Когда закончится пенсионная реформа. Плюсы пенсионной реформы

Повышение пенсионного возраста

Согласно закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. в России осуществляется пошаговое повышение пенсионного возраста на 5 лет для мужчин и на 5 лет для женщин. Новые нормативы закрепляются на уровне 65 лет и 60 лет соответственно. Корректировки начались уже с 1 января 2019 г. с ежегодным повышением на 1 год в течение переходного периода. Завершится этот этап реформы к 2028 году.

Повышение пенсионного возраста в России коснется всех граждан, которые по состоянию на 01.01.2019 г. еще не оформили пенсию по старости (за исключением ). То есть изменение касается мужчин с 1959 года рождения и женщин с 1964 года.
График поэтапного увеличения пенсионного возраста в России с 2019 года в соответствии с законом приводится ниже:

Год достижения пенсионного возраста по старому закону (60/55 л.) Увеличение пенсионного возраста в годах Новый пенсионный возраст для мужчин/женщин, лет Год выхода на пенсию по новому закону
2019 + 0.5 60.5 / 55.5 2019 и 2020
2020 + 1.5 61.5 / 56.5 2021 и 2022
2021 + 3 63 / 58 2023
2022 + 4 64 / 59 2024
2023 + 5 65 / 60 2025

Подробная таблица, по которой можно определить пенсионный возраст в зависимости от года рождения мужчины или женщины, представлена в .

29 августа 2018 г. В.Путин в своем обращении к гражданам России заявил о снижении пенсионного возраста тем, кто должен был по старому закону выйти на пенсию в ближайшие 2 года (2019-2020 гг.). Для них Президент предложил снизить норматив возраста на 6 месяцев, т.е. в 2019 г. пенсионный возраст составит 55,5/60,5 лет, а в 2020 - 56,5/61,5. Законодательно эта льгота закреплена в части 3 ст. 10 закона № 350-ФЗ.

Чтобы смягчить негативный эффект от повышения пенсионного возраста в законе предусмотрели новые льготы, позволяющие уйти на пенсию раньше. Эти льготы предоставили и гражданам с продолжительным трудовым стажем ().

Необходимо отметить, что увеличение пенсионного возраста на 5 лет касается и получателей . Это россияне, которые по каким-либо причинам не смогли приобрести необходимый трудовой стаж для получения страховой пенсии. Ранее для них выход на пенсию по старости предусматривался в 65 и 60 лет (мужчины/женщины), а по новому закону такая возможность будет предоставляться в 70 и 65 соответственно.

Досрочный выход на пенсию по новому закону

В рамках пенсионной реформы были скорректирован порядок досрочного выхода на пенсию для следующих «льготных» категорий граждан:

  • граждан, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним;
  • медработников;
  • педагогов;
  • работников творческих профессий.

В законе предусмотрели сохранение специального стажа, но пенсионный возраст для них увеличивается аналогично общеустановленному - на 5 лет мужчинам и женщинам. То есть с 2019 года граница периода трудоспособности будет поэтапно увеличиваться, пока не установятся окончательные значения - 60 и 55 лет .

Для , и творческих работников требования к специальному стажу тоже будут сохранены. Для досрочного выхода на пенсию им по-прежнему надо приобрести от 15 до 30 лет профессионального стажа.

  • Однако, срок обращения за оформлением досрочной пенсии для них будет постепенно отодвигаться на несколько лет - ежегодно, начиная с 2019, будет добавляться по 1 году (кроме 2019 и 2020 гг., когда действуют условия по льготному оформлению на полгода раньше срока).
  • Переходный период в этом случае растянется до 2023 г. включительно, когда срок оформления пенсии будет окончательно перенесен на 5 лет .

Соответствующие изменения удобнее всего проиллюстрировать следующей таблицей:

Примечание: * - год, в котором вырабатывается необходимый специальный стаж для учителей, медработников и работников творческих профессий.

Кого не коснется повышение пенсионного возраста в России?

Изменение пенсионного возраста коснется не всех граждан - для некоторых категорий пенсионеров прежние правила выхода на пенсию будут сохранены (то есть для них не произойдет никаких изменений в связи с реформой):

  1. Для тех, кто по состоянию на 01.01.2019 г. уже оформил пенсию по старости (возвращать пенсионеров с заслуженного отдыха для отработки дополнительных лет никто не планирует). Не коснется изменение и тех, кто уже приобрел право на оформление пенсии, но не обращался за назначением по каким-либо причинам.
  2. Для осуществляющих трудовую деятельность :
    • на геологоразведочных, поисковых, изыскательных и лесоустроительных работах;
    • на подземных работах, в горячих цехах;
    • на горных работах (подземных и открытых), в добыче угля, сланца, других полезных ископаемых, строительстве рудников и шахт;
    • водителям общественного транспорта на регулярных городских пассажирских маршрутах;
    • летчикам и инженерно-техническому составу гражданской авиации и т.д.
  3. Для граждан, имеющих право на оформление пенсии по состоянию здоровья и социальным мотивам:
    • инвалидам 1 группы, инвалидам по зрению, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам;
    • женщинам, родившим 5 и более детей, воспитавшим их до достижения 8 лет;
    • женщинам, родившим 2 и более детей, который имеют необходимый трудовой стаж в районах Крайнего Севера;
    • родителям, опекунам инвалидов с детства, воспитавших их до достижения 8-летнего возраста и другие.
  4. Для лиц, пострадавших в результате техногенных аварий, радиационных катастроф, в том числе на Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк».

Новый порядок индексации пенсии с 2019 по 2024 год

Основной целью пенсионной реформы, как это объясняют в Правительстве, является достижение устойчивого роста благосостояния пенсионеров. Поэтому с 2019 года был изменен традиционный порядок индексации пенсий:

  • Вместо индексации страховых пенсий с 1 февраля, как это делали раньше, увеличивать их будут ежегодно с 1 января.
  • Индексацию будут проводить темпами, опережающими рост цен.

Такой порядок индексации будет действовать с 2019 по 2024 год. Повышение составит в среднем по 1000 рублей в год . Уже утвержденный план по индексации страховых пенсий на этот период для удобства представим в виде таблицы:

Год Индексация, % Средний размер пенсии, руб. (прогноз)
2019 7,05 15367,00
2020 6,6 16284,00
2021 6,3 17212,00
2022 5,9 18227,51
2023 5,6 19248,25
2024 5,5 20306,90

Такая схема ежегодного повышения пенсии уже закреплена законодательно - в части 7 и 8 ст. 10 закона № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. В результате таких изменений Правительство планирует достичь среднего размера пенсии в 20 тыс. рублей уже к 2024 году.

Гарантированный пенсионный продукт

На замену системе с 2020 года планируют ввести гарантированный пенсионный продукт (ранее эту программу называли еще как - ИПК). По сути отмена обязательной накопительной пенсии и введение добровольных накоплений будет вторым этапом пенсионной реформы.

Законопроект о гарантированном пенсионом продукте уже разработал Минфин, в ближайшее время его планируют опубликовать. Его суть заключается в добровольном отчислении взносов в размере 1-6% от своей зарплаты (предполагается, что процентную ставку будет определять сам гражданин). Основными элементами программы являются:

  • добровольное подключение граждан к системе накоплений;
  • гарантии со стороны государства по поводу сохранности накоплений;
  • налоговые льготы для работодателей и вычеты для граждан, участвующих в программе.

Концепция гарантированного пенсионного продукта предполагает, что в некоторых тяжелых жизненных ситуациях можно будет забрать накопления досрочно. Например, в случае потери работы, инвалидности, временной нетрудоспособности и так далее. Ввести новую систему планируют уже с 2020 года .

Новые поправки в пенсионной реформе - горячая тема, волнующая и будущих пенсионеров, и работодателей. Подробности, разъяснения экспертов и таблица поэтапного перехода на обновленные нормы - в статье.

Из статьи вы узнаете:

Планы по изменению пенсионного законодательства, озвученные в начале 2018 года, постепенно обретают четкие очертания. Комплексный подход к пересмотру существующих правил и норм направлен на стабилизацию пенсионной системы и повышение дохода российских пенсионеров.

Когда начнут действовать изменения в пенсионном законодательстве

Федеральный закон №350-ФЗ от 3.10.2018 г., который закрепил новые изменения в пенсионной реформе, вступит в силу с 1 января 2019 года. Это значит, что до начала нового календарного года работники смогут уходить на пенсию по старым правилам при одновременном выполнении трех условий :

Условие 1 . Достигнут пенсионный возраст - 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин.

Условие 2 . Есть пенсионный коэффициент в размере 13,8 и более.

Условие 3 . Страховой стаж не менее девяти лет.

Некоторые категории персонала имеют право досрочно уйти на пенсию по старости - за работу в особых условиях труда, в сложном климате и не только. Чтобы реализовать это право, следует написать письменное заявление и прикрепить к нему справки, подтверждающие наличие спецстажа.

Скачайте полезные документы:

Оформить процедуру без ошибок даже в самых сложных случаях поможет специальный от «Системы Кадры»:

Но уже в ближайшем будущем действующие нормы будут пересмотрены, сроки выхода на пенсию - сдвинуты, а у кадровиков появятся новые обязанности, связанные с защитой прав работников предпенсионного возраста. Поэтому так важно знать, когда вступает в силу новая пенсионная реформа и как она отразится на кадровой работе.

В чем заключается новая реформа пенсионного возраста

5 изменений, о которых нужно знать:

  1. Отмена балльной системы.
  2. Новые правила индексации пенсий .
  3. Создание добровольной накопительной пенсионной системы в виде ИПК - индивидуального пенсионного капитала.
  4. Повышении общеустановленного пенсионного возраста.
  5. Корректировка правил оформления льготных пенсий.

Как будет происходить поэтапный переход на новую пенсионную реформу (таблица )

Изначально проект закона о реформе системы пенсионного обеспечения предполагал повышение минимального возраста выхода на пенсию на восемь лет для женщин и на пять лет для мужчин.

После долгих обсуждений был принят более мягкий вариант реформы: возрастной ценз для женского населения увеличится на пять лет вместо восьми, причем повышение будет постепенным. Возрастной ценз для мужчин также постепенно повысится на пять лет. Повышение также будет происходить в рамках переходного периода - с 2019 по 2023 год.

Составить более полное представление о процессе перехода поможет таблица новой пенсионной реформы с разбивкой по годам.

Таблица новой пенсионной реформы

Год выхода на пенсию до реформы

Увеличение пенсионного возраста по сравнению с дореформенными нормами

Новый пенсионный возраст для мужчин

Новый пенсионный возраст для женщин

Год выхода на пенсию после реформы

6 месяцев (+ год)

1.5 (2) года

В законе оговаривается новое основание для выхода на пенсию на два года раньше нового пенсионного возраста - трудовой стаж продолжительностью 37 лет для женщин и 42 года для мужчин. При наличии столь продолжительного стажа мужчины смогут выходить на пенсию с 60 лет, женщины - с 55 лет. За исключением четко оговоренных законодательством случаев, работодатель не вправе увольнять сотрудника в одностороннем порядке из-за возраста. Ситуацию комментирует эксперт «Системы Кадры»: Может ли сотрудник продолжать работу в организации при достижении пенсионного возраста?

Что касается социальных выплат по старости, на которые имеют право все россияне, не успевшие наработать необходимый для получения страховой пенсии стаж, то и здесь не обошлось без изменений. Теперь возможность получать социальную пенсию у женщин появится только по достижении 65-летнего возраста, а у мужчин - 70-летнего.

Совет от редакции. Обратите внимание на новое понятие в законодательстве - предпенсионный возраст . Теперь работодатели должны готовить новый отчет и следить за правами пердпенсионерами. Подробности читайте в статье: Предпенсионный возраст (таблица)

Кого не коснутся новые правила пенсионной реформы

Новые изменения в пенсионной реформе России затронут не всех.

Изменения пенсионной реформы не коснутся

  1. Граждан, которые успели оформить пенсию по старости до 1 января 2019 года. Они не будут нарабатывать дополнительные годы стажа.
  2. Граждан, которые работают во вредных или опасных условиях труда. Правила оформления льготной пенсии за работу в таких условиях останутся прежними. Даже когда утвердят новую пенсионную реформу.

Поэтому льготники, как и раньше, смогут уходить на законный отдых досрочно, не дожидаясь наступления пенсионного возраста.

Вдобавок действие реформы не распространяется на:

  • представителей малых народностей Крайнего Севера;
  • лиц, пострадавших в результате крупных техногенных аварий и радиационных катастроф;
  • инвалидов I группы;
  • многодетных матерей, родивших пять и более детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста.

Обратите внимание ! Несмотря на реформу, не повышается возраст выхода на пенсию для сотрудников ФСБ, Федеральной службы охраны и ряда других силовых структур.

Не забудьте пересмотреть личные карточки сотрудников предпенсионного возраста и уточнить сроки их выхода на пенсию с учетом пола, года рождения, социального статуса, продолжительности страхового и специального стажа, который дает право на льготное пенсионное обеспечение.

Предлагаю расширить значение понятия «предпенсионный возраст».

Почему-то предпенсионным возрастом цинично объявлен возраст за 5 лет до возраста 60/65 лет (жен/муж).

Хотя все прекрасно понимают, что уже после 50 лет наши граждане в РФ начинают испытывать проблемы

при поиске работы и трудоустройстве.

Какой смысл защищать занятость людей «предпенсионного возраста» (за 5 лет до 60/65 лет),

а. часть людей до этого «предпенсионного возраста» банально не доживает

б. большая часть доживших до «предпенсионный возраст» с очень высокой вероятностью может потерять

работу после достижения возраста 50 лет и к своим 60 годам уже превратится в профессиональных безработных,

утратив к 60 годам квалификацию?

Если человек потерял работу сразу после 50 лет, то ему найти аналогичную работу очень сложно.

Таким образом, новое пенсионное законодательство ставит под удар 10 лет жизни людей, достигших возраста 50 лет:

кому будет нужна социальная, уголовная защита трудовых прав в 60 лет, если, например, после 50 лет человек потерял

работу и в период с 50 до 60 лет не смог трудоустроиться из-за возрастной дискриминации?

То есть, 10 лет жизни опытных трудоспособных людей возраста 50+ государство готово выкидывать на помойку,

а вот если кому-то из них повезет дожить до 60 лет и чудом трудоустроиться, то этих счастливчиков

государство будет защищать???

Очевидно, что это - совершенно нереальная, нерабочая государственная политика в области обеспечения занятости

трудоспособного населения в возрасте 50+. Вместо обеспечения занятости граждан возраста 50+ государство

создает все условия для того, чтобы граждане возраста 50+ оказались за бортом экономической жизни.

А меры по защите трудовых прав граждан «предпенсионного возраста 60+» - выглядят как циничная насмешка.

Вывод: уголовная, социальная, экономическая защита трудовых права и обеспечения занятости граждан РФ должна

начинаться с достижения ими 50-летнего возраста.

Никакими карательными мерами обеспечить занятость огромного количества граждан старше 50 лет у государства не получится.

Необходимы конкретные меры экономического характера для обеспечения занятости людей старше 50 лет.

Далеко не все граждане хотят прекращать трудовую деятельность при достижении ими пенсионного возраста и «садиться на пенсию»,

очень многие хотят продолжать работать до тех пор, пока хватит сил. Но при существующей государственной политике в области

защиты трудовых прав (а вернее при ее отсутствии) трудоспособные пенсионеры просто не имеют возможности реализовать свое

право на труд.

Необходимо создать такое законодательство, чтобы предприниматели буквально «гонялись» за опытными сотрудниками возраста 50+,

чтобы чем старше сотрудник - тем было бы выгоднее его нанимать.

Предлагаю понятие «предпенсионный возраст» расширить и разделить на три этапа:

1. Возраст «риска невозможности поменять работу» - с 50 до 54 лет;

2. Возраст «риска невозможности найти работу» - с 55 до 59 лет;

3. Возраст «предпенсионный» - с 60 до 65 лет;

4. Возраст «пенсионный» - с 65 и старше лет.

И на каждом из этих этапов трудовые права гражданина должны быть защищены уголовно, социально, экономически

(причем уровень защиты трудовых прав должен возрастать в зависимости от возраста гражданина):

— должна быть уголовная ответственность работодателя за необоснованный отказ в приеме на работу

граждан в возрастах 50+, 55+, 60+, 65+;

— должны быть льготные условия профессионального обучения/переквалификации сотрудника в возрасте 50+;

— должны быть конкретные экономические меры поддержки для каждого из этих возрастов 50+, 55+, 60+, 65+.

Например:

1. Пусть за молодого сотрудника нужно отчислять в фонд соц. страхования взнос в размере 30% от размера

его заработной платы.

Тогда размер необходимых отчислений в фонд соц. страхования должен уменьшаться с возрастом сотрудника, н-р:

— 28.5% за сотрудника в возрасте 50+ лет;

— 27% за сотрудника в возрасте 55+ лет;

— 25.5% за сотрудника в возрасте 60+ лет;

— 24% за сотрудника в возрасте 65+ лет.

2. Точно также в зависимости от возраста 50+, 55+, 60+, 65+ должны уменьшаться размеры обязательных отчислений

работодателя во все другие фонды.

3. Предприниматели должны иметь налоговые льготы за привлечение на работу сотрудников в возрасте 50+ лет.

Размер налоговых льгот должен быть прогрессивным: чем старше и больше сотрудников возраста 50+, 55+, 60+, 65+ лет

состоит в штате предприятия, тем больше налоговых льгот имеет предприятие (ниже налоговая нагрузка на бизнес).

4. Стоимость переобучения/повышения квалификации должна падать (за счет дотаций государства) для людей

возраста 50+, 55+, 60+, 65+ лет - чем старше гражданин, тем уровень дотаций на его обучение должен быть выше.

5. Уровень уголовной ответственности за необоснованные сокращения, отказы в приеме на работу

людей возраста 50+, 55+, 60+, 65+ лет должен повышаться в зависимости от возраста сотрудника -

чем старше гражданин, тем выше уголовная ответственность за его возрастную дискриминацию.

Обязательные фонды и собираемость налогов от предложенных мер не пострадают:

— зарплаты молодых специалистов — ниже, чем у опытных;

— снизится безработица среди граждан в возрасте 50+ лет: вместо профессиональных безработных и иждивенцев, они

превратятся в очень востребованных сотрудников, которые смогут обеспечивать себя собственным трудом, создавая

национальный продукт, снижая нагрузку на пенсионный и другие социальные фонды государства.

До 2019 года были положены лицам, достигшим возраста 65 лет мужчины и 60 лет женщины (т.е. на 5 лет позже общеустановленного на 2018 год пенсионного возраста 60/55 лет). По новому закону такое право будет возникать только при достижении 70 и 65 лет (т.е. также с увеличением на 5 лет относительно нового возраста 65/60 лет).

При этом для социальных пенсий законом также предусматриваются переходные положения, которые устанавливают поэтапное повышение пенсионного возраста, начиная с 1 января 2019 года (а в 2019 и 2020 гг. будут действовать льготные условия выхода на пенсию, согласно , которые были предложены Президентом).

Все предусмотренные законом новые величины пенсионного возраста для получения социальных пенсий для мужчин и женщин (соответственно 70 и 65 лет) будут окончательно установлены с 2023 года.

Кого не коснется повышение пенсионного возраста в России?

В первую очередь, предусмотренные законом изменения с 2019 года не коснутся тех, кто уже на пенсии - все пенсионеры продолжат по-прежнему получать все уже назначенные им выплаты в соответствии с приобретенными ранее правами и льготами.

Кроме того, принятый закон не предусматривает увеличение пенсионного возраста для отдельных категорий граждан:

  1. Занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, а именно:
    • работники, в пользу которых работодатель уплачивает страховые взносы по соответствующим тарифам, которые были определены в результате специальной оценки условий труда;
    • летчики гражданской авиации, инженерно-технический состав по обслуживанию воздушных судов;
    • летно-испытательный состав, занятый в испытаниях авиационной и другой техники;
    • рабочие локомотивных бригад, работники, осуществляющие организацию перевозок и обеспечивающие безопасность движения на ж/д транспорте, в метрополитене;
    • машинисты строительной, дорожной, погрузочно-разгрузочной техники;
    • трактористы-машинисты, работающие в сельском хозяйстве и других сферах;
    • рабочие на лесозаготовках, лесосплаве, а также занимающиеся обслуживанием механизмов и оборудования;
    • водители грузового транспорта в рудниках, картерах, шахтах и проч.;
    • на подземных либо открытых горных работах, в горноспасательных частях, в добыче сланцев, угля, руды и прочих полезных ископаемых;
    • в строительстве шахт и рудников;
    • в геологоразведочных, поисковых, топографических отрядах и экспедициях, на изыскательных и других работах;
    • в плавсоставе морского, речного флота, в рыбной промышленности;
    • водители пассажирского транспорта на регулярных городских маршрутах (автобусов, троллейбусов, трамваев);
    • спасатели в аварийно-спасательных службах;
    • работающие с осужденными в организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
    • женщины, работающие в текстильной промышленности с тяжестями в условиях повышенной интенсивности и другие.
  2. Граждане, которым пенсия полагается по состоянию здоровья либо социальным мотивам:
    • одному из родителей либо опекунам , воспитавшим их до достижения 8 лет;
    • инвалидам 1 группы по зрению;
    • женщинам, родившим 5 и более детей и воспитавшим их до достижения 8 лет;
    • женщинам, родившим 2 и более детей и имеющим установленный стаж работы в районах Крайнего Севера и районам, приравненным к ним и другие.
  3. Лица, которые пострадали в результате техногенных или радиационных катастроф (на Чернобыльской АЭС, химкомбинате «Маяк», Семипалатинском полигоне и т.д.).

Полный подробный перечень лиц, которых не коснется запланированное Правительством повышение пенсионного возраста с 2019 года, приводится в (формат файла PDF), подготовленном специалистами Пенсионного фонда РФ.

Документ уже был официально опубликован на государственном интернет-портале правовой информации. В окончательном виде он был принят депутатами Госдумы еще 27 сентября большинством голосов (333 голоса «за» и всего 82 «против»). Ранее во втором чтении депутаты рассмотрели основные поправки к пенсионной реформе (в том числе , которые были приняты единогласно). Принятый закон был одобрен Советом Федерации 3 октября.

Основными запланированными изменениями в пенсионном законодательстве с 2019 года, которые предусмотрены окончательным законом, будет:

Все вышеперечисленные предложения были оформлены в виде поправок к закону , рассмотрены и приняты Госдумой во втором чтении 26.09.2018 г. В окончательном виде закон приняли уже на следующий день - 27.09.2018 г., после чего он 3 октября 2018 г. был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом.

Какие основные изменения были приняты в ходе чтение законопроекта о повышении пенсионного возраста

26 сентября прошло второе чтение законопроекта о пенсионной реформе с 2019 года. Его содержание с учетом поправок было одобрено профильным комитетом и рекомендовано к принятию . Проект закона, который в Госдуме был рассмотрен и одобрен, предполагает следующие корректировки пенсионного возраста:

  1. на 5 лет, т.е. до 60 и 65 женщинам и мужчинам соответственно. или приравненных к ним местностям увеличение предусмотрено до 55 и 60 лет.
  2. Для , выход на пенсию будет отложен на 5 лет после выработки необходимого стажа по специальности (25 или 30 лет в зависимости от условий работы).
  3. Возраст, позволяющий оформить , тоже будет увеличен на 5 лет - т.е. до 65 и 70 лет .

Ежегодно нормативное значение возраста будет увеличиваться на 1 год, пока не будет установлена окончательная его величина. Но для тех, кто по старому законодательству должен был выйти на пенсию в 2019/2020 гг. , можно будет сделать это на льготных основаниях - на полгода раньше, чем это устанавливает новый закон .

Поправки Путина в пенсионную реформу

Во время второго чтения были единогласно приняты президентские поправки, целью которых является смягчение предложенных пенсионных изменений :

  • Многодетные матери смогут :
    • в 57 лет - женщины, родившие и воспитавшие 3 детей;
    • в 56 лет - женщины с 4-мя детьми.
  • Граждане, которые проработали не менее 37 или 42 лет (женщины и мужчины соответственно), смогут предусмотренного пенсионного возраста (но не раньше, чем в 55 и 60 лет).
  • Для пенсионеров, проживающих в сельской местности и имеющих страховой стаж не менее 30 лет, фиксированная выплата к страховой пенсии

Все вышеперечисленные поправки, внесенные Президентом, были единогласно приняты Госдумой в ходе заседания 26 сентября 2018 г. - «за» принятие этих предложений проголосовали 385 депутатов (85,6% из присутствующих на заседании).

Фрагмент трансляции пленарного заседания 26.09.2018 с результатами голосования по поправкам к законопроекту о повышении пенсионного возраста

Предпенсионный возраст

В рамках новой пенсионной реформы на время переходного периода (2019-2028 гг.) законодательно введено новое понятие - , наступающий за 5 лет до достижения возраста назначения гражданину . Для предпенсионеров будет предусматриваться ряд мер, направленных на обеспечение дополнительных гарантий и защиту их интересов.

25 сентября Госдумой был окончательно принят законопроект об уголовной ответственности за отказ в приеме на работу или увольнение по мотивам достижения предпенсионного возраста . В случае такого нарушения работодателю грозит штраф в размере до 200 тыс. руб., заработной платы за период до 18 месяцев или обязательные работы до 360 часов.

Помимо этого, для предпенсионеров были предложены и другие меры поддержки:

  1. Для выплаты накопительной пенсии будет сохранен нынешний пенсионный возраст - 55 и 60 лет . При этом будут предусмотрена возможность как этой пенсии (когда все пенсионные накопления выплачиваются единоразово в полном объеме), так и (т.е. в течение определенного периода времени).
  2. Все предусмотренные федеральными законами льготы для пенсионеров (например, и т.п.) будут сохранены для - т.е. воспользоваться ими можно будет при достижении 55 и 60 лет, а не в зависимости от наличия статуса пенсионера. В некоторых регионах подобным образом будут предоставляться и другие меры социальной поддержки , которые установлены в конкретных субъектах:
    • льготы по оплате коммунальных услуг;
    • по санаторно-курортному лечению;
    • по проезду на транспорте и т.п.
  3. Предоставление ежегодно 2-х дней, оплачиваемых за счет работодателя, для прохождения гражданами предпенсионного возраста бесплатной диспансеризации.
  4. Повышение максимального размера пособия по безработице для предпенсионеров до 11280 руб. вместо ранее установленного 4900 руб., которое будет выплачиваться на срок до 1 года.

Решение относительно всех вышеперечисленных мер было принято параллельно с принятием закона о повышении пенсионного возраста - т.е. в сентябре-октябре 2018 года. Некоторые из них были приняты в виде поправок к этому закону, а другие - в виде отдельных законопроектов. 3 октября 2018 г. Президент В. Путин подписан весь пакет пенсионных законов.