Мифические кошачьи из разных уголков мира. Кошки в славянской мифологии

Пожалуй, ни одно животное не вызывало у людей такие противоречивые чувства, как кошка - её то возводили в ранг божества, то ненавидели, как исчадие ада. Если бы кто-нибудь создал альбом, иллюстрирующий отношения людей и кошек за всю историю цивилизации, - мы могли бы с его помощью совершить поистине головокружительное путешествие из доисторических времен к современности по разным эпохам, странам и континентам.

Но, безусловно, апогея поклонения и славы достигли кошки в Древнем Египте. Именно там они были причислены к богам и считались олицетворением двух главных небесных светил - Луны и Солнца.

Богиня кошек Баст - символ радости, любви и плодородия

Пожалуй, самый известный «кошачий персонаж» в Египте - богиня кошек по имени Баст, или Бастет (второй вариант произношения), многие из нас её видели хотя бы на картинках в школьных учебниках. Бастет покровительствовавшая красоте, любви и плодородию. Расцвет её культа пришёлся на время между Средним и Новым царством, центром поклонения стал город Бубастис. А посвящённый ей храм Бубастейон был возведён в Саккаре, недалеко от Мемфиса - столицы Древнего Царства.

Священные кошки Египта принимали непосредственное участие в ежегодных торжествах, неудивительно, что в этот период их специально разводили, выкармливая рыбой, выловленной в Ниле, и хлебом, вымоченным в молоке. Простые смертные могли приносить хвостатым свои дары, лишь когда тех выставляли напоказ. Двери храма, в котором стояли корзины с кошками, открывались для всех на второй месяц после того, как разливался Нил. Именно в это время проходили бубастиды - празднества, посвященные Баст как покровительнице урожая.

Кошка-солнце

Чем же заслужили кошки такой почёт и славу? Ведь Баст, ни много ни мало, считалась дочерью самого Ра - бога Солнца, обладала властью давать начало заре каждого нового дня и вместе со своей сестрой Сехмет выполняла роль всевидящего ока. В основе этого поклонения, оказывается, лежит… кошачий охотничий дар. Точнее сказать, способность кошек успешно бороться со змеями. Ведь именно змей Апоп, согласно египетской мифологии, был олицетворением ужаса и мрака, а кошка, священное животное Древнего Египта, побеждая его, тем самым освобождала Солнце из леденящего холода ночи, давала ему возможность освещать мир.

По легенде, борьба тьмы и света повторялась из ночи в ночь. Светоносный Ра 12 часов плыл на ладье по небу, озаряя землю, а ближе к сумеркам, когда уставший бог засыпал, лодка пересекала границу царства мёртвых, чтобы следующие 12 часов находиться в загробном мире. В решающий час на пути ладьи с неподвижным Ра вставал из сумерек Апоп, но каждый раз змей встречал отпор отважного священного кота - Атума. Обращаясь к душам мёртвых, хвостатый защитник Света обещал прогнать духов зла в преисподнюю и обезглавливал змея, давая солнечной ладье возможность продолжить путь.

Кстати, мифические кошки, победительницы тьмы, есть даже на иллюстрациях «Книги мёртвых»: картинки изображают кота, который приготовился дать отпор ужасному Апопу. Там же описано сражение под священным деревом сикоморой между змеем и богом Ра, принявшим обличье рыжего кота.

Изображение усатого змееборца встречается и на культовых палочках сенет. Доказательства прямого отношения кошки к культу дневного светила есть и на камнях Нового Царства. Вывод один: египтяне были уверены, что исключительно благодаря зоркости и смелости кошек наш мир каждый день может радоваться животворящему свету Солнца.

Кошка-луна

Интересно, что в те же самые времена культ Баст ассоциировался одновременно и с ночным светилом, так как считалось, что именно Луна отвечает за оплодотворение и покровительствует будущим мамам и детям. О связи кошки-богини с лунным диском упоминает Плутарх в своём труде «Об Изиде и Осирисе». Египтяне были уверены, что кошка способна зачать 7 раз в жизни и дать жизнь 28 котятам. И именно столько дней насчитывает лунный календарь.

Примечательно, что олицетворение Луны, греческая богиня Артемида, убегая от чудовищного змея Пифона, также обернулась кошкой и укрылась от преследователя… в Египте!

Священные кошки Египта - объект поклонения

Слепое почитание кошек египтянами само по себе стало притчей во языцех. Так, все члены семьи, в которой умирал питомец, должны были сбривать себе брови в знак скорби и траура. Ещё один факт, подтверждающий благоговение жителей Египта перед хвостатыми, известен благодаря Птолемею. Историк описал, как в VI веке до нашей эры воины правителя Персии Камбиза II пошли на хитрость, осаждая пограничный город Пелузий. Наступавшие в первой линии солдаты несли перед собой кошек, и их противникам ничего не оставалось, как сдаться, чтобы не навредить объектам своего поклонения.

Убийство кошки и вовсе каралось смертью виновника, и спорить с этим законом не мог даже фараон. Так, по преданию, в 47 году до нашей эры один из римских воинов убил в Александрии кошку, за что местные жители устроили над ним самосуд. Птолемей XII Авлет, отец знаменитой Клеопатры, не смог отстоять котоубийцу.

На самом деле, это событие, даже если оно и не является историческим фактом, имеет весьма символическое значение. Ведь в это время Цезарь со своим войском уже подходил к берегам Нила, и совсем скоро в результате победоносной войны подчинил Египет власти Рима. В качестве одной из многочисленных провинций империи, древнее государство утратило своё могущество, а вместе с ним отошли в историю египетские божества, в том числе и богиня-кошка Баст.

Какие консервы вкуснее для кошек?

ВНИМАНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ! Вместе со своей кошкой Вы можете в нём участвовать! Если вы живёте в Москве или Подмосковье и готовы регулярно наблюдать, как и сколько ест ваша кошка, а также не забывать всё это записывать - вам привезут БЕСПЛАТНЫЕ НАБОРЫ ВЛАЖНЫХ КОРМОВ.

Проект на 3–4 месяца. Организатор - ООО «Петкорм».

Вернуться к списку животных >>>

Кот, кошка. В ряде мифологических традиций образ Кота выступает как воплощение божественных персонажей высшего уровня. Древнейшее изображение домашней кошки в Египте относится к 2-му тыс. до н. э., её захоронение - к кон. 15 - нач. 14 вв. до н. э. (кладбище кошек обнаружено в Бубастисе - центре их культа и Бени-Хасане). Богиня Бубастиса Баст , связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов - эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство могли караться смертью. Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Баст иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой , что обнаруживает связь образа Кошки с идеей царственности. В «Книге мёртвых» Кот сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: «Ты - великий кот, мститель богов»).
В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) Кот-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в отдельных случаях в виде Кота противник Перкунаса (в частности и прежде всего чёрт) может превращаться в кошку или Кота чёрной масти, иногда с красными глазами (ср. мотив поражения Перкунасом чёрного и красного камня). В латышской фольклорномифологической традиции чёрный чёрт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в чёрного Кота, старающегося спрятаться около человека. В Кота может превращаться и змееборец, сказочный герой, победитель чудовища, например Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки (Афанасьев I, . 135). Мотив превращения героя в Кота известен и в восточнославянском цикле сказок об Иване-Кошкином сыне (чаще - Иван Сучич или Иван-крестьянский сын). В некоторых таких сказках Кот (наряду с ним иногда выступает Кот Котович, брат Ивана Царевича) может быть и воплощением или помощником змея и змееборцем. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каждого сражения со змеем встречается с «Котищем, вытращи глазища», грозящимся его съесть. Герой убивает Кота, надевает на себя его шкуру и под видом Кота входит к бабе-яге . Оппозиция змееборца и змея в трансформированном виде (через оппозицию «кошки-мышки») широко представлена в ритуалах и их вырожденных формах - детских играх.
Мотив превращения Кота в человека и обратного превращения человека в Кота, как и его следствие - наличие форм, совмещающих элементы Кота и человека, неуловимость границ между кошачьим и человеческим, отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович, Котонайло и т. п., а также использование «кошачьих» имён в ономастике.
В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного Кота Ср. пушкинскую рецепцию этого образа кота, научающего добывать огонь (Афанасьев I, № 45), чудовищного Кот-баюна, сидящего на столбе, побивающего весь люд, напускающего неодолимый сон и сказывающего сказки (Афанасьев II, № 215, 284), кошки как награды герою за службу (Афанасьев III, № 566) и др.
В низшей мифологии Кот выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. У индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В японской традиции Кот рассматривался как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой. В ряде традиций ему приписываются черты вампиризма. Напротив, в Китае верили в его способность рассеивать злых духов.
В европейском средневековом искусстве получила распространение жанрово-сатирическая сцена «Битва мышей и кошек». В нач. 18 в. изображения Кота приобретают оттенок политического аллегоризма у русских старообрядцев (Кот как сатирическое изображение Петра I). Особенно устойчивы ассоциации кошек с силами зла (кошка как атрибут похоти;
Кот как символ посрамлённого сатаны в сценах благовещения). Мифопоэтические ассоциации, связанные с обра-зом Кота, получают развитие в литературе (Э. Т. А. Гофман, Э. По, Ш. Бодлер, А. А. Ахматова, М. А. Булгаков) и изобразительном искусстве (П. Пикассо) 19-20 вв.

Кошка ¬ крайне противоречивый символ, воплощение красоты, грациозности, независимости, ловкости и неуязвимос¬ти (последние два значения связаны с ее поразительной живучестью и способностью всеrда приземляться на лапы), но в то же время олицетворение похотливости, хитрости и злости. Применительно к человеку кошачьи качества часто приобретают неrативный оттенок: невернoro мужчину обычно уподобляют блудливому коту, а ветреную женщину ¬ похотливой кошке. Коrда же разrневанная женщина пускает в ход свое отточенное eстeственное оружие ¬ длинные ноrти, ее сравнивают с разъяренной кошкой.
Давно было подмечено, что rрациозное животное очень любит rулять при луне, поэтому в мифолоrии оно занимает место рядом с древними боrинями луны: rреческой Артемидой , римской Дианой и скандинавской Фрейей . Это отразилось и в изобразительном искусстве Peнeccaнса, rде повозку Фрейи везут две черные кошки.
В релиrии Древнеrо Еrипта существовал культ Бастет, лунной боrини Kpaсоты, изображавшейся в образе женщины с кошачьей rоловой. В Бубастисе, центре поклонения боrине Бастет, проживали десятки тысяч нубийских кошек, ее священных животных. Еrиптяне их холили и лелеяли. За обиду, нанесенную божественному животному, виновный отвечал своим кошельком, а за убийство кошки ¬ собственной жизнью.
Смерть какой¬нибудь из кошек еrиптяне переживали как национальную Tparедию. Хозяева, а лучше сказать, прислужники околевшеrо животноrо, в знак траура сбривали себе брови и, обливаясь rорькими слезами, переносили трупик кошки в храм. Жрецы Бастет бальзамировали покойную и поrребали ее на священном кошачьем кладбище. В моrилкуусопшей клали дохлую мышь, чтобы кошке было чем позабавиться на том свете, а после похорон устанавливали на скорбном холмике памятник ¬ небольшое каменное изваяние. Современные археолоrи обнаружили в Бубастисе около миллиона (!) таких изваяний. Друrое подобное кладбище было открыто при раскопках в Верхнем Еrипте, неподалеку от селения Бени¬хасан. Здесь археолоrи насчитали около 180 тысяч древних захоронений. Heтpyдно себе представить, какие чувства они испытали, коrда выяснилось, что большинство животных покоилось В золотых и серебряных ящиках, инкрустированных драrоценными камнями!
В конце концов пламенная любовь еrиптян к кошкам, доходившая до раболепноrо обожания, их и сryбила. В 525 ro¬ ду до н.э. В Еrипет вторrлось персидское войско царя Камбиза. Персы, хорошо изучившие местные нравы, наловили за вpeмя похода множество кошек и в решающем бою у Пелусия прикрывались ими, как живыми щитами. Завидев увешанных кошками персов, еrипетские лучники, опасаясь поранить своих истошно вопивших любимиц, отказались стрелять во вpara. Так кошачьи поклонники сделались жалкими рабами персов.
Практичные римляне, всеrда презиравшие релиrиозный фанатизм во всех ero проявлениях, нашли кошкам лучшее применение, сделав их охотниками за дoмашними мышами. В то же время ropдым римлянам импонировал независимый нрав rрациозноrо животноrо, поэтому в Риме кошка стала эмблемой свободы и спутницей боrини Либертас (персонифицированной свободы).
Если в Древнем Еrипте кошек обожествляли, то суеверные жители христианской Европы ударились в дрyryю крайность, принимая кошек за ведьм, а котов ¬ за оборотней и прислужников caмoro Сатаны. Махровые мракобесы Шпренrер и Инститорис в своем трактате «Молот ведьм» умудрились «научно» обосновать способность ведьм перевоплощаться в черных кошек. Для этоrо вида оборотничества был даже выдуман специальный термин ¬ элюрантропия. Масла в oroнь подлил и воинственный римский папа Юлий 11 (1503¬ 151З), призвавший к «крестовому походу» против черных кошек. Гонения на кошек начались по всей Европе, и только в Aнrлии, rде властный король Генрих VIII (1509¬ 1547), желая освободиться от rнeтущей опеки Ватикана, начал реформацию церкви, черные кошки чувствовали себя в полной безопасности.
От суеверных христиан, не отставали и не менее суеверные мусульмане, которым в каждой кошке Meрещился перевоплотившийся злобный джинн . В конечном итоrе каждый народ остался при своем мнении: если для большинства европейцев, арабов и японцев черная кошка ¬ предвестник беды, то для анrличан и американцев ¬ как раз наоборот. Анrлийские моряки, например, увeряли, что кораблю с черным котом на борту не страшна никакая буря.
На Руси к черным кошкам относились с опаской, но массовых rонений на них не устраивали. Что же касается кошек дрyrих расцветок, то к ним испытывали искреннюю симпатию. Муркам и Мурзикам часто приписывали дар ясновидения. Действительно, известно множество случаев, коrда кошки тревожным мяуканьем или беспокойным поведением предупреждали своих хозяев о надвиrающейся беде: пожаре, наводнении, землетрясении и т.д. удивляться этому не стоит, поскольку животные и поныне сохраняют ту незримую связь С матерью¬природой, которую человек, ее неблаrодарное дитя, давно отринул и утратил.

Кошки – загадочные существа, обладающие мистической силой. За долгие годы совместного существования, людям так и не удалось разгадать секрет их способностей. Магия кошек черпает свои силы в мире духов, при этом является совершено безопасной для людей.

В культурах многих народов можно встретить упоминания о сверхъестественных силах кошек. Эти животные ассоциируются с проявлениями потустороннего мира и колдовства. Считается, что кот, защищает дом от темных сил, негативной энергии и злобных существ.

Кошки загадочные существа. Иногда может показаться, что не человек является хозяином мурлыкающего создания, а совсем наоборот. Они постепенно приручают своего человека: наносят на его кожу метки, пропитывают вещи уникальным ароматом и не стесняются применять умения питомца в личных целях. При этом кошки берут над своими людьми опеку и защищают от невидимых обидчиков.

В древности кошка пользовалась уважением во многих странах. Наибольшего почтения ей удалось добиться в Древнем Египте. Там она почиталась как священное животное. Многие представители пантеона богов Египта, такие как Баст, Бубастиса, Изида, Сехмет, Тифнут имели кошачьи воплощения. Даже главный бог пантеона повелитель Солнца Ра, в кошачьем обличье победил ужасного змея.

В русской литературе, одним из известнейших персонажей является ученый кот Пушкина. Всезнающее животное обитает в ветвях могучего дуба – являющегося символом мудрости и Древом Мировой Жизни. Путь, который и днем и ночью проходит кот – является дорогой познания и самосовершенствования.

Магические способности котов породили множество легенд и суеверий, связанных с этими животными, не угасающие и в наше время. Наряду с традиционными приметами о невезении и ведьмах, появляются новые — экзотические.

Так, популярность набирает версия, что кошки являются соглядатаями инопланетной расы, заброшенными на землю для слежки за людьми. Экстрасенсорные способности помогают им в выполнении миссии.

Согласно новомодной версии, кошки являются существами более высокой ступени духовного развития, чем человек. Их целью не является налаживание контакта с цивилизацией людей. Они просто занимаются сбором информации. Именно фактом внеземного происхождения объясняются странности пушистых хищников. Ночью, они часто собираются на крыше крупными группами, и часами могут сидеть, соблюдая полную тишину.

Связь между кошкой и человеком

Люди всегда с настороженностью относились к котам. Животного одновременно почитали и боялись. Часто, суеверный страх брал верх над разумом. Котов уличали в связи с нечистой силой. В Средние века на них устраивали облавы и убивали тысячами. Святая инквизиция подливала масла в огонь, распространяя веру в то, что колдуны и ведьмы способны обращаться котами.

С точки зрения человека, кошка является удивительным животным. Особый интерес вызывают ее глаза. Древние люди умели безошибочно определять время, лишь заглянув к кошачий зрачок. После изобретения фотоаппарата, кошачьим глазам нашлось еще одно применение. Фотографы использовали их как экспонометры и всюду носили своих питомцев вместе с собой.

Многим известна примета, когда первой в дом должна входить кошка. В настоящее время, большинство людей считает, что это связано со способностью животного видеть и собирать негативную энергию. На самом деле, традиция появилась из-за умения котов общаться с потусторонними сущностями в особенности с домовым. Считалось, что пушистый помощник сможет наладить с ним контакт и тем самым обезопасит новых обитателей жилища.

Коты обладают положительной энергией. Вся территория обитания животного и ее жители подвержены влиянию этой силы. Если питомец трется о ногу, он не просто голодный или добивается внимания. Также он передает часть своих сил. Не следует обижать кота в такой момент, в другой раз он не проявит такой благосклонности.

Для того чтобы изгнать нечистую силу, котам требуется время. Если животное подолгу находится в одном месте, при этом чем-то озабочено – значит, там творится неладное. Заметив такую активность, следует провести ритуал очищения места и прочитать молитву.

Кошка, присутствующая в доме, оберегает хозяев от сглаза и порчи. В тяжелые моменты жизни, можно взять питомца на руки и воспользоваться его подпиткой. Для этого необходимо левой рукой расчесать загривок животного. Также подобная процедура снимает напряжение, стресс и улучшает самочувствие.

Магические умения котов находят применение во многих ритуалах. Животное является незаменимым ассистентом при ворожбе, являя собой кладезь магической силы и вдохновения. Практикующие маги знают, что не все кошачьи обладают одинаковой силой. Их умения различаются в зависимости от окраса.

Коты черного цвета, обладают наибольшим запасом энергии. Благодаря факту частого использования их силы колдунами, это животное стало ассоциироваться с колдовскими ритуалами. Но, несмотря на подпорченную репутацию, именно животное черного цвета способно наилучшим образом оберегать помещение, а также даровать своему обладателю мудрость и интуицию.

Коты рыжего окраса наполнены энергией солнца и олицетворяют мужскую силу. Такое животное, находясь в доме, привлекает богатство и оберегает покой.

Серым котам присуща сдержанность и молчаливость. Они являются неразрывными спутниками богини Фрейи. Эти животные являются обладателями черт подходящих для семейной пары: преданности, верности и любви. Молодоженам принято преподносить животное именно этого цвета.

Белые кошки являются прирожденными целителями, черпая свои силы у луны. Они наделяют людей красотой, забирают усталость и раздражение, очищают дом от негатива и врачуют болезни.

В зависимости от расцветки различаются и свойства кошек:

— трехцветные кошки – являются обладателями большого магического потенциала, который можно применять в колдовстве. Они являются символом трехликой богини, несут счастье и удачу, защищают дом от злых сил;
— самые добрые — мурлыки, окрашенные в два цвета. Это надежные союзники и непревзойденные истребители грызунов. Своим владельцам они даруют мудрость и наделяют умением трезво смотреть на вещи;
— черепаховый окрас характерен только для женских особей. Эти кошки отлично уживаются с детьми, могут развить у обладателя дар к предвидению, способны исцелять заболевания;
— самый почитаемый цвет у аристократов – золотистый. Такие животные очень игривы и обладают превосходным характером. Они способны наделять свою хозяйку кошачьей грацией и изяществом.

Почему кошек часто считают мистическими животными? Что в них есть такого, чего нет в других животных? Египтяне поклонялись кошкам, европейцы боялись их, а японцы беспокоились о том, что они начнут ходить на задних лапах и разговаривать, как люди. По всей видимости, представители всех культур мира согласятся с тем, что кошки – самые загадочные и мистические существа на планете.

1. Кайт Ши
Кайт Ши означает «сказочный кот». Этот кот – размером с молодого телёнка; он полностью чёрный, за исключением белого пятнышка на груди. Ирландцы верили, что кайт ши – сказочное животное. В свою очередь, шотландцы считали, что кайт ши – это обращённая ведьма. Согласно легенде, кайт ши – это ведьма, которая может обратиться в кошку всего девять раз. На девятый раз она останется в теле кошки навсегда.
Шотландцы верили, что если кайт ши появилась у тела покойного, значит, она пришла, чтобы забрать его душу, до того как она отправится в другой мир. Люди делали всё возможное, чтобы защитить тело умершего от кайт ши до погребения. Они дежурили возле него 24 часа в сутки. Они боролись друг с другом и соревновались в прыжках, потому что, по их мнению, это должно было отвлечь кайт ши.
В качестве ещё одного трюка они загадывали сложную загадку, поскольку думали, что кайт ши остановится, чтобы подумать над ответом. В помещении с телом не разводили огонь, поскольку тепло могло привлечь кайт ши.

2. Кот-кактус
Около 1000 лет назад в народе ходили истории об озорных котах-кактусах, которые проживали в пустынях на юго-западе Соединённых Штатов и севере Мексики. Коты-кактусы были похожи на обычных домашних кошек, однако всё их тело, начиная от ушей и заканчивая хвостом, было покрыто иголками, как у кактуса.
Коты-кактусы питались соком кактусов, но не тем способом, о котором Вы подумали. Они надкусывали нижнюю часть кактуса и оставляли его на некоторое время в покое, после чего подбегали к следующему кактусу и делали то же самое. Спустя несколько дней схема повторялась.
Когда они возвращались к первому кактусу, сок в нём уже перебродил и превратился в спирт. Они выпивали его и отправлялись поздним вечером бродить по пустыне, громко мяукая и закалывая колючками всех, кто попадался им на пути. К сожалению, эта пагубная привычка привела к вымиранию котов-кактусов, поскольку под воздействием алкоголя они становились лёгкой добычей для ковбоев, которые любили охотиться на них.


3. Кошки с хвостом-булавой
Кошка с хвостом-булавой – это дикая кошка, которая, по слухам, проживает в северной части Соединённых Штатов Америки. С виду она очень похожа на анкилозавра. Кошка с хвостом-булавой использует огромный шар с шипами на конце своего хвоста, чтобы убивать добычу.
Эта кошка целый день может просидеть на дереве, выжидая, пока под ним не пройдёт ни о чём не подозревающая жертва. Она прыгает на неё сверху и до смерти забивает своим хвостом-булавой. Во время сезона спаривания коты этого вида используют свои необычные хвосты для того, чтобы привлечь самок: они стучат ими по полым брёвнам, издавая громкие звуки.
Родственниками кошек с хвостом-булавой являются кошки особого вида, который встречается только на юге США. Они также любят затаиться на дереве в ожидании своей добычи. У них есть длинный, как верёвка, хвост, на конце которого имеется шар, на одной стороне гладкий, а на другой – с шипами. Когда мимо проходит жертва, эти кошки сначала бьют её по голове гладкой стороной шара для того, чтобы дезориентировать, после чего добивают шипами и затаскивают на дерево.


4. Кот-тролль
В Скандинавии верили, что кот-тролль был особым помощником ведьмы. Ведьмы делали котов-троллей из различных предметов, например, палок с обожженными концами, веретён, завёрнутых в шерсть, или чулок. Они окропляли котов-троллей кровью, после чего читали заклинание, призывая Сатану вдохнуть жизнь в их творение.
Коты-тролли принимали форму либо кота, либо круглого шара, похожего на клубок ниток для вязания. Ведьмы приказывали своим котам-троллям проникать на соседские фермы, где они воровали молоко, высасывая его у коровы. Когда коты-тролли возвращались домой, они срыгивали молоко в корыто.
Иногда коты-тролли воровали шерсть, однако молоко было их главной целью. Скандинавы верили, что если выстрелить в кота-тролля, то из образовавшейся раны потечёт молоко. Если кота-тролля били или ранили, от этого страдала и ведьма, поскольку она была связана с ним.
Хитрые цыгане пользовались тем, что скандинавы верили в существование котов-троллей. Они обманывали фермеров, подсыпая отраву в корм для крупного рогатого скота и пряча «котов-троллей» в их жилищах. На следующий день они появлялись на ферме, предлагая хозяевам за умеренную плату вылечить скот и изгнать из дома котов-троллей.


5. Котокролики
Котокролик – это гибрид кота и кролика. Впервые о нём упоминается в записях, сделанных Джозефом Трейном после того, как он побывал на Острове Мэн, расположенном между Англией и Ирландией. Тем не менее, учёные решили, что такой гибрид был генетически невозможным.
На самом деле Трейн во время своего путешествия видел мэнских кошек с обрезанным хвостом, похожим на кроличий. Также у мэнских кошек задние лапы длиннее передних.
В 1977 году человек по имени Вэл Чапман обнаружил в штате Нью-Мексико, как он думал, белого «котокролика» с розовыми глазами. Он выставил животное в одном из торговых центров Лос-Анджелеса и дважды появился с ним на американском вечернем развлекательном ток-шоу «Сегодня вечером» (англ. The Tonight Show) с ведущим Джонни Карсоном.
Позднее учёные определили, что котокролик Чапмана был обычным котом с генетическими аномалиями. Однако вера в котокроликов до того момента уже успела завладеть жителями Америки. Многие из них начали утверждать, что они также видели котокроликов.


6. Бакенеко
Бакенеко – мистические кошки из японского фольклора. В первые годы своей жизни бакенеко ничем не отличается от обычной домашней кошки. Далее у неё развиваются сверхъестественные способности. И обычно на двенадцатом или тринадцатом году жизни бакенеко начинает ходить на задних лапах и разговаривать, как человек.
Взрослые бакенеко способны принимать человеческое обличие, а злые бакенеко могут съесть своего хозяина и занять его место. Но не все из этих взрослых кошек злые. Некоторые из них весьма беззаботные и любят танцевать с платками на головах.
Тем не менее, эти более добрые кошки всё равно приносят неприятности. На конце их хвостов есть магический огонь, который мгновенно подожжёт всё, с чем они соприкоснутся. Взрослые бакенеко также способны пробудить зомби-рабов. Так, незадачливые хозяева могут проснуться однажды ночью и увидеть, как их покойные соседи слизывают молоко с кухонного пола.
Суеверные японцы очень сильно беспокоились о том, что их кошки превратятся в бакенеко, поэтому иногда бросали своих питомцев на произвол судьбы. Согласно другому суеверию, кошки с очень длинными хвостами неизбежно становились бакенеко. Чтобы не допустить этого, хозяева отрезали им хвосты.


7. Некомата
С возрастом бакенеко становится ещё более чудовищной. Как только она достигает преклонного возраста, её хвост разделяется на две части. Это значит, что бакенеко превращается в некомату.
Среди бакенеко иногда встречаются хорошие особи, а вот некоматы не бывают добрыми: они все злые и не прочь полакомиться человеческим мясом. Они умеют заставить людей подчиниться их воле. Самое пугающее заключается в том, что некоматы могут преследовать людей, превращаясь в призраки их умерших близких.
Самые сильные некоматы обитают в горах. Говорят, что они имеют глаза кошки, а тело – собаки, хотя способны превращаться в кого угодно. Есть люди, которые утверждают, будто бы собственными глазами видели некомат.


8. Кошка-сплинтер
Кошка-сплинтер, если верить слухам, обитает в лесистых регионах Северной Америки. Кошки-сплинтеры шумные, неуклюжие, бестолковые и в буквальном смысле туповатые. Они используют свои крепкие черепа для того, чтобы ломать деревья.
Кошки-сплинтеры имеют острые когти, мощные задние лапы и клинообразную морду. Все эти физические особенности позволяют им легко лазать по деревьям.
Кошки-сплинтеры ведут ночной образ жизни и предпочитают охотиться во время сильных ливней, когда их громкие действия заглушаются шумной погодой. Они питаются енотами и пчёлами, «расщепляя» дуплистые деревья, чтобы добраться до их гнёзд.

9. Хранители потустороннего мира
Вера древних египтян в то, что кошки являются мистическими животными, распространилась на их римских завоевателей, после чего передалась кельтам, которые стали считать этих животных хранителями другого мира. Но дело было не только в духовном смысле.
Пещера кошек – адовы уста в Ирландии, физические ворота, которые ведут через недра Земли в параллельный мир. Считается, что на Самайн (Хэллоуин) из Пещеры кошек появляются монстры, которые пугают людей всю ночь.
Согласно мифологии, легендарный герой Кухулин однажды приручил диких кошек, которые напали на него, когда он был возле Пещеры. Но сама пещера – вовсе не миф. Это реальное место, которое находится в Ирландии и доступно для посещения. Однако внутрь пещеры Вас не пустят, поскольку часть её рухнула, оставив туннель заблокированным.


10. Большие Уши
В шотландском фольклоре есть демонический кот, известный как Большие Уши; говорят, что он является потомком Ирусана, мифического короля котов. Шотландцы верили, что Большие Уши был оракулом, который исполнял желания, поэтому языческие заклинатели часто проделывали варварский ритуал, чтобы призвать его.
В течение нескольких дней они жарили живых котов на вертеле до тех пор, пока не появлялась армия демонических котов, чтобы положить этому конец. Ею руководил Большие Уши, который исполнял любые желания или предсказывал будущее.
Этот ритуал практиковался на протяжении XVII века, хотя и был осуждён церковью. Известно, что в последний раз его выполнили в марте 1824 года. Процесс был описан в деталях одной лондонской газетой.

Велес - одно из центральных божеств в славянской мифологии. Верным спутником Велеса, его священным животным считается мохнатый кот. Считается, что кошка - Зверь Велесов . В мифологии Древней Руси кошка выступала и в роли созидателя, и в роли разрушителя. Одно из главных направлений ее деятельности - сохранение домашнего очага. Но и это не все - кошка у русских является еще и проводником в потусторонний мир.

В русских сказках, во многом вышедших из старославянских мифов, кошка - один из основных персонажей, причем едва ли не самый умный зверь. Всем известный сам слагал сказки, обладал уникальным голосом (слышным за семь верст), мог своими песнями как зачаровывать до смерти, так и излечивать от болезней. Хотя у Пушкина Кот Ученый ходит вправо-влево, в русской мифологии он ходит вверх-вниз. И не по дереву, а по железному столбу. До сих пор Учёного Кота можно увидеть в самых разных уголках России. В Кунгуре, например, он выполнен из дерева, как и цепь, по которой он ходит.

В славянской мифологии (или Подземная Кошка) охраняет клады. В сказах Бажова рассказывается о поверьях уральских золотодобытчиков, в которых Земляная Кошка охраняет подземные богатства - руды и минералы. Кошка живет под землей, иногда лишь можно заметить ее уши... В книге В. И. Даля «Пословицы русского народа», изданной в 1853 году, приводится более 70 пословиц о кошках.

И в более поздние времена кошки не были забыты народом. Одним из самых популярных героев русского лубка являлся Кот Казанский. В коллекциях многих музеев сохранились лубки, на которых изображен странный кот с большими ушами и глазами навыкате, подписанный, как Кот Казанский . Существует множество толкований сюжета лубков о Коте Казанском, по некоторым версиям в роли кота выступает сам Петр I. В Казани знаменитому коту поставлен памятник.