Конспект фгос исследовательская деятельность подготовительная группа. Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Галина Калала
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Соленая история»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Соленая история »

Цель : Способствовать развитию познавательного интереса у детей ;

развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности .

Программное содержание : Уточнить знания детей о свойствах соли ее; продолжать знакомить с ее видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой (минерал, добыча, применение) ; развивать навыки экспериментирования; воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

Словарь : каменная, поваренная, кристаллизация, минеральное вещество, выпаривание, «спелеолечение» , «спелеокомната» .

Материалы и оборудование :Презентация по теме занятия, мешочек с солью, пластиковые бутылочки (баночки) для поделок, салфетки, цветные мелки, стаканчики с готовой цветной солью.

Ход занятия:

Воспитатель :

Ребята, мы с вами недавно говорили об обычаях и традициях, существующих у русского народа. По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. «Хлеба кушать!» – непременно отвечают ему.

С радостью гостей встречаем, хлебом - солью угощаем.

Входят девочка и мальчик с хлебом – солью. Подходят к гостям с поклоном. Взрослый отламывает кусок и макает в соль.

Воспитатель :

Все расселись по местам?

Никому не тесно?

Будет интересно!

Ребята, кто мне скажет, какие богатства находятся глубоко под землей? Как они называются? (Полезные ископаемые)

А какие полезные ископаемые вы знаете? (Глина, уголь, алмазы,золото, минеральная вода и т. д.)

Скажите, пожалуйста, как еще можно назвать полезные ископаемые? (Сокровищница Земли, кладовая Земли, хранилище Земли) .

Сегодня мне хотелось бы побеседовать с вами об одном веществе, с которым вы хорошо знакомы – оно тоже является полезным ископаемым. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю вам отгадать загадку :

«Без нее, ребята, повар, как без рук, И становится вся пища несъедобной вдруг! Если в ранку попадет – испытаешь боль…Вы, конечно, догадались сразу, это – (соль)

Отдельно - я не так вкусна,

Зато бела и солона,

И в пище - каждому нужна.

Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди могут сразу употреблять в пищу. А вы знаете, какая бывает соль? (Ответы детей) .

Правильно,есть три вида соли : Пищевая (каменная, техническая; морская.

Пищевая соль делает нашу еду очень вкусной. Морскую соль тоже можно есть, но применяют её по-разному :

в медицине;

в косметологии.

Технической солью посыпают дорогу от гололёда зимой.

Воспитатель

Откуда берется, например, каменная соль? (Ответы детей) .

(рассказ сопровождается показом презентации)

Ее добывают в рудниках. А как она туда попала? (Ответы детей) . Месторождения каменной соли находятся высоко в горах (показ слайда) . Но очень давно не месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. Как вы думаете, что значит «кристаллизовалась» ? (Ответы детей) . Вы правы – приобретала форму кристаллов. В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Соль была дороже золота, ею расплачивались за товар вместо денег.

Поэтому люди придумали очень много пословиц и поговорок про соль. А вы их знаете?

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно

Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой.

Без соли, без хлеба худа беседа.

Соли не жалей, так и есть веселей.

После хлеба – соли семь часов отдыхать.

От воды родится, а воды боится (соль) .

В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Наши предки верили, что соль защищает их от злых духов и вражеских сил.

Из-за соли разгорались войны. В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ.

Отсюда народная примета : соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.

В честь соли названы города :, Соликамск, Соль-Илецк, Сольцы, Усолье : реки – Усолка и Солёная и многие другие.

Скажите, какого цвета соль? Имеет ли соль запах? Какое это вещество : жидкое, твердое или сыпучее? (Ответы детей) . А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль? (Ответы детей) . Но сначала мы с вами отдохнём немного.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются.)

Прошло много времени, прежде чем люди научились добывать соль из морской воды. Добывают соль специальной техникой – соледобывающим комбайном , грузят в железнодорожные вагоны и отправляют на мельницу. В морской соли есть полезные минеральные вещества, йод. Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна. И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям, коровам, соль, которой нет в траве и сене).

Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред нашему организму. Поэтому – все хорошо в меру.

Каменную соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Когда-то очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Специальные комбайны рубят пласты соли. Затем она попадает в мельницы и крошится до получения кристалликов различной величины.

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Как вы думаете, соль полезна или вредна? (ответы детей)

Давайте возьмем два одинаковых кусочка огурца. Один посолим чуть – чуть, а другой густо. А теперь попробуем, есть желающие? Какой мы можем сделать вывод из этого эксперимента? (ответы детей) .

В больших количествах соль не только не вкусна, но и вредна. Она задерживает жидкость в организме, а это мешает работе нашего сердца и почек. Могут начаться головные боли. Соль накапливается в костях и из-за этого начинают болеть ноги. Но она может нанести вред не только людям, но и растениям.

Мы с вами проводили опыт с двумя луковицами. Давайте вспомним мы высадили две луковицы в, одну в обычную почву, другую в очень соленую . Теперь мы знаем, что в соленой почве растения не растут.

Воспитатель :

Как вы думаете, где можно использовать соль? В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. За полезные свойства соль называют «белым золотом» и используют для лечения. И назвали это очень красивым словом «спелеолечение» . Есть специальные спелеосанатории, которые находятся в соляных шахтах, спелеокомнаты, в которых люди лечатся от различных заболеваний.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью.

На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Соль является хорошим чистящим средством. С её помощью можно очистить посуду от накипи и загрязнений.

А сейчас я хочу пригласить вас в нашу лабораторию, что бы лучше узнать, что такое соль.

Давайте вспомним правила поведения в ней.

Близко не подносить предметы к глазам,

Без надобности ничего не брать в рот,

Строго соблюдать мои инструкции

1) Ребята, обратите внимание, перед вами тарелочки с солью, скажите,

какая она по цвету? (белая)

2) Сейчас наберите на кончик ложки немного соли и попробуйте. Какая

соль на вкус? (соленая )

3) Понюхайте соль, имеет ли она запах? (нет)

4)Возьмите ложку, наберите соль и пересыпьте ее в стакан. Что вы

наблюдаете? (сыпется – сыпучая)

Какой вывод можно сделать о соли, какая она?

* соленая

* сыпучая

* не имеет запаха

5) Возьмите лупу и рассмотрите через нее соль. На что она похожа?

(кристалл)

6) Как вы думаете, растворяется ли соль в воде? Предлагаю узнать вместе.

У вас в стакане соль, насыпьте еще соли. А теперь ложкой налейте

немного воды. Что мы видим? (соль не растворилась)

Куда же делась вода? (она впиталась)

Это произошло потому, что мы налили немного воды, соль впитала воду.

А теперь налейте побольше воды и размешайте. Куда делась соль?

(растворилась)

Какой вывод можно сделать? (если налить немного воды-соль впитает воду,

а если много воды, то соль растворится.

7) Ребята, скажите, что происходит с водой при низкой температуре, то

есть когда холодно? (замерзает)

Как вы думаете, соленая вода замерзает ? Сейчас мы проверим. Поставим

Соленую воду в морозильную камеру и через некоторое время увидим

результат.

8) Я открою вам секрет. Соль – волшебница. В соленой воде практически

невозможно утонуть. Хотите проверить? Мы с вами проведем эксперимент и

проверим, как соленая вода будет выталкивать предметы на поверхность.

Для этого нам понадобятся 2 сырых яйца, 2 стакана. В одном стакане

пресная вода, в другом – соленая . Как вы думаете, в каком стакане

соленая вода ?

Берем сырое яйцо и опускаем в стакан с пресной водой. Что произошло?

Второе яйцо опускаем в стакан с соленой водой . Что можно сказать про это

яйцо? (яйцо осталось плавать на поверхности)

Какой вывод сделаем? (Соленая вода удерживает предметы на поверхности)

– Отлично, вы настоящие исследователи.

Сегодня мы с вами будем декорировать вазочки цветной солью. Посмотрите, как можно украсить цветной солью различные ёмкости.

А делается это так : у вас у всех на столах лежат воронки, стаканчики с цветной солью, ёмкость, в которую вы будете насыпать цветную соль, столовые ложки. Соль нужно насыпать до конца и плотно закрыть крышечкой. Вот такие чудесные сувениры, сделанные своими руками, у нас получились

Подведение итогов :

– Скажите, что нового и интересного вы узнали сегодня на занятии?

Соль – белая, соленая , сыпучая, не имеет запаха.

Какие свойства имеет соль?

Растворяется в воде, соленая вода не замерзает , удерживает предметы

на поверхности.

Помните : соль в жизни человека имеет огромное значение, она является

источником жизни , но чрезмерное употребление может привести к

заболеванию.

Мне понравилось, как вы работали. Вы настоящие исследователи. Большое вам спасибо.

Дата публикации: 30.01.18

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе

«Соленая история»

Подготовила: воспитатель

подготовительной к школе группы

Шауманас О.В.

Мончегорск, 2017

Цель : способствовать развитию познавательного интереса воспитанников к изучению свойств соли.

Программное содержание :

Формировать представления о соли и её свойствах;

Упражнять в согласовании существительных с прилагательными;

Упражнять в использовании нетрадиционного приёма декорирования;

Развивать наблюдательность, воображение, фантазию, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;

Продолжать развивать речь как средство общения;

Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности.

Материал и оборудование : соль, стаканы с кипяченой и холодной водой, чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, воронки, цветная соль, баночки для декорирования.

Предварительная работа : знакомство с пословицами и поговорками о соли, познавательные беседы, чтение литературы.

Ход занятия.

Приветствие:

«Доброе утро я вам говорю,

Я вас всех очень, очень люблю.

Желаю вам хорошо заниматься,

Быть внимательными, ума набираться!

Давайте поприветствуем гостей.(Дети здороваются)

Ребята, хотите стать настоящими исследователями? Отгадайте загадку и вы узнаете с каким веществом мы будем проводить опыты.

«Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, наверное, догадались. Ну, конечно, это (соль)»

Воспитатель:

Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем.

Ребята,что вы знаете про соль? (Ответы детей).

Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Ребята, хотите узнать, как люди стали добывать соль?

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.

Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

В древности люди добывали соль. Они сушили растения, которые имели солёный вкус, а затем сжигали на костре. Золу использовали в пищу.

Прошло очень много времени, прежде чем они научились получать соль из морской воды.

Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Как вы думаете, где можно использовать соль?

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных блюд и продуктов питания, в консервировании.

Речевое упражнение: «Скажи со словом солёный (солёная, солёное)»(Солёный огурец, солёная капуста, солёное море и т. д)

На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Вот и наша исследовательская лаборатория (перемещаются к месту проведения опытов)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов:

Близко не подносить предметы к глазам,

Без надобности ничего не брать в рот,

Строго соблюдать мои инструкции

Опыт № 1. «Соль сыпучая, без запаха»

У вас на столах, на тарелочках, 3 вида соли, давайте рассмотрим ее. Какого она цвета? (Она белого цвета). Пахнет? (Не имеет запаха).

Возьмите лупу и рассмотрите соль. Что вы увидели? (Соль похожа на зернышки, кристаллики). Надавите ложечкой на соль. Хруст – это разрушаются кристаллики. Да, соль – это кристаллическое вещество. Наберите в ложечку и высыпьте на ту же тарелочку. Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха.

Опыт № 2. «Соль растворяется в воде»

Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

Молодцы, верно! В каждый стакан положите по три ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

Кто заметил, в какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

(В тёплой воде соль растворилась быстрее).

Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).

Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

(Соль растворяется в воде; в тёплой - быстрее).

Опыт № 3. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. Вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмите яйцо и опустите его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).

Теперь возьмите другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Прежде чем перейти к следующему опыту, давайте немного отдохнём.

Физкультминутка.

Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Мы тихонечко присядем,
Ручками себя погладим,
Мы поднимемся тихонько
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.

Опыт № 4. «Соль – чистящее средство».

Оказывается с помощью соли можно мыть посуду. Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету. (Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

Ребята, сейчас я покажу вам для чего ещё люди, используют соль. Оказывается солью можно украсить интерьер комнаты. Посмотрите сколько цветной соли я для вас приготовила. Сейчас мы с вами будем засыпать соль в баночки. (Дети вместе с воспитателем делают цветные баночки).

Для закрепления материала проводится игра «Что мы знаем о соли».

(Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли).

Итог (вопросы детям):

Вам понравилось быть исследователями?

Что нового вы узнали о соли?

Какой опыт был самым интересным?

Самым познавательным?

Юшина галина Михайловна, воспитатель первой квалификационной категории
город Новосибирск

Цель: Развитие познавательных интересов детей. Задачи: Расширение кругозора в части элементарных представлений об окружающем мире Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом Уточнить знания детей о воде в окружающем мире, об обитателях водоёмов Закреплять умение передавать своё отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности Учить устанавливать причинно-следственные связи (вода грязная-погибнет рыба) Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойство и качества предложенных материалов через проведения опытов Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы


Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Сценарий занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Улыбка»

подготовила воспитатель 1 категории Юшина Галина Михайловна

Цель: Развитие познавательных интересов детей.

Расширение кругозора в части элементарных представлений об окружающем мире

Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом

Уточнить знания детей о воде в окружающем мире, об обитателях водоёмов

Закреплять умение передавать своё отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности

Учить устанавливать причинно-следственные связи (вода грязная-погибнет рыба)

Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойство и качества предложенных материалов через проведения опытов

Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов

Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация «Вода и её обитатели», стаканчики с чистой водой по 2 на каждого ребенка, стаканчик с грязной водой на каждого ребенка, ложка на каждого ребенка, миска с морской солью на каждого ребенка, миска с растительным маслом, фильтр на каждого ребенка, глобус, карточки для записи выводов, цветные карандаши

Ход занятия:

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята начинаем!

Сегодня, ребята на нашем занятии мы с вами поговорим о воде

СЛАЙД №1 (Земной шар), модель земного шара (глобус)

Посмотрите на экран, что вы видите?

ДЕТИ: это наша планета Земля

Да, это Земля, а что это на ней так много голубого цвета?

ДЕТИ: это вода

В виде чего представлена вода на нашей планете

Дети: в виде океана, морей…

А какая вода в море?

ДЕТИ: соленая

А какие обитатели населяют моря и океаны?

Действительно, вода в морях и океанах соленая, потому что это необходимо для морских обитателей, они не смогут жить в пресной воде. Сегодня в нашей лаборатории мы с вами попробуем сделать морскую воду. Но для начала мы повторим правила нашей лаборатории:

КАРТОЧКА ПРАВИЛ ЛАБОРАТОРИИ:

Надеть защиту

Ничего не пробовать

Делать всё последовательно

ДЕТИ НАДЕВАЮТ ФАРТУКИ И ШАПОЧКИ

Ну вот мы с вами готовы, проходите за столы.

Напомните мне как можно сделать воду солёной?

ДЕТИ: нужно смешать воду и соль

Совершенно верно для нашего первого эксперимента нужно взять стакан под №1 ложку и миску с солью. Одну ложку соли всыпим в воду и хорошо, но аккуратно размешаем. Что у нас получилось?

ДЕТИ: соль растворилась, а вода стала солёная.

Перед вами лежать карточки, нам нужно записать наш эксперимент, карточка №1

ВОДА ЧИСТ+СОЛЬ=СОЛЁНАЯ ВОДА

ДЕТИ ЗАРИСОВЫВАЮТ СХЕМАТИЧНО

Соль растворилась в воде -это раствор

Вернёмся к нашей планете земля, на ней не только моря и океаны существуют, а

В виде чего ещё представлена вода?

ДЕТИ: реки, озёра, ручьи

А чем вода в морях отличается от воды в реках

ДЕТИ: в море вода солёная, а в реке пресная

Конечно, скажите, какая река протекает в нашем городе

ДЕТИ: река ОБЬ

А обитателей рек вы знаете?

ДЕТИ: рыбы….

Я приглашаю вас в нашу лабораторию, посмотрите, я принесла немного воды с нашей реки, какая она

Дети: мутная, грязная

Что же делать с такой водой, подходит ли она для использования человеком, а рыбам будет ли в ней комфортно? Почему?

Дети: людям нельзя пить такую воду, а для рыб такая вода представляет угрозу, солнечные лучи не проходят через эту грязь, а значит будут плохо расти водоросли, рыбам нечего будет есть, от такой воды они могут погибнуть

А почему вода стала такая грязная, кто или что ее загрязняет, как вы думаете?

Дети: люди бросают мусор, лодки загрязняют бензином…

Я предлагаю вам очистить эту грязную воду, сделать ее немного чище, с помощью чего можно очистить воду?

Дети: с помощью фильтра.

Перед вами стакан № 2 в нем грязная вода, так же есть пустой стакан, нам осталось сделать фильтр для этого мы возьмём кусок марли, положим в него вату и накроем сверху еще слоем марли, сколько слоев в нашем фильтре?

Ну что попробуем? Вливаем воду

Что получилось

А сейчас мы запишем ход нашего эксперимента на карточке №2

Дети схематично зарисовывают

Грязная вода+фильтр=чистая вода

Игра «Обитатели морей и рек»

Конечно мы не до конца очистили воду, но это всего лишь капля в море, а как же очищать моря и реки? Что мы можем сделать для того, чтобы наша река оставалась чистой?

Дети: не загрязнять её,

СЛАЙД С ОЧИСТИТЕЛЬНЫМИ СООРУЖЕНИЯМИ

Посмотрите на экран-это очистительные сооружения, которые очищают огромное количество воды

СЛАЙД С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ НЕФТЬЮ

Что вы видите здесь

Сейчас мы с вами проведем опыт, который нам докажет, что нефть очень опасна для обитателей водоёмов

Нефть-это своего рода масло

Нам понадобится стакан с чистой водой ложка масла, добавьте масло в воду и размешайте, немного подождём, что вы видите?

Дети: масло не растворилось

На карточке №3 сделаем краткую запись нашего эксперимента

Вода+масло=не растворилось

Так же и нефть не растворяется в воде, лежит на поверхности и мешает солнечному свету проникать, кислороду, да и животные очень страдают от этого

Вот к чему приводят загрязнения нефтепродуктами

Сегодня в нашей лаборатории мы говорили о воде, что вам было интересно, что было сложно, что понравилось? Какой вывод мы сделаем из этого занятия

Приложение:

Игра «ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ И РЕК»

Когда я буду называть морского обитателя, вы хлопните 1 раз, а когда речного вы хлопните 2 раза

Цель: способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха.

Задачи: Развивать познавательные интересы детей в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха, объяснить, почему воздух, которым дышит человек, должен быть чистым. Познакомить с разными видами ветра: смерч, тайфун, ураган. Закрепить с детьми воздушный транспорт, количественный счет до десяти, величину: высокий, низкий. Способствовать развитию диалогической речи, развивать умение формулировать выводы. Воспитывать желание беречь окружающую среду.

Словарная работа: смерч, ураган, тайфун, духовые инструменты, понятие фразеологизма «ветер гуляет в голове».

Материалы и оборудование: ноутбук, пластиковые стаканы, трубочки, вода; различные мелкие предметы: камень, растение, деревянный кубик, гвоздь; духовые музыкальные инструменты, апельсины, ширма, ватман, картинки с изображением различных живых и не живых предметов, клей, кисточки.

Ход деятельности:

Ребята, сегодня утром я шла на работу и случайно услышала спор, идущих впереди меня мальчиков-школьников. Первый мальчик утверждал, что воздух есть только внутри человека. Второй говорил, что воздух есть внутри всех предметов. На что первый ответил, что предметы неживые и воздуха там нет. А как вы думаете, кто из них прав? Может у вас есть свое мнение?

(Дети высказывают своё мнение, предположения.)

Я вам предлагаю провести опыт и проверить есть ли внутри человека воздух.

Опыт № 1: Нам понадобятся соломинки, стаканы и вода. (Воспитатель обращается к детям.)

Посчитай сколько здесь ребят и меня не забудь, принеси столько соломинок из научного центра.

Возьми в уголке экспериментирования 6 высоких стаканов.

Принеси 5 стаканов пониже.

Возьмите в кухне бутыль с водой и принесите.

(На столе стоят 6 высоких стаканов, 5 стаканов пониже, 11 соломинок, бутыль с водой.)

Ребята, возьмите каждый себе по стакану и по соломинке. Я вам сейчас налью воду в стаканчики, а вы подумайте, как с помощью всего этого можно определить есть ли в человеке воздух? (Поставить соломинку в стакан и подуть, пойдут пузырьки, это выходит воздух.)

Только будьте аккуратны, не ставьте стаканы на край стола, чтобы случайно не уронить.

Что мы видим?

Ребята, помните, второй мальчик утверждал, что воздух есть во всех предметах. Как вы думаете это так? (Варианты ответов детей.)

Опыт № 2: Нам понадобятся некоторые предметы из нашего уголка экспериментирования. (Воспитатель обращается к ребенку.)

Принеси емкость для воды.

Принеси мел.

Принеси камень.

Принеси гвоздь.

Принеси ракушку.

Принеси растение, оно стоит на подоконнике.

(На столе стоит емкость с водой, мел, камень, ракушка, гвоздь, растение.)

Как мы можем узнать есть ли в этих предметах воздух? (Варианты ответов детей.) Дети поочередно кладут данные предметы в воду, если пошли пузырьки, значит, воздух есть внутри, если не пойдут пузырьки, значит, воздуха нет.

Что мы видим?

Какой можно сделать вывод? (Дети обсуждают, делают вывод.)

Воспитатель помогает детям подвести итог: Воздух есть не во всех предметах. Он занимает все свободное место в пустотах предметов. Мел и камень пористые, т.е. в них есть небольшие дырочки, поэтому в них попал воздух. На растении мы тоже увидели пузырьки, это значит, что воздух проник и в него. А знаете ли вы, что растение помогает нам в очистке воздуха. Может быть, кто-то знает, каким образом? Растение выделяет кислород, которым мы дышим, а поглощает углекислый газ. Для чего сажают деревья вдоль дорог? (Очищает воздух от вредных примесей, п.ч. на дорогах больше загрязнений, по ним ездят машины.) Где полезнее гулять в лесу или возле дороги. В каком предмете мы не обнаружили воздух? (варианты ответов детей). Потому что гвоздь – металлический, он очень плотной структуры, там нет пористости. А где в мире нет воздуха? (Варианты ответов детей.) Воспитатель помогает детям подвести итог: в космосе нет воздуха, поэтому космонавты при выходе в открытый космос используют скафандры. А что такое скафандр? (Варианты ответов детей)

А кто знает, может ли воздух передать какую-нибудь информацию человеку? (Варианты ответов детей.)

Воспитатель помогает детям подвести итог: По воздуху перемещается запах…дыма (если пожар), пищи (если жарят, варят), речь человека (звуки речи), звуки предметов. А сейчас мы проверим, правда ли воздух может нам передать информацию. Какую информацию до вас донесёт сейчас воздух, проверим. (За ширмой порезать апельсин, варианты ответов детей, показ разрезанного апельсина.)

Ребята, а вы знаете, что есть инструменты, которые звучат только с помощью силы потока воздуха. Сейчас мы это проверим. Возьмите каждый себе в уголке музыкальный инструмент и подуйте в него. Что мы слышим. Как, получается звук, который мы слышим? (Воздух проходит через преграду в музыкальном инструменте и получается звук.) Как, одним словом можно назвать эти музыкальные инструменты? Почему они духовые? (Варианты ответов детей.)

Покажите свои ладошки. Помашите ладонью перед своим лицом, что чувствуете? (прохладу, легкий ветерок).

А может, вы знаете, что такое ветер? (Варианты ответов детей.)

Ветер – движение частиц воздуха). Мы сейчас рукой разгоняли частицы воздуха и получили ветер.

Может ли быть такой ветер опасен для человека?

А какой ветер может быть опасен?

А вы знаете, какой бывает ветер? (Варианты ответов детей.)

Посмотрите на экран ноутбука, я вам покажу слайды с изображением видов ветров. (Изображение тайфуна, смерча и урагана с комментариями воспитателя)

А сейчас поиграем в игру «Узнай»: я показываю вам картинку, а вы говорите название ветра. (Варианты ответов детей.)

Ребята, хочу вас порадовать: мы с вами живет в таком благоприятном месте, что нам эти ветра не страшны.

Воспитатель: А вы знаете что, раньше в старину люди наделяли ветер необыкновенной, волшебной силой. В какой сказке герой – царевич обращается к ветру, чтобы найти свою невесту? (Варианты ответов детей;

Елисей в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях».) О ветре еще, писали стихи, песни. Я вам прочту стихотворение современного автора В.Орловского «Ветер»:

Знают взрослые и дети

Для чего в природе ветер.

Он по небу гонит тучи

И вздымает волны круче.

Вертит мельниц шестеренки,

Сушит детские пеленки.

Знают все на белом свете,

Что бывает разным ветер:

Слабым, сильным, штормовым,

Летним – нежным,

Зимнем – злым.

Но зачем неясно мне

Нужен «ветер» в голове?

А что, значит, «ветер гуляет в голове»? (Варианты ответов детей) Воспитатель помогает детям в пояснении: так говорят про человека не внимательного, рассеянного, т.е. в голове должен быть мозг, который для внимания и памяти, а у него «ветер в голове».

С ветром мы разобрались, но вернемся к воздуху. Воздух еще является средой обитания некоторых животных. Как вы думаете для каких? (Варианты ответов детей.)

Еще люди изобрели транспорт, который летает по воздуху. Как он называется, одним словом? Какой вы знаете воздушный транспорт? (Варианты ответов детей.)

У меня есть разные картинки: растение, человек, самолет, парусник, дерево, птица и т.д. Вам нужно выбрать те, которые каким-нибудь образом связаны с воздухом и, наклеить их на этот плакат. (Воспитатель обращается к ребенку.)

Принеси клеенки.

Принеси кисточки.

Принеси клей, а я вам его налью в баночки.

Подумайте и обсудите, какие картинки будете наклеивать, и наклейте их. (Дети обсуждаю, наклеивают картинки на плакат).

Почему наклеили дерево, птицу, человека? (Варианты ответов детей.)

Рефлексия: Так кто же из мальчиков был прав? (Варианты ответов детей.) Я обязательно встречу этих мальчиков и расскажу им о той работе, которую мы с вами сегодня проделали.

Инна Мордик
План познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Сентябрь

Занятие №1 : «Наши помощники»

Опыт : «Слушай во все уши»

Цель : Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т. д.) . Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.

Материал : Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка, д/и «Определи по звуку» , гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т. д.

Литература : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 55

Занятие№2 : «Знакомство со свойствами воздуха»

Цель : Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Материал : Надувные резиновые игрушки, тазик с водой, картинки : водолаз под водой, над ним пузырьки воздуха; спокойное море; море во время шторма.

Цель : Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду; выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх; Обнаружить, что воздух сжимается; Обнаружить атмосферное давление.

Материал : Два термометра, посуда с горячей водой. 2) Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. 3) Пипетки, шприц, подкрашенная вода. 4) Два листа бумаги

Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом с. 43

Занятие №3 : «Может ли растение дышать?»

Цель : выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материал : Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

Опыты : Нужен ли корешкам воздух? Есть ли у растений органы дыхания?

Литература : Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» с. 28

Занятие №4 : «Почему листья осенью опадают?»

Цель : Выявить потребность растения в воде. Установить зависимость роста и развития растений от поступления влаги в корни растений.

Материал : Губки, деревянные бруски, емкости с водой, опавшие листья.

Опыт : Вверх к листочкам, Как увидеть движение воды через корешки?

Литература : Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» с. 33-34

Занятие№1 : «Вода в природе и в быту» .

Цель : Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды : прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес , наблюдательность, мыслительную деятельность .

Материал : Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, масло.

Опыт : «Вода – помощница»

Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом. – М, 2005 г., с. 41-42.

Занятие №2 : «Вода и температура»

Цель : Учить определять температуру воздуха и воды опытно-экспериментальным путём.

Закрепить полученные знания о температуре.

Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы.

Материал : Учебный модуль «температура» , холодная, горячая вода, кубики льда. 3-х литровая банка с водой,

Литнратура : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 22 урок 2

Занятие №3 : «Вода – растворитель»

Цель : Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.

Материал : Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие, сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.

Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 41-42.

Занятие №4 : «Путешествие капельки»

Цель : познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширить представления о значении воды для жизни человека.

Материал : эл. чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «вода» ,схема «Круговорот воды в природе» , глобус.

Опыт : «Откуда берется вода?»

Литература : Тугушешева Г. П. «Экспериментальная деятельность » стр. 70-73

Занятие № 1 : «Магнит – фокусник»

Цель : Познакомить детей с магнитом . Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

Материал : Магнит, датчик, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,

Опыты : «Магнитные силы» , «Мы – фокусники» , «Притягиваются – не притягиваются»

Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 48-49.,

Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 42 урок 1

Занятие №2 : «Сила тяготения»

Цель : дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Материал : датчик, глобус, небьющиеся, разные по весу предметы : листы бумаги, шишки, детали от конструктора (пластмассовые, деревянные, металлические, мячи.

Опыт : «Почему все падает на землю» Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» ,стр. 51

Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 42 урок 2

Занятие №3 «Что мы знаем о звуке»

Цель : Дать первичные знания о звуке как о физическом явлении; знакомить детей с органом слуха; познакомить с понятиями «звук» , «звуковая волна» , «высокие и низкие, громкие и тихие звуки» .

Литература

Занятие №4 : «Что мы знаем о времени»

Цель : Дать понятие «время» , объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов (от древности до наших дней) . Закрепить понятие «беречь время» .

Материал : глобус, теллурием, свеча, сосуд с водой, макет солнечных часов, разные виды часов, картинки с изображением времен года, схема «Измерение времени делами» (Тугушева, стр. 80) .

Литература : электронная презентация «Детям о времени» .

Н. В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ » . Тема «Мы исследователи» стр. 244

Занятие№1 : «Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»

Цель : Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый) . Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Материал : Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка.

Литература : О. А. Зыкова с. 47.

Занятие №2 : «Живые камни»

Цель : Познакомить с камнями , происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.

Материал : Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь.

Литература : Рыжова Н. Песок, камень, глина. //Дошкольное воспитание, 2003 г, № 10.

Опыт : «Что есть в почве?» Дыбина О. В. Неизведанное рядом с. 38

Занятие№ 3 : «Как появляются горы?» «Извержение вулкана» .

Цель : Показать разнообразие объектов неживой природы. Познакомить детей с причиной образования гор : движение земной коры, вулканическим происхождением гор. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов.

Материал : иллюстрация с изображением вулкана, модель вулкана, сода, уксус, сухая краска, пипетка.

Литература : О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой.» с. 50.

Занятие №4 : «В пустыне»

Цель : Познакомить детей с песчаной пустыней, особенностями живой и неживой природы пустыни. Познакомить детей со свойствами песка. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Материал : Большие пробирки, вода в мерном стаканчике, Иллюстрация пустыни и ее обитателей, фен и сухой песок.

Литература : О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой.» с. 56, 60.

Занятие №1 : «Если зимушка пришла, много снега принесла»

Цель : Закрепить знания детей о зиме, как времени года. Формировать представление о агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар) . Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Материал : емкости со снегом, водой, льдом; пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая тарелочка.

Опыты : «Какие свойства» , «Твердые - жидкие»

Литература : Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» стр. 42, 54.

Занятие№2 : «Огонь – друг или враг»

Цель : Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше, что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов.

Материал : Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка.

Опыты : 1. Как первобытные люди добывали огонь?

2. Человек подчинил себе огонь.

3. Чем тушить огонь? Свеча в баке.

Литература : Н. Е. Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников » стр. 70.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 145.

Занятие №3 : «Кто как видит»

Цель : Путем экспериментирования установить, как видят человек и некоторые животные, проследить зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни.

Материал : повязка для глаз, прозрачная банка с водой, в которой находятся мелкие предметы; зеркало, фотографии животных.

Эксперимент : 1. Одинаково ли видят оба глаза.

2. Как видят заяц и птица.

3. Какие глаза видят лучше : большие или маленькие?

4. Как видит крот?

Литература : А. И. Иванова «Естественно – научные эксперименты в ДОУ» Занятие №42, стр. 169.

Занятие №1 : «Как увидеть и услышать электричество»

Цель : Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток» . Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

Материал : Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик. Опыты : «Чудо прическа» , «Волшебные шары» , «Вертушка»

Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 98 - 100.

Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 33 урок 1

Занятие №2 : «Почему горит фонарик?»

Цель : Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

Материал : Датчик освещённости, фонарик, батарейки, батарейный блок, лампочка на подставке, 6-8 лимонов.

Литература : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 33 урок 1

Занятие№3 : «Электроприборы»

Цель : Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.) . Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа) . Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность.

Материал : Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы. Батарейка, батарейный блок с тремя батарейками, динамо-машина.

Литература : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 34 урок 2

Занятие № 4 : «Свет вокруг нас

Цель : Познакомить детей со свойствами света. Формировать элементарные представления о том, что такое «свет» , «фотоны» . Учить сравнивать освещённость различных объектов.

Развивать любознательность и внимание.

Материал : Датчик освещённости, фонарик, батарейки, батарейный блок, лампочка на подставке.

Литература : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 26 урок 1

Занятие №1 : «Первоцветы. Как растут растения?»

Цель : Обобщить представления о росте и развитии растений, установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учить быть внимательным и заботливым по отношению к растениям.

Опыт : «Что внутри?» ; «Вверх к листочкам»

Цель : установить, почему стебель может проводить воду к листьям.

Материал : стебель моркови, петрушки, деревянные бруски, лупа, емкость с водой, срезанные ветви деревьев.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 34.

Занятие №2 : «Где растения любят жить?»

Цель : углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, океанах, горах, тундре, способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.

Материал : горшки с растениями, воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, лупа.

Опыт : «Где растения быстрее получат воду» , «Хватает ли света?»

Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 38.

Занятие №3 : «О чем поют весной птицы?»

Цель : уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, рассмотреть строение птичьего пера. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Материал : перья куриные, гусиные, лупа, замок-молния, свеча, волос, пинцет; эл. презентация.

Опыт : «Как утроены перья у птиц?» , «Как с гуся вода»

Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 40

Занятие №4 : «Кто как гнездо вьет?»

Цель : развивать интерес к жизни птиц, расширить представления о месте обитания птиц, расширить знания о видах гнезд и их размещении, определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц.

Материал : плотный ком земли или глины, муляжи клювов из разных материалов, емкости с водой, мелкие легкие камешки, кора деревьев, зернышки, крошки.

Соломинки, веточки, комки глины, сахарный сироп.

Опыт : «У кого какие клювы» , «Без рук, без топора, построена изба»

Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 32, 40

Занятие№1 : «Солнце, Земля и другие планеты »

Цель : Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета . Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет . Чем дальше планеты от Солнца , тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.

Материал : Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы.

Литература : Н. В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ » стр. 208

Гризик Т. И. Познаю мир . – М., 2001 г., с. 136.

Занятие№2 : «Этот загадочный космос»

Цель : Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас : космос, космонавт, космическая невесомость.

Материал : Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю. Гагарина, космических кораблей.

Опыт : «Темный космос» , «На орбите»

Материал : фонарик, стол, линейка; ведерко, шарик, веревка.

Литература : Гризик Т. И. Познаю мир . – М., 2001 г., с. 112.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 55-56

Занятие №3 : «Рукотворный мир»

Цель : учить детей различать природные объекты и предметы, сделанные руками человека, познакомить со свойствами бумаги, стекла, ткани, пластмассы, металла.

Материал : предметы из различных материалов, эл. презентация.

Опыт : «Родственники стекла» , «Мир вещей» .

Литература : Гризик Т. И. Познаю мир . – с.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – с. 59.

Занятие №4 : «Кто такие насекомые»

Цель : Расширять представления детей о насекомых, основных признаках, отличающих их от животных других классов; развивать знания детей в процессе наблюдений з животными.

Материал : лупа «Любопытный глаз» , мини лаборатория.

Литература : О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой.» с. 71.

Занятие №1 : «Свет и цвет»

Занятие : «Откуда радуга берется?» .

Цель : Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей , существующих в неживой природе.

Материал : Пульверизатор, фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.

Литература : Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с. 150.

Занятие №2 : «Сила»

Цель : Познакомить детей с понятием силы. Учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Материал : Датчик давления, резиновая груша, пластиковая пластина,поршень, воздушные шарики.

Литература : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 52 урок 1

Занятие №3 : «Звук»

Цель : Знакомить детей с органом слуха. Дать первичные знания о звуке как о физическом явлении. Объяснить детям вред громких звуков. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Материал : Датчик звука, ксилофон, свистки, флейта, карточка со схемой строения органов слуха.

Литература : Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии с. 57 урок 1