Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в Чудо – град. Конспект занятия развитие речи в подготовительной группе
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе.
«Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
Цель: обучение детей связному, последовательному пересказу текста.
Задачи:
Воспитывать интерес к явлениям природы, умение работать в коллективе.
Развивать связную речь, память, активизировать словарь на тему «Времена года». Закрепление навыков подбора антонимов, родственных слов и способов образования прилагательных.
Формировать умение составлять законченный рассказ.
Материалы и оборудование: доска с изображением времен года, фишки, мяч, конверт с загадками, яблоко, солнечные очки, ёлочная игрушка, пучок укропа.
Ход занятия
Дети совместно с воспитателем стоят в кругу на ковре.
В: Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться: «Добро утро!»
- «Добро утро солнцу и птицам!»
- «Добро утро улыбчивым лицам!»
И каждый становиться добрым, доверчивым
Пусть доброе утро продлится до вечера.
Посмотрите, в группе стало тепло от наших улыбок, от тепла наших рук, и наше настроение бодрое, приподнятое. А как еще можно сказать о хорошем настроение.
Д: Веселое, радостное, ласковое, теплое.
В: Молодцы ребята, садимся на стульчики. Ребята, сегодня к нам в группу почтальон принес посылку. Что же там? Но прежде чем открыть ее, мы с Вами должны отгадать загадку. Отгадаем? Слушайте внимательно:
1. Прошла по лугам, по лесам по полям,
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома
Сказала: «за мною нагрянет зима»
Осень
2. Скоро скоро к Вам прилечу
На метелях прилечу,
Запляшу и закружу
Землю снегом наряжу.
Зима
3. Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
В домик свой скворец вернулся
И в лесу медведь проснулся.
Весна
4. Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника.
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке.
Лето
В: Молодцы, ребятки, отгадали все загадки. А сейчас мы открываем посылку: «Что же там?» (В посылке лежат картинки с изображением времен года). Здесь лежат картинки, что-же на них изображено.
Д: Осень, зима, весна и лето.
В: Правильно, а как можно сказать это двумя словами?
Д: Времена года.
Вешаю картинки на доску.
В: Постараемся с Вами подобрать слова, которые подходят к каждому времени года.
Зима какая? – холодная, снежная, белая.
Весна какая? – зеленая, свежая, цветущая.
Лето какое? – жаркое, солнечное, красивое.
Осень какая? – золотая, дождливая, богатая.
В: Замечательно! Определили каждое время года. А сегодня мы с Вами познакомимся с рассказом о мальчике Мите и узнаем, как он вел себя в разное время года. Это рассказ называется «Четыре желания» и написал его писатель Константин Ушинский.
Текст читается по частям, каждая часть обсуждается путем вопросов.
Чтение первой части рассказа.
Вопросы:
Как звали мальчика? Что делал зимой Митя? Каким он был зимой? Какого было желание Мити? Куда записали его желания?
А Вы попробуйте придумать свое предложение о зиме.
Ответы детей.
Чтение второй части рассказа.
Вопросы:
Кто порхал над зеленым лугом? Какие были бабочки? Что Митя рвал на лугу? Как мальчик говорил о весне? Куда записал он свое желание?
В: Молодцы ребята, все ответили правильно. А сейчас давайте поиграем в игру «Скажи наоборот» (Игра проводиться с мячом).
- Погода теплая, а наоборот…
- Осень ранняя…
- Облако белое, а туча…
- День длинный…
- Вода замерзает…
- Насекомые засыпают…
- День грустный…
- Настроение плохое…
- Урожай маленький…
В: Умнички! Задание выполнено!
Читается третья часть рассказа.
Вопросы:
Куда отправился Митя с отцом? Как мальчик веселился целый день? Что сказал Митя отцу вечером? И куда он это записал?
В: У меня есть фишки, мы сейчас подберем родственные слова к слову «рыба». А потом посчитаем сколько фишек, столько и слов.
Рыбак, рыболов, рыбка, рыбонька, рыбешка, рыбачить, рыбный.
Читаем четвертую часть рассказа.
Вопросы:
Какое время года наступило? Что делали люди в саду? Какое настроение было у Мити? Что говорил Митя отцу?
Физкультминутка
Как то раннею весной,
На опушке на лесной
Появилась стая птиц.
Не скворцов и не синиц,
А большущие грачи.
Цвета черного как ночь.
Прыг-скок, прыг-скок.
Там жучек, там червячок.
Прыг-скок, прыг-скок.
Рассказ читается еще раз от начала до конца
Затем дети договариваются, кто будет про какое время года пересказывать.
4 ребенка рассказываю по цепочке: зима, весна, лето, осень.
Закрепляются времена года и приносятся подарки в группу:
От зимы елочную игрушку, от весны пучок укропа, от лета солнечные очки, от осени яблоко.
В: Спасибо за работу!
Тема занятия: Путешествие в сказку.
Цели занятия: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей;
помочь понять содержание сказки, обратить внимание на необычное название (это пословица);
учить объяснять значение слов;
продолжать упражняться в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными);
расширять словарь детей.
воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Предварительная работа : разучивание речевой разминки, слов физминутки.
Оборудование: клубок, ширма, 4 ведра разной величины, «яблоня», картинки-схемы с героями заменителями, фланелеграф, корзина с яблоками, нарисованные ступеньки, картинки животных (волк, медведь, лиса, кот и заяц).
Ход занятия
I . Организационный момент (дети заходят, здороваются с гостями).
– Ребята, встаньте в круг. Посмотрите, что это? (клубочек).
– Как вы думаете, какой он? (…, …, волшебный).
– Да, клубочек волшебный. Волшебство его увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубок и скажу ласковое слово, передам следующему и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово (дети говорят и передают клубок).
Вот клубок вернулся ко мне. Он стал больше от добрых слов. Клубку как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими детьми в сказку.
II . Речевая разминка.
– Возьмитесь за руки и чётко повторяйте за мной волшебные слова:
«Ра-ра-ра – в сказку нам пора,
Ги-ги-ги – нам клубочек помоги.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно сказку начинать»
(отодвигается ширма, а за ней – «яблоня» и 4 разной величины ведра).
III . Основная часть.
– Вот мы и в сказке. Все эти предметы из русской народной сказки, с которой мы сегодня познакомимся, а называется она «У страха глаза велики».
1. Воспитатель читает сказку.
2. Беседа по сказке.
– Какую сказку я вам прочитала?
– Назовите главных героев сказки?
– Как их в сказке называют? Почему водоносы?
– С какими вёдрами они ходили?
– Как они воду носили домой?
– Что с ними случилось однажды?
– Кто на самом деле испугал водоносов?
– Кому что померещилось?
– Ребята, есть такая же пословица, как и название нашей сказки: «У страха глаза велики». Как вы понимаете эту пословицу? В каких случаях так говорят? (Когда людям от страха чудится то, чего нет на самом деле).
3. Физминутка.
«Бабушка-старушка ведёрки взяла
И по воду пошла.
А за ней вприпрыжку
Внучка да мышка.
А за ними бегом
Курочка с ведром.
Воды набрали и
Домой зашагали» (дети имитируют движения).
4. Подготовка к пересказу сказки.
– Ребята, сказку, которую вы услышали, будем пересказывать. Чтобы легче было пересказывать, я предлагаю опираться на картинки с героями заменителями.
– Как вы думаете, что это за герои?
Бабушка внучка курочка мышка заяц
Перед вами 3 картинки-схемы с героями заменителями. Чтобы использовать эти схемы при пересказе, расставим их в нужном порядке.
5. Повторное чтение сказки.
6. Пересказ сказки детьми с опорой на схемы (по 3 человека 2 раза).
7. Игра «Ступеньки».
– Каждому водоносу из сказки что-то почудилось. Перечислите, что именно и кому (медведúще, лиса, котúще, волк). Сейчас мы с этими словами поиграем в игру «Ступеньки».
– Поднимаемся по ступенькам вверх, а потом вниз и преобразовываем слова. На нижней ступеньке слово обозначает маленький предмет, а чем выше поднимаемся, тем предмет увеличивается, и вместе с ним преобразовывается обозначающее его слово (волчонок-волк-волчúще и т.д.).
8. Игра «Закончи предложение».
– А теперь поиграем в игру «Закончи предложение», а поможет нам яблочко из сказки. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете словами из сказки.
– У бабушки были большие вёдра, а у внучки – ….(поменьше).
– У мышки вёдра были с напёрсток, а у курочки – …(с огурчик).
– Внучка брала воду из колоды, а бабушка – …(из колодца).
– Мышка брала воду из поросячьего копытца, а курочка – …(из лужицы).
– Бабушка испугалась и на лавку упала, а внучка – …(за бабушку спряталась).
– Курочка на печку взлетела, а мышка – …(под печку схоронилась).
– Бабушке привиделся медведúще, а мышке – …(котúще).
IV . Подведение итогов.
– Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой. Давайте встанем и повторим волшебные слова:
«Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»
(ширма ставится на место).
– Понравилось вам путешествие по сказке? Какие задания мы с вами выполняли? А что больше всего вам понравилось?
Ребята, вы сегодня все молодцы. За хорошую работу на занятии бабушка-старушка с внучкой-хохотушкой вам передали угощение – корзину с яблоками.
Цели: Рассказать детям о фольклоре, какие бывают виды устного народного творчества. Уточнить знания о пословицах и узнать новые пословицы. Обогащать и уточнить словарь.
Задачи:
- Продолжать учить детей составлять небольшие описательные рассказы, рассуждать, строить предложения разной грамматической структуры.
- Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Воспитывать интерес к разным формам словесного народного творчества.
- Воспитывать интерес к народному творчеству. Знать русские традиции и культуру.
Материалы: расписная шаль, поднос, народные игрушки, изделия народных промыслов, куклы для театрализации, картинки с пословицами, атрибуты для игры.
Предварительная работа: Рассматривание сюжетных картин про народные праздники, заучивание потешек, знакомство с народными пословицами и объяснение их смысла, знакомство с русскими народными играми, чтение литературы.
Ход занятия:
1. Вступление.
Воспитатель:
Ребята, мы с вами отправимся на праздник.
Из глубины веков до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, шутливые потешки, весёлые и грустные песни.
Все эти виды народного творчества принято называть английским словом «Фольклор» - переводится это слово, как «народная мудрость» .
У наших предков было много развлечений и одно из них – карусель!
На карусели мы и отправимся на русскую ярмарку. (Дети берутся за ленточки и произносят скороговорку) .
Скороговорка:
Нас за тридевять земель
Не укатит карусель.
Но куда же без оглядки
Мчатся зайцы и лошадки?
Едем мы на карусели
От веселья и к веселью.
(Скороговорка сначала произносится в обычном темпе, затем быстрее, можно спросить желающих произнести скороговорку.)
2. Воспитатель: -Ну хорошо, ребята, садитесь.
Есть такая пословица:
«Делу время, потехе час» .
Как вы её понимаете? (Ответы детей)
Это значит что делу нужно уделять основное время, а потом уже и повеселиться можно.
Игра: «Угадай пословицу по картинке» . Воспитатель показывает картинки, а дети угадывают пословицы. Дети приводят примеры из жизни детского сада.
- «Поспешишь- людей насмешишь» .
- «Скучен день до вечера, если делать нечего» .
- «Хочешь есть калачи- не лежи на печи» .
- «Собираешь по ягодке- наберёшь кузовок» . (Здесь можно привести пример, что дети на каждом занятии получают новые знания и в конечном итоге наберут их очень много для того чтобы успешно учиться в школе) .
Воспитатель просит детей привести свои примеры пословиц и объяснить их смысл.
Воспитатель: -Сейчас у нас на ярмарке потехи час. (Воспитатель накидывает платок берёт в руки поднос. На подносе несколько игрушек) .
Воспитатель: -Кто хочет купить товар, опишите его, расхвалите!
(Ребёнок берёт игрушку, описывает её и ставит, и так 2-3 человека.)
3. Загадки.
Воспитатель: -А теперь попробуйте отгадать что я вами загадаю. Например, этот предмет сделан из дерева, без него не обходилась ни одна трапеза, а так же его можно использовать как музыкальный инструмент (ложка) .
Затем дети загадывают загадки друг другу.
4. Физминутка.
Воспитатель: Вот и у нас пришел потехи час. Русская народная игра «Горелки» .
5. Воспитатель: На ярмарках люди устраивают смешные соревнования:
- кто быстрее пробежит в мешке
- кто с закрытыми глазами скорее накормит покупателя сметаной
- кто больше всех съест блинов
- кто перетянет канат и т. д.
- А у нас на ярмарке работает театр кукол. Куклы развлекают детей, рассказывая небылицы.
Воспитатель берёт куклу и за ширмой показывает представление.
Небылицы.
Как у нашего Данилы
Разыгралася скотина:
Овцы – в донцы,
Тараканы – в барабаны,
Утки – в дудки,
Сверчки- в смычки,
Комары в котлы,
Козёл- пляшет,
Ножкой машет.
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять.
Бух, бух, бух, бух
Захватило, братцы дух.
(Дети разыгрывают представление за ширмой выбирая понравившихся героев и рассказывая разученные раннее на занятиях небылицы) .
6. Воспитатель: -Ребята, а вы любите сказки? Мы с вами прочитали много сказок и сейчас проверим помните ли вы их героев и кто написал эту сказку.
А игра называется «доскажи словечко» . Я буду называть слово, а вам нужно будет добавить сказочное слово.
- Петушок (золотой гребешок) - русская народная сказка.
- Кот (в сапогах) - Шарль Перро.
- Баба (Яга) - русская народная сказка.
- Царевна (лягушка) - русская народная сказка.
- Гадкий (утёнок) - Г. Х. Андерсен.
- Гуси (лебеди) - русская народная сказка.
- Жар (птица) -из сказки «Конёк –горбунок» - П. П. Ершов.
- Красная (шапочка) - Шарль Перро.
Воспитатель: -А ещё у меня есть карточки, но они не простые, чтобы узнать какая на них картинка нужно составить слово.
7. Дидактическая игра «Назови какой…»
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, на ярмарках люди привозили разный товар, раскладывали его на прилавки. Вот и на нашей ярмарке есть такой прилавок. Посмотрите сколько здесь товара. Давайте посмотрим из чего же этот товар.
Ковёр из шерсти- шерстяной ковёр (отвечают дети)
Полотенце из льна- льняное полотенце,
Ложка из дерева- деревянная ложка,
Варежки из шерсти- шерстяные варежки,
Воротник из меха- меховой воротник,
Балалайка деревянная- деревянная балалайка,
Солонка из бересты- берестяная солонка,
Кукла из тряпок- тряпичная кукла и т. д.
8. Итог занятия.
Воспитатель: -Где мы побывали сегодня (–На ярмарке.)
Для чего люди устраивали ярмарки (–Развлекались, покупали и продавали разные товары, общались. Сочиняли и рассказывали загадки, небылицы, сказки, пословицы и поговорки.)
Как одним словом можно назвать эти формы словесного народного творчества? – фольклор, т. е. «народная мудрость.» -А ещё люди угощали друг друга и сами угощались. Давайте угостим наших гостей и сами угостимся. (дети приглашают к столу гостей и сами угощаются) .
Гимаева Эльмира Фанисовна
воспитатель детского сада МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида №9
«Салават купере» города Азнакаево, РТ
Наталья Медведева
Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи
Цели занятия :
1. Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением.
2. Обогащать словарный запас детей синонимами и антонимами, уметь подбирать примеры.
3. Вспомнить и назвать сказки по сказочным героям, развивать фантазию и речевое творчество детей.
4. Выработать умение образовывать от данных воспитателем существительных уменьшительно-ласкательные слова. Игра «Я – ласка» .
5. Дидактическая игра «Назови свой домик» - научить называть правильно жилище (дом) животного.
6. Научить образовывать от существительных прилагательные (лиса – лисий) .
7. Учить использовать в своей речи сравнительные слова и обороты.
8. Развивать умение узнавать животного по описанию (шерсть, носик, глазки) – метод сравнения.
9. Повторение домашнего адреса и телефона.
Ход образовательной деятельности
Ребята встают полукругом. Воспитатель – в центре с небольшим мячиком в руках.
Воспитатель : «Ребята! Я попросила вас встать полукругом, плечом к плечу, чтобы вы почувствовали себя одной организованной, сплочённой группой и в случае вашей неудачи всегда могли почувствовать рядом плечо своего друга, товарища, который всегда придёт вам на помощь. Сегодняшнее своё утро мы начинаем как обычно – вспоминаем как вы хотели бы, чтобы вас называли в группе и как вас ласково называет мамочка. Передавая мячик, пожалуйста, громко и чётко назовите ласково своё имя».
Дети передают мячик друг другу и называют ласково свои имена (Света – Светочка) .
Воспитатель : «Ребята! Но ласково можно называть не только вас, но и окружающие нас предметы. Давайте попробуем образуем уменьшительно-ласкательные слова, т. е. поиграем в игру «Я – ласка» .
Воспитатель называет слово и передаёт мяч ребёнку, который образует от него уменьшительно-ласкательную форму. Например, цветок – цветочек, нос – носик, платье – платьице и т. д. Затем дети тихо садятся на стульчики за столы. Воспитатель проверяет дальнейшую готовность детей к занятию (спинка прямая, ножки стоят ровно, руки – сложены – правая наверху) .
Воспитатель спрашивает у детей : «Можно продолжать наше занятие , вы готовы?»
Дети кивают головой.
Воспитатель : «На прошлом занятии мы с вами вспоминали слова, которые называются синонимами, то есть подбирали слова, близкие по смыслу».
Просит кого-нибудь из детей напомнить и привести примеры. Дети подбирают синонимы к словам : враг, трудиться, лентяй.
Воспитатель : «Сегодня мы с вами поработаем над словами работать – бездельничать. Какие, ребята, это слова по смыслу, по значению? Как называются такие слова?»
Просит одного из детей дать определение антонимов, привести примеры.
Воспитатель : «Давайте, ребята, попробуем подобрать антонимы,то есть слова, противоположные по смыслу к данным словам : день – ночь; добрый – злой; вперёд – назад; вежливый – грубый; трудолюбивый – ленивый; высоко – низко; аккуратный – неряшливый; узкий – широкий; верх – вниз; вправо – влево; друг – враг; храбрец – трус.
Для лучшего понимания и запоминания воспитатель обращается к стихотворной форме.
Воспитатель : «Скажу я слово «высоко» , а ты ответишь… (низко) .
Скажу я слово «далеко» , а ты ответишь… (близко) .
Скажу тебе я слово «трус» , ответишь ты… (храбрец) .
Теперь «начало» я скажу,-
Ну, отвечай… (конец!»
Воспитатель в конце игры в антонимы хвалит и благодарит детей.
Воспитатель : «Посмотрите теперь, ребята, на мольберт. Давайте вспомним стихотворение И. Токмаковой «Рыбка, рыбка, где ты спишь?»
На мольберт поставить две демонстрационные картинки.
Воспитатель : «Ребята! Кто из вас может прочитать нам это стихотворение? Пожалуйста, Даша. Я не случайно вызвала к мольберту Дашу. Она очень хорошо прочитала это стихотворение и выделила голосом все окончания в словах. Давайте вместе повторим : у лисы – след лисий». (Голосом подчеркнуть окончание прилагательного) .
Воспитатель с помощью мячика проводит игру «Чей след?» Дети передают мяч друг другу, говорят ответ :
Корова - коровий
Заяц – заячий
Овца –овечий
Лошадь – лошадиный
Кошка – кошачий
Коза – козий
Поросенок – поросячий
Ёж – ежиный
Белка – беличий
Волк – волчий
Лиса – лисий
Воспитатель : «Из стихотворения мы узнали, что животные живут в домиках. Как же называются их домики?»
С помощью мяча проводится игра «Кто где живёт?» : муравей – в муравейнике, птичка – в гнезде, медведь – в берлоге, акула – в море, щука – в реке, пчёлы – в улье, лиса – в норе, белка – в дупле, волк - в логове, бобр – в хатке, на плотине, собака – в конуре, курица – в курятнике, овца – в овчарне, конь – в конюшне.
Воспитатель : «А где живут мои ребята? Кто может назвать свой домашний адрес?»
Заслушивают ответы 3 - 4 детей.
В конце игры нужно похвалить ребят. Затем дети тихо встают около своих мест, воспитатель проводит физкультминутку :
«Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Зайчик вышел как живой
Он с хвостом и головой.
За усы не тяни –
Из соломинок они
Тонкие, блестящие,
Словно настоящие
А теперь, ребята, давайте посмотрим как вы знаете сказки. Я буду называть сказочных героев, а вы мне скажите название сказки. Слушайте внимательно :
1. Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна – «Сивка-бурка» .
2. Злая мачеха, две дочери, Дед мороз – «Морозко» .
3. Царь, три сына, Иванушко, конёк-горбунок, царевна – «Конёк-горбунок» .
4. Царь, три сына, стрела, болото, лягушка – «Царевна – лягушка» .
5. «Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея – «Золушка» .
На мольберт поставить картинку с изображением лесных сказочных животных. Задание детям : внимательно посмотреть на картинку, выбрать понравившееся животное, описать его, сказать при этом, чем он отличается от других зверей. Как его называют в сказках и в каких сказках он встречается? Дети выходят и рассказывают про выбранных ими зверей. Например, лиса – хитрая, обманщица, рыжая, пушистая, очень красивый хвост, ушки на макушке. Называют её лисичка-сестричка, лиса-Патрикеевна. Встречается в сказках : «Колобок» , «Лисичка-сестричка и серый волк» , «Лисичка со скалочкой» ; мышка – маленькая, серенькая, длинный хвостик, глазки – как бусинки. Мышка – норушка. Сказки : «Теремок» , «Репка» , «Курочка Ряба» ; волк – серый волк, зубами щёлк, когда он голодный, то воет на луну, глаза злые. Серый волчище. Сказки : «Теремок» , «Лисичка-сестричка и Серый волк» , «Красная Шапочка» .
Воспитатель : «Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. На этом наше занятие мы заканчиваем . В конце занятия я хочу поблагодарить самых активных ребят и тех, которые старались. Спасибо всем ребятам».