Конспект занятия по развитию логического мышления у старших дошкольников «Дом. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста (программа "Развитие рук Л.А

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка пик познавательной активности, словесно-логическое мышление переходит на новый уровень.

Представьте, у вашего ребенка:

  • искренний интерес к логическим и математическим задачам;
  • потрясающие познавательные способности;
  • он умеет быстро работать с информацией, легко выделяет и запоминает самую суть;
  • рассуждает логически правильно;
  • взвешенно принимает решения.

Пик познавательной активности (5-10 лет) - лучшее время, чтобы развивать логику и научить своего ребёнка думать!

Родителям важно помнить: приемы мышления не формируются в голове у ребёнка сами по себе. Нужно целенаправленно обучать ребенка и важно не упустить момент.

Как развивать логическое мышление школьника?

После поступления в 1 класс многие родители облегченно выдыхают и перекладывают обучение детей на плечи школы. Но стоит ли рассчитывать на учебную программы и школьных педагогов в вопросах развития логики?

Способный ребёнок приходит в школу и… учится считать и решать типовые задачи.

Практикующие педагоги знают: учащиеся начальных классов, а нередко и подростки не умеют самостоятельно мыслить, рассуждать и делать обоснованные выводы. Зачастую у школьников возникают трудности в применении методов сравнения, определении причин и выведении следствий.

Навыки логического анализа, способность правильно рассуждать, находить нестандартные решения - вот что выделяет по-настоящему одаренных, талантливых детей среди примерных отличников.

Школьные программы ориентируют учителей начальных классов на использование в основном заданий тренировочного типа, которые базируются на подражании, выполняются по аналогии, поэтому не в полной мере задействуют мышление. А умение высказывать суждения, строить логические цепочки и выполнять другие логические действия обязательно нужно развивать и тренировать.

Учителя рады бы разнообразить процесс обучения загадками на развитие логического мышления или головоломками со спичками . В дошкольных учреждениях это популярный способ разминки ума. Но в большинстве школ вопрос «разминок» сводится к следующему: как бы успеть с упражнениями для глаз и рук?

Делаем выводы!

  • Перекладывать ответственность на школьных учителей не разумно.
  • Важно объяснить ребенку: в школе он получает фундаментальные знания, которые помогут ему развиваться дальше.
  • Развитие логики дома (вне школы) - отличное дополнение к основной школьной программе.

Что особенно важно дошкольникам и первоклассникам?

Мышление дошкольника изначально носит наглядно-образный характер и только в ходе учебного процесса постепенно перерастает в понятийное, словесно-логическое. Любые наглядные учебные материалы дошкольник и школьник будет легче воспринимать и понимать, с большим интересом и удовольствием выполнять задания и решать задачи.

Мы придумали, как помочь родителям и учителям, а главное - детям!

Специально для дошкольников и младших школьников мы создали образовательную онлайн-платформу ЛогикЛайк. Сайт включает все необходимое для развития у детей логического и критического мышления. Платформу можно использовать для самостоятельных тренировок (как правило, с 7-8 лет) и для занятий всей семьей.

Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Программное содержание:

Освоение действий самостоятельного построения модели в форме классификационного древа под прямой диктант. Освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий в категории. Развитие умения строить родовидовые понятийные отношения. (ОО «Познание»)

Развитие умения правильно задавать вопросы, используя в речи сложносочиненные и сложноподчиненные виды предложений. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже. Закрепить в речи детей названия общих понятий (мебель, посуда, одежда и т.д.). Развитие умения правильно строить речевые высказывания.(ОО «Коммуникация»)

Развитие умения выслушивать ответы товарищей, не перебивая их. Развивать желание соревноваться в составлении вопросов о предмете. Развитие внимания, умения самостоятельно давать объективную оценку своей работе. (ОО «Социализация»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 386 г.о.Самара

КОНСПЕКТ НОД

по развитию элементов логического мышления

по программе Л.А.Венгера «Развитие»

в подготовительной группе №2 «Ромашка»

Воспитатель

Шаталова Т.В.

Интеграция образовательных областей: « Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Программное содержание:

Освоение действий самостоятельного построения модели в форме классификационного древа под прямой диктант. Освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий в категории. Развитие умения строить родовидовые понятийные отношения. (ОО «Познание»)

Развитие умения правильно задавать вопросы, используя в речи сложносочиненные и сложноподчиненные виды предложений. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже. Закрепить в речи детей названия общих понятий (мебель, посуда, одежда и т.д.). Развитие умения правильно строить речевые высказывания.(ОО «Коммуникация»)

Развитие умения выслушивать ответы товарищей, не перебивая их. Развивать желание соревноваться в составлении вопросов о предмете. Развитие внимания, умения самостоятельно давать объективную оценку своей работе. (ОО «Социализация»)

Материал.

Демонстрационный: модель, с условными и буквенными обозначениями понятий, мяч, куклы-африканцы, картинки с изображением разных видов (по две-три) мебели, птиц, муз.инструментов, одежды.

Раздаточный: листы бумаги, простой и красный карандаши, фишки, перфокарты.

Ход НОД

Часть 1.

Воспитатель вносит кукол-африканцев и говорит о том, что в Африке жарко и люди почти не носят одежды. Предложить детям побеседовать об одежде, для чего она нужна, какая бывает. Дети вычленяют группы и называют конкретные виды одежды, придумывая для них условные обозначения.

Воспитатель последовательно диктует слова, а дети обозначают слова точками, условными обозначениями и буквами, соединяя точки стрелками: (одежда, легкая одежда, теплая одежда, сарафан, шуба, юбка, пальто, тулуп, рубашка) т.е. дети строят модель.

Часть 2.

Игра «Поймай и назови». Воспитатель бросает ребенку мяч и называет общее понятие, ребенок. В ответ называет объект, который входит в него. Затем играют наоборот, т.е. воспитатель называет объекты, входящие в общее понятие, дети - само понятие.

Часть 3.

Упражнение: «Найди закономерность и нарисуй недостающую фигуру». Дети на индивидуальных перфокартах дорисовывают недостающую фигуру, затем меняются перфокартами и проверяют правильность выполнения товарищем задания, исправляют ошибки красным карандашом и рассказывают о причине исправления. (Можно проверить правильность выполнения задания с помощью образца воспитателя).

Часть 4.

Игра «Да-нет». Перед детьми картинки вывешиваются в беспорядке. Воспитатель загадывает одну из картинок. Дети с помощью последовательных вопросов отгадывают ее.

Примечание: дети задают вопросы, на которые водящий может ответить только «да» или «нет» Воспитатель помогает правильно и точно сформулировать вопрос. Отгадавший предмет ребенок, становится водящим. За четкие вопросы детям выдаются фишки. В конце игры их количество подсчитываете и выявляется победитель.

Куклы-африканцы «благодарят» детей за полученные сведения. Дети дарят им свои схемы и перфокарты для показа другим жителям Африки.


Конспект ООД по логике для детей старшей группы "Беглецы из зоопарка" для детей старшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 г. Лебедянь Липецкой области

Подготовила: Красникова Н.В. – воспитатель МБДОУ д/с № 6 г. Лебедянь, 2016 г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Цель: формирование основ логического мышления у старших дошкольников в процессе развития элементарных математических представлений.

Образовательные: упражнять в умении составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец; учить сравнивать и систематизировать предметы по величине (высоте, ширине) ; закрепить знания о хищниках и травоядных животных; закреплять в активном словаре названия животных.

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к живой природе, дружелюбие, умение работать в коллективе; формировать у детей эмоционально-положительный отклик на совместную деятельность.

Развивающие: развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, глазомер, мелкую моторику рук; учить ориентироваться на листе бумаги, располагать необходимые части изображения в нужном месте на рисунке.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Детки в клетке» , К.О. Дмитриев «Зоопарк на столе» , А. Клыков «Лисица» , Т. Скребицкий «Заяц» , «Белка» ; рассматривание альбома «Дикие животные» ; отгадывание загадок о диких животных.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, телевизор, наборы игр «Танграм» , «Колумбово яйцо» , «Вьетнамская игра» , «Сложи узор» , «Математический планшет» , контурные изображения животных (по 1 на стол) , палочки Кюизенера (по количеству детей) , мягкие игрушки – дикие животные, мелкие пластмассовые игрушки – дикие животные (по количеству детей) , листы бумаги в клеточку, заготовки незаконченных рисунков животных (на каждого ребенка) , простые карандаши, стенд для рисунков, конверт с письмом, раскраски с животными севера и жарких стран.

Ход занятия

І. Вводная часть

Организационный момент

Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся.

Сегодня нас ждет увлекательное занятие. Мы должны показать свои знания, умения и сообразительность. Но сначала давайте приведем свои мысли в порядок, выскажем свои пожелания и сделаем самомассаж.

Игра-тренинг «Заряд бодрости»

Я желаю, чтобы мои ушки все слышали (поглаживание ушных раковин) .

Я желаю, чтобы мои глазки все видели (поглаживание глаз) .

Я желаю, чтобы мой ротик говорил правильно и красиво.

Я желаю, чтобы моя голова думала правильно и не ошибалась (поглаживание головы) .

Я желаю, чтобы мои руки работали уверенно (поглаживание рук) .

Я желаю, чтобы мое тело было здоровым.

Молодцы, ребята! Теперь вы готовы все видеть, все слышать, и чувствовать.

Предлагаю провести разминку «Бывает – не бывает» . Если так бывает - улыбаемся и хлопаем в ладоши, если не бывает - хмуримся и топаем ногами.

Бывает круг с углами. - Бывает весна после зимы.

Бывает петух с 4 ногами. - Бывает у собаки 4 лапы.

Бывает после понедельника суббота. - Бывает ночь после утра.

Бывает у человека 3 глаза. - Бывает число два больше трех.

Бывает трава зеленого цвета. - Бывает число пять идет после семи.

Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными и сообразительными. Садитесь за столы.

II часть. Основная.

Ребята, сегодня к нам прибыл необычный гость из далекой жаркой страны. Угадайте, кто же это.

Я привык на юге жить.
Я умею говорить!
День-деньской могу летать,
Разным звукам подражать.

Кто такой я? Угадай!
Разноцветный -
Дети: - Попугай!

(Щелчок - раздается звук крика попугая, на экране появляется попугай, щелчок – крик умолкает)

Верно, это попугай, его зовут Жак, и он очень встревожен. Жак передал мне вот это письмо. (Читаю) . «Помогите! В зоопарке случилась беда! Ночью кто-то открыл клетки, где были звери. И все звери сбежали. Их нужно немедленно найти и вернуть в зоопарк. Помогите нам, пожалуйста!» .

Так что, поможем?

Дети: - Да!

В конверте «фотороботы» беглецов, которых нужно найти. Сейчас мы их рассмотрим. Кто это? (Медведь, заяц, лиса, белка …) . Я предлагаю сложить изображения этих зверей, используя игры на выбор.

Детям представляется выбор дидактического материала.

  1. «Колумбово яйцо» , «Вьетнамская игра» , «Танграм» .
  2. «Сложи узор» .
  3. «Математический планшет» .
  4. «Змейка» .

Молодцы! Справились с заданием. Теперь мы знаем беглецов, которых нужно найти.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на поиски животных из зоопарка.

Возьмите простые карандаши и листочки в клеточку: мы обозначим наш маршрут. Я буду диктовать вам направление движения, а вы будете чертить.

Дидактическое упражнение «Рисунок по клеточкам» .

Дети, начиная с точки, «прорисовывают» свой маршрут.

Отсчитайте вправо 1 клеточку и проведите прямую линию. Отсчитайте вверх 1 клеточку и проведите прямую. Далее так: 1 клеточка вправо; 2 клеточки вниз; 1 клеточка вправо; 1 клеточка вверх; 1 клеточка вправо.

Дети двигаются в обозначенном направлении, находят игрушечных зверят: зайца, белку, лису, оленя, льва, тигра и др.

Физкультминутка. Видеоклип «У жирафа пятна, пятна...» .

Дети садятся за столы.

Дидактическое упражнение «Кто чем питается» .

Вы нашли беглецов из зоопарка и теперь нужно их накормить. А разные животные питаются по-разному. Кто из них что ест, мы узнаем, когда соединим линиями на картинке животное, размешенное внизу, и его еду – она вверху.

Дети выполняют задания.

Когда кормили животных, вы заметили: одни из них питаются растениями, и потому их называют травоядными. Другие звери едят мясо, и это – хищники, так как они охотятся на других животных.

Воспитатель предлагает детям взять своих зверят и встать так: хищники – слева от него, а травоядные – справа.

Дидактическое упражнение «Вольеры для животных» (с использованием палочек Кюизенера) .

Перед вами на столах лежат палочки, это части клетки, и животные (на каждого ребенка 2-3 животных) . Постройте клетку для каждого животного. Посмотрите, кто из них больше, а кто меньше, подберите палочки по высоте и размеру животного. Например, зайчик у нас маленький, и клетка для него будет небольшая (воспитатель показывает пример выполнения задания) .

Продуктивная деятельность с детьми «Незаконченный рисунок» .

Вот и подходит к завершению наше путешествие. Давайте на память о наших новых друзьях сделаем их портреты. Посмотрите, у меня есть рисунки, но они не закончены: животные нарисованы не полностью. Закончите рисунки и дорисуйте те части животного, которых не достает (слон – хобот, зебра – полоски, обезьяне – хвост, попугаю – крылья, жирафу – пятна, зайцу – уши и т.д.) .

Но сначала подготовим наши пальчики к работе.

Слайд 6. (Музыка звучит и останавливается по щелчку)

Пальчиковая гимнастика «Зоопарк»

В зоопарк пойдем скорей

Много разных там зверей

(«пройти» по столу указательным и средним пальцем обеих рук)

И колючие ежи

(растопырить пальцы как иголки ежей)

И клыкастые моржи

(опустить вниз мизинец и указательный пальцы, а все остальные

пальцы зажать в кулачке)

Зайцы трусливые

(выставить указательный и средний пальцы обеих рук,

остальные в кулачке)

Птицы красивые

(помахать кистями скрещенных рук)

Даже крокодилы есть!

Впрочем, всех не перечесть!

(соединить основания ладоней, смыкать и размыкать кончики

слегка согнутых пальцев - это «крокодилова пасть» ).

Дети приступают к работе, заканчивают рисунки. По окончанию работы воспитатель выставляет рисунки на стенде.

ІІІ. Заключительная часть

Вот и вечер наступает
Зоопарк наш засыпает,
Засыпает до утра,
Нам уже домой пора.

Дети, кого мы сегодня искали? Какие задания вам было выполнять легко? Что вызвало затруднения?

Спасибо! Мне с вами было очень интересно!

Каждый просто молодец!
Путешествию конец.
С математикой дружите
Знания свои копите.

Пусть помогут вам старания,

Память, логика, внимание!

Сюрпризный момент. - Я вам хочу подарить раскраски с животными севера и жарких стран. Вы их раскрасите, когда захотите и покажите другим детям.

Олеся Гаизова
Занятие по логике в старшей группе «Одежда»

Программное содержание : Освоение графического построения модели классификационных отношений между понятиями; сравнение понятий по объемам; дополнение родового понятия видовым. Закрепление действий по построению и использованию модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами. Развитие навыков сотрудничества детей друг с другом.

Материал : Р.: Набор карточек с изображением зимней и летней одежды на каждую пару детей, круг Эйлера, маленькие круги (3-4 шт., дидактическая игра «Найди пару (одежда ) », дидактическая игра «Что за чем?» , карточки для работы в паре : «готовы отвечать» , «вопрос» .

Д.: Карточки с изображением зимней и летней одежды (3-4 шт., письмо, кукла «Сеяного-Рассеяного» , фишки.

Ход занятия:

Дети в кругу с воспитателем. Воспитатель рассказывает детям о том, что к ним в сад пришло письмо из д/с «Елочка» . Читает письмо, в котором говориться о том, что в их саду были соревнования между детьми старшей группы на тему «Кто из детей больше всех назовет слов, обозначающих разную одежду ». Все дети справились с заданием, но необходимо определить, кто из детей назвал больше всех слов. У ребят возник спор. Воспитатель предлагает детям помочь разобраться, кто же из детей назвал больше всех слов : «Полина придумала больше слов, чем Костя, а Ваня придумал больше слов, чем Полина».

Кто из детей победил? (ответы детей)

Почему вы решили, что это Ваня?

А кто из детей назвал меньше всех слов? (ответы детей)

Ребята, а вы знаете, какая одежда бывает ?

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди пару» . Дети берут по одной карточке с изображением одежды (зимней или летней) и находят пару к этой одежде : шуба - варежки, пальто-шапка, шорты - футболка, брюки - рубашка, юбка-блузка. С помощью этой игры дети делятся на пары, объясняют, почему вместе встали, почему выбрали соответствующую пару. Воспитатель предлагает детям пройти за столы.

Стук в дверь. Приходит кукла изображающая «Сеянного – Рассеянного» . Кукла неправильно одета, вперемешку летняя и зимняя одежда . Воспитатель предлагает рассмотреть гостя и оценить его. Как он выглядит?

Как вы думаете, правильно ли одет наш гость?

Почему вы считаете, что неправильно? (ответы детей)

А мы сможем помочь нашему гостю? Давайте, ему объясним, как необходимо одеваться. Посмотрите на карточки и скажите, что на них изображено? (дети перечисляют виды одежды и дают общее название, изображенным на картинках предметам).

Можно ли эти карточки разделить на группы ?

Ребята, у вас на столе лежат карточки, разложите их на группы .

Сколько получилось групп ?

Какие группы получились ? (летняя и зимняя одежда )

Ребята, а можем мы эти группы обозначить кружочками? Воспитатель предлагает детям построить модель. Сначала обозначаются понятия «зимняя одежда » и «летняя одежда » , сравнивают по объёму. Дети при помощи кружков обозначают одежду .

Почему вы выбрали два кружка? Что они обозначают? (воспитатель спрашивает две-три пары детей)

Ребята, а мы можем объединить эти две группы в один большой круг ? Почему?

Что он будет обозначать? (Одежда )

Какие виды одежды оказались в большом кругу? (летняя и зимняя)

Молодцы!

Воспитатель приглашает детей на физкультурную паузу.

А сейчас, ребята, давай те нашему гостю расскажем и покажем, какая одежда легкая , какая потеплее, и какая самая теплая. (Воспитатель предлагает детям игру «Что за чем) Дети выкладывают на карточках полоски разной длины для обозначения свойства одежды (легкая, теплее, жаркая и т. д.) . Например : короткая полоска к купальнику, средняя к платью, самая длинная к шубе. Взаимопроверка у доски.

Итог занятия :

Что мы сегодня делали?

Помогли мы нашему гостю узнать, как нужно правильно одеваться? Где какая одежда и когда ее нужно носить?

Что было трудно и кому?

Какая пара работала дружнее?

В конце итога занятия воспитатель поощряет детей фишками за работу при помощи самоанализа и анализа детей.

Одним из существенных показателей интеллектуального развития ребенка и его соответствия возрасту, является логическое мышление. Оно развивается поэтапно, начиная от самых простых к более сложным. А благодаря современным развивающим технологиям и необычным заданиям, из скучного и однообразного обучения, его можно превратить в увлекательную игру, которая наверняка понравится и родителям и ребенку.

Развитие логики — один из самых важных аспектов интеллектуального развития

Закономерности развития мышления в дошкольном возрасте

В целом, мышление дошкольников проходит три базовых этапа в своем развитии:

  1. Наглядно-действенное мышление позволяет решать возникающие перед ребенком задачи путем манипулирования предметами, находящимися вокруг него.
  2. Наглядно-образное мышление начинает развиваться в дошкольном периоде. Оно уже позволяет ребенку решать некоторые задачи в уме при помощи имеющихся в его памяти образов.
  3. Словесно-логическое мышление дает возможность ребенку размышлять при помощи не самих предметов, а их словесных обозначений. Этот вид мышления проявляется уже в старшем дошкольном возрасте.

Настольные игры — лучший способ развития логического мышления

Логика представляет собой один из высоких этапов развития мышления.

Общие правила развития логики у ребенка

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте у ребенка выступает игра. Однако, несмотря на это логика играет для дошкольников далеко не последнюю роль. Воображение в этот период развито еще недостаточно хорошо и для того, чтобы обучение шло легче и эффективнее, в процессе занятий необходимо использовать максимум наглядного материала: игрушек, картинок, пазлов, счетных палочек и т.д. Яркий дидактический материал превратит любое занятие в увлекательную игру, в которой ребенок с удовольствием будет принимать участие.


Геометрические фигуры — развитие логики в игровой форме

По мере взросления ребенка, он все меньше будет нуждаться в демонстрационном материале. А решение все большего количества задач будет происходить в уме, при помощи подключения уже словесно-логического мышления.

Логическое мышление в раннем дошкольном возрасте

Младший дошкольный возраст охватывает период с 2 до 4 лет. В это время ребенок учится сравнивать предметы, классифицировать по таким элементарным признакам, как цвет, форма, размер.

Развивающие занятия в этом возрасте лучше всего проводить с использованием ярких игрушек, либо дидактических карточек. Желательно, чтобы изображения были максимально простыми и содержали минимум отвлекающих деталей.


Занятия с малышом учит его мыслить логически

Логические задания для младших дошкольников разнообразны. Типичными упражнениями на развитие логики в этом возрасте могут быть:

«Разложи по порядку»

Игра помогает ребенку понимать причинно-следственные связи, а также улучшает его восприятие времени.

Для этого упражнения вам понадобятся карточки с изображением животных и их детенышей. Детям можно предложить подобрать к каждой карточке пару, предварительно разложив перед ним взрослых животных и дав ему детенышей. После того, как все карточки займут свои места, можно будет объяснить ребенку, что из крошечного цыпленка со временем вырастает курица или петух, из щенка – собака и т.д. Со временем это задание можно усложнить, предлагая ребенку картинки с изображением сцен из его любимых сказок. И предложить разложить их по порядку, восстановив сюжет.


Игра на подбор понятий

«Закончи цепочку»

Ребенку предлагаются логические цепочки предметов или картинок, относящихся к определенному классу: это могут быть цветы, деревья, звери или птицы. А рядом – группу разных картинок, среди которых должна быть одна, принадлежащая к предметам цепочки. Задача ребенка – дополнить цепочку подходящим элементом.

Это задание, несмотря на свою простоту, хорошо развивает способности к обобщению и анализу, сравнению и классификации.

«Чей предмет?»

В этой задаче для дошкольников можно предложить ребенку назвать:

  • предметы, которыми пользуются представители различных профессий;
  • детали тех или иных машин, либо устройств;
  • части тела человека, зверей, птиц;
  • элементы домов.

Онлайн игра Найди точно такую кошку — малыш может играть в интернете

«Убери лишнее»

Перед ребенком раскладывается группа картинок, изображающих различные предметы, либо игрушки, среди которых должен быть один лишний, не попадающий под общую категорию. Задача ребенка – отыскать и убрать этот предмет при помощи логического мышления. Очень желательно, чтобы ребенок смог также и объяснить свой выбор, рассказав, почему тот или иной предмет оказался лишним.


Игра Выбери самый маленький предмет

Со временем задание можно несколько усложнить, дополнив конкретные предметы природными явлениями, цветами и т.д. Логические связи между ними несколько сложнее и для того, чтобы справиться с этим заданием ребенку нужно будет очень постараться.

Занятия на развитие логики в старшем дошкольном возрасте

Старший дошкольный период отмечаются интенсивным развитием многих процессов психики. В частности, уже к четырем годам у детей начинает проявляться словесно-логическое мышление, позволяющее не только решать определенные задания, но и достаточно четко аргументировать свою позицию.


Совместные игры развивают логику у старших дошкольников

Ребенок уже не так нуждается в наглядности благодаря довольно хорошо развитому воображению и увеличению объема памяти. И хотя на занятиях все еще желательно использовать всевозможный дидактический материал, уже в 4 года можно предлагать ребенку решать некоторые задачи в уме.

Вот лишь некоторые задания на логику для старших дошкольников.

«Ранжирование»

Развитию мыслительных процессов дошкольников очень хорошо способствует ранжирование (например, по размеру, цвету, а позже – степени выраженности того или иного признака). Необходимо обязательно уточнять ребенку, что именно служит основанием для ранжирования.


Игра Найди отличия — одна из разновидностей игр на ранжирование Логический лабиринт — любимое развлечение дошкольников

Игры на формирование представлений об общем и частном довольно просты. Достаточно лишь разложить перед ребенком предметы, либо карточки с предметами одного типа и предложить ребенку определить логические связи между ними, назвав их одним словом. Также как и в предыдущих играх, здесь нужно двигается от простого к сложному, вначале пользуясь максимально простыми категориями, где общая черта будет лежать на поверхности. И со временем – усложнять задачу, расширяя количество используемых групп.

Если в процессе выполнения заданий у дошкольников будут возникать какие-либо трудности, обязательно следует поговорить с ними об этом. И вместе решить возникшие проблемы.

Мыслительные процессы, в частности, логика, дошкольников развиваются достаточно интенсивными темпами и к моменту поступления в школу находятся уже на неплохом уровне, что позволяет им максимально эффективно усваивать школьную программу.