Когда ребенок учится жевать. Как научить ребенка жевать — советы логопеда

Не за горами то время, когда придёт пора отдавать ребёнка в детский сад. Ваш малыш так и не научился пережёвывать твёрдую пищу? Вы в растерянности, не зная, какой ещё испробовать способ, чтобы отучить ребёнка от перетёртой еды? Поговорим о ваших «треволнениях» и постараемся приучить ребёнка к обыкновенному рациону.

Мама, вот ложка, научи меня жевать!

Здравствуйте, девочки! Прошло совсем немного времени, и я снова спешу к вам для обсуждения ещё одной животрепещущей темы: «Как научить ребёнка жевать пищу ?».

Просматривая информацию на просторах «нета», можно увидеть, как много мамочек озабочены данной проблемой. И «беседка», на самом деле, имеет место быть. Недавно общалась с воспитателем (моему среднему 3,5 года) детского сада. Речь шла о питании детей. Она рассказала, что сейчас в средней группе все детки, более или менее, кушают хорошо. Однако, год назад, когда группа только сформировалась, было нелегко, потому что для некоторых малышей нянечке приходилось самой перетирать порции обеда, чтобы они не остались голодными! Ведь родители так и не смогли «привить» им жевательного навыка. И эта ситуация не исключение, в каждой новой группе, к сожалению, встречаются такие детки.

Давайте поговорим о малышах совершенно здоровых, у которых нет проблем с глотательным рефлексом, но которые не умеют пережёвывать, давясь твёрдой пищей.

Влияние вскармливания на процесс приучения к обыкновенной еде

Как вам известно, из прошлой «беседки», у меня трое сыновей. Со своими мальчиками я прошла поэтапный путь искусственного, смешанного и грудного вскармливания. Поэтому уверена, когда говорят, что у мамочки нет молочка, что в действительности - это не проблема, а отсутствие информации и опыта, но об этом в другой «беседке».

По моему мнению, вопрос о прививании ребёнку навыков ЖЕВАНИЯ напрямую зависит от вида вскармливания. Давайте попробуем всё разложить по полочкам.

Искусственное вскармливание

Мой старший сын полностью находился на искусственном вскармливании. Когда ему исполнился 1 месяц, молоко начало убывать, и я стала подкармливать его смесями, а в 1,5 месяца оно пропало вовсе.

Каких-то сложностей с ним в плане питания я не припомню, и вопрос, что делать, если ребёнок не жуёт, у меня на повестке дня не стоял. Все инструкции педиатра по я выполняла чётко. Однако у меня есть небольшая оговорка. Я не являюсь приверженцем «баночного питания», которое полностью имеет пюреобразную консистенцию. Мамочки, судей здесь нет, поэтому давайте будем честны перед собой! Это просто облегчает вам жизнь и экономит время, но не нужно говорить о полезности данной еды. Сложно поверить, что такое питание (ведь как ни крути - это консервация!) намного полезнее, чем приготовленное своими руками, потому что имеет сбалансированный витаминный состав.

Я не говорю, что «баночки» нужно исключить полностью. Иногда, когда в дороге, или вы едете в гости - это просто «палочка выручалочка». В любом случае, выбирать вам.

И как итог, дети на искусственном вскармливании (при правильном развитии) начинают рано кушать с общего стола. У них хорошо отработан жевательный и глотательный навык, они не давятся едой, и проблем с питанием в садике не возникает.

Молодые родители бывают неприятно удивлены, если стул их новорожденного ребенка окрасился в . Причин такому явлению может быть несколько. Попробуем разобраться с проблемой вместе.

От того, что ест будущая мама, напрямую зависит ДНК ее малыша. Что думают по этому поводу специалисты, .

Смешанное вскармливание

Моему среднему сыну 3,5 года. Мы стали посещать садик с 1 г. 10 мес. полностью подготовленные. Давайте более подробно обсудим все мелкие моменты.

Пожалуй, следует сказать, что мой «богатырёныш» родился с весом 4 кг. 200 г., поэтому потребность в еде была ощутимой. Это - бесконечно голодный ребёнок:))))))). А так как кушать очень «хоцца» (где ж столько взять?), то приходилось «лялюсика» подкармливать.

Для того чтобы привить навык точного попадания еды в рот, вот что мы делали:



Ну, а дальше, - всё самое интересное. «Деть» начинает сидеть. Его можно посадить рядом за стол. Он начинает понимать, что в твоей тарелке находится что-то интересное, а ты это что-то так вкусно поглощаешь, причмокивая, что у него буквально текут слюнки. Ну, очень хочется попробовать.

Готовя первое овощное пюре, я использовала все овощи, что были в доме)))))))))))). В кипящую водичку добавила морковочку, лучок, чесночок, капусточку, картошечку, кабачок и щепоточку соли. Вот, сколько всего! Когда овощи отварились, я их перетёрла вилкой. НЕ взбивала! В пюре попадались небольшие кусочки еды. Не волнуйтесь, расстройство у него не было. Всё изумительно усвоилось. И хотя малышок еще не умеет жевать, с первым своим уроком он справился на отлично. Вот так, собственно, мы и нарабатывали навык жевания.

Ниже представлено видео «процесс принятия первого овощного пюре».

Находясь со своей семьёй за обеденным столом, малышу тоже хочется самостоятельно с ложечки покушать. Конечно, это очень потешно: когда малыш, кушая супчик, вернее пытаясь его покушать, подносит ложечку ко рту, а в этот момент весь супчик убегает мимо, попадая прямо в воротничок пластмассового слюнявчика и на личико, при этом, просто умильное от удивления, будто говорящее: «Как это так получается? А в ротик-то ничего и не попало!» Естественно мой «киндырёныш» стал нервничать. И я, как современная мамочка, разрешила ему похулиганить. На приём второго блюда я забрала ложку, а тарелку с овощами поставила рядом. Посмотрите, что из этого получилось (на представленных фото малышу 9 мес.).

Поверьте, очень многое осело в ротик. Было ну ООООООООчень вкусно!

Навык пережёвывания пищи мы отрабатывали изо дня в день , привыкая не только кушать с общего стола, но и стараясь это делать самостоятельно, и к 1 году 3 месяцам достигли определённых результатов. Познакомиться с нашими достижениями можно по представленному ниже видео.

В данном примере представлена овсяная кашка, но меню у ребёнка разнообразное. В этом возрасте мы поедали всё. Бывало, что не хочет жевать мяско в супчиках, тогда я, разделывая мясо на суп, отрезала большой кусочек и отдельно давала малышу. Его он с удовольствием кушал.

В возрасте 1г 10 мес. мы пошли в сад. В группу такого возраста набирают деток, которые самостоятельно могут кушать, используя столовые предметы и ходить на горшок.

Последние фото и видео подготовки к садику в возрасте года и 9 месяцев представлены ниже.

Нам осталось только разобраться с памперсами, что мы и сделали за месяц, полностью исключив их из своей жизни, - и мой гражданин готов к садику!

Грудное вскармливание

Вот и подошла очередь до моего «масика», самого младшенького. Нам сегодня год и 4 месяца. И да, я до сих пор не могу прекратить его кормить. В таком возрасте это доставляет определённые неудобства, отнимает много времени и уже пора, пора, пора, но - никак.

Касательно питания: едим мы всё с общего стола, ничего не протирая. Сам он ещё не ест, только пытается. На фото, расположенных ниже, представлен период размазывания еды по лицу, ушам и шеи, и просто замечательно, что он уже пройден. Правда, это время мы провели в больнице, и они очень уж больничные, но я не думаю, что это существенно. На фото моему мальчику 11 месяцев.

Хорошо видно, что ребёнок ест обыкновенный суп, не взбитый блендером.

С размазыванием котлет, по себе любимому, малыш справился замечательно. Видите, как доволен?

Конечно, в случае грудного вскармливания всё немного сложнее. «Ребятёнок» часто давится и нередки случаи, когда он просто выплёвывает еду, потому что там крупнее кусочки, чем ему хотелось бы.

Но у меня есть помощник - это палочка-выручалочка, а по простому - слюнявчик с козырьком. Может это и не эстетично, но зато действенно. Малыш сначала выплюнет, потом ощутит вкус еды. Понимает, что напрасно это сделал, но природное упрямство говорит не идти на попятную, поэтому продолжает в том же духе. Выплёвывает, но теперь только в слюнявчик. В общем, делает «загашник». Там складирует свои кусочки, а потом ручкой складывает их к себе в ротик.

Приблизительно так происходило раньше. Теперь всё намного проще, и не за горами тот период, когда мы самостоятельно будем кушать, «орудуя ложкой». Пока у нас в одной руке ложка (даже что-то в неё попадает), а другая рука «хозяйничает» по тарелке. Вот так и кушаем. Сама стараюсь не кормить (если нахожусь дома), просто присутствую рядом, разговаривая и нахваливая. Ведь главное, чтобы процесс еды ребёнку доставлял удовольствие и радость, тогда обязательно всё получиться!

Заключение

Безусловно, встречаются дети с индивидуальными особенностями, у которых возникают затруднения в попытке приучить своё чадо к пережёвыванию твёрдой пищи. В этом случае, лучше учесть рекомендации врачей, например, доктора Комаровского или сходить проконсультироваться к детскому врачу.

Однако, на мой взгляд, следует запастись терпением и приучать ребёнка к твёрдой пище последовательно, начиная с раннего возраста. Просто нужно помнить о необходимости всегда находиться рядом в такие моменты. Поощряйте его, хвалите, кушайте вместе с ним всей семьёй. И у вашего малыша обязательно появится интерес, и ему захочется ПОЖЕВАТЬ вместе с вами.

Когда младенец начинает пробовать помимо материнского молока или смеси блюда прикорма, всю пищу для карапуза перетирают и делают гомогенной. Пюре и жидкие кашки используются для перехода малютки к более густой, а затем и к твердой пище.


Многие мамы сомневаются, с какого возраста можно уже не давать измельченную до однородного состояния еду, а учить кроху жевать. Знать возраст, в котором рекомендовано введение в рацион твердой пищи, важно и для предотвращения возможных проблем, например, когда здоровый малыш в 3-4 года отказывается от еды кусочками или давится при кормлении.

Когда вводить в прикорм?

Ни жевательный аппарат, ни пищеварительная система младенцев первых 4-6 месяцев жизни не готовы к другой пище, помимо грудного молока либо адаптированной смеси. К тому же, у столь маленьких детей очень выражен не только сосательный, но и защитный рефлекс, при котором любые твердые предметы автоматически выталкиваются языком.

Когда кроха подрастает, данные врожденные рефлексы начинают угасать. Одновременно продолжается созревание желудочно-кишечного тракта малютки, а потребности в питательных веществах увеличиваются. Примерно в возрасте 4-6 месяцев дети уже готовы пробовать пищу, у которой плотность повышена.


Примерно до 5 месяцев детский организм может усваивать только жидкую пищу - смесь или мамино молоко

Своевременное начало приучения ребенка к более густой пище помогает научить малыша кусать, жевать и глотать плотную еду. Нервная система полугодовалого крохи уже развита настолько, что малютка может координировать движения своего языка и глотательные движения. Даже при отсутствии зубов малыш учится измельчать и перемешивать пищу во рту, используя десны и язык. Для этого в его меню должны появиться блюда с разной степенью измельчения кусочков.

Оптимальным возрастом для прикорма с более плотной консистенцией называют 6-10 месяцев. Если в этом промежутке родители боятся давать крохе негомогенную еду, более позднее ее введение в рацион может стать причиной неприятия ребенком пищи кусочками. В результате ребенок не может глотать твердую пищу и давится, если предложенное блюдо не полностью измельчено.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Укажите дату рождения ребенка и способ вскармливания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Как перевести ребенка на твердую пищу?

Переход от жидкого и полностью однородного питания к твердой пище обязательно должен быть постепенным. Сначала жидкое блюдо для крохи делают полужидким, а затем – вязким и густым. Кроме того, пюреобразную пищу со временем делают мелкоизмельченной, а после переходят к среднему измельчению и крупным кусочкам.


Первый прикорм крохи должен иметь пюреобразную констистенцию

Этапы перехода будут такими:

  1. В возрасте 4-6 месяцев в зависимости от типа вскармливания малышам начинают предлагать пюреобразное питание с ложки. Все продукты в этом возрасте дают полужидкими и без комочков, чтобы малыш без труда их глотал. Овощные пюре дважды протирают через сито либо измельчают блендером на высокой скорости, а кашу варят из смолотой в муку крупы, предлагая сначала 5% блюдо, а чуть позже – 10%.
  2. С 7-9-месячного возраста консистенцию блюд для ребенка делают более густой. Овощи крохе по-прежнему предлагают в виде пюре, но протирают через сито 1 раз или устанавливают в блендере более низкую скорость. Для приготовления каш уже можно применять крупу со средним измельчением. Мясо в рационе младенцев этого возраста сначала должно быть гомогенизированным (дважды измельченным в мясорубке, а затем взбитым в блендере с овощным отваром). В 9 месяцев отварное мясо можно лишь пропускать 2 раза через мясорубку, чтобы в пюре оставались мелкие кусочки до 2-3 мм.
  3. Также в 8-9 месяцев ребенку начинают предлагать твердую пищу в виде печенья, сухарика и пшеничного хлеба. Такие плотные продукты дают крохе в руку, позволяя помусолить их режущимися зубами. При этом за малюткой следует внимательно наблюдать, не допустив ситуации, когда кроха подавится отколовшимся кусочком. Для большей безопасности твердую еду можно помещать в ниблер.
  4. В возрасте 10-12 месяцев приходит пора приучить ребенка к менее измельченным блюдам. В этом возрасте пищу для малыша уже измельчают так, чтобы в ней оставались кусочки величиной 3-5 мм. Фрукты и овощи для карапуза можно разминать вилкой или натирать на терке, а мясо варить в виде фрикаделек. Крупу для каши уже используют цельную, но хорошо ее разваривают. Кроме того, в таком возрасте ребенок обычно хочет брать пальчиками и удерживать разные предметы, что позволяет предлагать малышу кусочки отварных овощей, отварные макароны, небольшие ломтики белого хлеба, кусочки банана и другую пищу, которую малыш может самостоятельно положить в рот и пережевать.
  5. Годовалый ребенок совершенствует жевательный навык и уже может справиться с крупяными и овощными запеканками, паровыми котлетами и биточками, тертыми на крупной терке свежими овощами и фруктами, а также с другими блюдами. К 1,5-2-летнему возрасту ребенок уже полноценно пережевывает твердую пищу.


Полуторагодовалый малыш вполне может справиться с тарелкой "взрослого" супа и кусочком хлеба

Если ребенок отказывается

Некоторые дети протестуют против более плотной еды и требуют любимые пюреобразные блюда. Это нередко возникает из-за слишком быстрого перехода к неизмельченной пище. Кроме того, многие младенцы являются консерваторами и не любят менять привычный уклад, поэтому им следует дать время на привыкание к нововведениям.

Попробуйте изменить консистенцию любимого блюда малыша, настойчиво предлагая небольшое количество каждый день . При этом принуждать кроху к еде нельзя, чтобы у ребенка не появилось негативного отношения к более густой пище и питанию в целом. Увеличивать величину кусочков следует постепенно и очень медленно, чтобы это было для малыша незаметным.


Многие дети не приветствуют смену рациона с маминого молока на твердую пищу

Если ребенок старше года не жует еду кусочками, доктор Комаровский рекомендует:

  • Предложить ребенку самостоятельно размять пищу в своей тарелке, сказав, что в магазине любимое пюре отсутствовало, а блендер не работает.
  • Отыскать среди твердой пищи что-то вкусное, что наверняка понравится ребенку, например, свежую сушку или ломтики сладких фруктов.
  • Организовать прием пищи в общественном месте, где ребенок сможет наблюдать за другими детьми и будет ограничен в выборе продуктов.

О том, как научить малыша жевать, смотрите в следующем видео.

Обычно родителям приходится прилагать усилия, чтобы их малыш освоил какой-то новый для себя навык. Так же обстоит дело и с введением в рацион крохи твердой пищи. Малютка отказывается пережевывать и глотать кусочки еды, предпочитая привычные измельченные до пюре и перетертые продукты. Современные педиатры отмечают, что подобная тенденция наблюдается все чаще.

Причина такого явления заключается в том, что мамочки не хотят утруждать себя приготовлением пищи для малютки и кормят его готовыми детскими смесями и пюре, а эти продукты имеют жидкую пюреобразную консистенцию, и крохе не нужно прилагать усилий, чтобы съесть их. Как же приучить ребенка жевать твердую пищу? В каком возрасте стоит бить тревогу, а когда нет оснований для беспокойства?

Ребенок далеко не всегда соглашается принимать новые правила игры. Порой родителям приходится сталкиваться с истериками и желанием малыша есть сугубо привычную для него пищу - жидкую и пюрированную

Такой необходимый навык жевания

Молодые родители задаются вопросом, стоит ли вообще приучать ребенка жевать? Казалось бы, настанет момент, и малыш самостоятельно освоит этот навык. В действительности, если крохе не предлагают вовремя твердые продукты, это приводит к проблемам и плачевным последствиям. Формирование жевательного рефлекса – необходимый процесс, он влияет на:

  • здоровье зубов – нежелание и неумение крохи жевать может привести в итоге к нарушению прикуса и прочим стоматологическим проблемам;
  • работу пищеварительной системы - мягкая еда, которую можно просто проглотить, не смачивается слюной, что приводит к нарушению процесса выработки пищеварительных ферментов, а желудок становится «ленивым», в результате в будущем малютку ожидают многочисленные проблемы с ЖКТ;
  • процесс развития речи – неумение жевать приводит к возникновению трудностей с речью и произношением отдельных звуков в будущем, так как мышцы, участвующие в артикуляции, не тренируются и теряют тонус.

Если у ребенка не будет сформирован вовремя жевательный навык, то кроха может просто-напросто начать лениться и капризничать. В возрасте 2-3 лет малютка предпринимает первые попытки манипулирования взрослыми, он осознает, что можно заплакать или поджать губы, в итоге мама сдастся и предложит ему протертые продукты.

Зачем ему стараться и прилагать усилия для пережевывания твердых кусочков пищи? Не стоит идти на поводу, иначе это обернется гораздо большими проблемами в будущем.

В каком возрасте учить ребенка жевать?

Жевательный рефлекс формируется у малышей в раннем возрасте – еще до момента, как начнут прорезываться первые зубки. В возрасте 6 месяцев кроха активно отправляет в рот разнообразные предметы, чтобы почесать десна. Важно не упустить этот момент и периодически давать малютке специальное приспособление – резиновый прорезыватель, с помощью которого будут развиваться и жевательные мышцы. Такой прием поможет избежать в будущем проблем с переходом к другому виду пищи.

В давние времена деткам предлагали твердый продукт (например, кусочек яблока), завернутый в марлю, который они могли подолгу мусолить во рту и пытаться разжевать. Сегодня мамочки используют гораздо более удобное приспособление – ниблер. Он также предназначен для формирования и развития жевательных навыков. Предлагать его нужно малышу в 7-9 месяцев. Заменить ниблер можно и обычной сушкой. Полезных веществ, конечно, этот продукт не содержит, но он станет отличным тренажером.

В возрасте 9-10 месяцев крохе можно давать кусочки овощей и фруктов. Если малыш откажется от такой еды, через некоторое время предложите ему этот продукт снова. В итоге ребенок все-таки возьмет кусочек в рот.

Некоторые родители полагают, что твердые продукты малышу до 1 года совершенно ни к чему. На самом же деле, они помогают развивать и приводить в тонус жевательные мышцы. В будущем у малыша не возникнет сложностей с пережевыванием кусочков пищи, а также формированием речевых навыков.


У современных мамочек есть удобный помощник, который как раз и отвечает за формирование жевательного навыка - ниблер. Приспособление помогает ввести в рацион ребенка твердые фрукты и овощи

Что делать, когда время уже упущено?

Малютке уже исполнилось 2 года, а он никак не хочет жевать пищу кусочками и ест только пюре - с подобной ситуацией сталкивается большое количество родителей. Что им предпринять в этом случае? Для начала стоит убедиться, что у вашего крохи нет никаких физиологических проблем, которые могли бы вызвать трудности с пережевыванием. К таким относятся различные заболевания ЖКТ, полости рта или горла. В связи с этим мамам необходимо в назначенный срок приводить малыша на диспансеризацию, поскольку медицинские осмотры обычно и позволяют выявить возможные нарушения.

Когда со здоровьем у ребенка все в порядке, причиной отказа жевать пищу бывает обычная лень и нежелание справляться с трудностями. В этом случае родителям не нужно потакать крохе, но нельзя и давить на него, стоит проявить максимум терпения.

Методы обучения

Ни в коем случае не следует резко менять обычную для малыша еду. Если ребенок привык только к перетертым продуктам, то увидев в первый раз кусочки пищи, он откажется их есть. Бывает, что кроха даже боится непривычных продуктов, считая их несъедобными. Процесс перехода к другой пище должен быть плавным. Следует постепенно изменять консистенцию привычных пюре, делая их более густыми, но без кусочков. Если малыш поначалу будет отказываться от такой еды, можно ее немного разбавлять чем-то жидким (бульоном, водой или молоком). Только так ребенок начнет привыкать к новой для него пище, имеющей густую консистенцию.

Чуть позже в тарелку вместе с протертыми продуктами нужно добавлять кусочки овощей или фруктов. При этом малышу необходимо объяснять, что именно такую пищу едят большие детки и взрослые. Этот прием поможет заинтересовать ребенка и подтолкнет его к желанию жевать продукты в виде кусочков, а не перетертые.

Еще один способ научить кроху жевать – сажать его за общий стол со взрослыми в процессе трапезы. Для этого понадобится специальный высокий стульчик, либо колени одного из родителей. Малыш увидит, что все едят пищу в виде кусочков, и у него появится желание делать так же.


Находясь за семейным столом, ребенок сможет разглядеть пищу родителей и попробовать ее. Специалисты советуют не возбранять ребенку делать это - так проблема решится за несколько раз без усилий

Следующий этап – добавление в привычную кашу или пюре другой еды: например, можно положить ягоды, ломтики нетвердых фруктов (персика, банана) или овощей (вареной моркови, свеклы). Со временем кусочки должны становиться крупнее, а их количество в детской тарелочке больше. Этот прием поможет постепенно уйти от протертых продуктов к мягким. Затем стоит вводить в рацион твердую пищу - яблоки, груши или огурцы.

Еще один замечательный прием для приучения малыша к твердой еде – игра. Допустим, можно попробовать с крохой поиграть в белочку или зайчика и предложить ему погрызть сушку, печенье, ломтик морковки или яблока. Какой же ребенок откажется от такого развлечения?

Знаменитый детский доктор Евгений Комаровский в своих видео-уроках дает родителям множество полезных советов по поводу воспитания и сохранения здоровья малышей. Есть у него и рекомендации, которые помогут мамам и папам приучить своего кроху пережевывать пищу:

  • Родителям придется попробовать себя в роли актера, объясняя малышу причины, по которым сегодня на обед нет привычного жидкого пюре. Например, можно сказать, что сломался блендер, поэтому пища теперь будет только в виде кусочков, или придумать что-нибудь еще.
  • Можно дать малышу какое-либо лакомство кусочком - допустим, ломтик мармелада или пастилы.
  • Стоит использовать в своих целях и склонность малышей к подражанию другим детям или взрослым. Например, можно пригласить к себе гостей с детками примерно такого же возраста, тогда кроха увидит, что его ровесники отправляют в рот еду в виде кусочков, заинтересуется и попробует поступить так же.

Заставить малютку отказаться от привычной перетертой пищи и научить его пережевывать твердые продукты – занятие для родителей непростое, требующее от них выдержки и настойчивости. Здесь важно не упустить время и заняться обучением крохи в тот момент, как у него прорежутся зубы. Впрочем, и в более позднем возрасте можно добиться результата. Родители должны построить процесс приучения малыша к новой пище таким образом, чтобы кроха не воспринял его как наказание. Не стоит кричать и сердиться на ребенка, если ему что-то не удается, позитивный настрой и терпение станут лучшими помощниками. Помочь сможет и опыт других мамочек.

(2 оценили на 4,50 из 5 )

Многих молодых родителей волнует вопрос: как научить ребенка жевать? Когда ребенок должен начинать жевать пищу?

Жевательный рефлекс проявляется приблизительно к полугоду. Можно заметить, дав в этом возрасте малышу сушку, что он энергично пытается ее кусать.

Некоторые считают, что так ребенок пытается чесать десны, но чаще ребенок тянет в рот твердые предметы при просыпающемся жевательном рефлексе. Так малыш учится жевать. Нужно не упустить этот момент, так как через пару месяцев, как только у ребенка появятся зубки, жевание для него будет сложной задачей. Поэтому нужно развить навыки жевания еще до того, как покажется первый зубик.

Природой заложены многие рефлексы, в том числе и сосательный. Однако даже при кормлении грудью малышу не сразу удается правильно сосать. Так же и с жевательным рефлексом, нужно тренировать его, давая малышу сначала боле густую пищу, чем обычно, чтобы он постепенно учился глотать ее, проталкивая язычком и работая челюстями.

Когда ребенок должен начинать жевать пищу?

Пищеварительный тракт развивается вместе с остальными органами и системами, усовершенствуется ферментация, мышечные волокна желудка, кишечника, и через некоторое время он готов переваривать и мелкие кусочки еды.

Если малыш привык есть протертую пищу, его пищеварительная система начинает «лениться», затрудняя усваивание еды. Жевательные мышцы не развиваются, а это, как говорят специалисты, может привести к недоразвитию овала лица, а также неправильно сформировать прикус. Ортодонты, конечно, помогут исправить эту проблему, но лучше предупредить все возможные нарушения, чем потом с трудом исправлять их.

Некоторые мамы жалуются, что малыш отказывается жевать. Нужно ли его обучать этому? Почему он ленится жевать? А причина может быть банальной - многие молодые мамочки чаще всего используют для питания ребенка специальные протертые готовые пюре. Это очень удобно, не требует времени и дети отлично растут, питаясь подобной пищей. Ребенок здоров, и никто не обращает внимания до поры до времени, что он ест только протертую однородную еду. Но если к двум годам наблюдается такая же картина, родители начинают волноваться и ищут решение проблемы.

Специальных методик, обучающих жеванию, нет. Самое главное для родителей - вовремя создать условия для того, чтобы малыш постепенно осваивал навык жевания, развивал его и со временем научиться справляться с твердой едой.

Детям сложно осваивать навык жевания еще и потому, что это время обычно сопровождается болезненными ощущениями в деснах, так как режутся зубки.
Как только появились первые зубки, малыш в состоянии пережевывать не очень твердую пищу.

Молодым мамочкам, которые предпочитают пюре промышленного производства, советуем читать на этикетках, для какого возраста предназначен тот или иной продукт. Каждый продукт, будь то пюре или каша быстрого приготовления, различаются по возрастной направленности. Каждая стадия «взросления» продукта различается степенью измельчения. Детям постарше предназначаются продукты более густые, содержащие небольшие кусочки пищи, чтобы ребенок начинал учиться работать челюстями и язычком, стимулируя жевательный рефлекс. Эти продукты уже требуют начинать переходить с соски к кормлению из ложечки, что немаловажно для привития навыков, приучающих к обычной «взрослой» еде.

С 8-месячного возраста можно давать малышу протертую кашу с добавлением более густых комочков, пусть пытается жевать твердую сушку, размачивая ее слюной. Сушка - довольно обычный продукт, в ней мало содержится питательных веществ, но она вкусно пахнет и состоит из натуральных продуктов, поэтому это - идеальный «тренажер» для приучения к жеванию. Смоченные слюной кусочки сушки ребенок в состоянии проглотить и оценить их вкус. Сушка не должна быть посыпана маком, кунжутом или содержать изюм. Когда малыш что-то ест, за ним необходимо присматривать, чтобы он не подавился и суметь вовремя оказать помощь.

Все дети отличаются, это не проходит и мимо их вкусовых предпочтений. Некоторые очень легко переходят на густую пищу, другие едят лишь кусочки из тарелки, пробуя их на зубок, а другие совсем не проявляют интереса ни к какой еде, кроме протертой.

Попробуйте посадить малыша за стол вместе со всей семьей, пусть все едят одинаковую еду, например, легкий суп - вермишелевый, овощной. Дайте ребенку попробовать котлету, приготовленную на пару или фрикадельки, пусть он их пробует под вашим неусыпным контролем. Подайте ему разложенные цветные кусочки овощей, пробуйте их сами и хвалите их вкус. Малыш всегда склонен к подражанию, поэтому тоже обязательно возьмет кусочек. Пусть он поначалу не будет съедать все, докармливайте его привычной пищей. А со временем он сам попросит другой, «взрослой» еды.

В короткий срок отучить ребёнка от готовых смесей и грудного молока получается далеко не у всех родителей. Малыш с подозрением относится к предложенной ему взрослой пище. Он не привык пережёвывать твёрдую еду, прикладывая для этого усилия. Новые продукты, которые нужно пережёвывать, прежде чем проглотить, оказываются выплюнутыми. Родители хватаются за голову, наблюдая за капризами своего чада. Появляется страх , что ребёнок недополучает полезные вещества и витамины, так необходимые для полноценного развития растущего организма. Как приучить ребёнка к твёрдой пище и существуют ли какие-нибудь уловки, которые помогут малышу научиться жевать?

Почему процесс жевания пищи так важен?

Помочь ребёнку овладеть жевательным навыком крайне важно. Причём заняться этим следует с раннего возраста. Регулярные развивающие мероприятия , связанные с пережёвыванием твёрдой еды обеспечивают:

Причины возникновения проблем с жеванием

Дети, которые приучены получать только жидкую еду , не сразу начнут воспринимать пищу более плотной консистенции. Чаще всего они стараются выплюнуть незнакомый продукт, отворачивают голову от ложки или начинают плакать. Выделяют несколько факторов , которые пагубно сказываются на рефлексе у малышей:

Существуют причины , связанные с состоянием здоровья, которые накладывают отпечаток на умение малыша воспринимать твёрдую еду:

  • Патологии дыхательной системы (полипы или респираторные заболевания, вызывающие заложенность носа).
  • Слабый мышечный тонус, в частности мышц языка.
  • Плохая чувствительность. Дети практически не ощущают вкус пищи во рту.
  • Врождённые патологии и дефекты в полости рта, требующие хирургического вмешательства.

Для того чтобы дети с отклонением в развитии научились жевать пищу, им требуется квалифицированная медицинская помощь.

Как приучить к твёрдой пище: этапы перехода

Переводя малыша с жидкой и полностью однородной еды на твёрдую, следует придерживаться определённой последовательности. Сперва жидкие блюда превращают в полужидкие, а после - в вязкие и густые. Вдобавок к этому пюреобразная пища сначала мелко измельчается, а затем разделяется на средние и крупные кусочки.

Под термином «жевание» подразумевают в первую очередь не сам процесс измельчения пищи зубами, а главным образом формирование жевательного рефлекса у ребёнка. Необходимо научить его сознательному проталкиванию пищевого комка по пищеводу. Однако злоупотребление готовыми детскими смесями ведёт к тому, что жевательный навык формируется с запозданием.

Питание, предназначенное для новорождённого, не совсем подходит для ребёнка, у которого вот-вот прорежутся первые молочные зубы. Это как раз тот самый период, когда закладывается механизм полноценного пережёвывания твёрдой пищи. Именно этим объясняется постоянное желание детей тянут в рот всё, что ни попадя. Главное, не проморгать этот момент.

Ребёнок должен понять, как правильно поступать с твёрдыми продуктами питания, поэтому вместо резиновой соски пускай грызёт что-нибудь наподобие бублика. Сформированный в раннем возрасте жевательный рефлекс - гарантия того, что проблемы с переходом на твёрдую пищу будут сведены к минимуму. Не должно смущать, что сухарик или корочка хлеба - отнюдь не самые полезные продукты для детского организма. Для выработки жевательного рефлекса - это незаменимые помощники.

Как помочь ребёнку развить жевательный рефлекс с помощью игры?

Нет ничего проще, чем наглядным примером показать малышу, как нужно жевать пищу. Можно попробовать положить в блюдо несколько разноцветных овощей и фруктов. Ребёнка заинтересуют яркие кусочки банана, киви, яблока, морковки, огурца и помидора. Напевая весёлую песенку, взять одну дольку и закинуть себе в рот. При этом необходимо поддерживать с ребёнком контакт: разговаривать, улыбаться, качать головой.

Малыш должен поверить, что мама в восторге от проглоченного лакомства. Ему сразу же захочется повторить те же самые действия: взять с тарелки еду, положить в рот и попытаться прожевать. Такая поведенческая модель присуща для всех детей: они часто копируют взрослых. Подобная процедура повторяется несколько раз. Ребёнок будет увлечён процессом , поскольку для него это интересная игра, позволяющая лучше познакомиться с окружающим миром, открыть для себя новые вкусы.

По мнению логопедов, дети быстрее научаться жевать, если предложить им выполнить специальное упражнение. Оно направлено на преодоление страха попадания в рот грубой пищи. В стерильную марлю заворачивают кусочек фрукта или овоща, после чего кладут в рот ребёнку. Перегоняя в ротовой полости кусочек яблока или груши, малыш подключает к этому процессу, помимо языка и дёсен, ещё и зубы. Несмотря на то что упражнение довольно элементарное , оно даёт хороший результат, так как во время жевательных движений активизируется слюноотделение и жевательный рефлекс.

Популярный педиатр Евгений Комаровский рекомендует всем семейным парам, перед которыми стоит задача научить ребёнка жевать, выполнять следующие приёмы:

Итак, чтобы приучить ребёнка жевать твёрдую пищу , родители должны продемонстрировать изрядную выдержку и настойчивость. Развивать жевательный рефлекс лучше с самого раннего возраста, как только у малыша начнут пробиваться зубы. Тем не менее не случится катастрофы, если поставленная цель будет достигнута в более позднем возрасте. Недопустимо, чтобы приём пищи регулярно сопровождался порицанием. Невзирая ни на что, всегда должен сохраняться дружелюбный настрой, ведь ребёнок не виноват, что ему не даётся всё сразу.