Основные правила выполнения. Начинается комплекс с разминки

Занятия проводятся 15 минут. Каждое упражнение делается 4-6 раз.

1. Массаж рук ребенка.

2. Массаж ног малыша.

3. Массаж стоп. Большими пальцами поглаживайте тыльную поверхность стоп ребенка. При этом поддерживайте их указательными пальцами за пятки.

4. Массаж живота . Растирать по часовой стрелке животик малыша, а также поглаживать его.

5. Массаж спины. Не трогая поясничную область, легким поглаживанием проводите ладонью от головы до ягодиц.

6. Круговые движения руками. Положите ребенка на спину и вытяните руки по швам. Далее отводите руки в стороны, а после вперед и снова отводите их в положение вдоль тела.

7. Посадите ребенка и попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша при помощи колец. Проделайте тоже самое, но уже стоя.

8. Побудите ребенка достать игрушку, которую родитель держит на высоте вытянутых рук малыша.

9. Поддерживайте ребенка и по просьбе «возьми игрушку» позвольте малышу достать игрушку.

10. Переворачивание ребенка со спины на живот по просьбе родителя.

11. Самостоятельное поднимание выпрямленных ног. По просьбе родителя малыш должен дотянуться ногами до любого предмета, находящегося в руках взрослого.

12. Самостоятельное ползание за игрушкой.

13. Доставание игрушки со стула. Проделывайте данное упражнение крайне винмательно и осторожно. Сядьте на второй стул и попросите ребенка достать игрушку, лежащую на рядом стоящем стуле – пусть малыш возьмет её и передаст вам. При этом меняйте положение стула с игрушкой – сначала спереди, затем сбоку и даже сзади. Проделывайте данное упражнение сначала в положении сидя на одном колене взрослого, а затем на другом.

14. Присаживание. Уложите малыша на спину. Затем попросите его сесть и когда малыш сядет, попросите его лечь.

15. Приседание и вставание. Родительговорит ребенку «стань маленьким» и малыш приседает на корточки, после этого родитель говорит «стань большим» и малыш выпрямляется и становится на носки.

16. «Танцы». Родитель поддерживает малыша за кисти рук и в такт музыки побуждает ребенка слегка приседать и переступать ножками.

17. Самостоятельное стояние. Поддерживая поставить ребенка на пол (стол), а затем, отводя свои руки и продолжая подстраховывать ребенка, побуждать его самостоятельно стоять на обоих ногах.

Не секрет, что в первый год своей жизни дети развиваются наиболее быстро. Ведь за такой короткий промежуток времени им нужно научиться огромному количеству вещей: сидеть, ходить, удерживать ручонками различные предметы. Да много еще чему. Но в самые первые месяцы своей жизни кроха только адаптируется в еще чужом для него мире. Некоторые новорожденные могут спать по 20-22 часа в сутки, поэтому на самостоятельную полноценную тренировку мышечного аппарата просто не остается времени.

Именно поэтому темой сегодняшней статьи станет массаж и гимнастика для детей до года. Как именно лучше выполнять такую процедуру, зачем она нужна и какую пользу может принести ребенку? Об этом и пойдет речь.

Каким бывает массаж

Вряд ли кто-то может оспаривать тот факт, что массаж ребенку просто необходим. Прежде всего, такая процедура влияет на состояние мышечной системы малыша и способствует улучшению его двигательной активности. Также массаж благодатно отражается на развитии нервной системы крохи, улучшает моторику.

Это минутки общения двух самых родных людей. Учеными однозначно установлено, что дитя, получающее до года достаточное количество прикосновений матери, развивается намного быстрее и качественнее своих сверстников, лишенных подобного контакта.

Процедура массажа может быть профилактической и лечебной. В первом случае с ее проведением мама может справиться самостоятельно. В этом случае особенно полезен массаж в 9-12 месяцев, хотя начинать стоит уже через месяц после рождения.

Лечебный массаж может назначить только врач. Да и проводить его должен тоже он. С помощью такой процедуры можно справиться с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, облегчить состояние ребенка при астме или длительном лечении патологий дыхательной системы.

Гимнастика и массаж грудничкам

Профилактический массаж ребенку до полугода значительно улучшает кровообращение и дыхание крохи, тонизирует нервную систему, улучшает настроение малыша и подготавливает его к будущей двигательной активности.

Перед тем как начинать подобную процедуру, необходимо ознакомиться с техникой ее выполнения. За советом можно обратиться к участковой медсестре или врачу-педиатру. Обратите внимание на то, что все движения должны в основном сводиться к легким поглаживаниям и похлопываниям. Более сильное воздействие может повредить нежное тельце ребенка.

До шестимесячного возраста малюткам чаще всего выполняют общий массаж всего тела. Массаж в 9-12 месяцев больше направлен на укрепление двигательного аппарата. Общий сеанс в этом возрасте обычно показан детям с дряблой кожей или мышцами, склонным к рахиту или имеющим признаки гипотрофии.

Основные правила выполнения

  • Во время сеанса используйте разную технику: поглаживание, растирание, разминание, похлопывание. Чередуйте упражнения.
  • Лучше всего проводить процедуру на столе. Возьмите байковое одеяльце и сложите его в 4 раза. Положите одеяло на стол, сверху простелите клеенку, а потом — байковую пеленочку.
  • Выполняйте массаж исключительно чистыми, теплыми и сухими руками. Проследите чтобы на пальцах не было колец, а на запястье часов.
  • Никогда не начинайте процедуру если у вас длинные острые ногти, заусенцы на пальцах. Также не стоит делать массаж, если у вас мозолистая кожа рук, имеются ранки или гнойнички.
  • Каждое движение выполняйте неторопливо и повторяйте не более 5 раз.
  • Старайтесь поддерживать с ребенком зрительный и речевой контакт. Улыбайтесь крохе, ласково с ним разговаривайте, можно спеть негромкую спокойную песенку.
  • Соблюдайте режим. Не стоит делать массаж чаще одного раза в день. Процедуру выполняют за 1 час до или после еды.

Развиваем навыки ходьбы

Массаж ног для детей до года развивает связочный аппарат ребенка и подготавливает кроху к ходьбе. Хотя свободная и уверенная походка вырабатывается лишь к концу второго года жизни, начинать ее формирование нужно намного раньше. Этому и способствует массаж 9-12 месяцев жизни. В этом возрасте детки уже способны выполнять несложные гимнастические упражнения. К ним относятся, например, такие:

  • Вставание из положения лежа или сидя. Нужно взять ребенка под мышки, немного приподнять и медленно поставить на ножки. Можно немного попружинить, выполняя имитацию прыжков. Необходимо следить, чтобы ребенок, находясь в вертикальном положении, плотно опирался на всю поверхность стопы. Упражнение стоит повторять до 10 раз на протяжении всего дня.
  • Очень полезно стимулировать вставание, располагая интересную игрушку немного выше сидящего ребенка. Пытаясь достать ее, малыш будет стремиться встать самостоятельно.

С этого возраста очень полезны упражнения на развитие мышц брюшного пресса и спины:

  • Сядьте или станьте за спиной малыша. Одной рукой удерживайте ребенка за переднюю поверхность бедер, а другой - за живот. Немного наклоните туловище ребенка и осторожно уберите руку с живота крохи. Дитя рефлекторно наклонится вперед, а затем выпрямится самостоятельно. При этом малыш непроизвольно напрягает нужные мышцы.

Выполняя развивающие упражнения, не стоит добиваться того, чтобы малыш сел, встал и пошел преждевременно. Это может привести к травмам и деформациям скелета, сколиозу и другим неприятным последствиям.

Гимнастика в 9-12 месяцев

Детский массаж в 9-12 месяцев довольно сильно отличается от «грудничковой» процедуры. Хотя все движения остаются плавными и приятными, многие из них направлены на развитие активности ребенка. В этот период актуален не столько сам массаж, сколько развивающие гимнастические упражнения. Например, такие:

  • Сгибание/разгибание ног в коленях.
  • Работа рук в локтевых суставах имитирующее движения боксера.
  • Упражнение «Кучер» - волнообразные движения руками как делает возница, погоняя лошадь кнутом.
  • Повороты таза из положения лежа на спине с ногами, согнутыми в коленях.
  • Наклоны туловища. Поставьте ребенка на пол, придерживая колени руками попросите малыша подать вам какой-либо предмет, лежащий на полу.
  • «Плаванье» на мяче. Возьмите большой мяч, например, пляжный или фитбол. Положите на него ребенка лицом вниз и осторожно покачайте туда-сюда. Придерживайте малыша во избежание падения.
  • Упражнения на прогиб позвоночника. Положите ребенка на спину и крепко взяв за ручки аккуратно поднимите сначала в сидячее, а затем и в стоячее положение и обратно.

Также в этом возрасте отличный эффект имеют массаж стоп, спины, ягодиц и животика. Круговые поглаживания в области вокруг пупка помогают решить проблему колик. Нежный массаж спинки и ягодиц оказывают успокаивающий эффект, способствуют крепкому сну и хорошему аппетиту.

Очень полезно упражнение «Летчик»: придерживая малыша под животик, поднимите его в воздух в горизонтальном положении и немного покружите. Кроха рефлекторно напрягает все группы мышц и тренирует их.

Упражнения для годовалых малышей

После 9-12 месяцев массаж также никто не отменяет. Но все же его все больше и больше заменяют игровые и тренировочные упражнения. Массажные же движения все меньше напоминают поглаживания и пощипывания и больше походят на «взрослый» вариант, только в очень облегченной форме.

К ранее описанным упражнениям можно добавить такие:

  • «Велосипед» — имитация езды на этом виде транспорта в положении лежа на спинке.
  • Приседание и ползание, имитация передвижения животных.
  • Лазание по невысоким лестничкам, на диван, кресло или стул.
  • Повороты туловища, прокатывание или бросание мяча.
  • «Мостик наоборот» — положите ребенка на животик, возьмите за ручки и немного потяните вверх, заставляя кроху прогибаться в пояснице.

Польза массажа для детей до года

Правильные и регулярные занятия с ребенком, безусловно, принесут только положительный эффект.

  • Укрепление мышечной системы и опорно-двигательного аппарата.
  • Снятие гипертонуса.
  • Профилактика гиподинамии и рахита.
  • Организация правильной работы пищеварительной системы, устранение проблемы колик.
  • Укрепление иммунитета и нервной системы.
  • Здоровый сон и аппетит.
  • Развитие моторики и вестибулярного аппарата.

И это еще далеко не полный перечень всех преимуществ. Каждый желающий может добавить в него еще несколько пунктов.

Противопоказания

Однако существуют моменты, при которых массаж ребенку делать не просто нельзя, а и довольно опасно:

  • порок сердца;
  • крупные грыжи;
  • гепатит;
  • рахит;
  • острый нефрит и другие заболевания внутренних органов;
  • туберкулез костей, острый артрит;
  • различные абсцессы.

Не стоит также делать массаж и во время любой другой болезни в остром и подостром периоде. Особенно, если наблюдается повышение температуры, рвота или понос. Существует довольно небольшой перечень заболеваний, при котором массаж не только не запрещен, но и позволяет быстрее поправиться. К ним относятся кривошея, плоскостопие, пупочная грыжа, астма, дистрофия, деформация ног и некоторые другие. Но все процедуры в этом случае должен проводить исключительно врач.

Примерный комплекс ЛФК и массажа для детей 9-12 месяцев

1. «Бокс» в положении сидя или стоя.

2. Сгибание и разгибание ног одновременно и попеременно - ребенок выполняет сам или с помощью взрослого.

3. Поворот со спины на живот В 9-12 месяцев ребенок должен поворачиваться самостоятельно по просьбе взрослого;

4 Массаж спины и ягодиц Поглаживание - 2-3 раза, растирание подушечками пальцев и пиление, поглаживание - 2-3 раза, разминание длинных мышц спины, щипцеобразное разминание или боль|ими пальцами, разминание ягодичных мышц - 5-6 раз, поглаживание - 2-3 раза, поколачивание или похлопывание ягодиц.

5. Поднимание из положения на животе в вертикальное положение (см IV комплекс), упражнение выполняется с вложенными в кисти ребенка кольцами.

6. Наклоны. И. п. - ребенок стоит к вам спиной. Прижмите спину ребенка к себе. Ладонью левой руки придерживайте его колени (чтобы ноги не сгибались), ладонь правой руки кладите на живот для поддержки туловища. Четко попросите малыша поднять заранее положенную игрушку, побуждая его наклониться не приседая. Затем выпрямиться - 2-3 раза, для тех деток, которые могут стоять без опоры.

7. Массаж живота.

8. Самостоятельное поднимание прямых ног. И. п. ребенок лежит на спине. Держите палочку или игрушку на высоте выпрямленных ног ребенка и предложите ему дотянуться до палочки ногами, говоря: «Подними ноги». Если ребенок плохо выполняет это упражнение, т. е. ноги гнутся, живот не втянут, то можно прикоснуться палочкой к стопам ребенка и, побуждая его удержать игрушку, выпрямлять ноги до прямого угла - 3-4 раза, в спокойном темпе.

9. Присаживание за согнутые руки. Усложните, вложив в руки ребенка кольца.

10. Приседания. И. п. - ребенок стоит на ногах. Возьмите ребенка за руки и побуждайте присесть на корточки, разводя его колени в стороны, а затем встать, приговаривая:«Сядь», «Встань». Проследите, чтобы стопы малыша полностью стояли на плоскости. При вставании поднимите его руки вверх, пусть он поднимется на носки 4-6 раз.

11. Присаживание при поддержке за одну руку. После 10 месяцев ребенок должен сам присаживаться. Для этого придержите его колени своей рукой, не

давая им сгибаться, другой держите игрушку и попросите его сесть, взять игрушку. Если ребенок хорошо выполняет упражнение, то достаточно одного раза. Если же он помогает себе, опираясь на руки, то повторите движения с опорой на локоть другой руки;

12. Круговые движения руками. Это упражнение делайте в медленном темпе под счет, затем попросите ребенка сделать его самостоятельно.

13. Ходьба на четвереньках. Если ребенок достаточно хорошо ползает, попросите его проползти под невысоким столиком или табуреткой.

14 Обучение ходьбе Поставьте ребенка ножками на свои ноги, спиной к себе, поддерживая его под мышки, и походите так немного.

Массаж для ребенка 9, 10, 11, 12 месяцев-полезные советы родителям по детскому массажу на сайте Твой ребенок.ру, которые пригодятся каждому родителю, думающему о здоровье ребенка!

Краткая характеристика умений и возможностей.

Малыш быстро растет и развивается. В 9 месяцев он самостоятельно садится из вертикального положения, ползает на четвереньках, встает с опорой. К настоящему моменту ваш ребенок научился так ловко, умело, быстро и уверенно ползать на четвереньках, что его не смутит никакая поверхность.

Итак, ребенок пошел, и он заработал это право, совершенствуясь на всех предыдущих стадиях. Все ранее приобретенные навыки помоглт ему. Когда малыш только начинает делать свои первые шаги, помогите ему. Пусть, сделав 1 -2 самостоятельных шага, он попадет в ваши любящие объятия. Но первое время ребенок часто падает. Падение - неотъемлемая часть процесса обучения ходьбе. Однако многие мамы и особенно бабушки при каждом неловком движении малыша начинают выражать свою тревогу и озабоченность криками: "Осторожно! Не упади!" Дети прекрасно чувствуют страх взрослых и тоже начинают бояться ходить самостоятельно, становятся менее инициативными.

Уберите все опасные вещи из комнаты и освободите достаточное пространство для ходьбы. Предметы мебели, которые могут служить опорой, должны находиться неподалеку друг от друга так, чтобы ребенок мог переходить от одного к другому. Постепенно можно будет отодвигать их подальше, увеличивая дистанцию. Для ходьбы хорош ровный (но не скользкий) пол; плотный ковер лучше, чем ковер с длинным ворсом, До тех пор пока ребенок не будет твердо стоять на ногах, желательно не надевать ему обувь. Хотя бы дома он должен ходить босиком. Это очень важно для правильного формирования стоп и профилактики плоскостопия.

Обеспечьте малышу свободу движений, стимулируйте желание ребенка лазать, преодолевать препятствия, пусть он падает и встает из различных положений. Детский организм нуждается в разнообразных движениях в большей степени, чем взрослый. Если есть возможность, поставьте в комнате ребенка специальный детский спортивный комплекс или соорудите горку со скатом и лесенкой.

Игрушки должны быть различны по форме, по цвету и на ощупь. Специалисты по детской психологии рекомендуют предлагать ребенку предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Ребенку интересно все, что его окружает; он трогает и ощупывает разные предметы, а иногда опрокидывает или рвет их на части. Все, что малыш делает руками - собирает или разбрасывает игрушки, рвет бумагу и т. п., - развивает его интеллект и творческие задатки.

К этому возрасту ребенок не говорит еще ни слова, но уже многое понимает. Продолжайте сопровождать каждое упражнение краткой и точной речевой инструкцией-просьбой. Название действия сочетается с самим действием, и после многократных повторений ребенок запоминает название всех упражнений и в дальнейшем выполняет их по просьбе взрослого. Некоторые уже знакомые упражнения выполняются из новых исходных положений: сидя или стоя, это немного усложнит и разнообразит занятия. Массаж проводится по прежнему плану с использованием всех приемов.

Итак, основной задачей занятий с ребенком в возрасте 9-12 месяцев является: максимальное разнообразие движений и развитие самостоятельности ребенка. Используйте комплекс предложенных здесь упражнений, а также массаж и плавание.

Пятый комплекс упражнений для занятий ребенком массажем в возрасте 9, 10, 11, 12 месяцев
План занятий

1. "Бокс", 5-6 раз каждой рукой.

2. Сгибание и разгибание ног, попеременно 5-6 раз каждой ногой.

3. Поворот со спины на живот, по 1 разу в каждую сторону.

4. Массаж спины и ягодиц.

5. Поднимание туловища из положения на животе, 1-2 раза.

6. Массаж живота.

7. Поднимание выпрямленных ног до палочки, 3-4 раза.

8. Наклоны, 2-3 раза.

9. Приседания, 4-6 раз.

10. Массаж груди.

11. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно, 1-2 раза.

12. Круговые движения руками, 4-6 раз. 13- "Тачка" (ходьба на руках).

14. Обучение ходьбе.

15. Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию.

Методические замечания

1. "Бокс" в положении сидя или стоя. Сгибайте и разгибайте руки ребенка, вложив ему в кисти кольца или другие удобные для захвата игрушки. Во время выполнения этого упражнения малыш сидит или стоит.

2. Сгибание и разгибание ног попеременно делаются в различном темпе, имитируя ходьбу и бег (см. IV комплекс, упражнение 2). Ребенок выполняет эти упражнения самостоятельно или с помощью взрослого.

3. Поворот со спины на живот в обе стороны. В возрасте 9-10 месяцев ребенок поворачивается самостоятельно по просьбе взрослого: "Повернись на живот", и в ту сторону, где лежит интересующая его игрушка.

4. Массаж спины. Напомним план массажа спины и ягодичной области:

  • поглаживание по всей спине ребенка, 2-3 раза;
  • растирание подушечками пальцев и пиление по всей спине и ягодицам (до легкого порозовения кожи);
  • поглаживание, 2-3 раза;
  • разминание длинных мышц спины (вдоль позвоночника), используя щипцеобразное разминание;
  • разминание ягодичных мышц, поочередно 5-6 раз каждую;
  • поглаживание, 2-3 раза;
  • стимуляция ягодичных мышц поколачиванием или пощипыванием.

5. Поднимание из положения на животе в вертикальное положение. Вложив в кисти ребенка кольца, отведите руки ребенка в стороны и вверх к голове на уровень ушей (см. IV комплекс, упражнение 12). Ребенок поднимает голову, затем встает на колени, а потом, опираясь на одну согнутую ногу, встает во весь рост.

6. Массаж живота. Напоминаем план массажа:

  • поглаживание: круговое, встречное, по косым мышцам живота, по 2-3 раза каждый прием;
  • растирание подушечками пальцев;
  • стимулирующее пощипывание вокруг пупка;
  • поглаживание: все приемы по 2-3 раза каждый.

7. Самостоятельное поднимание выпрямленных ног. И. п.: ребенок лежит на спине. Держите палочку (или игрушку) на высоте выпрямленных ног ребенка и предложите ему дотянуться до палочки ногами, говоря: "Подними ноги". Вначале выполнение этого упражнения несовершенно: ноги ребенка согнуты в коленях, стопа распластана, живот не втянут. В таком случае прикоснитесь палочкой к ступням ребенка, побуждая его удерживать ее пальцами и поднимать ноги до прямого угла с туловищем. Упражнение становится активным и повторяется 3-4 раза в медленном темпе.

8. Наклоны. И. п.: ребенок стоит спиной к взрослому. Прижмите спину ребенка к себе. Ладонью левой руки придерживайте его колени, предупреждая сгибание ног; ладонь правой руки положите на живот - для поддержки туловища. Положите на стол перед ребенком любимую игрушку и попросите - "Наклонись, достань игрушку", побуждая малыша наклониться за игрушкой, не приседая, затем выпрямиться. Это упражнение повторяется 2-3 раза детьми, которые могут стоять без опоры, и является активной тренировкой для мышц спины ребенка.

9. Приседания. Если ребенок хорошо стоит без опоры, то возьмите его за руки и побуждайте его присесть на корточки, разводя колени в стороны, а затем встать, приговаривая: "Присядь, встань". Следите за тем, чтобы стопы ребенка полностью стояли на столе. В момент вставания поднимите руки малыша вверх, пусть он приподнимется на носки. Повторите 4-6 раз.

10. Массаж груди. Поглаживание верхней части груди, 2-3 раза. Поглаживание по межреберьям, 2-3 раза.

11. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно. Ребенок легко присаживается с поддержкой за одну руку. После 10 месяцев ребенок присаживается самостоятельно. Зафиксируйте колени ребенка руками, не давая им сгибаться. Попросите малыша: "Сядь, возьми игрушку". Если ребенок свободно садится, то упражнение делается один раз. Если же малыш помогает себе, опираясь на локоть, то повторите движение с опорой на локоть другой руки.

12. Круговые движения руками. И. п.: ребенок сидит. Это хорошо знакомое вам упражнение делайте с игрушками в медленном темпе под ритмичный счет. Затем попросите малыша сделать эти движения самостоятельно.

13. "Тачка" (ходьба на руках). И. п.: ребенок лежит на животе. Приподнимите малыша в горизонтальном положении, поддерживая его под бедра так, чтобы он опирался на ручки. Положите впереди привлекательную игрушку и побуждайте ребенка переставлять руки, приближаясь к ней. Повторите это упражнение 2-3 раза, Это упражнение укрепляет почти всю мускулатуру тела, тренирует спорность рук.

14. Обучение ходьбе. Поставьте ребенка ножками на свои ноги, спиной к себе. Поддерживайте его за плечи или под мышки. Скажите:"Давай походим" - и пройдите короткое расстояние.

15. Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию. Ваш малыш хорошо передвигается на четвереньках, усложните ему задачу, устанавливая на пути различные препятствия. Предложите подлезть под невысокий столик, стул и т. п., заинтересовывая игрушкой. Поощряйте стремление ребенка забираться на диван, кресло и т.д., спускаться с них, перелезать через подлокотники, подушки. Обучение ходьбе и лазанию лучше прово-дить вне занятий, в любое удобное время. Это игра, игра веселая и увлекательная, Активно участвуйте в ней, придумывая новые задания. Станьте сами ребенком - хоть ненадолго!

Ребенок быстро растет и развивается. К 9 месяцам он уже может самостоятельно сесть из положения стоя, встать у опоры и уверенно ползает на четвереньках. Теперь уже необязательно стелить на пол толстый ковер: малыш научился ползать так быстро и легко, что его не смущает никакая поверхность. Рядом с креслом, диваном или столом малыш может подняться на ноги. И очень скоро наступит день, когда он встанет без опоры и выпрямится во весь рост. Период ползания скоро закончится, и тогда ничто не сможет удержать его внизу.

Наконец, ребенок сделал свой первый шаг. Помогите ему освоить непривычное для него занятие. Пусть, сделав несколько самостоятельных шагов, он окажется в ваших объятиях. Однако от падений на первых порах ребенка оградить не удастся, потому что они являются неотъемлемой частью процесса ходьбы. Тем не менее многие мамы (в особенности бабушки) при любом неловком движении ребенка выражают свою озабоченность тревожными криками типа «Не упади!» или «Осторожно!». Это сильно вредит малышу, так как хорошо чувствуя страх взрослого, он тоже начинает опасаться самостоятельно ходить и становится менее инициативным. В связи с этим, если вы боитесь за своего ребенка, просто уберите из комнаты все потенциально опасные вещи и освободите ему место для ходьбы.

Расставьте мебель таким образом, чтобы те предметы, которые могут послужить малышу опорой при ходьбе, находились недалеко друг от друга. Тогда ребенок, переходя от одной опоры к другой, сможет учиться ходить самостоятельно. Со временем, когда он будет передвигаться более уверенно, мебель можно будет поставить на место. И еще: ходить удобнее по ровному, но не скользкому полу или плотному ковру. Ковры с длинным ворсом для этого не годятся.

До тех пор, пока ребенок не будет твердо стоять на ногах, обувь ему надевать не нужно. Дома лучше ходить босиком: это важно для профилактики плоскостопия и правильного формирования стопы. Обеспечьте ребенку свободу движений, поощряйте его желание лазать, пусть он падает, самостоятельно встает и преодолевает различные препятствия. Детскому организму необходимы разнообразные движения намного больше, чем взрослому, поэтому, если есть такая возможность, купите малышу спортивный детский комплекс или смастерите сами горку (скат) с лесенкой.

Игрушки для детей 9–12 месяцев должны быть самыми разнообразными по цвету, форме и материалу. Детские психологи рекомендуют для этого возраста предметы мягкие и жесткие, нежные и грубые, легкие и тяжелые. Малыш интересуется буквально всем, что его окружает. Он прикасается и ощупывает предметы, изредка опрокидывает их или пытается порвать. Любые действия ребенка в этом возрасте идут ему на пользу: они развивают интеллект и возможные творческие задатки. В возрасте 9–12 месяцев ребенок еще не произносит ни слова, хотя многие слова уже понимает, поэтому продолжайте сопровождать любые упражнения краткими и точными «инструкциями». Если название действия многократно повторяется и сопровождается самим действием, малыш запомнит ваши просьбы и даже названия упражнений: в дальнейшем он сможет выполнять их только по словесной просьбе взрослого. Некоторые знакомые вам упражнения в следующем комплексе претерпевают изменения. Они выполняются из других положений, что в значительной степени разнообразит и усложнит занятия. Массаж же проводится по прежнему плану. Таким образом, основные задачи при занятиях с ребенком 9–12-месячного возраста можно сформулировать следующим образом: максимально разнообразить движения и способствовать развитию самостоятельности малыша. Для этого используйте комплекс приведенных ниже упражнений, а также плавание и массаж.

Комплекс 5

План занятий

1. Упражнение «бокс» (по 5–6 раз каждой рукой).
2. Попеременное разгибание и сгибание и ног (по 5–6 раз каждой ногой).
3. Поворот на живот (по 1 разу в каждую сторону).
4. Массаж ягодиц и спины.
5. Подъем тела из положения лежа на животе (1–2 раза).
6. Массаж живота.
7. Подъем прямых ног до палочки (3–4 раза).
8. Самостоятельные наклоны.
9. Приседания (4–6 раз).
10. Массаж груди.
11. Приседание самостоятельное или при поддержке за руку (1–2 раза).
12. Круговые движения руками (4–6 раз).
13. Упражнение «тачка».
14. Обучение ходьбе.
15. Обучение лазанию.

Упражнение «бокс»

()

Исходное положение: ребенок сидит или стоит. Разгибайте и сгибайте его руки, предварительно вложив в его кисти удобные игрушки.

Попеременное разгибание и сгибание ног

()

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Попеременное разгибание и сгибание ног выполняйте в различных темпах, имитируя бег или ходьбу (см. комплекс 4, упражнение 2). Малыш может выполнять это упражнение как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

Поворот на живот в разные стороны

()

9–10-месячный малыш должен поворачиваться со спины на живот только по словесной просьбе взрослого в ту сторону, где находится интересная для него игрушка.

Массаж спины

()

Его проводят, строго следуя описанным ниже рекомендациям:

  • поглаживание всей спины (2–3 раза);
  • растирание кончиками пальцев;
  • пиление по ягодицам и спине;
  • поглаживание (2–3 раза);
  • разминание длинных мышц спины (можно использовать щипцеобразное разминание);
  • поочередное разминание мышц ягодиц (по 5–6 раз);
  • поглаживание (2–3 раза);
  • пощипывание или поколачивание ягодиц.

Подъем из положения лежа на животе

()

Вложите в руки ребенка кольца, разведите их в стороны и поднимите вверх к голове на уровень ушей (см. комплекс 4, упражнение 11). Малыш сначала должен поднять голову, затем встать на колени и, согнув одну руку для упора, встать в полный рост.

Массаж живота

()

Он выполняется следующим образом:

  • поглаживания (круговое, встречное, косых мышц живота – по 2–3 раза);
  • растирание кончиками пальцев;
  • пощипывания вокруг пупка;
  • все приемы поглаживания (по 2–3 раза).

Самостоятельный подъем прямых ног

()

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Возьмите в руки игрушку или палочку и держите ее на высоте, до которой малыш должен будет поднять ноги. Предложите ему достать до игрушки поднятыми ногами. Сначала движения ребенка будут несовершенными: стопа распластана, ноги согнуты в коленях, живот не втянут. В этом случае нужно прикоснуться игрушкой к ступням малыша, побуждая его удержать ее пальцами ног и «дотянуть» таким образом ноги до положения, перпендикулярного туловищу. Это активное упражнение нужно повторить 3–4 раза в медленном темпе.

Самостоятельные наклоны

()

Исходное положение: ребенок стоит спиной к взрослому. Прижмите к себе его спину: левой ладонью придержите его колени, предупреждая их сгибание, а ладонь правой поместите на живот, чтобы поддержать туловище в нужном положении. На пол или невысокий стульчик положите его любимую игрушку и попросите ее достать. При этом нужно побуждать малыша наклониться за предметом, не присаживаясь, после чего взять его и выпрямиться. Это упражнение – активная тренировка мышц спины. Если ребенок хорошо стоит без опоры, его нужно повторить 2–3 раза.

Приседания

()

В том случае, если малыш прочно стоит без опоры, можно взять его за руки и попросить присесть на корточки, после чего встать. Колени при этом должны быть разведены в стороны. Упражнение можно проводить на столе или полу. В тот момент, когда ребенок встанет, поднимите его руки вверх и попросите приподняться на носки. Количество повторов – 4–6.

Массаж груди

()

Сначала следует 2–3 раза выполнить поглаживание верхней половины груди, а затем столько же раз – между ребрами.

Приседание самостоятельное или при поддержке за руку

()

С поддержкой за руку ребенок уже присаживается очень легко. После того как малышу исполнится 10 месяцев, это упражнение нужно выполнять самостоятельно. Для этого руками фиксируйте колени ребенка, не давая им согнуться, и попросите его сесть и взять игрушку.

Если ребенок делает это свободно, упражнение выполните 1 раз. Если малыш садится, опираясь на локоть, попросите его повторить движение, опираясь на другую руку.

Круговые движения руками

()

Исходное положение: ребенок сидит лицом к вам. Это упражнение вам хорошо знакомо из предыдущих комплексов, его нужно выполнять с игрушками, ритмично считая вслух и соблюдая медленный темп. После того как вы выполните движение вместе, попросите ребенка повторить упражнение самостоятельно.

Упражнение «тачка»

()

Исходное положение: ребенок лежит на животе ногами к вам. Возьмите их в правую руку, а левой поддерживайте его под живот так, чтобы в горизонтальном положении малыш опирался на руки. Предварительно положите впереди игрушку и попросите ребенка приблизиться к ней, переставляя руки.

Упражнение повторите 2–3 раза. Во время движений тренируются не только мышцы рук, но и мускулатура всего тела.

Обучение ходьбе

()

Поставьте ребенка спиной к себе так, чтобы его ноги опирались на ваши ступни. Поддерживая малыша под мышки или за плечи, предложите ему походить вместе и пройдите таким образом небольшое расстояние.

Обучение лазанию

()

Если ваш малыш передвигается на четвереньках, можно усложнить ему задачу, поставив на его пути препятствия – стул, невысокий стол и пр. Для того чтобы ребенок преодолел все «барьеры», его нужно заинтересовать игрушкой. Кроме того, поощряйте попытки малыша забираться на кресло, диван и спускаться с них, перелезая через подушки или подлокотники.

Обучать лазанию и ходьбе лучше вне занятий, в удобное для вас и ребенка время, так как для малыша это увлекательная и веселая игра. Вам тоже следует принять в ней участие и активно придумывать для ребенка новые задания.