Национальный голландский костюм и отличительные особенности в разных регионах страны. Нидерланды - национальные костюмы и традиции Национальная голландская одежда

Народная одежда голландцев из всеобщего употребления вышла сравнительно недавно. Еще в начале нашего века в сельских местностях носили только народное платье. Каждая провинция имела характерные черты в покрое и деталях одежды.

В наши дни полный народный костюм носят жители острова Маркен, Урка и рыбацких деревушек Волендам, Схевенинген и др. Такая приверженность к старине объясняется отчасти тем, что здесь искусственно консервируются старые черты быта, так как эти деревни стали своего рода этнографическими заповедниками, привлекающими массу туристов из других стран.

Мужской костюм этих деревень имеет много общих черт. Он состоит из широких мешковатых черных штанов до колен, черной или яркой цветной рубахи с небольшим воротником и разрезом у горла, застегивающимся на две большие металлические пуговицы. На рубаку надевается короткая черная куртка с двумя рядами пуговиц. Такую куртку носят обычно заправленной в брюки. Головным убором служит небольшая плоская кепка с лакированным козырьком.

Женский костюм, в отличие от мужского, значительно различается по деревням. Наиболее древним считается платье маркенских женщин. Характерная черта его - яркость и пестрота. В этом отношении жительницы острова Маркен, принадлежащие к протестантскому вероисповеданию, отличаются от остального протестантского населения: как правило, у протестантов в костюме преобладали темные, мягкие цвета, тогда как католики повсюду носили более яркие одежды. В данном же случае, по-видимому, этническая традиция оказалась сильнее суровых требований протестантской религии, и женщины сохранили яркую одежду, которую они носили на протяжении многих веков.

На белую полотняную рубашку с длинными рукавами, обшитую кружевами или украшенную вышивкой, маркенские женщины и девушки надевают полосатую кофту из хлопчатобумажной материи. Рукава кофты узкие и короткие, ниже локтя видны рукава рубахи. На кофту надевается корсет без рукавов из темно-коричневого сукна, который наглухо закрывает всю грудь и зашнуровывается тесьмой спереди или сзади. Корсет украшен вышивкой гладью, преимущественно красных и розовых тонов. Нередко корсеты передаются из поколения в поколение как фамильная реликвия; поэтому в обыденные дни женщины зачастую надевают на корсет пестрый ситцевый чехол, чаще розовый с красными цветами. Зимой сверху носят темную суконную куртку. Темная юбка у талии собрана в густые сборки. Поверх нее повязывается светлый клетчатый или полосатый фартук. Очень своеобразен и сложен головной убор маркенских женщин. Он состоит из 12 частей, скрепленных булавками, и по форме напоминает епископскую митру. Узоры его кружев и вышивка отчетливо выделяются на фоне подложенного под них темно-коричневого материала. В будни на этот убор также надевают чехол из пестрого ситца. Шерстяные или бумажные чулки и белые деревянные башмаки дополняют женский наряд острова Маркен.

Ближе к остальным типам народной одежды Нидерландов женское платье деревни Волендам. Здесь женщины носят широкую длинную юбку темной расцветки (зеленую или синюю), темного же цвета кофту с овальным вырезом спереди, через который видна белая или пестрая манишка, и светлый полосатый фартук на широком поясе. Их белые сильно накрахмаленные полотняные или кружевные чепцы имеют остроконечную верхушку и остроконечные же отогнутые у ушей концы.

Из других типов народной одежды более сохранился народный костюм провинции Зеландия. Его основные части те же, что и во всех типах голландского народного костюма XIX в. Своеобразие зеландского костюма заключается прежде всего в материале и украшениях манишки, покрое и форме корвета. Манишку шьют из цветной шерсти или шелка и вышивают яркими, чаще красными, цветами или украшают стеклянными бусами. Коричневый или черный корсет женщин этой провинции имеет короткие и очень узкие рукава и четырехугольный или овальный вырез, доходящий почти до пояса. В вырез видна манишка или наброшенная на плечи легкая цветная косынка. При выходе из дома надевают длинную кофту с баской, прилегающую в талии.

В остальных областях страны народное платье иногда надевают пожилые женщины, но там оно имеет более упрощенный и модернизированный вид. Обычно такой костюм состоит из длинной и не очень широкой юбки, шерстяной или хлопчатобумажной, черного или другого темного цвета, кофты такого же цвета, плотно облегчающей фигуру, с очень узкими рукавами. На плечи иногда набрасывают небольшой платок с кистями, концы которого перекрещиваются на груди. Обязательной частью будничного костюма пожилых фламандок является шаль фали и традиционный плащ с капюшоном (см. «Валлоны и фламандцы Бельгии», стр. 289).

Повсюду в сельских местностях носят еще национальную обувь - деревянные башмаки-кломпы.

Распространены и характерные головные уборы - полотняные или кружевные чепцы, формы и размеры которых сильно варьируют.

Интересны древние металлические, чаще серебряные, украшения (oorij - zer ), которые женщины носили на голове. Такие украшения встречались лишь в тех провинциях, где когда-то было фризское население (Зеландия, Южная и Северная Голландии, Гронинген). В Зеландии женщины надевали на лоб расширяющуюся к концу металлическую пластинку, доходящую примерно до середины лба. В Северной Голландии такое украшение представляло собой подкову, охватывавшую затылок и доходившую до ушей, где она кончалась квадратными пластинками, на которых укрепляли спиральные подвески. В этих же областях были распространены и металлические украшения мужской одежды: пуговицы, поясные пряжки и пр. Например, в провинции Зеландия мужчины носили на поясе две большие круглые металлические пряжки.

В настоящее время даже в тех областях, где сохраняется народный костюм, он постепенно уступает место городской моде. Как и в других европейских странах, в Нидерландах происходит известная нивелировка и в одежде горожан. Теперь нелегко отличить по платью женщину из зажиточной семьи от работницы. Конечно, одежда обеспеченных людей лучше по качеству и покрою, но моды одинаковы.

Пища

Питание голландцев не отличается большим разнообразием.

В Нидерландах едят мало хлеба, что свойственно не только сельскому, но и городскому населению. Хлеб чаще ржаной или выпеченный из смеси ржаной и пшеничной муки. Прежде в большинстве домов имелась особая хлебная печь. Бедные фермеры, не имевшие ее, отдавали приготовленное дома тесто в особых длинных формах на выпечку деревенскому пекарю. Теперь и в деревне хлеб обычно покупают.

Картофель едят не только в качестве особого блюда, но и подают часто в отварном виде к обеду вместо хлеба. Даже в зажиточных семьях картофеля употребляется очень много. Часто готовят блюда из бобов и гороха.

Хотя Нидерланды славятся производством сливочного масла, масса населения потребляет его мало, заменяя салом, а в последнее время - маргарином.

Как в рабочих, так и в фермерских семьях завтрак обычно состоит из хлеба, намазанного маргарином, сыра, джема или нарезанных ломтиками яблок, помидор, моркови. Взрослые за завтраком пьют кофе, дети - молоко. Иногда к завтраку подается овсяная каша, кукурузные хлопья с молоком. Отправляясь на завод, рабочие обычно берут с собой несколько бутербродов.

Второй завтрак, в 10-12 часов, также большей частью состоит из холодных закусок, бутербродов и кофе.

Во многих голландских семьях, особенно зажиточных, строго соблюдается время послеполуденного чая (4-5 часов), к которому подаются бисквиты, сладости, особенно часто так называемый коек - вид медового торта.

Основная еда - обед - бывает в 5-6 часов вечера, когда все возвращаются с работы. Главное блюдо обеда - жареное или тушеное мясо (свинина или говядина) с вареным картофелем и зеленью. Голландские хозяйки употребляют при жарении мяса очень много сала, маргарина, чтобы получить больше подливки (jus ), которой поливают картофель. В менее обеспеченных семьях мясо едят не каждый день, а довольствуются отварным картофелем с такой подливкой. Во многих семьях перед этим основным блюдом едят суп, гороховый или бобовый.

Много едят соленой сельди. На улицах города ее продают в специальных палатках или на лотках. Покупка и еда селедки и соленых огурцов на улице такое же обычное явление в Голландии, как у нас еда пирожков.

Традиционные кушания голландской кухни - сыр, сливочное масло, копченая сельдь. Без них не обходится ни один праздничный стол.

Различные сорта хлебо-булочных изделий приурочены к тому или иному празднику. Так, на масленицу в фламандских провинциях кроме блинов и оладьев пекут большие пироги, начиненные колбасным фаршем и пряностями. Разнообразны по форме рождественские пироги и печенья и т. д.

Нидерландский костюм находился в основном под влиянием французской моды, хотя чувствовались также веяния из Германии и Испании.
Еще в 16 веке нидерландский костюм сформировался на основе бургундских фасонов с использованием испанских и французских образцов и некоторых местных особенностей.
Позже, когда Нидерланды оказались под властью Филиппа II, в стране начинает распространяться испанская мода. Высшее сословие принимало ее неохотно. Во время деспотического правления Альбы цвета светлых нидерландских одежд потускнели, одежда стала однотонной и темной. Они утратили народный характер и постепенно превратились в испано-французские. Но высшее сословие эту моду отвергло, и в 17 веке нидерландский костюм вернул свою самобытность.

Мужской костюм

Мужской нидерландский костюм 17 века настойчиво избавлялся от испанских форм. Из него изгоняется все то, что неудобно и мешает движениям - прежде всего, подушкообразные панталоны и подбитые прокладками рукава.
Военные отказались от несовместимой с их ремеслом тесной, сковывающей движения одежды. Пышные панталоны еще какое-то время носили, но затем их перестали набивать, и они стали свободно падать до колен. В воинском костюме появились также короткие шаровары.
После 1620 г. штаны еще больше расширяются и нависают над коленями. Все подбивки в одежде исчезают.
Из нидерландского мужского костюма устраняются также ленты и кружева, характерные для французской моды. Костюм стал простым и удобным.
Перенятые у французов короткая курточка и юбка, модные во времена детства Людовика XIV, удлиняются. Куртка стала более легкой и удобной - длиной до талии и ниже, разделенная внизу на восемь частей; нижняя часть пришнуровывалась к куртке. Рукава также стали длиннее и шире, иногда разрезные, на пуговицах. Юбка-ренграв иногда стягивалась шнуром и заправлялась в высокие сапоги.
Верхний кафтан - прямой, свободный, длиной ниже колен. Чтобы длинные полы не цеплялись за широкие штаны, сзади на кафтане делался разрез, каждая пола внизу заворачивались кверху и концы ее соединялись вместе. Позже этот фасон заимствовали французы.
Нидерландцы любили собранные в складки кружевные отложные воротники, закрывающие грудь, плечи и спину, или отделанные кружевом отложные воротники с вырезом впереди, под которыми была видна рубашка.
Жесткий круглый стоячий испанский воротник «мельничный жернов», он же «трубчатый воротник», появившийся в Нидерландах во 2-й половине 16 века, вышел из моды только около 1630 г. Позже его носили только пожилые люди.
В 50-е-60-е гг. 17 века вместе с модой на длинные парики появился белый воротник «рабат»: сзади короткий, а спереди - с прямоугольными концами.

Женский костюм

Женский костюм 17 века, как и мужской, испытывал влияние французской моды.
Голландские женщины приспосабливали французские фасоны для себя, устраняя всякие крайности, непристойные по их мнению. Закрытый лиф дополнялся косынкой. Шея и грудь также прикрывались воротниками и пелеринами из тонкой ткани, отделанными кружевом.
До середины 17 века в моде были высокие кружевные воротники.
Закрытая роба с небольшим шлейфом скромно отделывалась бантами и кружевами. Внешний вид голландского женского костюма был очень элегантен, что сказывалось и в характере шнуровки, в покрое рукавов, в прическе.
Юбка уже не поддерживалась каркасом и толстыми подкладками на бедрах, а падала свободными складками.
Пышные рукава украшались разрезом от локтя до запястья, сквозь который была видна цветная подкладка, и перехватывались лентами, образовывая пышные буфы.
Женские платья шились из сукна, шелка, бархата и полотна, которое считалось довольно ценным.
Нарядные бархатные и шелковые дамские платья имели шлейфы, богато отделывались кружевами, вышитой каймой, украшались золотом, кораллами, драгоценными камнями. Кружева были особенно модными, и ими украшали воротники и манжеты.
Дамский костюм нередко дополнялся бархатной муфтой.

на женщине: юбка с райфроком и воротник "мельничный жернов"

на мужчине: вамс с воротником "голимья"

на мужчине: дворянский костюм

на женщине: атласное платье для приемов

на женщине: выходное платье

на мужчине: костюм военного

Обувь

Мужчины носили башмаки на каблуках, иногда с длинными узкими язычками, а также сапоги.
В 17 веке вместо длинных сапог с высокими голенищами появились более мягкие, чаще всего доходящие только до середины икр. Их отвороты нередко украшались дорогими кружевами. Для верховой езды надевали сапоги с высокими каблуками.

Прически и головные уборы

Знатные нидерландцы в 17 веке носили длинные волосы и парики, а также острые бородки.
Мужским головным убором была шляпа с низкой тульей и неширокими полями, а затем и широкополая шляпа с перьями.
Женская прическа из собранных в тугой узел волос сменилась длинными, свободно уложенными волосами. Их разделяли на прямой пробор, по обеим сторонам лица спускали короткие локоны, а сзади заплетали косы и укладывали их в узел, перевитый ниткой жемчуга. Многие дамы обрамляли лоб короткими локонами. К такой прическе очень шла мягкая широкополая шляпа с развевающимися страусовыми перьями.
Носили женщины чепцы, или накидывали на голову покрывало, а сверху надевали плоскую круглую шапочку с торчащей из нее кистью.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян

Рассказывая об особенностях народной одежды, следует заметить, что национальный голландский костюм вышел из обихода не так давно, его носили повсеместно вплоть до начала прошлого века. Но также надо отметить, что существуют некоторые регионы в Нидерландах, где жители до сих пор одеваются именно в народные костюмы.

Полностью экипированы в национальный костюм жители таких знаменитых деревушек как Схевенинген, Урка, Волендам и Маркен, да и то такое пристрастие к народной культуре объясняется тем, что эти места являются этнографическими заповедниками и этим довольно успешно привлекают огромное количество иностранных визитеров со всех уголков мира.

В каждой провинции были свои отличительные особенности в крое и расцветке одежды. Мужской крой костюма практически везде стандартен: как правило, это мешковатые черные брюки до колен, опять же черная или, наоборот, яркая, цветастая рубаха, имеющая небольшой воротничок и разрез у горла, застегивающийся на металлические пуговицы. Поверх рубахи надевают черную короткую куртку, украшенную двумя пуговичными рядами и заправленную в штаны. Голову украшает небольшая кепка с лаковым козырьком.

Что касается женского национального голландского костюма, вот тут можно найти довольно много отличительных деталей. Наиболее старейшим считается народное платье жительниц острова Маркен. Также не надо забывать, что национальная обувь Голландии ценится до сих пор.

Являясь протестантками, жительницы маркена все же разительно «нескромны» в сравнении с другими представительницами этого вероисповедания, так как приверженность к ярким тканям отождествляется, как правило, с католиками, но никак не с протестантами. Однако в этом и заключается особенность маркенского народного платья. На белую рубашку, снабженную длинными рукавами, надевают кофту в полоску с коротким рукавом, откуда показываются рукава нижней рубашки с кружевами. Далее надевают плотный корсет, плотно зашнурованный и спереди, и сзади до горла. Корсет обычно украшен вышивкой розовых или красных цветов.

Зачастую корсеты являются настоящей семейной реликвией, их передают от старшего поколения к младшему. В зимний период сверху еще надевают темную куртку из сукна. Юбки всегда темные, собираются в складки на талии, поверх нее одевают полосатый или клетчатый фартук светлых тонов. Особого внимания заслуживает сложно устроенный головной убор, состоящий из 12 деталей, которые скреплены между собой булавками. Он украшен кружевами, а в будни на него сверху надевают пестрый чехол из ситца. Дополняют этот наряд чулки из качественной шерсти, а также белые деревянные башмаки-кломпены.

Ближе всего к другим типам национальных голландских костюмов относится одежда жителей деревни Волендам. Это всегда темная, длинная, широкая юбка, темная кофта с вырезом в форме овала, который украшает яркая манишка, и красивый светлый фартук в полоску с широким поясом. Чепцы белые, хорошо накрахмаленные, с отогнутыми концами имеют острую верхушку.

Одежда из Нидерландов: модельеры твердят — модно и стильно! Как одеваются в Амстердаме, проявление национальных черт

Так сразу не объяснить, как одеваются в Голландии. Можно лишь отметить, что голландская манера одеваться основана на тинейджерском стиле. В такой стилистике одеваются практически все голландки, но зачастую это приводит к внешнему преображению дам в плохую мужскую копию.

В Голландии очень любят упрощенный стиль, часто можно не понять, кто перед тобой находится — мужчина ли, женщина ли, до того там приветствуется стиль «унисекс». Основным принципом местной «моды» можно считать многослойность, но она отнюдь не является показателем творческой натуры голландцев, а скорее принадлежит к принципу «все свое ношу с собой».

Глядя на нидерландцев, кажется, что в Голландии есть три пола: мужчины, женщины и некое голландское существо, носящее коротко стриженные волосы, приветствующее за руку, ходит в мешковатых штанах и не пользующееся косметикой. Еще голландцы обожают шарфы, цветную оправу для очков и совмещать спортивную одежду с бусами и прочими украшениями. Однако это не кажется запущенным вариантом, современные голландки стремятся выглядеть гламурно и модно. Но, по правде, трудно найти грамотно одетую местную даму, так как их действительно очень мало.

Трудно заметить основное направление моды, как ее принимают и как одеваются в Амстердаме. Роскошно одеваться не принято, считается это знаком чрезвычайной расточительности, дурным тоном. Жители столицы — народ очень простой, они считают, что если даже ты обладаешь солидными средствами, необязательно всем демонстрировать этот факт, а уж «требовать» чьего-то внимания внешним лоском уж вовсе перебор! Останови любого простого парня на улице, и он ответит: «В Нидерландах все равны и на «Вы» мы обращаемся только к королеве!»

Хотя именно такая склонность к скупердяйству в совокупности с упорством помогает голландцам на протяжении веков держать экономику страны на столь высоком мировом уровне.

Модельеры и дизайнеры из страны фестиваля тюльпанов достаточно искусно интерпретируют настроение своего времени, переводя его в цвета, фасоны и фактуры. Одежда из Нидерландов — это творческие эксперименты с неподражаемым стилем, она великолепна, функциональна, практична и отлично вливается в образ современного города.

Нидерландские национальные костюмы и традиции / Голландия Своей историей и расположением Нидерланды неразрывно связаны с соседней Бельгией. Так же, как и белги, фризы (предки голландцев) подвергались захвату римлян, франков, испанцев. Против гнета последних голландцы 80 лет вели освободительную войну, завершившуюся обретением в 1581 г. долгожданной независимости. Еще одной победой голландцев можно считать полностью преображенный ландшафт их родной земли. Почти половина территории страны лежит ниже уровня моря и находится под постоянной угрозой затопления, недаром эти края носят такое название. Благодаря трудолюбию народа, который возвел дамбы и отвоевал у моря территории (польдеры), построил знаменитые ветряные мельницы и превратил свою страну озер и каналов в красивейший цветник (Страну тюльпанов), а также особому таланту в кораблестроении Нидерланды к началу XVII в. завоевали славу промышленного и культурного центра Европы. Женский костюм / Рабочая одежда голландок была темных (серых, коричневых) тонов и сильно отличалась от их праздничных нарядов. Особенно хорошо это видно по костюмам зажиточных горожанок (бюргерш) северной провинции Фрисландии, ходивших в церковь по воскресеньям в шелковых платьях с черными или белыми фартуками, шалях и головных уборах из знаменитых фламандских кружев. С XVII в. сохранились народные традиции в одежде в рыбацких деревнях на островах Маркси и Волеидам. Костюмы обитательниц Маркена отличались от более скромных костюмов жительниц остальных областей Нидерландов. Юбки и фартуки голландки шили из однотонных и полосатых тканей. Характерной чертой голландских фартуков была широкая кайма из ткани другого цвета, которую пришивали не к подолу, а к поясу. Кайма с бело-розовым клетчатым узором украшала черные фартуки в Стапхорсте (на острове Маркен). В деревне Маркси ее делали из ткани с ярким цветочным узором. Женщины северного острова Волендам на синие и зеленые юбки нашивали красную или полосатую кайму. Корсаж. Поверх полотняной рубашки с длинными рукавами и полосатой кофты - с короткими женщины Маркена надевали своеобразный очень узкий корсаж - тугую обертку. Он представлял собой глухую съемную "кокетку" из темно-коричневого сукна, плотно зашнурованную на боках. Этот нарядный, расшитый цветами корсаж в будние дни прикрывали чехлом из простого ситца (тоже цветного). В провинции Зеландия нижних рубашек не носили. На темную кофту с короткими рукавами надевали черный корсаж с глубоким вырезом (почти до талии), который прикрывали украшенной яркой вышивкой манишкой или шелковой нитью. В других областях Нидерландов женский костюм был проще: темная юбка, узкая, плотно облегающая кофта и перекрещенный на груди платок или шелковая шаль. Голландки очень любили шали из шелка, кружева и клетчатых тканей. Головные уборы голландок издавна необычайно украшали женский костюм, порой они сохраняли черты средневековых парусообразных чепцов. Старинная традиция, обязывающая полностью скрывать от глаз посторонних волосы не только женщин, но и девушек, привела к появлению чепцов очень сложных форм и конструкций. Кружевные чепцы женщин Маркена, напоминающие митры, состояли из 12 деталей и имели темную подкладку, которая служила контрастным фоном белым кружевам. Замысловатой формы кружевные колпачки с «крылышками» изящно обрамляли щеки жительниц Волеидама, в профиль полностью скрывая их лица. На севере страны, в провинции Зеландия, под чепцом носили старинное головное украшение - обруч в виде металлической пластинки, доходящей до середины лба. В провинции Северная Голландия обруч имел форму подковки, идущей с затылка до ушей. А в местечке Стапхорст предпочитали носить плотно облегающие голову чепцы-шапочки из узорчатой ткани. Украшения / Из всех камней голландки предпочитали приносящий, по их мнению, удачу коралл. Их любимым украшением было ожерелье из нескольких ниток коралловых бус, соединенных спереди золотой застежкой. Мужской костюм / Форма широких рыбацких штанов нокербокеров осталась почти неизменной с XVII в. На острове Маркен они были чуть ниже колеи, и носили их с черными гетрами. Почти во всех областях голландцы по праздникам надевали двубортную куртку без воротника, с двумя рядами серебряных пуговиц. Часто ее заправляли в штаны. Головные уборы. Рыбаки издавна предпочитали носить фетровые и меховые шапки, украшая их лентами, количество которых указывало на семейное положение. Детский костюм / Стоит упомянуть о старинной традиции голландцев одевать своих детей в возрасте до шести лет в платье с пышной юбкой, общего для мальчиков и девочек покроя. Лишь мелкие детали этой одежды позволяли различить пол ребенка. Обувь / Издавна голландские крестьяне носили деревянные башмаки кломпы - самую удобную обувь для передвижения по песчаному побережью. Мужчины и женщины носили их в будни и по праздникам. По традиции женихи дарили невестам кломпы, сделанные своими руками. Эти забавные, как будто сказочные башмачки стали одним из сувениров современной Голландии. Местные умельцы довели ремесло их изготовления до совершенства: кломпы красят, украшают резными узорами и надписями.

Продублирую еще и сюда, чтобы не потерялось.

Я сейчас все чаще встречаю этих кукол в сети - глаз начал "цепляться" после того, как у меня случайно появилась подобная куколка (см. предыдущий пост).

Описание костюма:
Блузка из черной шерсти с квадратной вставкой на груди. Юбка из толстой хлопковой фланели полосатого рисунка (красные, синие и зеленые полосы по белому полю). Фартук из шерстяной черной толстой фланели (или флиса). Вставки на грудке и верх фартука - вискоза. Поясок и отделка грудки - черно-белая вискозная тесьма. Бусы деревянные ярко-красные (покрашены) с металлическим центральным украшением(?), чепец из белой хлопковой сетки и кружева. Деревянные башмачки (на моей отсутствовали, поэтому это только замена для защиты ног куклы).

Кукла в таком же костюме есть в книжке Марка Ф.Морана (Mark F. Moran) "Dolls, Antique to Modern." на с. 138. Там кукла с бисквитной головой и композитным телом. Описана как 11-дюймовая 390 АМ со спящими глазками и открытым ртом, "в традиционном немецком костюме и деревянных туфлях, все оригинальное"

Еще нашлись фотографии антик- и винтажных кукол в аналогичных костюмах:

После нехитрых поисков по сети обнаружилось, что это национальный костюм Нидерланды, провинция Волендам (Volendam, к северу от Амстердама). Там до сих пор популярны эти костюмы и их довольно часто одевают по особым случаям. Можно увидеть женщин в таких костюмах прямо на улице.

Рядом есть другая провинция (в трех километрах), которая называется Маркен (Marken), которая отличается по национальному костюму и менталитету. Кроме Маркен и Волендам (в которых костюмы хоть немного схожи), есть еще две провинции, где костюмы совсем другие: Западная Фрисландия (West Friesland), и Гои (Gooi).
Прелестная деталь - полосатая юбка считается нижней для провинции Маркен, и верхней - для Волендам. Жители Маркен ехидно посмеиваются над соседями, так как считают, что Волендамцы "ходят в нижнем белье". :)
К аутентичности национальной одежды Волендамцы относятся легко, совершенно запросто заменяя изношенный и потому неприятный элемент одежды новым, когда захочется. Они не придают значения старой одежде, как это делается в провинции Маркен. Волендамцы, в свою очередь, подшучивают над Маркенцами, что они "ходят в старье". :)

Костюм провинции Маркен. Свадебная процессия провинции Маркен. Фото 1916 года.

Костюм мужчины и женщины провинции Волендам. Молодая женщина в национальном костюме.

Этот костюм считался воскресной одеждой и также использовался на праздниках, в том числе и как свадебный.
Чепец был кружевным. Еще иногда поверх него одевали так называемую за её форму "лодку шляпу" (“boat hat”). Она делалась из тонкой соломы и её носили, как правило, крестьяне. В обычном виде края шляпы были обшиты белым, если же женщина была в трауре - край обшивался черным.

Наиболее известная часть традиционного костюма - деревянные башмаки или "Klompen". Традиционные деревянные башмаки носили на заводах, шахтах и фабриках из-за их стойкости к проколам и воздействию кислот. Башмаки в основном носили в сельской местности, так как они "теплее и суше, чем (резиновые?) сапоги". В прошлом по форме и дизайну башмаков можно было сказать, откуда их хозяин. Сейчас это очень ходовой сувенирный товар на фестивалях.

Еще картинки по теме:


Куклы какого угодно периода и происхождения могут быть одеты в такую одежду.
Волендам Синди 1975года. Неопознанная мной винтажная кукла.