Омега самка. Какой вы тип личности: альфа, бета или омега

У большинства современной молодежи (дайте поворчать старику!) нет никакого понимания об устройстве тех социальных групп и коллективов, в которых они проводят довольно значительную часть своего личного времени.

Имеется ввиду: школа, работа, армейские коллективы, дворовые компании и клубы по интересам. Во многих этих микрообществах, между их участниками нет-нет, проклевываются, а то и вовсе царят, те отношения, которые роднят человека с самыми примитивными приматами.

Речь идет об малых примитивных социальных группах.

В статье часто используются слова Альфа, Омега и т. д. Это обычные научные термины и автор в них вкладывает более глубокий смысл, чем писатели примитивных книжек по пикапу, со своими альфа-самцами и произведений по психологии для полных чайников.

Изучение примитивных человеческих групп привело исследователей к выводу, что здесь имеет место иерархия, сходная в какой-то степени с иерархией в сообществах животных. Внутригрупповые роли распределяются известным, раз и навсегда данным образом. В группе есть субъект "альфа" - Главарь; за ним следует субъект "бета" - Авторитет; "все прочие ранжированы на субъектов "гамма" - Ведомых и субъектов "омега" - Забитых.

"Альфа" (Главарь)

Пользуется преимущественным правом присвоения любых благ и право безнаказанной агрессивности. Иногда это субъект, превосходящий других физической силой, но все же не объем мышц, а властность, смелость и исключительная свирепость удерживает его на первом месте в примитивной группе. Он умен тем особым умом, который принято называть хитростью. Хитрость позволяет ему умело, подчас с блеском планировать и направлять акции, которые осуществляются группой. И тогда участники группы не просто боятся его, а чтут за " кормильца", "спасителя", "настоящего хозяина".Та же хитрость дает ему умение вовремя убирать или стравливать между собой потенциальных соперников - претендентов на главенство в группе. Вот почему ему необязательно быть сильнее всех физически: того, кому трудно загородить дорогу, полагаясь на собственные кулаки, он без труда покарает чужими руками. По его сигналу ведомые проучат всякого, кто ему не угоден в группе. Ни один из ведомых не посмеет ослушаться: ведь таким образом можно стать неугодным со всеми вытекающими последствиями...

Только тайный сговор между недовольными ведомыми изменил бы положение.

Но, во-первых, "альфа" часто имеет в группе своих наушников, так что участие в тайном сговоре исключительно опасно. Во-вторых, "альфа" предусмотрителен и заботится о том, чтобы число недовольных в группе не превышало число довольных. В-третьих, он способен " вычислить" того, кто мог бы возглавить подгруппу недовольных: такого субъекта он либо своевременно обезвреживает (чаще руками другого претендента на лидерство), либо приближает к себе, осыпая милостями и лишая мотивов к бунту...

Является вторым по рангу лицом в группе. Это единственный субъект, которому позволяется и даже предписывается давать советы вожаку. Умственными способностями он превосходит Главаря, однако, заметно уступает ему в смелости. Если бы он был так же смел и решителен, "альфа" усмотрел бы в нем претендента на власть и давно обезвредил, но ни коим образом не приблизил бы к себе в качестве второго лица. Сама роль авторитета доказывает неспособность субъекта бать Главарем, и в случае ухода Главаря со сцены или его гибели "бета" почти ни когда не становится на его место. Самое большее, он продолжает сохранять роль Авторитета. Но и это не наверняка, а потому "бета" имеет достаточно мотивов, чтобы всячески поддерживать и укреплять власть своего патрона.

Он искренне радуется его удачам и реализует собственное честолюбие через успех близкого ему "сильного" человека, как бы " сливаясь душой" с последним. Как всякий обладатель острого ума он рационален и четок в решениях, однако не лишен и своеобразной мечтательности, даже романтичности. Без этой черты он не мог бы "сливаться душой" с Главарем. Над этой его чертой "альфа" и отдельные его приближенные имеют право беззлобно посмеиваться, ибо цинизм воспринимается в примитивной группе как самое надежное свидетельство ума. С другой стороны, иррационально-романтические веяния, исходящие из субъекта "бета", охотно используются Главарем для психологического воздействия на группу в целом. Видимо, человек, даже примитивный и в добавок входящий в примитивную группу, для выполнения возложенных на него группой функций должен основывать свое поведение не только на страхе перед Главарем и жажде наживы, но и на иррациональных мотивах мечты и веры, на некой, пусть ущербной, идеологии.

Нельзя забывать, что "романтическое" в примитивной группе существует постольку, поскольку существуют антигуманные помыслы и дела: в душе участника такой группы оно, это "романтическое", служит противовесом и способом оправдания бесчеловечности.

Субъекты "гамма" (ведомые),

В свою очередь, ранжированы как по вертикали, т. е. по степени приближенности к Главарю и Авторитету, так и по горизонтали - имеется в виду "ролевое качество" места в группе. Ведь, помимо ведомого-Приближенного, здесь возможны: ведомый-Подхалим (Угодник) и ведомый -Марионетка, ведомый-Шут и ведомый-Недовольный. Субъекты "гамма" вовсе не должны быть на одно лицо. Как раз в интересах Главаря их разнообразие в смысле исполнения внутригрупповых ролей: так создаются более напряженные линии взаимодействия участников группы и так обретает группа свой индивидуальный облик. А это важный фактор сплочения группы, поскольку людям хочется иметь "своих" (острее становится враждебность ко всем "чужим", которые уже как бы и не люди и не стоят пощады и жалости).

Существует не только по тому, что Главарю приятна его льстивость и услужливость. Даже если "альфа" не жалует такого субъекта, он держит его подле себя. Почему? Потому что такой субъект вызывает неприязнь всей группы. И теперь, когда Главарь оказывает расположение и милость к кому бы то ни было из ведомых, это оставляет впечатление импонирующей людям справедливости. Разве не трогательно, что, так сказать, шубой с плеча Главаря награждается вовсе не тот, кто выслуживался, а тот, кто просто "делал свое дело"? Не менее волнующий эффект производит наказание или изгнание Подхалима: группа торжествует и испытывает признательность лидеру.

Точно так же логически необходимо существование Марионетки:

Он является для других эталоном поведения в отношении к Главарю и целям, которые поставлены перед группой. Его "образцовость" должна служить укором для всех, кто хотя бы в мыслях склонен к критике и непослушанию.

Весьма полезен так же и Шут.

Этот субъект располагает правом публичной насмешки над приближенными Главаря и даже над ним самим. Такая насмешка - прекрасный регулятор эмоционального напряжения в группе. Устами Шута "выговаривается" неустранимое чувство протеста и обиды, накапливающееся у ведомых. Шут высказывается на грани риска: кажется, вот-вот и не сносить ему головы. Он умен и не переходит этой грани, однако у группы возникает иллюзия, что Главарь терпим к критике. Кто-то, поддавшись этой иллюзии, решается на собственные критические суждения - в шутливой или иной форме. Так с помощью Шута, выявляется оппонент Главаря. Обезвредить его немедленно или отложить расправу - вопрос тактики, решаемый субъектами "альфа" и "бета". Но Шут выполнил свою функцию. И ценность этой фигуры для Главаря доказывается не только тем, что Шута не карают за его выходки, но и тем, что Главарь решительно защищает его от собственных приближенных, которых тот привел в ярость.

Недовольный:

Если его нет в группе, его следует создать, ущемив кого-либо из ведомых. Польза от него двоякая. Во-первых, это фигура, которую можно столкнуть с другим Недовольным; пока они растрачивают свой боевой пыл друг на друга, субъекты "альфа" и "бета", а также их приближенные в безопасности. Во-вторых, Недовольный позволяет Главарю продемонстрировать свою мощь перед группой. Выявленный Недовольный жестоко наказывается во устрашение всем. Если дело не доходит до изгнания или ликвидации такого субъекта, то его место после бунта среди Забитых.

Забитые же потому и заслуживают такого названия, что они становятся жертвой общегрупповой агрессии, пинать их - право и даже долг каждого; сами они не смеют дать сдачи никому: это равносильно самоубийству, так как в расправе над подобным наглецом с воодушевлением примет участие вся группа.

Выход из положения у Забитого только один: терпеливо снося все издевательства, выслуживаться перед приближенными Главаря. Если повезет, он может достичь своей высшей точки в группе: стать Подхалимом самого Главаря. Забитые представлены двумя категориями лиц: либо самые хилые, трусливые или наименее смекалистые, т. е. занимающие нижнюю ступень ранговой лестницы соответственно своим малым возможностям, либо бывшие Недовольные, т. е. субъекты с неплохими возможностями, растрачивать которые им теперь остается если не на бессильную злобу, то на хитроумное угодничество.

Очень важно заметить следующее: хотя такая группа держится на примитивизме своих участников и выталкивает из себя любого, кто не примитивен, даже здесь закономерности группового взаимодействия в известной степени ограничивают примитивные реакции каждого участника группы. Выказывать амбицию, собственничество и эгоистическую безучастность во всей их "красе", в предельном их выражении, субъекту нельзя и в данной группе: это привело бы к рассогласованию взаимодействия. Поэтому в примитивной группе быстро вырабатываются определенные нормы поведения участников, или "неписаные правила", которым обязаны следовать и Главарь, и самый маломощный из Забитых.

ПРИМИТИВНЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РЕАКЦИИ.

Нормы поведения членов примитивной группы базируются на примитивных межличностных реакциях.

Реакция амбиции.

Она проявляется в том, что, получив информацию, придающую вес или значение другому лицу, субъект незамедлительно старается принизить ее значение, одновременно подчеркивая собственный вес в глазах других. Пример: в учительской заговорили о том, что педагог соседней школы Иванов удостоен медали. Реакция амбиции со стороны одного из участников разговора может выглядеть так: " знаем мы, кого их в школе представляют к наградам... Я с этим Ивановым на совещании встречался: дурак набитый" и т.п. Разумеется, ошибки бывают всюду. Нельзя заведомо исключить, что Иванов не тот человек, которого следовало бы награждать. Но даже имея такое суждение, субъект с преодоленным чувством амбиции предпочитает промолчать: в конце концов, где гарантия непогрешимости его суждения? Высказывающий же эту тираду не просто принижает Иванова: прежде всего он подчеркивает свое превосходство над ним " знаем мы..." - это демонстрация своей компетенции; " дурак набитый" - это присвоение себе (как "более умному") права судить об уме других.

Реакция самодовольства.

Получив какие-либо блага, многообещающие возможности или привилегии, иной субъект тут же хвастает этим перед другими. Причем особое удовольствие ему доставляет проявление зависти со стороны других. В дальнейшем он с живой радостью вспоминает, как кто-то, слушая его, " позеленел", " скривился" и т.п. В поясняющих примерах, пожалуй, нет необходимости.

Реакция зависти.

Субъект именно "зеленеет", "кривится", став свидетелем чьего-то неоспоримого успеха. Эту реакцию он не умеет или не считает нужным скрыть, так как до всяких размышлений ему "ясно", что в действительности успеха достоин он, а не кто-то другой.

Реакция злорадства.

Видя неудачу или провал кого-либо из окружающих, субъект не скрывает своей радости. Это, по существу, постыдное чувство легче понять, когда речь идет о провале соперника, конкурента, врага. Но в данном случае радость, так сказать, бескорыстна: просто амбиции субъекта льстит, что он не попал в передрягу, в которую попал кто-то другой. Здесь уместно процитировать один из шутливых афоризмов с 16-й полосы "литературной газеты; " мало, чтобы мне было хорошо. Надо еще, чтобы другим было плохо".

Реакция захвата (экспансии).

При появлении в поле видимости каких либо ценностей или привилегий, которые должны быть по заслугам распределены между участниками данной группы, субъект первым претендует на эти блага независимо от своих реальных заслуг. Если субъект не может обосновать захват каких-либо благ своими мнимыми правами или заслугами и не в состоянии добиться их хитростью, он при минимальных шансах остаться безнаказанным бесцеремонно прибегает к грубой силе.

Реакция агрессии.

В любом случае конфронтации субъект, чувствуя безнаказанность, немедленно реализует пристройку " сверху": оскорбляет, угрожает, а то и пускает в ход грубую силу. Эта реакция обычно служит "естественным развитием " реакции захвата. Агрессивность такого субъекта отличается несоизмеримой с ситуаций жестокостью. Подобную жестокость легче понять, когда человека довели до крайности. Однако в данном случае она объясняется раздутой амбицией и глубокой нечувствительностью к страданию другого.

Реакция присвоения.

Если имеет место конгруэнция, когда субъект имеет возможность пристройки "сверху" или охотно пристраивается к сильнейшему "снизу", ему свойственно трактовать партнера как свою собственность. В первом случае он чрезмерно опекает другого, во втором как бы "прилипает " к нему, стараясь угодить. В обоих случаях он не дает партнеру передышки от собственной персоны.

Реакция безразличия.

Проявляется в бестрепетном отношении к физическому или душевному страданию другого. На глазах у субъекта кому-то стало плохо, кого-то оскорбляют или бьют, - он проходит мимо. Это легче понять когда человек трусит, имея дело с трудностью или опасностью. Но в данном случае субъект становится безучастным, даже если ему ничего не грозит. За циничной идеей " не мое это дело" или " без меня разберутся" кроется попросту не желание тратить на кого-либо время и силы. В роли должностного лица такой субъект даже гордится тем, что плачущей женщине не удалось его "разжалобить", а посетителю, возмущенному некоторой несправедливостью, - "заморочить ему голову".

Следует отметить, что примитивные межличностные реакции не являются патологией. Это нормальная реакция личности при авторитарно-конфликтных отношениях.

ПРАВИЛА (МОРАЛЬ) ПРИМИТИВНОЙ ГРУППЫ.

Мораль, нравственность это совокупность норм и правил определяющих поведение людей, их обязанности по отношению к обществу и друг другу.

Правило унижения.

Чтобы унизить другого, достаточно ему продемонстрировать превосходство в чем бы то ни было. Мы привыкли понимать унижение иначе: как оскорбительные слова и действия, направленные на другое лицо. Однако в примитивной группе, где необузданная амбиция присуща каждому участнику, "оскорблением" субъекта оказывается любое ущемление его амбиции. А она, амбиция, безусловно, ущемляется, если другой субъект показывает, что он "лучше" в каком бы то ни было отношении.

Мишель Монтень, выдающийся французский мыслитель XVI века, был убежден, что у любого человека найдется хотя бы одна черта, которою он превосходит вас. Следовательно, у каждого есть чему поучиться. Не таковы убеждения (точнее, предубеждения), царящие в примитивной группе. И поэтому, попав в нее, вы подчас и не сообразите, чем прогневили людей. Молодая женщина может раздражать одним тем, что она молода и красива. Человек с даром речи вызовет неприязнь косноязыких. Человек кипучего темперамента - неприязнь вялых и ленивых.

Ситуация почти безвыходна. В примитивной группе, даже отдав ближнему последнюю рубашку, вы унижаете его: это демонстрация вашего превосходства в великодушии. Даже подставив левую щеку после того, как вас ударили по правой, вы ущемляете чью-то амбицию, показывая таким образом свое превосходство в смирении.

"Правило унижения" объясняет природу многих житейских историй, объединяемых под общим заголовком "Черная неблагодарность". Вот типичная из таких историй: жительница столицы поселяет у себя дальнюю родственницу из деревни, кормит, одевает со своего плеча и за услуги домработницы "выводит в люди". Через несколько лет столичная дама не находит себе места от возмущения: облагодетельствованная ею особа не только не проявляет благодарќности, но и определенно мстит "неизвестно за что"... Но ведь известно за что! "Благодетельница" была небескорыстна в отношении родќственницы, и прежде всего - небескорыстна психологически. По всей видимости, ей нравилась такая форма самоутверждения - роль благодетельницы. Примитивизм особы из деревни проявился в не меньшей степени: она долго сносила ущемление своего самолюбия, но при первой же возможности сочла необходимым "отыграться"...

Честные и равноправные взаимоотношения между людьми возможны только там, где усмирены и дискредитированы реакции амбиции, самодовольства, зависти, злорадства, экспансии и т. п., но в примитивной группе это невозможно.

Правило рангового соответствия.

Согласно ему демонстрация превосходства допустима только в отношении лиц, имеющих более низкий ранг в группе.

Красноречивым или кипуче-темпераментным вправе быть лишь тот, кто "наверху"; те же проявления со стороны ведомых низкого ранга или, тем более, со стороны Забитых воспринимаются как неумное шутовство или наглая несдержанность.

Вообще, здесь допустимая степень ума обязательно увязывается с положением субъекта в группе. Есть в этом сходство с данными наблюдений за стаей обезьян. Обычно обезьяна, обнаруживая корм (скажем, изобилие бананов в ближайшей роще), громкими криками оповещает об этом стаю. Но стая не спешит на зов, если он исходит от особи низкого ранга. Этой особи как бы не соответствует роль "первооткрывательницы"! Точно так же в примитивной человеческой группе одна и та же мысль кажется вздорной в устах Забитого, но чрезвычайно дельной в устах Главаря, Авторитета или Приближенного.

Вот почему рассмотренное выше "правило унижения" нуждается в оговорках. Оно имеет силу в пределах общего ранга взаимоќдействующих субъектов. Например, ранг Приближенного лишь на одну ступень ниже Авторитета, а стало быть. Авторитет не позволит себе унизить такого ведомого демонстрацией своего превосходства над ним. В то же время эта демонстрация в отношении субъектов низкого ранга вовсе не рассматривается ими как унижение; она - "в порядке вещей".

Правило отпора.

Если кто-то (в пределах общего или смежного ранга) пытается на глазах других продемонстрировать превосходство над субъектом, т. е. "унизить" его, субъект обязан немедленно воспротивиться этому, чтобы не стать объектом дальнейших унижений. Здесь дело не только в амбиции, но и в специфике примитивного группового взаимодействия. В самом деле, позволив "унизить" себя одному, субъект как бы дает повод сделать это всем окружающим. Отсюда обостренный интерес окружающих к любой стычке между двумя субъектами; отсюда поощряющие возгласы "публики" и ее недовольство компромиссным, недраматическим, слишком пресным исходом спора. Ей нужны победитель и побежденный, в особенности последний; на нем каждый может выявить собственную амбицию. Причем осуществить это можно как с помощью агрессии ("и я его лягнул", по И. А. Крылову), так и с помощью покровительства, беря ущемленного под защиту.

"Правило отпора" оказывается в то же время и "правилом отбора". Субъекты, умеющие давать отпор лицам своего или смежного ранга, получают шанс подняться на ранг выше.

Правило силы. Если кто-то имеет возможность безнаказанно продемонстрировать свое превосходство над другими, он обязан сделать это, иначе его сочтут слабым.

Безнаказанность надо понимать широко. Человек большой физической мощи пользуется безнаказанностью в том смысле, что ни один, ни даже двое-трое противников не одолеют его в драке. "Правило силы" предписывает такому богатырю напоминать нижестоящим о своем преимуществе. Если не во время ссоры, то хотя бы в порядке шутки он должен валить кого-то наземь, сталкивать дерущихся лбами, подбрасывать мало весящего сотоварища к потолку и т. п. Если он не делает этого, то подобное сочетание силы с миролюбием и пассивностью воспринимается группой как чудачество или странность. Он приобретает репутацию "блаженненького", и его с опаской, но и большим азартом принимаются поддразнивать.

Безнаказанность субъекта может вытекать из особого расположения к нему Главаря или других высокоранговых членов группы. Тогда он должен время от времени активно ущемлять амбицию других, демонстрируя этим тот факт, что они ему в ответ ничего не сделают. Если он ведет себя иначе, окружающие начинают сомневаться в его привилегиях, в его храбрости, наконец, в его уме.

Правило выдвижения вытекает из предыдущего.

Если шанс подняться на одну ступень сохраняется лишь у того, кто умеет давать отпор, то реальное выдвижение - вплоть до ранга Авторитета или претендента на роль Главаря - возможно только для тех, кто неуклонно следует "правилу силы". Никакие способности или зримые успехи члена примитивной группы не вынесут его "наверх", если он не склонен пользоваться "правилом силы". Напротив, при такой "слабой" позиции его способности и успехи будут вызывать лишь неприязнь группы и могут скорее привести к его гонению (об этом ниже). Зато бестрепетное следование "правилу силы" выдвигает на ключевые места в группе даже того, кто, собственно, ничем и не одарен, кроме такой бестрепетности.

Правило гонения.

Субъект, который демонстрирует свои особые дарования, но лишен силы, то есть возможности или желания унижать нижестоящих легко становится гонимым в примитивной группе.

В такую ситуацию попадает, например, способный трюкач-карманник в воровской шайке. Казалось бы, "виртуозная работа" должна выдвинуть его в "звезды" примитивной группы, тем более что Главарь выказывает ему свое благоволение. Однако особенности характера нашего "виртуоза" таковы, что он не пользуется этим благоволением, чтобы унижать других: у него, скажем, нет вкуса к стычкам, противоборству, сдерживанию мелких "побед" над остальными. Теперь достаточно несколько эпизодов, когда Главарь или Приближенные не защитили бы его от выпадов боќлее агрессивных субъектов группы, и всем становится ясно: силы у него нет. А далее, если он сам не умеет давать отпор другим, его "артистические" способности уже рассматриваются как вызов амбиции остальных, и примитивная группа подвергает его гонению - либо он вынужден уйти из группы, либо переходит в категорию Забитых. В последнем случае его умения используются Главарем как должное, но претендовать на особое вознаграждение за свои труды ему больше не приходится.

Правило "козла отпущения".

В случае нарастания недовольства в примитивной группе каждому позволяется реакция агрессии и экспансии в отношении кого-либо из Забитых. Главарь и Авторитет в своих целях предпочитают выставить "козлом отпущения" одного из разоблаченных Недовольных. Это особенно эффективно, когда разоблачается бывший Приближенный Главаря: субъекты низшего ранга с радостью "отыгрываются" на нем за унижения, которые им приходится терпеть от субъектов высшего ранга. Понятно, почему с такой охотой в это избиение включаются субъекты "омега", хотя, казалось бы, они нападают на одного из "своих"!

Правило отвода агрессии от себя.

Участвуя в групповом гонении жертвы, субъект демонстрирует свою солидарность с группой и, тем самым отводит ее агрессию от себя. Этим объясняется необыкновенная истовость, с которой иные члены примитивной группы выполняют "карательные" функции в отношении провинившихся.

Правило возмещения убытка.

Унижение, нанесенное одним субъектом другому, в примитивной группе может быть возмещено материальной ценностью; инцидент при этом считается исчерпанным. Однако материальное ущемление уже не может быть заглажено никакими средствами, кроме материальных же и с известной надбавкой. Ничто не вызывает такой ненависти, как отнятие собственности, в чем бы она ни заключалась. Это отмечал еще итальянский политический мыслитель XV века Никколо Макиавелли: ориентируясь в своих представлениях о человечестве на наиболее примитивных субъектов, он утверждал, что человек простит вам все, даже убийство его близких, только не отнятие или уничтожение его собственности.

Главарь примитивной группы без труда задобрит всякого Недовольного, допустив его к дележу "жирных кусков". Далее тот снесет и пинок - был бы полученный им куш достаточно щедрым. Нередко так и делается: Главарь или его Приближенный заранее покупает себе материальными средствами возможность "пинать" ведомого - психологически или буквально.

Правило незаинтересованности.

Проявляя на глазах других интерес к кому-либо или чему-либо, субъект "роняет достоинство", выказывает свою зависимость от нравящегося лица или объекта. Это дает повод для насмешек, поскольку всем ясно, что его чувство амбиции неполно, и он ищет возможности каким-то образом восполнить недостающее. Следовательно, он "ниже" других, которые имеют (или превосходно делают вид, что имеют) все необходимое для самодовольства. Чтобы избежать подобного унижения, субъект обязан скрыть, что он "питает слабость" к некоему предмету. Он делает безучастную и высокомерную мину, в то время как сердце учащенно бьется от волнения и ожидания.

Если же ему не удалось утаить, что он, например, влюблен в женщину, то в кругу приятелей он старается говорить об этой женщине как можно более насмешливо или цинично,- этим он утверждает свою "незаинтересованность" к ней.

Правило соблазна. Если субъект, доверившись другому, тем самым создает ему возможность совершить неблаговидный поступок, то он тем самым вводит его в "соблазн" и потому оказывается и глазах группы столь же виноватым, как и лицо, совершившее неблаговидный поступок.

Например, отдав кошелек на хранение приятелю, более свирепому в драке, субъект вводит того в соблазн присвоить себе деньги. Теперь жалобы пострадавшего Главарю или группе вызывают лишь пожатие плеч: "Раньше думать надо было, когда кошелек отдавал". Таковы представления о справедливости, бытующие в примитивной группе. И этим объясняется повышенная подозрительность ее участников друг к другу с приписыванием другому, в первую очередь, враждебных намерений.

Правило послабления.

Если субъект более высокого ранга позволяет нижестоящему минимальные проявления амбиции, то вскоќре они перейдут в максимальные, и виновным в этом считается субъект, допустивший подобное послабление. Он теряет вес как в глазах Главаря, так и в глазах всей группы; поведение же второго лица воспринимается как должное, поскольку ясно, что каждый на его месте вел бы себя так же.

Отсюда подчеркнутое внимание всей группы к исполнению нижестоящими своеобразных ритуалов подчинения вышестоящим. Эти ритуалы не заданы в группе как система поклонов, необходимых самоуничижительных высказываний и т. п. Однако громкость голоса, степень раскованности движений, возможность улыбки - все это у нижестоящих ограничено, если они находятся в контакте с вышестоящими. Среди последних тот, кто неизменно требует подобных знаков подчинения, пользуется особым уважением группы.

Правило круговой поруки.

Для того чтобы примитивная группа не распалась и функционировала на пользу Главаря, Авторитета и их Приближенных, ее необходимо вовлечь в противозаконные и сурово караемые обществом акции. Это создает ситуацию круговой поруки, поскольку вина за содеянное лежит теперь на всех. Видя, что связи в группе разрыхляются, Главарь может, например, толкнуть людей на совместно совершенное убийство - Чужака или даже "своего". После этого группа поневоле сплачивается за счет общего чувства страха и вины. Раскрытие преступления становится невыгодным даже для субъектов "омега", поскольку оно было содеяно, пусть и не по их инициативе, но с их участием.

Правило нормальности.

Действуя и приспосабливаясь к примитивной группе в соответствии с вышеприведенными "правилами", субъект обязан всячески отрицать это, обосновывая свои поступки любыми рациональными, моральными или другими доводами, какие только доступны его интеллекту. Если он не в состоянии таким способом оправдать свое поведение, в примитивной группе его считают глупым. Субъект, находящийся внутри примитивной группы, обычно не способен сформулировать "правила", по которым она функционирует. Поймав себя даже на мысленной попытке их сформулировать, он испытывает страх расправы, легко превращающийся в опасение, что с его психикой не все в порядке.

Литература.

Десев Любен. Психология малых групп. - М.: Прогресс, 1979 - 208 с.

Добрович А. Б.. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М. : Просвещение, 1987

Альфа-самцы априори считаются самыми сексуальными и желанными. Да что там – вот они, настоящие мужчины! А как насчет их противоположностей? Ведь если есть альфа-самцы, тогда есть и омега-мужчины. Давайте изучим их поподробнее?

Итак, омега-самец. Он, в отличие от своего более успешного собрата, избегает конфликтов и риска. Он даже может испытывать к альфе отвращение. В то время как омега-самец довольно-таки уверен в себе, он не стремится быть центром внимания и обладает рядом качеств, которые женщины не найдут в альфа-самце.

Первое из них – они интроверты . Они не хотят быть душой вечеринки, а значит, проведут ее, развлекая свою половинку, а не играя с друзьями в литробол. Большую часть времени омеги предпочитают быть одни, просто потому, что им не интересно быть в гуще событий.


Второе важное качество – это эмоциональная устойчивость . Они спокойны и не будут лезть на рожон. Кроме того, омеги не имеют привычки переживать из-за неприятностей: возможно, потому, что попадают в них крайне редко.

А еще омеги вежливы в отношениях . Да, кому-то нравятся бурные ссоры и страстный секс в качестве примирения, но жизнь с альфа-самцами напоминает американские горки. Так что омега представляет собой тихую гавань для женщин, которые устали от штормов.


Омега-самцы добры . Они просто немного больше сфокусированы на других людях. Так что если вам нужен помощник, чтобы переехать или прибить гвоздь – омега к вашим услугам. Он такой хороший соседский парень, но кто сказал, что в них не влюбляются?

Помимо всего прочего, омеги – чуткие создания . Они могут быть хорошими друзьями и даже не попытаются приставать к вам, когда вы напьетесь. Им можно излить душу и не бояться, что завтра об этом узнает весь интернет.

Омеги предпочитают серьезные отношения . Они слишком ценят свой внутренний мир, чтобы размениваться на интрижки. Любовь для них – едва ли не на всю жизнь, поэтому из омега-самцов получаются отличные мужья и заботливые отцы.


Омеги – не эгоисты . В отличие от альфа-самцов, их не очень-то заботит, что о них подумают люди. Женщины помогают омегам поднять свою самооценку, постоянно напоминая им о том, чего они добились, но они скромно молчат и не особенно радуются своим успехам.

Омеги зачастую гениальны . Эти мужчины могут полжизни проходить в одних и тех же джинсах, потому что есть вещи поважнее этого. Например, изобретения, произведения искусства или бренды. Да, они могут казаться странными – но это все из-за богатого внутреннего мира.

Настоящие женщины не спят в одиночестве. Энергия женственности и тайны обольщения Спиваковская Оксана

Бета- и Гамма-самцы

Бета- и Гамма-самцы

Ну а сейчас настало время «бета-» и «гамма-» энергии. Когда мы говорим о альфа-, бета- и гамма-самцах, мы подразумеваем ранговый потенциал, потенцию к тому, чтобы повести за собой стаю. И если альфа-энергия - это предводители, вожаки, лидеры, то бетаэнергия - это заместители. Те, кто сможет прийти на смену вождю, занять его место. Они сами не пробивают путь в неизвестность, но готовы создавать успех в рамках поставленной задачи. Чаще всего это те, кто выбирает путь корпоративной карьеры, нежели собственный бизнес. Мужская бета-энергия похожа на архетипическое звучание бога Аполлона. Помнишь, он родился вместе с Артемидой и был вторым ребенком? Это аллегория умения быть «вторыми», играть в команде, а не сражаться за первенство, создавая ресурс. Аллегорически гамма-энергию мужчин можно описать как «хранители традиций». Это надежные и устойчивые мужчины, которым важны такие ценности, как стабильность, доверие, надежность. Они те, кто идет за вождем, те, кто берет и делает. Принимает субординацию и четко служит поставленной задаче. Отличные исполнители и последователи.

Очень многое о ведущей энергии мужчины можно понять из его речи. Если мужчина говорит: «договорчик», «ключики» или «машинка», по какой-то причины активно использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, это явных признак, что перед тобой мужчина, который привык подчинятся.

Если ты, моя милая, знаешь, что важной ценностью для тебя является нежность и гармония в отношениях, если ты не готова выдерживать всю драматургию жизни с альфа-самцом, лучше останови свой выбор на менее «тестостероновом» мужчине. С таким мужчиной тоже можно иметь прекрасные отношения, если, конечно, не разрушать его своей силой и не наказывать за его «слабость».

О чем это я? Сейчас все объясню, моя хорошая. Итак, как ты помнишь, альфа-самцы на биологическом уровне интересны каждой женщине потому, что они умеют подчинять. Подчинение - это то, что запускает женскую сексуальность, и часто мы устраиваем мужчинам проверки строптивостью на умение нас подчинить. В семейной жизни женщина, которая пилит мужа или кричит на него, чаще всего подсознательно ждет, что он стукнет кулаком по столу, возьмет власть в свои руки, подчинит ее себе. И чем дольше мужчина этого не делает, тем чаще и сильнее она кричит. В этом проявляется состояние «самки богомола», которая пожирает своего самца. Чтобы в отношениях с бета- или гамма-самцом не превратиться в «пожирательницу мужчин», нужно научится вовлекать его в янские энергии для того, чтобы самой возбуждаться от него.

Мы так устроены, милая; если мы не можем подчиняться мужчине, мы начинаем его наказывать за его слабость. Поэтому старайся поощрять те состояния, когда он в тестостероне, и не замечай «договорчик». Стимулируй мужские проявления: «Слушай, когда ты при мне орешь - я так завожусь!», «Когда ты такой уверенный и собранный, даже балагур Петрович перестает материться и отпускать сальные шутки». Слыша от тебя эти слова восхищения, твой мужчина будет их запоминать: «Ага, вот там я - классный, вот тут она меня похвалила», - и сам постепенно начнет раскручивать эти состояния.

Важно! Говоря мужчине комплимент очень важно не просто констатировать какой-то факт, подсвечивать какое-то качество, но и давать обратную связь, как это качество улучшает мир.

Из книги ЧАВО автора Протопопов Анатолий

Из книги Сон - тайны и парадоксы автора Вейн Александр Моисеевич

Из книги Моральное животное автора Райт Роберт

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

5. Массовое обследование больших групп испытуемых. Работы А. С. Отиса. Появление армейских тестов «Альфа» и «Бета» Следующий этап развития психологического тестирования характеризуется изменением формы проведения тестового испытания. Все тесты, созданные в первом

Из книги Метод Хосе Сильвы [Перепрограммируй себя на деньги] автора Штерн Валентин

Бета-ритм: обычное состояние бодрствования Для большинства людей в нормальном состоянии бодрствования характерен бета-ритм мозговых волн. Его частота – от 15 до 40 циклов в секунду.В этом состоянии преимущественно активно левое полушарие головного мозга.Когда частота

Из книги Советы брачующимся, уже забракованным и страстно желающим забраковаться автора Свияш Александр Григорьевич

1.6 Все мы немного самцы и самки Для мужчины женщина является биологической реальностью.Для женщины мужчина является социальной фантазией.Павел МорозНаверное, дальше следовало бы перейти к рассмотрению того, как же сделать так, чтобы Герман пришел и в полночь случилось

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Из книги Альфа-самец [Инструкция по применению] автора Питеркина Лиза

Записки охотницы Альфа-самцы, йети и лохнесские чудовища Представляю вам новый тренд - охота на экзотических животных. На прошлой неделе меня два раза спросили про альфа-самцов. Один вопрос принадлежал довольно дерзкой молодой красавице: «А Вы, Лиза, сами-то хоть раз

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Альфа-самцы и их «точные копии» Вожди и руководители Конечно, почти всем мужчинам хочется быть альфа-самцами, если не всегда, то в определенные периоды жизни уж точно. Ясное дело, с первобытных времен вожакам достается все самое лучшее - самый вкусный кусок мамонтятины,

Из книги автора

Бета-самцы первого типа: подражатели и заместители Так уж распорядилась мать наша, природа, что в целях нашей же собственной человеческой эволюции женщины просто обязаны хотеть детей от альфа-самцов, то есть от самых активных членов общества - лидеров, доминантов,

Из книги автора

Бета-самцы второго типа: лучшие мужья в человеческой стае Конечно, все девочки мечтают о сказочных принцах. Чуть позднее они начинают понимать сложность поставленной задачи и малодушно менять предмет детских грез на более досягаемых героев американских боевиков или

Из книги автора

Альфа-самцы: мужья и любовники Альфа-самцы - вершина пирамиды социального успеха. Те, кто занимает эту престижную нишу, обладают непререкаемой властью. А власть - сексуально притягательна. Но чтобы оценить сексуальность власти, женщине необходим немалый духовный

Из книги автора

Так кто же нам нужен: альфа, бета или омега-самец? «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает…» Слова этой популярной некогда довольно печальной песни сегодня звучат вполне современно и по-философски. Кто же кого выбирает на самом деле? Женщины мужчин, мужчины

Из книги автора

Бета-блокаторы Эти препараты (например, «Индерал») также используются преимущественно в симптоматическом лечении. Они блокируют бета-волны, передающие сигналы тревоги от центра страха другим частям мозга и тела. Иногда их применяют для лечения тяжелых форм социопатии и

Любой мужчина периодически задумывается о том, какая женщина может стать ему лучшей подругой для жизни. Найти свою настоящую половинку не так-то просто! Но с тех пор, как была...

Любой мужчина периодически задумывается о том, какая женщина может стать ему лучшей подругой для жизни. Найти свою настоящую половинку не так-то просто! Но с тех пор, как была открыта классификация, позволяющая поделить всех женщин на три ярко выраженных типа, сделать это стало гораздо легче.

Теперь мужчины могут выбирать между Альфа-женщинами, Бета-женщинами и Омега-женщинами. Каждый из этих трех женских типов имеет свои отличительные черты: особенности поведения и образ мышления, жесты и манера одеваться… И, конечно же, свои ожидания и требования в любви.

Кого же мужчины считают лучшим типом для любовных отношений: Альфу, Бету или Омегу? Мы обязательно ответим на этот вопрос. Но сначала давайте посмотрим на характеристику каждой из этих женщин…

Альфа-женщина

Без преувеличения, это самый сильный и доминантный женский тип. Такая женщина даже немного пугает мужчин и, безусловно, не боится требовать от них то, что ей действительно нужно. Она довольно открыто говорит о своих желаниях и способна заставить мужчину плясать под ее дудку. Ее карьера всегда идет в гору, а вся ее жизнь распланирована на годы вперед. У нее много друзей, на которых она всегда может положиться. А еще она амбициозна до чертиков!

Альфа-женщина ни за что не свяжется с мужчиной-неудачником и не потерпит неуважительного отношения к себе. Она слишком любит свою жизнь, поэтому делает все, чтобы она была без осложнений. У Альфы-женщины просто нет времени на всякую ерунду типа женатых мужчин. Тем более, когда вокруг вьется столько достойных поклонников!

Бета-женщина

Бета-женщина отличается от Альфы только более низкой самооценкой. В большинстве случаев она настолько искусно маскируется под Альфу, что сразу и не скажешь, женщина какого типа стоит перед вами. Но вы без труда вычислите Бету, если запомните, что эта яркая представительница женского пола на самом деле очень не уверена в себе. Именно поэтому Бета-женщина стремится во всем имитировать поведение Альфы.

Беты, как правило, очень ревнивы. ОЧЕНЬ. Кроме того, они не видят ничего дурного в том, чтобы использовать секс для получения более высокого социального статуса. Многие Альфа-мужчины считают Бета-женщин глупыми, сумасшедшими и недостойными уважения. Если каким-то чудом Бете все же удастся “захомутать” мужчину-Альфу, то их отношения будут крайне неблагополучными, а в конечном итоге они разведутся.

Омегаверс принято считать кошмарным порождением фанфикшена, хотя пытливые исследователи смело проводят параллели с творчеством признанных писателей-фантастов. Например, у есть роман «Сами боги», где упоминается планета с трёхполыми обитателями. У Сергея Снегова в романе-трилогии «Люди как боги» проскальзывает идея с шестью полами. Таким образом, сама мысль достаточно стара, но омегаверс - это порождение фанфикшена.

Фандом сериала «Сверхъестественное» может похвастать тем, что обогатил фанфикшен новым жанром. Это спорное явление, которое многие оценивают резко негативно, хотя стоит взглянуть на данную тему непредвзято.

Особый жанр: омегаверс

В первую очередь нужно иметь в виду, что под омегаверсом понимается отдельная Вселенная, которая имеет весьма отдалённое отношение к традиционному человеческому обществу. Ни один автор не может претендовать на абсолютную правильность объяснения, ведь омегаверс - это в первую очередь жанр, выросший из предупреждений AU (альтернативная вселенная) и kink (странности, отклонения). Следовательно, каждый автор волен менять его по собственному усмотрению.

Если принимать в качестве первоисточника первые когда-то написанные омегаверсы, то имеется в виду три пола: альфа, бета и омега. Частично иерархия списана с волчьей или собачьей стаи, но здесь у авторов мнения расходятся. При этом омегаверс может быть написан по любому фандому: от «Сверхестественного» до «Блича», ведь в первую очередь это альтернативная Вселенная.

Структура общества

Если непредвзято разбираться, что значит омегаверс, то стоит несколько отойти от привычного понятия: «человечество состоит из мужчин и женщин». Это помогает избавиться от предубеждений. Итак, общество омегаверса состоит из трёх полов. Альфы занимают в жизни и сексе активную позицию, омеги, соответственно, пассивную, беты находятся где-то посередине и в большинстве случаев не принимают участия в драматических событиях, связанных с физиологическими особенностями противоположностей.

Некоторые авторы полагают, что омегаверс - это исключительно мужская вселенная, где биологических женщин не существует, то есть все выглядят как мужчины и обладают соответствующими первичными половыми признаками. Другие доказывают, что есть альфы, беты и омеги с женскими телами. Насколько это ценно в художественном смысле произведения, конечно, вопрос спорный, но многие авторы не смущаются наличием женщин и с вольной фантазией выписывают всевозможные отношения и приключения с учётом особенностей канона.

Отношения в омегаверсе

Поскольку омегаверс поначалу считался некоей разновидностью PWP (Porn without Plot), то значительный акцент жанра приходится именно на описание сексуальных функций. Отличительной особенностью омег является время от времени случающаяся течка, когда омега начинает выделять феромоны, сводящие с ума всех окрестных альф и, возможно, бет. Течка сопровождается выделением большого количества слизистого секрета, который обычно называют «смазка» — он выполняет функцию естественного лубриканта. Если учесть, что в подавляющем большинстве случаев описываются однополые отношения между самцами, то это немаловажно.

Половой орган альфы после семяизвержения раздувается в основании, происходит так называемая «сцепка» или «склещивание» — на некоторое время альфа не может извлечь пенис из омеги, что обеспечивает оплодотворение. На этом месте обычно приходится напоминать читателям о том, что омегаверс - это другая Вселенная, а персонажи не люди, они обладают другой физиологией спаривания, которая напоминает аналогичную у волков или собак. Кроме того, строение тела омеги логически должно отличаться от банального решения «встроить» матку в мужское тело, где в качестве половых путей используются, естественно, только анус и прямая кишка. Другое дело, что большинство авторов об этом не задумываются, а неподготовленные читатели начинают страдать и плеваться.

Возможен ли в омегаверсе сюжет?

Если использовать литературный подход, когда-то озвученный Стивеном Кингом: «а что, если сделать вот так», то было бы ошибкой полагать, что данный жанр пишется исключительно ради PWP. Несмотря на то что во Вселенной омегаверс описание сексуальных отношений занимает достаточно много места, некоторым авторам интересно выстраивать закрученные и подчас парадоксальные сюжеты. Например, можно отступить от штампа, согласно которому альфа непременно крупный и агрессивный, а омега — хрупкий и женоподобный.

Многие авторы используют такой сюжетный поворот, как попытку борьбы с собственной природой. Омега пытается скрыть свой статус, используя всевозможные ухищрения: от специальных медикаментов, подавляющих течку, до попыток бегства. Альфа пытается сохранить холодную голову и не поддаваться могучей силе феромонов. Можно бороться против предвзятого общества или экстремальных событий. В одном читатели сходятся: хороший автор может написать интереснейший фанфик по любой Вселенной, даже если это омегаверс.