Конспект занятия по математике «Часы. Конспект НОД в старшей группе на тему «Время Помочь узнать время суток конспект занятия

Сценарий развивающего занятия для детей 6-8 лет на тему «Время»

Полякова Светлана Николаевна, учитель истории ОКСКОУ «КСКО школа», г. Курск.
Описание работы: я предлагаю сценарий развивающего занятия, посвященного времени. Данная разработка будет полезна воспитателям дошкольных учреждений или учителям начальных классов коррекционных школ.

Сценарий развивающего занятия на тему «Время»

Цели:
1) Познакомиться с учащимися группы.
2) Повторить и закрепить знания, полученные на прошлом занятии.
3) Сформировать понятия: секунда, минута, час, сутки.
4) Развивать память, внимание и мелкую моторику пальцев рук.
5) Способствовать снятию напряжения.
Оборудование: плакат "Время", детские часы, лист цветного картона, с изображением двери, отрывной календарь, шаблоны из набора М. Монтессори.
1.Знакомство
Игра «Назовись»
Дети становятся кругом с вытянутыми руками ладошками вверх. В центре стоит ведущий – с мячом в руках. Он громко произносит своё имя и поочередно каждому участнику игры бросает мяч. Ребенок, получивший мяч, громко и четко произносит своё имя. Затем возвращает мяч ведущему и опускает руки.
2. Повторение прошлой темы (работа с плакатом).
– Ребята, что это за предметы нарисованы на плакате? (часы)
– Давайте вспомним, сколько у часов может быть стрелок? (три – секундная, часовая и минутная)
3. Работа с часами.

– Ребята покажите секундную стрелочку. Переместите её на одно деление – это означает, что прошла одна секунда (стрелка возвращается обратно).
–Теперь переместите стрелку на пять секунд. Ребята, когда секундная стрелка пробежит круг на циферблате – пройдет одна минута. При этом минутная стрелка переместится на одно деление (дети перемещают стрелку на своих часах).
– А если секундная стрелка пройдет два круга, на сколько переместиться минутная стрелка? (на два деления, т. е. пройдет две минуты)
– А сейчас отложите часы на край стола. Перед вами лежат шаблоны, их надо обвести и раскрасить. Выберите карандаш. Когда я скажу: «Начали!» – вы начнете раскрашивать, а я засеку одну минуту.
– Видите сколько можно сделать за одну минуту!
Игра «Всего одна минута!»
Детям показывают изображение двери.


– Ребята, представьте, что это дверь в волшебный мир, в котором можно пробыть только одну минуту. Я засеку 1 мин (в это время будет играть музыка), а вы представьте, что же вы там сделаете за эту минуту. По "возвращении" вы расскажите, что вы успели сделать в этом волшебном мире.
Учащиеся по очереди рассказывают о своем посещении волшебного мира.
– А теперь давайте вернемся к нашим часам. Когда минутная стрелка пройдет целый круг – пройдет один час!
– Ребята, про какую стрелку мы можем сказать, что она самая быстрая?
– А самая медленная?
Итак:
Секунды сложились в минутки,
Минутки сложились в часы,
И так пробежали сутки,
Время вперед спешит.
После этого отрывается листочек календаря и подбрасывается в воздух со словами: "День пролетел!"
Игра "Когда это бывает?"
Взрослый или ребенок по очереди загадывают какое-нибудь время суток и показывают, что они в это время делают. Например, утром – чистят зубы, вечером – раздеваются и т. д. Задача наблюдающего – определить, что делает водящий, и назвать время суток.
Игра «Заколдованный путник»
Входишь ты в волшебный круг,
Замирает все вокруг.
Но как время истечет,
Путник снова отомрет.
С последними словами играющие застывают, а ведущий включает секундомер. Через некоторое время секундомер выключается и раздается хлопок в ладоши или другой звуковой сигнал, по которому "застывшие" путники вновь оживают. Им предлагается отгадать, сколько времени они были "заколдованы". Кто называет самое близкое к действительному значению число, становится ведущим.
– Время из прошлого через настоящее летит в будущее.
– Сколько вам сейчас лет? – это ваше настоящее.
– А сколько лет вам было год назад? – это ваше прошлое.
– А через год? – это ваше будущее.
– Где мы храним наше прошлое?
– У нашего центра тоже есть свое прошлое – оно в альбоме. Вы – это настоящее нашего центра. Смелые, умные, веселые, любознательные, активные. Ваше будущее – это школа. Я вам желаю, чтобы в школе вы тоже были активными, веселыми, любознательными.

Цель : формировать понятие времени.

Задачи:

— расширять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь), учить детей правильно употреблять эти термины в речи.

— упражнять в определении части суток по признакам: деятельность человека, местоположение Солнца и др. небесных тел, состояние природы.

— закреплять знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

— развивать мышление: учить видеть закономерности, развивать зрительное восприятие.

— воспитывать у детей желание быть отзывчивым.

Предварительная работа:

— Беседа с детьми «о частях суток и их последовательности» ,

— Наблюдение за изменениями в природе и обсуждение действий взрослых и детей в разное время суток.

— Дидактическая игра «Когда это бывает?»

— Подвижная игра «День и ночь»

Наглядный дидактический материал:

Демонстрационный:

— картинка-изображение Незнайки

— игрушка: старик-лесовик с часами

— игрушка Незнайка

— цветовой круг

— схема-таблица местоположения Солнца в разное время суток

— изображения природы в разное время суток

— изображения деятельности человека в разное время суток

Раздаточный:

— 2 комплекта карточек с изображением частей суток

— геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) из цветного картона

Ход занятия

Дети садятся за столы, перед ними на мольберте картинка с изображением Незнайки и игрушка, старик Лесовик с часами..

Воспитатель: Ребята, сегодня нужна ваша помощь Незнайке. Он пошел в гости к Хранителю времени, старику-лесовику, и не смог правильно ответить ни на один вопрос. Гном-волшебник рассердился и заколдовал его. Поможем расколдовать Незнайку? Ответим на задания Хранителя времени?

Воспитатель: Итак, первое задание – сутки состоят из нескольких частей, и каждая из них имеет свое название. Назовите и покажите части суток.

Индивидуальные ответы детей с опорой на демонстрационный материал.

Дети: Утро, день, вечер, ночь.

Воспитатель: А сколько их всего?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Молодцы, вы верно справились с первым заданием. Второе задание, что в природе может подсказать нам, какая часть суток наступила? Для выполнения этого задания будем использовать схему местоположения Солнца.

Дети: — Утро, потому что Солнышко встает.

— День, так как Солнце высоко в небе.

— Вечер, Солнце садиться.

— Ночь, на небе появляются звезды и Луна.

Воспитатель: И с этим заданием вы тоже справились! Дети, не только Солнце и небесные тела помогают определить часть суток, но и то, чем человек занимается. Поэтому, третьим заданием гнома-волшебника будет игра – «Когда это бывает?»

Вопросы детям: Что человек делает утром? (Просыпается, умывается, делает зарядку, завтракает). Днем? (Работает, обедает, гуляет). Вечером? (Возвращается с работы, ужинает, ложиться спать). Ночью? (Спит). Ответы принимаются – ни верны. А сейчас, Хранитель времени подсказывает мне, что пришло время отдохнуть, но с пользой!

Подвижная игра «Геометрическая прыгалка»

(Две команды на скорость прыгают только по заданным геометрическим фигурам разложенным на полу в виде цепочки). Поиграли, сели за столы.

Воспитатель: Следующая игра-задание называется «Закончи предложение»:

— Завтракаем мы утром, а вечером мы ….(ужинаем).

— Ночью спим, а утром …(просыпаемся).

— Играем днем, а ночью …(спим).

— Солнце светит днем, а Луна …(ночью).

Молодцы, справились! И последнее задание Хранителя времени: две команды получают карточки с изображением частей суток и собирают на скорость круг частей суток, соблюдая строгий порядок их следования, друг за другом.

Дети в двух командах за столами собирают из разрезных картинок круг частей суток.

Воспитатель: Обе команды молодцы, со всеми заданиями вы справились! Хранитель времени готов расколдовать Незнайку! Закройте глаза!

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает картинку с изображением Незнайки и достает куклу Незнайку.

Воспитатель: Открывайте глаза! Вот и Незнайка, он благодарит вас за помощь и хорошие знания. А на прощание хотел вам пожелать:

Утро, день, вечер, ночь

Убежали сутки прочь.

Чтоб о сутках не жалеть,

Нужно каждый час беречь!

Берегите время и знания! До свидания!

Приложение:

Конспект занятия

На тему: « Кто и как считает время»

Для детей старшей группы 5-6 лет

Подготовила воспитатель

МБДОУ «Д\С Солнышко»

Добровольцева Н.В.

Цель: Тренировать детей определять причинно-следственные связи.

Программное содержание: Познакомить детей с историей часов и их назначением. Вызвать интерес к понятию время через отдельные интересные факты и сведения: времена года, месяцы, дни недели, части суток, о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени, назначения и функции часов.

Развивать творческое воображение и логическое мышление детей.

Воспитывать способность и умение беречь время.

Речевая задача: определять названия часов по месту их расположения(солнечные, песочные, водяные, напольные, настенные, настольные, будильники, электронные, наручные)

Индивидуальная работа: вызвать интерес к занятию у малоактивных детей.

Материал: картинки с изображением часов на мониторе.

Художественное слово: стихи, физкультминутка, поговорка.

Ход занятия

Воспитатель подводит детей к настенным часам и задает вопросы:

Что это такое?

Как вы думаете зачем у нас в группе висят часы?

Кому они в нашей группе нужны?

Зачем они нужны людям?

Для чего их создали?

Вы все говорили правильно, часы измеряют время.

А что такое время? Время было всегда, оно и бежит и идет вперед. Слово время происходит русского слова «вертемя» т.е. вертеть время.

А скажите, часы были всегда или было время, когда не было часов?

Воспитатель: было время, когда не было часов.

Как же люди определяли, когда нужно вставать, когда ложиться спать?

Они ориентировались на времена года, части суток(день –ночь)

Воспитатель: Правильно, люди определяли время по солнцу. Солнышко вставало, и люди просыпались; солнышко закатывалось – ложились спать.

Подумайте и скажите, когда они дольше спали – летом или зимой? – Люди спали дольше зимой, потому, что солнце зимой встает позже, чем летом.

Воспитатель:

А знаете ли вы, что по солнцу можно определить время достаточно точно?

Когда солнце свети, от деревьев отходит тень. Тень длиннее, когда солнце только встает или, когда оно скоро зайдет за горизонт. Значит, тень от солнца длиннее, утром и вечером, а днем короче. Вот проснулся человек и увидел тень от солнца.

Как он определял время суток?- Утром тень в одной стороне, вечером в другой.

Воспитатель: Когда человек заметил это свойство тени, то он придумал солнечные часы (Показ картинки).

Как вы думаете, хорошо было человеку с такими часами?

А что плохого в этих часах?

Почему мы не пользуемся ими сейчас? – Эти часы работали только тогда, когда было солнце. Ночью и в пасмурную погоду, они не работали.

Как вы думаете, какие часы тогда придумал человек?

Воспитатель:

С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок, он есть один

И бог, и царь, и господин.

Человек изобрел песочные часы (показ песочных часов).

Что в них было хорошо, а что плохо?

Конечно, эти часы надо было все время переворачивать. Час, которые я вам показала, рассчитаны на 1минута. Нужно через каждые 1 минута их переворачивать. Поэтому их нельзя брать с собой, когда уходишь из дома.

Представьте себе, что будет, если вы возьмете такие часы в школу?

А как вы думаете, 1 минута – это много или мало? Что можно сделать за 1 минута?

Сейчас мы проверим, много ли это – 1 минута.

Дидактическая игра « Нарисуй за 1минуту палочки»

Воспитатель –как- же получилось у каждого разное количество палочек?

У каждого свой темп.

Физминутка:

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так.

Тик-так, тик-так,

Смотри скорей, который час?

Тик-так, тик-так, тик-так,

Налево – раз, направо – раз,

Мы тоже сможем так:

Тик-так, тик-так, тик-так.

Ну, как? Долго ли мы играли?

Игра «Молчанка»

А хотите, проведем еще один опыт?

Вы сами согласились. Я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуты.

Играем? – Да!

Дети молчат ровно 1 минуты, пока сыплется песок.

А теперь 1 минуты – это много или мало? – много.

Как вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время проходит быстро, а когда мы просто сидели и молчали, время тянулось долго?

Воспитатель: Правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому, есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».

Продолжаем говорить о часах. Вместо песка в часы наливали масло (показать масляные часы) , но такие часы время показывали не точно.

Пользовались вместо часов свечкой, на которую были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размере и по делениям – можно было определить, сколько сейчас время.

Как вы думаете, что плохого было в этих часах?

Вы сказали правильно. Все эти часы – солнечные, песочные, масляные – были не очень удобными, и человек придумал простой механизм. Смастерили большой механизм и повесили его на высокую башню. Каждый час, эти часы били и люди знали, который час. Но все-таки, эти часы, тоже были неудобны. Почему?

Их было видно не из всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час. И люди придумали другие часы, какие? – которые, можно было повесить в каждом доме.

Появились разные часы.

Как называются часы, которые висят на стене? – настенные часы.

Которые стоят на полу? – напольные.

Которые стоят на столе? – настольные.

Которые человек носит на руке? – наручные.

Но и у них есть недостатки. Их надо часто заводить и пружинка, которая есть в них, ломается. Если забудешь завести эти часы, они останавливаются. Поэтому человек придумал электронные часы, они работают на батарейках. Это – чудо часы. Их можно поставить на то время, которое нужно и они подадут вам сигнал.

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

То немножко отстают,

Мы смотрели вместе,

А часы стоят на месте

Цель создания. Формирование представления у детей о музее, развитие речи дошкольников. Развитие интереса к понятию «время» через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени. Знакомство детей с историей возникновения часов, разными видами часов. Знакомство с историей возникновения календаря, разными видами календарей.
Как оформить. Музей размещается на центральной стене групповой комнаты. Экспонаты расположены на стене и на небольшой полочке.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE / Style Definitions / table. MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115\%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Перспективный план работы мини-музея «Время»

Разделы и экспонаты.

Раздел «Часы природы». В данном разделе имеется следующее:

— солнце (картинка, игрушка, аппликация). Изначально, пока человек еще не изобрел часы, ориентироваться во времени ему помогала сама природа. Солнце можно назвать первыми часами. Многие люди просыпаются и начинают свой день с первыми лучами солнца. В давние времена даже договаривались о каком — нибудь деле, ориентируясь на положение солнца. Например, в старину мама могла наказывать детям: «Гуляйте, но как только солнце окажется в самом зените (в самой верхней точке), приходите обедать. А когда солнышко коснется верхушки леса, пригоните корову с пастбища».
— петушок (игрушка). Когда древний человек стал приручать животных, у него появился еще один помощник в ориентировке во времени — петух. Человек заметил, что петушок по утрам и вечерам поет примерно в одно и то же время. Да не один раз, а целых три. Первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще и не показалась, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договорится и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».
Раздел «Часы древних времен». В данном разделе имеются
— песочные часы. Первые песочные часы появились, когда люди научились изготавливать прозрачное стекло (Западная Европа, XII в.). в такие часы насыпали определенное количество песка, например на 1 минуту, на 5 минут, на 1 час. Когда песок из верхней части пересыпался в нижнюю, часы переворачивались.
— модель солнечных часов. Человек заметил: солнце по небу идет, а тень от какого — нибудь колышка передвигается вместе с солнцем. Так солнце подсказало человеку, что можно сделать солнечные часы. Древние люди разделили место вокруг колышка на равные промежутки и назвали время, за которое тень проходит от одной отметки до другой часом. У солнечных часов был циферблат с числами от 1 до 12, совсем как у современных часов. Почему древние люди разделили солнечный круг именно на 12 частей, а не на 10? Дело в том, что в те временна счет вели не на основе десятков, а на основе числа 12. А почему на основе числа 12? На этот вопрос до сих пор ни кто не может ответить. Идет солнце по небу, тень за солнцем поспевать, время показывает. Ночью и в облачные дни солнечные часы не работали. Современные часы люди сделали похожими на солнечные, с такими же делениями.
Модель водяных часов. Такие часы использовались в Древней Греции в судах эти часы измеряли время, за которое участник спора мог произнести речь. Если решался простой вопрос, например, кому принадлежала коза, судья наливал в чашу воду («заводил часы») и предлагал одному из спорящих произнести речь в свою защиту. Фраза «ваше время истекло» означает конец речи. Она существует в нашей речи до сих пор.
Изготовление водяных часов.
Модель водяных часов можно изготовить из пластиковой бутылки (1,5 л). отрезать верхнюю часть бутылки и сделать в пробке отверстие — проткнуть шилом. В верхний сосуд с небольшим отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-чёрточки: сколько воды вылилось. Столько и времени прошло.
— модель огненных часов. Особую свечу придумали в Испании. По всей ее длине 24 деления (количество часов в сутках). Сгорая, свеча уменьшалась за 1 час на одно деление. Слуга, следившей за часами — свечой, докладывая королю: «Ваше величество, один час прошел!»

Раздел «Современные часы». В данном разделе имеется следующее: часы настенные с гирями, с маятником, настенные на батарейках, будильник, электронные часы, карманные часы, наручные часы (женские, мужские и детские).

Раздел «Календари текущего года». В данном разделе имеются отрывной, перекидной календари и календарь-плакат. При помощи календарей измеряются и фиксируются более длинные временные отрезки — неделя, месяц, год. Календарь — это перечень дней года. А в году очень много дней. Это хорошо видно на примере отрывного календаря, посмотрите, какой он толстый.
Все дни года люди разложили на месяцы, их 12. Родина календаря — Древний Египет. Египтянам обязательно нужно было знать заранее, когда начнет разливаться река Нил. Ко дню разлива Нила они чистили каналы, чинили плотины, которые задерживали воду на их полях. Если не задерживать воды Нила, они стекут в моря и в знойное африканское лето погибнет весь урожай.
Египтяне заметили, что после самой короткой ночи, перед рассветом, на небе всегда появляется яркая звезда, которая называется Сириус. Именно в этот день начинался разлив Нила. Египтяне высчитали: от одного появления звезды Сириус до другого происходит 365 дней. (именно столько дней в году). Все дни разделили на 12 частей по 30 дней в каждой, а оставшиеся 5 дней поместили как в конце года. Так родился первый календарь.

Конспект занятия «Что мы знаем о часах»
(старший дошкольный возраст)
Цель: познакомить детей с историей возникновения часов, их разновидностями; учить ориентироваться во времени по часам (с точностью до часа).
Материал: экспонаты музея, картинки «Режимные моменты», модели часов на каждого ребенка.

Ход занятия
1. Вступительное слово.
Дети, я загадаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать.
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы.)
2. Рассказ воспитателя о часах.
— Часы у людей были не всегда. Очень-очень давно у людей не было часов. Сегодня я расскажу вам, как появились часы.
— Человек заметил: солнце по небу идёт, а тень от какого-либо колышка передвигается вместе с солнцем. Так солнце подсказало человеку, что можно создать солнечные часы. Люди разделили место вокруг колышка на равные промежутки и назвали время, за которое тень проходит от одной отметки до другой — часом. У солнечных часов был циферблат с числами от1 до 12, как у современных часов. Современные часы люди сделали похожими на солнечные, с такими же делениями. Сейчас существует много разновидностей часов. Я думаю, что вы и сами сможете рассказать о них.
Дети:
У нас дома часы висят на стене.
У нас на даче висят часы, похожие на домик. Из окошка каждый час выглядывает кукушка и кричит: «Ку — ку!»
А у нас часы без стрелок. Там циферки мигают. Они называются «электронные».
У бабушки есть часы с гирьками. Они висят на цепочках. У них есть такая штучка, которая качается, как качели, «Маятник» называется.
У моего папы есть часы, которые надевают на руку.
У нас дома есть будильник.
Молодцы. Ребята, вы рассказали так много интересного! Сейчас мы с вами поиграем.
3. Игра «Ходят стрелочки по кругу».
На полу по кругу разложены карточки с числами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре. Все вместе произносят стихотворение.
Мы — часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
(Дети идут по кругу.)
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
(Дети садятся на корточки напротив ближайшей карточки).
Пять часов! (Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12.)
Игра повторяется несколько раз.
4. Игра «Покажи на часах»
Дети садятся на места.
Сейчас мы поиграем ещё в одну игру. Послушайте стихотворение В. Берестова «Часы»:
— Без четверти шесть!
Без пятнадцати шесть!
Хотите узнать приятную весть?
Так что же случилось
Без четверти шесть?
Какая такая приятная весть?
А то, что я сам,
Понимаете, САМ
Умею часы узнавать по часам.
— Вы тоже умеете определять время по часам. Сейчас вы это продемонстрируете. У вас на столах часы. У меня картинки, изображающие разные моменты режима дня: зарядка, занятия, прогулка, обед, игры. Я вам буду говорить, в какое время это происходит. А вы покажите это время на часах.
Зарядка у нас бывает в 8 часов утра.
Заниматься мы начинаем в 9 часов утра.
На прогулку мы идём в 11 часов.
Обедаем в 12 часов.
Встаем после сна в 3 часа дня.
Самостоятельно играете с 4 часов дня.
5. Итог занятия.
— Сегодня мы с вами узнали, как появились часы, поделились своими знаниями с другими, показали, что умеете определять время по часам и поиграли.

(Л. И. Корелина)

Конспект занятия

« Путешествие в страну времени или зачем человеку часы ».

ЦЕЛЬ: Формирование у детей представлений как о категории, напрямую не воспринимаемую органами чувств, обобщить знания детей о времени, совершенствовать умения детей определять время по моделям часов.

ЗАДАЧИ:

    Систематизировать знания детей о «кусочках времени»: сутках, недели, месяце, временах года, года;

    Формировать понятие о последовательности времени;

    Учить детей давать количественную характеристику мер времени;

    Познакомить детей с приборами, отсчитывающими промежутки времени (часы, календарь);

    Воспитывать уверенность, самостоятельность и умение планировать свою деятельность во времени.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

    Рассматривание тематических картинок:«Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».

    Наблюдение за отрезками времени в разное время суток, за особенностями деятельности детей или взрослых в то или иное время, наблюдение за положением солнца на небе,

    Заучивание стихотворений «Двенадцать месяцев», считалка «Как запомнить дни недели?»

    Чтение художественной литературы: стихотворения «Сколько дней в неделе?», «Хоровод месяцев», «Что такое сутки?», сказки «Девочка и время», «Кукушка в часах», «О чем говорили месяцы?», «Четыре лебедя», «Листок календаря», «Умная неделя», пословицы и поговорки о месяцах, загадки о частях суток.

    Просмотр мультфильмов «Сказка о потерянном времени», «Двенадцать месяцев»

    Дидактические игры: «Распорядок дня», «Деньки – недельки», «Времена года», «Эволюция вещей», «Кто когда спит?», «Река времени»

    Словесные упражнения: «Я начну, а ты продолжи», «Скажи наоборот», «Что лишнее?»

    Сюжетно – ролевые игры: «Семья. Распорядок дня», «Путешествие во времени»

    Игры – инсценировки: «Неделя стройся», «Найди свой день», «День и ночь»

    Участие в конкурсе «Вопрос – ответ»

    Подвижные игры: «Лови, бросай, дни недели называй», «День и ночь», «Совушка – сова»

    Работа с моделями «Дни недели», «Части суток», «Времена года»

    Выставка рисунков «Мир часов», «День и ночь».

    Экскурсия к Успенскому собору (посмотреть часы на башне)

Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация. социализация, здоровье, художественное творчество, чтение художественной литературы

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, у нас сегодня необычное занятие, оно будет проходить у нас в зале. Посмотрите сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте поздороваемся с ними. здравствуйте! И так. мы с вами готовились, собирали экспонаты для музея и наконец наступила торжественная минута - мы сейчас открываем наш мини-музей часов, давайте похлопаем. звучит торжественная музыка - музей открыт! Мы с вами являемся первыми посетителями музея часов, прошу подойти и рассмотреть экспонаты поближе, и не забудьте правила поведения в музее. Звучит запись тикающих часов. Ну. что понравилось, все рассмотрели, а сейчас вспомните пожалуйста поговорки о времени и часах.

Пословицы о времени

    Время времени работник.

    Много воды утекло с тех пор.

    Москва веками строилась.

    Спешить не спеши, а поторапливайся.

    На хотенье - есть терпенье.

    Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

    Всего вдруг не сделаешь.

    Часом море не переедешь.

    Часы на стене, а время на спине.

    Русский час - всё сейчас.

    Одна нога тут, другая там.

    Кто по годам, а мы по часам.

    Солнышко нас не дожидается.

    Поспешишь - людей насмешишь.

    Откладывать в долгий ящик.

    Его только за смертью посылать.

    Без году неделя.

    Дважды в год лето не бывает.

Молодцы. Прошу занять свои места.

Воспитатель читает стихотворение «Часы».

Часы секундам счет ведут,

Ведут минутам счет,

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

За часом час, за годом год,

Часы всегда идут вперед.

Все надо делать по часам

Тогда доволен будешь сам.

Воспитатель: А сейчас подумайте и скажите, зачем человеку нужны часы? (ответы детей Зачем нужны часы?)

Дети: «Папа бы не знал, когда идти на работу», «Мы бы пошли на день рождения к Мише, а времени бы не знали. Пришли – а там уже никого нет. И мы бы расстроились», «Пошли бы в магазин игрушек – а он закрыт», «Везде бы опаздывали», «Мы бы могли опоздать на поезд или на самолет»)

Воспитатель: Как вы думаете, как люди раньше жили без часов? Как люди определяли время. Ведь было же такое время, когда часов не было. Как же без них обходились люди?

Оказывается, часы были и раньше, но в те давние времена они были другие - … живые!!! Живые часы - первая страница истории часов.

Ты, наверное, удивишься, но такие живые часы ты уже видел и их хорошо знаешь. Вспомни, какая птица утром кричит и всех будит? Петух! Да, оказывается, петух – это тоже «часы». Он всем показывает, что уже наступило утро. Это живой будильник!

Плюсы – живые часы всем доступны (их не надо покупать в магазине), они никогда не сбиваются со времени, они красивые и радуют глаз и т.д.

Минусы – живые часы нельзя взять с собой в комнату, в городах таких часов нет (петухи не живут в городе) и т.д.

Солнечные часы - вторая страница истории часов.

Люди стали придумывать другие часы. Сначала они придумали солнечные часы.

Песочные часы! Ты видел такие часы? И еще сделали часы с водой. И назвали их как…? Дайте возможность ребенку придумать слово! Словотворчество, т.е. придумывание слов – это лучшая умственная зарядка для дошкольника! В такой зарядке ему приходится проанализировать все известные ему слова, выделить механизм их образования и создать свое слово…водяные часы. А еще их можно было бы назвать водные.

Какие вы у меня молодцы, сколько всего знаете.

Речевое упражнение «часы».

Говорят: часы стоят.

Говорят: часы спешат.

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но часы висят на месте.

Воспитатель: В современном мире часы являются неотъемлемой частью нашей жизни. Люди стали придумывать новые часы. И придумали много механизмов для часов. Сейчас существует очень много разных часов. Часы, которые стоят на полу называются «напольные». Они очень большие и тяжелые, их даже не переставить на другое место.

А часы, которые висят на стене называются – как? (Настенные).

Часы, которые носят на руке, называются – как? (Наручные).

Нас по утрам будят часы, которые называют – как? (Будильник).

Еще есть часы на башнях. Их называют… (башенные). Есть еще часы электронные, водонепроницаемые, противоударные и т.д.

Воспитатель: Давайте обобщим увиденное и выделим основное, что же общего есть у всех часов?

Длинная стрелка - минутная

Короткая стрелка часовая

Тоненькая стрелка - секундная

Циферблат - цифры от 1 до 12

Воспитатель: Мы с вами, в основном, пользуемся бытовыми часами, которые имеют циферблат, с нанесенными на него цифрами, и стрелки. Как правило их три и они разные по внешнему виду и имеют разное предназначение: толстая, короткая стрелка, движется по кругу очень медленно – она показывает часы;

длинная (большая) стрелка движется быстрее и показывает минуту;

очень тонкая, быстробегущая стрелка – секундная.

Дети: Час – это длинный промежуток времени, минута – короткий. Секунда очень скоротечна, мы их не замечаем. Из секунд складываются минуты, из минут – часы. В одной минуте – 60 секунд; одном часе – 60 минут или 3600 секунд.

Из часов складываются дни-сутки. ДАВАЙТЕ вспомним части суток

Физминутка "Утро - вечер"

Воспитатель: У вас на столах лежат модели часов, посмотрите и скажите чего не хватает? Цифр на циферблате. Давайте это исправим.

Молодцы, вы все замечательно справились с заданием.

Пальчиковая гимнастика: «А часы идут, идут. »

А часы идут, идут,

Иногда вдруг отстают.

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!

Если их не заведут,

То они совсем встают.

Воспитатель: Теперь, покажите мне, пожалуйста, часики глазками: посмотрите вправо, посмотрите влево (зарядка для глаз).

А сейчас покажите мне, пожалуйста, часики языком (артикуляционная гимнастика) .

«Выставите правильно время на часах»

Шуточное стихотворение:

Кот Антипка жил у нас,

Он вставал с лежанки в час,

В два на кухне ел сосиски,

В три – сметану ел из миски

Он в четыре умывался,

В пять по коврику катался,

В шесть тащил сельдей из кадки,

В семь играл с мышами в прятки,

В восемь – хитро щурил глазки,

В девять – ел и слушал сказки,

В десять – шел к лежанке спать,

Потому что в час вставать.

Воспитатель: А теперь прослушав стихотворение выполните задание, выставите на часах время во сколько кот Антипка что делал.

«В три сметану ел из миски». (Три часа)

«В шесть тащил сельдей из кадки». (Шесть часов)

«В семь играл с мышами в прятки». (Семь часов.)

«В восемь хитро щурил глазки». (Восемь часов.)

Воспитатель: Дети вы любите собирать пазлы? Тогда я предлагаю следующее задание.

Собери пазлы (разные виды часов) назвать их.

Воспитатель: Дети, а какие башенные часы вы знаете? (Ответы детей)

Молодцы, правильно. Кремлевские куранты, они находятся в столице нашей Родины - городе Москве, расположены на Спасской башне, по этим часам живет наша страна. Самыми главными являются Кремлевские часы. Каждый новый день начинается и заканчивается боем часов на Спасской башне. А у нас в городе есть большие часы? Да, они расположены на башне Успенского собора, мы их с вами видели когда ходили на экскурсию.

Подведение итога занятия.

Музыкальное завершение занятия, игра-танец "Часики" под музыку из мультфильма «Фиксики»