Конспект занятия, ООД. Конструирование в первой младшей группе «Лестница

Организация: МБДОУ№1

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий

Задачи: научить детей как можно накладывать несколько похожих деталец друг на друга. Повторить два цвета и называть правильно зеленые кубики, желтые кубики. Объяснить значение слов и выражений, стремиться к тому,чтобы дети повторяли: «лестница», «ступеньки», «вверх», «вниз», «Оля идет», «прыгает». Развивать навык убирать детали в коробки, убирать игрушки. Воспитывать культуру поведения.

Оборудование: кубики по количествуву детей, игрушки.

Ход. Игровая ситуация «Звери просят помощи у ребят».

Давайте, ребята, наши ручки и ножки поздороваются. Дети (вместе с воспитателем):

Здравствуйте, ручки, хлоп- хлоп- хлоп,

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,

Здравствуйте, щёчки, шлёп-шлёп-шлёп,

Здравствуйте, губки,

Здравствуйте, дети, привет!

Ребята присаживайтесь на стульчики. (На столе, покрытой зелёной тканью, стоит теремок).

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

Как по полю, полю, мышка бежит,

Остановилась и стучит:

Тук- тук-тук, кто в теремочке живёт,

Кто в невысоком живёт?

Никто мышке не ответил.

Решила мышка жить в теремочке, а зайти не знает как в него. Двери высоко, не может мышка допрыгнуть до них.

Что же делать, ребята? Предполагаемые ответы детей (если дети затрудняются, то показать картинки теремка, где у дверей есть лесенки).

Что не хватает нашему теремочку, чтобы мышка могла подняться на крыльцо и зайти в теремок?

Верно, лесенки.

Давайте, ребята, поможем мышке и построим для неё лестницу.

Саша, принеси мне, пожалуйста, кирпичик.

Саша, что ты принёс? Верно, кирпичик.

Вика, какого он цвета? Верно, зеленого.

Мы кладём кирпичик на широкую сторону.

Полина, принеси мне ещё кирпичик.

Полина, что ты мне принесла? Верно, кирпичик.

Какого он цвета? Верно, желтого цвета. К первому кирпичику присоединяем ещё один кирпичик.

На какую сторону я его положила? Правильно, на широкую.

Ребята получилась у нас лесенка? Правильно, нет.

А что же делать? (выслушиваю предложения детей). Если дети затрудняются, то предлагаю посмотреть, что получится, если я возьму ещё кирпичик и положу его на первый кирпичик.

А сейчас получилась лесенка? Да.

Давайте посмотрим, сможет ли мышка подняться по ней (мышка поднимается по лесенке и заходит в теремок).

Ребята, мышка говорит вам большое спасибо за помощь.

Из чего, ребята, мы построили лесенку (из кирпичиков).

Сколько мы взяли кирпичиков? Правильно, три.

На какую сторону надо положить кирпичики? На широкую, правильно.

А как вы думаете, ребята, можно такую же лесенку построить из кубиков? Конечно.

Рома построй лесенку из кубиков.

Сравниваем вместе с детьми лесенки по высоте, выясняем, что лесенка из кубиков выше, чем из кирпичиков.

А сейчас мои добрые строители вы можете сесть за столы и построить лесенку со ступеньками из кирпичиков, или из кубиков, кто какую хочет, а потом поиграть со своими друзьями – игрушками.

Самостоятельная работа детей (индивидуальная работа с детьми, нуждающимися в помощи).

Обыгрывание построек с игрушками.

Молодцы, ребята все справились с работой. И наши зверюшки благодарят вас за помощь.

ООД по конструированию в группе раннего возраста «Лесенка для ёжика»

Программное содержание:

1. Формировать умение детей накладывать детали друг на друга, ставить рядом, воспроизводить показанные педагогом постройки, узнавать и называть их.

2. Формировать умение пользоваться дополнительными сюжетными игрушками.

3. Продолжать знакомить детей с деталями: кубик; закреплять умение детей подбирать кубики по цвету.

4. Развивать конструктивные навыки.

5. Развивать творческие способности детей.

6. Воспитывать любознательность, интерес к коллективной работе.

7. Формировать умение убирать материал после занятия на свое место.

Мотивация: поможем ежику.

Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, рассматривание, показ способа действия.

Материалы и оборудование:

Для детей: набор кубиков разного цвета (по 3 кубика на каждого ребенка, по одному ежу в виде игрушки или плоскостного изображения, по одному массажному мячику на каждого ребенка.

Для воспитателя: игрушка ёж, макет яблони с яблоками, набор кубиков, массажный мяч.

Сюрпризный момент: приходит ёж, его рассматривание.

Воспитатель читает стихотворение:

Ёжики-колючие комочки.

На спине, всегда несут грибочки.

Носики, как бусинки у них.

А попробуй подойди,

Ох и шипит.

Ёж не мячик и не шишка,

Не игрушка для мальчишек,

Ёжик - это зверь лесной,

Хоть колючий, да родной.

Жил ежик в лесу со своей ежихой и маленькими ежатами. Однажды утром побежал еж в лес за грибами для своих деток. Шел по лесу, собирал грибочки, вдруг видит: перед ним растет яблоня, а на ней много спелых красных яблок. Вот. Думает еж. Нарву моим ежатам яблок на обед. Только яблонька высока. Ежику не достать яблок.

Физкультминутка:

Дети, давайте покажем какие яблони высокие (дети встают и тянуться руками кверху, а какие маленькие (приседают, обхватывают колени руками) 2-3раза.

Воспитатель: Дети, давайте поможем ежику и построим для него лесенку. Чтобы он нарвал своим ежатам яблок. Посмотрите, что у меня есть (показывает кубики). Это кубик.

Воспитатель: Саша, что это?

Саша: Кубик.

Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель помогает. (Спрашивает каждого из детей).

Воспитатель: Посмотрите, какие они красивые, разноцветные. Это- красный кубик, а это - синий. Саша, какого цвета этот кубик?

Саша: Синий.

Воспитатель: Посмотрите как много кубиков, из них мы построим лесенку для ежа. Вначале положим на стол кубик, - это одна ступенька лесенки, рядом поставим еще один кубик, а на него положим еще один, вот так, - это вторая ступенька лесенки. Посмотрите, какая высокая получилась лесенка. Дети, что мы построили для ежика?

Дети: Лесенку.

Воспитатель: Яна, как называется эта постройка?

Яна: Лесенка.

Каждый ребенок называет постройку.

Воспитатель: Дети, а сейчас вы сами построите ежику лесенку.

Раздает детям по три кубика одного цвета с указанием цвета из которого будет у ребенка лесенка.

Посмотрите какие красивые кубики. У Яны - синие кубики, у Саши - красные и т. д. теперь у ежика будет красивая лесенка. Посмотрите еще раз на нее и постройте из своих кубиков такую же.

Наблюдает за работой детей, при необходимости оказывает помощь в виде словесных пояснений; например, «Положи один кубик перед собой, рядом с ним поставь еще один, вот так, молодец. На него положи еще один кубик. Какая красивая лесенка у тебя получилась».

Посмотрите, какие красивые лесенки у вас получились. У Яны - синяя лесенка, у Саши - красная и т. д. (называет каждого ребенка).

Физкультминутка:

Дыхательное упражнение:

Ежик добрый, не колючий

Посмотри вокруг получше.

1. поворот головы вправо - вдох.

2. 2. поворот головы влево - выдох.

Воспитатель: Посмотрите, сколько ежиков пришло к нам в гости.

Раздает каждому ребенку ежика для обыгрывания постройки.

Дети, давайте поиграем с ежиками. Посмотрите, какие у нас есть мячики, они очень похожи на ежика, давайте покатаем его между ладошками.

Ежик ласковый, не колкий

На ладошке покрутись, не страшны твои иголки

Ты с ладошкой подружись.

(Дети катают мячики между ладошками).

Воспитатель: Дети, посмотрите, что ежик принес для вас!

Ой, ребята, посмотрите,

Что в корзине у ежа?

Хочет яблок подарить вам,

Как корзина тяжела.

Он для каждого из вас

Угощение припас.

Воспитатель раздает угощение для детей.

Людмила Колчеданцева
Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию во 2 младшей группе «Лесенка»

Цель : Развитие конструкторских способностей .

Задачи :

Образовательные :

1. Обучать детей простым приёмам конструирования : накладывать детали одну на другую, прикладывать друг к другу.

2. Продолжать знакомить детей с понятиями длинный – короткий, широкий – узкий и использовать данные слова в речи.

3. Формировать умение детей правильно называть детали конструктора : кирпичик, кубик.

4. Закреплять знание цветов.

Развивающие :

1. Развивать интерес к конструированию , мышление, мелкую моторику рук.

2. Развивать умение слушать и понимать взрослого.

3. Развивать речевое общение : умение отвечать на поставленный вопрос, сопровождать действия речью).

Воспитательные :

1. Воспитывать самостоятельность, отзывчивость, желание оказать помощь.

Материалы :

1. Демонстрационный : теремок, игрушка –мышка, конструктор .

2. Раздаточный : кубики, кирпичики, игрушки для игры с постройками.

Предварительная работа :

1. Игры с конструктором .

2. Чтение русской народной сказки «Теремок» , рассматривание иллюстраций к сказке, мультимедийных картинок с изображением домов с лесенками .

Интеграция образовательных областей :

Социально- коммуникативная, речевая, художественно- эстетическая, познавательная, физическая.

Методы : словесные, наглядные, игровые, метод проблемного обучения.

Ход непосредственно- образовательной деятельности :

Дети свободно располагаются перед воспитателем.

Воспитатель : Давайте, ребята, наши ручки и ножки поздороваются.

Дети (вместе с воспитателем) :

Здравствуйте, ручки, хлоп- хлоп- хлоп,

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,

Здравствуйте, щёчки, шлёп-шлёп-шлёп,

Здравствуйте,губки,

Здравствуйте,дети, привет!

Дети присаживаются на стульчики. На столе,покрытой зелёной тканью, стоит теремок.

Воспитатель : Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

Как по полю, полю мышка бежит,

Остановилась и стучит :

«Тук- тук-тук, кто в теремочке живёт,

Кто в невысоком живёт?»

Никто мышке не ответил. Решила мышка жить в теремочке, а зайти не знает как в него. Двери высоко, не может мышка допрыгнуть до них.

Воспитатель : Что же делать, ребята?

Предполагаемые ответы детей

(если дети затрудняются, то показать картинки теремка, где у дверей есть лесенки ).

Что не хватает нашему теремочку, чтобы мышка могла подняться на крыльцо и зайти в теремок (лесенки ) .

Воспитатель :

Давайте,ребята, поможем мышке и построим для неё лестницу.

Саша, принеси мне, пожалуйста, кирпичик. (мальчик приносит кирпич) .

Что принёс Саша? (кирпичик) . Какого он цвета? (дети называют цвет) . Мы кладём кирпичик на широкую сторону.

Полина,принеси мне ещё кирпичик. Полина, что ты мне принесла? (кирпичик) . Какого он цвета? К первому кирпичику присоединяем ещё один кирпичик.

На какую сторону я его положила? (на широкую) .

Ребята получилась у нас лесенка ? (нет) . А что же делать? (выслушиваю предложения детей) . Если дети затрудняются, то предлагаю посмотреть что получится, если я возьму ещё кирпичик и положу его на первый кирпичик.

А сейчас получилась лесенка ? (да) .Давайте посмотрим, сможет ли мышка подняться по ней (мышка поднимается по лесенке и заходит в теремок ) .

Ребята, мышка говорит вам большое спасибо за помощь.

Из чего,ребята, мы построили лесенку (из кирпичиков) .

Сколько мы взяли кирпичиков? (три) .

На какую сторону надо положить кирпичики? (на широкую) .

А как вы думаете, ребята, можно такую же лесенку построить из кубиков? (да) . Предлагаю одному из детей построить лесенку из кубиков . Сравниваем вместе с детьми лесенки по высоте , выясняем, что лесенка из кубиков выше , чем из кирпичиков.

Проводится физминутка.

1, 2, 3, 4, 5- вышли девочки гулять (девочки встают со стульчиков и выходят погулять, звучит музыка,

1, 2, 3, 4, 5,-в домик спрятались опять (убегают на стульчики) .

Тоже самое выполняется с мальчиками (по 2 раза) .

Воспитатель : А сейчас мои добрые строители вы можете сесть за столы и у построить лесенку со ступеньками из кирпичиков, или из кубиков, кто какую хочет, а потом поиграть со своими друзьями – игрушками.

Самостоятельная работа детей. (индивидуальная работа с детьми, нуждающимися в помощи) .

Обигрывание построек с игрушками.

Очень часто загородные дома возводят в два этажа или даже более. Да и на дачных участках, где нередко остро стоит необходимость сэкономить площадь для посадок, бассейна или места отдыха, двухэтажные постройки тоже уже перестают быть редкостью. А вот любая постройка выше одного этажа уже требует установки лестницы.

Деревянная лестница своими руками может быть изготовлена после выбора одной из существующих конструкций, тщательного расчета всех параметров, и, конечно, при наличии у хозяина дома высоких устойчивых навыков работы со столярными и слесарными инструментами .

Если этот элемент будет установлен не в дачном маленьком домике, а в большом загородном особняке, нужно сразу выбирать и качественно монтировать надежную и прочную конструкцию. Она должна спокойно выдерживать подъем массивной по весьма габаритной по размерам мебели. Кроме этого, лестница должна быть удобной для подъема и спуска, особенно, если в доме присутствуют маленькие дети или люди с ограниченными физическими возможностями. Поэтому , рекомендовано делать по возможности максимально пологой, конечно же, если позволяет площадь помещения, где она будет установлена. Кроме того, в целях безопасности лестница должна быть обязательно оснащена ограждением.

Чтобы сделать правильный выбор лестницы, нужно отталкиваться не только от ее дизайна и площади комнаты, где ее планируется устанавливать. Нужно обязательно разбираться в типовых конструкциях, в названиях и предназначениях всех основных деталей и узлов.

Элементы конструкции лестниц

Лестница состоит из одного или нескольких маршей или пролетов . Маршем называют отдел лестницы между двумя площадками.

Любой лестничный марш (пролет ) состоит из целого ряда основных элементов, каждый из которых имеет свое название и функциональное предназначение.

Миниатюра Название элемента Функциональное предназначение элемента
Это несущая балка с выпиленной сверху гребенкой, на которую закрепляются ступеньки и подступенки. Этот элемент должен иметь особую прочность, так как на него выпадают большие нагрузки.
Вместо косоура иногда используется тетива, которая также выполняет несущую функцию. Если для закрепления ступенек выбирается тетива, то ее тщательно размечают для того, чтобы ступени были установлены идеально горизонтально. Подставкой под них служит дистанционные втулки или поперечные бруски. Чаще всего эту опору используют в том случае, если одна из сторон лестницы будет примыкать к стене.
Ступень Любая лестница не сможет обойтись без ступеней, которые закрепляются на одну из выбранных несущих балок (косоур или тетиву).
Радиусная ступень Этот вид ступени имеет не ровную, а криволинейную переднюю кромку. Детали могут быть полукруглыми, иметь закругленные углы или быть выпилены "волной".
Забежная ступень Этот вид ступени имеет нестандартную форму и устанавливается в начале лестничного марша.
Подступенок Этот элемент необязателен, но нужно учитывать то, что он придает лестнице повышенную прочность, так как является, поддерживающей середину ступени деталью. Им закрывают пространство под ступенькой. Закрепляется подступенок на дистанционную втулку.
Радиусный подступенок Радиусный вид подступенка устанавливается под ступени, имеющими полукруглую форму.
Радиусный выгнутый подступенок Выгнутый подступенок устанавливается под площадку между маршами или под ступени, имеющие соответствующую форму.
Балясины - это подпорные для поручней столбики, которые создают для пролетов лестницы боковое ограждение. Они могут иметь разные формы, в зависимости от стиля лестницы.
Опорный столб Опорные столбы устанавливают в начале и в конце лестницы, а также по краям площадок между маршами. Они являются крайними опорами для поручней и придают прочность всему ограждению.
Шар Шары устанавливаются сверху опорных столбов. Они являются декоративными элементами. Кроме этого, они закрывают острые края бруска, из которого изготовлен столб.
Поручень Без этого элемента при возведении лестницы нельзя обойтись, особенно, если конструкция имеет несколько маршей. Опорами для перил являются опорные столбы и балясины. Эта деталь должна иметь идеально гладкую поверхность, чтобы, держась за нее, не травмировать идли не занозить ладонь руки
Дистанционная втулка, брусок Подставки-бруски необходимы в конструкции любой лестницы, имеющей два и более маршей. Если даже для монтажа ступеней используются косоуры, поддерживающие втулки нужны при монтаже площадок между маршами.

Основные типы конструкций лестниц

Всегда первое, что необходимо учитывать, выбирая конструкцию лестницы — это размер отведенной для нее площадки. А вторым критерием можно назвать удобство конструкции, комфортность подъема и спуска по ней, особенно, если лестница будет использоваться в повседневной жизни не раз от разу , а постоянно. Третье, что должно повлиять на выбор — это эстетичный вид этого элемента интерьера, так как он должен идеально вписываться в стиль оформления комнаты.

Лестницы, изготовленные из древесины, разделяют на две основных группы — маршевые и винтовые. Чтобы разобраться, как они выглядят и что из себя представляют, нужно рассмотреть вкратце каждый из вариантов.

Винтовые лестницы

Винтовые лестницы имеют достаточно сложную конструкцию, но их главное преимущество состоит в том, что они занимают собой минимум полезного места в помещении.

Винтовые лестницы — минимум занимаемого места, но далеко не всегда удобны в использовании

Надо сказать, что их устанавливают недостаточно часто, по сравнению с маршевыми. Объясняется это просто — потому что они намного сложнее в сборке, и по ним не очень комфортно подниматься и спускаться, и тем более — поднимать на вышерасположенный этаж крупногабаритные предметы мебели или бытовой техники.

Вместе с тем , есть у них и масса приверженцев — винтовые конструкции могут стать настоящим украшением интерьера, потому что имеют весьма элегантные компактные формы.

Для надежного возведения конструкции винтовой лестницы, нужно произвести немало сложных точных расчетов , иначе при ее эксплуатации можно получить серьезные травмы.

Статья в большей мере посвящена маршевым лестницам. И все же, для любителей самостоятельного домашнего творчества – подробная видеоинсрукция про сборку винтовой лестницы. Кстати, автор делится своим первым опытом в этой области – есть возможность с ним подискутировать.

Видео: первый самостоятельный опыт изготовления винтовой лестницы

Маршевые лестницы

Маршевая конструкция отличается более высокой надежностью , чем винтовая. Несмотря на то что любая из маршевых лестниц занимает гораздо более значительную площадь, их сооружают гораздо чаще.

Такие лестницы могут иметь несколько маршей, однако, в небольших частных домах чаще всего устанавливают одно— и двухмаршевые варианты . Эти элементы интерьера также отличаются большим разнообразием конструкций.

Так, чтобы лестница занимала как можно меньше полезной площади помещения, часто выбирают поворотные двухмаршевые конструкции. Повороты лестниц могут быть устроены под углом начиная от 90 градусов и заканчивая 180.

Если планировка помещения позволяет (а иногда даже и «требует») то лестница может иметь криволинейную конструкцию. При планировании месторасположения лестницы, главное — создать комфортные условия для захода на нее жильцов дома.

Плавный поворот в конструкции криволинейной лестницы обеспечивается установкой поворотных ступеней.

Такие ступени также иногда устанавливаются в двухмаршевых лестницах вместо площадок между ними.

Чтобы представлять, как выглядят такие лестницы и их элементы, нужно рассмотреть самые популярные типы в интерьере .

Обычная одномаршевая лестница

Одномаршевая лестница является самым простым вариантом, так как имеет в устройстве довольно несложную конструкцию. Лестничный пролет может быть расположен у стены или посередине комнаты.

Как правило, площадь, находящуюся лестничным маршем, тоже используют функционально. Например, если лестница закрепляется на стене, то, закрыв площадку под ней перегородкой и установив дверь, вполне можно получить небольшое хозяйственное помещение для хранения старых вещей или инструментов.

Нужно отметить, что подобный тип лестницы на второй этаж является самым прочным, так как имеет надежную опору в виде стен.

Одномаршевая криволинейная конструкция

Этот тип лестниц в основном применяется в помещениях с большой площадью, так как он должен даже подчеркивать просторность зала. Для маленьких дачных домов эта конструкция не подойдет , так как занимает достаточно много места и вряд ли впишется в интерьер.

Лестница получается большой за счет плавного поворота и расширенных с внешней ее стороны ступенек (она даже очень «смахивает» этим самым на винтовую), но именно эти особенности придают ей респектабельности, поэтому этот элемент интерьера станет украшением просторного холла крупного особняка.

Одномаршевая криволинейная лестница в прямоугольном проеме

Если при планировании постройки дома учтено расположение лестницы, то для подъема на второй этаж лучшим вариантом будет именно одномаршевая криволинейная конструкция, которая хорошо вписывается в прямоугольный проем . Она достаточно компактна и эстетична, а также вполне комфортна для подъема и спуска. Кроме этого, с одной из ее сторон на первом этаже также может быть устроена небольшая кладовка.

Одномаршевая с нижними поворотными ступенями

Одномаршевая лестница с поворотными нижними ступенями иногда необходима в комнате в силу особенностей планировки помещения, или же для поддержания выбранного архитектурного стиля. Например, в том случае, если на отведенной для установки лестничной площадки стене расположено окно, которое не хочется закрывать двухмаршевой конструкцией.

За счет плавного поворота нижних ступеней, и повторяющих это направление ограждений и поручней, лестница становится настоящим декоративным украшением создаваемого интерьера, нисколько при этом не теряя в функциональности.

Двухмаршевая простая конструкция.

Лестница, имеющая два марша с поворотной площадкой между ними, удобна тем, что ее можно установить над входной дверью, тем самым — сэкономив место и ограничив зону прихожей.

Компактная двухмаршевая лестница — удобна при недостатке пространства

Кроме этого, она достаточно компактна, и пространство под ней также можно использовать для обустройства небольшого чулана.

Такая конструкция достаточно надежна , проста и подходит для практически любого интерьера, если правильно подобрать для нее цвет и форму балясин ограждения.

Г-образная двухмаршевая конструкция

Это лестница также имеет два марша, но ее расположение прекрасно экономит место в помещении, так как вся конструкция компактно расположена в прямоугольном проеме , вдоль двух перпендикулярных друг к другу стен. Место под ней вполне можно использовать для установки одного из предметов мебели или для устройства входной двери.

Лестница удобна в эксплуатации, компактна, и отлично вписывается в интерьерное оформление комнаты.

П-образная двухмаршевая лестница с поворотными ступенями и верхней площадкой.

Эту конструкцию устанавливают в роскошных загородных особняках, имеющих очень большую площадь холла. Как видно из массивности конструкции, она не подойдет для дачных домиков, и ее устройство в них будет смотреться попросту нелепо.

Это — скорее из интерьера каких-нибудь дворцов

Трехмаршевая лестница с двумя площадками

Трехмаршевую лестничную конструкцию часто устанавливают именно с целью экономии места в холлах, но чтобы ее угол подъема был удобен, необходима большая высота потолка.

Если в месте ее установки будет отсутствовать перекрытие между этажами, то площадь, второго этажа сильно сократится.

Этот вариант лестницы тоже в большей степени подходит для особняка с просторными комнатами.

Расчеты лестничной конструкции

Если место для установки лестничной конструкции определено, то, прежде чем приступать к изготовлению деталей для выбранного варианта, нужно обязательно произвести точные расчеты , сделать чертеж и нанести на него все получившиеся параметры. Если нет уверенности, что все получится идеально, то можно доверить эту работу специалистам по конструированию и изготовлению деревянных лестниц, работающим в профильных компаниях.

Высота лестницы

Чтобы определить это значение, необходимо замерить расстояние между уровнями пола первого и второго этажей. Допустим, высота потолка на первом этаже равна 2700 мм, а толщина перекрытия между этажами 300 мм. Значит, общая высота лестницы будет составлять:

Н = 2700 + 300 = 3000 мм.

Высота подступенка

Специалистами рассчитана ориентировочная стандартная высота подступенка , которая основывается на размерах шага человека, наиболее удобного с точки зрения анатомии. Эта высота может варьироваться между 150 и 200 мм. Оптимальной она считается оттого, что если ступень сделать ниже, то при подъеме по лестнице будет сбиваться шаг, и можно просто споткнуться, и упасть. При большей высоте подступенка по лестнице будет намного сложнее подниматься наверх и некомфортно спускаться вниз.

В таблице приведены данные расчетов — при желании, можно просто воспользоваться ими:

Высота подступенка в зависимости от общей высоты лестницы и планируемого количества ступеней

Высота этажа в мм Количество ступеней (штук)
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
2100 191 175 162 150 140 131 124
2400 200 185 171 160 150 141 133 126 120
2700 193 180 169 159 150 142 135 129 123
3000 200 188 177 167 158 150 143 137 130 125 120
3300 194 183 174 165 157 150 144 138 132 127

Количество ступеней

Зная высоту лестницы и подступенка , можно вычислить, сколько получится ступеней по всей высоте одномаршевой лестницы. Для этого высоту лестницы нужно разделить на высоту подступенка , в результате получится количество ступенек.

Например, в рассматриваемом случае: 3000 : 175 = 17,1

Ширина ступени

Во избежание получения случайных травм на лестнице из-за неудачно выбранной ширины ступенек, необходимо и ее тщательно просчитать. Многолетней практикой доказано, что этот важный элемент лестницы не должен быть уже 220 ÷ 230 мм и шире 400 мм.

И все же – на какой ширине остановиться? Существует определенная пропорция, которая является наиболее оптимальной . Так, чтобы вычислить точный размер ширины ступеньки, можно воспользоваться следующей формулой безопасности, взяв «на вооружение» за основу среднюю ширину шага человека, которая равна k = 600— 640 мм.

Наглядное изображение так называемой «формулы безопасности»

Формула выглядит следующим образом:

b = k – 2а

а — высота подступенка ;

b — вычисляемая ширина ступеньки.

k – как уже упоминалось, средняя длина шага.

Так как известны два значения из формулы, легко можно просчитать и третью величину, подставив в место обозначений цифры.

b = 640 – 2 × 175 = 290 мм

Ширина ступени в 290 мм будет наиболее комфортна для подъема и спуска по лестнице.

Ширина лестницы

Ширина лестницы, в принципе, зависит от площади, отведенной под эту архитектурную конструкцию, и от предпочтений владельца дома, поэтому можно сказать , что она допускается любой. Тем не менее , есть важная оговорка: правила безопасности требуют, чтобы не затруднять эвакуацию людей при чрезвычайных ситуациях – ширина пролёта не должна быть менее, чем 800 мм. А для комфортного прохода жильцов и проноса предметов мебели самая оптимальной шириной для лестницы жилого дома считается диапазон от 1000 до 1500 мм.

Для облегчения соблюдения пропорций и для соблюдения жесткости конструкции, специалисты советуют отталкиваться от кратности ширины марша к ширине ступени.

Длина лестницы в плане

В рассматриваемом нами примере это составит:

F = 290 × 17 = 4930 мм

Получилось почти пять метров — это достаточно длинная лестница, и если устраивать ее в один марш, то нужна комната, как минимум в шесть метров.

Не в каждом доме можно найти такие просторы, поэтому , при таких параметрах придется делать ее в два марша с поворотом в 90 градусов. Между маршами необходимо будет устроить площадку, которую, впрочем, можно заменить и поворотными ступенями.

Уклон лестницы и размер потолочного проема

При постройке лестницы нельзя забывать о расчете потолочного проема , так как если не позаботится об этом заранее, то при подъеме на второй этаж придется нагибаться. А это всегда достаточно высокий риск получить травму головы, особенно для людей, не знакомых с этой особенностью конкретной лестницы.

Этот параметр во многом будет зависеть от уклона лестницы. Уклон же во многом будет влиять и на комфортность подъема и спуска.

Оптимальным для ходьбы считается уклон, который может варьироваться между 23 и 36 градусами. Однако, довольно часто просто не получается устроить лестницу под удобным углом из-за небольшой площади комнаты — чем круче уклон лестницы, тем меньшую площадь она занимает.

Например, если лестница может быть установлена только под углом, который составляет более 45 градусов, то она не займет много места, но будет считается уже приставной. В этом случае, чтобы сэкономить площадь комнаты, нередко делают раскладную лестницу.

Если есть возможность отвести для установки лестницы на полу первого этажа хотя бы 1,5 кв. м, то подойдет винтовая лестница, которая не займет много места (об это уже упоминалось выше).

При явном недостатке места — придется сооружать винтовую или близкую к ней по конструкции

От угла, под которым устанавливается лестничный марш, будет зависеть и размер проема в потолке. Например, для приставной или складной лестницы нужен совсем небольшой проем для люка. Для пологого же, наиболее комфортного уклона, проем придется делать достаточно большой, так как расстояние в любой точке на протяжении всего подъема между потолком и поверхностью ступеней лестницы должна составлять не менее 1,95 ÷ 2 метров.

Это необходимо, чтобы человек, имеющий высокий рост св ободно передвигался по лестничным маршам, без риска удариться головой

Для этого при разметке расположения одномаршевой лестницы, которая будет установлена у стены, проводят следующие замеры:

  • На стене определяют угол, под которым будет установлена лестница.
  • Установив нижнюю у пола точку и верхнюю, у потолка, соединяют их сплошной линией — по ней будут впоследствии крепиться опорные элементы для ступенек.
  • Далее, на вычерченной линии определяется место, где расстояние между ней и потолком будет составлять искомые два метра.
  • От этой точки ровно по уровню, проводится линия к стыку между стеной и потолком — она и будет определять одну из границ проделываемого проема в потолке.
  • Затем, ровно под прямым же углом к отметке на стыке, на потолке вычерчивается линия, длина которой будет ровна ширине лестницы. Точно также размечается вторая сторона прямоугольника проема в потолке.
  • На полу, ровно под потолочным прямоугольником, нужно вычертить точно такой же , а затем, с помощью отвеса сверить правильность их взаимного расположения.
  • Таким образом, на потолке будет определен размер проема , который позволит спокойно подниматься по лестнице, без всякого риска получить случайную травму головы.
  • Далее необходимо до установки лестницы вырезать намеченный проем в потолочном перекрытии.

Длина косоура

Чтобы вычислить длину косоура, нужно воспользоваться всем со школьной скамьи знакомой формулой теоремы Пифагора, точно определяющей взаимоотношение сторон прямоугольного треугольника:

L² = F² + , стало быть L = √ (F² + H² )

L – определяемая длина косоура;

F – длина лестницы в плане (определялась выше);

Н – высота лестницы (также уже найдена ранее )

Воспользовавшись ранее определенными параметрами и подставив их вместо обозначений в формулу, можно установить нужную длину.

L = √ (4930² + 3000²) = 5771

В результате получается, что длина косоура будет составлять 5771 мм или 5,77 м

Материалы для деревянной лестницы

После того, как полностью проведены расчеты и составлен чертеж будущей постройки, можно переходить к закупке материалов.

Для работы понадобятся:

  • Доски разной толщины и длины:

— для изготовления косоуров или тетивы — шириной, примерно в 250, толщиной в 50 мм, а необходимая длина определяется по вышеуказанной формуле;

— для ступеней — толщиной, как минимум в 20 ÷ 25 мм;

— для подступенков понадобится материал, имеющий толщину в 30 ÷ 40 мм.

  • Балясины и поручни можно приобрести в готовом виде или же. изготовить самостоятельно. Однако, для этого нужно будет иметь специальное оборудование (токарный, рейсмусный , фрезеровочный станок) и брус 150 × 150 и 100 × 100 мм. Нужно отметить, что изготовление этих элементов — достаточно сложное занятие, и в отсутствии опыта за подобную работу лучше не браться, так как можно лишь безуспешно перевести материал на опилки.
  • Кроме пиломатериалов, потребуются гвозди и саморезы. Вполне возможно, что для монтажа некоторых элементов понадобится и усиливающие металлические уголки.

Изготовление деталей и монтаж лестницы

Используя подготовленный и тщательно рассчитанный чертеж , по указанным в нем размерам поочередно изготавливаются и сразу же устанавливаются элементы лестницы.

Тетива или косоуры

  • На досках, подготовленных для изготовления косоуров, отмечается нужная длина и отпиливается излишек.
  • Следующим этапом идет разметка «гребенки » по рассчитанным размерам. Для этой цели понадобится угольник и длинная линейка. Остающаяся не тронутой полоса доски – та, что находится ниже «гребенки », никогда не должна быть меньше половины общей ширины доски.

Разметка косоура под выпиливание «гребенки»

Косоуры должны размечаться с учетом угла, под которым будет монтироваться лестница. Поэтому основу под первую ступеньку и нижний срез для установки на пол, нужно сопоставлять с отмеченной на стене линией уклона. Важно, чтобы ступеньки были размещены в горизонтальных плоскостях, без «завалов» внутрь или наружу.

Затем ориентируясь на эти параметры, размечается и выпиливается вся гребенка – для этого по первой ступеньке можно сделать шаблон, который упростит работу.

  • Следующим шагом на пол закрепляется ограничивающий упорный брус по линии, где будет начинаться лестница.

Для того, чтобы установить косоуры к балке, можно воспользоваться двумя способами — сделав запилы в виде пазов в самой балке или наоборот — на косоуре.

  • Далее, косоур устанавливается на опорный брус на полу, плотно прижимается и закрепляется к боковой стене, а также в потолочном проеме .
  • Затем к бруску на полу и в проеме выставляется по ширине лестницы и закрепляется второй — висячий косоур.

Нужно отметить, что иногда для жесткости конструкции требуется не два, а три или даже четыре косоура — их количество будет зависеть от выбранной ширины лестницы.

  • В потолочном проеме косоуры тоже обязательно нужно соединить надежным бруском.

Бруски, на которые будет опираться и упираться основа лестницы, должны быть «намертво» закреплены к полу и в потолочном проеме .

  • Очень важно все косоуры установить идеально ровно по отношению друг к другу, иначе ступени могут иметь нежелательный уклон в стороны.

Установка подступенок и ступеней (проступей)

На на дежно установленные косоуры в первую очередь монтируются подступенки . Их изготавливают такой длинны, которая должна быть равна ширине лестницы.

После того как подступенки будут закреплены, начинают монтаж предварительно отфрезерованных проступей (ступеней). Длина досок для них должна быть больше ширины расстояния между двумя крайними косоурами на 10 ÷ 20 мм, а ширина превышать выступ гребенки на 20 ÷ 30 мм.

Поступи закрепляются к косоурам и подступенкам саморезами, так, чтобы головки крепежных элементов были полностью углублены в толщу древесины.

Установка опорных столбов и балясин

Установка балясин и столбов — не такая уж легкая задача, как может показаться изначально. Ее решение требует очень точной разметки и подгонки.

  • По краю ступеней размечается места, на которые будут установлены подготовленные балясины и опорные столбы.
  • Отверстие в ступени для установки шканта располагают на расстоянии от края , равном половине ширины основания балясины, так, чтобы ее край совпадал с боковым срезом ступени.

Следующим шагом на размеченных ступенях высверливаются отверстия. Подготовленные по размеру шканты , вклеиваются в устроенные отверстия. Шкант должен выступать из поверхности ступени на 10 ÷ 15 мм.

  • Затем, очень аккуратно, точно по диаметру шканта , (он, как правило, составляет 8 или 10 мм) высверливаются отверстия в основании балясин и столбов.
  • Столбы на одномаршевой лестнице устанавливаются в начале и в конце марша. Сначала устанавливается только верхние столбы, нижние же будут монтироваться в последнюю очередь.
  • Далее, нужно установить одну ÷ две балясины на шканты и вымерять угол верхней поверхности , приложив к ним поручень. Определив нужную линию, нужно отметить и срезать лишнюю часть со всех подготовленных элементов.
  • Далее, основание балясин и отверстие под шканты промазываются клеем, а затем насаживается на выступающий шкант .

Балясины выставляют вертикально по уровню и хорошо прижимают к ступеням, фиксируют, а затем оставляют до полного высыхания клея.

  • Затем, подготавливаются перила. Их края срезаются под нужным углом – это несложно выверить на месте. На их срезах также высверливаются отверстия, с помощью которых будет проводиться соединение перил с опорными столбами.
  • Когда клей под балясинами полностью просохнет, сверху них монтируются перила. Отверстие, высверленное на верхнем срезе перильной рейки, надевается на вклеенный в верхний столб шкант .

Затем, перила укладываются на балясины, смазанные сверху клеем. Благодаря отфрезерованному с нижней части перила пазу, балясины крепко будут зафиксированы в нужном положении. Но, тем не менее , следующим шагом с помощью тонких саморезов балясины прикручиваются к перилам снизу.

  • Последним устанавливают нижний опорный столб, который соединяется с нижним срезом перила, также с помощью вклеивания шканта .

По завершению монтажных работ, и после того как просохнет столярный клей, лестницу покрывают специальной антисептической грунтовкой. После ее полного впитывания и просыхания, дерево покрывается прозрачным лаком, желательно на водной основе, или краской выбранного оттенка.

Видео: Монтаж комплекта деревянной двухмаршевой лестницы

Изготовить и смонтировать даже самую простую лестницу — достаточно сложно, тем более, если нет должного опыта в этой работе. При малейшей неуверенности в собственных силах рекомендовано обратиться за помощью к специалистам – хотя бы для того, чтобы проводить пусть и самостоятельную работу, но под их неусыпным руководством. Ошибки здесь абсолютно не допустимы — неправильно рассчитанная или небрежно смонтированная конструкция может привести к серьезным травмам.

ТИПЫ ЛЕСТНИЦ

Лестницу следует выбирать еще на стадии проектирования дома , чтобы ее тип и габариты соответствовали и планировке комнат, и расположению проемов в межэтажных перекрытиях. При всем многообразии конструкций лестниц их можно условно разделить на две основные группы: с прямыми маршами и с криволинейными.

Лестницы с прямыми маршами

Лестницы с прямыми маршами традиционны. Они несложны в изготовлении, а в эксплуатации - удобны и надежны. В зависимости от габаритов помещений, их планировки и назначения такие лестницы бывают одно-, двух- или многомаршевыми .
Маршем называют непрерывный ряд ступеней.

  • Давно замечено, что когда ступеней больше десяти, подниматься по лестнице неудобно
  • .

    Именно поэтому лестницу делят на части и оборудуют промежуточными площадками, чтобы можно было остановиться и перевести дух.
    Подразделяют такие лестницы на прямые четвертьоборотные (с углом поворота маршей 90°), полуоборотные (180°) и круговые, которые делают полный оборот, то есть 360°. Нередко лестницы с углом поворота маршей 90° устанавливают вдоль двух стен, а под маршами и площадкой оборудуют небольшие кладовые или шкафы.

    КОНСТРУИРОВАНИЕ и ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛЕСТНИЦ

    Необходимый набор для любой лестницы : ступени , опорные стойки в начале и в конце каждого марша, а между ними - поручень с балясинами .
    Основа лестницы - ее несущие элементы - тетивы или косоуры .
    Для закрытой лестницы понадобятся еще и подступенки . Конфигурация всех элементов лестницы и их декоративное оформление - это вопрос эстетических пристрастий. Однако лестница должна быть не только красивой, но и что не менее важно - удобной, надежной и безопасной. Для этого при конструировании лестниц необходимо соблюдать определенные требования, важнейшим из которых является соответствие параметров лестницы определенным правилам и нормативам. О некоторых из них расскажем более подробно. Удобство лестницы и связанная с этим безопасность ее эксплуатации зависят прежде всего от относительной величины подъема марша. Последняя характеризуется отношением между высотой S и глубиной А ступени (или, как чаще говорят, между высотой подступенка и глубиной проступи). Зависит это отношение от угла наклона марша, который можно определить графически, зная положение лестницы в плане и высоту помещения, а также от биологически заданных величин: длины шага человека на плоскости и удобного подъема ноги.


    Длина шага человека в среднем равна 63 см и обычно изменяется в пределах от 60 до 66 см (рис.1 ).

    Удобный подъем ноги, в свою очередь, составляет около 31 см, то есть примерно половину значения длины шага на плоскости. Из этого и выводится так называемое правило размера шага по формуле :

    2S + А = 63 см.

    Это подтвержденное практикой соотношение означает, что удобной и безопасной лестница будет, если удвоенная высота подступенка, сложенная с глубиной проступи, равняется среднему шагу человека. Именно правило размера шага применяют в тех случаях, когда требуется определить наиболее благоприятную для соответствующего угла наклона лестницы относительную величину подъема марша.
    Однако этот прием нельзя назвать универсальным. Например, рассчитанные по правилу размера шага слишком крутые или пологие лестницы будут либо с чрезмерно узкими, либо - с глубокими проступями. В этом случае целесообразно применить правило безопасности :

    А+S = 46 см.

    Расчет по этому правилу, проводимый для крутых лестниц, дает несколько большие значения глубины ступеней и соответственно меньший угол наклона лестниц. Применив правило безопасности к пологим лестницам, получим менее глубокие ступени и соответственно больший угол наклона. В качестве примера приводим относительные величины подъема, рассчитанные по этому правилу :

    15/31, 16/30, 17/29, 18/28, 20/26.


    При средних значениях наклона лестниц пользуются еще так называемым правилом удобства :


    Примеры относительных величин подъема, рассчитанных по этому правилу :

    15/27, 16/28, 17/29, 18/30, 20/32.


    Спроектированные по правилу удобства лестницы характеризуются тем, что при низких значениях высоты ступеней размер шага будет небольшим. Это правило наиболее целесообразно применять при высоте ступеней 16...18 см.
    В частности, наиболее благоприятная относительная величина подъема, при которой подъем по лестнице потребует минимальных затрат сил, составляет S/А= 17/29 см, что соответствует углу наклона лестницы порядка 30°. Кстати, такое значение относительной величины подъема удовлетворяет всем трем вышеперечисленным правилам.
    Кроме того, практикой установлено, что достаточно удобными являются лестницы с высотой подступенка 140...170 мм и глубиной проступи 340...370 мм. Именно для расчета таких лестниц и применяют правило размера шага. Однако далеко не всегда условия позволяют соорудить лестницу с такими оптимальными параметрами.
    Для других случаев необходимо, в частности, ориентироваться и на дополнительные строительные нормативы, которые несколько расширяют пределы возможных решений. Например, наиболее крутой подъем в одноквартирных домах - 21/21, а в многоквартирных - 19/26.
    Таким образом, для определения основных размеров марша вначале выберите высоту подступенка и разделите на эту величину общую высоту марша, то есть расстояние между уровнем пола верхнего и нижнего этажей. Округлите дробную часть в большую сторону для получения менее крутой лестницы, или в меньшую сторону - для более крутой. Затем разделите общую высоту марша на полученное число ступеней и округлите полученный результат. Так вы определите высоту подступенка. Теперь выберите удобную ширину проступи, умножьте ее на число подступенков, уменьшенное на единицу, и вы получите длину горизонтальной проекции марша, называемую его заложением.
    Полезная ширина марша - это расстояние на верхнем уровне перил между поверхностью стены и внутренней кромкой поручня (или расстояние между поручнями). Именно от этого параметра любой лестницы зависит ее пропускная способность. Так, если для прохода одного человека достаточно 0,6...0,7 м, то с учетом встречного движения и удобства переноски вещей ширину марша выбирают в больших пределах (табл. 1 ).

    Таблица 1. Зависимость ширины лестницы от ее вида


    Расчетная высота прохода - это расстояние по вертикали между передней кромкой ступени и нижней поверхностью выше расположенного конструктивного элемента. Согласно действующим нормативам этот параметр принимают не менее 2,0 м, а для домов повышенной комфортности - даже 2,1 м. Однако и этого порой недостаточно для удобного пользования лестницей, поскольку, когда человек передвигается вниз, верхняя часть его туловища обычно наклонена вперед. Чтобы учесть и этот фактор, при выборе высоты прохода его следует измерять не по вертикали, а по наклонной (рис. 2 ).
    При проектировании лестницы важно не только правильно рассчитать параметры маршей, при этом следует выбрать оптимальные размеры площадки. Так, например, с шириной площадки все достаточно ясно - она, как правило, должна быть равна ширине лестничного марша. Длину же площадки следует выбирать исходя из имеющегося пространства, а также учитывая действующие нормы и другие подтвержденные практикой критерии.

    Здесь весьма важно сохранить непрерывность величины шага до следующего подъема марша (рис. 3 ). Исходя из этого минимальная длина лестничной площадки (1 м) должна соответствовать размеру шага лестницы. При расчетах к длине шага прибавляют ширину проступи, следовательно :

    Lпл =L + А = (2S+А)+А = 2(S+А)


    где: Lпл - длина площадки, L - размер шага лестницы, S - высота ступени, А - глубина ступени.

    Таким образом, длина лестничной площадки должна равняться удвоенной сумме размеров ступени. Ориентируясь же на действующие нормы, необходимо учитывать, что минимальная длина лестничной площадки в одноквартирных домах - 1,0 м, а в домах повышенной комфортности - 1,25 м. Это означает, что основные габариты площадки (длина и ширина) фактически равны.

    Кроме названных параметров при проектировании лестниц нужно соблюдать и некоторые общие требования.

  • Допустимая нагрузка на лестницу небольшого домика - 180...220 кг, а на перила - 100 кг.
  • Материалы для строительства лестниц должны соответствовать стандартам. Для сооружения ступеней нельзя использовать материалы с низким коэффициентом трения (скользкие). Чтобы уменьшить скольжение, на передние части проступей прибивают профильные накладки.

    Высота всех ступеней должна быть одинаковой. Отклонения в размерах не должны превышать 0,5 см.

    Расстояние между лестничным маршем (площадкой) и стеной не должно превышать 5...6 см. В случае предполагаемого нахождения под лестничным маршем людей лестницы следует изготавливать закрытыми (с подступеньками) и подшивать снизу.

    Первую (толчковую) ступень следует правильно установить. Расстояние от передней кромки первой ступени до начала поручня не должно превышать см.

    Подход к лестнице, должен быть удобным. Например, если на лестничную площадку выходит дверь, то размеры площадки должны быть такими, чтобы дверь свободно открывалась.

    Используемая литература:
    - Журнал "Советы профессионалов" №4/2006г.