Кто такая жена? У каких народов в семье одна жена и несколько мужей, и почему это происходит.


Многомужество практиковалось в разных уголках Земли, в том числе среди жителей Гималаев, Шри-Ланки, Западной Африки, Тихоокеанских островов и даже в Древней Греции. Полиандрия прельщала людей по двум основным причинам: небольшое количество детей и много охотников (или работников), способных вдоволь обеспечить потребности семьи. А в некоторых сообществах считалось, что многомужество улучшает генофонд этнической группы.

Одна жена для всех братьев - Тибет

Полиандрия долгое время была наиболее популярной формой семейного уклада в Тибете. И сегодня, по данным статьи М.К. Гольдштейна «Фертильность и планирование семьи в сельском Тибете», более 15 % замужних женщин имеют 2 и более мужей (оптимальное число - 3). Это объясняется сложными условиями жизни: высокогорье, неплодородные почвы, бедность. Одна женщина не родит слишком много детей, а несколько сильных работников в хозяйстве - это гарантия, что дети будут сыты и одеты.


Фратернальная (братская) полиандрия - это вынужденное решение для бедных семей, в которых не желают раздела имущества между братьями. Не приходится платить за каждую невесту для каждого, одна жена - это существенная экономия средств. Отцовство в таких семьях официально числится за старшим братом.

Женщина в такой семье не является главой, даже на равенство рассчитывать не приходится. Лидерство также принадлежит старшему брату. И работать приходится очень много, ведь следует кормить всех членов семьи, поддерживать порядок в доме, ежедневно ухаживать за скотом, перерабатывать сельскохозяйственную продукцию. Это способствует преждевременному старению женщин.

Что касается супружеского долга, то в этой сфере все устроено деликатно - женщина сама выбирает, с кем из мужей провести ночь. И если один из них длительное время остается без внимания жены, то тибетская традиция характеризует такую ситуацию как его личную проблему. Мужчине следует приложить все усилия, чтобы заслужить расположение жены. Если его попытки были безуспешными, к невестке с просьбой поспособствовать налаживанию сексуальных отношений обращалась свекровь.

Если мужчина оставался невостребованным длительное время, он должен был покинуть семью, отправиться в монастырь или на службу в другое хозяйство.

Совместное отцовство на острове Тробриан

В Северо-Западной Меланезии женщин ничего не ограничивает в выборе любовников. Семьи туземцев устроены по матрилинейному принципу - дети принадлежат роду матери, а заботятся о них в большей степени дяди (братья матери), чем биологические отцы.


Мужья в знак благодарности за любовь женщины проявляют к малышам расположение и всяческое участие: носят на руках с младенчества, ласково общаются, помогают познавать мир, играют. Это скорее доброжелательный друг, чем воспитатель. Впрочем, дети и не наследуют отцовское имущество, оно переходит к его племянникам. Побыв некоторое время в обществе своих детишек, мужчина должен был приступить к своим прямым обязанностям - работать на благо рода, в том числе собственных сестер и их потомства. И вот по отношению к своим племянникам островитяне демонстрируют строгость: требуют дисциплины, внимательности во время обучения ремеслам и охоте.

Такой семейный уклад основан на убеждении, что зачатие ребенка в большей степени процесс сакральный, но не результат физиологического взаимодействия мужчины и женщины. Английский антрополог Б. Малиновский объясняет верования представителей Меланезии так: дети - это маленькие духи, которые появляются в теле женщины при содействии духа ее кровной родственницы (как правило, бабушки или матери).

«Товарищество по жене» у чукчей

У северных народов применялись разные способы устройства семьи - и полиандрия, и полигиния. Полигамные браки позволяли улучшить материальное благосостояние семьи - мужья или жены добросовестнее ухаживали за скотом, чем наемные рабочие, что способствовало росту численности поголовья, а значит и приумножению богатства.


Одной из удивительных семейных традиций у чукчей является «переменный брак». Мужья могли обмениваться женами на любой срок, такие связи имели постоянный характер. Во взаимоотношениях не запрещалось участвовать холостым или овдовевшим мужчинам. Чем больше у главы семейства было «товарищей по жене», тем он считался более влиятельным и уважаемым.

Цель обмена - вовсе не яркие сексуальные впечатления, а укрепление социальных связей в сообществе. «Товарищи» по жене считались родственниками первого порядка. Они должны были поддерживать друг друга, заботиться о потомстве каждого участника группового брака. Все дети «товарищей» считались родными или двоюродными братьями и сестрами.

Более того, все мужчины из такой семейной ячейки обозначались как «группа сердца», что означало необходимость осуществлять кровную месть в случае, если кому-то из них посторонние причиняли вред. Обычай кровной мести охватывал лишь самых близких родственников у народов Чукотки.

Российский этнограф В. Богораз отмечает, что пренебрегающие традицией обмена женами обрекают себя на незавидную участь. У них нет товарищей, им не приходится рассчитывать на помощь доброжелателей и покровителей в случае беды.

Как обзаводятся мужьями в Нигерии

Полиандрия в племенах Нигерии и Камеруна имела форму вторичного брака. Женщина выходила замуж за своего возлюбленного, рожала детей, заботилась о домочадцах - все как в обычной семье. А когда истекал послебрачный период, она могла выйти замуж за другого мужчину. При этом жечь мосты было вовсе не обязательно - каждый брак считался пожизненным. Вместе с новым мужем африканка обретала и новый дом. Женщина могла отправиться жить к любому из своих супругов в удобный для себя момент. Дети всегда оставались с отцом, с ними приходилось разлучаться для вступления в новые отношения.

Хорошая жена как качество личности – способность добросовестно выполнять обязанности, соответствующие природе женщины.

Найти хорошую жену так же трудно, как выделить грамм радия из тысячи тонн урановой руды. Великий Сократ писал: «Если попадется хорошая жена - станешь исключением, если плохая - философом».

Он знал, что говорил. Его жена Ксантиппа была гением сварливости. Она обладала настолько сварливым характером и первобытной грубой природой, что никто в мире кроме Сократа не вынес бы этого житейского ада. «Ну, Сократ, - сказал ему однажды Антисфен, - скажи мне, почему женился ты на Ксантиппе? Желал бы я знать, как можешь ты ужиться с самой необщительной женщиной, которая когда-либо была, есть и будет?»- «Потому что я вижу, - отвечал Сократ, - что те, кто хотят быть хорошими наездниками, берут обычно не самых смирных лошадей, но пугливых и с норовом, будучи уверены, что если они их обуздают, то справятся потом со всяким конем. Я хотел научиться искусству жить с людьми; и я женился на Ксантиппе, будучи убежден в том, что если я вынесу ее нрав, то буду ладить со всякими характерами». Рыжеволосая ведьма каждодневно донимала мужа придирками, имела привычку драться сандалиями, швырялась кувшинами из-под вина, опрокидывала столы.

Однажды к Сократу пришел приятель и они, выйдя на улицу, стали разговаривать под окном. Вдруг открывается окно, и Ксантиппа в ярости выливает на голову Сократа ведро помоев. «После такой бури, - только и сказал на это мудрец, - можно было ожидать, что гроза не пройдет без дождя!» Будучи невежественной женщиной, Ксантиппа считала великого философа, проводящего дни в ученых размышлениях, - редкостным бездельником и пустословом.

Меняется мир – меняются, в какой-то мере, и обязанности хорошей жены:

  1. Хорошая жена – прекрасная мать.
  2. Хорошая жена – хозяйственна, бережлива, домовита, старательна и рачительна.
  3. Хорошая жена мужу своему верна.
  4. Хорошая жена дружбой своей ценна. Быть хорошей женой – значит, смотреть с мужем в одну сторону, быть ему надёжным, преданным другом и единомышленницей.
  5. Хорошая жена – это, прежде всего, уважение к мужу. Без уважения не построишь любви и доверительности.
  6. Хорошая жена активно слушает мужа не потому, что он мудрец, а потому, что она мудра и благоразумна.
  7. Хорошая жена никогда не будет охаивать своего мужа перед подругами и соседями.
  8. Хорошая жена не посмеет насмехаться над мужем, обсуждать его в унизительном тоне с другими мужчинами. Смеяться над своим мужем – значит, не уважать его и не любить. Мужчины это просчитывают на раз – два.
  9. Хорошая жена осознаёт, что унижать нельзя никого, тем более, мужчину с его сильно развитым эго.
  10. Хорошая жена – олицетворённая заботливость, приветливость и радушие.
  11. Хорошая жена – доверяет своему мужу.
  12. Хорошая жена – это триумф благоразумия и терпения. Великий Пьер-Огюстен Бомарше высказал замечательную мысль: «Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно».
  13. Хорошая жена, желая исполнить своё намерение, не берёт мужа на абордаж, не пытается решить вопрос тараном. Она проявляет гибкость, дипломатичность и мягкость: соглашается с намерением мужа так, что, в конечном счёте, исполняется её намерение.
  14. Хорошая жена – это способность воодушевлять, вдохновлять мужчину на свершения, творческие прорывы. Хорошая жена заряжает мужчину энтузиазмом, и он уверенно идёт в мир с твёрдым убеждением, что тот ему крупно задолжал.
  15. Хорошая жена – это умение прощать. Для хороших семейных отношений часто нужна плохая память.
  16. Хорошая жена заряжает мужа энергией любви, нежности и ласки. Сам он не способен генерировать эту энергию. Поэтому его, как батарейку, сначала нужно зарядить, а потом справедливо ожидать ответных ласк, нежности и любви.
  17. Хорошая жена стремится проявить в семье лучшие качества своей личности, раскрыть во всех красках свою божественную женскую природу. Женщине нужно не загубить качества личности, которыми ее наделила природа.
  18. Хорошая жена всегда желанна для своего мужа.
  19. Хорошая жена и через 50 лет брака немножко остаётся загадкой и тайной для мужа.
  20. Хорошая жена умеет держать дистанцию так, чтобы отношения с мужем всегда оставались близкими и тёплыми, в то же время, не становясь навязчивыми, надоедливыми и фамильярными, с одной стороны, и отчуждёнными и холодными, с другой.
  21. Хорошая жена – это торжество женственности.
  22. Хорошая жена – это умение понять природу мужчины, это способность стать ему одновременно матерью, любовницей и другом.
  23. Хорошая, благоразумная жена должна понимать, что упрёки и попрёки мужа никогда не работают, вернее, работают, но против неё. Критиковать и пилить мужа – проверенный способ остаться одинокой. Меняй сначала себя, а не мужа.
  24. Хорошая жена – это способность стать для мужа незаменимой, нужной и необходимой, способность превратиться в его второе Я.
  25. Хорошая жена – это проявленная во всю силу чуткость и сострадание, деликатность и тактичность, доброта и душевность.
  26. Хорошая жена балует мужа бесконфликтностью, благодарностью и довольством от своей с ним жизни. Она всегда настроена к нему доброжелательно и великодушно.
  27. Хорошая жена обладает приятной, не грубой речью. Она излучает свет, радость и счастье. Хорошая жена – та, с которой не надо света.
  28. Хорошая жена покладиста, уступчива и сговорчива и, в силу этого, способна легко уживаться и ладить с родителями мужа.
  29. Хорошая жена естественная, открытая и искренняя в отношениях с мужем.
  30. Хорошая жена – превосходное лекарство от жизненных неприятностей.
  31. Хорошая жена – та, кто умеет успокоить всех членов семейства.

Философ Чанакья Пандит говорит, что хорошая жена:

  1. Чиста (морально, телесно и стремится к духовной чистоте).
  2. Опытна (в семейной и духовной жизни).
  3. Целомудренна. (Целомудрие (Целомудренность) как качество личности – способность быть верной мужу, наладить с ним близкие и сокровенные отношения, относиться уважительно и благожелательно к нему, его родственникам и друзьям, воодушевлять и помогать мужу в его деле, разделять вместе с мужем взятые им обеты).
  4. Приятна мужу.
  5. Правдива.

В древнем эпосе царица Шакунтала в беседе с мужем перечисляет качества хорошей жены:

1. Та – истинная жена, которая искусно выполняет все домашние дела.

2. Та – истинная жена, которая рожает хороших детей.

3. Та – истинная жена, которая дорожит мужем пуще собственной жизни.

4. Та – истинная жена, которая не нарушает клятвы, данной своему мужу.

5. Верная жена является как бы половиной мужа.

6. Верная Жена лучший друг мужа.

7. Верная жена приносит с собой в дом радость, добро и процветание.

8. Верная жена до последнего своего вздоха заботится о муже.

9. Мужья, имеющие хороших жён, соблюдают счастливые дни.

10. Мужья, имеющие хороших жён, знают, как вести домашнее хозяйство.

11. Мужья, имеющие хороших жён, пользуются благорасположением Бога.

12. Мужья, имеющие хороших жён, живут красивой и богатой жизнью.

13. Жёны, которые с любовью и лаской говорят со своими мужьями, — их добрые друзья в одиночестве.

14. Они заменяют мужьям отцов, когда приходит время для отправления религиозных обязанностей.

15. Они заменяют мужьям нежно любящих матерей, когда те испытывают горькие муки.

16. Даже путешествуя по самым тёмным и диким местам, муж находит покой и отдохновение в жене.

17. Тот, кто имеет хорошую жену, определённо заслуживает доверия.

18. Таким образом, хорошая и верная жена – лучшая помощница мужа, именно она указывает ему правильный путь в этом мире.

19. Преданная жена всегда сопровождает своего мужа, даже в мир иной, она делит с ним все беды и несчастья, ибо у них одна общая судьба.

20. Если жена первая уходит из этой жизни, она ожидает своего мужа в мире ином.

Притча: «Жена – Богиня»:

Жили-были на свете обыкновенные муж и жена. Звали жену Елена, звался муж Иваном. Возвращался муж с работы, в кресло у телевизора садился, газету читал. Жена его, Елена, ужин готовила. Подавала мужу ужин и ворчала, что по дому он ничего путного не делает, денег мало зарабатывает… Ивана раздражало ворчание жены. Но грубостью он ей не отвечал, лишь думал про себя: “Сама - лахудра неопрятная, а ещё указывает. Когда женился только, совсем другой была - красивой, ласковой”.

Однажды, когда ворчавшая жена потребовала, чтобы Иван мусор вынес, он, с неохотой оторвавшись от телевизора, пошёл во двор. Возвращаясь, остановился у дверей дома и мысленно обратился к Богу: - Боже мой, Боже мой! Нескладная жизнь у меня сложилась. Неужто век мне весь свой коротать с такой женой ворчливой да некрасивой? Это же не жизнь, а мучения сплошные.
И вдруг услышал Иван тихий голос Божий: - Беде твоей, сын Мой, помочь Я смог бы: прекрасную богиню тебе в жены дать, но коль соседи изменения внезапные в судьбе твоей увидят, в изумление великое придут. Давай поступим так: твою жену Я буду постепенно изменять, вселять в нее богини дух и внешность улучшать. Но только ты запомни, коль хочешь жить с богиней, жизнь и твоя достойною богини стать должна. - Спасибо, Боже. Жизнь свою любой мужик ради богини может поменять. Скажи мне только: изменения когда начнёшь с моей женой творить? - Слегка Я изменю ее прямо сейчас. И с каждою минутой буду её к лучшему менять.

Вошел в свой дом Иван, сел в кресло, взял газету и телевизор вновь включил. Да только не читается ему, не смотрится кино. Не терпится взглянуть - ну хоть чуть-чуть меняется его жена? Он встал, открыл дверь в кухню, плечом опёрся о косяк и стал внимательно разглядывать свою жену. К нему спиной она стояла, посуду мыла, что после ужина осталась.
Елена вдруг почувствовала взгляд и повернулась к двери. Их взгляды встретились. Иван разглядывал жену и думал: “Нет, изменений никаких в моей жене не происходит”. Елена, видя необычное внимание мужа и ничего не понимая, вдруг волосы свои поправила, румянец вспыхнул на щеках, когда спросила: - Что ты, Иван, так смотришь на меня внимательно? Муж не придумал, что сказать, смутившись сам, вдруг произнес: - Тебе посуду, может быть, помочь помыть? Подумал почему-то я… - Посуду? Мне помочь? - тихо переспросила удивлённая жена, снимая перепачканный передник,- так я её уже помыла. “Ну, надо же, как на глазах меняется она, - Иван подумал, - похорошела вдруг”. И стал посуду вытирать.

На другой день после работы с нетерпением домой спешил Иван. Ох, не терпелось посмотреть ему, как постепенно в богиню превращают его ворчливую жену. “А вдруг уже богини много стало в ней? А я по-прежнему никак не изменился. На всякий случай, прикуплю-ка я цветов, чтоб в грязь лицом перед богиней не ударить”. Открылась в доме дверь, и растерялся заворожённый Иван. Перед ним Елена стояла в платье выходном, том самом, что купил он год назад. Прическа аккуратная и лента в волосах. Он растерялся и неловко протянул цветы, не отрывая взгляда от Елены. Она цветы взяла и охнула слегка, ресницы опустив, зарделась.
“Ах, как прекрасны у богинь ресницы! Как кроток их характер! Как необычна внутренняя красота и внешность!”.
И охнул в свою очередь Иван, увидев стол с приборами, что из сервиза, и две свечи горели на столе, и два бокала, и пища ароматами божественными увлекала.

Когда за стол он сел, напротив жена Елена тоже села, но вдруг вскочила, говоря: - Прости, я телевизор для тебя включить забыла, а вот газеты свежие тебе приобрела. - Не надо телевизора, газеты тоже мне не хочется читать, всё об одном и том же в них, - Иван ответил искренне,- ты лучше расскажи - как день субботний, завтрашний хотела б провести. Совсем опешив, Елена переспросила: - А ты? - Да два билета в театр по случаю для нас купил. Но днем, быть может, согласишься ты пройтись по магазинам. Раз нам театр придётся посетить, так надо в магазин зайти сначала и платье для театра для тебя достойное купить.
Чуть не сболтнул Иван заветные слова: “платье, достойное богини”, смутился, на неё взглянул и снова охнул. Перед ним сидела за столом богиня. Лицо её сияло счастьем, и глаза блестели. Улыбка затаённая немножко вопросительной была.
“О Боже, как прекрасны всё-таки богини! А если хорошеет с каждым днём она, сумею ль я достойным быть богини? - думал Иван, и вдруг, как молния его пронзила мысль: Надо успеть! Успеть, пока богиня рядом. Надо просить её и умолять ребёнка от меня родить. Ребёнок будет от меня и от прекраснейшей богини”.

О чем задумался, Иван, или волненье вижу на твоём лице? - Елена спрашивала мужа. А он сидел взволнованный, не зная, как сказать о сокровенном. И шутка ли - просить ребёнка у богини?! Такой подарок Бог ему не обещал. Не знал, как о своём желании сказать Иван, и встал, скатёрку теребя, и вымолвил, краснея: - Не знаю… Можно ли… Но я… сказать хотел… Давно… Да, я хочу ребёнка от тебя, прекрасная богиня. Она, Елена к Ивану-мужу, подошла. Из глаз, наполненных любовью, счастливая слеза на щёку алую скатилась. И на плечо Ивану руку положила, дыханьем жарким обожгла. “Ах, ночь была! Ах, это утро! Этот день! О, как прекрасна жизнь с богиней!” - думал Иван, второго внука на прогулку одевая.

Петр Ковалев 2015 год

Как много тонкостей есть в русском языке! Слова "жена" и "супруга" воспринимаются большинством из нас как синонимы. Если первое считается разговорным вариантом, то второе носит немного официальный оттенок. Однако мало кто задумывается над тем, что данные понятия все же имеют определенные отличия.

Кто такие жена и супруга?

Заглянем в словарь С.И.Ожегова:

"Жена – женщина по отношению к мужчине, с которым она состоит в официальном браке (к своему мужу)".

"Супруга – то же, что жена.

Если говорить о слове «жена», то на Руси оно употреблялось в значении «женщина» применительно ко всем взрослым представительницам слабого пола. Сейчас жена – просто женщина, состоящая в браке с мужчиной, однако это понятие далеко не всегда подразумевает под собой единство целей и интересов. Также в современном обществе можно услышать выражение «гражданская жена» в значении «сожительница» женщина, проживающая совместно с мужчиной, но не состоящая с ним в законном браке. Как правило, термин «супруга» употребляется только в случае узаконенных отношений.

Если слово «жена» является скорее разговорным вариантом, то термин «супруга» употребляется в различных документах, в светской беседе или профессиональной лексике. Слово "супруга" используется при освещении официальных мероприятий, допустим, говорят: президент с супругой, посол с супругой и т. д. Однако, в последнее время оно все чаще проскальзывает в обыденной речи, а многие женщины отмечают, что обращение "супруга" кажется им более уважительным. Другие же считают его более холодным и официальным.

Разница между словами жена и супруга

Слово «супруга» происходит от слова «супряга» в значении «вместе запрягаемая пара». Супряга служила одной из традиционных форм трудовой кооперации крестьян на Руси, потерявшей свое значение с началом коллективизации. Таким образом, понятие «супруги» в буквальном смысле означает «вместе сопряженные» то есть два человека, призванные совместно тянуть общий жизненный воз. А "супруга" - это "соратник по упряжке", "тот, кто запряжен рядом" - она идёт по жизни рядом с мужчиной, помогает ему в делах не только словом и лаской, но и собственным участием, сотрудничеством во всем. Для достижения результата они должны всегда идти в одном направлении, помогать друг другу и быть объединены общими целями.
Следовательно, супруга - это обязательно единомышленница.

А жена - это женщина, отношения с которой узаконены, но единство целей и действий присутствует не всегда.

Употребление слов "супруга, жена" можно рассматривать еще и с точки зрения речевого этикета.
Так о собственной "второй половинке" принято говорить "муж, жена", а о чужой - "супруг, супруга".
Поэтому нарушением речевого этикета будет фраза: "Мой супруг просил передать привет Вашей жене". Правильно будет так: "Мой муж просил передать привет Вашей супруге" и соответственно: "Моя жена просила передать привет Вашей супруге"

Своя - всегда жена. Вы говорите: "Познакомьтесь: моя жена..." или "Моя жена считает..."

А вот чужая(ой), то есть не своя(ой), всегда супруга (супруг). Вы можете обратиться к человеку только в такой форме: "А как считает ваша супруга?", "Что по этому поводу думает ваша супруга?".

Попробуем передать привет от вашей второй половины второй половине вашего коллеги.
Правильно: "Моя жена (муж) передает привет вашей супруге (супругу)".

Слова «жена» и «супруга» воспринимаются большинством из нас как синонимы. Если первое считается разговорным вариантом, то второе носит немного официальный оттенок. Однако мало кто задумывается над тем, что данные понятия все же имеют определенные отличия, о которых мы и поговорим в данной статье.

Супруга – то же самое, что и жена.

Сравнение

Слово «супруга» происходит от слова «супряга» в значении «вместе запрягаемая пара». Супряга служила одной из традиционных форм трудовой кооперации крестьян на Руси, потерявшей свое значение с началом коллективизации. Таким образом, понятие «супруги» в буквальном смысле означает «вместе сопряженные» то есть два человека, призванные совместно тянуть общий жизненный воз. Для достижения результата они должны всегда идти в одном направлении, помогать друг другу и быть объединены общими целями. Можно сказать, что истинное супружество подразумевает взаимовыгодное сотрудничество во всем.

Если же говорить о слове «жена», то на Руси оно употреблялось в значении «женщина» применительно ко всем взрослым представительницам слабого пола. Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что супруга обязательно является единомышленницей, тогда как жена – просто женщина, состоящая в браке с мужчиной. Последнее понятие далеко не всегда подразумевает под собой единство целей и интересов. Также в современном обществе можно услышать выражение «гражданская жена» в значении «сожительница» женщина, проживающая совместно с мужчиной, но не состоящая с ним в законном браке. Как правило, термин «супруга» употребляется только в случае узаконенных отношений.

Слово «жена» является скорее разговорным вариантом, тогда как термин «супруга» употребляется в различных документах, в светской беседе или профессиональной лексике. Однако в последнее время оно все чаще проскальзывает в обыденной речи, а многие женщины отмечают, что обращение «супруга» кажется им более уважительным. Другие же считают его более холодным и официальным.

Выводы сайт

  1. Слово «жена» является скорее разговорным вариантом, тогда как термин «супруга» употребляется в различных документах, в светской беседе или профессиональной лексике.
  2. Слово «жена» может также употребляться в значении «сожительница». Термин «супруга» обычно используется только в случае узаконенных отношений.
  3. Супруга обязательно является единомышленницей, тогда как жена – просто женщина, состоящая в браке с мужчиной.