Квинтилиан марк фабий. Квинтилиан - биография, информация, личная жизнь

Пожалуй, любого человека, связавшего свою жизнь с , а, тем более, начинающих ораторов, беспокоит вопрос, как можно стать поистине выдающимся и непревзойдённым мастером красноречия. И что же может быть в этом вопросе лучше, чем, рекомендации и советы от настоящего Учителя ораторского искусства?

Да, нет сомнений в том, что и в нашем времени, и в минувших десяти- и столетиях можно найти великих людей, способных взбудоражить своими речами умы миллионов, но, как и во многих вопросах в нашей жизни, чтобы понять суть, нужно вернуться к корням. И если говорить об ораторском мастерстве, то его истоки следует искать в Древнем Риме, а именно – в трудах Марка Фабия Квинтилиана.

Для всех ораторов и просто охочих до интересных знаний людей мы подготовили материал, в котором расскажем о том, кто же такой Квинтилиан, и чему он учил.

Немного о Марке Фибии Квинтилиане

Марк Фабий Квинтилиан – римский учитель красноречия (ритор), а также автор самого полного учебника по ораторскому искусству, который дошел до человечества с античных времён, под названием «Наставления оратору». Данный труд был обязателен для изучения во всех школах Рима, как и сочинения Цицерона. Квинтилиана считают не только человеком, выразившим вкусы высшего общества Рима, но ещё и реформатором , первым профессиональным учителем, который основал государственную школу, и первым классиком гуманной .

Труд Квинтилиана «Наставления оратору» был написан в двенадцати томах. Это очень продуманная работа, в которой систематизирован огромный объём знаний по ораторскому искусству, а также обобщён собственный опыт автора. Собственно, об идеях Квинтилиана мы и поговорим далее.

Квинтилиан о воспитании оратора или основные идеи «Наставлений оратору»

Для начала отметим, что сам Квинтилиан говорит о труде оратора, что тот очень разнообразен и обширен, и сказать о нём всё просто невозможно. Однако в своей работе он предпринимает попытки изложить всё самое важное из традиционных правил.

Итак, по аналогии с Цицероном, Квинтилиан рисует образ оратора, как мудреца, совершенного как в своих нравах, так и в знаниях и качествах, необходимых для красноречия.

Говоря о воспитании будущего оратора, он говорит, что воспитывать его нужно с детских лет, и его учителя – родители, кормилицы и дядьки – должны учить его должным образом. В «Наставлении оратору» содержится огромнейшее количество методических рассуждений на тему обучения в детстве: учение должно представлять собой забаву, учеником сознательно, и заниматься ученик должен обязательно чтением вслух и чистописанием.

Учитывая то, что речь оратора должна быть красивой, ясной и правильной, он должен изучать грамматику и эталонных ораторов, прозаиков и поэтов, а переходить к собственным сочинениям можно лишь после этого. Будущий мастер красноречия должен очень много знать – разбираться в музыке, философии, геометрии, произношении и других областях знаний.

Отдельная глава работы Квинтилиана посвящена и тому, как нужно работать учителю. Автор представляет систему особых упражнений, даёт художественной литературы и речей именитых ораторов.

Квинтилиан считает, что риторические правила необязательно должны почитаться оратором как некие непреложные законы, ведь многое в них может изменяться, исходя из особенностей обстоятельств, ситуаций, времени и дел.

Кроме того, философ в своём труде отступает от уже ставших к его времени устоявшимися регламентов построения речей. Для него они представляют собой только руководство к действию, но не догмы – правила не должны ограничивать оратора в возможности быть самостоятельным. Автор приравнивает строгие ограничения к предписаниям полководцу, как ему располагать войска, но располагать их нужно так, как требует обстановка, а не шаблонно. Точно так же и в речах – оратор должен понимать сам, нужно выступление или нет, должно оно быть пространным, обращённым ко всем или к кому-то лично, требуется употреблять одну фигуру речи или другую, делать выступление длинным или коротким, непрерывным или разделённым на части и т.д.

Также важно сказать и о том, что Марк Фабий Квинтилиан разделяет риторику и речи на особые части, что в воспитании оратора также должно учитываться.

Разделение Квинтилиана риторики и речей

Согласно Квинтилиану, риторика может быть разделена на пять частей:

  • Изобретение
  • Расположение
  • Изложение
  • Память
  • Произнесение

Целями же оратора должны быть поучение, возбуждение и услаждение, однако не каждая речь может преследовать все три цели.

Таким образом, выделяются три типа речей:

  • Доказательный тип – связан, главным образом, с похвалой и порицанием: надгробными речами, речами в суде и т.п. Особого внимания, украшения и распространения требует именно похвала, которая может быть применена к людям, богам, городам и любым предметам.
  • Рассудительный тип – основная его задача состоит в предоставлении советов, например, на народных собраниях или на выступлениях в Сенате. Важное место в таких речах занимает положительное мнение общественности об ораторе. А сам он, учитывая то, что говорит о таких вещах как война, мир, пособия, подати и т.д. должен владеть информацией о нравах горожан и силе государства.
  • Судебный тип – предназначается для обвинения или защиты. Данный тип речи состоит из пяти элементов: вступление, повествование, доказательство, опровержение и заключение. Естественно, автор объясняет и суть применения этой схемы.

Будущий оратор должен знать, что в заключение речи необходимо прибегать к возбуждению страстей, и то, насколько ему это удаётся, говорит о его красноречии и успехе. В особенности это касается судебных дел, где результат зависит как от доказательств, так и от способности оратора убеждать слушателей и судей, оказывая на них эмоциональное воздействие.

По словам Квинтилиана, оратор должен избегать в своих речах высокопарности, пышности и высокомерия, но говорить кротко и скромно. Достаточно даже того, что оратор будет просто говорить выразительно, приятно и точно. Страсть, в свою очередь, является выражением соболезнования, гнева, негодования, страха и ненависти. В итоге ритор заключает, что верх красноречия касаемо возбуждения страстей заключается в том, чтобы оратор сам был ими движим. Всё это говорит о том, что Квинтилиан отводит в ораторском искусстве особую роль именно .

Что значит быть красноречивым?

Искусство красноречия, согласно Квинтилиану, состоит, прежде всего, в том, чтобы, всё, о чём думает оратор, могло быть выражено словами и донесено до слушателей. Исходя из этого, слова оратора должны не только быть чисты и ясны, но и соответствовать его намерению, а также быть грамотно, правильно и красиво расположены.

Однако если человек и исправно, как утверждает Квинтилиан, это ещё не означает, что он оратор. Основное отличие оратора от простого человека, умеющего говорить, состоит в красоте и изяществе речей, т.к. именно это способно приносить удивление и удовольствие.

И, рассуждая на эту тему, Квинтилиан ссылается на Цицерона, говорящего о том, что красноречие, которое не вызывает удивления, не может считаться красноречием. Но любое украшение речи должно соотноситься с целью и предметом речи, а также брать во внимание аудиторию. Здесь также говорится, что оратор должен учитывать два важнейших момента, заключающихся в создании рода слововыражения и произнесении речи. По этой причине нужно знать, что должно быть в речи возвеличено или унижено, что должно быть произнесено со стремительностью или скромностью, что может быть забавным, а что – важным, что должно быть кратким, а что – пространным.

Идеи Квинтилиана на самом деле бесценны, но невозможно изложить в маленьком тексте даже небольшую часть основных положений такого великого труда как «Наставления оратору», да ещё и написанного в двенадцати томах. Однако уловить самую суть можно – оратор должен воспитываться так, чтобы стать всесторонне развитой, умной, адекватной и зрелой , а для этого мало одного только умения грамотно и красиво изъясняться. Именно об этом во всех деталях и подробностях рассказывает Марк Фабий Квинтилиан.

Квинтилиан, наряду с самыми видными теоретиками красноречия и ораторами Древнего Рима и Древней Греции, смог познать тайны слова и сделать неоценимую работу по расширению границ его познания и обоснованию теоретических и практических принципов ораторского искусства, беря за основу свой опыт и анализируя непревзойдённые речи знаменитых ораторов своей и прежних эпох.

«Наставления оратору» — это поистине величайший труд, который без тени сомнения можно назвать настоящей жемчужиной исследования искусства красноречия. И никто, ни до, ни после Квинтилиана не создавал подобных работ, где так тщательно и подробно представлен теоретический анализ ораторского мастерства.

Если у вас есть задача взрастить себя как истинного мастера слова, то «Наставления оратору» — это наставления вам!

(лат. Marcus Fabius Quintilianus ) (ок. 35 - 100 н.э.) - римский педагог и теоретик ораторского искусства, выходец из Испании. Получив образование в Риме, К. остался в нем на всю жизнь; стал одним из выдающихся адвокатов, открыл собственную школу риторики. Своей педагогической работой снискал расположение императоров, в частности Веспасиана и Домициана, и сделал свою школу риторики государственной. Домициан поручил ему воспитание внуков своей сестры. В числе учеников К. был Плиний Младший. Из трудов К сохранился учебник по риторике - «О воспитании оратора» в 12 кн. Ораторский идеал К. - не оратор - демагог в стиле Алкивиада, не оратор - школьный наставник, подобный Исократу, а оратор - гос. муж в духе Перикла. «Природа, - писал К., - не мешает быть совершенным оратором, низко и постыдно не надеяться достигнуть возможного» (I , 7 ). К. выступал против уравниловки в подходе к ученикам: «Справедливо вменяется в достоинство учителю, когда старается он замечать в своих учениках различие умов и узнать, кто к чему способнее от природы. Существуют и в этой области громадные различия: в умах можно заметить не меньшее разнообразие, чем в телах. Это можно видеть на примерах самих ораторов, которые в способах выражений так различны между собой, что ни один не походит на другого, хотя многие из них подражали тем же любимым образцам. Из этого выводится заключение, что во всяком ученике лучше заботиться о природных дарованиях и направлять умы более всего туда, куда они сами стремятся. Как искусный учитель телесных упражнений всячески испытывает тело и склонности множества своих учеников, определяя каждому особый вид упражнений, так должен поступать и учитель красноречия: он прилежно наблюдает, кто из питомцев имеет больше склонность писать кратко и плавно, резко, важно, приятно, сильно, вежливо или чисто, и так приноравливается к каждому, чтобы в своем роде подвинуть его далее, ибо природа бывает сильнее при нашей помощи; а если повести кого-либо в не свойственную ему сторону, тогда ни в том, к чему меньше способен, он не успеет, да и то, к чему кажется склонен от рождения, ослабит небрежением» (II , 9 ).
Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений / Пер. А. Никольского. Спб., 1834; История римской литературы: В 2 т. Т.2. М., 1962. С. 143-156; Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963. С. 435-477; Кузнецова Т.П. Литературная критика Квинтилиана // Очерки по истории римской литературной критики. М., 1963. С. 156-190.

(И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

КВИНТИЛИАН Марк Фабий

(ок. 35 - ок. 100)
Римский оратор из Испании, назначенный императором Веспасианом первым профессором риторики, то есть получивший государственное содержание. Среди учеников Квинтилиана были Тацит и Плиний Младший , им также восхищался Ювенал . Речи Квинтилиана утеряны, однако его важнейшее сочинение - "Наставления оратору" в десяти книгах - дошло до нас полностью. В этом сочинении Квинтилиан, следуя высказыванию Катона , согласно которому оратор должен быть "хорошим человеком, владеющим искусством слова", определяет все необходимое для образования ритора, включая этические, литературные и собственно риторические дисциплины. Многое из того, что рекомендует Квинтилиан, может показаться современному читателю сухим и неинтересным, однако труд Квинтилиана позволяет нам понять, чтО в его времена считалось хорошим прозаическим стилем, а кроме того, десятая книга этого труда содержит ценнейший сравнительный анализ греческой и латинской литературы.
С "Наставлениями оратору" познакомились большинство ученых Возрождения, после того как в 1416 была обнаружена полная рукопись этого сочинения.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

(лат. Marcus Fabius Quintilianus )

(ок. 35 - 100 н.э.)

римский педагог и теоретик ораторского искусства, выходец из Испании. Получив образование в Риме, К. остался в нем на всю жизнь; стал одним из выдающихся адвокатов, открыл собственную школу риторики. Своей педагогической работой снискал расположение императоров, в частности Веспасиана и Домициана, и сделал свою школу риторики государственной. Домициан поручил ему воспитание внуков своей сестры. В числе учеников К. был Плиний Младший. Из трудов К сохранился учебник по риторике - «О воспитании оратора» в 12 кн. Ораторский идеал К. - не оратор - демагог в стиле Алкивиада, не оратор - школьный наставник, подобный Исократу, а оратор - гос. муж в духе Перикла. «Природа, - писал К., - не мешает быть совершенным оратором, низко и постыдно не надеяться достигнуть возможного» (I, 7). К. выступал против уравниловки в подходе к ученикам: «Справедливо вменяется в достоинство учителю, когда старается он замечать в своих учениках различие умов и узнать, кто к чему способнее от природы. Существуют и в этой области громадные различия: в умах можно заметить не меньшее разнообразие, чем в телах. Это можно видеть на примерах самих ораторов, которые в способах выражений так различны между собой, что ни один не походит на другого, хотя многие из них подражали тем же любимым образцам. Из этого выводится заключение, что во всяком ученике лучше заботиться о природных дарованиях и направлять умы более всего туда, куда они сами стремятся. Как искусный учитель телесных упражнений всячески испытывает тело и склонности множества своих учеников, определяя каждому особый вид упражнений, так должен поступать и учитель красноречия: он прилежно наблюдает, кто из питомцев имеет больше склонность писать кратко и плавно, резко, важно, приятно, сильно, вежливо или чисто, и так приноравливается к каждому, чтобы в своем роде подвинуть его далее, ибо природа бывает сильнее при нашей помощи; а если повести кого-либо в не свойственную ему сторону, тогда ни в том, к чему меньше способен, он не успеет, да и то, к чему кажется склонен от рождения, ослабит небрежением» (II, 9).

Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений / Пер. А. Никольского. Спб., 1834; История римской литературы: В 2 т. Т.2. М., 1962. С. 143-156; Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963. С. 435-477; Кузнецова Т.П. Литературная критика Квинтилиана // Очерки по истории римской литературной критики. М., 1963. С. 156-190.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Римский оратор из Испании, назначенный императором Веспасианом первым профессором риторики, то есть получивший государственное содержание. Среди учеников Квинтилиана были Тацит и Плиний Младший, им также восхищался Ювенал. Речи Квинтилиана утеряны, однако его важнейшее сочинение - "Наставления оратору" в десяти книгах - дошло до нас полностью. В этом сочинении Квинтилиан, следуя высказыванию Катона, согласно которому оратор должен быть "хорошим человеком, владеющим искусством слова", определяет все необходимое для образования ритора, включая этические, литературные и собственно риторические дисциплины. Многое из того, что рекомендует Квинтилиан, может показаться современному читателю сухим и неинтересным, однако труд Квинтилиана позволяет нам понять, чтО в его времена считалось хорошим прозаическим стилем, а кроме того, десятая книга этого труда содержит ценнейший сравнительный анализ греческой и латинской литературы.

С "Наставлениями оратору" познакомились большинство ученых Возрождения, после того как в 1416 была обнаружена полная рукопись этого сочинения.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

(ок. 35 - ок. 96)

оратор и учитель красноречия. Родился в Испании, в Калагуррисе (совр. Калахора). Образование получил в Риме. При имп. Веспасиане открыл ритор, школу, к-рая, впервые в истории Рима, содержалась за счет гос-ва. После 20-лет. педагог, деятельности ушел на покой, но вскоре был приглашен в кач-ве учителя и воспитателя к наследникам имп. Домициана (81 - 96). Сохран. полностью гл. соч. К. «Воспитание оратора», в к-ром содержится полн. курс ритор, теории, органически включенный в обширную общеобраз. и воспит. систему. В I кн. рассматривается воспитание и обучение в семье (до 7 лет) и в грамм, школе, преимущ. к-рой перед дальнейшим (после 7 лет) домашним обучением убедительно аргументируются. II - Ш кн. посвящ. анализу риторики как науки и определению ее видов; кн. IV - IX - подробному изложению самого курса риторики. Интересна кн. X, содержащая обзор гр. и рим. лит., знание к­рой необходимо оратору. Идеалом оратора для К. был Цицерон, естественность слога к-рого он противопоставлял искусственности и напыщенности сторонников «нового» декламационно-ритор. стиля, господствовавшего в сер. I в. н. э. С др. ст., К. выступал и против «архаистов», ратовавших за возвращение к старинному красноречию II в. до н. э. Соч. К. - ценный источник по антич. риторике и педагогике; заслужило высокую оценку как современников, так и потомков. К. по праву считается основопол. теории оратор, иск-ва. Упоминаемые К. др. его соч. (трактат «О причинах упадка красноречия», судебные речи) и записи лекций, сделанные его учениками, не сохранились.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

  • - древнеримский полководец. Избирался консулом и диктатором...

    Исторический словарь

  • - римский педагог и теоретик ораторского искусства, выходец из Испании. Получив образование в Риме, К. остался в нем на всю жизнь; стал одним из выдающихся адвокатов, открыл собственную школу риторики...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - Quintiliānus, M. Fabius Quint. , писатель 2-й половины 1 в. от Р. X., о жизни которого до нас дошло очень мало известий...

    Реальный словарь классических древностей

  • - греч. грамматик 2 или 3 вв. Автор музыкальной энциклопедии «О музыке» в 3 книгах, представляющей собой подробную компилятивную характеристику предмета...

    Словарь античности

  • - , др.-рим. патрицианское родовое имя. 1. Кв. Ф. Максим Веррукос, ум. 203 до н. э., в 233–консул, после поражения римлян у Тразименского оз. в 217 до н. э. - диктатор...

    Словарь античности

  • - - древнеримский теоретик ораторского искусства, педагог. Открытая К. риторская школа пользовалась известностью...

    Педагогический терминологический словарь

  • - Писатель, ритор, род. в Испании в 49 г. от Р.Х. Он был замечательным учителем красноречия в Риме. Умер около 118 г. от Р.Х. Его риторика в 12 книгах дошла до нас и еще не утратила своего значения...

    Энциклопедия мифологии

  • - авт. соч. по земледелию, проф. Стебут. сельскохоз. женск. курс., маг. сельск. хоз. ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - - др.-греч. писатель. В трактате о музыке А. К. изложил мн. вопросы теории и эстетики муз. иск-ва эпохи позднего эллинизма. Центр...

    Музыкальная энциклопедия

  • - знаменитый римский педагог и литературный критик, происходил из испанского города Калагурриса и род. около 35 г. по Р. Хр. Воспитание получил в Риме, где отец его был учителем риторики, и слушал там лучших...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Марк Фабий, древнеримский теоретик ораторского искусства. Целиком сохранилось только сочинение «Об образовании оратора» - один из наиболее ценных источников по античной риторике и педагогике...

    Большая Советская энциклопедия

  • - римский оратор и педагог, родился в Калагуре...

    Энциклопедия Кольера

  • - Фа́бий Макси́м Кунктатор, Квинт Фабий Максим Кунктатор, римский полководец. 5 раз избирался консулом, дважды — диктатором...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Фабий Римский оратор, теоретик ораторского искусства. Родился около 35, Калагуррис, современная Калаорра в Испании. Считается первым учителем-профессионалом, основавшим государственную школу...
  • - ритор и писатель, учитель наследников императора Домициана Тупые и неспособные к ученью умы - вещь столь же противоестественная, как чудовищные телесные уродства; но ведь и встречаются они редко...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"Квинтилиан, Марк Фабий" в книгах

АМЕРИКАНСКИЙ ФАБИЙ

Из книги Вашингтон автора Глаголева Екатерина Владимировна

АМЕРИКАНСКИЙ ФАБИЙ Вашингтон отвел свою поредевшую армию на зимние квартиры в относительно безопасные, холмистые и лесистые окрестности деревушки Морристаун в Нью-Джерси, в 25 милях от Нью-Йорка. Оттуда он нападал на британские обозы, всячески донимая врага. Английские

Квинтилиан

Из книги Законы успеха автора

Квинтилиан Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 – ок. 96) – римский оратор и теоретик ораторского искусства. Главное в ораторском искусстве заключается в том, чтобы никто не заметил искусства. Письменные упражнения шлифуют речь, а упражнения в речах оживляют письменный

Марк Фабий Квинтилиан

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Марк Фабий Квинтилиан (примерно 35–96 гг. н. э.) римский ритор, адвокат, автор учебника красноречия... В грамматике вредно только то, что излишне. ... Частое подражание становится собственным нравом. ... Утомляет не столько сам труд, сколько мысли о нем. ... Честолюбие само по

Фабий Максим

Из книги Сравнительные жизнеописания автора Плутарх

Фабий Максим [Перевод С.П. Маркиша] 1. Таков Перикл в его поступках, достойных упоминания; изложив их, переходим к рассказу о Фабии.Какая-то нимфа (или, по другим сообщениям, смертная женщина из тех мест), сочетавшись на берегу реки Тибра с Гераклом, произвела на свет сына,

ФАБИЙ МЕДЛИТЕЛЬ

Из книги Капитолийская волчица. Рим до цезарей автора Гаспаров Михаил Леонович

ФАБИЙ МЕДЛИТЕЛЬ В северной Италии против Ганнибала вышли два римских войска; он их разбил. В средней Италии против него вышло новое войско; он окружил его и уничтожил. В Риме началась паника. Говорили о страшных знаменьях: шестимесячный ребенок крикнул: «Триумф!»; бык

Глава 1 «Щит и меч Рима». Фабий и Марцелл Квинт Фабий Максим (ок. 275–203 гг. до н. э.) и Марк Клавдий Марцелл (271–208 гг. до н. э.)

Из книги Во имя Рима. Люди, которые создали империю [= 15 великих полководцев Рима] автора Голдсуорти Адриан

Глава 1 «Щит и меч Рима». Фабий и Марцелл Квинт Фабий Максим (ок. 275–203 гг. до н. э.) и Марк Клавдий Марцелл (271–208 гг. до н. э.) Фабий Максим в борьбе с Ганнибалом… решил уклониться от рискованной решительной схватки и только оборонять Италию. За это он заслужил прозвание

Марк, ты не прав! (Марк Донской / Эльдар Рязанов)

Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

Марк, ты не прав! (Марк Донской / Эльдар Рязанов) В начале 1972 года нешуточный скандал случился между двумя известными кинорежиссерами – Марком Донским и Эльдаром Рязановым. А начался он 16 февраля, когда Главным управлением по художественному кинематографу была принята

Квинт Фабий

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Квинт Фабий

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Квинт Фабий Однако этот своеобразный жанр поэтической историографии по само­му своему характеру был весьма несовершенен. Настоящая история мог­ла быть изложена только прозой. Пионером в этой области был Квинт Фабий Пиктор, первый римский анналист. Он родился в 254 г.,

Марк Фабий Квинтилиан

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 – ок. 96 гг.) ритор и писатель, учитель наследников императора Домициана Тупые и неспособные к ученью умы – вещь столь же противоестественная, как чудовищные телесные уродства; но ведь и встречаются они редко. (…) Подавляющее множество детей

Квинтилиан Марк Фабий

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КВ) автора БСЭ

Марк Фабий КВИНТИЛИАН

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

Марк Фабий КВИНТИЛИАН (Marcus Fabius Quintilianus, ок. 35 – ок. 96 н. э.), римский ритор 141 * Лжецу нужна хорошая память. // Mendacem memorem esse oportet (лат.). «Воспитание оратора», IV, 2, 91 ? thelatinlibrary.com/quintilian/quintilian.institutio4.shtml Это пословичное выражение приведено также у Апулея («Апология», 69).

Квинтилиан

Из книги Мысли и изречения древних с указанием источника автора Душенко Константин Васильевич

Квинтилиан Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 – ок. 96), ритор и писатель; учитель наследников императора Домициана.В своем труде «Воспитание оратора» заложил основы теории ораторского искусства (Большая часть цитат из этого сочинения дается по единственному полному переводу,

КВИНТИЛИАН

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

КВИНТИЛИАН Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 – ок. 96) – римский оратор и теоретик ораторского искусства.* * * Главное в ораторском искусстве заключается в том, чтобы никто не заметил искусства. Письменные упражнения шлифуют речь, а упражнения в речах оживляют письменный

Квинтилиан

Из книги Лучшие мысли и изречения древних в одном томе автора Душенко Константин Васильевич

Квинтилиан Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 – ок. 96), ритор и писатель; учитель наследников императора Домициана. В своем труде «Воспитание оратора» заложил основы теории ораторского искусства. Тупые и неспособные к ученью умы – вещь столь же противоестественная,

Ок. 96) - римский ритор (учитель красноречия), автор «Наставлений оратору» (Institutio oratoria) - самого полного учебника ораторского искусства, дошедшего до нас от античности. Эту книгу изучали во всех риторских школах , наряду с сочинениями Цицерона . Квинтилиан стал не только выразителем вкусов высшего римского общества, но и реформатором литературного стиля, исследователем проблем латинского языка.

Лоренцо Валла в своём сочинении «О сравнении Цицерона с Квинтилианом» (не сохранившемся) не побоялся поставить его выше «бога гуманистов» - Цицерона.

Биография

По поводу происхождения Квинтилиана источники расходятся. Одни утверждают, что он родился в одной из самых знатных семей Испании, а другие - что Квинтилиан из небогатой и незнатной семьи. Одно можно сказать определённо - и отец и дед его были риторами.

В Риме получил образование, готовил себя к карьере судебного оратора. При императорах Веспасиане , Тите и Домициане неоднократно выступал в суде как адвокат, но славу стяжал не практической, а теоретической и преподавательской деятельностью.

Возможно, именно с этого времени в историю вошла его поговорка лат. «Ab ovo Ledae incipere» , буквально означающая: «начинать от яйца (или же яиц) Леды », то есть подробно исследовать дело.

Считается первым учителем-профессионалом, основавшим государственную школу: в 70-х годах Веспасиан назначил ему пенсию, выделив для этого средства из императорской казны.

Около 20 лет Квинтилиан обучал ораторскому искусству знатную и богатую римскую молодежь. Среди его учеников были также Плиний Младший , и, возможно, Ювенал . Квинтилиану было поручено и воспитание наследников императора. Находясь в зените своей славы, исполненный благодарности императорскому дому Квинтилиан искренне восхвалял Домициана , жестокого и кровавого тирана, с которым он был дружен и, по-видимому, разделял в чём-то его взгляды (в частности, одобрял изгнание философов из Рима в начале 90-х годов). Домициан , в свою очередь, поддерживал Квинтилиана деньгами и почестями - предполагают, что Квинтилиан стал в его правление «из ритора консулом », - случай беспрецедентный в Риме . Жизнь познавшего внезапный взлёт на вершину славы и богатства Квинтилиана нельзя, тем не менее, назвать счастливой: его молодая жена и два подававших надежды сына умерли, оставив старика в одиночестве.

Последние годы жизни Квинтилиана были омрачены усилившимся террором Домициана , ссылкой родителей его воспитанников - бывших наследников императора, и вследствие этого отставкой.

Квинтилиан считается первым классиком гуманной педагогики. Его слова: «Отец, когда у тебя родится сын, возложи на него большие надежды, ибо большие надежды рождают большую педагогику».

Творчество

  • Труд «Двенадцать книг риторических наставлений» (Institutionis oratoriae libri duodecim)

Напишите отзыв о статье "Квинтилиан"

Примечания

Переводы

Русские переводы:

  • Марка Фабия Квинтилиана Двенадцать книг риторических наставлений. / Пер. с лат. [неполный] А. Никольского. Ч. 1-2. СПб, 1834. Ч. 1. 486 стр. Ч. 2. 522 стр.
  • Квинтилиан Фабий . Правила ораторского искусства. Кн. 10. / Пер. В. Алексеева. СПб., 1896. 47 стр.
  • «О подготовке оратора» (отрывки). // Идеи эстетического воспитания. Антология в 2 т. Т. 1. Античность, Средние века. / Сост. С. С. Аверинцева. М., 1973.
  • [Марк Фабий Квинтилиан ]. Пчелы бедняка («Большие декламации», 13). / Пер. М. С. Касьян. // Discipuli magistro. Сб. ст. М.: РГГУ. 2008. С. 528-542.

Английские переводы:

  • в 5 т. (в серии «The Loeb classical library», под № 124-127, 494)
  • Также в «The Loeb classical library » изданы «Декламации» (т. 6-7, № 500-501).

Французский перевод:

  • В серии «Collection Budé » «Воспитание оратора» в 7 томах.

Литература

  • Кузнецова Т. И. Классика и классицизм в теории Квинтилиана. // Кузнецова Т. И., Стрельникова И. П. Ораторское искусство в древнем Риме. - М .: Наука. 1976. - Гл. 5. - С. 174-206.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. - М .: Искусство, 1979. - С. 492-505.
  • Альбрехт М. фон . История римской литературы. / Пер. с нем. - Т. 2. - М ., 2004. - С. 1365-1376.
  • Борзунов А. А. 1993: // Политическая структура и общественная жизнь древнего Рима: Проблемы античной государственности. Ярославль, 66-76.

Ссылки

  • ;

Отрывок, характеризующий Квинтилиан

Ах, вы, сени мои, сени!
«Сени новые мои…», подхватили двадцать голосов, и ложечник, несмотря на тяжесть амуниции, резво выскочил вперед и пошел задом перед ротой, пошевеливая плечами и угрожая кому то ложками. Солдаты, в такт песни размахивая руками, шли просторным шагом, невольно попадая в ногу. Сзади роты послышались звуки колес, похрускиванье рессор и топот лошадей.
Кутузов со свитой возвращался в город. Главнокомандующий дал знак, чтобы люди продолжали итти вольно, и на его лице и на всех лицах его свиты выразилось удовольствие при звуках песни, при виде пляшущего солдата и весело и бойко идущих солдат роты. Во втором ряду, с правого фланга, с которого коляска обгоняла роты, невольно бросался в глаза голубоглазый солдат, Долохов, который особенно бойко и грациозно шел в такт песни и глядел на лица проезжающих с таким выражением, как будто он жалел всех, кто не шел в это время с ротой. Гусарский корнет из свиты Кутузова, передразнивавший полкового командира, отстал от коляски и подъехал к Долохову.
Гусарский корнет Жерков одно время в Петербурге принадлежал к тому буйному обществу, которым руководил Долохов. За границей Жерков встретил Долохова солдатом, но не счел нужным узнать его. Теперь, после разговора Кутузова с разжалованным, он с радостью старого друга обратился к нему:
– Друг сердечный, ты как? – сказал он при звуках песни, ровняя шаг своей лошади с шагом роты.
– Я как? – отвечал холодно Долохов, – как видишь.
Бойкая песня придавала особенное значение тону развязной веселости, с которой говорил Жерков, и умышленной холодности ответов Долохова.
– Ну, как ладишь с начальством? – спросил Жерков.
– Ничего, хорошие люди. Ты как в штаб затесался?
– Прикомандирован, дежурю.
Они помолчали.
«Выпускала сокола да из правого рукава», говорила песня, невольно возбуждая бодрое, веселое чувство. Разговор их, вероятно, был бы другой, ежели бы они говорили не при звуках песни.
– Что правда, австрийцев побили? – спросил Долохов.
– А чорт их знает, говорят.
– Я рад, – отвечал Долохов коротко и ясно, как того требовала песня.
– Что ж, приходи к нам когда вечерком, фараон заложишь, – сказал Жерков.
– Или у вас денег много завелось?
– Приходи.
– Нельзя. Зарок дал. Не пью и не играю, пока не произведут.
– Да что ж, до первого дела…
– Там видно будет.
Опять они помолчали.
– Ты заходи, коли что нужно, все в штабе помогут… – сказал Жерков.
Долохов усмехнулся.
– Ты лучше не беспокойся. Мне что нужно, я просить не стану, сам возьму.
– Да что ж, я так…
– Ну, и я так.
– Прощай.
– Будь здоров…
… и высоко, и далеко,
На родиму сторону…
Жерков тронул шпорами лошадь, которая раза три, горячась, перебила ногами, не зная, с какой начать, справилась и поскакала, обгоняя роту и догоняя коляску, тоже в такт песни.

Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией. Князь Андрей Болконский с требуемыми бумагами вошел в кабинет главнокомандующего. Перед разложенным на столе планом сидели Кутузов и австрийский член гофкригсрата.
– А… – сказал Кутузов, оглядываясь на Болконского, как будто этим словом приглашая адъютанта подождать, и продолжал по французски начатый разговор.
– Я только говорю одно, генерал, – говорил Кутузов с приятным изяществом выражений и интонации, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово. Видно было, что Кутузов и сам с удовольствием слушал себя. – Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена. Я давно уже присоединился бы к эрцгерцогу. И верьте моей чести, что для меня лично передать высшее начальство армией более меня сведущему и искусному генералу, какими так обильна Австрия, и сложить с себя всю эту тяжкую ответственность для меня лично было бы отрадой. Но обстоятельства бывают сильнее нас, генерал.
И Кутузов улыбнулся с таким выражением, как будто он говорил: «Вы имеете полное право не верить мне, и даже мне совершенно всё равно, верите ли вы мне или нет, но вы не имеете повода сказать мне это. И в этом то всё дело».
Австрийский генерал имел недовольный вид, но не мог не в том же тоне отвечать Кутузову.
– Напротив, – сказал он ворчливым и сердитым тоном, так противоречившим лестному значению произносимых слов, – напротив, участие вашего превосходительства в общем деле высоко ценится его величеством; но мы полагаем, что настоящее замедление лишает славные русские войска и их главнокомандующих тех лавров, которые они привыкли пожинать в битвах, – закончил он видимо приготовленную фразу.

Получив первоначальное образование в Риме, Квинтилиан в 61 вернулся в Испанию, однако в 68 император Гальба, в прошлом наместник в Испании, вызвал его в Рим.


Римский оратор и педагог, родился в Калагуре (совр. Калаорра, Испания). Получив первоначальное образование в Риме, Квинтилиан в 61 вернулся в Испанию, однако в 68 император Гальба, в прошлом наместник в Испании, вызвал его в Рим. Там Квинтилиан сделался учителем риторики, при Веспасиане ему назначил

и жалованье от казны. У него было много выдающихся учеников, в том числе Плиний Младший и два внучатых племянника Домициана. Около 88 Квинтилиан прекратил преподавание и выступления в судах, посвятив себя составлению трактата Воспитание оратора (Institutio oratoria) в 12 книгах. В конце жизни ему п

ришлось пережить тяжелую драму: умерли его молодая жена и двое маленьких сыновей, которых он отчасти и имел в виду, приступая к трактату. В этом труде рассматривалось не только обучение искусству красноречия, но и все, что способствует всестороннему воспитанию человека, ибо, по мнению Квинтилиана, т

олько такой человек может сделаться оратором. Содержание трактата по книгам таково: в I книге рассматривается начальное обучение ребенка; во II – обучение у ритора; книги III – VII посвящены inventio и dispositio (нахождению и распределению материала); книги VIII–XI описывают elocutio (стиль) и memo

ria (запоминание); в XII книге Квинтилиан рисует портрет совершенного оратора. Хотя многие из затронутых Квинтилианом технических аспектов риторики сегодня практически потеряли значение, ясный стиль, здравый смысл и изобилие примеров придают его труду живость. Особенно интересны книги I, X и XII. В

I книге Квинтилиан подчеркивает ответственность родителей за воспитание сына, важность выбора нянек и воспитателей, необходимость поощрять хорошие привычки, обучать не только латыни, но и греческому и давать пищу уму ребенка. Квинтилиан указывает на преимущество школьного обучения перед домашним, за

ключающиеся в наличии момента соревновательности, говорит о том, что учителю необходимы особый такт и острота восприятия, рассматривает проблемы дисциплины и роль игр и отдыха. В Х книге Квинтилиан рассматривает круг чтения, которое должно составлять основную часть подготовки оратора. В этом беглом