Отчет по экологической работе в доу. Отчет по экологическому воспитанию в подготовительной группе

Отчёт по самообразованию по теме

«Экологическое воспитание дошкольников»

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

Целью экологического воспитания в моей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи:

Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

Пути реализации:

Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.

Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.

Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.

Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.

Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2013год

Дата окончания работы над темой: май 2015 года

Предполагаемый результат:

Повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

- в оспитание защитников природы;

Творческая активность воспитанников;

Внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.

В результате проделанной работы:

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

Сформированы начала экологической культуры детей;

Дети получают практические знания по охране природы;

Развиваются речевые навыки детей;

Дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.

Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок.

При взаимодействии с детьми мною используются различные формы работы. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. Помогают в работе демонстрационный материал Светланы Николаевны Вохринцевой, Людмилы Борисовны Фесюковой, Натальи Николаевны Кондратьевой, конспекты Ольги Алексеевны Воронкевич и других авторов.

Для повышения качества своей работы включаю здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому мною активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Технологии проектной деятельности

Их цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Информационно-коммуникационные технологии

Через мультимедийные презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.

Были проведены конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Также была проведена следующая работа:

1. НОД по теме: "Природа нашего края"; "Животный мир нашего края; "Деревья и кустарники, цветы нашего детского сада".

2. Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой»

3. Акция «Кормушка для пичужки»

Изготовление кормушек силами родителей

4. Акция: «Мусор земле не к лицу»

Экологический субботник

6. Акция «Домик для скворца»

7. Весенняя Неделя Добра

8. Акция «Посади дерево или цветок»

9. Выставка поделок из природного материала «Что нам осень принесла»

10. Синичкин день (День встречи зимующих птиц)

11. Экологическая игра «Загадки природы»

13. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»

14. Проект «Волшебница зима»

Работа с родителями.

Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).

Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.

Как итогом моей работы по экологическому воспитанию явилась реализация проекта «Капитошка» по теме «Круговорот воды в природе». Это познавательно-исследовательский, долгосрочный проект.

Участниками этой проектной деятельности были воспитанники средней группы – воспитатели - родители.

Цель - систематизировать знания детей о воде, ее назначении и использовании.

Задачи: Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах. Познакомить детей со свойствами воды на практике – через проведение опытов.

Анализируя результаты проведенной проектной деятельности, можно сделать вывод: расширились знания детей о воде и её свойствах, дети стали лучше ориентироваться в окружающей среде; повысился интерес к познавательной деятельности. У детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления.

В проектную деятельность вовлечены и родители. Через разработанные памятки и рекомендации они узнавали о проводимых в группе мероприятиях и в домашних условиях закрепляли полученные детьми в ДОУ знания.

Наша совместная творческая деятельность проходит под девизом:

Развивайте, играйте, творите!

Пусть для нас будет правилом:

«Сегодня не получилось

Обязательно получится завтра,

Надо только захотеть! »

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Лариса Тюрина

Воспитатель : Тюрина Л. А.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем :

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды , экологическое воспитание , как никогда, является одной из актуальных проблем современности.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту : многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть» , «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается .

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, важно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.

Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.

Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Перед нами стоит задача помочь детям дошкольникам раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе . Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине.

Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе.

Из цели вытекает ряд задач, из которых главная – это научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основные направления экологического воспитания – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию детей .

У нас имеется природоведческая литература, пособия, альбомы, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания .

Предметно - развивающая среда должна быть максимально насыщенной, доступной и безопасной.

Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.

Здесь мы наблюдаем за цветущими растениями, за ростом лука на подоконнике (январь-февраль, за ветками деревьев в вазе (февраль – март, за пробуждениями мать - и - мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май) .


Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, составлен каталог «научных» игр.


На прогулке дети наблюдают за изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды) . Для таких игр на участке имеется оборудование : песочница, ведерки,совочки, формочки, печатки,небольшая емкость с водой,плавающие игрушки … Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения : «Найди по описанию» , «Что, где растёт» , «Узнай и назови» , «Вершки - корешки» , «Загадки о животных, растениях» , на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.) . Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром, определять силу и направление ветра, его контрастность.

Играя, малыш познает многоликий мир природы, учиться общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира.



Для систематизации получаемых знаний, используется чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций, рисование, просмотр фильмов. Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней.


На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Там у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, полянка с лекарственными растениями : одуванчик, тысячелистник, ромашка… и обитающие на ней разные насекомые : бабочки, божьи коровки, гусеницы…


Радуют глаз растения на клумбах.



Недалеко от детского сада расположен лес. Туда мы со старшими детьми ходим на экскурсии в разные времена года. На экскурсиях дети получают представление о предметах и явлениях, которые его окружают,об их изменениях. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Осенняя экскурсия :


Туристический поход «Зимняя сказка» :

Цель : Использование элементарных знаний о туризме для увеличения двигательной активности детей. Приобщение дошкольников и родителей к здоровому образу жизни посредством ознакомления с элементами туризма.


«Лето, лето –озари нас ярким светом!» .


В своей работе с детьми используем такую форму работы как проект. Он позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний , системность.

Проект : «Елочка, елочка - колкая иголочка» .

Цель : Создать хорошее настроение у детей и вызвать желание воспитанников украсить ёлку .


Проект : "Веселые одуванчики" Цель :Дать понятие, что такое одуванчик.


Проект : «Солнышко лучистое» .

Цель : Формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности : игровой (прежде всего) ; познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово) ; продуктивной, музыкально-эстетической.


Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем , доступных пониманию детей.



Работа с родителями.

Родители – полноправные участники образовательного процесса. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека .

Одной из интересных форм работы является акция. Вместе с детьми родители делают поделки из природного материала, мастерят скворечники и кормушки, рисуют рисунки и создают коллажи, в которых отражают свое положительное отношение к природе.



Акция : «Посади дерево»


Акция : «Как мы провели лето»


«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина», писал В. А. Сухомлинский

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Пусть будет в человеке все прекрасно.

И мысли, и поступки, и душа!

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях , берегите,

Храните экологию души !

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДОШКОЛЬНИКОВ»

в старшей группе

Старший воспитатель

Золотухина Л.И., ВКК

«ЧЕЛОВЕК СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ,

КОГДА УСЛЫШАЛ ШЕПОТ ЛИСТЬЕВ

И ПЕСНЮ КУЗНЕЧИКА, ЖУРЧАНИЕ

ВЕСЕННЕГО РУЧЬЯ И ЗВОН

СЕРЕБРЯННЫХ КОЛОКОЛЬЧИКОВ

В БЕЗДОННОМ ЛЕТНЕМ НЕБЕ –

УСЛЫШАЛ, И, ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ

СЛУШАЕТ СОТНИ И ТЫСЯЧИ ЛЕТ

ЧУДЕСНУЮ МУЗЫКУ ЖИЗНИ»

В.А.СУХОМЛИНСКИЙ

ХОЧУ ДЕТЕЙ Я НАУЧИТЬ

ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ И ТВОРИТЬ

ПО ЖИЗНИ ДОБРЫЕ ДЕЛА:

САЖАТЬ ЦВЕТЫ, САДЫ РАСТИТЬ,

БУКАШЕК И ЗВЕРЕЙ ЛЮБИТЬ,

ПРИРОДУ НАШУ ОХРАНЯТЬ,

ЛЕСА МОРЯ НЕ ЗАСОРЯТЬ.

А ЧТОБЫ ЛЕГЧЕ ДЕТЯМ БЫЛО

ПОНЯТЬ И РАЗОБРАТЬСЯ

ЛЮБИМОЙ ЭКОЛОГИЕЙ

МЫ БУДЕМ ЗАНИМАТЬСЯ.

Главная задача экологического воспитания –

это воспитание в детях доброты и человечности, бережного отношения к природе, к людям, к самому себе, воспитание чувства ответственности в первую очередь за собственное поведение и поступки.

Экологическое воспитание – это не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание и осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы.

Пути реализации:

* Использование программ:

«Юный эколог» С.Н. Николаева

«Наш дом - природа» Н.А.Рыжова

«Экологические занятия с детьми» Т.М.Бондаренко

«Экспериментальная деятельность детей»

А.Е.Чистякова Т. П. Тугушева

«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»

Е.А.Мартынова И.М.Сучкова

«Прогулки с детьми и изучение всего на свете» А.Русаков

*Разработка занятий для старших дошкольников

«Воздух»

«Свойства дерева и металла»

«Лекарственные растения Воронежского края»

«Витамины А, В, С»

Проект «Выращивание томатов из верхушек растений»

*Организация работы кружка «Тропинка в природу»

*Создание эмоционально-насыщенной атмосферы в группе.

Система педагогического взаимодействия:

*совместная деятельность педагога и ребенка

*самостоятельная деятельность детей

*совместная работа детей и родителей

Формы обучения:

Занятия, экскурсии.

Продуктивная деятельность - экспериментирование, рисование, ведение дневников наблюдений.

Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность.

Наблюдения в уголке природы, на прогулке.

Игры: подвижные, дидактические, настольные.

Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам о прочитанном.

Трудовая деятельность в уголке природы, на участке д /сада.

Экспериментирование, поисковая деятельность.

Работа была направлена на:

*развитие речи

*развитие логического мышления

*пробуждения воображения и фантазии

*обобщение представлений о природе

*развитие коммуникативных качеств у детей.

Были проведены интересные беседы:

«Это волшебница вода»

«Почему воду надо беречь?»

«Что такое талая вода?»

«Какой он – снег?»

«Этот удивительный воздух»

«Путешествие в мир деревянных вещей»

«Свойства металла»

«Берегите лес»

«Насекомые»

«Лекарственные растения»

«Первоцветы»

«Какие они - птицы»

«Сила ветра и воды»

«Правила ухода за комнатными растениями»

Эксперименты:

Различная потребность комнатных растений во влаге, свете, тепле.

В поисках света.

Воздух, способы его обнаружения

Как действуют магниты на предметы.

Опыты с деревянными предметами.

Опыты с металлическими предметами.

Опыты с водой.

Определение пищи на вкус.

Проращивание семян фасоли и гороха.

Выращивание рассады цветов.

Выращивание рассады овощей.

Дети не просто наблюдали, а сами принимали в этом участие.

«Ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами природы, открывает новое».

Были организованы выставки рисунков на тему:

«Осень в гости к нам пришла»

«Дары Черноземья»

«Осенний сад»

«Зимой в лесу»

«Первые весенние цветы»

«Космические дали»

Из природного материала были сделаны:

Гербарий из осенних листьев;

композиции на тему:

«Зимний букет»

«Зимние узоры».

Был организован конкурс (совместная работа детей и родителей) по изготовлению кормушек для птиц.

Была проведена акция «Покорми птиц зимой»

Проведенная работа по экологическому воспитанию дошкольников позволила:

*воспитать заинтересованность;

*сформировать экологическое мировоззрение;

*научить понимать и ценить природу;

*расширить и углубить свои представления об окружающем мире;

*развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества.

Ведь прежде чем изменить мир начни изменять себя.


Любовь Шампарова

Если ты любишь всё таинственное, загадочное и необычное, любишь наблюдать и размышлять. Доверяешь только своим глазам и опыту – значит у тебя душа экспериментатора и исследователя!

В последние годы, мы особенно остро ощущаем необходимость возвращения духовности и человечности в образовательную систему, А это, как нельзя лучше можно сделать при формировании основ экологического сознания у детей дошкольного возраста.

Приступая к работе по приоритетному направлению – экологическому образованию дошкольников, поставила перед собой главную цель – сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого ребёнка. Для её достижения определила следующие задачи:

Создание условий для экологического образования дошкольников.

Осуществление целостного подхода к оздоровлению средствами природы.

Повышение экологического самосознания педагогов и родителей.

Реализацию поставленных задач начала с построения предметно развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями ООП.




В группах: модели природных зон республики КБР. Центр психологической разгрузки, центр воды и песка. Огород на окне, паспорт комнатных растений, глобус, живой уголок. Экологическая библиотека, лепбуки на экологические темы жалобная книга природы, карта природных зон, календарь погоды. Центр экспериментирования, папка передвижка: «Юный эколог»План экологической тропы.

Вне группы ; цветник, метеоплощадка, огород лекарственных трав, экологическая тропа, уголок нетронутого леса, огород овощных культур.

Для успешной работы был разработан план создания: «Экологического пространства». Особое внимание на данном этапе уделила работе на экологической тропе, в которую включила следующие объекты: Весёлая семейка, аллея каштанов, подружки липки, весёлые лесовики, и др.

Цель программы: Воспитать защитников природы. Дать экологические понятия, научить детей быть милосердными. Воспитывать положительные чувства ко всему живому, любить и беречь природу.

Программа состоит из 4 блоков.

1 блок – Наш дом природа.

2 блок – Времена года.

3 блок – Основные группы животных.

4 блок –Познаём исследуем.

1 блок – Наш дом природа.

Занятия на которых у детей развиваю познавательный интерес к природе, формирую представления о системном строении природы, воспитываю осознанное бережное отношение к ней.

2 блок – Времена года

Дети знакомятся с изменениями в природе в соответствии с сезоном. В этот блок входят наблюдения и работа в огороде и цветнике

3 блок - Основные группы животных

Развиваю у детей умение классифицировать животных по видам и по внешнему виду, форме, окраске и места обитания. Какую пользу приносит это животное.

4 блок - Познаём исследуя

В этом блоке развиваю у детей познавательную активность ребёнка: это уголки природы, соответствующие современным требованиям, небольшие лаборатории с необходимым оборудованием для опытно – экспериментальной деятельности,. Экологические игры с учётом разного уровня развития детей, разнообразные дидактические пособия, модели, коллажи, мнемотаблицы.


«Многое, если не почти всё, что в нас есть сегодня было заложено в наши первые семь лет жизни»

П. Вайнцвайг.

Моя группа – уютная для любознательных девчонок и мальчишек. Стараюсь сделать так, чтобы детям было удобно и комфортно, интересно и радостно. Никогда не бывает безлюдно в экологическом уголке, дети наблюдают за аквариумными рыбками, знакомятся с комнатными растениями. В краеведческом уголке дети знакомятся с родным краем его природными зонами, животным миром и растениями.

Любят дети играть в экологические дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто что ест?» «Назови одним словом», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Собери растение» и др.

Очень важно побуждать в наших детях интерес к своему здоровью. Осуществляю работу через разнообразные формы деятельности:

Оздоровление фитонцидами,чесночные киндеры, лукотерапия употребление лука в пищу.

Организация двигательного режима:

Утренняя зарядка, Прогулки, подвижные игры, физминутки, гимнастика после сна, массаж конечностей разными методиками, пальчиковые игры, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, занятия по физкультуре, хореография.




Закаливание с учётом здоровья. Воздушные ванны, хождение босиком,хождение по дорожкам здоровья, обширное умывание, игры с водой, полоскание зева.

Лечебное полоскание горла противовоспалительными травами (шалфей, ромашка)

Витаминотерапия – отвар шиповника, витаминизированное третье блюдо.

Грипп, ОРВИ (Оксолиновая мазь, апельсиновые ёжики с гвоздикой, чесночные киндеры).



] Детям познавать явления окружающего мира непросто: не все природные процессы доступны для наблюдения, такую информацию помогают усвоить предметно

действующие модели с которыми дети могут работать сами.








Труд в природе учит быть внимательными к растениям и животным уголка природы развивает у них такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.



Только целенаправленная, разнообразная по форме и методам работа с детьми позволила сформировать у них положительное отношение к природе родного края,

Отчет по экологическому воспитанию

Тема: Экологическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста.

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Главная целью экологического воспитания в дошкольном возрасте - воспитание гуманного отношения к окружающей природе.

Поэтому я на межаттестационный период ставила следующие задачи:

Разработать и апробировать систему оценки результатов развития детей по определению уровня развития экологической активности;

Смоделировать развивающую предметно- пространственную среду с учетом содержания деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

Сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве, овладеть информационно коммуникативными технологиями и их использовать в воспитательно-образовательном процессе.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию детей:

Познавательные занятия;

Экскурсия в природу;

Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде;

Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок.

Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

Проведение музыкальных и спортивных развлечений

Оформление выставки детских работ;

Наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых

Экспериментирование.

Недалеко от детского сада расположен лес. Туда мы с детьми ходим на экскурсии в разные времена года. На экскурсиях дети получают представление о предметах и явлениях, которые его окружают, об их изменениях. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.(Космическое путешествие, Сердитая тучка, В гости на северный полюс, Праздник водички)

На прогулке дети наблюдают за изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеется оборудование: песочница, ведерки, совочки, формочки, печатки, небольшая емкость с водой, плавающие игрушки … Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки», «Загадки о животных, растениях», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.) . Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром, определять силу и направление ветра, его контрастность.

Играя, малыш познает многоликий мир природы, учиться общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. Игра - это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира.

Предметно - развивающая среда должна быть максимально насыщенной, доступной и безопасной.

Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Здесь мы наблюдаем за цветущими растениями, за ростом лука на подоконнике (январь-февраль, за ветками деревьев в вазе (февраль - март, за пробуждениями мать - и - мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май).

Также дети играют в настольные развивающие игры.

В своей работе с детьми используем такую форму работы как проект. Он позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность.

Проект: «Голубая капелька».

Цель: Расширить представление о воде, о её свойствах, уточнить ее значение для всего живого на земле.

Проект: «Наш огород»

Цель: Наблюдение за ростом семян, и результатом продукта.

Также у нас составлена экологическая тропа с описанием природных объектов (деревьев), которая начинается с нашего участка. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. . Одни и те же объекты (деревья) можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.

Для систематизации полученных знаний я использую чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. Просмотр фильмов. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.

Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности.

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).

В детском саду ежегодно проводятся выставки «Осенняя фантазия из природного материала»; Конкурсы рисунков по временам года, Чудо - дерево, Эко елочка, Сказочный снеговик, Поделки из природного материала, Конкурс «Кормушка для птиц»).

Так же проводятся конкурсы детских работ. Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Темы по самообразованию:

- « Нетрадиционные техника рисования в детском саду»
-«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

-« Ознакомление детей с декоративно прикладным искусством»