Отчет по экологии подготовительной группе. Годовой отчет по экологическому воспитанию в средней группе (по педагогическому наследию В.А

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Отчет по экологическому воспитанию в средней группе. Воспитатель: Землянская Г алина Александровна.

Экологическое воспитание– это способ организации обучения и воспитания, в процессе которого формируются новые ценностные ориентации к окружающей среде и здоровью. В словаре Ожегова «Экология» – это наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

Актуальность экологического воспитания обусловлена: - низким уровнем экологической культуры людей; -необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле; -низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых; -недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Проблема Наше подрастающее поколение не обладает высокой экологической культурой, имея знания теоретического материала, не умеет применить их на практике и повседневной жизни.

Воспитательно-образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада, в работе использована Типовая образовательная программа дошкольного образования от рождения до школы, под редакцией Веракса. Текущая образовательная деятельность в группе осуществлялась по следующим образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Для осуществления качественной работы по данным направлениям в своей работе использовала следующие средства воспитания: - игра; - трудовая деятельность; - объекты природы; - предметный мир. Формы работы: - занятия; - экскурсии; - работа с родителями; - самостоятельная деятельность детей.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического воспитания является организация предметно-развивающей среды. Процесс обучения стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью создала в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения. Уголок природы в группе служит не только украшением, но и местом для саморазвития детей. В нем помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, песочные часы, шишки, желуди, каштаны, морские камешки и др.).

В течение года дети систематически выполняют обязанности дежурных в уголке природы, на огороде и цветнике, а также выполняют работу всем коллективом. В групповой комнате проводим такие исследования, где бы дети могли увидеть, какое значение имеют вода, свет, тепло для роста растений. Высеянный в ящик овес хорошо пророс. Один рядочек поливаем каждый день, второй - не поливаем два раза подряд, третий - накрыли темной полоской. Дети увидели, что первый рядок овса растет хорошо, листочки зеленые, сочные. Второй рядок без воды начинает сохнуть, но мы его спасли. А в третьем рядку - пожелтели листья. Почему они не зеленые? Дети сами делают вывод, что для роста растений необходима вода, свет, тепло.

Акции Сделай кормушку из бросового материала и покорми птиц Изготовление кормушек и развешивание их на участке детского сада

Участвовали с воспитанником Юрой во всероссийском очном конкурсе для дошкольников «Экология» С Воспитанником Артемом С. Участвовали во Всероссийской викторине для детей дошкольного и школьного возраста «Весна капелью зазвенит». С воспитанницей Варей участвовали в региональной викторине «Природа вокруг нас» Принимала участие во Всероссийской конференции Экологическое воспитание дошкольников»


Отчет по экологическому воспитанию

Тема: Экологическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста.

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Главная целью экологического воспитания в дошкольном возрасте - воспитание гуманного отношения к окружающей природе.

Поэтому я на межаттестационный период ставила следующие задачи:

Разработать и апробировать систему оценки результатов развития детей по определению уровня развития экологической активности;

Смоделировать развивающую предметно- пространственную среду с учетом содержания деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

Сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве, овладеть информационно коммуникативными технологиями и их использовать в воспитательно-образовательном процессе.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию детей:

Познавательные занятия;

Экскурсия в природу;

Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде;

Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок.

Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

Проведение музыкальных и спортивных развлечений

Оформление выставки детских работ;

Наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых

Экспериментирование.

Недалеко от детского сада расположен лес. Туда мы с детьми ходим на экскурсии в разные времена года. На экскурсиях дети получают представление о предметах и явлениях, которые его окружают, об их изменениях. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.(Космическое путешествие, Сердитая тучка, В гости на северный полюс, Праздник водички)

На прогулке дети наблюдают за изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеется оборудование: песочница, ведерки, совочки, формочки, печатки, небольшая емкость с водой, плавающие игрушки … Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки», «Загадки о животных, растениях», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.) . Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром, определять силу и направление ветра, его контрастность.

Играя, малыш познает многоликий мир природы, учиться общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. Игра - это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира.

Предметно - развивающая среда должна быть максимально насыщенной, доступной и безопасной.

Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Здесь мы наблюдаем за цветущими растениями, за ростом лука на подоконнике (январь-февраль, за ветками деревьев в вазе (февраль - март, за пробуждениями мать - и - мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май).

Также дети играют в настольные развивающие игры.

В своей работе с детьми используем такую форму работы как проект. Он позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность.

Проект: «Голубая капелька».

Цель: Расширить представление о воде, о её свойствах, уточнить ее значение для всего живого на земле.

Проект: «Наш огород»

Цель: Наблюдение за ростом семян, и результатом продукта.

Также у нас составлена экологическая тропа с описанием природных объектов (деревьев), которая начинается с нашего участка. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. . Одни и те же объекты (деревья) можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.

Для систематизации полученных знаний я использую чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. Просмотр фильмов. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.

Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности.

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).

В детском саду ежегодно проводятся выставки «Осенняя фантазия из природного материала»; Конкурсы рисунков по временам года, Чудо - дерево, Эко елочка, Сказочный снеговик, Поделки из природного материала, Конкурс «Кормушка для птиц»).

Так же проводятся конкурсы детских работ. Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Темы по самообразованию:

- « Нетрадиционные техника рисования в детском саду»
-«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

-« Ознакомление детей с декоративно прикладным искусством»

Вера Прошунина
Отчет по экологическому воспитанию в подготовительной группе

Экологическое воспитание дошкольников »

Аналитический отчет подготовительной «Б» группы за 2016-2017 учебный год

Прошунина Вера Семеновна, воспитатель первой квалификационной категории

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение

Павловский детский сад №7

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем :

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

2 016- 2017 год был объявлен годом экологии .

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды , экологическое воспитание , как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть» , «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается . Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей .

Целью экологического воспитания в нашей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы , дать экологические знания , научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну, по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи :

Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

Пути реализации :

Создание условий, экологизация развивающей среды , программное обеспечение.

Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания .

Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.

Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.

Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний .

Предполагаемый результат :

Повышение экологической культуры воспитанников и их родителей ;

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

- воспитание защитников природы ;

Творческая активность воспитанников ;

Внедрение новых технологий воспитания , обучения, развития.

В результате проделанной работы :

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

Сформированы начала экологической культуры детей ;

Дети получают практические знания по охране природы;

Развиваются речевые навыки детей;

Дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.

Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок.

При взаимодействии с детьми нами используются различные формы работы. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) . Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги . Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. .Стихи русских поэтов об осени (А. С. Пушкин, С. Есенин, А. Плещеев.)

В. Чаплин «Питомцы зоопарка» , поэты о весне (стихи о весне)

Помогают в работе демонстрационный материал. Для повышения качества своей работы включаем здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Краткая характеристика мероприятий, проведенных с детьми. (2016год – 2017 год)

В течение года в старшей группе были проведены мероприятия с детьми согласно годовому тематическому плану :

Вечера загадок (ребусов) по темам : «Животные» , «Человек» , «Что это за птицы?» , «Зимняя сказка» .

Викторины «Животные» , «Знатоки птиц» ,«Пришла зима» .

Успешно прошли тематические дни : «День земли» , «День птиц»

Районный конкурс «Огород на окне»

Акции :«Поможем пернатым друзьям» , Районная акция ко Дню Победы

«Украсим землю цветами» «Сохраним всё живое на земле»

Праздники. Традиции. «Осенины» экологической направленности , «День здоровья» на экологическую тему .

Фотовыставка «Природа и животные Воронежской области»

Воспитатели и дети приняли участие в конкурсах по оформлению группы к началу учебного года, оформление группы к новому году , в конкурсе осенних поделок «Осенний хоровод» . Районный конкурс «Огород на окне»

В ходе проведенных мероприятий были получены положительные результаты :

1. Положительная динамика в успехах воспитанников , с которыми проводилась индивидуальная работа по образовательным областям.

2. Родители активно принимают участие в жизни группы и детского сада ; посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам

Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому нами активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Технологии проектной деятельности

Их цель : развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Информационно-коммуникационные технологии

Через мультимедийные презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.

Были проведены конкурсы детских рисунков «Времена года» , «Мир глазами детей» , «Как я провёл лето» , «Листопад» , «Зимушка- зима» , «Тает снежок, ожил лужок» . Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала» . Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Также была проведена следующая работа :

Аналитические занятия

1. НОД по теме : "Природа нашего края"; "Животный мир нашего края; "Деревья и кустарники, цветы нашего детского сада".. Иван Суриков «Зима»

Беседы с детьми :

1.«Знакомимся с Красной книгой»

3. Акция «Кормушка для пичужки»

Изготовление кормушек силами родителей

4. Акция : «Мусор земле не к лицу»

Экологический субботник

5. Выставка рисунков «Земля - наш общий дом» (ко Дню Земли)

6. Акция «Домик для скворца»

7. Весенняя Неделя Доброты

9. Выставка поделок из природного материала «Что нам осень принесла»

10. Синичкин день (День встречи зимующих птиц (Прогулка)

11. Экологическая игра «Загадки природы»

13. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»

Работа с родителями.

Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников . Только опираясь на семью, совместными усилиями можно . В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовали как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии) .

Работу с родителями велась непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам) . Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.

Как итогом работы по экологическому воспитанию явилась реализация проекта «Культурно-полевые растения на нашем участке» . Это познавательно-исследовательский, долгосрочный проект. Сроки реализации- (май- октябрь)

Участниками этой проектной деятельности были воспитанники старшей группы – воспитатели - родители .

Актуальность темы проекта : проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных полевых растениях Павловского района, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проекту проходила в соответствии с требованиями предусмотренными программой VII вида.

Цель проекта : создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений Южного Урала.

Задачи :

1. Учить правильно ухаживать за растениями.

2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

3. Развивать познавательные и творческие способности детей.

4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

Проектная идея : создать на участке детского сада огород. Получить урожай полевых растений, выращенных самими дошкольниками.

Цель - систематизировать знания детей о растениях, их назначении и использовании.

Задачи : Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах. Познакомить детей со свойствами воды на практике – через проведение опытов.

Анализируя результаты проведенной проектной деятельности, можно сделать вывод : расширились знания детей о воде и её свойствах, дети стали лучше ориентироваться в окружающей среде; повысился интерес к познавательной деятельности. У детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления.

В проектную деятельность вовлечены и родители. Через разработанные памятки и рекомендации они узнавали о проводимых в группе мероприятиях и в домашних условиях закрепляли полученные детьми в ДОУ знания.

Наша совместная творческая деятельность проходит под девизом :

Развивайте, играйте, творите!

Пусть для нас будет правилом :

«Сегодня не получилось

Обязательно получится завтра,

Надо только захотеть!»

Во второй половине дня мероприятия реализовывались в культурных практиках. Так в «Творческой мастерской» проводилась следующая работа :

Изготовление поделок зкологической направленности –

Сентябрь

1.«Гусеницы в груше» (гофрированные модели) .

2.«Наш веселый огород, что здесь только не растет» (изготовление фруктов и овощей из соленого теста) .

3. «Георгины» объемная аппликация

1.«Осенние фантазии» (из природного материала)

2.«Слоненок» (из природного материала)

3. «Лебедь» (из природного материала) .

1.«Рябина» (квилинг, оригами) .

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению , совместные организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека .

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

«Формирования начал экологической культуры у дошкольников через ознакомление с животным и растительным миром Прибайкалья»

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
В соответствии с (ФГОС) включается не только федеральный, но и национально- региональный компоненты.
Для каждой территории (региона) характерны:
особенности происхождения ее самой (результат землетрясения, движения ледников и пр.)
пространственное положение (материк, полуостров, остров; площадь, плотность населения и т. д.)
климат; флора и фауна;
природные ресурсы: недра, вода, лес и пр.
многообразие природных явлений.
Рассматривая проблему регионализации образования, нам представляется важным исходить из того, что:
регион – это исторически сложившийся общий для некоторых территорий уклад жизни, общность людей, проживающих на территории и обладающих сознанием субъекта исторического действия;
регионализация – процесс повышения институционального статуса территории.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому. Ежегодная диагностика выявляет, что дети практически незнакомы с растительным миром нашего края. Из деревьев и кустарников они называют ель, березу, сосну. Единицы указывает птиц, животных, насекомых, обитающих в лесах, живущих рядом с нами. В связи с этим возникает необходимость показать ребенку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором он живет.
В начале работы перед собой поставила цель:
познакомить детей дошкольного возраста с растительным и животным миром местного региона;
приобщить к экологической культуре;
научить воспринимать природу целостно;
понимать доступные существенные связи между живыми организмами;
гуманно относится ко всему живому.
Задачи:
изучение методической литературы по данному вопросу;
определение возможности положительного использования работы по экологическому воспитанию детей;
систематизация методов, приемов и дидактического материала по использованию регионального компонента в работе воспитателя;
определение эффективности предложенных разработок.
Для этого я изучила и провела анализ литературных и методических источников: Сударчикова С.Ф. “Общие \В вопросы регионализации дошкольного образования” г. Иркутск, 2003 г.; В.А. Горбунова, Л.А. Мишарина “Ориентировочная региональная программа знаний о растениях”, “Ознакомление детей дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья” - Иркутск, 2002, 2003 г.г.
соответствии с этим мною построена система педагогического взаимодействия с детьми с учетом ФГОС:
Организационное обучение
Совместная деятельность взрослого и ребенка
Самостоятельная экологическая деятельность детей
Совместная деятельность воспитателя и детей

Диагностика экологической воспитанности
Наблюдения на экскурсиях, прогулках
Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы
Беседы и разговоры с детьми на экологические темы
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
По результатам диагностики результат показал,что западает раздел регионального компонента.

Для работы по использованию регионального компонента в ДОУ была обогащена развивающая среда. Созданы в группе условия для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов. Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми провела работу с родителями. Родители приняли активное участие в создании и обогащения развивающей среды. Проводилось анкетирование,родительские собрания по данной теме Участвовали в акции»сохраним чистоту Байкала»Большое значение уделялось подбору краеведческого материала для работы с детьми. С помощью педагогов и родителей были подобраны иллюстрации, которые знакомят детей с растительным и животным миром Иркутской области. Иллюстрации были оформлены в альбомы “Птицы нашего края”, “Животные Иркутской области”, “Деревья и кустарники”, “Грибы и ягоды” и т.д.
В ДОУ оформлена “Красная книга”, которая знакомит детей с охраняемыми растениями и животными Иркутской области. Знакомство с природой родного края осуществляется через экскурсии, на прогулках, во время наблюдений.
- Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания. Познание в процессе наблюдений морфофункциональных особенностей живых существ, их взаимосвязи со средой обитания, многообразие видов, процессов роста и развития растений и животных. Наблюдения в повседневной жизни – ведущая форма приобщения детей к окружающей природе. Требования к проведению наблюдений. Циклы наблюдений за объектами природы: определение содержания отдельных наблюдений, построение их последовательности, планирования. Разработка циклов наблюдений за обитателями уголка природы, сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных зеленой зоны детского сада.
- Организация и проведение опытнической работы с объектами природы Родного края, модернизирующая деятельность с ними. Наблюдение за изменениями природных объектов, прослеживание и обсуждение их взаимосвязей со средой обитания. - Календари природы и их роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы; работа с календарем. Фиксация роста и развития растений в календаре. Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдений за зимующими птицами и работа с ними. Проводится “День туриста”, в котором активное участие принимают специалисты детского сада и родители. Дети не только наблюдают явления и объекты природы в естественной обстановке, но и участвуют в веселых играх и соревнованиях. Вместе с детьми родители принимают участие в экологических праздниках и конкурсах, которые проводятся в детском саду (“Чудеса с осенних грядок”, “Огород на окне”, “Флористика” и др.). - Прогулки, экскурсии, походы с детьми на природу, их роль в экологическом воспитании. Знакомство детей с лесом, рекой прудом, озером, лугом,поляной, как экосистемами. Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов. В уголке природы собрана коллекция плодов и семян, спилов деревьев и кустарников местных пород, изготовлен гербарий. Выделены природные зоны, которые знакомят детей не только с животными разных материков, но и с обитателями родного леса. Все полученные знания дети закрепляют через специально изготовленные дидактические игры “В гости к лесу”, “С кем дружит ель”, “Кто живет в лесу”, “Правила поведения в лесу” и др. В подготовительной группе, где осуществлялась наша практическая работа, в уголке природы имеется большое количество разнообразных растений в горшках. Кроме того, на стене висит оформленное воспитателями панно с гербарием, где подобраны растения, произрастающие на территории Прибайкалья. Итак, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой, в том числе и с природой Прибайкалья. Ценной находкой мы считаем созданное воспитателями панно с гербарием, где засушены некоторые из растений Прибайкалья, частности веточки багульника, ивы, сосны, соцветия мака, саранок, подснежника и другие растения. Индивидуальная работа с детьми проводится в свободное от занятий и прогулок время. С большим интересом дети занимаются в студии “Волшебный сундучок”, помогают детям изучать обряды народов Сибири, сказки, игры, песни; сочинять истории, знакомят с обитателями наших лесов. Нами были прочитаны детям следующие стихи Н. Бромлей» наш дом родной,наш общий дом»,С. Бывальцева «Люблю свой край»,Н.Никитина «Сибирь»: «Почему осенью – листопад?» , «Чем пахнут ветра?» , «Весенние хлопоты» , отрывки из произведения «Четырехэтажная тайга»,чтение сказок М.Сергеева»Давным-давно» и»Море славное Байкал» др. Знакомство с журналом « Сибирячек»
После прочтения каждого произведения с детьми проводилась беседа, где нами задавались вопросы детям по содержанию стихотворения или рассказа, по особенностям описания природы Родного края. Составление модели Иркутской обл., отгадывание загадок о Прибайкалье. Просмотр видеофильмов «Колодец» планеты»,рассматривание глобуса, карты иркутской обл. ,рассматривание альбомов о Байкале, прослушивание аудиозаписи«шум волн»,«шум ветра »,«пение птиц» и др., создание фотовыставки,составление пищевых цепей,игры в различные дидактической. игры,КВН,викторины,изо рисование.
Большая работа проводится по ознакомлению детей со сказками народов Сибири. Экологические сказки развивают интерес и представления детей о природе, животном мире, богатстве родного края, его достопримечательностях, занятиях людей. Их использование в воспитательном процессе позволяет ненавязчиво осуществлять экологическое образование дошкольников. С детьми подготовили выставку рисунков по теме “Байкальские сказки”, театрализованное представление “Бедовый орешек”.

Анализ результатов экспериментальной работы
Дошкольное природоведение ставит своей целью формирование элементарной системы знаний о живой и неживой природе (умение различать "живое", "неживое"), некоторых существенных особенностях растений и животных как живых организмов, влиянии факторов внеш¬ней среды на их жизнь, взаимодействии растений и животных в условиях экосистемы (лес, луг, поле и др.), взаимоотношениях человека и природы; подведение детей к пониманию и установлению доступных для этого возраста разнообразных связей и зависимостей, существующих в природе.
Важным компонентом проверки знаний, умений и навыков служит диагностика, определяющая индивидуально-психологические особенности личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития. Процедура диагностики состоит из сбора педагогической диагностической информации и постановки диагноза для последующих рекомендаций. Получить нужную информацию можно в условиях образовательного учреждения, а также при кратком обследовании с применением ряда методик, например беседы, серии игровых заданий, теста и др.
В соответствии с критериями оценки ответов выясняю уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированости умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодейст¬вии человека и природы. В проведении итоговой диагностике ребята показали высокий уровень знания регионального компонента.
2011году на районном семинаре «Знакомим дошкольников с природой» дала открытое мероприятие «Птицы нашего края».
2012 году на кустовом РМО представила опыт работы

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДОШКОЛЬНИКОВ»

в старшей группе

Старший воспитатель

Золотухина Л.И., ВКК

«ЧЕЛОВЕК СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ,

КОГДА УСЛЫШАЛ ШЕПОТ ЛИСТЬЕВ

И ПЕСНЮ КУЗНЕЧИКА, ЖУРЧАНИЕ

ВЕСЕННЕГО РУЧЬЯ И ЗВОН

СЕРЕБРЯННЫХ КОЛОКОЛЬЧИКОВ

В БЕЗДОННОМ ЛЕТНЕМ НЕБЕ –

УСЛЫШАЛ, И, ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ

СЛУШАЕТ СОТНИ И ТЫСЯЧИ ЛЕТ

ЧУДЕСНУЮ МУЗЫКУ ЖИЗНИ»

В.А.СУХОМЛИНСКИЙ

ХОЧУ ДЕТЕЙ Я НАУЧИТЬ

ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ И ТВОРИТЬ

ПО ЖИЗНИ ДОБРЫЕ ДЕЛА:

САЖАТЬ ЦВЕТЫ, САДЫ РАСТИТЬ,

БУКАШЕК И ЗВЕРЕЙ ЛЮБИТЬ,

ПРИРОДУ НАШУ ОХРАНЯТЬ,

ЛЕСА МОРЯ НЕ ЗАСОРЯТЬ.

А ЧТОБЫ ЛЕГЧЕ ДЕТЯМ БЫЛО

ПОНЯТЬ И РАЗОБРАТЬСЯ

ЛЮБИМОЙ ЭКОЛОГИЕЙ

МЫ БУДЕМ ЗАНИМАТЬСЯ.

Главная задача экологического воспитания –

это воспитание в детях доброты и человечности, бережного отношения к природе, к людям, к самому себе, воспитание чувства ответственности в первую очередь за собственное поведение и поступки.

Экологическое воспитание – это не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание и осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы.

Пути реализации:

* Использование программ:

«Юный эколог» С.Н. Николаева

«Наш дом - природа» Н.А.Рыжова

«Экологические занятия с детьми» Т.М.Бондаренко

«Экспериментальная деятельность детей»

А.Е.Чистякова Т. П. Тугушева

«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»

Е.А.Мартынова И.М.Сучкова

«Прогулки с детьми и изучение всего на свете» А.Русаков

*Разработка занятий для старших дошкольников

«Воздух»

«Свойства дерева и металла»

«Лекарственные растения Воронежского края»

«Витамины А, В, С»

Проект «Выращивание томатов из верхушек растений»

*Организация работы кружка «Тропинка в природу»

*Создание эмоционально-насыщенной атмосферы в группе.

Система педагогического взаимодействия:

*совместная деятельность педагога и ребенка

*самостоятельная деятельность детей

*совместная работа детей и родителей

Формы обучения:

Занятия, экскурсии.

Продуктивная деятельность - экспериментирование, рисование, ведение дневников наблюдений.

Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность.

Наблюдения в уголке природы, на прогулке.

Игры: подвижные, дидактические, настольные.

Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам о прочитанном.

Трудовая деятельность в уголке природы, на участке д /сада.

Экспериментирование, поисковая деятельность.

Работа была направлена на:

*развитие речи

*развитие логического мышления

*пробуждения воображения и фантазии

*обобщение представлений о природе

*развитие коммуникативных качеств у детей.

Были проведены интересные беседы:

«Это волшебница вода»

«Почему воду надо беречь?»

«Что такое талая вода?»

«Какой он – снег?»

«Этот удивительный воздух»

«Путешествие в мир деревянных вещей»

«Свойства металла»

«Берегите лес»

«Насекомые»

«Лекарственные растения»

«Первоцветы»

«Какие они - птицы»

«Сила ветра и воды»

«Правила ухода за комнатными растениями»

Эксперименты:

Различная потребность комнатных растений во влаге, свете, тепле.

В поисках света.

Воздух, способы его обнаружения

Как действуют магниты на предметы.

Опыты с деревянными предметами.

Опыты с металлическими предметами.

Опыты с водой.

Определение пищи на вкус.

Проращивание семян фасоли и гороха.

Выращивание рассады цветов.

Выращивание рассады овощей.

Дети не просто наблюдали, а сами принимали в этом участие.

«Ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами природы, открывает новое».

Были организованы выставки рисунков на тему:

«Осень в гости к нам пришла»

«Дары Черноземья»

«Осенний сад»

«Зимой в лесу»

«Первые весенние цветы»

«Космические дали»

Из природного материала были сделаны:

Гербарий из осенних листьев;

композиции на тему:

«Зимний букет»

«Зимние узоры».

Был организован конкурс (совместная работа детей и родителей) по изготовлению кормушек для птиц.

Была проведена акция «Покорми птиц зимой»

Проведенная работа по экологическому воспитанию дошкольников позволила:

*воспитать заинтересованность;

*сформировать экологическое мировоззрение;

*научить понимать и ценить природу;

*расширить и углубить свои представления об окружающем мире;

*развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества.

Ведь прежде чем изменить мир начни изменять себя.