Окраска и везеринг моделей бронетехники: Основные этапы. Масштабирование схем окраски и изготовление масок Стендовый моделизм сборка покраска моделей во

В последнее время на форуме несколько раз поднимался вопрос работы с масками и иногда моделисты описывали свои неудачи в работе с ними. Так как моё хобби как раз делать маски (ну и декали ), решил на конкретном примере показать технологию работы с довольно большими масками. В качестве подопытного зайца выступит модель Звезды Boeing 737-800, для которого я сделал декальмаски Virgin Blue.

Зачем маски ?

Все уже привыкли окрашивать остекление моделей, используя маски - невероятная экономия сил и отличный результат. А вот маски для камуфляжа , надписей и эмблем используются редко. Довольно мало предложений на рынке и отношение самих моделистов к ним настороженное.
Где маски могут быть предпочтительнее декалей :
- если модель , очень тёмного цвета (чёрный / красный), то белая декаль может просвечивать. Даже такой именитый производитель декалей , как Cartograf не даёт 100% непрозрачности белого цвета. Что говорить о других производителях, а уж тем более о таких энтузиастах как я? В этом случае маска позволяет заменить декаль и даёт высокое качество белого цвета.
- если декаль переводится на границу камуфляжей, то этот переход может просвечивать. Обидно! Маска поможет сформировать белую подложку.
- бывает, что декаль требует абсолютного совмещения с белой подложкой. Смещение даже на десятую долю миллиметра (на треугольникахромбах и пр.) выглядит ужасно на собранной модели. Можно сделать дополнительную декаль-подложку белого цвета, но это добавит толщины и будет неприемлемо.
Самый же главный плюс масок - отсутствие плёнки декали, гарантия отсутствия «серебрения» её и вообще - маски это модно и современно. Как спиннер…

Итак, приступим

Наша задача сделать надпись virginblue.com.au и номер 13 6789. Для работы с масками нам понадобятся следующие инструменты:
- очки часовщика любого китайского производителя. Незаменимая вещь в моделизме .
- пинцет хороший
- иголка.

Начнём с того, что красим модель в белый цвет, цвет букв virginblue.com.au и 13 6789. Очень важно после этого дать краске просохнуть, можно порекомендовать 24 часа. В данном примере я использовал краску Mr. Color, эмали . В случае водных красок срок полного высыхания может быть и больше. Вплоть до "никогда". Потому и пользуюсь эмалями.

Теперь давайте перенесём virginblue.com.au на трансферную плёнку. Назначение этой плёнки переносить маску, состоящие из многих элементов, на модель. Наклеиваем трансферную плёнку на маску и очень сильно придавливаем пальцем. Затем аккуратно отклеиваем от подложки вместе с маской. Если какая-то буква не хочет отлипать, то прибегаем к помощи иголки.
СОВЕТ. Требуйте от производителя, чтобы трансферная плёнка была в комплекте с масками! Совет «побегать по дизайнерам и выпросить кусочек плёнки» это не совет, а издевательство.


Третий этап - наклеиваем трансферную плёнку вместе с маской на модель. Нет необходимости приклеивать всю плёнку сразу, позиционируем с одного края, и начинаем наклеивать плёнку последовательно. Следует помнить, что плёнка достаточно гибкая и можно контролировать, чтобы буквы шли в одну линию.


Далее аккуратно надавливаем на плёнку, чтобы буквы маски хорошо приклеились к поверхности модели. Можно пройтись пальцем несколько раз, хотя тут проблемы не будет - маска прекрасно прилипает к поверхности модели. Теперь аккуратно снимаем трансферную плёнку и буквы маски остаются на модели. Опять прижимаем их пальцем (я рекомендую использовать в работе с моделью хирургические перчатки - никаких отпечатков пальцев!) и можно приступить к этапу окраски.

При окраске надо соблюдать совсем несложные рекомендации:
- красить очень тонким слоем, не заливать краской, чтобы он не подтекла под маску
- красить под углом в 90 градусов, хотя если маска наклеена хорошо, то никаких проблем не возникнет.
Последний этап, удаляем маску. Для этого используем ту самую иголку, при этом могу порекомендовать подцеплять маску недалеко от края и затем снимать маску или иголкой или пинцетом.

В ходе многочисленных войн, заполнивших историю человечества, постоянно решался вопрос невидимости - как укрыться от противника, оставаясь активным на поле боя, не лишаясь подвижности? Решение этого вопроса пришло к концу XIX века, когда яркие мундиры армий стали сменяться серыми и зелеными, цвета “хаки” одеждами. Уже к началу Второй мировой войны специалисты выработали основные принципы формирования камуфляжа, а именно:

    не столько спрятаться, сколько размыть очертания

    затруднить противнику целостное восприятие цели, ее идентификацию

    максимально отдалить момент, когда противник сможет оценить расстояние до цели, направление и скорость ее движения

    исказить контуры и масштабы объекта в глазах противника

    максимально вписать объект в окружение, используя размытые цветовые формы или искажающие картинку элементы.

Были разработаны схемы камуфляжа для различных видов местности, характера движения цели и разных типов машин и самолетов. Сформировались системы нанесения окраски в определенных направлениях и под углами, препятствующими опознаванию формы цели и направлению движения.

Камуфляж в моделизме

Все эти приемы и техники нашли свое отражение в стендовом моделизме - каждый любитель стремиться к максимально точной передаче деталей и внешнего вида оригинала. При нанесении камуфляжа мы сталкиваемся с массой проблем, начиная от самой простой - границы цветов не должны быть четко прорисованными.

Для правильного нанесения камуфляжной раскраски на модель танка и самолета можно прибегнуть к нескольким приемам:

    нанесение краски аэрографом - требует овладения навыками, наличия устройства и отсутствия реакции на красители, аллергии у самого моделиста и окружающих

    нанесение краски кистью - снова навыки, точность разведения краски, умение терпеливо укладывать слой за слоем, дожидаясь высыхания

    использование пластилина и фольги - с их помощью создаются границы цветов

    использование тампонов, как средства наиболее аккуратного наложения краски

    использование абразивов из числа косметических средств для ухода за ногтями - они дают отличной зашлифовки без повреждения основного слоя.

Список можно продолжать бесконечно долго…

Автор этой статьи, много лет увлекающийся моделизмом перепробовал все методы. И не нашел ни одного, который полностью исключал бы все проблемы. Эффект достигается только при грамотном комбинировании приемов и адском терпении, иногда - за счет переделки уже почти готовой модели!

Самой сложной проблемой оставалось создание самой формы раскраски и устранения “ступеньки” - выступа, который возникает на границе двух цветов Приспособиться удалось, освоив работу с аэрографом, который дает размытую границу, и наложение пищевой прозрачной пленки на период нанесения основного цвета. Много дало использование тампонов из мелкоячеистого поролона, разведение красок и мягкие кисти. Иногда удавалось сформировать границу цветов, нанося на готовую часть тонкий слой растительного масла. Учтите, что смыть его бывает довольно трудно!

Совет: экспериментируйте, и будет вам удача…

Маски для моделей в магазине A-Model позволят вам нанести на готовые изделия исторически верный камуфляж по отлично сделанным шаблонам! Наши консультанты подскажут, какого типа маска подойдет для разных красителей, как правильно использовать источники, в которых рассказано о камуфляже и его использовании в вооруженных силах мира.

Рекомендуем использовать готовые маски для модели и осваивать технические приемы для преодоления сложностей - мечта каждого моделиста остается прежней, мы стремимся к максимальной точности, отлично понимая, насколько это бывает трудно!

— ваш проводник в мире масштабного моделирования!

Вчера вечером, когда я начал выкладывать в свой аккаунт в Instagram фотографии первого этапа работ по модели F-18F Super Hornet от Академи, мне написал один из подписчиков. Он попросил меня рассказать о том, как наносить смывку, следы эксплуатации на модели бронетехники.

Прежде чем что-либо советовать, я ознакомился с уровнем его работ. И понял, что тут до собственно практики нанесения всех этих мудреных вещей далеко. Необходимо объяснить сам процесс работ над моделью. Дабы человек смог перейти от простой, одноцветной покраски к полному циклу работ.

Именно желание объяснить саму последовательность процесса стало основанием для написания этого материала.

Здесь я опишу структуру цикла работ над моделями бронетехники. Без влезания в подробности каждого этапа. Это вы, при желании, сможете сделать самостоятельно. Важно просто понять что и зачем идет.

Поэтому данный материал предназначен в первую очередь начинающим моделистам. Если вы выполните (даже слабо и плохо) все эти этапы в предлагаемой последовательности, вы добьетесь приемлемого результата. Останется только улучшать понимание каждого из этапов в частности.

Возможно, эта статья будет полезен и опытным. Хотя бы просто для того, чтобы взглянуть на процесс снаружи . Получить свежий взгляд.

В качестве основы визуального ряда я использовал процесс сборки модели БМП Т-15 на ТГП (тяжелой гусеничной платформе) Армата от фирмы Panda Hobby в масштабе 1/35.

СБОРКА МОДЕЛИ

Первым этапом идет собственно сборка модели.

Необходимо собрать модель как можно полнее. Если возникает вопрос в окраске катков и гусеничной ленты — можно сделать это на первоначальном этапе. Но не нужно излишне усердствовать. Не нужно красить элементы, которые после сборки не будут видны. Например, пространство под бортовыми экранами в верхней части гусениц.

ПРЕШЕЙДИНГ

Прешейдинг — это процесс создания темной цветовой основы для последующего заглубления цветов. В первую очередь, окрашиваются швы, элементы расшивки. И вообще все темные места. Т.е. те места, которые впоследствии создают цветовой перепад, и обеспечат зрительный объем.

Ведь если окрасить модель без предварительной подготовки, только с использованием базового цвета — модель останется плоской .

Прешейдинг может выполняться как в виде грунтования т.е. в качестве подготовки пластика в дальнейшим окрасочным работам. Например, с использованием цветного акрилового грунта. Так и в отдельности. По пластику, или же нанесенному по всей поверхности модели грунту.

ЦВЕТОВАЯ МОДУЛЯЦИЯ

Сегодня собственно процесс окрашивания перешел от простого нанесения цветов в плоскость полноценной художественной работы. Игры с цветами. Создания большого количества оттенков, создающих визуальный объем и красоту.

Основной метод, которым сейчас пользуются моделисты, называется цветомодуляция , или цветовая модуляция. Его смысл состоит в том, что наносится некая последовательность цветов от темного к светлому.

Это может быть и как смешивание разных цветов для каждого последующего слоя, так и использование специальных наборов цветомодуляции.

В данном случае мы имеем нанесение базового полупрозрачного слоя. Т.е. слой не перекрывает созданные на предыдущем слое темные зоны. А именно слегка накрывает их. Так создается первый визуальный объем.

Затем, путем добавления в базовый цвет более яркого тона, наносится второй, светлый полупрозрачный слой. Принципиально выбор количества слоев модуляции является решением только мастера. Если нужно, можно сделать хоть 10 таких высветлений.

Но на первоначальном этапе, когда вы только пробуете данный метод, вполне допустимо ограничиться и 2мя слоями.

Сразу стоит заметить, что окрашенная таким способом модель может выглядеть недопустимо ярко, карнавально. Но этого не нужно бояться. Эта яркость, под воздействием наложения эффектов эксплуатации уйдет, оставив за собой именно широкую гамму тонального перехода.




Цветовая модуляция

НАНЕСЕНИЕ КАМУФЛЯЖА

После выполнения всех предыдущих манипуляций можно с успехом переходить к собственно нанесению камуфляжного рисунка. Это делается путем создания окрасочных масок. Можно использовать и офисный пластилин, и специально созданные составы от AMMO MIG или Пластмастер.

После того, как границы камуфляжа первого слоя выложены, мы или закрываем не окрашиваемые места от возможного попадания краски. Например, фасовочными пакетами. Или же аккуратно, на небольшом давлении красим первый слой.

Принципиально, в окраске камуфляжного рисунка тоже можно использовать принцип цветомодуляции, последовательно нанося несколько высветляющих полупрозрачных слоев цвета.

Но здесь мы не будем себе усложнять работу.

И просто красим камуфляжный слой в 1 цвет. Только желательно сделать его полупрозрачным. Дабы создавать зоны тени, изменять визуальный вес и объем модели.

После нанесения 1го камуфляжного цвета мы выполняем всю последовательность действий снова. Но уже для того, чтобы нанести второй цвет.





Нанесение камуфляжного рисунка

НАНЕСЕНИЕ СЛЕДОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Модель окрашена. Но это считай, что только первая половина работ сделана. Второй частью частью является процесс нанесения следов эксплуатации. Или по простому везеринг (от англ. weathering — опогаживание).

Вообще, эта тема для нескольких диссертаций как минимум. И в одной статье нет смысла даже пытаться рассматривать все элементы этого очень увлекательного процесса. Лучше взять подшивку журналов The Weathering Мигеля Хименеса, и посмотреть что же это такое.

Но раз уж мы взялись говорить о создании модели на базовом уровне на примере именно этой, конкретной модели, то все-таки стоит описать хотя бы простые элементы действий.

После окраски модель закрывается сатиновым (полуматовым) лаком. Если уж совсем припрет, то можно и матовым. Но уж никак не глянцевым.

Это позволит защитить акриловую краску от воздействия эмалевых жидкостей, применяемых для везеринга. Если не наложить лак, то агрессивная основа эмали попросту сожрет акрил.

В данном случае, первым этапом везеринга стала надувка через аэрограф песчаного тона. Больше в местах, где пыль и песок могут скапливаться. Меньше «по площадям».

Затем наносятся потеки грязи на вертикальные поверхности. Это, в первую очередь, бортовые экраны.

Как потеки грязи высохнут, следует приступать к нанесению следов брызг. Здесь мы используем кисть и аэрограф.

Если под рукой есть пигменты, можно пройтись и ими.






Везеринг в 3 этапа

РЕЗУЛЬТАТ

Для первого раза всех этих ритуальных действий танца с бубнами вполне достаточно.

Нужно не заморачиваться с каждым этапом в отдельности. А выполнить самую простую последовательность, получить первый результат. Это позволит хотя бы понять, что это такое.

И СДЕЛАТЬ ГОТОВУЮ МОДЕЛЬ.

Это я считаю наиболее важным. Доведение модели до готового результат. Можно навсегда увязнуть в дебрях какого-то этапа работ, так и не добравшись до конца.

Задача каждого моделиста состоит в эволюционном пути развития. Т.е. необходимо постепенно, шаг за шагом пробовать что-то ОДНО новое. Улучшать понимание какого-то ОДНОГО момента.





Конечный результат

И так, раз за разом, постепенно ваши модели обретут новые качества. А ваше мастерство выйдет на новые рубежи, позволяя с каждым разом делать все лучше и лучше.

На сегодня всё!
Удачи вам!
И прекрасных моделей!
Понравилась статья? Обязательно расскажи друзьям:
Нужны другие материалы по этой теме? Читайте:

Задача масштабирование схем окраски модели возникает практически сразу после выбора прототипа и ставит своей целью достижение максимального сходства и исторической достоверности модели. Форма и расположение камуфляжных пятен является плодом работы целых институтов, разрабатывающие стандарты окраски техники для снижения ее заметности. Поэтому камуфляж, сделанный «на глаз», может отрицательно сказаться на общей оценке модели в глазах искушенного зрителя.

Опробовав несколько способов нанесения камуфляжа, неоднократно описанных в Сети, для себя я выработал метод, который и собираюсь Вам продемонстрировать на примере окраски модели советского истребителя Ла-5 ФН, хотя думаю что он вполне применим и на БТТ. На авторство не претендую, так как все элементы и технологические операции взяты из открытых источников. Текста будет немного, поскольку старался отразить основные моменты на фотографиях.

Итак, для нанесения камуфляжных пятен, по форме максимально приближенных к типовым, нам понадобятся:

  1. Образец камуфляжа, который мы будем воспроизводить. Это может быть как инструкция по окраске, данная производителем модели, так и фото прототипа, позволяющее полностью увидеть пятна и их конфигурацию. Я буду использовать схему окраски самолета лейтенанта Крамаренко, которую предлагает «Звезда» в инструкции по сборке и окраске модели.
  2. Линейные размеры модели. Как правило их указывает производитель на коробке. Для Ла-5 ФН в масштабе 1/48 длина модели составляет 18 см, размах крыльев 20 см.
  3. Сканер и принтер, подключенный к компьютеру, или копировальный аппарат с функцией увеличения изображения.
  4. ПО для обработки графических файлов. Я буду использовать FastStone Image Viewer — бесплатная программа с набором необходимых функций. В принципе, подойдет практически любой графический пакет, к которому вы привыкли, и который умеет обрезать изображение и изменять его размер.
  5. Калька либо аналогичная бумага, обладающая как прозрачностью, так и стойкостью к жидкостям, линейка, калькулятор, ножницы, простой карандаш, канцелярский пластелин (канцелярский в отличие от обычного не оставляет жирных следов и без последствий снимается с любых поверхностей).

Когда материалы и информация собраны, а планер загрунтован и подготовлен к окраске, можно приступать.

1.Расчет коэффициента пересчета

Как правило, изображения образцов камуфляжа имеют меньшие линейные размеры, чем модель, на которую необходимо их перенести.

Для определения коэффициента увеличения можно воспользоваться следующей формулой:

Кп = (Lм / Lпр) * 100%, где

Кп- коэффициент пересчета;

Lм — линейный размер модели;

Lпр — линейный размер, снятый с источника.

Зная длину фюзеляжа «Звездовской» модели (18 см), и измерив соответствующую длину по инструкции (8,5 см), легко получить искомый коэффициент:

Кп = (18 / 8,5) * 100% = 212 %

Этот коэффициент справедлив для увеличения длины.

Но в размеры боковика и вида сверху в инструкции разные. Следовательно и расчет для вида сверху будет несколько иным:

Кп = (20 / 5,5)*100% = 364 %

2.Сканируем инструкцию для последующей обработки.

Обладателям копира с функцией увеличения достаточно сделать ксерокопию источника с увеличением на рассчитанную ранее величину Kп и сразу перейти к п.4.

Владельцам же сканеров и компьютеров предстоит последующая цифровая обработка изображения. Разрешение сканирования и цветность мне кажутся не принципиальными. Вполне хватает и настроек по-умолчанию для документов.

Сканированный лист инструкции по сборке самолета Ла-5 ФН

3.Обработка изображения

Открываем отсканированное изображение в программе FastStone Image Viewer (или аналогичной, кому как удобнее) и при помощи инструмента Обрезка (горячая клавиша X) отсекаем все лишнее, оставляя лишь интересующий нас фрагмент. В моем случае это боковик и верх самолета лейтенанта Крамаренко.

Выбираем Проценты и вносим значение Кп.

Ввод параметров увеличения изображения для боковика

Печатаем результат.

Проделываем то же самое еще раз для размаха крыльев и печатаем результат

4.Перенос изображения на кальку

Переносим контур планера и форму пятен на кальку, не забывая отмечать различие в цветах (например, штриховкой). Так же имеет смысл сделать пометки для лицевой стороны.

Перенос изображения на кальку

5.Вырезание масок

При помощи ножниц вырезаем контур планера и сами маски по границам цветов.

Вырезаем контур планера и пятна по границам камуфляжа

6.Нанесение масок на модели

Небольшое количество канцелярского пластилина раскатываем в тоненькие колбаски, которые путем выкладывания по контуру, наносим на обратную сторону маски. Устанавливаем маску на место. Цвета наносятся в порядке от светлого к темному.

Колбаска патафикса и крепление масок

Здесь следует отметить, что в зависимости от требуемой степени размытости границы цветов, степень прилегания масок можно регулировать при помощи толщины колбасок.

7.Окраска

После нанесения первого цвета и снятия масок

К достоинствам данного метода следует отнести доступность и дешевизну используемых материалов, а так же простоту изготовления и неплохую точность результатов.

Благодарю за внимание и, как написал один из китайских товарищей, «хэппи моделинг, в самом деле»!

UPD: К недостаткам указанного метода можно отнести потерю точности при переводе избражения. Кроме того, на криволиненых объемных поверхностях (гаргроты, борта и прочее) контуры придется выкладывать вручную применяя знания в начертательной геометрии и вырезая контур по месту.

На протяжении десятилетий сообщество по моделированию разработало широкий спектр красок и отделочных материалов, которые сделают лучшие модели произведением искусств с реалистичной фактурой. Было обнаружено, что наилучшие результаты достигаются за счет нанесения многих полупрозрачных слоев краски и других материалов, которые образуют покрытие, обладающие глубиной и интерес.
Часть этого процесса является подражание игры света и тени, износа, разрыва и выветривания, как на реальных объектах, которые получают все это изо дня в день. Последний элемент является чистым искусством - добавление цвета, тени и структуры, которые отлично смотрятся и подчеркивают характеристики объекта моделирования.

Такое развитие событий может привести к путанице, особенно для новичка. Имеется много различных методов, но какие из них следует наносить на какую-либо конкретную модель и в каком порядке? Данная статья поможет Вам разобраться в этом вопросе.

Последовательность покраски

Ниже предлагается последовательность для достижения хорошего результата для большинства моделей. Не каждый этап необходимо использовать в каждом случае - применение всех этапов редко используется на моделях . Кроме того, в зависимости от результатов, иногда будет необходимо повторять несколько раз один и тот же этап.
Стоит отметить, что относительно недавно была разработана новая форма покраски, известной как цветовая модуляция . По сути, она состоит из решения, где будет основной источник света (солнца) по отношению к модели и соответственно - затенение модели. Так как солнце находится, в основном, высоко в небе, то верхние поверхности модели будут окрашены светлее, чем стороны, которые в свою очередь, буду более светлого оттенка, чем нижние части модели. Цвета по бокам можно осторожно окрасить от светлого до темного оттенка, чтобы добавить интереса модели.
Техника цветовой модуляции может производить впечатляющие результаты и воплотить в жизнь модель, окрашенную в монотонный цвет, например, оливковый. При использовании этой методики некоторые этапы, таких как предварительное и последующее затенения, применяться не будут.

1.Вымойте все части
Очень важно избавиться от жира и пыли на поверхности модели, особенно при использовании акриловых красок.

Есть несколько способов обезжирить пластик. (о способах я расскажу в будущем)

2.Грунтовка
Причины применения грунтовки рассматрим в отдельных статьях. Проверить модель на наличие дефектов, линии швов и т.д. и исправить их.

3.Предварительное затенение (прешейдинг)
Это необязательно, но большинство моделей выигрывает от предварительного затенения. Грунтовка может сделать этот этап ненужным, если правильно подобрать цвет.

4.Основной цвет (базовый)
Наносится при помощи аэрографа. Лучше нанести несколько полупрозрачных слоев, но будьте внимательны, чтобы не закрасить полностью предварительное затенение (если оно есть).

5.Выделите основной цвет и/или последующее затенение (постшейдинг)
Слегка приукрасить боле светлый оттенок основного цвета в центре панели и верхней поверхности. С камуфляжной схемой - распылите основной цвет и поочередно следующие цвета камуфляжа.
Темным оттенком с помощью аэрографа нанесите краску в углублениях и вдоль линии панели для имитации теней. С затенением можно очень легко перестараться, так что используйте очень тонкие слои краски и очень экономно и наносите в несколько слоев. Лучше мало, чем слишком много. Вам понадобиться хороший аэрограф и навык нанесения теней.

6.Защитный слой (лакирование)
Необязательно. Но многие моделисты считают это хорошим временем для нанесения тонкого слоя лака (обычно применяют Johnson"s Future/Klear). Он защитит работу от следующих этапов и позволит вернуться к этой стадии, если что-то пойдет не так.

7.Фильтры (масляные точки)
Необязательно. Но становится все более популярным, особенно сейчас, когда имеются в продаже готовые фильтры. Фильтр - очень тонкий прозрачный слой краски, который тонко изменяет цвет базового (основного) слоя и помогает смешать цвета на камуфляжных схемах.

8.Покраска деталей
Это может быть наилучшим временем для покраски инструментов и других подобных крошечных элементов на транспортных средствах. Многие элементы могут быть оставлены для последующих этапов, в зависимости от того, потребуется или нет применение к ним смывки или нет.

9.Смывка
Смывка применяется как на большой площади, так и на ограниченных областях. Со смывкой очень легко переусердствовать и тогда модели темнеют. Для авиации можно применять смывку из жидкоразведенной краски и капли Fairy. (об этой технологии подробнее в следующих статьях)

10.Глянец/Защитный слой
Переводные картинки (декали) должны быть применены на глянцевой или полуглянцевой поверхности, таким образом, настало время для нанесения еще одного защитного слоя. Некоторые моделисты «придают блеск» только на тех областях, где будут применены переводные картинки, а другие моделисты предпочитают наносить «блеск» на всю модель. Частично Ваш выбор может зависеть от того был ли уже нанесен защитный слой лака или нет.

11.Переводные картинки/Маркировка (декали)
А также это хорошее время для применения отличительных знаков и нанесения единиц маркировки с помощью краски. Подробнее о переводных картинках читайте в статье «Применение водных переводных картинок».

12. Защитный слой
Да, еще один защитный слой. У этого этапа две цели. Первая цель - защита переводных картинок перед этапом выветривания. Вторая - изменение глянцевой поверхности перед конечными эффектами, Вы можете нанести слой матового или полуглянцевого лака по всей поверхности модели.

13. Сколы, царапины, ржавчина
Осыпавшаяся краска, ржавчина, стружка, царапины и т.д. применяется с очень тонкой кистью или даже зубочисткой. Наносятся на различных местах модели, и Вы сможете добавить дополнительные сколы или царапины позже. Помните, что легко добавлять царапины, но очень трудно удалить их, так что не переусердствуйте.

14. Легкая пыль с аэрографом (очень эффектно)
В нижней части транспортных средств и снизу и шасси самолетов можно нанести тонким слоем краски очень легкий слой «пыли». Этот слой должен быть очень прозрачным.

15. Тяжелая грязь и пыль
Эта стадия, главным образом, относится к транспортным средствам. Пигменты и/или измельченные пастели наносятся кистью, смоченной в скипидаре. Если Вы хотите нанести толстый слой грязи, то вместо скипидара применяется смола или лак, но вполне применим гипс и пигмент .

16. Легкая грязь и пыль (припыление)
Применяются сухие пигменты и/или измельченные пастели в дополнение к предыдущему этапу, или вместо него, в зависимости от степени выветривания и грязи, которую Вы копируете. Без этой техники модель будет выглядеть игрушечной, любой танк или БТР должен быть в пыли.

17. Детальный износ и разрывы (следы эксплуатации)
Включает в себя масляные и топливные пятна, полосы дождя, загрузочные знаки и любые другие признаки использования транспортного средства, которые появляются поверх других признаков «старения».

18. Заключительное выветривание пыли
Возможно, Вы захотите рассмотреть вопрос о придании другой модели очень легкий слой пыли, это можно сделать с помощью сильно разбавленной краски и нанесение с помощью аэрографа. Нанесение должно быть очень легким на этом этапе, чтобы избежать замачивания или удаления любого из сухих пигментов.

20. Заключительный защитный слой
Ваша модель является полной и выглядит великолепно. Искушение состоит в том, чтобы нанести слой матового, глянцевого или полуглянцевого лака для защиты модели. К сожалению, это может ухудшить вид модели. Если Вы использовали сухие пигменты, то любой лак будет смешивать их вместе, что сделает их совершенно невидимыми. Кроме того, часть интереса к модели - различные блики на различных частях модели, которая станет однородной после нанесения слоя лака. (не советую, лучше спрятать в стеклянный короб)

Если Вы действительно чувствуете потребность защитить Вашу модель, то сведите их к минимуму. Матовые области или где были добавлены сухи пигменты, должны получать очень легкое и тонкое нанесение лака (лаки бывают разной матовости), и удостоверьтесь, что Вы очень хорошо смешали матовый лак. Рассмотрите использование лаков с различными блесками, чтобы добавить интерес к модели.