Методическая разработка "аппликация из соломки". Технология изготовления аппликации из соломки

1. Подготовка соломенной ленты.

Соломку залить горячей водой и выдержать 10-20 минут, пока стебли не станут мягкими. Если для аппликации используется овсяная или ячменная соломка, особенно снятая в начале лета, ее можно просто спрыснуть водой, завернуть во влажную ткань и дать немного полежать.

Затем соломенную трубочку расщепить ножом или скальпелем вдоль волокон (рис. 1). Развернуть соломину в пальцах и с внутренней стороны 10-15 раз провести острием ножа от середины к одному краю, затем столько же раз – от середины к другому краю. Соломенная лента должна быть зажатой между большим пальцем руки и острием ножа, при этом декоративный слой соприкасается с пальцем. Соломенная лента считается готовой,когда она не скручивается в трубочку, а свободно завивается в кольцо диаметром 7-12 см (рис. 2).

Соломенную ленту можно получить более простым способом – с внутренней стороны прогладив расщепленную соломенную трубочку не очень горячим утюгом. Однако в этом случае поверхность ленты не всегда получается ровной, т. к. слой, прикасающийся к утюгу, быстро пересыхает и может потрескаться.

Если соломенная лента имеет большую толщину или предполагается ее наклеивание на вспомогательный бумажный слой, с нее лучше частично срезать внутренний слой луба (рис. 3). Для этого соломенную ленту уложить на твердую ровную поверхность декоративным слоем вниз и ножом или скальпелем под острым углом, почти параллельно поверхности ленты, срезать тонкую стружку луба так, чтобы часть его оставалась на ленте (если удалить весь луб, соломенная лента станет полупрозрачной и сквозь нее будет просвечивать фон).

2. Обработка рисунка аппликации.

На рисунке для салфетки на каждую деталь нанести карандашом направление волокон соломки (рис. 4): в лепестках цветов – от центра по краям, в крупных листьях – от центральной жилки под углом к краям, в мелких листьях – вдоль, либо под углом, в фестонах – поперёк. Кроме того, все детали аппликации следует пронумеровать (исключая одинаковые).

3. Подготовка соломенных настилов.

Для настилов наклеить соломенные ленточки на кальку вплотную друг к другу, следя за тем, чтобы между ними не образовывались зазоры. Затем из этих настилов будут вырезаны детали аппликации. Подготовить соломенные настилы можно несколькими способами, выбирая наиболее удобный для себя.


- Перевести деталь аппликации на кальку и каждую деталь заклеить соломенными лентами в соответствии с нужным направлением волокон (рис. 5), после чего вырезать.
- Этот способ удобен для вырезания крупных деталей, в других случаях большее количество соломы идёт в отходы.


- Подготовить настил, наклеив соломенные ленты на чистый лист кальки.
- Рисунок на кальке приложить к настилу с изнаночной стороны, совмещая линии направления волокон на рисунке и на настиле, и обвести контуры деталей шариковой ручкой так, чтобы на настиле остался продавленный след (рис. 6).
- Несимметричные детали следует обрисовать по изнаночной стороне кальки с рисунком.
- Пронумеровать продавленные на настиле детали в соответствии с рисунком и вырезать.
- Кроме того, для часто повторяющихся деталей можно изготовить шаблон из плотного тонкого картона с вырезанной в нём деталью (рис. 7).
- Этот способ удобен тем, что настилы можно заготовить заранее, до разработки конкретного изделия.

На рисунке наметить линии направления волокон и номера деталей (рис. 8).
- На чистом листе кальки наметить стрелкой направление волокон настила. Этот листик кальки прикладывать к рисунку так, чтобы с направлением стрелки совпадали линии направления волокон на каждой детали. При этом детали рисунка нужно стараться располагать близко друг к другу, компактной группой (рис. 9). Затем площадь листка с нарисованными деталями заклеить соломенными лентами вдоль стрелки.
- Этот способ удобно применять тогда, когда соломы мало и её нужно экономить.

Во всех трёх случаях настилы следует высушить под прессом.

4. Вырезание деталей аппликации.

Вырезать из настилов детали можно с помощью ножниц. Мелкие кружочки удобнее выбить специальными высечками.

5. Наклеивание деталей аппликации на основу.

Вырезанные детали аппликации наклеить на фон согласно рисунку. Готовую работу просушить под прессом. При желании её можно покрыть лаком.

Аппликации из соломки

В работе по аппликации из соломки придерживаются тех же правил, что и в аппликации из бумаги.

Выполняют аппликацию в определенной последовательности, начиная с выбора сюжета.

Для фона потребуется материал, который должен быть плотным: фанера, картон, бархатная бумага. Цвет фона может быть различным: черным, темно-вишневым, темно-зеленым, коричневым. Можно также подобрать подходящий лист шпона.

Аппликации с простым или со сложным сюжетом, большим количеством деталей выполняется по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется карандашом и соответствует ее размерам. Особое внимание следует уделять общей композиции эскиза и самой аппликации. Хорошо продуманная композиция – залог успеха аппликации. В эскизе наносятся линии, по которым будут наклеиваться соломины.

С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве (для чего используется перспектива), достигается согласованность изображаемых явлений (в этих целях употребляются системы масштабов и пропорций, а также ритм, иногда симметрия).

При создании эскиза важно определить композиционный центр аппликации. Старайтесь придерживаться некоторых правил: избегать сплошной заклейки изображения из соломы, оставлять больше воздуха вокруг изображений, не усложнять композицию мелкой деталировкой.

Чаще всего создают аппликации из соломенных лент или «золотых пластинок», которые можно получить двумя способами: горячим и холодным.

Горячий способ. Приготовить стопку газет, на нее положить целые соломины. На соломины поставить горячий утюг. От прикосновения горячего утюга с соломой получатся узкие плотные соломенные ленты. Аппликация из таких лент – выпуклая, рельефная. Если перед проглаживанием соломины подержать в горячей воде при температуре 60–80 о С и разрезать их острым ножом или ножницами вдоль ствола, а затем прогладить горячим утюгом, соломенные ленты станут более эластичными и широкими, в работе более податливыми.

Холодный способ. Разрезать соломины вдоль ствола, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Этот способ несложен; ленты, полученные таким способом, приобретают еще большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.

Затем соломинки наклеивают на бумагу, чтобы не получилось щелей или просветов, плотно прижимают ее пока не высохнет. Для приклеивания лучше всего использовать клей ПВА, но не следует мазать его слишком много, чтобы клей не выступал и не оставались пятна. Таким образом получится «золотая пластинка», из которой можно вырезать различные детали для композиции. Лучше всего если будет несколько таких пластинок разных цветов.

Можно делать аппликации и из соломенной ленты. До того, как наклеить такие ленты, их раскладывают по цвету: светло-желтые в одно место, светло-коричневые в другое, темно-коричневые в третье и т. д. Затем разрезают на отрезки нужного размера, вырезают из эскиза изображения. Например, чтобы сделать листок, его разрезают по прожилке пополам. Одну половину промазывают клеем и переносят ее на сухую чистую бумагу, только после этого приступают к накладыванию соломенных лент. Отрезки соломенных лент должны быть больше изображения. При наклеивании их укладывают близко друг к другу, не допуская просветов.

Когда наклейка хорошо высохнет, лишнюю солому срезают по краю бумажного изображения.

Заготовленные таким образом изображения раскладывают на фоне и смотрят, проверяют, все ли так как надо или как хотелось. Если все получилось безупречно, промазывают с обратной стороны клеем, наклеивают на фон и вторично высушивают под грузом.

Перед тем, как приступить к выполнению аппликации, необходимо заранее определить направление соломки в разных деталях: вертикальное, горизонтальное или наискосок и соответственно выкраивать детали. Постарайтесь разумно использовать «золотую пластинку», чтобы зря не выбрасывать остатки. К обрезкам тоже стоит присмотреться – из них может получиться что-то интересное. В готовой аппликации допустимо тонирование мелких деталей или орнаментов выжиганием.

Если сделать окантовку таких аппликаций и пометить их под стекло, сохранятся они намного дольше.

Аппликация из соломки бывает трех видов: предметная (изображение предмета – лодки, дерева, бабочки и др.), сюжетная (изображение какого-либо сюжета) и декоративная (для украшения чего-либо).

Из книги Плетение из соломки и других материалов автора Гриб Алеся Анатольевна

Плетение из соломки Плетение – одно из древнейших ремесел. Оно было известно первобытным народам задолго до появления ткацкого и гончарного ремесел. Осваивая природное окружение, человек научился сплетать гибкие ветви и корни, стебли и волокна, пряди волос и полоски

Из книги Большая книга аппликаций из природных материалов автора Дубровская Наталия Вадимовна

Инкрустация из соломки Соломка применяется для украшения изделий. Аппликация из мелких повторяющихся деталей соломки, использующихся в качестве декоративного материала, называется инкрустацией.Заранее подготовленную соломку надо разрезать острым скальпелем на

Из книги Декоративные цветы из бумаги, ткани, кожи, меха, бисера автора Каминская Елена Анатольевна

Плетение из соломки Техника плетения из соломки напоминает плетение из других материалов. Путем соединения и переплетения соломин создают соломенные ленты или уже готовые формы. Из полуфабрикатов – жгутов и плетенок – далее создают более сложные изделия. Существует

Из книги Поделки из природных материалов автора Дмитриева Наталья

Поделки из соломки Зная основные виды и способы плетения из соломки, можно изготовить различные изделия: салфетки, подставки под горячее, корзинки, подносы, короба и многое другое. Процесс создания таких изделий состоит из двух частей: плетение заготовки и изготовление

Из книги автора

Какие бывают аппликации Аппликация (лат. applicatio – прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании и наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликация может быть составлена из бумаги, ткани,

Из книги автора

Аппликации из семян и листьев Композиция в круге Композиция в круге – это оригинальная поделка из одноразовой бумажной тарелки. Такая работа может служить как декоративной подставкой, так и настенным украшением.Необходимые материалы:Белая одноразовая бумажная

Из книги автора

Аппликации из камней и ракушек Ракушки нравятся не только детям, но и взрослым. Вспомните, с каким восторгом вы собирали их на берегу моря. Находкой, приносящей счастье, считалась большая раковина, поднятая с морского дна. И уже на берегу ее скорее прикладывали к уху, чтобы

Из книги автора

Аппликации из бересты Из стародавних времен идет слава о красоте березы. Сколько сложено поэтических строк и написано картин, прославляющих красоту этого дерева!А кроме того береза – незаменимый материал для многих мастеров. И самое ценное в ней, конечно, береста –

Из книги автора

Аппликации на цветном сизофлоре Кувшинка Какая красивая белая кувшинка! Таинственным и сказочным кажется этот цветок. Может быть, каждый белый цветок, как заколдованная царевна-лягушка, – это нежная озерная царица или русалка?Необходимые материалы:Белый лист бумаги,

Из книги автора

Фантазийные аппликации в технике «Монотипия» В живописи есть удивительная техника– монотипия. Картины, выполненные в этой технике, всегда непредсказуемы и неповторимы. И что особенно интересно, каждая новая монотипия порой напоминает картины природы – причудливые

Из книги автора

Аппликации на основе сизаля Подсолнух Какой нарядный подсолнух! Настоящее маленькое солнышко – оранжевая серединка с желтыми листочками-лучиками. Подсолнух не только радует своей красотой, но и угощает всех своими чудесными семечками.Необходимые материалы:Сизаль

Из книги автора

Аппликации из цветов Аппликации из цветов – очень увлекательное занятие, которым можно заинтересовать детей любого возраста. Аппликация– это составление композиции из кусочков цветной бумаги. В аппликацию также можно смело добавлять любые другие материалы –

Из книги автора

Аппликации и поделки из растительных материалов Аппликация(от лат. applicatio– «прикладывание») – создание художественных изображений путем наклеивания, нашивания на ткань или бумагу какого-либо материала.Из растений можно выполнять предметные, сюжетные и

Из книги автора

Поделки и аппликации из ракушек Ракушки – очень интересный материал. Он не только красивый, но и позволяет заглянуть в прошлое нашей планеты, представить, как она выглядела много миллионов лет назад, когда ее покрывали бескрайние леса и океаны, населенные огромными

Аппликация из соломки – это интересное занятие, способное увлечь и взрослых и детей. Даже дети младшего школьного возраста с помощью педагогов или родителей могут создавать удивительные картины. Главное подобрать менее сложный мотив и подготовить материал к работе. И сегодня я покажу вам, как сделать зимнюю аппликацию из соломки.

Материалы:

  • Соломка
  • Ножницы
  • Бумага
  • Ткань бархатная
  • Рамка
  • Клей Пва

Аппликация из соломки (этапы работы):

Для начала нужно подготовить соломку, о том, как ее собрать, обработать и подготовить для аппликации, подробно описано

И начинается один из сложнейших этапов, который следует возложить на взрослых. Полоски соломки (предварительно разглаженные) необходимо приклеить на лист бумаги максимально избегая просветов. Особенно важно чтобы посередине не было пробелов, если по краям они все таки образовались, то это не так страшно. Полосы желательно подбирать по цвету. Лист бумаги, на который мы наклеили соломку проглаживаем утюгом и помещаем под пресс.

Теперь определимся с мотивом картины. Я нарисовала от руки вот такую зимнюю картинку:

Вы можете нарисовать что-то свое или позаимствовать картинку в интернете и распечатать ее на принтере.

Вырезаем все детали картины, прикладываем их к листу с соломкой, обводим карандашом и вырезаем детали. Во многих композициях большое значение имеет направление соломки. В данной работе особого значения нет, но выбрав иной мотив не забудьте обратить на это внимание.

Готовые детали приклеиваем к ткани (или плотному картону темного цвета) при помощи клея Пва. Начинать лучше с крупных и основных деталей, а затем клеить более мелкие.

Методическая разработка

по теме:

«Аппликация из соломки»

педагог дополнительного образования ЦВР.

В последнее время появляется большое количество новых, разнообразных материалов для детского творчества. Они привлекают своей простотой, яркостью, но не всегда оказываются доступны по цене и скорее служат цели поддержать интерес к процессу освоения, при этом сама работа не отличается последовательностью и не нуждается в кропотливости, терпении при изготовлении. У ребенка привыкшего работать по шаблону, отсутствует мотивация самому придумать и изобразить. Техника работы с природными материалами, как показывает опыт, наиболее интересна для детей, способствует развитию фантазии, будит воображение. Многообразие сюжетов также очень привлекательно для таких работ, что позволяет подобрать задания для разной возрастной аудитории. Мы рассмотрим работу именно с соломкой, ее видами.

Работа с природным материалом имеет ряд преимуществ:

1) доступность, дешевизна исходного материала для работы,

2) экологичность, безопасность в использовании,

3)большой диапазон(вариативность) творческих задач,

4)отсутствие возрастных ограничений для работающих в этой технике.

Как у всех земледельческих народов, у славян солома была важным в крестьянском хозяйстве материалом. Соломой крыли крыши домов, хлевов, амбаров, ею подкармливали скот. Из соломы делали изображения языческих богов и с ними весной встречали, а осенью провожали Ярило- солнце. Их носили с песнями по селениям, а потом сжигали или пускали на плотиках вниз по реке. Языческие обряды давно забыты, а вот умение использовать красоту этого природного материала, осталось. Приемам работы с соломой, выверенными многими поколениями мастеров, может научиться каждый.

Из соломы можно выполнять различные сувениры: орнаменты, шкатулки, открытки-панно, закладки для книг, коробки-сувениры, циновки, корзинки, сумочки, разнообразные игрушки и т.д.

Красивые украшения, сувениры, картины, сделанные из соломы, вызывают все больший интерес у людей различных возрастов и профессий. С большим успехом они экспонируются не только у нас в стране, но и за рубежом.

Солома очень красива и долговечна. В зависимости от направления света - солома то блестит, то делается матовой, а вечером при электрическом освещении она переливается цветами золота, перламутра, серебра... Её поверхность напоминает полированную поверхность. Рекомендации составлены с учетом программы, в которой предусмотрено создание изделий для украшения быта и интерьера.

Значительное количество часов отведено в программе на изготовление полезных и красивых вещей, которые находят широкое применение в быту человека.

Оборудование рабочего места, инструменты и материалы.

Рабочие столы необходимо расположить с учетом направления дневного света (с левой стороны) и вечернего освещения (сверху), так как работа с соломкой требует не только большого терпения, но и напряжения зрения.

При оборудовании рабочего места нужно предусмотреть место для хранения инструмента и хранения подготовленной к работе соломки, а также незаконченных работ.

Инструменты.

Ножницы, нож для бумаги или скальпель, пинцет, утюг, безопасная бритва (вставленная для безопасности в пробку), тонкое шило или иголка, кисточки, деревянные стеки, клей, синтетический клей ”ПВА", клеевой пистолет.

Материалы.

Для работы применяются стебли различных злаковых культур: ржи, овса, пшеницы, ячменя, риса и даже стебли травянистых луговых злаков: тимофеевка, пырей, мятлика. Стебли собрать можно с момента, когда они начинают светлеть и до снятия урожая, т.е. с июля по сентябрь. Бояться зеленоватого цвета не надо, т.к. впоследствии зелень под действием дневного света пропадает. Созревая, стебель приобретает разные оттенки. Это очень важно при работе с соломкой, поэтому собирать ее рекомендуется в разные сроки.

Очень эластична, удобна в работе и красива овсяная и ячменная солома.

Самая нежная, эластичная соломка - овсяная. Поверхность ее обладает наиболее ярким блеском.

Солома состоит из узлов и междоузлий, наибольшим блеском поверхности обладают те междоузлия, которые прикрыты листьями.

Соломка верхних междоузлий имеет свои достоинства: o на очень нежна, не раскалывается, не ломается, поэтому ее следует применять в тех местах, где нужно вырезать точные ломаные и овальные линии. Например, профиль лица, пальцы рук или мелкие детали пейзажа.

Верхние междоузлия самые длинные. Длинными однородными соломинками очень удобно застилать большие участки картин.

Соломка средних междоузлий эластична, она редко растрескивается.

Её хорошо использовать на большие детали, которые надо застелить однородным материалом.

Достоинство нижних междоузлий - это большая ширина соломины по сравнению с верхней частью. Из соломки нижних междоузлий получаются самые широкие полоски, а это очень ценное качество при застилании соломкой больших поверхностей картины.

Желательно, чтобы соломка была собрана сразу же после созревания, когда стебельки еще не помялись и не вымокли под дождем. Пожелтевшая в стогах соломка становится ломкой, покрывается грязно-серыми и зелеными пятнами, не стоит собирать солому сразу после обмолота. Побывавшая в молотокосилке соломка становится мятой и не годится для работы. При заготовке соломы срезаются узлы, а междоузлия складывают в специальные коробочки, коробочки или в небольшие снопики диаметром 10-15 см. и хранят в прохладном, не сыром помещении, желательно в пучке с этикетками: "рожь", "овес" и т.д. При неправильном хранении соломка делается ломкой, хрупкой, что сильно затрудняет работу.

Подготовка соломки к работе.

Как же подготовить соломку к работе?

Заготовленную солому предварительно обрабатывают. Сначала у каждой соломины отрезают ножницами колос или метелку, удаляют покровные листья, затем разрезают на отдельные коленца, удаляя узлы. Нарезанные коленца сортируют, разделив их на три части с учетом длины и толщины.

Соломку необходимо подвергнуть "обработке". Есть несколько способов.

«Холодный способ»

Этот способ несложен. Соломинку вспарываем вдоль ствола острым ножом, тонким шилом или бритвой, раскрываем в стороны и проглаживаем гладилкой, деревянным стеком или кончиками ножниц с обеих сторон и получаем соломенные ленты.

Разглаженные соломинки-ленты складываем в коробочки или специально приготовленные планшеты.

Для планшета возьмем кусок твердого картона. С одной стороны картона вдоль приклеиваем целлофан, а выше натягиваем посередине узкую резинку,- получается планшет для хранения коротких соломинок. Для хранения длинных соломинок - планшет развернуть, узкой стороной вниз, а резинки натянуть поперек в 2-3 ряда, внизу также приклеить целован.

«Горячий способ№1»

Нужно сложить соломку в посуду, залить водой, лучше кипятком, и кипятить 20 мин. Проваренную соломку "вспарываем", раскрываем в стороны и на конец раскрытой соломки ставим утюг и ведем его по внутренней стороне соломинки, не задерживая. При задержке утюга соломинка может прилипнуть к утюгу, сморщится и будет непригодна к работе.

Приглаживать соломинку с внутренней стороны надо до тех пор, пока она не станет почти сухой, а затем проглаживать, досушивая, с лицевой стороны.

Этот способ имеет недостаток - после кипячения соломка приобретает блеклый цвет, теряет свой золотой блеск.

«Горячий способ№2»

Нарезанные коленцами соломинки укладываем в высокую посуду (бидончик, кастрюлю,) и заливаем горячей водой (60-30°С) с вечера и оставляем до утра. Воду утром сливаем, солому раскладываем на газеты, слегка подсушиваем и начинаем ее разрезать вдоль, скальпелем или ножом. Развернуть каждую соломинку, положить на стопку газет или на асбестовую пластинку, и проглаживать с внутренней стороны, а затем с лицевой до полного высыпания. Одновременно можно получить темные тона за счет продолжительного проглаживания соломинки.

Таким образом, получаем соломенные ленты, мягкие и послушные в работе. При этом способе обработки соломка сохраняет свой природный блеск.

Тонирование соломки.

Для работы нужна соломка различных оттенков. Природа сама раскрасила соломку, дала ей много мягких, красивых оттенков: желтоватый, охристый, чуть розоватый, зеленый и даже сиреневые тона. И этой естественной палитры вполне достаточно. Неповторимым золотистым оттенком обладает соломка, собранная после сразу после обмолота зерна, оно дает дополнительные возможности при работе. Чтобы соломинки приобрели равномерную и насыщенную краску, можно выдержать примерно 2-3 дня на солнце. Это единственный способ окрашивания соломки, с которым медлить нельзя, поскольку для успеха необходимы горячие и яркие лучи летнего солнца. Получить другие тона соломки можно в любое время года.

Отбеливание соломки.

Выбираем самые светлые соломинки, заливаем их кипятком и ставим на огонь. Через несколько минут вода пожелтеет, эту воду сливаем и заливаем новой порцией кипятка, эта вода снова пожелтеет, и так сделаем 7-8 раз, меняя желтую воду на чистый кипяток. Если же соломинки будут все-таки недостаточно белыми, то в последнюю воду нужно добавить немного уксуса: на I л. кипятке I ч.л. уксуса.

Отбеливая соломку раствором перекиси водорода. При этом способе необходимо соблюдать правила: работать в резиновых перчатках и беречь глаза от попадания отбеливающего раствора.

Соломку укладываем на дно эмалированной или стеклянной посуды, приминаем решеткой, на которую устанавливаем тяжелый гнет, затем заливаем горячим 5-10%-нум раствором перекиси водорода и держим в нем солому около 6 часов.

Отбеленную солому обильно промываем чистой водой.

Если нужны соломинки ярко-желтого , лимонного цвета , то во время кипячения надо добавить в воду щепотку питьевой соды.

Коричневые и темно-коричневые оттенки получают длительным проглаживанием соломы горячим утюгом.

Можно окрасить в темные оттенки и в духовке.

Разглаженную соломку нужно положить в духовку при температуре 200-215°С и по мере потемнения соломки вынимать её пинцетом в разное время для получения различных оттенков.

Для некоторых работ требуются более светлые соломки. Зеленая соломка мягкая, обладает белее слабым блеском, чем вызревшая. После обычней обработки такая соломка приобретает густо-зеленые и зелено-голубоватые тона. Но со временем зеленая соломка выцветает, линяет. Как же закрепить её цвет? Можно сделать так: срезать зеленую соломку, очистить её от листьев и поместить междоузлие в морозильник холодильника на 30-50 мин. После этого соломку вынуть, дать оттаять, прогладить утюгом. Соломинки редко встречаются тонов: фиолетового (в посевах пшеницы), голубоватого, серовато-голубоватого и сиреневого тонов) в посевах ржи, их кипятить нельзя. А лишь надо быстро обмакнуть в горячую воду, вынуть, дать чуть отмякнуть, раскрыть и прогладить.

Для творческой работы рекомендуется использовать соломку в её естественном виде без окрашивания. Однако можно работать и с цветной соломкой. Для окрашивания применяют марганец, морилку, держат в растворе около часа. Затем нужно промыть и разгладить. Красители лучше окрашивают солому, если перед этим её обесцветить. Смешивая краски,можно получить соломку любого цвета. Лучшая окраска с меньшей потерей блеска получается в холодном состоянии.

В наполненную красителем молочную бутылку кладут непроглаженную солому и держат её так 5-7 суток. Блеск теряется очень незначительно.

В запасе всегда надо иметь соломку разных цветов, хорошо разглаженную и обработанную. Хранить удобно её в «кармашках», изготовленных из твердого картона и фанеры. Кроме того важно, чтобы соломка была разложена не только по тонам, но и по сортам злаков.

Подготовка основы для аппликационных работ.

Соломка приготовлена. Для выполнения аппликационных работ необходим материал и основа, на которою будем клеить соломку. Лучше всего наклеивать соломку на бархатную бумагу, картон, фанеру, обтянутую тканью, разделочную доску или плитку (из прессованных опилок).

Фанера, доска или плитка отшлифовываются мелкой наждачной бумагой, ровно, без затеков покрываются столярным клеем или крахмальным клейстером. Когда грунт высохнет, нужно еще раз отшлифовать поверхность шкуркой и покрыть темным красителем два или три раза широкой кистью. Тогда фон получается ровный по окраске и густо-черный.

Особо эффектно смотрится соломка на глубоком черном фоне.

Для подготовки основы можно использовать цветную бумагу темных тонов. Основа готова и начинаем работу с рисунком.

Последовательность аппликационной работы.

Техника выполнения картин из соломки не сложна. Вначале соломки надо приклеить на бумагу, а затем уже на основу по рисунку. Соломка тщательно отглаживается, подбирается по цвету, по выбранному заранее рисунку.

Аппликации из соломки могут быть нескольких видов: предметная,сюжетная и декоративная.

Работы из соломки хороши, когда в них сочетаются сплошная масса и тонкий ажурный рисунок. И самое главное – в каком направлении расположить стебли.

1 .Детали выбранного рисунка переснимаем на кальку или тонкую бумагу;

2 . Клей наносим кисточкой тонким слоем на внутреннюю поверхность соломки, наклеиваем соломку между ними одна к другой рядом так, чтобы не было между ними просветов.

Приклеенную соломку приглаживаем кончиками ножниц и тряпочкой убираем выступивший клей. Если для детали нужна более тонкая соломка, то её нужно получить, если соскоблить ножом рыхлый ее внутренний слой или потереть наждачной бумагой.

Приклеенную соломку приглаживаем кончиками ножниц и тряпочкой убираем выступивший клей. Если для детали нужна более тонкая соломка, то её нужно получить, если соскоблить ножом ее рыхлый внутренний слой или потереть наждачной бумагой.

3. Когда вся деталь полностью будет покрыта соломкой, ее просушиваем и аккуратно вырезаем по рисунку, высушиваем под грузом.

4. Перед наклейкой вырезанных деталей на основу (на фон) необходимо проверять правильность подбора тональности соломки в соответствий с задуманной картиной. Иногда некоторые детали стоит заменить.

5. Рисунок перевести на материал с помощью цветной копировальной бумаги.

6. Заготовленные детали наклеивает на фон и снова высушивают под грузом, если это не объемные формы, до полного высыхания клея.

В готовой аппликации допустимо тонирование мелких деталей и орнаментов.

Соломку можно подготавливать и другим способов, вырезая отдельные детали и наклеивая соломенные ленты на бумагу, подбирая их по цвету, а из наклеенного соломенного полотна выкраивать нужные формы.

Можно персонаж сказки –Царевну Златовласку соломой выложить, а можно - сверкающую Жар-птицу, «собрать» прекрасный букет - цветы России.

Недаром солома золотом, медью и бронзой горит и солнце, как металл полированный, отражает!

Готовую композицию желательно оформить под стекло или покрыть светлым лаком, но при этом петлю для подвешивания необходимо заранее сделать. Просверлить две небольших отверстия в картоне или фанере и протащить через них прочный шнур или сделать петлю, за которую можно будет повесить картину на стену.

Можно делать картины не только из одной соломки, а сочетать ее с засушенными листьями, травами, колосьями злаков.

    Научитесь хорошо наклеивать соломку на кальку и вырезать аккуратно детали.

    Начинайте работу с простейшего рисунка.

    Не старайтесь закончить работу над картиной за один “присест".

    Больше самостоятельности и меньше подражания в работе.

Будьте терпеливы и аккуратны. В этом случае успех вам обеспечен.

Примерный тематический план курса «Аппликация из соломки».

Цель: развитие художественных способностей детей, побуждение к творчество и поддержка интереса к предмету.

Задачи: кой смекалки, дать знания и умения в области тех. труда и «удожествен- ной обработки, а так же развитие индивидуальных способностей каждого кружковца. Развивать в процессе работы с детьми чувство цвета, ритма пропорций, глазомер, тренировать руку и умение использовать в работе с соломой её природные качества при изготовлении сувениров, панво и т.д.

Вводное занятие. 2 часа.

Правила поведения., Оборудование рабочего места. Инструменты, техника безопасности, материал.

Подготовка к работе. 16 часов.

а) заготовка, сбор и правила хранения соломы.

б) виды соломы, обработка соломки (холодный и горячий способ обработки]

в) размягчение, разрезание и разглаживание соломки.

Декоративные свойства соломки. 4 часа.

а) методы тонирования соломки при обработке.

б) создание различных тональностей: цвет, блеск. Практическое заняшие.

Изготовление изделия и аппликаций из соломки по образцу. 34 часа.

а) стилизация рисунка и его особенности.

б) аппликация на бумажной или фанерной, или деревянной основе (изображение птиц, животных, растений).

в) Орнаменты с геометрическими и растительными элементами.

Творческие работы - аппликация соломкой. 46 часов.

а) виды аппликационных работ (предметная, сюжетная, декоративная).

б) составление простейших узоров и орнаментов.

в) виды и композиция орнамента.

г) разработка эскиза композиции.

д) отделка изделий.

Составление композиций, панно, дек. изделий. 40 часов.

а) работа с плоскими изделиями.

б) работа с объемными изделиями.

в) использование свойств и художественных качеств материала (соломки).

Заключительное занятие. 4 часа.

б) Сбор и сушка природного материала.

Мастер-класс подготовлен Еленой из г. Санкт-Петербург специально для сайта "Шкатулка".

Из соломки можно сделать удивительные аппликации, которые не только станут украшением вашего интерьера, но и послужат замечательным подарком к празднику любому человеку. Изделия из соломы очень привлекательны и красивы. Ваша фантазия поможет создать аппликации на различные темы, которые придадут комнате особый вкус.

Для этой работы необходимы следующие материалы (рис. 1):

  • Соломка,
  • ножницы большие и маникюрные (для мелких деталей),
  • черный бархат,
  • рамка, калька,
  • утюг,
  • эскиз работы,
  • кисточки (толстая и тоненькая),
  • клей ПВА.

Заготовка и подготовка соломки производится следующим образом:

Для аппликаций наиболее эффективно использовать стебли соломы проса, овса, ржи, гречихи, ячменя, пшеницы и других растений. Стебли лучше всего собирать в августе, когда колосья уже созрели. Солома нарезается. Далее необходимо её высушить. Сушка длится три дня. Листья, колоски, узлы удаляются ножницами. Трубочки соломки необходимо хранить в сухом месте в картонной коробке.

Приготовление соломенных лент:

Соломку помещаем в емкость, заливаем водой и кипятим её 10 минут. После того, как соломка станет мягкой, её необходимо разрезать вдоль острыми ножницами. Далее края раздвигаются в обе стороны и разглаживаются горячим утюгом либо обратной стороной ножниц с внутренней стороны до тех пор, пока она не станет почти сухой, а затем уже досушивается, проглаживанием с лица (картинка №2, рис. №3). Наклеиваем полоски соломки на бумагу, можно кальку. Подгонять соломку одну к другой нужно очень аккуратно, чтобы между ними не было клея и просвета (рис. №4).

Техника изготовления картины.

Основой для картины служит ДВП, обтянутая черным бархатом.

Подбирается понравившийся рисунок и копируется на бумагу. Его также можно придумать самим. Выбранный рисунок необходимо перевести на кальку, а затем на бумагу (кальку) детали выбранного рисунка. Заранее определяем направление соломки в разных деталях: горизонтальное (лепестки), вертикальное или наискосок (листки) и соответственно выкраиваем все детали. Например, листок состоит из двух отдельных деталей - разрезается по прожилке пополам. Направление соломки является очень важной частью работы, от этого зависит результат. Цветы собираем из отдельных мелких лепестков. Для того, чтобы придать эффект выпуклости, лепестки можно загнуть по форме круглого стержня от ручки. В серединку цветка наклеивается соломка другого цвета (см. рис. № 5,6,7).

Тут можно взять покрашенную соломку либо затемнить её с помощью утюга.

В этой картине листочки покрашены в оранжевый цвет. Чтобы покрасить соломку,необходимы анилиновые красители. Для этого разводим краситель в воде и заливаем приготовленным раствором соломенные стебли, доводим до кипения и выдерживаем в этом состоянии пятьдесят минут (на 1 литр воды 1 г красителя, 1 г поваренной соли и 1 г уксусной кислоты). Окраска может достигнуть разной интенсивности. Может быть нежного яркого, густого и насыщенного цвета. Для получения желаемого результата ленты оставляют в красителе на три дня. Краситель сохраняет блеск соломки, не уничтожает её.

После того, как все детали будут готовы, необходимо собрать их (согласно рисунку) на черном бархате, натянутом на фанеру и приклеить клеем ПВА (рис. 8).

Зачастую соломка покрывается сверху лаком. Это придает ей больше выразительности и блеска. Помещаем в рамку готовую картину и вешаем её на стену.

Наша аппликация из соломки готова! Требуется лишь немного усидчивости и ваша фантазия.