Освоение дошкольниками алгоритмов и их применение на занятиях по математике. Роль освоения алгоритмов детьми дошкольного возраста

УДК 373.24

ББК Ч410.24 ГСНТИ 14.23.09 Код ВАК 13.00.02; 13.00.01

Утюмова Екатерина Александровна,

старший преподаватель, кафедра теории и методики обучения математике и информатике в период детства, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, к. 157; e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: универсальные предпосылки учебной деятельности; алгоритмические умения; дошкольники.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена актуальной проблеме современной системы образования - развитию универсальных предпосылок учебной деятельности на ступени дошкольного обучения, в процессе формирования у дошкольников алгоритмических умений. Выделены этапы формирования данных умений и разработаны конструкторы для организации предметно-пространственной среды.

Utyumova Ekaterina Aleksandrovna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and Methodology of Teaching Mathematics and Informatics in the Period of Childhood, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

ALGORITHMIC SKILLS FORMATION PECULIARITIES OF PRESCHOOL CHILDREN

KEY WORDS: universal prerequisite of educational activity; algorithmic skills; preschool age children.

ABSTRACT. The article is devoted to the topical problem of modern educational system - the development of universal prerequisites for training activities at the preschool education level in the algorithmic skills formation process of preschoolers. Stages of formation are highlighted and tasks educational kits were developed to organize objective-spatial environment.

Изменения, которые происходят в тотеме образования России, коснулись всех ее ступеней, в том числе и дошкольного обучения. Важнейшей задачей становится создание условий для индивидуального развития личности ребенка, формирование у него качеств, востребованных в современном обществе: самостоятельности, инициативности, творческой активности и ответственности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (4) планируемые итоговые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые выступают как социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка согласно возрасту на этапе завершения его обучения в дошкольном образовательном учреждении. Целевые ориентиры, которые дошкольник может приобрести в результате освоения Программы, способствуют формированию у детей предпосылок к учебной деятельности.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (8) под универсальными предпосылками учебной деятельности понималось умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Особое значение в формировании этих умений у дошкольников имеет ознакомление детей с алгоритмами и формиро-

вание у них алгоритмических умений. Поскольку алгоритм - это и есть правило, образец выполнения в строго определенной последовательности некоторой системы операций, которая ведет к решению задач данного типа.

Изначально понятие алгоритма появилось в математике, в сугубо теоретической ее области - теории алгоритмов. До недавнего времени формирование этого понятия и происходило при изучении математики, однако в связи с информатизацией общества понятие «алгоритм» стало приобретать самостоятельное значение и проникло практически во все сферы человеческой деятельности. Данное понятие не имеет строгого определения. По мнению А. А. Столяра (9), интуитивно под алгоритмом понимают общепонятное и точное предписание того, какие действия и в каком порядке необходимо выполнить для решения любой задачи из данного вида однотипных задач.

Для того чтобы правило, предписание можно было назвать алгоритмом, оно должно удовлетворять следующим требованиям:

Дискретности (нельзя менять местами действия, шаги алгоритма);

Детерминированности (каждое действие, шаг должно быть четко определено и однозначно понято, алгоритм должен содержать конечное число шагов);

Результативности (алгоритм и каждое действие должно приводить к достиже-

© Утюмова Е. А., 2014

нию требуемого результата);

Массовости (алгоритм может быть применим для решения однотипных задач);

Понятности (все действия должны быть понятны и доступны исполнителю).

В зависимости от структуры выполняемых в алгоритме действий различают три вида алгоритма: линейный, разветвляющийся и циклический.

Линейный алгоритм - это алгоритм, в котором все действия выполняются однократно, последовательно, в заданном порядке. Например, алгоритм кормления рыб в аквариуме: 1) взять корм, 2) открыть

крышку аквариума, 3) насыпать корм в кормушку, 4) закрыть крышку аквариума, 5) постучать по стенке аквариума.

Циклический алгоритм - это алгоритм, в котором определенная последовательность действий повторяется несколько раз, пока не будет выполнено заданное условие. Многие процессы в окружающей нас жизни основаны на многократном повторении одних и тех же действий: смена времен года, дня и ночи, восхода и захода солнца и т. д.

Разветвляющийся алгоритм - это алгоритм, в котором проверяется некоторое условие; если оно выполняется, то осуществляется одна последовательность действий, если нет, то другая. Например, алгоритм разделения красных и синих шаров: 1) берем шар; 2) проверяем условие - «Шар красный?», з) если да, то кладем шар в правую корзину, если нет, то в левую.

Алгоритмы могут быть записаны словесно, при помощи таблицы, формулы, на языке блок-схем или программ. Словесная запись алгоритма наиболее понятна и приемлема для детей дошкольного возраста. Последовательность действий можно изобразить с помощью рисунков или карточек, на которых изображен каждый шаг алгоритма. Однако в старшем дошкольном возрасте можно знакомить детей с другими формами записи алгоритма, например, языком блок схем (рис. 1).

В блок-схеме каждое действие алгоритма записывается в определенной геометрической фигуре. Начинается и заканчивается алгоритм овальными блоками, внутри которых записаны соответствующие слова. Перерабатывающий или арифметический блок изображается в виде прямоугольника, внутри которого записывается выполняемое действие, приводящие к промежуточному результату. В виде ромба изображается логический блок, который предусматривает проверку условия, записанную внутри ромба. Выполнение этого блока определяет дальнейшую последовательность действий.

Рисунок 1. Запись алгоритма на языке блок-схем

Анализ различных работ А. А. Столяра (9), Л. В. Ворониной (1), С. Д. Язвин-ской (10), О. Н. Родионовой (6) по формированию алгоритмических умений и современных целей обучения ребенка в дошкольном образовательном учреждении позволил нам предложить следующее определение алгоритмических умений дошкольников: алгоритмические умения - это осознание дошкольниками необходимости планирования своих действий, умение работать по образцу, понимать, выполнять и составлять алгоритмы, правила, предписания, анализировать, корректировать, переносить усвоенные действия в новые ситуации в процессе осуществления алгоритмических действий, описывать их понятным другим людям языком и средствами.

Таким образом, алгоритмические умения имеют аналогичную учебной деятельности структуру, поскольку выполнение и создание алгоритмов также включает в себя принятие учебной задачи, овладение способами решения любых учебных задач данного типа, содержит контроль и оценку достижения результата, то есть все то, что понимается под универсальными предпосылками учебной деятельности.

Если человек овладел алгоритмическими умениями, то он способен осуществлять планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, разбивая деятельность на отдельные шаги. В процессе выполнения алгоритма развивается умение удерживать цель на протяжении всего выполняемого задания, а после получения результата оценить его правильность и, если необходимо, осуществить коррекцию своей деятельности.

Ребенок уже в дошкольном возрасте в процессе реализации действий по выполнению алгоритма учится управлять своей деятельностью в соответствии с предлагаемыми взрослыми правилами, образцом.

Из обзора программ дошкольного образования «От рождения до школы» (3), «Мир открытий» (5), «Успех» (7), «Детство» (2) можно заключить, что к настоящему времени в методике уже наметился новый взгляд на формирование алгоритмических умений у детей, так в программах появились элементы работы или темы, способствующие формированию данных умений. Но традиционный подход, при котором понятие «алгоритм» не рассматривалось в дошкольный период, занимает в отечественной методике и сейчас главенствующую позицию. Детей дошкольного возраста учат лишь следовать правилу, линейному алгоритму, но практически не формируют умения работать по образцу или инструкции, представленной посредством разветвляющегося и особенно циклического алгоритма, составлять различные алгоритмы, особенно разветвляющиеся и циклические. Однако различная деятельность людей, в том числе и учебная, правила, которые даже дошкольники используют при формировании элементарных математических представлений, например, составление сериационного ряда, сравнение предметов по величине, имеют чаще всего вид циклического или разветвляющегося алгоритма.

Анализ психолого-педагогических предпосылок формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста показал, что дошкольники второй младшей группы еще не способны к усвоению алгоритмов, они не могут продолжительное время удерживать цель и план деятельности, точно следовать образцу, инструкции, основы алгоритмической деятельности для них еще трудны. Поэтому в этом возрасте необходимо только проводить подготовительную работу по формированию данных умений. Под руководством воспитателя в процессе игровой деятельности необходимо целенаправленно осваивать с дошкольниками нормы и правила поведения за столом во время еды, правила умывания, культурно-гигиенических навыки по использованию предметов личной гигиены, то есть действия, носящие алгоритмический характер.

Целенаправленная же работа по формированию алгоритмических умений должна начинаться со средней группы и включать три этапа:

На первом (средняя группа) идет формирование умений у ребенка выполнять линейные алгоритмы, осмысление значимости их выполнения в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности;

На втором этапе (старший дошкольный возраст) детей обучают выполнять не только линейные, но и разветвляющиеся, циклические алгоритмы, а также формируются первоначальные умения по составлению алгоритмов различных видов;

На третьем (подготовительная к школе группа) происходит закрепление алгоритмических умений, которые приобрели дошкольники в процессе образовательной, игровой деятельности, прогулок, обеспечение осознанного выполнения ими любого алгоритма, постепенное увеличение доли самостоятельности в его выполнении и составлении, развитие у детей алгоритмических умений, применение алгоритмической деятельности в различных образовательных областях, формирование умения осуществлять целеполага-ние, контроль, коррекцию и рефлексию.

На каждом этапе формирования алгоритмических умений для эффективного развития универсальных предпосылок учебной деятельности у детей в процессе игры или при выполнении учебно-игровых ситуаций производилась постепенная интеграция игровой и учебной деятельности. Психолого-педагогическое взаимодействие дошкольника и воспитателя было направлено на социально-личностное развитие каждого ребенка. В процессе выполнения разнообразных заданий была организована работа по следующим этапам:

Подготовительный - принятие задания, которое необходимо выполнить, осознание цели предстоящей деятельности;

Ориентировочный - составление первичного плана, последовательности действий для достижения заданной цели, решения поставленной задачи;

Деятельностный - выполнение определенной последовательности действий, шагов, организация поэтапной отработки действий, выделение задач, для решения которых можно использовать данный алгоритм;

Контрольный - сравнение достигнутого результата с эталоном, контроль и оценка, коррекция выполненного алгоритма.

Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности при формировании алгоритмических умений у дошкольников требует активной работы по «открытию знаний», овладению общими способами решения задач данного типа и контролю выполненного алгоритма. Одним из таких средств можно считать специально организованную воспитателем предметно-пространственную среду. Для организации такой среды в процессе игровой деятельности ребенка нами были разработаны конструкторы для формирования алгоритмических умений по выделенным этапам (таблица 1).

Таблица 1.

Конструкторы заданий, используемые для формирования алгоритмических умений

Этап Умения Конструкторы

Подготови- тельный Принятие учебной ситуации, осознание цели предстоящей деятельности Повторите задание, которое нам необходимо сейчас выполнить. Из предложенных вариантов выберите карточку с изображением нужного задания. Возьмите карточку с изображением результата, который нам необходимо достигнуть. Ответьте на вопросы воспитателя. Представьте (переформулируйте) условие задачи в удобной для вас форме...

Ориентировочный Составление первичного плана, последовательности действий Выберите карточку, на которой изображено первое действие. Выберите карточку, на которой изображено недостающее действие. Кто должен встать по левую руку? Выберите карточку с изображением условия, которое нам необходимо проверить. Достаточно выполнить эти действия один раз... два... Сколько раз нам необходимо повторить эти действия? Как мы узнаем, что должны прекратить выполнять последовательность действий?

Деятельностный Выполнение определенной последовательности действий Слушая инструкцию воспитателя, выполните последовательность действий. Проговорите те действия, которые выполняет. Восстановите первое действие, которое нужно выполнить. Расположите карточки в нужной последовательности. Словесно опишите последовательность действий для получения. Составьте схему последовательности действий для получения.

Организация поэтапной отработки действий, овладение обобщенными способами решения задач данного типа Проследите за деятельностью воспитателя по решению задачи, рассмотрите карточки с изображениями действий воспитателя и уберите лишнюю. Найдите и исправьте ошибку в последовательности действий. Укажите ненужное действие, которое совершает воспитатель. Определите оптимальную последовательность действий для решения. Измените последовательность, если. Для решения каких задач можно использовать данный алгоритм?

эн ы н ь ч о рт н о Сравнение достигнутого результата с эталоном Достигли ли того, что было необходимо? Сравните полученный результат с эталоном. Объясните причины. Объясните, что мы получили.

Коррекция выполненного алгоритма Внесите изменения в предложенную последовательность действий. Найдите и исправьте ошибку. Что мы не проверили? Сколько раз необходимо повторить эти действия? Зачем было внесено изменение?

Применение алгоритмов в процессе выполнения разнообразных видов деятельности у дошкольников способствует восприятию того, что в любой деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.) существует свой порядок действий, освоению различных правил (правила уличного движения, навыки самообслуживания, правила игр, правила трудовой деятельности), пониманию логической связи между этапами действия.

Алгоритми воспитатель может использовать как средство обучения и как инструмент для организации деятельности детей, потому что в них определена четкая последовательность действий. Педагог может

формировать алгоритмические умения у дошкольников в разных образовательных областях, таких как социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Освоение детьми правил наиболее успешно происходит в процессе игры. Например, можно предложить детям составить алгоритм кипячения воды в электрическом чайнике, деятельности, которую дошкольники не раз наблюдали в повседневной жизни

Подготовительный этап. Воспитатель создает проблемную ситуацию, побуждает дошкольников к ее решению, организует поиск решения. Воспитатель сообщает

детям, что хочет выпить чай, а для этого нужно вскипятить воду в электрическом чайнике. Задает вопросы: «Что нам нужно сделать?», «Зачем кипятить воду?», «Повторите задание, которое нам нужно сейчас выполнить?», «Что в результате выполнения задания мы получим?» и т. д. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат он принимает учебную ситуацию, осознает цель предстоящей деятельности.

Ориентировочный этап. Воспитатель выясняет, что нужно сделать, чтобы получить требуемый результат: «Предложите последовательность действий, чтобы мы смогли вскипятить воду в чайнике», «Всегда ли можно включать чайник?», «Что произойдет, если мы включим чайник, а в нем нет воды?», «Выделите условие, которое нужно проверить, чтобы включить чайник». Воспитатель может предложить детям рассмотреть карточки, которые он перед занятием раздал дошкольникам, и среди них найти ту, на которой изображено проверяемое нами условие.

Деятельностный этап. На этом этапе игры воспитатель может сам показать действия данного алгоритма, одновременно проговаривая их. Затем предложить одному из дошкольников повторить последова-

тельность, побуждая проговаривать каждое выполняемое им действие. Педагог также может раздать карточки с нарисованными действиями и предложить расположить их по порядку.

Контрольный этап. Дети сравнивают полученную последовательность действий с эталоном. Вносят, если необходимо, исправления в свои алгоритмы. Воспитатель беседует с дошкольниками: «Достигли ли мы требуемого результата?», «Все ли у нас получилось?» «Дайте оценку своей деятельности», «Что мы сегодня научились делать?», «Что мы проверяли перед включением чайника?», «Зачем нужно было проверить, есть ли вода в чайнике?».

В процессе формирования алгоритмических умений ребенок учится осознавать цель предстоящей деятельности, искать способ решения задачи, находить общие способы решения задач одного класса, развиваются действия планирования, прогнозирования, оценки результатов своей деятельности.

Таким образом, формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста целенаправленный, непрерывный, организованный процесс, который затрагивает все ступени их обучения в дошкольном образовательном учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронина Л. В. Развитие творческого потенциала дошкольников через формирование у них алгоритмических умений / / Педагогические системы развития творчества: мат-лы 10-й Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 13-14 декабря 2011 г.). Екатеринбург, 2011. Ч. 1. с. 135-140.

2. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. - СПб. : Детство-Пресс, 2011.

3. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2010.

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «МИР ОТКРЫТИЙ» / Науч. рук. Л. Г. Петерсон; под общ. ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М. : Цветной мир, 2012.

6. Родионова О. Н. Развитие алгоритмической культуры личности дошкольника // Известия Рос. Гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 69. С 473-476.

7. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Науч. рук. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н. Ф. Федина. - М. : Просвещение, 2010.

8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования иИЬ: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm655-l.htm

9. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / под ред. А. А. Столяра. М. : Просвещение, 1988.

10. Язвинская С. Д. Педагогические условия развития алгоритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познания категории времени: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Язвинская Светлана Дмитриевна. Ставрополь, 2009.

Мышление правильными, оптимальными алгоритмами помогает делать все быстрее и, как правило, более качественно .

Правильные привычки – ключи к успеху

Ежедневные привычные дела взрослые люди выполняют легко, «автоматически» или почти не задумываясь. У детей алгоритмы поведения тоже вырабатываются подсознательно, на основе приобретенных навыков. Но далеко не у всех детей формируются правильные привычки, над этим нужно работать.

Умение правильно выстраивать последовательности задач, действий, событий нужно развивать еще до школы.

У детей с большим опытом разных активностей , таких как частая смена обстановки, широкий круг общения, занятия различными видами спорта, интеллектуальные игры и т.д., выстраивается «богатая» система навыков. Приобретенный опыт формирует базовые психические шаблоны поведения, владение которыми очень помогает в знакомых ситуациях .

А вот хорошо развитое «мышление алгоритмами» помогает принимать лучшие для человека решения еще и о том, как поступить в новой, сложной, незнакомой ему ситуации .

Можно ли развить алгоритмическое мышление?

Самый простой способ – учить своего ребенка всему, что вы знаете и умеете, и заставлять его, как бы ни звучало банально, думать прежде, чем сделать. Большинство детей, которые еще в дошкольном возрасте «учатся жизни» вместе с опытным взрослым, по проверенным временем алгоритмам решения «житейских» проблем, чувствуют себя увереннее сверстников и проще справляются с любыми трудностями.

А на школу можно рассчитывать?

В сегодняшнем мире к развитию алгоритмического мышления относятся гораздо серьезнее, чем 5-10 лет назад. В Австралии преподавание основ программирования начинается уже в третьем классе. С 2014 года аналогичные дополнительные курсы для начальных классов стали вводить во Франции. Схожие тенденции в Великобритании, Финляндии, Эстонии, Польше: детей учат понимать основные логические конструкции, обучают основам программирования уже в начальной школе.

В странах СНГ ситуация обстоит иначе, и здесь родителям приходится рассчитывать в первую очередь на себя.

В помощь родителям мы разработали . Это онлайн комплекс логических задач с теорией и комментариями опытных педагогов и методистов.

«Хорошие задачи не просто вырабатывают навык решения аналогичных заданий, а действительно учат думать, искать простейший, правильный, лучший путь».

Примеры задач из Лаборатории логики Logiclike

Алгоритмы помогают усвоить правила безопасного поведения дома и на улице:

Учим думать, прежде чем переходить дорогу! Найди ошибку в алгоритме…

По алгоритмам удобно учиться рисованию и другому творчеству, вырабатывать внимание к деталям:

Задание на построение алгоритма по созданию аппликации.

Знаешь правильный алгоритм — не ленись и, скорее всего, сможешь самостоятельно приготовить пирожки:

Мы привели примеры простейших алгоритмов. В персональном кабинете есть более сложные и интересные.

В Logiclike дети развивают логику и мышление, учатся легко и успешно решать базовые жизненные «проблемы» и задачи.

Вполне возможно, что через 10-20 лет, благодаря хорошему старту в раннем возрасте , ваши дети найдут себя в создании новых эффективных алгоритмов для программных решений и совершат нечто значимое для себя и других людей.

УТЮМОВА Е.А.

На современном этапе для системы обучения в России свойственна модернизация всех ее уровней, характеризующаяся созданием единого образовательного пространства, направленного на развитие личности каждого ребенка. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) прописаны целевые ориентиры - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, которые обусловливают формирование у детей предпосылок к учебной деятельности.

В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин анализируя проблему сформированное™ учебной деятельности, пришли к выводу, что ребенок готов к обучению, когда он умеет принимать и удерживать цель предстоящей деятельности, планировать последовательность действий, выбирать средства для ее выполнения, осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности. Алгоритмы и формирование у дошкольников алгоритмических умений- эффективное средство развития предпосылок к учебной деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ в связи с тем, что алгоритм выступает как способ принятия и удержания цели своей предстоящей деятельности, кроме того, алгоритм- последовательность операций, необходимых для решения практических и учебных задач. Усвоение алгоритма обеспечивает возможность переноса метода решения данной задачи на похожие задачи. Действия контроля, самоконтроля и коррекции так же свойственны алгоритмической деятельности людей.

Алгоритм является древнейшим, фундаментальным понятием математики, в частности ее раздела - теории алгоритмов. В связи с информатизацией и технологизацией современного общества понятие «алгоритм» проникло в различные сферы жизни человека. Интуитивно-содержательное определение этого понятия ввел А.А. Столяр , который понимает алгоритм как предписание действий понятных и точных, порядка их выполнения для достижения решения любой задачи из определенного класса однотипных задач.

Существует три вида алгоритмов. Линейный алгоритм - когда последовательность действий выполняется однократно, в строго определенном порядке. Если в последовательности действий присутствует условие, после проверки которого выполняется или одна последовательность шагов, или другая, то алгоритм называется разветвляющимся. Циклический алгоритм содержит действия, которые необходимо повторить несколько раз, пока не будет реализовано заданное условие.

(М.П. Лапчик) . В отечественной психолого-педагогической литературе появились исследования развития алгоритмических способностей, входящих в структуру познавательных (С.Д. Язвинская) .

Основываясь на анализе психолого-педагогической и методической литературы, мы пришли к выводу, что у дошкольников в процессе игровой деятельности, особенно используя игры с правилами, необходимо формировать представления о последовательности действий, о понятиях «правило», «алгоритм».

Алгоритмические умения дошкольников - это способность планировать свои действия, работать по правилу, образцу, понимать, исполнять, применять и составлять алгоритмы, анализировать, корректировать свою деятельность, направленную на получение результата, переносить усвоенные способы действий, алгоритмы в новые ситуации, описывать их понятным другим людям языком и средствами. Структуру алгоритмических умений детей дошкольного возраста составляют пять компонентов - процессуальный, личностный, регулятивный, коммуникативный и творческий (Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова) . Процессуальный компонент отвечает за изучение свойств, видов, способов записи алгоритмов, за их исполнение и составление. Личностный компонент направлен на осознание значимости новых знаний или способов деятельности. Регулятивный - способствует формированию умения планировать, осуществлять контроль, самоконтроль и коррекцию своей деятельности. Коммуникативный - развивает умения у дошкольников, взаимодействовать со взрослыми и между собой в процессе алгоритмической деятельности. Творческий - обусловливает перенос полученных алгоритмических знаний в новые, нестандартные ситуации.

Основная цель нашего исследования: формирование у детей дошкольного возраста всех компонентов алгоритмических умений. Для осуществления поставленной цели нами были определены следующие задачи:

  • 1) создать и внедрить в образовательную среду дошкольного учреждения модель формирования всех компонентов алгоритмических умений у детей 4-7 лет;
  • 2) разработать содержание программы «Алгоритмик», отражающей ценностный смысл использования алгоритмов в повседневной жизни людей;
  • 3) построить интегрированный комплекс игр, направленный на формирование алгоритмических умений у дошкольников;
  • 4) использовать современные формы и методы обучения детей, необходимые для вовлечения ребенка в деятельность, которая поставит дошкольника в позицию активного субъекта алгоритмической деятельности;
  • 5) обеспечивать индивидуальные условия для формирования алгоритмических умений у дошкольника и предоставлять ему возможность осуществлять свои познавательные потребности в свободном выборе действий в соответствии со своими интересами, стремлениями и уровнем развития.

Реализация поставленных задач будет способствовать проектированию образовательного процесса и созданию модели формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста.

Модель, разработанная нами, опирается на следующие методологические подходы: личностно-ориентированный, системно-деятельностный и интегрированный. Личностно-ориентированный подход заключается в выявлении и раскрытии личности каждого ребенка, его потенциальных способностей и возможностей при осуществлении деятельности, принятии дошкольником личностно значимых целей, способов деятельности и ценностей. Системно-деятельностный подход предполагает включение каждого ребенка в различные виды детской деятельности, в процессе осуществления которой создаются условия для проявления познавательной активности детей, для самостоятельного поиска информации, решения познавательных проблем и задач. Интегрированный подход охватывает реализацию основных целей и задач образовательного процесса, направленного на формирование целостных представлений об окружающем мире. Он предполагает усиление связей не только внутри содержания раздела программы, разных разделов программы, но и взаимодействие методов и приемов воспитания и обучения, синтез различных видов детской деятельности, взаимодействие всех участников образовательных отношений: педагогов, детей и их родителей. Таким образом, в дошкольном образовательном учреждении должны осуществляться разные виды интеграции: внутривидовая, межвидовая, методическая, деятельностная и детско-взрослая.

Модель формирования алгоритмических умений (рис. 14.1) включает теоретико-методологический, целевой, содержательный, процессуальный, результативный блоки и блок рефлексии и коррекции образовательной деятельности. Каждый из блоков отражает логически последовательную систему элементов образовательного процесса: цели, содержание формирования алгоритмических умений у дошкольников, формы, методы, средства, а также предполагаемые результаты обучения, рефлексию и коррекцию.

Целевой блок данной модели включает требование ФГОС ДО, согласно которому у детей дошкольного возраста необходимо развить интегративные качества личности, обеспечивающие сформированность предпосылок к учебной деятельности. Это означает, что главным в обучении вДОУ является не столько сообщение знаний из различных образовательных областей, сколько развитие у ребенка готовности к дальнейшему обучению в начальной школе. Заявленная в модели цель реализуется последовательным решением следующих задач:

  • - выделить принципы построения и подходы к организации воспитательно-образовательного процесса;
  • - разработать диагностический инструментарий для отслеживания эффективности процесса формирования алгоритмических умений;


Рис. 14.1.

  • - определить этапы и условия формирования алгоритмических умений у дошкольников;
  • - отобрать содержание, средства, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса на каждом этапе их формирования.

В содержательный блок разработанной модели вошла методика формирования алгоритмических умений у дошкольников. Результатом данной методики явилась программа «Алгоритмик», состоящая из трех модулей: «Я совершаю последовательность действий», «Условия и циклы в алгоритмах», «Алгоритмы в окружающей жизни». Данные модули соответствуют трем этапам формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста:

  • 1 этап (средняя группа): формирование умений выполнять линейные алгоритмы, понимание значимости выполнения строгой последовательности операций по предложенному образцу в процессе обучения и в повседневной деятельности.
  • 2 этап (старшая группа): формирование умений исполнять алгоритмы с разветвлением и содержащие цикл, составлять алгоритмы самостоятельно в процессе решения образовательных и практических задач.
  • 3 этап (подготовительная к школе группа): осознанное выполнение любого типа алгоритма в процессе различных видов деятельности детей, интеграция приобретенных алгоритмических умений в различные образовательные области.

Модуль «Я совершаю последовательность действий» объединяет разнообразные знания о линейных алгоритмах. В этом модуле проблема возникновения алгоритма в процессе выполнения какого-то задания рассматривается как необходимое условие достижения цели в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности. Так, разъяснение базовых понятий, знакомство с линейными алгоритмами происходит при анализе, обсуждении как выполнить данное воспитателем задание или правило игры. Основная цель модуля - сформировать у дошкольников способность к организации своей деятельности: формирование умения ее планировать и осуществлять контроль. Первоначальное планирование включает в себя: осознание цели, разбиение деятельности на отдельные этапы, шаги, выполнение их последовательно в строго определенном порядке. Первичный контроль и оценка своих действий - это оценивание того, достигнут или нет необходимый результат, умение адекватно воспринять оценку своих действий и, если нужно, вносить коррективы в алгоритм своей деятельности.

Основным средством реализации заданной цели модуля «Я совершаю последовательность действий» является комплекс игр-проблем, способствующих формированию умения планировать свои действия, исполнять линейные алгоритмы через разрешение проблемной ситуации, осознание которой вызывает у детей необходимость строгого выполнения определенной последовательности действий. Игры-проблемы по форме предъявления информации делятся на игры-сказки с диалогом между персонажами, ролевые игры и игры-путешествия.

Приведем пример игры-путешествия. Игра «Поездка в автобусе». Воспитатель объясняет детям цель игры и правила: «Вам нужно проехать на автобусе. Представьте себе, что вы уже школьники и вам нужно платить за проезд. Я - кондуктор». Затем воспитатель уточняет: «Цель игры - покупка билета для проезда в автобусе». Педагог осуществляет проверку: все ли дети запомнили и понимают цель игры. Демонстрирует последовательность предстоящих действий детей: автобус остановился, дверь открылась, ребенок должен зайти внутрь и в строгой последовательности выполнить алгоритм покупки билета (протянуть деньги, взять билет, поблагодарить). Воспитатель показывает алгоритм еще раз и проговаривает этот алгоритм (в качестве подсказки воспитатель может прикрепить на доску карточки с действиями алгоритма). Детям дается установка на запоминание последовательности действий. Следует также учить детей сопровождать свои действия речью. Тот ребенок, который нарушит алгоритм, будет высажен из автобуса. Выигрывают те дети, которые останутся внутри автобуса.

Проверка запоминания алгоритма может осуществляться разными способами: дети показывают последовательность названных воспитателем действий (одевания, умывания, поливки цветов, кормления рыбок и т.п.), либо воспитатель готовит карточки с нарисованными действиями, раскладывает их в произвольном порядке, а дети должны восстановить порядок действий. Каждый выполненный алгоритм воспитатель оценивает, отслеживает, была ли достигнута поставленная цель.

На занятиях по математике дети также знакомятся с различными линейными алгоритмами - правилами выполнения приемов наложения и приложения, правилами счета, алгоритмом сравнения по величине. Алгоритмы используются и в других образовательных областях.

Модуль «Условия и циклы в алгоритмах» направлен на формирование у дошкольников умения выполнять разветвляющийся и циклический алгоритмы, составлять все виды алгоритмов, записывать и понимать алгоритмы с помощью блок-схемы. Освоение данного модуля начинается в старшем дошкольном возрасте. Вначале целесообразно учить дошкольников составлять линейные алгоритмы, а затем уже переходить к разветвляющимся и циклическим. Объединяющим смысловым содержанием являются процессы, происходящие в жизни природы и людей, которые имеют циклический характер (смена времен года, сутки, восход-заход солнца, режим дня) или содержат условие, в зависимости от выполнения которого происходит ветвление алгоритма (сравнение предметов по признаку, выполнение одной или другой последовательности действий в зависимости от выполнения условия). Такие явления и задания позволяют наглядно продемонстрировать существование данных видов алгоритма и значимость их выполнения и составления.

Основными средствами формирования умения составлять алгоритмы выступают игры с неполным составом действия: игры с пропуском шагов, продолжи последовательность, определи, что было вначале, вставь недостающее действие (этап), игры с карточками, отражающими последовательность действий, решение или выполнение которых основано на логических рассуждениях дошкольников и воспитателя с целью получения последовательности, мелких, элементарных шагов, известных ребенку, для достижения требуемого в игре результата.

Например, в игре «Мойдодыр», где дети составляют алгоритм чистки зубов, воспитатель использует карточки из алгоритма, выясняет в какой последовательности их нужно прикрепить на доску, чтобы ребенок смог почисть зубы. Затем, попросив детей закрыть глаза, он меняет две карточки местами, чтобы у ребенка не получилось почистить зубы, и просит какого-либо из детей выполнить алгоритм. Кто первый нашел ошибку и правильно поменял местами карточки на доске, тот и выиграл.

Примером игры с неполным составом действий является игра «Научи робота кушать». Робот - это персонаж, которому дети сообщают команды. Чтобы робот выполнил команду, она должна быть очень четкой, а чтобы достичь результата, нужен правильный порядок действий.

Диалог ребенка и робота:

  • - У меня заканчивается энергия, если меня не подзарядить, то я выключусь и не смогу вам передать подарок от бабушки.
  • - Как тебя зарядить?
  • - Дайте мне, пожалуйста, поесть.
  • - Съешь банан.
  • - А как его едят? Помогите мне ребята!

В процессе игры дети под руководством воспитателя создают алгоритм, сообщают роботу команды «поедания банана», а «робот» их исполняет: первая команда: «Возьми банан», вторая «Съешь его». (Как вы думаете, смог ли подзарядиться робот? Почему он так и не передал бабушкин подарок? Помогите роботу все же съесть банан).

  • - Знаю, робот не смог съесть банан с кожурой, мы пропустили действие: «Очисти банан».
  • - «А может сначала помыть банан, а потом уже почистить?». Определились первые команды алгоритма. Затем робот показывает и говорит, что не знает, куда убрать кожуру. Дети советуют выбросить, робот бросает ее на пол. Дети исправляются:
  • - Выброси кожуру в мусорное ведро.

Получаем алгоритм деятельности «Подзарядка робота»: 1. Возьми банан из мешка. 2. Помой его. 3. Вытри руки. 4. Очисти. 5. Съешь.

6. Выброси кожуру в мусорное ведро. 7. Конец. Робот сообщает, что последней командой всегда должна быть команда «Конец», иначе он съест еще один банан, а затем еще и еще, и будет есть, пока дети его не остановят.

После проведения дошкольниками любой игры или задания на выполнение алгоритма воспитатель анализирует с ними реализацию всех этапов и достижение поставленной цели. Воспитатель корректирует, если необходимо, алгоритм, внося изменения в представленные на доске карточки (меняя их местами, дополняя). Затем просит детей выполнить алгоритм, и вместе с ними подводит итог: определяет, чему научились дети, что вызывает наибольшие трудности, что не получается и почему.

Для ознакомления с разветвляющимися и циклическими алгоритмами используются квест-игры, позволяющие отгадать зашифрованный в игре предмет при помощи вопросов, на которые воспитатель может ответить только либо «да», либо «нет».

Затем детям предлагаются игры с условиями, настольные игры. Условия могут быть разными: «У тебя светлые волосы?», «Тебе 6 лет?», «Твое имя начинается с гласной буквы?» и т.п. Меняя условия, воспитатель добивается понимания того, что в зависимости от ответа на вопрос условия, выполняется то или иное действие.

На следующих занятиях для закрепления можно предложить настольную игру, в которой в зависимости от попадания на цветное поле выполняется определенное действие: пропуск хода, дополнительный ход, получение задания.

Самый простой вариант циклического алгоритма - это построение сериационных рядов, т.е. расположение предметов в последовательности по какой-либо величине. Данные ряды дошкольники строят на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Но и в других образовательных областях приходится сталкиваться с подобными заданиями. Например, занятие по физическому развитию начинается с выстраивания дошкольников по росту. Художественно-эстетическое развитие предполагает выстраивание цветов или нот по тону.

Модуль «Алгоритмы в окружающей жизни» предполагает осмысление полученных в ходе изучения предыдущих модулей знаний об алгоритмах. Дошкольники должны уметь составлять и выполнять любой вид алгоритма для решения жизненных и образовательных задач, составлять простейшие алгоритмы самостоятельно, изменять ранее усвоенную последовательность действий в связи с изменением условия, данных, записывать алгоритм словесно и при помощи блок-схем. Для достижения поставленных целей воспитатель использует описанные выше средства, но увеличивает долю выполнения заданий детьми самостоятельно в процессе игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной, трудовой деятельности, в процессе самообслуживания, которые предполагают алгоритмические действия. Перенос приобретенных умений в различные образовательные области и виды деятельности, их интеграция посредством алгоритмической деятельности - основная цель данного модуля. Воспитатель побуждает ребенка самостоятельно осуществлять целеполагание, планирование, контроль, коррекцию и рефлексию выполнения и составления алгоритмов. Применение изученной последовательности действий для решения целого ряда похожих задач способствует развитию у дошкольников умения устанавливать аналогии, способствует формированию предпосылок учебной деятельности.

Формировать интерес ребенка к освоению знаково-символических средств в процессе осуществления алгоритмической деятельности возможно посредством следующей игры-комикса. Детям предлагается нарисовать последовательность шагов по выполнению алгоритма. Каждый шаг должен быть обозначен на отдельном листе с помощью простого знака, схемы. Затем предложенные схемы выстраиваются по порядку в виде инструкции, комикса. Другим детям предлагается выполнить представленный с помощью знаков алгоритм. После выполнения задания проходит обсуждение понятности и применимости созданной модели, вносятся изменения, определяются причины затруднений. Также можно предложить детям определить, что изменилось в алгоритме, ответить на вопрос: «Какие причины способствовали изменению алгоритма?», «Изменилась ли при этом цель деятельности?». Для создания проблемных ситуаций в игре используют сказочные образы. Например, «Волшебник обратного времени», который показывает алгоритм в обратном порядке. Детям же нужно отгадать, что это за процесс и выполнить последовательность действий в прямом порядке.

По тем действиям, которые дети называют и в каком порядке их осуществляют, можно судить о том, как они умеют планировать свою деятельность для достижения нужного результата, насколько развиты у них алгоритмические умения, а, следовательно, сформированы предпосылки учебной деятельности.

Процессуальный блок содержит формы и методы, которые используются в процессе формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста. В процессе алгоритмической деятельности применялись активные обучающие методы, направленные на повышение познавательной активности детей: методы проблемно-диалогического обучения, эвристическая беседа, наглядный метод, метод объяснения, исследовательский метод. При этом основными формами организации деятельности по формирования данных умений являются: индивидуальная, минигрупповая (работа в парах, дифференцированных группах).

Результативный блок посвящен мониторингу сформированности алгоритмических умений у детей в процессе их обучения в ДОУ. При осуществлении контроля используются: педагогическое наблюдение, само- и взаимооценка ребенка, наблюдение за деятельностью детей, диагностические задания, методики «учебная деятельность» (Л.И. Цеханская) и «графический диктант» (Д.Б. Эльконин), выкладывание узора из кубиков, задание «левая и правая стороны» (Ж. Пиаже), задание «Рукавичка» (Г.А. Цукерман ).

Результатом процесса подготовки дошкольников к осуществлению планирования, контроля, рефлексии и оценки своей деятельности в соответствии с разработанной моделью является сформированность всех компонентов алгоритмических умений у детей дошкольного возраста.

Литература

  • 1. Воронина, Л.В. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений [Текст] / Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова // Образование и наука. - 2013. - № 1. - С. 74-84.
  • 2. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте [Текст] / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. - 1992. - № 1. - С. 22-33.
  • 3. Копаев, А.В. О практическом значении алгоритмического стиля мышления [Текст] / А.В. Копаев // Информационные технологии в общеобразовательной школе. - 2003. - № 6. - С. 6-11.
  • 4. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики: учеб, пособие для студ. пед. вузов [Текст] / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хен- нер; под общ. ред. М. П. Лапчика. - М., 2003.
  • 5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384).
  • 6. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988.
  • 7. Царева, С.Е. Методика преподавания математики в начальной школе: учебник для студ. учреждений высш. образования [Текст] / С.Е. Царева. -М., 2014.
  • 8. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь [Текст] / Г.А. Цукер- ман, К.Н. Поливанова. - М., 1999.
  • 9. Элъконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Туманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  • 10. Язвинская, СД. Педагогические условия развития алгоритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познания категории времени: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / С.Д. Язвинская. - Ставрополь, 2009.

Статья воспитателя Богданова М.А.

Современная жизнь диктует условия изучения правил работы с компьютером и другими электронными носителями. В каждом доме есть планшет, ноутбук, компьютер. К радости детей, важности для педагогов увеличилось и число детских садов оснащённых

компьютерами помещениями. Для детей даже младшего возраста уже знакомы понятия - планшет, ноутбук, компьютер и в объёме знакомства с математическими представлениями необходимо знакомить детей с базовыми понятиями и алгоритмом.

Само понятие алгоритм вводит детей в мир понимания зависимости очередного движения от результата предшествующего, что непосредственно готовит к выполнению

компьютерных программ в старшем дошкольном возрасте.

Современные родители, как правило заинтересованы в то м чтобы их дети усвоили как можно больший объём знаний, посещали кружки при этом важно помнить что научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а

складываются с помощью напряжения его собственной мысли.

Поэтому наиболее правильный путь, ведущий к развитию интереса, логики, кругозора - это метод основанный на использовании обучающих алгоритмических игр т.к. в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности ребёнка. При помощи разнообразия подобных игр дети с удовольствием и совершенно незаметно осваивают эту тему. В процессе этих игр у дошкольников идёт формирование простейших логических структур мышления и математических представлений, развитие навыков монологической речи, ориентировки в пространстве, закрепление знаний о цвете, форме и величине, геометрических фигурах. Эти алгоритмические игры, открывают хорошие возможности для раннего внедрения простейших идей

информатики, что является преемственностью с развивающим эффектом обучения. Воспитатель с детьми устанавливает переход сложных действий в простые, планировать

свои действия, знать правила объяснять свои действия языковыми средствами.

Режим дня, занятия и другие виды деятельности представляют систему действий в определённой последовательности. Изучение счёта, измерение длин, сложение и вычитание чисел, везде необходима система. Организовывая различные дидактические и подвижные игры знакомим детей с их правилами предписывающими последовательность действий, цель которых состоит в достижении некоторого необходимого результата.

Подобные правила очень многочисленны. Само слово «алгоритм» подразумевает под собой чёткое выполнение предписания, что приводит к решению поставленной задачи в любой области познания и даже художественном творчестве. Цепочка действий - алгоритмический процесс - каждое действие - шаг. Понятность и доступность предписания - основное требование для выполнения поставленной задачи всеми исполнителями определённой возрастной категории, при этом исполнитель

алгоритма, выполняя его, действует механически, значит необходима точная и однозначная формулировка, что позволяет определить действия исполнителя.

Важно учитывать два наиболее распространённых вида шагов: простые команды - линейный алгоритм, повторяющиеся действия в определённой последовательности - циклический. Эти виды алгоритмического выполнения заданий различной степени сложности необходимо регулярно использовать педагогу в работе с детьми, подвергая при необходимости предварительным преобразованиям с учётом индивидуального развития ребёнка.

Детям доступно и интересно использовать цепочку действий, блоков-схем с определёнными командами (лабиринтами, комнатами и коридорами). Всё это позволяет развивать у детей логическое мышление.

Этапы алгоритмов в практической деятельности:

- Воспитатель разрабатывает алгоритм.

- Знакомит детей с его содержанием.

- Дети неоднократно используют его и усваивают.

Не так давно в воспитательном процессе преобладали репродуктивные виды деятельности. Они требовали от детей исполнительских и воспроизводящих действий, которые нужны для приобретения и закрепления знаний. Однако, преобладание этих

знаний приводило к скованности детского мышления, стремлению мыслить по готовым схемам полученным от педагога. Умению анализировать нужно отдавать предпочтение во всех видах деятельности детей, так - же важно контролировать не только по результату, но и по ходу выполнения. Данный контроль может дать информацию о том, как ребёнок фиксирует и исправляет ошибки в процессе овладения каким-либо действием, в какой форме он выполняет это действие на данном этапе усвоения,

формируется ли это действие с данной мерой обобщённости. Игра используется для обучения развёрнутому пошаговому контролю, организация которого способствует более чёткому выделению отдельных этапов решения задач.

Систематические ошибки при выполнении ребёнком алгоритмов позволяет делать вывод о том, что ребёнок не верно производит операцию или нарушает порядок операции. В программе воспитательной работы дети 3 -4 лет с помощью

алгоритмов обозначают последовательность и этапов игрового действия, следование объекта стрелкой. Всё это должно заинтересовывать детей, возбуждать интерес с

усложнением задачи и необходимостью соблюдения правил.

формирование культуры мышления у дошкольников


  • это система мыслительных действий и приемов, направленных на решение теоретических и практических задач результатом которых являются алгоритмы как специфические продукты человеческой деятельности.
  • - это составление последовательности действий.
  • Алгоритм есть формализованная последовательность действий (событий). Алгоритм может быть записан словами и изображен схематически.


  • целеустремлённость и сосредоточенность;
  • объективность и точность;
  • логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий;
  • умение чётко и лаконично выражать свои мысли;
  • правильно ставить задачу и находить окончательные пути её решения;
  • быстро ориентироваться в стремительном потоке информации.

  • Развитие речи
  • Ознакомление с окружающим
  • Экология
  • Математика
  • Рисование
  • Аппликация
  • Лепка
  • Английский язык и т.д.

Алгоритмы можно использовать в начале занятия при постановке цели, установки на предстоящую деятельность, (последовательность выполнения задания)

Например: математика

Ориент. в пространстве

Геом. фигуры

множество

равенство


В конце занятия используется этот же алгоритм, для подведения итогов, закрепляя то, что дети узнали нового, но уже в уточненном понятии. В середине занятия

алгоритмы используются при объяснении, закреплении темы, определении понятий, в практической деятельности детей.

Алгоритмы используются и вне занятий, для последовательного выполнения каких либо действий: дежурства в уголке природы, алгоритм сюжетно-ролевых игр(как план развертывания сюжета,в виде договора)


  • рассматривание предмета.
  • составление схемы-плана, либо закрепление значения символов
  • словарная работа с опорой на эту схему, т.е. автоматизация словаря.
  • Работа по алгоритму, составление рассказа-описания.





Тема: «Мир предметов вокруг нас» (ознакомление с окружающим)

Цель: учить составлять описательный рассказ по игрушке


Тема: Хлеб – богатство народа. (экология)

  • Цель: Учить составлять повествовательный рассказ о производстве хлеба.
  • Цель: Учить составлять повествовательный рассказ о производстве хлеба.
  • Цель: Учить составлять повествовательный рассказ о производстве хлеба.
  • Цель: Учить составлять повествовательный рассказ о производстве хлеба.

Тема: Заучивание стихотворения Е. Трутневой « Елка» (художественная литература)

Цель: Учить детей запоминать стихотворение с помощью алгоритма.

Ёлка (Вырастала ёлка)

Вырастала ёлка В лесу на горе. У неё иголки Зимой в серебре. У неё на шишках Ледышки стучат, Снежное пальтишко Лежит на плечах. Жил под ёлкой зайка С зайчихой своей. Прилетела стайка Чечёток с полей.


Тема: « В саду созрели яблоки» (Рисование)

Цель: Учить детей рисовать, соблюдая последовательность, составлять композицию рисунка.


Тема: Пересказ В. Осеевой «Печенье» (развитие речи)

Цель: Учить пересказывать рассказ близко к тексту

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

Ровно... Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба...


Тема: «Домашние животные»

Цель: Учить детей составлять предложение с союзом а




Тема: составление загадки

  • Цель: упражнять загадывание загадок, пользуясь алгоритмами, закреплять знания об овощах и фруктах.

цвет

Где растет

форма

величина

Где используется


Тема: коллективное сочинение «сказка по кругу» Цель:умение составлять сказку, опираясь на алгоритм, развивать речевое творчество

ЖИЛ-БЫЛ

ВСТРЕЧА ЕЩЕ ОДНОГО ГЕРОЯ

ГЕРОЙ

ОПИСАНИЕ

ДЕЙСТВИЕ

ДЕЙСТВИЕ