Кризисный период: что должен уметь ваш ребенок в восемь месяцев. Развитие ребенка в восьмой месяц жизни

Восьмой месяц привносит в жизнь ребенка много нового по всем ведущим линиям развития: познавательной, социальной, речевой, моторной и знаменует окончание второй четверти младенчества. В этот период закрепляются и совершенствуются приобретенные навыки, закладываются предпосылки дальнейшего роста и развития. К концу восьмого месяца жизни ярко вырисовывается индивидуальная окраска эмоциональной жизни малыша. Высвечиваются возрастные «достижения» ребенка. Как же помочь малышу в его развитии, на что обратить особое внимание?

В 7 месяцев ребенок научился ползать и, по сути дела, овладел возможностью ползком перемещаться в пространстве. На восьмом месяце он виртуозно использует это умение: ползает быстро, во всех направлениях, вползает по ступенькам детской горки на небольшую высоту, исследуя всё, что видит в пределах досягаемости. Любопытству крохи – нет предела!

На восьмом месяце к ребенку придет умение самостоятельно, без вашей помощи, садиться . К концу восьмого месяца жизни некоторые из малышей смогут научиться вставать у опоры , держась за перила кроватки, манежа или опираясь на сидение дивана, стула. Мало того, они попытаются самостоятельно перемещаться в вертикальном положении, держась за опору и делая первые самостоятельные шаги . К другим детям эти умения придут позже, на девятом – одиннадцатом месяце жизни.

Возможность сидя и стоя обозревать окружающее позволяет наблюдать ближнее и дальнее пространство, приближение и удаление предметов в перспективе. Малыша манят, привлекают дальние объекты за пределами «барьера» (ограждения). Это уже условие к овладению в скором будущем ходьбой.

Изменившиеся двигательные возможности малютки открывают перспективы его дальнейшего сенсорного развития (развития органов чувств). Его глаза привыкают видеть и узнавать предметы (игрушки) с разного расстояния и под разным углом зрения, ориентируясь на их внешние признаки: величину, форму, цвет, положение в пространстве . Так, например, малыш узнает свою игрушечную собачку («ав-ав»), когда видит ее на полочке, стоящую к нему в анфас или в профиль. Ребенок стремится взять каждую игрушку в руки, «обследовать» ее всеми доступными способами и даже лизнуть. Новизна манит ребенка, в результате складывается умение ориентироваться в окружающем пространстве, идет накопление опыта практических действий с предметами и игрушками в процессе самостоятельного перемещения (ползком).

Интенсивное сенсомоторное развитие налицо, в его основе лежит развитие действий с предметами (игрушками). Восьмой месяц в этом направлении привносит новое: малыш действует не с одним-двумя предметами, а с множеством однородных предметов, впервые познавая практику «прямых» и «обратных» (взаимоисключающих) действий. Например, складывание шариков в миску и их рассыпание; снятие колец большого диа­метра со стержня и их разбрасывание; складывание кубиков «кучкой» и их раскидывание и т.д. Для взрослого эти действия кажутся примитивными и бесполезными. Но, как же они важны для ребенка! Малыш впервые выступает в качестве «деятеля», способного осуществлять какие-то простейшие функциональные действия с предметами. Эти действия обусловлены физическими свойствами предметов (шарик можно катать, кубик прикладывать к кубику, кольца снимать со стержня и т.д.).

Это важно, потому что, как утверждают ученые, представление ребенка о себе как активном, действующем существе связано прежде всего с возрастанием его возможностей в практических действиях с предметами. Эмоциональный мир крохи обогащается за счет формирования его активной позиции в развитии действий с предметами. Удачи или неудачи являются реальным поводом для радости или огорчения малыша.

Чувства малютки становятся более адекватными миру житейских отношений. И взрослый играет в этом огромную роль, выступая в качестве проводника в царство «вещей и отношений»: малыш копирует его действия с предметами, обогащается его эмоциями, учится «быть человеком». Участие взрослого в жизни ребенка трудно переоценить. Совместные игры и общие эмоциональные переживания делают присутствие взрослого и его участие первостепенным условием психофизического благополучия крохи. Ребенка по-прежнему следует ласкать и всячески подчеркивать свою любовь к нему и заботу о нем.

К концу восьмого месяца жизни у ребенка складывается привязанность к определенному взрослому – близкому и любимому. Как правило, это ухаживающий за малюткой взрослый, чаще всего – мать. Ученые считают, что привязанность к взрослому необходима для дальнейшего развития ребенка. Недостаточность общения с малышом выступает как угроза его психической полноценности в будущем. Условием формирования привязанности к взрослому на данном этапе является удовлетворение потребности ребенка в «деловом» общении (действиях с предметами и игрушками). Зная, что у ребенка восьмого месяца жизни формируется привязанность к близким людям, родители должны учитывать эту потребность крохи, чутко откликаться на его желания, инициативу, как бы «идти» ему навстречу.

В этот период эмоциональное общение проходит на новом, более высоком уровне отношений: взрослый впервые начинает «обучать» малыша игровым действиям на основе подражания, используя лучшие традиции народной педагогики и фольклора для маленьких. Пестование ребенка обогащается так называемыми «разученными действиями» - играми в «ладушки», «до свидания», «прятки», «ку-ку» и т.д. Взрослый использует фольклорные тексты, которые ранее как пестушки уже присутствовали в жизни ребенка, а теперь необходимы для формирования активных игровых действий. Они разучиваются с малышом, выполняются «по слову». Достаточно маме сказать: «Ладушки, ладушки...» и малыш начинает «играть», «танцевать» ручками, выполняя последовательную цепь условных вариаций. В конце фольклорного текста ребенок кладет на головку ручки: «Кыш! Полетели, на головку сели, ладушки запели!».

Продолжается развитие речевых навыков малыша. Ребенок пользуется лепетом часто, сопровождая им все свои игровые действия. На вопрос взрослого «Где?» восьмимесячный малыш находит взглядом и указывает жестом (пальчиком) на знакомые предметы, игрушки, которые узнает уже не только в ранее известном ему месте, но и в любом другом – в том, в которое их переставили. В лепете малютки появляются новые фонемы (звуки). Взрослый, вслушиваясь в речь ребенка, повторяет за ним удавшийся новый слог, побуждая его таким образом «вступить в перекличку». Все сказанное нами позволяет сделать вывод: под умелым руководством взрослого к концу восьмого месяца жизни малыш делает определенный «скачок» по всем ведущим линиям развития. Локомоторное развитие обогащает сенсорную сферу ребенка, т.е. действия с предметами становятся источником формирования чувств, в частности, познавательной активности. Познавательная активность обогащается деловым общением со взрослым. Таким образом, создаются новые возможности для дальнейшего продвижения ребенка вперед.

Развитие и воспитание ребенка. 8-й месяц жизни

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Педагогическая направленность

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым

Подготовительные этапы развития речи и мышления. Ознакомление с окружающим миром

Развитие общих движений и действий руки

Мини программа 8-го месяца

1. Продолжать развивать ориентировочную активность в процессе действий с предметами (игрушками).

2. Обогащать познавательное развитие ребенка новыми впечатлениями:

1) широко использовать образные игрушки (например, петушка, зайчика, куколку и др.), позволяющие имитировать поведение одушевленных существ («ходят», «смотрят», «издают звуки», «поют», «танцуют» и т.д.);

2) продолжать знакомить с дидактическими игрушками (шары, кубики, кольца и др.); обогащать опыт практических действий с предметами, исходя из их физических свойств (шарики перекатываются, кубики кладутся друг на друга) и т.д.

1. Обогащать эмоциональный мир ребенка радостью общения со взрослым.

Проявлять открытость чувств к ребенку, подчеркивая любовь, нежность, ласку, интерес к нему.

2. Способствовать воспитанию у малыша любви и привязанности к близким.

3. Усиливать содержательную сторону общения с ребенком.

1. Продолжать формировать подготовительные речевые навыки.

2. Способствовать развитию понимания речи взрослого и активному речевому подражанию.

3. Развивать фонематический слух ребенка (речевые звуки), сочетая с развитием интонационного слуха.

4. Обогащать речевое общение: вводить понятные ребенку слова, сочетания слов, звукоподражания. Формировать потребность в речевом общении.

1. Продолжать развивать двигательную активность ребенка, оказывающую большое влияние на его физическое и психическое здоровье.

2. Совершенствовать локомоции : умение менять положение своего тела (повороты), самостоятельно (ползанием) преодолевать близлежащее пространство.

1. Осуществлять показы с образными игрушками, включая их в простые игровые сюжеты из 1-2 действий (собачка танцует, куколка едет на лошадке, петушок ходит и поет и т.д.)

2. Формировать подражание действиям взрослого (например, выложить шарики из коробки, покатать их; открыть коробку с игрушкой, откинув крышку, достать игрушку, закрыть коробку и т.д.).

3. Учить выполнять с помощью подражания два целенаправленных взаимосвязанных действия (например, приблизиться к мячу и толкнуть его).

4. Привлекать ребенка к совместным со взрослым действиям, постепенно развивая умение выполнять действия самостоятельно.

5. Знакомить с плоскостным изображением знакомой игрушки (например, петушка, собачки, куколки, уточки и т.д.).

6. Продолжать развивать движения пальцев, подбирая для манипулирования небольшие предметы (2,5-3,5 см в высоту) различной формы (шарики, кубики, конусы, кольца, цилиндры и др.).

7. Продолжать развивать тактильную чувствительность ладоней и пальцев (осязание), подбирая предметы, различные по материалу, фактуре, массе, плотности, упругости.

1. Усиливать содержательную сторону общения взрослого с ребенком в процессе игрового взаимодействия («деловое» общение).

2. Способствовать появлению у ребенка потребности в совместных действиях со взрослым (сотрудничестве).

3. В процессе ознакомительной игры давать ребенку образцы новых действий с образными и дидактическими игрушками.

4. В процессе «делового» контакта обогащать чувства ребенка яркими эмоциями.

5. Способствовать появлению у ребенка интереса к сотрудничеству со взрослым – простым совместным игровым действиям.

1. Создавать ситуации, побуждающие малыша вступать в речевой контакт со взрослым (эмоциональная активность, интересный показ игрушки, ситуация поиска, сюрприза и т.д.).

2. Фиксировать звуковой состав лепета и интонационную выразительность голосовых реакций.

3. Использовать практику речевой «переклички» взрослого с ребенком.

4. Сочетать простые и наглядные демонстрации игрушек с краткими пояснениями, побуждающими ребенка к лепету и интонированию.

5. Широко использовать звуковую и интонационную выразительность детского поэтического фольклора для формирования артикуляции (открытые слоги: «А-а-аля, э-м-м!»; закрытые слоги: «Дэ-дэ, би, бе-де-э, ба-ба-ба!» и др.).

1. Создавать условия, способствующие совершенствованию ползания – двигательного акта, имеющего особое значение для развития всей мышечной системы (брюшного пресса, груди, спины, конечностей).

2. Создавать условия, способствующие формированию умения самостоятельно садиться.

3. Развивать у ребенка состояние «мышечной радости», обеспечивая достаточную двигательную активность, направленную на освоение окружающей среды и действий с предметами.

4. Продолжать развивать действия руки. Совершенствовать мелкую моторику пальцев в занятиях с предметами (игрушками).

Реализация мини-программы и задач воспитания ребенка 8-го месяца

Лежа на боку, спине, животе, сидя, стоя, ребенок по-разному - с разных точек зрения – видит окружающее. Он обнаруживает «многоликость» вещей: пирамидка, матрешка выглядят совершенно по-другому, если на них смотреть сверху или сбоку.

Любопытство побуждает малыша к действию. А действуя, он познает свойства вещей, расположение предметов в пространстве и по отношению друг к другу.

Взрослый проводит с малышом специальные занятия, стимулирующие познавательную активность и действия с предметами (игрушками).

Примерные варианты занятий с дидактическими игрушками

Занятие 1.

Цель. Расширять представления об игрушках, изображающих живых существ (например, Петрушку, матрешку, поросенка, попугая и т.д.). Привлекать внимание к общим характерным деталям (все они имеют головку, глазки, носик и т.д.). В процессе показа, называя игрушку, отметить ее яркий признак, например, у зайчика – длинные ушки: «Это – зайка!» У поросенка – курносый носик-пятачок. «Хрю-хрю – это поросенок!».

Материал. Сюжетная игрушка (по выбору мамы).

Ход занятия. Мама держит в руках игрушку, привлекая внимание к ней движением и звуком, имитирующим звуки инструментов или голос показываемого существа. Например, «Вот Хрюша. Хрю-хрю-хрю!». Мама сжимает резиновую игрушку - раздается писк.

В первой части занятия мама вызывает интерес к игрушке. Активизирует желание подползти к игрушке и взять ее в руки. Если малыш делает попытку сесть, взрослый помогает ему.

Во второй части занятия ребенок действует игрушкой самостоятельно: раскачивает, сжимает, перекладывает из руки в руку, сжимает двумя руками и т.д.

В третьей части занятия, как только действия малыша становятся однообразными и он теряет интерес к предмету, взрослый разыгрывает с игрушкой различные простые сюжеты. Например, поросенок пропал или спрятался: «Где Хрюша?». Хрюша «прячется» под платок или в коробку и внезапно появляется.

В четвертой части занятия взрослый действует по ситуации, исходя из поведения малютки, «идет» как бы за ним, поощряет его активность и инициативу.

В конце занятия желательно включить какой-либо фольклорный текст, например: «Сарафанчик с рюшечкой –

Это наша Хрюшечка!

Хрю-хрю-хрю, хрю-хрю-хрю!

На Сереженьку (Сашеньку, Олечку) смотрю!»

Желательно этот текст пропеть, а затем «протанцевать».

Занятие 2.

Цель. Развивать активное подражание, выполняя два взаимосвязанных действия. Привлекать ребенка к совместным со взрослым действиям.

Материал. Цветные шарики разного размера (диаметром до 7 см), круглая коробка (диаметром 20-45 см).

Ход занятия.

На одеяле или на плотном ковре перед малышом лежат несколько шариков. Мама толкает шарик, двигаясь за ним, настигает и толкает вторично. Эти действия она сопровождает веселым разговором с ребенком, который наблюдает за ее действиями.

Во второй части занятия мама побуждает малютку повторить аналогичные действия с другим шариком: приблизиться к нему (ползком), толкнуть, последовать за ним и т.д.

Она высыпает цветные шарики из коробки. Шарики раскатываются. Взрослый предоставляет ребенку возможность действовать самостоятельно, так, как ему хочется.

Варианты . На глазах у малыша мама сортирует шарики, например, по цвету: красные – в одну сторону, синие – в другую. Малыш их снова смешивает.

С целью развития тактильной чувствительности ладоней можно предложить действовать с шариками из различных материалов или обтянутыми разнофактурными тканями.

Внимание! Действия с предметами и игрушками проходят только в присутствии взрослого, который следит, чтобы мелкие игрушки (менее 3-4 см) не попали в рот малыша. Взрослый не должен позволять ребенку подносить их ко рту.

Занятие 3.

Цель. Расширять чувственный опыт при действии с предметами, обладающими устойчивостью, имеющими углы и грани. Развивать активное подражание действиям взрослого; выполнять 2-3 взаимосвязанных действия (например, взять предмет из «кучи» игрушек, поманипулировать им, отложить в сторону).

Материал. Неокрашенные деревянные кубики, брусочки, призмы небольшого размера. Можно использовать строительный набор. Тележка (40х50см), на которой вперемешку лежат объемные геометрические фигуры.

Ход занятия. Мама выкатывает тележку на середину ковра. Привлекает к ней внимание ребенка. Взрослый берет один предмет, снимает с тележки, затем берет второй. Стучит кубиком о кубик. Наблюдает за действиями малыша. Если дитя повторяет его действия, то игровой момент дополняется, например, звукоподражанием: «Тук-тук» (стук каблуков). Если возникает ситуация, при которой мама накладывает кубики на тележку, а малыш тут же начинает их снимать, взрослый использует этот момент для организации совместных действий: игриво и весело накладывает кубики на тележку, давая ребенку возможность их снимать.

В процессе ухода за ребенком взрослый информационно обогащает бытовые ситуации - такие, как прием пищи, умывание, укладывание спать и т.д. Мама старается сообщать малышу («транслировать») свои намерения, действия, называть предметы, которые ребенок видит у нее в руках. Например: «Сейчас будем кушать. Где наша бутылочка? Где наша ложка? Леша ротик открывает. Вот как хорошо кушает наш мальчик. Смотрит Мишка, смотрит Зайка…

Нет, нет – это для нашего мальчика, для моего зайчика и т.д.».

Мама подчеркивает свое совместное участие и взаимодействие с малышом в достижении положительного результата.

Мама выражает радость и удовлетворение действиями малыша. Если раньше она просто ласкала сына или дочь, то теперь ее ласка приурочена к конкретной ситуации: мама поясняет, за что она его ласкает (хорошо кушает, хорошо собирает шарики в коробочку и т.д.).

Взрослый, изо дня в день повторяя привычные для малыша ситуации, находит все новые и новые поводы для восхищения ребенком.

Мама акцентирует внимание малыша на положительных сторонах их взаимодействия, употребляет много ласковых слов - «молодец», «умница», «хороший», «любимый».

Следует учитывать, что похвала воздействует более результативно, чем порицание, потому что именно похвала расширяет информационное поле общения взрослого с ребенком и его окружающей средой. Именно похвала создает радость «делового» общения, а взрослый выступает гарантом удачи. Малыш учится ориентироваться на эмоциональное отношение мамы к той или иной ситуации.

Потребность в общении с любимым взрослым и привязанность к нему способствуют развитию речевых навыков. Мама должна стремиться насыщать «деловое» общение речью: обращениями к ребенку по имени, ласковыми словами, звукоподражаниями и т.д.

Внимание! С ребенком следует ежедневно проводить специальные речевые занятия. При этом ставится задача вызвать ребенка на «перекличку» - двусторонний речевой контакт на основе подражания.

Малыш пока еще не понимает «взрослый» язык. Он умеет произносить только некоторые звуки. Взрослый, собираясь обучать ребенка подражанию звукам и слогам, должен знать, какие звуки и как малыш произносит.

Это необходимо потому, что в процессе обучения ребенка языку взрослый поначалу пользуется ресурсами «языка» малыша.

При произнесении звука мама стремится побудить ребенка к произнесению этого же звука, при этом малыш должен хорошо видеть ее лицо. Ведь он не только слушает ее, но и смотрит на мамин рот, следит за движениями ее губ.

Примерный вариант речевого занятия

Структура занятия .

Вступительная часть .

Взрослый наклоняется над ребенком, старается сосредоточить внимание ребенка на своем лице. Гладит малютку, интонирует, называя по имени: например, «В-о-о-лоденька», «В-о-лоденька? (с вопросительной интонацией)» и т.д.

Затем делается пауза (15-20 сек.).

Часть 1. «Перекличка».

Мама произносит звуки, подслушанные у ребенка. Пауза (15-20 сек). Если малыш вступил в речевой контакт со взрослым, необходимо сделать попытку повторить его.

Часть 2. Восприятие неречевых звуков - «озвученная игрушка».

Мама показывает какую-нибудь игрушку, например, поющего петушка, лающую собачку, мяукающую кошечку и др. Дает возможность рассмотреть ее, вызывает слуховое сосредоточение малыша на звуках, которые издает игрушка.

Пауза (15-20 сек).

Часть 3. Вторичный показ игрушки.

Игровые действия с нею. Звукоподражания.

Называние игрушки.

Часть 4. Повторение первой части занятия.

Заключительная часть.

Мама исполняет потешку или песенку о показанной игрушке.

Ребенок, овладевший ползанием к 7 мес., на протяжении 8-го месяца научится садиться, ложиться, а также вставать, стоять и снова опускаться, придерживаясь руками за опору.

Малыш осваивает эти движения в основном в процессе самостоятельной игры: он присаживается, опираясь то на одну, то на другую руку; опускается на спинку и затем опять садится.

1. Взрослый учитывает проявившиеся двигательные возможности ребенка, следит за усвоением новых движений и расширяет примерный комплекс гимнастических упражнений

На 8-ом месяце в гимнастический комплекс следует ввести упражнения присаживания.

Цель. Укрепить мышцы брюшного пресса, развить навык садиться.

Присаживание с помощью подтягивания малыша за обе руки.

Исходное положение:

возьмите лежащего на спинке ребенка за кисти рук.

Выполнение:

слегка подтягивая за согнутые в локтях руки, побуждайте ребенка сесть. Повторить 2-3 раза.

Присаживание с поддержкой малыша за одну руку.

Исходное положение:

положите ребенка на спину, фиксируя одной рукой колени ребенка, а другой - придерживая малыша за руку, отведенную в сторону.

Выполнение:

подтягивая малыша за руку и приговаривая: «Садись, садись!», побудите его сесть. Повторить 1-2 раза.

Овладев умением самостоятельно садиться, малыш вначале может сидеть совсем недолго, всего лишь несколько мгновений, но вскоре сидит уже довольно хорошо.

Внимание! Ребенка нельзя сажать насильно, следует «идти» за его навыками, не форсируя их.

2. Взрослый закрепляет умение малыша ползать в разных направлениях, используя различные игровые ситуации.

Примерный вариант занятия на развитие ползания

Цель. Учить ползать быстро и в разных направлениях.

Материал. Игрушки, издающие различные звуки (например, колокольчик, металлофон, бубен, ложки, погремушки, неваляшки и т.д.). Салфетки.

Ход занятия. В разных сторонах комнаты и отведенного игрового пространства разложить игрушки, прикрыв их салфетками.

Мама не показывает игрушку, но при этом звенит ею, раскачивая, например, неваляшку. Это побуждает малыша подползти и заглянуть под салфетку. Затем мама передает игрушку малышу.

В следующей части занятия мама привлекает внимание к предмету под другой салфеткой - например, колокольчику или бубну. Ситуация повторяется.

Старайтесь, чтобы в какую бы сторону ни направился малыш, в конце пути его ожидало то или иное достижение.

Уделяйте внимание развитию движений рук, показывая общий «рисунок» выполнения: захват предмета сверху, сбоку и т.д.

Показатели развития ребенка к концу 8-го месяца

1. Действует с игрушками в зависимости от их свойств (круглые – катает; кубические – кладет друг на друга и т.д.). Занимается долго и разнообразно:

1) выкладывает предметы из емкости путем ее переворачивания (высыпание шариков из коробки и т.д.);

2) кладет в ведерко 2-3 предмета; имеет опыт действий с игрушками, используя полое пространство;

3) открывает (откидывает) крышки с игрушечной кастрюльки, бидончика, коробочек и т.д.;

4) перекладывает предметы из руки в руку;

5) производит действия с игрушками, действуя двумя руками;

6) катает предметы: толкание игрушки от себя, затем – следование за отталкиваемым предметом;

2. Подражает действиям взрослого с игрушками (сжимает, трясет, стучит, отбрасывает, придвигает, переворачивает и т.д.).

3. В действиях с игрушками обнаруживается более развитая моторика пальцев: предметы небольшого размера берет щепотью, более крупные – всей ладонью приемом накладывания сверху.

4. В моменты яркой заинтересованности способен заниматься игрушками от 3 до 5-6 мин.; в случае, если взрослый поддерживает ориентировочную активность малыша личным участием – до 8-10 мин.

1. Обнаруживает привязанность к близким ему взрослым, может выделять среди них наиболее любимого.

2. Чувствителен к похвале взрослого. Улыбкой или хныканьем добивается участия взрослого, просится к нему на руки.

3. Активен в совместных играх со взрослым: «Прятки», «Здравствуй – до свидания!», «Ку-ку!», «Где петушок?» и т.д.

4. Эмоционально отзывчив на настроение взрослого. Способен эмоционально «заряжаться» от взрослого. Радуется веселому разговору с ним, его пению, плясовым движениям.

5. Проявляет интерес к другим детям: наблюдает за их действиями, смеется или лепечет.

Понимание речи.

Заметно расширяется понимание речи взрослого, обращенной к ребенку:

1) на вопрос «где?» поворачивает голову в сторону названного предмета (знакомого и постоянно находящегося в определенном месте);

2) может находить предмет среди двух-трех знакомых ему; (примечание: вопрос о каждом предмете задают несколько раз, делая паузу (5 сек.); ребенок на вопрос «где?» смотрит на названный предмет);

3) слыша свое имя, малыш поворачивается ко взрослому, выжидающе смотрит, подползает или действует по ситуации, заданной взрослым;

4) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия: «Ладушки», «Прятки», «Ку-ку» и т.д.

Подготовительные этапы активной речи.

1. Произносит за взрослым (по подражанию) слоги, наличествующие в лепете.

2. Лепет, в котором присутствуют фонемы родного языка, начинается во многих ситуациях, когда у ребенка возникает повышенный интерес к чему-либо.

Развитие общих движений.

1. Самостоятельно садится: поворачивает голову в сторону игрушки из положения «лежа на боку», затем опирается на руку и садится.

2. Может из положения «сидя» и опираясь при этом на руку самостоятельно поменять положение тела - например, лечь на живот.

3. К концу 8-го месяца овладевает разными способами перехода из одного положения в другое.

4. Придерживаясь руками за барьер, малыш делает попытки самостоятельно встать. Если это движение у него получается, может стоять, держась за опору (1-1,5 мин). Затем опускается на колено, сгибает другую ногу и, придерживаясь, становится на четвереньки или садится.

5. Может повторить вторичный подъем у опоры. Стоит на прямых широко расставленных ногах примерно 1 мин.

6. Делает попытки из положения «стоя» переступать боком, держась за барьер.

Развитие действий руки.

1. Действия руки начинают отличаться своим «рисунком»: рука скользит по поверхности, накрывает предмет сверху и петлеобразно с постепенным опусканием и т.д.

2. Может придерживать руками чашку, находящуюся в руках у взрослого.

Вашему малышу уже восемь месяцев, как много он уже знает и умеет, и как много ему ещё предстоит узнать. В восемь месяцев любопытство малыша становится всё сильнее, он активно познает мир и начинает показывать свой характер.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

65,8-75,6 см.
7,4-10,9 кг.
42,8-48,4 см.
42,2-51,1 см.
64,9-75,5 см.
7,1-10 кг.
41,6-48,0 см.
42,8-49,8 см.

Физическое развитие ребенка на восьмом месяце жизни

За восьмой месяц жизни ребенок набирает в весе 500 - 550 грамм.

Длина тела за этот месяц увеличивается на 2 см. Окружность груди и головы увеличиваются за седьмой месяц на 0,5 см.

К восьмому месяцу жизни у малышей обычно прорезывается около четырех зубов. Это два нижних средних резца (в 6-7 месяцев) и два верхних средних резца (в 8-9 месяцев). Следует помнить, что всё дети индивидуальны и прорезывание зубов может у одних малышей начаться чуть раньше, а других чуть позже, и в этом нет ничего страшного.

Нервно-психическое развитие ребенка в 8 месяцев

Будьте готовы к тому, что восьмимесячный малыш начнет активно проявлять свой характер и проверять родителей на прочность.

Двигательные навыки

К восьми месяцам малыши уже умеют самостоятельно садится и могут сами, без поддержки сидеть в течение нескольких минут.

Умеют вставать, подтягиваясь на руках или цепляясь за бортики кроватки или манежа.

При поддержке взрослого, некоторые малыши, могут делать несколько самостоятельных шагов.

Малыш уже умеет хорошо ползать и благодаря чему многие карапузы пытаются взбираться по лестнице и с легкостью преодолевают небольшие порожки.

Появляется «пинцетный захват», то есть малыш может брать предметы с помощью большого и указательного пальца.

Познавательная деятельность

В 8 месяцев у ребенка возрастает поисковая активность. Малышу очень нравится выкидывать на пол из коляски или кроватки резные предметы и при этом наблюдать на реакцией родителей. Если поднять игрушку и положить ее обратно, рядом с ребенком, то скорее всего она полетит обратно и будьте уверены, малышу не надоест делать это снова и снова. Так он играет с Вами и ему это кажется забавным.

Что умеет малыш в 8 месяцев?

В этом возрасте кроха умеет прочно держать предметы обеими руками, а также перекладывать из одной руки в другую, кидать игрушки и следить за их дальнейшей «судьбой».

В восемь месяцев можно попробовать познакомить ребенка с горшком, при условии, что малыш умеет сидеть. Не стоит ждать, что малышу это сразу понравиться, всё дети по-разному приучаются к горшку. Если ребенку не понравиться, то не стоит настаивать на данном этапе, значит еще не пришло время. Отложите это на 2-3 недели, а потом по-пробуйте снова.

Малышу очень нравятся совместные игры со взрослыми, он с удовольствием играет в прятки, игры-потешки (гули-гули, сорока-белобока, по кочкам- по кочкам и другие).

Хорошо узнает знакомые предметы, даже в перевернутом виде, может отыскать игрушку спрятанную у него на глазах.

Развитие речи в 8 месяцев

Ваш карапуз всё лучше начинает соединять звуки в слоги и повторяет их цепочкой по несколько раз (ма-ма-ма, па-па-па, та-та-та и другие).

Чтобы стимулировать развитие речи, как можно больше разговаривайте с ребенком, употребляйте короткие фразы, чаще повторяйте простые слова. Рассказывайте как мяукает коша, как лает собака, как капает дождик, как звучат те или иные звуки.

Для привлечения внимания малыш всё более активно использует звуки и жесты.

Эмоции

В восемь месяцев у ребенка появляется чувство привязанности к определенному члену семьи, который проводит с ним больше всего времени. Малыш хочет быть только с этим человеком, начинает плакать если теряет его из виду. Не стоит сильно переживать по этому поводу, спустя некоторое время это пройдет и малыш снова будет охотно общаться со всеми родственниками, которых он считает «своими». Психологи называют этот период «точкой отчуждения».

Мимикой малыш может выразить удивление, настороженность, радость, огорчение.

Зрение и слух ребенка в 8 месяцев

К восьми месяцам повышается острота зрения и слуха. Малыш начинает замечать и собирать с поверхности, с пола мелкие крошки и предметы. Совершенствуется бинокулярное зрение, то есть способность смотреть на предмет двумя глазами. Малыш всё лучше различает цвета.

Ребенок поднимает или опускает голову, если источник звука находится выше или ниже уровня его глаз.

Хорошо реагирует на звуки, которые удалены от него на расстояние до 4 метров. Когда слышит посторонний звук, прекращает игру, если ему это в данный момент не интересно, то опять продолжает свое занятие.

Уход за ребенком на восьмом месяце

В восемь месяцев малышу всё интересно, в том числе и физиологические упражнения. Дети любят делать «свои дела» на полу, после чего трогают получившиеся лужицы и кучки. Не ругайте его за это, так он познает мир, постарайтесь рассказать и объяснить ему от куда это взялось и что это не нужно трогать и тем более пробовать.

После того как малыш научился сидеть можно приучать к горшку, но на данном этапе эта процедура носит лишь ознакомительный характер.

На восьмом месяце жизни можно начать учить малыша пользоваться ложкой, пить из чашки или из поильника.

Ночной сон малыша составляет около 11-12 часов, днем, как правило, малыш спит два раза по 2 - 2,5 часа.

Водные процедуры обязательны, карапузу они доставят больше радости, если проводит их в форме игры и с использованием игрушек для ванны. Купать ребенка в этом возрасте можно каждый день или через день, по 10-20 минут.

Так как у малыша режутся зубки тщательно следите за гигиеной полости рта.

Питание ребенка в 8 месяцев

Если малыш уверенно сидит, можно ставить детский стульчик для кормления к столу и приучать ребенка кушать самостоятельно.

В возрасте восьми месяцев режим питания уже принимает определенные очертания, так можно выделить завтрак, обед, полдник и ужин.

Если у мамочки еще есть молоко, то кормление грудью лучше сохранить, хотя бы до года.

Режим кормления пяти разовый с четырех часовым перерывом.

На 7-8 месяце можно вводит третий прикорм, при этом обед, который малыш получал раньше в 18:00 можно перенести на обеденное время взрослого человека 14:00.

Третий прикорм (который малыш будет получать в 18:00) может состоять из нежирного творога, кефира, сухарика, печенья, булочки. Детские кисломолочные продукты вводят в рацион малыша постепенно, начиная с 1 ч.л. и при хорошей переносимости увеличивают их объем до 150-200 мл в день.

Начиная с 8 месяца жизни 1-2 раза в неделю малышу можно давать рыбный фарш вместо мяса. Самостоятельно приготовленную рыбу дают ребенку с овощами в отварном и протертом виде.

После того, когда уже введены все основные группы продуктов, можно уделить внимание разнообразию состава блюд. Вводятся новые, возможно комбинированные продукты, например, не только пюре из различных фруктов и ягод, но и их сочетания с творогом, сливками, крупами.

  • Фруктовые соки - 60-70 мл;
  • Фруктовое пюре - 70 грамм;
  • Творог - 40 грамм;
  • Желток - 1/4
  • Овощное пюре - 170-200 грамм;
  • Молочная каша - 150-200 мл;
  • Мясной фарш - 5-30 грамм;
  • Рыбное пюре - 5-20 грамм;
  • Печеночный фарш - 5-20 грамм;
  • Кефир - 50-150 мл;
  • Сухари, печенье - 5 грамм;
  • Хлеб - 5 грамм;
  • Растительное масло - 3 грамма;
  • Сливочное масло 3-4 грамма.

Примерный рацион питания ребенка в 8 месяцев

6:00 - Грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл

10:00 - Каша (170 грамм), желток куриный 1/4; творог (15грамм), фруктовое пюре (30 грамм), хлеб (5 грамм);

14:00 - Овощное пюре (160 грамм), мясное пюре (40 грамм), фруктовое пюре (30 грамм);

18:00 - Грудное молоко (или адаптированная молочная смесь) или адаптированный кефир - 150 мл; творог(15 грамм); печенье (5грамм);

22:00 - Грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл.

Необходимые обследования в 8 месяцев

Посетите педиатра для оценки физического и нервно-психического развития ребенка. Врач взвесит ребенка, измерит его рост, окружность головы и грудной клетки. Проверит рефлексы, оценит навыки и умения малыша.

Как играть с ребенком в 8 месяцев

Малыши в этом возрасте очень интересуются содержимым шкафов, открыванием и закрыванием дверей, механическими игрушками и мелкими вещами. Нравиться изучать фактуру различных поверхностей (щетка, гладкие предметы, мех, резиновые поверхности и другие).

Малышу нравиться играть с настоящими вещами: телефоном, посудой, одеждой, обувью.

Восьмимесячного малыша увлекут яркие красочные развивающие игрушки. Отлично подходят игрушки, которые можно разбирать, собирать, открывать, закрывать.

Очень нравиться малышу высыпать и вытряхивать содержимое коробок, емкостей и медленно начинать всё это перебирать, рассматривать.

В этом возрасте родителям следует запастись терпением, так как малыш активно познает мир, и пока еще не знает что можно брать, чего нельзя, куда можно залезать, а куда не следует. Вам предстоит не простая задача - с одной стороны дать понять малышу что не всё дозволено, а с другой стороны, не «заглушить» тягу к познанию окружающего мира.

Другая информация по теме


  • Развитие ребенка в 2 года 3 месяца

  • Развитие ребенка в 2 года

  • Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев

  • Развитие ребенка в 3 месяца

Восьмой месяц в жизни малыша знаменуется активным познанием окружающего мира, всё возрастающим любопытством, а также первыми проявлениями характера. Часто родители ощущают тревогу за собственное чадо, которое с каждым днём удивляет своими новыми навыками и постоянно проделывает различные манипуляции с доступными предметами. Ребёнок в 8 месяцев уже не ограничивается привычным режимом, состоящим не только из сна и кормления.

Показатели роста и веса

В первые полгода родители старательно следят за изменениями веса крохи. Это позволяет вовремя исправить недостатки питания. На 8 месяце жизни прибавки веса и роста не такие ощутимые, как раньше. Это связано с тем, что кроха перестаёт только спать и кушать, теперь он больше времени уделяет изучению окружающего мира и активным движениям.

На протяжении всего месяца малыш прибавляет в весе примерно полкилограмма, рост увеличивается не более чем на 2 см. Средние показатели веса составляют 8 – 9 кг, роста – 68 – 71 см.

Если ребёнок набрал чуть меньше или чуть больше, в этом нет ничего страшного, ведь многое зависит от индивидуальных особенностей.

Это же правило касается и появления первых зубиков. Как правило, к последним дням месяца на верхней и нижней челюстях уже красуется по парочке резцов. Если их нет – ничего страшного. Особенно это актуально для недоношенных деток, для которых характерно несколько запоздалое развитие.

Для развития ребенка в 8 месяцев очень важны физические и психические аспекты взросления.

На первом месте – активность

На данном этапе малыш очень много двигается, изучая пространство дома и все предметы, которые попадаются под руку. Но «хотеть», как известно, не значит «мочь». Несмотря на неуёмное желание познать все и сразу, кроху стоит несколько ограничивать в этом процессе с позиции безопасности. Он не должен «покорять вершины шкафов» или лететь головой вниз с дивана.

Итак, что умеет чадо? И мальчик, и девочка могут делать следующее.

  • Самостоятельно ложатся из сидячего положения, а затем снова садятся.
  • Некоторые малыши делают первые попытки вставать на ножки рядом с мебелью с помощью родительской руки или другой опоры.
  • Дети в 8 месяцев уже машут ручкой «пока-пока» или с удовольствием играют в «ладушки». Однако, если кроха никак не хочет проделывать это, принуждать не стоит.
  • Большая часть малышей в таком возрасте прекрасно ползает, умеет поворачиваться.
  • Именно в этом периоде происходит активное формирование мелкой моторики. Карапуз умеет поднимать небольшие предметы двумя пальчиками, перекладывать игрушки из одной руки в другую или бросать вещи на пол, внимательно следя за процессом.
  • Большинство деток в это время уже учатся самостоятельно употреблять питьё из чашки, откусывать и пережёвывать нетвёрдую пищу.
  • Многие малыши могут указывать пальчиком на интересующий их предмет, умеют снимать носочки с ног.
  • Кроха с большим увлечением изучает игрушки и доступные вещи, перекладывает их с места на место, трясёт или ударяет о различные поверхности.

Особенности психического развития

Развитие ребёнка в 8 мес. не перестаёт удивлять родителей. Малыши стараются активно общаться с взрослыми, используя для этого не только крик. Конечно, они ещё не разговаривают, но многое понимают. Постепенно детское лопотание обогащается новыми звуками, а затем и слогами. Рассмотрим основные умения детей, которые наблюдаются на данном этапе:

  • Речь становится всё более понятной ребёнку, поскольку он уже способен на выполнение простых просьб, к примеру, подать или поднять какой-либо предмет.
  • Карапуз внимательно слушает то, что говорят взрослые.
  • 8-мечячный ребёнок испытывает чувство страха от громких звуков. По этой причине не рекомендуется пользоваться шумной бытовой техникой рядом с малюткой.
  • Многие дети узнают себя на снимках, с удовольствием рассматривает собственное отражение в зеркале.
  • Кроха тянется к сверстникам, внимательно рассматривает их и старается «подружиться».
  • Развитие ребёнка в 8 месяцев знаменуется формированием такой черты характера, как целеустремлённость. Если малышу удаётся осуществить задуманное, он улыбается, если нет – огорчается. Для него важны похвалы и одобрение родителей.
  • В это время кроха понимает, что мамой и папой можно манипулировать. Необходимо учить ребёнка тому, что ему можно трогать или делать, а что нельзя. Это очень важно, поскольку установленные правила уберегут малыша от травм, а также не позволят ему нарушать интересы взрослых. Чадо понимает, что такое запрет, и даже может обидеться, однако, нельзя поддаваться и отменять запрещаемое.
  • Правильное развитие в 8 месяцев для ребенка очень важно. Оно, в частности, обязательно включает значительное улучшение зрения и слуха. Если глазки новорождённого изначально слегка косят, то постепенно этот недостаток исправляется. Формируется цветовое различение. Теперь малыш узнаёт предметы, независимо от того, как они располагаются: в перевёрнутом виде, фронтально либо в профиль. Хорошо различаются звуки, источник которых располагается на расстоянии нескольких метров.
  • Как правило, больше времени 8-ми месячный ребёнок проводит вместе с мамой, поэтому очень сильно привязан к ней, капризничает и начинает паниковать, оказавшись без неё в незнакомой комнате.

Способы проверки навыков крохи

Что может делать малыш? Чтобы узнать это, достаточно пройти простой тест, включающий следующие действия:

  • Когда кроха лежит, необходимо показать ему яркую игрушку, приглашая взять её. Малыш должен самостоятельно принять сидячее положение.
  • Если сидящего малыша в 8 месяцев накрыть кусочком ткани, он должен сам снять её с себя.
  • Когда кроха держит в ручке игрушку, дайте ему ещё одну. Ребёнок должен взять предмет свободной рукой.
  • Попросите чадо показать пару знакомых вещей. Малыш делает это пальчиком или просто переводит взгляд.
  • Если мальчик или девочка видят, как родители катают перед ним мячик или укачивают куколку, то начинают повторять увиденные действия.
  • Малыш должен уметь брать маленькие предметы двумя пальчиками: предложите ему взять небольшую игрушку или карандаш.
  • Кроха активно участвует в простейших играх: прятки, ладушки.
  • Попытайтесь забрать предмет, который держит ребёнок. При этом карапуз проявляет сопротивление, отталкивает руку родителей и притягивает к себе интересную вещь.
  • На фотографиях кроха узнаёт знакомые лица родственников, а также себя.

Какие особенности должны насторожить родителей?

Если чадо проходит не все условия теста, паниковать не стоит. Однако следует обратиться к специалисту при наличии следующих признаков:

  • Малыш не проявляет активности: не пытается ползать, вставать на ножки, не переворачивается и не пробует сесть.
  • Не старается взять игрушку из рук мамы или папы, не может держать её или перекладывать в другую ручку.
  • Не произносит никаких звуков.
  • Не может устоять даже при наличии надёжной опоры.
  • Не проявляет эмоций во время игр, прогулок, различных занятий.

Особенности кормления

Для ребенка 8 месяцев развитие и питание тесно связаны. Главенствующее место в детском меню занимает грудное молоко. Многие мамы заменяют два приёма пищи в день подходящим прикормом. Сразу после пробуждения, а также перед сном необходимо всё-таки кормить малыша грудью. В большинстве случаев он продолжает питаться 5 раз в сутки с интервалом в 4 – 4,5 часа.

В качестве прикорма необходимо использовать овощи и сезонные фрукты. Отлично подходят они для добавления в каши, а также для приготовления многокомпонентных пюре.

Всё будет зависеть только от индивидуальных предпочтений и желаний крохи. Важно знать о высокоаллергенной пище, которая противопоказана малышам. К разрешённым продуктам можно отнести следующие:

  • кукурузная крупа, гречка, рис;
  • из овощей: картофель, огурцы, морковка, капуста, кабачки, брокколи;
  • из фруктов и ягод: абрикосы, крыжовник, груши, зелёные яблоки, бананы, персики, белая черешня.

Ребёнок 8 месяцев не должен употреблять в пищу такие продукты:

  • помидоры;
  • шоколад;
  • ягоды красного цвета;
  • сладости;
  • копчёное и солёное;
  • цитрусовые.

Развитие и питание малыша тесно связаны между собой. Если прикорм вводится в режим кормления с полугода, то к началу 9-го месяца рацион станет уже довольно разнообразным.

Питание недоношенных карапузов будет несколько отличаться, в 6 месяцев их организм ещё не готов к прикорму, вводить его необходимо на месяц позднее. По этой причине малышу на данном этапе не стоит употреблять дополнительную пищу.

Какие игры подходят крохе?

Для нормального развития 8-месячного ребенка необходимо заполнять его досуг подходящими играми

  • Многих детей привлекают вещи, которыми пользуются родители, поэтому можно позволять им возиться с кастрюльками, контейнерами из пластика, ложками.
  • Делая простые движения перед малышом, приглашайте его повторить их. К примеру, хлопайте в ладоши. Затем повторяйте за малышом его движения. Этот простой развивающий приём не только разнообразит общение с ребёнком, но и расширит его физические способности.
  • Устройте с карапузом небольшой домашний концерт. Расставьте перед ним кастрюли и миски, дайте ложку или палочку и покажите, как можно «играть».
  • Совместно с крохой постройте пирамидку из игрушек или кубиков, а затем разрушьте её при помощи броска мячика.
  • Девочке в 8 месяцев можно предложить для игры куколку, показать, как её можно укачивать или «кормить».
  • Ближе к концу месяца кроха научится играть в мячик, перекатывая его с места на место.
  • Сегодня в продаже имеется немало интересных игрушек, помогающих как развивать, так и развлекать кроху.

Несмотря на то, что карапуз в восемь месяцев прекрасно ползает и проявляет активность, стоит почаще брать его на руки, поскольку это способствует нормальному развитию психики малыша. Важно правильно произносить слова, обращаясь к ребёнку, без сюсюканья и искажения слов. Необходимо позаботиться об умственном развитии крохи, чему способствуют разговоры и чтение сказок.

Каждый карапуз – это формирующаяся личность со своими особенностями и чертами характера, не стоит принуждать его делать то, чего ему не хочется.

В восемь месяцев ваш малыш уже не похож на пухленького младенца. Теперь он скорее напоминает «большого» ребенка. Продолжается его физическое, эмоциональное, социальное развитие. Разумеется, вас интересует, что должен уметь ребенок в 8 месяцев.

Двигательные навыки карапуза

Малыш становится все активнее, уверенно идет его физическое развитие. Вот небольшой перечень того, что умеет ребенок, когда ему исполняется восемь месяцев:

  1. свободно переворачивается со спины на живот, с живота на спину в любую сторону;
  2. встает на четвереньки;
  3. ползает по-пластунски;
  4. умеет садиться и сидеть;
  5. из положения «стоя» падает на попу;
  6. большинство детей в этом возрасте ползают на четвереньках.

Также к этому возрасту ребенок приобретает следующие навыки:

  • В восемь месяцев малыш ползает по всему дому, причем делает это довольно быстро.
  • В восемь месяцев малыши встают у опоры, некоторые умеют передвигаться вдоль дивана или манежика приставным шагом. Подробнее о том, когда ребенок начинает ходить >>>

В этом возрасте проявите особую бдительность: так как в это время кроха цепляется за все, что попадается ему под руку. В этом возрасте детки часто хватаются за края скатерти и опрокидывают на себя все, что стоит на столе.

Проследите за тем, чтобы в зоне досягаемости малыша были только безопасные и хорошо закрепленные предметы, которые он может использовать в качестве опоры.

  • В восемь месяцев идет развитие опорно-двигательной системы крохи. Позвоночник уже достаточно окреп, и малыш может самостоятельно сидеть с прямой спиной в течение примерно десяти минут. Если кроха еще не садится сам, присаживать его не рекомендуется; значит, его мышцы и косточки еще не готовы к этой позе. Читайте, чтобы узнать, когда ребенок начинает сидеть >>>
  • Продолжается развитие мелкой моторики. В восемь месяцев малыш уже использует большой и указательный палец, чтобы захватывать мелкие предметы. Брать игрушки и перекладывать их из одной ёмкости в другую – это то, что должен делать ребенок, с седьмого по восьмой месяц очень важно уделить внимание развитию этого умения.

Важно! Следите, чтобы малыш не брал в рот небольшие детали, пусть во время занятий он постоянно будет под вашим присмотром.

Физическое развитие ребенка в восемь месяцев может доставить вам немало хлопот. Нужно постоянно следить за малышом, обеспечить безопасность места, где он проводит основную часть времени.

Также новые навыки могут сильно испортить сон ребенка. в 8 месяцев ребенок может начать долго укладываться на сон, засыпать со слезами, а ночью переворачиваться и ползти с закрытыми глазами. Будьте внимательны, чтобы ребенок не упал с кровати, если спите совместно с ребенком.

Могут появиться длительные зависания на груди, либо частые ночные пробуждения. Мамы пишут мне это такими словами, что «ребенок висит всю ночь на груди» или «он просыпается каждый час и чтобы заснуть ему вновь нужна грудь». Это утомляет и вы можете чувствовать себя не выспавшейся.

Самое время скорректировать сон ребенка по методикам интернет-курса Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний>>>

Уберите мелкие, острые предметы, поставьте заглушки на розетки, мягкие уголки на мебель, и ваша жизнь станет спокойнее и приятнее.

Физическое развитие недоношенного ребенка в восемь месяцев немного отстает от деток, произведенных на свет вовремя. Такие малыши встают на четвереньки, пробуют сидеть. В психическом плане торопыжки в этом возрасте почти не отличатся от детей, родившихся в срок.

Психика восьмимесячного малыша

Психическое развитие ребенка в восемь месяцев проходит через важный рубеж; иногда его даже называют кризисом. Своего пика достигает страх «отделения» от мамы. Малыш очень болезненно воспринимает даже недолгое расставание с вами.

подробнее о страхе расставания и почему ребенок не хочет слезать с ваших рук, смотрите в интернет-курсе «Мама, не уходи! » - как правильно расставаться с ребенком?

Ситуация усугубляется тем, что детки проявляют повышенную осторожность в общении с другими людьми: боятся незнакомцев; могут не согласиться идти на руки к папе.

Не стремитесь перебороть ребенка, или игнорировать его страх разделения. Это очень нужный возрастной этап.

Особенности развития и воспитания ребенка до года вы узнает из интернет-курса Мой Любимый Малыш >>>

Вы научитесь различать каприз от потребности, поймете, почему ребенок просится к вам на ручки, а также сможете высыпаться и успевать все по хозяйству. Этот курс - энциклопедия молодой мамы.

Особенности развития ребенка этого возраста состоят в том, что в восемь месяцев кроха стремится повторить все то, что делают родители. Используйте это время с пользой!

Вот список того, чему можно научить малыша, только лишь подавая ему пример:

  1. надевать и снимать шапочку (естественно, что это будут подражательные движения. О самостоятельном качественном одевании мы здесь не говорим);
  2. доносить ложку с едой до рта;
  3. пить из чашки. Если вам п.2 и 3 кажутся нереальными, значит вы еще не посмотрели интернет-курс Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку. Дети успешно обходятся без поильников и бутылочек, а начинают пить сразу из чашки;
  4. хлопать в ладоши;
  5. махать ручкой (приветствие и прощание);
  6. включать музыкальную игрушку.
  • В восемь месяцев малыш хорошо понимает многие слова и реагирует на просьбы. При нормальном развитии психики ребенок может показать игрушку, о которой его спросили. «Где мяч?», «Где пирамидка?».
  • Психомоторное развитие ребенка в восемь месяцев идет в тесной связке с физическим развитием руки, кистей и пальцев. Если малыш возьмет в каждую ручку по игрушке, а вы протянете ему третью, то он положит одну из тех, что держит в руках, и возьмет вашу.
  • Малыш уверенно бросает различные предметы. В восемь месяцев одна из самых любимых игр – находясь в кроватке, выбрасывать оттуда игрушки. Карапуз внимательно следит, как летит игрушка и куда она упала. Причем взрослый обязательно должен вернуть игрушку обратно в кроватку.

Интересно! Эта игра – один из путей развития доверия крохи к окружающему миру. Малыш понимает, что куда бы ни упала игрушка, она вернется обратно. Через это занятие преодолевается страх расставаний и закладывается умение попросить помощи.

В восемь месяцев ребенку интересны самые разнообразные игры; если вам трудно сориентироваться, что кроха должен уметь, видео с подсказками для молодых родителей, которое мы для вас подготовили, исправит эти пробелы.

Смотрите в моем видеоуроке подробнее о развитии малыша в 8 месяцев:

Речевое развитие малыша: первые слова

В восемь месяцев ребенку уже легче дается анализ; соотносить свои действия и происходящие события – это то, что должны уметь и мальчики, и девочки. Возможно, именно сейчас дети порадуют родителей первым «словом».

  1. Малыш знает, как позвать своих родителей, и тянет «ма-ма-ма», когда голоден или устал, и «па-па-па», когда хочет пообщаться с папой. Если эти буквосочетания всегда обозначают у карапуза одно и то же, то примите поздравления!
  2. Малыш уже хорошо понимает многое из того, что говорят взрослые. Расширяйте его словарный запас: рассказывайте обо всем, что окружает кроху, комментируйте свои действия.

Хорошим подспорьем для родителей являются книжки с картинками. Опишите все, что малыш видит, можно даже придумывать по каждой из иллюстраций небольшую историю в несколько предложений.

  1. В этом возрасте для маленького человечка очень важна стабильность, поэтому он любит слушать одно и то же много раз подряд и каждый день. Не удивляйтесь, если карапуз будет постоянно указывать вам пальчиком на одну и ту же книжку, просто прочитайте ее еще раз, это действительно необходимо для него.
  2. Маленьким детям очень нравятся стихи. Они любят их за мелодичное звучание и ритм. Удобно выучить некоторые из них наизусть и читать малышу в машине или в очереди в поликлинику. Услышав привычные строчки, детки обычно успокаиваются.

Когда исполняется восемь месяцев ребенку, наступает непростое время: очень сильно расширяется список того, что должны уметь девочки и мальчики. Занимайтесь с малышом, дарите ему больше своего внимания, и вы получите огромное удовольствие от его успехов!

Первый год жизни ребенка - время непростое, одновременно счастливое и нервное для мам и пап. Младенец меняется на глазах, ему предстоит очень многому научиться, чтобы в итоге превратиться в веселого, здорового "годовасика". Переломная веха второго полугодия в развитии ребенка - 8 месяцев. Что должен уметь малыш в этом возрасте? Давайте поговорим об этом.

Развитие ребенка в 8 месяцев: рост и вес

Данные показатели зависят от целого ряда факторов: наследственности, индивидуальных особенностей, рациона питания. Тем не менее, можно говорить об окончании периода бурного физического развития. Вес ребенка на 8 месяце увеличивается в среднем на 400-500 г и колеблется между 8-9 кг. При этом допустимы отклонения на 1 кг. Обычно мальчики крупнее, девочки - более миниатюрные.

При правильном развитии ребенка 8 месяцев рост увеличивается на 1,5-2 см. Мальчики вырастают до 66,5-73 см. Девочки немного отстают: их рост колеблется от 66 до 72 см.

Физическое развитие и режим дня

Если ваш малыш гиперактивен - это абсолютно нормально. Для мамы наступают непростые времена, так как ребенок теперь может бодрствовать 5-6 часов, и все это время он исследует окружающий мир. Ночной сон должен составлять не менее 8 часов. Днем грудничок спит два раза по 1,5-2 часа. Правда, некоторым деткам хватает и 40 минут. Можно укладывать малыша 1 раз, но тогда он должен спать около 4 часов.

Питается ребенок 5 раз в сутки, промежутки между кормлениями составляют 4 часа. Дважды в день с крохой надо гулять. Если при этом младенец бодрствует, активно общайтесь с ним, обращайте внимание на интересные звуки, предметы, запахи. Приучайте к качелям, это полезно для развития вестибулярного аппарата. Найдите площадку, где гуляет много молодых мамочек. Деткам нравится разглядывать и трогать друг друга, вместе возиться с игрушками.

У многих ребятишек уже режутся зубки. В 8 месяцев младенец может иметь по 2 передних резца на верхней и нижней челюстях. Обязательно приобретите игрушки-прорезыватели. Почесать десны можно также сухариком, кусочком яблока. В поликлинике вам могут посоветовать специальные мази или гели для снятия воспаления.

Питание

Развитие и питание ребенка 8 месяцев тесно связаны. Малыш должен получать достаточное количество витаминов и микроэлементов. Грудное вскармливание в этом возрасте не следует прекращать, но доля маминого молока составляет лишь одну треть от всего объема, съедаемого за день.

Ребенок уже знаком с молочными кашками (гречка, овсянка, кукуруза, рис, манка), с овощными и фруктовыми пюре, творогом, кефиром, соком. Пришла пора вводить в рацион мясо. Выбирайте нежирные сорта: курицу, индейку, кролика. Так как малыш только учится жевать, мясо измельчается в крошку и подмешивается к овощному пюре. Еще один хороший вариант - супчики на мясном бульоне.

К концу 8 месяца можно познакомиться и с нежирной рыбой (хек, минтай, судак). Их отваривают, измельчают в блендере, очистив от костей, приправляют молоком, растительным маслом, смешивают с картофельным пюре. Рыба должна появляться на столе 2 раза в неделю. Фосфор очень полезен для ребенка 8 месяцев.

Развитие и питание неразделимы, поэтому приучайте кроху мыть руки перед едой, пить из чашки. На время еды убирайте со стола книжки и игрушки. Вот как должно выглядеть меню малыша:

  • первое кормление - молоко;
  • завтрак - каша, пол желтка, морс или сок;
  • обед - суп или овощное пюре с мясом, компот;
  • полдник - творог, фруктовое пюре или молоко;
  • ужин - молоко или кефир.

Двигательные навыки

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев? Развитие протекает нормально, если малыш:

  • переворачивается с боку на бок, со спины на живот и обратно;
  • садится и ложится по собственной инициативе;
  • активно ползает;
  • встает, держась руками за опору;
  • передвигается вдоль стенки кроватки;
  • переступает, когда взрослый придерживает его под мышки;
  • берет игрушки в обе руки.

Для младенца важно освоить динамичные действия. Учите его садиться, а не сидеть, вставать, а не стоять на одном месте. Привлекая внимание к игрушке, побуждайте доползти до нее, дойти, держась за опору. Чем больше ползает ребенок, тем лучше. Ловите мячик, ищите предмет, который мама спрятала под платок и поставила на расстоянии 2 метров от грудничка. Детки очень любят "догоняшки", когда взрослый пытается поймать уползающего кроху, а затем целует его, щекочет или подбрасывает вверх.

Мелкая моторика

Настоящая революция происходит в развитии ребенка 8 месяцев. Что должны уметь крохотные пальчики? Именно сейчас они овладевают двумя захватами:

  • пинцетным (большой и указательный палец смыкаются, захватывая предмет);
  • щипковым (соприкасаются только подушечки пальцев).

Если раньше малыш брал предметы всей ладонью, теперь он действует более избирательно. В этом возрасте давайте ему ленточки, яркие шнурки. Вытягивайте их из ручек ("смотри, уползает!"), побуждая кроху удерживать убегающий предмет пальчиками. Играйте с лоскутками ткани разных фактур. Складывайте мелкие предметы в бутылку через горлышко. Ведерко наполните мелкими игрушками, научите ребенка высыпать их: "Бух! Упали!". Затем все сложите обратно.

Учите кроху надевать и снимать колечки от пирамидки, играйте с вкладышами, прячьте машинку в "туннеле" (перевернутая коробка с отверстием) и просите вытащить ее, потянув за тесемку. Следите, чтобы игрушки имели разную форму, фактуру, цвет. Это - залог успешного сенсорного развития малыша.

Эмоциональное и социальное поведение

В этом возрасте начинается важный виток развития. Что умеет ребенок в 8 месяцев? У него активно формируется привязанность к близким людям, и особенно - к маме. Малышу необходимо чувствовать себя любимым. Он очень болезненно реагирует на ссоры в семье, на расставание с мамой. Поэтому не ругайтесь при нем, общайтесь в позитивном тоне, не оставляйте одного надолго.

Дети очень хорошо отличают "своих" и "чужих", чувствуют отношение к себе нового человека. Часто незнакомцы пугают младенцев. Помогите им освоиться, находясь рядом. Если человек настроен дружелюбно, ребенок вскоре согласится поиграть вместе с ним, пойдет на руки.

Наконец-то, малыши начинают понимать слова "нет", "нельзя". Они радуются, если их хвалят, и обижаются, когда ругают. Управлять своим поведением грудничок только учится. Поэтому в этом возрасте эффективнее, чем запрет.

Еще одно новшество - появление "делового" общения. Ребенок подражает действиям взрослых. Он катает мяч, берет в руки ложку, копирует движения, слушая потешку. С удовольствием выполняет просьбы: "дай", "возьми", "покажи" и др.

Развитие речи

У младенцев активно пополняется пассивный словарный запас. Они знают названия знакомых предметов, показывают их в ответ на вопрос "где?", откликаются на свое имя. Важно постоянно разговаривать с малышом, давая ему время для ответа, комментировать происходящее, рассматривать картинки в книжках.

Наличие усложняющегося лепета - признак правильного развития ребенка в 8 месяцев. Девочки при этом обычно болтливее мальчиков. Малыши произносят сначала слоги ("ма", "га", "де"), потом цепочки слогов с разной интонацией. К концу месяца возникнут сложные сочетания: "ата", "ама". В речи могут проскальзывать такие долгожданные "мама", "папа", "баба", но ребенок еще не наделяет их соответствующим значением. "Мамой" может стать любой человек, склонившийся над кроваткой.

Повторяйте за малышом его слоги с разной интонацией. Здоровый ребенок вступит в диалог, будет копировать новые звуки вслед за взрослым.

Полезные игры

Учеными доказано, что всевозможные развивающие передачи для младенцев не способствуют развитию речи. Детям нужен контакт с близкими взрослыми. Познакомьте малыша со следующими играми:

  • "Где?". Ищите в зеркале маму, папу и ребенка. В комнате найдите знакомые предметы, четко и медленно произнося их названия: "Где киса мяу-мяу? Вот она! Где машинка би-би? Найди скорее!". Выбирайте те звукоподражания, которые ваш малыш может произнести.
  • "Речевые попрыгушки". Сядьте на фитбол или диван, держа кроху на руках. Подпрыгивайте, повторяя различные слоги: "Гоп-гоп. Та-та-та. Ду-ду-ду. Тпру-тпру. Му-му". Делайте паузы, чтобы ребенок мог произнести их вслед за вами.
  • "Песенка". Напевайте любую мелодию, гремя в такт погремушкой. Затем спрячьте игрушку за спину. "Ой, нет погремушки! Ванечка, где погремушка? Вот она!". Снова исполните песенку, напевая один слог. Выберите тот, который доступен малышу. В конце спрячьте погремушку. Игра продолжается, пока младенец не устанет.

в 8 месяцев

В этом возрасте младенцы начинают пользоваться жестами. Они машут ручкой, когда им говорят "пока-пока", трут глазки при слове "спать". Если малыш хочет какой-то предмет, он способен показать это. Многие дети пробуют манипулировать взрослыми, проверяя их на прочность.

У малышей активно развивается память. Если их отвлечь, они смогут вернуться к прерванной игре. На следующий день ребенок воспроизводит понравившуюся забаву, помнит, на какую кнопочку надо нажать, чтобы машинка замигала фарами. Разглядывая фотоальбом, он узнает членов семьи.

Совершенствуется пространственное мышление. Дети различают знакомые предметы на расстоянии, повернутыми в профиль, расположенными вверх ногами. Им нравятся игрушки, которые можно разложить на части. Хорошим подарком станут матрешка, пирамидка, крупные конструкторы, кубики.

Всем детям нравятся повторяющиеся игры, когда они выбрасывают мячик из кроватки или рушат башенку из кубиков десятки раз. Так младенцы учатся прогнозировать результаты того или иного действия.

Девочки и мальчики: есть ли разница?

Ученые уверяют, что половые различия оказывают влияние на развитие ребенка. Девочки в 8 месяцев осваивают навыки ходьбы, активно лепечут, хорошо различают эмоции других людей, чаще смотрят человеку в лицо.

Мальчики в это время только учатся вставать, отстают в речевом развитии, хуже распознают эмоции. Зато они активнее перемещаются по квартире, предпочитают шумные игры, проявляют интерес к исследованию окружающих предметов. Им нравятся механические игрушки, конструкторы.

Согласно исследованиям, мальчики больше привязаны к матери, острее переживают расставание с ней, легко раздражаются. Девочки спокойнее, быстрее реагируют на утешающее воркование, но при этом чаще пугаются громких звуков. Безусловно, к этим утверждениям надо относиться с долей здорового скептицизма. Ведь каждый ребенок - индивидуальность.

Тревожные признаки

Однако есть симптомы, которые нельзя списать на особенности индивидуального развития. Ребенок в 8 месяцев нуждается в срочной помощи, если:

  • Вы не замечаете у него физической активности. Такие малыши не пытаются перевернуться, сесть, встать на ножки.
  • Нет интереса к игрушкам. Младенец не берет их в руки, отказывается играть вместе с мамой, капризничает.
  • Отсутствует лепет, нет попыток произносить слоги, подражать взрослым.
  • Лицо крохи не выражает эмоций.
  • Грудничок не узнает родных, пугается их.

Такое поведение может свидетельствовать о серьезном отставании в развитии. Причиной может быть как заболевание нервной системы, так и эмоциональная травма.

Развитие ребенка в 8 месяцев во многом зависит от микроклимата в семье. Постоянно общаясь с младенцем, наблюдая за ним, вы вовремя заметите отставание и быстро скорректируйте его.