Кто чистит обувь профессия. Как заработать на грязных ботинках

Ассирийцы – один из самых загадочных и древних народов на земле. Даже после распада Великой Ассирийской империи, существовавшей семнадцать веков, наследие древнего государства продолжает жить в ее потомках. В том числе и в России.

По данным ассирийских организаций, людей, которые называют себя ассирийцами, в мире около четырех миллионов. Консолидации ассирийцев поспособствовало их христианское вероисповедание и общий язык – новоарамейский, преемственный по отношению к староарамейскому, языку, на котором проповедовал Иисус Христос.

Однако не все ученые разделяют мнение о том, что современные ассирийцы генетически восходят к обитателям Ассирии: некоторые считают, что они и есть потомки аккадоязычного населения империи, другие же – что ассирийцами их по ошибке назвали европейские миссионеры. Интересен и еще один факт: именно массовая интеграция арамейского населения нанесла сильный удар силе Ассирийской империи, народ которой говорил, в основном, на аккадском.

Как ассирийцы попали в Россию

Так или иначе, новые ассирийцы проживали после распада империи на территории арабского халифата начиная с VII века, и в Османской империи и Персии – с XVI. Однако в ходе русско-персидской войны в конце XIX века, из которой Россия вышла победительницей, был заключен Тукманчайский мирный договор, согласно которому христианское население Персии имело право переселиться в российскую Армению.

Многие из ассирийцев воспользовались этой возможностью, и стали переезжать в Россию. В 1914 году ассирийские диаспоры были уже во многих городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, многие ассирийцы получали образование и становились российскими поддаными.

Вторая волна миграции ассирийцев в Россию началась во время персидской компании Первой мировой войны: после восстания в турецком тылу ассирийцев и армян, российские войска пришли повстанцам на помощь. Из ассирийцев российскими военными формировались особые батальоны, которые впоследствии сражались с турками.

Но ассирийское население сильно пострадало за это – в ходе столкновений с турецкими войсками и насильственной депортации погибло около четверти всех ассирийцев, сотни тысяч людей. Это событие вошло в историю как геноцид ассирийцев во время Первой мировой войны.

Национальное ремесло

После Первой мировой, в 1919 году, на парижской мирной конференции предлагалось создать ассирийское государство, подобно тому, как три десятилетия спустя подобным образом с помощью Лиги Наций будет создан Израиль.

В 30-е предполагалось расселение ассирийцев в Бразилии, Нигере или Гвиане. Однако предложение никто не поддержал, и беженцы-ассирийцы столкнулись с новыми проблемами. Те, кто проживал в СССР, подверглись гонениям из-за религиозных убеждений, а впоследствии, после Второй мировой – и принудительной депортации в Сибирь вместе с немцами Поволжья и другими некоренными народами России.

Ассирийцы, вернувшиеся из Сибири или избежавшие депортации, не были в состоянии жить городской жизнью, не говоря по-русски или даже не имея паспорта, и им приходилось искать способы приработка. Таким способом стала чистка обуви и ремонт обуви – этим ремеслом ассирийцы в России занимаются уже более ста лет.

Уличные сапожники и чистильщики обуви восточной внешности в Москве, Санкт-Петербурге и других городах уже давно стали неотъемлемой частью города. В ноябре 1920 году Михаил Калинин приказал «ассирийцам предоставить чистку и ремонт обуви», а в Ленинграде после войны даже существовала особая артель «Трудассириец», способствующая трудоустройству мигрантов.

Таким образом происходила постепенная интеграция ассирийцев в российское общество. Впоследствии, ассирийцы, привыкшие к родовым традициям, селились настолько компактно, что порой целые дома в Москве были заняты только ими. А необычные ассирийские фамилии быстро заменились на русские – Бен-Йохананы, к примеру, превратились в Ивановых.

Традиции современных ассирийцев

В 40-е в СССР появилась первая ассирийская футбольная команда – «Московский чистильщик». Впрочем, ассирийцы в России были не только чистильщиками обуви, и древнее культурное наследие проявилось в полной мере у представителей диаспоры. К примеру, до Первой мировой в Грузии существовало ассирийское театральное общество, в котором ставили спектакли на ассирийском языке.

Театралы и строители, врачи и художники, ассирийцы, независимо от своих ремесел, всегда твердо следовали религиозным убеждениям и традициям общины. Они гордятся тем, что сохранили свой национальный язык спустя почти три тысячи лет, и чувствительны к исполнению обрядов и ритуалов. Многие молодые ассирийцы даже предпочитают походы с семьей в общину модным дискотекам.

Ассирийцы любят отмечать вместе с семьей христианские праздники и дни памяти ассирийских святых, танцуют традиционный танец шейхани, готовят лепешки прахат – блюдо, символизирующее падение Ниневии. Московская ассирийская диаспора поддерживает религиозное и национальное единение: в столице существует ассирийская церковь, Храм Мат Марьям на Дубровке, при котором также имеется школа ассирийского языка и проводятся многочисленные мероприятия. Ассирийские рестораны и интернет-магазины – все это не забавные анахронизмы, а реалии современной России.

Однажды днях чистила свое замшевую обувь, но увидела, что советы с ним не могу дать. В ворсинки набилась пыль, не помогала и щетка для замши … Чистку обуви в мастерских Львова не практикуют, поэтому вспомнила о мастере, который «пуцует» туфли прямо на улице.

Олега я встретила случайно. От подземного перехода на площади Галицкой (там ремонтируют дорогу) он перебрался ближе к площади Рынок. У него как раз чистил свое замшевую обувь некий мужчина, удобно устроившись в пластмассовом кресле под открытым небом. Мастер рассказал, что чистить замшу, если ворсинки забились, надо не 10 минут, как я это делала, но и две-3:00. , Пока ворс не поднимется. Кроме того, часто люди используют не те щетки, что нужно, которые этот ворс «убивают» … Замша затирается, образуется «залысин». Труднее, по словам мастера, чистить обувь светлых цветов (бежевого, зеленого, коричневого). «На зеленом видно грязь, - говорит Олег. - Его нужно постирать в мыльной смеси, я ее сам делаю. Затем кожа имеет высохнуть.

«Как вы относитесь к тому, что некоторые люди используют народные методы, например, распаривают замшу над паром?». «Можно подержать обувь над паром, а можно - и на солнце. Это я додумался после нескольких лет работы », - делится своими наблюдениями человек. В этом году исполнилось десять лет, как господин Олег чистит обувь на улице. Говорит, это не просто работа, это - профессия. Этой специальности мастер и до учится. Ведь сапожник, который ремонтирует обувь, не знает, как его правильно почистить.

Господин Олег рассказывает: в свое время брался за разную работу: был и контролером в трамвае, и парковщиком. И нашел себя именно в чистке обуви. «Я все делал, разве не строил. Работал на заводе. Ездил за границу - подрабатывал там в пекарне. Но однажды вспомнил фильм «Неуловимые мстители» (в фильме один из главных героев, Данька, чистит обувь атаману Бурнашу - Авт.) После этого решил стать чистильщиком. Господин Олег говорит, сначала у него была лишь подставка. Человек приходил и ставила ногу. Впоследствии свое рабочее место человек усовершенствовал. Теперь клиенты чувствуют себя в кресле, как короли и королевы …

«Некоторые, наверное, стесняется вот так сидеть посреди улицы, когда все на тебя пялятся?» - Спрашиваю у мастера. «Таким говорю: если вам неловко, принесите обувь в пакете. Я его почищу, а вы потом заберете. Так часто делают женщины. Это действительно лучше, потому что иногда туфли или сапоги такие уничтожены, что их надо чистить по несколько часов ».

За десять лет работы у господина Олега накопилось более ста постоянных клиентов. «По вашим наблюдениям, или люди умеют ухаживать за обувью?». «Зеленое понятия имеют, - улыбается мужчина. - Большинство пользуется пастами, которые забивают кожу. Я чищу только пастами украинских производителей. Но сначала из кожи надо снять пыль, а потом уже чистить обувь, чтобы оно хорошо выглядело. Господин Олег осматривает обувь у прохожих, как врач во время осмотра пациентов … «Я даже могу сказать клиенту, пастой какой фирмы он чистит ботинки. Зачастую даже не пастой, а краской-кремом. Там еще губка есть. Это не чистка, а наложения. На ботинке остаются белые пятна. Их нужно снять ».

За рубежом обувь чистят не только на улице, но и в отелях, там и целые мастерские по чистки. «За десять лет я чистил обувь всему миру. У меня даже муж из Лас-Вегаса был. «Дорогое у него обувь была?». «Нет. Иностранцы к нам приезжают в старых туфли. Думают, что здесь бездорожья. Об Украине они мало знают. Но однажды ко мне пришел украинских и говорит: «Я купил обувь за тысячу долларов. Боюсь его носить »… Я ему говорю:« А ты поставь его в сервант »(улыбается).

… Иностранцы щедрые чаевые дают? »- Заглядываю в кошелек к мастеру (почистить обувь у господина Олега стоит от 10 грн, цена зависит от объема работы - Авт.) «Человек придет, я чищу, говорю ей одну цену, но она видит, что я с ее туфли сделал, и платит больше. «На жизнь хватает?». «Это сезонная работа - осень, весна. Иногда подыскивает дополнительный заработок. Жена меня критикует: «Найди какую постоянную работу». Я ей говорю, что имею стабильный калым. Да и работа эта мне нравится ».

У господина Олега трое детей - два сына и дочь (замужем). «Зятю туфли чистите?». «Еще чего? - Отшучивается. - Ну разве, как попросит, то почищу. Жене раз в полгода чищу. Времени нет … заметила, что у господина Олега туфли блестят, как глянцевые. «Купил их в магазине« Все по 55 гривен, - ловит мой взгляд человек. - Иногда дорогую обувь, а некачественная. В этих ботинках третий сезон хожу …

Трудно спорить с общим мнением, что в большом городе множество возможностей для бизнеса и для того чтобы найти своего клиента, покупателя. Но не стоит забывать, что сейчас все рыночные ниши заняты, поделены и хорошо освоены, и малому предпринимателю всё труднее найти своего потенциального потребителя.

О бизнесе чистильщика обуви в новом формате, как идея бизнеса в большом городе в России, будет рассказано в этой статье, как показательный пример того, что иногда старые идеи могут принести и неплохой доход.

Немного истории

Профессия чистильщик обуви, несмотря на то, что люди не одну тысячу лет до этого ходили не босиком, появилась всего лишь в середине 19 века. Это было связано с модой на новый стиль одежды и обуви, который всё более и более соответствовал новому капиталистическому укладу жизни в европейских странах. Кроме этого, появление новых технологий обработки кожи, появление кожзаменителей обусловило выход на рынок средств ухода за ними. Так появление гуталина, первого по настоящему чистящего средства для обуви, было обязано тому, что возникла необходимость чистки фасонной обуви из натуральной кожи.

Первые чистильщики обуви появились в Великобритании, Франции и других странах Европы, которые обслуживали своих клиентов на улицах крупных городов. Кстати, именно чистильщик обуви по имени Гаврош был символом Французской Революции 19 века. Чистильщики работали чаще всего в так называемых присутственных местах, т. е. в центральной части города, где располагались обычно конторы, офисы, банки.

К тому же, мода на посещение разнообразных театральных и музыкальных салонов, а позднее и кинотеатров, потребовало соблюдение особого этикета и в первую очередь – чистой обуви. Бурное развитие бизнеса чистильщиков обуви получила в Америке (в США), где даже были свои профсоюзы. Именно в Америке впервые были сделаны автоматы по чистке обуви. Стоит, например, вспомнить кадры из советского фильма «Начальник Чукотки», когда главный герой фильма попал в Сан -Франциско (дело происходило в 20-х годах) и впервые столкнулся с чудесами капиталистической экономики – аппаратом по чистке обуви, стоящий прямо на улице.

С ростом массового производства обуви, смена приоритетов моды в частности, преобладание легкого спортивного стиля, спрос на услуги чистильщиков обуви постепенно в Европе и Америке сошёл на нет. Тем не менее, довольно прилично развит этот тип сервиса в странах Латинской Америки, особенно в странах Среднего Востока (Афганистан, Пакистан, Иран Ирак,) и в Индии, где почти на каждом углу больших и малых городов можно встретить чистильщика обуви, где профессия бутблекер считается по прежнему почётной.

Как открыть бутблекерсий бизнес и с чего начать

Успех дела по чистки обуви, как бизнес-идея на улице, во многом зависит от нескольких важных факторов, таких как:

  1. Целевой сегмент клиентов. Основу этого сегмента потребителей будут составлять люди так или иначе, связанные с бизнесом, с работой на госслужбе или в коммерческих учреждениях, где требуется деловой , и чистая обувь занимает в нём не последнее место. Также к целевому сегменту клиентов можно отнести всех тех, кто посещает публичные места, связанные с проведением культурных мероприятий, где также требуется определённый выдержанный строгий стиль одежды. Это кинотеатры, театральные салоны, выставки или конференц-залы, а также некоторые учебные заведения, например, военные училища, где появление курсанта в грязной обуви просто немыслимо.
  2. Место расположения. Исходя из того, что целевая аудитория связана с посещением офисов и учреждений, банков, то приоритетным местом размещения точки чистильщика обуви или установки автомата, будут именно деловой центр города или места, где наибольшая концентрация культурных учреждений. Также местом размещения для охвата наибольшего траффика клиентов могут быть автовокзалы, жд вокзалы, аэропорты, где чистая обувь не менее востребована, чем при посещении Эрмитажа, местного оперного театра или банка.
  3. Ценовая политика. Цена предоставляемых услуг, от которой зависит выручка предпринимателя, формируется тем, каким образом осуществляется чистка обуви. Так, ручная чистка находится в ценовом диапазоне от 200 до 1500 рублей, в зависимости от типа обуви – простые ли это ботинки государственного служащего или же это модельная замшевая обувь светской дамы, посещающей премьеру в театре. Если использовать автоматическую чистку обуви, то цена услуг будет находиться в переделах от 30 до 50 рублей.

Кроме этого, можно одним из форматов подобного бизнеса использовать установку чистящих автоматов непосредственно в учреждениях.


К основным достоинствам бизнеса по чистке обуви можно отнести следующие:

  • мобильность – можно переориентироваться на любую клиентскую группу почти мгновенно, заменив только чистящие средства. Также можно использовать передвижной мобильный вариант точки, сопровождая какие-либо массовые мероприятия, например, какие то концерты, выставки или официальные встречи.
  • отсутствие конкурентов. Это важное преимущество, так как сейчас мало кому придёт в голову, что на чистке обуви можно вообще что-то заработать.
  • работать в этом бизнесе можно как самому, так и привлекая наёмных работников.
  • отсутствие необходимости получать разрешения и лицензии на ведение подобного рода предпринимательской деятельности.

Стоимость открытия

Для того чтобы окончательно просчитать весь бизнес – план по открытию бизнеса по чистке обуви, необходимо учесть все первоначальные затраты.
Исходя из имеющегося предварительного анализа опыта ведения подобного формата бизнеса, в состав начальных расходов (инвестиции) необходимо включить:

  • регистрация ИП и постановка на налоговый учёт – 10000 рублей.
  • расходные материалы – кремы, полироли, пасты, протирочная ветошь, щётки – из расчёта 3000 рублей на каждые 50 – 60 клиентов.
  • приобретение рабочего места – т. е. специальное кресло для клиента – 10 – 20000 рублей.
  • расходы на рекламу (ежемесячно) – от 5000 рублей.
  • транспортные расходы в случае организации мобильной точки – 3000 руб. в месяц.

Таким образом, суммы первоначальных вложений плюс расходы на первый месяц работы могут составить порядка 31000 рублей минимум .

Если же предполагается установка автоматической системы чистки обуви такие, например, как Harder (Германия) или отечественных фирм АМИДА, Eco Line, то следует предусмотреть ещё сумму в 40 – 50 тысяч рублей.

Что касается того, как и где приобрести подобный набор материалов и оборудования, то всё это можно купить через интернет-магазины, причём вся доставка обойдётся не более чем в 3 – 5 тысяч рублей.

Примерный расчёт бизнес-плана

Для полного представления, сколько можно заработать на бизнесе по чистке обуви, необходимо сделать предварительный расчёт.

Для начала нужны исходные данные:

  • цена услуги по ручной чистке обуви в среднем – 300 рублей.
  • число клиентов в течение дня с учётом среднего траффика в деловой части города – 30 (среднее время обслуживания одного клиента 10 – 15 минут, т. е. чистой работы примерно 5 – 5.5 часов в рабочий день).
  • учитываем коэффициент сезонности и погодный фактор – 30%, влияющий на снижение выручки.

Таким образом, получаем первую оценку валовой выручки, которая составит: 300 рублей (средний чек) х 30 клиентов в день = 9000 рублей в день.

С учётом поправки коэффициента сезонности получаем окончательную сумму дневной выручки в 6000 рублей в день.

Если принять, что в течение месяца будет использовано только 20 рабочих дней (рабочий график офисов и учреждений), то валовая выручка в месяц составит 120000 рублей.

  • расходые материалы из расчёта 3000 рублей на каждые 50 человек при числе клиентов в месяц 600 (30 чел. в день х 20 дней = 600), составят 36000 рублей.
  • транспорт – 3000 руб.
  • реклама – 5000 руб.
  • налоги (при УСН – 6 %) – не более 6000 рублей в месяц.
  • расходы на персонал (если предусматривается найм) – 25000 рублей.

Итого, ежемесячных расходов – 76000 рублей.

Теперь можно вывести окончательную сумму потенциальной прибыли в месяц от бизнеса по чистке обуви.

Прибыль = Выручка – расходы = 120000 – 71000 = 44000 рублей в месяц.

Вот на эту цифру можно уже ориентироваться для того, чтобы выбрать свою стратегию ведения бизнеса. Правда придётся учесть ещё и дополнительные местные факторы, но это уже следует делать при более детальном анализе по конкретному городу.

Маркетинговая кампания

Среди маркетинговых инструментов, которые более всего подходят для подобного рода бизнеса, как чистка обуви, такие как:

  1. рекламная акция непосредственно в месте обслуживания с раздачей визитных карточек и небольших буклетов.
  2. рассылка или расклейка объявлений в офисах и прочих учреждениях города.
  3. реклама через интернет-сайт, профиль в Инстаграм и прочие соц. сети.

Во многом методы маркетинга зависят от того, на какого клиента ориентирован будет дальше бизнес – на группу стабильных клиентов каких-то учреждений, или же на массовый трафик клиентов, с разовым обслуживанием.

Возможные риски

Кроме преимуществ бизнеса по чистке обуви также следует учесть и риски. К таковым относятся:

  • сезонный фактор. Естественно, что самыми прибыльными для чистильщика являются сезоны, связанные с грязью и снегом – это весна и осень. А в летний сезон придётся оказывать услуги клиентам, преимущественно посещающих какие-либо культурные или строго официальные мероприятия.
  • риск того, что многие учреждения могут сами начать устанавливать аппараты по чистке обуви, что несколько уменьшит объём рынка.

Несмотря на то, что рынок бутблекера неконкурентный и даже в чём-то для нашего времени экзотический, однако стоит опасаться того, что по мере роста бизнеса, получения неплохой прибыли у некоторых возникнет желание повторить подобную успешную бизнес-модель. Поэтому необходимо постоянно отслеживать рынок.

OFFICEPLANKTON учит, как нужно чистить обувь. Для начала мы представляем крутое, обучающее видео, которое понравится всем кто хочет, чтобы его обувь блестела, подобно драгоценным камням.

Правильный уход за обувью по методу чистильщиков обуви.

Честно сказать, мы даже не думали, что профессия чистильщика обуви существует в наши дня. Однако, были приятно удивлены видео, которое случайно попалось нам на глаза. Первые впечатления — очень стильно и эффектно смотрится сам процесс. Кроме того насколько же он захватывающий.

Профессия чистильщика обуви появилась в 18 веке и была актуальной до того момента, пока гуталин не стал такой редкостью, какой был. Когда он появился в каждом доме, актуальной профессии начала падать. Наибольшую популярность эта профессия приобрела в конце 19 века.

Сегодня можно встретить представителей этой профессии только в качестве развлечения для туристов. Опытные мастера чистки обуви на глазах клиента превращают его старые поношенные ботинки в нечто чистое и блестящее. Без использования гуталина, только натуральные, дорогие крема, которые тщательно подбираются под различные нужды клиентов. В довершение сего ритуала, отрезок сухой и чистой ткани натрет ваши туфли до поистине потрясающего блеска.

Поэтому неважно умете вы чистить свою обувь или нет, как это делают профессионалы, вы узнаете из видео ниже.

Этническая организация предпринимателей-ассирийцев, занимающихся в Москве ремонтом и чисткой обуви, просит у Сергея Собянина защиты. По мнению людей, палатки бытового обслуживания должны быть избавлены от аукционов как социально значимые объекты. Ремонт - та сфера, где оценивать нужно качество, а не готовность заплатить за лот, считают эксперты.

Московское ассирийское общество «Хаядта» обратилось с открытым письмом к мэру Москвы Сергею Собянину. «На открытых аукционах по заключению договора на размещение нестационарных объектов происходит рейдерский захват палаток бытового обслуживания по ремонту обуви, одежды, часов, изготовлению ключей, металлоремонту», - пишут его авторы (документ есть в распоряжении «МН»). Основанием для заявлений стали прошедшие в последние месяцы аукционы на размещение нестационарных объектов торговли, на которых со всеми наравне разыгрывались палатки бытового обслуживания. «Таких палаток около 50 по всему городу, - говорит зампредседателя «Хаядты» Феликс Тумасов. - Там ремонтируют обувь, часы, ключи. Все своими руками делают профессионалы».

Артель «Московский чистильщик» ассирийцы создали в 1928 году. Мастерам выдали участки под киоски, в которых началась чистка обуви и бытовой ремонт. Артель была распущена в 1989 году, и ее члены стали индивидуальными предпринимателями. Многие из чистильщиков передавали бизнес по наследству.

Торги на право размещения ларьков в основном завершены. Однако, как замечают причастные к «ремонтному» бизнесу, новые владельцы не спешат организовывать бытовые услуги на выигранных местах. По мнению предпринимателей, рассчитывающих на помощь мэрии, это может свидетельствовать о нечестной игре. Они считают, что палатки по ремонту как социально значимые объекты не должны выставляться на аукцион или в крайнем случае для них должны проводиться специализированные конкурсы.

«Теперь люди, которые проработали на одном месте больше десяти лет, оказались на улице», - сокрушается Тумасов. По его словам, к этнической организации «Хаядта» уже примкнули многие, кто также пострадал от аукционов.

«Специфика бытовых услуг - это не специфика торговли, - считает Иван Лебедев, бывший владелец шести палаток по ремонту в Западном административном округе. - Нужен год, чтобы вырастить мастера». Доход от «раскрученной» точки может достигать 100-150 тыс. рублей в месяц. Но в первые месяцы он вряд ли превысит 40 тыс. рублей. Право торговать на месте одной палатки Лебедева стоило новым владельцам около 250 тыс. рублей. «Полмиллиона стоит новый павильон, а его еще нужно электрофицировать, заключить договоры на вывоз мусора, на воду, - рассказывает Лебедев. - А через три года снова будут аукционы».

В префектуре Западного округа, получившего от общества «Хаядта» больше всего нареканий, считают, что ничего страшного не происходит. «Есть законы, общие для всех, - заявила официальный представитель префектуры ЗАО Ольга Вельдина. - У нас все объекты - социально значимые. На все проводятся конкурсы».

«Есть люди, у которых в районах сложилась своя клиентура. Люди знают мастера и к нему идут», - считает Александр Попов, председатель Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса. По его мнению, на аукционе вымывается суть - качество услуги. «Аукцион дает грубую количественную оценку, где все меряется деньгами. А ведь это вопрос сервиса, поэтому аукцион проблемы не решает, - уверен Попов. - Услуги того, кто заплатит городу больше, будут стоить выше». Если люди работают 15 лет, значит, их палатка рентабельна и удовлетворяет население, считает глава профсоюза. «Система конкурсов нужна, но основную роль должны играть качественные показатели, а для этого чиновникам нужно сотрудничать с предпринимателями», - полагает он.