Конспект нод по развитию речи детей старшей группы с использованием мнемотехники "кораблик". Непосредственно образовательная деятельность

Конспект НОД по развитию речи для старших дошкольников с использованием мнемотехники "Кораблик"

Данный материал может оказаться полезным для воспитателей, учителей, родителей. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность, а в результате грамотной работы педагога приводит к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Цель : развить навык работы по развитию речи с применением мнемотехники
Задачи : (программное содержание):
Обучающие:
1. Познакомить детей с новой сказкой В. Сутеева «Кораблик»
2. Обогатить речь детей новыми оборотами («Чуть было не захлебнулся», «И пошла работа: ……»), словообразовательными моделями (веревочка, листочек, скорлупка, соломинка и т.п.), словами (находчивый, сообща, трудолюбивый, упорный)
3. Закрепить умение правильно, последовательно и полно пересказывать впервые услышанный текст
4. Закрепить умение передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц
5. Закреплять навык работы с применением мнемотехники, которая служит средством для:
- обогащения словарного запаса (зрительные образы нового слова)
- закрепления в памяти «каркаса», сюжетной линии текста как образца логического повествования (на зрительном уровне)
- обогащения речи художественными оборотами, языковыми средствами, словообразовательными моделями
- развития воображения, ассоциативного мышления
- нового отношения к слову (оно наполняется смыслом, является главным смыслообразующим началом в тексте, на него «смотрят» через призму образов, его рисуют)
6. Закрепить умение излагать содержание пересказываемого текста с опорой на мнемодорожки
7. Закрепить навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения

Развивающие:
Продолжать развивать мышление, память, внимание и воображение
Воспитательные:
1. Закрепить умение внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять
2. Помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей (находчивость, хвастовство, слаженная работа как залог успеха)
Материалы и оборудование :
1. Книга с текстом сказки и иллюстрациями
2. Игрушки: заводной жучок, пластмассовая мышка, резиновый лягушонок, муравей
3. Мнемоквадраты с символами
4. Магнитная доска, магниты
Предварительная работа :
1. Знакомство с символом и его «расшифровкой»
2. Знакомство с мнемоквадратом и мнемодорожкой
3. Занятия по описанию предмета с опорой на мнемодорожки (описание снегиря, сидящего на ветке, описание лисы)
4. Занятия по пересказу рассказа Н.Калининой «Разве так играют?», рассказа о зиме, рассказа Н.Калининой «Помощники» с опорой на мнемодорожку
5. Классификация карточек с изображением транспорта: каждый вид транспорта (воздушный, водный, наземный, подземный) мы разложили по конвертам и нанесли на конверт символ, расшифровав который, можно было понять, какой вид транспорта «спрятан» в нем
Ход непосредственно образовательной деятельности
Вводная часть (мотивационный этап):
Дети с воспитателем входят и рассаживаются полукругом. В центре стол и магнитная доска. На столе стоят игрушки (жук, муравей, лягушка, цыпленок, мышонок).
Воспитатель : Ребята, посмотрите-ка, кто это к нам пришел в гости?
Дети : Жук, муравей, цыпленок, мышонок, лягушонок.
Воспитатель : И правда! Так это не просто животные, это герои сказки! Они пришли к нам прямо из сказки. Сказку эту написал Владимир Григорьевич Сутеев, а называется она «Кораблик».
Какие они милые, наши гости. Но вот интересно, зачем они к нам пожаловали?
Дети : Познакомиться, подружиться!
Воспитатель : Конечно, познакомиться и подружиться! Но еще они хотят загадать вам задачку, ребята: расшифровать их секретные карточки. Вот, посмотрите.
Воспитатель показывает мнемоквадраты.
Дети : (рассматривают) Как их разгадать?
Воспитатель : Нужно сказку начинать читать. Слушаем внимательно.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап) :
Воспитатель читает сказку, демонстрируя иллюстрации в книге и предлагая поочередно мнемоквадраты, которые дети выставляют на доску.
Пошли гулять Лягушонок, цыпленок, мышонок, муравей и жучок.
Мнемоквадрат номер 1 на доску.
Пришли на речку. Мнемоквадрат номер 2 на доску.
- Давайте купаться! - сказал лягушонок и прыгнул в воду. Мнемоквадрат номер 3 на доску.
- Мы не умеем плавать, - сказали цыпленок, мышонок, муравей и жучок . Мнемоквадрат номер 4
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! Засмеялся лягушонок. Куда же вы годитесь! И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся. Мнемоквадрат номер 5 и 6
Обиделись цыпленок, мышонок, муравей и жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали . Номер 7
Пошел цыпленок и принес листочек . 8
Мышонок – ореховую скорлупку . 9
Муравей соломинку притащил . 10
А жучок веревочку . 11
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали – и построили кораблик . 12
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли.
13
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь 14 и 15.
Воспитатель читает текст еще раз.
Воспитатель : Вы поняли теперь, зачем нужны были эти секретные карточки?
Дети : Это подсказки!
Воспитатель : Верно! Вы будете на них посматривать и вспоминать, что же происходило в сказке.
На доске висят картинки, которые помогут вам ничего не забыть из этой интересной истории.
По 3 человека выходят. Поочередно берут по одному квадрату, пересказывают, опираясь на него. Воспитатель помогает.
Два пересказа по три человека. Лучше задействовать тех, кто не участвовал в выставлении карточек, чтобы все приняли участие в работе.
Заключительная часть (рефлексивный этап):
Воспитатель : Понравилась вам сказка, ребята?
Дети : Да!
Воспитатель : О ком эта сказка?
Дети : О мышонке, цыпленке, муравье, жуке и лягушонке
Воспитатель : Как поступил лягушонок?
Дети : Смеется над другими, говорит обидные слова…
Воспитатель : так друзья разве поступают?
Дети: Нет, так друзья не поступают!
Воспитатель : Конечно, так друзья не поступают. Друзья должны быть вместе, все дела делать вместе, не обижать друг друга и не хвастаться.
Скажите, а какими оказались мышонок, жучок, муравей и цыпленок? Как быстро они придумали, как построить кораблик…
Дети : Находчивыми, трудолюбивыми…
Воспитатель : Помните, им захотелось тоже поплыть и они взялись за…
Дети : работу
Воспитатель : да, взялись за работу. Как они взялись за работу?
Дети : дружно, вместе, чтобы построить корабль
Воспитатель : Можно еще сказать сообща. Сообща – значит дружно. Как вы думаете, ребята, почему у друзей получилось построить корабль? Что же им помогло?
Дети : то, что они все вместе трудились
Воспитатель : Конечно, они работали вместе, каждый сделал что-то, чтобы получился кораблик, каждый внес свой вклад в общее дело! Им их дружба помогла – можно ведь так сказать?
Дети : Да!
Воспитатель : Какие интересные карточки принесли с собой наши друзья! В них вся сказка загадана, но мы-то ее разгадали, правда?
Дети : Да
Воспитатель : Если бы не они, нам бы сложно было пересказать историю. Как можно назвать карточки?
Дети : помощники
Воспитатель : Верно! Ребята, вы отлично поработали: дружно, вместе, сообща! Хотите поиграть с игрушками, которые к нам пришли? Держите. Кто хочет полистать сказку, посмотреть иллюстрации – пожалуйста.
Мне так понравилась сказка, что я решила нарисовать какой-нибудь эпизод из нее. Кто со мной? (ребята, не участвующие ни в игре, ни в рассматривании иллюстраций, присоединяются к воспитателю и рисуют коллективную картину).


«Разве так играют?»
Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.
Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет все в одну кучу складывает:
Не трогайте, не берите, я в игрушки играю.
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?

Вопросы:
О чем говорится в этом рассказе?
Какие игрушки были в кукольном уголке?
Что делал Алеша?
Как Саша вел себя в кукольном уголке?
Что он делал?
Что он сказал детям?
Воспитатель: Вспомните, чем заканчивается рассказ.
Трое детей пересказывают текст, предварительно договорившись между собой, кто какую часть (начало, середину, конец) будет рассказывать. Пересказ можно повторить дважды.
Рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?», и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе, если мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть. Подумайте, что бы вы ему сказали о его Поведении и что рассказали бы о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках.
Отвечают два ребенка (по одному). Воспитатель оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи, умение объяснять понятно.
С какими игрушками вы любите играть?
О какой игрушке я загадаю загадку?
Кинешь в речку не тонет, Бьешь о стенку не стонет, Будешь оземь кидать
Станет кверху летать.
(Мяч.)
Какими словами говорится в загадке про мяч? (Повторяет загадку.)
Дети отвечают.
Скажите, что можно делать с мячом.
Дети. Катать, бросать, подкидывать.
Воспитатель. А как можно играть с куклой, что можно с ней делать?
Дети. Одевать, укладывать спать, купать, гулять и т.п. Проводится физкультминутка.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Один много».
Игра «Один много»
Это шар, а это... шары. Здесь много... шаров. Какого они цвета (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шарь разного цвета? (Разноцветные.)
Это мак, а это... маки. В букете много... маков. Какого они цвета? (Красные.) Что еще бывает красным?
Дети отвечают.
Как вы понимаете выражение «красная девица»?
Дети отвечают.
Где вы встречали такое выражение? В каких сказках?
Дети отвечают.
Отгадайте загадку.
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук.)
Дети. Лук.
Воспитатель. Какой он?
Дети. Желтый, сочный, горький, полезный.
Воспитатель: В корзине много чего?
Дети. Лука.
Воспитатель. Подберите слова, сходные по звучанию со словами: шар (пар, дар), мак (лак, рак), лук (жук, бук). С какого звука начинаются слова шар, мак, лук? Сколько слогов в этих словах? Сколько слогов в словах игла, мишка, ложка?
Дети отвечают.
Подберите слова, сходные по звучанию с заданными и с тем же количеством слогов: игла (пила, юла), мишка (мышка, шишка), ложка (ножка, кошка). А если все предметы исчезнут, как мы;ажем, чего не стало? (Игл, пил, юл, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)
Давайте поиграем в игру на внимание «Кто пропал?». Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке. (Показывает фушки.) Это... утята, это... снеги... рята, это... щег... лята.
Стали малыши играть, вдруг слышат ж-ж-ж! Что такое? Испугались малыши и убежали кто куда. (Сдвигает игрушки за ширму.) А когда испуг прошел и птенцы вернулись (показывает утят), оказалось, что кого-то не хватает. Кто же пропал? (Снегирята, щеглята.) Кого нет?
Дети. Снегирят, щеглят.
Воспитатель. Улетели куда-то и снеги... рята и щег... лята, зато появились на поляне синички и попугайчики. У этих птенцов нет специального названия, их просто ласково называют: синички, попугайчики.
Щебечут птицы, играют, резвятся. Вдруг снова что-то зажужжало! Испугались птенцы и разлетелись. (Сдвигает игрушки за ширму.) А когда они вернулись (показывает утят), снова кто-то пропал. Кого не стало?
Дети. Синичек, попугайчиков.
Воспитатель. Утята оказались самыми смелыми. Заглянули на елку и увидели... Карлсона! Это его моторчик жужжал. Стало птенцам смешно, что они Карлсона испугались. Позвали они своих друзей. Все птенцы вернулись. (Выставляет игрушки по порядку.)
Дети называют их самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.
Найдите среди птенцов тех, кого называют ласково, так же, как взрослых птиц.
Дети. Синички, попугайчики.

Программное содержание. Связная речь. Учить детей пересказывать текст, интонацией передавая особенности персонажей.

Словарь. Учить называть действия, характеризующие определенный предмет.

Грамматика. Упражнять в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числе.

Наглядный материал. Рассказ Н. Калининой «Разве так играют?». Игрушки: Карлсон, снегирята, утята, щеглята, пингвинята, синички, попугайчики (возможна замена картинками для фланелеграфа) .

Ход занятия. Воспитатель читает рассказ Н. Калининой «Разве так играют?». Задает вопросы:

«О чем говорится в этом рассказе?
Какие игрушки были в кукольном уголке?
Что делал Алеша?
Как Саша вел себя в кукольном уголке?Что он делал? Что он сказал детям? Повторите, с какой интонацией он сказал детям «Разве так играют?».
Вспомните, чем заканчивается рассказ».

Педагог вызывает троих детей и предлагает им договориться, кто какую часть будет рассказывать-начало, середину, конец. (Пересказ можно повторить дважды).

Воспитатель обращает внимание детей на слова, которыми заканчивается рассказ «Разве так играют?» Говорит: «Представьте себе, что в нашу группу пришел новый мальчик, он никогда не был в детском саду и не знает, как нужно играть. Что бы вы ему рассказали, о том как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках?» Педагог выслушивает ответы двоих детей, дает им оценку. Отмечает умение использовать вежливые слова, понятно объяснить. Спрашивает: «С какими игрушками вы любите играть? Подумайте о какой игрушке я загадаю загадку: «Кинешь в речку-не тонет, бьешь о стенку-не стонет, будешь оземь кидать- станет кверху летать». (Мяч). Какими словами говорится в загадке про мяч? (Кинешь, бьешь, кидать, летать). А как можно играть с куклой? Что с ней можно делать? (Одевать, гулять, купать, укладывать спать и т.д.)

Подвижная игра (по усмотрению педагога).

Проводится игра на внимание «Кто пропал?» Педагог расставляет на столе игрушки. «Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке: это … (утята), это … (снегирята), это … (щеглята). Стали они играть, вдруг слышат: жжжжжжж! Что такое? Испугались малыши и попрятались. (Закрывает игрушки ширмой). А когда испуг прошел, птенцы вернулись на полянку. (Выставляет утят). Но куда делись остальные? Кто пропал? (Снегирята, щеглята).Кого нет?(Снегирят, щеглят).

Улетели куда-то и снегирята, и щеглята. Зато появились на поляне (выставляет, и дети называют сами) синички, попугайчики.

Щебечут птицы, играют. Вдруг снова что-то зажжужало. Испугались птенцы и разлетелись. (Прячет за ширму).Когда опасность миновала, вернулись (выставляет утят),а кого не стало? (Синичек, попугайчиков).

Утята оказались самыми смелыми. Заглянули за елку и увидели…Карлсона! Это его моторчик жужжал! Стало птенцам смешно, что они Карлсона испугались. Позвали они своих друзей. Все птенцы и вернулись. (Педагог поочередно выставляет, а дети самостоятельно или с небольшой помощью взрослого называют их).

Найдите среди птенцов тех, кого называют ласково так же, как взрослых. (Синички, попугайчики).


Вельмискина Оксана Анатольевна

Старшая группа.

№ нед

Тема

познание

коммуни-кация

форм.

целос. мира

рисование

лепка

апплик

худож. лит

итог

Детский сад

Д. С.-высот. здания из коробок

Пересказ рассказа Н. Калининой “Разве так играют?” + ЗКР [С-З](6,25)

Д. С.-моя вторая семья (5,12)

Мой любимый д. с.

Сюжетное. наша группа

Детский сад (2,54)

Чтение В. Берестов “Читалочка”, А. Барто “В школу”

Фотовыс-тавка

“Наш д. с ”

Осень

В тепле и холоде (1,59)

Составление описательных загадок об овощах и фруктах +

словарная работа

Дары осени. Осен. день –год кормит

Огурцы и помидоры на тарелке

С натуры “Осен-ние листья” (краски

осени) (1,50)

Осен. натюрморт

(овощи и фрукты)

Чтение рассказа Сутеева “Яблоко”

Выставка поделок из овощей и фруктов

Здоровье

Человек. Проверим слух. Наши помощники-глаза (1;113,114)

Рассказывание на тему: “Я здоровье берегу, сам себе я помогу + грамат. стр. речь

Как устроено тело человека (3,84)

Тампонирование. Роспись блюда

Спортс-мены

Чтение сказки “У страха глаза велики” (1,82)

Спортив-ный праздник

“День здоровья”

Труд взрослых

Оригами. Самолет

Составление рассказа из личного опыта “Как трудятся мои родители”+ творческие игровые задания

Профессии людей

Декоративное “Кружева” Украсим платок

Девочка в

нарядном

Дома на нашей улице (2,70)

Маршак “Почта”

Фотовыс-тавка

“Работа наших родите-лей”

Осень

Почему цветы осенью вянут?

Пересказ рассказа Я. Тайц “По грибы”

ЗКР [С-Ц](5,19)

Как выращивают хлеб (1,22)

По представлению “Осен-нее дере-во”(1,32

Золотая хохлома и золотой лес (1,66)

Из осенних листьев “Осенние картины”

Заучивание стих. С. Когана ”Листки” (1,83)

Выставка детских рисунков

Город

Составление рассказа на тему:”О нашем городе мы свой ведём рассказ”+ словарная работа (2,119)

Разные здания (6,24)

Маши-ны на нашей улице (3,76)

Разные здания на улице

Литерат. викторина по р. н.сказ-кам

День народ.

единства

Рассматривание обозначений на карте

Рассказывание на тему: “Страна, где мы живем” (2,51) и (4,70)

Государст. флаг и гимн (6,72)

Моя Родина

Российский флаг

Российс-кий флаг

Чтение р. н. сказки “Хаврошечка” (1,111)

Акция “Открытое письмо родителям

Осень

Разл. растения. Зачем им крылышки? Зачем репейнику крючки? (1;,74,75)

Рассматрива-ние по картине И. Левитина “Золотая осень”+ фонема тич.

Осенние хлопоты человека

Яблоня с яблока-ми

С натуры “Осен-ние листья” (1,50)

Листья танцуют превра-щаясь в деревья

Чтение Г. Скребицкого “Осень ” (1,90)

Праздник осени

Транспорт

Машины из спич. коробков

Коллективное сочинение сказки “Приключе-ние грузовика”+ ЗКР [Ш-Ж]

Виды транспор.: наземные, воздушные, водные (6,42)

Летят самоле-ты

Какие автомо-били приво-зят продук-ты в магазин

Машины нашей улицы

Чтение сказки д. Родари “Дудочкин и автомобили”

Выставка рисунков

“Транс-порт будущего”

Птицы

У кого какие клювы? Как устроены перья у птиц. Почему говорят “Как с гуся вода” ? (1;64,79)

Составление рассказа по картине “Курица с цыплятами” +

Словарная работа

щие и перелетные птицы

Горо-децкий пету-шок (рису-нок на круге) (2,79)

Тампо-ниров. Наши друзья (3,75)

Лебеди (2,75)

Пересказ рассказа Е. Чарушина “Воробей” (1,135)

Выставка

“Птицы”

по группам

Животные

(дикие)

Сравнение зайца и лисы

Пересказ рассказа

Е. Чарушина “Лисята”+ грамм. строй речи (6, 47)

Животные нашего края (6,63)

Декорат “Дым-ковские кони”

Кто живет в лесу (дикие живот-ные)

Коллек-тиная

“Лесные звери”

Чтение р. н. с. “Лисичка се-стричка и серый волк” (1,85)

Выставка поделок

животных из брос. материала

Безопасность

Пришивание пуговиц

Бытовая техника + творческие речевые упр

Безопасное поведение на дороге

Дети гуляют зимой на участке

Дети играют в мяч

Чтение р. н.сказки “Сестричка Аленушка и братец Иванушка” (1,116)

Развлече-ние

Растения

(комнатные)

Составление сравнительных рассказов по моделям. +

Фонематичес-кий слух

Растение - живое существо

Кляксо-графия

“Краси-вые цветы”

раст “Фиал-ка”

Цветы уголка природы

Чтение сказки В. Катаева “Цветик - семицветик”

Презента-ция книг, рассказов детей о комн. растениях

Безопас-ность

Температура.

“Горячо-холодно”

Опасные ситуации (ПДД). Придумыва-ние

продолжения истории.+ ЗКР

Предметы, требующие осторож-ного обращения

Свето-фор

Спец. машины

Колек-тивная. Улица города.

Чтение С. Михалков

“Дядя Степа”

Стенгазета “Витами-ны и др.

полезные продукты”

Новый год

Фонарики для елки

Составление рассказа “Как мы наряжали ёлку”+ словарная работа

Новый год у ворот

Карнавальный костюм

Декор. Гжель “Порт-рет снегурочки”(

Из солен. теста. Звонкий колоко-льчик (1,104)

Ю. Кутузов “Ежик елку наряжал”

Праздник

Традиции

Дома разных народов

материалов)

Придумыва-ние сказки “О том, как дружба в беде помогла”+

грамм. строй речи

Люди нашего города, националь-ность

Укра-сим фартук карел.

Орна-ментом (1,66)

росписьУзоры на кухон-ных досках

Заучивание стихов о Петрозаводске

“Рождест-венские подарки малышам”

Зима

Опыты со льдом

Рассматрива-ние и рассказывание по картине И. Шишкина “Зима”

Зимние явления в природе

День Победы

Рассматривание картины “Дне Победы”+ фонем. слух

День победы (6,84)

Геор-гиевс-кая ленточ-ка

КляксогПразд-ничный салют над городом

Военная техника (2,79)

Кассиль “Памятник советскому солдату” (2,42)

Празднич-ный концерт

Лето

Опыты с водой (1,82)

Рассматрива-ние картины по теме с использованием элементов ТРИЗ+ словарная работа

Что мы знаем о воде

Сюжет-ное. Веселое лето

Декор. Лето красное пришло

Нарядные бабочки.

Чтение словацкой сказки “У солнышка в гостях” (1,124)

Викторина.

Лето

Опыты с воздухом (1,85)

Составление описательного рассказа о насекомых по моделям+ грамматика

Пыльца на пестрых крыльях

(насеко-мые)

Кузне-чик

Монотипия. Краси-вые бабочки

Мы на луг ходили, мы лужок лепили (1,200)

Инсценировка “Когда это бывает”

Выставка рисунков

“Как мы будем отдыхать летом”

Список литературы .

Формирование целостной картины мира .

Алешина..Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительности Воронова А. Азбука общения Авдеева Воловец педагогического процесса Волчкова занятий Мы живем в России. Старшая группа.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Лыкова деятельность в д. с. Ворловец педагогического процесса Швайко. Занятия по изобразительной деят-ти в д. с.

Рисование .

Лыкова деятельность в д. с. Скоролупова с русским народным декоративно - прикладным искусством Ворловец педагогического процесса Швайко. Занятия по изобразительной деят-ти в д. с.

Художественная литература .

Ушакова дошкольников с литературой Хрестоматия

Коммуникация.

Развитие речи в д. с. . Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Мы живем в России. Старшая группа Волчкова по развитию речи в д. с. Гербова культура речи . Старшая группа. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Старшая группа

Познание.

Дыбина рядом. Опыты и эксперименты для дошкольника. .Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»

Программные задачи:

  • связная речь: учить выразительно пересказывать текст;
  • словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.

Материалы:

  • игрушки: Карлсон, снегирята, утята, щеглята, пингвинята, синички, попугайчики (возможна замена картинками для фланелеграфа).

Ход занятия

Воспитатель читает рассказ.

«Разве так играют?»

Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.

Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.

Подбежал он к кукольному уголку - мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет - все в одну кучу складывает:

  • Не трогайте, не берите, я в игрушки играю.

Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.

Вот так мальчик! Разве так играют?

Вопросы:

  1. О чем говорится в этом рассказе?
  2. Какие игрушки были в кукольном уголке?
  3. Что делал Алеша?
  4. Как Саша вел себя в кукольном уголке?
  5. Что он делал?
  6. Что он сказал детям?

Воспитатель: Вспомните, чем заканчивается рассказ.

Трое детей пересказывают текст, предварительно договорившись между собой, кто какую часть (начало, середину, конец) будет рассказывать. Пересказ можно повторить дважды.

Рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?», и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе, если мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть. Подумайте, что бы вы ему сказали о его Поведении и что рассказали бы о том, как вы играете и как догова риваетесь с товарищами об играх и игрушках.

Отвечают два ребенка (по одному). Воспитатель оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи, умение объяснять понятно.

С какими игрушками вы любите играть?

О какой игрушке я загадаю загадку?

Кинешь в речку - не тонет, Бьешь о стенку - не стонет, Будешь оземь кидать -

Станет кверху летать.

(Мяч.)

Какими словами говорится в загадке про мяч? (Повторяет загадку.)

Дети отвечают.

Скажите, что можно делать с мячом.

Дети. Катать, бросать, подкидывать.

Воспитатель. А как можно играть с куклой, что можно с ней делать?

Дети. Одевать, укладывать спать, купать, гулять и т.п. Проводится физкультминутка.

Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Один - много».

Игра «Один - много»

Это шар, а это... шары. Здесь много... шаров. Какого они цвета (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шарь разного цвета? (Разноцветные.)

Это мак, а это... маки . В букете много... маков . Какого они цвета? (Красные.) Что еще бывает красным?

Дети отвечают.

Как вы понимаете выражение «красная девица»?

Дети отвечают.

Где вы встречали такое выражение? В каких сказках?

Дети отвечают.

Отгадайте загадку.

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук.)

Дети. Лук.

Воспитатель. Какой он?

Дети. Желтый, сочный, горький, полезный.

Воспитатель: В корзине много чего?

Дети. Лука.

Воспитатель. Подберите слова, сходные по звучанию со словами: шар (пар, дар), мак (лак, рак), лук (жук, бук). С какого звука начинаются слова шар, мак, лук? Сколько слогов в этих словах? Сколько слогов в словах игла, мишка, ложка?

Дети отвечают.

Подберите слова, сходные по звучанию с заданными и с тем же количеством слогов: игла (пила, юла), мишка (мышка, шишка), ложка (ножка, кошка). А если все предметы исчезнут, как мы;ажем, чего не стало? (Игл, пил, юл, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)

Давайте поиграем в игру на внимание «Кто пропал?». Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке. (Показывает фушки.) Это... утята, это... снеги... рята, это... щег... лята.

Стали малыши играть, вдруг слышат - ж-ж-ж! Что такое? Испугались малыши и убежали кто куда. А когда испуг прошел и птенцы вернулись (показывает утят), оказалось, что кого-то не хватает. Кто же пропал? (Снегирята, щеглята.) Кого нет?

Дети. Снегирят, щеглят.

Воспитатель. Улетели куда-то и снеги... рята и щег... лята, зато появились на поляне синички и попугайчики. У этих птенцов нет специального названия, их просто ласково называют: синички, попугайчики.

Щебечут птицы, играют, резвятся. Вдруг снова что-то зажужжало! Испугались птенцы и разлетелись. (Сдвигает игрушки за ширму.) А когда они вернулись (показывает утят), снова кто-то пропал. Кого не стало?

Дети. Синичек, попугайчиков.

Воспитатель. Утята оказались самыми смелыми. Заглянули на елку и увидели... Карлсона! Это его моторчик жужжал. Стало птенцам смешно, что они Карлсона испугались. Позвали они своих друзей. Все птенцы вернулись. (Выставляет игрушки по порядку.)

Дети называют их самостоятельно или с небольшой помощью вос питателя.

Найдите среди птенцов тех, кого называют ласково, так же, как взрослых птиц.

Дети. Синички, попугайчики.