Отчет по теме экологического воспитания. Отчет о работе по экологическому воспитанию в средней группе

Трущикова Лидия Михайловна, воспитатель, МБДОУ детский сад № 24 города Череповца.

«Экологическое воспитание дошкольников»

Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Это вызывает необходимость способствовать экологическому воспитанию дошкольников в детском саду.

Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку.

Определили для себя основную цель работы : Воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Чтобы достичь в своей работе положительного результата в данном направлении, я перед собой поставила следующие задачи:

— воспитывать у детей элементарные основы и знания экологической культуры;

— познакомить с представителями живой и неживой природы;

— сформировать у детей своей группы эмоционально – положительное отношение к природе;

— воспитывать желание постоянно соблюдать правила поведения в природе.

Для того чтобы реализовать эти задачи, выделим несколько условий , которые помогут лучше воспитывать экологически грамотного ребёнка:

  1. Создание предметно – развивающей среды. Насыщение наглядным материалом, играми, которые будут способствовать изучению природы.
  2. Оборудование уголка для родителей, в котором регулярно помещается материал, рекомендации по экологическому воспитанию детей.
  3. Собрание специальной художественной литературы по данному вопросу.

Создание развивающей среды.

  • В группе создана соответствующая предметно – развивающая среда, необходимая для организации работы по данной теме. Значительное место отведено уголку природы, разнообразным комнатным растениям (аспарагус, алоэ, бегония, герань, колеус, плющ).
  • В книжном уголке помещена подборка художественной литературы, которая способствует закреплению знаний о природе.
  • В родительском уголке находятся материалы, помогающие родителям развивать своих детей. Это папки – передвижки « Природа и дети»,

« Экологическое образование дошкольников.

Основные формы и методы работы с детьми.

Основанием для работы с детьми послужили личные наблюдения за отношением детей к окружающей природе.

В начале учебного года возвращались к итогам прошедшего года, обратив особое внимание на выявленные недостатки, их причины. Вносим коррективы в планы предстоящей работы с детьми, еще раз знакомлюсь с психологическими возрастными особенностями детей.

Начиная с младшего возраста, закладываем в детях первые ориентиры в мире природы. В этом возрасте большое внимание уделяю наблюдениям.

При наступлении зимы продолжаем наблюдения за погодой, снегом. Отмечаем с детьми, что снежинка легкая, пушистая, быстро тает. Гуляя по снегу, рассматриваем свои следы, любуемся красотой деревьев, покрытых пушистым снегом. Широко используем специально подобранную детскую познавательную литературу, в зависимости от времени года и погоды приобщаю их к красоте художественного слова, заучивая с ними в свободной деятельности наизусть стихи.

Для закрепления знаний, полученных во время наблюдений, играем с детьми в дидактические игры посложнее: « С какого дерева лист?», « Раз, два, три –к дереву беги».

В ненастные дни проводим наблюдения за комнатными растениями , сравниваю размер и окраску листьев, обращаю внимание на появление новых листьев. Рассматриваем с детьми демонстрационный материал, подобранный для экологического воспитания, который способствует развитию их внешнего окружающего мира.

Обращаю внимание детей на птиц , которые не улетают в теплые края, а остаются с нами. Объясняю им, что зимой птицам трудно найти корм, что им нужна наша помощь. Летом птицы охраняют сады и огороды, уничтожают насекомых — вредителей. Птицы наши верные друзья.

Непосредственное общение с природой вызывает у детей большой интерес. Играя, наблюдая, проводя опыты с камнями, песком, опавшими листьями ребята становятся любознательными, у них появляется множество вопросов. Дети научились наблюдать за природными явлениями, отмечать новое, устанавливать связь между отдельными явлениями, передавать свои впечатления. Никто из них не срывает больше без цели цветы, не ломает ветки, не топчет муравейник.

Хорошим средством привлечения внимания детей являются сказки о животных, которые легко и органично входят в жизнь ребенка.

Наблюдения сочетаются с трудовой деятельностью детей, с умением выполнять какую – то работу. В процессе такой работы у них воспитывается трудовые умения и правильное отношение к труду, чувство ответственности за выполненную работу. « Посадим берёзку», «Покормим птиц», «Вырастим лук».

Дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства и создавать ее своими руками через разные формы изобразительной деятельности.

Итак, начальной ступенью познания природы являются ощущения и восприятия. В это время и следует обратить внимание на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, на единство всего живого.

При этом используем беседы, рассказы, народные приметы, подвижные игры . В этом возрасте дети уже знают, что корень необходим растениям для впитывания влаги, питательных веществ, стебель переносит их к листьям, а листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Большое значение имеют занятия углубленно – познавательного и обобщающего типа, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, приобретают навыки учебной деятельности: слушают пояснения воспитателя, его вопросы, ответы сверстников, встраивают свои суждения в коллективную беседу. Активно учатся сравнивать, анализировать, строить умозаключения, делать выводы.

Для более полного осмысления содержания этих занятий в своей работе применяю новые педагогические технологии: алгоритмы, схемы, пиктограммы, благодаря которым дети получают много знаний о родной природе, которые позволяют сопоставлять, анализировать. Проводя такие занятия, углубляю и обобщаю с детьми хорошо знакомый им материал, с помощью моделей и других форм наглядности показываю экологические зависимости природы.

Физкультурные минутки являются необходимым условием для поддержания работоспособности и сохранения здоровья детей.

Подводя итог моей работы, с детьми провела итоговое занятие

« Белая берёзка», к которому мы долго и своевременно готовились.

Работа с родителями по экологическому воспитанию является одной из составных частей совместной работы детского сада и семьи. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Поэтому я стараюсь довести до сознания родителей, что воспитание экологической культуры младших дошкольников крайне необходимо. Предложила им папки – передвижки, папки – раскладушки по экологическому воспитанию, в которых они могут найти ответы на вопросы своих малышей – это различные упражнения, литературный материал, дидактические игры, педагогические ситуации.

Важное место в системе накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с детьми.

Мероприятия и экологически ориентированные виды деятельности, равномерно распределенные во время учебного года и увязанные с важнейшими событиями и явлениями социально – природного характера, обеспечивает успех технологии: ее построение приближается к оптимальной, а реализация на практике эффективно повышает уровень экологической воспитанности детей.

Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается наш общий для всех Дом, безнравственны.

Хочется верить, что работа по данной теме поможет заложить основу для воспитания экологической культуры дошкольников.

Любовь Шампарова

Если ты любишь всё таинственное, загадочное и необычное, любишь наблюдать и размышлять. Доверяешь только своим глазам и опыту – значит у тебя душа экспериментатора и исследователя!

В последние годы, мы особенно остро ощущаем необходимость возвращения духовности и человечности в образовательную систему, А это, как нельзя лучше можно сделать при формировании основ экологического сознания у детей дошкольного возраста.

Приступая к работе по приоритетному направлению – экологическому образованию дошкольников, поставила перед собой главную цель – сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого ребёнка. Для её достижения определила следующие задачи:

Создание условий для экологического образования дошкольников.

Осуществление целостного подхода к оздоровлению средствами природы.

Повышение экологического самосознания педагогов и родителей.

Реализацию поставленных задач начала с построения предметно развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями ООП.




В группах: модели природных зон республики КБР. Центр психологической разгрузки, центр воды и песка. Огород на окне, паспорт комнатных растений, глобус, живой уголок. Экологическая библиотека, лепбуки на экологические темы жалобная книга природы, карта природных зон, календарь погоды. Центр экспериментирования, папка передвижка: «Юный эколог»План экологической тропы.

Вне группы ; цветник, метеоплощадка, огород лекарственных трав, экологическая тропа, уголок нетронутого леса, огород овощных культур.

Для успешной работы был разработан план создания: «Экологического пространства». Особое внимание на данном этапе уделила работе на экологической тропе, в которую включила следующие объекты: Весёлая семейка, аллея каштанов, подружки липки, весёлые лесовики, и др.

Цель программы: Воспитать защитников природы. Дать экологические понятия, научить детей быть милосердными. Воспитывать положительные чувства ко всему живому, любить и беречь природу.

Программа состоит из 4 блоков.

1 блок – Наш дом природа.

2 блок – Времена года.

3 блок – Основные группы животных.

4 блок –Познаём исследуем.

1 блок – Наш дом природа.

Занятия на которых у детей развиваю познавательный интерес к природе, формирую представления о системном строении природы, воспитываю осознанное бережное отношение к ней.

2 блок – Времена года

Дети знакомятся с изменениями в природе в соответствии с сезоном. В этот блок входят наблюдения и работа в огороде и цветнике

3 блок - Основные группы животных

Развиваю у детей умение классифицировать животных по видам и по внешнему виду, форме, окраске и места обитания. Какую пользу приносит это животное.

4 блок - Познаём исследуя

В этом блоке развиваю у детей познавательную активность ребёнка: это уголки природы, соответствующие современным требованиям, небольшие лаборатории с необходимым оборудованием для опытно – экспериментальной деятельности,. Экологические игры с учётом разного уровня развития детей, разнообразные дидактические пособия, модели, коллажи, мнемотаблицы.


«Многое, если не почти всё, что в нас есть сегодня было заложено в наши первые семь лет жизни»

П. Вайнцвайг.

Моя группа – уютная для любознательных девчонок и мальчишек. Стараюсь сделать так, чтобы детям было удобно и комфортно, интересно и радостно. Никогда не бывает безлюдно в экологическом уголке, дети наблюдают за аквариумными рыбками, знакомятся с комнатными растениями. В краеведческом уголке дети знакомятся с родным краем его природными зонами, животным миром и растениями.

Любят дети играть в экологические дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто что ест?» «Назови одним словом», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Собери растение» и др.

Очень важно побуждать в наших детях интерес к своему здоровью. Осуществляю работу через разнообразные формы деятельности:

Оздоровление фитонцидами,чесночные киндеры, лукотерапия употребление лука в пищу.

Организация двигательного режима:

Утренняя зарядка, Прогулки, подвижные игры, физминутки, гимнастика после сна, массаж конечностей разными методиками, пальчиковые игры, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, занятия по физкультуре, хореография.




Закаливание с учётом здоровья. Воздушные ванны, хождение босиком,хождение по дорожкам здоровья, обширное умывание, игры с водой, полоскание зева.

Лечебное полоскание горла противовоспалительными травами (шалфей, ромашка)

Витаминотерапия – отвар шиповника, витаминизированное третье блюдо.

Грипп, ОРВИ (Оксолиновая мазь, апельсиновые ёжики с гвоздикой, чесночные киндеры).



] Детям познавать явления окружающего мира непросто: не все природные процессы доступны для наблюдения, такую информацию помогают усвоить предметно

действующие модели с которыми дети могут работать сами.








Труд в природе учит быть внимательными к растениям и животным уголка природы развивает у них такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.



Только целенаправленная, разнообразная по форме и методам работа с детьми позволила сформировать у них положительное отношение к природе родного края,

Творческий отчет

по теме

«Воспитание экологической

культуры дошкольников»

Воспитатель МБДОУ ДС №8

Тухватуллина М.В

2015г
Экологическое воспитание дошкольников - новое направление в теории и практике воспитания и обучения. Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать, как формирование бережного и заботливого, осознанно - правильного отношения к природе, которое должно проявляться в поведении детей. Экологическое воспитание, с моей точки зрения, предполагает решение трех взаимосвязанных задач (повышение квалификации педагогов; экологическое воспитание детей; пропаганда экологических знаний среди родителей), которые в сельской местности имеют ярко выраженную специфику, обусловленную, с одной стороны, близостью естественных природных объектов, а с другой - тем, что и жизнь, и трудовая деятельность людей напрямую связаны с природными ресурсами. Дети имеют возможность наблюдать за растениями и животными не только на специально организованных занятиях, но и в процессе повседневной жизни. Они постоянно находятся среди взрослых, которые заняты сельскохозяйственным трудом.

Приступая к экологическому воспитанию дошкольников, я ставила перед собой следующие задачи:


  • Сформировать представление о природе естественной, независимой от человека и его деятельности, и природе культурной , созданной и поддерживаемой трудом человека.

  • Дать понимание того, что любой объект живой природы существует, только пока для этого есть необходимые условия, нарушение которых ведет к его гибели и исчезновению.

  • Показать, как человек использует культурную природу (выращивает и собирает урожай зерна, овощей и фруктов, разводит домашних животных, цветы).

  • Показать, как человек пользуется дарами дикой природы (собирает грибы и ягоды, наслаждается красотой природы), и убедить в необходимости бережного к ней отношения.

  • Сформировать представление о том, что в природе все взаимосвязано, как в цепочке, все звенья которой нужны друг другу и друг без друга могут просто перестать существовать.
Важными задачами экологического воспитания детей также являются:

  • Развитие гуманного отношения к природе.

  • Воспитание готовности трудиться в природе с радостью (сажать и поливать растения, ухаживать за животными).
Каким же образом я воспитывала осознанное и гуманное отношение к природе? Прежде всего, через наблюдения и труд в природе, позволяющий накопить определенные знания и применять их в практической деятельности. Разработала также систему специальных занятий, в ходе которых используются различные игровые приемы, ведение календарей природы, беседы, изодеятельности (разрабатывая конспекты занятий, я использовала литературу С. Николаевой "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста" и занятия по ИЗО В.Н.Волчковой, Н.В. Степановой "Педагогика нового времени", "Мои помощницы - ладошки").

Большую роль в работе с детьми я отвела уголку природы и экспериментальному уголку.

В уголке природы велись ежедневные наблюдения, как за рыбками, так и за комнатными растениями: мы учились с детьми различать цветы по внешнему виду, запоминать названия, показывать и называть их части (листья, цветы, стебли).

Детей младшей группы учила понимать, что цветам нужна вода;
Средней группы - цветам необходимо находиться в земле и для чего это нужно;

Внимание детей старшей и подготовительной групп

обращала на то, что растениям нужен свет (поэтому они стоят на подоконниках), а также на то, как по-разному выглядят зимой комнатные растения и деревья, кустарники за окном. Так дети узнавали, что кроме воды, земли, света, растениям необходимо тепло. Полученные знания закрепляла на нескольких занятиях. Цель таких занятий - формировать желание заботиться о комнатных растениях. Экологическое воспитание не может осуществляться путем какого-то одного средства (например: только лишь наблюдениями в уголке природы). Особое значение для экологического воспитания имеют наблюдения на прогулках, именно на них под руководством воспитателя и самостоятельно дети приобретают экологические знания, применяют их в практической деятельности. Именно на прогулках, в поступках детей, проявляется отношение к природе.

Очень важна в работе с детьми по воспитанию экологической культуры система взаимосвязанных, логично простроенных наблюдений. Для этого я попыталась распределить накопившийся материал (наблюдения, конспекты занятий, экскурсии, опыты) по годам, кварталам (сезонам) в соответствии с конкретным природным окружением детского сада. Нужно помнить о том, что с одним и тем же объектом или явлением надо знакомить детей многократно.

Какие-то глобальные экологические проблемы ни дети, ни воспитатель решить не могут, поэтому обсуждать нужно то, что реально возможно. В моей работе хорошие результаты дали обсуждения реальных ситуаций (сломанные ветки, помятая трава, посаженный в коробку жук, пойманная и убитая бабочка).

Используя их, я ежедневно формировала у детей нравственные представления о хороших и дурных поступках, о бережном и равнодушном отношении к природе. Еще мы должны помнить, что
сами дети часто не замечают красоту вообще, и в природе - в частности. В этом мы, взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, а через сердце, через свое восхищение, удивление, радость и любовь. Здесь мне помогали творческие занятия по ИЗО - рисование ладошками, поделки из природного материала. Нетрадиционные занятия так же, как наблюдения, размышления, любования и вслушивание в "Музыку Природы", помогают детям достигать Доброты и Красоты.

Дети с ранних лет получают возможность расширять свое сознание, свое восприятие. Им не всегда в этом помогают, но если помогают, эта способность к саморазвитию остается на всю жизнь.

Наблюдения на прогулках сопровождались трудом детей, играми, опытами и экспериментами.

Путем экспериментирования с природным материалом подводила детей к выводу, что вода плотнее воздуха, поэтому движение в ней требует больших усилий, чем по воздуху.

С наблюдением на прогулках связано ведение календаря природы. Опора на календарь в ходе беседы помогает детям выделить и осознать связь между неживой природой и растительным и животным миром.

Известно, что ознакомление с природой дает наибольший результат при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно давать детям возможность "общаться", "действовать" с объектами природы. Такими возможностями обладает эксперимент (опыт). Он позволяет дать детям более полную информацию об изучаемых явлениях, повысить наглядность, сделать процесс обучения более интересным. Но при организации и проведении опытов нужно сделать все возможное, чтобы не принести вреда живым объектам.

Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Практически, на каждом шагу, дети ставят такие задачи взрослым, спрашивая постоянно "Почему?" и "Отчего?" Например, на мой запрет
«не есть снег» дети говорят: "А почему нельзя есть снег?" Бесполезно объяснять, что снег холодный, можно заболеть. "А мне не холодно! А я закаленный!" - такими слышу ответы детей. Бесполезно утверждать, что снег грязный, ведь с виду он такой белый, чистый и сверкающий. Убедительно и наглядно эту проблему мы решили с помощью опыта «Таяние снега»

Вообще, дети старшего дошкольного возраста склонны к аналитической деятельности, у них достаточно высокий уровень развития доказательной и объяснительной речи, поэтому мы с детьми проводим наблюдения, исследования, опыты - эксперименты. Формы организации различны: беседы, маршрутные игры - путешествия, турниры - викторины, составление экологических сказок, задачек на удивление, и конечно, работа в "Лаборатории".

Работа по экологическому воспитанию не даст ощутимых результатов без тесной связи с родителями. Маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают родителей, немало таких, как: "Зачем чирикают воробьи?", "Как спят рыбы?" Родители, которые отмахиваются от "докучных" вопросов ребенка, совершают непоправимое! Долг родителей не только отвечать детям на их вопросы, но и активно пробуждать их пытливость, чтобы число этих вопросов росло.

Полезно выявить отношение родителей к экологическому воспитанию, какую помощь они хотели бы получить от детского сада и чем могли бы помочь сами. Для этого мы использовали нетрадиционные формы работы:


  • Проводили родительские собрания;

  • Походы в лес;

  • Совместные субботники.
В дальнейшей работе планирую пересмотреть "Родительский уголок", проводить собрания как встречи "за круглым столом" или "посиделки", разработать и реализовать экологический проект.

Результативность работы.

Над обозначенной темой я работаю с 2003 года. Наиболее осознанной и эффективной моя работа стала после обучения на курсах ИД «Первое сентября» по программе Н.А.Рыжовой «Экологическое образование в детском саду» в 2007году. В работе использую также методику «Юный эколог»С.Н Николаевой.

Результатом моей методической работы стали (см сайт):

Перспективные планы по всем возрастам (смотри на сайте http://nsportal.ru/tukhvatullina-marina-viktorovna-0);

Картотека наблюдений на прогулках по всем возрастам (смотри сайт http://nsportal.ru/tukhvatullina-marina-viktorovna-0);

Приобретение природоведческих игр;

Подборка занимательного игрового и литературно – художественного материала.

Подборка диагностических материалов по изучению природоведческих знаний и навыков (приложение №1 Материалы обследования детей 2 младшей группы).

Динамика усвоения знаний, умений и навыков детей за 2012-2014 учебные года составила 60% (приложение №2)
Ухудшение экологического состояния в стране заставляет вести работу по экологическому воспитанию, это трудная, многогранная работа. Не сразу проявится ее результат. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы.

Детские сады, внедряя работу по экологии, тем самым смогут внести посильный вклад в решение жизненно важной проблемы.

Приложение №1

Диагностика природоведческих знаний детей младшего дошкольного возраста

Позиция 1

Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о сезонных явлениях в природе.

Беседа проводится индивидуально с использованием иллюстративного материала (например] картин из серии "Четыре времени года” О.И. Соловьевой) или дидактической игры, в которой дети к большой карте с изображением природы зимой (летом) подбирают маленькие карточки отображающие характерные признаки данного сезона. Рисунки на картинках должны быть четкими, красочными, с хорошо видимыми растениями (дерево, кустарник, трава, цветы).

Вопросы и задания:

\ -Ч то нарисовано на этой картинке?


  • Что делают дети?

  • Когда так бывает, что дети катаются на санках?

  • А ты катаешься на санках? Почему не катаешься летом?

  • Что сейчас: лето или зима? Почему ты думаешь, что сейчас зима?

  • Что это (показывая на снег) на дереве? Когда такое дерево бывает? А летом каким бывает
дерево?

  • Покажи и назови дерево (береза, ель), куст, траву, цветы (одуванчик, ромашка и др.).
^ - Есть ли листья на деревьях? Какого они цвета? Покажи ствол дерева, ветки.

  • Когда так бывает: зеленые листья, много цветов (травы) ?

  • Летом тепло или холодно?

  • Как одеваются летом дети? Можно ли летом гулять в теплом пальто? Почему?

  • Ты любишь купаться в реке? Почему летом можно купаться? Почему вода в реке теплая?

  • Откуда летом появляются лужи? Почему они высыхают?

  • Зачем летом нужен дождь?

  • Что надо надеть (взять с собой), если идет дождь?

  • Любят ли дождь цветы, трава, деревья?
Позиция 2

Цель: определить уровень представлений детей о животных: степень полноты знаний с каждом животном, форма выражения своих знаний (узнавание и выбор объекта по слов} взрослого, самостоятельный поиск, подражание движениям, звукам или правильное определение их словом).

В процессе индивидуальных бесед малышам демонстрируют дидактические картинки или игрушки модели. Анализируя характер знаний детей о животных, обращают внимание на узнавание и называние животного; знание особенностей внешнего вида, жизненных проявлений (звуки, движения); называние детенышей, сходство и отличие их от взрослых; знание основных условий, необходимых для живы организмов (питание, уход).

Перед ребенком раскладывают картинки с изображением домашних животных (кошка, корова, ее бака, коза и др.), затем диких (заяц, лиса, медведь). Второй комплект иллюстраций с детенышами животных предлагают по ходу беседы.

Вопросы и задания:

Покажи и назови животных, которых ты знаешь.

Как ты узнал, что это корова (кошка,

собак коза) ?


  • Как кричит корова (кошка, собака, коза) ?

  • Где живут эти животные?
-У тебя дома есть кошка (собака, птичка, рыбки) ?

  • Что надо делать, чтобы кошке (собаке и д.т. было хорошо?

  • Чем ты ее (их) кормишь? и Ты любишь свою кошку (собаку) ?

  • Может ли кошка (собака) жить в лесу? Почему?

  • Найди и назови детеныша кошки (собаки, коровы, козы).
Выявление уровня знаний о диких животных проводится аналогично.



Приложение №2

Диаграмма

результатов работы с детьми за последние 3 года.

Литература:

А.И Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

А.И. Иванова «Живая экология»

И.В. Новикова «Конструирование из природных материалов в детском саду»

В.Г. Фокина «Методика диагностического обследования природоведческих знаний дошкольников»

Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми»

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»

Н.А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду»

Н.В Коломина «Воспитание основ экологической культуры»

Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью»

С.Н. Николаева «Юный эколог»

Отчёт по самообразованию по теме

«Экологическое воспитание дошкольников»

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

Целью экологического воспитания в моей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи:

Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

Пути реализации:

Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.

Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.

Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.

Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.

Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2013год

Дата окончания работы над темой: май 2015 года

Предполагаемый результат:

Повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

- в оспитание защитников природы;

Творческая активность воспитанников;

Внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.

В результате проделанной работы:

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

Сформированы начала экологической культуры детей;

Дети получают практические знания по охране природы;

Развиваются речевые навыки детей;

Дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.

Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок.

При взаимодействии с детьми мною используются различные формы работы. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. Помогают в работе демонстрационный материал Светланы Николаевны Вохринцевой, Людмилы Борисовны Фесюковой, Натальи Николаевны Кондратьевой, конспекты Ольги Алексеевны Воронкевич и других авторов.

Для повышения качества своей работы включаю здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому мною активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Технологии проектной деятельности

Их цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Информационно-коммуникационные технологии

Через мультимедийные презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.

Были проведены конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Также была проведена следующая работа:

1. НОД по теме: "Природа нашего края"; "Животный мир нашего края; "Деревья и кустарники, цветы нашего детского сада".

2. Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой»

3. Акция «Кормушка для пичужки»

Изготовление кормушек силами родителей

4. Акция: «Мусор земле не к лицу»

Экологический субботник

6. Акция «Домик для скворца»

7. Весенняя Неделя Добра

8. Акция «Посади дерево или цветок»

9. Выставка поделок из природного материала «Что нам осень принесла»

10. Синичкин день (День встречи зимующих птиц)

11. Экологическая игра «Загадки природы»

13. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»

14. Проект «Волшебница зима»

Работа с родителями.

Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).

Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.

Как итогом моей работы по экологическому воспитанию явилась реализация проекта «Капитошка» по теме «Круговорот воды в природе». Это познавательно-исследовательский, долгосрочный проект.

Участниками этой проектной деятельности были воспитанники средней группы – воспитатели - родители.

Цель - систематизировать знания детей о воде, ее назначении и использовании.

Задачи: Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах. Познакомить детей со свойствами воды на практике – через проведение опытов.

Анализируя результаты проведенной проектной деятельности, можно сделать вывод: расширились знания детей о воде и её свойствах, дети стали лучше ориентироваться в окружающей среде; повысился интерес к познавательной деятельности. У детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления.

В проектную деятельность вовлечены и родители. Через разработанные памятки и рекомендации они узнавали о проводимых в группе мероприятиях и в домашних условиях закрепляли полученные детьми в ДОУ знания.

Наша совместная творческая деятельность проходит под девизом:

Развивайте, играйте, творите!

Пусть для нас будет правилом:

«Сегодня не получилось

Обязательно получится завтра,

Надо только захотеть! »

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

«Единственно подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы»
И.Г.Песталоцци

Введение.

Природа окружает ребенка с ранних лет. Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учиться рассуждать, рассказывать, описывать. Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.

Современные проблемы взаимоотношений с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимание необходимости реализации принципов устойчивого развития. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации конвенции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Концепция формирования гражданина нового Башкортостана включает в себя и экологическое направление, призывающее к сохранению и восстановлению природного многообразия и генофондов народов Башкортостана и достижения безопасной для окружающей среды производственной деятельности общества. Экологическая культура гражданина нового Башкортостана всецело опирается на осознанные взаимоотношения с миром сообразно его естеству. Формировать экологическое мировоззрение нужно в первую очередь у наших детей.

Чтобы познавательное развитие ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное педагогическое руководство этим процессом.

Поэтому мы в своей работе уделили внимание следующим вопросам:

  • Понимание ребенком самоценности природы.
  • Осознание ребенком себя как частицы природы.
  • Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит «цепная реакция».
  • Первоначальное овладение детьми обобщенными способами действий в постижении смысла физических явлений.
  • Обучение азам элементарной экологической безопасности.
  • Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту.
  • Формирование экологической грамотности поведения в быту и в природе.
  • Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка).
  • Воспитание у детей активной жизненной позиции.
  • Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.

Научные основы опыта.

Базисная программа «Истоки», определяет основные линии развития ребенка в ДОУ. Познавательное развитие детей является одной из основных линий развития и предполагает знакомство ребенка с природой.

В нашем дошкольном учреждении с 2001года апробирована и введена программа «Юный эколог». Автор программы Николаева Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования.

В основе программы лежат теоретические и практические исследования в области экологического воспитания дошкольников, проводимые автором на протяжении многих лет. С 1993года программа широко апробируется в различных регионах России. Она имеет обстоятельное методическое обеспечение, в том числе разработки по созданию эколого-педагогической среды в ДОУ и разработки конкретных технологий для практической работы с детьми разных возрастных групп. Основная цель этой программы состоит в том, что, кем бы ребенок не стал в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.

Данная авторская программа понравилась тем, что акцент делается на развитии у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. «Мы учим понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания, т.е. невидимые ниточки природы».

Сущность опыта, его технология.

Познавательное развитие детей предполагает решение следующих задач:

  • расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире,
  • формирование способов и средств познавательной деятельности,
  • развитие способности видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.

Решение этих задач в процессе экологического воспитания, а также содержание и условия педагогической работы представлены в программе «Истоки» в разделе «Природа и ребенок».

Все обучение и воспитание детей происходит на объектах ближайшего природного окружения. Детский сад находится в непосредственной близости к парковой зоне и реке Белая. Чтобы помочь ребенку ориентироваться в природе и усвоить правила общения с животными и растениями, мы создали в детском саду достаточно богатую эколого-развивающую среду – в помещении и на участке: Птичий стол, экологическая тропа, экологические центры в группах.

В экологических центрах с учетом условий, необходимых для жизни растений комнатные растения. В уголках природы дети наблюдают, трудятся. В особых ситуациях они служат местом для нервно-психической разгрузки детей и взрослых.

В процессе экологического воспитания детей используем следующие формы и методы:

  • наблюдение, циклы наблюдений,
  • моделирование (календари природы)
  • экологические занятия
  • кружок по детскому экспериментированию «Хочу все знать»
  • экскурсии, походы, маршруты в природу
  • игровые обучающие ситуации (ИОС)
  • различные игры экологического содержания
  • труд в природе
  • «Панорама добрых дел»
  • экологический музей
  • изготовление книг
  • природоохранные акции
  • экологические праздники и развлечения

С детьми проводятся различные виды наблюдений, а длительные явления и события, происходящие в окружающей природной среде отражаем в графических моделях (календарях природы).

Работа с календарем погоды упорядочивает сезонные представления детей: ежемесячно одну неделю они ведут наблюдения за погодой и отмечают ее в календаре. Это развивает их наблюдательность, образное мышление, умение пользоваться символами. В конце каждого сезона склеиваем в гармошку три страницы календаря, создавая графическую модель, которая помогает обобщить признаки осени, зимы, весны.

Зимой ведем календарь наблюдений за птицами. Фиксируем разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком). Заполняли календарь один раз в две недели. Дети познакомились с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика и поведения.

Также очень занимательными для детей являются наблюдения за ростом и развитием растений. Моделирование также осуществляем с помощью рисунков. (См. Приложение «Календари»)ек/

Педагогический процесс строим так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний. Этим требованиям отвечает, прежде всего такая форма педагогической работы, как циклы наблюдений , которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.

Отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений, за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте – его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является, и его протяженность во времени – распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1 – 3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно. И, наконец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.

Помимо наблюдений проводятся экологические занятия четырех типов: первично-ознакомительные (дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы), углубленно-познавательные (показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям), обобщающие (у детей формируются обобщающие представления об однотипных объектах или однородных явлениях природы), комплексные (в занятии на одну тему могут быть объединены различные задачи и разные виды деятельности детей). Экологические занятия включены в сетку познавательных занятий, а при подготовке пользуюсь пособием С.Н.Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Для того чтобы занятия отражали региональный компонент образования, опыт наших детей, уровень их развития вношу в занятия некоторые изменения. Например: «Сколько нам нужно воды?», «От нас природа тайн своих не прячет», «Обитатели воды – рыбы», «Заповедники Башкортостана», «Жемчужины природы Башкортостана» (о реках, озерах, водопадах), «Похвальное слово башкирской лошади», «Башкирская пчела».

Вариантом комплексного занятия являются экскурсии и походы в природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на воздухе, развивают нравственные качества, если в занятие включены природоохранительные мероприятия. Провели экскурсии в «Музей леса», «Ботанический сад», «Выставка кактусов», «Зимний сад в ДК «Химиков», «Зимний сад ДОУ № 279», а также сезонные экскурсии к реке и в парковую зону. После возвращения с экскурсий дети зарисовывали свои впечатления, с помощью взрослого записывали высказывания и рассказы. Собрав рисунки и рассказы, составляли альбомы, книги.

Маршруты экскурсий и походов в природу имеют большое сходство с экологической тропой : намечается экологически значимые объекты, составляется карта- схема и описание маршрута, общая протяженность которого не должна превышать 1 – 1,5 км. Разработала следующие маршруты: «Деревья на нашей улице», «Ландшафт поверхности земли». По этим маршрутам проводили экскурсии в разное время года и дети отмечали изменения происходящие с объектами. (См. Приложение «Маршруты в природу»)

Для того, чтобы дети могли успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения, у них развивались способности к начальным формам обобщения, умозаключения и абстракции, осуществляемой не в понятийной, а в основном наглядно – образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами, в ДОУ разработана программа кружковых занятий по детскому экспериментированию «Хочу все знать».

В ходе экспериментально- познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающим и в воду предметами (тонет — не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самостоятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Это и стало поводом для создания программы экспериментирования. Эксперимент, специально организованный педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Программа предполагает –15 занятий, 1 раз в неделю, продолжительностью

минут. Разработаны конспекты занятий, подобран наглядный материал. В планах дальнейшей работы составление перспективного плана занятий детским экспериментирование в старшей группе.

Для организации детской экспериментальной деятельности в группах старшего дошкольного возраста оборудованы центры экспериментальной деятельности. В них имеется необходимое материально-техническое оснащение:

Наглядные картинки и фотографии по темам

Репродукции картин времен года

Термометры, линейки, метр

Салфетки, ножницы, нитки, булавки, гвозди, скрепки

Стаканы, ванночки, формы для замораживания

Воронки, мерные ложки, стеклянные палочки

Различные виды часов

Глобус, модель Солнца и Земли

Карта полушарий, большой атлас Земли

Различные энциклопедии

Спиртовка

Предметы из стекла, пластмассы, натурального и окрашенного дерева,

различных металлов

Образцы почвы, глины, песка, камней

Цветные карандаши, фломастеры

Зеркала различной формы, увеличительные стекла

Различные магниты

Резиновые перчатки

Кружковые занятия проходят по учебно-игровой модели , в которой используются следующие методы и приемы:

— экспериментальные игры типа «Тонет — не тонет», «Хотела галка пить…», «Мыльные пузыри» и т.п.;

— действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;

— наблюдение природных явлений в реальной жизни побуждает к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений;

— рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне;

— использование энциклопедических данных повышает интерес к обсуждаемой проблеме;

— драматизация: ребенок берет на себя роль то Незнайки- Почемучки, то роль экспериментатора, умеющего все объяснить.

А так же по экспериментально-исследовательской модели . В ней используются следующие приемы и методы:

— вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;

  • схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
  • вопросы помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
  • метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.

Фиксация фактов и результатов проходит в форме моделирования- с помощью календарей или дневников наблюдений.

Подобное экспериментирование создает прочную эмпирическую основу понимания природной зависимости. Осмысление характера взаимосвязи живых существ с окружающей средой, происходит на заключительном этапе экспериментирования – специальном занятии. Обсуждение идет в определенной последовательности, а именно: состояние объектов в начале эксперимента (одинаковое); состояние объектов в конце эксперимента (разное); сопоставление условий эксперимента, выявление одинаковых и различающихся факторов внешней среды; умозаключение о зависимости различного состояния объектов в конце эксперимента от воздействия разных внешних условий.

Мною разработан план кружковых занятий по детскому экспериментированию для детей старшей группы. В дальнейшем планирую обобщить опыт работы на педагогическом совете и утвердить его как план кружковой работы.

Так же в работе используются игровые обучающие ситуации (ИОС):

  • с игрушками-аналогами (пластиковые елочки, грибочки, фрукты и овощи, фигурки рыб и животных или картинки, которые сравниваются с живыми объектами),
  • литературными персонажами (герои сказок приходят к детям и участвуют в самых различных мероприятиях, могут выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака) ,
  • ИОС типа путешествий (путешествия – это собирательное название различного рода игр в посещения зоопарка, музея, в экскурсии, походы, экспедиции, поездки). Дети нашей группы с удовольствием играют в сюжетные игры «Путешественники», «Туристы».

Развивать положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения , направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Используем и другие виды игр. Например:

  • дидактические игры : «Кто где живет?», «Экологическая пирамида», «Круговорот воды в природе», «Что где растет?», «Угадай правило», «Найди пару и назови», «Семена и листья», «Кольцо Луллия», «Жизненный цикл лягушки (рыбы, дуба, гороха)» и др.
  • словесно-дидактические : «Закончи предложение», «Загадки описания», «Что бывает зимой?», «Летает – не летает», «Рыба – речная или морская» и т.д.
  • подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Найди дерево», «У медведя во бору», «Перелетные птицы», «Огонь, земля, вода, воздух», «Медный пень» и др.

В старшей группе самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным дежурство детей в уголке природы.

Дежурство в уголке природы заключается в следующем:

  1. Осмотр комнатных растений.
  2. Практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий
  3. Заключительное кратковременное наблюдение за растениями во вновь созданных благоприятных условиях внешней среды.

Оснащен уголок для дежурства: сшиты фартучки, тряпочки, приобретены опрыскиватели, совочки, рыхлители, сито, веники, щетки, лейки.

Дежурства в уголке природы организуем как совместную деятельность одних и тех же детей в течение нескольких дней. За это время дети способны понять смысл и значение обязательного ухода за объектами природы, приобретают начальные практические навыки.

После того, как дети обретут первые умения и навыки, и будут хорошо знать объекты труда — время от времени организуем коллективный труд. С подгруппой детей (5-10 человек) организуем «генеральную уборку» в уголке природы.

Много трудовых мероприятий происходит и на участке детского сада. На огороде знакомимся с различными овощами и даже выращиваем семена, поливаем, удобряем, полем, а в конце лета собираем урожай. На цветнике осенью собирали семена, сшили хлопчатобумажные мешочки для их хранения. Наблюдали и участвовали в посадке цветов, в процессе которой узнали, как размножаются луковичные и клубневые растения. В зимнее время организуем «огород на подоконнике» — сеем овес для животных. Так как они нуждаются в витаминах особенно зимой и весной, когда еще нет зелени. В ящике весной дети сеют семена огородных культур: петрушки, укропа, помидоров, огурцов, наблюдают за их ростом, поливают, рыхлят, пересаживают в открытый грунт.

Мы исходим из того, что труд в природе – это, прежде всего, гуманное отношение ко всему живому, что окружает ребенка, это понимание благополучного или неблагополучного состояния растений, это – желание, чтобы им было хорошо и комфортно. И только во вторую очередь труд в природе – это правильные действия и операции с предметами ухода и оборудованием.

Чтобы помочь детям понять смысл бережного отношения к природе, смысл средообразующей роли различных трудовых действий в уголке природы, на участке, в парке, лесу, направленных на создание или поддержание хороших условий для растений и животных ближайшего окружения, ежегодно ведем «Панораму добрых дел». Этот педагогический прием побуждает в детях инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу о живых существах с которыми дети вступают в контакт.

В старшей группе панорама изображаем в образе солнца. У каждого ребенка свой лучик, на котором наклейками мы отмечаем хорошие добрые дела каждого ребенка. В подготовительной группе панорама имеет несколько рубрик: 1)хорошее дежурство в уголке природы; 2) изготовление плакатов к акциям; 3)развешивание плакатов; 4) активность и инициатива в зимней подкормке птиц; 5)хорошие дела дома (с растениями, животными, на прогулках в природе); 6) любые хорошие самостоятельные поступки детей, их инициатива; 7) интересные наблюдения в природе; 8) самостоятельное выращивание растений; 9) природа в детском творчестве. Последняя графа – это подведение итогов: количество набранных каждым ребенком похвальных очков. Для обозначения добрых дел используем символические рисунки.

Нередко дети, их родители и сотрудники приносили в детский сад, найденные на отдыхе или в поездках необычные природные «сувениры». Таким образом, за короткий период в детском саду была собрана коллекция необычных экспонатов живой природы, которая и привела к мысли о создании музея природы . Лучшим украшением его стали коллекции раковин с южных морей, минералов с башкирских гор, дары леса, богатство полей и лугов. Постепенно были определены разделы музея: «Природа нашего края», «Экзотические природные явления», «Природоохранная деятельность детского сада», «Настенные панно».

Первая экспозиция – это фотографии, картины, рисунки, гербарии, открытки, книги, буклеты, на которых представлен растительный и животный мир Республики Башкортостан.

Второй отдел – это овеществленные впечатления детей и взрослых о природе далеких мест. Экспонаты, дополненные рассказами очевидцев вызывают интерес детей к незнакомым явлениям природы.

Третья экспозиция – это своего рода иллюстративная история природосозидательной деятельности детского сада: фотоальбомы, видеофильмы, в которых отражены экологические субботники, акции, прогулки в природу, зимняя подкормка птиц, праздники и многое другое.

В Четвертой экспозиции представлены две близкие и понятные детям темы: «Лес и его значение в жизни человека», «Вода в природе и жизни человека», «Волшебные превращения», «Путешествия капелек» (круговорот воды», оформленные в виде настенных панно.

Наглядные пособия помогают формировать у детей первоначальные представления о цикличности природных явлений, о том, что в природе ничего не исчезает бесследно.

Интересным и эффективным методом является изготовление экземпляров книг «Экология в картинках» . Для этого после прочтения каждого рассказа дети рисуют иллюстрации к его содержанию. Сам рассказ печатается на машинке. Титульный лист, напечатанные рассказы и детские иллюстрации к ним собираем в скоросшиватель. Дети демонстрируют эти книги как результат совместных усилий, коллективно приобретенного интереса к явлениям природы.

Так же как и самодельные книжки мы оформляем детские рисунки по речевым логическим задачам , описанными в пособии Н.Ф.Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Этот методический прием развивает важнейший «признак мышления» — способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Дети определяют и формулируют связи, закономерности, условия.

Например, весной много цветущих одуванчиков, дети собирают маленькие букетики, но не замечают особенности этого цветка – не замечают, что утром его лепестки раскрываются, а вечером закрываются. Что бы они обратили внимание на такое интересное явление, детям предлагается послушать первую часть рассказа М.Пришвина «Золотой луг». Затем в течение нескольких дней детям предлагается понаблюдать за тем, как, когда и почему изменяется цвет газона на котором растут одуванчики. Дети замечают, что цветы каждый вечер закрываются, а утром снова раскрываются. Слушание конца рассказа М.Пришвина подтверждает правильность детских рассуждений. (См. Приложение «Загадки природы»).

Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции , в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители.

Зимой перед Новым годом проводим акцию «Живая елочка – зеленая иголочка». Сначала была проведена беседа о зеленой красавице, затем цикл наблюдений за ней. Потом предлагаем детям нарисовать плакаты, на которых они изображают свое бережное отношение к елочке: какая она красивая, пушистая, стройная и как жалко смотреть на нее, когда ее срубят и остается один пенек.. Дети предлагали вместо живой елки украшать искусственную, они с любовью выполнили рисунки, потом мы ходили и развешивали эти рисунки – плакаты в общественных местах. Весной провели акцию «Берегите первоцветы», в которой дети призывали беречь первые весенние цветы.

Значение акций в экологическом воспитании чрезвычайно велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения.

Традиционными стали экологические праздники и развлечения , где закрепляются результаты работы с детьми. Традиции взаимодействия с природой у народов, населяющих наш край уходят в далекое прошлое. Изучая материалы этнопедагогического наследия разных народов живущих на башкирской земле, и, прежде всего коренного народа, исстари живущего в гармонии с природой мы в своей практической деятельности стараемся познакомить детей с традициями и обычаями разных народов, связанными с миром природы и воспитывающими почтительное, доброе и бережное отношение к родной земле.

При проведении праздников опираемся на народный календарь, широко используем народные загадки, пословицы, поговорки, заклички. В праздниках участвуют интересные детям персонажи – Баба Яга, Незнайка, Ученая Ворона, Урман – бабай, девушка Умырзая. Все эти роли выполняют сотрудники. Совместно с музыкальным руководителем проведены экологические и фольклорные праздники: «Новый год около живой елки», «Осенины», «Грачиная каша», «Масленница», «За талой водой», «День Земли», «Где живет Урман-бабай?». Все члены нашего коллектива во время праздников переживают, испытывают радость, удовольствие, чувствуют единение с детьми, сотрудничество.

В деле экологического воспитания детей не оставляем в стороне родителей, ведь только совместными усилиями мы можем решить нашу главную задачу – воспитание гражданина нового Башкортостана, человека экологически грамотного, который будет жить в 21 веке. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем следующие формы – родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, постер — стенды, субботники, ярмарки, «Дни открытых дверей», игры – викторины, акции, праздники. Так например, совместно с родителями была организована игра «Наши корреспонденты». Дети с помощью родителей (из средств массовой информации и книг) узнавали о событиях происходящих в природе: наводнения, землетрясения, лесных пожарах, засухе, рождение редких животных, экологические катастрофы и др. Затем дети рассказывали об этом ребятам в группе. Каждое сообщение отражалось на «экране ТV» наклейкой «микрофон». В таких мероприятиях дети сближаются с родителями, что положительно сказывается на воспитании детей. Порой и сами родители учатся у детей взаимоотношениям с природой, друг с другом, со взрослыми.

Диагностика знаний и отношений детей к природе.

Специально проведенная диагностика позволяет более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать сдвиги в экологической воспитанности каждого ребенка. В программе «Юный эколог» основными категориями являются две – «экологические знания» и «отношение», при этом ведущей и более широкой является вторая. «Отношение» аккумулирует в себе знания и эмоции одновременно, содержат интеллектуальный и чувственный компоненты. Диагностику проводим два раза в год – в начале и в конце учебного года. Для выявления «экологических знаний» используем игры: «Экскурсия по уголку природы», «Экскурсия по участку д/сада». Детям задается ряд вопросов, разница ответов отражает разные объем и содержание знаний, которые дети приобретают в каждом возрасте. Выявляя отношения детей к природе, кроме длительных наблюдений, мы проводим естественные эксперименты в форме специально организованных ситуаций «Добровольные помощники», «Кончился корм».

Результаты заносим в таблицы и делаем выводы о динамике развития знаний и отношений детей к природе Положительная динамика позволяет сделать вывод об эффективности проведенной работы.

Интересны и результаты анкетирования родителей .

  • 100% родителей знают, что детский сад занимается вопросами экологического воспитания детей и ощущают это по своим детям (они много рассказывают, часто просят завести животное, обращают внимание на окружающую природу, просят вывести в парк или лес, прочитать о природе);
  • поддержка родителями проводимой в детском саду работы проявляется в том, что они приносят корм для животных, интересуются занятиями, участвуют в субботниках, ярмарках, праздниках, акциях; приучают к работе в своем саду, смотрят программы о животных, покупают книги, ездят на природу и т.п.;
  • во всех семьях имеются дома комнатные растения, у 60 % имеются книги и фильмы о природе, у 50 % есть дома животные;
  • у 88% детей есть возможность наблюдать и работать на дачном участке;
  • все 100% родителей стремятся знакомить детей с правилами поведения в природе;
  • на вопрос «Чем вы можете помочь детскому саду по экологии?» затруднились ответить 46% родителей, а остальные 54% предложили конкретную помощь в посадке деревьев, в приобретении комнатных растений, рассады, корма для животных, участие в субботниках и ярмарках.

Анализ анкетирования показал, что сотрудничество с родителями в экологическом воспитании служит повышению эффективности проводимой работы, а также влияет на формирование воспитательных умений родителей, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, результатом углубленной работы по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой является созданная в ДОУ благоприятная обстановка. Атмосфера дружеского взаимодействия взрослых и детей, доверительные отношения с дошкольниками и их родителями. В группах создана обогащенная зеленая зона, эколого-оздоровительные условия проживания детей. У детей выработано экологически правильное поведение при взаимодействии с живыми объектами, которые находятся рядом.

Работа по экологическому воспитанию вызвала необходимость приобретения картин, слайдов, магнитофонных кассет с записью звуков природы, шумами, экологическими сказками, изготовление пособий и муляжей своими силами. Сложности в организации дальних экскурсий решались с помощью родителей и администрации детского сада.

Чтобы повысить свои знания по экологии, профессионализм, стала заниматься подборкой и приобретением литературы биологического и экологического содержания; разработала программу экологического кружка «Хочу все знать!». Так как программа С.Н.Николаевой «Юный эколог» и требования госстандартов национально-регионального компонента по развитию экологической культуры детей близки по содержанию, работа по ее реализации не вызывала особых трудностей.

Тем не менее, хотелось бы продолжить с помощью родителей и сотрудничества с Экологическим центром Орджоникидзевского района создание более обогащенного и разнообразного природного окружения на участке детского сада: посадить молодые деревья и кустарники, разбить фитоогород. В дальнейшем планирую продолжать освоение технологии экологического воспитания детей и совершенствовать мастерство в использовании методов и форм экологической работы с детьми

Название: Творческий отчет по экологии «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ №219
Месторасположение: Башкортостан, г.Уфа