Об обязанностях крестных. Зачем нужны крестные родители

Для православных крещение - это второе (но в определенном смысле основное) духовное рождение человека, очищение его для последующего существования, своеобразный "пропуск" в рай - Царство Божие. Новопросвещенный человек получает отпущение прежних грехов. Именно поэтому Крещение в ряду всех Таинств является первым таинством и необходимо каждому человеку, ищущему спасение и смысл жизни.

Кто такие крестные родители?

Таинство крещения - особенный обряд. Это очищение души и духовное рождение человека. По традиции Церкви младенца следует крестить на восьмой или на сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния - двух главных условий соединения с Богом, нельзя. Поэтому им назначаются крестные родители, которые берут на себя обязательство воспитывать крестников в духе православия. Так что к выбору крестных родителей стоит подойти со всей ответственностью. Ведь по идее они должны стать для вашего малыша второй мамой и вторым папой.

Как выбрать крестных родителей?

Выбирая крестного для вашего малыша, найдите человека, которому вы всецело доверяете. Это могут быть ваши близкие друзья или родственники, с которыми вы постоянно поддерживаете хорошие отношения. Согласно церковной традиции, если что-то случится с родителями, крестные обязаны заменить их крестнику.

Крестным может быть только по-православному верующий человек, способный дать отчет в своей вере. Собственно, мальчику нужен только крестный отец, а девочке - только крестная мать. Но по древней русской традиции приглашают и того, и другого. По вашему желанию их может быть двое, четверо, шестеро...

По законам Православной Церкви восприемниками (крестными) не могут быть:

    родители не могут быть крестными своего ребенка;

    муж и жена крестными одного младенца;

    дети (по указам Св. Синода 1836-1837 гг. крестный отец должен быть не моложе 15 лет, а крестная мама не моложе 13 лет), потому что они еще не способны ручаться за веру крещаемого, да и сами недостаточно знают законы православия;

    люди безнравственные и безумные: первые потому, что они самим образом жизни не заслуживают быть крестными, а вторые - потому, что по болезни не способны ни ручаться за веру крещаемого, ни учить его вере;

    неправославные - восприемниками православных.

Какие обязанности у крестных родителей

К сожалению, далеко не каждый крестный родитель представляет себе, почему именно так называется его новая "должность". Посещать крестника и дарить подарки ко дню ангела или рождения, конечно, хорошо. Однако далеко не самое главное. Забота о подрастающем крестнике включает в себя многое.

В первую очередь, это молитва о нем. Научитесь обращаться к Богу раз в день - перед сном. Это на самом деле совсем не сложно. Просите у Господа здравия, спасения, помощи в воспитании ваших собственных детей, благополучия крестников, родственников. Полезно будет вместе с малышом освоить тропинку к храму, в церковный праздник сводить его к причастию. Прекрасно было бы проводить развивающие игры с малышом, читать ему книги. Например, детскую Библию любят читать многие взрослые. В ней доступно описаны все основные события Священной Истории.

Кроме того, крестные могут существенно облегчить жизнь молодым мамочкам, которым трудно найти время для занятий с малышом. Если каждый в силу своих возможностей проведет свободные часы в общении с ребенком, то сам получит от этого удовольствие.

Внешний вид крестных родителей

На обряде восприемники (это еще одно название крестного), должны прийти с освященными в церкви нательными крестиками. В традициях славянских народов в храме у женщин всегда были покрытая голова и платье ниже колен с закрытыми плечами (исключение могут составлять маленькие девочки). Не стоит одевать туфли на высоком каблуке, так как обряд крещения длится от 30 минут до 2 часов и большую часть времени придется стоять с ребенком на руках. Что касается мужчин, то к их одежде требований не предъявляется, но от шорт и маек лучше воздержаться. В церкви такой наряд будет выглядеть неуместно.

Пусть старые добрые порядки не станут для вас обременительны, ведь ваши красивые брюки и новую модную стрижку можно будет продемонстрировать в других местах. В церкви лучше не привлекать к себе внимания, сосредоточившись на цели своего прихода.

Подготовка к обряду

В настоящее время обряд совершается преимущественно в храмах. Только в исключительных случаях, если, допустим, ребенок сильно болен, таинство может проводиться на дому или в больнице. Тогда для совершения обряда обязательно отводится отдельная чистая комната.

Чтобы крестить малыша, надо прежде всего выбрать церковь. Пройдитесь по храмам, прислушайтесь к своим ощущениям. Но учтите, что крещение не всегда совершается непосредственно в церкви. В большинстве соборов есть крещальня (или баптистерия) - это отдельное помещение на территории церкви, специально приспособленное для этого обряда. В больших храмах крещение обычно проходит довольно пышно и торжественно. Но, возможно, кому-то по душе придется уединенная и спокойная обстановка маленьких церквей. Пообщайтесь с батюшкой или с послушницами, они подробно расскажут вам о том, как происходит обряд крещения в данной церкви.

Как выбрать день крещения?

Какого-то церковного установления Крещения на сороковой день нет, это связанно в первую очередь с тем, что до сорокового дня Церковь удерживает женщину-родительницу от вхождения в храм по причине ее послеродовых немощей и истечений, которые в это время у нее бывают. И первое после перерыва вхождение матери в храм сопровождается чтением особых очистительных молитв, до прочтения которых она не должна присутствовать на богослужениях.

Но непосредственно ко дню крещения не нужно относиться буквально, можно крестить младенца чуть позже, чуть раньше. И сейчас иногда по желанию родителей крестят ребенка до сорокового дня, особенно, когда есть хоть какая-то опасность здоровью ребенка (крещение в таком случае рассматривается как защитный обряд).

В древности совершение таинства чаще всего приурочивали к величайшим христианским праздникам, например к Пасхе. Но постепенно крещение превратилось в семейный праздник. И сейчас, наоборот, обряд проводится практически каждый день, за исключением таких больших церковных праздников, как Рождество, Пасха, Троица. В эти дни церкви обычно переполнены и священники советуют перенести обряд. В большинство храмов можно приходить без предварительной записи. Обычно таинство крещения начинается в 10 часов, сразу после службы. Правда, в этом случае велика вероятность, что кроме вас будут крестить еще несколько человек и вам придется или подождать, или вас будут крестить вместе с другими. Гораздо удобнее за одну-две недели договориться с батюшкой, который будет совершать таинство, на конкретную дату и время. Тогда вашего малыша будут крестить первым и в гордом одиночестве. Кроме того, выбирая день крещения, постарайтесь, чтобы он не попал на критические дни крестной мамы. Дело в том, что в этот период женщине нельзя прикладываться к святыням: целовать крест, иконы, а лучше вообще не заходить в храм.

Подготовка крестных к обряду крещения

Если вы хотите соблюсти все правила - начинайте подготовку к обряду заранее. Крестным нужно сходить в церковь исповедаться, покаяться в своих грехах и причаститься. Желательно (но не обязательно) попоститься три-четыре дня до обряда. А вот в день крещения, так же как и перед причастием, крестным родителям нельзя принимать пищу и заниматься сексом. Хотя бы один из родителей должен знать наизусть молитву "Символ Веры". Как правило, при крещении девочки "Символ Веры" читает крестная мать, а при крещении мальчика - отец.

И еще один момент: по негласному правилу, крестные родители берут на себя все расходы по крещению. В некоторых церквях нет официальных расценок, считается, что после совершения обряда крестные и приглашенные вносят пожертвования кто сколько может. Эти затраты не обязательны и их размер нигде не оговаривается. Но обычай, как правило, соблюдается.

По церковному обычаю, крестная мать покупает крыжму или "ризку". Это специальная ткань, или просто полотенце, в которое ребенка заворачивают, когда вынимают из купели. Кроме этого, крестная дарит крестильную рубашку и чепчик с кружевами и ленточками (для мальчика - с голубыми, для девочек - соответственно, с розовыми). Крестильную рубашку хранят всю жизнь. Полотенце, по обычаю, не стирают после крещения ребенка, а используют, если ребенок заболел.

Крестный папа, опять же по обычаю, покупает крестильный крестик и цепочку. Некоторые считают, что крестик и цепочка должны быть золотыми, некоторые - серебряными, а кто-то придерживается мнения, что маленькие дети должны носить крестик на ленточке или веревочке.

Какие молитвы нужно знать?

Каждому сознательному христианину необходимо знать основные молитвы: "Отче наш", "Богородице Дево", "Символ веры". Во время крещения крестные произносят молитву "Символ веры" за малыша. Все эти молитвы есть в кратком молитвослове, который по желанию можно купить в церковной лавке.

Что принести в храм?

Как уже было сказано, крещение - это рождение в новую безгреховную жизнь. Воспринимая новокрещаемого от святой купели, крестные родители принимают абсолютно чистое, не имеющее греха существо. Символом такой чистоты служит белая одежда - крыжма, которую приносят в храм вместе с крестиком на цепочке или ниточке. Кто должен купить крестик, а кто цепочку, пусть крестные решат сами. В конце обряда батюшка освятит их и наденет малышу.

Крыжмой для маленького ребенка послужит ажурная пеленочка, крестильная рубаха или новое, не побывавшее еще в стирке, полотенце.

Что происходит во время таинства крещения?

Священник, крестные родители и ребенок являются основными участниками таинства. По древним обычаям мама и папа ребенка не должны присутствовать при совершении таинства. Хотя в последнее время церковь более лояльно относится к этому запрету и позволяет отцу, а иногда и матери младенца после произнесения специальной молитвы наблюдать обряд вместе с приглашенными.

На протяжении всего обряда восприемники стоят рядом с батюшкой и один из них держит крещаемого на руках. Перед совершением обряда священник в белых одеждах обходит крещальную комнату или храм и читает три молитвы. После чего он просит крестных и крестника повернуться лицом на запад - символически это обитель сатаны. И, обращаясь к крещаемому, задает несколько вопросов.

Вопросы и ответы повторяются трижды. После этого крестные должны прочесть "Символ Веры" - это краткое изложение основ христианской веры, которое все православные должны знать наизусть. Затем происходит миропомазание. Обмакнув кисточку в сосуд с мирой, священник помазывает крестообразно лоб, глаза, ноздри, рот, уши, грудь, руки и ноги крещаемого. И при каждом помазании произносит: "Печать дара Духа Святого. Аминь". Крестные родители вместе со священником повторяют: "Аминь".

После миропомазания с головы состригается прядь волос, которая остается в храме как залог посвящения и символ жертвенности Богу. Если ребенка крестят в холодное время года или раздеть его не позволяют условия (низкая температура в крестильной), освободите ручки и ножки малыша заранее.

Потом священник забирает у них ребенка и совершает непосредственно обряд крещения - троекратное погружение крещаемого в купель. Если в крестильном помещении тепло, то, скорее всего, вашего кроху будут окунать голеньким. Но когда в храме холодно, обнажают только шею, руки и ступни для помазывания. Затем один из крестных принимает младенца из рук священника. Именно поэтому крестных родителей еще называют восприемниками. Считается, что, приняв малыша на руки после обряда, родители берут на себя обязательство всю жизнь воспитывать крестника в православном духе и держать ответ за это воспитание на Страшном Суде. Если они не смогут часто видеться со своим крестником, то должны хотя бы упоминать его в своих ежедневных молитвах.

тПМШ ЛТЕУФОЩИ ТПДЙФЕМЕК Х РЕТЧЩИ ИТЙУФЙБО ОЕЧПЪНПЦОП РПОСФШ, ОЕ ЪОБС ХУМПЧЙК, Ч ЛПФПТЩИ ПОЙ ЦЙМЙ.

УПЗМБУОП ЙНРЕТБФПТУЛЙН ЬДЙЛФБН, ИТЙУФЙБОУФЧП ВЩМП РПУФБЧМЕОП ЧОЕ ЪБЛПОБ ЛБЛ ЧТЕДОБС УЕЛФБ. рТЙПВЭЕОЙЕ ЛПЗП-МЙВП Л ЧЕТПХЮЕОЙА, ЛПФПТПЕ ПФТЙГБМП ВПЦЕУФЧЕООПУФШ РТБЧСЭЕЗП бЧЗХУФБ Й ЪБРТЕЭБМП РТЙОПУЙФШ ПВЭЕПВСЪБФЕМШОЩЕ ЦЕТФЧЩ ВПЗБН Й ЙЪПВТБЦЕОЙСН ЙНРЕТБФПТБ, ТБУУНБФТЙЧБМПУШ ЛБЛ ЗПУХДБТУФЧЕООПЕ РТЕУФХРМЕОЙЕ Й РТЕУМЕДПЧБМПУШ РП ЪБЛПОХ ПВ ПУЛПТВМЕОЙЙ ЧЕМЙЮЙС ЙНРЕТБФПТБ.

ДМС ТЙНУЛЙИ ИТЙУФЙБО ВЩМП ЧБЦОП ФБЛПЕ ОБУФБЧМЕОЙЕ Й ЧПУРЙФБОЙЕ ОПЧПЛТЕЭЕОЩИ, ЛПФПТПЕ РПНПЗМП ВЩ ЙН УФБФШ ОБУФПСЭЙНЙ ЮМЕОБНЙ гЕТЛЧЙ. пУПВХА УМПЦОПУФШ УЙФХБГЙЙ РТЙДБЧБМП ФП ПВУФПСФЕМШУФЧП, ЮФП, Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ВПМЕЕ РПЪДОЙИ ЧТЕНЕО, ПУОПЧОХА ЮБУФШ ЛТЕУФЙЧЫЙИУС УПУФБЧМСМЙ ОЕ НМБДЕОГЩ, Б ЧЪТПУМЩЕ МАДЙ, РТЙИПДЙЧЫЙЕ Л ЛТЕЭЕОЙА УПЪОБФЕМШОП. ьФП РПОХЦДБМП ИТЙУФЙБО УПИТБОСФШ ДМС ОЙИ ДМЙФЕМШОЩК УТПЛ ПЗМБЫЕОЙС ДМС ХУЧПЕОЙС УХФЙ ЧЕТПХЮЕОЙС Й РПНПЗБФШ ЙН, ХДЕТЦЙЧБС ПФ УПНОЕОЙК Й ПФУФХРМЕОЙК.

Ч ДПНБИ УПУФПСФЕМШОЩИ ТЙНМСО ЦЙМЙ ДПНБЫОЙЕ ТБВЩ - РТЙУМХЗБ, ЧПУРЙФБФЕМЙ, ЛПТНЙМЙГЩ ДЕФЕК. жБЛФЙЮЕУЛЙ ПОЙ ВЩМЙ НМБДЫЙНЙ ЮМЕОБНЙ УЕНШЙ, РТЙЮБУФОЩНЙ ЛП ЧУЕН ЕЕ ДЕМБН. уТЕДЙ ОЙИ РПУФЕРЕООП ТБУРТПУФТБОСМПУШ ИТЙУФЙБОУФЧП, Й ДМС ЮЕМПЧЕЛБ, РТЙЧСЪБООПЗП Л ДЕФСН, ВЩМП ЕУФЕУФЧЕООП РЩФБФШУС УРБУФЙ ТЕВЕОЛБ ДМС ВХДХЭЕК ЦЙЪОЙ. ьФП ДБМП ПУОПЧБОЙЕ ДМС ФБКОПЗП ПВХЮЕОЙС ДЕФЕК ПУОПЧБН ИТЙУФЙБОУЛПК ЧЕТЩ Й ЙИ ЛТЕЭЕОЙС МАДШНЙ, ОЕ УПУФПСЭЙНЙ У ОЙНЙ Ч ЛТПЧОПН ТПДУФЧЕ. ьФЙ МАДЙ УФБОПЧЙМЙУШ ЙИ ЧПУРТЙЕНОЙЛБНЙ, ЛТЕУФОЩНЙ ТПДЙФЕМСНЙ.

РТЙ ЛТЕЭЕОЙЙ ЧЪТПУМПЗП ЧПУРТЙЕНОЙЛ ВЩМ УЧЙДЕФЕМЕН Й РПТХЮЙФЕМЕН ЪБ УЕТШЕЪОПУФШ ОБНЕТЕОЙС Й ЪБ РТБЧХА ЧЕТХ ЛТЕЭБЕНПЗП. рТЙ ЛТЕЭЕОЙЙ НМБДЕОГЕЧ Й ВПМШОЩИ, МЙЫЕООЩИ ДБТБ ТЕЮЙ, ЧПУРТЙЕНОЙЛЙ ДБЧБМЙ ПВЕФЩ Й РТПЙЪОПУЙМЙ уЙНЧПМ ЧЕТЩ. 54-Е РТБЧЙМП лБТЖБЗЕОУЛПЗП УПВПТБ РТЕДХУНБФТЙЧБМП: "вПМСЭЙЕ, ЛПФПТЩЕ ЪБ УЕВС ПФЧЕЭБФЙ ОЕ НПЗХФ, ДБ ВХДХФ ЛТЕЭБЕНЩ ФПЗДБ, ЛПЗДБ, РП ЙИ ЙЪЧПМЕОЙА, ЙЪТЕЛХФ УЧЙДЕФЕМШУФЧП П ОЙИ ДТХЗЙЕ, РПД УПВУФЧЕООПА ПФЧЕФУФЧЕООПУФША".

Ч ТБЪЧЙФЙЕ 83-ЗП Й 72-ЗП РТБЧЙМ лБТЖБЗЕОУЛПЗП УПВПТБ фТХММШУЛЙК УПВПТ Ч 84-Н РТБЧЙМЕ ХУФБОПЧЙМ, ЮФП ОБКДЕООЩЕ ДЕФЙ, П ЛТЕЭЕОЙЙ ЛПФПТЩИ ОЕФ ДПУФПЧЕТОЩИ УЧЕДЕОЙК, ФБЛЦЕ ДПМЦОЩ ВЩМЙ ВЩФШ ЛТЕЭЕОЩ. ч ЬФПН УМХЮБЕ ЧПУРТЙЕНОЙЛЙ УФБОПЧЙМЙУШ ЖБЛФЙЮЕУЛЙ ОБУФБЧОЙЛБНЙ ДЕФЕК.

РЕТЧПОБЮБМШОП Ч ЛТЕЭЕОЙЙ ХЮБУФЧПЧБМ ФПМШЛП ПДЙО ЧПУРТЙЕНОЙЛ: РТЙ ЛТЕЭЕОЙЙ ЦЕОЭЙОЩ - ЦЕОЭЙОБ, НХЦЮЙОЩ - НХЦЮЙОБ. чРПУМЕДУФЧЙЙ ОБ ЛТЕЭЕОЙЕ ВЩМБ ТБУРТПУФТБОЕОБ БОБМПЗЙС У ЖЙЪЙЮЕУЛЙН ТПЦДЕОЙЕН: Ч ОЕН УФБМЙ ХЮБУФЧПЧБФШ ПДОПЧТЕНЕООП ЛТЕУФОЩК ПФЕГ Й ЛТЕУФОБС НБФШ.

ГЕТЛПЧОЩЕ РТБЧЙМБ (Й Ч РПМОПН УПЗМБУЙЙ У ОЙНЙ - ЗТБЦДБОУЛЙЕ ЪБЛПОЩ РТЙОСЧЫЕК ИТЙУФЙБОУФЧП йНРЕТЙЙ) ОЕ ДПРХУЛБМЙ ДП ЧПУРТЙЕНОЙЮЕУФЧБ ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ ТПДЙФЕМЕК ЛТЕЭБЕНПЗП (МАДЕК Й ВЕЪ ФПЗП ДМС ОЕЗП ВМЙЪЛЙИ), НБМПМЕФОЙИ (МАДЕК, ОЕ УРПУПВОЩИ РП ЧПЪТБУФХ ПУХЭЕУФЧМСФШ ДХИПЧОПЕ ОБУФБЧОЙЮЕУФЧП) Й НПОБИПЧ (МАДЕК, ПФТЕЫЙЧЫЙИУС ПФ НЙТБ).

Ч тПУУЙЙ XVIII-XIX ЧЕЛПЧ Ч ДЕТЕЧОСИ ДЕФЕК ЛТЕУФЙМЙ ЧП НМБДЕОЮЕУФЧЕ УРХУФС ОЕУЛПМШЛП ДОЕК, ТЕЦЕ - ОЕДЕМШ ПФ ТПЦДЕОЙС. рПУМЕДОЕЕ ВЩМП УЧСЪБОП ОЕ У ЛБЛЙНЙ-ФП ПУПВЩНЙ ПВЩЮБСНЙ, Б, ОБРТЙНЕТ, У ХДБМЕООПУФША ДЕТЕЧОЙ ПФ ИТБНБ.

ЛБЛ РТБЧЙМП (ЙУЛМАЮЕОЙС ВЩМЙ ЛТБКОЕ ТЕДЛЙ), Ч ЛТЕЭЕОЙЙ ДЕФЕК ХЮБУФЧПЧБМЙ ЧПУРТЙЕНОЙЛЙ. йИ УФБТБМЙУШ ЧЩВЙТБФШ УТЕДЙ ИПТПЫП ЪОБЛПНЩИ МАДЕК, ЮБЭЕ - ТПДУФЧЕООЙЛПЧ.

УТЕДЙ УМБЧСОУЛЙИ ОБТПДПЧ, Ч ФПН ЮЙУМЕ Й УТЕДЙ ТХУУЛЙИ, ПЮЕОШ ВЩУФТП ТБУРТПУФТБОЙМУС ПВЩЮБК ЙНЕФШ ПДОПЧТЕНЕООП ЛТЕУФОПЗП ПФГБ Й ЛТЕУФОХА НБФШ. пОЙ ДПМЦОЩ ВЩМЙ ВЩФШ УПЧЕТЫЕООПМЕФОЙНЙ, УРПУПВОЩНЙ ПФЧЕФУФЧЕООП ПФОПУЙФШУС Л УЧПЙН ПВСЪБООПУФСН. ч 1836 ЗПДХ уЙОПД ХУФБОПЧЙМ ОЙЦОЙК ЧПЪТБУФОПК РТЕДЕМ ДМС ЛТЕУФОЩИ - 14 МЕФ. рТЙ УПЧЕТЫЕОЙЙ УБНПЗП ФБЙОУФЧБ Ч ПВСЪБООПУФЙ ЛТЕУФОПЗП ПФГБ ЧИПДЙМБ ПРМБФБ ЧУЕИ НБФЕТЙБМШОЩИ ТБУИПДПЧ РП ЕЗП РТПЧЕДЕОЙА Й РПУМЕДХАЭЕЗП РТБЪДОЕУФЧБ, Б ФБЛЦЕ ЪБВПФБ П ЛТЕУФЙЛЕ ДМС НМБДЕОГБ. пФ ЛТЕУФОПК НБФЕТЙ ФТЕВПЧБМПУШ РТЕРПДОЕУФЙ НМБДЕОГХ ТЙЪЛЙ - ФЛБОШ, Ч ЛПФПТХА ЕЗП ЪБЧПТБЮЙЧБМЙ, ЧЩОХЧ ЙЪ ЛХРЕМЙ, ПДЕСМП Й ЛТЕУФЙМШОХА ТХВБИХ.

ЮБУФП ЛТЕУФОЩИ ТПДЙФЕМЕК УФБТБМЙУШ ОБКФЙ УТЕДЙ ЛТПЧОЩИ ТПДУФЧЕООЙЛПЧ, ЛПФПТЩЕ НПЗМЙ ВЩ Ч УМХЮБЕ УНЕТФЙ ТПДЙФЕМЕК ЧЪСФШ ОБ УЕВС ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ЪБ ЧПУРЙФБОЙЕ ДЕФЕК. ьФБ РТБЛФЙЛБ ОЕ ПУХЦДБМБУШ: УЮЙФБМПУШ, ЮФП ТПДУФЧЕООЩЕ ПФОПЫЕОЙС ФПМШЛП ХЛТЕРМСАФУС.

УЧБДЕВОЩК ЗЕОЕТБМ ЙМЙ ЖЕС-ЛТЕУФОБС?

ЛТЕУФОЩК ЙМЙ, ЙОБЮЕ ЗПЧПТС, ЧПУРТЙЕНОЙЛ - ЬФП ЮЕМПЧЕЛ, ЛПФПТЩК ВЕТЕФ ОБ УЕВС ПВСЪБФЕМШУФЧБ РП ГЕТЛПЧОПНХ ЧПУРЙФБОЙА ТЕВЕОЛБ. пО ДБЕФ ЪБ ЛТЕУФОЙЛБ ПВЕФЩ иТЙУФХ, ПФТЕЛБЕФУС ПФ УБФБОЩ, ЮЙФБЕФ уЙНЧПМ ЧЕТЩ ЧП ЧТЕНС фБЙОУФЧБ лТЕЭЕОЙС. рПУМЕ ФПЗП ЛБЛ НМБДЕОГБ ФТЙЦДЩ РПЗТХЦБАФ Ч ЛХРЕМШ, УЧСЭЕООЙЛ РЕТЕДБЕФ ЕЗП ОБ ТХЛЙ ЛТЕУФОПНХ, ЛПФПТЩК Й ЧПУРТЙОЙНБЕФ ЕЗП ПФ ЛХРЕМЙ - РПЬФПНХ "ЧПУРТЙЕНОЙЛ".

ОП ЧПФ фБЙОУФЧП лТЕЭЕОЙС УПЧЕТЫЙМПУШ, ЕЗП ПФРТБЪДОПЧБМЙ, ЦЙЪОШ РПФЕЛМБ ДБМШЫЕ, Й ЮЕТЕЪ ОЕЛПФПТПЕ ЧТЕНС Х ТПДЙФЕМЕК ЛТЕЭЕОПЗП НМБДЕОГБ ЧПЪОЙЛБАФ РТЕФЕОЪЙЙ: "ЛТЕУФОЩК (БС) ОБУ ЪБВЩЧБЕФ" - НБМП ПВЭБЕФУС У ТЕВЕОЛПН, ТЕДЛП ЪЧПОЙФ, ЧРМПФШ ДП ФПЗП, ЮФП ЧППВЭЕ ЙУЮЕЪБЕФ ЙЪ ЦЙЪОЙ ЛТЕУФОЙЛБ. тБУУФТБЙЧБЕФ ДБЦЕ ОЕ ФП, ЮФП ЛТЕУФОЩК ТЕДЛП РПСЧМСЕФУС (ЬФП, ЛПОЕЮОП, ОЕРТЙСФОП, ОП НПЦОП РПОСФШ, ХЮЙФЩЧБС, ОБУЛПМШЛП УЕЗПДОС ЧУЕ ЪБЗТХЦЕОЩ). пВЙДОП ЖПТНБМШОПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л ЧПУРТЙЕНОЙЛХ. оБРТЙНЕТ, ПДОБ ДЕЧХЫЛБ ТБУУЛБЪЩЧБМБ, ЮФП ЕК Ч ЛТЕУФОЩЕ ПФГЩ РТЙЗМБУЙМЙ БЧФПТЙФЕФОПЗП ДМС ОЙИ ЧПГЕТЛПЧМЕООПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, ОП ЪБ ЧУА ЦЙЪОШ ПО ФБЛ Й ОЕ РЩФБМУС ОБМБДЙФШ У ОЕК ЛПОФБЛФБ. пДОБЦДЩ ДБЧОП Ч ДЕФУФЧЕ ПО РПДБТЙМ ЕК ВХЛЕФЙЛ ГЧЕФПЧ - ЬФП ЕЕ ЕДЙОУФЧЕООПЕ ЧПУРПНЙОБОЙЕ П ОЕН. лПОЕЮОП, ЛТЕУФОЩК НПМЙМУС ЪБ ОЕЕ - ЬФБ ПВСЪБООПУФШ ЧПУРТЙЕНОЙЛБ РТЙ МАВЩИ ПВУФПСФЕМШУФЧБИ, - ОП ТЕВЕОЛХ ЬФПЗП ВЩМП СЧОП ОЕДПУФБФПЮОП.

ЗПЧПТС ПВ ПВСЪБООПУФСИ ЛТЕУФОПЗП, ФТХДОП РЕТЕЮЙУМЙФШ: НПМ, ДПМЦЕО ЧЩРПМОСФШ ФП-ФП Й ФП-ФП. чУЕ - ЛТПНЕ НПМЙФЧЩ - ЪБЧЙУЙФ ПФ УЙФХБГЙЙ. юБУФП ЛТЕУФОЩЕ ЧЙДСФ УЧПА РПНПЭШ ФПМШЛП Ч "ФТБОУРПТФЙТПЧЛЕ" ТЕВЕОЛБ Ч ИТБН Й ПВТБФОП. оП ЕУМЙ ТПДЙФЕМСН ЛТЕУФОЙЛБ ОХЦОБ РПНПЭШ, Б Х ЛТЕУФОПЗП ЕУФШ УЧПВПДОПЕ ЧТЕНС, ФП УИПДЙФШ РПЗХМСФШ У ТЕВЕОЛПН ЙМЙ РПУЙДЕФШ У ОЙН ДПНБ - ДПМЗ МАВЧЙ. нОПЗЙЕ "ТБУЮЕФМЙЧЩЕ" (Ч ИПТПЫЕН УНЩУМЕ ЬФПЗП УМПЧБ) ТПДЙФЕМЙ, ДХНБС П ФПН, ЛПЗП РПРТПУЙФШ УФБФШ ЛТЕУФОЩН, ЧЩВЙТБАФ ЙНЕООП ФБЛЙИ ЧПУРТЙЕНОЙЛПЧ, ОБ ЛПФПТЩИ НПЦОП РПМПЦЙФШУС.

ЛТПНЕ ФПЗП, ЛТЕУФОЩН ОХЦОП РПНОЙФШ, ЛБЛ ЧБЦОП ДМС МАВЩИ ДЕФЕК - ЙЪ ГЕТЛПЧОЩИ Й ОЕГЕТЛПЧОЩИ УЕНЕК - ПЭХЭЕОЙЕ РТБЪДОЙЛБ, ДТХЦЕУЛПЗП ПВЭЕОЙС. оБРТЙНЕТ, ПДОБ НПМПДБС ЦЕОЭЙОБ ЧУРПНЙОБМБ П ФПН, ЮФП Ч ДЕФУФЧЕ ЛТЕУФОБС ЧУЕЗДБ РПУМЕ РТЙЮБУФЙС ЧПДЙМБ ЕЕ Ч ЛБЖЕ "ыПЛПМБДОЙГБ" ЙМЙ ТЩВОЩК ТЕУФПТБО "сЛПТШ". рПУЕЭЕОЙЕ ИТБНБ РЕТЕИПДЙМП Ч ДТХЦЕУЛПЕ ПВЭЕОЙЕ ЪБ РТБЪДОЙЮОЩН УФПМПН, ПФ ЧУЕЗП ЧНЕУФЕ ПУФБМПУШ Ч РБНСФЙ ЧРЕЮБФМЕОЙЕ ЧПМЫЕВОПК УЛБЪЛЙ. лПОЕЮОП, ЬФЙН ПВЭЕОЙЕ ОЕ ПЗТБОЙЮЙЧБМПУШ. лТЕУФОБС Й ЧПЪЙМБ ЕЕ РП НПОБУФЩТСН, Й ЮЙФБМБ ИПТПЫЙЕ ЛОЙЗЙ, ОБРТЙНЕТ оЙЛЙЖПТПЧБ-чПМЗЙОБ (РТЙЮЕН ЙНЕООП УБНБ ЮЙФБМБ ЧУМХИ, Б ОЕ ДБТЙМБ "РТБЧЙМШОХА" ЛОЙЦЛХ ДМС ЗБМПЮЛЙ), Й ДЕМБМБ ЪБРПНЙОБАЭЙЕУС РПДБТЛЙ. лТЕУФОПК ЧУЕЗДБ НПЦОП ВЩМП РПЪЧПОЙФШ РЕТЕД ФТХДОЩН ЬЛЪБНЕОПН У РТПУШВПК П НПМЙФЧЕООПК РПНПЭЙ - Й ВЩФШ ХЧЕТЕООПК, ЮФП ПОБ ВХДЕФ НПМЙФШУС ЪБ ФЕВС.

ОЕЧПГЕТЛПЧМЕООБС УЕНШС: ОБУФБЙЧБФШ ЙМЙ ПФУФХРЙФШУС?

ЛТЕУФОЩЕ, ТБУУЛБЪЩЧБС П УМПЦОПУФСИ Ч ПФОПЫЕОЙСИ У ЛТЕУФОЙЛБНЙ, ЮБЭЕ ЧУЕЗП ХРПНЙОБАФ УЙФХБГЙЙ, УЧСЪБООЩЕ У ФЕН, ЮФП ТПДЙФЕМЙ ЛТЕУФОЙЛБ ОЕЧПГЕТЛПЧМЕОЩ. оБРТЙНЕТ, УОБЮБМБ ПВЕЭБМЙ ОЕ РТЕРСФУФЧПЧБФШ ЧПГЕТЛПЧМЕОЙА ТЕВЕОЛБ, ДБЦЕ РТПСЧМСМЙ ЙОФЕТЕУ Л гЕТЛЧЙ, ОП ЧУЛПТЕ РПУМЕ ЛТЕЭЕОЙС РТП ЧУЕ ПВЕЭБОЙС ЪБВЩМЙ. оБ УМПЧБИ ЧТПДЕ ВЩ ЧПЪНПЦОПУФШ ПВЭЕОЙС УПИТБОСЕФУС, ОП ТЕБМШОП... мЕФПН ОБДП ОБ ДБЮХ, ЪЙНПК - ЬРЙДЕНЙС ЗТЙРРБ. ч ПУФБМШОПЕ ЧТЕНС ФП ОБУНПТЛ, ФП ВБВХЫЛХ ОБДП ОБЧЕУФЙФШ, ФП ОБ ТЩОПЛ ЪБ ЛПНВЙОЕЪПОПН УЯЕЪДЙФШ, ДБ Й ЧППВЭЕ ЧПУЛТЕУЕОШЕ - ЕДЙОУФЧЕООЩК ЧЩИПДОПК, ЛПЗДБ ЧЩУРБФШУС НПЦОП. й ЕУМЙ РПМХЮБЕФУС ЧЩВЙТБФШУС Ч ИТБН У ЛТЕУФОЙЛПН ИПФС ВЩ ДЧБ ТБЪБ Ч ЗПД - ЬФП ИПТПЫП.

ЧППВЭЕ, РТЕЦДЕ ЮЕН УПЗМБЫБФШУС УФБФШ ЛТЕУФОЩН ТЕВЕОЛБ ЙЪ ОЕЧПГЕТЛПЧМЕООПК УЕНШЙ, ОЕПВИПДЙН УПЧЕФ У ДХИПЧОЙЛПН. оП ЮФП ДЕМБФШ, ЕУМЙ ТЕВЕОЛБ ХЦЕ ЛТЕУФЙМЙ, Б ТПДЙФЕМЙ, ОЕУНПФТС ОБ УЧПЙ ПВЕЭБОЙС, ПУФБАФУС ЙОДЙЖЖЕТЕОФОЩНЙ Л гЕТЛЧЙ?

ЛТЕУФОЩЕ, ЪОБЛПНЩЕ У ФБЛПК УЙФХБГЙЕК, УПЧЕФХАФ ОЕ ЧПЪЙФШ ТЕВЕОЛБ Ч ИТБН, ТБУРПМПЦЕООЩК ДБМЕЛП ПФ ДПНБ ЛТЕУФОЙЛБ. мХЮЫЕ РПКФЙ Ч ВМЙЦБКЫХА ГЕТЛПЧШ, РТЕДЧБТЙФЕМШОП ХЪОБЧ, ЛПЗДБ ОБЮЙОБЕФУС УМХЦВБ Й Ч ЛБЛПЕ ЧТЕНС ХДПВОЕК РТЙЮБУФЙФШ ТЕВЕОЛБ. еУМЙ ПЛПМП ДПНБ ОЕУЛПМШЛП ИТБНПЧ, ФП МХЮЫЕ ХЪОБФШ, ЗДЕ НЕОЕЕ НОПЗПМАДОП, ЗДЕ УРПЛПКОЕЕ Й РТЙЧЕФМЙЧЕЕ БФНПУЖЕТБ.

УФПЙФ МЙ ЛТЕУФОПНХ, ЛПФПТПНХ ОЕ ДБАФ ЧЩРПМОСФШ ЕЗП РТСНЩЕ ПВСЪБООПУФЙ, ОБУФБЙЧБФШ ОБ УЧПЙИ РТБЧБИ? нПЦОП РТЕДРПМПЦЙФШ, ЮФП БЗТЕУУЙЧОБС РТПРПЧЕДШ УЛПТЕЕ ЧУЕЗП ЧЩЪПЧЕФ ПФФПТЦЕОЙЕ. ъОБЮЙФ МЙ, ЮФП ОБДП ПФУФХРЙФШУС? ч ПФЧЕФ ОБ ЬФПФ ЧПРТПУ ИПТПЫХА ЙУФПТЙА ТБУУЛБЪБМ РТПФПЙЕТЕК жЕПДПТ вптпдйо, ОБУФПСФЕМШ ИТБНБ УЧСФЩИ ВЕУУТЕВТЕОЙЛПЧ Й ЮХДПФЧПТГЕЧ лПУНЩ Й дБНЙБОБ ОБ нБТПУЕКЛЕ: "уП УЧПЕК ВХДХЭЕК ЛТЕУФОПК НЩ У УЕУФТПК РПЪОБЛПНЙМЙУШ, ЛБЪБМПУШ ВЩ, УМХЮБКОП. ч ОБЫ ДПН РЕТЕЕЪЦБМБ ЛБЛБС-ФП ЦЕОЭЙОБ, Й ПФГБ РПРТПУЙМЙ РЕТЕОЕУФЙ ЕК НЕВЕМШ. пФЕГ ХЧЙДЕМ Х ОЕЕ ЙЛПОЩ. рПЬФПНХ, ЛПЗДБ РПЪЦЕ ЪБЫМБ ТЕЮШ П ФПН, ЮФПВЩ ЛТЕУФЙФШ ДЕФЕК, ТПДЙФЕМЙ ПВТБФЙМЙУШ Л ОЕК - Л чЕТЕ бМЕЛУЕЕЧОЕ. ьФБ ОЕЮБСООБС ЧУФТЕЮБ ЙЪНЕОЙМБ ЧУА ОБЫХ РПУМЕДХАЭХА ЦЙЪОШ. чУЕ ДХНБМЙ, ЮФП НЩ РПЛТЕУФЙНУС - Й ЧУЕ, ОП чЕТБ бМЕЛУЕЕЧОБ УФБМБ ОБУ РТПУЧЕЭБФШ Й, ЧЙДЙНП, ПЮЕОШ ЛТЕРЛП ЪБ ОБУ НПМЙМБУШ. чПДЙМБ ОБУ Ч ИТБН. нОЕ ЬФП ВЩМП ПЮЕОШ ФСЦЕМП. чУЕ НПЕ ДЕФУЛПЕ ЧПУРПНЙОБОЙЕ ПФ ИТБНБ - ЬФП ФПМШЛП ВПМЙ Ч УРЙОЕ Й ВХФЕТВТПДЩ, ЛПФПТЩЕ ПОБ ОБН ДБЧБМБ, ЛПЗДБ НЩ, ХУФБМЩЕ Й ЗПМПДОЩЕ, ЧЩИПДЙМЙ РПУМЕ РТЙЮБУФЙС ЙЪ ГЕТЛЧЙ.

ВЩЧБЕФ, ЮФП ОЕЛПФПТЩЕ ЛТЕУФОЩЕ НПМСФУС, РЕТЕЦЙЧБАФ ЪБ ТЕВЕОЛБ, ОП ВПСФУС ВЩФШ ОБЧСЪЮЙЧЩНЙ.

Б ПОБ ОБУФБЙЧБМБ, ЗПЧПТЙМБ: "чЩ ЦЕ НОЕ ПВЕЭБМЙ", РТЕДХРТЕЦДБМБ: "юЕТЕЪ ДЧЕ ОЕДЕМЙ С ЧПЪШНХ бОА Й жЕДА Ч ИТБН, РПЦБМХКУФБ, РХУФШ ПОЙ ОЕ ЕДСФ У ХФТБ". уРТБЫЙЧБМБ: "бОС Й жЕДС, Б ЧЩ ЮЙФБМЙ НПМЙФЧЩ?" с РПНОА, ПОБ РПДБТЙМБ ОБН НПМЙФЧПУМПЧ Й ПФНЕФЙМБ ФТЙ НПМЙФЧЩ, ЛПФПТЩЕ ОБДП ЮЙФБФШ. юЕТЕЪ ДЧЕ ОЕДЕМЙ РТЙЫМБ Л ОБН: "оХ ЛБЛ, жЕДС, ФЩ ЮЙФБМ НПМЙФЧЩ?" с ЗПЧПТА: "дБ". пОБ ЧЪСМБ НПМЙФЧПУМПЧ Й УЛБЪБМБ: "еУМЙ ВЩ ФЩ ЕЗП ЮЙФБМ, ФП РЕТЧБС ПВМПЦЛБ ВХНБЦОБС ВЩМБ ВЩ ЧПФ ФБЛПК ЮЕТФПК ПФДБЧМЕОБ, ЬФПЗП ОЕФ, ЪОБЮЙФ, ФЩ ТЕДЛП ЕЗП ПФЛТЩЧБМ. оЕИПТПЫП ПВНБОЩЧБФШ ЛТЕУФОХА". нОЕ УФБМП УФЩДОП, Й У ФЕИ РПТ С ОБЮБМ ЮЙФБФШ НПМЙФЧЩ.

Б ЕЭЕ НЩ ВЩМЙ ЧФСОХФЩ Ч ЛТХЗ ИТЙУФЙБОУЛПЗП РТПУЧЕЭЕОЙС, ЛПФПТЩК ВЩМ Х ЛТЕУФОПК ДПНБ. х ОЕЕ ВЩМП ОЕУЛПМШЛП ДЕУСФЛПЧ ЛТЕУФОЙЛПЧ. пОБ РЩФБМБУШ ДПУФХЮБФШУС ДП ЙИ УЕТДЕГ ЮЕТЕЪ ЧЕЮЕТБ ЮФЕОЙС, ИТЙУФЙБОУЛПЗП РЕТЕПУНЩУМЕОЙС РПЬЪЙЙ, НХЪЩЛЙ, МЙФЕТБФХТЩ. вМБЗПДБТС ЬФПНХ НЩ УПЧЕТЫЕООП РП-ОПЧПНХ ПФЛТЩЧБМЙ ЧЕТХ. нЩ ХЪОБЧБМЙ, ЮФП рТБЧПУМБЧЙЕ - ЬФП ОЕ УФБТХЫЛЙ Ч ГЕТЛЧЙ, ЮФП ОБУМЕДЙЕ ЧУЕК ТХУУЛПК ЛХМШФХТЩ РП УХЭЕУФЧХ УЧПЕНХ РТБЧПУМБЧОП. еК ХДБМПУШ РП-ОБУФПСЭЕНХ ЧПГЕТЛПЧЙФШ ПЮЕОШ ВПМШЫПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП МАДЕК. уТЕДЙ ЕЕ ЛТЕУФОЙЛПЧ ФТЙ УЧСЭЕООЙЛБ, НОПЗП МАДЕК, ЦЙЧХЭЙИ РПМОПГЕООПК ГЕТЛПЧОПК ЦЙЪОША. рТЙФПН, ЮФП ВПМШЫЙОУФЧП ЙЪ ОБУ ВЩМП ЙЪ УЕНЕК, БВУПМАФОП ДБМЕЛЙИ ПФ гЕТЛЧЙ".

ЕУМЙ ЧУЕ ЦЕ РПМХЮЙМПУШ ФБЛ, ЮФП ПФОПЫЕОЙС У ОЕГЕТЛПЧОЩНЙ ТПДЙФЕМСНЙ ЛТЕУФОЙЛБ ЪБЫМЙ Ч ФХРЙЛ Й ЧБЫЙ ЦЙЪОЕООЩЕ РХФЙ ТБЪПЫМЙУШ, Б ТЕВЕОПЛ ЕЭЕ УМЙЫЛПН НБМ, ЮФПВЩ ПВЭБФШУС УБНПУФПСФЕМШОП, ФП РТЕЧТБЭБФШУС Ч "УЧБДЕВОПЗП ЗЕОЕТБМБ" ОЕ УМЕДХЕФ. юЕУФОЕЕ ВХДЕФ РТПУФП УЕТДЕЮОП НПМЙФШУС ЪБ ЬФПЗП ТЕВЕОЛБ.

РПДТПУФПЛ

НОПЗЙЕ УЧСЭЕООЙЛЙ Й РЕДБЗПЗЙ РТЕДХРТЕЦДБАФ, ЮФП Ч РЕТЕИПДОПН ЧПЪТБУФЕ ТЕВЕОПЛ РПЮФЙ ОЕНЙОХЕНП ВХДЕФ ЧПУУФБЧБФШ РТПФЙЧ ТПДЙФЕМШУЛПЗП БЧФПТЙФЕФБ Й ЙУЛБФШ РПДДЕТЦЛХ ЧОЕ УЕНШЙ. "фБЛПЧБ ЧПЪТБУФОБС ПУПВЕООПУФШ Х РПДТПУФЛПЧ - ЙН ПВСЪБФЕМШОП ОХЦЕО ЛФП-ФП ЧОЕ УЕНШЙ, БЧФПТЙФЕФОЩК ЧЪТПУМЩК ЮЕМПЧЕЛ, ОБ ЛПФПТПЗП НПЦОП ВЩМП ВЩ РПМПЦЙФШУС. й ЛТЕУФОЩК НПЦЕФ УФБФШ ФБЛЙН БЧФПТЙФЕФПН, - ЗПЧПТЙФ РТЕРПДБЧБФЕМШ ЧПУЛТЕУОПК ЫЛПМЩ РТЙ ИТБНЕ УЧСФЙФЕМС оЙЛПМБС Ч лХЪОЕГБИ РЕДБЗПЗ еМЕОБ чМБДЙНЙТПЧОБ чпуреоойлпчб. - лБЛ ЗПФПЧЙФШ УЕВС Л ЬФПНХ? чП-РЕТЧЩИ, ЛТЕУФОЩК У ДЕФУФЧБ ДПМЦЕО РТЙОЙНБФШ ХЮБУФЙЕ Ч ЦЙЪОЙ ТЕВЕОЛБ, Ч МАВЩИ ЧПРТПУБИ, ОЕ ФПМШЛП ЛБУБАЭЙИУС гЕТЛЧЙ. пВЭЕОЙЕ У ЛТЕУФОЩН ДПМЦОП ВЩФШ ТБЪОПУФПТПООЙН - ЬФП Й РПНПЭШ Ч ДПНБЫОЕН ЪБДБОЙЙ, Й УПЧНЕУФОЩЕ РПИПДЩ Ч ФЕБФТ, Й ПВУХЦДЕОЙЕ ФПЗП, ЮФП ЙОФЕТЕУОП Й ЧБН, Й ТЕВЕОЛХ. чП-ЧФПТЩИ, ЛТЕУФОЩК ДПМЦЕО ВЩФШ БЧФПТЙФЕФПН ДМС ТЕВЕОЛБ. б ЬФП ЧПЪНПЦОП ФПМШЛП ФПЗДБ, ЛПЗДБ ТЕВЕОПЛ ЧЙДЙФ, ЮФП ЧЩ ЪБОЙНБЕФЕУШ ЙН ЙУЛТЕООЕ, ОЕ РП ДПМЗХ УМХЦВЩ".

ОП ЧБЦОП ОЕ РТПУФП УПИТБОЙФШ ИПТПЫЙЕ ПФОПЫЕОЙС. зМБЧОПЕ - РПНПЮШ РПДТПУФЛХ ОЕ РПФЕТСФШ ЧЕТХ. лБЛ ЬФП УДЕМБФШ? фПМШЛП МЙЮОЩН РТЙНЕТПН. еМЕОБ чБУЙМШЕЧОБ лтщмпчб, РТЕРПДБЧБФЕМШ уЧСФП-дЙНЙФТЙЕЧУЛПЗП ХЮЙМЙЭБ УЕУФЕТ НЙМПУЕТДЙС: "еУМЙ ТЕВЕОПЛ ЧЙДЙФ, ЮФП ДМС ЛТЕУФОПЗП ОЕЧПЪНПЦОП Ч ЧПУЛТЕУЕОШЕ ПУФБФШУС ДПНБ ЧНЕУФП ФПЗП, ЮФПВЩ ЙДФЙ ОБ мЙФХТЗЙА, ЮФП ЦЙЪОШ ЛТЕУФОПЗП ОЕ УХЭЕУФЧХЕФ ВЕЪ ИТБНБ, ФПМШЛП ФПЗДБ УМПЧБ ЛТЕУФОПЗП НПЗХФ ВЩФШ ХУМЩЫБОЩ. еУМЙ ТЕВЕОПЛ РПЮХЧУФЧХЕФ ВМБЗПДБТС ХЮБУФЙА Ч ГЕТЛПЧОЩИ ФБЙОУФЧБИ, ВМБЗПДБТС ПВЭЕОЙА У ЛТЕУФОЩН, ЮФП УХЭЕУФЧХЕФ ДТХЗБС ЦЙЪОШ, ФП, ДБЦЕ ЕУМЙ ПО ПФРБДЕФ Ч НЩФБТУФЧБИ РЕТЕИПДОПЗП ЧПЪТБУФБ, ПО РПФПН ЧЕТОЕФУС Ч гЕТЛПЧШ. б РТЙЧМЕЮШ РПДТПУФЛБ Ч ИТБН НПЦОП ЮЕТЕЪ ПВЭЙЕ ДЕМБ. уЕКЮБУ Ч НПМПДЕЦОПН НЙТЕ ЧОЕ гЕТЛЧЙ ЧУЕ ПЗТБОЙЮЙЧБЕФУС ФХУПЧЛПК, ДЙУЛПФЕЛБНЙ, Б РПДТПУФЛХ ОХЦОЩ Й ТЕБМШОЩЕ ДЕМБ".

ФБЛЙИ ДЕМ Ч гЕТЛЧЙ ПЮЕОШ НОПЗП: РПЕЪДЛЙ Ч ДЕФУЛЙЕ ДПНБ, РПНПЭШ МАДСН, НЙУУЙПОЕТУЛЙЕ РПИПДЩ, ЧПУУФБОПЧМЕОЙЕ УФБТЙООЩИ ИТБНПЧ У НПМПДЕЦША ЙЪ "тЕУФБЧТПУБ" Ч УБНЩИ ЦЙЧПРЙУОЩИ НЕУФБИ Й ЕЭЕ ПЮЕОШ НОПЗП ЮЕЗП!

ЛТЕЭЕОЙЕ Ч ДЕФУЛПН ДПНЕ

Ч ДТЕЧОЕК гЕТЛЧЙ НМБДЕОГЕЧ ОЕ ЛТЕУФЙМЙ ВЕЪ ЧПУРТЙЕНОЙЛПЧ, РПУЛПМШЛХ Ч СЪЩЮЕУЛЙИ УЕНШСИ ОЕМШЪС ВЩМП ЗБТБОФЙТПЧБФШ ИТЙУФЙБОУЛПЕ ЧПУРЙФБОЙЕ. й УЕКЮБУ ОЕМШЪС ЛТЕУФЙФШ ТЕВЕОЛБ ВЕЪ ЧЪТПУМПЗП ЧПУРТЙЕНОЙЛБ. оП ЛБЛ ВЩФШ У ДЕФШНЙ Ч ДЕФУЛЙИ ДПНБИ Й ДПНБИ ТЕВЕОЛБ? чЕДШ ЪДЕУШ УЙФХБГЙС УПЧЕТЫЕООП ПУПВБС. лТЕУФОЩН НМБДЕОГБ (ЕУМЙ ЙИ ХДБЕФУС ОБКФЙ) РТПУМЕДЙФШ ДБМШОЕКЫХА УХДШВХ УЧПЕЗП ЛТЕУФОЙЛБ ПЮЕОШ ФТХДОП

РПЧПД МЙ ЬФП ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ЧППВЭЕ ПФЛБЪЩЧБФШУС ПФ ЛТЕЭЕОЙС ВТПЫЕООЩИ НМБДЕОГЕЧ? уЧЕФМБОБ рплтпчулбс, ТХЛПЧПДЙФЕМШ рПРЕЮЙФЕМШУЛПЗП УПЧЕФБ УЧСФ. бМЕЛУЙС: "тБЪ Ч НЕУСГ НЩ ИПДЙН Ч ДЕФУЛХА ВПМШОЙГХ, ЗДЕ МЕЦБФ ОПЧПТПЦДЕООЩЕ ВТПЫЕООЩЕ ДЕФЙ У ФСЦЕМЩНЙ РПТПЛБНЙ УЕТДГБ. дЕФЙ, ЛБЛ РТБЧЙМП, ВЕЪЩНСООЩЕ. вБФАЫЛБ ОБТЕЛБЕФ ЙН ЙНЕОБ Й ЛТЕУФЙФ. чРПУМЕДУФЧЙЙ НЩ ОЕ НПЦЕН РТПУМЕДЙФШ УХДШВХ ЬФЙИ ДЕФЕК, БДНЙОЙУФТБГЙС ВПМШОЙГЩ ФБЛЙИ УЧЕДЕОЙК ОЕ ДБЕФ. нОПЗЙЕ ЙЪ ОЙИ ХНЙТБАФ, ОЕ ДПЦЙЧ ДП ФТЕИ-ЮЕФЩТЕИ НЕУСГЕЧ. й ЧЩЦЙЧЫЙН НБМЩЫБН ЗБТБОФЙТПЧБФШ ИТЙУФЙБОУЛПЕ ЧПУРЙФБОЙЕ НЩ ОЕ НПЦЕН. рПЬФПНХ ОБЫБ ДЕСФЕМШОПУФШ ЧЩЪЩЧБЕФ РТПФЙЧПТЕЮЙЧПЕ ПФОПЫЕОЙЕ. вЩЧБМП ФБЛ, ЮФП С ПВТБЭБМБУШ У РТПУШВПК П ЛТЕЭЕОЙЙ Л УЧСЭЕООЙЛХ, ОП ПО ПФЛБЪЩЧБМУС ЛТЕУФЙФШ ВЕЪ ЛТЕУФОЩИ, РТЙЮЕН ФБЛЙИ ЛТЕУФОЩИ, ЛПФПТЩЕ РПОЕУМЙ ВЩ УЧПЙ ПВСЪБООПУФЙ РПМОПУФША ЧРМПФШ ДП ХУЩОПЧМЕОЙС. оП НОПЗЙЕ ДТХЗЙЕ УЧСЭЕООЙЛЙ УЮЙФБАФ, ЮФП ОЕМШЪС МЙЫЙФШ ВМБЗПДБФЙ НМБДЕОГЕЧ ФПМШЛП РПФПНХ, ЮФП ОЕФ ЧПУРТЙЕНОЙЛПЧ. чЕДШ ЛТЕУФОЩК НПЦЕФ НПМЙФШУС ЪБ ТЕВЕОЛБ, РЙУБФШ ЕЗП ЙНС Ч ЪБРЙУЛБИ, ЮФПВЩ Ч БМФБТЕ ЧЩОЙНБМБУШ ЮБУФЙГБ ЪБ ВПМШОПЗП УФТБДБАЭЕЗП НБМЩЫБ, Б ЬФП ЦЕ ПЮЕОШ ЧБЦОП. рПЬФПНХ ФЕИ, ЛФП УПЗМБЫБЕФУС ВЩФШ ЛТЕУФОЩН, НЩ РТПУЙН РТЕЦДЕ ЧУЕЗП НПМЙФШУС ЪБ ДЕФЕК".

УЙФХБГЙС, ЛПЗДБ ДЕФДПНПЧУЛПЗП ТЕВЕОЛБ ЛТЕУФСФ Ч УПЪОБФЕМШОПН ЧПЪТБУФЕ, ЪОБЮЙФЕМШОП ПФМЙЮБЕФУС ПФ РТЕДЩДХЭЕК. ъДЕУШ ЛТЕУФОЩК ДПМЦЕО РПОЙНБФШ, ЮФП ДЕФЙ ПЮЕОШ РТЙЧСЪЩЧБАФУС Л ЧЪТПУМЩН, ЛПФПТЩЕ РТПСЧМСАФ Л ОЙН ЧОЙНБОЙЕ, Й РПЬФПНХ ПУФБЧЙФШ ТЕВЕОЛБ, ТБЪ ОБЮБЧ У ОЙН ПВЭБФШУС, ВХДЕФ ОЕМШЪС. нОПЗЙЕ ВПСФУС ФБЛПК ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ, ВПСФУС, ЮФП ТЕВЕОПЛ ЪБИПЮЕФ, ЮФПВЩ ЕЗП ЧЪСМЙ Ч УЕНША. нБТЙОБ оежедпчб (ПОБ Ч ЮЙУМЕ ДТХЗЙИ РТЙИПЦБО ИТБНБ вМБЗПЧЕЭЕОЙС Ч жЕДПУШЙОЕ РПНПЗБЕФ ВМЙЦБКЫЕНХ ДЕФУЛПНХ ДПНХ ЛТЕУФЙФШ ДЕФЕК), ПРЙТБСУШ ОБ УЧПК ПРЩФ, ЗПЧПТЙФ: "дЕФЙ УФБТЫЕ УЕНЙ МЕФ РПОЙНБАФ, ЮФП ЛТЕУФОЩК ЧПДЙФ Ч ИТБН, ОБЧЕЭБЕФ, ОП ОЕ УФБОПЧЙФУС ХУЩОПЧЙФЕМЕН. нОЕ ЛБЦЕФУС, ВЩМП ВЩ ПЮЕОШ ИПТПЫП, ЕУМЙ ВЩ Х ДЕФДПНПЧУЛЙИ ДЕФЕК ВЩМЙ ЛТЕУФОЩЕ, ЛПФПТЩЕ ВЩ ПВЭБМЙУШ У ОЙНЙ ОБ РТПФСЦЕОЙЙ НОПЗЙИ МЕФ".

ВЩЧБЕФ ФБЛ, ЮФП ЛТЕУФОЩН РТПУСФ УФБФШ УМЙЫЛПН ЮБУФП. оП ЕУФШ ТБЪХНОЩЕ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙЕ РТЕДЕМЩ. рП НОЕОЙА НОПЗЙИ ДХИПЧОЙЛПЧ, УМЕДХЕФ ФТЕЪЧП ПГЕОЙФШ УЧПЙ ЧПЪНПЦОПУФЙ Й Ч ФЕИ ПФОПЫЕОЙСИ, ЛПФПТЩЕ ХЦЕ ЕУФШ, УФБТБФШУС ВЩФШ РПУФПСООЩНЙ. чЕДШ У ОБУ УРТПУСФ, ЮФП НЩ ДЕМБМЙ Й ЛБЛ ЪБВПФЙМЙУШ П ЧПУРТЙОСФЩИ ОБНЙ ПФ ЛХРЕМЙ.

http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/kreschenie/5g7_1_3-all.shtml

Крестные родители: кто может стать крестным? Что нужно знать крестной матери и крестному отцу? Сколько крестников можно иметь? Ответы в статье!

Кратко:

  • Крестным, или восприемником, должен быть православный христианин. Крестным не может быть католик, мусульманин или очень хороший атеист, потому что главная обязанность крестного – помогать ребенку вырасти в православной вере.
  • Крестный должен быть церковным человеком , готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием.
  • После того, как совершено крещение, крестного нельзя поменять , но если крестный сильно изменился к худшему о нем должны молиться крестник и его семья.
  • Беременная и незамужняя женщины МОГУТ быть крестными и мальчиков и девочек – не слушайте суеверные опасения!
  • Крестными не могут быть отец и мать ребенка , а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. остальные родственники – бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.

Многие из нас были крещены во младенчестве и уже не помнят, как это происходило. И вот однажды нас приглашают стать крестной или крестным, а может, еще радостнее - у нас рождается собственный ребенок. Тогда мы еще раз задумываемся о том, что такое Таинство Крещения, можем ли мы стать кому-то крестными и как нам выбрать восприемников для своего ребенка.

Ответы прот. Максима Козлова на вопросы об обязанностях крестных с сайта “Татьянин День “.

– Меня пригласили стать крестным. Что я буду должен делать?

– Быть крестным – и почетно, и ответственно.

Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крестным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте.

Во время совершения Таинства над младенцем крестный (того же пола, что и ребенок) будет держать его на руках, произносить от его лица Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом. Подробнее о порядке совершения Крещения читайте .

Главное, в чем может и должен помочь крестный и в чем он берет на себя обязательство, – это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить свое христианство только фактом Крещения. По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.

– А что подарить крестнику?

– Безусловно, вы можете подарить крестнику крестик и цепочку, при этом неважно, из чего они сделаны; главное, чтобы крест был традиционной формы, принятой в Православной Церкви.

В старые времена был традиционный церковный подарок на крестины – это серебряная ложечка, которая называлась «подарок на зубок», она была первой ложечкой, которая употреблялась при кормлении ребенка, когда он с ложки начинал есть.

– А как мне выбрать крестных для своего ребенка?

– Во-первых, крестные должны быть крещеными, воцерковленными православными христианами.

Главное, чтобы критерием вашего выбора крестного или крестной было то, сможет ли этот человек впоследствии помогать вам в добром, христианском воспитании воспринятого от купели, а не только в практических обстоятельствах. И, конечно, важным критерием должна быть степень нашего знакомства и просто приязненность наших отношений. Подумайте о том, будут ли выбранные вами крестные церковными воспитателями ребенка или нет.

– Можно ли, чтобы у человека был только один крестный родитель?

– Да, это возможно. Важно только, чтобы крестный родитель был того же пола, что и крестник.

– Если один из крестных не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?

– До 1917 года существовала практика заочных крестных, но она применялась только по отношению к лицам императорской семьи, когда они в знак монаршей или великокняжеской милости соглашались считаться крестными того или иного младенца. Если речь идет о сходной ситуации, поступайте так, а если нет, то, пожалуй, лучше исходить из общепринятой практики.

– А кто не может быть крестным?

– Разумеется, не могут быть крестными нехристиане – атеисты, мусульмане, иудеи, буддисты и так далее, сколь бы близкими друзьями родителей ребенка и сколь бы приятными в общении людьми они ни были.

Исключительная ситуация – если нет рядом близких людей, расположенных к Православию, а в добрых нравах инославного христианина вы уверены – тогда практика нашей Церкви разрешает одному из крестных быть представителем другого христианского исповедания: католического или протестантского.

По мудрой традиции Русской Православной Церкви муж и жена не могут быть крестными одного и того же ребенка. Поэтому стоит подумать, если вас и человека, с которым вы хотите создать семью, приглашают стать восприемниками.

– А кто из родственников может быть крестным?

– Тетя или дядя, бабушка или дедушка могут стать восприемниками своих маленьких родственников. Следует только помнить, что муж и жена крестными одного ребенка быть не могут. Однако стоит подумать и вот о чем: наши близкие родственники все равно будут заботиться о ребенке, помогать нам воспитывать его. Не обделяем ли мы в таком случае маленького человека любовью и заботой, ведь у него могли бы быть еще один или два взрослых православных друга, к которым он мог бы обращаться в течение всей жизни. Особенно это важно в тот период, когда ребенок ищет авторитета вне семьи. Крестный в это время, ни в коем случае не противопоставляя себя родителям, мог бы стать тем человеком, кому доверяет подросток, у кого спрашивает совета даже о том, о чем не решается сказать своим близким.

– Можно ли отказаться от крестных родителей? Или перекрестить ребенка с целью нормального воспитания в вере?

– Ребенка в любом случае перекрещивать нельзя, ибо Таинство Крещения совершается единожды, и никакие грехи ни крестных, ни родных его родителей, ни даже самого человека не отменяют всех тех благодатных даров, которые даны человеку в Таинстве Крещения.

Что касается общения с крестными, то, безусловно, измена вере, то есть отпадение в те или иные инославные конфессии – католицизм, протестантизм, тем более отпадение в те или иные нехристианские религии, безбожие, вопиюще неблагочестивый образ жизни – по сути дела говорят о том, что человек не справился со своей обязанностью крестного. Духовный союз, заключенный в этом смысле в Таинстве Крещения, можно считать расторгнутым со стороны крестной или крестного, и можно попросить другого воцерковленного благочестивого человека, чтобы он взял благословение у своего духовника на несение попечений крестного отца или крестной матери о том или ином ребенке.

– Меня пригласили быть крестной мамой у девочки, но мне все говорят, что первого обязательно надо крестить мальчика. Так ли это?

– Суеверное представление о том, что девушка первым крестником должна иметь мальчика и что воспринятая от купели девочка-младенец станет препятствием для ее последующего замужества, не имеет никаких христианских корней и является абсолютным измышлением, которым православная христианка руководствоваться никак не должна.

– Говорят, что один из крестных должен обязательно состоять в браке и иметь детей. Так ли это?

– С одной стороны, мнение о том, что один из крестных обязательно должен состоять в браке и иметь детей, является суеверием, так же как идея, что девушка, воспринявшая девочку от купели, либо сама замуж не выйдет, либо это на ее судьбу наложит какой-то отпечаток.

С другой стороны, в этом мнении можно увидеть и определенного рода трезвость, если не подходить к нему с суеверной трактовкой. Конечно, будет разумно, если в крестные младенцу будут выбраны люди (или хотя бы один из крестных), которые обладают достаточным жизненным опытом, которые сами уже имеют навык воспитания детей в вере и благочестии, которым есть чем делиться с физическими родителями младенца. И поискать такого крестного было бы весьма желательно.

– Может ли крестной матерью быть беременная женщина?

– Уставы церковные не препятствуют беременной женщине быть крестной матерью. Единственное, я призываю вас подумать: хватит ли у вас сил и решимости разделить любовь к собственному ребенку с любовью к воспринятому младенцу, останется ли у вас время для попечений о нем, для советов родителям младенца, для того, чтобы иной раз потеплей за него помолиться, довести до храма, каким-то образом быть добрым старшим другом. Если вы более или менее уверены в себе и обстоятельства позволят, то ничто не мешает стать крестной, а во всех иных случаях, может быть, лучше семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.

О крестных родителях

Наталия Сухинина

«Недавно разговорилась в электричке с женщиной, вернее, даже заспорили мы с ней. Она утверждала, что крестные родители, как родные отец с матерью, обязаны воспитывать своего крестника. А я не согласна: мать есть мать, кому это она разрешит вмешиваться в воспитание ребенка. У меня тоже был когда-то по молодости крестник, но наши пути давно разбежались, не знаю, где и живет он сейчас. А она, женщина эта, говорит, что мне теперь отвечать за него придется. За чужого ребенка отвечать? Что-то не верится…»

(Из письма читательницы)

Так получилось, и мои жизненные тропки вильнули совсем в другую сторону от крестных родителей. Где они сейчас, как живут, да и живы ли вообще, не знаю. Даже имен их не удержала память, давно крестили меня, в младенчестве. Спрашивала родителей, а они и сами не помнят, пожимают плечами, говорят, жили в то время по соседству люди, их и пригласили в крестные.

А где они теперь, как их звать-величать, разве упомнишь?

Честно говоря, для меня это обстоятельство никогда изъяном не было, росла себе да росла, без крестных. Нет, слукавила, было один раз, позавидовала. Школьная подруга выходила замуж и получила в свадебный подарок тоненькую, как паутинка, золотую цепочку. Крестная подарила, похвалилась она нам, которые о таких цепочках и мечтать не могли. Вот тогда и позавидовала. Была бы у меня крестная, может, и мне бы…
Теперь, конечно, пожив да поразмыслив, очень сожалею о случайных моих «отце с матерью», которые и в уме не держат, что вспоминаю их сейчас в этих строках. Без упрека вспоминаю, с сожалением. И, конечно, в споре своей читательницы с попутчицей в электричке полностью я на стороне попутчицы. Права она. Держать нам ответ за разлетевшихся из родительских гнезд крестников и крестниц, потому что не случайные они в нашей жизни люди, а дети наши, духовные дети, крестные.

Кому не знакома такая картинка?

Принаряженные люди стоят в стороне в храме. Центр внимания – младенец в пышных кружевах, его передают с рук на руки, выходят с ним на улицу, отвлекают, чтобы не плакал. Ждут крестин. Поглядывают на часы, нервничают.

Крестных мать с отцом можно узнать сразу. Они как-то особенно сосредоточенны и важны. Торопятся достать кошелек, чтобы расплатиться за предстоящие крестины, отдают какие-то распоряжения, шуршат пакетами с крестильными одеждами и свежими пеленками. Маленький человечек ничего не понимает, таращит глазенки на стенные фрески, на огоньки паникадила, на «сопровождающих его лиц», среди которых лицо крестного – одно из многих. Но вот батюшка приглашает – пора. Засуетились, заволновались, крестные изо всех сил стараются сохранить важность – не получается, ведь и для них, как и для их крестника, сегодняшний выход в Божий храм – событие знаменательное.
– Когда последний раз были в церкви?- спросит батюшка. Они в смущении пожмут плечами. Он может и не спросить, конечно. Но даже, если и не спросит, все равно по неловкости и по напряжению можно определить без труда, что крестные – люди не церковные, и только событие, в котором пригласили их участвовать, привело их под своды церкви. Станет батюшка задавать вопросы:

– Крест носите?

– Молитвы читаете?

– Евангелие читаете?

– Праздники церковные чтите?

И начнут крестные бормотать что-то невнятное, виновато опускать глаза. Священник обязательно усовестит, напомнит о долге крестных отцов и матерей, вообще о христианском долге. Поспешно и охотно будут кивать крестные головами, принимать смиренно обличение во грехе, и то ли от волнения, то ли от смущения, то ли от серьезности момента мало кто запомнит и впустит в сердце главную батюшкину мысль: все мы в ответе за своих крестников, и ныне, и присно. А кто запомнит, тот скорее всего превратно поймет. И от случая к случаю, памятуя о своем долге, начнет вкладывать в благополучие крестника посильную лепту.

Первый вклад сразу после крещения: конверт с хрустящей солидной купюрой – на зубок. Потом к дням рождения по мере возрастания чада – шикарный комплект детского приданого, дорогую игрушку, модный ранец, велосипед, фирменный костюм, и так вплоть до золотой, на зависть неимущим, цепочки к свадьбе.

Мы очень мало знаем. И не то беда, а то, что не очень и хотим знать. Ведь если бы хотели, то перед тем, как идти в храм в качестве крестного, заглянули бы туда накануне и распросили бы батюшку, чем «грозит» нам этот шаг, как достойнее к нему подготовиться.
Крестный – по-славянски восприемник. Почему? После погружения в купель священник из своих рук передает младенца в руки крестного. А тот принимает, воспринимает его в свои руки. Смысл этого действа очень глубок. Восприимством крестный отец берет на себя почетную, а главное, ответственную миссию вести крестника по пути восхождения к Небесному наследию. Вот куда! Ведь крещение – это духовное рождение человека. Помните, в Евангелии от Иоанна: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие».

Серьезными словами – «хранители веры и благочестия» – называет Церковь восприемников. А ведь чтобы хранить, надо знать. Поэтому только верующий православный человек может быть крестным, а не тот, кто вместе с крещаемым младенцем первый раз выбрался в храм. Крестные должны знать хотя бы основные молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Да воскреснет Бог…», они должны знать «Символ веры», читать Евангелие, Псалтирь. И уж, конечно, носить крест, уметь креститься.
Один батюшка рассказывал: пришли крестить ребенка, а крестный без креста. Батюшка ему: крест надень, а он – не могу, некрещеный. Прямо анекдот, а ведь сущая правда.

Вера и покаяние – два основных условия соединения с Богом. Но от младенца в кружевах нельзя требовать веры и покаяния, вот крестные и призваны, имея веру и покаяние, передать их, научить им своих восприемников. Именно поэтому они произносят вместо младенцев и слова «Символа веры», и слова отречения от сатаны.

– Отрицаешься ли сатаны и всех дел его? – спрашивает священник.

– Отрицаюсь,- отвечает восприемник вместо младенца.

На священнике светлая праздничная риза как знак начала новой жизни, а значит, духовной чистоты. Он обходит вокруг купели, кадит ее, всех стоящих рядом с зажженными свечами. Горят свечи и в руках восприемников. Совсем скоро батюшка троекратно опустит малыша в купель и мокрого, сморщенного, совсем не понимающего, где он и зачем, раба Божия, передаст в руки крестных. И его оденут в белые одежды. В это время поется очень красивый тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою…» Принимайте свое чадо, восприемники. Отныне ваша жизнь наполнится особым смыслом, вы взяли на себя подвиг духовного родительства, и за то, как понесете вы его, держать вам теперь ответ перед Богом.

На Первом Вселенском Соборе было принято правило, по которому женщины становятся восприемницами для девочек, мужчины для мальчиков. Проще говоря, для девочки нужна только крестная мать, мальчику только крестный отец. Но жизнь, как это часто случается, внесла и сюда свои коррективы. По древней русской традиции, приглашают и того, и другого. Оно, конечно, кашу маслом не испортишь. Но и здесь необходимо знать вполне определенные правила. Например, муж и жена не могут быть крестными одному малышу, так же как и родители ребенка не могут быть ему одновременно и крестными родителями. Крестные родители не могут вступать в брак со своими крестными детьми.

… Позади крещение малыша. Впереди у него большая жизнь, в которой отведено нам место, равное родившим его отцу с матерью. Впереди наш труд, наше постоянное стремление подготовить крестника к восхождению на духовные высоты. С чего начать? Да с самого малого. На первых порах, особенно если ребенок первый, родители сбиваются с ног от свалившихся на них забот. Им, как говорится, ни до чего. Вот тут самое время протянуть им руку помощи.

Носить малыша к Причастию, позаботиться, чтобы над колыбелью его висели иконки, подавать за него записочки в храме, заказывать молебны, постоянно, как и своих кровных детей, поминать в домашних молитвах. Конечно, не надо делать это назидательно, дескать, вы в суете погрязли, а я вот какой весь из себя духовный – о высоком думаю, к высокому стремлюсь, вашего ребенка окормляю, чтобы вы без меня делали… Вообще духовное воспитание малыша возможно только в том случае, если крестный в доме свой человек, желанный, тактичный. Не надо, конечно, перекладывать на себя все заботы. С родителей обязанности духовного воспитания не снимаются, но помогать, поддерживать, где-то заменять, если необходимо, это обязательно, без этого перед Господом не оправдаться.

Вот уж действительно непростой крест. И, наверное, надо хорошенько подумать, прежде чем на себя его возлагать. Смогу ли? Хватит ли у меня здоровья, терпения, духовного опыта, чтобы стать восприемником вступающему в жизнь человеку? А родителям хорошенько вглядеться в родственников и друзей – кандидатов на почетный пост. Кто из них сможет стать по-настоящему добрым помощником в воспитании, кто сумеет одарить ваше чадо истинными христианскими дарами – молитвой, умением прощать, способностью любить Бога. А плюшевые зайчики размером со слонов – это, может, и неплохо, но совсем не обязательно.

Если в доме беда – тут другие критерии. Сколько несчастных, неприкаянных детишек страдают от пьяниц-отцов, непутевых матерей. А сколько просто недружных, озлобившихся людей живут под одной крышей и заставляют жестоко страдать детей. Стары, как мир, и банальны такие сюжеты. Но если в этот сюжет впишется человек, который стоял с зажженной свечой перед крещенской купелью, если он, этот человек, рванется, как на амбразуру, навстречу крестнику, он может и горы свернуть. Посильное добро тоже добро. Не в наших силах отвадить от пол-литры дурня-мужика, вразумить заблудшую дщерь или пропеть «мирись, мирись, мирись» двум насупленным половинкам. Но в наших силах увезти к себе на денек на дачу истомившегося по ласке мальчонку, записать его в воскресную школу и взять на себя труд водить его туда, и – молиться. Молитвенный подвиг во главе угла крестных всех времен и народов.

Священники хорошо понимают тяжесть подвига восприемников и не благословляют набирать себе в дети много детворы, хорошей и разной.

Но я знаю человека, у которого больше пятидесяти крестных детей. Эти мальчики и девочки как раз оттуда, из детского одиночества, детской печали. Из большой детской беды.

Зовут этого человека Александр Геннадьевич Петрынин, он живет в Хабаровске, директорствует в Центре реабилитации детей, а проще – в детском приюте. Как директор, он делает очень много, пробивает средства на оборудование классов, подбирает кадры из совестливых, некорыстных людей, вызволяет своих подопечных из милиции, собирает их по подвалам.

Как крестный отец – водит их в храм, рассказывает о Боге, готовит к Причастию и – молится. Много молится, очень много. В Оптиной Пустыни, в Троице-Сергиевой Лавре, в Дивеевском монастыре, в десятках храмов по всей России читаются написанные им длинные записки о здравии многочисленных крестников. Он очень устает, этот человек, он иногда почти падает от усталости. Но у него нет другого выхода, он крестный, и его крестники особый народ. Его сердце – редкое сердце, и батюшка, понимая это, благословляет его на такое подвижничество. Педагог от Бога, говорят про него те, кто знает его в деле. Крестный от Бога – можно ли так сказать? Нет, наверное, все крестные от Бога, но он умеет страдать, как крестный, умеет любить, как крестный, и умеет спасать. Как крестный.

Для нас, чьи крестные дети, как дети лейтенанта Шмидта, разбросаны по городам и весям, его служение детям – образчик настоящего христианского служения. Думаю, многим из нас до его высот не дотянуться, но если уж делать жизнь с кого, то как раз с тех, кто понимает свое звание «восприемник», как серьезное, а не случайное дело в жизни.
Можно, конечно, сказать: я человек немощный, занятый, не ахти какой церковный и самое лучшее, что могу сделать, дабы не грешить, это вообще отказаться от предложения быть крестным. Так честнее и проще, правда? Проще – да. Но честнее…
Мало кто из нас, особенно когда незаметно подошло время остановиться, оглянуться, может сказать про себя – я хороший отец, хорошая мать, я ничего не задолжал собственному ребенку. Мы задолжали всем, и безбожное время, в котором произрастали наши запросы, наши прожекты, наши страсти, и есть результат наших друг другу долгов. Мы уже не отдадим их. Дети выросли и обходятся без наших истин и наших открытий Америки. Родители состарились. Но совесть – глас Божий – свербит и свербит.

Совесть требует выплеска, и не на словах, а на деле. Разве не может быть таким делом несение крестных обязанностей?
Жаль, мало среди нас образчиков крестного подвига. Слово «крестный» почти исчезло из нашего лексикона. И большим и неожиданным подарком стало для меня недавнее венчание дочери моего детского друга. Вернее, даже не венчание, что само по себе большая радость, а застолье, сама свадьба. И вот почему. Сели, разлили вино, ждем тоста. Все как-то смущаются, родители невесты пропускают вперед с речами родителей жениха, те наоборот. И тут встал высокий и красивый мужчина. Он встал как-то очень по-хозяйски. Поднял бокал:

– Я хочу сказать, как крестный отец невесты…

Все притихли. Все слушали слова о том, чтобы молодые жили долго, дружно, многодетно, а главное, с Господом.
– Спасибо, крестный, – сказала очаровательная Юлька и из-под роскошной пенящейся фаты одарила крестного благодарным взглядом.

Спасибо крестный, подумала и я. Спасибо, что ты пронес любовь к своей духовной дочери от крестильной свечи до венчальной. Спасибо, что напомнил нам всем о том, о чем мы напрочь забыли. Но у нас есть время вспомнить. Сколько – Господь знает. Поэтому надо торопиться.

Господь Иисус Христос установил Таинство Крещения после Своего Воскресения из мертвых, когда, явившись Своим ученикам, сказал: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам... Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мф. 28:19-20, Мк. 16:16).

Русская Православная Церковь разрешает проводить обряд крещения по достижению младенцем восьми дней, но помните, что молодая мама не сможет присутствовать на крещении, если не прошло 40 дней после родов. Но в случае смертельной опасности, если например, ребенок попал после родов в реанимацию (не дай Бог, конечно), можно окрестить его и раньше.

После того, как вы решились окрестить свое чадо, нужно определиться с выбором крестных родителей. О том, зачем они нужны мы расскажем дальше. Итак, кто же такие крестные? Каковы их обязанности и их значение?

Младенцев Православная Церковь крестит по вере родителей и крестников, которые, произнося исповедание веры, дают обязательство воспитать детей в вере и сделать их Крещение сознательным. Младенец, принимающий Таинство, не может логически осмыслить то, что происходит с ним, однако его душа вполне способна воспринять благодать Святого Духа. Младенцам благодать Божья дается как бы в залог их будущей веры, как семя, которое бросают в землю; но для того, чтобы из семени выросло дерево и принесло плоды, требуются усилия и крестников, и самого крещаемого по мере его возрастания.

Главная роль восприемника (крестного) , заключалась в руководстве жизнью готовящегося ко крещению. Он должен был научить своего крестника основам православной веры и благочестия, поэтому крестные должны быть обязательно православными. За своего крестника восприемник несет большую ответственность перед Богом и будет отвечать за его духовное воспитание на Страшном Суде. Между ребенком и восприемником возникает особое отношение - отношение духовного родства. Нужно заметить, что в такую духовную связь вступает один из крестных родителей - одного пола с крещаемым. Сам обычай иметь двух восприемников - довольно поздний, проникший в Православие из католичества. И хотя к нашему времени он уже прочно утвердился в православной Церкви, все же отношение духовного родства возникает с одним из восприемников.

Крестные родители всегда, до конца своих дней, молятся за крестников, научают их вере и благочестию, приобщают к таинствам. Крещеных младенцев необходимо приносить в церковь для Святого Причастия, исключая тех дней Великого поста, когда нет Литургии или когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Поднося к Чаше ребенка, нужно держать его на правой руке, и назвать его имя. Связь между восприемниками и их чадами вечная и более глубокая, чем у родителей по плоти. От тщательного исполнения обязанностей крестного зависит участь и его самого, и воспринятого от купели младенца.

Во время совершения Таинства над младенцем крестный (того же пола, что и ребенок) будет держать его на руках, произносить от его лица Символ веры и обеты отречения от сатаны и соединения со Христом.

Какими должны быть крестные родители?

Чтобы ручательство восприемников было действительным, необходимо, чтобы они соответствовали определенным требованиям. Понятно, что крестные родители могут быть лишь лица, принадлежащие к Церкви, причем не просто формально принадлежащие, не те, кто посещает храм всего несколько раз в году, а регулярно исповедующиеся и причащающиеся. Подлинная христианская вера немыслима без регулярной молитвы и общения со Христом в Таинстве причащения Его Тела и Крови. Не имеющие такой веры что могут передать своим крестникам?

Восприемники должны быть совершеннолетними, чтобы сознавать всю ответственность, которую они принимают на себя. Как правило, Церковь разрешает становиться крестными родителями с 15 лет для восприемника и с 13 лет для восприемницы. Следует отметить, что бабушки, дедушки, братья и сестры, тети и дяди так же годятся в крестные родители.

Приготовление к восприемничеству.

Крестные до крестин должны исповедоваться и причаститься, а для этого следует держать пост в течении трех дней, то есть не употреблять пищу животного происхождения, отказаться от супружеской близости, беречь душу от гнева, раздражения, а язык от ругани. Следует так же помнить, что женщины в месячной нечистоте не могут присутствовать в храме. Так же не допустимо присутствие косметики и украшений. К началу Таинства надо приходить вовремя. Если в храме, где будут происходить крестины, проводятся беседы для собирающихся окреститься, то следует сходить и поговорить с батюшкой о тех вопросах, которые вам не понятны, либо что-то еще касаемо таинства крещения. Например, такие беседы проходят в Знаменском кафедральном соборе каждую среду и пятницу в 18:00 ч.

Источники: Гермоген Шиманский. Литургика: Таинства и обряды. А. Шмеман "Водою и Духом" прот. Н. Афанасьев "Вступление в Церковь" Издание домового храма св.мц. Татианы при МГК им. М. В. Ломоносова "Татьянин день" от 10 сентября 2007г. "О крестных родителях".

Здравствуй уважаемый гость блога «МИР ВОКРУГ»!
Поговорим о крестных родителях. Поскольку я в этой духовной области как «рыба в воде» и часто сталкиваюсь, с тем — как выбирают крестных для своих детей, и вот как раз напишу об обязанностях крестных родителей.
Ну, начну с главного, для чего нужны крестные родители ребенку? И вообще, зачем крестят детей?
Крещение – это таинство, обещание доброй совести перед Богом. При крещении, душа очищается от первородного греха и подготавливается к приобщению церкви.
Для таинства, необходимы восприемники (крестные) — если крестится девочка, то с купели принимает ее крестная, а если крестят мальчика то, крестный.

И вообще по церковному уставу, достаточно только одного крестного. Мальчику – крестный, а девочке – крестная. Ну а если уж хотят и пару крестных, то это не запрещается. В Молдавии и в западной Украине, выбирают для дитяти даже и по три пары крестных.
Ну а теперь для чего нужны крестные?
Крестный родитель, это родитель в духовном воспитании. Он отвечает за духовное взросление в церкви. То есть, крестные учат ребенка с самого начала, как налаживать крестное знамение, что такое церковь, причастие, исповедь. Одним словом, что такое православная вера, изучение заповедей и для чего ходить в храм!

Вот вам и ответ, для чего нужны крестные.
А теперь посмотрим в реальности. Для чего выбирают, крестных для детишек, и по каким критериям? Во первых, чтобы был с широким кашельком, чтобы мог дарить достойные подарки. Да и немаловажно то, что чтобы был рядом, ну для того чтобы чаще виделись. А при встречи он баловал крестника.
Не так ли? Именно так!
Часто сталкивались с тем, что выбирая побогаче крестных, дети вообще не воспитываются. Со временем такие крестные вообще исчезают из жизни крестника. Ребенка вообще не учили церковному уставу, такой ребенок вырастает, как неухоженное «декоративное растение» Если в семье есть родные, такие как бабушка, то она еще в младенчестве его приводит в храм, при этом ничего не объясняя малышу ничего. Ну, а когда ребенок достигает отрочества, то храм ему не нужен, он вырастает с этого возраста, а поскольку бабушка уже не авторитет, да и старенькая с маразмом (бывает), то такие дети даже и не помят в храм дорогу.
Если выбирать крестных, то нужно задаться вопросами: чего вы ожидаете от крестных, какие вы на них возлагаете обязанности, ну и что для вас важнее, крестный с деньгами или тот, кто даст духовное воспитание ребенку?
Обязанности, крестных родителей, во-первых в учении общению церковному, ну а на втором плане все остальное, также и финансовая помощь.
«…истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.» (ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА: 3: 5-6.)
Ну, вот вроде, как и все. Если есть вопросы, пишите в своих комментариях!