Логопедические занятия.

Когда четырехлетний карапуз не выговаривает отдельные буквы, шепелявит или коверкает слова, это вызывает беспокойство у родителей, особенно если в ближайшем окружении есть примеры сверстников с почти безукоризненной речью. О том, какие дефекты речи для детей 4 лет считаются нормой, а когда нужно говорить об , и что делать, чтобы ликвидировать это отставание - и пойдет речь в данной статье.

Особенности речевого аппарата в 4 года

Ребенок в возрасте четырех лет уже в достаточной мере владеет таким инструментом, как речь, и умеет им пользоваться для коммуникации с внешним миром. Маленький человек уже не просто произносит слова и складывает их в предложения, но при помощи слов излагает собственные мысли и делает самостоятельные выводы из полученной извне информации.

Круг общения детей данной возрастной группы также значительно расширяется. Ребенку уже мало общения с родителями и близкими, ему хочется контакта с миром в лице различных незнакомых людей, причем ребенок не просто охотно идет на такой контакт, но и сам выступает его инициатором.
Слово «почемучка» чаще всего слетает с языка родителей применительно к ребенку именно в этот период его жизни. Специалисты считают, что чем больше вопросов задает «почемучка», тем лучшее умственное развитие он демонстрирует. Тот факт, что задав вопрос, ваше чадо часто теряет интерес к ответу, не дослушав его до конца, тоже является нормой, концентрировать внимание человечек еще не научился, а родителям нужно стараться формулировать ответы просто и понятно.

Знаете ли вы? Если вам кажется, что ваша кроха замолкает только когда засыпает, не удивляйтесь: так и должно быть. В этом возрасте нормой для ребенка является практически непрерывный речевой поток на протяжении всего времени бодрствования.

Словарный запас малыша четырех лет достаточно богат, чтобы общаться, но еще слишком беден, чтобы, например, пересказать бабушке сказку, рассказанную накануне мамой или подробно изложить события прошедшего дня. С другой стороны, благодаря отличной памяти, стишок или ту же сказку, если она короткая, малыш может дословно повторить, даже не до конца понимая значения отдельных слов и фраз.

Уже понимая, что все предметы и действия вокруг имеют свои названия, кроха может самостоятельно заменять неизвестное ему название собирательным, например, называть фиалку цветком, а селедку рыбкой.
Помимо существительных и глаголов, маленький человечек уже использует в разговоре более сложные части речи - местоимения, наречия, междометия, союзы и предлоги. Несогласованность падежей и ошибки в использовании таких служебных частей речи в этом возрасте совершенно нормальны.

На простые вопросы малыш уже дает не односложные, а довольно развернутые ответы.

Словарный запас ребенка к четырем годам в среднем достигает двух тысяч слов.

Далее, для этого возраста характерно очень быстрое совершенствование речи, она улучшается прямо на глазах, малыш начинает стараться говорить грамотно, подражая взрослым (получается, конечно, не сразу, но попытки очевидны).

Нормально, если интуитивно ощущая наличие в языке сложных слов (самолет, пароход и т.п.), малыш начинает изобретать собственные новые слова таким же способом.

В отдельных случаях карапуз даже пытается исследовать рифмы и сочинять простенькие стишки.
Тем не менее, речевой аппарат в этом возрасте еще далек от совершенства. Не является отклонением от нормы, если малыш:

  • путает падежи, согласование рода и числа (открыл «дверю», кошка «пробежал» и т.п.);
  • переставляет местами либо пропускает слоги или звуки в сложных словах;
  • не выговаривает свистящие, шипящие и сонорные звуки: шипящие заменяются свистящими («език» вместо «ежик», «сюм» вместо «шум») и наоборот («жаяц» вместо «заяц», «шеледка» вместо «селедка»), а сонорные «л» и «р» заменяются соответственно «ль» и «й» («йиба» вместо «рыба», «лясточка» вместо «ласточка»).
Вместе с тем, к четырем годам подрастающий человек обычно обретает навык слитного произношения слов с двумя согласными подряд (слива, бомба, яблоко). Этому способствует укрепление мышечного аппарата языка и губ, а также координации их движений. Непонятные поначалу звуки «ы», «х», «э» на этом этапе обычно уже не вызывают трудностей.

Кроме того, ребенок уже умеет регулировать громкость речи в зависимости от конкретных обстоятельств (дома говорить тише, а на шумной улице - громче). Речь начинает обретать интонации.

Еще одна особенность данного возраста состоит в том, что малыш начинает замечать речевые ошибки у других детей.

Основные характеристики речи ребенка в 4 года

Все сказанное выше считается нормой достаточно условно. Все дети индивидуальны как по умственным способностям, так и по темпераменту, одни развиваются быстрее, другие медленнее, и говорить о том, что Оля знает две тысячи слов и пишет стихи, а Вася всего тысячу и путается в простых предложениях, следовательно, является умственно отсталым, совершенно неправильно.

Знаете ли вы? Понятие нормы у мальчиков и девочек тоже сильно отличается: по речевому четырехлетние девочки опережают своих сверстников мужского пола в среднем на 4 месяца, для такого возраста это очень много!

Кроме того, постоянное общение с близкими для детей 4 лет являются лучшими занятиями по развитию речи, поэтому у ребенка, растущего в любящей и внимательной семье речевой аппарат и словарный запас объективно развиты лучше, чем у малыша, который никому не нужен.

Тем не менее, есть объективные показатели, свидетельствующие о том, что с речью ребенка что-то не так.

Тесты на определение патологий

Проведите самостоятельное тестирование своего ребенка, предложив ему выполнить следующие задания (не обязательно сразу, иначе малыш потеряет интерес к «игре» и перестанет стараться, а результат проверки окажется недостоверным):

  • произнести без подсказок свою фамилию, имя и отчество;
  • перечислить имена родителей, членов семьи, близких друзей и других людей, входящих в непосредственный круг постоянного общения;
  • описать какую-нибудь интересную ситуацию или приключение (подождите подходящего случая и выберите момент, когда с малышом произошло что-то, что должно было произвести на него впечатление);
  • узнать близкого человека на групповой фотографии либо на фотографии, где он изображен в молодости (тест на распознавание образов);
  • разделить по группам определенный набор предметов съедобное-несъедобное, одежда, посуда и т.п.), а по выполнении задания - обосновать свой выбор;
  • описать признаки того или иного предмета (иголка острая, яблоко кислое, клубника сладкая, ночь темная, зима холодная);
  • назвать совершаемое на картинке или в предложенной ситуации действие (девочка плачет, мальчик балуется, кошка убегает);
  • дословно повторить услышанное;
  • пересказать увиденное или услышанное (сказку, мультфильм);
  • говорить сначала громко, потом тихо.

Оцените результаты. Но будьте снисходительны к своему чаду!

Важно! Наличие ошибок при выполнении задания не свидетельствуют о речевых нарушениях. Если огрехи незначительные, и ребенок способен их исправить после того, как ему объяснят, в чем была ошибка, нет никаких причин для беспокойства.

Поводом задуматься и обратиться к специалисту является наличие следующих признаков (не одного, а целого ряда из нижеперечисленного):
  • речь малыша очевидно слишком быстрая или слишком медленная, настолько, что создается впечатление, что ребенок делает это нарочно;
  • «оратор» говорит так, словно набрал в рот каши, его невозможно понять даже близким людям;
  • ребенок общается отдельными словами, не складывая их в предложения в соответствии с правилами грамматики;
  • малыш не воспринимает то, что ему говорят (не путайте с капризами и нежеланием выполнять требования);
  • «глотание» окончаний слов присутствует постоянно;
  • в речи не просматривается «собственное мнение», она сплошь состоит из услышанных где-то фраз;
  • у ребенка постоянно приоткрыт рот, даже если он молчит, а слюны настолько много, что она брызжет во время разговора или свисает с губ в состоянии покоя.

Причины нарушений речи

Причин нарушений речевого может быть множество. Некоторые из них являются признаками серьезного заболевания, другие же просто свидетельствуют о недостатке внимания к малышу. В частности, выделяют такие факторы, которые могут повлиять на детскую речь:

  1. Наследственный фактор (генетические аномалии).
  2. Внутриутробные либо родовые .
  3. Последствия перенесенного заболевания.
  4. Неблагоприятная обстановка в семье.
К первой группе указанных причин относится не только то, в каком возрасте начали говорить родители малыша, но и вполне конкретные врожденные дефекты - неправильный прикус, заикание, нарушения строения неба или языка, патологии в определенных зонах коры головного мозга, проблемы со .

Вторая группа причин - это целый ряд заболеваний и других вредных факторов, с которыми могла столкнуться женщина во время и (стресс, инфекционные заболевания, принятие , попытка , травмы, алкоголь, внутриутробная гипоксия плода, вредное производство, родовая асфиксия и т.п.).

К проблемам с речью могут также привести , постигшие самого малыша в первые годы его жизни. Особенно это касается инфекционных болезней, травм головы и неба.
О неблагоприятной обстановке в семье отдельно говорить не будем, здесь все понятно.

Как определить нарушение речи

Нарушения речи у ребенка могут проявлять себя по-разному. В интересующей нас возрастной группе их принято классифицировать следующим образом:

  • фонационные (отсутствует интонация, не получается регулировать громкость речи и т.п.);
  • структурно-семантические (общие проблемы с речью вплоть до полного ее отсутствия);
  • фонетические (дефекты произношения и восприятия) и т.п.

Знаете ли вы? О речевых проблемах человечеству известно давно. Как следует из Ветхого Завета, они были даже у пророка Моисея. Согласно легенде, маленького Моисея хотел умертвить фараон за то, что младенец позволил себе играть с короной, в чем жрецы увидели плохое предзнаменование. По совету другого жреца, заступившегося за будущего пророка, малышу нужно было показать золото и горящие угли: если младенец выберет золото, то умрет, если угли - останется жить. Движимый рукой ангела-хранителя, ребенок потянулся к угольку и поднес его к губам. Из-за этого речь пророка в последующем так и осталась невнятной.


На первом этапе родители, заметив у своего чада 4 лет те или иные признаки речевых нарушений, должны указать на эту проблему педиатру, последний, в свою очередь, признав опасения обоснованными, направляет малыша к логопеду. В большинстве случаев уже на этом этапе дети и их родители получают необходимые рекомендации и комплекс логопедических упражнений для самостоятельных занятий в домашних условиях.

Но иногда для того, чтобы понять, что именно вызывает речевые проблемы, ребенка иногда нужно комплексно обследовать. С этой целью педиатр и логопед могут привлекать узких специалистов, в частности:

  • невролога;
  • отоларинголога;
  • психиатра;
  • психолога;
  • сурдолога.
Для получения полной картины, малыша могут подвергнуть целому ряду лабораторных и других процедур, в частности:
  • магнитно-резонансной томографии;
  • энцефалограмме;
  • УЗИ головного мозга (эхоэнцефалография).
Такое позволит исключить патологии головного .
Помимо того, доктора обязательно проведут собственное тестирование малыша, изучат моторику мышц лица, проанализируют информацию о социально-бытовых условиях, в которых растет ребенок.

Если в целом с малышом все в порядке, его лечение будет состоять всего лишь в выполнении специальных упражнений для языка, предназначенных для детей 4 лет с учетом индивидуальных особенностей конкретного маленького пациента.

Структура логопедического занятия дома

Направленная на устранение дефектов речи, должна проводиться методически, системно, только в этом случае можно рассчитывать на высокий результат.

Психологический аспект работы с ребенком

Прежде всего родителям нельзя забывать о возрасте ребенка. Нужно сделать все, чтобы занятия превратились в веселую игру. Также это время следует использовать для общения с малышом, таким образом вы «убьете двух зайцев» и получите синергический эффект (правильно выполненные упражнения и внимание родителей в совокупности усилят действие друг друга).

Гимнастика для пальчиков

Казалось бы, какая связь между пальцами и языком? Оказывается, самая непосредственная. Весь многовековой опыт логопедии (а эта наука своими корнями уходит в античность) свидетельствует о том, что развитие мелкой моторики и речь находятся в прямой зависимости. Именно поэтому логопедические занятия для детей 4 лет всегда включают в себя упражнения для пальчиков, и, развивая речь ребенка дома, об этом блоке нельзя забывать.

Гимнастика для пальчиков у таких маленьких детей проводится не в виде физкультуры, а в виде игры. Ребенку предлагают «сделать» ручками ежика, кошечку, цветочек, шарик или флажок, показать, как птичка пьет водичку или машет крылышками и т.п.

Конкретный комплекс пальчиковых игр разработает логопед, задача родителей - строго выполнять их, уделяя игровому развитию мелкой моторики как минимум пять минут в день.

Артикуляционная гимнастика с картинками

Следующий вид упражнений - артикуляционная гимнастика . Ее задача состоит в развитии и укреплении мышц языка и губ, чтобы они стали сильными, гибкими и хорошо «слушались» своего хозяина.

Особенность этих занятий по логопедии для детей 4 лет состоит в том, что они проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как работают его лицевые мышцы, в каком положении находится язык и т.п. В первый раз логопед покажет родителям малыша, как правильно выполнять упражнения, в дальнейшем эта работа будет проводиться дома самостоятельно.

Регулярность гимнастики - ежедневно. Лучше уделить этому занятию два раза в день по 5-7 минут, чем мучить ребенка четверть часа подряд и потом оставить в покое до завтра. Под контролем родителей малыш облизывает губки язычком, как будто только что полакомился сладким вареньем, «чистит» зубки, но не щеткой, а языком, изображает с его помощью качели и т.п.

Развитие фонематического слуха

Очень важной частью занятия является развитие речевого (или фонематического) слуха. Наша задача - научить малыша слышать и распознавать звуки.

Заниматься подобными упражнениями с детьми в возрасте 4 лет - сплошное удовольствие. Можно придумать массу логопедических игр, можно своими руками сконструировать необходимые для этого атрибуты, а можно привлечь к такому изготовлению малыша, тогда у него заодно будет развиваться мелкая моторика, приобретаться полезные навыки и расширяться кругозор.

  1. Предложите ребенку послушать, как «звучат» те или иные предметы (шуршит бумага, стучат деревянные ложки, звенит стекло о стекло). Затем малыш должен распознать те же звуки, но уже с закрытыми глазами.
  2. Подберите в интернете видео, где звучат голоса различных животных или птиц. Покажите их ребенку и снова предложите распознать «зверя» по голосу с закрытыми глазами.
  3. Таким же образом отыщите видео или звукозапись с различными шумами - моря, леса, городской улицы. Дайте их послушать малышу и попросите его распознать источник каждого звука (автомобиль, мотоцикл, поезд, волна и т.п.).
  4. Завяжите ребенку глаза и двигайтесь по комнате с колокольчиком, стараясь не шуметь. Задача малыша - безошибочно показать пальчиком, откуда конкретно доносится звон.
  5. Предложите малышу сымитировать звуки, которые издают различные звери. Обращайте внимание ребенка не только на вид, но и на возраст животного (возможно, маленький котенок еще не умеет говорить «мяу», он только жалобно и тоненько пищит, причем не может делать это очень громко, ведь он совсем кроха). Для такого занятия по развитию речи хорошо использовать специальные логопедические картинки или игрушки в виде животных - ребенку в 4 года это будет намного легче и интереснее.
Одним из упражнений по развитию фонематического слуха является так называемая логопедическая ритмика . Придумайте интересную песенку, исполнение которой сопровождается определенными движениями (вспомните или пересмотрите фильм «Лысый нянь» с Вином Дизелем, там есть очень яркий пример такой логоритмики).

Фантазируйте, не ограничивайтесь упражнениями, которые для вашего ребенка придумал логопед, и тогда ваш малыш будет воспринимать занятия как интересную игру и с нетерпением ждать ее!

Развитие речи

Речь, как и мускулатуру, нужно развивать. Словарный запас ребенка должен пополняться постоянно, но как это сделать, если малыш целыми днями выполняет одни и те же рутинные действия? Постарайтесь наполнить жизнь своей крохи новыми впечатлениями, и тогда его речь будет обогащаться сама собой, без дополнительных усилий с вашей стороны.

Предложите ребенку составить интересный и увлекательный рассказ на тему: как я провел лето (разумеется, это сработает только в том случае, если малышу действительно есть что вспомнить). Подобные логопедические задачки для детей 4 лет намного интереснее и, что немаловажно, эффективнее, чем методичные занятия перед зеркалом.
Учите с ребенком стихи и скороговорки, читайте ему сказки, рассказывайте увлекательные истории и просто общайтесь. Не забывайте, что в этом возрасте словарный запас малыша делится на две части: слова, которые малыш использует во время речи, и слова, которые он пока не повторяет, но уже понимает. Старайтесь использовать в своих рассказах как можно больше новых слов и не ленитесь объяснять их значение. Развивая пассивный словарный запас малыша, вы тем самым, хотя и более медленно, расширите и активный.

Упражнения для постановки звука «р»

Для детей 4 лет, которые не выговаривают отдельные буквы, используются специальные упражнения. Например, в этом возрасте малыши очень часто не справляются , просто пропуская ее либо заменяя на «л», также трудности возникают с шипящими «ш», «щ». С этим очень хорошо помогают справиться логопедические стишки. Их существует огромное множество, они классифицированы по конкретным проблемным звукам, наиболее удачные можно подобрать по своему вкусу в Сети, даже не прибегая к помощи логопеда.

Важно! Проблема со звуком «р» часто имеет физиологический характер (недостаточное развитие так называемой «уздечки», в связи с чем язык не достает до неба, и малыш объективно не может «рычать»). Именно по этой причине не выговаривающих «р» детей обычно советуют все же показать специалисту. Для самоконтроля прислушайтесь, возможно, ваш малыш «глотает» букву «р» не всегда, а только в отдельных звуках, тогда, вероятнее всего, нужно просто потренировать навык.

Упражнений на «р» разработано множество. Вот несколько из них:
  1. Ребенок должен открыть рот и прижать язык к основанию верхних зубов. В таком положении несколько раз подряд нужно произнести звук «д». Далее задача усложняется. Все то же самое сопровождается выдыханием воздуха с направлением его на кончик языка. Смысл в том, чтобы малыш запомнил вибрацию, которая возникает при выполнении упражнения. Именно она присутствует при произношении звука «р».
  2. Произносим «ж» с широко открытым ртом, постепенно поднимая язык к верхним зубам. Взрослый в это время аккуратно помещает под язык ребенка специальный шпатель и делает им движения в стороны, чтобы создать вибрацию. Задача ребенка - подуть на язык.
  3. Малыш затягивает язык назад и произносит «за», а взрослый вводит под язык шпатель так же, как в прошлом упражнении. Если выполнить прием правильно, звучать будет именно «р», и ребенок должен запомнить это ощущение.

Упражнения для постановки шипящих

Из всех шипящих легче всего «договориться» со звуком «ш», с него обычно и начинают постановку. Малышу предлагается сказать «са», медленно поднимая язык к основанию верхних зубов, пока не раздастся шипение. Теперь с выпусканием воздуха из легких ребенок добавляет «а», чтобы произнести «ша». Помочь преобразовать «са» в «ша» должен взрослый, используя все тот же шпатель. Запоминаем ощущения и оттачиваем навык.

«Щ» также начинаем с простого «с». В постановке участвует шпатель, с помощью которого взрослый помещает язычок в правильное положение.

Для постановки «ч» произносим «т» с выдохом, а взрослый шпателем отодвигает язычок назад.

Не забываем о зеркале, а также не устаем показывать ребенку правильную технику произношения.

Ваш малыш очень хочет справиться с поставленной задачей, чтобы вы могли им гордиться! А еще дети - это природные подражатели. Поэтому если у четырехлетнего ребенка имеются речевые нарушения, но при этом никаких других патологий не выявлено, проблема решится очень быстро, если вы проявите терпение и уделите своему чаду немного внимания и любви.

Наука о недостатках речи, изучающая способы их упразднения, а также специальные упражнения для языка – логопедия. К этой науке обращаются не только дети, но и взрослые, чтобы правильно и красиво произносить звуки и иметь успех в любом деле, где нужно переубеждать, воодушевлять, делиться информацией с другими людьми. Для корректировки речевых дефектов используют регулярные логопедические упражнения для детей и взрослых.

Некоторые родители сталкиваются с проблемами речи у своих детей

В нашей статье вы найдете полезные советы и для себя по приобретению навыков правильной артикуляции, а также массу ценных приемов для корректировки произношения звуков вашими детьми.

Для того, чтобы добиться высоких результатов в бизнесе и обладать способностью убеждения, необходимо не только безукоризненно владеть речью, но и четко и разборчиво выражать свои мысли. Не всем сразу удается освоить эту науку, поэтому для усовершенствования навыков существуют различные практики.

Логопедические упражнения для взрослых

Наблюдается нечеткость речи и у взрослых, поэтому расспросите знакомых, есть ли у вас недостатки в произношении. Можно просто записать на диктофон несколько фраз, а затем внимательно прослушать свой голос.

Существуют логопедические упражнения для взрослых, основным из которых является заучивание и штудирование скороговорок. Если для детей лучше предлагать в игровой форме, то взрослым достаточно дать задание для отработки навыка.

Проблемы с произношением в большинстве случаев легко исправляются после курса регулярных занятий

Итак, каждый должен соблюдать следующие правила во время тренировки:

  • прочитать скороговорку 3-4 раза;
  • медленно повторить ее, четко и внятно проговаривая;
  • когда выйдет все произнести правильно, можно ускорить темп;
  • важно качественно произнести все звуки, а не быстро;
  • короткие скороговорки нужно проговаривать на одном дыхании.

Для взрослых и для малышей подходят одни и те же задания:

  1. поклацать языком, изобразить, как скачет лошадь;
  2. улыбнуться, а языком постараться достать нёбо;
  3. представить, что слизываете мед с губ, не касаясь уголков губ;
  4. прижать язык между зубами и двигать его вверх-вниз.

Чтобы убедиться в правильности выполняемых заданий, воспользуйтесь зеркалом. Для отслеживания прогресса прочтите отрывок из повести с выражением или стихотворение, обращая внимание на все знаки препинания.

Логопедические упражнения для детей

Все логопедические упражнения для детей следует выполняться незаметно для малыша, чтобы это все было безмятежным времяпрепровождением в игровой форме.

Можно придумывать шуточные названия для каждого задания, ведь ребенок любит ассоциации, порой самые неожиданные. Так, ребятам понравятся такие, как «Лошадка», «Цыплята».

Определив проблемные звуки можно подобрать определенные упражнения для исправления проблемы

Выполнение заданий способствует развитию артикуляционного аппарата малыша, позволяет убрать недочеты произношения, сформировать необходимые речевые навыки.

  • «Ворота»: нужно широко открыть рот, чтобы расслабить губы, повторить 6 раз.
  • «Лопатка»: следует положить язык на нижнюю губу.
  • «Вазочка»: язык кладем на верхнюю губу, повторяем 5 раз.
  • «Шарик»: надувать то одну, то другую щеку, будто во рту катается шарик.

Произношение у малыша будет четким, если для тренировки взять слова с большим количеством согласных: тарелка, подружка, интурист, каратист, гроздь, кровать, кружка, скакать. Их нужно ежедневно выговаривать и тренироваться слышать каждый звук.

Логопедические упражнения на шипящие звуки

Детям зачастую долго не удается правильно произносить шипящие, порой тренироваться нужно до самой школы. Хорошо, если окружение ребенка владеет речью и может корректировать произношение малыша. Рассмотрим, какие логопедические упражнения на шипящие звуки наиболее актуальны. Они подойдут и для взрослых, и для малышей, если такие проблемы существуют.

Логопедические упражнения на букву ж

Важно знать, что нужно делать при артикуляции. Итак, сначала округляем губы и округляем их, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхаем воздух с добавлением голоса при произнесении шипящего ж.

Вот основные логопедические упражнения на букву ж:

  • «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу. 5 раз открывать и закрывать рот.
  • «Пирожок»: рот открыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края. Досчитать до 15, а затем повторить.

Занятия для исправления дефекта произношения звука ж

Их можно использовать и при тренировке произношения других шипящих.

Логопедические упражнения на звук ч

Есть также логопедические упражнения на звук ч:

  • «Грибок» для растягивания подъязычной уздечки: рот открыт, губы растянуть, а языком прикасаться к нёбу так, чтобы края его плотно прижимались. Повторяя, рот открывать нужно шире.
  • «Фокус»: высунуть язык, улыбаясь, кончик поднять, сдувать ватку с носа. Повторять 5-6 раз.

Такие занятия помогают укрепить мышцы языка и разработать его подвижность, что пригодится при выговаривании шипящих.

Логопедические упражнения на букву ш

Существуют также логопедические упражнения на букву ш:

  • «Чашечка»: положить язык на нижнюю губу, а затем приподнять его и удерживать несколько секунд. Повторить 8 раз.
  • «Футбол»: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватку в форме мячика, пытаясь попасть в импровизированные ворота.

Занятия на исправление проблем со звуком ш

Данные задания следует выполнять в процессе игр каждый день, чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался и произношение совершенствовалось.

Логопедические упражнения на согласные звуки

Часто и взрослые, и дети с трудом выговаривают определенные согласные, поэтому для корректировки речи нужны логопедические упражнения на согласные звуки.

Логопедические упражнения на букву л

Рассмотрим теперь логопедические упражнения на букву л:

  • «Гудок поезда»: высунуть язык и громко гудеть «у-у-у».
  • «Песня язычка»: язык нужно прикусить и пропеть «лёк-лёк-лёк».
  • «Маляр»: нужно прижать язык зубами и двигать им вверх-вниз, будто красите дом.

Отработка движений для правильности произношения звука л

Если тренировка предназначена для детей, то можно придумать игру, в которой нужно будет выполнять эти задания.

Логопедические упражнения на букву с

Разберем теперь логопедические упражнения на букву с:

  • показать, как насос накачивает колесо;
  • изобразить, как дует ветер;
  • передать, как сдувает шарик;
  • покажите, что слышно, если подуть в бутылочку с узким горлом.

Для того, чтобы приблизить ребенка к пониманию того, что от него хотят, положите на его язычок зубочистку и попросите прижать ее зубами, улыбнуться и выдуть воздух.

Логопедические упражнения на звук р

Выясним логопедические упражнения на звук р, являющийся наиболее проблемным для всех детей:

  • «Чистим зубки»: нужно водить язычком по зубах внутри в разные стороны.
  • «Музыкант»: открыв рот, побарабанить языком по альвеолам, произнося «д-д-д», напоминающее барабанную дробь. Проверить правильность выполнения можно, поднеся лист бумаги ко рту. Он должен шевелиться от потока воздуха.
  • «Голубь»: язычком нужно водить по верхней губе вперед-назад, копировать птицу «бл-бл-бл».

Тренировка для языка верного произношения звука р

Эти тренировочные задания помогут одолеть самый сложный для малышей звук, так как артикуляционный аппарат будет более подвижен. Вслед за этим можно начинать подбирать слова с буквой р.

Логопедические упражнения на звук т

Иногда простые звуки людям сложно правильно произнести, когда трудно понять значение слова или даже высказывания. С такими проблемами следует бороться. И вот какими являются наиболее эффективные логопедические упражнения на звук т:

  • кончик языка прикасается к верхним зубам и произносим «т-т-т»;
  • подражание молотку «тук-тук» или часам «тик-тик»;
  • ходим с малышом по дороге, повторяя «топ-топ-топ»;
  • разучивание скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит».

Как правильно делать упражнения для верного произношения звука т

Полезно также будет повторять эти занятия каждый день для того, чтобы тренировки были эффективными. Следите за тем, что слушает ваш малыш, так как речь формируется в зависимости от того, как мы воспринимаем звуки на слух. Позаботьтесь о том, чтобы все члены семьи не «сюсюкали» и не употребляли слова в уменьшительно-ласкательной форме при малыше.

Логопедические упражнения при заикании

Все логопедические упражнения при заикании направлены на формирование плавности речи. Старайтесь расслабить малыша перед занятиями, используйте игровые формы работы, наиболее приемлемые в детском возрасте.

Ознакомимся с самыми необходимыми в такой ситуации заданиями:

  • Прочитайте стихотворение под спокойную музыку без слов, сначала небольшое, а со временем усложняйте задание.
  • Хлопайте в ладоши на гласные звуки, которые встречаются в слове.
  • «Дирижер»: произнести нараспев несколько слов, слогов, гласных звуков, ориентируясь на взмахи руками и соблюдая ритм.
  • «Карусель»: нужно ходить по кругу, повторяя фразу «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па».

Помните, что обязательно нужно обращать внимание во время занятий на речевое дыхание. Начинайте каждое занятие постепенно и плавно, а затем можно ускорять темп, если у вас все получается.

Проблемы с речью и артикуляцией решаются со временем и благодаря ежедневным тренировкам, силе воли и мотивации.

Желаем вам успехов!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №50» Городского округа Балашиха город Балашиха.

«Закрепление навыков произношения звука [ш] в разговорной речи».

Открытое занятие по логопедии в подготовительной к школе группе. «Закрепление навыков произношения звука [ш]в разговорной речи»

Цель: закрепить правильное произношение звука [ш] в разговорной речи.

Задачи:

1. Коррекционно-обучающие:

— учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
— формировать лексико-грамматический строй;
— упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;
— закрепить навык произношения звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в связной и разговорной речи.

2. Коррекционно-развивающие:

— развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
— развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления, через отгадывание загадок и постановку проблемных вопросов;
— развитие тонких движений пальцев рук.

3. Коррекционно-воспитательные:

— формирование положительной установки на участие в занятии;
— умение слушать сверстников и логопеда;
— воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости;
— воспитывать языковое чутьё к родному языку, желание говорить правильно.

Оборудование: компьютер, 2 записи инструментальной музыки, дидактическая логопедическая игрушка (бегемот Жужа- для выполнения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой, сюжетные картинки, шарики с пружинками Су-Джок, паровозик с вагонами для определения звука в слове, ватманы с упражнениями.

Ход занятия:

1. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята.
Поздоровайтесь с гостями.
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим,
Никуда мы не спешим.
Присаживайтесь.

2. Сегодня мы с вами покажем нашим гостям, как правильно и красиво научились произносить звук [ш].

3. Артикуляционная гимнастика.
Все ребятки по порядку
Утром делают зарядку,
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
А помогать нам в этом будет?
(ответы детей: бегемот Жужа).

Язычок знаком нам, дети,
Мы его улыбкой встретим.
Это язычок пришёл (улыбнуться, показать язычок).
Вправо он сейчас пошёл.
Всё, что нужно увидал
И налево зашагал (упражнение «Часики»).
Погулял совсем немножко,

Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!
Тётушка щёчка
Племянника ждёт.
Блинчики с маком
К обеду печёт (упражнение «Блинчики»).
Кашу сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.
Тётушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает (упражнение «Чашечка», просунуть язык между губ и дуть на кончик языка на воображаемый пар, остужая чай).
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье, (упражнение «Вкусное варенье»)
Да и кашка манная –
Просто объедение.
Он поел совсем немножко,
Широко открыл окошко (упражнение «Бегемотики»).
Под окошком – блл, блл, блл –
Индюки болтают.
Индюшачьей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
«Блл, блл, блл! » — предлагают (упражнение «Качели») .
Дайте Язычку ду-ду
И ещё пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики
«Садитесь, комарики! »(длительно произносить звук «Шшш»).
Поиграл наш Язычок,
Лёг поспать он и молчок.

4. Уточнение артикуляции.

Давайте вспомним, как произносится звук «Ш».
— Что происходит с губами, зубами, как расположен язык?
Ответы детей.
— А какой воздух?
Ответы детей.
— Что делает голос, когда мы произносим звук «Ш»: спит или песенки поёт? Приложите все руку к шее, скажем шшшш…. В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?
Ответы детей.
— Ребята, а звук «Ш» какой он: гласный или согласный?
— Звонкий или глухой?
— Твёрдый или мягкий?
Ответы детей.
А на что похож звук «Ш» (на шипение гуся, змеи) .
— Мы с вами произносим слоги, слова, а можем ли мы увидеть звуки?
— Нет, мы видим и пишем буквы.
— Какой же буквой обозначается звук «Ш» на письме?
— Давайте звук «Ш» превратим в букву Ш.
Вместе с детьми произносим стихотворение:
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А ещё его сказать.
Платья звукам надеваем,
Звуки в буквы превращаем (Рисуют букву пальцем на песке) .

5. Упражнение «Подружи звуки». Пошипите вместе с гусятами, проводя пальчиком по дорожкам от гусят до каждой гласной буквы и наоборот от гласной до гусят. Повторите каждый слог. Какие слоги получились?

6. Пальчиковая гимнастика (с пружинками Су-Джок).

Шёл медведь к своей берлоге
Да споткнулся на пороге
«Видно, очень мало сил
Я на зиму накопил», —
Так подумал и пошёл
Он на поиск диких пчёл.
Все медведи-сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги
До весны сопят в берлоге.

7. А теперь, поиграем в игру «Доскажи словечко».

Опираясь на картинки, назовите отгадки, выделяя звук Ш, определите, где находится звук Ш в слове: в начале, в середине или в конце слова и заселите в соответствующие домики (лотки) .
*Буду мастером таким, как наш дядя Евдоким;
Делать стулья и столы, красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке сам я делаю (игрушки) ;
*В подполье, в каморке живёт она в норке,
Серая малышка, кто это?. (мышка) ;
*Из упрямства ни на шаг не продвинулся (ишак) ;
*Я рубашку сшила мишке, я сошью ему… (штанишки) ;
* Целый день поёт щегол в клетке на окошке.
Третий год ему пошёл, а он боится… (кошки) ;
*Прицепившись к задней шине, мишка едет на… (машине) ;
* Уронила белка шишку, шишка стукнула (зайчишку) ;
* Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты (спишь) ;
* Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг только грязь и зола,
А звали красавицу (Золушка) ;
*Зимой, в часы веселья
Вишу на яркой ели я.
Стреляю, точно пушка,
Зовут меня (хлопушка) ;
*Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно (карандаш) ;
*На меня вы посмотрите,
Дверки можете открыть вы,
А на полочках моих
Много нужного стоит!
Выше всех я, как жираф:
Я большой, красивый (шкаф) .

10. Упражнение «Рифмы». Послушайте начало фразы и закончите её подходящими словами. Справиться с заданием вам помогут картинки. Последнее слово каждой фразы-рифмы должно заканчиваться слогом, повторяющимся в первой её части. Например: Шок-шок-шок, шок-шок-шок дедушка несёт мешок.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши- вот играют (малыши) .
Уш-уш-уш, уш-уш-уш- я приму горячий (душ) .
Аш-аш-аш, аш-аш-аш- это синий (карандаш) .
Ишни-ишни-ишни- созревают (вишни) .
Шок-шок-шок, шок-шок-шок- разбудил нас (петушок) .

11. Упражнение «Исправь предложение» (послушайте предложения, найдите и исправьте ошибки, с опорой на картинки на ватмане А4) .

Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку.
Камешек нашёл Пашу.
На шубу вешают вешалку.
Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.
В картошку положили мешок.
У мышки в лапах кошка.
Маша надела голову на шапку.
Лужайка летает над шмелем.
Шлем надел Мишу.
У шеи шарфик на мишке.
Паша обводит лягушкой карандаш.

12. Физкультурная минутка «Мишка вылез из берлоги».
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (повороты влево-вправо) .
Потянулся он со сна:(потягивания-руки вверх) .
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (вращения головой) .
Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд-назад) .
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки. (наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот) .
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (дети садятся) .

13. Игра «Кто больше, кто меньше? » Сравните два предмета и ответьте на вопросы полным предложением. Не забывайте правильно произносить звук «Ш». Например. Кто больше: Лягушка или мартышка? Мартышка больше лягушки. Кто меньше? Лягушка меньше мартышки (даются картинки обратной величины, чем на самом деле:мартышка маленькая, а лягушка большая).

Кто больше: кошка или мошка? Кто меньше?
Кто больше: мышка или малыш? Кто меньше?
Кто больше: лягушка или кукушка? Кто меньше?
Кто больше: бабушка или дедушка? Кто меньше?
Кто больше: мишка или мартышка? Кто меньше?

14. Упражнение «Новые слова».
Давайте превратим одни слова в другие.
Замените в словах первый звук на звук Ш. Например: ПАР-ШАР.
ТАПКА-ШАПКА
ГУБЫ-ШУБЫ
ТОПОТ-ШЁПОТ
МЫЛО-ШИЛО
СПОРЫ-ШПОРЫ.

15. Игра «Кошки-мышки». Послушайте рассказ о кошке Машке, перескажите его, опираясь на картинки (цепной текст) .

У Алёши живёт кошка Машка.
Кошка Машка ловит мышек.
Мышки убегают от кошки.
Кошка большая, ловкая, она догоняет мышек.

16. Зрительная гимнастика (под музыку, логопед читает стихи, а дети выполняют глазодвигательные движения в соответствие с текстом).
Давайте выполним с вами гимнастику для глаз, ведь им тоже нужен отдых (все движения выполняются только глазами).
«Весёлая неделька».
Всю неделю по порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда-сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
— Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!

17. Итог занятия. Ребята, а чем мы с вами занимались на занятии? Что вам больше всего понравилось, а что вызвало трудности? Ответы детей.
Наше занятие подошло к концу, все очень хорошо поработали, все вы молодцы, до свидания. Прощаются с гостями и уходят.

Список использованной литературы:

1. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/ Л. А. Комарова. -М. : Издательство ГНОМ, 2011.-32 с.
2. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [ш], [ж]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 32 с. (Игровая логопедия) .
3. Шипелочка и Жужжалочка. Логопедические игры / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. – М. : Айрис-пресс, 2010. – 32 с. : ил. – (Популярная логопедия) .
4. Логопедия. Подготовительная группа. Разработки занятий. /Сост. О. И. Бочкарёва. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.
5. Интернет-ресурсы: загадки, физминутки, глазодвигательные упражнения.

Виктория Майгурова
Конспект открытого занятия учителя-логопеда «Путешествие в страну звуков»

Конспект НОД учителя -логопеда Майгуровой В. В.

Тема: «Путешествие в страну звуков»

Цели: Познакомить детей с понятием «звуки», их разновидностью, способах образования; дать понятие «буква», формировать фонематическое восприятие, развивать навыки звукового анализа и синтеза, обогатить и уточнить словарный запас детей по темам: «Транспорт», «Органы речи», упражнять детей в подборе слов – антонимов, формировать навыки правильного речевого дыхания, совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику, координацию движений с речевым проговариванием, развивать просодические компоненты речи. Развивать психологическую речи базу (внимание, память. логическое мышление, воображение, воспитывать доброжелательное отношение со сверстниками в совместной деятельности, активировать познавательный интерес детей.

Материал: мультимедийное оборудование, экран, кукла Звуковичок, индивидуальные зеркала, по количеству детей. колокольчик, набор карточек с гласными буквами, символы гласных звуков, ковер, кружочки с номерами от 1 до 10

Ход деятельности:

Логопед: - Ребята, в гости к нам пришел Звуковичок. Дети, а вы любите путешествовать? А вы хотели бы отправиться путешествие? Приглашаю вас в волшебную страну.

Ребята, а какие виды транспорта вы знаете?

Ответы детей: наземный, воздушный, водный, волшебный.

Логопед: - А мы отправимся на ковре самолете.

Дети, возьмите билеты, с номерами посадочных мест. Проходите и занимайте места согласно номеру вашего билета.

Звучит музыка ветра.

Логопед: - Чтобы нам быстро добраться до волшебной страны. а во время полета нам не было страшно, мы выполним релаксационные дыхательные упражнения.

«Глубокий вдох через нос» (Левой рукой контроль на животе)

«Долгий выдох через рот» (Правой рукой контроль у рта)

Дети, глаза закрываем, открываем. Когда услышим звук колокольчика.

Физкультурная минутка «Любопытная Варвара»

Логопед: - Дети, вот мы и прилетели в волшебную страну. Давайте посмотрим, где же мы оказались.

Любопытная Варвара

Смотрит влево

Смотрит вправо

Смотрит вверх

И смотрит вниз

Мышцы шеи напряглись

Возвращаемся обратно

Расслабляться так приятно.

(Возвращаемся в исходное положение).

Логопед: - Дети. а во время пути было тихо или вы что-то слышали? А с помощью чего мы различаем звуки?

Ответы детей: - Мы различаем звуки с помощью ушей – органов слуха.

Экспериментальная работа

Дети, посмотрите на экран (на экране появляются буквы).

А теперь подойдем ко мне, закроем глазки (в этот момент звучат речевые звуки).

Логопед: - Что же вы видели на экране?

Ответы детей:- На экране мы видели буквы. Но не слышали. Буквы это видимое изображение.

Логопед: - А, что вы слышали?

Ответы детей: - Мы слышали звуки, но не видели.

Логопед: - Дети, мы отправляемся в город Звукоград. Там живут звуки нашей речи.

«Мы в город звуков речи

Идем и ждем мы встречи

Со звуками родными

Они ведь там живут

И есть у нас желанье

Красиво говорить

И всех без исключения

Сегодня удивить»

Ребята, люди обладают бесценным даром – Речью. Животные умеют издавать звуки, но это не речь, они не могут разговаривать друг с другом.

Работа с зеркалами (знакомство с органами речи)

С помощью чего мы произносим звуки? Отгадайте загадки.

Можно их тянуть трубой

Или просто их открой

Просят даже наши зубки

Шире открывайтесь – (губки)

Когда мы едем – они работают,

Когда мы не едим – они отдыхают,

Не будем их чистить. Они заболят –(зубы).

Он скакать во рту привык

Шаловливый наш (язык).

Игра «Какие бывают звуки» (подбор слов антонимов)

Звуки бывают:

высокими – низкими,

тихими - громкими,

грубыми – нежными

долгими – короткими,

А еще звуки бывают:

теплыми - холодными

Поднесите тыльную сторону руки ко рту и подуйте на нее, пропев песенку «Змеи»:

ШШШШШШШШШШШШШ….

Дети, какая воздушная струя?

Ответ детей: Воздушная струя теплая

А теперь поднесите ладошку и пропойте песенку «Насоса».

Какая воздушная струя?

Ответы детей: Воздушная струя холодная.

Пальчиковая гимнастика.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

(Растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)

Поздороваюсь с ним сильно,

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

(Потереть ладошкой о ладошку.)

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

(Пальцы в «замок».)

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

(Пальцы расцепить и перебирать ими.)

Пусть бегут, как зайчики.

Логопед: - Дети. чтобы красиво и четко говорить, нужно тренировать наши органы речи. Давайте, проведем артикуляционную гимнастику (гимнастика проводиться за столом перед зеркалом)

1) – Назовите первый звук в словах:

«Широко рот открываю, звук веселый напеваю» - ааааааааа.

2) – Назовите первый звук в словах:

«Губы наши колесо звук получиться» - оооооо.

3) – Назовите первый звук в словах:

«Губы я трубой тяну и пою звук» - ууууууу

4) – Назовите первый звук в словах:

И – И – И

«Губы к ушкам потяни и получишь звук» - ииииии

5) – Назовите первый звук в словах:

Э – Э – Э

«Эге – гей! Звуковичок кричит, изо рта язык торчит» - ээээээ

6) – Назовите последний звук в словах: коты, столы,

Ы – Ы – Ы

«Ну –ка зубки покажите и пропой скорее» - ыыыыы

Логопед; - Звуки были все разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко.

Давайте попробуем спеть, как они. (Дети поют вместе с логопедом, который сопровождает пение гласных ведением руки в воздухе по горизонтальной линии).

Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и подарили им красные рубашки. Если звуки надевали эти рубашки, то они становились видимыми и превращались в буквы. Но стоило только снять рубашки, то звуки вновь становились невидимыми.

Подберите каждому символы – звуку, его букву.

Дети подбирают буквы к символам-звукам.

Логопед: - Ребята, путешествие наше заканчивается. Что мы узнали о звуках?

Ответы детей: - Звуки слышим и произносим, но не видим.

Логопед: - Что мы узнали о буквах?

Ответы детей: - Буквы видим и пишем, но не слышим.

Логопед: - Дети, давайте скажем спасибо Звуковичку за познавательное путешествие. А теперь занимаем наши места, закрываем глаза, считаем до 10 и обратно.

Вот мы и вернулись в детский сад! Вам понравилось наше путешествие?

Ответы детей.

Публикации по теме:

Использование музыкальных упражнений и песен в процессе автоматизации звуков в работе учителя-логопеда на логопункте Автоматизация поставленных звуков является одной из актуальных задач в работе логопеда по звуковой культуре речи. На своих занятиях я активно.

Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ЗПР ГБОУ Гимназия № 1748 "Вертикаль" СП ДО "Теремок" КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯУЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И УЧТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ.

Конспект открытого интегрированного занятия «Путешествие в страну звуков» Конспект открытого интегрированного занятия. Старшая группа. (Составила Мельниченко О. В.) Тема: «Путешествие в страну звуков» Цель: Закреплять.

Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие Маши в Страну звуков» Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Задачи: Образовательные: - познакомить с гласными звуками; - закрепить.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР «Путешествие в осенний лес» Коррекционно-образовательные цели: знакомить со звуком «И». Правильная артикуляция звука «И». Уметь определять место звука в словах. Расширять.

Речевое развитие - важнейший процесс для каждого ребенка. Особенности его определяют не только способность выражать свои мысли, но и умение эффективно общаться с другими, влияют на успешность обучения в школе. Именно поэтому так важно проводит логопедические занятия с детьми пяти – шести лет. Хорошо, если родители не только пользуются помощью специалистов, но и самостоятельно могут организовать занятия с ребенком в домашних условиях.

Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

Большинство старших дошкольников имеют трудности с:

  • освоением сонорных и шипящих звуков;
  • звуковым анализом слов;
  • развитием повествовательной речи;
  • составлением рассказа и описаний.

Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до . Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.

Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

  • Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
  • Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
  • Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
  • Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
  • Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков - сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать . К ним можно отнести:

  • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
  • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
  • составление звуковой схемы слова;
  • придумывание рифм и коротких стихов;
  • проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:

  • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
  • ножницы для вырезания;
  • пластилин;
  • бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества - отличные вне индивидуальных занятий.

Артикуляционная гимнастика

На букву Л

Твердый тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:

1. «Скажи красиво»

Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

2. «Игрушки для Ларисы»

Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

3. «Один-много»

Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).

4. «Отыщи звук»

Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

5. «Скороговорки и потешки»

Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.