень большие деньги. Ты платишь полицейским, и они решают все твои проблемы. Поэтому тут все хотят быть копами.

Такие разные люди

Кейтан мечтает о путешествиях: намерен сначала посетитьвсе 29 штатов Индии, а уже потом поехать за её пределы. Месяц назад он ездил по Раджастану (это штат на западе Индии, на границе с Пакистаном - авт.). Говорит, что его поразили люди и то, как они отличаются от жителей Гоа: «Они намного счастливее, хотя и беднее. Они весёлые, полны энтузиазма, очень музыкальные. Там красивейшая архитектура, вкуснейшая еда, хотя там и нет рыбы из-за отсутствия моря».

«В прошлом году в Гималаях я впервые в жизни увидел снег и впервые летал на самолёте, — рассказывает Кейтан. — Если снег мне очень понравился, хотя ещё никогда я так не мёрз, то летать точно больше не хочу».

— Что ты любишь есть?

— Карри из рыбы с рисом. Я десять лет работал в кафе на берегу моря, которое принадлежит моей семье, и, естественно, бесплатно питался там. Так вот, я каждый день дожидался пяти часов утра, чтобы поесть карри из свежевыловленной рыбы. И мне не надоело.

Но, в принципе, я могу есть любую еду. Если голоден, съем, что угодно. Дайте мне хлеб с сыром, и я съем. Однажды русские друзья даже угощали меня шашлыком из баранины. Это было очень вкусно.

— Любишь рыбачить?

— О да! В этом году с апреля по июль я рыбачил практически каждый день с семи утра до десяти вечера в одиночку.

— А любимое средство передвижения?

— Обожаю водить байк. Мы хотели отправиться в Раджастан на байке, я вложил в его подготовку все свои деньги, но потом мы c другом посчитали количество дней, которые потратим на дорогу, и время, которое проведём на месте, и решили всё-таки выдвинуться на поезде.

— Как ты относишься к русским?

— Мне нравятся русские, хотя, должен признать, ваш язык кажется очень грубым. Из-за этого многие местные считают вас агрессивными. И не только местные.

В 60-х годах прошлого века, когда в Гоа появились хиппи, жизнь сильно поменялась. До этого мы занимались только ловлей рыбы и выращиванием риса. Американцы и европейцы принесли новые, чуждые нам субкультуры, например, нудизм. Потом появились евреи, много евреев, но когда в Гоа начали ездить русские, евреи сбежали в другие штаты.

Всё становится другим. Мы тоже стали постоянно думать о деньгах, много пить, вечно торопиться и проявлять агрессию.

— Что ты думаешь о Путине?

— Конечно, Путин - диктатор, и некоторые его решения кажутся мне глупыми, например, то, что он запретил россиянам выезд в некоторые страны. Но с другой стороны, видно, что он заботится о вас. Я бы хотел, чтобы в Индии был такой правитель.

— Сейчас я хочу работать в школе, с детьми, причём с маленькими, — уточняет он . — Вторая важная вещь для меня - это изучение йоги: планирую пойти на специальные курсы. Йога даёт спокойствие, мир, релакс для души и тела. Она делает тебя моложе и здоровее. После постижения методики я хочу учить этому людей. Бесплатно, всех желающих.

Фото Ольги Ревенко

Да, индийцы женятся в том числе и на русских женщинах, а не исключительно на индианках - законом Индии браки с иностранками не запрещены и для этого в законодательстве Индии предусмотрен специальный закон - Special Marriage Act.

Но не все индийцы, тесно общающиеся с иностранками, стремятся жениться на них только потому, что девушка им очень понравилась. Многие индийцы умеют говорить сладкие речи, но стоит посмотреть несколько индийских фильмов - и становится понятно, откуда берутся такие красивые и романтичные слова и эмоции.

А некоторые индийцы стараются не знакомить своих русских подруг со своими друзьями, т.к. те могут рассказать их родителям об их близких отношениях, которые афишировать индиец не собирается (например потому, что его уже ждет невеста в Индии или он просто не желает жениться на девушке, с которой приятно проводит время в России).

Если же индиец настроен на серьезные отношения и создание семьи - для него может стать важным мнение родителей - как своих, так и девушки, хотя и это не дает гарантий, что после свадьбы он не вернется на родину, оставив свою русскую жену (одну или с ребенком) без какой-либо помощи.

И тем не менее, индо-русские семьи все же существуют. Часто как мужчине, так и женщине в таком браке приходится идти на компромиссы, т.к. разница менталитета все же проявляется, как бы люди ни любили друг друга.

Что привлекает индийцев в русских девушках

В Индии в силу множества моральных запретов и законов, запрещающих открытое проявление чувств на публике, влюбленные пары часто вынужденны встречаться тайно, при этом осознавая, что если их родители узнают об их чувствах, свадьба вряд ли состоится, а если пара уже перешла на стадию более интимных отношений, родители девушки, если их не устроит ее избранник, смогут как минимум подать в суд на «жениха».

Поэтому, приезжая в Россию, многие индийцы наслаждаются некоторой «свободой»: влюбленная девушка не будет против взяться за руки на улице, практически никто не оглядывается и не осуждает публичные поцелуи и вряд ли кто-то подаст в суд за более близкие отношения с девушкой, если она сама дала на них согласие. Кто-то по окончании учебы уедет в Индию, женится на той, кого выберут родители и вспоминать русскую любимую, кто-то женится на русской девушке, но мало кто из них действительно понимает разницу менталитета и быта в России и Индии, видит в русской женщине не только домохозяйку, которая легко адаптируется к новым, не всегда приемлемым, условиям жизни в Индии вообще или в joint family (семье с многочисленными родственниками под одной крышей) в частности, а женщину со своими взглядами на жизнь, карьеру и со своими интересами.


Кристина и Арман

А вдруг он уже женат?

Известны случаи, когда индийцы женятся за рубежом будучи уже женатыми в Индии, либо женятся в Индии после заключения официального брака за границей. Но, конечно же, практически никто из них не говорит о том, что уже женат.

К сожалению, даже подписанный родителями индийца аффидевит о том, что их сын не женат в Индии, иногда может ничего не значить - если у индийца есть какие-либо корыстны цели относительно иностранки, то он найдет способ убедить родителей подписать эту бумагу вопреки его реальному гражданскому статусу.

Конечно, в паспорте граждан Индии есть графа о супруге, и, хотя религиозного обряда в Индии с 14 февраля 2006 года не достаточно для признания брака действительным без последующей регистрации в суде, это поле до сих пор часто заполняется лишь при смене паспорта по истечение его срока действия (а не сразу после заключения брака), либо не заполняется и вовсе, т.к. родственникам часто хватает и религиозной церемонии, а паспорт, как не обязательный документ в Индии, есть далеко не у всех.

Мария Арбатова из своим мужем - финансовым аналитиком и индийским аристократом Шумитом Датта Гупту

Мария Арбатова об Индии:

Индия, должно быть, для вас не чужая страна, если учесть, что ваш нынешний муж индус?
Индия для меня интересна не только в связи с моим мужем, интерес возник еще в юности. В Советском Союзе был дефицит информации о мире, ее нужно было добывать самостоятельно, поэтому я бесконечно ходила по тем местам, где мне могли предложить интеллектуальную альтернативу. Я посещала студию индийского танца, подпольные буддистские группы, обучалась астрологии.
Кроме того, в России всегда был культ Индиры Ганди. Ее газетные портреты висели не только в интеллигентных домах, но даже в деревнях. Мой отец был на идеологической работе, и у нас дома тоже висел ее портрет.

Расскажите про своего мужа.
Газеты пишут, что мой муж ездит на слоне, а меня заставляет носить сари. Мой муж 20 лет живет в России, окончил университет Патриса Лумумбы и остался жить здесь. Он уже русский. Мы познакомились, когда я делала на радио «Маяк» программу об индийской демократии. Мне не грозят никакие патриархальные опасности, поскольку мой муж из либеральной аристократической семьи. Его дядя - создатель и генсек Компартии Индии, а тетя - национальная героиня, в семнадцать лет севшая в тюрьму за организацию взрыва тюрьмы, в которой сидели ее соратники по антибританскому сопротивлению.

Традиции, наверное, зависят от уровня образованности населения. Как в Индии обстоят дела с образованием?
Конечно, муниципальные школы ужасные, они и в Америке ужасные. 50 процентов жителей неграмотные. Индия только в 1950 году освободилась от английских колонизаторов, страна была разграблена, люди жили с убеждением бессмысленности работы на англичанина. Экономика только поднимается. В этом смысле они похожи на нас. Нас разрушал социализм, их - колониализм.

А можно провести параллель между нашими тружениками села и индийскими крестьянами? Есть чему поучиться у них и, наоборот, им у нас?

Я не большой специалист по Индии, но даже мне понятно, насколько наш землевладельческий менталитет близок к индийскому. После завоевания независимости страна начала аграрную реформу. Она проводилась примерно как наша приватизация, в результате чего землей овладела, в основном, кулацкая верхушка. Это увеличило социальное расслоение общества. Безземельный индус живет на асфальте, ест бананы с пальмы, общается с богами и совершенно счастлив. Программы по его интеграции в трудовую жизнь правительству пока не удаются. Русский деревенский мужик по сравнению с индусом просто богач - живет в собственном доме и имеет кусок земли. Только фрукты, к сожалению, ему не свешиваются с ветки, приходится работать в поте лица. Но и в Индии земледелие неимоверно тяжелое, оно орошаемое, во многих штатах люди трудятся на нереальной жаре в нереальную засуху.
Наши страны объединяет многолетняя дружба. Между тем друг о друге мы знаем мало. Может быть, в Индии о России, ее культуре знают больше?

Население Индии составляет 1 миллиард 200 миллионов человек, с диаспорами - полтора, у них в одном только штате живет 80 миллионов. А россиян всего 145 миллионов. Индусы спрашивают: русские - это где? Мы для них все равно, что для нас Люксембург. Но в Дели есть улица Толстого, оказавшего огромное влияние на Ганди.
По характеру ближе к нам, чем индусы, в мире нет никого. Они такие же открытые, ленивые, мечтательные. В то же время это другой мир. У них есть племена с феодальными культами, а по парламенту там бегают обезьяны, они - посланники бога Ханумана, если их обидеть, он осерчает. И консервативные фракции парламента до сих пор против изгнания обезьян из помещения. У них пробка может стоять сутки, если корова перегородила дорогу. Даже «скорая» не едет. В делийском метро, например, ходит здоровая обезьяна в форме и ловит маленьких обезьян, чтобы не шкодили. Первое, с чем сталкивается турист, это обезьянье воровство. Если ты зазевался, у тебя выхватят мобильник, кошелек и отнесут хозяину. Но появилась порода «социальных» обезьян, они сами сообразили, что можно отнять мобильник, отнести его на рынок и поменять на фрукты. Если змея приползает в дом, это счастье, она для них посланник богов, для нее ставят блюдечко с молоком. Если змея появляется в номере гостиницы, вызывают полицию, но полицейский может сказать, что он ее не уберет, потому что она накличет несчастье на всю его семью. Другой вопрос, что змеи там сами никогда не нападают.
В Индии роскошные храмы. Толпы русских приезжают в Индию за сверхистиной. Однако наивно считать, что в индуистском храме больше божественного, чем в любой русской деревенской церквушке с честным священником. Как говорил мой буддистский учитель, ты не будешь ближе к небесному диспетчеру, даже если встанешь на самую высокую вершину Шамбалы.

Многих женщин привлекает загадочная Индия. Йога, танцы, кино, древние традиции... Некоторых настолько очаровывает этот колорит, что они решаются связать себя с ней на всю жизнь.

Для кого-то здесь открывается дорога к семейному счастью, другие, наоборот, сталкиваются с бытовым и культурным шоком. О том, где начинается индийская сказка и где она заканчивается, мы попытались разобраться, пообщавшись с женщинами, долгое время проживающими в Индии.

Муж на два дома

Лиза познакомилась со своим индийским мужем на Украине. Вскоре пара переехала в Кералу, штат на юге Индии, где у них родились двойняшки - девочка и мальчик. После рождения детей Лизавета уехала в родной Донецк заканчивать университет, а ее муж втайне от семьи женился второй раз и уехал жить в Америку.

По словам Лизы, он смог получить справку, что не женат, в своей церкви, так как они расписались на Украине и не венчались после приезда в Индию. Семья распалась. Уехать из Индии не могла, поскольку не было денег.

Период испытаний принес ей заслуженное вознаграждение - Лиза встретила своего второго будущего мужа. Спустя несколько лет отношений пара решилась на брак. Однако семья второго мужа не сразу приняла Лизу.

Я была "испорчена" в их представлении, так как я уже была замужем и у меня были дети от другого человека, - говорит она.

Лишь через несколько лет родители второго мужа смирились с Лизаветой. Тем временем у пары родилась дочка. Лиза открыла собственный бизнес в сфере услуг.

Жизнь в Индии сильно отличается. Мужья запрещают своим женам работать, одеваться, как им нравится, есть то, что им нравится. Те ревут втихаря, но терпят, - рассказывает Лиза. - Даже те, кому удается найти работу и построить карьеру, идут на большие жертвы. Даже те, кто приезжает сюда, имея профессию и опыт, не могут найти работу. Каждый, кто приезжает в Индию, должен заранее разобраться во множестве юридических и культурных тонкостей.

Дети за бортом

С Индией Ольгу связала увлеченность индийской культурой и языком, а также работа переводчиком индийских фильмов. С первым мужем она познакомилась в Москве, где тот работал в индийской компании. Родились двойняшки. Однажды случилось страшное: муж Ольги погиб.

Я прилетела в Дели хоронить мужа. Когда улетала, была уверена, что здесь моя жизнь обрывается и я никогда не вернусь в эту страну, - вспоминает Ольга, которая сегодня работает менеджером в крупной компании в Мумбаи.

Через несколько скитаний по домам подруг и съемным квартирам она встретила новую любовь. И снова индийскую. Но детей пришлось отдать в школу-интернат в нескольких часах езды от города.

Мой второй муж не принял детей от первого брака, хотя он сам был женат и у него также есть дети от первой жены. После нескольких лет жизни в Мумбаи он совершенно изменился. В Москве он был другим человеком. А стал очень консервативен и ревнив. Но главное - отказывается жить с моими детьми, - говорит Ольга.

Сейчас они в 10-м классе.

Даже когда они приезжают на каникулы, у нас постоянные скандалы. Им очень непросто жить и учиться в Индии, ведь они наполовину русские, наполовину индийцы. В школе им часто из-за этого достается, - говорит Ольга. - Но главная проблема в том, что нам некуда идти. Если бы только у меня была возможность, полная финансовая независимость, я бы уехала.

Что в имени тебе моем?

Петербурженка Светлана открыла для себя Индию через Гоа. Будучи главой отделения крупного банка, она несколько раз отдыхала там. В какой-то момент решила уйти с работы и уехать в Гоа, где она, экономист по образованию, организовала небольшой бизнес вместе с будущим мужем из Северной Индии. Вскоре у пары родился сын. Пока тот рос, развивался и бизнес Светланы. Это было непросто, учитывая, что она решила вести бизнес легально.

Когда я забеременела, находилась в Индии уже 1,5 года. Понимания, что такое касты, особенности происхождения, традиции, у меня не было. Сначала жизнь была сказкой, - рассказывает Светлана. - Но все это скоро закончилось. Я осознала, что человек, за которого я вышла замуж, принадлежит к совершенно другой породе людей.

Пока Светлана пропадала в офисе, муж наслаждался либеральными нравами индийского курорта.

Он, правда, занимался сыном, но стал больше пить и совершенно не работал. Все деньги в семью приносила я, - говорит Светлана.

Первый раз она ушла от мужа, когда он изменил ей с ее подругой. Расставание длилось полгода, после чего муж и жена снова сошлись. - Второй раз мы разошлись после того, как он поднял на меня руку. Уже навсегда, - говорит Светлана.

Девушка вместе с сыном переехала в другой штат. Бракоразводный процесс может затянуться на долгие годы, так как муж Светланы не готов давать развод по желанию.

Он требует от меня деньги и грозится забрать сына, - говорит Светлана. - Я опасаюсь за свою жизнь и жизнь ребенка.

Светлана прошла через многое - сцены, драки, больницы, полицейские участки.

Большинство женщин здесь не работают. А те, кто работает и уж тем более женщины-предприниматели, сталкиваются с шовинизмом как со стороны партнеров и конкурентов, так и дома, - объясняет Светлана. - Я пахала в офисе с утра до ночи, а дома ко мне было отношение как к рабыне. В Индии нельзя выходить замуж за человека, с которым вы не прожили минимум 3 года.

С первого взгляда

Анастасия встретила своего мужа-индийца в Петербурге, когда ей было всего 20. Выпускница РГПУ им. Герцена, переводчица, актриса театральной студии - юную девушку заворожил индийский моряк. Она переехала в Индию в начале 1990-х. Семья поселилась новом районе Мумбаи.

Когда я приехала сюда, увидела только грязь, нищету, вонь и гарь, - вспоминает Анастасия.

Самым сложным было принять быт индийской семьи:

Семья мужа - образованные интеллигентные люди, его отец - профессор санскрита. Но все это не распространяется на быт. Мы ели руками, на полу, все в доме было так неряшливо.

Муж оказался волевым человеком. Он запретил семье вмешиваться в дела своей семьи. Молодые жили отдельно. Пока муж ходил в плавания, Анастасия воссоздавала в своем доме европейский быт, изучала индийскую культуру, воспитывала дочку, а главное - продолжала заниматься искусством и обучать детей музыке.

Спустя 21 год она благодарит судьбу:

Мне повезло, что моя семья в Индии никогда не пыталась сделать из меня индианку. Я видела так много русских девушек, которые приезжают сюда молодыми, красивыми, а их одевают в сари, сажают на кухню делать роти (индийская лепешка. - Авт.), прислуживать мужу. Многим не разрешают одевать джинсы, есть мясо, выходить на улицу, встречаться с подругами, - рассказывает Анастасия.

По ее словам, понять индийские традиции очень важно:

Я всегда думала, что неприятие новорожденных девочек в Индии - это пережитки прошлого. Но когда у многих русских девушек рождаются дочери, это трагедия в семье. Здесь по-прежнему ожидают, что девушка войдет в семью мужа с приданым. Тех, у которых приданого нет, могут оскорблять и унижать в семье, - говорит Анастасия.

Отношения по учебникам

Кристина приехала в Индию по работе в интернациональной компании. Был у нее опыт работы в других азиатских странах.

Именно этот опыт, отнюдь не всегда положительный, определил ее взаимоотношения с сильным полом в Индии. Зная, какие стереотипы преобладают в умах индийцев о белых женщинах, она вела себя очень сдержанно.

Меня пытались соблазнить коллеги по офису, посторонние люди останавливали машины, когда я шла из офиса домой, даже партнеры по бизнесу после официальных переговоров тайком пытались пригласить меня в лучшем случае на ужин. Мне было очень неприятно и очень сложно, ведь я приехала в Индию работать. Но мужчинам не было дела до моего профессионализма, - вспоминает Кристина.

Она встретила своего будущего мужа в процессе работы над проектом в Мумбаи. Он не задавал ей личных вопросов, они говорили о религиях и разнице культур, путешествиях.

Мой муж просто сильно отличается от всех, кого я встречала в Индии до него. Он работает с 16 лет и живет отдельно от семьи с 20 - это в Индии редкость. Он христианин, что делает его менталитет намного ближе моему пониманию мира. Он немного моложе меня, и, видимо, очень многие стереотипы не успели засесть в его голове, - рассуждает Кристина. - Это вовсе не означает, что у нас нет проблем. Их хватит еще на пять жизней. Индия очень далека от России, и дорога обратно часто сложнее и длиннее, чем дорога сюда.

28 ноября, воскресенье. Терь развлекаюсь обучая дравидский народ русскому языку, благо у них есть словарь анлийский двусторонний и учебник по-русскому, правда весьма дурацкий и зовут они меня теперь "усителинися", сиречь учительница. Народ же меня в свою очередь обучает словам на тамили и малаяламе.

Сегодня под беседу о господе Шиве и его храмах среди бела дня налили мне рому с колой, вкусно, но на пустой желудок как оно ложится даже во славу Махадевы... купаться и загорать после олдмонка днем довольно противно. Зато оголодала до большой порции еды, сожрала ее с небывалым для дневного времени аппетитом, нахлебалась чая, закурила сигаретку, просто красота...

За соседним столиком сидит красивый-прекрасивый парень моего возраста, сидит и читает фрейда. Начитался и пришел ко мне с текстом, из которого я только слово сигарета поняла. Дала ему сигарету, это ж святое после еды покурить, а он мне взамен 50 рупий тычет. Я грю импосибл чувак, пачка 35 стоит, спросила ребят в рестике продают тут , нет, говорят. Ну так слово за слово он по лежащим книжкам понял, что я из россии, а сам американец. И тут я чувствую, что за спинкой кресла нарисовалось у меня нечто напряженное, 2 чела стоят и наблюдают с характерной индийской бестактностью.. Парень огляделся по сторонам и тут же ретировался, аж спички забыл... Кингсли пропустил начало, но как тока подошел сразу спросил о чем это я разговаривала. Обратная сторона индийской непосредственности. Не то что бы я искала каких-то отношений, абсолютно нет, но в кое-то веке симпатичная белая обезьянка попадется, поговорить с америкосом тоже полезно, может что интересное знает...
Зато через полчаса поступило предложение сделать мне визу на 5 лет, типа мерридж , не знаю что такое, насколько серьезно и ваще как бы повода нет вроде, хотя фиктивный брак везде имеется, но...

Подумала, как забавно может выглядень обьяснение в любви в эпоху глобализации - ... Вместо устаревшего колено-преклоненного: "я люблю вас, будьте моей женой и сделайте счастье всей моей жизни...", просто "хочешь я тебе сделаю 5-летнюю мерридж визу?" Типа бонус забугорной невесте на право проживания в любимой стране. Впрочем ими же торговать можно. Каждый крестьянин может найти себе жену и заработать на этом приличные . Впрочем, наверняка индийские власти отслеживаю браки с форейнерами, кто-то писал из индийских жен, что приходили к ним миграционные чиновники, вопросы задавали, чайком баловались. Так что, как не соблазнительно заиметь индийскую визу даже просто так, все равно губозакатывательная машинка нужна, а то ведь увидят, что не состоялась и не знаю что сделают. Интересно могут депортировать из страны, если невеста нарушила обязательство выйти замуж, в принципе могут, конечно, изловить и отправить на родину..

Бесплатный вайфай так и не появился, хотя уже прошла неделя с обещания и показывания модема для него.

29 ноября. Поехали с Моханом на , название забыла, кончается на багх, что значит сад. Пляж 12 км от агонды, жилья для людей там нет, чисто, песок мелкий, там центр изучения черепах, типа охраняемая зона, черепах правда не видела, зато около берега плавали дельфины.
Поехали на байке легентарном, который называется роял энфилд, фотку как нить сделаю, он старенький, но вылизан до блеска, как будто только с конвейра сошел.

Select rating Ерунда Плохо Средненько Хорошо Отлично

Комментариев: 12

В Индии иногда, как я заметила, - это с одной стороны всегда подчиненное в социальном смысле существо, не служанка, но типа, подай-принеси. С другой - это воплощение Божественной Матери, это живая , которая на самом деле руководит всем в доме и часто духовной жизни, а иногда и мужем из-за его спины. Хотя индийская женщина и не является главой семьи, редкое исключение типа Индира ;) И эти 2 аспекта слиты, как я не очень понимаю, но это такой культурный феномен Индии. В мегаполисах конечно ситуация в последние годы меняется....

А быть иль не быть.... кто ж вам скажет?! только ваше сердце!

Море на ....я сделала выводы, что с больше никуда не поеду! это был ужас....я так хотела поехать посмотреть на Индию, но желание после такого поведения все пропало! Мало того он приехал и его родители не знают, что поехал ко мне! все в тайне....мол узнают - не пустят!вообщем очень обидно! другая, отношение другое....восприятие вообще не то....вот и думаю стоит ли продолжать такие отношения, чтобы поехать и стать там рабыней Изаурой...извольте.....

Ranikta 7 лет назад
мне рассказывает другое!что он самый младший в семье...мол любимчик (6 ребенок по счету, 5 братьев и одна сестра). он им помогает и всех их содержит, он массажистом работает, долгое время на работал! зарплата нормальная!говорит, что мол послушают. если я изменюсь во многом!а сама я думаю, кого же фига он поехал и не сказал им к кому, а не сказал, так как его бы 30 летнего мужика - не пустили бы ко мне тогда! хрен они меня примут с моими привычками и мировозрениями! никому я там не нужна со своими правами и мировозрением, а рабыней я там не буду и разрешать чтобы меня все пинали - тоже не буду, могу всех нах...послать! он знает мой характер и врядли будет знакомить со своей семьей! мне рассказывает, что в индии все не так как люди пишут и рассказывают: что никакие там не рабыни...свобода есть,в гороскопы он не верит, и что сейчас уже отходит на задний план, когда родители сами выбирают им жен или женихов! спрашивала к какой касте принадлежит - не отвечает - падает на дурачка! сказал, что нет никаких каст! наверно дуру с меня делает..вот как мне ему верить?! где он врет, а где нет - не знаю.....чтоли нах..послать его?

Achadidi Аннушка Adm > Ranikta 7 лет назад
Вы понимаете, здесь совсем другая среда, чем в Индии. Если русские, родившиеся в Москве и всю тут прожившие в Индии меняются, по себе знаю, то и тоже...

Если человек требует от вас изменения - значит он не готов принимать вас такой, какая вы есть. Одно дело, когда это чисто внешне: "в моей стране в мини не ходят, если ты приедешь ко мне в Индию надо будет одеть длинное платье" или "мне нравятся длинные волосы, отрасти пожалуйста, я думаю тебе будет лучше", другое - внутренне изменение, если вы с этим не согласны. Иногда люди просят нас быть мягче и терпимее, или говорить о пользе вегетарианства - имхо это хорошо, значит они пытаются увидеть нас лучше, но бывают другие варианты. И дело не в нации.

Вопрос о кастах здесь не имеет значения, какая вам разница, в сущности? а для него это может быть не приятно, это же его клан, род, это , в которой он вырос... Возможно он действительно не кастовый, вы уверены, что он индус? жители индии - индийцы, и касты есть не у всех, у сикхов нет, вообще я писала об этом подробно.

Женщины в Индии, как я уже писала бывают разные и воспринимаются по разному. Иногда женщина - это объект поклонения, иногда прислуга.

Ranikta 7 лет назад
Правильно - ухаживание и все их облачки нежности - это одно, а попробуйте пожить вместе некоторое время, сьездить отдохнуть или та же бытовуха, кухня, да все на свете...ох и не сладко будет...так что раскрывайте ваши глазки пораньше и оставьте свои иллюзии позади...и гоните все облачка куда подальше...все индийские фильмы - сказка, его слова - не мои!!!

Про индийских мужчин -2
Ranikta 7 лет назад
Перспектив - ноль! Я решила последовать вашему совету - типа знакомь с семьей и т.д. Он сказал, что познакомит с семьей только, когда я изменюсь! Я сказала, что меняться не буду, я видители должна меняться, а он - нет....он мне сказал, что я и должна его (мужчина типа) слушаться бесприкословно, я так думаю он меня там поработить решил конкретно - фиг! друг друга послали - и на этом все закончилось! Ну их нафиг.... Vse oni zvezdynu!

Rani Kapoor 6 лет назад
ну не знаю, сердце, то молчит, то наоборот! очень сложно находить общий язык, практически нереально, или ты подчиняешься, как рабыня или иди гуляй...по свету, просто вот эта их манера давления и указания, что будешь делать и жить и вести себя так, как я сказал....меня не привлекает и не устраивает абсолютно!такое давление на подчинение...меня не устраивает, в начале такого не было, а потом как пошло....поехало, очень сложный народ....только их мировозрение и мнение учитывается.....у них одно слово - Я, слова - МЫ и впомине нету...меня это разочаровало сильно....я думала, что молодое поколение - более модернизированное, ачто получается в итоге?ничего...живу также, как и раньше....никогда они не вылезут из бедноты и всего остального, пока не изменять хоть не много свое отношение к современному миру...

Achadidi Аннушка Adm > Rani Kapoor 6 лет назад
я думаю не надо говорить за всех, люди разные, отношения тоже, если вам не повезло - это не значит, что у других тоже все обязательно вот так вот.

хотя ведь никто ж не и говорит, что это просто ужиться с другим человеком ВООБЩЕ, а уж с человеком другой веры, нации, культуры...