Кризис одного года и его проявления. У ребёнка кризис первого года: наставления родителям

С момента появления новорожденного ребенка в семье прошло почти 12 месяцев, малыш подрос, у него появились дополнительные варианты поведения и черты характера. Взрослеющий малыш становится нервным, капризным, чаще отказывается от приема пищи и сна, плачет по поводу и без, и тем самым вводит в недоумение своих родителей.

Если раньше мама и папа могли себе позволить уложить ребенка спать и заниматься повседневными делами, то к 1 году задача усложнилась. Упомянутые поведенческие реакции связаны с так называемым кризисом первого года жизни малыша, который чаще всего берет свое начало у детей старше 9 месяцев.

Продолжительность такого состояния варьируется от 5 до 7 месяцев. Для того чтобы понимать как вести себя с ребёнком в таком состоянии, родителям необходимо ознакомиться с причинами формирования психологических изменений.

Причины

В течение первого года жизни в организме новорожденного малыша происходят интенсивные психосоматические изменения, которые влияют на поведение и реакции на те или иные события. Для ребенка в возрасте 1 года открываются новые перспективы.

Теперь он может изучать предметы на ощупь, брать их в ручки и рассматривать вблизи, а также сравнивать с другими окружающими предметами. Период до 12 месяцев характеризуется интенсивным развитием детского организма, как в физическом плане, так и в интеллектуальном.

Получение навыков сидения и ходьбы означает для малыша обретение самостоятельности, которую он пытается реализовать всеми возможными способами. Именно осознание самостоятельности является основной причиной кризиса первого года жизни ребенка.

Когда родители изъявляют желание поддержать своего малыша во всех его начинаниях, у ребёнка срабатывает реакция протеста, которая еще больше усугубляет непонимание между ребенком и его родителями. Большой ошибкой родителей является силовое решение проблемы, когда капризы и любой отказ малыша подавляют при помощи криков и шлепков. Данное поведение неприемлемо, и влечет за собой серьезные психологические последствия для детского организма.

Симптомы

С момента появления грудничка на свет в его организме запускается целый каскад адаптационных реакций, которые помогают новорожденному приспособиться к условиям окружающей среды. Вступая в этап психологической перестройки, ребёнок становится плаксивым, капризничает по любому поводу, проявляет непослушание. В качестве отличительных признаков данного состояния выделяют:

  • Появление ранее не характерной для ребёнка обидчивости. Если малыш стал обижаться на каждое слово и безобидное действие, то, скорее всего, речь идет о наступлении кризиса первого года жизни;
  • Нежелание выполнять наставление родителей. Ребёнок научился и , а значит он уверен, что просьбы родителей для него неактуальны;
  • Резкая смена настроения. Такой ребёнок может сначала пнуть ножкой, а потом подбежать и начать обнимать. Подобная эмоциональная лабильность связана с психологической перестройкой детского организма;
  • Желание постоянно находиться возле мамы. Такое поведение вовсе не является прихотью для ребёнка, так как у малыша на уровне подсознания зарождается страх перед утратой близких людей;
  • Требование повышенного внимания к себе. Как только родители переключают свое внимание на другие объекты, ребёнок начинает плакать, капризничать и всем своим видом пытаться переключить центр внимания на себя.

Как вести себя с ребёнком

Специалистами в области педиатрии и детской психологии были разработаны ключевые методики, помогающие родителям справиться с кризисом первого года жизни без ущерба для детского организма. Прежде всего, советуют не идти на поводу у детских капризов.

Категорически запрещено реагировать на неадекватное поведение малыша агрессией и физическими действиями. Для того чтобы коррекция психологического состояния прошла мягко и без последствий для самосознания грудничка, медицинские специалисты рекомендуют придерживаться таких правил:

  1. Не отказывать ребенку в реализации тех инициатив, которые у него возникают в процессе развития. Если малыш изъявляет желание выполнить ту или иную функцию самостоятельно, то родителям стоит поддержать малыша;
  2. Осуществлять выборочный запрет. С точки зрения психологии, тотальные запреты приводят к угнетению ребенка как личности и развитию у него комплекса неполноценности. Правильной тактикой со стороны родителей будет ознакомление малыша с теми правилами, которые принято соблюдать внутри семьи и в обществе;
  3. Отказаться от насильственного кормления. Когда ребенок начнёт испытывать чувство голода, он самостоятельно даст об этом знать. Категорически запрещено давить на него психологически, угрожать и шантажировать;
  4. Постараться быть с малышом друзьями. Научно доказано, что находясь в дружественных отношениях с мамой и папой, дети преуспевают в интеллектуальном развитии и не имеют проблем с осознанием чувства собственного я. Принудительное общение с ребёнком ещё никогда не заканчивалось положительно;
  5. Прислушиваться к тревогам и проблемам ребёнка. Если мама видит, что малыш чем-то обеспокоен, то ей нужно аккуратно пойти ему навстречу, поговорить с ним, успокоить и предложить совместное решение насущной проблемы;
  6. Разговаривать с ребенком как можно чаще. Понимание многих вещей у ребенка напрямую зависит от родителей. Если малыша интересуют те или иные детали, то его родителям важно общаться с малышом на интересующие его темы. Таким образом, у грудничка формируется социальная адаптация, улучшается речь и произношение многих слов, а также происходит улучшение психологического контакта с мамой и папой.

Если малыш не перестает капризничать и плакать, то его следует оставить на короткий промежуток времени в одиночестве. Когда годовалый ребёнок остаётся наедине с собой, то его внимание переключается на другие занятия, и плакать ему становится неинтересно.

Чего нельзя делать

Для того чтобы исключить ошибки при ведении диалога с годовалым ребенком, медицинские специалисты в области детской психологии и педиатрии советуют родителям обратить внимание на свое поведение, которое нередко бывает недопустимым. При общении с малышом, который находится на этапе психологического кризиса, нельзя совершать такие действия:

  • Лишать ребёнка возможности почувствовать себя самостоятельным. Такие дети в процессе взросления формируются как инфантильные личности, неспособные к принятию решений и достижению каких-либо жизненных целей;
  • Показывать собственное превосходство, психологическую и физическую силу. Важно помнить, что ребёнок не всегда будет меньше и слабее, а его угнетение в столь ответственный период повлечет за собой развитие психологической травмы и агрессии;
  • Вести разобщенную систему воспитания. Получив запрет от одного из родителей и разрешение от другого, у малыша может сформироваться неправильное мировосприятие, которое впоследствии приведет к расстройствам личности;
  • Бросать все дела и реагировать на первый крик и каприз ребенка. Если родители потакают капризам малыша, то в его голове формируется четкое понимание того, что он имеет психологические рычаги давления на маму и папу, что крайне нежелательно.

Для того чтобы воспитать ребёнка здоровой и социально-адаптированной личностью, родителям необходимо следить за собственным поведением. В возрасте 1 года и старше дети склонны копировать модель поведения своих родителей. В присутствии малыша не следует выяснять отношения и ругаться нецензурной бранью.

Важно! Родителям малыша не следует бояться, так как психологический кризис у годовалого ребенка является естественным процессом, с которым сталкивается каждый ребёнок. Для некоторых семей этот процесс протекает малосимптомно, а для некоторых проблема стоит остро и болезненно. Во всяком случае мамам и папам не нужно впадать в панику и бояться каких-либо последствий. Внимательное и уважительное отношение к своему малышу является залогом безболезненного и мягкого выхода из психологического кризиса.

Как известно, после долгой бури наступает штиль. Когда малыш совместно с родителями выходит из столь трудного периода, в его голове формируется самосознание и восприятие окружающего мира. Он продолжает развиваться физически и интеллектуально, осваивать новые навыки взаимоотношения с людьми и способы преодоления тех или иных трудностей.

Если молодые родители сумели достойно пережить этот отрезок времени, то их вознаграждением за труды становится психологическая стабильность и гармония во взаимоотношениях с подрастающий малышом. Аналогичного мнения придерживается известный специалист в области педиатрии доктор Комаровский, который рекомендует запастись терпением и не оказывать давление на подрастающего малыша.

Кажется, что малыша словно подменили: ни с того ни с сего слезы, капризы и протесты по малейшему поводу, нарушился без видимых причин сон… Что случилось с крохой? Не тревожьтесь, все идет по плану, намеченному природой, ведь, скорее всего, именно сейчас ваш ребенок переживает кризис одного года.

Что такое кризис 1 года у ребенка?

Кризис 1 года - это не что иное как переходный возраст крохи от младенчества к раннему детству. И наступает он тогда, когда малыш впервые начинает осознавать свое «я». То есть, если раньше, будучи младенцем, ребенок не отделял себя от окружающего мира и, в первую очередь, от мамы, то теперь он стал ощущать себя личностью, которой свойственны собственные мнения и желания.

Этот важнейший психологический процесс неразрывно связан с физическим развитием ребенка. Он пополз, затем встал на ножки, потом сделал свои первые шаги - обрел физическую независимость от взрослых. И получив ее, кроха хочет двигаться в нужном ему, а не родителям, направлении. Хочет изучать то, что интересно ему, а не то, что считает нужным для его воспитания мама.

При этом ребенок еще, конечно, слишком мал для того, чтобы разобраться в себе и донести до взрослых все то, что сейчас происходит в его сознании (а это настоящая революция!). Он не владеет аргументированной для корректной демонстрации своей воли (хочу это, не хочу то) и пояснения своих целей (мне нужна эта вещь по такой-то причине). Но как-то же объясняться надо! Вот ребенок и объясняется доступными ему способами: кричит, плачет, отвергает.

Бояться кризиса не стоит - это абсолютно нормальное явление. Более того, кризис 1 года и его бурное внешнее проявление явное свидетельство того, что процесс формирования личности крохи проходит правильно.

Маленькому капризуле можно помочь легче справиться с кризисом, порадовать его необычными новыми покупками, купите в Мамином Магазине:

  • для спокойного отхода ко сну;
  • , которые так любят малыши;

Когда наступает кризис одного года?

Ошибочно полагать, что кризис наступает строго в тот день, когда малышу . У каждого ребенка свое время. Но, по наблюдениям психологов, чаще всего детки сталкиваются с кризисом в возрасте от 9 до 18 месяцев.

Как долго длится кризис - еще один вопрос, на который нет единого для всех малышей ответа. Кто-то переживает кризис за месяц, а кому-то может потребоваться полгода и даже год. Здесь очень многое зависит от , психологической обстановки в семье, реакции родителей. Взрослым крайне важно помочь ребенку пройти этот непростой в его жизни момент. Увидеть положительные стороны происходящего и, конечно, поддержать малыша, отнестись с терпением и пониманием к изменению его поведения и привычек.

Как проявляется кризис 1 года?

Признаков, характерных для кризиса, несколько.

  • Противоречивость и непоследовательность.

Данил (13 месяцев) собирается на прогулку. Собирается охотно, ведь на прогулке он будет кормить голубей! Но вдруг в один момент мальчик категорически отказывается одеваться (за окном зима, отправиться налегке не выход из ситуации), стучит ножками, плачет, стягивает шапку, варежки. При этом на вопрос мамы: «Ты не хочешь идти гулять?», сквозь рев отвечает: «Гуля!» (голубь). То есть кормить птиц Данил хочет, но собираться и выходить на улицу - нет.

  • Обиды, агрессия.

Маша (18 месяцев) играет с конструктором. Одну деталь никак не может соединить с другой. В результате, детали с силой разбрасываются по комнате, ломается и все то, что уже было удачно построено.

  • Упрямство, настырность.

Лиза (10 месяцев) дает маме куклу по имени Бу. Мама берет куклу, Лиза кричит: «Бу, Бу, Бу!». Мама: «Да, доченька, это твоя куколка Бу». Лиза продолжает кричать имя куклы. Мама проговаривает то, как выглядит кукла, какая она красивая, как нарядно одета, вот ее глазки-ручки-ножки. Крик «Бу!» становится все громче. Мама предлагает вместе покормить Бу. Крик дочки только нарастает. Так продолжалось до тех пор, пока мама не догадалась начать говорить с Лизой от имени Бу высоким «кукольным» голосом.

  • Непослушание.

Саша (15 месяцев) во время прогулки с большими уговорами зашел вместе с бабушкой в магазин. Покупки были сделаны быстро, но выйти из магазина оказалось еще сложнее - ребенку хотелось ходить туда-сюда в прикассовой зоне, расталкивая покупателей. Уговоры бабушки встречались сначала весельем (мол, игра такая я убегаю, ты догоняешь), затем - слезами и громким криком-протестом.

  • Нетерпимость к замечаниям.

Маша (18 месяцев) гладила кошку. Потом дернула кошку за хвост. Замечание мамы о том, что кошку обижать нельзя - ей больно, спровоцировало очередное дергание животного за хвост и обиду на маму.

  • Капризность.

Всегда отличающийся хорошим аппетитом Никита (14 месяцев) стал крайне разборчив за столом. Те блюда, которые раньше он ел с удовольствием, теперь могут быть отвергнуты (нередко переворачивается тарелочка вместе с содержимым), взамен требует только хлеб.

  • Отстаивание своего.

Сюжет, когда дети на площадке делят одну игрушку, наверняка, знаком всем мамам. Что происходит? А вот что. Один малыш кричит «дай», отстаивая свой интерес к конкретному объекту. Другой же, крепко вцепившись в игрушку, демонстрирует осознание своих личных границ и нежелание отдавать то, что считает своим продолжением (примерно до 3 лет дети именно так воспринимают игрушки как продолжение самих себя).

  • Отказ от выполнения привычных занятий или процедур.

Ваня (17 месяцев) стал хуже укладываться спать. И перед дневным, и перед ночным сном он устраивал родителям настоящее испытание: сначала догони его, потом покачай, потом расскажи сказку, потом дай попить, потом опять расскажи сказку, потом нужна книжка…

Даша (13 месяцев) всегда умница на занятиях в детском развивающем клубе (легко выполняла любые задания преподавателя) вдруг перестала делать то, что раньше давалось ей без особых усилий. Вся группа отделяет мячики от кубиков, а Даша просто сидит в сторонке. Группа танцует, Даша пошла играть с мячиками.

Все приведенные выше примеры - яркие иллюстрации кризиса 1 года. Однако далеко не все из возможных, ведь каждый ребенок индивидуален, а значит, по-своему будет вести себя в той или иной ситуации. Что делать родителям? Быть готовыми ко всему и стараться правильно реагировать.

Стоит приобрести домой разнообразные игрушки для развития познавательного интереса ребенка. Купите:

  • красочные и интересные ;

Как помочь ребенку преодолеть кризис 1 года?

В это достаточно непростое время взрослые должны с максимальным пониманием отнестись к малышу и тем переменам, которые с ним происходят.

  • Прислушивайтесь к желаниям ребенка.

Дайте малышу понять, насколько он важен как личность, насколько важны его интересы. Пусть это будет игра с той игрушкой, которую предложит кроха. Пусть это будет тот маршрут прогулки, который выберет малыш. По сути, ребенок ведь еще в силу очень юного возраста не в состоянии пожелать того, что заставит родителей крепко задуматься: «А стоит ли?».

  • Опекайте мягко и ненавязчиво.

Понятно, что следить за любознательным карапузом приходится в оба. Однако не стоит демонстрировать это очевидно. Приходите на помощь лишь тогда, когда этого потребует сам ребенок или ситуация (вы понимаете, что ваше невмешательство чревато явной угрозой здоровью малыша). Такое поведение взрослых способствует развитию у крохи .

  • Не кричите и не наказывайте.

Даже если нервы на пределе, это вопрос не столько к ребенку, сколько к вашему самообладанию. Поверьте, «неправильным» поведением малыш не стремится вам насолить, ему сейчас, действительно, трудно разобраться самим с собой.

Чего, например, можно добиться, прикрикнув на ребенка, который не хочет возвращаться с прогулки домой? Вероятно, нового витка детской истерики, подпитанной теперь еще и обидой на маму… Не лучше ли попробовать договориться с малышом: «Давай сделаем еще круг по двору и пойдем обедать, сегодня я тебя угощу вкусным супом!» В конце концов, лишние пять минут на воздухе только на пользу растущему организму. Или же сделайте поход домой привлекательным по другим причинам, например, доверьте ребенку нести ключи с предложением пойти и вместе открыть дверь.

  • Не демонстрируйте свое превосходство.

Ваша задача сейчас стать первым другом малыша, мудрым товарищем.

Высказывания в стиле «я знаю, как лучше», «можешь капризничать, это никому не интересно», «хочешь или нет, а слушаться придется» никак не поспособствуют укреплению между вами доверительных отношений, а, кроме того, нарушат правильное развитие в ребенке самостоятельности. Апатичность, боязнь принятия решений уже во взрослой жизни берут свое начало именно в этих авторитарных фразах родителя.

  • Сократите число запретов.

Сейчас ребенку крайне важно изучать все, что его окружает. Дайте ему эту возможность!

Подумайте, так ли уж критично, если малыш потрогает овощи, принесенные из магазина (ручки-то легко потом помыть), заглянет в мамин шкаф (извлеченные из него вещи за несколько минут можно сложить обратно), потопает по луже (что стоит обуть ребенка по погоде). Пойдя навстречу исследовательским потребностям крохи, вы не только избежите слез и капризов, но и существенно расширите его кругозор! Согласитесь, ради этого можно перетерпеть некоторые неудобства для мамы (лишний раз что-то сложить, что-то постирать).

  • Выработайте одну схему поведения для всех взрослых членов семьи.

Если уж что-то нельзя, то это ребенок должен слышать от всех старших.

Например, мама считает, что ребенку нельзя играть с мобильным телефоном. На его попытки завладеть гаджетом всегда отвечает отказом, объясняя, что это не игрушка. Папа же, придя с работы, вручает малышу свой телефон без малейшего сомнения. Естественно, кроха решает, что телефон - не такое уж и нельзя. Каково будет его недоумение, когда завтра мама снова запретит брать телефон! Протест против такой непонятной ситуации будет гарантирован. И это понятно, даже взрослого отсутствие логики сбивает с толку.

  • Предоставьте право выбора.

Везде, где только это возможно. Что надеть (дайте несколько футболок на выбор). Что съесть (грушу или яблоко). Во что поиграть (в «ку-ку» или построение башенки из кубиков). Уметь делать выбор, оценивая ситуацию - очень важное качество для формирующейся личности. А иметь возможность выбирать - это именно то, чего сейчас малыш хочет больше всего.

Услышьте вашего кроху, поймите его потребности, творчески подойдите к решению той или иной задачи, которую ставит перед вами ребенок. Так вы не только поможете малышу легче преодолеть переходный период, но и сможете посмотреть на кризис одного года под иным углом - как на важный и интереснейший этап в жизни ребенка и всей семьи в целом.

Существует мнение о том, что чем сильнее проявляется кризис первого года жизни, тем сильнее и независимее формируется личность ребенка. Поэтому не подавляйте желание малыша защищать свое право на то, чтобы быть самим собой.

Мы Вам поможем легче преодолеть кризис первого года, собрав интересные вещи и игрушки для Вашего, уже практически самостоятельного, малыша. С Маминым Магазином Вы научитесь проще находить общий язык со своим/своей крохой. Здесь можно выбрать и купить удобные , чтобы одевать малыша легко, быстро и без лишних слез. У нас есть развивающие

Наша команда старается сделать Ваши покупки максимально удобными и приятными в обслуживании .

Благодарим за помощь в подготовке материала Антонину Гриценко.

Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Обойти кризис невозможно, через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали "кризисами развития".

Кризис возникает потому, что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому не могут выполнять свои функции.

В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым якобы вспыхивает изнутри. Ребенок начинает понимать и разделять: я - ребенок, а он - взрослый, мы-разные. В этом сущность кризиса первого года жизни. В таком возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, приобретается умение ходить, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Ребенок делает первый свой шаг. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире, находить много интересных вещей, которые требуют изучения и экспериментирования с ними. Детская любознательность, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, - это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется в плаче, упрямства, неудовольствии.

Так воля ребенка впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят-разговаривают, когда не хотят - не разговаривают. Она стремится быть самостоятельной, общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс - стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет.

Так начинается кризис одного года. Она становится тем глубже, чем больше родители оказывают сопротивление желанию ребенка. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному ребенку. Предыдущие стереотипы общения уже не срабатывают.

Кризис первого года знаменует переход от периода новорожденного до раннего детства. Симптомами этого кризиса, и любой другой, является всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные реакции у ребенка возникают обычно в тех случаях, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, чего хочет ребенок. Поскольку к этому времени ребенок активно ползает или даже овладевает ходьбой, то круг досягаемых для него предметов резко увеличивается. Вместе с тем не все желания ребенка можно выполнять, поскольку они могут причинить вред самому ребенку или окружающим. Сильные аффективные реакции возникают на запреты со стороны взрослых и могут проявляться в крике, падении на пол и тому подобное.

Проявления сильных аффективных реакций у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это могут быть избыточное давление и недопустимости самостоятельности со стороны ребенка, непоследовательность в требованиях со стороны взрослых. В период кризиса взрослые должны установить новые отношения с ребенком, предоставить ей определенную самостоятельность, проявить терпение и выдержку, что может смягчить симптомы и течение кризиса, помочь ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.

главное достижение переходного периода - своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский называл автономной. Она значительно отличается от взрослой речи по звучанию и по смыслу. Эти слова по звучанию иногда напоминают взрослые, хотя существенно отличаются от них. Ребенок вкладывает в эти слова совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у нее еще не сложилась взрослая система понятий. Она еще не может обобщать предметы и его слова становятся многозначными и ситуативными. Многозначность слов заключается в том, что ребенок относит их к разным с точки зрения взрослого предметов и явлений. Многозначность значения слов связана с условиями их возникновения - с ситуативністю. Вообще автономная речь возникает только при условии яркого аффективного окраску ситуации, что воспринимается, и активности самого ребенка, эту ситуацию переживает действует в ней. Поэтому образование многозначности слов имеет эмоционально-действенный характер.

Еще одна особенность автономной речи своеобразие связей между словами. Язык ребенок не соответствует законам грамматики. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга, напоминая ряд несвязанных знаков.

Автономная речь ребенка понятна лишь тем взрослым, которые постоянно находятся с ней. Общение с другими взрослыми с помощью такой речи невозможно, хотя неязыковые средства - жесты, выразительная мимика, сопровождающие непонятные слова, в определенной степени помогают пониманию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Ч. С. Абрамова. - М.: Академ, проект, 2001. - 704 с.

2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца: пер. с англ. / Т. Бауэр. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 1985. - 320 с.

3. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - СПб.: Питер, 2001.-208 с.

4. Возрастная и педагогическая психология / О. В. Скрипченко, Л. В. К-линська, 3. В. Огороднийчук и др. - 2-е изд., допол. - К.: Каравелла, 2009.-400 с.

5. Возрастная психология / под ред. Г. С. Костюка. - К. Советов. шк., 1976.-269 с.

6. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Га-мезо. - М.: Просвещение, 2004. - 256 с.

7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с. ^

8. Заброцкий М. М. Возрастная психология / Н. М. Заброцкий. -К.:МАУП, 1998.-89 с.

9. Кулагина Ы. Ю. Возрастная психология / Ы. Ю. Кулагина. -М.:УРАО, 1999.-1 миллион 76 сек.

10. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. - М., 2007. - 640 с.

11. Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. - М., 2001.-442 с.

12. Павелків Г. В. Детская психология: учеб. пособ. для самост. работа студ. / Г. В. Павелків, А. П. Цигипало. - К. : Академ-издат, 2011.-373 с.

13. Павелків Г. В. Детская психология: учеб. пособ. для студ. вищ. учеб. закл. / Г. В. Павелків, А. П. Цигипало. - К. : Академви-дал, 2008. - 432 с.

14. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / пер. с фр. и англ. / Ж. Пиаже - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 528 с.

15. Полищук В. М. Возрастная и педагогическая психология / В. МЛоліщук. - Сумы, 2007. - 330 с.

16. Савчин М. В. Возрастная психология / Н. В.Савчин, Л. П. Василенко. - К.: Академвидав, 2006. - 360 с.

17. Шаповаленко Ы. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / Ы. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. - 349 с.

18. Швалб Ю. М. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Ю. М. Швалб, Ы. Ф. Муханова; Киев. нац. ун-т им. Т. Г. Шевченко; Макеев, экономико-гуманитар. ин-т. -Донецк: Норд-пресс, 2005. - 304 с.

Еще совсем недавно малыш спокойно игрался в своей кроватке и мило улыбался взрослым, а теперь и дня не проходит без капризов годовалого члена семьи.

Его истерики с каждым разом становятся сильнее.

Нет такого места дома и на улице, где малыш не захотел бы проявить свою любознательность.

Вы и ваши близкие люди находитесь в полном недоумении: что могло стать причиной такого поведения ребенка в 1 год?

Такая ситуация знакома многим родителям маленьких детей.

Стоит ли расстраиваться, а главное, как пережить кризис 1 года у ребенка - далее подробно обо всем по порядку.

Что такое кризис 1 года?

Любой кризис – это переход к чему-то новому, переломный момент в развитии.

Сущность кризиса 1 года заключается в новообразованиях и приобретениях.

  • Приобретением первого года жизни является ходьба. Эта новая функция в физическом развитии существенно расширяет возможности малыша;
  • Еще одним новообразованием в 1 год является появление первых зачатков речи;

Ребенок хочет объясняться словами, но вот понять эти слоги и слова бывает чрезвычайно сложно. Малыш может обижаться в ответ на непонимание взрослых.

Все эти изменения и приводят к кризису года у ребенка.

  • Но главным является то, что это - важный и правильный этап в развитии малыша.

Он здоров и развивается по всем нормам. Понимание этого должно не огорчать, а, наоборот, вас радовать. Хотя это и непросто выдержать эмоционально.

Чтобы сохранять спокойствие в этот сложный период, смотрите интернет-семинар Мама, не кричи !>>>

Причины изменений в поведении годовалого ребенка

Изменившееся поведение является прямым следствием новых этапов в физическом развитии малыша (кризиса).

С приобретением навыка ходьбы в 1 год многое из того, что раньше было недосягаемым, теперь становится доступным.

  1. Игрушкой ребенка может стать все что угодно: пульт от телевизора, папин молоток и мамин смартфон. А это как раз далеко не всегда нравится взрослым;

Нет такого места на улице и в доме, где бы малыш не проявлял свое любопытство.

Только появляющаяся функция речи в 1 год слабо развита. Словарный запас малыша очень маленький на этом этапе жизни, поэтому он не может полностью объяснить свои желания.

  1. Такая ситуация заставляет нервничать ребенка – отсюда непонятные капризы и плач во время кризиса 1 года (читайте по теме важную статью: Когда ребенок начинает говорить ?>>>).

Как проявляется кризис 1 года

Вот примерный список:

  • Постоянные капризы;
  • Отказ что-то делать (читайте по теме: Как заставить ребенка слушаться ?>>>);
  • Ребенок требует того, что не просил раньше;
  • Проявление агрессии: в ход идут кулаки, зубы и т.д.;
  • В 1 год малыш начинает проявлять свое любопытство во всех местах дома. Он открывает все ящики, проверяя их содержимое, берет в руки все, что попадается на его пути, непременно проверяя это на вкус.

Длительность кризиса 1 года

Уставшие от вечных капризов родители, наверняка задаются вопросом: сколько длится кризис 1 года у ребенка?

1 год – это условная цифра и не означает, что ровно в 12 месяцев ребенок должен стать другим.

Кризис охватывает период с 9 до 18 месяцев. Это две крайние цифры, когда может начаться и закончиться кризис. Поэтому он может наступить как в 9 месяцев, так и в 1, 5 года – это зависит от индивидуальных особенностей физического развития малыша.

Как легко пережить кризис 1 года у ребенка?

Главная ваша задача в период кризиса 1 года - внимательно прислушаться к малышу и посмотреть на него с другой стороны.

Важно! Поведение родителей во время кризиса определяет дальнейшее психологическое развитие ребенка.

В 1 год он делает свои первые самостоятельные шаги.

Если родители начнут всячески пресекать самостоятельные проявления ребенка, то в зрелом возрасте он может стать безынициативным и безучастным ко всему человеком, не способным принимать самостоятельные решения и добиваться поставленных целей.

Как легко и правильно пережить кризис 1 года у ребенка?

  1. В период кризиса 1 года следует позволить малышу быть самостоятельным;

Если он хочет держать ложку сам, то стоит разрешить ему это сделать, но годовалый малыш обязательно должен пробовать кушать сам.

Не препятствуйте, если малыш разбрасывает вещи, которые достал из ящика. Он изучает траекторию полета, учится строить взаимосвязи между предметами.

  1. Во время кризиса 1 года нужно разрешать ребенку ломать;

Взрослым стоит помогать своим детям набираться опыта. Например, построить с ними вместе башню из кубиков. Годовалый малыш обязательно ее разрушит, а родители, в свою очередь, должны заново построить замок.

Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку.

  1. В кризис 1 года каждое действие с ребенком должно сопровождаться речью. Чем больше вы будете разговаривать с годовалым малышом, тем быстрее у него сформируется полноценная речь;
  2. Еще одно немаловажное умение взрослых во время кризиса 1 года у ребенка – это умение правильно запрещать;

Запрет не должен содержать в себе отрицание.

  • Вы наверняка встречали уже такие ситуации, когда годовалому ребенку говорят: «Не лезь в лужу» и он обязательно наступит в нее;
  • Мама кричит вдогонку своему малышу: «Не упади» и видит, как тут же, на ее глазах, он совершает падение.

По возможности, следует стараться меньше произносить таких отрицательных фраз. Лучше заменить слово «нельзя» на слово «опасно».

  1. Во время кризиса 1 года не должно быть много запретов. Они обязательно должны согласовываться между всеми членами семьи;

Есть ситуации, когда без запретов не обойтись. Потакать во всем ребенку в 1 год конечно не стоит. Но запреты должны быть железобетонными. Если нельзя этого делать сегодня, значит, и завтра должно быть тоже самое.

Вся семья должна четко следовать установленным правилам. Если мама с папой не разрешают кушать шоколад ребенку в 1 год, значит и бабушка с дедушкой не должны покупать.

Помните! Запретов не должно быть больше 10. На одно «нельзя» должно быть три «можно». Это значит, что годовалому малышу стоит по возможности больше разрешать, чем запрещать.

  1. Во время кризиса 1 года ребенку следует больше позволять;

Детей мало интересуют дорогие игрушки. Они им быстро надоедают. Зато обычные бытовые вещи вызывают у них невероятный интерес.

  • Не нужно отвлекать ребенка или давать ему играть в детские игрушки, когда вы занимаетесь уборкой или готовите что-то на кухне;

Наоборот, дайте годовалому малышу попробовать пропылесосить или поиграть кусочком теста. Это прекрасно будет развивать его моторику, а значит, улучшит развитие головного мозга и речь.

  • Также ничего страшно не произойдет, если годовалый малыш потрогает грязь рукой или покопается в песке. Вымыть руки ничего не стоит, а вот сенсорные и тактильные ощущения ребенку в 1 год крайне важны.

Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год

Внимание! В период кризиса 1 года у ребенка все опасные предметы должны быть убраны из поля зрения малыша. За этим строго нужно следить.

У вас может возникнуть логичный вопрос: что делать, когда у ребенка кризис 1 года и он проявляет любознательность к опасным вещам (огонь, колюще-режущие предметы): тоже разрешать, не ограничивая его самостоятельность или запрещать?

Есть несколько вариантов, как поступать в такой ситуации.

  1. Можно использовать совет, описанный выше, по поводу строжайших запретов в 1 год;

Но можно пойти и по иному пути.

  1. Ребенку можно позволять пробовать все, включая и опасные вещи, но только под вашим неусыпным контролем.

Можно приблизить руку ребенка к огню, чтобы он ощутил жар или дать потрогать острый гвоздь или нож, но аккуратно, чтобы ребенок не поранился.

Суть такого обучения малыша в 1 год быть осторожным заключается в следующем:

  • Тактильные болевые ощущения передают сигнал в мозг об опасности;
  • Это эмоциональное ощущение запоминается на уровне подсознания;
  • В следующий раз ребенок уже не потянется к огню или иголке, при виде опасных предметов он автоматически не подойдет к ним, обходя стороной.

Когда закончится кризис 1 года у ребенка?

При правильно выстроенных отношениях, границах и вашей последовательности действий кризис не затянется надолго.

2-3 недели и ребенок перестает быть трудным, вы уже легко можете с ним договориться.

Если же кризис у ребенка затягивается на месяцы, то это уже не кризис, а нарушения в процессе воспитания, которые нужно решать через повышение осознанности и своих родительских знаний.

Можно начать с интернет-семинара Послушание без криков и угроз >>>

Из него вы получите подробное объяснение особенностей каждого возраста от 1 до 5 лет + я вам дам целый арсенал методик, как договариваться с ребенком, чтобы воспитание было вам в радость.

Казалось бы, годовалый малыш настолько мал, что все проблемы родителей связаны только с тем, чтобы вовремя его накормить, переодеть и выгулять. Однако это совсем не так. Как раз к 1-му году жизни у ребенка наступает кризис – первый, но далеко не последний. У крохи часто меняется настроение, он подолгу плачет, а иногда и устраивает истерики. Как же пережить кризис 1-го года у ребенка как можно легче?

Характеристика кризиса первого года жизни у ребенка

Этот кризис у ребенка может начаться как в возрасте 10 месяцев, так и после года. В возрастной психологии кризис 1-го года у ребенка связывают с тем, что в этот период малыш становится более самостоятельным, и прежде всего это объясняется тем, что он . После чего остановить кроху практически невозможно. Малыш встает на ноги сразу после пробуждения. Зачастую ему кажется, что он продолжает ходить даже во сне. Он хочет осваивать новые территории, причем даже те, куда мама и папа запрещают ходить. На любые запреты он отвечает упрямством, слезами, капризами и даже истерикой.

Давая характеристику кризиса первого года жизни, психологи отмечают, что поведение вчерашнего грудничка становится нелогичным, к тому же его настроение меняется очень часто. Малыш может даже воспротивиться желанию родителей приласкать его, однако без внимания он пока что не может обойтись. Зачастую он требует его тогда, когда родители чем-то заняты или собираются куда-то пойти.

Ребенок все время следует за мамой - цепляется за ее одежду и не дает ей покинуть дом хотя бы на несколько минут. Со сном начинают появляться проблемы - его становится сложнее уложить, к тому же спит он теперь значительно меньше. Проявляется кризис первого года жизни и во вкусовых предпочтениях: в этот период развития некоторые дети начинают требовать каких-либо исключительных блюд, другие просто перестают воспринимать еду или же едят время от времени.

Когда малыш начинает ходить, у него появляется чувство независимости и свои желания, которые он в состоянии удовлетворить самостоятельно. Меняется и психология поведения ребенка 1 года в период кризиса: постепенно формируются воля и целеустремленность. Но несмотря на то, что он осознает себя как индивидуума, без материнского внимания он пока обойтись никак не может. Малыш должен быть уверен в том, что мама все время будет рядом и его не бросит.

Если ей нужно куда-нибудь отлучиться и оставить без присмотра своего ребенка на некоторое время, то делать это следует потихоньку, пока он этого не видит. Если же не вышло так сделать, то его нужно обязательно предупредить, что скоро мама вернется и вновь будет рядом. Когда малыш боится остаться в одиночестве и не хочет отпустить даже в ванную, можно взять его с собой.

Во время кризиса 1 года у ребенка истерики, плач или другие подобные реакции могут быть вызваны не только запретами, но и банальной скукой или усталостью, желанием получить что-нибудь запретное. Развлечь малыша не слишком сложно: можно ему почитать, поиграть с ним и пр. Если же ребенок начинает капризничать по любому поводу, то родителям нужно занять как можно более жесткую позицию. В противном случае он привыкнет, что в ответ на его истерики ему будет позволено абсолютно все.

Как пережить кризис 1 года у ребенка: пути преодоления

Родителям ребенка в возрасте около года следует осознать, что проявление негатива с его стороны - вполне естественное явление, однако бывают случаи, когда кризис протекает без слез и истерик. На этом этапе малыш постепенно учится утверждать себя. В такой ситуации родителям необходимо поддержать своего отпрыска, перестроить способ общения с ним. Они становятся для него объектом для подражания и товарищами по игре. С ребенком следует общаться с позиции сотрудничества, но при этом необходимо постоянно показывать свою любовь.

В психологии кризис первого года жизни, проявляющийся вспышками негативных эмоций со стороны детей, объясняют и тем, что им слишком много запрещают. Это вполне оправдано, и родителям в этот непростой период нужно постараться создать для своего ребенка максимально безопасную среду и запрещать ему как можно меньшее количество действий.

Все самые ценные и хрупкие вещи надо убрать так, чтобы малыш ни при каких условиях не смог до них добраться, а самые важные ящики следует запереть на ключ. Для прогулок лучше всего выбирать не магазины и оживленные улицы, где слово «нельзя» будет звучать очень часто, а отправиться в сквер или на детскую площадку. Когда родители будут прятать вещи, им надо хорошо подумать, действительно ли они представляют опасность для ребенка и стоит ли запрещать ими пользоваться. К примеру, малышу не вредно, а даже очень полезно будет поиграть на отцовской гитаре.

Родителям во время кризиса первого года жизни ребенка необходимо не просто запрещать что-либо своему малышу, а популярно объяснять, по какой причине этого делать не следует. Если хорошенько подумать, то многие запреты связаны с определенным родительским нежеланием что-то делать, например, стирать испачканную одежду или же в сотый раз поднимать своего отпрыска на горку и т. д. Дети прекрасно чувствуют тон, которым с ними разговаривают, поэтому при общении с ребенком не следует пользоваться назидательными интонациями или же кричать на него. При создании определенной системы запретов нужно предложить какую-нибудь альтернативу. Например, ребенок может порвать не книгу, а старую газету, кидаться не песком, а опавшей листвой.

Еще одна важная причина проявления негативного настроения со стороны детей - это родительское непонимание, особенно в то время, когда у ребенка только начинает формироваться речь.

Один из путей преодоления кризиса 1 года у ребенка – научиться понимать малыша, следя за его поступками и реакцией. Если внимательно прислушиваться к тому, что говорит ребенок, то с течением времени удастся его понять, благодаря чему поводов для недовольства будет не слишком много.

Статья прочитана 3 151 раз(a).