Православный праздник: медовый спас. Спас - это что за праздник

  • Система древнеславянских и казачьих знаний и боевых трансовых практик;
  • Система лечения с использованием возможностей биоэнергетики;
  • Современная боевая система: Специальная Прикладная Армейская Система «СПАС» .

Каждое из этих отвлетвлений от общего дерева знаний требует собственного описания.

Система древних знаний СПАС

Считается, что владели ей только казаки-характерники. Род волхвов, но силу свою проявляющие в бою. Хранились эти знания не во всех казачьих родах и передавались от отца к сыну. Глава каждого рода, владеющего знаниями, входил в тайный Малый круг посвященных. Составляющие его 13 глав и являлись носителями и хранителями всей системы знаний.

Ребенка начинали учить СПАСу с младенчества, показывая, как воспринимать мир не только в материальной плоскости, но и в энергетической. Учили его быстро входить в транс, видеть ауру предметов и людей, разбираться в травах, лечить. Умели характерники и работать с минералами, видеть их силу, искать воду, отводить глаза противнику. Есть легенды про то, что казаки-характерники могли внушить противнику такие иллюзии, что они просто не могли увидеть казачий лагерь в степи, принимая его то за озеро, то за рощу. Разведчики-пластуны, обученные по СПАСу, невидимыми проникали в места расположения противника и по подготовке не имели себе равных в то время. Сопровождали характерники и Ермака во время его взятия Сибири.

Каждый казачий род специализировался в одном из направлений знаний, но не ограничивая себя ею. История рассказывает о том, что были роды знахарей, роды боевых кудесников, умеющих мгновенно перемещаться по полю боя, роды лирников-сказителей. С точки зрения современной науки почти все сверхспособности характерников можно объяснить их умением работать с энергетикой тела и его возможностям, жителям Средневековья, вероятно, все эти способности казались волшебством.


Казачий спас. Сила тонкого над грубым. 3 часть

Система лечения СПАС с использованием возможностей биоэнергетики

На основе знаний казаков-характерников о и биоэнергетике, о возможностях траволечения и народной медицины, разработана система обучения врачеванию СПАС. Она включает в себя:

  • Вопросы врачебной этики, права на вмешательство;
  • Исторические основы системы знаний СПАС, понимание законов и принципов энергетического воздействия, законов сохранения энергии;
  • Навыки видения биополей, видения органов человеческого тела и их энергетической окраски;
  • Понимание структуры биополей человека по системе СПАС. В отличие от традиционной системы, по которой работает большинство экстрасенсов, заимствованную из древнеиндийской традиции и включающей в себя 7 энергетических тел, система СПАС предполагает работу с 13 энергетическими телами человека;
  • Изучение энергоцентров, чакр и энергетических каналов человека. Здесь система СПАС также отличается от традиционных школ, предлагая и собственную структуру энергетических каналов, и понимание, что с человеком взаимодействует не менее 7 самостоятельных астральных сущностей, отвечающих за его жизнь и здоровье.

Все эти знания может получить только подготовленный человек, для каждого нового ученика необходимо заполнить анкету, в которой он должен максимально полно раскрыть уже имеющиеся навыки работы с биоэнегетикой и видением ауры.

При правильном обучении с выполнением всех рекомендаций преподавателя уже на первых этапах ученик начинает с открытыми глазами видеть первые два эфирных тела человека, а затем и остальные, видеть энергоцентры и внутренние органы. Он научится проводить визуальную диагностику и управлять перенаправлением потоков энергии человеческого тела.

На втором уровне (модуле) ученик подключается к энергетики стихий, получает навыки лечения руками, улучшает управление энергетикой своего тела и навыки диагностики.

На третьем уровне изучаются трансовые техники, особые , навыки общения со своими энергетическими спутниками.

Выявляются сверхспособности каждого человека, которые наилучшим образом проявляются именно в трансовом состоянии.


СПАС Великий

Специальная Прикладная Армейская Система «СПАС»

Эта система СПАС разработана армейскими инструкторами на основе воинских практик казаков-характерников. Кроме традиционных славянских практик и навыков использования в бою трансового состояния, в системе использованы современные научные разработки, применяемые для тренировки спецназа. Основанная на максимальном использовании психофизических возможностей организма система СПАС призвана обеспечить выживание бойца в любой самой неблагоприятной внешней среде.

В рамках системы СПАС предполагается формирование биомеханических комплексов боевых движений, поддерживаемых на самых глубоких уровня подсознания, ими и приводимых в движении. Боец, в сущности, представляет собой биоробота, которым управляют древние рефлексы, помноженные на совершенство боевых навыков.

В рамках системы преподается работа с чувствами и эмоциями, навыки отключения их как неблагоприятных факторов и перенаправление этой энергетики на ведение боя.

Особое внимание интуиции и остроты органов чувств. Задачей является обучению человека принимать решение на основании действительных сигналов организма или органов чувств, а не навязанных или воспитанием стереотипов. В процессе обучения раскрывается ряд сверхспособностей, быстро повышается чувствительность всех органов чувств.

В боевых практиках используются все доступные средства ведения боя, не только традиционные ножи, но и столовые приборы, и даже веревки. В системе обучению бою СПАС полностью отсутствуют традиционные казачьи шашки и другое вооружение, но это объясняется тем, что подготовка рассчитана больше на пластунов-разведчиков, чем на полевых бойцов.

Работа с каждым бойцов проводится индивидуальная, за счет чего подготовленные по системе СПАС бойцы практически непобедимы.

Заключение

Очевидно, что древняя система СПАС не сохранилась и дошла до нас в виде двух ветвей – лечебной и боевой, каждую из которых приходится воссоздавать заново. Но даже в таком урезанном виде она представляет собой великолепный дар наших предков, которым надо пользоваться в полной мере.


Здравствуйте всем. Проложим традицию – знакомство с православными праздниками. Сегодня узнаем, как появился Медовый спас.


Дата праздника имеет постоянное число, 2017 год — не исключение. Какого числа россияне будут отмечать Медовый спас? В августе, 14 числа. Далее идет Яблочный Спас, за ним Ореховый. Все три праздника посвящены нашему Спасителю, как благодарность Иисусу Христу за божьи дары.

А еще они обозначаю начало действий:

  • Медовый — начало сбора меда.
  • В Яблочный спас православные могут вкушать яблоки.
  • Ореховый — означает сбор спелых орехов. В этот день обязательно надо что-то купить, чтобы быть с деньгами целый год.

Из истории праздника

История уходит своими корнями в далекий 1164 год. В этом году князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами. Перед битвой воины усердно молились, чтобы битва закончилась победой. Когда воины молились, они увидели видение: от икон Спасителя и Божьей Матери шел свет, который озарил все войско. Этот свет придал воинам храбрость и уверенность в победе. Так и получилось, противник был побежден.

В честь славной победы воины прошли крестным ходом до близлежащей реки. Во время освящения речной воды воины стали в ней купаться и купать своих коней. Поэтому сначала спас назвали — «на воде». Так победа князя Боголюбского положила начало отмечать праздник Всемилостивому Спасу.

А Медовым Спасом стали называть потому, что в этот день пчеловоды несли мед в храм для освящения. Потом, уже освещенным медом и блюдами с ним, угощали детей, родных, всех неимущих.

А еще, в этот праздник почитают 7 великомучеников, братьев Маккавеев. С 14 августа начинается Успенский пост, а Успение празднуется 15 августа. Этот день для женщин считается прощением всех не замоленных грехов.

Именно в Медовый Спас устраивались пышные ярмарки, где можно было купить редкие сорта меда и другие продукты пчеловодства.

Как праздновали на Руси


Традиции праздника:

  1. В этот день все верующие освящали не только мед, но и букетики полевых цветов с маком. Люди верили, что цветы приносят в семью покой, здоровье, благополучие.
  2. В деревнях обязательно освящали колодцы.
  3. Обязательно освящали мак, потом использовали его, как лекарство от болезней.
  4. Неженатые парни и незамужние девушки в этот день не работали, просто отдыхали.
  5. Освященным медом поминали усопших.
  6. Девушки украшали косы полевыми цветами, чтобы волосы были густыми и крепкими.
  7. Было принято ходить по домам и помогать тем, кто нуждался в помощи.
  8. Знахари именно в этот день собирали всю полезную травку, чтобы потом успешно лечить односельчан.
  9. В храме освящали колоски злаковых, потом рассыпали их на огороде, чтобы собрать хороший урожай сельскохозяйственных культур.

Была такая примета: если в доме стоят колоски, то в этом доме никогда не будет нужды, болезней и несчастий.

Еще приметы на Медовый Спас:

  1. Журавли собираются в стаи.
  2. Стрижи и ласточки улетают на юг.
  3. Пчелы перестают носить мед, заполняют медом соты.
  4. Если собрать малину, то она будет особенно целебной.
  5. Если посеять 14 августа озимые, то будет хорошим урожай.
  6. Какая погода в этот день, таким будет весь следующий год.
  7. Выращенный на огороде мак собирают 14 августа и хранят дома, чтобы оградить семью от злых чар.

Чем богат был праздничный стол


Три Спаса приходят к православным в августе. Все три праздника идут один за другим: Медовый, Яблочный, Ореховый Спас . Значение каждого праздника различно и уникально, но все они имеют отношение к Иисусу Христу, Спасителю, потому и названы в честь Господа - Спасами. Первый Спас - 14 августа (н.ст.) по народному выражению - "на воде"; второй - 19 августа "на горе"; третий - 29 августа , "на полотне".

СПАСУ НЕРУКОТВОРНОМУ
(Сонет № 134)
Перед Тобою в час ночной
Стою я, чист и лучезарен:
О Спас Нерукотворный мой,
За всё Тебе я благодарен!

За Дух Животворящий Твой,
Что исцелил меня от боли,
За то, что нынче я живой
И освящён Твоей Любовью.

За то, что уязвлён мой враг,
За то, что озарил мой мрак
Ты вдохновеньем плодотворным,

Что вновь горит моя звезда,
За то, что Ты со мной всегда,
Мой Бог, мой Спас Нерукотворный.
(Бунаков А. 25.12.03.)

Праздник Первого Спаса

Установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил - над арабами в 1164 году. Русский князь и греческий император имели в войсках своих Святой Крест Господень. Они оба усердно молились Ему о помощи и оба удостоились с войсками чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Матери Божьей исходил свет и осенял войска. Храбро кинулись воины на неприятеля и победили. В память этого события установлен был крестный ход на реку, где во время освящения воды крестьяне старались выкупать своих лошадей.

Этот праздник называют «Происхождение древ Креста Господня ». Первый Спас ещё называют Медовым Спасом . Этот день - праздник пчеловодов, когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты. "На первый Спас и нищий медку покушает", - говорят в народе. Крестьяне полагали, что с этого дня пчёлы перестают вырабатывать мёд.

"Медовый Спас". Худ. Владимир Жданов

Праздник Второго Спаса

Второй Спас в день Преображения Господня - Спас "на горе". Раньше до второго Спаса фрукты нового урожая есть было не положено. 19 августа их несли в церковь для освящения, после чего все фрукты разрешалось употреблять в пищу. Поэтому в народе второй Спас называется "Яблочным Спасом", он считается самым главным Спасом . По освящении часть принесённого выдается притчу, а остальное относится в дом, где освященными яблоками разговляются.

В. Селиванов в своей книге "Год русского земледельца" писал: "В этот день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних всё то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком. Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблок, и развозят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни всё раскупается".

С Яблочным Спасом связано очень много примет и обычаев, которые люди считали очень важными для своего благополучия и здоровья, а так же для благополучия и здоровья своей семьи.

Собранными с огорода плодами, угостите нищего - на следующий год урожай соберете отменный

Если вы увидите такого человека, вынесите ему фрукты и овощи сами. Плохой приметой считалось, если в этот день вам вообще нищий человек не встретится. В народе, поэтому и говорят, что в Яблочный Спас и нищий яблочко съест.

Второй Спас пришёл - начинай снимать яблоки и горох

В этот день было принято снимать урожай яблок и гороха. Часть того, что собрано, несли в церковь и освящали. Обязательно нужно было съесть хотя бы одно яблоко с медом, это даст вам здоровье на целый год. Кроме того, в Яблочный Спас всегда пекли яблочные пироги, готовили всевозможные блюда с яблоками и начинали консервировать яблочный сок.

До Яблочного Спаса яблоки есть нельзя

После Второго Спаса - дождь хлебогной

В данном случае имеется в виду то, что все уборочные работы, которые связаны с зерновыми, необходимо закончить до этого дня.

Пришёл Второй Спас - бери рукавицы про запас

Утром, вечером и ночью в августе уже так холодает, что без тёплой одежды не обойтись. Раньше люди вставали очень рано и выходили работать в поле. Бывали такие моменты, когда рукавицы, действительно, были очень нужны.

Пришёл Яблочный Спас - ушло лето от нас

Утром, вечером и ночью в августе уже так холодает, что каждый человек понимает - осень на пороге.

Каков Второй Спас - таков будет и январь

Если в этот день стоит жара, то снега в январе будет крайне мало. Ну, а если постоянно дождь - жди снежной зимы.

Если муха дважды села на вашу руку в Спас, то вас ожидает успех

В этот день будьте терпеливы и милосердны даже к таким противным созданиям, как мухи. Перетерпите и не прогоняйте её. Отсюда

Праздник Третьего Спаса

Новгородская икона «Спас Нерукотворный»

Третий Спас, то есть праздник Спасителя, - Спас "на полотне". Церковь же называет этот праздник «Перенесением Нерукотворного образа Господня ». Называется он ещё Ореховый Спас , или Хлебный. Про Ореховый Спас говорили: «Третий Спас хлеба припас». В этот же день отмечают День Спаса Нерукотворного, иконы которого на Руси известны с XII века. Они и в наше время пользуются особым почитанием, потому что считается, что этот иконографический тип восходит к самому древнему и наиболее достоверному изображению Христа.

Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1677.

Икона из Иосифо-Волоколамского монастыря. Русский музей.

Существует предание, что во время земной жизни Иисуса Христа князь Едесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя, князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжёлой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя, сильно захотелось ему изобразить черты Его на полотне, но все труды остались напрасны - никак не мог он уловить черты лица Господня. Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо Свое платком, и, к удивлению присутствующих, на платке тотчас же получилось изображение Его. Этот нерукотворный образ Свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: "Блажен ты, что уверовал в Меня, не видав Меня. После вознесения Моего придет к тебе ученик Мой и совершенно исцелит тебя от недуга".

Ты глядишь с потемневшей иконы,
Господин моих слёз и побед.
Кто-то скажет: природы законы
Отразили причудливо свет.
Мол, бывает, помстится от зноя,
От обилия видов и лиц!..
Но в глазах Твоих время иное -
Без понятных для смертных границ.
Ты глядишь, моим сердцем владея
Безраздельно. И видится мне:
Города и холмы Иудеи
Проступают на белой стене.
Понеся драгоценное бремя,
Сердце плачет - ликуя, скорбя...
О священное, дивное время,
Когда люди узнали Тебя!
Когда зарево вечного света
Распахнуло над ними крыла
И горячею кровью Завета
Побежденная смерть умерла;
Тёмной горечи схлынули тени
И, отверженный мир осветив,
Среди скал неприютных и терний
К Божеству распахнулись пути.
Словно в светлой Христовой купели,
Что навек благодати полна,
Вековые берёзы и ели
Отразились в днепровских волнах.
А столетья спустя - для удара
Занесённый татарский клинок,
И тяжёлая русская кара,
И страстей раскалённый венок...
Ей же, Спасе! Пусть копотью годы
На иконы легли - помоги!
Суета бестолковой свободы
Заглушает живые шаги.
Но на это святое мгновенье
Мы открыты небесным ветрам...
Славься, Боже, за то откровенье,
Что ты древним дарил мастерам!
(Лариса Подистова, 2002)

Верующие на каждый Спас ходят в церковь, освещают мёд, яблоки, орехи, воду, хлеб.

14 августа Русская православная церковь отмечает Происхождения (изнесения) древ Креста Господня. В народе же первый день Успенского поста называют - Медовый Спас. В различных регионах Медовый Спас также называют Первый Спас, Маковый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Медолом, Пчелиный праздник, Проводы лета, Спасовка, Маккавей.

Медовым Спас называют потому, что соты в ульях к середине августа заполнены, и пасечники приступают к сбору меда. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд именно с этого дня. Мёд ели с хлебом или различными блюдами. Хозяйки пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.

14 августа отмечается также день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно наложились на русские обычаи и обряды: день памяти Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник Макавей — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает.

Спасом на воде Медовый Спас именован в честь малого водосвятия. На Руси было принято совершать крестный ход на естественные водоёмы для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Также именно в это время освящали новые колодцы и чистили старые.

После Медового Спаса уже не купались: лето клонится к закату, вода цветёт, птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту, отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые. Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье. По погоде этого дня судят о том, каков будет третий Спас.

Поговорки и приметы Медового Спаса

  • На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
  • Паши под озимь, сей озимь.
  • На Маккавеи собирают мак.
  • Дождь на Маккавея — мало пожаров бывает.
  • Отцветают розы, падают хорошие росы.
  • С первого спаса и роса хороша.
  • На первый спас олень копыто обмочил (вода холодна).
  • Пчела перестаёт носить медовую взятку.
  • Заламывай (подрезывай) соты.
  • Во что Маккавеи, в то и разговенье.
  • Первый Спас — на воде стоять, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зелёных горах холсты продавать.

Яблочный Спас


19 августа 2017 года Русская православная церковь почитает Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа. Народное название праздника - Великий Спас или Яблочный Спас. К празднованияю Яблочного Спаса были приурочены многочисленные народные обряды. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее. До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.

В народе в звисимости от региона Яблочный Спас называют также Спас, Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Преображение.

Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели.

В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.

Поговорки и приметы Яблочного Спаса

  • Какой второй Спас, такой и январь.
  • Каков день на Второго Спаса, таков и Покров.
  • Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.
  • В этот день провожают закат солнца в поле с песнями.
  • Встреча осени — Осенины.
  • На второй Спас освящают яблоки и мёд.
  • На второй Спас и нищий яблочко съест.
  • До второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.
  • Кто когда хочет (улететь), а журавль к Спасу.
  • Когда ешь первое яблочко, «что надумано — сбудется, что сбудется — не минуется».
  • Пришёл Спас — всему час.
  • Пришёл второй Спас, бери рукавицы про запас.
  • На второй Спас бери голицы про запас.
  • Со второго спаса засевай озими.
  • Если сев ржи придётся во время полуночного (северного) ветра, то — по примете — рожь выйдет крепче и крупнее зерном.
  • Если при посеве ржи пойдёт дождик мелкий, как бисер, то это Бог об урожае весть подаёт; а если пойдёт ливень, то лучше и не продолжать сева, а скорее поворачивать оглобли домой.

Ореховый Спас



29 августа отмечается православный праздник, совершаемый Церковью в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. А в народе 29 августа называли Ореховый Спас. В различных регионах праздник получил таки названия как: Хлебный Спас, Спас на холстах, Спас на полотне, Холщовый спас, Посевы, Досевки.

На Хлебный спас пекут пироги из нового хлеба. Освящали на Спас и колосья нового урожая. В народе говорили Спас - в достатке хлеба у нас, Третий Спас хлеба припас. От Спаса, который являлся границей между летним и осенним циклом работ, в некоторых местах начинали сев озимых, копали ранний картофель. С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов. Для праздничного стола хозяйки готовили выпечку и другие блюда с орехами. В большинстве сёл России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. А вот в городах с этого дня начинаются великоденские гулянья. На Третий Спас устраивали ярмарки, торговали холсты и полотно, поэтому Сапс называют еще и Холщевым.


На третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно. В народе Спас считали днем отлета аистов. Было замечено, что если аисты начинали готовиться к вылету за неделю перед Спасом, то зима будет ранней и морозной, а весна теплой; если же после Спаса - осень будет теплая, зима поздняя, а весна холодная. Отлет аистов свидетельствовал о приближении зимы, а присказки напоминали Пришел Спас - и лето от нас, Спас - бери рукавицы в запас.

Поговорки и приметы Орехового Спаса

  • Третий Спас хлеба припас.
  • Хорош Третий Спас — зимой будет квас.
  • Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год.
  • Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
  • Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
  • Отлёт ласточек.
  • Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.
  • Во что Евдокеи, в то и третий Спас.
  • Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают.
  • До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.

В августе мы отмечаем три замечательных праздника – три Спаса. Они неодинаковы по своей значимости, однако у всех трех Спасов поводы для торжества связаны со Спасителем.

Первый Спас называется «Происхождение древ Креста Господня». Это торжество отмечается 14 августа. В царской сокровищнице в Константинополе в храме Святой Софии хранилась реликвия – частицы древесины креста, на котором распяли Христа. Эти частицы обладали чудотворной силой, и могли останавливать эпидемии в Византии. В самую жаркую пору священнослужители выносили из храма эти частицы и проходили с ними по улицам города, направляясь к водоемам. Этот Спас трудно отнести к праздникам, потому что в этот день начинается Успенский пост. Он длится с 14 по 27 августа. По своей строгости он такой же, как и Великий пост. Нельзя есть ни мясного, ни молочного. Первый Спас называется еще «медовым»: соты заполнены медом, пчелам пора устраиваться на зимовку. Следовательно, можно попробовать свежего меда. У первого Спаса есть еще одно название - «Маковей»: в это время на юге Руси поспевал мак. В этот же день отмечается память семерых святых Ветхого Завета – мучеников Маккавеев.

Преображение Господне – Второй Спас

Этот праздник называют на Руси еще и Яблочным Спасом. Празднуют его ежегодно 19 августа. Главным его обрядом является освящение плодов и злаков в церквях. По традиции люди приносили для окропления святой водой отборные яблоки, аромат которых завораживал всех присутствующих в церкви людей, как в Преображенских уголках Эдема. Считалось, что яблоки уже поспели к этому дню и их можно начинать есть. До 19 августа есть поспевающие яблоки не разрешалось – это считалось грехом. Яблочный Спас продолжается в течение девяти дней. Яблоки можно есть, угощать ими друг друга, кого довелось встретить, готовить из них различные кушанья, делать зимние заготовки. Можно, наконец, дать волю . Например, яблоки в меду: два очищенных и порезанных яблока варить в течение 5 минут в 50 граммах воды, в которую следует добавить 0,1 грамма лимонной кислоты, две столовые ложки меда или 40 граммов сахара. После того как масса остынет, яблоки вынуть на блюдце, а в остуженный медовый сироп добавить 2 столовые ложки терпкого вина. Перед подачей на стол яблоки залить этим сиропом.

Из трех праздников, которые называются Спасами (они получили такое название, потому что посвящены чудесным делам Спасителя), только этот праздник, или Второй Спас, входит в число «двунадесятых праздников». Он посвящен решающим событиям для убеждения учеников Христа, что перед ними – Спаситель. Взойдя на гору вместе со своими учениками, Христос , и вскоре Его лицо и одежда воссияли. Явились к Нему пророки Илья и Моисей, которые уже давно покинули мир. Раздался небесный глас Господа: «Сей есть Сын Мой возлюбленный».

19 августа 1456 года у стен Белграда православными сербами была разгромлена непобедимая турецкая армия. С тех пор Второй Спас стал отмечаться как великий праздник.

Еще его называют «дожинками», т.к. заканчивается уборка хлебов, или «хлебный». А так как к этому времени поспевают орехи, этот Спас носит еще и название «ореховый». Церковь же называет этот праздник «Перенесение Нерукотворного образа Господня». Истинное происхождение этого праздника уносит нас в далекую историю. Князь Эдессы, Авгарь, заболел проказой. Он лечился довольно долго, но все безуспешно, пока не услышал о чудотворце из Палестины. Это был Иисус Христос. Князь послал к нему гонца. Христос после умывания вытер свое лицо полотенцем, на котором запечатлелось изображение лица Господа. Гонец отвез это полотенце князю, и только одно прикосновение к этому полотенцу облегчило страдания князя, а затем и исцелило его совсем. Полотенце (убрус) Христа стало знаменем на вратной башне Эдессы, так как оно спасло владыку. Так родился обычай защищать вратные башни городов христиан изображениями Христа, иконами Спасителя (Спаса). Поэтому вратная башня московского Кремля называется Спасской. Отсюда берет истоки еще одно название праздника – «Спас на полотне».

Как и многие , Спасы тоже получили свои приметы:

Первый Спас

На Маккавеи собирают мак. На Первый Спас святи колодцы, святи венки хлебные. Отцветают розы, падают хорошие росы. С Первого Спаса и роса хороша. Готовь гумна и овины. Паши под озимь, сей озимь. Заламывай соты. На Первый Спас лошадей (весь скот) купают.

Второй Спас

Пришел Спас – всему час: плоды зреют. Пришел Спас – бери рукавицы про запас. До Второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов. На Второй Спас освещают плоды и мед. Со Второго Спаса едят яблоки. Со Второго Спаса засевай озими. Провожают закат солнца в поле с песнями. Подрезывают соты, снимают плоды.

Третий Спас

Окончание жатвы. Именинный сноп (последний). Приговаривают: «Жнивка, жнивка, отдай мою силку: на пест, на колотило, на молотило, на кривое веретено». Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.