Можно ли татарам жить без никаха. "то, что разрешено аллахом, не может быть запрещено женщиной"

Аллах Всевышний сказал в Священном Коране:

لاَ تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللهِ إِنَّ اللهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا
إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«Не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он - Прощающий, Милостивый». (Аз-Зумар, 39/53)

«До вас был один народ, среди которого жил человек, убивший девяносто девять людей. Однажды он стал расспрашивать людей о самом знающем ученом среди них. Ему указали на одного монаха. Он направился к нему и, придя, сказал:

– Я убил девяносто девять человек, будет ли принято мое покаяние?

Монах ответил ему, что его покаяние не будет принято. Услышав такое, он, не раздумывая, убил монаха. Число его жертв достигло ста. Через некоторое время он снова стал искать большого ученого, чтобы получить у него совет. И ему указали на одного великого ученого, к которому он сразу же отправился. Придя к нему, он спросил:

– Я убил сто человек, будет ли принято мое покаяние?

Ученый ответил:

– Да, ничто не может быть препятствием для твоего покаяния. Иди в такую-то местность, люди там поклоняются Аллаху. Оставайся там жить и вместе со всеми поклоняйся Ему. На родину не возвращайся, ибо это плохое место.

Получив наставление ученого, он отправился в путь, но на полдороги его настигла смерть. Ангелы милости и Ангелы мучения начали спорить между собой об его участи. Первый ангел сказал:

– Он пришел сюда, совершив искреннее покаяние.

Другой говорил:

– Этот человек не сделал ничего хорошего.

Во время их спора явился Ангел в образе человека, его они взяли судьей, дабы разрешить спор. Ангел посоветовал им измерить расстояние до местностей, откуда тот отправился и куда направлялся. Если умерший окажется ближе к местности, куда направлялся, значит, его заберут Ангелы милости. Они так и сделали. Человек оказался ближе к данной местности, и его унесли Ангелы милости». (Риядус-Салихин)

Последователь сподвижников Пророка – табиин Аббан ибн Айям – передает:

«В Басре я видел похоронную процессию, в которой участвовало всего четыре человека. Я очень удивился, что в таком большом городе всего четыре человека участвуют в погребальном намазе – джаназа. Я решил, что буду пятым, и примкнул к ним. После того, как умершего похоронили, я увидел неподалеку радостно улыбающуюся женщину. Я спросил о причине ее радости. Она ответила:

«Это мой сын. Он совершал всевозможные грехи. Недавно он заболел и три дня пролежал, не вставая с постели. А сегодняшним утром он завещал мне:

«О моей смерти никому не говори, все равно никто не придет, а будут только радоваться моей смерти. На этом кольце напиши Исламские свидетельства – шахаду, положи в мой саван. Быть может, Всевышний Аллах смилуется надо мной. Потом наступи на мое лицо и скажи:

«Таково наказание тем, кто ослушался и пошел против повелений Аллаха».

После того, как захороните меня, подними руки и прочитай молитву-дуа:

«О Аллах! Я довольна моим сыном, и Ты будь доволен им».

Так он завещал. После его смерти я выполнила все, как он просил. А сейчас, когда я прочитала молитву-дуа, то услышала голос моего сына: «Мамочка! Я предстал перед Господом, который бесконечно Щедр и Милостив к мусульманам, и не скупой», поэтому я и улыбнулась». (Аль-Хикам Аль-Атаиль)

«Однажды жарким летом возле торговой лавки, взяв ребенка за руку, один человек прокричал в толпу:

– Кто потерял этого ребенка?

Из толпы выбежала женщина и, подойдя к ребенку, взяла его на руки и обняла. Она прижала его к груди, закрыв собой от палящего солнца, и воскликнула:

– О, дитя мое!

Окружающие, видя все это, прослезились. Подошел Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), ему рассказали обо всем, что здесь произошло. Выслушав, он сказал:

– Вас удивила милость и сострадание этой женщины к своему ребенку. Но Всевышний Аллах еще более милостив ко всем вам!»

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«У Аллаха есть сто милостей, из которых только одну Он ниспослал на землю. Чувство милосердия и сострадания, которое проявляют друг к другу люди, джинны, птицы и дикие животные – все это проявление только одной милости Аллаха, ниспосланной на землю. Девяносто девять милостей Аллах оставил для последующей вечной жизни, ими Он проявит милость к Своим рабам». (Муслим)

Кассама бин Зубай передал:

«Однажды Пророк Ибрахим (алейхис салям) подумал, что он самый милосердный из людей. В этот момент Аллах вознес его над землей, дав ему возможность увидеть деяния и состояние Своих рабов. Увидев происходящее, Пророк Ибрахим (алейхис салям) тотчас же прочитал молитву-дуа:

– О Аллах! О мой Господь, уничтожь их!

Всевышний Аллах ответил ему:

– О Ибрахим! Я милостивее тебя. А сейчас спускайся, быть может, они оставят непослушание и покаются».

Али ибн Абу Талиб (радыйаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказывал:

«Когда Всевышний показывал Ибрахиму небеса и землю, тот увидел человека, который шел против повелений Аллаха. Ибрахим (алейхис салям) попросил Аллаха уничтожить его. Затем он увидел другого грешника и также молил Господа об его уничтожении. Оба человека умерли. Чуть позже он вновь увидел неповинующегося человека и снова проклял его и молил уничтожить. Этот человек тоже умер. Таким образом погибло несколько человек. Тогда Всевышний Аллах ниспослал откровение:

– О Ибрахим! Несомненно, ты человек, мольбы которого принимаются. Не проси об уничтожении Моих рабов! Потому что существуют три особенности:

1. Когда раб совершает покаяние, оно принимается Мною.

2. Возможно, из потомства этих людей выйдет поколение, которое не будет забывать Меня.

3. В Судный день эти рабы будут прощены или наказаны Мною».

Сад бин Биляль рассказывал:

«В Судный день Всевышний Аллах прикажет привести из огня Ада двух человек, пребывавших там из-за содеянных ими грехов. Когда они предстанут перед Аллахом, Он скажет:

– Я никого не угнетаю. Вы получаете наказание за содеянное вами.

Сказав это, Аллах велит вернуть их обратно в Ад. Один из них пойдет быстро, а другой – медленно и тяжело, как будто не желая идти. Аллах прикажет вернуть их и спросит:

– Почему один из вас идет быстро, а другой медленно?

Тот, кто шел быстро, скажет:

– Я не хотел и здесь ослушаться Твоего приказа, поэтому и пошел так быстро.

А другой ответит:

– Я очень хорошего мнения о Тебе. И я шел медленно, потому что думал, что один раз выведя меня из Ада, второй раз Ты меня туда не введешь.

Всевышний Аллах скажет:

– Я простил вас обоих, ступайте прямо в Рай!»

Анас (радыйаллаху анху) передал слова Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям):

«В Судный день будет сказано:

– О община Пророка Мухаммада! Я простил вам то, что вы должны Мне. Вы тоже простите друг друга. И по милости Моей войдите в Рай!» (Ихья улюмуд-дин)

Раб должен испытывать страх и умолять о помиловании, должен надеяться на прощение и милость Аллаха Всевышнего. Боясь недовольства и наказания Аллаха, он должен избегать совершения грехов, быть внимательным к тому, что является запретным, а что дозволенным. Испытывать страх – это значит бояться недовольства и наказания Аллаха Великого. Умолять о помиловании – это значит надеяться на милость и уповать на прощение Всевышнего Аллаха. Страх и надежда как два крыла для человека.

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لاَ تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللهِ إِنَّ اللهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«О Мои рабы, которые совершили грехи, переступив границу дозволенного! Не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он - Прощающий, Милостивый». (Аз-Зумар, 39/53)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует ) сказал:

«Если Аллах желает своему рабу блага, то он ускоряет возмездие за его грехи в этой жизни, а если он желает своему рабу зла, то удерживает то, что полагается ему за его грех, до тех пор, пока он не получит сполна в Судный День» (Ат-Тирмизи) .

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует ) сказал: «Бедствия не перестанут постигать раба божьего до тех пор, пока он не будет идти по земле, будучи свободным от всех грехов».

Беды очищают человека от грехов и побуждают к терпению, за которое мусульманин также получает награду. Бедствия призывают человека возвратиться к Аллаху, покаяться и смириться перед Ним, отвернуться от творений и обратиться к Творцу.

Если же Аллах возжелает человеку зла, то Он оставляет его и не наказывает в этом мире, чтобы он предстал пред своим Господом в Судный День, утопая в грехах, и тогда Всевышний накажет его так, как он того достоин.

Человек, которого постигло горе или бедствие должен терпеливо относиться к невзгодам, надеяться на милость Аллаха, хорошо думать о своём Господе, стремиться к Его награде. Истинный мусульманин никогда не будет проявлять недовольства и гнева. Во всем, что предопределено для мусульманина Аллахом заключена великая мудрость и польза. Это может быть болезнь, смерть близких людей, утрата имущества, сплетни о его чести и достоинстве или другое. Если человек несмотря ни на что остается благодарным своему Творцу, терпеливо переносит страдания, совершает благие дела, то Всевышний возвышает его степень и прощает его грехи. В награду за все это Аллах может даровать человеку Рай.

Великий Аллах сказал: «Сегодня Я вознаградил их за то, что они проявили терпение. Воистину, они являются преуспевшими». (23.Аль-Муминун: 111)

Ни один мусульманин не сможет избежать испытаний, предписанных ему Всевышним. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кому Аллах желает блага, тому Он дает испытания». (Аль-Бухари). Так как даже Пророков Аллаха (да благословит их Аллах и приветствует) постигали самые трудные и великие бедствия.

Люди в этом мире оказываются в двух положениях:

Во-первых, человек может быть испытан благополучием. И тогда будет видно, как он благодарит Аллаха,

Во-вторых, он может быть испытан бедами. И тогда будет видно, как он проявляет терпение.

Всевышний Аллах может подвергнуть человека тяжелым испытаниям. Например, наслать на своего раба болезнь или забрать единственного ребенка. Или могут произойти какие то другие бедствия. Тем самым Творец ускоряет наказание за грехи при жизни человека, очищают его от грехов. Если человек в этом мире получит возмездие за грехи, то встретит Аллаха, будучи чистым и непорочным, потому что бедствия и невзгоды уже омыли его душу. Поэтому даже в последний момент некоторым людям дается очень тяжёлая смерть. Тем самым Всевышний дает возможность человеку очиститься перед входом в иной мир. Это милость Аллаха к своим рабам. Ведь любые беды этого бренного мира незначительны по сравнению с наказанием Мира Вечного.

لاَ تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللهِ إِنَّ اللهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا
إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«Не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он - Прощающий, Милостивый». (Аз-Зумар, 39/53)

«До вас был один народ, среди которого жил человек, убивший девяносто девять людей. Однажды он стал расспрашивать людей о самом знающем ученом среди них. Ему указали на одного монаха. Он направился к нему и, придя, сказал:

– Я убил девяносто девять человек, будет ли принято мое покаяние?

Монах ответил ему, что его покаяние не будет принято. Услышав такое, он, не раздумывая, убил монаха. Число его жертв достигло ста. Через некоторое время он снова стал искать большого ученого, чтобы получить у него совет. И ему указали на одного великого ученого, к которому он сразу же отправился. Придя к нему, он спросил:

– Я убил сто человек, будет ли принято мое покаяние?

Ученый ответил:

– Да, ничто не может быть препятствием для твоего покаяния. Иди в такую-то местность, люди там поклоняются Аллаху. Оставайся там жить и вместе со всеми поклоняйся Ему. На родину не возвращайся, ибо это плохое место.

Получив наставление ученого, он отправился в путь, но на полдороги его настигла смерть. Ангелы милости и Ангелы мучения начали спорить между собой о его участи. Первый ангел сказал:

– Он пришел сюда, совершив искреннее покаяние.

Другой говорил:

– Этот человек не сделал ничего хорошего.

Во время их спора явился Ангел в образе человека, его они взяли судьей, дабы разрешить спор. Ангел посоветовал им измерить расстояние до местностей, откуда тот отправился и куда направлялся. Если умерший окажется ближе к местности, куда направлялся, значит, его заберут Ангелы милости. Они так и сделали. Человек оказался ближе к данной местности, и его унесли Ангелы милости». (Риядус-Салихин)

Последователь сподвижников Пророка – табиин Аббан ибн Айям – передает: «В Басре я видел похоронную процессию, в которой участвовало всего четыре человека. Я очень удивился, что в таком большом городе всего четыре человека участвуют в погребальном намазе – джаназа. Я решил, что буду пятым, и примкнул к ним. После того, как умершего похоронили, я увидел неподалеку радостно улыбающуюся женщину. Я спросил о причине ее радости. Она ответила: «Это мой сын. Он совершал всевозможные грехи. Недавно он заболел и три дня пролежал, не вставая с постели. А сегодняшним утром он завещал мне: «О моей смерти никому не говори, все равно никто не придет, а будут только радоваться моей смерти. На этом кольце напиши Исламские свидетельства – шахаду, положи в мой саван. Быть может, Всевышний Аллах смилуется надо мной. Потом наступи на мое лицо и скажи: «Таково наказание тем, кто ослушался и пошел против повелений Аллаха». После того, как захороните меня, подними руки и прочитай молитву-дуа: «О Аллах! Я довольна моим сыном, и Ты будь доволен им». Так он завещал. После его смерти я выполнила все, как он просил. А сейчас, когда я прочитала молитву-дуа, то услышала голос моего сына: «Мамочка! Я предстал перед Господом, который бесконечно Щедр и Милостив к мусульманам, и не скупой», поэтому я и улыбнулась». (Аль-Хикам Аль-Атаиль)

«Однажды жарким летом возле торговой лавки, взяв ребенка за руку, один человек прокричал в толпу:

– Кто потерял этого ребенка?

Из толпы выбежала женщина и, подойдя к ребенку, взяла его на руки и обняла. Она прижала его к груди, закрыв собой от палящего солнца, и воскликнула:

– О, дитя мое!

Окружающие, видя все это, прослезились. Подошел Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), ему рассказали обо всем, что здесь произошло. Выслушав, он сказал:

– Вас удивила милость и сострадание этой женщины к своему ребенку. Но Всевышний Аллах еще более милостив ко всем вам!»

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «У Аллаха есть сто милостей, из которых только одну Он ниспослал на землю. Чувство милосердия и сострадания, которое проявляют друг к другу люди, джинны, птицы и дикие животные – все это проявление только одной милости Аллаха, ниспосланной на землю. Девяносто девять милостей Аллах оставил для последующей вечной жизни, ими Он проявит милость к Своим рабам». (Муслим)

Кассама бин Зубай передал: «Однажды Пророк Ибрахим (алейхис салям) подумал, что он самый милосердный из людей. В этот момент Аллах вознес его над землей, дав ему возможность увидеть деяния и состояние Своих рабов. Увидев происходящее, Пророк Ибрахим (алейхис салям) тотчас же прочитал молитву-дуа:

– О Аллах! О мой Господь, уничтожь их!

Всевышний Аллах ответил ему:

– О Ибрахим! Я милостивее тебя. А сейчас спускайся, быть может, они оставят непослушание и покаются».

Али ибн Абу Талиб (радыйаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказывал: «Когда Всевышний показывал Ибрахиму небеса и землю, тот увидел человека, который шел против повелений Аллаха. Ибрахим (алейхис салям) попросил Аллаха уничтожить его. Затем он увидел другого грешника и также молил Господа об его уничтожении. Оба человека умерли. Чуть позже он вновь увидел неповинующегося человека и снова проклял его и молил уничтожить. Этот человек тоже умер. Таким образом погибло несколько человек. Тогда Всевышний Аллах ниспослал откровение:

– О Ибрахим! Несомненно, ты человек, мольбы которого принимаются. Не проси об уничтожении Моих рабов! Потому что существуют три особенности:

1. Когда раб совершает покаяние, оно принимается Мною.

2. Возможно, из потомства этих людей выйдет поколение, которое не будет забывать Меня.

3. В Судный день эти рабы будут прощены или наказаны Мною».

Сад бин Биляль рассказывал: «В Судный день Всевышний Аллах прикажет привести из огня Ада двух человек, пребывавших там из-за содеянных ими грехов. Когда они предстанут перед Аллахом, Он скажет:

– Я никого не угнетаю. Вы получаете наказание за содеянное вами.

Сказав это, Аллах велит вернуть их обратно в Ад. Один из них пойдет быстро, а другой – медленно и тяжело, как будто не желая идти. Аллах прикажет вернуть их и спросит:

– Почему один из вас идет быстро, а другой медленно?

Тот, кто шел быстро, скажет:

– Я не хотел и здесь ослушаться Твоего приказа, поэтому и пошел так быстро.

А другой ответит:

– Я очень хорошего мнения о Тебе. И я шел медленно, потому что думал, что один раз выведя меня из Ада, второй раз Ты меня туда не введешь.

Всевышний Аллах скажет:

– Я простил вас обоих, ступайте прямо в Рай!»

Анас (радыйаллаху анху) передал слова Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям): «В Судный день будет сказано:

– О община Пророка Мухаммада! Я простил вам то, что вы должны Мне. Вы тоже простите друг друга. И по милости Моей войдите в Рай!» (Ихья улюмуд-дин)

Раб должен испытывать страх и умолять о помиловании, должен надеяться на прощение и милость Аллаха Всевышнего. Боясь недовольства и наказания Аллаха, он должен избегать совершения грехов, быть внимательным к тому, что является запретным, а что дозволенным. Испытывать страх – это значит бояться недовольства и наказания Аллаха Великого. Умолять о помиловании – это значит надеяться на милость и уповать на прощение Всевышнего Аллаха. Страх и надежда как два крыла для человека.

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لاَ تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللهِ إِنَّ اللهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«О Мои рабы, которые совершили грехи, переступив границу дозволенного! Не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он - Прощающий, Милостивый». (Аз-Зумар, 39/53)

Семейные отношения согласно шариату – это на сегодняшний день очень эффективный институт демонстрации предпочтительности исламского образа жизни. Закон Всевышнего Аллаха, как это известно, придаёт браку огромное значение. При соответствующих намерениях супружеские отношения являются поклонением Всевышнему. Будут ли они таковыми, если началом этих отношений явится тайный никах?

Аллах говорит в Коране (смысл): «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (Сура «Римляне», аят 21). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «… и даже ваша близость с женой – это садака (милостыня)!» Сподвижники спросили: «О посланник Аллаха, разве за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит свою страсть, он получит награду?!» Он ответил: «Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто сделает это запретным образом? Точно так же, если он сделает это дозволенным образом, ему достанется награда!» (Муслим).

Мусульманин и мусульманка, вступая в брак, знают, что соблюдение обязанностей и соответствующее отношение к супругу является частью модели их поведения, образа жизни, частью религии, за исполнение которой они получают награду у Аллаха. Поэтому мы можем наблюдать, как обычная исламская молодёжь, вступающая в брак без пышных торжеств и церемоний, не имея большого достатка, создаёт крепкие и дружные семьи, в то время как роскошные свадьбы многих молодожёнов, кортежи которых становятся причиной больших пробок на дорогах, не заканчиваются ничем, кроме скорого развода и неприятного процесса возвращения дорогих подарков.

Конечно, различного рода семейных проблем хватает и у исламской молодёжи. Во многом это связано с тем, что в ислам, как образ жизни, сегодня входит огромное количество людей, зачастую неспособных немедленно расстаться с понятиями, с которыми они жили всю жизнь. Или, проще говоря, это во многом связано с отсутствием общей исламской культуры.

К сожалению, сегодня и среди мусульман нередко можно увидеть довольно несерьёзное отношение к браку. Зачастую молодой человек хочет получить все прелести семейной жизни, сложив с себя обязательную при этом ответственность. Шариат во многих случаях в принципе допускает отказ от своих прав, однако люди должны чётко отдавать себе отчёт в том, на что они идут, и думать не только о формальной правовой оценке тех или иных действий, но и о том, что за ними может последовать.

Одной из проблем мусульман в окружающем нас обществе, касающихся семейных отношений, является тайный никах (скрытый брак). В большинстве случаев тайную женитьбу оправдывают сложной ситуацией, тогда как на самом деле проблема лишь в несерьёзном подходе мужчины.

Положение тайного брака в шариате

Под тайным браком понимаются разные явления, которые имеют разные шариатские оценки. Обязательным условием действительности брака является участие опекуна невесты, который выдаёт её замуж, и наличие двух свидетелей. Таким образом, «брак», скрытый от всех (то есть брак без опекуна и свидетелей), является обычным прелюбодеянием. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет никаха (брака), кроме как при опекуне» (Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджа). Также передаётся, что он сказал: «Нет никаха, кроме как при опекуне и двух справедливых свидетелях, а если он был заключён без этого, то он является недействительным» (Ибн Хиббан). Также упоминание обязательности присутствия свидетелей передаётся от сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Вопрос же стоит относительно брака, в котором соблюдены упомянутые обязательные условия, однако он не предан огласке.

Относительно действительности такого брака у учёных есть разногласия. Маликиты и некоторые ханбалиты считают обнародование обязательным условием брака. Большинство же учёных считают действительным брак, в котором были соблюдены условия, связанные с опекуном и свидетелями, даже если он не был обнародован.

Реальность

Действительно, иногда могут возникать ситуации, в которых огласка брака может принести вред семье. Однако если мужчина вообще не собирается оглашать брак, противится заведению детей (на что не имеет права без согласия жены) и не соблюдает свои обязанности по отношению к жене, это должно наводить на определённые мысли.

Ситуация усложняется, когда посредством скрытого брака мужчина берёт вторую жену. Сегодня эта сунна для многих, к сожалению, стала лишь модой, за которой они забывают об ответственности.

Если раньше институт многожёнства в окружающем обществе был не так сильно распространён, по причине чего супруги опасались общественного порицания, то сегодня эта проблема потихоньку сходит на нет. Когда одного из обладающих шариатскими знаниями человека в Дагестане спросили о том, кто берёт вторую жену, скрывая свой брак от родителей и общества по причине страха перед их порицанием, он ответил, что такому человеку не стоит пока жениться второй раз. Ведь если мужчина не готов вынести порицание законного и даже желательного с точки зрения шариата поступка, то нет никаких гарантий, что он готов полноценным образом поддерживать новые семейные отношения. За подобными браками, как правило, следуют …

…неприятные последствия:

1. В первую очередь тайный никах противоречит Сунне. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оглашайте брак» (Ахмад, Ибн Хиббан).

2. Возможные сплетни и задевание чести женщины, к которой приходит посторонний ей, на взгляд соседей и общества, мужчина.

3. Проблемы с заведением детей, что является одной из главных целей брака.

4. Возможность попрания прав детей и жены, как установление родства, получение наследства (в случае смерти) и т. п.

5. По одному из мнений учёных, такой брак вообще не считается действительным.

Поэтому каждой мусульманке, которой предлагают тайный никах, следует серьёзно подумать, перед тем как ответить на это предложение. И если жених изначально говорит, что вообще не собирается оглашать брак и тем более не собирается заводить детей, то на это не следует соглашаться. Поскольку в таком случае есть опасения, что жить такой брак будет недолго.

Пусть Всевышний Аллах увеличит знания, понимание и ответственность мусульман. Амин.

Больши нство так называемых «этнических» мусульман обладают крайне скудной информацией о том, что такое никах и к чему он обязывает. Слабое представление у многих также о самой процедуре вступления брак в исламе – правилах и условиях его заключения. Команда проекта сайт решила разъяснить, как следует скреплять семейные узы, согласно Шариату.

Что такое никах

Фактически, если уж совсем упрощать все нюансы, то никах (никях)представляет собой брачный контракт (договор) между мужчиной и женщиной.

В доисламские времена, т.е. в эпоху джахилии, арабы практиковали различные формы бракосочетания: , брак после выкупа, по наследству, после военных действий (когда женщина захватывалась как трофей). Заключительный посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.) реформировал этот институт таким образом, чтобы он учитывал интересы всех сторон брачных отношений.

В настоящее время процессуально никах в исламе представляет собой три идущих друг за другом компонента:

  • предложение со стороны жениха;
  • принятие со стороны невесты;
  • согласие, которое даёт доверенное лицо девушки, коим может выступать её отец, старший брат или иной попечитель.

Если речь идёт о повторном браке, то своё согласие может дать доверенное лицо, которое не состоит с женщиной в родственных отношениях. Главное – чтобы этот человек исповедовал ислам. Такой формат обычно применяется в случае, если мусульманин собирается жениться на немусульманке.

Когда мусульманка выходит замуж не в первый раз, наличие опекуна необязательно.

Условия никаха

Жених и невеста, решившие создать семью, должны достичь совершеннолетия (в исламской ) и обладать рассудком. В общем, они должны быть адекватными и готовыми к взрослой жизни, отдавать себе отчет в том, какую ответственность возлагает на человека семейная жизнь.

Существует несколько условий, без соблюдения которых брак в исламе не будет считаться состоявшимся:

1. Махр – свадебный подарок невесте от жениха. Его не стоит путать с калымом, который представляет собой среднеазиатскую традицию «выкупа» девушки у её семьи. То есть в случае калыма деньги передавались не девушке, а её отцу или иному опекуну. Важно то, что под махром не подразумевается обязательно денежный подарок. Им может быть и что-то нематериальное, но обладающее ценностью. Так, например, известен хадис, в котором Пророк Мухаммад (с.г.в.) призывает одного из своих сподвижников жениться даже при отсутствии необходимых для этого финансовых ресурсов. Махром в этом случае выступили суры из Корана, которые знал этот сахаб и собирался обучить им свою невесту, не знавшую текста Священной Книги. В любом случае сам по себе является обязательным элементом никаха, что отражено в Писании:

2. Мужчина-мусульманин может жениться на представительнице «людей Писания» (под ними подразумеваются иудеи, сабеи, христиане), но ему запрещено брать в жёны атеистку или многобожницу. Мусульманке, в свою очередь, нельзя выходить замуж за представителя любой другой религии, кроме ислама, и тем более – за атеиста.

3. Произнесение формулы на арабском языке. Она крайне простая: слово «завваджту» для невесты и «кабилту» – для жениха. Однако следует избегать временного перерыва между этими высказываниями, иначе никах будет недействительным.

4. Присутствие опекуна или доверенного лица. Насчёт этого пункта в суннитском исламе наблюдаются разногласия между разными богословскими школами. Ханафитские учёные полагают, что доверенное лицо для невесты совсем не нужно, даже если речь идёт о самом первом браке. Маликиты, шафииты и ханбалиты считают немного иначе и говорят, что опекун необходим для самого первого брака. В случае и повторного замужества женщина может обойтись без доверенного лица.

5. Наличие свидетелей. Ими могут быть, как минимум, либо двое мужчин, либо один мужчина и две женщины. Богословы-ханафиты отмечают, что если свидетелями на церемонии никаха выступают исключительно женщины, то такой брак нельзя считать состоявшимся. При этом в рамках ханафитского мазхаба отсутствует требование к тому, чтобы свидетели были «заслуживающими доверия», в отличие от шафиитской и ханбалитской школ.

Порядок заключения брака у мусульман

Никах читает, как правило, имам мечети или другой человек, который обладает достаточными знаниями в разных областях исламских наук. Каких-то специальных требований к этой персоне Шариат не возлагает, ведь куда важнее соблюдение условий никаха, таких как наличие свидетелей. Роль имама сводится к освидетельствованию, а также чтению Корана и проповеди с наставлением провести семейную жизнь в соответствии с исламом. Иногда даже выдаётся сертификат, который, впрочем, никакой юридической силы не имеет – «доказательной базой» факта заключения брака, в случае чего, будут служить показания свидетелей.

В некоторых местностях уже стало традицией совмещение обряда никаха со свадебными гуляниями (естественно, без алкоголя и иного харама), во время которых нередко можно услышать исламские песнопения (). На такие мероприятия приглашается тамада (ведущий), который развлекает присутствующих, проводит конкурсы, даёт слово гостям свадьбы для поздравлений. Жених и невеста надевают специальную праздничную одежду. Конечно, это лишь модные тенденции, в которые пытаются загнать исламское право. Никто не настаивает на проведении такой церемонии. Гораздо важнее то, как супруги будут жить вместе дальше.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что вопросы брака в исламе имеют множество граней, которые отличаются от одного богословско-правового направления к другому. Это ещё раз подтверждает, что к никаху необходимо подходить ответственно.