Нужно ли родителям учиться воспитывать детей? Или пять главных заблуждений родителей. Нужно ли воспитывать ребенка ремнем

Вы когда-нибудь задумывались над вопросом: для чего родители занимаются воспитанием и развитием детей?
Каждый найдет для себя ответ:


  • чтобы ребенок рос разносторонне-развитый;
  • чтобы вместе было не скучно;
  • потому что ребенок требует, если не исполнять – расстраивается и плачет;
  • чтобы сблизиться с ребенком и отношения стали более доверительными;
  • чтобы было много радости и пользы детям;
  • потому что с ребенком нужно чем-то заниматься;
  • чтобы передать свой опыт, показать эту жизнь и окружающий мир;
  • потому что просто я мама;
  • если не я, то кто?
Некоторые мамы живут по принципу «не ждать от ребенка никакого результата». Просто живут вместе с детьми и общаются, когда есть время на это. У ребенка должно быть беззаботное детство, так они считают.

Эти родители не ставят перед собой никакой цели воспитания. Давайте подумаем: нужно ли воспитывать ребенка или он сам возьмет свое?

Мальчик из поезда

Платцкарт. В нашем «купе» едет семья с двумя детьми: грустной девочкой лет двенадцати и мальчиком лет трех-четырех. Мама с бабушкой увлечены разговором с соседями, мальчик скачет рядом сестрой, та лишь следит за ним с отстраненным взглядом. Мальчику скучно, он громко требует развлечь его, теребя при этом мать за рукав. Мама достает из сумочки не больших солдатиков и танк. Мальчик начинает шумно играть. Минут через десять игра надоедает, он начинает кидать игрушки в перегородку «купе» где сидят люди и кричать. Родители не обращают на это внимания, видимо, такое поведение привычно для их ребенка. Вскоре и это ему надоедает, бросив игрушки на пол, он бегает по проходу и кричит.

Из разговора с мамой и бабушкой становится ясно, что у мальчика проблемы с общением в садике. Он ходит туда уже целый год, но так и не может ни с кем подружиться. Дети не хотят с ним играть. Ссадина на руке у мальчика из-за недавней драки в детском саду. Его просто-напросто отлупили. Родители не смогли назвать причину драки. Даже не стали ее выяснять.

Мальчик перестал бегать и сел рядом с сестрой. Взял игрушки и запустил одним солдатиком в сестру. Девочка нервно дернулась и закрыла глаза, не проронив ни слова. Солдатик слегка коснулся ее. Брат с восторгом завопил и взял в руки другого солдатика. Девочка, молча, с недоумением смотрела на брата, родители не обратили на это внимания. Это мелочь, ребенок просто играет.

Соседка, не выдержав наблюдения за такой игрой, предложила мальчику вместе сделать бумажный самолетик. Мальчик заинтересовался, но в свои четыре года он не знал, как это делается. Соседка сделала ребенку самолет и отдала со словами: «Играй, только не мешай никому!» Мальчик молча выхватил самолетик из ее рук и с криком побежал по проходу. При этом он, не целясь, запускал самолет.

Попав в молодую женщину, он, молча, подошел к ней, бесцеремонно залез к ней на сиденье и забрал самолетик.

Его мама с бабушкой, скорее всего, этого не заметили.

Мальчик снова запускает самолет и попадает в туже женщину. С криком восторга бежит к ней, чтобы забрать игрушку. Женщина берет в руки самолет и сдержанно говорит: «Не нужно кидать в людей! Сядь и играй. Не надо никому мешать!» Мальчик молча выхватил самолет и снова запустил в женщину.

Ты что, не понимаешь? Не кидай в людей! Посмотри вокруг: ты один себя так ведешь, мешаешь. Ты кидаешься - я не отдам тебе самолет.

Мальчик криво улыбнулся. Подбежал к сестре, которая молча наблюдала за этой сценой.

Эта тетя отняла у меня самолет! - кричал он, показывая рукой на женщину.

Сестра вздохнула и тихо сказала:

Хорошо, я сделаю тебе новый, только ты здесь играй.

Новый самолет полетел в том же направлении. Женщина подождала, когда мальчик подбежит к ней.

Ты не послушал моих слов. Может быть, хоть так ты запомнишь и сделаешь выводы! - она порвала бумажную игрушку.

Началась жуткая истерика с громкими всхлипами и неразборчиво произнесенными словами. Мальчик подбежал к бабушке, уткнулся ей в колени и начал слезно жаловаться.

Бабушка повернулась в сторону женщины и зло сказала:

Порвала у ребенка самолет, какая добрая тетя! Дай Бог ей здоровья! Не расстраивайся, внучек!

Само вырастет

Очевидно, что в свои четыре года у мальчика есть большие проблемы с воспитанием. Он не умеет сам себя занять, не умеет общаться со сверстниками, не уважает старших, плохо относится к сестре и окружающим.

Если говорить о тех, кто занимается его воспитанием, то это воспитание по принципу «само вырастет». Любую культурную породу возделывают, тратят на это много времени и сил: поливают, тяпают, укрывают от холода, удобряют и проч. Сами растут только сорняки.

Кто воспитывает - родители или жизнь?

Всемирно известный педагог, А.С.Макаренко многие годы поднимал вопрос о цели воспитания. Отвечая на вопрос, кто воспитывает ребенка – родители или жизнь, он привел замечательный пример:

«Дети - «цветы жизни». Это замечательно! Что же означают эти слова? Сентиментальные люди считают, что цветами нужно любоваться, ахать, носиться, нюхать и вдыхать. Нужно, наверно, и самим «цветам» внушить, что они составляют неприкосновенный роскошный букет в дорогой хрустальной вазе на вашем столе. Сколько не восторгайся такими цветами, сколько не ахай, их дни сочтены и они никогда не принесут плодов. В лучшем случае их можно будет просто засушить и продолжить любование. И тогда радость от этого станет сомнительной: сколько не восторгайся, перед вами будет простое сено.

Представляю наших детей вовсе не такими цветами. Это не букет, это прекрасный яблоневый сад. Трудно, конечно, не любоваться таким садом, трудно ему не радоваться, но еще труднее не работать в таком саду. Вскапывайте, поливайте, снимайте гусеницу, обрезайте сухие веточки… Не только аромат, не только «гаммы красок», - плоды, вот что должно вас интересовать в особенной степени. И поэтому не набрасывайтесь на цветы с одними вздохами и поцелуями, возьмите в руки лопату, ножницы, лейку, достаньте лестницу. А когда в вашем саду появится гусеница, возьмите парижскую зелень. Не бойтесь, побрызгайте немножко, пусть даже цветам будет чуточку неприятно. Между прочим, у хорошего садовника гусеница никогда не появится.

Да, давайте будем садовниками. Это блестящее сравнение позволит нам выяснить кто воспитывает ребенка - родители или жизнь?

Кто выращивает садовое дерево?

Из земли и воздуха оно берет атомы своего тела, солнце дает ему драгоценную силу горения, ветры и бури воспитывают в нем стойкость в борьбе, соседние братья-деревья спасают его от гибельного одиночества. И в дереве и вокруг всегда протекают сложнейшие химические процессы.

Что может изменить садовник в этой кропотливой работе жизни? Не должен ли он бессильно и покорно ожидать, пока созреют плоды, чтобы кощунственной и наглой рукой похитителя сорвать их и сожрать?

Так именно и делают дикари где-нибудь в трущебах Огненной Земли. И так делают многие родители.

Но так не делает настоящий садовник.

Человек давно научился осторожно и нежно прикасаться к природе. Он не творит природу и не уничтожает ее, он только вносит в нее математически могучий корректив; его прикосновение, в сущности, не что иное, как еле заметная перестановка сил. Там подпорка, там разрыхленная земля, там терпеливый зоркий отбор.

Наше воспитание такой же корректив. Разумно и точно провести ребенка по богатым жизненным дорогам, среди ее цветов и сквозь вихри ее бурь может каждый человек, если он действительно захочет это сделать.

Воспитывают все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего- люди. Из них на первом месте родители и педагоги.

Если вы родители ребенка,- это значит на много лет вы отдали ему все напряжение вашей мысли, все ваше внимание и всю вашу волю.»

Вам решать, какова цель воспитания вашего ребенка и какие методы воспитания выбирать для его дальнейшей счастливой жизни. Задумайтесь о будущем ваших детей уже сейчас: когда они маленькие и «ничего не понимают» уделите им время, учите, объясняйте. Во многом ваша спокойная жизнь в зрелом возрасте зависит от вложенных в первые годы жизни ребенка сил. Что посеешь - то и пожнешь. Удачи!

Что такое воспитание?

Этимология этого слова позволяет прояснить его подлинный смысл. Мы совершенно забыли, что слово «воспитание» является родственным слову «питание» и, следовательно, синонимом слову «вскармливание».

Ребенок, рождаясь на свет, сперва воспитывается, т.е. вскармливается своими родителями в буквальном смысле этого слова. Материнское молоко, даруемое ребенку с любовью и терпением, есть первое воспитание любого человеческого существа – это его приобщение к миру лучших человеческих чувств – любви, радости, близости, покоя.

Первая твердая пища, предлагаемая ребенку, есть первое приобщение ребенка к бесконечному разнообразию человеческой культуры.

Однако далее воспитание нового человеческого существа происходит уже не так физиологично и материально-зримо. Последующее развитие происходит за счет впитывания в себя всевозможных воздействий извне: из окружающей природной среды, социума, личного окружения. При этом, разумеется, главными воспитателями ребенка всегда остаются его родители. Следует помнить, что не только мать, но и отец питают своего ребенка собой долгое годы спустя после того, как он уже отлучен от груди. Этим питанием является для ребенка все – поведение его родителей, язык, тембр голоса, ритм жизни, стиль отношений с окружающими и домашними, работа, отдых, и многое, многое другое. Многим родителям бывает не по себе в тот момент, когда они осознают, что их дети впитывают в себя все моменты их поведения, потому что слишком хорошо знают, что бывают далеки от идеала. Многих это приводит в отчаяние, поскольку они хотели бы быть идеальными родителями для своих детей. Но идеал далек и недостижим, а воспитывать детей нужно здесь и сейчас. Очень важно, чтобы молодые родители понимали, что для их детей полноценным питанием являются даже их недостатки, несовершенства характера, жизненные проблемы – при условии, если они их стараются активно преодолеть. Дети подрастут и сами столкнутся с теми же недостатками и проблемами – и пример живой родителей будет для них поистине бесценным подспорьем.

Поэтому молодым родителям следует избегать как бесплодного стремления к немедленному и безусловному совершенству, так и легкомыслия и попустительства. Нужно понимать, что процесс воспитания, начавшись при первом прикладывании ребенка к груди, никогда не прерывается и не заканчивается. Воспитание заключается не только и не столько в «позитивном» или «негативном» стимулировании – он в любом слове или деле взрослого человека, оказавшегося в поле зрения ребенка.

Воспитание и культура.

Если понимать воспитание в таком ключе – как никогда не прерывающийся процесс «вскармливания» детей разнообразной «пищей» (материальной и духовной), то основной вопрос заключается в том, как сделать эту «пищу» максимально более доброкачественной и легко усвояемой. Речь идет о своеобразной «духовной диете», которой следует придерживаться родителям, имеющим детей. Этой-то «диетой», наиболее пригодной для воспитания, является культура – религиозная, национальная, наконец, семейная.

Между тем мало кто в нашем практичном и циничном обществе задумывается о том, что такое культура, зачем и для чего она нужна. Почему? Потому что культура предельно далека от прагматики и технологии, ее невозможно свести к простому объему знаний, умений и навыков, или к простому набору морально-этических законов и предписаний, или к простой сумме художественных произведений и объектов искусства всех времен и народов. Культура – это особый образ жизни людей, находящийся вне зависимости от их уровня жизни. Этот образ жизни заключается в стремлении к максимальной плодотворности каждой отдельной человеческой жизни, в максимальной развитии талантов и способностей каждой отдельной личности. Причем эти усилия не имеют никакого отношения к тому, что в нашем обществе принято называть «пользой» или «материальной выгодой»: довольно часто развитие личности и коммерческий интерес расходятся между собой, даже толком не повстречавшись.

Дети, чье воспитание происходит через приобщение их к живой культурной традиции, гораздо меньше зависят в своем поведении от «позитивных» и «негативных» стимулов. Этим они качественно отличаются от собаки Павлова. Ребенок, для которого жизнь и творчество выдающихся исторических личностей являются примерами поведения, достойного подражания, не склонен «выделять слюну» на «позитивный» стимул, равно как испытывать стресс или апатию от «негативного». Такой ребенок – не управляемый кнутом и пряником андроид, а формирующаяся личность, главная задача которой – созреть и полностью овладеть своими скрытыми способностями. А для этого нужно научиться быть независимым – как от давления собственных желаний и потребностей, так и от давления требований социума. Первое достигается через независимость от «позитивного» стимулирования, второе – через независимость от «негативного». А это значит, что ребенок должен уметь обходиться без первого и быть стойким ко второму.

Как же все-таки воспитывать детей?

Личность человека формируется через взаимодействие со всем спектром жизненных явлений и ситуаций: «позитивных» – таких, как любовь, дружба, радость, удовольствие, интерес, так и «негативных» – таких, как задачи, проблемы, лишения, боль, страдания. Если делать упор только на одних или на других – ребенок никогда не научится понимать и любить мир в его целостности и многообразии. Он вырастет либо прекраснодушным пленником иллюзий, либо озлобленным мироотрицателем и человеконенавистником. Подлинная задача родителей – через себя, свое поведение, свой опыт, личный пример и личное отношение к культуре человечества познакомить ребенка со всем пестрым спектром противоречивых жизненных ситуаций. Именно от своих родителей дети должны получить все многообразные жизненные уроки, потому что только они способны дать их максимально бережно и в максимально подходящей для ребенка форме – ведь кто же знает детей лучше и ценит больше, чем их родители? Поэтому очень важно, чтобы дети получили от своих родителей не только опыт безусловной и всепрощающей любви – но и опыт требовательного и взыскательного отношения к своему поведению и развитию. Это значит, что родители должны уметь не только любить и опекать своего ребенка, не только хвалить за достижения – но и требовать неукоснительного соблюдения определенных жизненных правил и норм, а также порицать за недостаточно тщательное их соблюдение, и даже наказывать за злостное нарушение таковых. Последнее совершенно неизбежно, если родители в самом деле заботятся о своих детях, а не о том, как бы снять с себя ответственность и переложить ее на посторонних и, далее – на государство и саму жизнь: очевидно, что детей, которых родители в детстве не воспитывали должным образом, далее куда больнее наказывает общество и судьба.

Только родители (или очень близкие ребенку и по-настоящему любящие его люди) могут порицать ребенка и наказывать его таким образом, чтобы целостность его личности при этом не пострадала. Из этого не следует, что они всегда умеют это делать – увы, неумолимая статистика семейного насилия свидетельствует скорее об обратном. Из этого следует, что родители обязательно должны относиться к вопросам воспитания с максимальной ответственностью и серьезностью. А это значит, что им следует рационально разобраться в этом вопросе, отбросив шаблоны и эмоции. В противном случае в тот момент, когда ребенок будет вести себя безобразно, ваши нервы могут элементарно не выдержать нагрузки, вы сорветесь и наброситесь на ребенка с малопредсказуемыми последствиями. Эта ситуация кажется вам нереальной? Напрасно. Известно, что большая часть случаев семейного насилия, вплоть до совершенно невероятных и вопиющих случаев, произошла в состоянии аффекта, когда взрослые люди полностью теряли контроль над собой.

Как можно избежать подобных ситуаций и, в особенности – их ужасающих последствий?

Только одним образом – если «негативные» педагогические воздействия не рассматриваются как что-то, что простительно совершать лишь под горячую руку. Из одной педагогической книжки в другую кочует мнение, что если вы шлепнули ребенка в момент, когда он вывел вас из себя – это ничего, с кем не бывает. Несомненно, что именно это мнение дает такому количеству взрослых людей моральное основания срываться на своих детей в минуты, когда они эмоционально взвинчены – а ведь именно тогда, когда они не контролируют себя, их действия могут иметь самые разрушительные последствия!

При этом взрослых, которые с холодной головой утверждают, что наказание является необходимой составной частью воспитания, и что наказывать детей нужно разумно, сдержанно, и ни в коем случае не под горячую руку – безо всякой серьезной аргументации обвиняют в жестоком обращении с детьми. Между тем только рациональный подход поможет использовать такой обоюдоострый, как скальпель хирурга, инструмент, как наказание, с пользой для ребенка, а не во вред ему.

Воспитание и обучение.

Обучение является одним из ответов на вопрос, для чего нужно воспитывать детей. Дело в том, что без правильного воспитания успешное обучение детей попросту невозможно. Ребенок, в котором не воспитаны определенные морально-волевые качества и навыки: терпение, собранность, умение слушать, сосредотачиваться на выполнении того или иного задания на полчаса и более, отказываться от желаний расслабиться, развлечься, поиграть, то есть, дисциплина – просто не сможет плодотворно учиться. Еще раз подчеркну, что процесс воспитания этих важнейших качеств не сводится к тому, что родители только словесно приказывают или силовыми методами принуждают ребенка неподвижно сидеть, делать то, не делать этого – все это не даст хороших результатов, если не будет подкреплено живым примером родителей. Ребенок никогда не научится терпению, если вы не терпеливы, не будет собранным, если вы разбрасываетесь, не станет вас слушать, если вы никогда не слушаете его. А это значит, что воспитание нужно начинать задолго до начала обучения ребенка – и это, в первую очередь, должно быть самовоспитание самих родителей. Что касается ребенка, то его, как уже говорилось, нужно воспитывать с рождения. Единственное, что на разных этапах жизни наибольшее внимание следует отводить воспитанию разных личностных качеств ребенка:

- с 0 до 1,5 лет – фокус внимания на физическом уровне личности: на грудном вскармливании, здоровье, физическом контакте с ребенком, на развитии его двигательной активности – от переворачивания до ходьбы, бега, моторики ;

С 1,5 до 3 лет – фокус внимания на поведении ребенка, то есть на его реакциях на внешние воздействия: на приучении ребенка к чистоте, обучении его простейшим ритуалам общения и простейшим навыкам самообслуживания, на обучении его способам безопасного взаимодействия с окружающей средой;

С 3 до 5 лет – фокус внимания на речи ребенка и его коммуникативной стратегии проявляющейся через игру: то есть на том, как он выстраивает отношения с окружающими его близкими и дальними, взрослыми и ровесниками, людьми своего пола и противоположного;

С 5 до 7 лет – фокус внимания на образном мышлении ребенка, на развитии его творческих способностей, а также волевых навыков – умения сосредотачиваться на одном конкретном процессе, доводить до конца начатое, ставить цель и добиваться ее достижения;

Понятно, что если внимание родителя сфокусировано на развитии одного уровня личности ребенка – это не значит, что другие уровни можно оставлять без внимания. Это было бы совершенно неразумно. Данная предельно условная периодизация демонстрирует только, на каком этапе развития личности какие ее уровни должны развиваться в обязательном порядке, а какие – в факультативном.

Итак, все вышесказанное приводит нас к следующим выводам:

1. воспитание ребенка является необходимым условием его успешного обучения;

2. воспитание ребенка не сводится к выработке желательных реакций на набор «позитивных» или «негативных» стимулов;

3. воспитание ребенка должно осуществляться на живом примере его родителей;

4. воспитание ребенка возможно лишь на основании той или иной живой культурной традиции;

5. наказание наряду с поощрением является законным, хотя и чрезвычайным элементом воспитания, пренебрежение или злоупотребление которым приводит к катастрофическим последствиям.

В самом деле, если рассматривать ребенка как побочный продукт родительского эгоизма и их стремления к сексуальному удовольствию – тогда, конечно, требование воспитывать детей через культуру собственной личности можно считать чрезмерным.

Однако, если рассматривать личность ребенка как зеркало, отражающее все недостатки и достоинства личностей его родителей – тогда все встает на свои места. Если взрослые сами будут стремиться к совершенству в своих действиях, чувствах и мыслях, к саморазвитию и развитию культурной традиции – их дети будут поступать так же.

Если взрослые сводят воспитание к набору шаблонных фраз, шантажу, манипуляции или жестокости – в ответ они обычно получают либо протест и открытое неповиновение, либо лицемерие и ложь.

Если взрослые вовсе избегают воспитания – они калечат своего ребенка непоправимым образом, поскольку вместо целостной – то есть здоровой, правильно сформированной, личности вырастает сущность, собранная непонятно как случайным образом и состоящая в основном из дыр и обрывков тех или иных качеств.

Отказ от воспитания ребенка – прямой путь к его душевной и духовной инвалидности, даже при внешнем физическом благополучии.

Какую из этих альтернатив предпочесть – выбирать вам. Школьная общеобразовательная система переварит любую из них. Однако в заключение статьи я хочу сказать, что домашнее обучение без правильного воспитания ребенка через культурную традицию и личный пример родителей попросту невозможно.

по материалам сми

Нужно ли воспитывать взрослых людей?

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра педагогики, психологии и психолингвистики

Нужно ли воспитывать взрослых людей?

Подготовил:

Студентка 2 курса

Лечебного факультета гр. Л-202

Даровская Вера

Проверил:

Старший преподаватель

Моисеева Ольга Николаевна

Самара 2007

1.Введение…………………………………………………………………..3

2.Развитие педагогики…………………………………………………….4

3.Современные взгляды на решение проблемы……………………….8

* ТРИЗ-педагогика………………………………………………………………….9

* Воспитание студентов…………………………………………………………...13

4.Заключение………………………………………………………………17

5. Список литературы…………………………………………………….18

Введение.

В Толковом словаре С.И. Ожегова написано: \"Педагогика - это наука о

воспитании и обучении\". Нельзя не заметить, что возраст в данном

определении не указывается. Т.о., эта наука нацелена не только на обучение

и развитие детей, но и взрослых, у которых уже сформировались характер,

собственная система взглядов, менталитет. Многие говорят: «Взрослого не

переделаешь. Корни этого заблуждения понятны: воспитывать сформировавшихся

личностей сложнее, чем детей, поэтому проще сказать - \"воспитание взрослых

невозможно\" и отвернуться от проблемы. Можно и нужно образовывать человека

всю его жизнь. Я выбрала эту тему, потому что хочу опровергнуть это

сложившееся мнение. Конечно, чтобы воспитать полноценную личность, и

следовательно, состоявшегося члена общества нужно начинать с детства,

воспитывая его нравственность, прививать определенный тип мировоззрения, в

том числе экологическое.

В своей работе я ставлю следующие цели:

* Рассмотреть основные вехи становления педагогики, которые направлены

на изучение человека, становления его как личности и воздействие на

него с помощью различных методик, которые применительны и к взрослым

* Выяснить, какие методики предлагает педагогика наших дней, в чем

проблематика ее в решении многих вопросов воспитания личности,

направленность ее на различные сферы жизни человека, в частности:

* Решение вопроса, стоить ли воспитывать студентов;

* Становление полноценной семьи, которая может воспитать своего

ребенка в соответствии с требованиями современного государства,

которому нужны честные и воспитанные люди;

* Воспитать личность, способную реализовать национальную идею страны;

* Воспитание в человеке личность с экологическим мировоззрением,

который будет осознавать ограниченность ресурсов и таким образом

улучшит плачевное катастрофическое состояние нашего родного дома, а

также еще многое другое.

Развитие педагогики.

Прошлое нашей философии, педагогики, культуры в целом богато плодотворными

идеями, которые не были вполне реализованы в свое время, но могут дать

мощный импульс для развития современной мысли…

В русской педагогической психологии всегда был велик интерес к проблемам

формирования духовного облика человека, воспитания высоконравственной

личности. Им уделяли большое внимание не только педагоги и психологи, но и

крупные ученые других специальностей, что обусловило непреходящее значение

многих разработанных ими научных принципов воспитания. Освоение

исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями, составляет

необходимое и важное звено в разработке проблем формирования личности на

современном этапе, ибо, как указывал В. И. Ленин, предыдущий опыт

составляет ту «подножку, с которой мы должны ступить дальше» .

В качестве критерия условного подразделения на отдельные этапы ее развития

взято понимание основных задач, стоящих перед ней на том или ином

историческом отрезке времени, трактовка ее предмета, основное направление

и характер исследований, масштаб научной деятельности (отражающиеся в

количестве и характере литературы).

Возникновение научной педагогической психологии следует отнести к

середине XIX в.Чем было обусловлено ее возникновение?

Этому способствовал ряд факторов - как научных, так и общеисторических,

свойственных как мировой науке, так и специфических для России.

Все большее место в философии и в естествознании стала занимать идея

развития. В сочетании с бурным ростом естественных наук, в особенности с

созданием эволюционной теории и успехами в изучении мозга и органов

чувств, она положила конец господству метафизической психологии, открыла

возможность подлинно научного познания человека. Это послужило толчком к

широкому распространению мысли об огромных возможностях воспитания как

средства общественных преобразований. Эта не новая идея в связи с успехами

в развитии наук о человеке получала качественно новый акцент. Возможность

научного познания человека вселяла надежду найти способы сознательного

целенаправленного управления формированием личности и тем самым влиять на

общественное развитие. Поэтому интерес к построению научных основ

воспитания получил большой не только научный, но и общественный резонанс.

Для российской педагогики середины ХIХ века характерно усиление

гуманистических тенденций. Идеи гуманизма, заложенные в работах

Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского, получили развитие в педагогических

воззрениях и концепциях отечественных педагогов. Одним из центральных

понятий гуманистического подхода в педагогике является понятие \"личность\":

говорится о личности педагога, ребенка, о воспитании личности, создании

условий для ее формирования и т. д. Признается, что личность человека

представляет наибольшую ценность и ее развитие - основная цель

педагогической деятельности, а одна из основных задач педагогики -

создание условий для самореализации личности.

Идеологической и философско-методологической основой гуманистического

подхода в современной отечественной педагогике является мировоззренческая

система, сформировавшаяся в эпоху Возрождения и существующая в современной

культуре в измененном виде до сих пор. Основные установки гуманизма как

социокультурной традиции состоят в признании человека высшей ценностью,

всегда - целью и никогда - средством; в утверждении, что человек - \"мера

всех вещей\", то есть, что потребности и интересы человека являются

основным критерием для создания и функционирования социальных институтов;

в признании за каждым человеком прав на свободу, развитие, реализацию всех

его возможностей как основы равенства всех людей.

Но для гуманизма характерен антропоцентризм, то есть рассмотрение человека

как вершины эволюции, как самого совершенного, самого разумного и

могущественного существа. Человек, в силу своей изначальной активности,

энергии и разума, в состоянии преобразовать и покорить окружающий мир,

использовать его в своих целях. По сути дела, человек в системе

гуманистических воззрений приобретает атрибуты божества: всемогущество,

безграничную мудрость, всесилие, всеблагость.

Изменилось господствующее представление о взаимоотношении человека и

общества, по-новому стал ставиться вопрос о целях и задачах воспитания.

Начиная с петровских времен, его основной задачей была подготовка к

определенной служебной деятельности. Теперь же первоочередной задачей

воспитания становилось формирование высоких нравственных качеств человека.

Особое значение в распространении этой идеи имела статья Н.И. Пирогова

воспитания с глубокими философскими вопросами о сущности человеческого

бытия и выдвигавшая на первый план задачу воспитания в человеке прежде

всего Человека, т. е. человека как высоконравственной личности. В качестве

мерила нравственной зрелости Н.И. Пирогов поставил стремление человека

осознать цель и смысл своей жизни, выработать твердые убеждения и на

основе познания своих сил и возможностей найти то поприще, на котором он

может принести наибольшую пользу обществу. Анализируя педагогические труды

Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинский отмечал, что принцип воспитания в человеке

прежде всего человека - это не только философский принцип, но и

«требование здравой педагогики, основанной на психологии» .

Интерес к человеку и его воспитанию, критический анализ существующей

системы воспитания и обучения привели к убеждению в необходимости

разработки научной теории воспитания. Постановка вопроса о необходимости

разработки теории воспитания вносила качественно новый элемент в решение

педагогических проблем. Из нее логически следовал вопрос об основных

источниках построения теории воспитания. Важнейшую роль в разработке этого

вопроса сыграл К. Д. Ушинский. Назвав человека предметом воспитания, он

показал, что для разработки теории воспитания необходимо знание комплекса

наук о человеке. Основными источниками теории воспитания он считал

психологию, физиологию и логику, особо подчеркнув значение психологии.

Воспитание Ушинский рассматривал как \"создание истории\". Предметом

воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека

во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех

отношениях. Педагогика, организуя процесс целенаправленного

(\"преднамеренного\") воспитания, использует достижения наук о человеке,

которые Ушинский называл \"антропологическими\", - философии, политэкономии,

истории, литературы, психологии, анатомии, физиологии и др.

В развитии человека решающую роль ученый отводил исторической

преемственности человеческих поколений. Воспитание, утверждал он, помогает

новым поколениям идти по дороге в будущее, «... действуя заодно с другими

общественными силами...»; оно, «... совершенствуясь, может далеко

раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и

нравственных». Цель воспитания - формирование активной и

творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и

физическому, как высшей форме человеческой деятельности.

Основоположниками нового подхода (кроме К. Д. Ушинского видными деятелями

его были Н.X. Вессель и П.Д. Юркевич) к задачам воспитания и обучения

многое было сделано не только для разработки теоретических проблем, но

предпринимались попытки показать пути применения общих положений к решению

конкретных проблем. Помимо капитального труда «Человек как предмет

воспитания», К.Д. Ушинский создал учебные книги «Детский мир» и «Родное

слово» и руководства по преподаванию по ним. Н.X. Весселем была написана

«Опытная психология в применении к воспитанию и обучению» и двухтомное

«Руководство к преподаванию общеобразовательных предметов», П.Д. Юркевичем

были изданы «Чтения о воспитании» и «Курс общей педагогики».

Значение периода 60-х гг. в русской педагогической психологии определяется

тем, что на основе гуманистических и демократических традиций, сложившихся

в эти годы, выросла плеяда ученых широкого диапазона, ставивших во главу

угла своей деятельности научный, общественный и гражданский долг. Эти

ученые стремились к всестороннему исследованию человека, имея в виду в

качестве конечной цели формирование высоконравственной личности. При этом

они проводили большую организационную работу в области науки (организация

научных учреждений, печатных органов и т. п.) и в области просвещения

(общеобразовательные курсы, курсы повышения квалификации и т. п.).

Конец XIX - начало XX в. во многих странах характеризовались усилением

интереса к проблемам возрастной и педагогической психологии. Не случайно

во всем мире широкую популярность получила книга шведской писательницы Э.

Кей «Век ребенка», суть которой выражалась мыслью о том, что «через

потомство, которое мы себе создаем, мы можем до известной степени как

свободные существа предопределить грядущие судьбы человечества» .

Русская педагогическая психология развивалась в тесном контакте с

движением мировой научной мысли. Проблемой занимались также известные

иностранные психологи, среди которых можно выделить имя Юнга. Он считал,

что лишь обретя индивидуальность можно стать полноценной личностью.

Восхождение к индивидуальности состоит в преобразованном применении

возможностей прошлого в настоящем, в современной культуре. Юнг

рассматривал процесс совершенствования как движение по пути индивидуации.

Процесс индивидуализации поддерживает определенные черты в каждом индивиде

в соответствии с типом личности, наиболее адекватным для данной культуры.

Поэтому люди поразительно похожи друг на друга, если мы их недостаточно

понимаем. Можно предполагать, что внутри этого типа личности постепенно

зреет определенная индивидуальность, отличающаяся от того, как ее

воспринимает окружение. Естественно, он искал ту скрытую, подлинную

индивидуальность, которая должна быть реализована в жизни или в

последовательности жизней. То, что реализуется сегодня, по его мнению, уже

существовало в прошлом в виде архетипа данной личности.

Самосовершенствование должно учитывать то обстоятельство, что прошлое

влияет на настоящее. Эти скрытые черты он искал в мифах, порожденных

анимистическим восприятием мира. Путем самопогружения и медитации он

пытался вызвать образы бессознательного, чтобы получить какое-то

обоснованное представление о конечной цели индивидуации.

Некоторые идеи прошлого в педагогике используются и по сей день.

Современные взгляды на решение проблемы.

Радикальное изменение всей общественно-политической жизни страны и, как

следствие этого, разрушение государственной идеологии, с которой прежняя,

советская, педагогика была теснейшим образом связана привело к так

называемому педагогическому вакууму. Резкий разрыв с ранее официально

принятой философской теорией образовал пустоту в фундаменте педагогической

науки, что, с одной стороны, благотворно повлияло на ее развитие, так как

появилась степень свободы, прежде не возможная, но, с другой стороны,

привело к определенной растерянности и разброду, которые всегда

сопровождают на первых порах ситуацию свободы. Положение современной

отечественной педагогики явно показало насущную необходимость философских

и методологических обоснований педагогической теории и практики. Не

удивительно, что в условиях большей свободы идеи подлинного гуманизма

вновь стали чрезвычайно популярны в нашей стране. Это можно наблюдать и в

педагогике. Усиление гуманистических тенденций является своеобразной

реакцией на прежний антигуманизм, отсутствие свободы и возможности

свободного творчества в области педагогики.

Само по себе нарастание гуманистических тенденций в области педагогики

можно только приветствовать. Эти тенденции, несомненно, способствуют

развитию педагогической теории и практики. Создание педагогической

парадигмы в рамках гуманистической традиции даст определенный импульс для

возникновения новых идей, сделает психологическую и педагогическую

практику более гуманной и эффективной. Но вместе с тем необходимо

понимать, что гуманистическая, личностно-ориентированная педагогика - это

лишь один из этапов в развитии мирового педагогического процесса.

Ограниченность современного гуманизма связана с его антропоцентрической

основой. Именно представления о человеке как центре мира, о его

изначальном превосходстве и совершенстве легли в основу оправдания всех

деяний человечества. Общечеловеческий эгоизм, неразумная активность,

непонимание того, что человек - только часть реальности и зависим от

окружающего мира, своеобразная гордыня, в религии считаемая грехом,

привели человеческое общество к концу второго тысячелетия к плачевному

состоянию. Ряд мыслителей ХХ века констатировали крах гуманистических

надежд, а следовательно, и идей самого гуманизма в наше время.

В основание новой педагогической парадигмы должны быть положены иные

антропологические представления. Необходимо на основе уже существующих

философских, психологических, естественно-научных представлений о

человеке, которые отражают современный уровень развития культуры, создать

педагогическую парадигму, которая позволит сформулировать принципы, цели,

ценности современной педагогики, адекватные потребностям современного

человека и общества в целом. Именно на современном этапе формируется

ТРИЗ-педагогика, которая нацелена на улучшение всей жизни за счет

правильного воспитания подрастающего поколения.

ТРИЗ-педагогика.

Эта наука возникает именно тогда, когда:

Уровень нравственности людей руководящей элиты в настоящее время уже

ниже нормы выживания государства и имеет тенденцию понижаться. (Вспомните

войны, современное вопиющее неравенство уровня благосостояния людей,

коррупция, беспредел, обман людей банками и через средства массовой

информации, заложничество, массовая преступность, забитость народа…);

Институт семьи имеет тенденцию разрушаться, а ведь все основные качества

человека закладываются в самом раннем детстве, то есть в семье;

Количество информации нарастает по закону показательной функции, а

физиологические возможности человека воспринимать такое количество

информации, исчерпаны;

Мир стремительно усложняется и содержание учебных программ отстает от

требований жизни к образованию;

ТРИЗ-педагогика (Теории Решения Изобретательских Задач), миссия которой

реализация национальной идеи в нашей стране, строится на основе:

1) системы человеческих ценностей;

2) заповедей нравственности и идей гуманизма;

3) объективных Законов Развития Социальных Систем;

4) предыдущего опыта педагогики, психологии, социального управления,

истории развития человечества;

У этой науки много задач, но я хочу рассказать лишь о некоторых мерах

ТРИЗ-педагогики, направленных именно на взрослых людей и при этом

показать, что педагогика нацелена на все возрастные категории. Итак,

1Воспитать таких людей, которые будут в состоянии реализовать национальную

идею России.

То есть будут возрождать Россию, как великую, процветающую, независимую

державу во всех проявлениях - духовной, интеллектуальной, социальной,

экономической, научной, политической, военной, а так же будут

способствовать росту благосостояния людей, их нравственному и культурному

развитию.

Какими качествами необходимо обладать для этого?

Быть глубоко нравственной личностью, иметь правильное представление об

истинных и мнимых ценностях бытия, быть интеллектуально развитым,

культурным человеком, иметь активную позицию в жизни, быть непримиримым

борцом со злом, иметь свою благородную Достойную цель, быть смелым,

волевым, трудолюбивым человеком, четко представлять себе, что надо делать,

чтобы преобразить Россию, чтобы создать процветающее, справедливое,

правовое общество и уметь это сделать.

2. Воспитать важнейшее качество личности - это нравственность.

Среди классических направлений развития личности: физического,

умственного, эстетического, трудового и нравственного, - нравственное

воспитание является важнейшим, С большим основанием можно считать, что

\"нравственность спасет МИР\"! Слова Достоевского: \"Красота спасет Мир\"

можно понимать в том смысле, что спасет Мир духовно красивый человек,

красота его души. А духовно красивый человек - это, прежде всего, человек

нравственный.

Нужно отметить, что нормами (критерием) нравственности предлагается

библейские заповеди, \"золотое правило\", неприкосновенные права человека,

записанные во \"Всеобщей Декларации прав человека\", принятой Генеральной

как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе\"). Это такие

моральные нормы, нарушение которых повлечет за собой, по большому счету,

ущерб для его же собственных интересов. Каждый человек должен строить храм

в душе своей или, хотя бы, идти по дороге к храму.

Прекрасным дополнением к библейским заповедям являются мудрые заповеди

Дмитрия Лихачева. Нужно отметить, что человечество научилось писать

законы, но не научилось их исполнять. Без нравственности не действуют

государственные, юридические, экономические законы, появляется агрессия и

национальная вражда. Для добровольного неукоснительного выполнения норм

нравственности у человека должно быть воспитано очень много духовных

Проблема воспитания человека для педагогики сложная, потому, что сложна

природа человека. Сначала надо абсолютно четко и однозначно установить в

педагогике приоритет воспитания нравственной чистоты и неукоснительного

соблюдения человеческих ценностей над развитием всех других качеств

личности и над обучением!

Правонарушения происходят сознательно, в основном, от безнаказанности (нет

«внешних тормозов») и от невоспитанности (нет «внутренних тормозов»).

Поэтому надо создавать и «внешние» и «внутренние» тормоза. «Внешние

тормоза» - это справедливые юридические законы и система мер, насильно

обеспечивающая их неукоснительное выполнение всеми членами общества, а

«внутренние тормоза» - это совесть. Первое создает государство в лице

правоохранительных органов и юридических законов а второе - создает

воспитание, и тут велика роль педагогики, и, в частности, раннего

воспитания нравственности, на которое и обращает внимание ТРИЗ-педагогика.

А вот создавать справедливые законы должны только люди со сформированными

«внутренними тормозами».

3. Особое значение придавать воспитанию честной элиты

Известно, что эффективность деятельности любой системы сильно зависит от

подсистемы управления. Известно, что историю делают личности и что

государства ошибаются так же, как ошибаются личности. Отсюда следует, что

в жизни общества велика роль государственных чиновников и интеллектуальной

элиты. Вырваться из кризиса Россия сможет, если в управление страной, в

законодательство, в бизнес, в технику, в педагогику придут творческие

люди, профессионалы с горячим сердцем и чистыми руками, для которых

интересы и благосостояние народа будут выше личных и корпоративных

интересов.

Настоящий государственный деятель и политик не имеет права думать о себе.

Это должны быть особые люди - лучшие люди страны, элита, и их надо

специально \"выращивать\". Чем больше власти у человека над другими людьми и

чем выше его должность, тем больше у него возможность влиять на судьбы

страны и тем меньше у него права на ошибку, ибо его ошибки могут очень

дорого стоить народу, поэтому, тем в большей степени он должен быть

творческой личностью, честен, умен, профессионален, культурен и образован.

С другой стороны, чем выше у человека должность, тем больше соблазнов и

тем безнаказанней он может \"воровать в особо крупных размерах\", поэтому он

должен быть нравственно устойчивым человеком, должен успешно пройти

проверку властью, деньгами и славой (как говорят, \"медными трубами\").

Когда растет безнравственность элиты - цивилизации гибнут.

Чтобы добиться успеха в решении проблемы нужно:

Первое - готовить \"думающую часть чиновничества\", новую, умную, честную,

творческую, отважную, профессиональную, интеллектуальную элиту страны из

одаренных детей, которая должна уметь предвидеть решающие повороты

национальной судьбы страны и действовать. В этом долг одаренных людей

перед страной.

Второе - надо готовить лидеров, честных, умных и знающих одаренных

лидеров. Методики имеются.

Третье - Разумеется, хорошо воспитывать и учить надо всех людей во всех

учебных заведениях. Согласитесь, ведь в каких-то школах и ВУЗах сейчас

учатся будущие президенты, премьеры, генеральные прокуроры и будущие

значимые люди России. Школа должна в первую очередь готовить не юных

бизнесменов или других узких специалистов, а людей воспитанных, честных,

гордых, умных, широко образованных.

При этом надо учить методикам ТРИЗ и современных государственных

чиновников и их детей.

4.Взрослых надо не только учить, но и воспитывать.

Воспитание взрослых возможно и не менее важно, чем воспитание детей. Мы

знаем немало примеров того, как, получив власть и возможность безнаказанно

нарушать законы, \"честные\" люди их нарушают совершенно осмысленно,

используя свое служебное положение для самообогащения в фантастических

масштабах. Более того, \"честные\" люди совершенно осмысленно принимают

законы, далекие от справедливости. Но ведь когда-то эти взрослые люди были

детьми и их воспитывали! Это недоработка педагогики. Конечно, \"нуверс\"

(необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей) и

\"асинхронат\" (разрыв во времени между созреванием возможностей и началом

их развития) к взрослому уже не применимы, так как количество лет перешло

в качество, поэтому для перевоспитания взрослых нужны другие подходы. И

это тоже проблема педагогики.

5. Воспитать в людях активную позицию и непримиримость к нарушению норм

нравственности.

Верно говорят, что каждый народ заслуживает своего правительства.

Свободолюбивый гордый народ не позволит правительству угнетать себя и

плохо собой управлять.

Активная позиция в жизни, борьба за лидерство - это хорошо или плохо?

Обычно считается достоинством скромность и терпимость. Но скромность,

тактичность и терпимость не исключают непримиримого отношения к хамству, к

наглости, к обманам, к несправедливости, к насилию. Можно быть терпимым к

другому мнению, но нельзя быть терпимым к нарушениям законов

нравственности ни в большом, ни в малом.

Для борьбы за справедливость требуются и силы, и воля, и убежденность. И

хорошо, если именно такой человек будет лидером и будет иметь бойцовские

качества. И еще у такого человека должно быть одно качество - он должен

видеть недостатки и уметь их исправлять.

6.Научить людей быть счастливыми

Человек чувствует себя счастливым, если большинство его способностей и

потребностей реализовано. Если учесть, что государство отказалось от

многих взятых на себя обязательств перед своим народом (обеспечение

работой, достойной жизнью, равными возможностями, справедливыми законами и

равенством перед ними и т.д.), то у педагогики появилась необходимость

готовить людей, способных счастливо жить и в этих новых реальных условиях.

Поэтому ТРИЗ-педагогику можно назвать и \"Педагогикой счастья\" и

\"Педагогикой реальной жизни\".

Наверно, не надо доказывать, что хорошо развитые качества творческой

личности, если на 100 % и не сделают человека счастливым, то дадут ему

полную \"уверенность в завтрашнем дне\", возможность управлять своим

будущим, своевременно выявлять проблемы и их преодолевать. Так, для детей,

знание методик решения задач, дает уверенность в своих силах, дает

понимание практической ценности школьных наук, а со временем, сам процесс

решения творческих задач (творчество) - начинает доставлять радость.

Счастливое детство - залог нравственности и душевного здоровья! Самые

здоровые дети рождаются у счастливых родителей..

Нет сомнения, что Россия обладает всеми необходимыми материальными и

духовными ресурсами, чтобы ее люди жили счастливо, по крайней мере

достойно.

7. Экологическое воспитание

Мир спасет новое мировоззрение - четкое понимание того, что ресурсы Земли

ограничены, что потребности человека не имеют границ, что человечество

может погибнуть от неумения разумно использовать свое могущество. Поэтому

особая роль должна быть обращена на экологическое воспитание людей - это

воспитание и глобального мышления, и совести, и ответственности перед

природой и перед будущими поколениями за ее сохранение, это воспитание

потребности вести себя в соответствии с законами природы, это, в

частности, воспитание совершенно не популярного ныне качества -

самоограничения. Не будет самоограничения и законодательное принудительное

ограничение не будет работать и любые гениальные изобретения инженеров по

технологическому обустройству бесприродного мира (решение проблемы

недостатка питания, энергии, чистой воды, жизненного пространства…) не

спасут ситуацию. Это очень трудная проблема - воспитать чувство меры. Но

надо добиться такого уровня воспитания, чтобы у человека и в мыслях не

было и даже не хотелось бы, потреблять больше меры. Не только христианину,

а любому воспитанному человеку необходимо стать умеренным в потреблении.

На фоне творящихся безобразий это соображение пока выглядит как

донкихотский лозунг. Но время научит.

Если разумно решать экологические проблемы, понимая сложнейший механизм

жизни, то катастрофа не наступит, но для ее решения уже сейчас надо

готовить людей способных принять такое мировоззрение. Для этого

экологическое воспитание надо начинать как можно раньше, оно должно

надо начинать с борьбы с загрязнением мозгов.

Понятно, почему экологов не любят предприниматели - они требуют затрат.

Вот тут-то и требуется воспитание нового мировоззрения.

8.Ликвидировать педагогическую безграмотность родителей и подготовить

молодых людей к семейной жизни.

Это серьезнейшая проблема. Я уже отмечала огромную роль семьи в

формировании духовных и душевных качества человека и педагогическую

безграмотность семьи. Вклад семьи в воспитание, примерно 95 - 70% в

дошкольном возрасте, 70 - 50 % в начальной школе и 50 - 40% в средней и

старшей школе.

Старшеклассники и студенты на лекциях с неподдельным интересом слушают

психологов о проблемах семейной жизни, о взаимоотношениях в семье, о том,

как предупреждать конфликты. Но самое главное - научить навыкам воспитания

своих будущих детей. Очень правильно делают те школы, которые вводят курс

\"Подготовка к семейной жизни\"..Это должен быть специальный большой курс,

равноправный с другими предметами, включающий, способы семейного

воспитания детей, правила здорового образа жизни, семейную экономику...

Семья воспитывает, в основном, на основе традиций, а традиции воспитания,

и хорошие и плохие, передаются по наследству. Если в школе нет такого

предмета, то планированию семьи можно обучаться и в специальных центрах.

Перед современной педагогикой стоит другая не менее важная проблема -

воспитание студентов.

Воспитание студентов.

Во все времена поистине нет более обсуждаемой и спорной проблемы, чем

проблема воспитания студентов, которые являются уже сформировавшимися

личностями. \"Надо ли воспитывать взрослых людей?\" - этот вопрос можно

услышать на официальных совещаниях. Ответ на этот вопрос зависит от того,

как понимать воспитание. \"Если его понимать как воздействие на личность с

целью формирования нужных воспитателю, вузу, обществу качеств, то ответ

может быть только отрицательным. Если как создание условий для

саморазвития личности в ходе вузовского обучения, то ответ должен быть

однозначно положительным\". Вуз служит не столько для передачи

специальных знаний, сколько для развития и воспроизведения особого

культурного слоя, важнейшим элементом которого является сам специалист.

Его как представителя определенной культуры характеризует не только

специфический набор знаний и умений, но и определенное мировоззрение,

жизненные установки и ценности, особенности профессионального поведения и

т.п. Поэтому специалист не только передает студенту знания и

профессиональные умения, а приобщает его к определенной культуре, и чтобы

эта культура развивалась и воспроизводилась, необходимы живые люди, живое

человеческое общение.

Главная задача преподавателя - раскрыть перед студентом широкое поле

выборов, которое часто не открывается юношей из-за ограниченного

жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства

культуры. Идея равенства, партнерства и взаимного уважения друг к другу

лежит в основе так называемой педагогики сотрудничества. Как утверждают

многие ученые и педагоги, основатели крупных научных школ, наибольший

учебный и воспитательный эффект достигается в таких ситуациях, когда

преподаватель и студент вместе решают задачу. При этом вместо широко

распространенной схемы субъект-преподаватель - объект-студент, должна

иметь место субъектно-субъектная схема их сотрудничества.

Информационно-контролирующие функции преподавателя должны все больше

уступать место координационным.

Другая важнейшая задача воспитания - помощь студенту в выработке

индивидуального стиля деятельности и общения. Часто преподаватели

руководствуются индифферентными представлениями о студентах как об

устройствах по переработке информации, которые слушают лекции, читают

учебники, выполняют задания и, когда требуется, демонстрируют эти знания

на зачетах и экзаменах. Такой подход в конечном счете приводит к

отчуждению студента от учения, превращает учение из цели в средство

работы. В результате знания теряют смысл для студента и оказываются

внешними по отношению к его реальной жизни. Таким же отчужденным от

образовательного процесса оказывается и преподаватель, лишенный

возможности самостоятельно ставить образовательные цели, выбирать средства

и методы своей деятельности. Он теряет человеческий ориентир своей

профессиональной позиции - личность студента. Само обучение и

педагогическое общение в условиях личностно-ориентированного подхода

должно реализовываться по схеме преподаватель-студент, в которой

преподаватель это человек, вызывающий подлинный интерес к предмету

общения, к себе как к партнеру, информативная содержательная личность,

интересный собеседник.

Кроме того, выраженный и часто подчеркнутый рационализм в обращении

преподавателей со студентами негативно сказывается на развитии их

эмоциональной сферы в целом. В этом случае без некоторой, пусть порой

искусственно добавляемой, эмоциональной теплоты эффективность работы

преподавателя со студентами может сильно снизиться даже при очень высоком

возникнуть эмоциональные перегрузки, еще более усиливающие трудности

нахождения верного эмоционального тона в общении со студентами.

Учеба в ВУЗе требует больших затрат времени и энергии, что обусловливает

некоторую задержку социального становления студентов по сравнению с

другими группами молодежи. Этот факт часто порождает у преподавателей

ошибочное представление о студентах как о социально незрелых личностях,

нуждающихся в постоянной опеке, снисходительном отношении. Сам того не

осознавая, специалист в этом случае как бы ставит планку, ограничивает

уровень, до которого студент, по его представлению, может развить свои

личностные качества, такие как ответственность, инициативность,

самостоятельность. А человеку свойственно легко адаптироваться к

заниженным требованиям: в этих условиях способности не только не

развиваются, но и часто деградируют. Отношение же педагога к студенту как

к социально зрелой личности, напротив, как бы отодвигает планку,

раскрывает новые горизонты, тем самым не ограничивая возможности развития

личности, а усиливая их своей верой, внутренней поддержкой.

Как правило, именно в юношеском возрасте достигают максимума в своем

развитии не только физические, но и психологические свойства и высшие

психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции

и чувства. Этот факт позволил Б.Г. Ананьеву сделать вывод о том, что

данный период жизни максимально благоприятен для обучения и

профессиональной подготовки. Если преподаватель не развивает именно эти

способности, у студента может закрепиться навык полуавтоматического

запоминания изучаемого материала, что ведет к росту показной эрудиции, но

тормозит развитие интеллекта. Исследования показывают, что у большинства

студентов уровень развития таких интеллектуальных операций, как сравнение,

классификация, определение, весьма невысок.

Особо следует отметить, что преподавателю зачастую приходится прилагать

большие усилия, чтобы преодолеть школярское отношение к учебе: ориентацию

только на результат интеллектуальной деятельности и равнодушие к самому

процессу движения мысли.

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения

и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную

самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем

легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания

устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий,

решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной

ситуации, столкновение студентов с трудностью, которую они не могут

разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний. Сталкиваясь с

трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или

применения старых в новой ситуации. Легкий материал, не требующий

умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в

учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней.

Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению

интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в

противном случае интерес быстро падает.

Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не

чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только

столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем,

что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Один из

приемов возбуждения у учащихся познавательного интереса - отстранение,

т.е. показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном.

Однако, познание нового должно опираться на уже имеющиеся у студента

знания. Т.о. важнейшая способность, которую должен приобрести студент в

ВУЗе, - это способность учиться, которая радикальным образом скажется на

его профессиональном становлении, ибо определяет его возможности в

послевузовском непрерывном образовании.

Образование как процесс не прекращается до конца сознательной деятельности

человека. Оно непрерывно изменяется по целям, содержанию и формам.

Научиться учиться важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые в

наше время быстро устаревают. Еще важнее способность самостоятельного

добывания знаний, основанная на творческом мышлении. Если в процессе

обучения на первом плане у студента стоит учебная мотивация, то после

окончания вуза на первое место выходит профессиональная мотивация труда.

Проработав некоторое время на конкретном посту, специалист более четко

осознает, какие знания, умения, навыки ему необходимо

восполнить.

Заключение.

Итак, рассмотрев основные вопросы и проблемы возрастной и общей

педагогики, нужно отметить, что проблема воспитания взрослых людей стоит

наиболее остро в нынешний период, когда страна при таком огромном запасе

ресурсов и материальных и интеллектуальных, не может ими в полной мере

воспользоваться из-за применения неправильных методик воспитания.

Необходимость историко-философского анализа взаимосвязи педагогики и

философской антропологии вызвана не только познавательным интересом, но и

проблемами, стоящими перед современной отечественной педагогикой. Поиски

современной педагогической парадигмы ведут к прояснению

философско-антропологических оснований педагогики. Традиционный гуманизм,

на основе которого делаются попытки создания современной концепции

образования, в значительной мере изжил себя, в полной мере проявились

отрицательные последствия антропоцентризма, составляющего самую суть

гуманистического мировоззрения. Поэтому необходимо вести поиск других,

более адекватных современной ситуации мировоззренческих оснований. Анализ

антропологических представлений, лежащих в основе педагогических теорий,

созданных в прошлом, может помочь в этом сложном поиске фундамента

современной педагогики.

Ленин. В.И. Полн. собр. соч. Т. 40, С.339

университета. - 2003. - № 27, С. 12

Пирогов Н. И. Вопросы жизни // Избр. пед. соч. М., 1985. С. 29-51.

Ушинский К. Д. Педагогические сочинения Н. И. Пирогова // Собр. соч. М.;

Л., 1948. Т. 3. С. 30

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. // Собр. соч. Л.; Л., 1950.

Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. - М., 1974;

Советская педагогика. 1974. № 2 (номер посвящен К. Д. Ушинскому), C. 43

Каптерев П. Ф. История русской педагогии. 2-е изд. Спб., 1915. С. 746

Э. Кей «Век ребенка»/ пер. с нем., 1995, С.133.

Орлов Ю.М.. Самопознание и самовоспитание. Восхождение к

Петрунина Т. А. Антропологические основания педагогики как

методологическая проблема // Известия Уральского государственного

университета. - 2003. - № 27, С. 15

Тамберг Ю. Г. Концепция ТРИЗ-педагогики, информация с сайта www.yandex.ru

Смирнов С.Д., Педагогика и психология высшего образования: от деятельности

к личности /М., Академия. 2001, С. 304.

13Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное

пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - С. 520-544

Список литературы.

1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное

пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

2. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. - М., 1974;

Советская педагогика. 1974. № 2 (номер посвящен К. Д. Ушинскому)

3. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. 2-е изд. Спб., 1915.

4. Кей Э. «Век ребенка»/ пер. с нем., 1905

5. Ленин. В.И. Полн. собр. соч. Т. 40.

6.Орлов Ю.М.. Самопознание и самовоспитание. Восхождение к

индивидуальности// виртуальная библиотека сайта www. PolBu.ru

7. Петрунина Т. А. Антропологические основания педагогики как

методологическая проблема // Известия Уральского государственного

университета. - 2003. - № 27.

8. Пирогов Н. И. Вопросы жизни // Избр. пед. соч. М., 1985.

9. Смирнов С.Д., Педагогика и психология высшего образования: от

деятельности к личности /М., Академия. 2001

10. Тамберг Ю. Г. Концепция ТРИЗ-педагогики, информация с сайта

11. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения Н. И. Пирогова // Собр. соч.

М.; Л., 1948. Т. 3.

12. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. // Собр. соч. Л.; Л.,

Это в любом случае невозможно. Какими бы то ни были наши намерения и наши представления о равенстве полов, мы обращаемся с мальчиком и с девочкой по-разному (произносим разные слова, используем разные жесты). Мы интуитивно чувствуем: их психика различается. Но так получается не у всех родителей и не всегда просто потому, что в воспитании очень сильны наши проекции (бессознательные страхи и тревоги) и собственные нарцистические переживания.

От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности ребенка. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в дошкольном возрасте.

Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.

Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

одержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу «так, как воспитывали меня».

Очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.

У мамы с дочерью должны быть свои «женские секреты»: мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к «женским» домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.

Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.

Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!

Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.

Мальчикам нужно реже запрещать, а чаще разрешать что-то дополнительное за хороший поступок.

Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).

Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он чувствует, как нужно воспитывать мужчину.

Формировать в мальчиках чувство ответственности.

Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.

Мама - заботится, а папа - формирует мужчину.

Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.

Воспитатель Анашкина Екатерина Олеговна,

по материалам сайта nsportal.ru/detskii-sad

Родительское собрание

1 младшая группа

«Солнышко»

Алейск 2015

Родительское собрание по патриотическому воспитанию

в 1 младшей группе «Солнышко»

Тема: «Нужно ли воспитывать в маленьких детях патриотизм»

Цель: привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников; формировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания патриотизма.

Задачи: активизация родителей в обсуждении проблем патриотического воспитания детей; распространение педагогических знаний о формировании представлений детей о семье, доме, городе, родине; объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию в детях патриотизма.

Повестка дня:

1. Вступительное слово воспитателя Шаниной Е.Я.

2. Викторина на патриотическую тему

3. Музыкальная пауза (показ видеоролика)

4. Игра на развитие вниманию для родителей (составление слов)

5. Заключительное слово воспитателей группы

Предварительная работа:

1. Изготовление памяток на тему собрания (приложение 1)

2. Консультация для родителей по проблеме патриотического воспитания (приложение 2)

3. Оформление папки-передвижки по теме

4. Викторина (приложение 3)

5. Снятие видеоролика.

Ход собрания:

1. Вступительное слово воспитателя.

Здравствуйте, уважаемые родители! Форма нашей сегодняшней встречи - это патриотизм. Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотические чувства. Как отвечают некоторые «да зачем, пусть детство почувствуют, да наиграются» так отвечают те, кто не понимает значение слова «патриотизм».

(Выкладываем на мольберте слово «патриотизм»)

Патриотические чувства нужно начинать воспитывать с дошкольного возраста. Крылатая фраза говорит «все начинается с детства».

С младенчества ребенок слышит родную речь, песни матери, сказки которые волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывая ему, что народ считает самым важным богатством: трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказки, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу к стране. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким: отцу, матери, бабушки, дедушке, к родному дому, к детскому саду.

Очень рано в мир приходит природа родного края: река, лес, поля. От первого общего восприятия ребенка переходит к конкретизации. У него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки – это все остается родным в памяти на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной.

2. Викторина на патриотическую тему.

(вопросы для родителей оформлены в виде ромашки)

3. В хорошей семье всегда …

4. Нельзя прожить без …

5. Если бы я все могла, то …

6. Семейные традиции это …

3. Музыкальная пауза.

А теперь уважаемые родители для вас музыкальная пауза (показ видеоролика музыкального занятия)

4. Игра на развитие внимания

Ну, а сейчас разобьемся на команды и проверим ваше внимание и словарный запас. Из слова «патриотизм» составить новые слова, чья команда составить больше слов.

(Составление слов)

5. Заключительное слово воспитателей группы.

И в конце мне хотелось бы сказать, чтобы те знания, которые вы получили от своих родителей, бабушек, дедушек которые вы приобрели на своем жизненном пути, дарите своим детям. Чтобы они любили свою Родину и хранили ее культуру. Прививайте любовь к большому с малого.

Решение родительского собрания:

1. Способствовать всестороннему развитию личности ребенка в стенах ДОУ и семьи.

2. Родителям принимать активное участие в жизни детского сада.

Список литературы:

Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М., Педагогическое общество России, 2009. – 96 с.

Интернет-ресурсы

Приложение 1

Памятка для родителей.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д.

Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

Расширяйте собственный кругозор.

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Приложение 2

Консультация для родителей

"Нужно ли воспитывать в маленьких детях патриотизм"

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.

На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать что – то новое о малой или большой Родине, других странах.

Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Приложение 3

Викторина на патриотическую тему.

(Вопросы для родителей оформлены в виде ромашки.)

1. Качества необходимые вашему ребенку как человеку …

2. Вы хотели, чтобы ваш ребенок стал …

3. В хорошей семье всегда …

4. Нельзя прожить без …

5. Если бы я все могла, то …

6. Семейные традиции это …

7. Какие книги читаете с ребенком …

8. Какие песни поете, стихи читаете?