Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к ценностям малой Родины.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражает работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником и наоборот. Работа должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов, использовать мини-музеи.

Государственная программа Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005 – 2011 годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновления его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.

Духовный, творческий патриотизм подобно любому другому чувству обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

Пути и средства патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре включают в себя:

Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях;

Взгляды на патриотизм в летописях;

Русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность стать на защиту родной земли);

Роль русских сказок в процессе любви к Родине, к своему народу, к природе родного края, сказки о солдатской дружбе и прочее;

Героическо-патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль;

Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости. Их использование в воспитательной работе с детьми.

Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

В своей истории многие народы осуществляют духовно – творческие свершения, переживают века (древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т.д.). Каждый народ приносит культуре своё и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчество являются предметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находит сосредоточение и воплощение народного духа. Гений творит от себя, но в то же время за весь свой народ.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней.

Первое чувство гражданственности и патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в ΧΧΙ веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д.С. Лихачев).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.

И при знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым, и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству личности. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями праздниками прошлого, надо брать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. А ведь русский фольклор – песни, песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре очень актуален он знакомит с творческим, увлекательным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей и театрализованных игр и многим другим, что делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, это и князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это князь Дмитрий Донской, великие полководцы – М.И. Кутузов, А.В. Суворов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей. Народное воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек женщин-матерей.

В основу патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре положены важные стратегические принципы современной системы российского образования:

Профессиональная компетентность, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком;

Сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры;

Сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;

Взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творческой активной личности ребенка;

Единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.

В практической деятельности способствует решению большинства воспитательных задач:

1. Формированию эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения, исторические факты становления и развития национальной культуры, её традиции и обычаи.

2. Развитию активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.

3. Совершенствованию коммуникабельности среди взрослых и сверстников.

4. Соприкосновению дошкольника с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей к национальной культуре мирового значения.

При помощи практического и методического материала по данной теме, учитывая возрастные особенности детей, в качестве патриотических задач выделено:

Разработка системы работы по ознакомлению дошкольников с культурой русского народа;

Составление перспективных планов для обучения и воспитания детей;

Разработка цикла практических занятий с детьми;

Формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной деятельности (художественно продуктивная, музыкальная);

Разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа (посиделки, именины, развлечения, экскурсии и т. д.).

Решить возникшие задачи может организационный процесс обучения:

Научить детей играть в русские народные игры.

Помочь ребенку использовать в активной речи русский фольклор.

Уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами.

Осмысленное и активное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников.

Познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

Знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснить значение украшений костюмов.

Уметь различать изделия различных народных промыслов.

Создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблему в условиях ДУ и семьи.

Зажечь в ребенке искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов.

Учитывая, что в этом возрасте только начинают формироваться у детей навыки, нравственные умения и привычки следует пользоваться следующими методами и приемами нравственного воспитания у детей:

Музыкальные занятия;

Комбинированные занятия;

Развлечения;

Экскурсии и наблюдения;

Народные подвижные игры;

Кукольный театр;

Драматизация;

Чтение художественной литературы;

Рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки;

Посещение музеев;

Работа с семьей.

Одновременно с этим создается развивающая среда по означенной теме. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта вещи, подбираются предметы старинного русского быта и воссоздается обстановка русской избы. Большую помощь в патриотическом воспитании оказывает музей на базе группы. Материалы экспозиций музея, систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с историей своего народа, своего Отечества. Музей, это обучающая и развивающаяся среда, которая дает самый существенный результат в воспитании будущего гражданина. Работа музея предусматривает:

Выход на детей-дошкольников;

Выход на дошкольников близлежащих садов;

Выход на родителей (консультации, экскурсии, беседы);

Выход на ветеранов;

Сотрудничество со школами города.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Литература:

Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. – М., 2004 г.

Орлова А.Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. – В. Академия, 1995 г.

Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. – М.: Детство-Пресс, 2002 г.

Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1999 г.

Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. – М.: Искусство, 2004 г.

Научно методический журнал «Методист» №2, 2005 г.

Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003 г.


Петрова Светлана Борисовна

Патриотическое и гражданское воспитание – сложный процесс, требующий продуманной системы, органической связи со всеми сторонами формирования личности ребенка. Сегодня очень важно воспитывать молодое поколение на исторических традициях нашего народа, на героических подвигах его сынов и дочерей, на опыте великих свершений. Необходимо формировать у подрастающего поколения беззаветную любовь к Родине, делу мира, готовность к защите Отечества, несмотря на то, что эти чувства в нашем обществе подвергаются серьезным испытаниям. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое. Тревожит настоящее и будущее. Задача педагога – воспитание уважительного, бережного отношения к истории народа. Это качество гражданина хорошо выразил в свое время А. С. Пушкин: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

Воспитать человека – гражданина, преданного своей стране, стремящегося к приумножению славы своего Отечества, – в этом одна из главных проблем современного образования.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого. Они поднимались в трудах В.Г.Белинского, Е.Р.Дашковой, Н.А.Добролюбова, Н.М. Карамзина, М.В.Ломоносова, А.Н.Радищева, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Н.Г. Чернышевского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения. Проблема патриотического воспитания дошкольников находилась в поле зрения и советских педагогов (Н.С. Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.). В настоящее время в этой области ведутся исследования по многим направлениям. Отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания в работах Т.Н. Дороновой, в исследовании С.Н.Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания. Исследователи С.А.Козлова и Т.А.Куликова предлагают одно из решений проблемы воспитания патриотизма у детей – дошкольников через познание Родины – России. Изучаются вопросы основ гражданственности (Е.А.Казаева), краеведения, как средство патриотического воспитания (Л.А.Кондрыкинская). Т.С.Комарова, Т.А.Ротанова, В.И.Логинова, Т. И.Бабаева, Н.А.Ноткина, О.Л.Князева, М.Д.Маханева, Е.В.Пчелинцева, Л.Е. Никонова, Е.И.Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям семьи, детского сада, города, края, страны. Дети должны не только знать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям дошкольного возраста? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный

ответ: дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, краю, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. В дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, с умения видеть красоту родного края, начинается чувство Родины.

Хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от педагога, который является носителем ценностей, старается быть образцом для подражания, показывая детям свою любовь к родному городу, краю, Отечеству. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города, края со всей страной. С детьми старшего дошкольного возраста уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

Чтобы проводить работу с детьми дошкольного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

В рамках опыта «Гражданско-патриотическое воспитание детей через приобщение к истории родного края» были использованы следующие нормативные документы: закон «Об образовании РФ»; государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, 2006-2010 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422; концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (май 2003г).

Использованную литературу условно можно разделить на две группы. Первая группа – книги и пособия, выполняющие информационную функцию, которые помогали восполнить дефицит собственных познаний по данной теме. Вторая группа – книги и пособия, имеющие методическую направленность, которые оказывали помощь в подготовке и проведении занятий, мероприятий в рамках изучаемой темы (Приложение 1).

2. Теоретическая база опыта.

В основу опыта «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к истории родного края» положены следующие подходы :

  1. Личностно-ориентированный подход направлен на развитие всех качеств личности. Этот подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель данного подхода – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности каждого ребенка на занятии.
  2. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и направлен на изучение динамики и оценки результативности полученных навыков и умений.
  3. Диалектический подход обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах.
  4. Культурологический подход подчеркивает ценность уникальности пути развития своего родного края на основе не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.

Приоритетные принципы опыта:

  1. Учет психологических и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
  2. Взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов детской деятельности.
  3. Скоординированная, целенаправленная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагог – ребенок – семья) в условиях специально организованной развивающей среды.
  4. Сочетание научности и доступности исторического материала.
  5. Последовательность в гражданско-патриотическом формировании личности: от близкого – к далекому, от малого – к великому (я – моя семья – мой край – моя страна).
  6. Динамика преемственных связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при учете специфики изменения социального опыта детей.

Идеи , способствующие успешной реализации опыта:

  1. Принимаю ребенка таким, каков он есть – понять, хорошо изучив причину, природу возникновения негативных явлений, найти адекватные меры реализации.
  2. Труднейшее в мире начинается с легкого, величайшее в мире начинается с малого.
  3. Не приступать к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему.
  4. Обучая дитя, идти от жизни к знаниям или от знаний в жизни: связь «знания - жизнь» необходима.

3. Актуальность и перспективность опыта.

К сожалению, последние полтора десятилетия стараниями отечественных и зарубежных средств массовой информации усиленно нивелируется вклад России в мировую цивилизацию. В статьях и книгах необъяснимым образом перекраиваются страницы истории, приветствуется рабское поклонение всему иностранному, принижаются достижения и открытия, сделанные российскими учеными. Можно с уверенностью сказать, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, ее вкладу в развитие человечества и мировую культуру. Между тем Россия была и остается страной, давшей путевку в жизнь многим научным разработкам, инновациям и творческим шедеврам. Не ее вина, что сейчас многие ученые, специалисты и творческие деятели вынуждены искать пристанище за рубежом. Для того чтобы пресечь дурную традицию умаления престижа России, потребуются колоссальные усилия со стороны граждан – патриотов России, в том числе и в области образования. История России всегда была богата личностями и явлениями, которые могут стать для детей причиной гордости за свой народ и свою Родину.

Переоценка ценностей в обществе, изменение их иерархической системы, утверждение приоритета общечеловеческого в общественном сознании вызвали к жизни новое педагогическое мышление и потребовали такого конструирования воспитательного процесса в детском саду, которое отвечало бы запросам общества и самореализации личности. Базой для формирования любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача остается актуальной всегда.

Русский философ и педагог В. В. Зеньковский писал о том, что никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа, не может созреть вне национальной культуры, которой нужно пропитаться, чтобы присущие душе силы могли получить свое развитие.

Материал представленного опыта способствует воспитанию у детей чувства сопричастности к истокам культуры родного города, позволяет знакомить с богатством истории Оренбургского края.

4. Новизна опыта.

Опыт «Гражданско-патриотическое воспитание детей через приобщение к истории родного края» содержит теоретические и практические материалы, помогающие организовать работу по воспитанию чувства патриотизма у детей.

В рамках опыта представлены:

  • поэтапно-перспективные планы работы с детьми, способствующие эффективному и системному усвоению знаний о своей стране, родном крае, городе в котором они живут (Приложение 2 , Приложение 3);
  • разработаны и систематизированы конспекты занятий, бесед, сценарии праздников, развлечений, которые призваны формировать интерес к народным традициям, развивать чувство ответственности, гордости за свою страну, родной край (Приложение 16 , Приложение 17);
  • презентация авторских дидактических игр (Приложение 4 , Презентация);
  • адаптированные познавательные рассказы о родном крае, городе (Приложение 5);
  • тематические альбомы (Приложение 18);
  • информационный материал для педагогов способствующий повышению уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства в вопросах гражданско-патриотического воспитания детей;

5. Адресность опыта.

Представленный опыт ориентирован на педагогов дошкольного образования, детей старшего дошкольного возраста и их родителей, так как только во взаимопонимании и совместной деятельности можно прийти к положительным результатам работы.

6. Трудоемкость опыта.

Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста.

Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае. Предполагает большую отдачу от самого педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни родного края, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс своих воспитанников.

7. Технология опыта.

Цель опыта. Формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству на основе разнообразия форм работы.

Реализация цели предусматривает решение следующих задач:

Образовательные задачи: знакомить с символикой государства, родного края, города: флаг, герб, гимн; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, деревень и т.д.).

Развивающие задачи: расширять представления об истории, географии, культуре нашей родины России, родного края, города; развивать интерес к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям русского народа; развивать творческие и интеллектуальные способности детей.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь и привязанность к семье, родному краю, детскому саду; воспитывать любовь к Родине, родному краю, городу, природе через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; формировать чувство уважения и симпатии к другим людям, народам.

Предполагаемый результат опыта: формирование у старших дошкольников основ патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите; накопление опыта жизни в своем Отечестве, усвоение норм и правил поведения и взаимоотношений между людьми.

Критерии эффективности опыта: обновление содержания воспитательной и краеведческой работы с дошкольниками; возрождение и сохранение лучших традиций патриотического воспитания детей в дошкольном учреждении и семье; активизация педагогического и культурного сознания родителей и педагогов; создание активно действующей, работоспособной системы поддержки нравственного воспитания.

Этапы реализации опыта представлены в виде таблицы (Приложение 6).

Учитывая возрастные, психологические особенности и возможности старшего дошкольного возраста, в рамках данного опыта определены следующие разделы: Я, ты, он, она – вместе дружная семья; Моя страна – Россия; Люби и знай родной свой край; Наши праздники и традиции.

Раздел «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» включает в себя: расширение представлений детей о своей семье, родословной; расширение представлений о дошкольном учреждении; знакомство с ближайшим окружением, социальными объектами расположенных рядом с детским садом; формирование представлений о профессиях взрослых; обогащение представлений о себе и своих сверстниках.

Раздел «Моя страна – Россия» включает в себя: расширение элементарных представлений о своей стране России, ее столице – город Москва; приобщение к истокам русской народной культуры, ее традициям и обычаям; знакомство с государственной символикой: флаг, герб, гимн; раскрытие перед детьми ценности окружающего мира.

Раздел «Люби и знай, родной свой край» включает в себя: формирование знаний об историческом прошлом и настоящем родного края; расширение знаний о богатствах и достоянии Оренбуржья; знакомство с земляками и знаменитыми людьми; формирование любви к родному краю, красоте и многообразию родной природы.

Раздел «Наши праздники и традиции» включает в себя: расширение элементарных представлений о праздниках и традициях родного города, своей группы, формирование знаний о государственных праздниках своей страны.

В основу опыта положены методы, предложенные С.А. Козловой и Н.Н. Поддьякова: обучения и расширения знаний; повышения познавательной активности; установления связи между различными видами деятельности; стимулирования эмоциональной активности.

В соответствии с этими методами представлен алгоритм технологии ознакомления детей с окружающей действительностью своей страны, родного края. Чрезвычайно важно соблюдать предложенную последовательность частей, поскольку они логически взаимосвязаны, и исключение какой-либо из них уменьшает эффективность развивающей составляющей разработанной технологии (Приложение 7).

Для решения дидактических задач использовались наглядные средства : специально подобранный материал; тематические картинки; карты-путешествия, книги, карточки, иллюстрации, фотографии; творческие и тематические игры; разучивание стихов, песен, потешек, закличек; звукозапись; дидактическая и ролевая игры; просмотр видеоматериалов.

Для развития потенциальных возможностей и активизации процесса обучения детей использовались разнообразные формы обучения: занятия и их построение; целевые прогулки; экскурсии; чтение художественной и познавательной литературы; использование игр для закрепления знаний и впечатлений; создание мини-музея; праздники и традиции; совместная деятельность с родителями (Приложение 8).

8. Результативность опыта.

Результативность педагогического опыта «Гражданско-патриотическое воспитание детей через приобщение к истории родного края» определяется по критериям представленных в виде диагностических карт в соответствии с возрастом детей (Приложение 9 , Приложение 10).

Оценочным ключом для фиксации диагностического обследования детей, является система уровней, соответствующих параметрам дошкольного учреждения (Приложение 11).

Проводимое диагностическое обследование показало уровень сформированности гражданского и патриотического сознания детей группы. Результаты обследования представлены в диаграммах (Приложение 12 , Приложение 13).

Положительная динамика роста сформированности гражданского и патриотического сознания детей представлена в диаграмме (Приложение 14).

Опираясь на показатели и критерии обследования индивидуальный портрет воспитанников можно представить в виде схемы (Приложение 15).

Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся моим воспитанникам и определят их жизненный путь, душевные устремления, найдут отклик на события окружающего мира. А нам, взрослым, необходимо помнить, если мы серьезно и качественно займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы получим новое поколение людей, способных развивать будущее России.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образованием Кушвинского городского округа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 54

Общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по

художественно - эстетическому развитию детей

Опыт работы

Тема: « Нравственно - патриотическое воспитание через приобщение детей к русской народной культуре»

Должность: воспитатель I квалификационная категория МАДОУ № 54

Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников, приобщение детей к отечественной культуре - проблема, которая меня начала волновать несколько лет назад.

Необходимость формирования высоких нравственных, морально - психологических и этических качеств, среди которых важное место занимает патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества - все эти вопросы необходимо поднимать уже в дошкольном учреждении. Проблема патриотического и гражданского воспитания становиться одной из самых актуальных.

Воспитательные традиции древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Патриотизм - это прежде всего любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к Земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, историю своих предков, их культуру.

Какие пути и средства патриотического воспитания я использовала в работе при решении этой проблемы?

1.Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.

2.Русские былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, непримиримость к врагам и т.д.)

3.Роль русских народных сказок в процессе формирования любви к Родине, своему народу, природе родного края.

4.Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.

5.Народные пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве и их использование в работе с детьми.

Проанализировав программные задачи образовательной программы «Детство», я разработала свою рабочую программу «Родники» и в ней конкретизировала разделы по этому вопросу.

Наметила следующие приоритеты:

1. Создание атмосферы национального быта.

2. Широкое использование фольклора.

3.Знакомство с народными праздниками.

4.Знакомство с народным искусством.

5.Народная кукла.

Поставила цель:

« Воспитание патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Определила задачи:

* формировать стойкий интерес к национальной культуре;

* приобщить детей к русскому народному фольклору, в котором как нигде отражается добро, забота, любовь;

* приобщать детей к русским народным играм, которые развивают силу, выносливость, ловкость, смелость;

* патриотическое воспитание, через воспитание любви к своей

Родине и осознание принадлежности к русскому народу.

Задачи реализовывала через:

*творческую организацию непосредственно-образовательной деятельности;

* учёт индивидуальных особенностей детей;

* максимальное использование детской деятельности;

* уважительное отношение к результатам детского творчества.

В работе по патриотическому воспитанию использовала следующие методы:

* целевые прогулки;

* наблюдения;

* рассказ;

* использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение)

* разучивание с детьми русских народных песен, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

* детское художественное творчество;

* привлечение детей к посильному общественно - полезному труду в ближайшем окружении;

* поощрения детей за инициативу и стремление самостоятельно порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к экспонатам музея;

* мой личный пример.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, трудом, традициями, отдельными историческими моментами русского народа вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в 2005 году создала в нашем дошкольном учреждении этнографический музей « Русская изба». В музее воссоздала обстановку русской избы. Здесь присутствуют предметы народного быта, русские народные костюмы и головные уборы, изделия народных мастеров, народная игрушка. Экспонаты музея натуральные, собранные с помощью сотрудников МДОУ, ветеранов педагогического труда, родителей воспитанников, жителей микрорайона. Музей - не традиционен: экспонаты не располагаются под стеклом. Здесь не только можно, но и нужно всё трогать, рассматривать поближе, использовать в деле, обыгрывать.

НОД в музее проводила 2 раза в неделю по подгруппам по 8 - 10 человек, что позволяет создать оптимальный вариант для доверительной атмосферы, даёт возможность концентрировать внимание, облегчает общение детей друг с другом, а детям позволяет делиться личными мыслями и впечатлениями. Всю непосредственно-образовательная деятельность детей строила в игровой форме, комплексно, как многовидовая и включала: рассказ педагога-экскурсовода или ребёнка - экскурсовода, русские народные игры, словесные игры по сюжетам знакомых произведений, театрализации, прослушивание произведений музыкального фольклора и фрагментов классической музыки, продуктивные виды деятельности.

Историческоезначение этнографии рассматривала на НОД во взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего. НОД классифицировала на разные виды. В качестве основных средств, приобщения детей к истокам русской народной культуры широко использовала пословицы, поговорки, заклички, считалки, дразнилки, так же словесные игры по сюжетам знакомых произведений. Н.п. « Задай вопрос другу», « Знатоки пословиц», « Ты - мне, я - тебе». Для развития активного словаря детей средствами словотворчества использовала такие игры как « Ты загадай, а мы отгадаем», « Придумай свою загадку, частушку, небылицу», художественный народный промысел.

Блок «Быт и основные занятия русского народа» включает в себя: знакомство детей с народным земледельческим календарём и с предметами русского быта использовались экспонаты из экспозиции музея « Труд и быт русского народа», через собственный опыт, через деятельность и действия с экспонатами. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе НОД - игры вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. Чтобы привлечь внимание к предмету старого быта, проводила игры «Таинственный предмет», «Потерянный багаж. Чтобы дети легче запомнили название и внешний вид экспоната, проводила дидактические игры « Чего не стало?», « Угадай». При проведении таких игр большое внимание уделяла умению задавать вопросы и описывать предмет. Экспонаты музеяпомогали детям понять значение давно вышедших из использования предметов быта и их название, таких как кадка, ушат, ухват, коромысло, кочерга.

НаНОД тематического блока «Русский народный костюм» дети знакомились с народными костюмами областей России. Узнавали особенности женского и мужского головного убора, их украшение и своеобразие, о символах и оберегах, использовавшихся при шитьекосовороток и сарафанов.

Для реализации задач НОД блока « Народно-прикладное творчество» музее имеются экспонаты по художественно-декоративному искусству. Это вещи, украшенные узорами работы народных мастеров: кружева и вышивка, керамические и тканевые изделия, жостовские и тагильские подносы, плетёные изделия, использование которых обогатили представления о мастерстве рук человеческих, расширяли кругозор детей, развивали детское творчество. Дети знакомились с дымковской, филимоновской, семёновской росписями игрушек, русских прялок, глиняной посуды. Изделия народных промыслов помогали понять и почувствовать трудолюбие, мудрость, широту русской души. Дидактические игры « Реставраторы», « Разбитая тарелка», « Собери целое», «Составь узор» помогали детям в умении всматриваться в изделие, самостоятельно выбирать краски, располагать рисунок данного вида росписи на своём изделии. Знакомство с народно-прикладным искусством происходило и на костюмированных ярмарках, посвящённых одному из ремесел.

Для каждой ярмарки дети создавали своими руками изделия из глины, солёного теста, цветной бумаги, бросового материала в творческой мастерской «У Данилы - мастера».

Блок НОД «Народная кукла» самый любимый у детей. Дети изготовляли кукол из ниток, кукол - скаток, кукол - пеленашек, кукол - ангелов, кукол-зерновушек, кукол-скруток.

Тематический блок НОД «Праздники и развлечения» строила, на обычаях и традициях русского народа отмечать народные календарные праздники: Новый год, Рождество, Святки, Масленицу, Пасха. Активно участвуя в обрядах и действах, дети приобщались к культуре и языку своего народа, к музыке, уважительному отношению к труду.

На Рождество дети пели русские народные песни, играли на ложках и трещотках, переодевались в ряженых, распевали колядки, исполняли русские народные танцы.

На Пасху соревновались в силе и ловкости, раскрашивали пасхальные яйца и играли с ними

На Масленицу узнавали о традиции встречи весны, сжигали « чучела Масленицы», знакомились с рецептом выпеканием « символа» Масленицы - блинов, играли в русские народные подвижные игры, водили хороводы, угощались блинами, катались в санях на лошади.

Блок НОД «Русский самовар и чаепитие на Руси» расширял представление детей о традициях русского народа пить чай из блюдца, дети узнали о городе Туле и печатных пряниках с затейливыми рисунками и надписями.

Играя в русские народные игры, дети узнали об их многовековой истории и поняли особенности русских народных игр: любовь русского народа к веселью, удальству. Они развивали у детей силу, выносливость, глазомер, воспитывали характер, волю. Игры вызывали интерес к русской народной культуре, способствовали укреплению здоровья, уважительному отношению друг к другу, обогащали эмоциональную сферу ребёнка.

Проводила работу по поддержанию семейных традиций. Дети описывали значимые события жизни своей семьи, рассказывали о своём ближайшем окружении по фотоальбому « Я и моя семья». Передавая экспонат в музей, дети сами рассказывали его легенду. Родители принимали активное участие в подготовке и проведении совместных русских народных праздников, развлечений и ярмарок.

При музее открыла кружок «Юный экскурсовод». Дети - экскурсоводы музея проводили экскурсии для детей, родителей, сотрудников детских садов города, ветеранов педагогического труда. В «Книге отзывов» посетители музея оставляли записи о своих впечатлениях. Дети - экскурсоводы детского сада принимали участие в городских смотрах - конкурсах музеев и были награждены грамотами и памятными призами.

Совместно с детьми проводила работу по направлению «Связь поколений». Дети встречались с ветеранами, которые делились секретами мастерства вышивания, вязания, кулинарии.

Ежегодно вместе с моими воспитанниками проводим акции, такие как «Ветеран», «Милосердие», «Неделя добра», «Вдовы», «Сувенир для ветерана», «Дети войны», «Посади дерево с ветераном ВОВ», «Георгиевская лента», «Мы за МИР!». В мастерской «У Данилы - мастера» они мастерят подарки и сувениры для поздравления ветеранов и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Музей неоднократно награждался почётными грамотами Управления образования города Кушва - 2005г., 2006г., 2008г.,2009г.,2010г., 2012г., 2015г., 2016г. занимал I место в городских смотрах - конкурсах «Лучший кабинет » среди образовательных учреждений города.

Моя работа отмечена Грамотами и благодарностями в рамках областного смотра - конкурса «Юные интеллектуалы Среднего Урала» и Дворца Молодёжи г. Екатеринбург.

Деятельность этнографического музея « Русская изба» МАДОУ № 54 по приобщению детей к истокам русской народной культуры освещалась в городских печатных изданиях и «Педагогическом вестнике», показаны сюжеты по местному телевизионному каналу «Кушвинское телевидение».

Я думаю, что работа, проведённая по патриотическому воспитанию, не пройдёт даром. Уже сейчас могу сказать, что дети владеют первоначальными знаниями по истории страны.

Я верю, что русская народная культура во всех её проявлениях оставит в душах моих воспитанников неизгладимые впечатления, которые помогут им в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности, что они никогда не будут « Иванами, не помнящими родства». Я надеюсь, что работа, которую я начала в детском саду, найдёт своё продолжение в школе, и наши дети вырастут патриотами своей страны, будут любить и беречь свою Родину.

Список литературы:

1.Бударина Т.А., Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством. Детство-Пресс 2000

2.Ботякова О.Л. Солнечный круг Детство-Пресс 2002

3.Баранов Д.А. Русская изба

Искусство 1999

4. Дайн Г.Л. Детский народный календарь Детская литература 2001

5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Детство-Пресс 1998

6. Куприянова Л.Л. Русский фольклор

С-Петербург 2008

7. Лаврентьева Л.С. Культура русского народа

Паритет 2007

8. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях ОЛМА-ПРЕСС 2009

9. Терещенко А.В. Быт русского народа Русская книга 2010

10.Тихонова М.В. Традиции русского дома

ОЛМА-ПРЕСС 2010

11. Шангина И.И. Русский народ


Одним из направлений социального развития детей является патриотическое воспитание, которое вплетается в процесс приобщения их к социальной действительности. Будучи организованным педагогическим процессом, патриотическое воспитание заключается во взаимодействии детей с педагогами с целью воспитания у подрастающего поколения патриотического отношения и чувств.

Что представляет собой патриотическое воспитание?

В педагогических и психологических исследованиях патриотизм рассматривается в качестве сложного личностного образования, выражающего в обобщённой форме любовь к Отечеству. К патриотизму относятся следующие содержательные характеристики:

  • знания истории, традиций, культуры родной страны;
  • проявление интереса к познанию настоящего и прошлого Отечества;
  • признание потребности государства в позитивном развитии;
  • чувство гордости за принадлежность к своей культуре;
  • национального достоинства;
  • активная деятельность во благо своей Родины.

В дошкольных учреждениях патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается с формирования основ патриотизма, привития уважения к Родине и её ценностям. Это воспитание следует начинать с раннего детства, выглядеть оно должно как систематическая деятельность, направленная на создание патриотического сознания, духовно-нравственного начала, любви к Отечеству и уважению его символики. Проводимое в детском саду нравственно-патриотическое воспитание представляет собой комплекс мероприятий, имеющих гражданскую направленность, которые должны сформировать у ребёнка и его родителей единые ценности.
Важнейшим направлением патриотического воспитания является приобщение к народному творчеству и традициям. Праздники имеют особое значение в плане патриотического воспитания. Культуроведы и социологи признают, что именно праздники, ставшие безусловной частью жизни общества, являются древнейшими элементами человеческой общественной культуры.

Зачем нужно патриотическое воспитание?

Дети в силу своего возраста не могут в полной мере осознать многие события и факты, глубоко разобраться в проблеме. Но, пропуская их сквозь своё восприятие и детское мышление, дошкольники усваивают ориентиры патриотизма, гражданственности, здорового образа жизни, трудолюбия. Дети усваивают, что для того чтобы Родина стала сильнее, богаче и краше, нужно, чтобы все, в том числе и они сами, приложили свои силы к становлению её непоколебимости и могущества. Они должны понять, что им ещё следует многому научиться, чтобы быть полезными при развитии своей малой родины, где им предстоит учиться и работать.
Начиная знакомство со своей малой родиной, дети будут легче усваивать собственную принадлежность к России, как большой Родины. Быть гражданином России - великого государства, быть в ответе за её благополучие и стабильность, высоко нести её знамя - очень почётно . Цель нравственно-патриотического детского воспитания заключается в формировании у детей активной жизненной позиции, высокой духовной нравственности, которые были бы направлены на сохранение и приумножение великих достижений своего народа.

Задачи патриотического воспитания

  • Воспитывать трепетное отношение и любовь к ценностям семьи, первого коллектива (детского сада) и родного села или города.
  • Активизировать желание участия в общественных мероприятиях, которые направлены на благоустройство своего двора, улицы, территории детского сада. Научить относиться к родным и близким, старшему поколению и сверстникам заботливо.
  • Прививать уважение к самому разному труду.
  • Вызвать интерес к местным традициям, желание соблюдать и сохранять их.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно расходовать её ресурсы.
  • Знакомить с государственной символикой, её значением для страны и народа.
  • Просветить ребёнка относительно его прав, которые установлены для его защиты.
  • Рассказывать детям о крупных городах и разных регионах страны.
  • Воспитывать гордость за соотечественников, достигших больших успехов в чём-либо: науке, спорте, сельском хозяйстве, культуре, образовании.
  • Развивать чувство интернационализма в отношении культуры и традиций других народов.

С чего начать?

Воспитание любви к Отечеству является не только очень важной, но и очень сложной задачей, особенно когда она решается в отношении работы с дошкольниками. Но сложность возникает больше всего в тех случаях, когда детей пытаются научить любить Родину «по-взрослому». В дошкольном же возрасте происходит лишь становление личности, которая имеет ещё ограниченные возможности для становления таких позиций, как чувство патриотизма. Чтобы отыскать верный путь для формирования всесторонней любви к Родине, нужно чётко представлять то, на базе каких чувств может сформироваться эта любовь, и какая эмоционально-познавательная основа требуется для её появления. Патриотизм можно рассматривать как преданность, ответственность, привязанность в отношении Родины, поэтому ещё в дошкольном возрасте ребёнка нужно научить (если это в принципе возможно) быть к кому-то или чему-либо привязанным, проявлять ответственность в своём, даже незначительном, деле. Человеку, прежде чем трудиться на благо страны, нужно научиться ответственно и добросовестно выполнять любое порученное ему дело.

Путь патриотического воспитания считается достаточно прямолинейным, логика здесь выстраивается по принципу «от частного к общему» - вначале любовь к семье и детскому саду, затем к улице, городу и, в конце концов, ко всей стране.
Постепенно у дошкольников формируется образ собственного дома, имеющего свои традиции, уклад, стиль взаимоотношений. Свой дом ребёнок воспринимает и любит таким, какой он есть. При определённых условиях данное чувство родного дома может быть положено в основу любви к Родине. На данном этапе малышу безразлично, где, в какой стране его дом находится, ему важно лишь то, чтобы эмоционально комфортным было его ближайшее окружение. Это ещё нельзя назвать чувством любви к родине, а только базой для его зарождения. Важно, чтобы ребёнок не рос гостем, но был хозяином в своём родном доме, чтобы он за что-то отвечал, имел свои обязанности. Всё это укрепляет чувство семьи.
Для полноценного участия дошкольного учреждения в воспитании чувства патриотизма необходимо, чтобы малыш полюбил свой детский сад, чтобы жизнь там для него была насыщенной и интересной. Привязанность к детскому саду зависит от того, насколько малыши хорошо его знают, ориентируются в нём, чувствуют ли себя здесь как дома. С этой целью по детскому саду организуется экскурсия, дети знакомятся с персоналом, а в последующем обсуждении они должны рассказать о том, чем предпочитают заниматься.
Литература, музыка, изобразительное искусство относятся к мощным средствам патриотического воспитания. Детям показывают репродукции картин И. Шишкина, И. Левитана, К. Васильева и других известных мастеров, с большой любовью изображавших родные места. В другой раз они слушают стихи А. Пушкина и С. Есенина либо музыку П. Чайковского. Отбирать для прослушивания нужно понятные, но обязательно высокохудожественные произведения.
Нельзя отделить воспитание у детей любви к Родине от формирования у них верных представлений о соотечественниках. Им следует рассказывать о людях, в разное время прославивших страну: учёных, поэтов, врачей, изобретателей, художников, композиторов, путешественников. На примерах конкретных людей нужно знакомить детей с лучшими чертами русского и других народов страны: творческими способностями, гостеприимством, стойкостью, отзывчивостью, готовностью защищать общую Родину.

Экологическое воспитание дошкольников направлено на то, чтобы формировалась личность, имеющая экологически ориентированное сознание. Задачи экологиче...

Упражнения и игры

«Вот эта улица, вот этот дом»

Цель упражнения заключается в расширении и закреплении знаний детей об улицах, на которых они проживают. При этом детей знакомят со всеми названиями, которые улица носила в разное время, значимыми объектами, стоящими на ней. Для детей, проживающих на этой улице, воспитатель открывает много неизвестного, учит их подмечать, как преображается город, как становится краше улица, и кто этим строительством занимается. Нужно обращать внимание малышей на порядок и чистоту на придомовых территориях, приобщая их тем самым к озеленению и благоустройству территории вокруг своего дома или детского сада.

«Вместе дружная семья»

Занятие нацелено на необходимость укрепления семейных связей и знаний детей о структуре семьи. Оно должно вызвать интерес к людям старших поколений и роли, которую они играют в семейных отношениях, воспитывать уважение и желание заботиться о бабушках и дедушках. Воспитатель, работая с детьми, формирует у них понятие семейных корней: от родителей к дедушкам и бабушкам и далее к прадедам. Углубление в историю своей семьи очень увлекательно: здесь выстраивается родословное древо, где найдётся место и фотографии ребёнка. Воспитатель может сделать уголок «Делай, как мы», в котором будут размещены семейные фотографии походов в лес, цирк или просто по дороге в детский сад. Красочный стенд будет излучать семейное счастье и служить хоть какой-то защитой от семейного неблагополучия.

«Город, в котором я живу»

Целью занятия является раскрытие красоты родного для детей города, его социальной значимости в развитии государства. Необходимо рассказать детям, какую продукцию он производит на тех предприятиях, где работают их родственники, возможную значимость её на мировом рынке. Познакомить с памятниками старины, объектами культурного назначения, лучшими образчиками архитектуры. Тем самым воспитатель показывает дошкольникам значимость труда их родителей и их вклада в экономику страны. Дети узнают, кому воздвигнуты памятники и за какие заслуги, кому посвящены стелы. Соприкасаясь с историей родного города, малыши учатся заботиться о ветеранах, чтить память воинов, погибших за Родину.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражает работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником и наоборот. Работа должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов, использовать мини-музеи.

Государственная программа Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005 – 2011 годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновления его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.

Духовный, творческий патриотизм подобно любому другому чувству обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

Пути и средства патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре включают в себя:

Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях;

Взгляды на патриотизм в летописях;

Русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность стать на защиту родной земли);

Роль русских сказок в процессе любви к Родине, к своему народу, к природе родного края, сказки о солдатской дружбе и прочее;

Героическо-патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль;

Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости. Их использование в воспитательной работе с детьми.

Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

В своей истории многие народы осуществляют духовно – творческие свершения, переживают века (древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т.д.). Каждый народ приносит культуре своё и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчество являются предметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находит сосредоточение и воплощение народного духа. Гений творит от себя, но в то же время за весь свой народ.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней.

Первое чувство гражданственности и патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в ΧΧΙ веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д.С. Лихачев).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.

И при знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым, и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству личности. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями праздниками прошлого, надо брать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. А ведь русский фольклор – песни, песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре очень актуален он знакомит с творческим, увлекательным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей и театрализованных игр и многим другим, что делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, это и князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это князь Дмитрий Донской, великие полководцы – М.И. Кутузов, А.В. Суворов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей. Народное воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек женщин-матерей.

В основу патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре положены важные стратегические принципы современной системы российского образования:

Профессиональная компетентность, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком;

Сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры;

Сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;

Взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творческой активной личности ребенка;

Единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.

В практической деятельности способствует решению большинства воспитательных задач:

1. Формированию эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения, исторические факты становления и развития национальной культуры, её традиции и обычаи.

2. Развитию активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.

3. Совершенствованию коммуникабельности среди взрослых и сверстников.

4. Соприкосновению дошкольника с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей к национальной культуре мирового значения.

При помощи практического и методического материала по данной теме, учитывая возрастные особенности детей, в качестве патриотических задач выделено:

Разработка системы работы по ознакомлению дошкольников с культурой русского народа;

Составление перспективных планов для обучения и воспитания детей;

Разработка цикла практических занятий с детьми;

Формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной деятельности (художественно продуктивная, музыкальная);

Разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа (посиделки, именины, развлечения, экскурсии и т. д.).

Решить возникшие задачи может организационный процесс обучения:

    Научить детей играть в русские народные игры.

    Помочь ребенку использовать в активной речи русский фольклор.

    Уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами.

    Осмысленное и активное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников.

    Познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

    Знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснить значение украшений костюмов.

    Уметь различать изделия различных народных промыслов.

    Создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблему в условиях ДУ и семьи.

    Зажечь в ребенке искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов.

Учитывая, что в этом возрасте только начинают формироваться у детей навыки, нравственные умения и привычки следует пользоваться следующими методами и приемами нравственного воспитания у детей:

Музыкальные занятия;

Комбинированные занятия;

Развлечения;

Экскурсии и наблюдения;

Народные подвижные игры;

Кукольный театр;

Драматизация;

Чтение художественной литературы;

Рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки;

Посещение музеев;

Работа с семьей.

Одновременно с этим создается развивающая среда по означенной теме. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта вещи, подбираются предметы старинного русского быта и воссоздается обстановка русской избы. Большую помощь в патриотическом воспитании оказывает музей на базе группы. Материалы экспозиций музея, систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с историей своего народа, своего Отечества. Музей, это обучающая и развивающаяся среда, которая дает самый существенный результат в воспитании будущего гражданина. Работа музея предусматривает:

Выход на детей-дошкольников;

Выход на дошкольников близлежащих садов;

Выход на родителей (консультации, экскурсии, беседы);

Выход на ветеранов;

Сотрудничество со школами города.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Литература:

    Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. – М., 2004 г.

    Орлова А.Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. – В. Академия, 1995 г.

    Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. – М.: Детство-Пресс, 2002 г.

    Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1999 г.

    Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. – М.: Искусство, 2004 г.

    Научно методический журнал «Методист» №2, 2005 г.

    Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003 г.