Марийский национальный костюм раскраска. Марийская одежда

В Волго-Вятском регионе находится автономная республика Марий Эл, заселённая луговыми, горными и восточными группами марийцев. Их менталитет, толерантность к другим народам, мягкий характер основаны на принятии всего сущего в этом мире . Это позволило им до сегодняшнего дня сохранять свою веру и культуру как основу аутентичности и национального колорита. Костюм - составная часть культуры этого народа.

Одежда у марийцев создавалась для нескольких случаев:

  • будней;
  • праздника;
  • свадьбы.

Какие детали марийского костюма существуют?

Мужская одежда марийцев летом включала следующие элементы:

Зимой к этому комплекту добавлялась другая одежда:

  • Тёплый кафтан – из домашнего сукна;
  • Шуба, тулуп – кÿрык, ужга - овчинные, прямого покроя или с отрезом по талии;
  • Шапка – из овечьей шерсти.

Фасоны, материалы, цвета, орнаменты для пошива

Национальный костюм народности мари белого цвета с красными вышитыми растительными или геометрическими орнаментами. Вышивка дополнялась бордовым, чёрным, синим, зелёным, коричневым цветом. Одежда шилась из холста (вынера), исходным материалом для которого служила конопля или лён. Чтобы соткать его вручную и отбелить, у женщин уходило полгода .

Работа была очень трудоёмкой. С течением времени марийки стали заимствовать белоснежные хлопчатобумажные ткани из русской культуры.

Зимняя одежда

Зимняя одежда марийцев была из овчины: шубу шили из шкуры, а настриженную шерсть баранов пряли и ткали из неё тёплое сукно (штраш) и полусукно для кафтанов. Фасоны одежды были довольно простыми: рубашка выкраивалась как туника с небольшим воротниковым и боковыми разрезами . Рукав вшивался без проймы, просто встык соединялся с основной тканью. Не отличались сложностью фасоны кафтанов, они были прямоспинными либо с отрезной талией.

Чуть сложнее в покрое были женские шубы. У них присутствовали шов на плече и многосборчатость. В такой одежде было удобно работать и отдыхать в праздник, потому что она не стесняла движений.

Важно! По древним верованиям народа, вышивкой нужно было защищать от дурного глаза и болезней все края и отверстия: ворот, рукав, разрез, подол. Марийцы действительно расшивали очень плотно все детали костюма. Особенно много орнаментов в одежде женщин.

Мужской, женский, свадебный костюм

Мужчины надевали рубаху, штаны, подпоясывались, покрывали голову шляпой или фуражкой. Если было прохладно, костюм дополнялся кафтаном, зимой – тёплым кафтаном или шубой.

Костюмы для женщин

Костюм женщин тоже включал рубаху, штаны, кафтан с закрытым воротом, пояс с подвесками. Дополнялась одежда передником без грудки в традиционном варианте, а позже - с грудкой. Такой элемент одежды был украшен тесьмой, кружевом, вышивкой из бисера и ниток. Цветовое решение орнамента – красный, коричневый, бордовый, пурпурный, малиновый, брусничный, чёрный.

Нарядные образы

Праздничные костюмы были отличимы от будничных более сложными орнаментами из вышивки, наличием большего количества монет на поясе, рубашке, головном уборе. Ткани для одежды были лучшими. Например, кафтан для будней шили чёрным, а для праздников – белым, выполняя отделку чёрным домотканым холстом. Шляпы валяли из чёрной шерсти для будней, а белая шерсть предназначалась для обрядов и праздников.

Костюмы для свадьбы

Свадебный костюм невесты был очень красив, богато декорировался всевозможной вышивкой. Он не обходился без объёмного нагрудного украшения из монет и металлического декорирования. Это украшение создавалось к обряду и потом передавалось в семье как реликвия. Вес его иногда достигал 35 кг. Обязательное свадебное покрывало (вÿргенчык), сшитое из трёх полос белого холста и расшитое традиционными орнаментами, служило головным убором невесты .

Важно! Одежда со свадьбы молодожёнами потом никогда не надевалась. Сохраняли её для похорон как погребальный наряд.

Аксессуары и обувь к «марийской» одежде

Особая деталь национального наряда – женский головной убор, который нёс основную информацию о своей хозяйке: социальный статус, возраст, принадлежность к луговым, горным или восточным марийцам . Девичий убор – повязка-венец – мог быть из кожи либо шерсти. Его особенно тщательно украшали монетами, бисером, покрывая ими весь убор и дополняя его подвесками из тех же материалов.

Женский головной убор был достаточно сложным и имел следующие виды:

  1. Каркасный, остроконечный – шымакш, шурка;
  2. Лопатообразный — сорока;
  3. Мягкий полотенечный – шарпан;
  4. Платок.

Шурка, шымакш и сорока – каркасные головные уборы, основой для которых служила береста. Эти уборы и шарпан тоже были богато расшиты и украшены. В ход шла не только вышивка с тесьмой. На каркасных уборах могло быть очень много монет . Шарпан вышивался. Зимой женщины надевали высокие шапки из лисьего или бобрового меха.

Мужчины носили валяные шляпы, картузы, фуражки, зимой - шапки из шерсти или овчины.

На ноги обувались семирядные лыковые лапти. В праздники лапти заменяли ботинками или сапогами из мягкой кожи, в холода утеплялись валенками.

Современный марийский костюм

Марийцы очень трепетно относятся к своим традициям. По сей день здесь живут верования в языческих богов. И пусть эту веру исповедуют лишь некоторые, в символических культовых обрядах участвует большая часть населения республики. Для национальных праздников, проведения традиционной марийской свадьбы шьют и надевают народные костюмы , которые претерпели некоторые изменения, ассимилировались к современным условиям, но сохранили основные свои черты.

В Пермской губернии, (в состав которой входила нынешняя Свердловская область), жили финноязычные народы: удмурты, коми, мордва, марийцы; и тюрская группа: чуваши, татары, башкиры.

Марийцы живут в бывшем Козьмодемьянском и Царевококшайском уездах Казанской губернии, Яренском и Уржумском уездах Вятской губернии, а также Нижегородской, Пермской и Уфимской губерниях. На значительной части этой территории, марийцы расселены чересполосно с русскими и другими народностями края.

Марийцы делятся на три языковых и культурных группы: луговые, горные, и восточные. Луговые марийцы занимают левобережье Волги, горные марийцы – правобережье или нагорную сторону Волги. Они отличаются от луговых марийцев некоторыми чертами культуры и быта, в частности одеждой.

Восточные марийцы не составляют особой группы марийского народа и являются теми же луговыми марийцами, переселившимися в Приуралье в XVII-XVIII в.в. однако они все же представляют особенную группу, которая имеет ряд своеобразных черт в одежде и быту.

Народный костюм марийцев имеет ряд общих черт с костюмом других народов Поволжья, в частности с костюмами чувашей, мордвы и удмуртов.

Марийские женщины издавна владели высоким искусством ткачества и вышивки. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.

Особенности мужской одежды

Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы. Рубаха была тупикообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче.

К концу XIX века повсеместно стали распространяться косоворотки, заменившие рубаху старинного образца. Вышивка на старинных рубахах украшала воротник, грудь и подол спереди воротника обычно не было, разрез ворота делали на правой стороне груди; вместо пуговиц пришивали завязки.

Вышивка была разнообразна. Особым изяществом отличались вышивки на старинных рубахах луговых марийцев. Узор выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами: черным, красным и зеленым. В технике шитья преобладал косой стежок.

Вышивка на рубахах восточных марийцев выполнялась большой частью контурным швом на кумаче, нашитом на холст или пестрядь, сочеталась с украшениями из бисера, монет и пуговиц.

Штаны шили из грубого сурового холста. Они были такого же покроя, как чувашские и татарские, а держались на талии с помощью завязок. Уже в половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей в полоску. Фасон был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс. Однако старики продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись штаны обычно в окучи .

Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шобр» , «шобыр» ) со сборками типа русской поддевки.Зимней одеждой были суконные кафтаны овчинные полушубки.

На голове марийцы носили шерстяную домашней вязки шапку черную или белую с полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными. В деревнях близ татарских селений носили круглую восточную шляпу с довольно широкими загнутыми кверху полями, похожими на татарскую, в остальных районах головной убор марийцев напоминал грешневик. Зимой носили обычно белую баранью шапку с черным суконным верхом.

На ноги одевали лапти, сплетенные из липового льна, и белые онучи .

Женский костюм был сложнее мужского. Он имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Основными частями женского костюма была так же, как и мужского рубаха, богато украшенная вышивкой, штаны, холщовый кафтан, передние, головной убор и лыковая обувь. На костюм надевали набор разных украшений – нагрудных и поясных.

Рубахи и штаны женской одежды

Рубаха («тувыр» , «тучир» ) служила одновременно нательной и верхней одеждой, заменявшей платье. Покрой рубахи был прямой, тупикообразный. Одно перегнутое поперек полотнище составляло перед и спинку рубахи. Рукав был прямой без обшлага. Рубаха достигала щиколоток, но при ношении с поясом она подбиралась вверх до колен, образуя пазуху.

Рубахи различались вышивкой и разрезом ворота. В одних местах марийцы делали разрез посередине груди, в других делали разрез на правой стороне, как и в мужских рубахах, и благодаря этому нагрудная вышивка, располагающаяся по разрезу, была ассиметрична. Подол рубахи украшался тканым узором или вышивкой.

Наиболее богатую вышивку имели рубахи центральных и юго-восточных населений марийцев. Вышивка эта была плотной, ковровой, выполнялась шерстью. Основные цвета: темно-красный и темно-синий. Синий иногда переходил в черный, выполнялись контуры рисунка, желтый и зеленый служили дополнительными цветами.

Рубахи восточных мариек несколько отличались от рубах луговых и горных. Так, например женскую рубаху у них шили часто не только из белого холста, Но и из пестряди, а рукава из фабричных тканей. На ее покрое также отразилось влияние татар и башкир. Рубаха восточных марийцев обычно состояла из двух частей.

Верхняя часть (до высоты бедер) была туникообразной, а низ делался шире и составлявшийся из нескольких полотнищ, причем на подол нашивали оборку из цветной фабричной ткани. Нагрудный разрез был прямой, а воротник стоячий даже иногда отложной. Разрез обшивали дугообразно несколькими полосками цветной материи и разноцветными лентами, как у рубах татарских и башкирских женщин, а ворот завязывался тесемкой. Рубаху часто носили без пояса.

Вышивки на рубахах восточных мариек было значительно меньше, чем на рубахах луговых, и располагалась она на груди и подоле. Вышивка на рубахах пермской губернии была ажурной с ясно очерченным узором. В расцветке преобладали темные тона – черный, темно-красный, коричневый.

Под рубахой марийки носили штаны («ялаш» , «полаш» ). Шили их из холста, и по своему покрою, они были аналогичны с чувашскими; к верхнему краю штанов пришивались завязки. Восточные марийки также носили штаны, но шили их из пестряди на вздержке, как и соседи их, башкиры.

Поверх рубахи марийки надевали передник (ончалосакие ). Луговые шили передник из холста без грудки и украшали его вышивкой. Восточные и горные носили передник с грудкой. Первые часто шили его из цветной пестряди, а вторые – из добротной белой ткани, и не только с грудкой, но и с крылышками (подобно чувашским), передник с грудкой украшали вышивкой и обшивали кружевами. Как только у рубах стали исчезать нагрудные вышивки, появилась потребность в переднике с нагрудником.

Верхняя одежда мариек

В качестве верхней летней одежды у мариек была распространена холщовая одежда в виде распашного кафтана («шовыр» , «шобр» ). У восточных мариек летние кафтаны напоминали башкирские и татарские камзолы; шили их в талию с клиньями, иногда без рукавов. Встречались кафтаны из белого, черного и зеленого сукна. Зеленые кафтаны являлись свадебной одеждой для невесты и свахи.

Осенью женщины одевали кафтаны, сшитые из домотканого холста белого, серого и коричневого цветов. Воротник был четырехугольной или овальной отложкой. Его обшивали кумачом, а иногда украшали маленькими ниточками из бисера и монет.

Зимой марийки носили овчинную шубу («ужга ) такого же покроя, как и суконный кафтан со сворами.

Верхняя одежда уральских марийцев по покрою не отличалась от одежды марийцев Поволжья. Женщины шили распашные кафтаны – «елан» из черного сатина с отрезной спинкой и сборами по талии. Подол и борта елана обшивались цветными лентами. На время моления одевали другой кафтан – «шобр», «шовыр» - из белого холста.

Головные уборы женщин

Головные уборы замужних мариек были весьма различны по своей форме и способу ношений.

Головной убор под названием «шимакш» носили луговые и восточные марийки, живущие на территории уздов Уртумского, Елабужского, Бирского, Красноуфимского.

Шимакш, пожалуй, был наиболее самобытным головным убором мариек. Он представлял собой продолговатый кусок холста, углы которого на одной из узких сторон были скреплены и составляли треугольник, который, образуя колпачок, надевался на голову.

Все поле холста вышивали нитью или шелком, а нижний край шимакша, спускавшийся на спину, обшивали еще бахромой из шерсти. Шимакш укреплялся на голове при помощи берестяного колпачка, который в свою очередь надевали на скрученный пучок волос. Луговые марийки носили шимакш на темени, а восточные надевали его почти на лоб. Шимакш покрывали холщовым платком или косынкой («пылышмович» ).

Наряду с обычным холщевым платком носили еще «солык» - узкую налобную повязку с вышитыми концами. Солык надевали пожилые марийки, когда ходили на молебствие. Девушки же ходили с раскрытой головой или надевали платок и изредка шапочку «такийю» .

Замужние женщины носили остроконечный головной убор «шнашобычо» . Он имел сходство с убором «шимакш». Острый вверх головного убора нависал над лбом, а полотенчатый низ спускался по спине. Его наружную сторону покрывали вышитые узоры. Сюда же пришивались монеты, раковины каури, бисер. В наши дни «шнашобычо» вышло из повседневного употребления и надевается только по большим праздникам. В быту его чаще называют «шлыком» . Это слово заимствовано у татар.

Поверх «шнашобычо» надевали четырехугольный платок из тонкого холста «солык» . Перед тем как надеть солык, его перегибали по диогонали. Та часть платка, которая оказывалась снаружи, украшалась богатой вышивкой, бусами, бисером, монетами, красными лентами. Солык чаще всего одевали во время свадьбы и поминок, им дорожили и передавали его по наследству.

Украшения

Из украшений можно отличить только некоторые наиболее распространенные. Для их изготовления использовали бисер, бусы, раковины каури, монеты и жетоны, бусы и пуговицы. Из головных украшений бытовали накосники в виде подвесок из монет, бисера и раковин.

Марийцы носили больших размеров серьги из проволоки, согнутой в форме вопросительного знака, на нижний конец которой нанизывали бусинки. Серьги зацеплялись за ценные раковины. Из других украшений следует отметить нагрудники из монет и бисера («яга» ).

Некоторые исследователи считают, что яги были заимствованы у тюрского населения, но так ли это – судить сложно. Также марийцы носили разнообразные ожерелья и прямоугольные куски кожи, обшитые мелкими монетами и бисером – («ширкама» , «почкама» ), близкие к украшениям чувашских женщин.

Кроме того были распространены металлические цепочки («гайтаны» ), шнуры из бисера («ширан крестыл ») с подвешенными на них крестиками, а также полоски холста с нашитыми на них монетами. Существовали разнообразные поясные украшения.

Сами пояса были плетеными, чаще из красной шерсти, с подвесками на концах из раковин, пуговиц и монет. Распространенным украшением женщин были ушные подвязки с монетами и гусиным пухом – «корж» , браслеты – «кидшал» и кольца «шергаш» .

В качестве обуви носили лапти прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Ногу обертывали портянками из белого и черного сукна. По праздникам надевали онучи , украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками.

Кожаная обувь в позапрошлом веке распространена была слабо. Носили ее только зажиточные марийцы. В настоящее время в марийских деревнях носят калоши , которые раньше считались обувью богатых марийцев. Зимней обувь являлись валенки местных ремесленников.

В Пермской губернии, (в состав которой входила нынешняя Свердловская область), жили финноязычные народы: удмурты, коми, мордва, марийцы; и тюрская группа: чуваши, татары, башкиры.

Марийцы – одна из народностей Среднего Урала,населяющих многонациональный Кунгурский край. Их предки поселились в верховьях р. Сылвы в конце XVI-начале XVII веков. Пермские марийцы относятся к восточной группе марийского народа, представители которой проживают так же в Свердловской области и республике Башкортостан. Число марийцев, проживающих в Пермской области, по данным переписи населения 2002 г., 5590 – это 0,2 % от всего населения области. Компактно живут на своей исторической территории в двух сельских администрациях Суксунского района около 1,5 тыс. марийцев, что составляет 7 % от общей численности населения района. У сылвенских марийцев хорошо сохранился родной язык (на бытовом уровне), костюм, некоторые семейные обряды; многие владеют письменностью на родном языке. Марийский язык преподается в школах.
Марийцы живут в бывшем Козьмодемьянском и Царевококшайском уездах Казанской губернии, Яренском и Уржумском уездах Вятской губернии,а также Нижегородской, Пермской и Уфимской губерниях.

Одним из ярких проявлений этнической культуры марийцев Прикамья является традиционный костюм. Для изготовления марийского костюма использовались льняной и конопляный холсты. Все предметы традиционного костюма богато орнаментировались вышивкой, что заметно отличает его от костюмов других народов Прикамья.

Народный костюм марийцев имеет ряд общих черт с костюмом других народов Поволжья, в частности с костюмами чувашей, мордвы и удмуртов.
Марийки были и остаются искусными вышивальщицами. Вышивка плотная, ковровая, выполнена стебельчатым швом, сложным крестом, двусторонней гладью. Орнамент геометрический, реже растительный. Чаще узор включает в себя солярные знаки, свастику, ромбы, круги и розетки. Основной цвет – красный, синим и черным выполняются контуры рисунков. Желтый, зеленый, розовый, белый – дополнительные цвета. На вышивку нашивали бисер, блестки, монеты. Также для украшения использовали оборки, тесьму, ленты, кружево. Особенностью марийской вышивки является то, что мастерица вышивала с изнаночной стороны ткани, а узор получался на лицевой стороне.
Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха,холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы.Рубаха была тупикообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче.
Вышивка была разнообразна. Особым изяществом отличались вышивки на старинных
рубахах луговых марийцев. Узор выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами: черным, красным и зеленым. В технике шитья преобладал косой стежок. Вышивка на рубахах восточных марийцев выполнялась большой частью контурным швом на кумаче, нашитом на холст или пестрядь, сочеталась с украшениями из бисера, монет и пуговиц.
Штаны шили из грубого сурового холста. Они были такого же покроя, как чувашские и татарские, а держались на талии с помощью завязок. Уже в половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей в полоску. Фасон был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс. Однако старики продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись штаны обычно в окучи.
Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шобр», «шобыр») со сборками типа русской поддевки. Зимней одеждой были суконные кафтаны овчинные полушубки.
На голове марийцы носили шерстяную домашней вызки шабку черную или белую с полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными. На ноги одевали лапти, сплетенные из липового льна, и белые окучи.

Женский костюм был сложнее мужского. Он имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Основными частями женского костюма была так же, как и мужского рубаха, богато украшенная вышивкой, штаны, холщовый кафтан, передние, головной убор и лыковая обувь. На костюм надевали набор разных украшений – нагрудных и поясных.

Женский марийский костюм состоит из длинной холщовой рубахи тувыр, служившей одновременно нательной и верхней одеждой. Наиболее старый тип рубахи – из белого холста, позднее использовали красную, синюю в мелкую клетку пестрядь и простейшие хлопчатобумажные ткани. Платье дополняется нагрудным украшением яга, поясом ушто и передником ончаласакме. Верхняя одежда – шовыр, распашной летний из белого домотканого холста кафтан. Головной убор – шнащобычо или шлык – прямоугольный кусок холста, углы которого на одной из узких сторон скреплены и составляют треугольник, который, образуя колпачок, одевают на голову. Остроконечная часть выставляется надо лбом, нижняя, полотенчатого вида, спускается на затылке до плеч. Шлык надевали невесте в первый день свадьбы. Треугольный наплечный платок солык украшался бахромой, позументом, великолепной вышивкой, подвесками из бисера, блестками на широком конце. Солык надевали только на свадьбы и праздники.

Мужчины носили туникообразные рубахи тувыры, которые несколько короче, чем женские. Рубахи также украшались вышивкой, бисером, монетками.

Из украшений можно отличить только некоторые наиболее распространенные. Для их изготовления использовали бисер, бусы, раковины каури, монеты и жетоны,бусы и пуговицы. Из головных украшений бытовали накосники в виде подвесок из монет, бисера и раковин.
Марийцы носили больших размеров серьги из проволоки, согнутой в форме вопросительного знака, на нижний конец которой нанизывали бусинки. Серьги зацеплялись за ценные раковины. Из других украшений следует отметить нагрудники из монет и бисера («яга»). Некоторые исследователи считают, что яги были заимствованы у тюрского населения, но так ли это – судить сложно. Также марийцы носили разнообразные ожерелья и прямоугольные куски кожи, обшитые мелкими монетами и бисером – («ширкама», «почкама»), близкие к украшениям чувашских женщин.
Кроме того были распространены металлические цепочки («гайтаны»), шнуры из бисера («ширан крестыл») с подвешенными на них крестиками, а также полоски холста с нашитыми на них монетами. Существовали разнообразные поясные украшения. Сами пояса были плетеными, чаще из красной шерсти, с подвесками на
концах из раковин, пуговиц и монет. Распространенным украшением женщин были ушные подвязки с монетами и гусиным пухом – «корж», браслеты – «кидшал» и кольца «шергаш».



В качестве обуви носили лапти прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Марийские лапти йондал имеют носок с острыми углами, чем отличаются от русских с круглым носком. Ногу обертывали портянками из белого и черного сукна. По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками. Кожаная обувь в позапрошлом веке распространена была слабо. Носили ее только зажиточные марийцы. В настоящее время в марийских деревнях носят калоши, которые раньше считались обувью богатых марийцев. Зимней обувь являлись валенки местных ремесленников.

Марийцы живут в бывшем Козьмодемьянском и Царевококшайском уездах Казанской губернии, Яранском и Уржумском уездах Вятской губернии, а также Нижегородской, Пермской и Уфимской губерниях.

Марийцы делятся на три языковых и культурных группы: луговые, горные, и восточные. Луговые марийцы занимают левобережье Волги, горные марийцы – правобережье или нагорную сторону Волги. Они отличаются от луговых марийцев диалектом, некоторыми чертами культуры и быта, в частности одеждой.

Восточные марийцы не составляют особой языковую группы марийского народа и являются теми же луговыми марийцами, переселившимися в Приуралье в XVII-XVIII вв. Однако они все же представляют особенную этногруппу.

Народный костюм марийцев имеет ряд общих черт с костюмом других народов Поволжья, в частности с костюмами чувашей, мордвы и удмуртов.

Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.

Для изготовления марийского костюма использовались льняной и конопляный холсты. Марийки были и остаются искусными вышивальщицами. Вышивка плотная, ковровая, выполнена стебельчатым швом, сложным крестом, двусторонней гладью. Орнамент геометрический, реже растительный. Чаще узор включает в себя солярные знаки, свастику, ромбы, круги и розетки. Основной цвет – красный, синим и черным выполняются контуры рисунков. Желтый, зеленый, розовый, белый – дополнительные цвета. На вышивку нашивали бисер, блестки, монеты. Также для украшения использовали оборки, тесьму, ленты, кружево. Особенностью марийской вышивки является то, что мастерица вышивала с изнаночной стороны ткани, а узор получался на лицевой стороне.

Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы. Рубаха была тупикообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче.

Вышивка была разнообразна. Особым изяществом отличались вышивки на старинных рубахах луговых марийцев. Узор выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами: черным, красным и зеленым. В технике шитья преобладал косой стежок. Вышивка на рубахах восточных марийцев выполнялась большой частью контурным швом на кумаче, нашитом на холст или пестрядь, сочеталась с украшениями из бисера, монет и пуговиц.

Штаны шили из грубого сурового холста. Они были такого же покроя, как чувашские и татарские, а держались на талии с помощью завязок. Уже в половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей в полоску. Фасон был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс. Однако старики продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись штаны обычно в окучи.

Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шовыр») со сборками типа русской поддевки. Зимней одеждой были суконные кафтаны овчинные полушубки.

На голове марийцы носили шерстяную домашней вязки шапку черную или белую с полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными. На ноги надевали лапти, сплетенные из липового льна, и белые онучи.

Женский костюм был сложнее мужского. Он имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Основными частями женского костюма была так же, как и мужского рубаха, богато украшенная вышивкой, штаны, холщовый кафтан, передние, головной убор и лыковая обувь. На костюм надевали набор разных украшений – нагрудных и поясных.

Женский марийский костюм состоит из длинной холщовой рубахи («тувыр»), служившей одновременно нательной и верхней одеждой. Наиболее старый тип рубахи – из белого холста, позднее использовали красную, синюю в мелкую клетку пестрядь и простейшие хлопчатобумажные ткани. Платье дополняется нагрудным украшением яга, поясом («ӱштӧ») и передником («ончаласакыш»). Верхняя одежда – шовыр, распашной летний из белого домотканого холста кафтан. Головной убор – башлык или шымакш – прямоугольный кусок холста, углы которого на одной из узких сторон скреплены и составляют треугольник, который, образуя колпачок, одевают на голову. Остроконечная часть выставляется надо лбом, нижняя, полотенчатого вида, спускается на затылке до плеч. Бышлык надевали невесте в первый день свадьбы. Треугольный наплечный платок («солык») украшался бахромой, позументом, великолепной вышивкой, подвесками из бисера, блестками на широком конце. Солык надевали только на свадьбы и праздники.

Мужчины носили туникообразные рубахи («тувыр»), которые несколько короче, чем женские. Рубахи также украшались вышивкой, бисером, монетками.

В качестве обуви носили лапти («йыдал») прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Марийские лапти имеют носок с острыми углами, чем отличаются от русских с круглым носком. Ногу обертывали портянками из белого и черного сукна («ыштыр», «вургыштыр»). По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками. Кожаная обувь в позапрошлом веке распространена была слабо. Носили ее только зажиточные марийцы. В настоящее время в марийских деревнях носят калоши, которые раньше считались обувью богатых марийцев. Зимней обувь являлись валенки местных ремесленников.

В настоящее время национальный костюм среди марийцев не потерял своей актуальности и сохранил свое идентификационное значение.

С 1990-х гг. действуют студии традиционной марийской вышивки в городе Звенигово, поселке Медведево, деревне Чодраял Моркинского района, селе Шоруньжа, где мастера шьют народную одежду, ткут, создают современные костюмы с элементами традиционной вышивки. При этих студиях различными видами прикладного искусства обучаются все желающие.

Современную одежду с национальной вышивкой в Йошкар-Оле можно приобрести в ателье «Сайвер».

Комитет Республики Марий Эл по туризму

Муниципальный орган управления образования г.Красноуфимск

Дома детского творчества

Детская художественная школа

МАРИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КАК ПРИМЕР ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДА

Учебно-исследовательская работа по истории искусств

Исполнитель:

Петрованова Юля,

ОУ № 9 кл. 10

Руководитель:

Шустикова В.А.,

пед. доп. обр. I кв. категории

Место работы ДДТ

г. Красноуфимск


ВВЕДЕНИЕ

Каждый народ имеет свои особенности в материальной и духовной культуре. Во многом они сохраняются. Но наряду с этими, вследствие общности экономического развития и исторических судеб, формировался и ряд единых черт в разных сферах, в том числе и в одежде.

В своей работе я решила показать самобытность марийской одежды, т.к. в нашей местности много деревень этой национальности.

Цель работы – исследовать историю и разнообразие костюма марийцев.

1. Выявить особенности костюмов марийцев и их сходство, и различие с костюмами других народностей.

2. Влияние других культур и развития промышленности на одежду марийцев.

3. Дать характеристику костюмов марийцев.

4. Изучить литературу по истории народностей и их костюмов.


Глава 1. МАРИЙЦЫ - ОДНА ИЗ НАРОДНОСТЕЙ СРЕДНЕГО УРАЛА

В Пермской губернии, (в состав которой входила нынешняя Свердловская область), жили финноязычные народы: удмурты, коми, мордва, марийцы; и тюрская группа: чуваши, татары, башкиры.

Марийцы живут в бывшем Козьмодемьянском и Царевококшайском уездах Казанской губернии, Яренском и Уржумском уездах Вятской губернии, а также Нижегородской, Пермской и Уфимской губерниях. На значительной части этой территории, марийцы расселены чересполосно с русскими и другими народностями края.

Марийцы делятся на три языковых и культурных группы: луговые, горные, и восточные. Луговые марийцы занимают левобережье Волги, горные марийцы – правобережье или нагорную сторону Волги. Они отличаются от луговых марийцев некоторыми чертами культуры и быта, в частности одеждой.

Восточные марийцы не составляют особой группы марийского народа и являются теми же луговыми марийцами, переселившимися в Приуралье в XVII-XVIII в.в. однако они все же представляют особенную группу, которая имеет ряд своеобразных черт в одежде и быту.

Народный костюм марийцев имеет ряд общих черт с костюмом других народов Поволжья, в частности с костюмами чувашей, мордвы и удмуртов. (см. прил. фото 1).

Марийские женщины издавна владели высоким искусством ткачества и вышивки. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.


Глава 2. МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

2.1 Особенности мужской одежды

Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы. Рубаха была тупикообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче. К концу XIX века повсеместно стали распространяться косоворотки, заменившие рубаху старинного образца. Вышивка на старинных рубахах украшала воротник, грудь и подол спереди (см. прил. фото 2) Воротника обычно не было, разрез ворота делали на правой стороне груди; вместо пуговиц пришивали завязки. Вышивка была разнообразна. Особым изяществом отличались вышивки на старинных рубахах луговых марийцев. Узор выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами: черным, красным и зеленым. В технике шитья преобладал косой стежок (см. прил. фото 3).

Вышивка на рубахах восточных марийцев выполнялась большой частью контурным швом на кумаче, нашитом на холст или пестрядь, сочеталась с украшениями из бисера, монет и пуговиц.

Штаны шили из грубого сурового холста. Они были такого же покроя, как чувашские и татарские, а держались на талии с помощью завязок. Уже в половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей в полоску. Фасон был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс. Однако старики продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись штаны обычно в окучи.

Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шобр», «шобыр») со сборками типа русской поддевки.

Зимней одеждой были суконные кафтаны овчинные полушубки.

На голове марийцы носили шерстяную домашней вызки шабку черную или белую с полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными. В деревнях близ татарских селений носили круглую восточную шляпу с довольно широкими загнутыми кверху полями, похожими на татарскую, в остальных районах головной убор марийцев напоминал грешиевик. Зимой носили обычно белую баранью шапку с черным суконным верхом.

На ноги одевали лапти, сплетенные из липового льна, и белые окучи.

Женский костюм был сложнее мужского (см. прил. фото 4,5). Он имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Основными частями женского костюма была так же, как и мужского рубаха, богато украшенная вышивкой, штаны, холщовый кафтан, передние, головной убор и лыковая обувь. На костюм надевали набор разных украшений – нагрудных и поясных (см. прил. фото 6).

2.2. Рубахи и штаны женской одежды

Рубаха («тувыр», «тучир») служила одновременно нательной и верхней одеждой, заменявшей платье. Покрой рубахи был прямой, тупикообразный. Одно перегнутое поперек полотнище составляло перед и спинку рубахи. Рукав был прямой без обшлага. Рубаха достигала щиколоток, но при ношении с поясом она подбиралась вверх до колен, образуя пазуху. Рубахи различались вышивкой и разрезом ворота. В одних местах марийцы делали разрез посередине груди, в других делали разрез на правой стороне, как и в мужских рубахах, и благодаря этому нагрудная вышивка, располагающаяся по разрезу, была ассиметрична. Подол рубахи украшался тканым узором или вышивкой.

Наиболее богатую вышивку имели рубахи центральных и юго-восточных населений марийцев. Вышивка эта была плотной, ковровой, выполнялась шерстью. Основные цвета: темно-красный и темно-синий. Синий иногда переходил в черный, выполнялись контуры рисунка, желтый и зеленый служили дополнительными цветами.

Рубахи восточных мариек несколько отличались от рубах луговых и горных. Так, например женскую рубаху у них шили часто не только из белого холста, Нои из пестряди, а рукава из фабричных тканей. На ее покрое также отразилось влияние татар и башкир. Рубаха восточных марийцев обычно состояла из двух частей. Верхняя часть (до высоты бедер) была туникообразной, а низ делался шире и составлявшийся из нескольких полотнищ, причем на подол нашивали оборку из цветной фабричной ткани (прил. фото 7). Нагрудный разрез был прямой, а воротник стоячий даже иногда отложной. Разрез обшивали дугообразно несколькими полосками цветной материи и разноцветными лентами, как у рубах татарских и башкирских женщин, а ворот завязывался тесемкой. Рубаху часто носили без пояса.

Вышивки на рубахах восточных мариек было значительно меньше, чем на рубахах луговых, и располагалась она на груди и подоле. Вышивка на рубахах пермской губернии была ажурной с ясно очерченным узором. В расцветке преобладали темные тона – черный, темно-красный, коричневый (см. прил. фото 8).

Под рубахой марийки носили штаны («ялаш», «полаш»). Шили их из холста, и по своему покрою, они были аналогичны с чувашскими; к верхнему краю штанов пришивались завязки. Восточные марийки также носили штаны, но шили их из пестряди на вздержке, как и соседи их, башкиры.

Поверх рубахи марийки надевали передник (ончалосакие). Луговые шили передник из холста без грудки и украшали его вышивкой. Восточные и горные носили передник с грудкой. Первые часто шили его из цветной пестряди, а вторые – из добротной белой ткани, и не только с грудкой, но и с крылышками (подобно чувашским), передник с грудкой украшали вышивкой и обшивали кружевами. Как только у рубах стали исчезать нагрудные вышивки, появилась потребность в переднике с нагрудником.

2.3. Верхняя одежда мариек

В качестве верхней летней одежды у мариек была распространена холщовая одежда в виде распашного кафтана («шовыр», «шобр»). У восточных мариек летние кафтаны напоминали башкирские и татарские камзолы; шили их в талию с клиньями, иногда без рукавов. Встречались кафтаны из белого, черного и зеленого сукна (см. прил. фото 9). Зеленые кафтаны являлись свадебной одеждой для невесты и свахи.

Осенью женщины одевали кафтаны, сшитые из домотканого холста белого, серого и коричневого цветов. Воротник был четырехугольной или овальной отложкой. Его обшивали кумачом, а иногда украшали маленькими ниточками из бисера и монет.

Зимой марийки носили овчинную шубу («ужга) такого же покроя, как и суконный кафтан со сворами.