Конспект коррекционного занятия для детей старшей группы с нарушением зрения «Зима, дикие животные. Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения из серии «Маша и медведь

Общеобразовательные задачи:

  1. Продолжать формировать знания детей о временах года (о зиме), о диких животных в зимний период.
  2. Развивать связную речь детей.
  3. Учить выполнять движения в соответствии с текстом.
  4. Учить четко, следовать словесным указаниям.

Коррекционные задачи:

  1. Продолжать учить детей ориентироваться в микро- и макропространстве по звуковому сигналу.
  2. Развивать зрительно – моторную координацию детей.
  3. Развивать прослеживающую и глазодвигательную функции глаз.
  4. Продолжать учить детей устанавливать логические связи и закономерности.
  5. Развивать зрительное и слуховое внимание и память.
  6. Развивать восприятие цветовой насыщенности.
  7. Продолжать учить детей узнавать животных в контурном изображении.

Материалы и оборудование:

Письмо от Зимушки – зимы

Карта – путь в музыкальный зал

Картинки с отгадками.

«зашумленные картинки»

Символы животных

Квадраты со снежинками (комбинаторика).

Снежинки с лентами синих оттенков.

Ход занятия:

Воспитатель в группе: Ребята, какое время года сейчас наступило? Назовите признаки зимы. Ребята, смотрите, здесь лежит какое – то письмо, давайте его прочитаем.

Зимушка – зима (тифлопедагог): Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас у меня в гостях. Давайте с вами познакомимся, меня зовут Зимушка – зима, а вас как зовут? Очень приятно. Ребята, я знаю, что зима может быть суровой, а еще какой? Снег бывает белый, а еще какой? Молодцы! Ребята, я вас приглашаю в свои владения, посмотрите, вам здесь нравится? Давайте с вами присядем. Ребята, а вы можете назвать, какие развлечения бывают зимой. Я сейчас вас проверю. Я загадаю вам загадки, а вы внимательно слушайте.

1. обгонять друг друга рады,

ты смотри дружок не падай,

хороши они, легки,

быстроходные ….(коньки)

2. все лето стояли,

зимы ожидали.

Дождались поры,

Помчались с горы. (санки)

3. на снегу две полосы,

удивились две лисы.

Подошла одна поближе:

Здесь бежали чьи – то…(лыжи)

Зимушка – зима: Молодцы, все мои загадки отгадали. Ребята, а давайте с вами покатаемся на лыжах. Встаньте поудобнее.

(Пальчиковая гимнастика – 2 раза).

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы.

Мы любим забавы

холодной поры.

Зимушка – зима: Давайте еще раз прокатимся. Ребята, мне братец мороз прислал фотографии, но в пути они склеились, и что с ними делать я не знаю, помогите мне.

Давайте с вами, попробуем найти лыжи и обвести их. («Зашумленные картинки). Молодцы, какие красивые у всех получились лыжи.

Ребята, меня очень долго не пускала в свои владения Осень, и поэтому животные, которые впадают в спячку, не легли спать. Вы мне поможете устроить их на зимовку?

Для этого нам с вами нужно попасть в лес. А чтобы туда попасть, слушайте волшебный сигнал (звучание). Как его услышите, закрывайте глазки. Звучит сигнал.

Вот мы с вами и попали в лес. А чтобы вернуться домой прозвучит другой звуковой сигнал, послушайте и запомните его.

Я предлагаю вам со мной погулять по зимнему лесу. Встаньте поудобнее, чтобы не мешать друг другу. (речь с движением)

ПРОГУЛКА В ЗИМНЕМ ЛЕСУ

Мы пришли в зимний лес

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся,

На землю тихо ложатся.

Вот и зайка прискакал,

От лисы он убежал.

Серый волк по лесу рыщет,

Он себе добычу ищет!

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири,

Словно капельки зари,

В лесу красота и покой,

А нам не хочется домой!

Ходьба на месте

Разводят руки в стороны

Прослеживают взглядом за рукой вправо

Прослеживают взглядом за рукой влево

Движение «Фонарики» сверху вниз, прослеживают взглядом за руками.

Прыжки, руки показывают ушки зайца

Руки двигаются попеременно вперед, пальцы полусогнуты. Руку на лоб, глядим в разные стороны.

Руки домиком над головой

Присесть

Руки под щеку,

Глаза закрыты

Имитация полета птиц в разные стороны

Руки в стороны, сверху вниз покачивая плавно опускаем вниз, машем рукой.

Зимушка – зима: Вот и дошли мы до животных. Ребята, кого вы здесь видите? Какого они цвета, размера? А кто из животных впадает в спячку, где он зимует? А чтобы животным спалось лучше, надо их жилище накрыть снегом. Вы мне поможете устроить снегопад? Возьмите в каждую руку по снежинке, встаньте друг за другом. Под музыку мы с вами будем двигаться. Как только я скажу: Раз, два, три смотри! Вы будете искать по цвету своего соседа.

П/И « Живое домино». 2 раза.

Хороший снегопад у вас получился. Ребята, пока мы с вами устраивали снегопад, некоторые из снежинок потерялись. Вы мне поможете их найти?

Комбинаторика

Зимушка – зима: Внимательно посмотрите на листы, в каждом ряду и столбике снежинки, чем они похожи, чем отличаются? (похожи размером, цветом, формой, отличаются фигурой внутри снежинки и цветом фигуры).

Найдите среди этих снежинок нужные вам и поставьте их на пустое место. Куда ты поставил снежинку?

Зимушка – зима: Ребята, мне очень понравилось с вами гулять по лесу. Вы мне очень помогли. А что вы помогли мне сделать? За вашу помощь, я хочу подарить вам подарок. А найти его нам поможет волшебный колокольчик. Если он будет звенеть тихо, то там ничего нет, если будет звенеть громко, там и нужно искать. А вы ребята мне помогите. Вы будете по очереди выбирать направление движения и говорить, сколько шагов вы будете идти. А колокольчиком будем проверять. Вставайте друг за другом, в какую сторону мы пойдем все вместе (ребенок называет направление и сколько шагов надо пройти, остальные выполняют указание и слушают колокольчик).

Это книга обо мне и других временах года. Вы будете читать её и вспоминать обо мне. А теперь пора возвращаться в детский сад. Что нужно сделать,что бы вернуться обратно? Как услышите сигнал, закрывайте глаза. Вот мы и вернулись в детский сад. Давайте с вами прощаться.

Под коррекционно-педагогической работой понима­ется система мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсации, преодоление, устранение не­достатков познавательной деятельности, черт личнос­ти, физического развития и двигательных способнос­тей детей с нарушениями зрения.

Исходные теоретические положения по вопросам компенсации и коррекции нарушенных функций, изу­чения ведущей роли обучения и воспитания в разви­тии аномального ребенка были разработаны Л.С. Вы­готским, Т.А. Власовой и др.

При обследовании детей, поступающих в специа­лизированные группы, а также в ходе наблюдений и бесед с медицинским персоналом выясняется, что у большинства детей имеются нарушения осанки, у всех детей ослаблены познавательные процессы (восприя­тие, воображение, наглядно-образное мышление), огра­ничено овладение социальным опытом. Исходя из это­го, занятия строятся дифференцировано, соответствен­но возрасту детей, составу нарушенных функций, осо­бенностям восприятия учебного материала. И наряду с общими задачами ставятся специальные (коррекци-онные).

В младшей группе - накопление знаний и форми­рование приемов четких представлений об эталонах (цвете, форме, величине, пространственном расположе­нии); обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной соотнесенности слова.

В средней группе - формирование приемов целена­правленного восприятия (алгоритмизации по плану-сим­волу); обучение детей на полисенсорной основе с ис­пользованием сохранных анализаторов узнавать и вы­делять предметы среди других, определять их свойства и назначение:

■ по существенным признакам;

■ на основе овладения приемом сравнения;
обучение приемам группировки на подражание; обуче­
ние переносу знаний, понятий на уровень внешней речи,
в самостоятельную практическую деятельность.

Коррекционные задачи в старших группах: « формирование приемов целенаправленного воспри­ятия по плану (в старшей группе), владение планом (в подготовительной группе);

■ формирование навыка узнавания и выделения пред­
метов среди других с использованием сохранных ана­
лизаторов, определения их свойств и назначения на
основе овладения приемом сравнения;

■ овладение приемами группировки (в старшей груп­
пе), классификации (в подготовительной группе);

■ обучение обобщению знаний о предметах и явлениях
окружающего мира с целью формирования понятий.
Обязательным содержанием специальных занятий

является не механическая тренировка зрительных фун­кций глаза, а связанная с общеобразовательной про­граммой работа по развитию всех видов познаватель­ной деятельности ребенка. Например, плетение коври­ков обыгрывается в творческих играх «Магазин» или «Гости», в которых обсуждается с детьми удачное со­четание цветов, размеров, стимулируется самостоятель­ность, творчество.

Сенсорное и физическое воспитание - основа кор­рекционной работы, поэтому дидактические и подвиж-


ные игры с определением коррекционных задач пла­нируются гораздо чаще, чем в обычных группах. Эф­фективным средством коррекционной работы является прогулка, где должны проводиться дидактические и подвижные игры на развитие глазомера, точности дви­жений, на ориентировку. Для этого подбираются яр­кие, красочные материалы, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия.

Коррекционную направленность занятий определяет и выбор методов и приемов с учетом не только возраст­ных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительной функции, уровня развития зрительного вос­приятия. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, введения физкультминутки как обязательной части любого занятия. Суженный сен­сорный опыт обязывает обращать внимание на правиль­ный способ деятельности, а не только на ее результат. Например, очень важно, чтобы ребенок при составле­нии узора не хаотично выполнял действия, а мысленно и последовательно заполнял лист, начиная с центра, затем используя углы, правую, левую стороны, верх, низ, между и т. д., правильно воспроизводил направле­ние, пространственное расположение фигур. Важно ис­пользовать формообразующие движения руки при об­следовании и воспроизведении объекта, так как они спо­собствуют развитию глазодвигательных функций.

Коррекционную направленность занятий определя­ет использование индивидуального и дифференцирован­ного подхода.

При индивидуальной работе нужно учитывать воз­можности ребенка в зависимости от остроты зрения, его вхождение в контакт в процессе обучения, устой­чивость внимания. Дифференцированный подход к учеб­но-воспитательной работе требует выделения подгрупп

детей, в состав которых могут входить дети с низкой остротой зрения, с нарушением зрения в сочетании со сниженным интеллектом, с низкой остротой зрения в сочетании с задержкой психического развития. Чис­ленность таких подгрупп, как правило, 1-2 ребенка. При работе с подгруппой нужно говорить медленней, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Если ребе­нок не может ответить, необходимо дать дополнитель­ное разъяснение. Можно разрешать не вставать при от­вете, подходить к объекту в процессе занятия, исполь­зовать на занятиях по развитию речи дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие картинки, игрушки. Следует больше внимания обращать на руки педагога при обследовании предмета, обводке и т. д., руки должны двигаться медленно, каждое движение сопровождаться словом, показом. Обязательна индиви­дуальная оценка ребенка после каждого выполненного задания, подчеркивание положительных сторон его де­ятельности, самостоятельности.

На физкультурных занятиях важно использовать при­ближение горизонтальной, вертикальной цели, большой ее размер, дополнительную страховку в лазании, спры-гивании; ограничение отдельных видов движений по со­гласованию с врачом-офтальмологом, замедленный показ движений, чтобы дети успели его увидеть. Следует умень­шить дозировку упражнений с наклонами вниз, прыж­ками, переворотами со спины на живот, упражнений на животе. При некоторых видах упражнений (лазанье, рав­новесие) окклюзия снимается, чтобы ребенок ощутил движение своего тела без боязни упасть, получить ушиб, так как заклейка ограничивает свободу движений.

В изодеятельности образцы для показа должны быть в 2-2,5 раза больше детских работ, мелкие детали по-


казываются дополнительно в крупном размере. Для слабовидящих детей листы для рисования используют в 2 раза меньшего, чем для остальных, размера. Для рисования можно применять как общую, так и инди­видуальную натуру, а также дополнительную для 3-4 наиболее плохо видящих детей. На музыкальных за­нятиях, праздниках, чтобы у ребенка появилось ощу­щение свободы движений в пространстве, его красоты, иногда можно снимать окклюзию. На физкультурных и музыкальных занятиях дети с низкой остротой зре­ния ставятся за детьми с более высокой остротой зре­ния, равными им по темпу движения, чтобы был ори­ентир для передвижения в пространстве.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зри­тельная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня по 3-5 мин. Показываем предмет для зри­тельной гимнастики в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета. Предмет пока­зывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих де­тей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педаго­га и окружающей обстановкой. При выполнении зри­тельной гимнастики дети с низкой остротой зрения сто­ят перед педагогом, остальные располагаются дальше. Для гимнастики необходимо использовать мелкие пред­меты. Гимнастика проводится по словесным указани­ям, с использованием стихов, потешек. Необходимо от­мечать старание, желание и результаты работы детей.

Коррекционную направленность имеет и организа­ция рабочего места ребенка с нарушением зрения на занятиях. Так как коррекция зрения ребенка на пер­вом этапе его лечения заключается в стимуляции хуже видящего глаза путем окклюзии лучше видящего гла­за, то ребенок с амблиопией и косоглазием попадает

в разряд слабовидящего. Поэтому рассаживают детей относительно педагога следующим образом: впереди - дети с низкой остротой зрения (0,4), далее с остротой зрения 0,4-0,6 и за третьим столом - дети с остротой зрения 0,6-1,0. Если у ребенка окклюзия левого глаза, то его надо посадить справа от преподавателя, если ок­клюзия правого глаза, то слева, детей с расходящимся косоглазием - по центру. При работе за столом свет должен падать слева и сверху.

Детям с низкой остротой зрения демонстрационный материал предъявляется не далее 1 м от глаз. Также необходим дополнительный индивидуальный показ пред­мета. Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем), корич­невом (спокойном, контрастном) или оранжевом (сти­мулирующем). Предметы берутся крупные, яркие по цвету, точные по форме и деталям. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

На занятиях по математике размер предметов - до 15 см, размер используемой натуры- 20-25 см, раз­даточный материал - 2-5 см.

Весь демонстрационный материал должен соответ­ствовать естественным размерам, т. е. машина должна быть меньше дома, помидор меньше капусты и т. д.

Условиями для полного и точного восприятия де­монстрируемого объекта являются:

■ выбор адекватного фона;

■ выбор адекватного цвета, так как цвет в сочетании
и на расстоянии может меняться (например, крас­
ный рядом с желтым часто видится оранжевым, си­
ний - фиолетовым, фиолетовый с коричневым -
черным, красный - бордовым);

■ постоянное использование указки для показа;


■ нахождение ребенка при показе объекта у доски со
стороны открытого глаза (закрыт правый глаз - сле­
ва, закрыт левый глаз - справа);

■ нахождение педагога у доски справа, обязательно ли­
цом к детям;

« подача некоторых объектов на рассматриваемой кар­тине с четким контуром (обводятся черным цветом по контуру).

Коррекционная направленность воспитательно-обра­зовательных мероприятий в сочетании с лечебными создает благоприятные условия для развития неполно­ценного зрения, коррекции вторичных нарушений, для общего развития ребенка.


Похожая информация.


Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с нарушением зрения

(старший дошкольный возраст)

подготовила учитель-логопед

МБДОУ "Детский сад "Дружная семейка" компенсирующего вида" Заинского

муниципального района, РТ

Шакирова А.А.

Тема: Автоматизация звуков «Ш», «Р» в словах.

Цели:

1. Коррекционно-развивающие:

Развивать дыхание,

Способствовать нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата;

Развивать глазодвигательные навыки; способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях (слева направо, сверху вниз и т. д.)

Развивать общую и тонкую моторику.

Развивать устойчивость зрительного и слухового внимания;

Формировать умение практически ориентироваться в микропространстве (на поверхности листа бумаги, на фланелеграфе).

2. Коррекционно-образовательные:

Закреплять правильное произношение звуков «Р», «Ш» в словах;

Активизировать и обогащать словарный запас.

3. Коррекционно-воспитательные:

Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности;

Воспитывать умения согласовывать свои действия с заданием взрослого.

Предварительная работа : артикуляционная гимнастика, игры на развитие слухового внимания «Повтори ритм», «Найди ошибку», «Будь внимательным»; игра «Четвёртый лишний», «Так и не так», игры на развитие ориентировки в пространстве.

Оборудование и наглядный материал : зеркальце, игровое поле, разделенное на 12 клеток – в каждой клетке картинка на звук «Ш», фишка-магнит, небольшая емкость, наполненная горохом, бобами и т.д.; два набора объемных предметов (матрешка, грибок, кубик, шарик и т.д.), картинки с изображением разных предметов, игра «Найди ошибку».

Ход занятия

Организационный этап.

Здравствуй. Как твои дела? Как настроение? Сегодня мы продолжим работу со звуками «Р», «Ш», будем заниматься гимнастикой для глаз, для языка и губ. Готов к занятию?

Дыхательная гимнастика.

Упражнение 1. Подготовительная часть. Исходное положение – стоя. Сделать максимально глубокий вдох, одновременно представляя себе, как поток кислорода проходит по всему телу, от носа к пальцам ног. Затем выдохнуть воздух - 2-3 раза.

Основная часть . Сделав глубокий вдох, задержать дыхание и, не дыша, наклонить голову и туловище вперед так, чтобы голова оказалась ниже, чем сердце. Для этого можно слегка согнуть ноги в коленях. Оставаться в таком положении 4-5 с, а затем вернуться в исходное положение и выдохнуть - 1 раз

Артикуляционная гимнастика

Логопед просит помочь дать характеристику звука.

«Что поможет определить положение губ, языка?» (зеркальце)

1. Потяни звук [и] и скажи, что делают твои губы?

2. Произнеси звук [у], скажи, что делают твои губы, когда произносишь этот звук?

3. Произнеси вместе звуки [иу], [уи] и скажи, как изменяется положение губ при произнесении.

4. Открыть рот, высунуть широкий язык вперед, сделать его узким. Чередовать положение широкого и узкого языка.

5. А теперь выполним упражнение с закрытыми глазами

Рот открыть, высунуть язык «змейкой», тянуться кончиком языка к носу, затем – к подбородку. Чередовать движения под счет.

Работа над автоматизацией звука «Ш»

Игра «Путешественник, стоп!»

Цель : автоматизация звука «Ш» в словах, закрепление умения ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развитие слухового внимания.

Оборудование : игровое поле, разделенное на 12 клеток – в каждой клетке картинка на звук «Ш», фишка-магнит.

Содержание : ребенку предоставляется игровое поле, закрепленное на доске. На одну клетку ставится фишка, которая отправится в путешествие. Вначале уточняются знания ребенка в пространственной ориентации «Покажи, где правая сторона доски, левая, верхняя, нижняя». Затем логопед задает направление перемещения фишки командами: «1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказалась фишка?» Ребенок называет картину, на которой остановилась его фишка на звук "Ш". (шашки, шишка, шина, машина и т.д.)

Развитие тактильных ощущений

Игра «Найди предмет»

Цель: нахождение предметов на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.

Оборудование: небольшая емкость, наполненная горохом, бобами и т.д.; два набора объемных предметов (матрешка, грибок, кубик, шарик и т.д.).

Оздоровительный момент.

Зрительная гимнастика

Логопед: Сейчас поиграем с пальчиками. Будем отстукивать пальцами по столу, и моргать обоими глазами на каждый стук. (вначале логопед дает образец и один раз отстукивает вместе с ребенком, затем 2-3 раза ребенок выполняет упражнение самостоятельно).

Работа над автоматизацией звука «Р», развитие внимания памяти.

Логопед: «Ты научился правильно произносить звук "Р". Порычи громко-громко, а теперь тихонечко. Посмотри, на доске картинки с изображением разных предметов. Упражнение «Скажи, что это? кто это?» Ребёнок называет картинки, например: «Это рыба», «Это радуга», «Это робот», «Это рысь». Затем логопед говорит: «Запомни, сейчас я закрою все картинки, а ты вспомни и назови их». Игра «Назови картинки». (картинки переворачиваются и ребенок называет картинки по памяти).

Какой первый звук в этих словах? (Р).

Закрепление графического изображения буквы «Р»

Игра «Найди ошибку».

Логопед : Мы с тобой на прошлом занятии познакомились с буквой "Р". Я хочу сейчас проверить, запомнил ли ты, как пишется буква "Р". Посмотри на доску. Я просила Незнайку написать для тебя ряд букв "Р". Как ты считаешь, справился ли Незнайка с заданием? Проверь, а если найдешь неверно написанную букву, зачеркни ее.

Оздоровительный момент.

Развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения.

Игра «Невидимые письмена»

Логопед : «А сейчас предлагаю написать в воздухе букву «Р». Мы помним, что головой не вертим, работают только глаза. «Взяли» в правую руку невидимую ручку, подняли ее вверх, чертим прямую линию сверху вниз. Затем снова поднимаем руки вверх и рисуем справа полукруг. А теперь выполним вместе. (затем ребенок «рисует» один, сопровождаю свои действия речью).

Итог. Рефлексия.

Какие слова ты научился произносить? Ты старался и у тебя всё получилось.

Что было трудно? - Что легко? – Что интересно?

Почему, думаешь, у тебя все получилось?

педагогический образовательный занятие зрение

Проведенного в старшей группе №3

время: 9.00-9.20

Тема: Объемные тела

Цель: Развитие зрительного восприятия. Формирование представлений и системе эталонов цвета. Развитие сенсорных операций.

Задачи

Образовательные:

Развивать связную речь

Расширять представления об окружающем мире.

Обучающие:

Учить находить предмет нужного цвета, согласно стихотворному тексту.

Закрепить представление о цвете предметов.

Закрепить представление о длине предметов, учить отражать в речи сравнение предметов по длине.

Коррекционно-развивающие:

Развитие глазомерных и глазодвигательных возможностей глаза, прослеживающей функции глаза, формирование навыков зрительного анализа.

Развитие умения зрительно анализировать изображение, выделяя его части, развитие целостного зрительного восприятия.

Развитие мелкой моторики рук, абстрактного и пространственного мышления, зрительно - моторной координации.

Предаппаратная подготовка к лечению на аппаратах ортопто-диплоптического периода лечебно-восстановительного периода.

Оборудование:

тетрадь для индивидуальной работы, смарт ноутбук технология, лазерная указка, аудиозапись на тему зимней природы, презентация «Офтальмотренажёр Снежинки».

Ход занятия:

Коррекционные цели и задачи:

1. Совершенствование ощущений при восприятии различных геометрических тел, способности осуществлять зрительно-осязательный перенос.

2. Развитие способности располагать геометрические тела на микроплоскости в соответствии со схемой, объяснять их местоположение.

3. Закрепление умения последовательно обследовать и описывать объемное тело.

4. Формировать умение узнавать объемные тела, выполненные в прямоугольной проекции.

Материал:

Демонстрационный: геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус; схемы геометрических тел, выполненные в прямоугольной проекции.

Раздаточный: индивидуальные фланелеграфы, подставки, листы, карандаши, геометрические трафареты, лоточки, муфты, набор деревянных геометрических тел на каждого ребенка, геометрические фигуры, схемы пространственного расположения геометрических тел.

Ход занятия:

Дети, сегодня вы побываете в гостях у объемных тел, они приготовили для вас интересные задания. (Дети подходят к демонстрационному столу, который накрыт скатертью зеленого цвета, на котором стоят объемные тела).

Вы видите их на столе, назовите их. (Дети называют геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус). Почему их еще называют объемными телами? (Их можно рассмотреть со всех сторон).

На столе вы видите схемы, определите, какие объемные тела изображены на них, объясните почему. (Конус и шар).

Ду «Узнай объемное тело по схеме».

Дети проходят и садятся за столы.

Перед вами муфты, вы будете доставать из нее только те объемные тела, которые вам буду называть. (Педагог называет геометрические тела которые спрятались в муфте).

Ду «Волшебная муфта».

Молодцы, вы справились с заданием. Теперь вам надо расставить геометрические тела на рабочем поле так, как показано на схеме.

Ду «Расставь по схеме».

Теперь расскажите о том, как расставлены геометрические тела на вашем рабочем поле. (Ответы детей).

Ду «Расскажи, как расставлены геометрические тела».

Теперь сложите геометрические тела в лоток и сверху положите муфту. Давайте немного отдохнем, встанем и выполним зрительную гимнастику.

Зрительная гимнастика «Вот стоит большая елка»

Хорошо, садитесь и послушайте новое задание, которое для вас приготовили цилиндр и куб. (Педагог показывает их детям). Они предлагают вам из геометрических фигур, которые лежат в лоточках, выбрать те, которые соответствуют их главному виду и виду сверху и выложить их на рабочем поле (индивидуальном фланелеграфе). Вспомните, какие геометрические фигуры будут соответствовать главному виду и виду сверху цилиндра и куба. (Куб - главный вид и вид сверху-квадрат, цилиндр - главный вид-пряпоугольник и вид сверху-круг).

Ду «Выложи два вида цилиндра и куба».

Прежде чем приступить к выполнению следующего задания, давайте разогреем руки с помощью пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин (Дети разламывают вообр. апельсин)

Много нас, (Показывают 10 пальцев)

А он один. (Показывают 1 палец)

Эта долька - для ежа (Загибают по очереди пальцы)

Эта долька - для стрижа

Эта долька - для утят.

Эта долька - для котят.

Эта долька = для бобра.

А для волка - кожура. (Бросательное движение правой рукой)

Он сердит на нас - Беда!!! (Прижимают кулачки к груди)

Разбегайтесь - Кто куда! (Бегут пальцами по столу)

Теперь цилиндр и куб предлагают вам при помощи геометрического трафарета изобразить свои вид спереди и вид сверху. Найдите на нем нужные геометрические фигуры и обведите их карандашом.

Ду «Нарисуй два вида».

Хорошо, теперь заштрихуйте два вида цилиндра слева направо (горизонтальная штриховка), а два вида шара сверху вниз (вертикальная штриховка).

Объемные тела благодарят вас за то, что справились со всеми заданиями, которые они вам предложили. За это они вам дарят игру «Найди недостающий вид», чтобы вы о них не забывали.

3. Схема анализа психолого-педагогического обследования ребенка с сенсорными нарушениями

Общие сведения о ребенке старшей группы №3

Дата рождения

Жалобы родителей: Плохое зрение

Заключения специалистов:

Отоларинголога здоров

Психоневролога здоров

Педиатра здоров

психолога здоров

Логопеда артикуляционный аппарат развит в соответствии с нормой

Заключение психолого-медико-педагогической комиссии: Гиперметропированный астигматизм средней степени.

Анамнестические данные

Данные о протекании беременности и родов: Беременность первая, токсикоз 1-2 триместр, перенесенное ОРВИ в сроке 11 недель, внутриутробная гипоксия плода, преждевременные роды в сроке 35 недель

Вес и рост при рождении: 2350 кг, 50 см.

Вид вскармливания ребенка до года: грудное.

Развитие ребенка в первые годы жизни

Сон: спокойный

Аппетит: в номе

Характеристика условий воспитания

Где воспитывался ребенок до поступления в специальную группу (дома с родителями, бабушкой, в детских яслях, в общеобразовательном детском саду): Дома.

Социокультурный статус семьи

Характер взаимоотношений в семье: В семье положительные взаимоотношения.

Есть ли единство требований при воспитании ребенка: Есть.

Возможности членов семьи и домашние условия для общего психического развития ребенка: Возможности и домашние условия благоприятные для общего психического развития ребенка.

Отношение членов семьи к зрительному нарушению ребенка (безразличное, болезненное, постоянная фиксация на дефекте): Родители не фиксируют свое внимание на дефекте.

Данные о состоянии психофизиологического развития ребенка

Состояние представлений об окружающем (характер сведений о самом себе, понимание родственных связей, степень ориентировки в окружающем мире и точность доступных возрасту представлений о нем): Владеет представлениями об окружающем, понимает родственные связи.

Уровень владения программным материалом, навыками и умениями по всем разделам обучения в детском саду: Навыки овладения программным материалом в соответствии с возрастной нормой.

Трудности при овладении элементарными математическими представлениями, изобразительной и конструктивной деятельностью, особенности игровой и элементов трудовой деятельности и др., особенности поведения при выполнении различных видов деятельности: Особых трудностей при овладении ФЭМП не испытывает, трудности возникают при проведении параллельных горизонтальных и вертикальных линий, обведении шаблонов. В игре ребенок берет на себя главные роли, лидирует, владеет диалогической речью.

Характеристика высших психических функций

Особенности восприятия (зрительного и слухового): Ребенок не всегда быстро находит интересующий объект, особенно если он не подкреплен звуковым сопровождением.

Характеристика основных свойств внимания (объема, устойчивости, переключаемости, распределяемости): Средний объем, внимание устойчивое, легко переключается.

Уровень развития эмоционально-волевой сферы

Особенности проявления эмоций и чувств: Эмоционален, но не вспыльчив, часто обижается по незначительным причинам.

Преобладающий тип настроения (подавленное или радостное, устойчивое или неустойчивое, легко изменяющееся от незначительных причин): Преобладает в основном в хорошем расположении духа.

Волевые качества (целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, слабость волевого напряжения и др.). Решителен, самостоятелен, редко обращается за помощью.

Особенности характера и поведения ребенка

Контактность (легко вступает в контакт и смущается в незнакомой обстановке): Легко вступает в контакт со сверстниками и посторонними людьми.

Спокойный или беспокойный: Спокойный.

Конфликтный в поведении, в процессе общения со сверстниками, взрослыми: Старается избегать конфликтных ситуаций.

Добрый, ласковый: Добрый, отзывчивый.

Аккуратный или неряшливый: Аккуратный.

Развитие двигательных функций ребенка

Состояние общей и мелкой моторики. Имеются нарушения мелкой моторики (тяжело дается шнурование). Общая моторика без особенностей.

Характеристика ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и др. Ходьба динамичная, бег стремительный, при прыжках с разбега левая нога ведущая, навыки метания развиты не в достаточной мере.

Тип ведущей руки: Правая.

Развитие двигательных умений, связанных с самообслуживанием (завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц и пр.) Навыки самообслуживания развиты в пределах возрастной нормы.

Состояние речи ребенка

Импрессивная сторона речи (понимание диалога, связной речи, предложений, грамматических категорий и форм): Ребенок хорошо владеет диалогической речью. Речь богата прилагательными, имеет сложные эмоциональный окрас. Предложения полные, развернутые.

Экспрессивная сторона речи (общее звучание речи: внятность, темп, ритм, интонационная выразительность, особенности речевого дыхания и характеристика голоса; уровень развития связной речи, объем и типы употребляемых предложений, количественная и качественная характеристика активного словарного запаса, грамматическое оформление речи, особенности звукопроизношения: Речь не быстрая, ритмичная, внятная, эмоционально окрашенная. Ребенок имеет обширный словарный запас. Речевое дыхание в норме. Предложения логически и лексически связанны.

Основные направления коррекционной работы

1. Развивать мелкую моторику;

2. Продолжать развивать зрительный анализатор, глазомер.

3. Обогащать знания об окружающем мире.

4. Улучшать навыки пространственной ориетрировки.

Конспект занятия учителя-дефектолога для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "Гуси - лебеди"

Лазарева Ольга Витальевна,
учитель-дефектолог МБДОУ № 42, г. Ленинск - Кузнецкий.

Описание работы : Данное занятие имеет коррекционную основу. Оно предназначено для развития сохранных анализаторов и коррекции зрительных функций у детей с нарушением зрения. А также способствует социализации и адаптации детей со зрительной патологией.

Коррекционно-образовательный аспект:
формировать у детей представление о своих зрительных возможностях и умении пользоваться нарушенным зрением;
формировать умение получать информацию об окружающем мире с помощью сохранных анализаторов;
обучать детей использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке;
подготавливать к обучению в школе.

Коррекционно-развивающий аспект:
развивать у детей с нарушением зрения неречевые средства общения;
развивать сохранные анализаторы;
развивать зрительный и оптико-пространственный гнозис и праксис;
развивать бинокулярное, стереоскопическое зрение;
развивать прослеживающую функцию глаза в системе глаз-рука.

Коррекционно-воспитывающий аспект:
воспитывать у детей с нарушением зрения социально-адаптивные формы общения и поведения;
интеграция и социализация ребенка в открытом обществе.

Методы и приемы обучения: наглядный (показ и рассматривание), словесный (вопросы к детям, объяснение, уточнение), практический (практическая работа по выполнению заданий), игровой (сюрпризный момент).

Средства обучения: средства наглядности, средства осуществления практических действий, ТСО (аудиозаписи).

Оборудование и материалы: письмо с запиской; ориентиры с заданиями; телефон с аудиозаписью голосов птиц (гусей), аудиозапись песни «Баба Яга» Татьяны Морозовой, аудиозапись спокойной мелодии, карточки с наложенным контуром фруктов на каждого ребенка; карта, с теневыми ориентирами и цветными изображениями к ней, дороги до избушки Бабы Яги на каждого ребенка; разрезная картинка моста через речку с образцом на каждого ребенка; фломастеры на каждого ребенка; мнемотаблица для составления стихотворения; муляжи хлебобулочных изделий в тканевом мешочке; костюмы для Маши и Вани; гуси на каждого ребёнка; столы и стулья детские; магнитная доска с магнитами.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» и рассматривание иллюстраций к ней; слушание голосов птиц в аудиозаписи; рассматривание и изучение явлений, объектов и предметов живой и неживой природы; рассматривание и изучение продуктов питания; рассматривание и изучение контурных, теневых, условных и схематических изображений; разучивание ритмических движений в такт музыке.

Ход занятия:

Организационный момент:
Учитель-дефектолог:
Как у нас на Руси
Сказки очень хороши!
Утро начинается,
В гости сказка к нам является…
(Раздается стук в дверь. Принесли письмо.)
Учитель-дефектолог: Дети, нам пришло письмо от Маши из сказочной страны. Она пишет, что её брата Ванечку похитили и она просит нас помочь его найти. Но она не знает кто его и куда забрал. Видела только как улетали птицы. Рассмотреть что это за птицы она не смогла, но зато записала на телефон звуки, которые эти птицы издавали. А ещё лежала записка, но Маша так переживает и волнуется, что ничего понять не может. Телефон и записку она прислала нам.
Вот так задача! Дети, как вы думаете, мы сможем помочь Маше найти её брата? (Ответы детей.) Поможем? (Положительный ответ детей.)
Учитель-дефектолог: Отлично! Тогда сначала нам нужно узнать кто похитил Ваню. Давайте прослушаем звуки, которые записала Маша, может что-нибудь тогда прояснится.
(Прослушивание записи крика гусей.)
Учитель-дефектолог: Дети, вы узнали чьи это голоса? (Ответ детей: -Да! Это голоса гусей.)
Учитель-дефектолог: Давайте поразмышляем. В какой сказке гуси похищали мальчика? (Ответы детей: -В сказке «ГУСИ-ЛЕБЕДИ».)
Учитель-дефектолог: Верно! Давайте посмотрим, на записку.
(Записка: «Если хотите вернуть Ваню, следуйте по ориентирам на карте и выполняйте мои задания. Задания спрятаны по пути следования в ориентирах. Баба Яга.»)
Учитель-дефектолог: Дети, вот карта, но она зашифрована. Давайте постараемся расшифровать её. Присаживайтесь за столы.
Задание 1: «Расшифруй карту». На карте, по пути следования, теневые изображения ориентиров (ПЕЧКА, ЯБЛОНЯ, РЕЧКА, ИЗБУШКА БАБЫ ЯГИ В ЕЛОВОМ ЛЕСУ). (Дети подбирают и накладывают цветные изображения ориентиров на соответствующую тень.)
Учитель-дефектолог: Молодцы! Карту мы расшифровали, можно отправляться за Ванечкой. Посмотрите внимательно на карту и, чтобы не сбиться с пути, запомните те ориентиры, которые нам должны встретиться по дороге к избушке Бабы-Яги. В путь - дорогу! Все встаём у стульчиков. Включим музыку, она поможет нам перенестись в сказочную страну.
Физминутка: «Баба Яга» (аудиозапись песни Татьяны Морозовой).

Вступление…(Маршируем на месте. Руки на поясе.)
На неведомых дорожках, (Стоим. Наклон головы вправо, прямо, влево, прямо.)
Где растет дремучий лес, (Поворот туловища в стороны с выпадом рук.)
Избушка там на курьих ножках (Маршируем на месте. Домик над головой руками делаем.)
Стоит до самых до небес. (Руки через стороны опускаем вниз.)
Кто в избушке той живет, (Стоим. Пожимаем плечами.)
Песню звонкую поет? (Пружинка с поворотами в стороны.)
Там Бабушка Яга - (Маршируем на месте.)
Костяная нога! (Стоим. Топаем ногой 1 раз.)


Бабка Ёжка, выгляни в окошко! (Пружинка. Окошко делаем руками перед собой.)
Не боимся мы тебя! (Грозим пальцем одной руки.)
Тру-ля-ля, тру-ля-ля! (Грозим пальцем другой руки.)
Выходи скорей гулять, (Как бы зовем руками к себе.)
Будем петь и танцевать! (Выставляем поочередно ноги вперед на пятку.)

Учитель-дефектолог: Итак, мы в сказочной стране. А вот и первый ориентир – печка. Мы на верном пути! Но, для того чтобы двигаться дальше нужно выполнить задание.
Задание 2: «Чудесный мешочек». Нужно на ощупь определить гостинцы, которые испекла чудо-печка (СУШКИ, ПИРОЖОК, БУЛОЧКА –муляжи). (Дети выполняют задание.)
Учитель-дефектолог: Отлично справились с заданием, можно двигаться дальше. Кто помнит, какой был следующий, после печки, ориентир на карте? (Ответы детей: яблоня.)
Учитель-дефектолог: Совершенно верно. Читаем следующее задание от яблони.
Задание 3: «Найди и обведи яблочко». Нужно из наложенных изображений найти изображение яблока и обвести его контур. Для выполнения задания нужно присесть за столы. (Дети выполняют задание.)
Учитель-дефектолог: Вы замечательно справились и с этим заданием. Но, чтобы дойти до избушки Бабы Яги нам нужно будет выполнить ещё несколько заданий. А наши глазки устали, им нужно отдохнуть. Давайте сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз:
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глазки крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево, вправо погляди.
Глазки влево,
глазки вправо –
Упражнение на славу.
Глазки вверх,
глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.
Глазки тихо закрываем
И тихонько открываем.
Учитель-дефектолог: Наши глазки отдохнули, и мы можем выполнять следующее задание - от речки.
Задание 4: «Собери мост через реку». Нужно собрать картинку из частей. (Дети выполняют задание.)
Учитель-дефектолог: Итак, мы приблизились к лесу. Но, почему-то не видно избушки Бабы Яги? Наверное, она заколдована. Это проделки Бабы Яги. Нужно выполнить следующее задание.
Задание 5:«Скажи волшебные слова». Проговорить стих по мнемотаблице. (Дети произносят стих со зрительной опорой на мнемотаблицу.)
(Мнемотаблица нарисована на большом листе бумаге. Она прикреплена к магнитной доске и закрывает собой изображение избушки Бабы Яги.)
Учитель-дефектолог: Получилось! (Убираем лист с мнемотаблицей и появляется изображение избушки.)
(В кабинет входят Маша и Ванечка - переодетые дети из другой подгруппы.)
Маша и Ваня: Спасибо, что помогли нам.
Маша: После того, как вы выполнили все задания и нашли избушку, колдовские чары Бабы Яги рассеялись, Ванечка вернулся ко мне. Нам пора домой, а вам в благодарность за помощь я принесла подарки. Будете играть и нас вспоминать. (Маша дарит подарки (маленькие куколки сувенирные) детям и уходит вместе с Ваней.)
Итог:
Учитель-дефектолог: И нам пора возвращаться из сказочной страны в нашу любимую группу. Дети, вам понравилось помогать Маше и Ване. (Ответы детей.) А что понравилось больше всего? (Ответы детей.)
Учитель-дефектолог: Замечательно! А теперь встаём из-за столов, задвигаем стульчики, строимся, включаем музыку, которая перенесёт нас из сказочной страны обратно, и отправляемся в группу. До свидания!