Моделей расцветок что позволит вам. Последовательность покраски моделей авиации и бронетехники

В ходе многочисленных войн, заполнивших историю человечества, постоянно решался вопрос невидимости - как укрыться от противника, оставаясь активным на поле боя, не лишаясь подвижности? Решение этого вопроса пришло к концу XIX века, когда яркие мундиры армий стали сменяться серыми и зелеными, цвета “хаки” одеждами. Уже к началу Второй мировой войны специалисты выработали основные принципы формирования камуфляжа, а именно:

    не столько спрятаться, сколько размыть очертания

    затруднить противнику целостное восприятие цели, ее идентификацию

    максимально отдалить момент, когда противник сможет оценить расстояние до цели, направление и скорость ее движения

    исказить контуры и масштабы объекта в глазах противника

    максимально вписать объект в окружение, используя размытые цветовые формы или искажающие картинку элементы.

Были разработаны схемы камуфляжа для различных видов местности, характера движения цели и разных типов машин и самолетов. Сформировались системы нанесения окраски в определенных направлениях и под углами, препятствующими опознаванию формы цели и направлению движения.

Камуфляж в моделизме

Все эти приемы и техники нашли свое отражение в стендовом моделизме - каждый любитель стремиться к максимально точной передаче деталей и внешнего вида оригинала. При нанесении камуфляжа мы сталкиваемся с массой проблем, начиная от самой простой - границы цветов не должны быть четко прорисованными.

Для правильного нанесения камуфляжной раскраски на модель танка и самолета можно прибегнуть к нескольким приемам:

    нанесение краски аэрографом - требует овладения навыками, наличия устройства и отсутствия реакции на красители, аллергии у самого моделиста и окружающих

    нанесение краски кистью - снова навыки, точность разведения краски, умение терпеливо укладывать слой за слоем, дожидаясь высыхания

    использование пластилина и фольги - с их помощью создаются границы цветов

    использование тампонов, как средства наиболее аккуратного наложения краски

    использование абразивов из числа косметических средств для ухода за ногтями - они дают отличной зашлифовки без повреждения основного слоя.

Список можно продолжать бесконечно долго…

Автор этой статьи, много лет увлекающийся моделизмом перепробовал все методы. И не нашел ни одного, который полностью исключал бы все проблемы. Эффект достигается только при грамотном комбинировании приемов и адском терпении, иногда - за счет переделки уже почти готовой модели!

Самой сложной проблемой оставалось создание самой формы раскраски и устранения “ступеньки” - выступа, который возникает на границе двух цветов Приспособиться удалось, освоив работу с аэрографом, который дает размытую границу, и наложение пищевой прозрачной пленки на период нанесения основного цвета. Много дало использование тампонов из мелкоячеистого поролона, разведение красок и мягкие кисти. Иногда удавалось сформировать границу цветов, нанося на готовую часть тонкий слой растительного масла. Учтите, что смыть его бывает довольно трудно!

Совет: экспериментируйте, и будет вам удача…

Маски для моделей в магазине A-Model позволят вам нанести на готовые изделия исторически верный камуфляж по отлично сделанным шаблонам! Наши консультанты подскажут, какого типа маска подойдет для разных красителей, как правильно использовать источники, в которых рассказано о камуфляже и его использовании в вооруженных силах мира.

Рекомендуем использовать готовые маски для модели и осваивать технические приемы для преодоления сложностей - мечта каждого моделиста остается прежней, мы стремимся к максимальной точности, отлично понимая, насколько это бывает трудно!

Задача масштабирование схем окраски модели возникает практически сразу после выбора прототипа и ставит своей целью достижение максимального сходства и исторической достоверности модели. Форма и расположение камуфляжных пятен является плодом работы целых институтов, разрабатывающие стандарты окраски техники для снижения ее заметности. Поэтому камуфляж, сделанный «на глаз», может отрицательно сказаться на общей оценке модели в глазах искушенного зрителя.

Опробовав несколько способов нанесения камуфляжа, неоднократно описанных в Сети, для себя я выработал метод, который и собираюсь Вам продемонстрировать на примере окраски модели советского истребителя Ла-5 ФН, хотя думаю что он вполне применим и на БТТ. На авторство не претендую, так как все элементы и технологические операции взяты из открытых источников. Текста будет немного, поскольку старался отразить основные моменты на фотографиях.

Итак, для нанесения камуфляжных пятен, по форме максимально приближенных к типовым, нам понадобятся:

  1. Образец камуфляжа, который мы будем воспроизводить. Это может быть как инструкция по окраске, данная производителем модели, так и фото прототипа, позволяющее полностью увидеть пятна и их конфигурацию. Я буду использовать схему окраски самолета лейтенанта Крамаренко, которую предлагает «Звезда» в инструкции по сборке и окраске модели.
  2. Линейные размеры модели. Как правило их указывает производитель на коробке. Для Ла-5 ФН в масштабе 1/48 длина модели составляет 18 см, размах крыльев 20 см.
  3. Сканер и принтер, подключенный к компьютеру, или копировальный аппарат с функцией увеличения изображения.
  4. ПО для обработки графических файлов. Я буду использовать FastStone Image Viewer — бесплатная программа с набором необходимых функций. В принципе, подойдет практически любой графический пакет, к которому вы привыкли, и который умеет обрезать изображение и изменять его размер.
  5. Калька либо аналогичная бумага, обладающая как прозрачностью, так и стойкостью к жидкостям, линейка, калькулятор, ножницы, простой карандаш, канцелярский пластелин (канцелярский в отличие от обычного не оставляет жирных следов и без последствий снимается с любых поверхностей).

Когда материалы и информация собраны, а планер загрунтован и подготовлен к окраске, можно приступать.

1.Расчет коэффициента пересчета

Как правило, изображения образцов камуфляжа имеют меньшие линейные размеры, чем модель, на которую необходимо их перенести.

Для определения коэффициента увеличения можно воспользоваться следующей формулой:

Кп = (Lм / Lпр) * 100%, где

Кп- коэффициент пересчета;

Lм — линейный размер модели;

Lпр — линейный размер, снятый с источника.

Зная длину фюзеляжа «Звездовской» модели (18 см), и измерив соответствующую длину по инструкции (8,5 см), легко получить искомый коэффициент:

Кп = (18 / 8,5) * 100% = 212 %

Этот коэффициент справедлив для увеличения длины.

Но в размеры боковика и вида сверху в инструкции разные. Следовательно и расчет для вида сверху будет несколько иным:

Кп = (20 / 5,5)*100% = 364 %

2.Сканируем инструкцию для последующей обработки.

Обладателям копира с функцией увеличения достаточно сделать ксерокопию источника с увеличением на рассчитанную ранее величину Kп и сразу перейти к п.4.

Владельцам же сканеров и компьютеров предстоит последующая цифровая обработка изображения. Разрешение сканирования и цветность мне кажутся не принципиальными. Вполне хватает и настроек по-умолчанию для документов.

Сканированный лист инструкции по сборке самолета Ла-5 ФН

3.Обработка изображения

Открываем отсканированное изображение в программе FastStone Image Viewer (или аналогичной, кому как удобнее) и при помощи инструмента Обрезка (горячая клавиша X) отсекаем все лишнее, оставляя лишь интересующий нас фрагмент. В моем случае это боковик и верх самолета лейтенанта Крамаренко.

Выбираем Проценты и вносим значение Кп.

Ввод параметров увеличения изображения для боковика

Печатаем результат.

Проделываем то же самое еще раз для размаха крыльев и печатаем результат

4.Перенос изображения на кальку

Переносим контур планера и форму пятен на кальку, не забывая отмечать различие в цветах (например, штриховкой). Так же имеет смысл сделать пометки для лицевой стороны.

Перенос изображения на кальку

5.Вырезание масок

При помощи ножниц вырезаем контур планера и сами маски по границам цветов.

Вырезаем контур планера и пятна по границам камуфляжа

6.Нанесение масок на модели

Небольшое количество канцелярского пластилина раскатываем в тоненькие колбаски, которые путем выкладывания по контуру, наносим на обратную сторону маски. Устанавливаем маску на место. Цвета наносятся в порядке от светлого к темному.

Колбаска патафикса и крепление масок

Здесь следует отметить, что в зависимости от требуемой степени размытости границы цветов, степень прилегания масок можно регулировать при помощи толщины колбасок.

7.Окраска

После нанесения первого цвета и снятия масок

К достоинствам данного метода следует отнести доступность и дешевизну используемых материалов, а так же простоту изготовления и неплохую точность результатов.

Благодарю за внимание и, как написал один из китайских товарищей, «хэппи моделинг, в самом деле»!

UPD: К недостаткам указанного метода можно отнести потерю точности при переводе избражения. Кроме того, на криволиненых объемных поверхностях (гаргроты, борта и прочее) контуры придется выкладывать вручную применяя знания в начертательной геометрии и вырезая контур по месту.

Купив в первый раз набор для склеивания, и собрав пластиковый «шедевр» строго по инструкции, очень хочется продемонстрировать его всем окружающим и сравнить с другими работами. Как? Естественно через интернет. Но глянув туда видим, что практически все размещенное там окрашено, покрыто пылью и забрызгано грязью и внешне ничего общего с пластиковой игрушкой, что стоит у Вас на полке, не имеет. Естественно, у тех кого «зацепило», возникает много вопросов. Как? Чем? В каком порядке? Информации в сети по вопросам окраски и везеринга огромное количество, но систематизировать ее человеку, для которого слова «прешейдинг», смывка, фильтры и т.д. пустой звук, на первых порах сложно и зачастую непонимание отбивает желание заниматься этим увлекательным хобби.

Дабы минимизировать потери пополнения в армии моделистов, попытаюсь в этой статье дать общее понимание этапов покраски и везеринга стендовых моделей. (Не претендую на 100 % авторство всего, что будет изложено, т.к. данная статья основана на огромном количестве материала полученного из сети, периодических изданий и личного опыта. Поэтому сразу благодарю всех тех, чьи мысли, опыт и практика подсмотренные мной, будут использованы в данном материале.)

Исходя из личного опыта советую всем начинающим моделистам, на первом этапе, не замахиваться на какой-то конкретный прототип, а воспользоваться одной из схем окраски предложенных фирмой производителем, желательно однотонной.

Также, в случае использования схемы предложенной производителем, нет необходимости подбирать краски, их названия и номера цвета уже даны. Такой подход, на первых порах, позволит получить опыт в работе с покрасочными материалами и избежать лишней траты средств на приобретение массы ненужных, на этом этапе, материалов.

Итак, модель куплена, собрана и радуя творца, готовится к обретению неповторимого внешнего вида, а значит можно начинать подготовку и непосредственно покраску модели. Для осуществления задуманного нам будет необходимо пройти следующие этапы:

1. Обезжиривание

Обезжиривать модель необходимо для качественной адгезии грунтовки или краски к поверхности модели. На не обезжиренной поверхности материал может собираться в капли, т.е. неровно ложиться. (нанесите воду на кусок пластика и увидите результат), либо в последствии отслоиться от поверхности, тем самым необратимо испортив готовую модель.

Обезжиривание лучше всего проводить путем отмывания модели старой зубной щеткой обычным «Фэйри» который используется для мытья посуды, либо обработав поверхность кистью со спиртом.

После мытья в «Фейри» модель необходимо промыть под струей теплой воды и тщательно высушить. Спирт высохнет сам и быстро. Процедуру обезжиривания проводить в перчатках и не трогать модель голыми руками.

2. Грунтовка модели

По поводу грунтования модели существует много разных мнений. Для меня лично этого вопроса не существует - ГРУНТОВАТЬ ОДНОЗНАЧНО!

Грунтовка наносится на заранее подготовленную поверхность модели (зачищенную, отшлифованную и обезжиренную). Наносится грунт только из аэрографа или из баллона (ни в коем случае кистью). Помимо подготовки поверхности к нанесению краски, грунтованием выявляют изъяны, возникшие в ходе сборки модели (следы клея, не отшлифованные царапины и т.п.).

Выявленные проблемы решаются путем шлифовки наждачной шкуркой с зернистостью 1200-2500 с водой. После устранения - еще раз нанести на отшлифованные места грунт. Рекомендую грунты в баллонах Tamiya и Mr.Surfacer от Gunze Sangyo. На будущее необходимо иметь в виду, для грунтования пластика, металлов и смолы используются разные грунты.

После грунтования необходимо дать модели просохнуть 24 часа.

3. Базовая покраска

Существует два основных способа покраски моделей, это покраска кистью и покраска аэрографом. Покраска аэрографом дает более качественный результат, однако требует приобретения достаточно дорогого оборудования, а это не всегда это доступно, особенно для юных моделистов. Кисть требует гораздо меньших расходов, но добиться приемлемого результата, на мой взгляд, сложнее.

Но в своей работе моделисты используют оба способа, поэтому освоить кисть крайне важно и необходимо. Краску для покраски кистью, как уже говорилось выше, лучше всего покупать ту которая указана производителем. Если в Вашем регионе данная марка отсутствует, можно подобрать аналог. Консультанты в любом магазине с удовольствием окажут Вам помощь.

Для начинающих советую использовать акриловые краски на водной основе (Tamiya, Gunze Sangyo и др.). Они не имеют резкого запаха и проще отмываются. Необходимо обратить внимание, что есть краски которые производителем сразу подготовлены для использования в аэрографе, например Vallejo серии Model Air. Я такие краски под кисть не рекомендую (слишком жидкие). В базовую покраску также можно включить выкраску камуфляжа, прешейдинг (затемнение углублений и впадин на модели), высветление (выделение более светлым тоном базового цвета выступающих частей модели).

После покраски необходимо дать модели просохнуть 24 часа.

4. Нанести глянцевый лак на места нанесения декалей

Чтобы избежать, так называемого, «серебрения» декалей на поверхности модели (это когда видно подложку), наносить их необходимо на глянцевую поверхность.

Дать просохнуть 12 часов.

5. Нанести декали

При нанесении декалей желательно использовать специальные жидкости, которые позволят «приварить» их к поверхности, а так же позволить декалям стать пластичными в случае нанесения их на неровные поверхности.

Дать просохнуть 12 часов.

6. Нанести глянцевый лак на приклеенные декали

Это необходимо, чтобы защитить их от механических воздействий, а так же выровнять их границы относительно поверхности модели.

Дать просохнуть 12 часов.

7. Покрыть модель матовым или полуматовым лаком

Еще полуматовый лак называют «сатиновым». Эта процедура защищает краску от механических повреждений могущих возникнуть при манипуляциях с моделью, а также подготовит поверхность к нанесению следующих слоев.

Дать просохнуть 24 часа.

8. Нанести на модель корректирующие цвет фильтры

Наносятся они для коррекции цвета модели и придания ей более живого и реалистичного вида. Фильтры являют собой очень жидко разведенную краску в пропорции 5% краски и 95% растворителя. Фильтры изготавливаются из краски отличной от той которая используется для базовой покраски модели, например на акрил хорошо подходит художественное масло.

Наносятся фильтры только на матовую или полуматовую поверхность. Опытные моделисты, как правило фильтры изготавливают сами, но имеется в продаже целая линейка тематезированных фильтров различных производителей (например MIG Productions, Ak interactive и др.), что очень удобно.

Дать просохнуть, минимум 24 часа.

9. Покрасить или приклеить

…покрашенный ранее шанцевый инструмент, ящики, навесное оборудование, брезенты и т.д.

10. Нанести матовый или полуматовый лак.

Дать просохнуть 24 часа.

11. Нанести масляные точки «фэйдинг» (англ. fading-выцветание)

Масляные точки наносятся для имитации воздействия окружающей среды на поверхность прототипа модели (дождь, ветер, выцветание краски на солнце). Очень эффектный прием, мгновенно добавляет реалистичности модели. Выполняется, как правило, художественными масляными красками и размывается уайт-спиритом. Выполняется на матовой или полуматовой поверхности.

Дать просохнуть, минимум 48 часов.

12. Нанести матовый или полуматовый лак.

Дать просохнуть 24 часа.

13. Нанести имитацию потеков топлива и иных технических жидкостей на баках, на трансмиссии, ступицах колес и т.д.

Выполняется как самостоятельно изготовленными, так и приобретенными специальными жидкостями указанных выше производителей.

Дать просохнуть 24 часа.

14. Нанести глянцевый лак.

Дать просохнуть 24 часа.

15. Нанести смывку.

Применение смывки позволяет выделить все выступающие детали и подчеркнуть тени в углублениях. Смывка представляет собой краску разбавленную растворителем в пропорциях 50% на 50%. Как и фильтры, смывку можно изготовить самому (например: художественное масло и уайт-спирит), или приобрести уже готовую.

Дать просохнуть 24 часа.

16. Нарисовать сколы, царапины и потертости.

Рисуются тонкой кистью от руки, возможно использование поролоновой губки.

Дать просохнуть 12 часов.

17. Нанести финишный слой лака.

Вид лака зависит от Вашей идеи и от модели.

Дать просохнуть 24 часа.

18. Нанести финальные штрихи (грязь, пыль, ржавчина, следы выхлопа и т.п.).

Ну вот, выполнив все вышеперечисленные шаги и поставив модель на подставку, мы держим в руках не кусок пластика, а маленькое произведение искусства. И пусть, может быть, до совершенства еще далеко, модель, которую Вы держите в руках, уникальна, а Вы можете смело себя называть художником.

Указанные в статье порядок работы и время пауз на просушку не раскрывают технологий исполнения и являются ориентировочными, зависящими от используемых материалов и применяемых методов и технологий. Естественно, каждый моделист, со временем, приходит к своим, присущим только ему одному, алгоритмам и методам работы с моделью.

Взято тут: https://vk.com/feed?w=wall-34210859_100675

На протяжении десятилетий сообщество по моделированию разработало широкий спектр красок и отделочных материалов, которые сделают лучшие модели произведением искусств с реалистичной фактурой. Было обнаружено, что наилучшие результаты достигаются за счет нанесения многих полупрозрачных слоев краски и других материалов, которые образуют покрытие, обладающие глубиной и интерес.
Часть этого процесса является подражание игры света и тени, износа, разрыва и выветривания, как на реальных объектах, которые получают все это изо дня в день. Последний элемент является чистым искусством - добавление цвета, тени и структуры, которые отлично смотрятся и подчеркивают характеристики объекта моделирования.

Такое развитие событий может привести к путанице, особенно для новичка. Имеется много различных методов, но какие из них следует наносить на какую-либо конкретную модель и в каком порядке? Данная статья поможет Вам разобраться в этом вопросе.

Последовательность покраски

Ниже предлагается последовательность для достижения хорошего результата для большинства моделей. Не каждый этап необходимо использовать в каждом случае - применение всех этапов редко используется на моделях . Кроме того, в зависимости от результатов, иногда будет необходимо повторять несколько раз один и тот же этап.
Стоит отметить, что относительно недавно была разработана новая форма покраски, известной как цветовая модуляция . По сути, она состоит из решения, где будет основной источник света (солнца) по отношению к модели и соответственно - затенение модели. Так как солнце находится, в основном, высоко в небе, то верхние поверхности модели будут окрашены светлее, чем стороны, которые в свою очередь, буду более светлого оттенка, чем нижние части модели. Цвета по бокам можно осторожно окрасить от светлого до темного оттенка, чтобы добавить интереса модели.
Техника цветовой модуляции может производить впечатляющие результаты и воплотить в жизнь модель, окрашенную в монотонный цвет, например, оливковый. При использовании этой методики некоторые этапы, таких как предварительное и последующее затенения, применяться не будут.

1.Вымойте все части
Очень важно избавиться от жира и пыли на поверхности модели, особенно при использовании акриловых красок.

Есть несколько способов обезжирить пластик. (о способах я расскажу в будущем)

2.Грунтовка
Причины применения грунтовки рассматрим в отдельных статьях. Проверить модель на наличие дефектов, линии швов и т.д. и исправить их.

3.Предварительное затенение (прешейдинг)
Это необязательно, но большинство моделей выигрывает от предварительного затенения. Грунтовка может сделать этот этап ненужным, если правильно подобрать цвет.

4.Основной цвет (базовый)
Наносится при помощи аэрографа. Лучше нанести несколько полупрозрачных слоев, но будьте внимательны, чтобы не закрасить полностью предварительное затенение (если оно есть).

5.Выделите основной цвет и/или последующее затенение (постшейдинг)
Слегка приукрасить боле светлый оттенок основного цвета в центре панели и верхней поверхности. С камуфляжной схемой - распылите основной цвет и поочередно следующие цвета камуфляжа.
Темным оттенком с помощью аэрографа нанесите краску в углублениях и вдоль линии панели для имитации теней. С затенением можно очень легко перестараться, так что используйте очень тонкие слои краски и очень экономно и наносите в несколько слоев. Лучше мало, чем слишком много. Вам понадобиться хороший аэрограф и навык нанесения теней.

6.Защитный слой (лакирование)
Необязательно. Но многие моделисты считают это хорошим временем для нанесения тонкого слоя лака (обычно применяют Johnson"s Future/Klear). Он защитит работу от следующих этапов и позволит вернуться к этой стадии, если что-то пойдет не так.

7.Фильтры (масляные точки)
Необязательно. Но становится все более популярным, особенно сейчас, когда имеются в продаже готовые фильтры. Фильтр - очень тонкий прозрачный слой краски, который тонко изменяет цвет базового (основного) слоя и помогает смешать цвета на камуфляжных схемах.

8.Покраска деталей
Это может быть наилучшим временем для покраски инструментов и других подобных крошечных элементов на транспортных средствах. Многие элементы могут быть оставлены для последующих этапов, в зависимости от того, потребуется или нет применение к ним смывки или нет.

9.Смывка
Смывка применяется как на большой площади, так и на ограниченных областях. Со смывкой очень легко переусердствовать и тогда модели темнеют. Для авиации можно применять смывку из жидкоразведенной краски и капли Fairy. (об этой технологии подробнее в следующих статьях)

10.Глянец/Защитный слой
Переводные картинки (декали) должны быть применены на глянцевой или полуглянцевой поверхности, таким образом, настало время для нанесения еще одного защитного слоя. Некоторые моделисты «придают блеск» только на тех областях, где будут применены переводные картинки, а другие моделисты предпочитают наносить «блеск» на всю модель. Частично Ваш выбор может зависеть от того был ли уже нанесен защитный слой лака или нет.

11.Переводные картинки/Маркировка (декали)
А также это хорошее время для применения отличительных знаков и нанесения единиц маркировки с помощью краски. Подробнее о переводных картинках читайте в статье «Применение водных переводных картинок».

12. Защитный слой
Да, еще один защитный слой. У этого этапа две цели. Первая цель - защита переводных картинок перед этапом выветривания. Вторая - изменение глянцевой поверхности перед конечными эффектами, Вы можете нанести слой матового или полуглянцевого лака по всей поверхности модели.

13. Сколы, царапины, ржавчина
Осыпавшаяся краска, ржавчина, стружка, царапины и т.д. применяется с очень тонкой кистью или даже зубочисткой. Наносятся на различных местах модели, и Вы сможете добавить дополнительные сколы или царапины позже. Помните, что легко добавлять царапины, но очень трудно удалить их, так что не переусердствуйте.

14. Легкая пыль с аэрографом (очень эффектно)
В нижней части транспортных средств и снизу и шасси самолетов можно нанести тонким слоем краски очень легкий слой «пыли». Этот слой должен быть очень прозрачным.

15. Тяжелая грязь и пыль
Эта стадия, главным образом, относится к транспортным средствам. Пигменты и/или измельченные пастели наносятся кистью, смоченной в скипидаре. Если Вы хотите нанести толстый слой грязи, то вместо скипидара применяется смола или лак, но вполне применим гипс и пигмент .

16. Легкая грязь и пыль (припыление)
Применяются сухие пигменты и/или измельченные пастели в дополнение к предыдущему этапу, или вместо него, в зависимости от степени выветривания и грязи, которую Вы копируете. Без этой техники модель будет выглядеть игрушечной, любой танк или БТР должен быть в пыли.

17. Детальный износ и разрывы (следы эксплуатации)
Включает в себя масляные и топливные пятна, полосы дождя, загрузочные знаки и любые другие признаки использования транспортного средства, которые появляются поверх других признаков «старения».

18. Заключительное выветривание пыли
Возможно, Вы захотите рассмотреть вопрос о придании другой модели очень легкий слой пыли, это можно сделать с помощью сильно разбавленной краски и нанесение с помощью аэрографа. Нанесение должно быть очень легким на этом этапе, чтобы избежать замачивания или удаления любого из сухих пигментов.

20. Заключительный защитный слой
Ваша модель является полной и выглядит великолепно. Искушение состоит в том, чтобы нанести слой матового, глянцевого или полуглянцевого лака для защиты модели. К сожалению, это может ухудшить вид модели. Если Вы использовали сухие пигменты, то любой лак будет смешивать их вместе, что сделает их совершенно невидимыми. Кроме того, часть интереса к модели - различные блики на различных частях модели, которая станет однородной после нанесения слоя лака. (не советую, лучше спрятать в стеклянный короб)

Если Вы действительно чувствуете потребность защитить Вашу модель, то сведите их к минимуму. Матовые области или где были добавлены сухи пигменты, должны получать очень легкое и тонкое нанесение лака (лаки бывают разной матовости), и удостоверьтесь, что Вы очень хорошо смешали матовый лак. Рассмотрите использование лаков с различными блесками, чтобы добавить интерес к модели.

Часть 1. Архив ~2004 г. Ред. 2013 г.

Нанесение масок - одна из самых требовательных процедур в окраске модели. Трафареты и маски - основной приём при работе с аэрографом. Для этих целей выпускается несколько специальных товаров, а придумать можно ещё больше.

Что можно использовать для масок? Да практически всё, что не пропустит краску: плёнку, фольгу, клей ПВА, пластилин, простую бумагу. Можно долго перечислять всё это. Но нужно ли? Считаю, что Вы не должны тратить время на поиск дешёвого подходящего материала для этих целей. Абсолютно уверен в том, что для большинства из Вас, моделизм - это хобби и удовольствие, а не работа. Поэтому положительные эмоции от процесса должны стоять на первом месте, а экономия средств на покупке материалов - на втором. Когда дешёвый пластилин оставит разводы на предыдущем слое краски, а малярная лента из хозяйственного магазина оторвёт её кусок… Вы пожалеете о своём эксперименте и потратите уйму времени для того, чтобы устранить последствия. Некоторые предлагают ставить "эксперименты" с использованием маскирующих материалов на старых или сломанных моделях. Но свежая краска может повести себя совершенно иначе, чем покрытие, которое сохло несколько лет на окрашенном обломке.
Так что, рекомендую пользоваться специальными, многократно проверенными средствами. Их цена - ничтожна, если поделить её между используемым количеством (на одну модель), сроком их службы (или жизни), взаимной совместимостью (во многих случаях) и практически нулевым риском повредить базовый слой краски (это о масках). Итак…

Самым распространённым материалом для масок является Maskol производства фирмы HUMBROL. Он представляет собой жидкий латекс, окрашенный в светло-сиреневый цвет. После открытия нового пузырька ОСТОРОЖНО понюхайте - если запах аммиака очень сильный, то лучше отлить четверть состава в другую тару, а Maskol разбавить водой и перемешать или, как вариант, оставить открытым на 2-4 часа. В результате этого его едкость понизится. В противном случае Вы легко можете сжечь краску, о чём узнаете по коричневым ("обугленным") полосам на краске в тех местах, где была маска. На упаковке рекомендуется наносить его кисточкой. Однако промывать её в "растворителе для целлюлозы" занятие не из лёгких. Поэтому для нанесения Maskol, я использую кусочек тянутого литника с миллиметровым, в диаметре, кончиком. Этот инструмент по разным параметрам оказался настолько подходящим для меня, что я его даже "окультурил" и сделал для него ручку. Так что, кисточка - это последний инструмент, который можно рекомендовать для нанесения латексных масок.

Также давно известен Colorstop от REVELL. Это то же самое, за исключением того, что он бесцветный. Что является серьёзным недостатком: после нанесения сложно проконтролировать его наличие на том или ином участке.

У всех латексных масок есть два общих недостатка. Первый: после высыхания его нельзя ровно обрезать ножом. Поэтому от того, как ровно Вы его нанесёте, зависит, какой будет кромка краски. Занятие, надо сказать, изматывающее и, чаще всего, бесполезное (за исключением остекления). Второй недостаток: в местах применения латекса на некоторых матовых красках образуются "тёмные" или "блестящие" полосы. С этим сталкиваются множество моделистов и у них возникают вопросы, но почему-то до сих пор я нигде не видел простого ответа: частички краски, которые, собственно, и создают её матовую (шероховатую) структуру, вклеиваются в латекс, а потом отрываются вместе с ним. Отсюда и блеск, и более яркий цвет (глянец всегда смотрится более ярким).

Другой материал для масок - самоклеящиеся бумажные ленты. Здесь наиболее распространённой и доступной является продукция фирмы TAMIYA. Ленты бывают разной ширины. Если мне не изменяет память, то есть ленты 3, 6, 10, 12(?) и 18 мм. Ленты продаются в удобных многоразовых пластиковых контейнерах (диспензерах) с зубчатым резаком или просто в пакетах - для тех, у кого уже есть футлярчик. Никаких особенных хитростей при работе с этими лентами нет: отрезал и приклеил. Или наоборот, в зависимости от места и цели. Ленты обладают достаточной эластичностью для того, чтобы незначительно изогнуть кромку. Чем уже лента, тем больший радиус кривизны кромки можно сделать. Полоску ленты шириной около двух миллиметров, мне удавалось "согнуть" в радиус около 30 миллиметров. Я пробовал и малярные ленты, и подлинную "удаляющуюся" Magic Tape от SCOTCH 3M двух типов. И даже она (куда уж круче, чем 3М!) и то создавала некоторые, мягко говоря, проблемы.

Если, после снятия маски из ленты, остались крупные, не очень залитые краской, куски, то их можно не выбрасывать, а клеить, например, на чистый полиэтиленовый пакет - до следующего раза: ведь бывает, что нужно закрыть что-то менее ответственное. Лента TAMIYA выдерживает три-четыре цикла наклейки. После этого её клеящие свойства существенно снижаются.

Ещё один состав, о котором обязательно надо рассказать. Состав "Master Mask" от американской фирмы HOBBICO. Сметанообразная масса светло-голубого цвета упакована в банку ёмкостью 89 мл. Может наноситься как кисточкой, так и из аэрографа. При необходимости разбавляется водой. После высыхания образует прочную голубоватую плёнку, которую можно резать ножом. Супер-штука!

Продолжение (часть 2)