Образец предсмертной записки. Предсмертные записки: последние слова самоубийцы

Предсмертная записка - важный атрибут добровольного ухода из жизни для самоубийцы и способ проникнуть в последние мысли добровольно ушедшего из жизни для учёных. Изучаем, что и зачем пишут люди перед смертью на протяжении веков.

«Володька! Посылаю тебе квитанцию кассы ссуд - выкупи, братец, мой бархатный пиджак и носи на здоровье. Еду в путешествие, откуда ещё никто не возвращался. Прощай, дружище, твой до гроба, который мне скоро понадобится»
(студент – товарищу,
конец XIX – начало XX века)

Какие изменения происходят в сознании людей, которые решаются на самоубийство? Суицидологические исследования показывают, что есть вполне типичные когнитивные процессы, свойственные потенциальным и реализовавшимся самоубийцам. Например, сужается сознание, то есть мышление человека зацикливается на принципе «всё или ничего», когда все вещи делятся на чёрные и белые, а тяжёлая ситуация возносится в ранг совершенно безвыходной. Происходит мысленная фильтрация: индивид зачастую фиксируется на одном неприятном или ужасном воспоминании, моменте, который всё время всплывает в сознании как доказательство ничтожности его существования. Это дополняется дискредитацией положительного, когда человек отрицает значимость или само существование приятных и радостных переживаний и событий, которые начинают восприниматься болезненно, как какие-то атавизмы в его депрессивной картине мира. Сознание человека в подобном состоянии заполняет невыносимая душевная боль, с которой становится всё труднее бороться.

«Дорогая тётя! Я сейчас в лесу. Мне весело, рву цветы и с нетерпением ожидаю поезда. Было бы безумно просить Бога о помощи в том, что я задумала, но я всё-таки надеюсь привести в исполнение своё желание»
(классная дама (воспитательница в женской гимназии),
конец XIX – начало XX века)

Суицидологам стоит больших трудов находить данные, которые бы широко и качественно освещали ментальное состояние самоубийцы. В первую очередь для этого используются рассказы и письменные заметки выживших самоубийц , где они подробно описывают, как менялось их сознание порой на протяжении нескольких месяцев, прежде чем они решались на последний шаг. Другой ценный материал - это предсмертные записки, последние слова человека, который перешёл грань. Однако обычно только 15-40 % самоубийц оставляют предсмертные письма , что ограничивает возможность использования этого источника как максимально надёжного для интерпретации мотивов самоубийц. А вот в криминологии для квалификации смерти как суицида предсмертная записка - один из сильнейших аргументов (наряду с характерным способом смерти, местом и семейными обстоятельствами). Конечно, всегда существует вероятность подложной записки с целью представить убийство как суицид, но на данный момент существует целая проработанная методика , которая нацелена на то, чтобы отличать ложные предсмертные записки от настоящих.

«Я очень устала от этой круговерти эмоций, поэтому я решила положить ей конец, уйдя из жизни»
(женщина шестидесяти лет,
конец XX века)

Предсмертная записка рассказывает многое: что человек чувствовал, о чём думал, кого хотел бы увидеть в последний момент, что советует тем близким, которых покидает, и главное - в чём мотив его нежелания продолжать жизнь ни на каких условиях. «Предсмертная записка» - это самое точное выражение. Это действительно короткое послание, которое чаще всего умещается на тетрадном или печатном листе. Но есть и настоящие предсмертные письма - длинные трактаты , затрагивающие самые различные темы - от неразделённой любви до нынешней политической и экономической ситуации. Характерно, что функциональность бумаги в данном случае ограничена - лишь немногие близкие люди, несколько полицейских и следователи прочтут прощальные слова самоубийцы (за исключением тех случаев, когда предсмертные записки оказываются опубликованными в СМИ). Как новое публичное пространство для написания предсмертных писем можно рассматривать интернет, в частности социальные сети. Здесь уже тысячи людей смогут увидеть и прочитать предсмертное послание, которое, правда, иногда приобретает демонстративно-шантажный характер.

«Уходить будем красиво»
(Денис Муравьёв, Катерина Власова,
2016 год)

Возможно, первая предсмертная записка была написана на папирусе.

«…С кем я говорю сейчас?
Братья злы,
И праведный человек считается врагом.
С кем я говорю сейчас?
Не осталось праведников,
Отдана земля творцам беззакония….

Смерть предо мной сейчас,
Как запах мирры,
Как прогулка под парусом под дуновением ветра.
Смерть предо мной сейчас,
Как запах цветов лотоса,
Как сладкое пьяное безумие.
Смерть предо мной сейчас,
Как жажда вернуться в дом родной
После многих лет в плену»

Эти стихотворные строчки, душевный крик почти четырёхтысячелетней давности, сейчас находятся в Берлинском музее. Они были написаны неизвестным египтянином на папирусе, предположительно в эпоху Среднего царства (2040–1783 годы до нашей эры) в Древнем Египте. Большая часть папируса была утеряна, но сохранились четыре поэмы, каждая из которых начиналась своей анафорой и представляла разговор человека с его душой. В тексте много религиозных и философских отсылок, которые отражают мировоззрение египтян того времени, но вот что интересно: состояние депрессивного размышления, в которое погружён автор, в точности соответствует современному описанию душевного состояния пациентов, страдающих тяжёлой депрессией. Это тот же конфликт с совестью из-за желания совершить самоубийство, подавленность, неуверенность в будущем, мрачная картина мира, паранойя. И даже такая деталь: египтянин считает, что другие относятся к нему как к дурному запаху или неверной жене - также и современные пациенты с тяжёлыми депрессивными расстройствами склонны считать, что они источают дурные запахи. Достоверно сложно сказать, убил ли себя в итоге этот несчастный, но, похоже, что симптомы депрессивного психического состояния за тысячелетия не изменились.

«Я устала жить и не гожусь»
(учительница,
конец XIX – начало XX века)

У предсмертных записок есть значимая социальная функция: во-первых, они выявляют существующие в обществе «мотивационные заготовки» или объяснительные схемы, которые оправдывают акт суицида, во-вторых, они непосредственно формируют у человека представление о стандартных ситуациях, когда самоубийство признаётся как возможный выход из ситуации (даже при коллективном осуждении такого выхода). В истории много примеров: в европейском дворянском обществе XIX века суицид мог рассматриваться как приемлемая альтернатива потери чести. Именно такой мотив можно выявить из данной предсмертной записки оскорблённого немца, обвинённого в служебных растратах (конец XIX – начало XX века):

«Солнце для меня восходит в последний раз; жить, когда честь была заподозрена, невозможно, бедное сердце перестанет страдать, когда оно перестанет биться, но жаль, что не от французской пули».

А после выхода в свет романа Гёте «Страдания юного Вертера» по Европе прокатилась волна подражающих самоубийств молодых людей, которые сочли самоубийство от неразделённой любви прекрасным романтическим поступком. И впоследствии подобная смерть утвердилась как литературный штамп.

«Я на коленях умолял её вернуться, но она не поняла. Прощайте все!»
(Виталий Железнов,
2014 год)

Считается ли оправданным самоубийство, причиной которого был уход супруги? В современном обществе такая причина, скорее всего, не кажется достаточно весомой. Но культурное табу на самоубийство, общественное неприятие этого явления работает лишь в определённых границах. Пока случай абстрактен, люди склонны осуждать суицид. Однако с появлением реального инцидента отношение к этому меняется:

«Дорогая Мэри, я пишу эти строки тебе потому, что они самые последние. Я на самом деле думал, что вы с малышом Джо возвратитесь в мою жизнь, но вы так и не вернулись. Я знаю, что ты нашла другого человека, очевидно, лучшего, чем я. Надеюсь, что этот сукин сын сдохнет. Я тебя очень люблю и Джо тоже. Очень больно думать о том, что у нас с тобой ничего не вышло. Я много мечтал о нашей жизни вместе, но это оказались только мечты. Я всегда надеялся, что они сбудутся, но теперь точно уверен, что этого никогда не случится. Я надеюсь оказаться на небесах, хотя в моём случае наверняка попаду в ад…»

Предсмертная записка как бы одушевляет конкретный случай одного несчастного человека, она раскрывает его мотивы, его переживания, которые можно понять; включается сопереживание. Социальное представление «самоубийство - это плохо» отходит на задний план, а вместо него подключается сочувствие, человеческое понимание.

«…Пожалуйста, заботься о маленьком Джо, ведь я люблю его всем сердцем. Не говори ему о том, что случилось. Скажи, что я уехал далеко-далеко и, возможно, когда-нибудь вернусь. Добавь, что не знаешь, когда именно. Ну вот, кажется, это всё. Береги себя. P.S. Я знаю, что у нас были шансы помириться, но ты этого не желала, ты хотела трахаться с кем-то другим, ну, так теперь ты этого добилась. Не могу толком сказать, ненавижу я тебя или люблю. Ты никогда не узнаешь этого. Искренне твой, твой муж Джордж»
(мужчина двадцати четырёх лет,
конец XX века)


Предсмертная записка - последний коммуникативный акт человека, решившегося лишить себя жизни. Суицидологи выделяют определённые параметры для анализа предсмертных записок, которые дают возможность понять переживания и эмоциональные состояния самоубийц, а также характерные, повторяющиеся мотивы; в конечном итоге это помогает экспертам превентивной суицидологической службы действовать эффективнее.

У предсмертных писем в большинстве случаев имеются адресаты. Зачастую это супруг/супруга, дети, мать, другие близкие. Это письма об извинении, пожелании жить дальше счастливо, о любви, изредка это может быть циничное послание:

«Милые мои родители, извещаю вас, что я с белого света уволился, а вы будьте здоровы»
(молодой человек из купеческой семьи,
конец XIX – начало XX века)

В некоторых случаях, когда акт суицида играет роль протеста против устройства общества, адресатом становится массовая аудитория. Например, это записка предпринимателя Ивана Анкушева, перед суицидом совершившего несколько убийств городской правящей элиты Кировска (2009 год):

«Письмо о противостоянии. Я, предприниматель Иван Анкушев, занимаюсь бизнесом и владею четырьмя магазинами. Мне не дают возможности делать то, что я считаю нужным. Надежды на честность арбитражного суда нет. Вы меня уничтожили. Не доживу до сбора грибов. Это моё любимое занятие».

В большинстве записок затрагиваются определённые темы: самой частой является извинение за свой поступок или за всю прожитую жизнь, вторая по упоминаемости - невозможность выносить страдание или боль, далее - любовь, практические инструкции или советы, а также, конечно, обвинения. Часто эти темы комбинируются:

«Прости меня, ведь сегодня я умру. Я просто не могу жить без тебя. А значит, можно и умереть. Может, там будет покой. У меня внутри такое ужасное чувство пустоты, которое просто убивает меня. Нет больше сил его терпеть. Когда ты оставила меня, я умер внутри. Должен сказать, что у меня ничего не осталось, кроме разбитого сердца, и именно это подталкивает меня к такому поступку. Я взываю к Богу, чтобы он помог мне, но Он меня не слышит. Иного выбора у меня не осталось»
(мужчина тридцати одного года,
конец XX века)

Предсмертные послания зачастую переполнены тяжёлыми эмоциями: виной и сожалением, чувством безнадёжности, гневом, стыдом, страхом. В большинстве случаев вина и сожаление преобладают:

«Хана, береги себя и сына и прости меня за твою исковерканную жизнь: прости, моя святая Хана! Если с тобой не ужился, то с кем же в мире могу жить»
(поручик,
конец XIX – начало XX века)

Гораздо реже встречается гнев, причём он более характерен для мужчин, обвиняющих жён в доведении до суицида. Но бывают и женские гневные послания, например, письмо взрослой воспитанницы детского приюта к бывшему учителю (конец XIX – начало XX века):

«Неужели у тебя повернулся язык сказать, что я была женщиной, когда сошлась с тобою. Знай, окаянный, что ребёнок уже шевелится, и, умирая, и я, и он проклинаем тебя. Ты одним словом мог возвратить жизнь и мне, и ему. Ты не захотел. Пускай же все несчастья будут на твоей голове. Терпи во всех делах одни неудачи, будь бродягой, пропойцей, и пусть моё проклятье тяготеет над тобою везде и всюду. Я буду преследовать тебя днём и ночью... Жить мне безумно хочется».

На основе анализа эмоций, тем и адресатов предсмертных писем суицидологи выделили предположительные мотивы самоубийств:

Избегание

(вины, наказания, страдания)

Это самый часто упоминаемый мотив - невозможность терпеть дальше невыносимую душевную боль, утрату, вину или стыд за социально неприемлемый поступок.

«Я сижу один. Теперь, наконец, наступит свобода от тех душевных мучений, которые я испытывал. Это не должно ни у кого вызывать удивления. Мои глаза уже очень долгое время говорили об отчаянии. Отверженность, неудачи и крушение надежд сломили меня. Нет никакой возможности вытащить себя из этого ада. Прощай, любимая. Прости меня»
(мужчина сорока девяти лет, конец XX века)

(месть)

Протест против тяжёлых семейных проблем, против несправедливости общества по отношению к индивиду, против жестокости - другой частый мотив, который встречается значительно чаще среди людей в возрастной группе от двадцати шести до тридцати пяти лет. Этот мотив часто связан с выражением эмоций гнева и обвинения, и записка нередко адресуется конкретному человеку.

«Это - месть, она давила мне на грудь»
(Бекир Небиев, 2015 год)

Самонаказание

Попытка наказать себя или искупить вину за поступки, субъективно оцениваемые как тяжёлые и непоправимые.

«Мама, мамулечка! Я ухожу, чтобы не возвращаться предателем, опозорить всех, весь наш род. Так бывает, выдержи. Я прошу тебя. Я с тобой тот, что был раньше…»
(Александр Долматов, 2013 год)

Принуждение

Мотив, цель которого - привлечь внимание адресатов к какой-то проблеме и заставить их изменить своё поведение.

Записка может быть отчаянной попыткой привлечь внимание других людей к своим душевным страданиям, необязательно носит демонстративный характер, и может и не осознаваться самим человеком как крик о помощи.

«Раз уж у меня нет любви, которая так мне нужна, значит, у меня ничего не осталось»
(женщина, сорок пять лет, конец XX века)

Часто мотивы комбинируются, сочетаются друг с другом. Хотя не все предсмертные записки легко интерпретировать и говорить о наличии каких-то мотивов. Есть лаконичные, короткие послания, из которых сложно что-либо понять (конец XIX – начало XX века): «Хочется съездить на тот свет», «Пора сыграть в ящик». Или необычные записки, содержащие экзистенциальные размышления:

«Чувства, пережитые на вершине скалы у водопада Кэгон: Мир слишком велик и история слишком долга, чтобы их могла оценить такая кроха, как существо ростом в пять футов… Истинная природа всего сущего выходит за рамки понимания. Я решил умереть с этой мыслью… Теперь, на вершине скалы, я больше не испытываю тревоги»
(Ми-сао Фудзимура, 1903 год)

Сочинение предсмертной записки может быть спонтанным решением, когда она пишется быстро, на первом попавшемся под руку клочке, а может осмысляться в течение продолжительного времени. Анатолий Кони, российский юрист конца XIX века, написавший труд «Самоубийства в законе и в жизни», приводит следующий пример: «Провинциальная артистка Бернгейм, двадцати двух лет, отравляется кокаином и в письме к брату подробно описывает постепенное ощущение, „когда душа отлетает под влиянием яда“, и оканчивает письмо недописанной фразой: „А вот и кон…“». Тем не менее чаще встречаются короткие предсмертные послания, написанные на листе, вырванном из блокнота:

«Не вините никого: тернистый путь жизни стеснял мне дорогу, я старался освободиться, но напрасно. Теперь не хочу больше идти и не могу»
(учитель, конец XIX – начало XX века)

Традиционно для предсмертных писем используется бумага, но есть и исключения: записки самоубийц находят и на случайных предметах - обрывках обёрточной или туалетной бумаги, бланках рецептов, поверхности скатерти стола или даже коже. В далеко не позитивном смысле социальные медиа становятся всё более популярными средствами для публикации предсмертных посланий родным, друзьям и многим другим людям.

«У всех, кто меня знал, прошу прощения, но Омаха меня изменила и перепахала, а школа, куда я теперь хожу, ещё хуже. Вы услышите о том зле, что я натворю, но меня до этого довела чёртова школа. Я хочу, чтобы вы меня помнили за то, кем я был до этого. Я знаю, что сильно повлиял на жизни семей, которые я разрушил, мне очень жаль. Прощайте»
(предсмертная записка американского старшеклассника, опубликованная им на странице в Facebook, 2011 год)

Альбер Камю писал: «Есть лишь одна по-настоящему серьёзная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить - значит ответить на фундаментальный вопрос философии… Таковы условия игры: надо дать ответ». Это хороший философский вопрос, но в повседневной жизни люди не склонны останавливаться и находить место и время, чтобы подумать над ответом. Только для самоубийц - тех, кто решает, что игра не стоит свеч, - поиск решения становится значимым. И разве в своих записках они не ищут причин, которые смогли бы опровергнуть ценность жизни с её бесконечными страданиями? Их можно понять. Но результат прочтения предсмертного письма может оказаться парадоксальным: благодаря сопереживанию читатели задумываются над главной философской проблемой: для чего мы существуем и как нам следует прожить жизнь.

Всегда тяжело читать предсмертные записки, еще страшнее - предсмертные записки странных и неординарных людей. Это письмо как раз из таких. Дальнейшая судьба автора нижеприведенной исповеди точно неизвестна. По некоторым данным - он покончил с собой, иные источники утверждают, что он просто пропал без вести. Я привожу текст без каких либо исправлений и добавлений. Честно сказать, читать очень трудно. Слов больше нет.

___________________________

Я пишу это твердой рукой. Настолько твердой, что на бумаге после соприкосновения с карандашом остается мелкая грифельная крошка. Я до сих пор не знаю, смогу ли выразить что-то, но непонятное мне самому упорство заставляет неровные буквы вырисовываться на шероховатой бумаге.

Я – обычный человек. Больших определений я сам ни от кого никогда не требовал, больше мне нечего рассказать про себя. Обычный человек, такой же, как и все вокруг. Вряд ли кого-то заинтересуют автобиографические описания, не в них суть. Мне нужно сказать совсем о другом.

Почему-то у многих людей есть свойство, желание, переросшее в потребность, - рассказывать другим о своей боли. Какие только определения, причудливые и замысловатые, ни порождает человеческое сознание для того, чтобы описать, выдавить из себя это разъедающее плоть чувство. Многие разрывают себя, словно мешок, полный старых сломанных вещей, непонятных бесформенных предметов, скомканных бумажек, разноцветных перепутавшихся ниток, для того, чтобы найти то самое нечто, которое, остро переливаясь в дневном свете, выразит глубину и суть боли. Почему-то все полагают, что это обязательно нужно, передать другому свои страдания в точности. Наивно надеяться, что хоть сотую долю чужих ощущений может почувствовать посторонний. Но, даже понимая это, человек говорит и говорит, складывает слова, бьется. Ради чего? Чтобы размножить свои мучения в своем ближнем?

Я вижу боль. Нет-нет, не поймите меня неверно. Я вижу не страдания, не результат и следствие, а саму боль, то, что причиняет мучение, то, что «режет», «колет», «тянет», «душит», издевается над человеческим телом. Ту самую субстанцию, которую называют человеческой карой и наказанием.

Вы мне не верите и спрашиваете, как это может быть? Я попытаюсь рассказать. Трудно определить, где лежит начало того, что заставило меня писать теперь о боли. Всю жизнь я любил приглядываться к людям, пытался угадать их мысли по выражению лица, по блеску в глазах, по переплетению пальцев. Чем больше я смотрел, тем глубже проходил мой взгляд, пока я не увидел это. Это возникло передо мной как-то совсем привычно и обыденно, это не испугало и не оттолкнуло меня, это со мной и по сей день. Мне тяжело выходить на улицу, сталкиваться с людьми, потому что каждый раз я вижу то, чего не замечают остальные. Только представьте себе это, и вам станет намного яснее, о чем я говорю: вы садитесь напротив миловидной девушки, смотрите ей в глаза, но вместо выразительного взгляда наталкиваетесь на боль. В глаза девушки воткнуты сотни иголок, они вошли до середины, причиняя ей страдания. Жутко видеть человека с двумя белоснежно-острыми ежами вместо глаз. Это – боль.

Мужчина, мирно беседует со своей спутницей, порой улыбчиво прищуривая один глаз, что заставляет маленькие морщинки задорно бегать по его лицу. Но опустить взгляд ниже, и боль снова покажет свое уродливое присутствие. В его груди (как я полагаю, это легкие) разрастается нечто похожее на черный мох, который готов вонзить в человеческую плоть свои острые корешки. Тот мужчина еще не знает об этом, он беззаботно улыбается и ухаживает за дамой, но совсем скоро корни войдут в него и боль начнет полосовать его грудную клетку.

Когда-то я пытался подходить к таким людям, предостерегать их. Надо мной смеялись, принимали за пьяницу или умалишенного. И такая их реакция вполне понятна и объяснима. Я, как обычный человек, думал бы примерно так же.

Многие годы я смотрел на уродства, в которые превращает невидимая глазу субстанция человеческие тела, я примерно научился различать болезни по их проявлениям. Казалось бы, мое умение могло быть полезно для медицины, но ученые никогда бы не восприняли всерьез мои слова, найдя их антинаучными и бездоказательными. Я бы получил репутацию экстрасенса, но я – обычный человек, такой же, как вы, просто однажды приглядевшийся к людям.

Устав смотреть и ужасаться болью, я бросил все, что имел до этого, нашел работу в небольшой школе, надеясь увидеть там меньше картин человеческих мучений. В действительности мои надежды не оправдались: гораздо страшнее наблюдать, как боль разрастается в совсем еще юных телах беззащитных и ничего не подозревающих детей.

Вы, должно быть, думаете, что я не в своем уме или выдумываю черные шутки. Поверьте, так думаете не только вы. За мной давно следят и, как я полагаю, мне уже взбивают подушку в одном из желтых домов. И, увы, я ничем не смогу доказать то, что все сказанное мной – правда. Мне остается лишь только продолжить и успеть сказать как можно больше.

Многим людям страшно смотреть на раненых, некоторых пугает кровь. И все это потому, что в такие моменты не только я, но и остальные начинают если не видеть, то физически ощущать присутствие боли. Кажется, еще один короткий взгляд – и остальные тоже увидят эту черную живую массу, невиданную и непознанную субстанцию, но в последний момент люди отводят глаза.

Я никогда не задумывался о религии, и с Богами я не столь близко знаком. Все религиозные верования и стоящие за ними духовные громады существовали всегда где-то вне моей плоскости, и у нас не было точек соприкосновения. Но твердое убеждение, что есть нечто более высокое и сильное, чем человек, кажется, родилось вместе со мной. Теперь я ловлю себя на мысли, что эта самая боль гораздо сильнее плоти, но верить в то, что это и есть более совершенное нечто моя душа отказывается. Я не знаю, что такое душа, не спрашивайте меня. Я не могу дать определение столь часто употребляемому мной слову «нечто». Я слишком обычен для этого. Видимо, моя обычность не дает понять, зачем же все-таки именно я разглядел суть боли. Знание никогда не дается просто так, но я никак не смог им воспользоваться. Потому я выразил все в этом письме – это все, что мне оставалось. Судьбу данной рукописи я и сейчас могу четко представить: она заваляется в каком-нибудь ящике письменного стола, а потом ее выбросят, приняв за ненужный карандашный черновик. Но если все же этим словам найдется когда-нибудь внимательный читатель, задумайтесь. Счастливцы.

Прощайте.

Обычный человек.

О суицидах в нашей стране говорят неохотно. В последнее время специалисты, в основном, ссылаются на данные статистики: мол, количество суицидов в нашей стране уменьшается. Но в целом показатель по-прежнему очень высок (22,9 случая на 100 тыс. населения), и Беларусь в по количеству суицидов.

О причинах можно говорить бесконечно. Но серьезный факт, который привлекает внимание специалистов: большинство самоубийств в нашей стране связаны с алкоголем. На это указал анализ предсмертных записок, которым занимался эксперт в области суицидологии, доцент кафедры психиатрии и наркологии Белорусской медицинской академии последипломного образования, кандидат медицинских наук Евгений Ласый. Журналист TUT.BY пообщался с экспертом и ознакомился с результатами исследования.

Приятным чтение предсмертных записок не назовешь. Евгений Валерьевич говорит, что даже ему, специалисту, это далось нелегко: процесс вызывает много эмоций - от сопереживания и жалости до гнева. Эмоции, которые приходится испытывать, - отражение ситуации, в которой находился человек, то есть - объект для исследования. "Если я злюсь, это значит, человек злился в момент написания, или кто-то на него злился так же, как и я" . А вообще Евгений Ласый утверждает, что даже такая работа может стать источником для собственного развития: все зависит от того, как перерабатывать эмоции.

В мире анализировать предсмертные записки стали еще в 30-е годы прошлого века. В принципе, с ними связано много иллюзий, говорит специалист. Кажется, что из последних строчек, написанных человеком, можно узнать нечто важное, что из других источников почерпнуть уже невозможно. На самом деле информацию даже после смерти человека можно взять и из других источников - родные, знакомые, прокурорские документы и пр.

В нашей стране решение анализировать предсмертные записки созрело совсем недавно. С целью выработки тактики профилактики суицидов прокуратура стала отсылать в Минздрав из некоторых регионов Беларуси протоколы расследования по факту суицидов с копиями предсмертных записок. Эти материалы и были переданы на кафедру психиатрии и наркологии БелМАПО.

Вряд ли стоит думать, что попавшие на стол специалисту записки и протоколы уникальны. Скорее всего, они отражают общую картину суицидов по Беларуси. Поэтому ознакомиться с данными интересно. Кстати, в СМИ результаты исследования, несмотря на относительную давность проведения, не появлялись.

Емкие цифры

Надо сразу оговориться, что выборка формировалась в случайном порядке, она может не давать повода для широких обобщений, но сообщает о тенденциях.

Средний возраст тех, кто покончил жизнь самоубийством - 44 года (больше всего суицидентов оказалось в возрасте 36-45 лет). Большинство суицидов среди женщин пришлось на 46-55 лет.

Подавляющее большинство покончивших с жизнью - мужчины: 83%!

Львиная доля суицидов была совершена путем повешения - 77%. Второй по частоте способ покончить с жизнью - падение с высоты (9%), третий - выстрел из огнестрельного оружия (свойственно только мужчинам, все случаи - из охотничьего ружья). "Способы свести счеты с жизнью зависят от степени индустриализации и законов, принятых в стране, - рассказывает Евгений Ласый. - В США первый способ суицида - огнестрельное ранение, потому что в большинстве штатов разрешено оружие. В Китае, где доминирует сельское хозяйство, один из самых частых методов суицида - отравление пестицидами. Кстати, по данным Всемирной организации здравоохранения одна треть всех смертей от суицидов в мире приходится на счет отравления пестицидами. А у нас, как и в России, в Литве, Украине, повешение, думаю, распространено потому, что это самый простой и доступный способ - ничего не надо придумывать".

В большинстве случаев (92%) самоубийство совершалось по месту проживания (в домах, квартирах, подсобных помещениях во дворе дома, приусадебных участках).

Наибольшее (29%) количество смертей приходится на дневное время: между 12 и 18 часами, наименьшее (13,5) - на вечернее: 18-24 часа.

В более чем половине случаев (51%) для написания предсмертной записки использовался стандартный лист (или его часть) бумаги (формата А4, тетради, блокнота), в 32% запись была сделана на случайном носителе (бланк рецепта, квитанция, обрывок оберточной или туалетной бумаги, поверхность стола, кусок обоев, на коже тела).

Большинство записок - краткие (36%, 11-30 слов) или средние (35%), 31-90 слов. Наиболее объемные посвящены теме любви (неразделенное чувство к девушке), извинениям (за предполагаемую матерью несправедливость к детям, за "плохую" успеваемость в школе), безнадежности (связанную с соматическими болезнями и алкоголизмом).

О причинах - косвенно

Многим может показаться, что из записки можно с точностью определить причину суицида. Но на самом деле люди очень редко пишут что-то вроде "В моей смерти прошу винить жену" или "У меня неприятности на работе, проштрафовался, проворовался". В основном, рассказывает Евгений Ласый, записка пропитана эмоциями, из которых можно определить, что, скажем, давило на человека (что довело его до тяжелого состояния, темы переживаний) и что стало фактором пуска - тем самым моментом, после которого он стал готов на этот поступок. "Не каждый из тех, кто проворовался, идет и делает с собой что-то. Поэтому можно предположить, что те люди, которые выбирают суицидальный вектор, имеют почву, связанную с определенными личностными особенностями, особенностями психики. Человек может быть в обществе все время мрачным, но люди к этому привыкают. А когда он переживает какой-либо кризис, это событие, которое заметно, и поэтому говорят: "Он "суициднул", потому что… На самом же деле причиной можно назвать скорее депрессию или определенный склад психики".

Можно выявить адресатов. "В записках обычно отражается чувство вины "Извините меня мои дорогие, что я это совершаю". Очень много агрессии, адресованной кому-либо из значимых людей, но в половине случаев - партнеру. Некоторые адресуют свое сообщение следователю, мол, в моей смерти виноват только я сам, никого не трогайте. Много гнева, сожалений, что так-то прожил жизнь: пил, к примеру, беспробудно. А еще очень часто предсмертная записка - это удар. Потому что человек, так или иначе, понимает, как плохо будет тому, кто остался. Помните, Анна Каренина все думала, как будет страдать Вронский. И только в последний момент: а что же я", - рассказывает Евгений Валерьевич.

"С точки зрения базового психологического подхода считается, что суицидальное решение исходит из какой-то глубоко неудовлетворенной потребности человека: любить, общаться, чувствовать себя в безопасности, - рассказывает Евгений Ласый. Такая неудовлетворенность вызывает состояние, которое известный психолог, суицидолог Шнейдман назвал душевной болью. Фактически это разновидность боли, механизмы одни и те же. У человека в депрессии болит душа. И один из способов прервать эту боль - причинить себе вред" . Ни один человек не желает смерти, говорит специалист, люди желают прекращения жизни как способа прекращения страданий. Некоторые в стрессовых жизненных ситуациях плачут, страдают, но переживают - адаптируются. Другие становятся вечно депрессивными и совершают суицидальные попытки - стараются перевести психологическую боль в физическую. Так, если человек видит, что психологически не справляется со стрессом, лучше помочь себе - обратиться к специалисту.

Кстати, анализ показал, что люди, которые на момент самоубийства страдали каким-либо психическим расстройством, в большинстве случаев никогда не обращались за помощью. "Так сложилось из-за стереотипов общества. Душевная боль не считается у нас причиной для обращений к специалисту. Мол, депрессия у всех, у всех жизнь сложная. Поэтому на людях многие держат маску, особенно мужчины, потому что им предписано быть сильными. Женщине же проще - она может поплакаться, пожаловаться подруге. На самом же деле выводить свои эмоции наружу в конструктивной, приемлемой для других форме гораздо лучше, чем прятать их в себе. И не нужно свыкаться с бесконечным плохим настроением: депрессия - это не норма. Душевная боль должна вызывать ничуть не меньше беспокойства, чем физическая" , - говорит специалист.

Кстати, многие кончают с жизнью не только из-за душевной боли, но и из-за физической (23%). Особенно это характерно для возраста 66-75 лет. Это значит, люди не могли больше терпеть проявления болезни, а жить с ней отказались. Это тоже очень важный момент: в цивилизованном мире считается, что люди не должны уходить из жизни из-за боли. Если с ней не справляются простые обезболивающие - есть варианты, о которых можно узнать у лечащего врача.

Рискованные отношения

Непосредственно о причинах суицида можно судить даже скорее не столько из предсмертных записок, сколько из результатов прокурорского расследования.

Более четверти (26%) лиц, умерших в результате суицида, не имели работы, что соответствует представлениям о связи профессиональной дезадаптации с риском суицида. При этом доля безработных мужчин среди суицидентов была больше, чем женщин, что говорит о большей "чувствительности" мужчин к социальной дезадаптации.

Из умерших только у 5% в прошлом были судимости.

Особенно удивляет, что только небольшая часть тех, кто покончил жизнь самоубийством, жили в одиночестве - всего 16%! Большая часть умерших проживали на момент смерти с партнерами. Так ломается стереотип, что к тяжелым переживаниям и, в итоге, самоповреждению более склонны одинокие люди.

По результатам исследования, большая часть суицидов происходила на фоне напряженных отношений с партнером. И вообще, отношения играли важную роль в выборе такого пути: часто ссора становилась последней каплей. "Отношения могут быть подталкивающими - напряженными, когда человека не понимают, не поддерживают, осуждают (и это фактор риска), а могут быть поддерживающими. Кстати, очень часто случается, что в семье не замечают проблемы другого, потому что это невыгодно" , - рассказывает Евгений Ласый.

Как так получается, что происходит в нашем обществе, что самые близкие люди не могут поддержать друг друга в сложной ситуации?! Привычка к осуждению, бесконечной критике, отчужденность?

75% записок имели определенных адресатов. В 32,2% обращение направлялось супруге или супругу (суицидальный акт является следствием нарушенных межличностных отношений, практически всегда ориентирован на объект). Оказывается, взрослые люди, покончившие с собой, рассуждают где-то как дети: как будет плохо родственникам, как они будут плакать и сожалеть о своем поведении.

Стрессовые события и конфликты в отношениях обычно предшествуют суициду. Кстати, напряженная ситуация в семье во многих случаях тесно ассоциировалась со злоупотреблением алкоголем одного из супругов.

Проблема суицидов тесно связана с алкоголем

Анализ предсмертных записок выявил, в общем, где-то ожидаемый факт: подавляющее число случаев суицида ассоциировано с алкоголем: люди либо выпивали перед (накануне) тем, как переступить черту, или вообще пили хронически.

Если человек принял дозу, последний шаг сделать легче (52% мужчин употребляли алкоголь в день или накануне суицида). А если злоупотреблял постоянно… Здесь, конечно, разграничить причину и следствие тяжело: то ли пил, потому что было плохо, то ли стало плохо, потому что пил. В ходе исследования установлено, что в 63% случаев партнерских конфликтов, которые закончились суицидом, напряженные отношения сопровождались употреблением алкоголя.

Так или иначе, данные протоколов расследования ужасают: почти 50% самоубийц при жизни злоупотребляли алкоголем.

"Часто в предсмертных записках отражено чувство вины: человек не мог справиться с зависимостью (17%) и тем самым создавал дисгармонию в семье. Напряженные отношения во многом подтолкнули к суициду" , - рассказывает Евгений Ласый. Для сравнения, гораздо реже упоминаются служебные проблемы (6,3%), нарушенные отношения с родителями (4,2%), уголовное расследование (4,2%).

Кстати, предположительный диагноз синдрома зависимости от алкоголя был выставлен ретроспективно почти у 47% умерших. А вот вывод о наличии на момент суицида депрессивного эпизода сделан только в 37,5% случаев. Это не так и много, тем более что в 13,5% случаев был выставлен диагноз сочетания синдрома зависимости от алкоголя и депрессивного эпизода и/или расстройства личности. Получается, не все пьющие суициденты переживали депрессию. В связи с чем можно говорить о том, что причиной смерти во многих случаях скорее стал алкоголь (а не алкоголизм стал следствием депрессии и причина смерти - депрессия).

А вот, кстати, лиц с предполагаемыми на момент суицида психотическими расстройствами (шизофрения, хроническое бредовое расстройство) оказалось вообще очень мало - только 4%.

Среди тех суицидентов, кто злоупотреблял алкоголем, почти все - мужчины. Из них лишь относительно небольшое количество (17%) состояло на учете у психиатра и нарколога.

Большинство умерших в понедельник (60%), пятницу (62,5%) и воскресенье (62,5%) употребляли алкоголь в день суицида или накануне (то есть, скорее всего, страдали похмельем). В то же время как большинство лиц, совершивших суицид во вторник, среду, субботу и особенно четверг не употребляли алкоголь в день и накануне суицида. Так суициды "выходных дней" совершались по большей части лицами с анамнезом злоупотребления.

В исследовании найдена сильная статистическая связь между фактом употребления алкоголя перед суицидом и сведениями о злоупотреблении алкоголем в принципе. Это дает возможность представить схему суицидального процесса: мужчина и зависимость от алкоголя (базовые факторы риска) - алкогольное опьянение и конфликты с партнером (взаимосвязаны) - агрессивный импульс - аутоагрессивный импульс - суицид . При этом дни риска - те, которые в нашем обществе ассоциированы с частым употребление алкоголя в больших дозах - выходные и близлежащие к ним.

А если убрать веревку?

Евгений Ласый считает, что это поможет. "В большинстве случаев мысль о суициде - не постоянна. Человек ходит депрессивный, но в какой-то момент он становится более суицидальным. И если здесь и теперь случится его встреча с чем-то - крюком под потолком, поездом в метро..." Если бы такой "встречи" не произошло, то самоубийства тоже могло бы не быть.

Экстренная помощь

Поговорить, не осуждать, оказать поддержку, не спорить, быть с ним вместе постоянно, звать кого-нибудь на помощь, тащить к психологу, психиатру, психотерапевту. Контроль средств совершения суицида - ножи, веревка, оружие. Лучше удержать даже насильно. "Потом скажет спасибо", - говорит Евгений Ласый.

Экстренная психологическая помощь "Телефон доверия" в Беларуси

Код Телефон Время работы
Республиканский "Телефон доверия" для наркологических пациентов 8 801 100 21 21 по будням с 9.00 до 17.00 бесплатно
Общенациональная детская линия помощи (работает как телефон доверия для детей и родителей, консультируют квалифицированные психологи и врачи). 8 801 100 16 11

круглосуточно,

бесплатно

Минск:
для взрослых 8 017 290 44 44 круглосуточно
8 017 290 43 70 круглосуточно
для детей и подростков 8 017 246 03 03 круглосуточно
Минский областной клинический центр "Психиатрия - наркология" 8 017 202 04 01 круглосуточная служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия"
Минская область:
Борисов 8 01777 92 62 85 15.00-17.00
Вилейка 8 01771 514 98 8.00-16.00
Молодечно 8 0176 546 44 20.00-8.00
Слуцк 8 01795 553 33 8.00-18.00
Солигорск 8 0174 22 11 22 9.00-16.00
Жодино 8 01775 351 02 13.00-15.00
Брестская область:
Брест 8 0162 40 62 26 круглосуточно
8 0162 20 15 55 круглосуточно
Барановичи 8 0163 41 60 80 9.00-17.00
Витебская область:
Новополоцк 8 0214 53 25 75 8.00-20.00
Полоцк 8 0214 43 22 20 8.00-20.00
Орша 8 0216 21 00 19 8.00-20.00
Витебск 8 0212 43 22 93 круглосуточно
Гомельская область:
Гомель 8 0232 37 91 91 8.00-24.00
Гродненская область:
Гродно 8 0152 170 8.00-24.00
Могилевская область:
Могилев 8 0222 47 31 61 круглосуточно
8 0222 22 26 81 8.00-20.00 (будни)
Бобруйск 8 0225 43 40 24 круглосуточно

По тем или иным причинам эти знаменитые люди решили закончить свою жизнь, совершив самоубийство, и их знаменитые последние слова остались в этих предсмертных записках.

Так же, как они были заметны в жизни, эти знаменитости были заметны в их смерти, что стало шоком для обожающих их поклонников, членов семьи и близких. Эти знаменитые записки стали настолько же известными, как и люди, написавшие их.

Подобно последним словам, сказанным преступниками перед их казнями, эти слова будут последними, о чем помнят эти знаменитости. Некоторые обращались к членам своей семьи, такие как гранд-рокер Курт Кобейн и мексиканская актриса Лупе Велес, в то время как другие больше сосредоточились на себе, например, в заметках, оставленных автором Хантером С. Томпсоном и поэтом Сарой Тисдейл. Другие предсмертные записки или известные последние слова несли в себе очень мало, например, прощание, прозвучавшее от поэта Харта Крейна, прежде чем выпрыгнуть из окна.

Какие знаменитости писали предсмертные записки? Эти люди оставили больше вопросов, чем ответов, когда они решили закончить свою собственную жизнь.

«Я чувствую уверенность, что снова сойду с ума. Я чувствую, что мы не можем пройти через это страшное время, и я не вернусь на этот раз. Я начинаю слышать голоса».

Венди О. Уильямс

«Акт, посвященный моей собственной смерти, - это не то, что я делаю, не думая много. Я не верю, что люди должны вести свою жизнь без глубокого и продуманного размышления в течение значительного периода времени. Что право на это является одним из самых основных прав, которые должен иметь любой человек в свободном обществе. Для меня большая часть мира не имеет смысла, но мои чувства о том, что я делаю, звучат громко и ясно для моего мозга и места, где нет самого себя, только спокойствие. С любовью, Венди».

Джеймс Кит «Будущее - это только старость, болезнь и боль … Я должен успокоиться, и это единственный способ».

Лупе Велез

«Харальд, пусть Бог простит тебя и простит меня, но я предпочитаю отнять свою жизнь и нашего ребенка, прежде чем я выношу его со стыдом. Лупе».

Хантер С. Томпсон

«Нет больше игр. Больше никаких бомб, больше ничего. Больше нет удовольствия. Больше нет. 67. То есть 17 лет от 50. На 17 больше, чем мне нужно. Скучно. Я всегда сержусь. 67. Я становлюсь жадным. Расслабьтесь - это не повредит ».

Хантер С. Томпсон оставил записку под названием «Футбольный сезон закончился» для его жены Аниты. Он застрелился четыре дня спустя в своем доме в Аспене, штат Колорадо, после нескольких недель боли из-за множества физических проблем, которые включали сломанную ногу и замену тазобедренного сустава. В тот момент они разговаривали по телефону.

Курт Кобейн

«Фрэнсис и Кортни, я буду на вашем алтаре. Пожалуйста, Кортни, продолжай двигаться, потому что Фрэнсис в твоей жизни будет намного счастливее без меня. Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ».

Сара Тисдейл

«Когда я мертва, а над мной светлый апрель

Трясет волосы, пропитанные дождем,

Ты должен опереться на меня, растерянный,

Мне все равно.

Ибо у меня будет мир.

Поскольку лиственные деревья - мирные

Когда дождь сгибается по ветру.

И я буду более тихим и холодным сердцем

Чем ты сейчас. ”

«Дорогой мир, я покидаю тебя, потому что мне скучно. Я чувствую, что прожил достаточно долго. Я оставляю тебя с твоими заботами в этой сладкой выгребной яме - удачи».

Кристин Чаббак

«И теперь, в соответствии с политикой канала 40, которая всегда приносит вам последние кровь и кишки, в живом цвете, вы первыми увидите попытку самоубийства».

Кристин Чаббак застрелилась во время прямого эфира.