Ногайская национальная одежда. Ногайцы: национальность, история, традиции и обычаи Сообщение об одежде ногайцев


Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков (рис. 14-20). В нем объединены черты, отражающие традиции как кочевого, например, длинный бешмет, так и оседлого образа жизни (может, и подражающие соседи им горским народам - у них бешмет был короче). Как и в некоторых других сторонах материальной культуры, в одежде ногайцев имеются особенности, которые были свойственны в прошлом разным группам ногайцев, живших в различных климатических условиях.

Рис. 14. Ногайцы. 1636 г. Рис. 15. Ногайские костюмы
[из кн.: Олеарий А. Описание (ногайская княжна и простой ногаец),
путешествия в Московию и через 1789 г. Рисунок Я. Потоцкого
Московию в Персию и обратно. - Спб., 1906]

Рис. 16. Терские ногайцы. 1770-1771 гг. Рисунок Г. Белого [из кн.: Guldenstadt J. A. Reisen durch Russland und im Caucasischen Geburge. - St. Petersburg, 1787]
Натуральный в своей основе характер ногайского хозяйства в прошлом оказывал влияние на одежду населения. Широко использовалась одежда, сшитая из грубой шерстяной ткани домашнего производства, из войлока, шкур и кожи домашних и диких животных.
Вместе с тем еще в XV-XVI вв. ногайцы получали из Москвы сукно, холсты, через существовавший в Бухаре ногайский караван-сарай поступали китайские, индийские шелка и другие ткани. Позже покупали персидский ситец, льняные русские полотна, шелк в нитках. В XIX в. к ногайцам все больше начали проникать фабричные ткани, одежда, обувь из России. Об этом говорят и многие названия тканей: батист - батис, диагональ - дыгнал. Другие названия тканей указывают на широкий ареал их бытования и у народов Северного Кавказа. Например, у ногайцев - шилле явлыкъ, у карачаевцев - чилле, у кабардинцев - щылле (шелковый платок, натуральный шелк); у ногайцев - ка-
теби, у адыгов - къатаби, у осетин - хъасдабас (бархат). Словом «къатеби» у ногайцев называют и вельвет. Многие наименования видов тканей общие для некоторых тюркских народов, а иные - собственно ногайские. В целом, одни названия тканей указывают на давние торговые связи ногайцев с соседними народами, другие - на то, что они издавна появились и бытовали у ногайцев. Обратим внимание на эти названия: шелковая ткань - камка, ткань - кумаш, сукно - шыт, сатин (холст) - кетен, бязь - боьз, ситец - шыт, сатин - лаьстик, куьршенке, байка - тувмыс, маркизет - дуьлбет, шелк - даьрий, тисненый ситец - саьрпинке кумаш, трикотаж - тор кумаш, тонкая шерстяная ткань для женского платья - кагоьт, буклированная ткань - буьрлентуьйин и др.

Р и с. 18. Ногайка. Конец XIX в. [МАЭ. № 1403-21]
(фото Ордэна)
Мужская одежда ногайца включала в себя нательную рубаху (ишки коьйлек), которая заправлялась в штаны с широким шагом, иногда носилась и навыпуск. Из более грубой и плотной ткани шили верхнюю рубаху (тыс койлек). На рубаху надевали куртку-

Рис. 17. Ногайцы. 1858 г. [МАЭ. № 1403-74] (фото Ордэна)

безрукавку (кыспа, курте тон). Существовал и легкий кафтан (еленъ) без подкладки. Богатые степные ногайцы носили бешмет (каптал), сшитый из хорошего сукна и служивший летом верхней одеждой. Принадлежностью легкого верхнего костюма была также чекмень (шепкен). Бытовала у ногайцев и так называемая кавказская рубаха до колен (койлек). В XIX в. у ногайцев появились рубахи-косоворотки, пиджаки, брюки. Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плечами (ямышы). Зимой поверх легкой одежды надевали шубу (тон), а для повседневной - рабочую шубу (шонтык), которая была короче и выше колен. Из овчины шили безрукавку (мелте тон), надеваемую под кафтан. Самой распространенной у ногайцев была цельнокроеная шуба (пишилген тон), несколько меньше - с отрезной талией - буьрме тон (букв, шуба в складку). Все виды шубы шились с воротником. Имелось два вида воротника: стоячий (тутпа яга) и отложной (яйма яга). Делались вшивные карманы (къыйыкъ кисе). Рукава и подол имели оторочку (аьдипли, кырпувлы). Для шубы - буьруьв тон - были характерны вшивные прямые рукава (сукпа енъ). Запах (каплама) шубы шел слева направо.
Важным атрибутом верхней мужской одежды являлся кожаный поясной ремень (белбау). Наряду с ремнем старики пользовались кушаком - скатанной или сложенной двухметровой полосой шелковой ткани. Разнообразны были головные уборы. Общей для всех возрастных групп являлась зимняя шапка-ушанка (кулакшын боьрк), изготовленная из овчины (элтир боьрк, корпе боьрк). Носили также кругловерхую баранью шапку, крытую сукном, под ней иногда маленькую шапочку (аракчин), шитую мишурой. Летом носили матерчатую шапку (топыш борк или тобытай) на подкладке из легкой ткани и на верхушке украшенную бахрамой и войлочную шляпу (кийиз боьрк) с круглой тульей и широкими ПОЛЯМИ, украшенную по тулье шнурком. В дождливую и снежную погоду ногайцы надевали башлык (баслык). Ногайский башлык отнесен к прототипу головного убора жителей Средней Азии VI-IV вв. до н. э., а также гуннов [Гаджиева, 1976. С. 123].
Разнообразной была и мужская обувь. Самой распространенной обувью в широких слоях населения были поршни (лапти из целой сыромятной кожи) - ыдырик. Их шили из кожи крупного
рогатого скота. Из воловьей или коровьей шкуры шерстью внутрь шили также другой тип чувяков (кон шарык), в которые зимой для утепления клали мягкую сухую траву (шевей). Эта обувь бытовала и у других народов Северного Кавказа. Из сафьяна или хрома шили чувяки на твердой подошве (бапиш). Носили бапиш с чулками (мес). Мес делали из желтого или красного сафьяна. В ходу были сапоги (этик) из верблюжьей или коровьей кожи.
Траурная одежда была темного цвета. Старики, побывавшие в Мекке на паломничестве, носили чалму.
Мужскую одежду дополняло оружие (савыт-садак) и воинские доспехи. Боевое снаряжение ногайцев и военная организация их связана с золотоордынским периодом истории народа [Гаджиева, 1976. С. 19, 162; Ялбулганов, 1998].
Кочевник был вооружен луком (яй) со стрелами (окъ) - наконечник стрелы назывался йебе, топором (балта), копьем (суьнги, най- за), щитом (калкан), деревянной дубинкой (шокпар), мечом (алда- спан), шашкой (кылыш). Воин надевал панцирь (куьбе, куьренке), шлем (тувылга), сетчатую кольчугу (куьбе, телегей). Для стрел была специальная сумка (карамсак). Первые ружья появились в XVII в. Для драки пользовались плетеной нагайкой - камшы, палицей из дерева - шокъпар, кнутом - сыбырткы.
Мужчины, как правило, брили голову. У мальчиков оставляли на голове чубчик (кекел), а у юношей чуб (айдар). Старики и мужчины носили бороду.
Женский костюм по покрою близок к мужскому. Но в нем ярче проявлялись возрастные и социальные различия. Широкое расселение ногайцев внесло свои изменения как в покрой, так и в материал для женской одежды. Различия стали проявляться во второй половине XIX в., когда контакты между разными группами ногайцев ослабели. Женскую одежду также можно разделить на нательную, верхнюю, праздничную, будничную и траурную. Носили штаны, поверх них туникообразную рубаху (коьйлек). На платье-рубаху надевали короткий шелковый кафтан (зыбын). Его шили по талии, и он плотно облегал фигуру. На рукава зыбына нашивали нарукавники (енгсе). Часто шили кафтан без рукавов (кыспа, елен). Воротник был стоячий, простроченный. Другой верхней одеждой было распашное платье

Р и с. 19. Ногайские девушки в национальных костюмах. Караногай. Конец XIX в.
(фото Д. Ермакова)

(шыба). Оно было длинным с облегающим лифом, рукава - тоже длинные. На рукава праздничных платьев пришивали нарукавные подвески (капашык). Нарядные платья украшали шитьем, обрамляли галуном. К верхней одежде принадлежал бешмет (каптал). Богатые женщины надевали бешмет из красного или зеленого шелка, украшенный нагрудником (тоьс туьйме), и подпоясывались широким ремнем (кусак). Бешмет шился длиной до колен со стоячим воротником, высотой 2-3 см, на подкладке из легкой ткани, а для зимы - подбитый ватой, шерстью. Простегивали его сверху вниз стежкой.
Зимой женщины носили также меховые шубы (тон) - мехом внутрь. Их изготовляли из мерлушки (элтир тон), каракуля (коьрпе тон), овчины (тери тон), выдры (кундуз тон). Покрой шубы напоминал бешмет. У богатых он был крыт атласом, у бедных - практичным сукном. Ворот, подол, рукава украшали оторочкой.

Рис. 20. Женщина в ногайском национальном костюме. На заднем плане выполненная ее руками кошма (кийиз) с изображением родовой тамги S. Терекли-Мектеб. 1985 г. (фото И. Матакаева)

Традиционные женские головные уборы разнообразны - это такъыя, кундыз боьрк, ока боьрк. Такъыя - это девичья шапочка из плотной ткани на подкладке и отороченная мехом. Сверху на такъыя были нашиты серебряные украшения, монеты. Шадочка такъыя известна у туркмен, каракалпаков и других тюркских народов. Кундыз боьрк шили из меха выдры с красным суконным верхом, на который нашивался серебряный галун; носили ее до замужества. Ока боьрк (букв, галунная шапка) - это женский головной убор, который был распространен больше у кубанских ногайцев и частично у джембойлуковцев, етисанцев, едишкульцев. Она была высокой, с полусферическим верхом. Поверх нее женщины носили платки (явлык). Они зависели от сезона. Зимой это были пуховые вязаные платки. Есть мнение, что «именно ногайские женщины положили начало вязанию непревзойденных пуховых платков - известных в мире как оренбургских [Глухов, 1993. С. 94].
После свадьбы молодая женщина в знак замужества надевала белый платок (тастар). Во время свадьбы надевалась ткань в форме косынки с опускающимися сзади концами, спереди обшитыми драгоценностями (келиншек сулауш).
Под тастаром женщина носила другой длинный разноцветный платок (байлауш), которым несколько раз обвязывали голову, а концы его свисали на спине под тастаром. Во время праздников спереди на платок нашивали кораллы, бусы.
Во время траура у женщины белый тастар заменялся желтым, а красная рубашка - темною.
Носили также различные косынки: явлык, шокъа"йа, бастарт- кыш. Ногайки, жившие у Терека, носили на голове наїдку (шутку). В непогоду поверх платков надевали суконный дождевик (ям- гырлык), сшитый как башлык.
Из красного или желтого сафьяна шили красиво отделанные сапоги (атув или этик) с прямыми или загнутыми носками. Молодые женщины и девушки носили туфли на каблуках (баьпиш) с приделанными к каблукам маленькими звоночками (коягырав). Летом носили различные чувяки (шарык). Существовала обувь типа башмак (басмак) - красные или черные башмаки с прочными подборками. А вот тип обуви в форме сандалии с двумя деревянными подставками, обшитыми кожей (тавалдырак или агашаяк), встречается не только у ногайцев Севершго Кавказа,

но и Крыма" [см. Крымские татары, 2005. С. 62], также, что интересно, и у контактировавших с ногайцами черкесов, у которых самоназвание не указано, а отмечено, что «женщины высшего сословия нашій носили ходули (в виде скамеечек)» [Калмыков, 1974. С. 170]. В то же время башмак - деревянные сандалии" - известен в Японии, Китае. Будучи в древности соседями восточньгх народов, не перенесли ли ногайцы этот тип обуви и на Кавказ?
Украшения у ногайских женщин, как у большинства народов Востока, были традиционно серебряными, золотые встречались реже. Распространены были кольца, серьги, перстни, наручные браслеты. Ногайские женщины любили и носили украшения не только из золота и серебра, большой популярностью пользовались драгоценные камни. Об этом свидетельствуют и названия на ногайском языке: агат - кантас, коралл - маржан, жемчуг - ынжы, рубин - лал, яхонт - якут,/изумруд - зубаржат. Достоин внимания следующий факт. Очевидцы писали, что девочки с ранних лет на крыле носа или на носовой перегородке носили кольца (алка, тога). Тога носили не только девочки, но иногда и мальчики, обручённые до рождения родителями. «Родившаяся первою, а также и некоторые другие из их дочерей, если они еще в чреве матери были обещаны богу или известному имаму и святому, носят... в правой ноздре кольца с бирюзою, рубином или кораллами; подобные же кольца носят мальчики в ушах» [Олеарий, 1906. С. 405].
Придавая^ большое значение своей внешности, ногайка пользовалась парфюмерными изделиями, покупала кенас для мытья волос, краску/для ногтей, румяна и белила.
Большие преобразования в ногайском костюме произошли в годы советской власти. Коллективизация сельского хозяйства, завершении перехода к оседлому образу жизни, индустриализация страны, появление городских жителей из среды ногайцев способствовали: модернизации костюма.
Мужоккя одежда ногайцев претерпела значительные изменения уже в первые годы советской власти. Фабричные сапоги, ботинки, галоши заменили самодельную обувь. Тогда же получила широкое распространение одежда военного покроя: галифе, рубаха со стоячим ворртником и накладными карманами на груди. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали узким ремнем.

В настоящее время ногайцы надевают шапки, кепки, фуражки. Старики носят штаны традиционного покроя, бешмет, подпоясывая его узким ремешком, кожаные чулки с галошами. Молодые люди предпочитают одежду городского покроя.
Старинная мода сохраняется лишь у незначительной части пожилых людей. Войлочные шляпы и башлыки носят старики и люди, занятые на полевых работах. Традиционные черты сохраняются в одежде пожилых женщин, которые носят длинные платья, теплые шали, большие платки. Молодые женщины и девушки одеваются по-городскому. Но в последнее время молодые женщины стали проявлять интерес к некоторым элементам старинной одежды (пояса, серьги, браслеты). Лучшие ногайские народные украшения в годы голодовок были обменены на продукты или проданы ювелирам и, таким образом, почти потеряны для народной культуры.
Ныне используется фабричная ткань. Домотканое сукно исчезло. Одежда, обувь, головные уборы покупаются в магазинах или заказываются в местных ателье. Одежда сельского и городского населения отличается лишь в деталях.
Характеризуя современную одежду ногайцев, нельзя не отметить различия в элементах костюма ногайцев, живущих в разных регионах.
У ногайцев Северо-Западного Прикаспия господствует единый тип одежды, у кубанских ногайцев несколько иной. У женщин Северо-Западного Прикаспия сохранилось относительно больше элементов старого женского костюма и своеобразие в стиле.
В этнографической науке уже давно установлено, что одежда может служить источником для выявления древних этногенетических и культурных связей. Для ногайцев эти связи, как выше уже отмечено, особенно широки и многообразны (Гаджиева, 1976; Керейтов, 1984, 1988).
Детали и названия видов одежды у ногайцев указывают на их древние корни и связи. Термин «тон» в значении «шуба» зафиксирован еще в древнетюркских рунических текстах. В этом же значении это слово представлено в тюркских языках Северного Кавказа, а также в киргизском, тувинском, хакасском, шорском, алтайском и других языках. У ногайцев до недавних пор существовали штаны из обработанной шкуры шерстью внутрь - саксыр, впоследствии
это название перешло к ватным штанам. Штаны из обработанной шкуры были распространены у многих народов, имеется аналогия с такими же штанами у монголов [Викторова, 1980. С. 33]. Интересным в ногайском языке является термин «кисе», обозначающий в настоящее время карман. Вместе с тем в прошлом так назывался мужской пояс, на который навешивали предметы нелегкого чабанского труда: нож, шило, трубку и т. д. В Ногайской степи нам довелось у одного информатора увидеть набор чабанской атрибутики с поясом. О таком наборе, существовавшем во многих местах, рассказывал известный художник, ныне покойный С. Батыров. То есть название пояса «кисе» перешло к карману. Такие пояса в прошлом были у казахов, киргизов и назывались кисе. Описывая вооружение казахов, Ч. Валиханов приводит рисунок пояса с сумкой, называя его kice [Валиханов, 1961. С. 466-468]. На основе значительного количества работ С. М. Абрамзон проанализировал присутствие кисе у киргизов [Абрамзон, 1971. С. 136-137].
Приводится интересная запись Ф. В. Пояркова о наличии кисе у киргизов. «У мужчин на опояске огниво (оттук), шило (шибе- ге) и сумочка с расческой для бороды (сакал тарак) и другие принадлежности. Прежняя опояска из ремня - кисе - вышла из моды и встречается очень редко у стариков... Кисе делается из ремня шириной от 1 до 3 вершков, к концу ремня прикреплен крючок, а по длине пояса-рсмня делаются дырочки для зацепки крючка; на правой стороне ремня пришита полукруглая сумка из кожи, сверху закрывающаяся крышкой во всю сумку, в которой имеется дратва (тарамыш), ремешки для сшивания седельных принадлежностей (тасма), а с левой стороны привешен нож и другие принадлежности. Прежде все это отделывалось серебром, медью, оловом и железом» [Абрамзон, 1971. С. 136].
Данный пояс у некоторых народов Северного Кавказа превратился в повседневный, иногда и праздничный, где место шила, трубки, ножа заняли подвески-украшения, иногда серебряные, в большинстве теперь встречаемые у старцев и артистов самодеятельных и государственных ансамблей танцев. И, таким образом, он в настоящее время как мужской тонкий кожаный пояс известен и у не тюркских соседей ногайцев на Кавказе. Не принесли ли его сюда предки или сами ногайцы?

Есть еще одно любопытное наблюдение С. М. Абрамзона относительно детали девичьей одежды у киргизов, наталкивающее на такую же мысль о девичьей одежде ногайцев. Дело в том, что у ногайцев сохранился термин «коькшыба», обозначающий ныне исчезающий из быта корсет девушки, снимаемый женихом в первую брачную ночь. Суть в самом существовании до недавних пор такого корсета у ногайцев и его аналогии у других родственных народов. В свое время Ч. Валиханов отметил следующее: «Говорят, что в прежние годы девицы носили корсеты (затягивали (ими) груди), называемые кщсхзбекgt;gt; [Валиханов, 1961. С. 267]. В древнетюркском anoBapejKOKuz переводится как грудь [ДТС. 1969. С. 313]. Ногайский язык, сохранив слово «коькшыба», видимо, утерял значение первой части его, ибо нынекоьк - голубой, а шыба - платье, т. е. голубое платье. Абсурдно называть корсет голубым платьем. Грудь вообще называется коькрек. Видимо, в древности ногайцы словом «коькшыба» называли корсет. Есть интересные данные о том, что у узбеков Ферганской долины в первой четверти XX в. была рубаха, называемая ногай куйнак (ногайская рубаха), имевшая вертикальный разрез спереди и стоячий воротник, плотно охватывавший шею, иногда украшенный рюшем, плиссировкой. Вертикальный разрез ворота закрывался складкой, закладывавшейся посередине всего полотнища стана (спереди и сзади), складку зашивали по линии груди [Рассудова, 1978. С. 161].
В женском костюме привлекает внимание бытовавшее до недавних пор среди ногайских женщин Северо-Западного Прика- спия специальное приспособление для волос - шашбау (букв, волосяная веревка). Данный элемент перекликается с накосниками киргизских женщин, называемыми чачпак или чачкап (мешок для волос) [Абрамзон, 1971. С. 139], у татарок [Мухамедова, 1972. С. 103], у некоторых народов Северного Кавказа [Студенецкая, 1989. С. 198-199]. Этот элемент в одежде туркмен, сравнивая его с девичьим головным убором у удмуртов, чувашей, башкир и ногайцев, Г. П. Васильева отнесла к числу скифо-сарматских элементов [Васильева, 1979. С. 200]. Она же отмечает в другой работе наличие девичьей шапочки такъыя [Васильева, 1954. С. 172], как и у ногайцев, киргизов. Близкую аналогию к киргизским женским ша
почкам (кеп такыя) имеют повязки у южных монголок-узумчин, от которых на виски опускались нити кораллов и серебряных или металлических пластинок и цепочек [Абрамзон, 1971. С. 139]. Термин «такийе», обозначающий шапочку, встречается в источниках XVI в. у народов Средней Азии [Мукминова, 1979. С. 74].
Интересным видом женской ногайской одежды был род чепчика - сылауш. Он имел аналогии не только у туркмен Северного Кавказа, но и у татар-мишарей - сылавыч [Мухамедова, 1972. С. 102].
Привлекает внимание и специальный белый платок (тастар) замужней женщины-ногайки. Такой тип платка был распространен у многих народов: татар, башкир, алтайцев [Шарифуллина, 1991. С. 76; Руденко, 1955. С. 195; Прыткова, 1953. С. 161]. О. А. Сухарева женский головной убор тастар связывает с дастор, обозначавшим в Средней Азии в XVI-XIX вв. мужскую парадную чалму, и считает, что он пережил такую же эволюцию, как и термин «то- кия» (у ногайцев - «такъыя») у народов Средней Азии, имеющий арабский корень [Сухарева, 1978. С. 327, 344]. Интересно то, что тастар у современных соседей ногайцев не встречается. Осталось название у некоторых народов Средней Азии, Казахстана, Поволжья. Но, как показали исследования одежды народов Средней Азии, термином «дастар» иногда обозначали и чалму. «В средневековье, как и позже, чалма имела ряд вариантов. Для ее обозначения в источниках используются термины «дастар» и «футе». Автор «Рашахат айн ал-хайат» рассказывает, что, когда Ходже Ахрару доложили о приходе его старшего сына Ходжа Калона, Ахрар приказал принести ему другую одежду и облачился в выходной халат и сапоги. Сняв с головы чалму (футе), он заменил ее дастаром» [Мукминова, 1979. С. 74].
Множество параллелей имеют почти все виды одежды ногайцев. Это особенно выявляется при сопоставлении девичьих и женских головных уборов. Они в основном имеют абсолютное или значительное сходство как в названиях, так и в формах, способах оформления и ношения с головными уборами народов Поволжья, Приуралья, Средней Азии, Казахстана, Кавказа [Мухамедова, 1972. С. 100-104; Шарифуллина, 1991. С. 75-78; Сухарева, 1974. С. 306-307; Гаджиева, 1981. С. 93].

Интересно изготовление ниток из сухожилий животных. Такая нитка у ногайцев называлась тарамыс. Ее делали из спинных и ножных сухожилий крупного рогатого скота и лошадей. Изготовлением ниток занимались женщины. Эту картину наблюдал у древних монголов Г. де Рубрук, который писал: «Именно они разделяют жилы на тонкие нити и сплетают их в одну длинную нить» [Рубрук, 1957. С. 101]. Об этой особенности изготовления женщинами ниток С. И. Вайнштейн замечает: «У всех других кочевых скотоводов Евразии приготовление нитей из сухожилий также было делом женщины» [Вайнштейн, 1972. С. 256]. Такими нитями ногайцы шили одежду из шкур и изготовляли кожаную утварь вплоть до XX в., в иных местах к этому способу шитья обращаются и теперь (рис. 21, 22).

Рис. 21. Веретено, прялка и пряжа, а также музыкальные инструменты ногайцев [из кн.: Гмелин С. Г. Путешествие по России. - Спб., 1777. Т. И]

Останавливаться на всех фактах связей ногайской традиционной одежды и одежды народов Северного Кавказа, Поволжья, Южной Сибири, Казахстана и Средней Азии, особенно татар, казахов, киргизов, кумыков, вряд ли правомерно. Дело в том, что в отмеченных исследованиях С. М. Абрамзона, Р. Г. Мухамедовой, Ф. JI. Шари- фуллиной, Е. Н. Студенецкой, С. Ш. Гаджисвой и ряда других ученых эти связи в определенной степени прослежены. Они указывают на давность и взаимность этих связей ногайцев со многими народами, что естественно влияло и на всю материальную, культуру этих народов. Примечателен еще один пример. Исследуя костюм татарских женщин Симбирской губернии в конце XIX - начале XX вв., Г. Н. Ахмаров сделал вывод: «Костюм женщин чисто азиатского происхождения и совершенно сходен с киргизским и ногайским» [Ахмаров, 1903. С. 158].

Р и с. 22. Шерсточесалка (юитарак) с тамгой. 1984 г. (фото Р. Ксрсйтова)

Традиционная форма одежды ногайцев особым образом сочетала в себе элементы старого костюма народов кочевого мира – Поволжья, Средней Азии, Казахстана – и национальных костюмов горцев Кавказа.

Ногайская мужская одежда XIX-начала XX в. в основном имела единый покрой на всей территории расселения этого народа/ Природная среда диктовала свои требования к одежде, изготовлявшейся в основном из бязи и холста, которые в условиях ногайской степи лучше защищали кочевника-скотовода от палящего летнего солнца. Для анализа традиционной одежды определенный интерес представляют исторические свидетельства исследователей рассматриваемого периода.

Полный комплекс одежды ногайца середины XIX в., по описанию одного из первых исследователей ногайской культуры А. Архипова, выглядит так: «Люди богатого и посредственного состояния надевают обыкновенно сверх белья бешмет или архалук (къаптал) желто-полосатого, зеленого или синего цвета, а в холодное время года шубы (тон-шуга), крытые синим или черным сукном и даже плисом; летом какой-нибудь халат, нередко шелковый и шелковый же бешмет стянутый ременным поясом (бельбеу), чаще кушаком с привешенным к нему ножиком (пшяк) в черных или красных ножнах. Синие нанковые демекитоновые штаны (стан), баранья шапка (боьрк) с круглою верхушкой, крытою сукном, иногда под него аракчин или ермолка, шитая мишурою, черные сафьяновые чулки, а на них черные или красные сафьянные с толстыми подошвами и увесистыми подошвами башмаки (башмак)… Вот общий характерный костюм ногайцев… Некоторые из молодых людей носят черкески или чекмени из белого и желтого сукна домашнего изделия, без газырей и даже порой С газырями на груди…» (Этнографический очерк ногайцев и туркмен. «Кавказский календарь на 1859». Тифлис, 1858. С. 353).

Нательной одеждой у мужчин была туникообразного покроя рубаха — коьлек и штаны — шалбыр, ыстан, относящиеся к типу «штанов с широким шагом», весьма распространенные в прошлом у многих других народов. Поскольку они были достаточно широкими у пояса, затягивавшегося на шнур из самодельной тесьмы, на них уходило довольно много ткани.

Своеобразны короткие овчинные штаны ногайцев — тери-шалбыр, обшитые снизу кожей. Крой их был схож с тканевыми.

Верхняя одежда мужчин была разнообразней. Кроме бешмета и черкески она состояла из шубы, иногда безрукавки, бурки и т.д.

Безрукавная куртка — къыспа, куьрте тон — была сходна с татарским и башкирским камзолом. Она выполняла функцию рабочей одежды и шилась из овчин мехом внутрь, хотя изредка могла изготавливаться из тканей.

Одним из основных элементов одежды ногайцев был весьма популярный на всем Северном Кавказе бешмет – къаптал, который носили поверх рубахи практически круглый год. Нельзя не отметить относительное разнообразие используемых тканей — как домашнего изготовления, так и покупных — ластика, сатина, шерсти, атласа, шелка. Зимний вариант такого бешмета шили стеганным на вате или шерсти. Оригинальной деталью ногайского бешмета, отличавшей его от бешметов горцев Северного Кавказа, были его откидные (ниже локтя) рукава. Кроме того, в манере ношения его — «почти всегда нараспашку» (Малявкин Г. Караногайцы.

«Терский сборник», вып. 3, кн. 2, 1893. С. 149) — проявлялась, по-видимому, старая традиция ношения халатов.

При изготовлении бешмета мастерицы использовали самые разнообразные варианты отделки. Это и фигурная строчка, украшавшая его и мелкие тесемные шелковые пуговицы и петли, и тонкий шнур, которым обшивали края бешмета. Кроме того, в более ранний период по свидетельству ДубРовина, спинки бешметов декорировались четырехугольной нашивкой на «из красного или черного сукна или сафьяна, иногда обшитых серебряным галуном» (история войны и владычества русских на

Кавказе. Т.1, кн. 1. СПб, 1871. С. 267). Нашивка эта имела, по-видимому, сакральное значение. Судя по тому, что аналогичные нашивки бытовали у некоторых народов Средней Азии и Казахстана, обычай их ношения связан с религиозными верованиями кочевников.

Черкеска — шепкен, шогъа — была распространена у ногайцев, как и повсеместно на Северном Кавказе. Черкеску глубокого синего, черного или серого цвета из домотканого сукна, реже из ценной верблюжьей шерсти оживляла в нарядном ее варианте яркая контрастная подкладка широких длинных рукавов, отворачиваемых для удобства и красоты. Так же в основном декоративное нежели утилитарное назначение имел вариант оформления низа рукавов черкески небольшим разрезом с застежкой из самодельной черной тесьмы.

Композиционным центром и главным достоинством черкески, особенно выходной, служили ее нагрудная часть и пояс, украшенные газырницами и ременным поясом. Еще одна интересная деталь — особая плетенка, скреплявшая разрезы длинных пол черкески, не позволяя им расходиться при ходьбе.

С.Ш. Гаджиева отмечает, что и бешмет, и черкеска ногайцев в XIX и даже XX в. «была сходна с одеждой всех народов Северного Кавказа, но в то же время сохраняла ряд существенных отличий, которые сближали ее с костюмом других тюркоязычных народов» (Материальная культура ногайцев в XIX-начале XX в. М., 1976. С. 106).

В начале XX века у ногайцев, так же как и у соседних народов, традиционную нательную рубаху и бешмет все чаще стала заменять так называемая «кавказская

Шуба-тон — шилась мехом внутрь из шкур молодых барашков или — состоятельными людьми — из каракульчи и мерлушки, крытых дорогой тканью. Для того чтобы шубы меньше изнашивались низ рукавов, полы и подол обычно отделывались окантовкой из черной ткани. Другой вид шуб, пополнившийся в обиходе ногайцев позже, имел усложненный крой с расширяющимися книзу клиньями, а в качестве отделки по борту и низу шубы нашивалась узкая полоска меха.

Оригинальным локальным видом одежды была войлочная куртка без начеса, прекрасно защищавшая кочевников-скотоводов в ненастную погоду. Сведения о ней, которые мы находим у А. Павлова, хотя и отрывочны, все же позволяют прийти к заключению, что это была одежда свободного покроя типа куртки с капюшоном (О ногайцах, кочующих в Кизлярской степи. СПб., 1842. С. 46).

Бурка — ябыншы, ямышы — необходимая принадлежность костюма кочевника. Здесь, как и на всем Северном Кавказе, бытовали бурки двух видов: колоколообразные, поменьше размером, без начеса, и большие, черные, с начесом. Представляет интерес особая отделка – богатые ногайцы вырез горловины и края до талии обшивали шнуром и золотым позументом. У горловины делали специальные нашивки из сафьяна в форме треугольника или полукруга, через которые продевались тонкие ремешки для застежки.

Пояс из ткани – кушак, бытовавший наряду с ременным в середине XIX в., хотя и был достаточно живописной деталью одежды — нарядные кушаки шились из красного, желтого, зеленого и синего шелка — имел вполне утилитарное назначение. К нему в виде брелоков крепили нож, сумочку, кисет, трубку, веревку и другие мелочи, необходимые в поле.

Рукавицы — кьолкъап — шили из овчины и сукна. Нарядные рукавицы искусные мастерицы украшали вышивкой, аппликацией, оторачивали у кисти хорошим мехом.

Что касается головных уборов, то они были представлены достаточно разнообразно. Ногайцы пользовались тюбетейками, меховыми шапками, войлочными шляпами, башлыками и т.д. Все традиционные мужские головные уборы изготавливались из меха, ткани и войлока, описания их можно найти у А. Олеария, Г. Ананьева, А. Архипова, С. Фарфоровского, С. Гаджиевой.

Женская одежда ногайцев отличалась от мужской сравнительно большим разнообразием. Это наиболее устойчиая часть старинной национальной одежды, сохранившая больше древних черт, ибо женщины редко выезжали из степи и меньше общались с другими народами. В основе своей однотипный для всех районов женский костюм, тем не менее, имел и локальные особенности. Гаджиева считает, что эти «различия в костюме отдельных этнических подразделений объясняются как местными условиями, так и чересполосным расселением ногайцев, т.е. отсутствием единой этнической территории, историческим разделением народа на ряд территориально обособленных групп, что вело к воздействию на культуру каждой отдельной этнографической группы ногайцев, культур соседних с ними народов» (Гаджиева С.Ш. Указ. соч. С. 125).

Нельзя не заметить сходство покроя между традиционной женской и мужской одеждой, оно было отмечено некоторыми авторами еще в первой половине XIX в. (Павлов А. Указ. соч. С. 46).

Характеризуя ногайскую женскую одежду середины XIX в., А. Архипов писал: «Костюмы женщин так же незатейливы как и мужчин; в обыкновенное время — красная или желтая рубаха, туфли, полосатые шальвары, а на голове белое покрывало, всегда откинутое назад. Сверх рубахи надевают также цветной женский бешмет — зеленый или красный, другие — кафтан из красного сукна, принадлежащего к числу лучших нарядов. Богатые женщины носят такого же цвета и покроя одежду, но чаще из канауса и других шелковых материй… Отличительный головной убор замужних женщин заключается в небольшом платке, повязываемом вокруг головы; сверх него накидывается тастар, опускающийся почти до пяток, девушки вместо того носят до замужества меховые или стеганые шапочки с круглыми, почти всегда из красного сукна, верхушками, обшиваемые накрест тесемками из кованого серебра, что весьма красиво на гладкопричесанных и смолью блестящих азиатских волосах» (Этнографический очерк…, С. 354-355).

Это довольно живое, колоритное описание костюма позволяет составить представление о нем, как о ярком цветовом ансамбле. Действительно, «молодые женщины шили одежду из тканей ярких расцветок, в большинстве случаев гладких, а иногда и с цветным рисунком, различными узорами» (Гаджиева С.Ш. Указ. соч. С. 126). Спокойные, темные тона в одежде предпочитали женщины старшего возрасту.

Нательная одежда состояла из двух основных элементов — штанов ыстан и рубахи коъйлек.

Рубаха туникообразной формы одновременно являлась и платьем. Широкая, длиной до пят, отделанная контрастного цвета кантом, она шилась из разнообразных по расцветке и качеству тканей – из нанки, ситца, шелка, тонкой шерсти. На одну такую рубаху-платье уходило порядка 6-7 м ткани, поэтому качество последней зависело от благосостояния семьи.

Основным видом верхней распашной одежды являлся бешмет — къаптал, сходный по покрою с ногайским мужским бешметом, а в некоторых чертах и с северокавказским женским кафтанчиком.

Прилегающий в талии, с прямым вертикальным разрезом и вставными клиньями, расширяющимися от талии, он подчеркивал стройность женской фигуры.

Рукава бешмета имели разрез от локтя до кисти руки наподобие откидных рукавов некоторых видов платьев кавказских женщин (кумычек, абхазок, азербайджанок и др.). Разрез этот отделывали красивой яркой тканью, так как во время работы рукава подворачивались, обнаруживая яркую подкладку.

Воротник-стойку украшала горизонтальная строчка-стежка, как и весь бешмет, который шили на подкладке из пестрого ситца. Зимние бешметы, особенно для женщин старшего возраста, подбивали ватой или шерстью, а рельефная строчка, «утопленная» в такой мягкой прокладке, подчеркивала объемность выстеганного орнамента. Более затейливая фигурная строчка покрывала бешметы молодых женщин, девушек и детей. Спинку лифа простегивали мелкими квадратиками или вертикальными линиями, остальную часть — частой строчкой, причем, стан — вертикальными линиями, рукава до локтя — горизонтальными или же елочкой. Ворот,

края бортов», полы, низ подола, боковые разрезы — все кроме откидной части рукавов — покрывали волнистыми или ровными линиями. Благодаря этому рельефному рисунку, придававшему ткани дополнительную светофактурность, каждый бешмет был неповторим и наполнен внутренней динамикой.

Бешметы шили из разных, обычно плотных тканей, главным образом из атласа, канауса, сукна. Праздничные нарядные бешметы молодых ногаек были очень красивы. Их отличали не только лучшие сорта тканей ярких цветов — красного, малинового, зеленого и желтого, но и богатая вышивка из галуна и ажурной стежки. Нарядный бешмет также дополнялся нагрудными металлическими украшениями, а в талии стягивался широким кожаным поясом.

Другим видом верхней распашной одежды, была безрукавка — дженгсиз куърте (у караногайцев), къыспа (у терско-сулакских ногайцев). Она не имела такого широкого бытования, как бешмет, обычно ее носили женщины преклонного возраста и дети. Покрой таких безрукавок мало отличался от мужских.

Выше мы уже отмечали, что женская одежда ногайцев имела и локальные особенности. Так, ногайки кумыкской равнины в качестве верхней одежды в основном носили, так же как и соседние кумычки, надеваемые поверх рубахи длинные распашные платья — къабалай, къаптал, полша, реже длинные платья-рубахи с отрезной талией — коълек къаптал.

Выделяется нарядный костюм кубанских ногаек, сходный как по покрою, так и отделке с костюмом черкешенок, кабардинок и других женщин северо-западного Кавказа. Этот живописный костюмный ансамбль состоял из длинной туникообразной рубахи коьйлек, чаще красного или фиолетового цвета, короткого кафтанчика зыбын и длинного распашного платья — шыба. Зыбын хотя и напоминал по покрою ногайский женский бешмет, но был короче, плотно облегал фигуру, имел узкие рукава и воротник-стойку. Грудь его украшали десять и более пар серебряных застежек ювелирной работы, полы и рукава — золотая вышивка или аппликация, также кафтанчик отделывали галуном.

К нарядному платью ногайки Кубани, подобно кабардинкам и черкешенкам, довольно часто прикрепляли ниже плеча длинные (до 30 см) нарукавные подвески — къапашыкъ. Подвески эти шили из той же ткани, что и платье (чаще из шелка и бархата), на подкладке, богато украшались золотым шитьем и обрамлялись гаруном. Все это великолепие, как драгоценная оправа, украшало его обладательницу, каждый наряд был уникален.

Меховые женские шубки - тон, куьрте тон — не имели широкого распространения, хотя в более ранний период встречались достаточно часто. Шили их из подстриженных овчин — тери тон, из мерлушек - эльтир гон, коьрпе тон — мехом внутрь. Фасон шуб был един и напоминал бешмет, при этом их делали и крытыми, и нагольными.

Шуба, особенно из шкурок ягнят, была показателем большого достатка.

Пояса поверх одежды – къусакъ белбав, явлыкъ- ногайки носили в основном трех видов: кожаные, тканые и пояса-платки.

Кожаный пояс из широкой полосы красного или черного сафьяна с массивной серебряной пряжкой носили поверх бешмета. Богатые женщины носили и пояса сделанные целиком из серебра.

Традиционные головные уборы ногаек удивительно разнообразные и самобытные, подробно рассмотрены С. Гаджиевой в ее фундаментальном исследовании «Материальная культура ногайцев в XIX-начале XX в.», объем же данной статьи позволяет нам коснуться лишь наиболее интересных деталей. Они больше чем мужские сохранили старые традиционные черты и возрастные различия, хотя и подвергались с течением времени определенной унификации. Условно их можно разбить на три группы: уборы типа шапок, типа мешочков и типа платков.

Меховую шапку боьрк очевидно имел в виду С. Фарфоровский, когда писал: «Оригинальны их головные уборы. Высокая суконная шапка спереди обшивается кундузом, т. е. мехом речной выдры. Верх шапки делается из сукна красного цвета» (Народное образование у ногайцев Северного Кавказа в связи с их современным бытом. ЖМНП, 1909, ч. 24, № 12, С. 203).

Наряду с меховыми, бытовали и шапочки из тканей (бархата, сукна, вельвета) и галунов: тюбетейка — такъыя — чисто девичий головной убор, и высокая шапочка — теке боьрк - головной убор невесты или молодухи. Теке боьрк украшали богатой золотой или серебряной вышивкой с зооморфными мотивами, по нижнему краю шапочки нашивали украшения из серебра и кораллов.

Шуткъу — головной убор ногаек Терско-Сулакской низменности в виде мешочка, в который сперва опускали косы, а затем, как чепец, надевали на голову, ничем не отличался от «чуткьу» кумычек и, несомненно, был заимствован у последних. Поверх шуткъу вне дома обязательно надевали платок.

Большие платки — явлыкъ, тастар — были наиболее распространенными видами верхних головных уборов ногайских женщин всех этнических подразделений и возрастов.

May 26th, 2014

Россия - многонациональное государство, сплав культур, традиций, религиозных устоев различных этносов. Одним из самых разнообразных по этническому составу является Северо-Кавказский регион. Здесь наибольшее число так называемых этнических групп, одной из которых являются ногайцы.

Кто же такие ногайцы?
Ногайцы (самоназвание — ногьайлар), являются древнейшими жителями обширных Северо-Кавказских степей и относятся к тюркскоязычной группе народов. История его развития весьма непростая.
Ногайский этнос имел свою государственность, сформированную в конце 14 века при эмире Эдиге. Однако, по мнению некоторых экспертов, кочевой образ жизни и непрочное государственное устройство впоследствии способствовало распаду Ногайской Орды на несколько самостоятельных и полусамостоятельных государственных субъектов.
В конце 18 века, в результате активной политики России в регионе, ногайская государственность была ликвидирована. А сфера обитания ногайского этноса неуклонно стала сужаться. Более того, и во время существования Советского Союза ногайцам было отказано в своей государственности или автономном статусе.

Сегодня основная область расселения ногайцев - в пределах территории Республики Дагестан, Ставропольского края, Карачаево-Черкесской Республики и Чеченской Республики. Значительная часть ногайского народа проживала в Ногайской степи, которая в 1957 году административно была разделена между Дагестаном, Чечено-Ингушетией и Ставропольским краем.
К сожалению, процесс ассимиляции, смешения, а также простое истребление весьма сузило численный состав ногайцев. По данным переписи населения 2002 года численность ногайцев в Российской Федерации составляет 90.666 человек: в Республике Дагестан проживает - 38 тысяч человек, в Чеченской Республике - 3,5 тысяч человек, в Карачаево-Черкесской Республике - 15 тысяч; в Ставропольском крае - 20, 6 тысяч человек; в Астраханской области - 4, 5 тысяч человек. Судя по этим данным (с 1989 по 2002 год) численность ногайцев растет.

Язык и культура
Говорят ногайцы на своем родном языке, который относится к кыпчакской группе тюркских языков, имеющей два диалекта: караногайский и кубанский. Литературный язык на основе караногайского диалекта и ногайского говора. Ногайский язык во многом близок к татарскому, хотя в последние столетия изменился под влиянием кавказской среды. И, несмотря на некоторые достижения ногаеведения, ногайский язык все еще остается малоизученным языком тюркской семьи.
Первые литературные памятники на ногайском языке относятся к ХIVв.- ко времени становления ногайского государства. Отличительной чертой ногайской дореволюционной литературы была поэзия - стихи, поэмы, монологи, оды, элегии.
Если говорить о возникновении ногайской советской литературы, то этот процесс неразрывно связан с просветительской деятельностью А.Х.Ш.Джанибекова и М.К.Курманалиева.
В первые годы советской власти они продолжали сбор ногайского фольклора, готовили перевод письменности на латинскую графику, и вместе с тем, стали одними из создателей ногайского литературного языка. С их деятельностью связано творчество Зеида Кайбалиева, Басира Абдуллина и других писателей. Создателем ногайской письменности, автором первых ногайских букварей и грамматик, считается учёный-этнограф Абдулхамид Джанибеков (1879—1955).
Религия
Традиционная религия — Ислам.

Национальная одежда
Традиционная форма одежды ногайцев особым образом сочетает в себе элементы старого костюма народов кочевого мира - Поволжья, Средней Азии, Казахстана и национальных костюмов горцев Кавказа. Она отражает исторический путь народа, его образ жизни, национальные особенности, эстетические представления о мире. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях, культурных связях, географии расселения народа.
Многие его черты сложились в эпоху саков (VII веке до н. э.), сарматов (II в. до н. э.), гуннов (III в.), кыпчаков. Ногайское орнаментальное искусство (узоры «бараньи рога», «древо жизни» и др.) напрямую восходит к образцам, найденным в курганах сакского, сарматского, гуннского, а также золотоордынского времени.
Так как ногайцы, будучи воинами-степняками большую часть времени проводили на коне, то их одежда отражала особенности кочевого образа жизни. Так, сапоги имели высокие голенища, штаны были широкого кроя для удобства верховой езды, капталы и шепкены были с запахом и с открытой грудью, различные виды головных уборов учитывали климатические особенности летнего и зимнего времени года и т. д.
Традиционной одеждой ногайцев также являлся каптал и баслык шаровары и овчинные тулупы. Мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широкими шагами, верхней рубахи, куртки-безрукавки, кафтана, бешмета и черкески (у богатых), бурки, обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока. Зимой надевали шубы из овчины или из волчьих, лисьих, беличьих шкур и каракуля. Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи: лук и стрелы, топор, копьё, кольчуга, кинжал, шашка, а с середины 17 века огнестрельное оружие: ружьё и пистолеты различных видов.
Женский костюм по покрою близок к мужскому; он включал платье-рубаху, различные виды платьев, шубы, шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи, сафьяна, а также пояса и различные виды украшений.

Кухня
Исторически сложившаяся система питания ногайцев была построена на строгом балансе молочных и мясных продуктов, дополнявшихся в очень небольшом количестве продуктами растительного происхождения (зерно, мука, крупа, овощи, бахчевые и т.п.).
В их рационе были распространены такие кушанья как вареное на воде, иногда на молоке просо - соьк. Из жареного проса, перемолотого в муку, готовили кашу талкан, которую употребляли в пищу с молоком. А из пшеницы и кукурузы, перемолотых в муку, варили суп уьйре. Из кукурузной муки готовили каши баста, мамырса, из жареной просяной крупы на воде, молоке или сыворотке - кашу - гуьй баста. Значительное место в пищевом рационе ногайцев занимали разнообразные супы (сорта). Супы имели свои названия, зависящие от состава заправки: суп с рисом - буруж сорпа; суп с лапшой - лакса сорпа и др.
Из мучных крошек ногайцы готовили суп - затируху - унаш (умаш, ув-маш), сорпа. Из кукурузной или любой замешанной в кипяченой воде муки готовили суп кудыр. Бедные ногайцы часто готовили жидкую похлебку - быламык из просяной муки, заправляя ее айраном, сухим сыром или бараньим салом, и суп с пшеном - уьйре сорпа на мясном бульоне или же на воде. Если уьйре сорпа готовили на воде, в него добавляли айран.
Любимым блюдо ногайцев хинкал - инъкал - блюдо из мелко нарезанного в форме ромбиков или квадратиков пресного теста, сваренного в мясном бульоне или в воде. При приготовлении хинкала предпочтенье отдается баранине. Ногайцы Терско-Сулакского междуречья и частично ачикулакские ногайцы обычно готовили тонкий хинкал кумыкского способа приготовления.
Среди изделий из теста особое место у ногайцев занимали и занимают мучные изделия из нераскатанного теста без начинки, зажаренные в кипящем масле. Подобные изделия у них являются следствием влияния скотоводческой культуры. Так как обжаривание теста в масле имело и прямой практический смысл - такое изделие долго хранится, не черствея и не теряя вкусовых качеств во время длительных кочевок. В торжественных случаях ногайцы готовили баур-сак (круглые лепешки из кислого теста, зажаренные в кипящем масле). Из пресного теста в курдючном жире или масле они зажаривали лукумы (ромбики, треугольники из тонко раскатанного теста). По праздникам для лукумов тесто замешивали на молоке, яйцах, масле. Выпекали ногайцы и круглые пышные пончики, жареные в большом количестве масла. Из сдобного пресного теста жарили хворост, выпекали хлеб - май кал акай, катлама - слоеные калачики из пресного тонко раскатанного теста, замешанного на молоке, масле, яйцах. Часть ногайцев катлама жарили в кипящем масле. Молочным продуктам в своем в пищевом рационе ногайцы также отдают большее предпочтение: масло, различные сыры, творог, сметана, кислое молоко, простокваша, айран, молозиво.

Что касается напитков, то исследователи зафиксировали у ногайцев пять разновидностей чая: боьртенке, шама шай, зынкыйтпа шай, кара шай, йолга барсын шай. Лучшим считался боьртенке шай, сваренный из кирпичного чая (шабар шай) с добавлением сливок и сливочного масла. Все ногайцы пили и когьай или калмык шай (калмыцкий чай), который готовился со сливками с добавлением масла, перца и соли. Этот чай проник в рацион почти всех северокавказских народов и популярен до сих пор.
Особый интерес представляют специфические виды пищи и специальные блюда, носящие семейное, гостевое, праздничное или ритуальное значение. Свято соблюдая вековые традиции, ногайцы, принимают гостей, богато и щедро накрывая стол гостю.
Вообще, надо отметить, в традиционной культуре ногайцев трапеза, имеет не только утилитарное, но и символическое значение. Так, например, в день свадьбы всем гостям подавали вареную баранью грудинку, пекли баурсакъ, катлама, лукумы, готовили различные национальные кушанья, свозили от родственников приготовленный ими кумыс. Родственниц невесты, которые прислали с ней в дом жениха (еньгелер), угощали медом, маслом, ногайским чаем и обязательно вареной бараньей грудинкой.
Что касается похоронно-поминальной пищи, то она была достаточно скромной и состояла в основном из супа, мяса и лепешек бавырсак.
Во время уразы ногайцы традиционно готовили специальное блюдо на молоке из жареного и толченого проса. За годы Советской власти система питания ногайцев подверглась значительным изменениям. Усиление торгово-экономических и этнокультурных связей с другими народами, многоотраслевое хозяйство, рост культурного уровня и материального благосостояния народа способствовали появлению в их быту новых блюд и новых способов их приготовления. Однако и в наши дни традиционная система питания ногайцев сохраняет свои этнические особенности, а национальные блюда продолжают занимать доминирующее положение в их кухне.

Ногайцы Чечни
В Чеченской Республике уделяется большое внимание малым этносам, ногайцы, по утверждению представителей этого народа, ни в чем не ущемлены. Живут они в Шелковском районе, в основном, в 4-х населенных пунктах, в том числе Сары-Су, Мирный и других. Наряду с остальными народами республики: татарами, русскими, кумыками, турками - месхетинцами, участвуют в различных мероприятиях, устраивают выставки серебряных изделий мастеров и национальной кухни. Знакомя со своей богатой культурой, национальными костюмами, танцами, песнями. Недавно одна из таких выставок состоялась в Мемориальном комплексе Аллея Славы им. А.А. Кадырова в Грозном. Она была организована Минкультом ЧР в целях сохранения индивидуальности культуры народов, проживающих в Чеченской Республике и называлась - «Ногай Эл». Выставка длилась полтора месяца, и любой желающий мог своими глазами увидеть историю и культуру ногайского народа.
Более того, для сохранения особенностей ногайского этноса, в республике создан и успешно функционирует с 2002 года Ногайский культурный центр. Он находится в Шелковском районе, руководит коллективом Амирхан Тилеков. Благодаря этому центру у ногайцев есть возможность развивать свой язык, национальную культуру, традиции и обычаи. Для нужд центра: на приобретение костюмов для самодеятельного ансамбля и прочих затрат, выделяются необходимые финансы. Кроме того, ежегодно выдаются бесплатные квоты на обучение молодых людей, которые получают образование в различных вузах страны. В селении Сары-Су также построен Дом культуры, есть своя школа, детский садик. Наряду с другими селами, это село активно развивается.
Ногайцы и чеченцы живут вместе уже достаточно давно и между народами крепкие дружеские отношения.
Фаиза Халимова

Немаловажную роль в изготовлении материалов для одежды, обуви и головных уборов играло валяльное производство. В этом деле славились ногайские мастерицы. Вообще, изделия их шерстив ногайском костюме играли важную роль. Еще Рубрук в 13 веке описывал одежду монголо-татар, отмечая, что они издерживают много шерсти Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. - М., 1947 г. - стр. 99. На войлочные изделия использовались разного качества, в зависимости от их назначения. "Техника изготовления войлока для одежды в основном была та же, что у соседних народов Северного Кавказа. Однако войлочные производство ногайцев имело и свои особенности" Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в 19-нач. 20 вв. М., 1979., стр. 89 (рис.4).

Ногайцы сначала очищали, мыли, перебирали и пропускали шерсть через гребень, Затем ровным слоем раскладывали ее на циновке, придавая слою определенную форму, толщину и величину в зависимости от изготовленного предмета. Для бурки, например, на большой циновке расстилали шерсть в форме трапеции. Затем шерсть обрызгивали кипятком, свернув вместе с циновкой в трубу. Перевязав трубку веревкой и сделав три воздушные петли, били трубку о землю 3-40минут. Затем войлок разворачивали, сбрызгивали еще раз кипятком и, и снова свернули в трубку, но уже без циновки, основательно валяли.

После этого применялся еще такой прием: 4 женщины, две с одной стороны и две с другой, садились друг против друга и каждая пара по очереди отталкивала от себя ногами свернутый в трубку войлок. Этот процесс продолжался часа 1, 5 - 2. Затем войлок еще раз разворачивали и, сложив вдвое, опять катали. При этом одна женщина садилась на одном конце циновки, а другая - на другом. Они по очереди тянули войлок с себе в длину, вдвоем свертывали в трубку, перевязывали по середине веревкой и, поставив вертикально, сверху обливали 3-5 ведрами воды. В заключении войлок сушили в тени.

Одежда

Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков. Он характеризовался чертами типичными как для кочевого, так и для оседлого образа жизни народа.

"Материал для одежды ввозили или изготавливали сами. В пору расцвета Ногайской Орды, ногайцы получали из Москвы сукно, "платья всякие", холсты. Через существующий в Бухаре ногайский караван-сарай поступали китайский, индийский шелка и другие ткани" Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы - Черкесск, 1988 г. - стр. 120. Импортные ткани, товары были доступны лишь богатым, а бедняки обходились тканями домашнего производства. В 19 веке к ногайцам все больше стали проникать фабричные ткани, одежда, обувь из России.

Одежду у ногайцев шили вручную женщины. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешевых тканей.

Мужчины одевали нательную рубаху, которая доходила до колен и заправлялась шаровары. Шли ее ситца или бязи. Штаны заправлялись в сапоги. Они были широкие, удобные для езды на лошади. Поясом служил шнурок. Он был узким с металлической пряжкой и ременными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинами. На поясе висел нож или кинжал в сафяновых ножнах. На рубаху ногайцы надевали куртку-безрукавку. Существовал и кафтан без подкладки. Богатые ногайцы носили бешмет. Принадлежность легкого верхнего до колен. В 19 веке с ростом товарно-денежных отношений появились рубахи-косоворотки, пиджаки, брюки. Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плехами. Зимой поверх легкой одежды надевали шубу из разных шкур. Разнообразными были и головные уборы. Общей для всех возрастных групп являлась зимняя шапка. "У причерноморских ногайцев было 3 головных убора: для сна, обрядная шапка и шапка-ушанка. Носили также баранью шапку с верхом" Там же - стр. 124. В дождливую и снежную ногайцы надевали башлык. Его шили в виде капюшона с острым верхом и двумя длинными "крыльями". Разнообразной была и мужская обувь. Самой распространенной были "ыдырык". Они шились из кожи крупного рогатого скота. Носили также баъпишь с чулками (мыес). В ходу были также красные или черные сапоги с загнутыми носом. Из войлока изготовляли "уюкъ" и "шорап". Мужскую одежду дополняло оружие (савыт) и воинские доспехи.

Женский костюм по покрою аналогичен мужскому. Штаны по своему покрою были близки мужским. Они доходили до щиколоток, где суживались. Поверх штанов носили рубаху. На нательную рубаху надевали короткий шелковый кафтан, который плотно облегал фигуру. Зимой носили меховые шубы. Принадлежностью верхней женской одежды был передник. Женщины никогда не ходили с открытой головой. Традиционные женские головные уборы были разнообразны. Иногда женщины надевали чалму. Девичий головной убор подразделялся на уборы "такъыя", "кундыз боърк" и "ока боърк". После свадьбы в знак замужества девушка надевала белый платок (тастар). Во время свадьбы на тастар надевали "келиншек сылауш". Это была накидка в форме косынки с опускающимся концом. Спереди на нее нашивали кораллы (маржан), бисер (ынжы), монеты (акъша). На висках свисали серебряные подвески, кисточки. Основным материалом для изготовления женской обуви служили шерсть и кожа. Из войлока делали узорные чулки (уюкъ). Из сафьяна шили сапоги с прямым или концом. Так же носили на каблуках со звонками (конъырав) (рис.5).

Большое внимание уделялось украшения. Они в большинстве были серебряные. Нагрудные украшения (тастуъйме) состояли из 8-20 парных застежек пришитых параллельно. Так же пользовались поясом "кемар". Украшение являлись обычные бусы, кольца, браслеты (блезик), головные украшения (Рис.6).

: 22 006 (2010)

  • Нефтекумский район : 12 267 (пер. 2002 г.)
  • Минераловодский район 2 929 (пер. 2002 г.)
  • Степновский район 1 567 (пер. 2002 г.)
  • Нефтекумск : 648 (пер. 2002 г.)
  • Карачаево-Черкесия : 15 654 (2010)
  • Астраханская область : 7 589 (2010)
  • Ханты-Мансийский автономный округ : 5 323 (2010)
  • Чечня : 3 444 (2010)
  • Ямало-Ненецкий автономный округ : 3 479 (2010)
  • Украина : 385 (перепись 2001 г.)

    Язык Религия Расовый тип Входит в Родственные народы Происхождение

    Нога́йцы (самоназвание - ногай , мн.ч. - ногайлар ) - тюркоязычный народ на Северном Кавказе и в Поволжье . Говорят на ногайском языке , который относится к кыпчакской группе (кыпчакско-ногайской подгруппе) тюркских языков . Литературный язык создан на основе караногайского диалекта и ногайского говора. Письменность связана с древнетюркской, уйгуро-найманской письменностями; с XVIII в. до 1928 года ногайский алфавит строился на арабской графике, с 1928-1938 гг. - на латинской графике. С 1938 года используется кириллица.

    Численность в РФ - 103,7 тыс. чел. ().

    Политическая история

    В середине XVI века Гази (сын Урака, правнук Мусы) увел часть ногаев, кочевавших в Поволжье, на Северный Кавказ, где были традиционные старые кочевья мангытов, основав Малые Ногаи .

    Ногайская Орда между Волгой и Эмбой пришла в упадок в результате экспансии Московского государства в Поволжье и войн с соседями, из которых наиболее разрушительной стала война с калмыками . Потомки ногайцев, не переселившихся в Малые Ногаи, растворились среди башкир, казахов и татар.

    Антропология

    Антропологически ногайцы принадлежат к южносибирской малой расе, переходной между большими монголоидной и европеоидной расами

    Расселение

    В настоящее время ногайцы проживают в основном на Северном Кавказе и Южной России - в Дагестане (Ногайский , Тарумовский , Кизлярский и Бабаюртовский районы), в Ставропольском крае (Нефтекумский район), Карачаево-Черкесии (Ногайский район), Чечне (север Шелковского района) и Астраханской области . От названия народа происходит название Ногайская степь - район компактного расселения ногайцев на территории Дагестана, Ставропольского края и Чеченской Республики.

    За последние десятилетия крупные ногайские диаспоры образовались в других регионах России - Москве , Санкт-Петербурге , Ямало-Ненецком автономном округе , Ханты-Мансийском автономном округе .

    Язык

    В культурном наследии ногаев главное место занимает музыкально-поэтическое искусство. Имеется богатейший героический эпос (в том числе поэмы «Эдиге»)

    Религия

    Ногайские девочки в национальных костюмах. Начало XX века.

    Одежда

    Жилище

    История

    Ногаи - один из немногих народов современной России, имеющий в прошлом многовековые традиции государственности. В длительном процессе ногайского этногенеза приняли участие племена из государственных объединений Великой Степи VII в. до н. э. - XIII в. н. э. (Саки , Сарматы , Гунны , Усуни , Канглы , Кенегесы, Асы , Кыпчаки , Уйгуры , Аргыны , Кытай, Найманы , Кереиты , Кунграты , Мангыты и др.).

    Окончательное оформление ногайской общности с надплеменным названием ногай (ногайлы) произошло в XIV веке в составе Улуса Джучи (Золотой Орды). В последующий период ногаи оказались в разных государствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, - Астраханском, Казанском, Казахском, Крымском, Сибирском ханствах и Ногайской Орде.

    Ногайские послы впервые прибыли в Москву в 1489 году. Для ногайского посольства был выделен Ногайский двор за Москвой-рекой недалеко от Кремля на лугу против Симонова монастыря. В Казани также было отведено место для ногайского посольства, называемое «мангытское место». Ногайская Орда получала дань от татар казанских, башкир, некоторых сибирских племен, играла политическую и торгово-посредническую роль в делах соседних государств. В 1-й половине XVI в. Ногайская Орда могла выставлять более 300 тысяч воинов. Воинская организация позволяла Ногайской Орде успешно отстаивать свои границы, помогать дружинникам и соседним ханствам, русскому государству. В свою очередь, Ногайская Орда получала военную и экономическую помощь от Москвы. В 1549 году в Ногайскую Орду прибыло посольство от турецкого султана Сулеймана. Через столицу его - город Сарайчик, проходила главная караванная дорога, соединявшая Восточную Европу со Средней Азией. В первой половине XVI в. Москва пошла на дальнейшее сближение с Ногайской Ордой. Усилился товарообмен. Ногайцы поставляли лошадей, овец, продукты животноводства, взамен получали сукно, готовую одежду, ткани, железо, свинец, медь, олово, моржовую кость, писчую бумагу. Ногайцы, выполняя договор, несли кордонную службу на юге России. В Ливонской войне на стороне русских войск выступали ногайские конные полки под начальством мурз - Тахтара, Темира, Бухата, Бебезяка, Уразлы и др. Забегая вперед напомним, в Отечественной войне 1812 года в армии генерала Платова был ногайский кавалерийский полк, дошедший до Парижа, о чем писал А. Павлов.

    Крымский период XVII-XVIII вв.

    После падения Золотой Орды ногайцы кочевали в нижнем Поволжье, однако движение калмыков с востока в XVII веке привело к перекочевкам ногайцев в северокавказские пределы Крымского ханства) .

    В составе России с XVIII в.

    Ногайцы рассеялись разрозненными группами по Закубанью возле Анапы и по всему Северному Кавказу вплоть до Прикаспийских степей и низовьев Волги. Около 700 тысяч ногайцев ушли в Османскую империю .

    К 1812 году всё Северное Причерноморье окончательно вошло в состав России. Остатки ногайских орд были поселены на севере Таврической губернии (современная Херсонская область) и на Кубани, и принудительно переведены на оседлый образ жизни.

    Ногаеведы

    Примечания

    1. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
    2. Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010
    3. Всероссийская перепись населения 2010 г. Национальный состав регионов России
    4. Этносостав населения Дагестана. 2002
    5. Этносостав населения КЧР. 2002
    6. Этносостав населения Чечни. 2002
    7. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.
    8. Minahan James One Europe, Many Nations: A Historical Dictionary of European National Groups . - Greenwood Publishing Group , 2000. - P. 493–494. - ISBN 978-0313309847
    9. Народы мира. Историко-этнографический справочник. Гл. ред. Ю.В. Бромлей . Москва "Советская энциклопедия" 1988. Статья "Ногайцы", автор Н.Г.Волкова, с. 335.
    10. KavkazWeb: 94 % опрошенных - за создание Ногайского района в Карачаево-Черкесии - результаты референдума
    11. В Карачаево-Черкесии официально создан Ногайский район
    12. В Карачаево-Черкесии создан Ногайский район
    13. В Карачаево-Черкесской республике создан Ногайский район
    14. Esperanto новости: Конференция о будущем ногайского народа
    15. Традиционная одежда и форма терских, кубанских казаков
    16. Ногайцы
    17. Ногайцы
    18. Российские военные и дипломаты о статусе Крыма в период правления Шагин-Гирея
    19. Вадим ГЕГЕЛЯ. Освоение Дикого Запада по-украински
    20. В. Б. Виноградов. Средняя Кубань. Земляки и соседи. НОГАЙЦЫ

    См. также

    Ссылки

    • IslamNGY - Блог группы "Ногайцы в Исламе". Исламский анализ истории ногайцев, призыв ногайских проповедников, статьи, стихи, книги, видео и аудио об Исламе и ногайцах.
    • Ногайцы.ру - Информационный сайт посвященный Ногайцам. История,Информация,Форум,Чат,Видео,Музыка,Радио,Электронные книги,Стихи, и многое другое касающиеся Ногайцев.
    • В. Б. Виноградов. Средняя Кубань. Земляки и соседи. Ногайцы
    • Владимир Гутаков. Русский путь к югу (мифы и реальность). Часть вторая
    • К. Н. Казалиева. Межэтнические отношения ногайцев на юге России

    Литература

    • Ярлыкапов, Ахмет А. Ислам у степных ногайцев. М., Инст. этнологии и антропологии, 2008.
    • Ногайцы // Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8
    • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 374