Методическая разработка (средняя группа) на тему: Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию. "картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей средней группы"


















‹‹ ‹

1 из 17

› ››

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1

Описание слайда:

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей « Мой адрес…» Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу (комплекс) города Набережные Челны, номер дома, квартиры, телефона,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища. Материал: мяч Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д. «Наш детский сад ». Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада.. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет.сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет.сада.По плану дети ориентируются в пространстве «Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому…»

№ слайда 2

Описание слайда:

«Наша страна». Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице Материал: иллюстрации города Москвы, карта мира, фотографии. Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают «Малая Родина ». Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Набережные Челны Материал: иллюстраций, фотографий города Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины. Вопрос- ответ,. «Поиски добрых слов» .» Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости., связь слова и поступка, слово и отношение Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том,как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».» Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения. Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том,как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие..

№ слайда 3

Описание слайда:

« Флаг России» Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, Республики) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают? Материал: полосы красного, синего и белого цвета Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России « Герб России» Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны,(города, Республики) закрепить знания о том что нарисовано на гербе и что это обозначает Материал: картинка герба разрезанная на 6-8 частей Ход игры: Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки. «Расскажи о своей семье» Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их. Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи «Найти флаг России, города Набережные Челны Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, Республики закрепить основные цвета флагов, что они обозначают? Материал;картинки с изображением разных флагов Ход игры: среди 4-6 предложенных флагов найти нужный

№ слайда 4

Описание слайда:

«Найти герб России, города Набережные Челны» Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, города, что они обозначают? Материал;картинки с изображением разных гербов Ход игры: среди 4-6 предложенных гербов найти нужный «Как я дома помогаю?» Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям. Материал:Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому. Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать кто и какие обязанности выполняет дома. «Благородные поступки» Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков. Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию. «Вежливые слова» Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу. Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.

№ слайда 5

Описание слайда:

«Назови кто» Цель: знакомить детей с главными людьми РФ, РТ (Путин, Шайгу, Медведев, Минниханов) Материал: портреты известных соотечественников Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит. «Наш микрорайон». Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона Ход работы: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада «Где находится памятник?» Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе Материал: изображения памятников Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник. «Путешествие по городу Набережные Челны» Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры. Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей г орода Набережные Челны Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

№ слайда 6

Описание слайда:

«Моих родителей зовут…» Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек… Материал: семейные фотоальбомы Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы. «Вчера- сегодня» Цель: развивать чувство времени у детей. Ход игры: Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками. «Почта» Цель: закрепить знания детей о городах России. Материал: почтовые конверты, открытки Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми. «Назови виды спорта». Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых. Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

№ слайда 7

Описание слайда:

«Кто и в какой стране живет?» Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его. Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом.Развитие речи., логического мышления, формирование умения употреблять суффикс -ец Ход Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут Китай-китаец, африка-африканец….. «Узнай по описанию кто это » Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира. Ход игры: Воспитатель описывает животное, дети отгадывают, «У кого какой домик » Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных. Ход игры: Медведю – берлога Белке – дупло «Путешествие по планете Земля» Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете. Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты,

№ слайда 8

Описание слайда:

«С какого дерева листок» Цель: закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.) Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева. «Зеленая аптека» Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях. Материал: гербарий, картотека лечебных трав Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают.Рассказывает о ее целебных свойствах «Малая красная книга » Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности Материал: «Малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений,дети называют.Воспитатель рассказывает о них «Страны и народы" Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира. Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира.Рассказывает о них

№ слайда 9

Описание слайда:

«Из чего построен дом» Цель: совершенствовать знания строительных материалах, о том из чего строях жилище человека, умение логически мыслить, закреплять умение образовывать имя прилагательное. Материал: Изображение разных жилищ человека Ход игры: стекло- стеклянный, Камень-каменный….. «Жилое – Нежилое» Цель: закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т.п. Материал: картинки и иллюстрации с изображением разных строений Ход игры: Воспитатель предлагает определить жилое или не жилое помещение Дом - жилой, магазин –нежилой….. «Назови ласково» Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова.знакомить с разными именами. Материал: Ход игры: Миша- Мишенька, Даша- Дашенька, Дашуля…. « Я люблю… » Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности Материал:-. Ход игры: Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.

№ слайда 10

Описание слайда:

« Узнай о ком я говорю» Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми. Материал Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают не примут в ней участие. «Продолжи пословицу» Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление. Материал: картинки Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают. «Народные промыслы» Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промысел Дети называют «Как найти дорожку в детский сад?» Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление. Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона. Ход игры: дети ориентируются по плану и на макете.

№ слайда 11

Описание слайда:

«Птицы нашего города(края)» Цель: знакомить детей с птицами родного города(края).Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать. Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет. «Подбери узор» Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования. Ход игры -Дети рисуют подбирают у узор по образу, называют вид народного промысла. «Подбери наряд кукле» Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре., любовь к Родине, Родному краю Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов» Ход игры -Дети одевают куклу в национальную одежду. «Богатства недр земли». Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли Ход игры - Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.

№ слайда 12

Описание слайда:

«Собери узор». Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов Ход игры - Дети собирают картинки из разрезных фрагментов. «Мир предметов» Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные. Материал: Картинки и изображения предметов обихода Ход игры: чугун - чугунный, дерево- деревянный…… «На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)» Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов. Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус. Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение «На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)» Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов. Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение

№ слайда 13

Описание слайда:

«Отгадывание и толкование загадок об (Армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире) Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравстаенно-патриотическую тему Материал: загадки и картинки с отгадками Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку «Скажи какая» Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора определений к слову Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т.д. Ход игры:Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать определения к нему Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т.д «Составь семейку Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора однокоренных родственных слов Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т.д. Ход игры:Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать родственные однокоренные слова к нему родина, родной, родители, родственник, родинка Герой - геройский, героический, героизм... Защита - защитник, защищать, "Кому что нужно для работы?" Цель: Формировать умение употреблять винительный и дательный падеж существительных.Развивать речь, логическое мышление память.Закреплять знания о профессиях людей. Материал карточки с изображением людей разных профессий. Ход игры Повару - поварешка.

№ слайда 14

Описание слайда:

«Скажи какой» Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей Мышление Ход игры; татарин- татарский, мордвин - мордовский….. «Отгадай профессию» Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские. Материал: карточки с изображением людей разных профессий. Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия. «Я имею право...» Цель. Расширить область правовых знаний детей. Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Ход игры Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения. "Кто что делает?« Цель: формировать навык на подбор глаголов к существительным..Развивать речь, логическое мышление, память Материал: карточки с изображением людей разных профессий. Ход игры: Повар - варит, жарит и т. д.

№ слайда 15

Описание слайда:

«Кто мы? Какие мы?» Цель: Закрепить знания детей о человеке, знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру. Материал: картины и изображения человека(мужчины и женщины Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает детям найти сходства и отличия. «Волшебные слова» Цель: вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение, воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, Материал: картины и изображения людей Ход игры: злые- добрые, больные – здоровые…. «Особенности жизни в современном городе» Цель: познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением., воспитывать бережное отношение к предметам созданными человеком., Материал: картины и изображения различных предметов созданных людьми Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют для чего нужен этот предмет. « Природа и человек» Цель: закрепить знания детей о том что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе Материал: картинки и иллюстрации по теме. Ход игры: Воспитатель проводит беседу, и предлагает рассказать что сделано человеком, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось.

№ слайда 16

Описание слайда:

«И я..» Цель: Развивать у детей сообразительность, чувство юмора, закреплять правила поведения в общественных местах. . Материал: картинки, фото Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том месте где он остановился дети говорят «И я…если эти слова подходят по смыслу. Я пришла в магазин…Там очень много товара, я решила купить себе кофточку, а платить не стала….. «Путешествие в страну часов.» Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов Рассказать о том, что в Москве на кремле есть самые главные часы нашей Родины. . Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов Ход игры Воспитатель рассказывает о том, что раньше люди узнавали время по крику петуха, по цветам, затем изобрели часы….. «Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке,….» Цель: воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого.. Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков. Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует Преподносить и когда.. «Какие праздники ты знаешь?» Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах. Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам. Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

№ слайда 17

Описание слайда:

Литература 1. Альбедиль М.Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы. -С-Пб.: Лань,1997. 2. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Ярославль: Академия К., 1998 3.Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду М.Просвящение, 1991 4. Вартаньян Э.. История с географией. - Самара: Бахрах, 1996. 5. Кожухова Л.Н. С любовью о доме. - Самара, 2002, 6. Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 развив.игр для детей 5-8 лет. - М.: АСТ Астрель, 2003. 7. Линкольн. М. Первооткрыватели. Путешествия. Космос. - М: Рос-мэнД997. 8. По следам прошлого. Книга для начального обучения истории. - М: Терра,1997. 9. Помни род свой. - Тольятти: 13.. Серия «Что есть что». Время. Флаги. - Слово, 1990. 10. Сиповский В.Д. Родная старина. - Н.Новгород, 1993. 11.Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду М.Просвещение.1982 12. ШвайкоГ.С.Игры и игровые упражнения для развития «Жилище человека» Цель: Закрепить знания детей о жилище человека., о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному дому, Родине, . Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба….

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Картотека дидактических игр

по нравственно- патриотическому воспитанию

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей

« Мой адрес…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Тольятти, номер дома, квартиры, телефона,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Материал : мяч

Ход игры : все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.

«Наш детский сад ».

Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада.. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. .Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет.сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет.сада.По плану дети ориентируются в пространстве

«Поиски добрых слов» .»

Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости., связь слова и поступка, слово и отношение

Материал:

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том,как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».

Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том,как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие..

«Наша страна».

Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице

Материал:.

иллюстраций, фотографий

Ход игры:

«Малая Родина ».

Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Южноуральска

Материал: иллюстраций, фотографий города Южноуральска и Челябинской области

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают

« Флаг России»

(города Южноуральска и Челябинской области ,

г. Челябинска)

Цель:

Материал : полосы красного, синего и белого цвета

Ход игры : Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России

«Расскажи о своей семье»

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семь

«Найти флаг России, города Южноуральска,Челябинской области»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал ;картинки с изображением разных флагов

Ход игры: среди 4-6 предложенных флагов найти нужный

«Путешествие по городу Южноуральску»

Цель : знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры.

Материал : альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей г орода

Ход игры : Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

«Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе

Материал: изображения памятников

Ход игры : Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

«Назови кто»

Цель : знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Шайгу, Медведев,)

Материал: портреты известных соотечественников

Ход игры : Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

«Наш микрорайон».

Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада

Материал : фотографии и иллюстрации, макет микрорайона

Ход работы: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада

«Назови виды спорта».

Цель : закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.

Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков

Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

«Моих родителей зовут…»

Цель : Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…

Материал: семейные фотоальбомы

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

«Вчера- сегодня»

Цель: развивать чувство времени у детей.

Ход игры : Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

«Почта»

Цель: закрепить знания детей о городах России.

Материал : почтовые конверты, открытки

Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.

« Кто и в какой стране живет?»

Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.

Материал : картины и иллюстрации с разными странами мира и народом.Развитие речи., логического мышления, формирование умения употреблять суффик -ец

Ход Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут

Китай-китаец, африка-африканец…

«Путешествие по планете Земля»

Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете.

Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты,

«Узнай по описанию кто это »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине

Материал : Картинки и иллюстрации с изображением животного мира.

Ход игры : Воспитатель описывает животное, дети отгадывают,

«У кого какой домик »

Цель : закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.

Ход игры : Медведю – берлога

Белке – дупло

«С какого дерева листок»

Цель : закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев

Ход игры : Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

« Зеленая аптека»

Цель : закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лечебных трав

Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают.Рассказывает о ее целебных свойствах

« Малая красная книга »

Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в

« Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности

Материал :»малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц

Ход игры : Воспитатель показывает

Картинку с изображением редких животных и растений

Дети называют

Воспитатель

Рассказывает о них

«Страны и народы"

Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира

Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира.Рассказывает о них

« Как найти дорожку в детский сад?»

Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.

Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.

Ход игры: дети ориентируются по плану и на макете.

« Узнай о ком я говорю»

Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Материал

Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают не примут в ней участие.

«Продолжи пословицу»

Цель : знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.

Материал:

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

«Народные промыслы»

Цель:

Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества

Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов.-

Дети называют

« Мир предметов»

Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные.

Материал: Картинки и изображения предметов обихода

Ход игры: чугун - чугунный, дерево- деревянный……

«Собери узор».

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Ход игры - Дети собирают картинки из разрезных фрагментов.

«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»

Цель:

Материал ; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.

Ход игры

«На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира

Ход игры : Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение

«Скажи какой»

Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое

Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей

Мышление

Ход игры ; татарин- татарский, мордвин - мордовский…..

« Отгадай профессию»

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры : Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.

«Я имею право...»

Цель. Расширить область правовых знаний детей.

Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).

Ход игры

Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

«Кто что делает?»

Цель: формировать навык на подбор глаголов к существительным. Развивать речь, логическое мышление, память

Материал : карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Повар - варит, жарит и т. д.

«Путешествие в страну часов.»

Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов Рассказать о том, что в Москве на кремле есть самые главные часы нашей Родины. .

Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов

Ход игры Воспитатель рассказывает о том, что раньше люди узнавали время по крику петуха,

по цветам, затем изобрели часы…..

«Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке,….

Цель: воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого..

Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков.

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует преподносить и когда..

«Какие праздники ты знаешь?»

Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку

«Жилище человека»

Цель: Закрепить знания детей о жилище человека., о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному дому, Родине, .

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека

Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба….

Литература

1. Альбедиль М.Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы. -С-Пб.: Лань,1997.

2. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Ярославль: Академия К., 1998

3.Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду М.Просвящение, 1991

4. Вартаньян Э.. История с географией. - Самара: Бахрах, 1996.

5.Ветохина А. Я., Дмитренко З. С «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».- Детство-Пресс ,2013

6. Кожухова Л.Н. С любовью о доме. - Самара, 2002,

7.Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 развив.игр для детей 5-8 лет. - М.: АСТ Астрель, 2003.

10. Сиповский В.Д. Родная старина. - Н.Новгород, 1993.

11.Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду М.Просвещение.1982

10. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения, М.: Айрис-пресс, 2008.

Подготовила

Воспитатель 1 кв.категории Нехаева Л.К.

МДОУ- детский сад №16 «Елочка»


Наира Арутюнян
Картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Картотека игр по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников .

Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно -патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в ДОУ значительное место занимают познавательно-развивающие игры.

1. Игра «Цветик – семицветик»

Цель : загадывать желание, рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Каждый,сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей– ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры фишки, можно определить уровень нравственного развития группы .

2. Игра «Клякса» или «Волшебники»

Цель : увидеть с помощью рамки и вырезать изображение, напоминающего злого или доброго персонажа, героя. Учить различать добрые и злые чувства, поступки

Предлагаются цветные кляксы : у доброго волшебника в кляксах преобладают светлые, яркие тона, а у злого – темные, грязные.

3. Игра «Узнай настроение по рисунку»

Цель : обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию; учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, формировать позитивный образ своего «я» .

4. Игра «Закончи предложение» (эмоционально психологический настрой)

«Я обижаюсь, когда…. И т. д.

5. «Угадай настроение»

Цель : Учить анализировать настроение по пиктограммам.

Детям дается набор пиктограмм с видами настроения. После определения «настроения» каждой пиктограммы дети разбиваются на пары. Один ребенок берет пиктограмму и. не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнером. После этого дети сравнивают две выбранные картинки . При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

6. Игра «Хорошо – плохо»

Цель : оценить поступки и действия с двух позиций : хорошо это или плохо? Красными фишками оцениваются хорошие поступки, черными – плохие.

6. Игра – тренинг “Посмотри на себя в зеркало”.

Воспитатель предлагает детям подойти к зеркалу, посмотреть на себя и улыбнуться.

Какое у вас сейчас настроение? (ответы детей : веселое, смешное и т. д.)

На что похоже ваше настроение (около зеркала воспитатель вывешивает изображение солнышка и тучки).

Попробуйте изобразить настроение хмурой тучки, а теперь грустной тучки, а теперь настроение солнышка – веселое, радостное.

7. Игра «Герб района»

Материал : фрагменты герба района (обязательно должны быть лишние элементы, карточка с изображением городского герба.

Дети по памяти собирают герб родного края, объясняя, что означает тот или иной элемент. В конце самостоятельно проверяют правильность выполнения при помощи карточки-образца .

8. Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Материал : фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города.

Ход игры : педагог показывает фото детям, дети называют, что изображено.

9. Дидактическая игра «Продолжи пословицу» или назови пословицу и их значение (русские бурятские, их сходство.

Ход игры : воспитатель говорит начало пословицы, дети - ее продолжение :

10. Дидактическая игра «Моя семья»

Данная игра включает в себя нравственно – патриотическое воспитание в детском саду и формирование гендерной идентичности.

Игра направлена для развития ума, памяти, внимания, умение слушать товарища, высказывать свои мысли.

Основные методы обучения в данной игре : наглядные, словесные.

Цель :

Формирование гендерной идентичности;

Закрепить внешние различия женского и мужского образа;

Упражнять детей в названии вещей и предметов, находить в них сходства и различия.

Поддерживать у детей интерес к участию в игре.

Способствовать формированию у детей гендерной устойчивости.

Материал и оборудование : карточки с предметами , игровое поле.

Ход игры:

Организационный момент.

Вос-ль : Что такое семья? (ответы детей)

Семья- это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку : и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Вос-ль : Ребята, а вы знаете, что всех членов семьи можно разделить на группы : малышка – младенец, девочка – мальчик, мужчина – женщина.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в дидактическую игру : «Чья эта вещь и почему?»

Перед началом игры ведущий располагает в центре стола игровые поля, объясняет, что это – «шкафчики» для вещей.

Каждый «шкафчик» принадлежит малышке или малышу, девочки или мальчику, женщине или мужчине. Участники игры вместе с взрослым находят карточки хозяйки или хозяина «шкафчиков» . Ведущий показывает карточки с изображением вещей, и задает вопрос «Чья эта вещь и почему?» , а затем помогает найти и разложить карточки в соответствующие «шкафчики» (игровое поле) . Далее игра продолжается подобно лото, то есть необходимо правильно заполнить все игровое поле.

11. Игра «Когда-то и сейчас»

Цель (настоящего или прошлого)

12. Игра «Почта»

Цель

13. Игра «Кто, где живет»

Цель : совершенствовать умение образовывать по образцу однокоренные слова, существительные с суффиксом.

14. Игра «Я живу на улице»

Цель : формировать умение и знание детей называть улицы города Гусиноозерска.

15. Игра «Мой этаж» , «Из чего построен дом»

Цель : совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, умение логически мыслить, определяя последовательность построек этажей.

16. Игра «Жилое – Нежилое»

Цель : закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т. п.

17. Игра «Иностранец» , «Кто и в какой стране живет?»

Цель : расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.

18. Игра : «Деревья и кустарники» (ближайшего нас окружения.)

Цель : находить на иллюстрациях, узнавать и называть их. –от какой ветки детка -гербарий)

19. Игра «Зеленая аптека»

Цель : закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

20. Игра «Кто, где живет» (по принципу доскажи словечко)

Цель : ребенок самостоятельно подбирает рифмы, согласуя окончания. Расширяет кругозор по естествознанию.

21. Игра «Внимание – окончание» (словесная)

Цель : поддерживать речевое взаимодействие, оканчивать предложение по смыслу, где надо подбирать рифму, развивать логику.

22. Игра «Наблюдатель»

Цель : развивать у детей наблюдательность, видеть интересное в окружающем мире и детально его описывать.

23. Дидактическая игра “Мое имя”.

Воспитатель обращает внимание детей, что из фотографий получился длинный поезд.

Вагончиков много, а пассажир во всех вагончиках один. Как зовут нашего героя?

(ответы детей : Вика)

Вика, как называют тебя мама и папа? (Викуля, Виктория, Викуша, Виконька)

А как ее будут звать, когда она вырастет? (ответы детей : Виктория и т. д.)

Как ее будут звать Вадика? Сашу? и т. д.

Имена у людей меняются в течение жизни. Как вы зовете своих родителей?

(ответы детей : мама и папа и т. д.)

Как называют их другие? (ответы детей)

24. Составление папочки из фотографий в хронологическом порядке “Я расту!”

Воспитатель предлагает детям еще одну фотографию, на которой изображен ребёнок в раннем возрасте и предлагает детям узнать, кто изображен на фотографии. Дети угадывают.

Как вы думаете, Вика всегда была такой? (ответы детей)

У меня есть еще Викины фотографии. Посмотрим, как она росла?

Воспитатель предлагает детям разложить фотографии последовательно и доказать,

почему так разложили : новорожденная, младенец, ходила в ясли и т. д. (варианты ответов детей зависят от фотографий) .

Ладушка, посмотри, какой Вика была и какой стала!

Что с ней происходило за это время? (ответы детей : она росла)

25. Игра «Когда-то и сейчас»

Цель : развивать чувство времени у детей. Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого) . Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

26. Игра «Почта»

Цель : закрепить знания детей о городах России.

27. Игра «Собери и назови флаги» (Бурятия, Россия)

Цель : составлять по цвету в правильном порядке.

«Украсим одежду»

Цель : расширять и углублять представления детей о традициях украшения одежды бурят и русских. Упражнять в составлении узоров на силуэтах одежды, соблюдая ритм, симметрию, чередование элементов узора.

1. Упражнение «Скажи по-другому»

Цель: упражнение детей в подборе синонимов и антонимов к словам; пополнение словаря синонимов и антонимов.

Материал: мяч; иллюстрации с изображением разных пейзажей города.

Вариант 1 . Игровые действия: игра с мячом, придумать слова-синонимы.

Воспитатель. В этой игре я называю слово, а вы должны подобрать к этому слову похожее по смыслу слово.

Беречь (природу) - сохранять, щадить, оберегать, хранить.

Большой (завод) - огромный, крупный, громадный, гигантский.

Высотный (дом) - многоэтажный.

Знаменитый (человек) - известный, прославленный, популярный.

Прекрасный (парк) - красивый, изумительный.

Родина - Отечество, Отчизна.

Современный (зал) - новый, модернизированный.

Старинный (дворец) - древний.

Вариант 2 .«Скажи наоборот»

Игровые действия: ловить мяч, придумывать слова-антонимы. Воспитатель называет слово, и бросаем мяч ребенку, тот в свою очередь должен назвать слово противоположное по значению, названному педагогом.

Большой (город) - маленький, крохотный, небольшой.

Высокий (кран) - низкий.

Глубокий (канал) - мелкий.

Древний (замок) - современный, новый.

Загрязнять (речку) - очищать.

Интересный (случай) - скучный.

Красивый (вид) - безобразный, уродливый, неопрятный.

Молодой (человек) - пожилой, старый,

Разрушать (дом) - строить, восстанавливать.

Огромный (магазин) - маленький, крохотный.

Отчизна - чужбина.

2. Упражнение «Экскурсия по городу»

Цель: активизация в речи слова-предметы, слова-признаки, слова-действия по теме.

Материал: иллюстрации с изображением различных мест города Астаны, Темиртау, природных пейзажей.

Вариант 1. Игровые действия: подобрать слова-определения к заданному слову.

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас в гостях мальчик Ваня. Он живет в другой стране и ничего не знает о нашей стране Казахстан. Давайте расскажем ему о ней.

Наш Казахстан (какой?) - красивый, необъятный, современный, процветающий и т. д.

Казахстанцы (какие) - трудолюбивые, заботливые, доброжелательные, терпеливые, умелые и т. д.

Наш город (какой) - красивый, зеленый, чистый, многолюдный и т. д.

Вариант 2. Игровые действия: найти и объяснить несоответствия в высказываниях.

Воспитатель. Помогите мне выбрать только те предложения, которые соответствуют реальному положению вещей.

Столица Казахстана- город Караганда. (Астана)

На флаге Казахстана - красный и белый цвет. (Голубой, жёлтый).

В Казахстане все разговаривают на английском языке. (На русском, казахских языках.)

В степях Казахстана водится много животных: медведи, волки, жирафы, антилопы. (Сайгаки, волки, зайцы, лисы и др.)

3. Упражнение «Мой город»

Цель: упражнение детей в согласовании имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже; в образовании множественного числа имен существительных и прилагательных.

Материал: иллюстрации с изображением городских пейзажей; мяч.

Вариант 1. Игровые действия: закончить предложение словом город, употребив его в правильной форме.

Воспитатель. Ребята, к нам пришло удивительное письмо: предложения в нем не закончены, зато есть картинка с изображением городского пейзажа. Догадайтесь, для чего эта картинка. (Предположения детей.) Тогда давайте попробуем закончить эти предложения, добавляя слово город в правильной форме.

Я люблю свой славный (город).

Из-за тумана не видно красивого (города).

Я скучаю по своему родному (городу).

Мы украшаем наш славный (город).

Мы гордимся своим прекрасным (городом).

Я могу долго рассказывать о своем (городе).

А теперь добавим слова казахстанский, казахский.

Наша природа (казахстанская).

Наши сказки (казахские).

Национальный костюм (казахский национальный костюм).

Вариант 2. Игровые действия: ловить мяч, видоизменять словосочетания согласно оговоренным условиям.

Воспитатель. Ребята, я буду бросать мяч каждому из вас по очереди, а ваша задача - поймать его и выполнить задание: нужно говорить о предметах и явлениях, как будто их много.

Красивый город - (красивые города).

Широкая река - (широкие реки).

Глубокое озеро - (глубокие озера).

Зеленый лес - (зеленые леса).

Цветущий луг - (цветущие луга).

Поющая птица - (поющие птицы).

4.Упражнение. « Скажи красиво о Казахстане»

Цель: упражнение в умении дополнять предложения; упражнение в установлении причинно-следственных связей; составление предложения с использованием двух разных картинок.

Материал: иллюстрации с изображениями различных городов страны, природных пейзажей.

Вариант 1. Игровые действия: дополнить предложения, подобрать слова-определения.

Воспитатель. Ребята, наша страна очень красивая, в ней много озер, рек. Я люблю нашу страну.

А теперь расскажите мне, как вы любите свою страну. Помогут вам в этом предложения, которые нужно дополнить.

Я рад, что живу в Казахстане, потому что.

Я люблю свою страну за то, что.

Города страны становятся красивее, потому что.

Мне нравится отдыхать в Казахстане, потому что.

Я люблю свой народ за то, что.

Я горжусь тем, что Казахстан...

Я уверен, что Казахстан…

Вариант 2. Игровые действия: подобрать две картинки, составить на их основе предложения.

Воспитатель. Я приготовила для вас необычное задание: вам нужно рассказать о нашей стране, опираясь на картинки, иллюстрации.

У меня есть картинки с изображением трактора и поля. Рассмотрите их, пожалуйста. А теперь придумайте предложение, в котором бы упоминалось о Казахстане, тракторе, поле одновременно. (Казахстанские тракторы пашут поля.)

Каждый ребенок должен придумать не менее двух-трех предложений.

5. Упражнение «Мой Казахстан»

Игровые действия: чисто и правильно произносить стихотворные фразы хором и по одному, с разной интонацией.

    Восторженно.

Небо чистое и глубокое

И степной тихий рай -

Казахстан - моя Родина,

Казахстан мой любимый край!

    Вопросительно.

Здесь домов вокруг так много,

Много улиц, площадей,

И отдельные дороги

Для машин и для людей.

Кто ответит мне, друзья,

Где живу сегодня я?

Как прекрасен рассвет в этой пуще,

Когда солнце, сырое на вид,

Разгораясь все пуще и пуще,

Меж стволов в поднебесье летит.

Надо всею землей пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля.

И гремят, не смолкая заводы,

И шумят, расцветая поля.

6. Упражнение «Наш дом -Казахстан»

Цель: развитие связной речи, умение самостоятельно составлять рассказ-описание

по иллюстрации, представлению.

Материал: открытки, фотографии, иллюстрации.

Вариант 1. Игровые действия: описать иллюстрации с видами Астаны (другого города) ; отгадать по описанию часть города (здание, сооружение) .

Воспитатель. В наш город приезжает много гостей. Многие хотят познакомиться с достопримечательностями нашей столицы. Но без человека, который хорошо знает город, это трудновыполнимая задача. Поэтому давайте потренируемся выполнять обязанности гида.

Гид - это человек, который сопровождает гостей, знакомит их с интересными значимыми местами города, умеет рассказать о них что-либо запоминающееся, необычное.

Итак, пусть каждый из вас побудет в роли гида; покажет и расскажет об одной достопримечательности города. А тот из «экскурсантов», кто первым догадается, о

чем идет речь, получит изображение описываемого объекта в подарок.

Например: «Это здание находится в центре города. Оно символизирует дерево жизни, которое своими корнями удерживает почву, а высокой и пышной кроной подпирает небо. Одновременно, вмещает в себе и символизирует подземный мир, земной и небесный.(Байтерек)

Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побудет в роли гида.

Вариант 2. «Путешествуем по Казахстану».

Игровые действия: описать по представлению любое достопримечательное место Казахстана, не называя его.

Воспитатель. Давайте отправимся в виртуальное, то есть воображаемое путешествие по нашей стране. Пусть каждый из вас расскажет нам о любом уголке нашей Родины, а мы попробуем определить, о чем идет речь. Ваш рассказ должен быть ярким, красочным, как будто вы рисуете красками.

7.Дидактическая игра «Гости города»

Для игры вам понадобятся открытки с видом вашего города пронумерованные, несколько машинок. Ход игры: Воспитатель предлагает считалкой выбрать экскурсовода по городу. Ребёнок - экскурсовод бросает кубик, выпавшее число на кубике ищет на открытке. Задача детей - рассказать о том месте, которое изображено на открытке.

8.Дидактическая игра "Собери картинку"

Вам понадобятся старые ненужные кубики, которые найдутся в любой группе, открытки с видами вашего города (2 экземпляра). Обклеив кубики, вы увидите, какая простая и интересная игра у вас получилась. Для младших детей обязательно надо использовать образец, старшие дошкольники могут справиться самостоятельно. Задача детей - собрать картинку и рассказать, что на ней изображено.

Предлагаю картотеку дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста. Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли,чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстотельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры может проводить воспитатель, педагог-психолог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.

1.Дидактическая игра «Герб города»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память. Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.

2.Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Цель: знакомить с родным городом.

Материал: альбом фотографий родного города.

Ход игры: воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

3.Дидактическая игра «Флаг России»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны.

Материал: полосы красного, синего и белого цвета.

Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

4.Дидактическая игра «Как зовут членов семьи»

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры: дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

5.Дидактическая игра «Профессии»

Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.

Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию. Воспитатель: «Кем именно они мечтают стать - отгадайте!» Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.

6.Дидактическая игра «Все профессии важны»

Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.

Материал: картинки с профессиями взрослых.

Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности. В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.

7.Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.

Материал: большие картинки с профессиями взрослых (врач, повар, водитель), маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.

Ход игры: на стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.

8.Дидактическая игра «Русские матрешки»

Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

Ход игры. Основное игровое правило: собрать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики.

9.Дидактическая игра «Дом, в котором я живу»

Цели: формировать у детей конкретное представление о доме, как о жилище, которое спасает от ненастья; а также более общее представление, что дом – это место, где живут близкие люди, которые заботятся друг о друге.
Материал: стены из картона с проёмами для окон и дверей, рисунок дома.
Ход игры: рассмотреть рисунок дома -Для чего нужна крыша? (Защищает от снега и дождя) -Для чего нужны стены? окна? (Защищают от снега, холода, дождя) Предложить составить дом из частей: -Кто будет жить в твоём доме? Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку)? -А у тебя есть брат или сестра? Как их зовут? -По какому адресу находится твой дом?


10.Дидактическая игра «Помощники в семье»

Цели: воспитывать у детей уважение к труду взрослых членов семьи, желание помочь, освободить от хлопот; учить детей строить отношения с другими людьми; развивать речь детей.
Материалы: сюжетные картинки с бытовыми сценами.
Ход игры: воспитатель: «У каждого из вас есть своя семья. Семья-это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Посмотрите на картинку: -Что делает дедушка. А как помогает малышка? –Расскажи, как ты помогаешь маме (папе, дедушке, бабушке)».


11.Дидактическая игра «Родословное дерево»

Цель: расширить представление о семье; учить ориентироваться в родословных отношениях; пополнять знания о родных им людях; прививать любовь к ним.
Материал:
фотографии членов семьи, рис. генеалогического дерева.
Ход игры:
А у тебя есть дедушка? Где он живет? Как его зовут? Сколько ему лет. Какой он? Расскажи, какая у него была профессия раньше. И чем он занимается сейчас. Как часто вы встречаетесь (аналогично о бабушке)? Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. У всех вас есть своя семья. (Информация о родословном дереве на обороте).

12.Дидактическая игра «Защитники Отечества»

Цели:
1.Сформировать представление об армии, расширить знания детей о службе в армии, научить. 2.Познакомить детей с памятником Защитников Отечества в городе. 3. Воспитывать уважение к военным и желание быть защитником отечества.

Х од игры:
Чтобы защищать наш с тобой покой, существует армия. В ней служат солдаты, офицеры, генералы и адмиралы. Все они называются военными. Военный – очень почётная профессия, ведь они защитники нашей Родины. Какие бывают военные? Танкисты – военные, которые служат на танках. Военные моряки – служат на военных кораблях. Ракетчики – отлично разбираются в ракетной техники. Военные лётчики – летают на военных самолётах и вертолётах. Пограничники – охраняют наши границы от врагов. Артиллеристы – стреляют из огромных пушек и миномётов. Подводники – охраняют наши границы на подводных лодках. Десантники – умеют обезвреживать любого врага, отлично стреляют, прыгают с парашютом. Сапёры – находят и обезвреживают мины, расставленные врагом.