Корпус ас из папье маше. Изготовление корпуса радиоэлектронной аппаратуры

Этим полукреслом мастерЪ ГамбсЪ начинаетЪ новую партию мебели. 1865.
Приветствую уважаемых Коллег!
Разрешите пригласить Вас на торжественное мероприятие, посвящённое выходу в свет первой модели из Черноморской серии линкоров - модели линейного корабля «Императрица Мария».

Краткая историческая справка

Решение об усилении Черноморского флота новыми линейными кораблями было вызвано намерением Турции приобрести за границей три современных линейных корабля-дредноута, что сразу обеспечило бы ей подавляющее превосходство на Черном море.
Для сохранения баланса сил российское Морское министерство настаивало на безотлагательном усилении Черноморского флота, о чем был сделан 23 сентября 1910 года доклад в Совете Министров. Разработанный на основе доклада и поддержанный председателем Совета Министров П.А.Столыпиным законопроект был принят Государственной думой в марте 1911 года и в мае утвержден императором Николаем II. Из предназначенных для «обновления Черноморского флота» 150,8 млн. руб. на постройку трех линейных кораблей, девяти эскадренных миноносцев и шести подводных лодок выделялось 102,2 млн. руб. (остальные деньги предназначались на усиление средств ремонта и базирования флота). Каждый линкор, как вскоре было уточнено, стоил около 27,7 млн. руб.
А уже 17 октября 1911 года, одновременно с церемонией официальной закладки, новые корабли были зачислены в списки флота под названиями "Императрица Мария", "Император Александр III" и "Екатерина II" (с 14 июня 1915 года - "Императрица Екатерина Великая").
В связи с решением оборудовать головной корабль в качестве флагманского, все корабли серии распоряжением морского министра И.К. Григоровича было приказано называть кораблями типа "Императрица Мария".

Для ускорения постройки их архитектурный тип и важнейшие проектные решения принимались, в основном, по опыту и образцу заложенных в 1909 году в Петербурге четырех линейных кораблей типа «Севастополь».
Постройку дредноутов поручили двум частным заводам в Николаеве.
Один, сооруженный в 1897 году и имевший некоторый судостроительный опыт (две серии миноносцев, башни и машины броненосца «Князь Потемкин-Таврический», ряд гражданских и портовых судов), принадлежал многопрофильному Обществу Николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ), другой, под маркой Русского судостроительного акционерного общества («Руссуд»), только еще создавался на переданной ему в аренду территории бывшего Николаевского казенного адмиралтейства.
Предпочтение было отдано проекту «Руссуда», который «с разрешения» Морского министерства вела группа видных, находившихся на действительной службе корабельных инженеров. Они же продолжили и дальнейшую работу на заводе: полковник Л.Л.Коромальди—в должности главного корабельного инженера «Руссуда», капитан М.И.Сасиновский — начальника Технического (проектно-технологического) бюро, подполковник Р.А.Матросов — одного из назначенных на корабль наблюдающих инженеров. В результате «Руссуд» получил заказ на два корабля, третий (по его чертежам) поручили строить ОНЗиВ (в обиходе — «Наваль»).
Конструкция корпуса и система бронирования «черноморцев» в основном соответствовали проекту балтийских дредноутов, но частично были доработаны с увеличением толщин плит: главного броневого пояса с 225 до 262,5 мм, стенок боевых рубок с 250 до 300 мм, их крыш со 125 до 200 мм, скоса броневой палубы с 25 до 50 мм.

Для защиты от воздушных целей на "Императрице Марии" на каждой их башен Главного калибра было установлено по одному зенитному орудию КАНЭ (75-мм/50) на станках Меллера.
Надвигающаяся война заставляла, несмотря на печальный опыт прошлого, вести разработку рабочих чертежей одновременно с постройкой кораблей. Обязательство копировать чертежи внутреннего расположения с линкоров типа «Севастополь» не намного облегчало работы: из-за различия в размерах («Императрица Мария» была короче на 13 м и шире на 0,4 м) почти все чертежи приходилось переделывать заново.
Сказывалось на ходе работ и то, что заводы впервые строили такие крупные корабли, и столь характерные для отечественного судостроения «усовершенствования» выполнялись уже в ходе постройки. Они привели к сверхпроектной перегрузке, превысившей 860 т. В результате, кроме увеличения осадки на 0,3 м, образовался (очевидно, от утолщения палубы в носовой части) и досадный дифферент на нос, иначе говоря, корабли «сели свиньей». По счастью, подъем палубы в носу (на 0,6м) это скрадывал.
В этой лихорадке, когда проектные и достроечные работы сошлись в трудноразделимом клубке противоречий, решения приходилось принимать далеко не оптимальные, а об усовершенствованиях уже нельзя было и думать. Редким, наверное, в этот период исключением стали переделки ходовых мостиков «Марии», о чем настойчиво ходатайствовал ее командир капитан 1 ранга К.А.Порембский. Настойчивость К.А.Порембского, поддержанного командующим флотом А.А.Эбергардом, лично удостоверившимся в неудобствах управления кораблем (даже «адмиральская конура» вблизи рубки не имела отопления), заставила кое-что усовершенствовать. Мостики «Императрицы Марии», более полно развитые, чем на других кораблях, приобрели необходимое функциональное назначение.
По контракту от 31 марта 1912 года, подписанному Морским министерством с заводом «Руссуд» (предварительный наряд был выдан 20 августа 1911 года), «Императрицу Марию» следовало спустить на воду не позднее июля, а «Императора Александра III» — в октябре 1913 года. Полная их готовность (предъявление к приемным испытаниям) планировалась к 20 августа 1915 года, еще четыре месяца отводилось на сами испытания. Такие высокие темпы, не уступавшие темпам передовых европейских предприятий, были почти что выдержаны: завод, сам продолжавший строиться, спустил «Императрицу Марию» на воду 19 октября 1913 года. Это был день большого торжества Черноморского флота, начало его новой эры.
Спуск дредноута стал центральным событием двух чрезвычайно насыщенных дней 17 и 18 октября. Торжества в присутствии прибывшего из столицы морского министра И.К.Григоровича и пришедших из Севастополя кораблей — крейсера «Кагул», яхты-крейсера «Алмаз» и канонерской лодки «Терец» — проходили по особому церемониалу.
30 июня 1915 года "Императрица Мария" впервые появилась на Севастопольском рейде. И ликование, охватившее в тот день город и флот, было сродни, наверное, общей радости тех счастливых дней ноября 1853 года, когда на тот же рейд после блистательной победы у Синопа возвращалась под флагом П.С.Нахимова 84-пушечная «Императрица Мария». И как отголосок тех славных событий звучали слова приветственной телеграммы, в которой верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич напутствовал новый корабль пожеланием продолжить «традиции своего славного предка в Синопском сражении». Весь флот с нетерпением ожидал того момента , когда «Императрица Мария», выйдя в море, выметет за его пределы изрядно осточертевшего «Goeben» (получившего после фиктивной продажи Турции наименование «Султан Селим Явуз», этого, на флотском жаргоне, «дядю» с его не менее надоедливым «племянником» — крейсером «Breslau» («Мидили»).
Почти сразу зародилась и собственная корабельная традиция — прослужившего на корабле значительное время офицера награждать особой выделки саблей с накладным на эфес эмалевым изображением иконы Святого Николая Угодника (его выполнил мичман Г.Р.Вирен) и гравировкой названия корабля на клинке. Устав о сабле, разработанный кают-компанией корабля, был одобрен командующим флотом и утвержден морским министром.
С 9 по 23 июля 1915 года «Императрица Мария» находилась в сухом доке Императора Николая II в Панаиотовой балке (ныне Северный док). На корабле осмотрели гребные винты, дейдвуды, кингстоны, провели очистку и окраску обшивки бортов и днища патентованным составом "Моравия" против обрастания (этот состав имел тёмно-зеленый оттенок, что и придало кораблям Черноморского флота характерную цветовую гамму).
Дредноуты по-прежнему оставались без очевидно необходимой конструктивной защиты. Против мин заграждения испытывали фортралы, против торпед — сети. Устройство их постановки и автоматической уборки устанавливалось в соответствии с патентом английского изобретателя Кемпа: лицензию на его производство ОНЗиВ приобрело с правом применения на всех строившихся в России кораблях. В крайнем случае, для форсирования минных заграждений впереди дредноутов предполагалось пустить «Синоп» и «Ростислав», для которых уже готовили защитные кессоны.

Но…..
На рассвете 7-го (20) октября 1916 года Севастополь был разбужен серией взрывов на внутреннем рейде. Терпел катастрофу линейный корабль «Императрица Мария» — первый из трёх черноморских дредноутов, вступивший в строй в ходе идущей Мировой войны.

Версий взрыва на корабле было (да и сейчас) - предостаточно.

При опрокидывании линкора во время катастрофы многотонные башни 305-мм орудий корабля сорвались с боевых штыров и затонули. Незадолго перед Великой Отечественной войной эти башни были подняты эпроновцами,

При создании ж/д транспортеров ТМ-3-12 в дело пошли 305-мм станки и некоторые другие механизмы, снятые с трехорудийных башен "Императрицы Марии", а также электродвигатели, которые демонтировали при модернизации погребов линкора "Парижская коммуна".

На знаменитой 30-й береговой батарее (ББ№30) на вооружении находились четыре 305-мм орудия в 52 калибра длиной. Из них три (№142, 145 и 158) имели удлиненную камору Военного ведомства (марка орудия «СА»). Четвертое орудие (№149) , имело укороченную на 220 мм камору, как у орудий Морского ведомства (марки «МА»). Это выявилось только при испытательных стрельбах в 1934 г. Именно эта пушка №149 и была снята с "Императрицы Марии" . Снята первой, еще в 1928-м или в 1929 годах.
И ввиду того, что разнотипность орудий особого влияния на рассеивание при залповой стрельбе не оказала, комиссия по приемке батареи решила оставить пушку на месте, но использовать для нее специально подобранные по весу заряды.

Судьба командиров

В августе 1916 года произошла смена командиров линкора. Князь Трубецкой был назначен начальником минной бригады, а в командование «Императрицей Марией» вступил капитан 1 ранга Иван Семёнович Кузнецов. После гибели линкора он был отдан под суд.
Приговор о его наказании должен был вступить в силу после окончания войны. Но грянула революция, и матросы вынесли свой приговор: бывший командир «Императрицы Марии» без суда и следствия вместе с другими офицерами Черноморского флота был расстрелян 15 декабря 1917 года на Малаховом кургане. Там же и закопан неизвестно где.

Модель

Модель строилась с нуля.
Выкройки для изготовления каркаса корпуса для модели мне любезно предоставил Алексей Коломийцев.
А при изготовлении всех остальных конструкций пользовался литературой и Интернетом.

При строительстве модели использовалась следующая литература:
- AJ-Press - Encyklopedia Okretow Wojennych 30 - Pancerniki typu Impieratrica Maria
- Корабли Отечества, выпуск 02. "Линейные корабли типа "Императрица Мария"" (библиотека Гангут -СПб, 1993)
- Айзенберг Б.А., Костриченко В.В. "Дредноуты Черного моря" (Новороссийск, 1998)
- Виноградов С.Е. "Последние исполины" (СПб, 1999)
- Виноградов С.Е. "Линейный корабль "Императрица Мария"" (СПб, 2000)
- Виноградов С.Е. "Императрица Мария" - возвращение из глубины (СПб, 2002)
- Мельников Р.М. "Линкоры типа "Императрица Мария"" (Мидель-шпангоут №81, 2003)
- Айзенберг Б.А., Костриченко В.В. "Линкор "Императрица Мария". Главная тайна Российского флота" (М:Эксмо, 2010)

Также при строительстве модели использовалась информация из открытых источников Интернета, в частности с ресурсов:
- http://flot.sevastopol.info/ship/linkor/impmariya.htm
- http://www.nkj.ru/archive/articles/12061/
- http://kreiser.unoforum.pro/?0-25-0
- http://www.dogswar.ru/forum/viewforum.php?f=8
- http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=5346

Частично эта информация использовалась мной как справочный материал , а некоторые цитаты из перечисленной литературы и с вышеуказанных сайтов - использованы мной при составлении данной пояснительной записки.
И, конечно же, огромную помощь при создании модели оказали фотографии, как самого корабля, так и его моделей, построенных в разное время и разными людьми.

Как и при строительстве предыдущих моделей, под руку шли всякие разные материалы, но, в основном, пластик Evergreen. Листы различной толщины, фигурные бруски, трубки и трубочки…. Ну и любые подручные материалы из квартиры, даже трубочки для коктейля пошли в дело. Очень помогли иголки для иглоукалывания (процедуры есть такие).
Башни ГК были взяты из остатков от моих моделей "Севастопольской" серии.
Все токарные изделия для модели выполнил для меня Владимир Дударев, за что ему огромная благодарность!
Корпус - стандартно: ДП, набор шпангоутов, набивка пенопластом и шпатлёвка обычной строительной шпатлёвкой.
Палуба - мелкорадиальный шпон толщиной всего 0,4мм, Основание из пластика 0,75мм,
А дальше пошло, очевидно, самое интересное из всей этой стройки: нанесение на палубу полос из мюнц-металла, которые предотвращали отрыв палубного настила при стрельбе из орудий Главного калибра.
Полосы из мюнц-металла наносил на палубу как и ранее -

В данной статье покажем способы изготовления корпуса для радиоэлектронной аппаратуры из различных материалов.

Существуют различные способы изготовления корпуса электронной аппаратуры. Самый лучший из всех способов – использование корпусов от другой (разобранной, пришедшей в негодность и т.д.) аппаратуры . При этом, как правило, меняется её передняя панель, или делается накладка новой панели на старую панель. Более сложным является изготовление корпуса «с нуля». В домашних условиях очень трудно получить «хороший товарный вид» такого корпуса, но на что только не ухищряются.

Существует два варианта стыковки деталей корпуса (стенок, дна и крышки): 1. Торцы деталей имеют прямые углы; 2. Торцы деталей имеют острые углы — 450 – наиболее презентабельный вариант (лучший товарный вид), но требует более точной подгонки деталей. Варианты стыковки изображены на рисунках.

Пайка корпуса из фольгированного текстолита или гетинакса

Процесс изготовления такого корпуса не сложен.

1. Из фольгированного материала вырезают стенки будущего устройства с помощью резака, сделанного из ножовочного полотна;

2. Торцы вырезанных стенок, в зависимости от варианта стыковки, аккуратно выравнивают плоским напильником и наждачным бруском, подгоняя торцы деталей, для их последующего плотного прилегания друг к другу в паяемой конструкции;

3. Спаиваемые детали совмещают одна к другой. С помощью спички, или зубочистки на краях деталей с внутренней стороны (там, где будет шов) паяльной кислотой ставят две – три «точки», после чего детали припаивают друг к другу в этих точках обычным припоем;

4. Берут следующую деталь, приставляют её к уже спаянным деталям, и так же, как было описано в пункте 3, припаивают его к этим деталям. Так, собирается весь корпус;

5. После указанных действий, детали выравнивают друг относительно друга, перепаивая то одни, то другие точки соединения соседних деталей;

6. Когда корпус будет выровнен, приступают к пропайке всех швов, на всю длину соединений, предварительно промазывая швы паяльной кислотой;

7. Выступающие части деталей корпуса и неровности удаляются с помощью напильника и доводятся наждачной бумагой;

8. Крышки корпусов крепят через винтовые соединения. Для этого из двухстороннего текстолита вырезаются уголки, в них сверлятся отверстия, большие по диаметру, чем диаметр винтов крепления. Гайки, соответствующего диаметра, с помощью паяльной кислоты и припоя припаиваются к уголкам, после чего уголки впаиваются в корпус. После чего в крышке сверлятся отверстия, через которые в последствии проходят болты крепления;

9. После выполненных операций, корпус промывают от паяльной кислоты с использованием моющих средств, под струёй проточной воды;

10. В случае наличия ненужных раковин, их заполняют эпоксидным клеем, с последующей обработкой неровностей после засыхания;

11. После полной обработки, корпус можно красить любой эмалью. Для того, чтобы краска лучше держалась, необходимо «матировать» поверхность, для чего корпус погружают на 5…10 минут в раствор хлорного железа. Красят корпус естественно, только после промывки, обезжиривания и полного высыхания.

Прочность такого корпуса получается очень высокой.

Склейка корпуса из пластмассы

Самый лучший способ изготовления корпусов аппаратуры – это клейка их из пластмассы с использованием дихлорэтана. Дихлорэтан – химически активный растворитель. Растворяет много всего, в том числе и пластмассу. Широко используется в промышленности. У военных используется для нейтрализации боевых отравляющих веществ, случайно попавших на табельное оружие — автомат, в результате химической атаки врага. Некоторые военные называют пузырёк с этой жидкостью – «ампулой с красным пояском», а некоторые военные, у которых «оригинальное расположение рук» и не догадываются, что это такое. Дихлорэтан, используемый в промышленности абсолютно бесцветен и если его не подносить к носу – запаха почти не имеет. При близком поднесении к носу, резкий запах может перехватить (затруднить) дыхание. Дихлорэтан, используемый военными — с желтоватым оттенком и сильно пахнет хлоркой, даже если не подносить к носу.

Процесс изготовления корпуса радиоустройства из пластмассы следующий:

1. Из пластмассовых пластин (как в случае из текстолита) вырезают стенки будущего устройства с помощью резака, сделанного из ножовочного полотна;

2. Торцы вырезанных стенок аккуратно выравнивают плоским напильником и наждачным бруском, подгоняя торец детали для плотного прилегания в склеенной конструкции;

3. Пластмассовую стружку и мелкие пластмассовые обломки растворяют в Дихлорэтане, до консистенции сметаны. Обращаю внимание, расход клея маленький, поэтому много клея не понадобится;

4. Волосяной кисточкой промазывается склеиваемый участок, после чего выдерживается секунд тридцать. В это время происходит растворение пластмассы деталей на смазанной поверхности;

5. Склеиваемые элементы прижимают друг к другу, и не менее часа дают на высыхание;

6. Крышку корпуса крепят так же, как и текстолитового корпуса – на уголки, только пластмассовые. Гайки можно не использовать, а вместо винтов использовать шурупы;

7. После высыхания, склеиваемый корпус обрабатывают напильником, сглаживая неровности. В случае образования раковин, их заполняют пластмассовой стружкой, предварительно промазав клеем;

8. После полного высыхания и обработки, корпус можно красить любой нитроэмалью.

Прочность такого корпуса не уступает прочности пластмассового корпуса, изготовленного любым другим не промышленным способом (на винтах, или другом клее).

Наглядным примером корпуса, склеенного из пластмассы является корпус измерителя толщины лакокрасочных покрытий автомобиля .

Изготовление корпуса из металла

Я не являюсь специалистом в изготовлении корпусов радиоустройств из металла, делал только мелкие фрагменты. На основании личного опыта могу изложить следующее:

1. Проще всего изготовить каркас из алюминиевых уголков, а потом, вырезав стенки и панели устройства из любого другого подходящего материала, закрепить их на каркасе с помощью болтов;

2. Можно изготовить корпус, применяя гибку листового металла (жести, тонкого алюминия);

3. Для того, чтобы сделать корпус из толстого металла (2…6 мм), путем его гибки, по всему будущему месту сгиба делается ровная канавка (см. рис.). Без специального станочного оборудования этот процесс трудоёмкий, поэтому в любительских условиях применим только при узких сгибах. Кроме того, хорошо получается гибка элементов конструкций из стали или алюминия. Дюралюминий для гибки не годится, потому, что он хрупкий, и тоненький перешеек, остающийся после фрезерования канавки, во время сгибания лопается.

Оригинальным способом изготовления корпусов устройств является «папье-маше»

Этот способ не подходит для прямоугольных корпусов, имеющих ровные стенки и прямые углы. Способ подходит для крупноразмерных конструкций, имеющих плавные изгибы, объемные выпуклости и другие «неквадратные» формы. Это могут быть корпуса акустических систем, туннели звуковых резонаторов, воздуховоды, другие устройства. Принцип изготовления заключается в многократной оклейке бумажными кусочками подготовленного заранее шаблона, после шлифовки и окраски может получиться оригинальная конструкция, пустотелая внутри. В зависимости от требуемой жёсткости корпуса, в качестве материала выбирают бумагу или ткань (в том числе стекловолокно), а так же тип связывающего клея – столярный, силикатный, ПВА, быстросохнущую краску, эпоксидный клей.