На зубок! Переход к твердой пище. Как научить ребенка жевать (советы доктора Комаровского)

Этот метод еще в начале прошлого века активно пропагандировал американский физиолог Хорас (Гораций) Флетчер. В возрасте 44 лет он серьезно заболел, да так, что ни одна фирма не хотела платить ему страховку. Врачи обнаружили у него целый «букет» недугов: лишний вес, болезни сердца и сосудов, желудочно-кишечные расстройства. Больше всего его беспокоил именно желудок. Наблюдая за работой ЖКТ, Флетчер заметил, что пища, максимально насыщенная слюной, исчезает из полости рта без глотательных движений. Позже это открытие было названо «пищевым зондом Флетчера».

По его рекомендациям на каждый кусочек пищи требуется не менее 30 жевательных движений, а эффект «пищевого зонда» срабатывает, когда их более 100. Изменив старые привычки питания, ученый вскоре избавился от лишнего веса, забыл о своих болезнях, начал ежедневно заниматься и вновь, как в юности, обрел спортивную форму. Удивительно, но теперь ему хватало в 3 раза меньше пищи, чем раньше. Стали ярче и вкусовые ощущения, так что каждый прием пищи превращался в маленький праздник!

Как регулировать вес? Огромное впечатление произвел знаменитый эксперимент Флетчера в американской военной академии в Вест-Пойнте. В нем приняли участие две группы: полные офицеры и худые солдаты. В ходе эксперимента при одном и том же рационе все они обрели нормальный вес только благодаря правильному пережевыванию: офицеры похудели, а солдаты поправились. В итоге было доказано, что одно только тщательное пережевывание пищи улучшает здоровье и помогает вернуть нормальный вес. Последователем этого метода стал известный американский миллионер Джон Д. Рокфеллер, который дожил до 98 лет.

О пользе тщательного пережевывания пищи давно знали и на Востоке. Йоги утверждают, что пищеварение (и даже поглощение энергии из пищи) начинается еще в полости рта, а пища хорошо усваивается организмом, только если она хорошо измельчается при жевании и обильно смачивается слюной. Многие помнят знаменитый йоговский девиз: «Жидкую пищу – ешь, твердую пищу – пей». Это значит, что даже жидкую пищу (соки, отвары, молоко и т. д.) нужно жевать во рту, смешивая со слюной. А твердую пищу нужно жевать дольше, чем обычно, превращая ее в жидкую. Йоги пережевывают каждый кусочек 100-200 раз, и не зря: опытный йог может вполне насытиться одним бананом или корочкой хлеба.
Замечено, что для полных людей характерна слишком быстрая еда. При этом центр насыщения в головном мозге не успевает включиться. Обычно для этого требуется 25 30 мин. И сколько бы вы ни съели за эти минуты, истинное насыщение придет позже, поэтому вряд ли стоит спешить.

Активное жевание улучшает кровоснабжение головного мозга, оздоравливает носоглотку и десны, защищает зубы от кариеса (слюна нейтрализует кислоту и сахар пищи). Для более эффективной работы ЖКТ полезно также потренировать мышцы живота, как это делают йоги. Встаньте на корточки, в позу кошки (бидаласана). В этой позе хорошо чувствуется движение мышц живота. С выдохом мягко подтяните живот, как бы стараясь приблизить пупок к позвоночнику, со вдохом отпустите. Повторите 10 раз, затрачивая на каждое движение около 1 сек. После небольшого отдыха повторите. Всего сделайте 3 серии таких движений. Сидя в позе со скрещенными ногами, наклонитесь вперед, опираясь руками в колени. На выдохе сильно подтяните переднюю стенку живота. Пока длится естественная задержка дыхания, повторите подтягивание до 10 раз. Как только появилось желание вдохнуть, сразу же отпустите живот. Это упражнение выполняется только натощак. Подтягивание живота – мощное средство улучшения пищеварения и оздоровления внутренних органов, поэтому старайтесь делать его регулярно.

Мне больше всего нравится подробное описание метода лечебного (тщательного) жевания Р. Г. Шавкуновым.

Долгое пережевывание пищи – путь к оздоровлению желудочно-кишечного тракта и всего организма.

Применил метод лечебного жевания в Академгородке под г. Новосибирском, где вел группу здоровья. Эффект был поразительный - 200 человек забыли про свои болезни, стали здоровыми и бегали каждый день по 10 км, а 50 человек пробежали сверхмарафон: 250 км по 50 км в день. Естественно, возник большой интерес к познанию тех закономерностей и механизмов организма человека, которые помогают пробудить столь большие его возможности.

Предлагаемая система длительного лечебного жевания не один раз была проверена на себе и других в течение 12 лет. Она всегда давала ожидаемые положительные результаты.
А как мы обычно едим? Над этим мы никогда не задумываемся. Для нас основным фактором является время. Нам некогда есть, у нас нет времени на еду. Утром мы опаздываем, схватили кусок хлеба или еще что-либо и на ходу проглатываем его. Обед 40–50 минут: надо поговорить, отдохнуть, поиграть в шахматы, домино, но только не еда. Она идет параллельно, на ходу. За 5–10 минут мы насытились.
Что мы едим - что-нибудь повкуснее и побыстрее, т. е. еда стала для нас истинным удовольствием, даже время препровождением. А может быть и по-другому. Мы можем часами сидеть за столом, поглощая несметное количество пищи и, что самое скверное, нам это нравится.

Мы забываем то, что за это придётся расплачиватся, порой жестоко: отрезают 3/4 желудка, панкреатит, холецистит и многие другие болезни. Все живое в природе (кроме современного человека) относится к процессу пищеварения с огромным вниманием, стараясь получить от этого процесса все то, что заложено природой.

Современная медицина определяет пищеварение как физиологический процесс, в результате которого поступившая в пищеварительный тракт пища перерабатывается (механически и химически), что необходимо для ее усвоения организмом. Содержащиеся в пище белки, жиры и углеводы могут быть усвоены только после расщепления на более простые химические соединения. Расщепление этих питательных веществ происходит в пищеварительном тракте при участии ускорителей химических реакций - биологических катализаторов или ферментов, которые вырабатываются клетками пищеварительных желез (слюнных, желудочных, поджелудочной, кишечных) и входят в состав соков, выделенных этими железами в просвет пищеварительного тракта. Последующее всасывание расщепленных продуктов и их транспортировка внутри организма обеспечивают их поставку нуждающимся клеткам.

Трудами И.П. Павлова установлено следующее:

  • Работа пищеварительных желез управляется нервной системой.
  • Количество выделенных соков, их состав и свойства зависят от состава пищи и других условий (например, настроения).
  • Все отделы пищеварительного аппарата работают согласованно, взаимодействуя между собой.
  • Работа пищеварительных желез изменяется при переходе от одного пищевого режима к другому.

Переработка пищи при длительном жевании происходит следующим образом. Размельченная зубами пища вступает во взаимодействие с выделяемой слюной и химио рецепторами полости рта, которые посылают информацию о химическом составе пищи в головной мозг, откуда в свою очередь поступает информация о необходимой коррекции химического состава слюны для создания наилучших условий ее дальнейшей переработки и усвоения. Часть принятой в рот пищи, обработанная слюной, всасывается в кровь прямо в полости рта. Это позволяет переработать значительную часть углеводной составляющей, наиболее быстро удовлетворить часть потребностей клеток организма в питании, устранить переедание и создать наиболее благоприятные условия для переработки пищи в желудке, 12-перстной кишке, тонком и толстом кишечнике. При этом углеводная составляющая (хлеб, каша, макароны, картофель) перерабатывается в основном во рту, 12-перстной кишке, а белковая составляющая (мясо, рыба, бобовые) перерабатывается в желудке.

Создаются наиболее благоприятные условия для раздельного переваривания и наиболее полноценного усвоения белков, углеводов и других поступающих с пищей питательных веществ. Мы получаем ощущения насыщения пищей существенно быстрее при меньшем ее потреблении в 2–4 раза. Значительно снижаются затраты энергии на переработку пищи, а сэкономленная энергия используется организмом для восстановления и оздоровления всех звеньев желудочно-кишечного тракта. И все это можно получить после проведения 5-недельного цикла длительного лечебного жевания по следующей схеме.

Схема лечебного жевания

  • Первая неделя - каждая ложка пищи, положенная в рот (завтрак, обед, ужин),
    жуется ОДНУ минуту.
  • Вторая неделя - ДВЕ минуты.
  • Третья неделя - ТРИ минуты.
  • Четвертая - ДВЕ минуты.
  • Пятая - ОДНУ минуту.

Идеально жевать: по одному жеванию на каждый имеющийся зуб и по три - на каждый отсутствующий. В результате формируется условный рефлекс на длительное пережевывание пищи (30–40секунд). Как показывает опыт, длительное лечебное жевание лечит практически все болезни, поскольку во время жевания в этот процесс включаются все системы организма: пищеварительная, нервная, эндокринная и другие. В первую очередь лечатся болезни желудочно-кишечного тракта: язва желудка, гастрит, дуоденит, панкреатит и даже диабет. Нормализуется работа пищевода (устраняются его дивертикулы) и толстого кишечника. Чистится печень, лечатся нервные болезни и заболевания щитовидной железы, аппендицит. При этом происходит процесс нормализации веса: за пять недель лишний вес снижается на 5-10 кг, а недостаточный вес приходит в норму. Нормализуется обмен веществ.

Рассмотрим два примера приема пищи.

Первый.

Быстрая еда, внимание на процесс приема пищи отсутствует, и тому подобные обстоятельства. Пища, не задерживаясь во рту, быстро попадает в желудок, где в верхней части вырабатывается соляная кислота. Ее воздействие на смесь белков, жиров и углеводов вызывает брожение и образование браги, выделение спирта. Из этой смеси можно гнать самогон. Далее пища должна ощелачиваться и идти в двенадцатиперстную кишку, но ее не пускает привратник (клапан из желудка в двенадцатиперстную кишку), пока РН (показатель химического состава пищи) не будет равен 7,8 (такова величина РН в двенадцатиперстной кишке). Здоровый привратник ждет, пока РН не достигнет такой величины. На это организм расходует энергию и ресурсы. Но так бывает в молодости.
С годами из-за снижения энергетических возможностей организма при быстрой еде происходит анемия привратника, и он перестает работать. В результате непереваренная пища идет в двенадцатиперстную кишку, а та либо из-за несоответствия РН поступившей пищи тому РН, который заложено природой в программу ее работы, возвращает ее обратно в желудок, либо в тонкий кишечник, который, если здоров (имеет необходимые ферменты и витамины за счет наличия нужных бактерий), может это содержимое переварить.
А если дисбактериоз, то пища попадает в толстый кишечник, где она налипает на стенки, а необходимые организму питательные вещества высасываются из этой смеси. Тогда как должно было это произойти в двенадцатиперстной кишке. В итоге не стенках толстого кишечника образуются наслоения в виде камней, освободиться от которых очень трудно или невозможно. Вот вам и источник всех болезней.

В той части толстого кишечника, где образовалось налипание и камни, понизилась его рефлекторная деятельность. Залипли активные точки многих органов. Они потеряли связь с находящейся в данный момент там пищей. Прервалась связь системы управления пищеварением, всасыванием и выделением с содержимым толстого кишечника. Так, если это в сигмовидной кишке, то порождается простатит, болезни органов гениталий, бесплодие и др. Сами налипания имеют тенденцию к росту и могут достигать нескольких килограммов, изменяя расположение органов брюшной полости и нарушая их работу.

Кроме того, содержащиеся в такой смеси белки начинают подвергаться процессу гниения, способствуя гибели необходимой организму микрофлоры, снижению иммунитета, производству внутри организма нужных ему веществ в нужном в данный момент количестве. Поэтому среди людей с указанным отношением к питанию практикующие врачи, как правило, не встречают взрослых людей с совершенно здоровым желудочно-кишечным трактом. Питание – древняя, очень важная биологическая функция организма. Когда мы читаем газету, разговариваем, смотрим телевизор, питаемся стоя, мы добровольно разбалансируем психический процесс, связанный с функцией питания, нанося организму вред, который рано или поздно может проявиться в желудочно–кишечных нарушениях, нервных расстройствах и других, прямо или косвенно связанных с нервной деятельностью и болезненными проявлениями.

Заполнение сознания другой, не связанной с пищеварением информацией, отрицательные эмоции приводят к снижению кровообращения в системе пищеварения, создается цепь разнообразных, связанных между собой изменений в деятельности желез внутренней секреции и работе микрофлоры желудочно-кишечного тракта. Поэтому человек не должен есть в возбужденном состоянии, а должен принимать пищу медленно, концентрируя внимание на ощущениях в области языка и неба.

Второй.

Мы строго следим за собой: медленно и хорошо разжевываем пищу, чтобы она превратилась в мягкую кашицу и как бы сама соскальзывала в ваш пищевод. Тогда такая пища будет легко перевариваться, и вы не будете испытывать ни в желудке, ни в кишечнике никаких неприятных ощущений, никакой тяжести, никакой боли при различном содержании исходной пищи. Принятая пища будет легко усваиваться в вашем организме, который переварит ее полезные компоненты и всосёт в кровь всё необходимое для получения мышечной силы и энергии, короче, для жизни. Все ненужные вещества и токсины такой организм сможет вывести из себя через каловые выделения и мочу, обеспечивая как переваривание, так и выработку нужных организму веществ. Вся микрофлора желудочно-кишечного тракта будет работать в оптимальном режиме. Так как пищеварение будет превосходным, то и выделение отходов будет происходить без всякого труда. Каждое утро, вставая с постели, вы будете испытывать естественную потребность в опорожнении кишечника без применения медикаментов. Ваш стул всегда станет регулярным, нормальным и легким. При этом у вас будет превосходный сон.

Во время питания рецепторы языка и неба посылают в нервную систему импульсы, несущие информацию о характере принимаемой пищи. В это время необходимо, чтобы язык длительно находился в соприкосновении с пищей, увеличивая время еды. Отвлечение внимания другой психической деятельностью препятствует управлению процессом питания. Сознание должно следить за тем, что происходит во рту. Медитация (сосредоточение внимания на процессе переработки пищи во рту) во время приема пищи способствует более быстрому возникновению ощущения о насыщении и является средством против ожирения. Поэтому есть надо в приятной и спокойной обстановке и такое может проделать каждый самостоятельно, где бы он ни находился.
Успехи в быстрой ликвидации симптомов заболеваний (а не их причин) с помощью различных медикаментозных средств позволили основателям современной медицины в свое время задвинуть в тень флетчеризм. Но современный кризис этой же медицины делает актуальным возврат к флетчеризму и его модификациям. Опыт и практика автора подтверждают это. Метод длительного жевания имеет ряд преимуществ перед раздельным питанием. Они сводятся к следующему.

  • Лечебное жевание доступно каждому и не требует медицинского контроля.
  • Лечебное жевание - это процесс раздельного питания в чистом виде, поскольку любая пища, состоящая из белков, жиров и углеводов, переваривается раздельно: во рту и тонком кишечнике перевариваются ее углеводы, а в желудке - белковые компоненты.
  • Организм плавно и постепенно при привычном рационе питания приводит в норму все системы желудочно-кишечного тракта и восстанавливает природные возможности иммунной системы без нарушения установившейся системы биоритмов организма.
  • Лечебное жевание требует для восстановления систем организма наименьшее количество энергии по сравнению с другими методами. Поэтому получаемая экономия энергии организма позволяет реализовать наибольшие его реставрационные возможности.
  • Обеспечивается оздоровление всего организма и его систем: пищеварительной, нервной, иммунной и других.
  • Значительное снижение потребляемой пищи (в 2-4 раза) предупреждает появление лишнего веса после проведения курса лечебного жевания, снижает расходы на питание, уменьшает количество образующихся в организме токсинов, облегчая работу систем выделения, способствуя их оздоровлению.

Естественным образом вырабатывается условный рефлекс - привычка длительного жевания после окончания лечебного цикла, которая может сохраняться годами при эпизодическом повторении цикла лечебного жевания. Этот метод в сочетании с любым видам голодания дают поразительные эффекты похудения и оздоровления желудочно - кишечного тракта и всего организма.

В последние годы специалисты отмечают увеличение количества детей, которые в два года и старше не умеют жевать пищу. По этой причине они отказываются переходить на еду, общую для всей семьи, отдавая предпочтение протертым и жидким блюдам. Вопрос, как научить ребенка жевать, сегодня актуален для многих родителей.

Правильное развитие жевательного рефлекса

Чтобы избежать целого комплекса проблем в возрасте от года и старше, важно вовремя начать развивать у малыша жевательный рефлекс. Просыпается он у грудничка примерно на 6-м месяце жизни. Если вы понаблюдаете за малышом, то заметите, как он старательно тянет в рот все предметы, попадающие ему в руки, и усердно мусолит деснами с пробивающимися зубками.

Обязательно давайте ребенку прорезыватели зубов , игрушки-«погрызушки», поскольку они требуются младенцу не только для того, чтобы почесать десна, но и для развития просыпающегося жевательного рефлекса. Первые навыки жевания крохе желательно приобрести еще до того, как она обзаведется первыми зубками.

Примерно в год у младенца уже несколько зубиков, которыми он готов грызть и жевать пищу. Дайте ему яблочко без кожуры (целое, а не кусочек, чтобы не подавился) или твердую сушку, пусть скоблит зубками и жует под наблюдением взрослых. Если не стимулировать интерес малыша, он позже станет отвергать твердую пищу, поскольку не привык с ней справляться.

Если вы боитесь, что малыш в возрасте около года поперхнется кусочком сушки или яблока, воспользуйтесь ниблером. Это приспособление представляет собой сетчатую соску, внутрь которой вкладывается кусочек подходящего продукта. Это может быть яблочко или детское печенье. Ребенок сосет и жует ниблер, ощущая вкус еды, что помогает ему привыкнуть пережевывать пищу.

Ниблер оптимально начать использовать с 7-9 месяцев. Важно его тщательно мыть после каждого использования, споласкивать кипяченой водой и следить, чтобы сеточка оставалась целой.

Обратите внимание! Ребенок в процессе «работы» с ниблером или сушкой обязательно должен дышать носом. Если у младенца насморк, дождитесь выздоровления, прежде чем предлагать ему твердую пищу.

При правильном развитии в два года ребенок умеет активно жевать и нормально глотать еду. У него могут возникать небольшие затруднения с новыми видами твердой пищи, но в целом он будет справляться.

Почему ребенок не жует

Если не поддержать жевательный рефлекс в возрасте от полугода до года, высок риск, что в два года ребенок станет капризничать, если ему предложить твердую пищу. Неумение пережевывать еду и глотать небольшие кусочки приводит к тому, что малыш начинает давиться, выплевывать неприятные для него кусочки. При попытке проглотить еду он может подавиться или спровоцировать рвотный рефлекс.

Здоровый ребенок не умеет жевать только в одном случае – его не научили. Современные производители предлагают широкую линейку вкусных и полезных каш, творожков, овощных и фруктовых пюре, консистенция которых не располагает к жеванию. Если фруктовое или овощное пюре мамы готовят своими руками, они чаще всего используют блендер и добиваются идеальной однородности продукта, в результате чего ребенок не жует.

Если малыша кормить только блюдами с нежной консистенцией и не стимулировать жевание, то спустя какое-то время можно столкнуться с серьезными проблемами в развитии ребенка.

Почему надо жевать

Навык жевания очень важно развивать с раннего возраста. Постоянные тренировки и употребление твердой пищи обеспечивают:

  • Здоровые красивые зубы. Без постоянной стимуляции, которую не в состоянии обеспечить поглощение мягкой протертой пищи, челюсти малыша плохо растут, из-за чего новым зубам становится тесно. Ухудшается кровоснабжение десен и зубы вырастают недостаточно крепкими. В результате формируется неправильный прикус, могут возникнуть и иные стоматологические проблемы.
  • Хорошее пищеварение. ЖКТ ребенка развивается в соответствии с его возрастом, и желудку малыша старше полутора лет требуется пища, хорошо пропитанная слюной – она «запускает» процесс выработки пищеварительных ферментов. Если малыш не жует еду, а только проглатывает мягкую пищу, его желудок недостаточно активно вырабатывает ферменты, что грозит обернуться серьезным нарушением пищеварения в более взрослом возрасте.
  • Развитую речь. Отказ от жевания и плохая речь ребенка в два года и старше взаимосвязаны. Если малыш не жует с полугодовалого возраста, у него плохо развиваются мышцы, которые задействуются при произношении звуков. В этом случае ребенку физически сложно внятно говорить, и он старается избегать вербального общения.

Решаем проблему

Как научить ребенка жевать, если ему уже исполнилось два года, а навык сам собой не выработался? Важно действовать постепенно, не заставлять малыша резко перейти на новую пищу – стресс только тормозит приобретение новых привычек и развитие рефлекса.

В первую очередь следует наведаться к врачу, чтобы исключить причины, связанные со здоровьем или особенностями развития. Если с малышом все в порядке и не жует он от лени и неумения, приступайте к планомерному приучению ребенка к твердой пище. Есть несколько простых приемов, которые помогут вызвать у крохи интерес к такой еде.

Если малыш старше года не жует и наотрез отказывается дегустировать твердую пищу, не расстраивайтесь. Откажитесь от покупных пюре и готовьте их сами. Сначала сократите время взбивания пюре блендером – пусть там останется немножко маленьких кусочков.

Постепенно перейдите на блюда, в которых овощи просто немного разминаются вилкой – к этому времени ребенок приучится глотать не только однородное пюре, но и небольшие кусочки, предварительно помусоля их во рту.

Затем добавьте на его тарелку мягкие овощи, которые можно взять руками или детской вилкой – цветную капусту, вареную морковку, вареный зеленый горошек. Или предложите ему выловить кусочки овощей из супа «как у взрослых». Малыш легко жует овощи своими зубками. Когда он освоит навык кусать и жевать, добавьте в меню яблоко, детское печенье, другую твердую пищу.

Привычную кашку, творожок или пюре украсьте небольшими кусочками овощей или фруктов, ягодами. Важно выбрать продукты, на которые у малыша нет аллергии и создать яркую, привлекательную композицию. Придумайте игровой сюжет, по которому сначала надо зубками пожевать аппетитный кусочек, чтобы почувствовать его особый вкус. Покажите пример, договоритесь есть эти кусочки или ягодки по очереди.

Некоторые дети проявляют интерес к «взрослой» пище вместе с интересом к столовым приборам. Вооружите малыша детской вилкой, чтобы он пытался самостоятельно доставить привлекательный кусочек в рот и прожевать. Кроме этого, советуем вам прочитать статью о том, как правильно выбрать посуду длы малыша, по ссылке .

Обратите внимание: мясо детям до трех лет следует давать в виде паровых тефтелек или фрикаделек. Жевать кусочек мяса в таком возрасте еще тяжело.

Можно поиграть с малышом в «зайчика», который любит грызть капустку и морковку – в ходе игры ребенок жует не за себя, а за персонажа, что помогает ему снять психологический блок.

Чем раньше родители зададутся вопросом, как научить ребенка жевать, тем проще малышу в возрасте от года перейти на обычное домашнее меню.

Когда в год малыш отталкивает ручонкой баранку, отказываясь брать её в рот, большинство родителей не придают этому значения. Когда в полтора года маленькое солнышко будет настойчиво выплёвывать все твёрдые кусочки пищи, и тогда большая часть мамочек не беспокоятся.

И только когда в два года оказывается, что уже подросший крепыш не жуёт пищу, из-за чего ему приходится давать только перетёртые и измельчённые пюреобразные продукты, вот тут уже начинается паника. Почему так часто сегодня у ребёнка отсутствует жевательный рефлекс? Как его восстановить и научить малыша жевать?

Чтобы не столкнуться с подобной проблемой и не ходить по детским врачам с жалобами, что ваш ребёнок не умеет жевать, задумываться об этом надо как можно раньше. Если вы в 2–3 года не разовьёте у малыша мелкую моторику рук, ему трудно придётся впоследствии. Точно так же и здесь. Если вы не разовьёте жевательный рефлекс в 6 месяцев, потом кусать локти будет слишком поздно. Когда же, в каком возрасте ребёнок начинает жевать? Всё происходит постепенно.

  • Полгода

Жевательный рефлекс просыпается в младенческом возрасте, к 6-ти месяцам. Если в этом возрасте вы дадите своему чаду сушку, баранку или тот же прорезыватель зубов, что он начинает с ним делать? Многие считают, что таким образом он чешет дёсны, но, как оказывается, это не единственная причина, которая заставляет малыша отправлять все твёрдые предметы в рот. Так он учится делать первые жевательные движения. И этот момент очень важно не упустить, потому что уже через пару месяцев, когда ваш кроха превратится в смешного зайчика с двумя передними зубками, ему жевать будет очень трудно. Поэтому постарайтесь, чтобы первые навыки он приобрёл еще до появления первых зубов.

Когда у крохи во рту уже больше пары зубов, он будет опять пробовать жевать вперемешку с глотанием и сосанием. И опять если упустить этот момент и не поддерживать жевательный рефлекс, ребёнок с радостью откажется от этой «работы» и будет глотать мягкие и жидкие пюре и кашки.

  • Два года

К этому времени малыш уже однозначно должен научиться активно жевать (пусть у него это не всегда будет получаться) твёрдую пищу. И если он не хочет жевать к этому возрасту, знайте: нужно предпринимать меры. Ведь именно в этом возрасте твёрдая пища способствует правильному развитию зубочелюстной системы, упражнению жевательных мышц и нормальному слюноотделению, без которого не будет ни самопромывания полости рта, ни нормального пищеварения.

Так должно происходить развитие жевательного рефлекса у малютки. Задача родителей - помочь ему в этом непростом деле. И если ситуация складывается так, что в 2 года он не жуёт твёрдую пищу, необходимо как можно быстрее выявить причину данного явления и попытаться исправить ситуацию.

Почему ребёнок не жует

Кроха может отказываться совершать жевательные движения по разным причинам. Одни из них можно будет легко устранить, а вот другие - проблематично, потому что исправлять их в два года будет уже поздновато. Причинами того, что уже подросший карапуз плохо жуёт или совсем отказывается это делать, чаще всего становятся следующие факторы.

  1. Неправильное кормление . Это случается, если мама, слишком заботясь о своём малыше, боится ему вводить в рацион твёрдую пищу, ссылаясь на то, что он может поперхнуться. Преобладание жидкой, пюреобразной еды - первая и самая частая причина этого явления.
  2. Несформированность навыков в младенческом возрасте. Это происходит, если в полгода у ребёнка отсутствовали баранки и прорезыватели зубов, а в год ему не вводили в рацион ничего, что можно было бы пожевать.
  3. Лень . Некоторые детки бывают слишком избалованными и ленивыми: да-да, им просто лень жевать. Тем более, если они знают, что по первому их требованию (капризам) мама заменит твёрдый кусок мягким пюре. Пару советов на этот случай вы найдете в статье: .
  4. Гиперактивность . Иногда ребёнок отказывается жевать по той простой причине, что ему некогда это делать: он вечно крутится, на месте не сидит, бегает, ему всегда куда-то надо бежать. Читайте: .

Это самые основные причины, почему ребёнок не жуёт пищу. Проанализируйте собственную ситуацию, понаблюдайте за малышом - и в скором времени вы сами поймёте, в чём причина этого неприятного явления. После этого избавиться от этой напасти будет гораздо легче.

Как научить ребенка жевать пищу

Главный вопрос, волнующий всех родителей, - как ребёнка приучить жевать пищу и восстановить его жевательные функции? Ничего невозможного нет, поэтому наберитесь терпения и - начинайте.

  1. Показывайте ему собственным примером, как надо жевать: учите его, дайте ему несколько уроков в игровой форме.
  2. Купите зефир или мармелад, которые нужно обязательно жевать.
  3. Перестаньте перетирать и измельчать пищу: только твёрдые куски. Не съел - не настаивайте: голод в конце концов возьмёт своё.
  4. Не кричите и не раздражайтесь. Старайтесь спокойно общаться с ребёнком во время еды, объясняя ему всё ровным, добрым, спокойным голосом.

Да, не так легко выдержать капризы, но если процесс запущен по вашей вине, тут уж ничего не поделаешь. Иногда можно только собственной выносливостью заставить жевать пищу своё ненаглядное чадо. Всегда помните при этом о результате, которого вы хотите добиться, а не о капризах и слезах своего маленького хитреца. Увидев, какая его мама неуступчивая, вот увидите - он скоро сдастся и уступит вам.

В первые месяцы жизни малыш получает грудное молоко (или его заменители), а вместе с ним и все необходимые питательные вещества. В этот период у детей выражены так называемые врожденные (безусловные) рефлексы, прежде всего - сосательный, а также защитный рефлекс «выталкивания»: при попадании в рот малыша твердых или крупных частичек пищи, ребенок автоматически выталкивает инородные предметы языком, чтобы не подавиться. К тому же, достаточно развит рвотный рефлекс (его вызывает раздражение спинки или корня языка, например, ложкой). В возрасте от 4 до 6 месяцев эти рефлексы ослабевают, что и служит поводом для введения в детский рацион прикормов и началу постепенного перехода от жидкой пище к твердой, от процесса сосания - к процессу жевания. Теперь становиться понятно, почему попытки родителей раннего (до 3-4 месяцев) начало кормления своего чада с ложечки вызывают «протесты», малыш выталкивает ложку, выплевывает пищу, а порой может возникнуть и рвота. Итак, после 4-6 месяцев карапуз способен употреблять с ложечки пюреобразную пищу, а вот пищу, содержащую даже небольшие комочки, рекомендуется вводить в детский рацион в период активного прорезывания зубов (как правило, с 6-7 месяцев и не ранее). Именно это время считается самым благоприятным для того, чтобы приучить ребенка к более твердой пищи – кроха рефлекторно тянет в рот твердые предметы для того, чтобы «почесать» десны. Разрешающим «сигналом» для перехода от пюре к пище с комочками, могут также служить изменения в поведении малыша – если он начинает активно интересоваться едой в своей и вашей тарелке, «попрошайничает» вашу еду, засовывает в рот и покусывает ложку, широко открывает рот при кормлении, не сосет пищу с ложки, а снимает верхней губой и старается жевать. Принцип соответствия размеров кусочков пищи возрастным категориям строго соблюдается в промышленном производстве консервов для детского питания . Так овощные пюре по степени измельчения делятся на гомогенизированные (для детей с 4-4,5 месяцев) и протертые (для детей старше 6 месяцев). Мясные пюре подразделяются на гомогенизированные (размер частиц до 0,3 мм; предназначены для детей с 6-7 месяцев), пюреобразные (размер частиц до 1,5 мм; подходят детям с 7-8 месяцев), крупноизмельченные (размер частиц до 3 мм; предназначены для детей с 9-12 месяцев). Степень измельчения рыборастительных пюре : пюреобразные (размер частиц до 2,5 мм; для детей старше 8-9 месяцев) и крупноизмельченные (размер частиц до 4 мм); для детей с 11-12 месяцев. Употреблять твердую пищу, продукты кусочками (например, мясо или рыбу) малыш сможет тогда, когда у него будет достаточное количество зубов, как правило, в 12 месяцев и старше. Окончательное прорезывание молочных зубов происходит к 2 годам.
Для приготовлений детских блюд в домашних условиях старайтесь придерживаться следующих рекомендаций. Для получения гомогенизированного пюре, отварные овощи, мясо пропускают дважды через мясорубку, затем после добавления овощного отвара или молока взбивают в блендере. После чего получается гомогенная масса. Протертые овощи готовят путем отваривания с дальнейшим протиранием на мелкой терке или однократного пропускания через мясорубку, затем добавляют овощной отвар и перемешивают до получения пюре. Для получения пюре с кусочками (до 1,5 мм), мясо достаточно пропустить через мясорубку однократно, но затем перемешать блендером, а для получения более крупных частиц достаточно размешать прокрученное в мясорубке мясо вилкой или венчиком. Крупноизмельченное пюре можно получить путем разделения мяса или рыбы на волокна (расщепить вручную или раздавить ложкой, а в дальнейшем мелко нарезать поперек волокон. Затем добавить овощной отвар или кипяченое молоко (смесь), а для получения мясо- рыборастительного пюре добавить протертые овощи, и размешать на небольшой скорости миксером.

По каким причинам ребенок может отказываться от твердой пищи, пищи с комочками?

Исходя из вышесказанного – это несоответствие размеров кусочков пищи возрасту ребенка . Скорее всего, ваша попытка раннего введения (до 5-6 месяцев) пищи с комочками будет неудачна, так как в этом возрасте у детей еще не угас сосательный рефлекс, и автоматически срабатывают защитные рефлексы. Ребенок еще не способен снять еду с ложки, не то что жевать. Если же малыш достиг 6 месячного возраста, у него прорезываются зубки, он проявляет интерес к пище, к посуде, а кормление пищей с комочками сопровождается отказом, ее выталкиванием изо рта, не отчаивайтесь – изо дня в день повторяйте свои попытки. Не каждое новое блюдо (например, овощное пюре) нравиться детям, и для того чтобы наконец-то его ввести в рацион требуется предпринять много попыток. Отнеситесь к этому с терпением – ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям. Ни в коем случае не предпринимайте насильных действий, не заставляйте малыша есть через силу – это не приведет ни к чему хорошему, у ребенка только закрепится негативное отношение к новой консистенции продукта и к приему пищи в целом. Многие детские психологи предлагают вариант «собственного примера»: перед тем как начать кормить ребенка сами съешьте первую ложку из его тарелки, всячески изображая удовольствие, показывая, как это вкусно. Все движения делайте медленно и выразительно, чтобы ребенок успел рассмотреть. Ребенок может отказываться от кормления твердой пищей с ложечки, если это действие у него связано с неприятными ассоциациями, например, вы даете лекарства из этой же посуды. Поэтому постарайтесь давать лекарства, осуществлять малоприятные манипуляции (рассматривать зубки и прочее) другими предметами. Отказ от твердой пищи, и рвотный рефлекс может вызвать неправильная техника кормления, а также неподходящий размер ложки для крохи. Глубокое введение ложки в рот, ее большой объем могут привести к раздражению корня языка, что непременно вызовет рвотный рефлекс. Эти ощущения крайне неприятны не только для детей, но и для взрослых. Не допускайте «закрепления» рвотного рефлекса и негативных ассоциаций у малыша, соблюдая правильную технику кормления: ложка должна касаться кончика языка или его середины. Проследите за тем, чтобы ложка, которой вы кормите ребенка , была небольших размеров по длине, ширине и глубине (объем - 2,3-3 мл). Негативное отношение ребенка к твердой пище может быть вызвано тем, что вы слишком быстро вводите новые продукты, стремительно увеличивая объем твердых частичек. Не торопитесь, старайтесь придерживаться врачебных рекомендаций по срокам введения, объемам и консистенции пищи. К моменту введения твердой пищи в рацион, у ребенка уже появились свои вкусовые пристрастия, начните введение мелких частичек того продукта, который ему нравится, обращая внимание на самочувствие крохи и индивидуальную переносимость продуктов. Помните, что ваш малыш – личность, не терпящая насилия, и что для знакомства с новым, ему нужно время. И пожалуй, самая серьезная причина по которой ребенок отказывается от твердой пищи – это плохое самочувствие или наличие медицинских проблем. Если все ваши попытки введения более твердой пищи в рацион питания ребенка были правильными, но не увенчались успехом и малыш по-прежнему отказывается от «новой» еды, возможно, его необходимо проконсультировать у специалистов (невролога, гастроэнтеролога) для исключения патологии, мешающей принимать твердую пищу. Возможно, ребенку понадобятся лечение и наблюдение врача. Если же ваш ребенок полностью здоров, но все-таки продолжает капризничать – отнеситесь с терпением к особенностям его характера. У вас все получится!

С самого рождения малыш не только растет, но и развивается, с каждым днем осваивает все новые умения, учится переворачиваться, сидеть, ползать, стоять на ножках. Так же поэтапно малыш приучается к пище с общего стола. Чтобы у ребенка не было проблем с работой ЖКТ, чтоб он питался сбалансированно и правильно, процесс приучения должен проходить постепенно. Сначала малышу предлагают прикорм – примерно в 6 месяцев, ненавязчиво, иначе у ребенка не разовьется интерес к еде. В рацион ребенка вводятся молочные каши, овощные и фруктовые пюре. Вся пища должна быть однородной, чтобы кроха не подавился. Но рано или поздно мамы начинают задумываться о том, когда вводить в рацион ребенка твердые кусочки? Как это сделать безопасно, чтобы малыш не подавился? Что делать, если ребенок отказывается от твердой пищи и просто выплевывает ее? Ответы на все эти вопросы сможете найти в данной статье.

Когда нужно учить ребенка жевать твердую пищу?

Навык жевания – это не врожденный рефлекс, его приобретают с возрастом. Умение жевать твердые кусочки пищи очень важно для ребенка. Правильная работа челюстей и управление языком прекрасно развивает речевые способности. Когда малыш активно двигает челюстями, вырабатывается желудочный сок, пища лучше усваивается. А еще регулярная нагрузка на челюсти – это формирование правильного прикуса.

Научиться жевать кусочки твердой пищи сразу очень сложно, это долгий и поэтапный процесс, который требует терпения со стороны родителей. С самого начала прикорма малышу предлагают овощное пюре или кашу. Консистенция продукта однородная, но густая. Теперь ребенку нужно потрудиться и поработать языком, чтобы проглотить эту кашку. Далее мама должна постепенно оставлять в пище крохотные кусочки. То есть, в 8-9 месяцев вполне допустимо оставлять в пюре кусочки овощей или фруктов размером со спичечную головку, которые малыш должен пережевывать. Считается, что в год ребенок уже должен уметь пережевывать небольшие кусочки овощей, фруктов, хлеба и печенья размером с горох. Постепенно малыш переходит на общий стол, ему предлагают более крупные куски пищи — макароны, картошку и т.д. Что касается мяса, не стоит ждать, что малыш сможет разжевать цельный кусок отварной говядины. Ребенку будет гораздо легче, если это будет фарш, из которого мама готовит тефтели или котлеты. Считается, что к двум годам ребенок уже умеет полностью жевать, переходит на общий стол и не отличается в этом смысле от взрослых. Если к двум годам малыш не научился полноценно жевать пищу, стоит обратиться к врачам – гастроэнтерологу, ортопеду, возможно, дело в работе ЖКТ или проблемах развития челюстной системы.

Как научить ребенка жевать твердую пищу?

Любого ребенка нужно учить, шаг за шагом, это главная обязанность родителей. И только от вас зависит, когда малыш освоит тот или иной навык. В борьбе за пережевывание пищи может возникнуть немало проблем, с которыми мы постараемся справиться вместе.

Уже после 8 месяцев ребенку можно предлагать знакомые овощи и фрукты в ниблере. Ниблер – это современное устройство, которое представляет собой сеточку из силикона или нейлоновой ткани. Внутрь сетки помещают крупный кусочек пищи (как правило, фрукт или овощ), после чего мешочек плотно закрывается и фиксируется на удобной ручке. Конструкция абсолютно безопасна – можно смело давать малышу. Ребенок сосет и жует мешочек, из которого в виде сока или мелких кусочков выходит фрукт, обычно малышам нравится такое времяпрепровождение. Но самое главное, это безопасный способ научить ребенка совершать жевательные движения и крепко сжимать десна.

После 8 месяцев можно приучать ребенка к твердой пище, а именно, давать ему печенье. Но не обычное, а специальное детское. Оно быстро размокает, не застревает в горле, очень мягкое и нежное. Как правило, малыши любят такое лакомство.

Мама должна каждый день следить за тем, что она готовит и как она это делает. То есть, с возрастом и каждым новым месяцем нужно увеличивать размер крупных частичек в пище малыша. Сначала измельчать еду можно с помощью блендера, потом использовать для этого вилку, оставляя все более крупные кусочки. Если вы не можете отследить это, просто воспользуйтесь готовыми баночными пюре. На каждой упаковке указан возраст, на который рассчитана данная порция пищи. Чем старше ребенок, чем более крупные кусочки овощей и фруктов остаются в пюре.

Еще один способ безопасно почувствовать на языке кусочки твердой пищи – это размачивание хлеба. То есть, нужно просто положить в суп кусочки хлеба, они не застрянут в горле, однако малышу придется потрудиться, чтобы пережевать эти комочки.

Удивительно, но дети, которые приучались к общему столу через педагогический прикорм, не страдают от проблемы неумения жевать. Принцип методики заключается в введении взрослой пищи кусочками. То есть, малыш сидит у мамы на коленях, и если его заинтересует, может взять с ее тарелки маленькие кусочки здоровой пищи – отварные овощи, крупы и т.д. Это совершенно иной метод прикорма, который тоже имеет право на существование.

Иногда дети не могут жевать, только лишь потому, что у них пока не выросли зубки. Помните, приучать малыша к твердой пище стоит только когда у ребенка будет 8-10 зубов.

В процессе освоения навыка важно знать самое главное правило – не торопитесь и НИКОГДА не оставляйте ребенка одного с едой. Кроха может подавиться, кусочек фрукта может попасть не в то горло, малыш очень быстро может задохнуться, это крайне опасно. Лучше делать все постепенно и не давать малышу в 7-8 месяцев кусок хлеба или яблоко.


Бывает так, что ребенок, которому больше года, никак не хочет жевать, буквально давится кусочками, они вызывают рвотный рефлекс. Как правило, это отсутствие постепенного приучения. Если малыш давится, скорее всего, он просто незнаком с твердой пищей и его постоянно кормили только пюре. На самом деле, такое случается очень часто – мама не хочет воевать с капризным ребенком, просто хочет, чтобы малыш, наконец, поел. Так происходит из раза в раз, ребенок растет, но к взрослой пище так и не приучается. В этом случае можно пойти на хитрость, ведь детки после года уже довольно многое понимают. Расскажите, что блендер сломался, а баночки с пюре кончились. Предложите малышу самому измельчить кусочки вареных овощей – дайте пластмассовую вилку. Конечно же, измельчить качественно ребенок не сможет. Но иногда голод в совокупности с интересом и любопытством приносит прекрасные плоды – ребенок с удовольствием насаживает на вилку мелкие кусочки и отправляет их в рот. И не беда, что половина содержимого тарелки окажется на полу – это совершенно другая проблема, с которой вы справитесь позже.

Некоторые дети буквально испытывают рвоту при кормлении кусочками. Причиной этого может быть просто неправильно подобранная ложка. Кормить малыша нужно небольшими порциями – не более 3 мл. Если мама располагает ложку слишком глубоко, может быть раздражена задняя часть языка, что естественно вызывает приступ рвоты. Нужно давать малышу пищу небольшими объемами, только на край языка. Брать еду с ложки, пережевывать ее и сглатывать – уже работа для ребенка. И еще, ни в коем случае не давайте малышу лекарство с ложки, которой вы обедаете. Маленькие дети прекрасно запоминают детали, горечь лекарства может ассоциироваться с приемом пищи, это неправильно. Если же рвота все равно сохраняется, нужно обязательно посетить детского гастроэнтеролога – это может быть признаком некоторых заболеваний. Если ребенок долго и упорно отказывается от еды, это может быть связано с нарушением чувствительности полости рта, гипотонусом лицевых мышц, аденоидитом (когда малыш дышит только ртом), врожденными дефектами полости рта.

Научить ребенка жевать твердую пищу несложно, но на это потребуется немало времени и терпения. Старайтесь обедать рядом с малышом — положили перед ним пищу и сели кушать рядом. Во-первых, это научит ребенка есть самостоятельно ложкой, во-вторых, малыш увидит, как вы прожевываете пищу. В-третьих, это добавит ему самостоятельности, он сам будет выбирать размер кусочков, которые он сможет прожевать и съесть. Как говорится, терпение и труд – все перетрут!

Видео: как научить ребенка жевать