Оставить ребенка с бабушкой на месяц. Бабушка и внуки оставляем ребенка у бабушки

| | | | |
Трудные гласные буквы: е;ё;ю;я | ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Коррекционная работа должна быть комплексной и систематической. К вашим услугам разнообразные занимательные упражнения на развитие речи (), Речь - высшая психическая функция человека. Она обеспечивается головным мозгом, поэтому, отклонения в ее работе должны быть вовремя замечены и исправлены. Дети с тяжёлыми нарушениями речи нуждаются в систематической помощи логопеда. Лучше всего, если занятия будут проходить попутно. Например, идете в садик и учитесь говорить определенное слово. Или учите песенку. Здесь на сайте вы найдете упражнения на постановки всех звуков русского алфавита, а еще обучите ребенка читать. Чем больше активности вы будете проявлять с детишками, тем быстрее он обучится правильно говорить.

Исправление нарушений произношения звука /Х/.

Если у ребенка нарушено произношение всех твердых задне¬язычных звуков, сначала поставьте ему произношение звука/Х/, затем /К/, после этого /Г/. Если у ребенка получился раньше звук /Х/, приступаю к постановке звука /К/, а затем, опираясь на пра¬вильное произношение этого звука, к постановке звуков /Х/ и /Г/.

Постановка звука /Х/ по подражанию..

а). Звук /Х/ легко вызывается по подражанию с использованием игрового приема: «Открой широко рот и подыши на свои руки, «погрей их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку», а уж потом «пустить ветерок».

б). Можно предложить ребенку смешную картинку или игрушку, чтобы вызвать у него смех, посмеяться вместе с ним, после чего обратить его внимание на смех: мы смеемся «ха-ха-ха». Закрепляем звук /Х/ в сочетании с другими гласными (О, Э, Ы).

Постановка звука /Х/ с механической помощью.

Если по подражанию вызвать звук не удается, его можно ставить с механической помощью, то есть с помощью зонда двигать язык вглубь языка. Просим ребенка произносить слог «са», при правильном положении языка получится «са-са- ха-ха».

Постановка звука /Х/ от правильного /К/..

Ребенку предлагается часто и протяжно произносить звук /К/. В это время получается сочетание «кх». Необходимо обратить внимание ребенка на то, что вслед за звуком слышится звук /Х/, после чего отрываем /К/ от/Х/. Получается /Х/.

Постановка звука /Х’/ по подражанию:

Звук /Х/’ вызывается сразу в слогах. Логопед предлагает ребенку улыбнуться и неоднократно произнести слог «ХИ», подражая смеху маленькой девочки.

Постановка звука /Х’/ с механической помощью:

Звук /Х’/ ставится от опорного звука /С/, Ребенку предлагается произносить слог «СА», логопед с помощью зонда отодвигает язык вглубь рта до тех пор, пока не послышится звукосочетание «хя»: «са-ся-хя».

Юлия Кумакова
Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [К]

Цели :

1. Коррекционно-образовательные :

Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука К , закрепить произнесения звука К в обратных слогах и словах, познакомить с буквой К.

Коррекционно-развивающие :

Развивать артикуляцию и мелкую моторику, фонематический слух; зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию , положительный эмоциональный настрой на занятие .

Оборудование : логопедический Колобок , картинки для выполнения артикуляционной гимнастики : лопаточка, киска сердиться, катушка; картинки с изображением курицы, кукушки,пластилин,ватный шарик, одноразовый шпатель.

Ход занятия:

Организационный момент.

Ты любишь путешествовать. Хочу тебя обрадовать сейчас мы отправимся в путешествие и будем останавливаться на разных станциях. А вот и наша остановка. Мы приехали в лес. Посмотри нас кто-то встречает. А кто это догадайся. Логопед загадывает загадку .

На сметане мешен.

На окошке стужен.

Он от дедушки ушел

Он от бабушки ушел круглый бок, румяный бок

Покатился (Колобок)

К нам пришел Колобок. Мы с тобой будем сейчас вместе с Колобком показывать движения наших язычков.

1. Подготовительная часть. Разминка и упражнения :

А) подготовительные артикуляционные упражнения : для губ : чередование движений

А-И, А-У, А-О и обратно;

для языка :

«Лопаточка» : рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6) ;

«Киска сердится» : рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)

«Кто сильнее?» соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда , нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке) (5 раз)

«Катушка» : рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. (5раз)

«Горка» 1 : выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке) .

(5 раз.)

«Горка» 2 : то же со сдуванием ватного шарика. (5 раз.)

«Горка «3 : то же со шпателем или зондом. (5 раз)

Дышать носом с широко раскрытым ртом.

Б) разминка для кистей рук и пальцев рук + дополнительное упражнение «кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо).

Голосовые упражнения : Колобок услышал, как «Курочка учит цыплят говорить : «Ко-ко-ко» . Цыплята повторяют : «Ко-ко-ко» . А самый маленький цыпленок говорит :» Ку-ку-ку». Мама его поправляет :»Не так. ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко» Как говорят куры? Как говорит кукушка?.

«У мамы болит горлышко, и она кашляет : «К-К-К-К»

2. Основная часть. Постановка звука К

1). По подражанию. Давай вместе с тобой научим Колобка поднимать спинку языка и стучать в потолок : «В домике он прыг да скок. В потолок стучит, Колобка веселит : «К-К-К-К» »

-развитие речевого дыхания : Логопед : Какое сейчас время года? Ребенок : Зима. Логопед : Зимой падает снег. На рукавичку Колобка упала снежинка. Давай сдуем снежинку с рукавички, произнося звук К : «К-К-К-К»

Механический способ (является преобладающим)

Основный принцип его – от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (затем ребенка) нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА : ТА-ТА-ТА-ТЯ-ТЯ-ТЯ - КЯ-КЯ-КЯ – КА-КА-КА.

Механическая помощь постепенно ослабляется , затем устраняется совсем.

2).Уточнение артикуляционного уклада : как мы произносим звук К ? Спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. Произнеси звук К и попробуй это почувствовать : «К-К-К-К» . Произнести звук многократно и отрывисто.

Логопед : Расскажи какой это звук : гласный или согласный и почему? согласный (потому что во рту есть преграда воздуху и звук не поется , Давай подуем - он твердый, как камушек, или мягкий, как травка (Звук К твердый ) . Звук К мы обозначаем квадратиком синего цвета. Горлышко спит или дрожит? (Спит, голосовые связки не вибрируют) . Значит звук К какой ? (Глухой)

3. Закрепление правильного произнесения звука .

Логопед : Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка «Повторялки»

АК-АК - АК-АК-АК АК-АК-АК - АК-АК

ОК- ОК - ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК - ОК-ОК

УК- УК - УК-УК-УК УК-УК-УК - УК-УК

ЫК - ЫК - ЫК-ЫК-ЫК ЫК-ЫК-ЫК - ЫК-ЫК

ИК – ИК - ИК-ИК-ИК ИК-ИК-ИК - ИК-ИК

Знакомство с буквой К

Послушайте стихотворение про букву К

Посмотри на букву К :

Есть нога и есть рука.

Костя Крикнул Кошке :"Кыш! "

Это всё на К, малыш.

На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие?

Физкультминутка.

А сейчас мы попробуем изобразить букву К. для этого необходимо поднять правую руку слегка вверх, а правую ногу оторвать от пола (стоять на одной ноге) .

Давай для Колобка слепим его букву и украсим ее.

Итог занятия . Прощание с Колобком дарим ему букву из пластилина.

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Постановка звука [г]».

Тема: постановка звука [г] .

Цель:

    Коррекционно – образовательная :

Уточнение артикуляции звука [г] ;

Учить изолированному произношению звука [г]

2. Коррекционно – развивающая:

Развитие фонематического слуха;

Развитие фонематического анализа;

Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;

Развитие внимания, памяти.

3. Коррекционно – воспитательная:

- формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: игрушка – гусыня, предметные картинки, перышко для дыхательной гимнастики.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Отгадай мою загадку: По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. Кто это? (гусь)

Правильно, и к нам в гости сегодня пришла гусыня Глаша. Сегодня она будет с нами на занятии.

2. Основная часть.

Первый звук, который мы слышим в словах гусыня Глаша – это звук [Г] и сегодня на занятии мы будем учиться его произносить. Но для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

Артикуляционная гимнастика.

1. «Лопаточка» - Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

2. «Горка» - Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубки, спинку языка поднята вверх.

3. «Катушка» – рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, широкий язык «выталкивается» вперед и убирается вглубь рта.

4. «Вкусное варенье» - Слегка приоткрыть рот и широким краем языка «облизать» верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта). Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

5. «Чашечка» – рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Дыхательная гимнастика “Перышко”.

Посмотри, Глаша обронила перышко. Возьми его в ладошки и попробуй сдуть.

Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом.

Постановка звука [г] .

А какой любимый звук гусыни Глаши? ([г].)

А теперь нам Глаша расскажет, что же нужно делать, чтобы правильно произносить звук [г]:

Губы в улыбке,

Зубы разомкнуты,

Кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов, а задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;

Горлышко «работает».

Звук «г» – твердый, звонкий, согласный.

Символ звука: гусь гогочет: ГГГ....

Давай теперь попробуем правильно произнести звук.

Физкультминутка «Весёлые гуси»

Жили у бабуси (Ходьба на месте, переваливаясь с бока на бок – имитация гуся)

Два весёлых гуся:

Один серый, другой белый,

Два весёлых гуся.

Вытянули шеи (Наклоняются вперёд, вытягивают шеи, поворачивают голову вправо и влево)

У кого длиннее!

Один серый, другой белый,

У кого длиннее!

Мыли гуси лапки («Моют» ручки, полощут их в воображаемой воде)

В луже у канавки.

Один серый, другой белый,

Спрятались в канавке. (Присаживаются на корточки)

Вот кричит бабуся:

Ой, пропали гуси!

Один серый, другой белый

Гуси мои, гуси! (Хватаются за голову, качают головой, всплёскивают руками)

Выходили гуси,

Кланялись бабусе

Один серый, другой белый,

Кланялись бабусе. (Имитация ходьбы гусей, кланяются)

Игра на развитие фонематического слуха «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Г]»:

М, б, г, в, г, г, п; га, да, ма, бу, гу; гараж, дорога, дерево, машина, графин, гусь, стол.

Закрепление произношения изолированного звука

Ну что ж, пора Глаше возвращаться домой. Помоги Глаше добраться до своего домика, когда будешь вести пальчиком по дорожке, то необходимо гоготать вместе с Глашей (Г – Г – Г).

3. Итог занятия.

Кто приходил к нам в гости?

Какой звук мы учились произносить?

Повторим что делают, язычок, губы и зубки когда мы его произносим?

Губы немного растягиваются и открывают зубы.

Зубы разомкнуты до 5 мм.

Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть языка опущена, средняя часть спинки языка приближается к твердому нёбу, язык несколько продвигается вперед и производит смычку со средней частью твердого нёба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость.

Для формирования правильного произношения звука [к’] предлагаю выполнять следующие упражнения:

«Прятки».

Цель : укреплять мышцы боковых краев языка, учить втягивать и выдвигать язык, поднимать спинку языка и удерживать в этом положении.

Педагог говорит: «Наш Весёлый Язычок играет с нами в прятки. Посмотрите, как он прячется в домик, и сделайте так несколько раз».

Рот открыт. (Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.) Язык спокойно лежит, его кончик у нижних резцов. Затем язык оттягивается назад, при этом кончик языка отодвигается от нижних резцов, но находится внизу.

Необходимо следить, чтобы дети сидели спокойно, голову держали прямо, не закрывали рот, когда отодвигают язык назад. Кончик языка при этом все время находится внизу. Если у кого- либо не получается это упражнение, надо деревянным шпателем или чистым пальцем самого ребенка отодвинуть язык назад, слегка нажимая на кончик языка.



«Змейка».

Цель : укреплять мышцы языка, учить втягивать и выдвигать язык, движения выполнять ритмично.
Педагог предлагает: «Наш Язычок покажет нам змейку. Посмотрите, как он двигается вперед, назад. Сделайте это упражнение несколько раз».

Рот широко открыт. Сделать упражнение «Иголочка». Узкий язык, похожий на жало, максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Упражнение выполняется в заданном темпе.

Показала змейка жало,
Убрала и хвост поджала-
Жало вынула опять,
Хочет всех вас испугать!

Сядь перед зеркалом. Вместе со взрослым выполняй упражнение «Змейка».
Делай четко, плавно, не торопясь.
Повтори 8-10 раз.
Проверь правильность выполнения упражнения по картинке и по описанию.

Цель : учить поднимать спинку языка, кончик языка удерживать за нижними резцами.
Педагог показывает: «Наш Язычок построил горку. Посмотрите, какая крутая получилась горка. Сделайте и вы горку».

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. В таком положении язык удерживается до 5 секунд.
Выше, горка, поднимись,
Мы помчимся с горки вниз!

«Пароход».

Цель : учить непроизвольно оттягивать язык кзади.
Педагог говорит: «Сейчас мы поплывем на пароходе. Наш пароход дает сигнал: ы-ы-ы... Как пароход дает сигнал?»

Дети по подражанию произносят: ы-ы-ы...
Рот приоткрыт. Не надо открывать его широко и растягивать губы в улыбку. Язык оттягивается назад и удерживается в этом положении.

Педагог следит за правильным выполнением упражнения, звук ы-ы-ы... произносится протяжно на одном выдохе. Все эти упражнения дети выполняют перед зеркалом.