Межнациональные браки плюсы и минусы. С писок использованной литературы

http://russview.ru/read/99-multibrak.html Брачные союзы с участием мигрантов в столице составляют 58% всех браков. Как пишет издание "Огонек", самый простой способ стать для приезжего "своим" в России и избежать статуса "нелегала" - жениться на русской Таким образом, за выходца с Кавказа выходит замуж каждая четвертая москвичка. Журнал отмечает, что половина таких браков - фиктивная. Зато другая половина заключается по любви или как минимум "по взаимному влечению". По словам ведущего научного сотрудника Института общей генетики РАН Ольги Курбатовой, за последние годы количество браков с кавказцами в Москве выросло в разы (по одним подсчетам, в четыре раза, по другим - в десять). Таким образом, обобщенный тезис "русская женщина - оплот интернационализма" получает в российской столице весьма определенное звучание. В середине 90-х годов доля межэтнических браков в столице составляла 22 процента. Таковы результаты анализа данных московских загсов, который провели генетики. Теперь же можно предположить, что в Москве к межнациональным относится каждый четвертый брак. Межнациональные браки в Москве русские женщины заключают в два раза чаще, чем русские мужчины, сообщает статистика. Изменяется и национальный состав в таких типах брака. В советскую эпоху на первом месте традиционно в соответствии с этническим составом страны был брак по модели "русская - украинец", далее шли "русская - "еврей", "русская - белорус", "русская - армянин", "русская - татарин". Сейчас же доля русско-украинских браков уменьшилась вполовину, с ними практически сравнялись союзы между русскими женщинами и мужчинами-армянами. Русско-еврейских браков стало гораздо меньше, зато в рост пошли браки с грузинами и азербайджанцами (соответственно в 4 и 7 раз), а также с другими народами Кавказа (рост более чем в 10 раз). К этим народам можно отнести дагестанцев, чеченцев, ингушей и других. Все это, по мнению ученых, связано с активностью миграции жителей Кавказа в Москву. В этом процессе всегда более активны мужчины. Браков между уроженцами Москвы сегодня насчитывается около сорока процентов. Остальные заключаются по схеме "приезжий - уроженец" (их примерно столько же) либо "приезжий - приезжий" (около 20%). В связи с этим увеличилось и так называемое "брачное расстояние" - дистанция между местами рождения супругов. Считается, что географическое расстояние в определенной степени отражает степень генетических различий между людьми. Конечно, в ХХ веке место рождения может быть и случайным, но модель изоляции расстоянием в принципе является рабочей: чем больше расстояние, тем меньше вероятность наличия у них генов, одинаковых по происхождению. При нынешней динамике, если считать от конца XIX века, исходный генофонд русских москвичей на 70 процентов будет заменен за счет притока генов из других регионов примерно за 10 поколений. Четыре из них уже прошло, ученые за одно поколение берут 25 лет. Издание делает вывод, что еще через 150 лет русские Москвы будут весьма сильно отличаться от русских из провинции. Профессор Московской духовной академии (МДА) диакон Андрей Кураев выразил обеспокоенность по поводу распространения в России межнациональных браков. "На самом деле межнациональные браки - это форма геноцида русского народа! Когда наши женщины выходят замуж за кавказцев, они обогащают своими генами другие народы. А русская нация слабеет!" – приводит портал "Интерфакс-религия" мнение православного миссионера, высказанное им в интервью "Комсомольской правде". По его словам, в семье русской женщины и дагестанца дети "будут дагестанцами и, более того, мусульманами". Известный богослов напомнил при этом, что, в частности, власти Израиля ведут официальную государственную политику против браков евреев и мусульман - специальное министерство ведет статистику межнациональных браков, и публикуемые данные "часто вызывают негодование в обществе". "А в России, к сожалению, даже сама проблема межнациональных браков не признается", - выразил сожаление профессор МДА. Между тем, по мнению ученых генетиков польза от межнациональных браков очень сомнительна. Бытует мнение, что в смешанных браках рождаются более здоровые, крупные, более способные и талантливые дети. Отчасти это так. Если речь идет об очень различных по происхождению супругах, то, действительно, их дети могут быть более крупные и более жизнеспособные. Однако этот эффект не наследуется, он проявляется только в первом поколении и в дальнейшем затухает. К тому же в таких браках с генетически очень разошедшимися линиями может возникнуть внутриутробный конфликт ребенка с матерью за счет присутствия в генотипе ребенка отцовских генов. В этом случае дети не только не будут крупнее и жизнеспособнее, но и возможны все отрицательные стороны в развитии плода вплоть до болезней нервной системы и умственной отсталости. Хорошо известно, что браки между родственниками неблагоприятны, однако то же самое можно сказать и о генетически отдаленных. Это показали специальные исследования, проведенные в селениях, где проживали вместе американские индейцы и нынешние обитатели континента, в деревушках для черных и белых переселенцев... Дети в таких семьях обладали большим числом наследственных заболеваний, в 1,5 раза чаще отставали вразвитии, чем их сверстники. Заведующий кафедрой педиатрии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова доктор медицинских наук, профессор O.K. Ботвиньев объясняет этот феномен тем, что в смешанных браках устоявшийся комплекс генов разрушается, а новый комплекс оказывается биологически слабее - ведь он не прошел тысячелетнюю обкатку. В результате растут заболеваемость, детская смертность, уменьшается продолжительность жизни. Причем чем больше различий между расами, чем дальше находятся друг от друга их исторические территории, тем большие осложнения принесут браки между их представителями. Черные и белые - самая взрывоопасная смесь разных болезней... А потому наиболее благоприятны браки, в которых муж и жена принадлежат близкородственным народам, но т.к русский народ достаточно многочислен и генетически разнообразен, браки между русскими людьми, без сомнений, принесут куда больше пользы, чем с генетически отдаленными национальностями. Надо отметить, что кавказские народы никогда близкородственными к русскому не являлись. Что же касается более высоких умственных способностей или талантливости детей в смешанных браках - это мифы. В генетике какие-либо гены, которые бы путем смешения давали эффект личностного характера, неизвестны. Также нужно развеять миф некоторых неосведомленных людей (а может и просто лжецов), которые выражаются в том духе, что, дескать, смешанные браки нам нужны для того, чтобы избежать вырождения от возможных родственных браков. Какая чушь! Любой здравомыслящий человек может понять, что наш народ достаточно многочислен, настолько генетически богат и разнообразен, что угроза вырождения от якобы родственных браков просто ничтожна. Куда более реальной является угроза размывания, утраты национальных особенностей, традиций. Не менее серьезной является и угроза внутрисемейных конфликтов на почве национальных различий, угроза внутреннего, психологического «раздвоения» детей, попадающих в конфликтную ситуацию (например, в армяно-азербайджанском, грузино-абхазском, осетино-ингушском, русско-чеченском, русско-еврейском, русско-латышском и других межнациональных браках). Необходимо четко уяснить, что чем больше у нас смешанных браков – тем слабее наша нация. Законодательный запрет межнациональных браков нежелателен, т.к. некоторыми это будет рассматриваться как «запрет на любовь», но отношение русской общественности к межнациональным бракам с участием русских людей должно быть отрицательным. Наши люди не научены жить диаспорами. Оказавшись за пределами России, они уже в четвертом поколении, как правило, ассимилируются с другими народами. И эти смешанные браки грозят нашему народу большой опасностью - мы можем потерять много миллионов наших соплеменников, что является просто недопустимым перед лицом демографической угрозы.

Сухие цифры статистики говорят, что в середине 90-х годов доля смешанных браков в Москве составляла 22%. А уже в середине 2000-х межнациональные союзы в столице составляли 58%. Очевидно, что количество браков за последние десятилетия существенно возросли и продолжают расти. При этом межнациональную семью, как правило, в два раза чаще создают русские женщины, нежели русские мужчины.

Существуют как критики, так и сторонники подобных браков.

Минусы межнациональных браков


Специалисты, проводящие исследования брачных союзов между разными национальностями, называют несколько отрицательных сторон таких союзов.


1. Это несоответствие культур , традиций, обычаев, подходов к воспитанию. Именно из-за этих расхождений нередко возникают различные разногласия, вплоть до конфликтов.

Обычно имеют значения такие аспекты быта, как ежедневное соблюдение ритуалов и обычаев, кулинарных традиций, а также религиозных обрядов, которые обретают особенную важность не только во время всевозможных постов и больших религиозных праздников, но и во время организации и празднования свадьбы, при рождении и воспитании детей... То есть, при любых позитивно или негативно значимых событиях жизни.

2. Нередко межнациональный брак встречает непонимание и осуждение со стороны окружающих . Не только соседи, коллеги, приятели, малознакомые, дальние родственники могут упрекать, обсуждать, судачить и искать неискренность, материальную выгоду у одного или обоих представителей пары, решивших официально узаконить романтические отношения.

Довольно часто выступают против союза даже близкие и родные, люди, от которых больше всего ждешь поддержки.

3. У некоторых древних народов (например, армяне, грузины, евреи), сызмальства принято прививать чувство национальной гордости и страх перед ассимиляцией , уверенность в том, что создавать семью крайне необходимо внутри своей нации.

Более того, многие представители таких этносов и по настоящее время, в эпоху глобализации, уверены, что общаться в повседневной жизни крайне необходимо исключительно со своими «соплеменниками», дабы не потерять самобытности, ярких отличительных национальных черт и не подменить, не разбавить, не утратить в слиянии свои обычаи и традиции.

4. Еще один минус касается тех, кто проживает в разных странах. В такой семье как минимум одному партнеру приходится столкнуться не только с новым менталитетом и укладом жизни, но и принципиально иной правовой базой , организацией здравоохранения. Сложности у молодой семьи могут возникать на разных этапах жизни и становления, начиная с самого начала.

С организационной точки зрения, бывает не простым и достаточно хлопотным переезд на постоянное место жительство в другую страну, получение визы, вида на жительство или гражданства. Нередко, важную роль на новом месте проживания играет языковой барьер. Не секрет, что многие жены и мужья иностранцев, «оторванные от корней», скучают по дому, оставшимся на родине родным и друзьям, любимым местам и даже, как это не банально, привычным продуктам питания. Конечно, по сравнению с великой любовью все это мелочи. Но из таких крупиц и складывается жизнь.

Особенным пунктом стоит в этих отношениях вопрос о детях, рожденных в межнациональных союзах. Если такой , вот тогда и начинаются настоящие трудности. Часто, приехавший из другой страны супруг/супруга оказывается менее защищенными перед законом, а правовые нормы помещают его/ее в тесные законодательные рамки.

При рассмотрении, с кем из родителей будут жить общие дети, довольно часто не учитывается пожелание детей или родителей, а лишь интересы государства. При этом, в случае, если родители начинают бороться за свое чадо, обвинять друг друга в ненадлежащем исполнении родительских обязанностей и даже в жестоком обращении с детьми, нередко, при живых родителях, малыши попадают в приюты и даже на усыновление.

Плюсы межнациональных браков


По мнению психологов, межнациональные браки учат общество терпимости и умению с пониманием относиться к представителям разных наций, способствуют улучшению отношений между странами и этносами.

Благодаря таким семьям чаще и больше обсуждаются и разрешаются правовые коллизии между государствами, нарастает взаимная заинтересованность культурой и историей общественной жизнью другого народа, стимулируется социальное сотрудничество.

Мнение общества

Социологические опросы выявляют, что 35-40% россиян не верят в межнациональные браки, считая их менее долговечными по сравнению с мононациональными. От 15 до 20% опрошенных уверены, что все браки одинаковы, вне зависимости от того, одной национальности супруги, или разной.

А от 30 до 35% респондентов уверены, что межнациональные браки – явление положительное, и такая семья более прочная, по сравнению с «однородной», что подтверждают данные многочисленных социологических исследований, опросов и переписи населения.

Психологи же уверены: неважно, однонациональный союз или разнонациональный.

Благополучие, гармоничность и прочность семьи зависит только от членов этой семьи: от умения прощать и забывать обиды, от терпимости и терпения, открытости новому опыту и уважения, от теплоты и полноты чувств, доверия друг к другу, серьезного отношения к семье и партнеру, ответственности, обоюдной привязанности и любви.

Количество межнациональных брачных союзов стремительно растет, такие браки стали весьма популярными в последние десятилетия. Происходит это потому, что у людей появились неограниченные возможности путешествовать, работать за рубежом, учиться, а благодаря развитию интернета стираются все географические границы.

Однако брак с иностранцем - дело специфическое. Почему же женщины выходят замуж за мужчин, принадлежащих к другой национальной группе и даже расе?

Прежде всего, это желание сбежать из своей страны в более экономически и социально развитую державу. Девушки надеются на финансовое благосостояние и социальный статус. То же самое можно сказать и о мужчинах, которые перебираются в крупные столицы, а для того, чтобы избежать нелегального проживания, женятся на коренных жительницах. Тем самым – становятся «своими». Согласно статистике, в Москве на все брачные союзы приходится 58% с участием мигрантов.

Тем временем ученые-генетики озадачены - при такой динамике и притоке мигрантов в крупные экономические центры, генофонд русских москвичей на 70% будет заменен примерно за 10 поколений (одно поколение – 25 лет). Четыре поколения уже прошло…

Кроме того, если супругами становятся генетически отдаленные мужчина и женщина, то существует большая вероятность того, что в следующих поколениях дети будут обладать огромным количеством наследственных заболеваний. Поэтому наиболее благоприятными считаются браки, в которых и муж и жена принадлежат к близкородственным народам .

Кроме этого, следует понимать, что создавая семью с человеком другой национальности, придется следовать их устоям . Я бы не смогла стать женой устоявшегося мусульманина, ведь мы, женщины с европейским менталитетом вряд ли захотим становиться «восточной» женой.

По рассказам одной знакомой семьи – «восточная» жена должна посвятить себя всю дому и хозяйству, своим мужчинам. Мать встает ранним утром и начинает готовить, чтобы к пробуждению семейства были и хачапури, и манты. Ее миссия - ухаживать за мужем и сыном, другого в их семье быть не может. Таковы устои и обычаи этого народа. Да и сами мужчины стараются брать в жены только девушек, принадлежащих к их национальности, чтобы не смешивать свою кровь .

Я лично за сохранение генофонда каждой отдельной страны, межнациональные союзы часто распадаются, но остаются дети… Которые и расплачиваются за эксперименты родителей.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Определение проблемной ситуации, ее актуальность

Практическая социология, одним из основных методов который является социологическое исследование, позволяет с высокой точностью выявить точки напряжения в социуме, предсказать динамику их развития и разработать практические рекомендации. Основу для этого создают достижения фундаментальных наук с использованием методов эмпирической проверки и формализованных процедур. Надежность, а, следовательно, ценность исследования, всецело зависит от его всесторонней подготовки, которая представляет собой процесс, насыщенный различными видами работ, научными процедурами и операциями. Необходимо обеспечить надежную теоретическую основу исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать из специалистов исследовательскую группу. Большое значение имеет организационное и материально техническое обеспечение и готовность к оперативному решению возникших вопросов.

Для социологии очень важно изучение межнациональных браков. Для начала дадим определение термина национальность. Национальность - принадлежность человека к определенной нации, народности, этнической группе, складывающейся под влиянием общего языка, национального самосознания личности, особенностей культуры, быта. Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого. Статистические данные свидетельствуют о том, что в общероссийском масштабе при определении национальности детей в этнически смешанных семьях предпочтение отдается русской национальности, хотя здесь имеются значительные региональные вариации. В плане генетического здоровья человечества такие браки, как правило, благоприятны, а дети, рожденные в них, отличаются здоровьем, способностями. Можно говорить об отдельных примерах - Пушкин, Распутин, Вампилов. Или об этнических или региональных группах - казачество, сибиряки, которые формировались на границах этнических или даже расовых групп. Но, с точки зрения национального самосознания, в таком варианте какая-то нация проигрывает, ведь дети вынуждены выбирать одну из двух национальностей, а иногда совсем иную - третью. Ребенок от украинки и белоруса, выросший в русской среде, русской культуре, владеющий русским языком, кто он по национальности? Чаще всего дети избирают национальность того из родителей, кто имеет более высокий социальный, культурный и этнический статус. Решающее значение имеет преобладающая этническая среда. В частности, дети от браков русских женщин с мужчинами других национальностей в пределах России, и особенно в городах, где преобладает русское население, чаще всего причисляют себя к русским. Здесь следует помнить, что наций предельно чистых в этническом плане просто не существует. Дело не в крови родителей, а в условиях формирования личности. Для больших народов эти процессы не имеют принципиального значения, а для малых они очень болезненны.

Национально-смешанные браки и семьи отражают в себе многие этносоциальные и этнодемографические процессы. Их изучение позволяет порой лучше понять данные процессы, глубже раскрыть их закономерности и последствия. Таким образом, изучение межнациональных браков становится важным не только с академической точки зрения, но и для решения практически значимых проблем современного общества.

Для исследования данной проблемы и отношений жителей к ней, мы поставили перед собой ряд задач :

Собрать результаты анкетирования;

Определить мнения участников опроса;

Привести статистические данные по проблеме;

Сделать выводы по результатам опроса и исследования вообще.

Цель нашей работы – определить отношения жителей города к межнациональным бракам и выявить причины таких отношений.

В социологическом исследовании использован метод сбора информации - анкетирование.

Объект исследования – жители города следующих категорий:

Люди в браке,

Люди, не состоящие в браке.

Предмет исследования – отношение к межнациональным бракам.

Определение выборочной совокупности:

Люди в браке - 14человек;

Жители города, не состоящие в браке - 16человек.

Гипотеза исследования . Брак – это союз двух любящих сердец. Национальность и религия не столь важны для выбора партнера.

Анкета

Дорогие друзья!

Целью анкеты является выяснить отношения окружающих к межнациональным бракам. Вам предлагается ответить на представленные вопросы. Просим Вас принять участие в нашей анкете потому, что нам важно мнение каждого из Вас. Вполне возможно, что некоторые ответы могут быть полезны и для Вас.

Считаем необходимым предупредить, что анкета анонимна и данные используются только для получения статистических данных.

Правила заполнения анкеты:

Обведите кружком или подчеркните тот ответ, который Вы считаете более совпадающим с Вашим мнением.

1. Состоите ли вы в браке ?

2. Если да, то в каком браке:

а) в межнациональном;

б) в однонациональном;

3. Что для вас является показателем успешного брака?

а) теплые и взаимные отношения между супругами;

б) в наше время особую роль играет материальная обеспеченность семьи;

в) брак, ориентированный больше на мнения окружающих, чем на собственные отношения;

г) другое;

4. Как вы относитесь к межнациональным бракам?

а) положительно;

б) считаю, что такие браки недолговечны;

в) считаю, что брак есть брак, каким бы он не был;

5. В чем вы видите основные проблемы межнациональных браков?

а) в непонимании, упреках со стороны общества, родителей, родных;

б) в противности национальных, религиозных традиций и обычаев;

в) не вижу никаких проблем;

6. Готовы ли вы сами осуществить брак с лицом другой национальности?

а) да, если между нами существуют взаимопонимание, любовь;

б) только преследуя свои выгоды;

7. Как вы думаете, влияет ли поддержка со стороны друзей и родных на взаимоотношение между членами разнонациональной семьи?

а) безусловно, влияет, т.к. семья строится на понимании и любви не только ее членов, но и окружающих;

б) скорее влияет;

в) нет, нисколько, семья-это обособленная единица общества;

8. Считаете ли вы, что на образование разнонациональной семьи сказывается финансовое положение обеих сторон?

а) нисколько, семья, в первую очередь, строится на любви и понимании;

б) может быть;

в) затрудняюсь ответить;

9. В чем вы видите положительные стороны межнациональных браков?

а) в традиционной насыщенности;

б) положительная сторона всех браков одна - рождение новой семьи, ячейки общества;

в) затрудняюсь ответить;

г) самые одаренные и красивые дети у родителей разных национальностей;

10. Чьим мнением вы руководствуетесь при выборе пары для брака?

а) личным мнением;

б) мнением родных и близких;

в) стараюсь совмещать мнения;

Анкета с результатами

№ вопроса вопрос варианты ответа Кол-во ответов процентное выражение
1 Состоите ли вы в браке? а) да; 14 53%
б) нет; 16 47%
2 Если да, то в каком браке: а) в межнациональном; 5 36%
б) в однонациональном; 9 64%
3 Что для вас является показателем успешного брака? а) теплые и взаимные отношения между супругами; 17 56%
б) в наше время особую роль играет материальная обеспеченность семьи; 4 12.5%
в) брак, ориентированный больше на мнения окружающих, чем на собственные отношения; 5 19%
г) другое; 4 12.5%
4 Как вы относитесь к межнациональным бракам? а) положительно; 10 33%
б) считаю, что такие браки недолговечны; 12 38%
в) считаю, что брак есть брак, каким бы он не был; 8 29%
5 В чем вы видите основные проблемы межнациональных браков? а) в непонимании, упреках со стороны общества, родителей, родных; 11 37%
б) в противности национальных, религиозных традиций и обычаев; 6 19%
в) не вижу никаких проблем; 13 44%
6 Готовы ли вы сами осуществить брак с лицом другой национальности? а) да, если между нами существуют взаимопонимание, любовь; 20 65%
б) только преследуя свои выгоды; 0 0%
в) нет; 10 35%
7 Как вы думаете, влияет ли поддержка со стороны друзей и родных на взаимоотношения между членами разнонациональной семьи? а) безусловно, влияет, т.к. семья строится на понимании и любви не только ее членов, но и окружающих; 20 64%
б) скорее влияет; 8 27%
в) нет, нисколько, семья-это обособленная единица общества; 2 9%
8 Считаете ли вы, что на образование разнонациональной семьи сказывается финансовое положение обеих сторон?? а) нисколько, семья, в первую очередь, строится на любви и понимании; 17 55%
б) может быть; 8 27%
в) затрудняюсь ответить; 5 18%
9 В чем вы видите положительные стороны межнациональных браков? а) в традиционной насыщенности; 9 30%
б) положительная сторона всех браков одна - рождение новой семьи, ячейки общества; 13 44%
в) затрудняюсь ответить; 2 6%
г) самые одаренные и красивые дети у родителей разных национальностей; 6 20%
10 Чьим мнением вы руководствуетесь при выборе пары для брака? а) личным мнением; 18 60%
б) мнением родных и близких; 3 9%
г) стараюсь совмещать мнения; 9 31%

Анализ работы

Актуальность темы исследования . Основной формой социальной организации отношений между мужчиной и женщиной является брак. Брак- это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям . Ценность брака как жестко контролируемого социального образования в России снижается в силу различных причин. Среди них низкая стабильность заключаемых браков и рост привлекательности индивидуальной частной жизни, которая все больше распространяется в связи с трансформированием норм семейно-брачных отношений, изменением экономической ситуации, прогрессом в сфере домашнего хозяйства и бытовых условий. В современном мире люди, не вступающие в брак и лишенные бремени ответственности за другого человека, не подвергаются социальному давлению и обладают всеми возможностями и услугами, организованными обществом. Модификация общественной значимости института брака стала, прежде всего, результатом изменения системы социальных ценностей, среди которых на первый план чаще стали выходить несемейные ценности, связанные с личными достижениями и личным благополучием. Изменение места брака в системе социально-ценностых взаимодействий общества, особенно среди молодежи, связано также с либерализацией взглядов на характер половых отношений до брака, в браке и вне брака и структурными изменениями аксиологической системы в сфере семейно-брачных отношений. Позиции брака в современном обществе становятся менее прочным и в результате существования культа потребления в плане секса, эротизации брака, поскольку половое общение в современном обществе осуществляется в основном с гедонистической целью. Переходная экономическая ситуация в стране также оказывает дестабилизирующее влияние на институт брака. Вступление в юридический брак, который по-прежнему имеет и экономическую сторону, для определенной части населения является недоступным в связи со стесненными материальными возможностями. Происходит перекос в сторону образования большего количества фактических сожительств, которые менее формализованы, или одинокой жизни. В силу перечисленных факторов совершается активное видоизменение института брака и приспособление его к новым социальным условиям. Еще более сложными для научного описания и анализа фактами в сфере брачности являются процессы, происходящие в поликультурных регионах, поскольку к общим проблемам формирования новой ценностной системы семейно-брачных отношений здесь присоединяются серьезные проблемы межнациональной совместимости. Проблема межэтнических отношений имеет глубокие социальные корни и обусловлена рядом социальных, психологических, исторических, религиозных и конфессиональных причин. Тем не менее, эти вопросы требуют своего разрешения, поскольку явление межэтнической брачности как массового процесса заключения национально-смешанных браков достаточно распространено. Каждый седьмой заключенный в России брак является межнациональным, а в советские времена этот показатель был еще выше . Смешанные в национальном отношении семьи - средство интеграции общества. Образование этнически смешанных семей играет важную роль в процессе изменения этнического состава населения. Основная доля браков, в том числе и межэтнических, заключается людьми в молодом возрасте, что обусловлено свойствами репродуктивного периода, поэтому особенно важно проследить, какой отпечаток накладывают изменения общепринятых ориентации в сфере межэтнической брачности на ценностные установки молодежи. Девальвация прежних ценностей затронула молодежь в большей степени, чем какую-либо иную возрастную группу, так как именно молодые люди в первую очередь реагирует на происходящие в обществе перемены. Специфика данной социальной группы состоит в том, что она находится в состоянии поиска. Система взглядов молодых людей не сформирована окончательно, и потому молодежь более восприимчива к новым ценностям. Можно предположить, что мир ценностей формирующейся личности, на которую оказывали влияние преобразования последних лет, стал более изменчив и противоречив. Увеличение количества разводов и нерегистрируемых браков, снижение рождаемости, падение авторитета институтов семьи и брака в целом и межэтнического брака в особенности - явления, которые требуют пристального внимания и тщательного изучения, как в плане разработки молодежной и семейной политики, так и с целью выработки рекомендаций оптимального поведения молодых людей при заключении брака и создании семьи. С учетом теоретической и практической значимости данной проблемы была определена тема исследования: «Отношение современной молодежи к межэтническим бракам». Объект исследования: современная молодежь. Предмет исследования: особенности отношения современной молодежи к межэтническим бракам. Цель исследования: провести теоретическое и практическое изучение особенностей отношения современной молодежи к межэтническим бракам. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии, философии, этнокультуры, социологии семьи и брака. Теоретический анализ проблемы отношения современной молодежи к межэтническим бракам .Определение понятия брак. Концептуальный анализ межэтнических браков . Выявление отношения молодежи к семейной жизни и браку предполагает, прежде всего, обращение к анализу таких базовых рабочих понятий, как «семья», «брак». Анализ понятия «семья» свидетельствует о том, что имеется много подходов к его интерпретации. Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «семья» означает «объединение лиц, связанных родственными или брачными узами» . В «Философском словаре» дается определение «семье» как «виду социальной общности, важнейшей форме организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» . А.Г. Харчев в своих исследованиях рассматривает семью как «малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» . В последние годы семью все чаще называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. Зарубежные исследователи признают семью социальным институтом только в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных общений: супружеством, родительством и родством; при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа». Мы рассматриваем семью как духовно-нравственный союз, состоящий из родителей и детей и связанный не только жилищем и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности. Относительно понятий «брак» и «семья» нужно отметить, что между ними существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но и немало особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Брак прошел определенные стадии развития - от полигамии к единобрачию. Само слово «брак» в русском языке происходит от глагола «брать». В «Философском словаре» брак определяется как «исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям» . Моногамные браки как союз одного мужчины и одной женщины являются более поздней и наиболее распространенной в настоящее время формой брака. Современные ученые определяют брак как исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной. А.Г. Харчев отмечает, что семья представляет собой более сложную систему взаимоотношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей . В.А. Рясенцев дает следующее определение брака: «Брак есть заключенный в установленном порядке с соблюдением требований закона добро- 16 вольный и равноправный, в принципе пожизненный союз свободных мужчин и женщин, направленный на создание семьи и порождающий у них взаимные права и обязанности». Таким образом, союз мужчины и женщины еще не семья, и только после появления детей брак перерастает в семью . А.В. Мудрик считает, что «...семья являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи» . Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. Социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, учебе. Технико-гигиенический параметр зависит от условий проживания, оборудованности жилища, гигиенических особенностей образа жизни семьи. Наконец, демографический параметр обусловливается структурой семьи (расширенная или нуклеарная, полная или неполная, бездетная, мало- или многодетная). Социальная сущность брака определяется, в конечном счете, господствующими общественными отношениями, он также испытывает влияние политики, права, нравственности, религии. Санкционируя брак, общество берет на себя определенные обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в брачные отношения, ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а, следовательно, за будущее семьи. Брак является общественным механизмом, предназначенным для регулирования и управления теми многочисленными человеческими отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости. В качестве такого института брак функционирует в двух направлениях.