Конспект занятия «Все части тела важны, все человеку нужны» (для старшей группы с ОНР). Конспект занятия «Части тела Гимнастика для глаз

Тема: «Части тела – мои помощники»

Цель :

  • закрепить понятие о частях тела;
  • закрепить знания и умения, полученные в ходе проведения коррекционной работы по развитию артикуляционного аппарата.

Задачи :

Логопедические:

Совершенствование лексического строя речи:

  • обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тела – мои помощники»;
  • усваивать названия частей тела человека, их функций (глазами видим, ушами слышим, носом дышим и т.д.);
  • закреплять понятия «многозначное слово», уточнять многозначность слова «нос»;
  • расширять представления о восприятии запахов у животных;
  • уточнить значение слов «аромат», «обоняние»;

Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе.

Развитие связной речи:

  • создать проблемную ситуацию, принять участие в её обсуждении;
  • развивать умения грамотно отвечать на вопросы;
  • находить мотивацию к рассуждениям по данной теме.

Совершенствование общей и мелкой моторики.

Развивающие задачи:

  • развитие тактильных ощущений;
  • развитие правильного физиологического дыхания.

Воспитательные:

  • формировать представления о частях тела: глаза, уши, нос, язык, руки, о их роли в жизни человека;
  • воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:

  • наглядный метод (использование видеоматериалов)
  • словесный метод (беседа о частях тела)
  • игровой прием (артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»)
  • метод экспериментирования (узнать в каком чайнике вода холодная, а в каком горячая, не дотрагиваясь)
  • метод обследования (рассматривания в зеркалах глаза)
  • ароматерапия (используются ароматизированные свечи).

Решение задач осуществляются через такие образовательные области:

  • здоровье (умение правильно дышать)
  • познание (рассказ логопеда о глазах и о восприятии запахов представителей животного мира)
  • музыка («Звуки лес»).

Оборудование: видеоматериалы (пейзажи, флора, фауна; нос, уши, глаза; рыбы, лягушка, куры, голуби, сова, филин, рак, ящерица, муравьи, собака, кошка, олень, лошадь, дельфин); аудиозапись «Звуки леса»; два чайника с водой – горячей и холодной; «чудо- коробка»; ароматические свечи; зеркала, персонаж кощей, ватман, гуашь красного цвета, влажные салфетки.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Вежливые слова

Чтобы вежливыми быть,
Нужно «здравствуй» говорить
Всем, кого б не встретил –
Это знают дети.
Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ
Прозвучит: «Привет! Привет!».

Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)
Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)
Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)
Здравствуйте, кукушки! (кукуют:ку-ку)
Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок)
И малышка светлячок! (на выдохе произносят:с-с-с)
Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)
Звонкий детский голосок! (болтают язычком: бл — бл)
Поезд длинный у перрона! (тянут: тууу)
Добрый день ручным часам, (тикают:тик-так)
Громким детским голосам!
А теперь все дружно сели,
На меня все посмотрели.

2. Основная часть.

Сегодня мы будем говорить о человеке. На Земле живут очень много людей — миллиарды. Все люди похожи, все умеем говорить, думать, ходить, но каждый человек неповторим. Мы отличаемся внешностью, цветом глаз, волос, ростом, походкой, голосом, характером.

Появляется Кощей.

Кощей. Кто тут говорил про меня? А это вы тут умные детки, ну- ка угадайте тогда мои загадки, а если не угадаете, я вас заберу к себе.

1) На нас надевают
Зимой – сапожки,
Осенью – туфли,
Летом – босоножки.
(Ножки)

2) Я в больницу ни ногой,
Обхожу всё стороной,
Весь дрожу, трясутся губы,
Мне вчера лечили…(зубы).

3) Пять братьев годами равные
Ростом разные.
(Пальцы)

4) Всё, что мы положим в рот,
Попадет к нам в …(живот).

5) Горшочек умён семь дырочек в нём.
(Голова).

Ой, какие вы тут умные, преумные. Не нравятся мне такие дети, пойду, поищу других детей.

Логопед. Молодцы ребята, справились с задание, выпроводили кощея. А теперь возьмите зеркало и посмотрите на себя. Человек видит не всем телом, а только глазами.

Разберёмся вместе, дети
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаза?
Так зачем человеку глаза?
Дети отвечают.

Логопед. Правильно, глаза помогают человеку узнать окружающий его мир: мы видим предметы вокруг себя, их цвет, размер, форму, можем определить расстояние, на котором они находятся друг от друга. (Дети рассматривают видеоматериалы с изображением пейзажей, флоры, фауны.)

Глаза очень чувствительны, поэтому их надо беречь. Людям со слабым зрением врач рекомендует носить очки. У всех представителей животного мира разные глаза. Например, рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи. Лягушки замечают только движущиеся предметы. Что рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать движение. У раков глаза расположены на специальных антеннах-стебельках, выдвигаются далеко вперед и могут сами по себе вращаться, когда рак неподвижен. У совы и филина глаза большие, но неподвижный, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же они видят только в темноте. Куры, голуби, ящерицы способны видеть только при свете. Муравьи даже днем видят звезды.

Какие бывают глаза по цвету?

Дети отвечают.

Логопед. А по форме?

Дети отвечают.

Логопед. А у вас какие глаза?

Дети отвечают.

Ты закрой глаза ладошкой,
Посидим совсем немножко:
Сразу сделалось темно.
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.

Дети сидят с закрытыми глазами, включаются музыкальные записи «Звуки леса».

Логопед. В темноте человеку плохо, неуютно, но у него есть еще один помощник. Что вы слышите?

Дети отвечают.

Логопед. С помощью чего мы слышим окружающие нас звуки.

Дети отвечают.

Логопед. А какие звуки мы можем слышать?

Дети отвечают.

Логопед. Благодаря слуху мы воспринимаем окружающие нас звуки, ориентируемся в мире. Человек с помощью ушей слышит пение птиц и голоса людей, журчание ручейка и шум ветра, и много разных звуков. А теперь скажите, вы чувствуете аромат в комнате, приятный запах?

Дети вдыхают приятный клубничный запах ароматических свечей.

Логопед. С помощью чего мы ощущаем ароматы?

Дети отвечают.

Логопед. Как вы думаете, для чего человеку нужен нос?

Дети отвечают.

Логопед. Некоторые считают, что нос – это только украшение на лице. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения: «Ишь ты, нос задрал!», « Ну что ты нос повесил?». Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос – весьма важная часть тела. Носом мы дышим. А еще нос помогает почувствовать и различать запахи.

Зачем носик малышам?

Есть прямые носики,
Есть носики-курносики…
Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос.
Ю.Прокопович

Физминутка.

Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головами.
Мы руки подымаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем,
И бегаем кругом.

Логопед. Люди воспринимают друг друга при помощи зрения, слуха в процессе разговора. А вот для животных большую роль играет обоняние. Оно является самым важным чувством, нередко заменяющим зрение или слух. Не почуять во время запах хищника или не отыскать добычу по следу для некоторых их них равносильно смерти. Лучше других животных воспринимают запахи собаки, кошки и лошади. Обычно они узнают запах знакомого им человека задолго до того, как он приблизится. У диких животных нюх развит еще лучше. Олень чувствует запах хищника с огромного расстояния и успевает убежать или спрятаться. Зато птицы очень слабо различают запахи, а вот дельфины вообще их не различают.

Логопед использует видеоматериалы и предметные картинки с изображением животных.

Если ты простудился и подхватил насморк, тебе труднее дышать. Нужно заботиться о своем здоровье, уметь правильно дышать, вдыхать воздух через нос, а выдыхать – через рот. Нос — это орган человека. А у какого или чего он есть?

Логопед использует видеоматериалы с изображением животного и человека, лодки и чайника.

Логопед. Что такое чайник? Какие у него есть части? (Носик, крышка, ручка, донышко, стенки).

Логопед. Для чего нужен чайник? (Чтобы из него пить).

Педагог. Какая вода необходима, чтобы можно было заварить чай?

Дети отвечают.

Перед детьми выставляются два чайника с водой- холодной и горячей, предлагается узнать, где какая, не дотрагиваясь, затем задается ряд вопросов.

Дети понимают, как можно определить температуру воды.

Логопед. Перед вами два чайника, в одном чайнике холодная вода, в другом – теплая. Как вы думаете, в каком из них холодная вода?

Дети отвечают.

Логопед. Мы прикасаемся к предметам с помощью пальцев. Они помогают нам писать, шить. Лепить, совершать множество разных дел. С помощью пальцев рук мы можем ощутить тепло и холод, почувствовать – твердый или мягкий предмет, гладкий или шершавый. Некоторым очень тонким движениям нужно учиться, например, очень хорошо развиты кисти рук у художников. Я предлагаю немного поиграть с нашими пальчиками. Давайте попробуем на ощупь догадаться, что лежит в нашей чудо-коробке?

Дети выполняют.

Логопед. Что было бы, если у человека был один глаз, но два рта и два носа?

Дети отвечают.

Одна дана нам голова.
А глаза два и уха два,
И два виска, и две руки,
Зато один и нос и рот.
А будь у нас наоборот,
Одна нога, одна рука,
Зато два рта, два языка-
Мы только бы и знали,
Что ели и болтали.
Г.Гейне.

В нашем ротике живет язычок. С помощью него мы можем определить вкус. А для чего еще человеку нужен язык?

Дети отвечают.

Логопед. Язык помогает издавать самые разные звуки, а главное – разговаривать. Иногда он выполняет роль сторожа, охраняющего вход в дом (рот) и проверяющего пищу на ее пригодность или непригодность к употреблению. Во время жевания язык переворачивает кусочки пищи.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику «Веселый язычок» (авторская разработка).

Жил – был Язычок.
Он был веселый и всегда шумел. (Цокают язычком)
Но однажды все соседи на него
Обиделись и перестали с Язычком дружить. (Надувают губы)
Он подошел к Щечке, (Толкают язычком правую щечку)
Постучал в ее дверцу — никто не открывает.
Тогда он пошел в противоположную сторону, (Толкают язычком левую щечку)
Но и там его никто не ждал.
Язычок решил подружиться с зубками.
Он щекотал сначала верхние зубки, (Выполняют артикуляционное упражнение Чистим зубки)
А потом нижние.
Но тут губки обиделись и надулись. (Надувают губки)
Язычок решил их развеселить:
Облизнул сначала верхнюю губу, (выполняют артикуляционное упражнение Варенье)
А потом нижнюю.
Губкам это понравилось,
И они улыбнулись Язычку.
С тех пор все они дружно живут (Улыбаются)
И друг другу всегда улыбаются.

Дети выполняют коллективную работу «Улыбка».

Рисуют пальчиками улыбки на заранее заготовленных лицах, на которых нет рта. Все лица размещаются на ватмане, получается групповая «фотография».

Итог занятия.

Логопед. Ребята, сегодня вы узнали много интересного. Расскажите, что именно вам понравилась больше всего?

Жантимирова Динара Кинесовна,
учитель — логопед,
МДОАУ детский сад «Солнышко»,
Оренбургская область, Светлинский район, п. Светлый

Цели:
1. уточнить знания детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;
2. учить детей видеть признаки сходства и различия между людьми и выражать их в речи; работать над обогащением словарного запаса детей;
3. развивать речь, внимание, правильное дыхание, моторику рук;
4. воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.
Словарь:
мальчик, девочка, мужчина, женщина, бабушка, дедушка, человек, люди, названия частей тела (верхние и нижние конечности).
Оборудование:
картинки, с изображением тела человека; мультимедиа; схематическое изображение человека.
Ход занятия
На доске ряд картинок: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка.
Воспитатель: Кто нарисован на этих картинках?
Дети: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка
Воспитатель: Как можно назвать одним словом?
Дети: Люди
Воспитатель: Все люди разные: есть пожилые и молодые, взрослые и дети. Посмотрите друг на друга внимательно, чем отличаются люди друг от друга? Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета?
Ответы детей
Воспитатель: Одинаковый ли цвет волос?
Дети: Нет
Воспитатель: Все ли вы одинакового роста? (предложите детям померяться ростом) Но раз мы такие разные, то почему нас всех называют словом «ЛЮДИ»? Что у нас у людей общего? Чем мы похожи?
Ответы детей
Воспитатель: Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Дети: человек и части тела
Работа с картинками с изображением тела человека.
Воспитатель: Внимательно посмотрите друг на друга. Из каких частей тела состоит человек?
Дети: голова, шея, туловище, верхние конечности - руки, нижние конечности-ноги
Воспитатель: Верно, ребята, у всех нас есть голова. Что находится на голове?
Дети: нос, рот, уши, глаза
Воспитатель: Для чего нужны нос, рот, уши, глаза?
Ответы детей
Воспитатель: Отгадайте загадки, и среди этих картинок найдите правельный ответ.
Он бывает самым разным:
Добрым, вредным, гордым,
Важным, длинным, маленьким,
Горбатым, толстым, тонким, конопатым.
(Нос)
Всегда он в работе,
Когда говорим.
А как отдыхает,
Тогда мы молчим.
(Рот)
Гимнастика для развития правильного дыхания.
Мы вдохнём легко и плавно, (вдох)
Выдохним протяжно (выдох)
Нос в работе (вдох)
Рот в работе (выдох)
Дышим все мы славно.
Воспитатель: Молодци! А вот еще дин такой вопрос на чём «сидит» голова?
Дети: На шеи
Воспитатель: Для чего нужна шея человеку?
Дети: шея – она соединяет голову и туловище человека
Воспитатель: Как называется самая большая часть тела человека?
Дети: туловище
Воспитатель: Покажите, где у вас туловище?
Дети показывают на себе
Воспитатель: Что находится на туловище впереди?
Дети: грудь, живот
Воспитатель: А что находится сзади?
Дети: спина
Воспитатель: Как вы думаете, что такое верхние, нижние конечности?
Ответы детей
Воспитатель: Как называются руки?
Дети: верхние кончности
Воспитатель: Как называются ноги?
Дети: нижние конечности
Воспитатель: В самом низу ноги - вот эта часть ноги (показать) называется ступней, как вы думаете почему?
Ответы детей
Воспитатель: Да от слова «ступать»
Гимнастика для рук
Очень сложен человек: (указательный палец на лбу, нахмуриться)
Двое глаз и двое век, (указательным пальцем показать на глаза, на веки)
И-внимательно смотри! - (указательным пальцем от глаз к вискам)
Уха два и две ноздри (показать на уши и ноздри)
А вот пальчиков-по пять, (растопырить пальцы на обеих руках)
Чтобы ими всё держать. (хватающий жест руками)
Воспитатель: Отгадайте загадки.
Большая часть – всему опора
И шея есть, спина, живот.
Скажите, что это такое?
Дети: туловище
Воспитатель: Молодцы! А еще в каждом человеке живет суперскилет, это наши кости, они все повторяют за нами, посмотрите, как выгледит ваш скилет, когда вы развоите руки, или например, скрещиваете ноги, или когда вы лежите. Вот поднемите левую руку вверх, а правую положите себе на голову, а теперь посмотрим, как это сделал наш скилет. А посмотрите сколько много косточек в ладони. Ребята познакомтесь это Маша. Маша очень не обычная двока, она может совсем разволится, вот так. А вам нужно момочь ей собрать. И назвать какие части тела человека вы запомнили?

Татьяна Тимербулатова
Конспект занятия «Все части тела важны, все человеку нужны» (для старшей группы с ОНР)

Методическая разработка занятия в ДОУ .

Тема : «Все части тела важны , все человеку нужны ».

(для старшей группы с ОНР )

Тимербулатовой Татьяны Владимировны

учителя-логопеда высшей категории МАДОУ №346, г. Казань.

Цели : развивать лексико-грамматический строй речи; расширять и систематизировать знания и представления об окружающей действительности.

Задачи :

Активизировать и расширять словарь по теме, учить детей различать и называть части тела человека ;

Формировать связную речь, развивать грамматический строй речи;

Развивать общую двигательную активность, мелкую моторику рук, артикуляционную моторику;

Развивать внимание, память, мышление, воображение;

Прививать детям культурно-гигиенические навыки.

Оборудование : коробка «посылка» , игрушка «сундучок» , аппликация «Великан и гном» ; фрукты, овощи, продукты питания и их муляжи : апельсин, груша, виноград, банан, лимон, капуста, морковь, хлеб, конфеты; схемы для самомассажа губ и языка; картинки сказочных героев : Буратино, Бармалей, Незнайка, Красная шапочка, Баба Яга.

Организационный момент.

Логопед. Сегодня мы начнем занятие с интересной игры «Покажите где» . Я буду рассказывать стихотворение, а вы - внимательно слушать и показывать.

Есть на пальцах наших ногти,

На руках - запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь.

И животик не забудь.

Есть колени, есть спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

Дети, слушая стихотворение, последовательно показывают все называемые части тела .

Основная часть .

Два Егорки живут возле горки,

Живут дружно,

А друг на друга не глядят. (Глаза)

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

вопрос : «Для чего нужны глаза

Упражнения для глаз.

Логопед. Чтобы глазки были здоровы необходимо делать специальную гимнастику.

Проводится комплекс зрительной гимнастики.

1. Игра «День – ночь» .

На 3 – 5 сек. Закрыть глаза, затем широко открыть. Повторить 6-8 раз.

2. Игра «Соринка» .

Быстро моргать в течение 10-15 сек. Повторять упражнение 3 раза с интервалом 7-10 сек.

3. Игра «Глазки играют в прятки» .

Потереть ладони друг о друга и легко без усилий, положить на предварительно закрытые глаза на 30-40 сек. Затем опустить руки и открыть глаза.

Два брата на одной голове живут.

Все слышат, а друг друга не видят. (Уши)

У зверушки на макушке,

А у нас ниже глаз. (Уши)

Дети отгадывают загадки и отвечают на вопрос : «Для чего нужны уши

Все встают в круг, водящий ребенок – в центре. Дети, сжимая в ладонях массажный шарик, перекладывают его из одной руки в другую, затем передают по кругу соседу.

Настя (Виталик, Оля и т. д.)

Ты стоишь в кругу.

Мы зовем тебя «Ау!»

Настя, глазки закрывай,

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих, тот, в чьих руках оказался шарик, называет его имя, водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Он бывает самым разным :

Добрым, вредным, гордым, важным ,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым. (Нос)

вопрос : «Для чего нужен нос?»

Игра «Узнай по запаху» .

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках (апельсин, лимон, банан) . Затем дети шерстяными ниточками выкладывают на панно силуэты отгаданных фруктов.

Там живет наш дружок,

Наш веселый язычок. (Рот)

Дети отгадывают загадку и отвечают на вопрос : «Для чего нужен рот?»

Артикуляционная гимнастика – самомассаж.

Проводится самомассаж губ и языка по рисункам – схемам.

Игра «Определи на вкус» .

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты : хлеб, конфеты, капусту, морковь, грушу, виноград.

Пальчиковая гимнастика.

Дети «рассказывают» руками стихотворение «Мы делили апельсин» .

Игра «Гномик и Великан» (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами).

У Гномика ручки, а у Великана – ручищи.

У Гномика носик, а у Великана – носище.

У Гномика ножки, а у Великана – ножищи.

У Гномика глазки, а у Великана – глазищи.

Физминутка.

Дети выполняют упражнение с самомассажем головы, лица, шеи, груди, живота, рук, ног.

Начинаем по порядку необычную зарядку.

Для начала мы немножко разотрем свои ладошки.

Лоб мы будем растирать 1, 2, 3, 4, 5.

Каждому нужны из нас пара зорких ярких глаз.

Им массаж необходим, ими мы на мир глядим.

Нос не должен быть простужен, носик нам здоровым нужен.

А теперь потрем мы уши, уши нам, чтобы много слушать.

А сейчас довольно ловко помассируем головку.

И руками как расческой все поправим мы прическу.

Шею тоже мы погладим, по бокам и даже сзади.

Повнимательнее будь, ведь массируем мы грудь,

Чтоб не кашлять, не болеть, здоровье крепкое иметь.

Грудь погрели, ну и вот переходим на живот.

И по стрелке часовой гладим мы животик свой.

Руки тоже мы погладим, чтоб от пальцев до плечей,

Руки стали горячей.

Наконец погладим ножки, чтоб быстро бегать по дорожке.

Мы закончили зарядку, будет всё теперь в порядке.

Игра «У меня один, а у вас много» (Образование множественного числа существительных)

У меня нос, а у вас - носы.

У меня затылок, а у вас - затылки.

У меня живот, а у вас - животы.

У меня лоб, у вас – лбы.

У меня рот, у вас – рты.

Задание от Незнайки.

Логопед. Ребята, Незнайка прислал вам посылку. Давайте посмотрим, что в ней. Я вижу письмо и подарки.

Упражнение «Найди ошибку» .

Локти нужны ногам . (Нет, локти нужны рукам )

Колени нужны рукам . (Нет, колени нужны ногам )

Упражнение «Волшебное зеркало» . (формирование связной речи путем составления описательного рассказа о сказочном герое)

Логопед. Посмотрите в «волшебное зеркало» и расскажите о том, кого вы там видите.

Ребенок описывает сказочного героя, а остальные дети отгадывают, о ком он говорит.

Развитие творческого воображения и

конструктивного праксиса .

Логопед. Давайте попробуем изобразить в аппликации героев разных сказок.

Коллективная работа детей «Любимые сказочные герои» (аппликация) .

Итог занятия .

Логопед. Ребята, вы молодцы! Хорошо сегодня занимались и много узнали о частях тела , о том, для чего они нужны , и как их беречь.

Литература

500 загадок для детей. / Сост. И. А. Мазнин. М., 2005.

Доброхотов А. А. Попробуй, отгадай : Загадки. Спб., 1997.

Железнова Е. С. Пальчиковые песенки и игры. М., 2010.

Логинова В. И. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста, М., 1990.

Пожиленко Е. А. Энциклопедия развития ребенка. СПб, 2006.

Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2002.

Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. М., 2006

Марина Прокофьева

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребёнка детский сад «Фантазия»

Реализация образовательной области : «Познание и художественное творчество»

Познавательно – продуктивная деятельность с детьми средней группы на тему : «Части тела »

Подготовила : воспитатель Прокофьева М. Л. г. Пыть-Ях 2012г.

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Здоровье» , «Художественное творчество» , «Музыка» , «Физическая культура» , «Коммуникация» .

Цель : Формировать представления детей о строении человека, бережного отношения к своему телу. Воспитывать желание быть здоровым.

Развивающие :

Развивать у детей представления о себе, своем теле;

Активизировать диалогическую речь;

Развивать творческое мышление, внимание, воображение, фантазию,

произвольную память;

Развивать умения соотносить слова с действиями;

Развивать представления об орнаментах, узорах;

Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные :

Воспитывать привычку к здоровому образу жизни;

Умение слушать друг друга, взрослого;

Самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;

Желание прийти на помощь;

Умение выражать положительные эмоции от результатов деятельности.

Образовательные :

Учить определять и правильно называть части тела ;

Находить и правильно называть пальцы рук;

Учить оформлять узорами, орнаментами изделия одежды;

Закрепить знания детей о сезонной одежде;

Предварительная работа :

Чтение рассказа К. И. Чуковского «Доктор Айболит» ;

Выкладывание серии картинок в определённой последовательности;

Беседа о здоровом образе жизни;

Рассматривание иллюстраций «Зимние виды спорта» ;

Настольные игры «Сложи узор» , «Одень куклу Машу» .

Словарная работа : массаж, зимняя одежда, орнамент, узор (зубчики, завиточки, черточки, мизинец, указательный, безымянный.

Развивающая среда :

мультимедийная презентация, русская народная музыка, музыкально-ритмическая композиция «Зайчик» , массажные шарики, колечки, посылка, театральный персонаж «Зайчик» , бумажные заготовки зимней одежды; маркеры, мольберты, дидактический набор «Одень куклу» .

Методы и приёмы :

1. Наглядный метод : показ отрывка из мультфильма, способа действий с массажными предметами, слайдовой презентации.

2. Словесный метод : беседа, объяснение, художественное слово, проговаривание слов.

3. Практический метод : погружение в игровую ситуацию, выразительные движения, массаж, физмунутка, музыкально-ритмическое упражнение, рисование.

Ход занятия .

(Дети заходят в группу становятся в круг)

Воспитатель : Ребята, давайте поздороваемся.

(здороваются друг с другом, передавая платочек).

Когда мы с вами здороваемся мы желаем друг другу здоровья. Давайте мы пожелаем здоровья и нашим гостям. (здороваются с гостями) .

(Раздается звуковой сигнал)

Воспитатель : Ой, ребята, нам пришло электронное письмо давайте посмотрим, что это за письмо. (Дети смотрят на экран и слушают) .

Здравствуйте ребята! Пишет Вам, Доктор Айболит. Я очень беспокоюсь о вашем здоровье. Сейчас зима, и вы должны заботится о своём здоровье. Я посылаю вам посылку с волшебными шариками и массажными колечками, которые защитят вас от болезней.

Доктор Айболит.

Воспитатель : А вот и посылка. Давайте посмотрим, что в ней. Вот колечки и шарики, о которых говорил Доктор Айболит. Давайте подумаем, как мы можем защитить наш организм с помощью этих предметов? Что с ними можно делать?

(Дети называют различные способы действий с шариками и колечками.)

Воспитатель : Вы предложили много очень интересных способов. Давайте покатаем шарик между ладонями. Что вы при этом чувствуете?

(Ответы детей) .

Воспитатель : Вы почувствовали на ладошках легкое покалывание? На наших ладошках много-много невидимых волшебных точек, которые помогают нам быть здоровыми, но они очень любят спать, поэтому надо их с помощью массажа разбудить. И болезни будут нас обходить стороной.

(Массаж ладоней) .

А как можно использовать волшебные колечки?

(Ответы детей)

Воспитатель : Правильно, мы можем надевать колечки на пальчики.

А теперь давайте будем надевать колечки на все пальчики по очереди, т. е. массажировать их и тоже будить волшебные точки.

(Массируют пальцы, а воспитатель рассказывает, для чего массируют

тот или иной палец.)

Большой - чтоб не болела голова.

Указательный - чтоб дыхание было ровным.

Средний – чтобы не болел животик,

Безымянный – чтобы настроение было хорошее.

Мизинец – чтобы лучше работало сердце.

Такой массаж надо делать каждый день и только тогда будет польза нашему здоровью. Спасибо Доктору Айболиту за замечательный подарок.

Воспитатель : А у меня для вас сюрприз.

(На экране появляется отрывок из мультфильма о докторе Айболите, а воспитатель в это время берет театральную куклу-Зайчика)

Воспитатель : Ребята посмотрите у нас сегодня гость. Но только почему- то он плачет.

Воспитатель : Здравствуй, Зайчик. Что случилось?

Заяц : Я очень хотел стать помощником Доктора Айболита, но у меня ничего не получилось.

Воспитатель : Почему?

Заяц : Потому что, я не знаю, как называются части нашего тела . Попросил меня доктор поставить горчичник на спину одному больному, а я на грудь поставил, надо было локоть зеленкой намазать, а я ладошки намазал. Поэтому, Доктор Айболит сказал : «вот тебе рисунок тела человека , постарайся выучить части тела , как выучишь тогда и приходи». Вот я и пришел к вам ребята за помощью.

Воспитатель : Давай посмотрим, что за у тебя за рисунок. Посмотрите, ребята, кто нарисован?

(Ответы детей) .

Правильно, это рисунок человека. У нас тоже есть такой рисунок, только большой (обращает внимание детей на экран) . Зайчик ты пришел по адресу, наши дети знают части тела и тебя научат .

(На экране выплывают стрелочки, которые указывают на части тела , а дети называют).

Воспитатель : Ну что, Зайчик, дети, запомнили?

(Ответы детей) .

Зайчик. Ой, я наверно все не запомнил.

Воспитатель : А вот мы сейчас проверим.

Дидактическая игра «Мы не скажем, а покажем»

Ничего не говорите….

Только покажите.

(Заяц иногда путает части тела , а дети его поправляют) .

Воспитатель : Что нужно делать для того чтобы быть здоровыми?

(Ответы детей) .

Воспитатель : Правильно нужно заниматься физкультурой, спортом, делать зарядку, закаляться. Еще надо одеваться по погоде. Сейчас на дворе зима как нужно одеваться?

Зайчик : Ой, да это-то я уж точно знаю.

Воспитатель : Ну-ка зайчик покажи, одень куклу на прогулку.

(Одевает куклу неправильно)

Ребята, правильно?

Дети : нет!

Воспитатель : сейчас зайчик дети тебе покажут какую одежду и на какие части тела нужно одевать .

(дети одевают кукол на прогулку) .

Дидактическая игра

«Одень куклу на прогулку»

Воспитатель : Ну, раз мы теперь знаем, как правильно одеться я приглашаю вас на прогулку.

Физминутка :

Утром на лыжах кататься пошли (имитация ходьбы на лыжах)

Быстро до леса на лыжах дошли

Встретили косого зайку

Убежал от нас зазнайка.

Бурый мишка спит в берлоге

Уноси скорее ноги.

Дятел тука тук да тук

Раздавался громкий стук.

Время к обеду, весь лес обошли

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Заяц (грустно) : Мои друзья тоже очень любят гулять по зимнему лесу, но у них нет теплых рукавиц, шапок и шарфиков.

Воспитатель : Ребята, давайте мы изготовим тёплую, зимнюю одежду и подарим друзьям Зайчика.

(Дети рассаживаются за столы, на которых приготовлены бумажные заготовки шапочек, варежек и шарфиков. На экране появляются образцы узоров, воспитатель показывает, поясняет и предлагает приступить к работе. Звучит музыка. Готовые изделия складывают в чемоданчик и передают друзьям Зайчика).

Воспитатель : Вот тебе подарки для твоих друзей.

Заяц : Ой, как хорошо. Спасибо ребята, я обязательно передам, как обрадуются мои друзья. Мне стало так весело, что хочется танцевать.

Воспитатель : Так давай танцевать, тем более танцы прекрасное физическое упражнение, помогают быть здоровыми, и настроение становится ОТЛИЧНЫМ!

Музыкально-ритмическое упражнение «Зайка»

Воспитатель : А теперь восстановим дыхание.

(Выполняют упражнения на дыхание) .

Ребята, мы сегодня такие молодцы, помогали Зайчику. Давайте вспомним, что мы делали : рассказали о частях тела человека , как правильно надевать одежду, что надо делать, чтобы быть здоровыми и даже приготовили подарки для Зайчат.

Заяц : Вот теперь я все знаю и могу идти помогать Доктору Айболиту.

Спасибо вам, ребята, за то, что вы меня научили всему. И я хочу угостить вас витаминами. (Передает воспитателю баночку с витаминами) .

(Дети встают в круг, прощаются руг с другом, передавая платочек,

а затем с гостями).

Воспитатель : Пойдем, Зайчик, мы тебя проводим.






Уважаемые родители, работу с детьми по закреплению данной темы можно построить следующим образом:

1. Побеседуйте с ребёнком:

Все люди разные. Каждый из вас единственный и неповторимый. И нигде на всей нашей огромной земле не найдется точно такого же мальчика или девочки.

Но есть и много общего у нас с вами:

Есть на пальцах наших ногти,
На руках - запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Есть колени, есть спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы - посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!

Чтение стихотворения сопровождается показом называемых частей тела.

2. Как устроено наше тело?

Наше тело устроено так: сверху — голова, затем шея и туловище.
У туловища есть верхние конечности — руки и нижние конечности — ноги.

3. Упражнение «Выполни задание»

Положи руки на голову.
Поверти шеей в разные стороны.
Помаши верхними конечностями.
Потопай нижними конечностями.
Наклони свое туловище влево, вправо.

4. Поиграйте с ребёнком: назови части тела, изображённые на рисунке:

Как долго наше тело прослужит нам и будет молодым и здоровым зависит только от нас. А что для этого нужно делать?
Заниматься физкультурой, есть полезную пищу, дышать свежим воздухом, быть чистым и опрятным, вовремя ложиться спать.
А вот если не беречь свое тело, оно быстро состариться, станет слабым и больным. Чего нельзя делать со своим телом?
Кушать вредную пищу, мало двигаться, редко мыться и быть грязным, курить, мало спать.

Самомассаж ушей:

Чтобы ушки не болели,
Разомнем мы их скорее:
Вот сгибаем, отпускаем
И опять все повторяем.
Козелок мы разомнем,
По уху пальчиком ведем.
И ладошкой прижимаем,
Сильно-сильно растираем

Пальчиковая гимнастика «О левой и правой руке»

Смотрите-ка, вот две руки:
Правая и левая!
(вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить -
И правая, и левая!
(хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать -
И правая, и левая!
(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть -
И правая, и левая!
(прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать -
И правая, и левая!
(показываем направление то правой, то левой рукой)

В носу умеют ковырять -
И правая, и левая!
(имитируем ковыряние в носу по очереди каждой рукой)

А если кто-то завопит,
И правая, и левая
Помогут уши мне заткнуть!
(затыкаем уши)

С руками я всегда дружу -
И с правою, и с левою!
(дружеское рукопожатие)

И могут ласковыми быть
И правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут -
И правая, и левая!
(обхватываем себя руками - «обнимаем»)

Отгадай загадку и покажи на себе отгадку

Кто что вкусное принёс -

Всё учует детский... (нос)

Чтобы в цель попасть хоть раз,
Нужен острый, меткий... (глаз)

Жар быстрее сбить вам чтоб,
Положите лёд на... (лоб)