Мужские и женские архетипы. Как развить в себе лучшие женские архетипы

Существует множество классификаций типов, а точнее женщин. Все они отождествляют женщин с каким-либо образом. Наиболее популярной сегодня является классификация Юнга, выделяющая 4 женских архетипа. О том, что это за архетипы – далее в статье.

Архетипы женщин по Юнгу

Тип первый: Принцесса . Его Карл Юнг ввел в список женских архетипов первым. Зависима от мнения окружающих, склонно идеализировать окружающий мир, часто проявляет интерес к искусству. Типичным примером такого архетипа является Джульетта.

Но у этого архетипа есть и оборотная сторона, чаще обозначающаяся как «Дрянная девчонка». Классическим примером такого образа является певица Земфира. По причине меньшей везучести, склонна к отрицанию любых авторитетов. Часто имеет много партнеров, но все равно ждет своего принца. В то же время, она любит помечтать.

Тип второй: Жрица . Такая женщина часто похожа на Мери Поппинс. Пообщавшись с такой женщиной хотя бы час, вы никогда не забудете ее. Жрицы воплощают в своем характере все черты истинно женственности: интуицию, чувственность, мягкость и спокойствие. Таких женщин любят все, даже в независимости от того как они выглядят и жрицы отвечают миру тем же. «Параллелью» такого образа является Ведьма. Таким женщинам свойственна холодность, расчетливость, жестокость и способность к обольщению людей в собственных интересах.

Тип третий: Охотница . Эта женщина стремится сделать , не особо заботясь о том, что происходит у нее дома. Любит и умеет во всем опережать мужчин. По характеру – сдержана и практична.

Отрицательная сторона такого архетипа – Амазонка. Такие женщины стремятся, во что бы то ни стало занять руководящий пост. Феминистка, просто обожает причинять боль мужчинам, которых неизменно считает ниже себя.

Тип четвертый: Хозяйка . Это – женщина-домоседка. Она гостеприимна, любит дом и уют. Буквально излучает любовь и заботу, любит и умеет слушать.

Противоположностью в данном случае является Ужасная мать. Типичный пример такой матери – гиперзаботливая еврейская мамочка или напротив – холодная, безразличная мать. Любит всех, всегда и всему учить, причем доводя свое учение до тирании.

Вот мы и разобрались с женскими архетипами по Юнгу. Вы уже поняли, как какому из них принадлежите?


Выделенных Карлом Густавом Юнгом. Не все себя нашли или наоборот, нашли черты нескольких архетипов одновременно. Что совершенно естественно. Последователи Юнга (которых очень много) «разбавили» и дополнили эту классификацию. Не то, чтобы изначальные 4 архетипа сильно устарели, но жизнь идет вперед, люди развиваются. А Юнг, как и его бывший наставник Фрейд, немного несерьезно (если так можно выразиться) относился к женской природе. Я предлагаю Вам еще несколько классификаций женских архетипов, которые более подробно раскроют предыдущие 4. Таких классификаций несколько — сегодня это женские архетипы в образе греческих богинь. Автором этой теории является Джин Болен. Кстати, эта характеристика может помочь понять, почему одни женщины счастливы и довольны жизнью, а другие не очень, хотя их вины нет никакой.

Семейные женщины (Болен называет их «Уязвимые богини») — Гера, Деметра и Персефона.

Гера — это архетип женщины-жены, для которой муж на первом месте. Она похожа на свою богиню-символ — ревнивая, собственница, ценящая институт брака, преданная мужу. Дети для нее не цель, а средство — подарить мужу наследников и показать себя как хорошую и правильную жену.

Деметра — женщина-мать. Дети для нее важнее всего. Если вспомнить мифологию, то мы едва ли знаем хотя бы одного возлюбленного Деметры (кроме Зевса — отца ее дочери Персефоны). Зато все помнят, как она фанатично искала пропавшую дочь и погрузилась в траур, узнав, что та стала женой Аида.

Персефона — женщина-дочь. Дочь Деметры и Зевса. Вечный ребенок в душе. Муж для нее как второй отец, а дети — милые игрушки. Но Персефона более сложный образ. Она сочетает в себе 2 архетипа. Вспомните миф — на 2/3 года Персефона возвращается к матери и живет с ней, а на 1/3 спускается в царство мертвых к мужу. У греческой Персефоны есть второе имя — Кора. Кора — как раз та юная девушка, любимая «мамина дочка», а вот Персефона — это грозная богиня Подземного царства, повелительница душ умерших.

Эти 3 богини считаются «уязвимыми», потому что они зависят от мужчин, как и их богини-символы страдали от мужских богов, подчинялись им и унижались перед ними. Патриархальное общество? Да. Но это же общество допускало в пантеоне своих богов и совершенно другой тип богинь. Независимых и сильных. Это богини-девственницы — Гестия, Афина и Артемида. Разумеется в современной жизни женщины с этим архетипом вовсе необязательно девственны — это скорее образ мышления, который независим от мужского влияния.

Афина — любимая дочь Зевса, у которой нет матери, она родилась прямо из головы своего отца. Это дева-воительница. Своя девчонка в мужской компании. Она разделяет мужские увлечения и немного презрительно смотрит на слабых представительниц своего пола.

Артемида — дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Апполона. В отличие от Афины ее совсем не интересует мужское общество. Да и женское не особо. Она индивидуалистка, с очень сильным характером. Одинокая волчица. Добивается успехов наравне с мужчинами и в мужской сфере деятельности.

Гестия — старшая сестра Зевса и старшая из всех его братьев и сестер. Если деятельность Афины и Артемиды направлена во внешний мир, то Гестия больше сосредоточена на внутреннем мире. Она похожа на Геру и Деметру, своих сестер, в том, что является хранительницей очага. Но в отличие от них она хранит его для самой себя. Ей больше никто не нужен. Возможно, это самый сильный женский архетип — абсолютно цельная личность.

Женское счастье и несчастье в современном мире (о чем я упоминала в начале поста) зависит от того, какие архетипы более актуальны в данный момент. В послевоенное время был культ Деметры, женщины-матери. Позже ей на смену пришла Артемида — такая целеустремленная девушка очень ценилась в СССР. А на Западе она делила пальму первенства с Афродитой — жрицей любви в образе известнейших актрис 30-60-х годов. Сейчас, очевидно, наступает время Гестии — самодостаточной женщины, не страдающей от отсутствия мужчин и живущей абсолютно полной насыщенной жизнью. Это время еще не совсем пришло. Сейчас скорее время «ухода» уязвимых семейных богинь, которые перестали вписываться в современную реальность и очень страдают, что многовековые ценности брака и семьи, культа мужчины, которые им прививали с детства, все менее актуальны и самим мужчинам уже не столь интересны.

Есть еще 2 богини. Каждая из них сама по себе и не входит в какую-либо группу. Это Афродита и Геката.

Афродита — алхимическая богиня. Она носит такое название, потому что подобно алхимическим процессам, преображающим одно вещество в другое, любовь, которую олицетворяет Афродита, перерождает человека. Такая женщина адепт физической любви, она очень увлечена мужчинами, часто ей совершенно неподходящими, но никогда не страдает от этого. Она умеет наслаждаться моментом и получать от жизни все.

Геката — женщина-мистик. У нее сильно развита интуиция. Вместе в тем она часто увлечена оккультной стороной жизни. Ищет опасность, чтобы постичь тайну жизни и смерти. С одной стороны, едва ли много женщин с такими чертами, чтобы выделять Гекату в отдельный архетип, с другой — почти в каждой женщины в той или иной мере присутствует тяга к магии, мистике и экстрасенсорике.

Помимо этих архетипов есть еще 3 — хотя можно вообще всех богинь приписать к чертам личности. Вопрос только стоит ли каждый «взбрык» выделять в отдельный архетип. Эти 3 богини: Тюхе — фортуна, Геба — вечно юная и Немезида — возмездие.

Тюхе — любит контролировать всех и вся, манипулировать ими. Придумывать воображаемых врагов.

Геба — вечно юная, молодящаяся особа, которая с одной стороны, имеет хорошие гены и медленно стареет. С другой, перегибает палку и в 60 пытается выглядеть девочкой.

Немезида — сама себе судья и окружающим в том числе. Живет своей истиной и карает тех, ко ей не следует. В основном свойственна глубоко религиозным женщинам или фанатикам одной идеи.

Более подробно о каждом архетипе я напишу в следующий раз.

Женские роли, которые мы играем в процессе жизни, описаны и в мифах Древней Греции, и в знакомых с детства сказках. Старые, как мир, сказания предлагают не просто узнать и понять логику и чувства героинь, а поучаствовать и прожить драматические события из жизни архетипических персонажей. Так передается мудрость поколений женщин, живших за много веков до нас, так они делятся с нами своими знаниями и чувствами. Для начала практики нарисуйте мандалу - цветок с пустой серединой и 10 лепестками - в блокноте, в котором вы ведете наблюдения за собой (начало критических дней, важные события, дневник сновидений и пр.) Центр - это пространство сути, начала и конца, бесформенное и потенциальное, внутреннее и вечное, оно связывает все части нашего существа воедино и одновременно связано с Землей воображаемым стеблем. Продолжая эту линию, мы попадаем в Центр планеты Земля. Это точка отсчета, ноль-состояние, здесь мы отдыхаем и восстанавливаем энергию, очищаем ум от мыслей и обретаем связь с Целым.

В лепестки вы вписываете имена богинь - архетипы. Конечно, пройти весь спектр архетипов за одно занятие практически невозможно: эта задача потребует времени.

Выполняя упражнения, мы оживляем образ той богини, на которую настраивается ум. После каждого модуля необходимо прислушаться к ощущениям, проговорить их (лучше с партнером), записать и зарисовать, а также отметить, часто ли вам приходится в жизни использовать этот образ (основная роль, часто, иногда, крайне редко, никогда) и нравится или вам быть в нем (да, нет). Затем оцените уровень физического самочувствия по десятибальной шкале (10 - отличное, 0 - сильный дискомфорт). Помните, что каждый архетип имеет свои задачи и преимущества, и отказываясь от некоторых из них, мы лишаем себя возможности узнать свой потенциал. Например, нежелание быть «Дхумавати» (Бабой-Ягой) перекрывает путь к долгой жизни и часто ассоциирует старость с самым негативным периодом жизни. Если вы поставили себе 10 баллов, например, за роли Афины и Артемиды, и 2 за Афродиту или Кали, спросите себя, что в них вас так отталкивает или напрягает. Возможно, вы откроете черты, которые вытесняете из своей жизни.

По окончании работы с каждым образом необходимо вернуться к нейтральному состоянию через Шавасану и спокойную пранаяму: ситали, квадрат пранаямы и глубокое йоговское дыхание с вниманием вдоль вертикальной оси тела (вдох макушка, выдох копчик). Для начала лучше сделать их все, по 3 минуты каждую. В дальнейшем, когда вы научитесь входить в нейтральное состояние, можно выполнять только последнюю практику.

Персефона

Обычно проявляется наиболее активно в подростковом возрасте, однако может возвращаться в течение всей жизни в критических ситуациях, например, после развода. Помогает восстановить связь с Душой, ее потребностями, найти новое направление в жизни или свое предназначение. Ей свойственны: чувствительность, переходящая в чувственность; изучение впечатлений тела и производимое впечатление; знакомство с миром и своей силой. Связь с матерью для Персефоны имеет огромное значение, однако ее влечет неизвестное и она находит возможности для приключений - ее похищают, с ней как бы «случаются» разные события, за которые она не несет сознательной ответственности. Она занята исследованием внешнего и внутреннего мира. Ее внимание одновременно направлено внутрь, на ощущения, движения энергии в теле и наружу. Она «движется между мирами», распознает образы сновидений, обладает медиумическими способностями.

Техники йоги, освобождающие пространство между тканями, избавляющие от мышечных зажимов, упражнения, повышающие чувствительность стоп, кистей, ушных раковин, мышц лица и шеи, помогают перенести внимание с мыслительной активности на тактильные сигналы, слух, вкус и запах, одним словом, восстанавливают связь с изначальной природой, пробуждают творческие импульсы.

Афина

Ее центр активности приходится на принятие решений, построение стратегий и воплощение замыслов в реальность. Афина - истинный реалист, умеющий думать и завоевывать авторитет в избранной деятельности. Женщина с сильным архетипом Афины высоко ценится в современном мире, она активно работает и делает карьеру, ее ум действует целенаправленно, и она составляет достойную конкуренцию многим мужчинам. Она может стать ученым, политиком, руководителем проекта, создателем собственного бизнеса. Она находчива и красноречива, однако часто не замечает эмоциональных потребностей окружающих и собственной усталости. Так как работа приносит ей ощутимый внешний результат, она склонна жертвовать ради нее своим самочувствием, эмоциональными и духовными потребностями.

Для «пробуждения Афины» отлично подходят такие упражнения, как Сурья Намаскар, позы Воина I, II и III, поза Дерева, Уттхита и Паривритта Триконасаны, перевернутые позы и другие упражнения, улучшающие мозговое кровообращение, упражнения на равновесие, кружение с удержанием вертикальной оси тела. Последнее в разных вариантах существует в различных традициях, и его часто спонтанно делают дети: стоя прямо с вытянутыми в стороны на уровне плеч руками начните вращаться вокруг своей оси по часовой стрелке до тех пор, пока не возникнет ощущение легкого головокружения. Если после выполнения этого упражнения вы почувствуете потребность присесть или полежать, чтобы избавиться от головокружения, обязательно последуйте этому естественному требованию вашего тела. Через одну-две недели занятий вестибулярный аппарат окрепнет и головокружения пройдут. Удерживайте внимание на вертикальной оси, проходящей через позвоночник, попробуйте продолжать вращение с закрытыми глазами, ощущая пространство вокруг тела как упругое энергетическое движущееся поле. Затем остановитесь, успокойте дыхание, понаблюдайте за ощущениями.

Выполняя асаны, удерживайте в уме геометрический рисунок позы и выполняйте медленное глубокое дыхание без задержек, при котором вдох равен выдоху по длительности. Удерживайте концентрацию внимания на точке межбровья (в перевернутых асанах) или на линии горизонта (в позах стоя).

Артемида

Изначально Артемида была богиней Луны, она появилась на свет вместе с Аполлоном - богом света, покровителем искусств. Затем она становится богиней-охотницей, сохраняя связь с природой, понимая и уважая ее законы. В наше время женщина с доминирующим архетипом Артемиды занимается спортом, любит соревнования, следит за своим здоровьем, для нее большое значение имеют красота, сила, выносливость и умение достигать поставленных целей. Она ценит свое время и не расходует силы впустую. Ее внимание направлено на достижение результата. Сочетание водного и огненного аспектов позволяют ей быть одновременно в контакте с собой и с внешней средой.

Упражнения, улучшающие координацию движений, управление вниманием, асаны на баланс, а также парные упражнения «на соревнование» активизируют энергетический рисунок Артемиды. Можно выполнять такую последовательность: Поза Дерева с открытыми глазами (внимание на точке на полу в 1,5 метра перед собой) или с закрытыми (внимание на точке межбровья) по 1,5-2 минуты на каждой ноге. Вариант: напротив партнера, в манере соревнования. Триконасана, переход в Паривритта Триконасану, по минуте в каждой позе, внимание распределено от области таза во все стороны к конечностям и голове. Ардха Чандрасана по минуте в каждую сторону, внимание на вытяжении ноги, позвоночника и руки, а также на опорных руке и ноге; в позе должно возникать ощущение расширения. Поза Лучника, внимание поверх линии вытянутой руки в точке на горизонте, по 1-2 минуты на каждой ноге; в позе должно возникать ощущение опоры и устремленности. Натарджасана, внимание на раскрытии грудной клетки; поднимайте колено вверх, раскрывая область паха и передней поверхности бедра. Вариант: в манере соревнования с партнером. Чатуранга Дандасана, 3 раза по 2-3 цикла дыхания. Отдых и наблюдение за ощущениями в теле.

Гера

Гера - одна из трех замужних богинь Олимпа, но только для нее муж был самым важным объектом внимания. Для Геры ценность института брака - высшая цель. Она не мыслит себя без своего царственного мужа и потому носит корону царицы. Ее внимание направлено на него, как свет, исходящий из ее сердца и придающий ее супругу ореол уважения, силы и власти. Она буквально «делает» его царем. Ее поддержка, воодушевление и мудрый совет восстанавливают его веру в себя, и он управляет всеми богами (или подчиненными). Она является его «шакти», как говорят на Востоке. Ее энергия претворяет в жизнь его планы.

Ощутить поддержку Геры помогут такие медитации:

Сядьте в Ваджрасану напротив партнера, переплетите пальцы, поднимите руки над головой так, чтобы они образовали полукруг. Руки символизируют нимб - свечение энергии вокруг головы, активизацию верхних центров, отвечающих за ясность, силу проекции мысли и мудрость. Смотрите в пространство между головой и руками партнера, не мигая, проецируйте свет, уверенность и воодушевление. Представляйте, что ваш партнер наделен самыми лучшими качествами: мужеством, мудростью, силой, авторитетом и справедливостью. Выполняйте в течение 3-11 минут.

Сложите руки над головой в мудру «корона»: соедините мизинцы и большие пальцы, остальные пальцы направлены вверх, как зубцы короны, между ладонями - широкий круг. Поместите эту мудру над головой, не касаясь макушки, локти направлены в стороны, спина прямая. Представляйте себя венценосной королевой, наблюдайте за тем, как меняются ваши осанка и образ, поддерживайте позитивный настрой, чувствуя, насколько важен ваш потенциал для поддержания всего вашего окружения, ваше отношение к себе как к величеству, не имеющему ничего общего с эгоизмом. Выполняйте в течение 3-11 минут.

Деметра

В этой ипостаси женщина приобщается к счастью материнства, она готова к полной самоотдаче во имя ребенка, она питает, защищает и воспитывает. Во время беременности особенно сильно проявляется связь женщины с Землей, дающей жизнь и прибежище всем живым существам. Ноги, бедра, таз наполнены теплой тяжестью, колени и тазобедренные суставы смягчаются и расширяются, грудь наливается, внимание из луча превращается в подобие теплого облака, захватывающего в основном нижнюю часть тела и грудную клетку (во время беременности), ребенка или того, кого вы берете под свою опеку (это может быть взрослый человек, например, мужчина). Возникает прочная эмоциональная связь и понимание потребностей объекта материнской любви.

Пробудить энергию Деметры поможет следующая последовательность асан:

Поза ворона с движениями таза влево-вправо, переход в позу стула (2 мин.), а затем в Баддха Конасану, а после в Супта Баддха Конасану. Уштрасана (1-2 мин.), поза Ребенка, Супта Ваджрасана. Медитация: сидя в Сукхасане, положите ладони на грудь, центр ладони едва касается соска, предплечья параллельны полу, глаза полуприкрыты и смотрят на кончик носа. Вдох через нос 5 секунд, выдох 5 секунд, задержка 15 секунд. Эта практика активизирует поле в области груди, усиливает способность к спокойной самоотдаче, повышает чувствительность рук и целительские способности.

Гестия

Гестия изначально была богиней домашнего очага, но у нее не было специфического изображения. Ее стихией был домашний очаг, огонь, согревающий дом и собирающий всех членов семьи для совместной трапезы. Гестия - самостоятельная богиня, ее внимание направлено на гармонизацию внутреннего пространства тела и дома, а также любого пространства, которое она считает своим. Попросите сотрудничества Гестии, чтобы понять, насколько удобное положение занимает ваше тело во время привычных действий (работы, отдыха, вождения машины и прочих обыденных дел) и в процессе выполнения несложных асан. «Освещайте» светом внимания внутреннее пространство тела, оптимизируя мышечные усилия и нейтрализуя напряжение. Взгляните глазами Гестии на свое рабочее место и домашнюю обстановку, подумайте, что бы вам хотелось изменить. Понаблюдайте за собой: какую домашнюю работу вы выполняете с удовольствием? Любите ли вы готовить своими руками, что руководит вами при выборе продуктов и способа приготовления пищи?

Следующие упражнения позволят активизировать Гестию:

Плавные боковые вытяжения и Сурья Намаскар в медленном варианте, по 3 цикла дыхания в каждой позе. Выполняя комплекс, наблюдайте за малейшими ощущениями, возникающими в теле, освобождайтесь от напряжения. Составьте «карту тела»: изобразите его схематично, наподобие детского рисунка. Отметьте красным карандашом те участки, где у вас возникает напряжение (например, плохо тянутся подколенные сухожилия, напряжены плечи, затруднены движения пальцев ног, шеи и пр.) Отметьте, как изменяются ощущения после выполнения упражнений с повышенным вниманием к трудным участкам. Нарисуйте свою ауру: посмотрите, какого она цвета и размера. Проделывайте подобную процедуру после занятий на протяжении недели или месяца, не заглядывая в предыдущие рисунки, затем сравните их. Попросите близкого друга прокомментировать ваш рисунок, посмотрите, может ли он «прочитать» ваше состояние? Слышите ли вы сами послания от своего организма или игнорируете их? Что меняется в вашем самочувствии?

Афродита (Венера)

Алхимическая богиня, завоевавшая яблоко Париса, признанная прекраснейшей, излучающая золотое свечение - вот далеко не все эпитеты, описывающие эту женщину.

Афродита находит и культивирует приятные, экстатические ощущения в теле, она занята поиском блаженства, она испытывает и транслирует его. Спонтанно каждая женщина бывает в подобном состоянии во время влюбленности, осознанно она достигает его, сосредоточиваясь на наполнении тела и эмоционального состояния радостными переживаниями. Блаженство возможно «включать» по собственному желанию, и тогда вокруг тела возникает «магнетическое» поле, движения становятся грациозными и плавными. Афродита никогда не критикует себя. Можно сказать, что ее оджас, теджас и прана находятся в идеальном балансе. Внимание Афродиты сосредоточено на ощущениях удовольствия, она испытывает и излучает радость, она находится «в потоке» жизни, спонтанно и естественно инициирует контакты, ее любят, ею любуются, ей посвящают стихи, она вдохновляет на подвиги и творчество.

Изучая свое тело, найдите места, где прямо сейчас вы испытываете приятные ощущения: тепло, движение, желание потянуться. Часто подобные ощущения возникают в области бедер, икроножных мышцах, ступнях. Начните двигаться, усиливая приятные переживания. Возможно, вы станете делать спонтанные движения, состоящие из асан, танцевальных движений и жестов. Позвольте своему телу вести вас.

Чтобы пробудить в себе Афродиту, выполняйте такие упражнения:

Плавная Бхуджангасана (1-2 мин.), Дханурасана на боку, Гарудасана с движениями рук, Адхо Мукха Шванасана с подъемом ног. Даосская медитация «Внутренняя улыбка».

Тара

В буддийской традиции Тара представляет собой женскую ипостась Будды сострадания, приходящую на помощь в трудных ситуациях. «Женское сердце нежнее мужского» - этот аспект особенно сильно проявлен у тех, кто видит свое предназначение в помощи и спасении жизни и здоровья: медсестры, врачи, психологи, а также некоторые женщины, чувствующие личную ответственность за благополучие окружающих. Для тех, кто хочет научиться лучше понимать потребности окружающих, настраиваться на одну волну с теми, кому нужна помощь и забота, существуют практики, раскрывающие и усиливающие эту способность: сердечный центр становится основным местом восприятия сигналов, что ощущается как особое поле энергии в области груди и рук. Архетип Тары наделен особой живительной силой, магнетизмом и мудростью. В анахате качество внимания ощущается в виде нежного света, излучаемого на определенного человека, людей или ситуацию.

Упражнения, развивающие чувствительность рук, расширяющие грудную клетку. Медитация «Алмаз в розе»: сядьте удобно с прямой спиной. Соедините ладони у сердца и прижмите их к груди; большие пальцы вместе, между ладонями. Слегка прикройте глаза и неспешно сконцентрируйте сознание на точке между бровями. Представьте в своем сердце красную розу. В середине бутона лежит сверкающий бриллиант. Тихо пойте мантру «Ом мани падме хум». Вы можете также взять любую другую краткую фразу, которая вдохновляет и одухотворяет вас. Удерживайте свое сознание на образе алмаза в центре розы до конца медитации, пока не истечет время - 2 минуты.

Кали

Гневная богиня, ее можно встретить в разных традициях, в частности, в Греции ее роль исполняли медуза Горгона, Геката, а также Медея, Ариадна и многие другие обманутые или отвергнутые женщины. Кали - темная и яростная ипостась Парвати, темная Шакти и разрушительный аспект Шивы. Богиня-мать, символ разрушения. Кали разрушает невежество, поддерживает мировой порядок, благословляет и освобождает тех, кто стремится познать Бога.

Кали независима и самостоятельна в принятии решений. Ее архетип позволяет в полной мере ощутить свою силу. Женщина в этом образе напоминает Лилит, которая отказалась подчиняться Адаму. В гневе она способна на разрушение, однако долго вытесняемый подавленный гнев приносит разрушение ей самой. Поэтому «выпуская пар», женщина способна овладеть собственной силой, трансформировать ее в энергию для жизни и устранить препятствия для дальнейшего развития.

Есть такая притча. Жила-была прекрасная принцесса. Никто не находил в ней никаких изъянов, она была воплощением Красоты, Изящества и Совершенства. Влюбился в нее один принц и решил на ней жениться. Пришел к ней свататься. Красавица дала свое согласие, но поставила одно условие: «Я стану твоей женой, буду тебя любить, уважать и слушаться, стану верно служить тебе, и никогда ты не будешь знать со мной горя, а жизнь твоя будет наполнена радостью и счастьем. Но обещай мне лишь одно: раз в год ты будешь отпускать меня от себя на одну ночь и никогда не спросишь, куда я ухожу и что делаю». Юноша подумал, что не такое уж это трудное условие и, конечно же, согласился. Они поженились, стали королем и королевой и стали жить в Любви и Радости. Женщина стала верной спутницей жизни для своего Мужчины. Она окружила его вниманием и лаской, одарила теплом своего сердца и нежной любовью. Она верно и честно служила ему, их королевство процветало, ничто не омрачало их жизнь, но, как они и договорились, каждый год на одну ночь королева уходила из дома, ничего не говоря своему мужу, и он не спрашивал, где она проводит это время. Так жили они долгое время, но смутное беспокойство начало понемногу овладевать королем. И каждый раз, когда жена его покидала, это беспокойство все больше росло и крепло: «Где она проводит время без меня? Что делает? Почему я не могу спрашивать ее об этом?»

Наконец, он решил проследить за супругой. Однажды ночью, когда она молча ушла из дома, он незаметно отправился за ней. Он увидел, как она прошла через поле, перебралась через реку и углубилась далеко в лес. Там она скрылась за старым пнем. И тут, приблизившись к пню, он увидел, как она сбросила с себя одежду, обернулась змеей и, свернувшись кольцом, стала шипеть и брызгать ядом. Испугавшись, он вскрикнул и обнаружил свое присутствие. Змея, увидев его, приблизилась к нему и произнесла: «Что же ты наделал? Всего на одну ночь ты не смог отпустить меня, не беспокоясь о себе. Разве не верно я служила тебе, разве не любила я тебя? Ты не знал заботы и печали со мной, а взамен я просила для себя всего лишь одну ночь в году. Несмотря на то, что я счастлива с тобой, люблю наших детей и с удовольствием забочусь о наших подданных, иногда я устаю, раздражаюсь и гневаюсь, и, чтобы не показывать свои чувства окружающим, я ухожу в лес и избавляюсь от них, выражая все, что накопилось у меня в душе за целый год, на один день превращаясь в ядовитую змею. А теперь, раз ты узнал мою тайну, я не смогу копить все раздражение и мне придется выражать его в тот самый момент, когда я его чувствую...»

С тех самых пор женщины больше не скрываются от мужчин для того, чтобы обернуться змеей, пошипеть и покусаться. А мужчины забыли, что такое жизнь с любимой без заботы и печали. И добиваясь своей Женщины, беря ее в жены, каждый Мужчина мечтает о жизни в раю с красивой, заботливой, совершенной Женщиной, но получает вместе с ней Змею, которая время от времени кусает своего Мужчину.

Этот образ обладает особой силой и как положительными, так и резко отрицательными чертами. Часть женщин полностью отвергает этот аспект, другие намеренно его культивируют. Чтобы не подавлять периодически накапливающиеся чувства гнева, раздражения и негодования, а превратить их в своих союзников, необходимо признавать их и давать себе возможность выражать эти эмоции.

Катарсические практики, такие, как динамическая медитация «Кундалини» (Ошо), крия кундалини-йоги «для преобразования гнева», холотропное дыхание, «дикие» танцы, помогают превратить разрушительную энергию Кали в огромную движущую силу.

Гнев является естественной эмоцией, присущей человеку. Однако современная ситуация такова, что мы часто гневаемся, но не имеем возможности адекватно выразить эту эмоцию. Причина в социальном давлении: практически каждого из нас с детства учат, что гневаться плохо, не предлагая при этом никаких разумных способов решения проблемы. Человек, свободно выражающий гнев, обычно подвергается осуждению со стороны окружающих. В результате он неплохо овладевает приемами подавления гнева, так, что это входит в привычку и приводит к накоплению гнева внутреннего.

Внутренняя агрессия может вырываться наружу в виде мощных приступов ярости, которые сменяются переживанием чувства вины. Другим способом использования внутреннего гнева служит направление его на самого себя. Здесь лежат корни депрессий и саморазрушительного поведения.

Крия «Избавление от гнева»: Практика предлагаемого комплекса позволяет опустошить запасы внутреннего гнева. Во втором упражнении область, в которой «складируется» внутренний гнев, оказывается под давлением, и негативной эмоции не остается ничего другого, кроме как выйти на поверхность. В третьем упражнении мы выражаем гнев вовне, а в шестом происходит отреагирование гнева, направляемого на самого себя. Остальные упражнения приводят в равновесие пупочный центр, где коренится эта эмоция, а также открывают каналы для преобразования энергии гнева, предотвращая его накопление.

1. Лягте на спину, придите в спокойное и комфортное состояние. Начните дыхание одновременно через нос и через рот, так, чтобы получался храп. Продолжайте 2 минуты.

2. Поднимите прямые ноги на 20-30 см от пола. Оставайтесь в этом положении 2-3 минуты, дышите медленно и глубоко. Затем, не опуская ног, высуньте язык и начните «дыхание огня» через рот. Продолжайте 1-1,5 мин.

3. Без отдыха, поднимите ноги вертикально вверх и начните с силой бить руками по полу. Время 2-3 минуты.

4. Бхаджа-пранаяма. Притяните колени к груди и обхватите их руками. Язык высунут наружу, вдох через рот, выдох через нос. Дыхание глубокое, медленное и мощное. Время 2-3 минуты.

5. Сядьте на колени и осторожно опуститесь между пятками. Положите руки на колени. 1 минуту оставайтесь в этом положении. Затем обхватите грудь руками. Наклоняйтесь вперед с выдохом и выпрямляйтесь со вдохом. Продолжайте в умеренном темпе в течение 2 минут. Затем на 30 секунд увеличьте темп.

6. Сядьте с вытянутыми вперед ногами, начните шлепать свое тело ладонями, продолжайте 2 минуты. Удары должны быть достаточно сильными, то есть должно быть больно.

7. Встаньте и наклонитесь вперед с прямой спиной так, чтобы корпус был параллелен полу, а руки свободно свисали вниз. В течение 3 минут монотонно пойте мантру «Рам». Сосредоточьтесь на вибрации этого звука в пупочном центре.

8. Не прекращая пения, перейдите в позу Кобры. Продолжайте петь «Рам» в течение минуты. Затем начните петь с поворотами головы вправо-влево, продолжайте 30 секунд.

9. Сядьте в позу Лотоса или другую позу со скрещенными ногами. Переплетите все пальцы кроме указательных и вытяните руки вертикально вверх. Сат-крия. С произнесением «Сат» втягивайте живот и выполняйте мула-бандху, с произнесением «Нам» отпускайте замки. После каждого цикла мантры делается короткий вдох. Концентрация внимания на межбровье. Продолжайте 2-3 минуты. В конце сделайте вдох, задержите дыхание на 20 секунд и, выполнив мула-бандху, подтолкните энергию вверх. Сделайте выдох, задержите дыхание на выдохе и с помощью маха-бандхи протяните энергию вверх по позвоночнику.

10. Медитируйте в течение 11 минут.

11. Глубокая релаксация в течение 11 минут.

Дхумавати (Баба Яга)

Очень старая и очень мудрая женщина, которая прошла все стадии жизни, знает суть вещей, чувствует людей по первому взгляду - этот архетип живет во многих русских сказках, в Индии ее зовут Дхумавати. Ее внешний облик не особенно привлекателен, ее суть - предельная честность и ясность.

Мы можем обращаться к этому образу, когда хотим честно признаться себе в своих глубинных желаниях, а также определить дальнюю перспективу жизненных решений. Известная всему миру йогиня Индра Деви (наша соотечественница) дожила до возраста Дхумавати (103 года). Путешествуя по всему миру, она учила йоге в легкой, полной юмора манере. В 92 года она была в Москве и поразила всех, когда с легкостью «взлетев» на сцену, научила Кирилла Молчанова стойке на голове за пару минут.

Укрепляя кости и суставы, представляя себе дальние перспективы жизни, мы даем себе возможность дожить до преклонных лет, обретая больший смысл, честность по отношению к себе и непреходящую радость.

Божественные Архетипы Земной Женщины

Все Богини, о которых вы прочтете на этой страничке - это женские архетипы, истолкованные на понятном нам, русичам, мировоззрении, которые транслируют свою божественную суть в наших земных женщинах. Это основные женские энергии, проявленные в этом мире. Это образы проявления божественной Природы Мироздания. И все они в той или иной степени присутствуют в каждой женщине. В реально живущей на Земле женщине, присутствует ведущий архетип как главная сила, безсознательно ведущая её по жизни.

Дорогие женщины, многие из вас, изучив тщательно себя, вы найдете ответы на свои некоторые вопросы. Например, "почему мне мало семьи и детей?", "почему я порою ненавижу всех мужчин?", "почему я не хочу детей", "ну отчего я такая медлительная?" и на многие-многие другие темы своего характера вы найдете ответы. Кроме того, те женщины, которые воспитывают дочерей, найдут много полезных рекомендаций по правильному воспитанию своей дочки. А может быть, в ком-то вы узнаете свою маму, бабушку, сестру, тётю, подругу... И близкий человек вам станет более понятен, его мотивы поведения и вообще его жизнь. Поняв её или свой характер, вы, возможно, наконец, перестанете осуждать её и себя.

Сначала внимательно прочтите все четыре статьи. Пока не спешите себя относить к тому или иному архетипу. Наблюдайте за собой в течение некоторого времени. Потом снова прочтите описания земных женщин Богинь. Прислушивайтесь к себе, читая описания, что откликается, что было уже в вас когда-то, а что вы чувствуете в себе как потенциал. Только будьте честны с собой. Не всегда просто признать и принять свои те черты в характере, которые нам не очень нравятся. Однако, будьте откровенны наедине с собой.

Чистые женские архетипы встречаются достаточно редко. Гораздо чаще мы встречаем женщин, проявляющих преимущественно какой-то один архетип, но в тех или иных условиях демонстрирующих поведение, соответствующее другому архетипу. Четыре архетипа - это четыре различных вида женских энергий, которые существуют в нашем пространстве. Вместе они составляют некий идеальный образ земной женщины.

В чем же смысл ведущего архетипа женщины? В том, что на всю жизнь энергии этого архетипа будут для вас наиболее приемлемы. Это глубинные, сокровенные энергии всего вашего существа. Вы должны их хорошо знать и уметь использовать. Эти энергии даны самой природой, они никогда не подведут. Зная себя, женщина становится счастливой. Она начинает лучше понимать себя, свою душу и понимать, что ей действительно нужно в этой жизни.

Благодаря пониманию своего ведущего архетипа, вы будете знать, какие основные трудности ждут вас в жизни, что у вас плохо получается и какие ошибки вы можете совершать. Хорошо обдумав свои сильные и слабые стороны, примите эту данность за основу. На этом понятном для вас и поэтому достаточно устойчивом фундаменте теперь вы сможете строить и себя, и свое счастье, обходя подводные камни.

А ощущение счастья приходит тогда, когда мы начинаем понимать себя, принимать себя и перестаем спорить с собой.

В добрый Путь!