Младенец держит голову норма. Когда ребенок начинает удерживать головку: как научить навыку

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы поговорим о первом этапе психо-физического развития ребенка, о том, когда начинает держать головку новорожденный. Этот показатель дает врачам и родителям малыша понять, правильно и своевременно ли он развивается.

С рождения природа наделила людей различными рефлексами самосохранения, некоторые из них исчезают через несколько месяцев, некоторые остаются навсегда. Например, когда вы даете новорожденному в ручки свои пальцы, он цепко за них хватается, немного позже пытается приподниматься. Этот рефлекс исчезает через 3 месяца.

Мышцы шеи при рождении слабые, ребенок не может самостоятельно поднимать головку и держать ее. Дорогие взрослые, обязательно придерживайте новорожденного под головку, когда поднимаете его, носите на руках или кладете в кроватку.

Другим врожденным рефлексом у новорожденного есть поднимание головы и поворот ее на бок, при укладывании лицом вниз.

Если не придерживать голову новорожденного при поднимании в первые 1-2 месяца, она будет опрокидываться назад. После двух месяцев малыш уже начинает держать голову при поднимании за руки на одной линии с туловищем, хотя и недолго:

2. Когда новорожденный начинает самостоятельно держать головку

Физиологическое развитие спинного мозга идет по плану у всех здоровых деток. То, с какого возраста ребенок начинает держать головку, обусловлено его состоянием здоровья и активностью. Недоношенные дети позже начинают держать голову.

Развитие костно-мышечного аппарата ребенка до года поэтапно:

  1. Начинает приподнимать и держать голову;
  2. Поворачивает голову в стороны и приподнимает плечи;
  3. Переворачивается с живота на спину и наоборот;
  4. Садится с помощью, а затем самостоятельно;
  5. Ползает;
  6. Встает на ножки с опорой;
  7. Ходит, держась за опору руками.

В норме, новорожденный должен пробовать удерживать голову при поднимании или находясь на руках у взрослых, после двух месяцев .

К трем месяцам мышцы окрепнут больше, и ребенок уже поднимает и держит головку несколько минут, лежа на животе. Новый обзор радует малыша, и он старается повторять свои действия. Дорогие родители, помните, что первые достижения вашего малыша еще неустойчивы, поэтому ему нужна ваша страховка.

С 4 месяцев малыш обычно уже хорошо самостоятельно держит головку в вертикальном положении и в положении на животе, он уже пытается приподнять плечи, поворачивает голову:

3. Тревожные признаки

Если ребенок держит голову раньше, чем в 2 месяца, это может свидетельствовать о:

  • Повышенном внутричерепном давлении;
  • Других неврологических заболеваниях.

Бывает так, что ребенок начинает удерживать головку вовремя, после двух месяцев, но затем перестает это делать. Это тоже тревожный признак и может свидетельствовать о:

  • Пониженном тонусе мышц, в том числе и шеи;
  • Медленном развитии;
  • Плохой прибавке в весе и общей слабости;
  • Эффекте от недавно перенесенных болезней.

4. Как помочь новорожденному держать головку

Если ребенок в 4-5 месяцев еще не держит голову при вертикальном положении и не пытается поднять ее, помочь вам сможет только врач.

Лечение обычно включает:

  • Массаж:
  • Прогревание;
  • Компрессы;
  • Инъекции.

Для того, чтобы улучшить тонус мышц всего тела малыша, делайте ему профилактический массаж. Это можно делать не только в поликлинике, но и самостоятельно, ознакомившись с правилами.

Как помочь новорожденному вовремя начать поднимать и держать головку? Нужно чаще выкладывать его на живот:

Частые выкладывания на живот помогают не только свободному отхождению газов из кишечника, но и тренируют мышцы шеи. Поначалу ребенок будет приподнимать головку на несколько секунд. Во сколько начинать эти процедуры? Начинайте с 3 недель.

Если малыш отказывается лежать на животе и плачет, не спешите его переворачивать. Сначала ему будет некомфортно, но со временем ему самому понравится новое положение, обзор с другого ракурса. Успокаивайте ребеночка, отвлекайте яркими игрушками, поглаживаниями. Обязательно страхуйте головку, чтобы ребенок не ударился носом.

Частые выкладывания на живот тренируют плечевой пояс, ребенок начинает скорее приподниматься, а затем и ползать, сидеть.

5. Профилактика кривошеи

Если ребенок постоянно лежит в одном положении в кроватке, он может привыкнуть смотреть только в одну сторону. В результате этого мышцы шеи будут скованы, и образуется кривошея.

Чтобы предупредить этот недуг, старайтесь класть ребенка в кроватку головой то в один конец, то в другой. В этом случае ребенок поворачивает голову вправо и влево попеременно. Также нужно менять положения ребенка, держа на руках, чтобы он смотрел в разные стороны.

Если шея все-таки уже скривлена на один бок, врач назначает ношение специального валика и ортопедическую подушку для новорожденных. Несколько сеансов массажа в поликлинике помогут восстановить искривлённые мышцы.

Поводом для беспокойства должно стать вялое состояние ребенка и неспособность держать головку в 4 месяца.

Но даже это не приговор. При правильном лечении возможно полное восстановление мышечной активности.

Помните о том, что врач должен выявить причину, почему ваш малыш не держит голову вовремя. Не всегда причина в неврологии, возможно ребенок мало весит или ослаблен. В этом случае назначают другую терапию, и все приходит в норму. Не болейте и почаще заглядывайте на наш сайт. До скорого.

Способность держать головку – один из первых навыков у малыша, поэтому неудивительно, что всех молодых мамочек и папочек волнует вопрос: с какого месяца дети начинают самостоятельно держать голову? Также родители интересуются, как укрепить мышцы шеи, чтобы помочь маленькому человечку скорее освоить это умение.

Умение самостоятельно держать голову - один из первых освоенных малышом навыков. Огромную роль в его выработке играет развитие шейных мышц

В каком возрасте ребенок самостоятельно удерживает голову?

Первые недели после появления на свет новорожденный не контролирует свои движения – они происходят рефлекторно. Мышцы малыша, в том числе и шейные, еще неразвиты, ведь в животе у мамы не было простора для двигательной активности. Нужно время, чтобы кроха научился контролировать свой организм. Обязательно следует поддерживать головку малыша, не допускать резких движений, особенно при укачивании на руках, купании, кормлении. Слабые мышцы легко повредить, что приведет к развитию патологий (например, кривошеи), которые потом сложно исправить.

С двухнедельного возраста ребенок начинает делать первые попытки приподнять голову лежа на животике, но хорошо ее удерживать сможет только через 1,5 месяца. Если это событие наступило значительно раньше, стоит исключить повышение внутричерепного давления или другие отклонения. На вопрос, когда новорожденный уже сам держит головку, отвечаем: в полтора месяца (6 недель).

Когда малыш научится удерживать головку в вертикальном положении? Если малютка развивается нормально, то уже после 3 месяцев (не позже 4) будет удерживать голову в вертикальном положении и сможет лежа на животе приподнимать верхнюю часть тела (головку и плечики).

К полугодовалому юбилею малыш уверенно держит голову в любом положении, наклоняется и поворачивается, чтобы разглядеть заинтересовавший предмет. Стоит учитывать - если кроха перенес какую-либо болезнь, осваивание навыков может наступить позже.

Как понять, хорошо ли малыш держит голову?

Если ребенку уже 3 месяца, а родители не могут определить, нормально ли малыш держит голову, можно провести тест в домашних условиях. Для достоверного результата кроха должен быть в хорошем настроении, сыт и бодр. Тест:

  1. Ребенок лежит на спине. Аккуратно и плавно потянуть кроху за ручки до положения сидя.
  2. Малыш должен около 30 секунд прямо удерживать головку, она может покачиваться – это нормально.
  3. Опять уложить ребенка на спину.
  4. Снова слегка потянуть за руки, только чтобы он повис на руках.
  5. Нормальным считается, если кроха на несколько секунд зафиксировал головку, затем откинулся.

До 3 месяцев (а лучше и дольше) нужно следить, чтобы голова крохи не болталась и не свисала. Если малютка на руках, обязательно поддерживать его под шейку, чтобы не допустить смещения или деформации шейных позвонков.

Почему ребенок плохо держит голову?

Если малютке уже больше 5 месяцев, а голову он держит плохо, нужно обязательно проконсультироваться у врача. Почему так происходит? Причин может быть несколько:

  • Нарушение питания младенца. Кроха недополучает нужные питательные вещества и страдает его развитие. Недостаток питания отражается в том, сколько кроха прибавляет в весе за месяц.
  • Рождение раньше срока. Недоношенные детки часто отстают в развитии от сверстников. Обычно выравниваются показатели ближе к году.
  • Нарушение развития мышц и позвонков шеи - например, низкий мышечный тонус, кривошея, ослабление мышц шеи (рекомендуем прочитать: ).
  • Родовая травма влияет, как и недоношенность. Отставать в развитии малыш будет тем сильнее, чем серьезней травма.
  • Неврологические нарушения. Часто при сбоях в работе нервной системы назначают курс общеукрепляющего массажа, после которого малыш быстро осваивает навыки и «догоняет» сверстников.
  • Слаборазвитые мышцы шеи из-за редкого выкладывания крохи на животик. Педиатры рекомендуют, как только отпадет пупочный остаток и заживет ранка, выкладывать младенцев на животик - это способствует развитию мышц шеи, хорошо влияет на работу кишечника.

Традиционно считается, что сон на животе поможет ребенку быстрее научиться держать голову. Конечно, это положение имеет свои минусы, поэтому родителям не стоит фанатично ускорять процесс искусственным выкладыванием - все следует делать осторожно и в меру

Доктор Комаровский отмечает: как быстро ребенок научится держать голову, зависит от действий родителей. Например, если малыша укладывают спать на животе, он быстрее освоит подъем головы.

Как помочь ребенку научиться держать голову?

  • С трехнедельного возраста ежедневно выкладывать малютку на живот, желательно после каждого кормления (спустя 20–30 минут). Под действием рефлексов ребенок будет стремиться положить голову на бок, а для этого необходимо ее приподнять – отличное упражнение для шейных мышц.
  • Чередовать сон на левом и правом боках, чтобы не развилась кривошея.
  • Следить за качеством и количеством пищи, которую получает малыш. Для кормящей мамы важно правильно питаться, чтобы обеспечить ребенка необходимыми элементами. Для искусственников – подобрать смесь по возрасту и потребностям. Лучший показатель нормального питания – достаточная прибавка в весе.
  • Полезен регулярный массаж. Мама может самостоятельно выполнять несложные приемы: легкими поглаживающими движениями растирать шею малыша. Подробнее техники массажа грудничка в домашних условиях показаны в соответствующих видео.

Массаж с задействованием шейной области поможет малышу скорее начать держать головку самостоятельно. Делать его нужно, когда малыш сыт и спокоен
  • Плаванье укрепляет все группы мышц и весь организм. Можно приобрести ребенку специальный надувной круг, с помощью которого голова крохи остается над водой во время купания.
  • После 2 месяцев, когда кроха уже может несколько секунд удерживать голову вертикально, стоит чаще носить малютку на руках «столбиком», слегка придерживая за затылок.
  • Полезно носить малыша «самолетиком», при этом кроха животом вниз лежит на одной руке, а второй поддерживают шею (рекомендуем прочитать: ).
  • Когда младенец научился поворачивать голову из стороны в сторону, следует играть с ним игрушками, для этого ставить приглянувшийся предмет то с одной стороны от крохи, то с другой.
  • Упражнения на специальном мяче-фитболе также очень полезны для укрепления всех мышц (рекомендуем прочитать: ). Желательно, чтобы технике проведения занятий с малышом мама научилась у специалиста. Обычно профессиональные массажисты включают в лечебный курс гимнастику на фитболе.

После занятий дети начинают быстрее осваивать новые навыки. Основное условие – заниматься нужно систематически.

Как научить младенца удерживать голову без подстраховки?

Маме и папе хочется как можно скорее укрепить ребенку мышцы шеи, тогда можно будет спокойно носить кроху в вертикальном положении. В видеосюжете показано, как научить ребенка поднимать голову в положении «лежа на животе». Будет полезно посмотреть родителям, которые считают, что их ребенок держит голову неуверенно.

(3 оценили на 5,00 из 5 )

Судя по описанной Вами ситуации физическое развитие малыша в пределах нормы, но присутствует слабость мышц плечевого пояса. Укреплять их можно при помощи гимнастики, массажа, очень хорошо воздействует плавание в ванне. Почаще выкладывайте малыша на животик, постепенно он привыкнет и сам будет опираться на предплечья, при этом заинтересуйте его ярким предметом, игрушкой.

Счастье для любой семьи – рождение новой жизни. Но это не только радость, но и тяжелый труд, терпение, забота о том, чтобы ребенок развивался правильно. Ребенок, который только что родился, сильно ограничен в движениях. Освоение навыков движения происходит в первый год жизни. К ним относится и умение малыша держать головку.

Вопрос о том, с какого месяца малыш начинает держать головку без поддержки, волнует каждую маму с первого месяца появления ее ребенка на свет.

В этот период дети еще очень слабы. Они не могут крутить головкой, махать ручками и ножками. Ребенка можно только поглаживать, он очень чувствителен к тактильным прикосновениям маминых рук. Это утверждение легко проверяется: если малыша возьмет чужой человек на руки, то он, как правило, сразу же начинает плакать, так как утрачивает связь с мамой.

На этом этапе жизни у любого человека еще только рефлекторные движения. И если детей берут за ручки и немного поднимают, они инстинктивно запрокидывают головку назад. Со временем все изменится.

Первые месяцы

На первом месяце жизни малыш уже пытается крутить головкой, поднимать ее и даже удерживать несколько секунд. Для здоровых детей норма – не меньше 10 секунд. Голова может качаться из одной стороны в другую – это нормально, родителям не стоит бояться. Угол, который должен образовываться между подстилкой и подбородком, 45 градусов.

К концу второго месяца малыш обычно уже начинает держать головку прямо при положении сидя хотя бы 5 секунд. Проверить это можно, если усадить ребенка, слегка придерживая за плечи. И не стоит бояться, когда голова сильно балансирует – это нормально.

Ребенок очень любопытен и старается все рассмотреть, поэтому и активно крутит головой, естественно, что он еще и постоянно ищет свою маму. Связь с ней для него на этом этапе жизни очень важна.

Малыша уже можно вывозить в коляске на улицу. На прогулках следует быть еще очень осторожной, объезжать все кочки и ямки, чтобы малышу не было дискомфортно, ведь его мышцы по-прежнему слабы. Понаблюдайте за малышом, он уже должен фиксировать свой взгляд на маме и всех людях, которые склоняются над его кроваткой, также он должен рассматривать лица. Все это свидетельствует о том, что ребенок правильно развивается.

Третий-четвертый месяц

К концу третьего – началу четвертого месяца малыш уже самостоятельно поднимает головку, когда лежит на животе. Именно в этот период необходимо начинать активно помогать малышу – научить его поднимать головку. Когда малыш поднимает головку, он обычно опирается на предплечья, а его таз и бедра лежат ровно на кроватке.

Сколько должен составлять угол наклона головы? Больше 45 градусов, и может достигать 90. Удерживать головку ребенок уже должен не меньше минуты. В сидячем положении дети уже должны уметь держать голову не меньше половины минуты, хотя и не очень устойчиво, возможно, что голова будет покачиваться.
Если приподнять ребенка за ручки вверх, то его голова должна какое-то время находиться на одном уровне с позвоночником, а через пару секунд опускаться.

Нормальное развитие детей в три-четыре месяца – когда они постоянно стараются держать голову в вертикальном положении, при каждом изменении положения тельца.

Пять-шесть месяцев

К концу пятого-шестого месяца ребенок начинает хорошо держать головку, наклонять ее и вертеть во все стороны. Внимание его привлечь просто – при помощи игрушки или звука. Он сразу же старается повернуть голову и улыбнуться.

Как помочь

Конечно же, природа все сделала правильно, и малыш сам начнет поднимать головку, но лишняя помощь не помешает.

  • Прежде всего, необходимо укреплять мышцы шеи. Для этого сразу после заживления пупочной ранки нужно класть малыша на животик. Не нужно опасаться, что ребенок в таком положении может задохнуться. Обязательно сработает инстинкт самосохранения, и он начнет поворачивать головку в сторону.

  • Класть малыша на животик рекомендуется во время переодевания и перед кормлением, тем более что это помогает избавить детский организм от лишних газов. Период, через сколько можно выкладывать ребенка на живот после еды, составляет 30 минут.
  • Переворачивать детей на животик рекомендуется исключительно на твердой поверхности. Если же она мягкая, ребенок не будет напрягаться, а значит, и не будет пытаться повернуть головку.
  • Не стоит с первого месяца переусердствовать – все должно быть постепенно. Сначала малыша кладут на животик на одну минуту, затем время пребывания в такой позе увеличивается еще на одну минуту и так далее. Если ребенок во время процедуры начинает капризничать, то не стоит сдаваться, ведь это очень важно для его физического развития. Малыша можно отвлекать мягкой игрушкой, гладить его по спинке и ножкам. Только всегда будьте рядом, малыша ни в коем случае нельзя оставлять самого.

  • Аналогично вышеописанной процедуре и ношение детей животиком вниз. Одной рукой родитель обхватывает малыша за животик, а другой придерживает головку. Долго смотреть в пол дети не любят, поэтому через пару минут малыш обязательно начнет крутить головой, чтобы осмотреть все окружающие предметы.
  • После того как малыш перестанет бояться такой процедуры, его уже можно попробовать подержать вертикально, но обязательно придерживайте кроху за затылок.
  • Если есть возможность, отправляйтесь с ребенком в бассейн. Вода – это великолепный способ не только научить малыша держать головку, но и укрепить его мышцы и закалить организм в целом. Взрослому необходимо постоянно находиться рядом и следить за безопасностью малыша.

Не забывайте и о правильном питании! Все полезные вещества грудничок получает исключительно из материнского молока, следовательно, мать должна питаться правильно, вести здоровый образ жизни и заниматься спортом.

Нарушение нормы

При любых обстоятельствах не стоит впадать в панику, если к концу 12-го месяца ребенок не стал держать головку. Каждый организм индивидуален и развивается по-разному, все временные отрезки усреднены.

И наоборот, если за период первых 1-1,5 месяца грудничок уже начал держать голову, не стоит слишком радоваться. Необязательно, что это свидетельствует о раннем развитии ребенка, возможно, что у него очень высокое внутричерепное давление, и такое состояние малыша подлежит лечению.

Всегда привозите детей на регулярное обследование к педиатру в медицинское учреждение, за здоровьем малыша необходимо следить постоянно.

Если не получается научить ребенка или он не хочет или не может держать головку в три месяца от роду, наклоняет ее в сторону или запрокидывает назад, то, возможно, причина этого – недоношенность или родовая травма. Может быть, это связано и со слабым тонусом мышц или недостаточным весом. Если причина в последнем, то придется скорректировать питание матери. Возможно, что в молоке не хватает витаминов и полезных веществ для нормального развития малыша.
Для поднятия тонуса мышц ребенка может потребоваться массаж шеи. Однако все причины должен выявить врач, в данном случае невропатолог, не стоит заниматься самолечением. Естественно, что наклон головы малыша в сторону должен обеспокоить родителей. Возможно, это кривошея, тогда обязательно потребуется специальный массаж или терапия.

В заключение

Родители не должны надеяться, что природа все сделает за ребенка или помогут какие-либо методики, чтобы он сразу начал держать головку. Не нужно торопиться и нервничать. Обязательно консультируйтесь с врачом, и не заметите, как ребенок повернется, найдет мамино и папино лицо и скажет первое слово.

Если при рождении уже были какие-то проблемы со здоровьем малыша, ни насколько не затягивайте с лечением, все проблемы по возможности следует решить до исполнения ребенку одного года.

С первых дней рождения, ребенок еще не умеет управлять своим телом, в том числе и работой шейных мышц. Новорожденный не способен держать голову, и умение самостоятельно ее удерживать – это первый серьезный навык управления своим телом, который является также базой для умения сидеть и ходить.

Когда ребенок начинает держать голову?

Каждый ребенок (как и его развитие) индивидуален. Способность держать голову к одним деткам приходит раньше, к другим позже. Но существует норма, по которой многие ориентируются, и она для младенца составляет 3 месяца. Примерно с 1,5-ра месячного возраста, ребенок из положения, лежа на спине, начинает подтягивать подбородок к груди. В 2 месяца можно заметить попытки удерживать голову в вертикальном положении. К 4-м месяцам малыш должен достаточно уверенно держать голову. К 5 месяцам кроха, лежа на животе, уверенно приподымает верхнюю часть туловища. В последние годы к грудничкам умение удерживать голову приходит значительно раньше, и некоторые малыши уже в 2 месяца уверенно управляют мышцами шеи.

Как развивать шейные мышцы новорожденного?

С момента, когда заживет пупочная ранка, ребенка можно выкладывать по несколько раз в день на животик. Для первого раза хватит одной минуты, далее постепенно увеличивая время. Чем чаще вы будете с карапузом проводить такую процедуру, тем больше он будет тренировать мышцы шеи и в итоге быстрее научится ими управлять. Вы заметите, что в положении лежа на животе, младенец старается поднять головку и уложить ее на бок. Это врожденный рефлекс самосохранения, дабы кроха не задохнулся. Эта процедура хороша еще тем, что способствует от-хождению газиков из кишечника, что в свою очередь поможет в борьбе с коликами.

Полезно также носить ребенка в вертикальном положении с месячного возраста, поддерживая его спинку и головку. В таком положении малыш начинает пытаться самостоятельно удерживать голову наравне с туловищем.

Ребенок начал держать голову в месяц и раньше

В случае если ребенок начал держать голову в месяц, его следует показать доктору, так как это явление не есть нормальным. И, как правило, никакого отношения к раннему развитию не имеет. Зачастую это признак внутричерепного давления или гипертонуса мышц. Симптомы: частый плач, мало спит.

Поводом обратиться к доктору, является:

ребенок держит голову, но криво, под аномальным углом;
лежа на животе, ребенок не поворачивает голову вбок;
у ребёнка наблюдается гипотонус мышц шеи или всего тела.

Ребенок в 3 месяца не спешит держать голову

Младенцы с недостаточной массой тела, с низким тонусом мышц, с неврологическими проблемами, недоношенные, детки, родившиеся при осложненных родах, зачастую начинают держать голову чуточку позже за своих сверстников. Если малыш не держит голову в положенные для ребенка сроки, его следует показать специалисту, который предпримет все нужные меры.

Важно! До момента, когда ребенок научится уверенно держать голову, вам следует поддерживать ее в области затылка и шеи. Если этого не делать, малютка может травмировать шею.