Обряды встречи весны в старину. Весенние обрядовые песни

Чтобы не забывать старинные традиции, ознакомьтесь с тем, как звать весну, печь жаворонков, как делается кукла Веснянка, кукла Мартиничка.

Содержание статьи:

Многие хотят, чтобы поскорее пришла весна. Для этого у наших прародителей были различные обычаи: печь жаворонков, а в некоторых регионах - куликов, из овсяной или ржаной муки, изготавливать шарики, чтобы задобрить Мороз, и он побыстрее ушёл. Также было принято петь специальные песни веснянки, чтобы поторопить это теплое время года с приходом.

Это прекрасные древние традиции. Не нужно забывать их, необходимо рассказывать о них детям, вместе готовиться к приходу весны.

Праздник 40 Сороков - традиции разных регионов


По славянскому календарю день прихода весны - это 22 марта. Праздник называется Жаворонки или Сороки, в честь 40 севастийских мучеников. Это и весеннее равноденствие, когда день равен ночи. У данного праздника очень много названий, вот некоторые из них:
  • Жаворонки;
  • Равноденствие;
  • Пятерочный день;
  • 40 мучеников;
  • 40 Сороков;
  • Именины жаворонка;
  • Сорочини.
Название праздника зависит от региона, также как и нюансы традиций. Так, на Руси верили в то, что в этот день прилетают жаворонки и кулики, которые приносят весну.

В Украине и в Белоруссии считалось, что в это время прилетают первые птицы из Вырия (от слова «рай»).

На этот праздник 40 Сороков, а также на 5-ю неделю Великого поста принято печь жаворонков, в некоторых регионах куликов, воробушек, орешки. В основном пернатых изготавливали в полете с распростертыми крыльями, также пекли птиц, сидящих на гнездах с яичками.

Дети с удовольствием занимаются таким творчеством, вместе со взрослыми мастерят из теста фигурки.



В Воронежской области говорят, что зиму встречаем, весну провожаем. На Сороки здесь было принято печь оладьи и блины. А пышки пекли, похожие на сорок. Внутрь клали денежку, которая должна была принести счастье. Хвост загибали наверх в виде крестика.

В других славянских регионах создавали из овсяной муки шарики в количестве 40 штук, их называли орехами. Такие угощения по одному выбрасывали каждый день за окно, приговаривая при этом, что Мороз, красный нос, дадим тебе овса и хлеба, только убирайся подобру-поздорову. Люди верили, что задобрят Мороз угощением, он, наевшись этих «орехов», уйдет, чтобы не мешать проведению весенних посевных работ.

На Переяславщине была принято в этот день варить вареники с творогом в количестве 40 штук. Этим занимались девушки, которые затем угощали яствами парней. Деревенские мальчики должны были рано утром прибежать босыми на двор и перебросить через крышу 40 щепок.

В Каргаполье праздник сорок сороков называют «Тетерочный день». Хозяйки готовили тесто, выпекали из него кружевные блины, чтобы солнышко ярче светило.

В сербских поселениях принято убирать двор и дом, а выметенный мусор сжигать. Через этот костер все домашние прыгают по 3 раза. В некоторых сербских регионах принято собираться девушкам и юношам накануне праздника, после 12 ночи разжечь костер, прыгать через него, играть, петь песни до рассвета. Когда солнце начнет всходить, вся компания идет собирать ветки вербы, с которыми и возвращались назад домой.

Но это ещё не всё, чтобы весна поскорее пришла, этими прутиками пришедшие должны были ударить своих домашних, приговаривать каждому, чтобы был быстрым, как олень, здоровым, как бык, упитан, как свинья, и рос, как верба.

А в регионе Алексинацкое Поморавье принято рано утром проглотить цветок кизила, затем произнести, чтобы этот человек был здоров, как кизил.

Не зря иногда праздник 40 мучеников еще называют «Молодожёны», «Молодые», а сербы и болгары «Младенци». Ведь у этих народов в данный день принято, чтобы новобрачные, которые прожили вместе меньше года, принимали гостей. Все пришедшие должны принести калачи с мёдом, которые символизирует сладкую, мирную жизнь молодоженов. Те, в свою очередь, должны показать свою ловкость и мастерство, как они хорошо принимают гостей и общаются с ними. Женщины пекли на этот праздник 40 калачей и первые отдавали новобрачным, не так давно вступившим в законный брак.


А в балканском регионе на праздник сорока сороков выходят из зимней спячки насекомые и змеи. У македонцев до сих пор живо предание, что в этот день прилетают ласточки, а у болгар, что аисты. Болгарские дети выходят в сельской местности с маленькими выпеченными хлебцами, катают их горы, приговаривая, чтобы зима поскорее откатилась, а весна прекратилась.

Теперь вы знаете, как принято в различных регионах отмечать праздник 40 сороков. Испеките вместе с детьми жаворонков, можно сделать этих птичек из других материалов, показать детям, как нужно закликать весну.

Печем жаворонков на встречу весны

Обязательно делайте это хотя бы раз в год, чтобы не забывать древние традиции. Если вы не знаете, когда пекут жаворонков в 2017 году, на этот вопрос легко ответить - 22 марта. Но сделать это необходимо рано утром.

Нужно не забывать, что в это время идет пост, поэтому принято делать выпечку из постного теста. Но сейчас существует множество других рецептов, с ними вы также познакомитесь. Ведь, если ребенку нужно принести жаворонков в детский сад, лучше испечь их из сдобы.


Жаворонки по классическому рецепту подойдут для верующих, которые соблюдают пост. Для теста вам потребуется:
  • 1 кг просеянной муки;
  • 120 мл растительного масла;
  • 25 г дрожжей;
  • 0,5 стакана сахара;
  • щепотка соли;
  • 250 мл воды;
  • немного сладкого чая, чтобы смазать выпечку и изюминки.
Нагрейте воду, чтобы она была теплой, растворите в ней дрожжи. В другую емкость насыпьте просеянную муку, сахар, соль. Перемешайте. В эту сухую смесь вылейте разведённые дрожжи и постное масло. Хорошо вымесите тесто, поставьте его в тепло. Лучше, чтобы оно поднялось два раза.

Можно сделать жаворонков из теста, создав сначала опару из воды, дрожжей, одной ст. л. сахара и 2 ст. л. муки.


Когда тесто поднимется нужное количество раз, раскатайте его в пласт, нарежьте на полоски размером 2 на 10 см. Каждую завяжите в центре узлом, чтобы создать головку жаворонка. Вместо глаз прикрепите изюминки. Чтобы они после выпечки были мягкими, предварительно замочите изюм на 20 минут в кипятке, обсушите.

Сделайте ножом перышки. Из теста скатайте крылья и прикрепите их на место. Посыпьте изделия сахаром или смажьте сладкой водой, выпекайте до готовности.


Чтобы ребёнок принёс в детское учреждение эти символы весны, мог составить рассказ на тему: Как я пеку жаворонков - сделайте их вместе с малышом. Чтобы упростить задачу, вы можете использовать готовое дрожжевое тесто. Если желаете, сделайте сдобное для детей самостоятельно.

Для этого нужно взять следующие продукты:

  • 6 стаканов муки;
  • 20 г дрожжей;
  • 250 мл молока;
  • 2 яйца;
  • 0,5 ч. л. соли;
  • 5 ст. л. сахара;
  • 2 ст. л. постного масла;
  • 30 г сливочного масла.
Если вы хотите, чтобы жаворонки получились более сдобными, тогда увеличьте количество сливочного масла до 200 г. Объем муки варьируйте, опираясь на свои ощущения. Готовое тесто не должно получиться жидким, но и не быть слишком крутым, чтобы изделия хорошо поднялись.


Также сформируйте птиц, смажьте их сладким чаем, посыпьте сахаром и выпекайте.

Вы можете создать крылья жаворонка немного другим способом. Для этого с одной стороны кусочка теста делается круглая голова с вытянутым клювом, с другой оно сплющивается в закругленный треугольник, который нужно разрезать ножом пополам. Затем этим же инструментом нашинковать кончики перьев в виде крыльев


Когда вы будете лепить жаворонков из теста, можете взять на вооружение еще один способ их формирования.

Начните создавать голову и треугольное тело по принципу, рассказанному только что. Но из широкого края мы делаем хвост. Второй кусочек теста формируется сначала в виде ленты, концы которой слегка расплющивают руками.


Затем их, а также хвост, нужно разрезать на маленькие полосочки, чтобы получить аналог перьев.

Обряды закликания весны - игры

После того как жаворонки или другие птицы из теста готовы, нужно выйти на улицу, нанизать каждого пернатого на палку (осторожно, чтобы не поранить руки!). Взмахивая такими приспособлениями, люди поют песни, закликают весну.

Затем птицу из теста съедают, если есть живые птицы в клетке, их было принято выпускать на волю. Если вы проводите этот праздник с детьми, приготовьте:

  • веточки;
  • жаворонков из теста;
  • трещотки;
  • расшитые полотенца;
  • свистульки.
Наденьте на детей национальные костюмы: на девочек сарафаны, платки, на мальчиков брюки, шапки, рубахи. Раздайте им свистульки, трещотки, конечно, перед этим нужно заранее порепетировать с ними. Разучите песни, призванные зазывать весну. Научите детей играть в игры, которые традиционно проходят на встрече этого времени года.

Гори, гори ясно

Для этой игры нужно выбрать мальчика, который будет водить. Остальные встают в шеренгу парами за ним. Они произносят слова знаменитой кричалки о том, чтобы горело ясно, не погасло.

Как только будут произнесены последние слова, дети из последней пары должны оббежать стоящих в колонну и того как водит. Если они успели воссоединиться до того, как водящий их осалил, тогда игра повторяется вновь. Если нет, в этом случае «горящим» становится тот, кто был осален.

Игра Ручеек


Не все знают, что игра «Ручеек» символизировала весеннее таяние снега, призывала солнышко греть ярче, чтобы поскорее растопить сугробы.


Дети встают парами по два человека, берутся за руки, но разводят их стороны, чтобы по центральной траектории мог пробежать человек. Водящий под музыку вбегает сюда, выбирает себе пару, встает с этим человеком позади всех. Тот, кто остался один, идет вперед ручья, чтобы выбрать себе новую пару.

Кёгли

На встрече весны было принято играть в кёгли, данное развлечение представляет нечто среднее между городками и кеглями. Для него вам потребуются:

  • напиленные поперёк ствола небольшие чурки;
  • палка;
  • наждачная бумага.
Чтобы дети не поранились чурками, отшлифуйте эти заготовки при помощи машинки или наждачной бумаги. Теперь данные предметы расставляются на определенном расстоянии, ребята по очереди стараются выбить кёгли. Кто будет более ловким, тот выиграл. Можно соревноваться не только по одному человеку, но и двум командам.

На праздник 40 сороков было принято изготавливать различных кукол. Ознакомьтесь с таким творчеством.

Кукла Веснянка: мастер-класс поделки

Сделайте для знакомых и друзей обрядовую куклу, подарите им, пожелав хорошей весны.


Перед началом работы положите рядом с собой:
  • полотна ткани различного цвета;
  • синтипух;
  • нитки тонкие ярких оттенков;
  • для волос пряжу;
  • красные нити ирис.
Мастер-класс:
  1. Для тела и головы вам потребуется ткань телесного или белого цвета, из неё нужно вырезать квадрат размером 12 на 35 см.
  2. Чтобы кукла Веснянка обзавелась красивым платьем, возьмите два отреза полотна с яркой расцветкой размером 15 на 35 см каждый. Так как их будет две - верхняя и нижняя.
  3. Для фартука лучше взять широкое шитьё размером 7 на 9 см.
  4. Для рукавов используйте цветную ткань 12 на 16 см.
Чтобы сделать тело куклы, положите перед собой ткань, притянув один и второй длинные края к центру. Ближе к середине этой детали поместите внутрь в складку кусочек синтепуха.


Теперь сверните эту заготовку пополам, чтобы мягкий комочек оказался наверху. Отделите получившуюся голову красной нитью, перевязав ею шею куклы.


Расправить складки, поправить узелки, нити вам поможет деревянная палочка. Изготовьте ее из палочки для суши, сделав конец более острым при помощи точилки для карандашей.



Возьмите лоскут из которого будете делать руки, сверните его так же, как скручивали тело.


Перевяжите красной нитью, чуть отступив от края, заправьте ее при помощи отточенной деревянной палочки.


Приподнимите верхнюю полу тела, положите сюда перпендикулярно руки куклы веснянки. Для придания им объёма вы предварительно можете положить в складку рук немножко синтепуха.


Закрепите этот элемент, завязав на теле красной нитью обережный крест.


Приложите к нижней части куклы отрез ткани для нижней юбки, перевяжите нитью, чтобы сформировать эту деталь одежды.


Приложите полотно для верхней юбки, приподняв его к подмышкам, перевяжите красной нитью, последовательно формируя складки.


Совсем скоро будет готова кукла веснянка. Теперь вам нужно своими руками намотать нить на соответствующий прямоугольный предмет, например, на небольшую брошюру или на диск DVD.

Разрежьте волосы с одной стороны, помогая себе деревянной шпажкой, пропустите их между двумя полосками, из которых сформирована голова игрушки. Теперь поднимите волосы наверх, свяжите их нитью того же цвета.


Если хотите, чтобы кукла Веснянка была с челочкой, тогда отделите прядь около лба, перед тем как завязывать все нити. Заплетите девушке косу, перевяжите ее сзади красной лентой. Спереди обрежьте челку до нужных размеров. Украсьте причёску золотой лентой.


Осталось привязать к игрушке фартук и ленточку, чтобы закрепить его на поясе. Вот такой чудесной получится кукла веснянка, сделанная своими руками.


Можете при помощи канцелярской скрепки зафиксировать ее на стене или положить на стол, чтобы полюбоваться проделанной работой.

Кукла Мартиничка на встречу

Так она называется потому, что такие игрушки принято делать в марте. Они используются в обряде «заклание весны». Плетут таких кукол парами, используя нитки красного и белого цвета. Первая будет символизировать весну, а вторая зиму.


Такие игрушки принято развешивать на деревьях, чтобы их колыхал ветер, а человек в это время будет загадывать желание. Схема создания куклы мартинички своими руками представлена далее.


Как видите, используя прямоугольный предмет, нужно намотать на него в ряд нитки одного цвета, предварительно продев веревочку этого же цвета с одной стороны. С другой вы разрежете нити, когда они будут намотаны. С обратного края вы перевяжите данные веревочки, чтоб выделить голову.

Прямо сейчас кукла мартиничка обзаведется руками. Для этого намотайте нитки на прямоугольный предмет меньшего размера, чем для тела. Перевяжите их с двух сторон. Вложите руки на место. Перевяжите куклу на талии. Если это мальчик, тогда разделите нити внизу пополам, зафиксируйте каждую, чтобы получились ноги.


Теперь вы знаете, как отмечать праздник 40 сороков, печь жаворонков, закликать весну, сделать куклу веснянку и мартиничку. Посмотрите искрометный видеосюжет, чтобы вам еще больше захотелось устроить такой веселый праздник.

Как сделать куклу веснянку, рассказывается в следующем видео.

Третий поможет вам испечь жаворонков. Как и героиня сюжеты, сделайте их вместе с детьми.

Мария Магурина
Конспект занятия «Как на Руси весну встречали»

Цель : познакомить детей с народными традициями встречи весны на Руси .

Задачи :

Закрепить знание детей названий времен года (зима, весна , лето, осень, признаки и приметы определенного времени года.

Познакомить детей с народными традициями встречи весны русским народом .

Пробудить интерес к истории русского народа, к богатому миру традиций.

Закрепить знание детей названий птиц.

Познакомить детей со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок .

Прививать любовь к народному слову малыми формами устного народного творчества (загадки, песенки, потешки, заклички, подвижные игры) .

Создать хорошее, радостное настроение.

Материалы и оборудование : иллюстрации с приметами весны , заплетенные из веревки косы разной толщины, тесто, доски для лепки, поднос, стеки, материал для украшения.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций времена года, птицы, проговаривание примет весны , скороговорок, чтение художественной литературы, разучивание новых подвижных игр : «Жаворонки» , «Ручеек» , работа с тестом, заучивание стихотворений.

Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» .

Воспитатель.

Ребята, знаете ли вы, какие времена года у нас бывают?

Ответы детей.

Воспитатель.

А какое время года у нас сейчас?

Ответы детей.

Воспитатель.

- Весна . Все ждут весну : люди, природа, животные, птицы. Природа одевает свой новый зеленый наряд, многие животные просыпаются после зимней спячки и у них рождаются детеныши. Птицы возвращаются из далеких краев, чтобы свить гнездо и вывести птенчиков. Люди в деревне пашут землю, сеют зерно, сажают овощи. Приход весны люди научились определять по приметам :

Купаются воробьи ранней весной – к скорому теплу .

Журавль прилетел – скоро лед сойдет.

Коли прилетели дрозды, значит, морозов больше не будет.

Когда перелетные птицы летят большими стаями – это к дружной весне .

Во время проговаривания примет на экране появляются иллюстрации, содержание которых подходит по смыслу к приметам.

Воспитатель.

Еще люди зазывали к себе весну разными закличками , песнями, играми.

Люди брали в руки блестящие предметы (сокровища, выходили в поле подбрасывали «сокровища» вверх и кричали :

«Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому»

А еще играли в игры. Хоровод-игра «Ручеек» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Давайте с вами поиграем в эту игру.

Дети вместе с взрослыми играют в игру «Ручеек» .

Воспитатель.

Но все же самыми важными вестниками весны всегда принято считать птиц. Ведь не зря существуют приметы, если птицы вернулись из далеких краев – значит зиме конец, а весне начало . Какие птицы прилетают к нам весной ?

Ответы детей.

Воспитатель.

Главным вестником весны всегда на Руси считали жаворонка . Если прилетели эти птицы – скоро быть теплу. Люди даже стали зазывать жаворонков, что бы быстрей наступила весна . Они выпекали маленьких птах и раздавали своим родственникам и детям. Давайте и мы сегодня слепим из теста таких птах.

Дети садятся за столы и из теста с помощью воспитателей лепят птах из двух колбасок, делают из темного изюма глазки и выкладывают на противень.

Воспитатель.

Посмотрите, какие замечательные и забавные жаворонки у нас получились, а теперь мы отнесем их нашим поварам и попросим их испечь.

Противень с жаворонками уносят.

Воспитатель.

Пока наши жаворонки пекутся, мы хотим вам еще рассказать, как ждали весну люди , жившие в деревне. В деревне с приходом весны , люди задумывались уже о будущем урожае. Чтобы узнать какой будет урожай – богатый или бедный, также проводили разные обряды. Один из таких обрядов мы с вами проведем сейчас и узнаем, какой урожай пшеницы будет в этом году. Нам нужно выбрать девочку – воспитанную, послушную, трудолюбивую.

Проводится игра-обряд «Косы» . На веревку привязывают две косы, сплетенные из веревки, девочке завязывают глаза, медленно водят по кругу и говорят слова :

Дождик, дождик поливай,

Будет славный урожай.

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица!

Подводят девочку к веревке, и она должна дотронуться до косы, если она коснется тонкой – будет бедный урожай, а если толстой – будет богатый.

Проводится игра.

Приносят жаворонков, которые были приготовлены заранее.

Воспитатель.

А вот и наши жаворонки, какие толстенькие смешные и забавные и румяные получились. Они уже простыли, и мы можем взять их в руки.

Детям раздают жаворонков.

Жив жаворонок

По полю летает

Зернышки собирает,

Весну закликает !

Жаворонки, жаворонки,

Дайте нам лето,

А мы вам зиму.

У нас корма нету!

Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну .

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

Воспитатель.

Вот и мы с вами позвали к нам весну , теперь точно морозы уйдут навсегда и будет тепло, солнечно, вырастет зеленая травка и будет в этом году богатый урожай!.

Публикации по теме:

Тема: «Как бывало в старину, закликали птиц, весну…» Программное содержание: Дать детям знания о русских традициях, обрядов встречи весны.

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям. Задачи: создать настроение торжества и веселья; совершенствовать двигательные.

Беседа в старшей группе «Как на Руси весну встречали!» Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица. Задачи: Обобщение.

15 февраля в нашем детском саду прошло физкультурно-познавательное развлечение "Как казаки на Кубани весну встречали". Народные игры являются.

Весна идёт!Весне дорогу! на нашем участке есть ёлки, там живёт белочка. Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт. Потеплело на улице.

У каждого народа есть традиции, которые пришли из дремучей древности, но сохранились практически в своем первозданном виде. Так, славяне уже не одно тысячелетие прыгают через летние костры, встречают весеннее солнышко румяными блинами, а темной зимней ночью рядятся в звериные шкуры, поют песни, звенят бубенцами, зазывая счастье и достаток в каждый дом. Одна из таких древних традиций - заклички весны.

Языческие истоки

Киевская Русь, колыбель всей славянской цивилизации, простиралась на многие километры. Населяло ее множество народов и племен. Поэтому неудивительно, что в разных уголках Руси обряды и сроки праздников немного разнились. Но большинство историков убеждены, что обряд закличек был частью Масленичного цикла и по времени совпадал с прилетом первых птиц. Не исключено, что в каких-то регионах люди вообще не знали, что такое закличка, потому что зазывание весны и тепла с древних времен полностью совпадало с обрядом празднования Масленицы. Основными действующими лицами, как правило, выступали молодые девушки - именно им отводилась важная роль - зазвать, закликать весну. Для этого следовало выбрать местечко повыше: крышу дома, дерево, холм. Кстати, слово "кликать", хоть и используется сейчас довольно редко, дает нам представление о том, что такое "закличка". Эти слова имеют общий корень.

Помогали девушкам и парни. Они свистели в свистульки, играли на дудочках и рожках. И обязательно разводили большой костер - чтобы погреться и погреть весну.

Встреча весны в период двоеверия христианской Руси

С приходом христианства заклички весны, как и большинство других не канули в небытие. Они обзавелись христианской подоплекой и успешно прижились в обрядодействе новой веры. Священники сперва смотрели сквозь пальцы на добрый и светлый праздник, так любимый молодежью, а вскоре решили совместить его с православным календарем. Единой даты по-прежнему не было. Где-то весну кликали на Благовещение, а где-то - на Сорока Святых. В целом обряд никаких изменений не претерпел. Разве что чуть подкоректировались сами заклички, тексты которых раньше были обращением к Морозу, Даждьбогу, Ладе, Яриле. С приходом христианства зазывающие весну девушки стали просить о благодати у Богородицы и Христа. Иногда поминались и другие святые: мученики, угодники, блаженные.

Заклички: тексты, персонажи, атрибутика и реквизит

Что же пели девушки с высоты? На какие призывы должна была ответить весна? Тексты закличек зачастую просто сочинялись на ходу. Но были и любимые песни-кричалки. Главная суть текста - прославление природы и персонализированных природных сил, приглашение в гости тепла, благодарность к холодам и выражение надежды на их своевременный уход восвояси. Нередко персонажами песенок-закличек были ведь они по праву считаются предвестниками весны. Девушки пели:

Приходи к нам, весна-красна, с радостью!
С милостью!
С рожью зернистой,
С пшеницей золотистой,
С овсом богатым,
С ячменем усатым,
С сочной калиной,
Со сладкой малиной,
Со всякой садовинкой-огородинкой,
С травушкой-муравушкой!

Кроме самих песен, немаловажным атрибутом праздника была выпечка. Из сладкого теста хозяйки сворачивали особенные узелки, вытягивая один из кончиков в форме клювика, или просто вырезали птиц. Эти печенья-птички выпекали в печи и раздавали детям, прятали под стреху крыши, угощали больных, кушали сами. По булочке доставалось и домашней живности - чтоб не болела.

Ссориться и ругаться в этот день считалось страшным грехом. Ведь по сути своей, что такое закличка? Это надежда простого люда на скорое тепло, обильный урожай, достаток. Это празднование пробудившейся природы.

Древняя традиция сегодня

Что такое закличка весны в наши дни? Это уже не космический сакральный праздник, а скорее, народное гуляние, повод вспомнить историю, порадоваться приближению весны. Не стоит забывать об этой замечательной традиции! Особенно порадуются ей дети - они с удовольствием выучат веселые песенки-заклички и полакомятся булочками в виде птиц.

На весеннее равноденствие - 22 марта - приходится древний славянский праздник Жаворонки, который многие уже не помнят и мало кто вообще знает. И это очень печально, потому что праздник Жаворонки имеет свой интересный смысл, свою историю и свои обычаи. Откуда же он пошел и чем он так примечателен?

История праздника Жаворонки

На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Сами люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полете жаворонков – сначала взмывание вверх, а потом падение вниз.

Кроме того, согласно мистическим поверьям, в день весеннего равноденствия человеческая энергетика меняется, становится более сильной, а тело наполняется жаром и способностью к новым свершениям. А что такое полевые работы для деревенского жителя как не новые свершения?

В связи с тем, что жаворонки, по сути, вели за собой всех остальных птиц, праздник Жаворонки назывался еще и «Сороками». Но название «Сороки» создано это не в честь птиц сорок, а в честь сорока мучеников севастийских, чья память празднуется как раз 22 марта. Эти сорок мучеников были казнены за веру, благодаря чему вошли в историю. И, хотя прилет жаворонков никакого отношения к смерти севастийских мучеников не имел, цифра «сорок» прочно закрепилась за праздником Жаворонки. В народе даже говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Обычаи праздника Жаворонки

Праздник Жаворонки сопровождался различного рода обрядами, в которых явственно прослеживались языческие корни. Например, пекли булочки в виде жаворонков, колобки, пряники, делали различные ритуалы, чтобы повысить урожайность своего хозяйства в будущем году.

На Руси считалось, что если в хозяйстве есть гнездо ласточки – оно будет богатым на урожай. Именно поэтому люди, впервые увидев ласточку, старались покормить ее кусочком хлеба. Считалось, что таким образом призывается урожай.

Чтобы куры лучше неслись, не ходили по чужим дворам и не болели, хозяйки утром в праздник Жаворонки пекли колобки из пресного теста, после чего делали маленькие гнездышки из соломы и клали туда выпеченные колобки. После этого гнездо с колобками ставилось в птичник. Особенно актуально это было в преддверии скорого праздника Пасхи.

Но, конечно, главным атрибутом праздника Жаворонки, с которым были связаны все сопутствующие обычаи – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. К выпечке привлекались, в том числе, и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле. Все эти ритуальные действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны:

Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Ой вы, жавороночки, жавороночки!

Летите в поле, несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье!

Жаворонки раздавались детям с обязательными сопутствующими словами: «Жаворонки прилетели – на головку сели». Таким образом, дети благословлялись и имели полное право ожидать в наступившем году крепкого здоровья и счастья.

Но этим обрядовые функции жаворонков из теста не ограничивались. Хозяйки, выпекая булочки и пряники, обязательно прятали в некоторые какой-то сюрприз. Кольцо предрекало скорое замужество или женитьбу, монетка – богатство, узелком завязанный лоскуток символизировал скорое рождение ребенка. Для равновесия в булочки также запекали и символы каких-то неудачных событий: например, щепочка сулила смерть близкому человеку, ниточка – проблемы в материальном плане, из-за чего может потребоваться «затянуть пояс потуже». А некоторых жаворонков просто оставляли пустыми. После этого все булочки и пряники складывали в корзину или на блюдо – и всем членам семьи и знакомым надо было выбрать себе лакомство. То, что предрекал первый попавшийся жаворонок или пряник – то и должно было сбыться.

Кстати, в праздник Жаворонки также выбирали мужчину, который первым мог бросить горсть зерна во время посевной. Такая должность называлась «семейный засевальщик». Этим счастливчиком был тот мужчина, кому попадалась монетка или камушек.

Хотя, конечно, все эти гадания на праздник Жаворонки были весьма условными – многие хозяйки специально убирали подальше в корзину птиц и пряники с дурными знамениями, а наверх клали «добрую» выпечку. Порой хозяйки отдавали «плохих» жаворонков и пряники детям со строгим наказом их не есть, а оставить в поле на шесте. Ведь если выпечку не съесть – предсказание не сбудется.

Но съедали птичек на праздник Жаворонки тоже не полностью. Головки обычно отдавали на съедение скотине или просто вручали своей матери, приговаривая: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». Порой булочки и пряники крошили и разбрасывали по полям «на все четыре стороны», чтобы прилетевшие птицы могли угоститься. А девушки иногда кидали испеченных жаворонков через сарай, чтобы посмотреть, в какую сторону оно укажет. Считалось, что с той стороны у девушки и будет жених.

На праздник Жаворонки существовал и другой обычай для того, чтобы прогнать зиму. Например, вместе с пряниками и жаворонками выпекались сорок «орехов», которые затем в течение сорока дней выбрасывались на улицу по одному с присказкой: «Мороз Красный Нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!».

Праздник Жаворонки сопровождался и различными погодными приметами. Была такая примета на лето: если после праздника еще 40 дней по утрам будет морозно – можно ждать жаркого лета. Другая примета на лето призывала обращать внимание на гнездование птиц. Если гнезда вились на солнечной стороне – можно было ожидать холодное лето.

Определить погоду на Пасху помогала такая примета: если в праздник Жаворонки выпадает снег – то Пасхальная неделя, скорее всего, будет холодной; если на праздник Жаворонки стоит сухая погода – на Пасху тоже не будет дождя.

Несмотря на то, что праздник Жаворонки не так сильно популярен в народе, как, например, Масленица, от этого он не становится менее любимым теми, кто знает о нем. Хотя бы потому, что полакомиться вкусным свежеиспеченным печеньем и порадоваться приходу весны всегда приятно! И не только на праздник Жаворонки!

В марте совершался обряд встречи весны. На Евдокию-капель­ницу (1 марта) и на Герасима-грачевника (4 марта) пекли грачи-

грачиков. На Сороки (день "Сорока мучеников", 9 марта - весеннее равноденствие) повсеместно пекли жаворонков. Ребятишки вы­бегали с ними на улицу, подбрасывали кверху и выкрикивали коротенькие песни - веснянки. Веснянки сохраняли отзвуки древних заклинательных песен, в которых люди призывали Вес­ну. Перелетные птицы, или пчелычка ярая, "замыкали" зиму и "отмыкали" лето.

В западных областях сохранилась архаичная форма: гуканье, обгукиванъе. Веснянки исполняли девушки и молодые женщи­ны - на возвышенности, над разлившейся водою. Это было рас­считано на естественный природный отклик - эхо. В песенную ткань был вплетен ритуальный возглас "Гу-у-уГ, который при многократном повторении вызывал эффект резонанса. Поющим казалось, что им отзывается сама Весна.

Середина Великого поста называлась средокрестием (среда на четвертой крестопоклонной неделе) и приходилась на один из дней марта. В этот день к завтраку подавали выпечку в форме крестов. Существовал обычай "кресты кричать". Дети и подрос­тки, обходя дворы, выкрикивали песни, в которых сообщалось о том, что прошла половина говенья (говйна):

Половина говйна ломится,

Хлеб да редька спереводится.

За это поющие получали выпеченные кресты и другое воз­награждение.

23 апреля, в день Георгия Победоносца, повсюду совершался первый выгон скота. Св. Георгия в народе называли Егорием веш­ним, зеленым Юрием, а 23 апреля - Егорьевым (Юрьевым) днем. Егорий слился с древнерусским Ярилой. В его власти была зем­ля, дикие животные (особенно волки), он мог оберечь стадо от зверя и от других несчастий. В песнях Егорий призывался отом­кнуть землю и выпустить тепло.

Скотину выгоняли освященной в Вербное воскресенье вер­бой, рано утром (в этот день роса считалась целебной). Стадо три раза обходили с иконой Георгия Победоносца.

В Костромской области молодые мужчины обходили дворы и перед каждой избой исполняли специальные заклинательные песни, в которых батька храбрый Егорий и преподобный Макарий (святой Макарий Унженский) должны были спасти скотинку в поле и за полем, в лесе и за лесом, за крутыми горами.

Егорьев день был днем пастухов, их угощали и одаривали. Они произносили заговоры, производили разнообразные маги­ческие действия с целью сохранить стадо в течение лета. На­пример, пастух обходил стадо по кругу, неся в руках ключ и замок, потом замок запирал, а ключ бросал в реку.



Главным праздником православного христианства является Пасха. Ей предшествует Вербное воскресенье - самобытный рус­ский праздник.

В народе существовали представления о плодоносящих, це­лебных и охранно-магических свойствах веток вербы с распу­шившимися почками. В Вербное воскресенье эти ветки освяща­лись в церкви, а потом ими принято было слегка хлестать детей и домашних животных - для здоровья и роста, приговаривая: "Верба хлест, бей до слез!"

Вербная неделя сменялась Страстной, наполненной приго­товлениями к встрече Пасхи.

В день Пасхи люди разговлялись обрядовым хлебом (пасхаль­ным куличом) и крашеными яйцами. Эта еда связана с язычес­кими представлениями и обычаями. Хлеб освящен многими ри­туалами как наиболее сакральная пища, символ достатка и бо­гатства. Яйцо, обязательная еда весенних обрядов, символизи­ровало плодородие, новую жизнь, пробуждение природы, земли и солнца. Существовали игры, связанные с катанием яиц с гор­ки или со специально сделанных деревянных лотков ("загонье яичное"); били яйцо об яйцо - чье разобьется.

В первый день Пасхи в западных районах совершались обхо­ды дворов волочебщиками - группами мужчин, исполнявших волочебные песни. Главный смысл заключался в песенных реф­ренах (напр.: "Христос воскрес на весь свет!"). Сохраняя древ­нюю призывно-заклинательную и оповещательную функцию, эти песни возвещали о воскресении Иисуса Христа, что соответ­ствовало наступлению теплой поры года и пробуждению приро­ды. Поющих одаривали праздничными припасами, угощали.

В субботу или воскресенье первой послепасхальной недели во многих местах совершался другой обход - поздравление мо­лодоженов в первую весну их брака. Так называемые окликали Пели вьюнйшные песни. В них величали молодых супругов (въюн-иа и въюнйиу), символом их семейного счастья был образ гнезда. За исполнение поющие требовали подарков (например, краше­ных яиц).

В весеннюю обрядность органически входил культ предков, так как, согласно языческим представлениям, вместе с расти­тельной природой пробуждались души умерших. Кладбище по

сещали на Пасху; на Радуницу (вторник, а в некоторых местах понедельник первой послепасхальной недели); в четверг, суббо­ту и воскресенье Троицкой недели. На кладбище несли с собой еду (кутью, блины, пироги, крашеные яйца), а также пиво, бра­гу. Расстилали холсты на могилах, ели, выпивали, поминая усоп­ших. Женщины причитали. Еду крошили на могилы и лили на них напитки. Часть припасов раздавали нищим. В конце печаль сменялась весельем ("На Радуницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут").

Поминальная обрядность представляла собой самостоятельный годо­вой цикл ритуалов. Ежегодные общие поминальные дни: суббота перед Масленичной неделей (мясопустная), субботы "родительские" - в Великий пост (недели 2, 3 и 4), Радуница, суббота Троицкая и - осенью - Дмитриевская суббота (перед 26 октября). Покойных оплакивали на мо­гилах также и в храмовые праздники. Поминовение умерших соответст­вовало религиозным представлениям народа о душе и о загробном мире. Оно отвечало народной этике, сохраняло духовную связь поколений.

Первое воскресенье после Пасхи, а иногда вся послепасхаль-ная неделя именовались Красной горкой. С этого времени начи­нались развлечения молодежи: качели, игры, хороводы, кото­рые с перерывами продолжались до Покрова (1 октября).

Качели - одно из любимых народных развлечений - когда-то входили в аграрную магию. Как писала В. К. Соколова, "подъем вверх, подбрасывание чего-либо, подпрыгивание и пр. - древнейшие магические действия, встречающиеся у разных наро­дов. Их назначение было стимулировать рост растительности, в первую очередь посевов, помочь им подняться"1. У русских во время весенних праздников подобные обряды неоднократно по­вторялись. Так, чтобы получить хороший урожай ржи и льна, на зазеленевших полях устраивались обрядовые трапезы, а в конце считалось полезным подбросить вверх ложки или окрашенные в желтый цвет яйца. Особенно такие действия были приурочены ко дню Вознесения Господня (на 40-й день после Пасхи).

Хоровод - древнее синкретическое действо, соединяющее песню, танец, игру. Хороводы включали различные комбинации движущихся фигур, однако чаще всего движение совершалось по солнечному кругу. Это связано с тем, что некогда хороводы посвящались культу гор и холмов, культу солнца. Первоначаль-

но это были весенние обряды в честь солнца (Хорса) и сопро­вождались зажиганием огней.

Хороводы связаны со многими календарными праздниками. В. И. Даль перечислил следующие хороводы (по календарю): радуницкие, троицкие, всесвятские, петровские, пятницкие, Ни­кольские, ивановские, илъинские, успенские, семенинские, капустин-ские, покровские.

Хороводные песни по их роли в хороводе разделяют на на­борные (с них начинали), проходочные и разборные (ими заканчи­вали). Каждая песня представляла собой самостоятельную игру, законченное художественное произведение. Связь с древними заклинательными обрядами обусловила тематическую направ­ленность хороводных песен: в них представлены мотивы аграр­ного (или промыслового) характера и любовно-брачные. Неред­ко они объединялись ("Цы просо сеяли, сеяли...", "Хмель мой, хмелюшко...", "Заинька, по сенечкам Гуляй-таки, гуляй...").

Постепенно хороводы утратили свой магический характер, их поэзия расширилась за счет песен лирических, они стали вос­приниматься только как развлечение.

В конце весны - начале лета, на седьмой послепасхальной неделе, праздновались зеленые святки (троицко-семицкие обря­ды). "Зелеными" они названы потому, что это был праздник растительной природы, "троицкими" - так как совпадали с цер­ковным праздником во имя Троицы, а "семицкими" - потому что важным днем обрядовых действий был семик - четверг, да и вся неделя иногда называлась семицкой.

Дворы и избы снаружи и внутри украшали ветвями березы, пол посыпали травой, молодые срубленные деревца ставили около изб. Культ расцветающей, входящей в силу растительности со­единялся с ярко выраженными женскими обрядами (участия мужчин в них не допускалось). Эти обряды восходили к важ­нейшей инициации языческих славян - принятию в род по­взрослевших девушек как новых его матерей.

В семик завивали березку. Девушки с песнями шли в лес (иногда в сопровождении пожилой женщины - распорядительницы об­ряда). Выбирали две молодые березки и связывали их верхушки, пригибая к земле. Березки украшали лентами, из веток заплета­ли венки, приплетали ветки к траве. В других местах украшали одну березку (иногда под березку сажали соломенную куклу - Марену). Пели песни, водили хороводы, ели принесенную с со­бой еду (обязательной была яичница).

При завивании березки девушки кумились - целовались Через березовые ветви-и обменивались кольцами или платками. Друг

друга они называли кумой. Этот обряд, не связанный с христи­анскими представлениями о кумовстве, А. Н. Веселовский объяс­нял как обычай посестринства (в древности все девушки одного рода действительно были сестрами)1. Березку они также как бы принимали в свой родственный круг, пели о ней ритуальные и величальные песни:

Покумимся, кума, покумимся

Мы семицкою березкой покумимся.

Ой Дид Ладо! Честному Семику.

Ой Дид Ладо! Березке моей.

На Троицын день ходили в лес развивать березку и раскумля-лисъ. Надев венки, девушки гуляли в них, а потом бросали в реку и загадывали свою судьбу: если венок поплывет по реке - девушка выйдет замуж; если его прибьет к берегу - останется еще на год в родительском доме; утонувший венок предвещал смерть. Об этом пели ритуальную песню:

Красны девицы

Веночки завили,

Люшечки-люли,

Веночки завили. ...

В речку бросали,

Судьбу загадали...

Быстра речка

Судьбу отгадала...

Коим девушкам

Замуж идти...,

Коим девушкам

Век вековать...,

А коим несчастным

Во сырой земле лежать.

Была и такая разновидность обряда: украшали (а иногда на­ряжали в женскую одежду) срубленную березку. До Троицына дня ее носили по деревне с песнями, величали, "угощали" ее в избах. В воскресенье несли к реке, разряжали и бросали в воду под причитания. Этот обряд сохранил отголоски очень архаич­ных человеческих жертвоприношений, березка стала замести­тельной жертвой. Позже бросание ее в реку рассматривалось как обряд вызывания дождя.

Обрядовым синонимом березки могла быть кукушка. В неко­торых южных губерниях «е делали из травы "кукушкины слез­ки": одевали в маленькую рубаху, сарафан и платок (иногда - в костюм невесты) - и шли в лес. Здесь девушки кумились между собой и с кукушкой, затем клали ее в гробик и зарывали. На Троицын день кукушку откапывали и сажали на ветки. Этот ва­риант обряда отчетливо доносит идею умирания и последующе­го воскрешения, т. е. инициации. Когда-то, по представлениям древних, инициируемые девушки "умирали" - "рождались" жен­щины.

Троицкую неделю иногда называли Русальной, так как в это время, по народным поверьям, в воде и на деревьях появлялись русалки - обычно девушки, умершие до брака. Русальная неде­ля могла не совпадать с Троицкой.

Принадлежа к миру мертвых, русалки воспринимались как опасные духи, которые преследуют людей и даже могут их погу­бить. У женщин и девушек русалки якобы просили одежду, по­этому для них оставляли на деревьях сорочки. Пребывание ру­салок в ржаном или конопляном поле содействовало цветению и урожаю. В последний день Русальной недели русалки покида­ли землю и возвращались на тот свет, поэтому в южнорусских областях совершался обряд проводов русалки. Русалку могла изоб­ражать живая девушка, однако чаще это было соломенное чуче­ло, которое с песнями и плясками несли в поле, там сжигали, у костра плясали и прыгали через огонь.

Сохранился и такой тип обряда: двое рядились лошадью, ко­торую также называли русалкой. Русалку-коня под уздцы вели в поле, а вслед за ней молодежь водила хороводы с прощальными песнями. Это называлось проводить весну.