Когда и как приучать ребенка к горшку: Комаровский советует. Когда сажать ребенка на горшок

Интересный факт: одноразовые подгузники стали «камнем преткновения» с момента их появления, поскольку сразу встал вопрос: что лучше и физиологически правильней для малышей - подгузники или пеленки.

С какого возраста приучать ребенка к горшку?

Старшее поколение, чьи детки выросли без подгузников, уверены до сих пор, что высаживать ребенка на горшок надо как можно раньше.

Их можно понять, ведь запачканные пеленки приходилось стирать именно им, и чем раньше кроху приучали делать «важные дела» на горшке, тем спокойнее была мама.

Свое мнение старшее поколение обосновывало тем, что непромокающие подгузники явно будут «мешать» формированию привычки опорожнять кишечник только на горшок, к тому же у детей сформируется косолапость, если ходить «с мокрым комком между ножек». Разумеется, ничего подобного не происходило, «подгузничные» детишки первого поколения выросли, проблем с туалетом нет. Но и годы спустя молодые мамочки пытаются, как можно раньше приучить малыша к горшку, считая это более гигиеничным и правильным.

Хотя, если подумать и разобраться, то подгузники не дают возможности ребенку почувствовать дискомфорт, влага впитывается так быстро, что кожа остается сухой.

Дискомфорта нет, контролировать выделительную функцию нет нужды. Это лишь версия, поскольку никто этого доказать не может, малыш не скажет уютно ему и неприятно. Привыкание к подгузникам есть у взрослых, не у детей, которых и в два, и в три годика считают маленькими несмышленышами.

Важные правила, которые следует знать беспокойным родителям:

  • если мочеиспускание, опорожнение кишечника - это безусловный рефлекс организма, то контролю над этими действиями малыш обучается самостоятельно. Это требует времени, не торопитесь, и не передавайте эту тревогу своему ребенку;
  • если горшок есть в доме, можно считать, что «процесс пошел». Если хоть раз получилось сделать «важные дела» в него и карапуза сразу похвалили, то волноваться не стоит. «Всему свое время», малыш поймет, как приятно получать похвалу за то, что естественно;
  • совершенно без разницы, когда вы начнете сажать ребенка на горшок - в год или в три. Пока он не почувствует приятность/неприятность мокрых трусиков, стремление сделать «пи-пи» в горшочек не проявит себя. Не тревожьтесь понапрасну, не думайте о неприятном.

Ведь вот что забавно: педиатры и психологи в Новосибирске провели годовой эксперимент с целью определить, во сколько месяцев разумно начинать такое приучение? В эксперименте приняли участие 42 семьи с детками годовалого возраста.

Половина родителей пользовались для гигиены малыша одноразовыми подгузниками, вторая половина использовала исключительно пеленки.

К изумлению второй группы, где были убежденные противники заменителей пеленок, все дети начали проситься на горшок примерно в одном возрасте - от полутора до двух лет. Так стоит ли копья ломать, если при правильном подходе детки к этому возрасту смогут контролировать акты дефекации и мочеиспускания?

Конечно, если у родителей избыток времени, то можно учить ребенка делать «пи-пи» только над какой-либо емкостью. Но, пожалуйста, учтите - малыш до года еще ничего не должен, его функция контроля естественных физиологических отправлений не сформирована.

Когда нужно начинать приучение к горшку

Если малыш давно самостоятельно кушает (с небольшой помощью взрослого), сидя играет, устойчиво стоит и даже ходит с опорой о стенку, то может хватит пачкать штанишки? Со скольки лет малыш должен сам ходить на горшок? Педиатры однозначно ответить не могут, но обозначают период, когда навык должен сформироваться по чисто физиологическим причинам - до трех лет. Как только малыш начнет понимать, чего ему хочется и сможет контролировать свои нужды, проблема горшка и мокрых штанишек будет решена.

Не будет «горшочных» проблем, если ваш карапуз в полтора года уже имеет следующие навыки:

  • активно выражает свои желания, пользуется жестами или словами для достижения цели;
  • реагирует на ваши указания адекватно;
  • понимает ваши требования, выраженные словами;
  • копирует ваши действия;
  • ходит, садится на стульчик самостоятельно, умеет снимать штанишки;
  • понимает, для чего надо использовать горшок;
  • знает, что похвалу надо заслужить, и пытается сделать все правильно.

В любом другом случае, не торопитесь, посоветуйтесь с педиатром, который наблюдал вашего малыша с рождения. Вероятно, что есть какая-то понятная причина нежелания ребенка пользоваться горшком или детским унитазом.

Можно приучать ребенка к использованию туалета еще до года, но будьте готовы, что сделав один раз «пи-пи» правильно, через полчаса малыш может сделать то же самое в подгузник или штаны. Независимо от ваших усилий, малыш начнет самостоятельно пользоваться туалетными навыками к возрасту, когда сформируется понимание-чувствование, что пора покакать, пописать, и это совершено правильно. Торопить природу бесполезно, можно «поймать» тот момент, когда ребенок понял, что надо делать «эти дела» в горшок. Похвалите, помогите, и хвалите каждый раз, когда все прошло успешно.

Помните, что на акт самопроизвольного мочеиспускания у детей влияет стрессовая ситуация, поэтому если вы сами не готовы учить ребенка туалету, не начинайте. Если все идет не так гладко, как написано в памятках для родителей - это не значит, что имеется отставание в развитии! Каждый ребенок - это уникальный конкретный мир, в котором все происходит в свое время. Большинство детишек к трем годам с помощью или без помощи взрослых начинают использовать горшок по назначению.

Как приучить ребенка к горшку: в каком возрасте, советы и рекомендации


В каком возрасте можно приучить ребенка к горшку, и в какой момент начать этим заниматься – каждая семья решает сама. Родителям приходится, по мере развития ребёнка, сталкиваться с самыми разными проблемами. Это: и колики, и позднее прорезывание зубов, и истерики.

Ещё одной из трудностей, является приучение малыша к горшку. Именно эту проблему не обойти стороной родителям, когда наступит время отказаться от применения подгузников.

Эффективные методы приучения ребенка к горшку

Немалое количество факторов может оказывать влияние на процесс приучения малыша к горшку. Чётких единых правил, которых надо придерживаться, в этом вопросе, никто не разработал. Конкретный возраст ребенка, когда именно нужно обучать навыкам опрятности малыша, никто не оговаривает.

Современные педиатры советуют родителям соблюдать определённые правила, но их взгляды диаметрально противоположны рекомендациям врачей, практикующих в 80-90 годы ХХ века. Сфера медицины развивается постоянно. Соответственно, взгляды медиков сегодня будут идти в ногу со временем.

Именно поэтому родители должны скептически относиться к утверждениям докторов и подходить к проблеме, с учетом возможностей и индивидуальных особенностей своих детей.

Для того чтобы сделать правильные выводы, и иметь свою точку зрения, надо ознакомиться с существующими методами.

Нетрадиционный подход к «горшочному делу»

Как утверждают медики: если малышу меньше, чем 2,5 года, он не сможет осознанно держать под контролем свои желания сходить в туалет. Как показывает практика, есть огромное количество таких случаев, когда даже младенцев учили контролировать свои желания.

Интересный факт: малышей, которым 3-5 дней от роду, в некоторых племенах Африки, уже начинают приучать к горшку. Мама должна носить своё чадо в слинге, сбоку или на спине. Всё время, она контролирует, когда ребёнок будет проявлять своё желание пописать. Тогда она достанет его из пелёнок, и он сделает свои дела. Если у женщины семидневный младенец писает в пелёнки, не будет считаться заботливой мамой. Нормой в Африке считается формирование этого навыка в течение 3 дней.

Цивилизованные страны, в этом вопросе, отстают. Здесь общество всё делает для детского комфорта. Чтобы дети был сухими, это будет поддерживаться памперсами. Только после того, как малыш достигает 1 или 2 лет, его начинают приучать к «горшочному делу». Но есть и определённая категория и среди европейских родителей, кто начинает прививать навыки пользования с горшком намного раньше, чем советует сегодня педиатрия.

Теория естественного воспитания гласит: малыша, которому 1 месяц, уже можно, достаточно быстро научить минимальным навыкам опрятности и приучить писать в горшок. Это связано с тем, что в это время он уже «намекает» взрослым, находящимся рядом, о своей природной потребности, с помощью разных сигналов.

Это у него происходит на подсознательном уровне. Если мама будет внимательно наблюдать за ребенком, то этот признак она будет отличать от других желаний «крохи».

Как сигнализирует малыш? Он может кряхтеть, внимательно акцентировать на чём-то свой взгляд, беспокойно сопеть, кричать. Такие «сигналы» подскажут маме о том, что возникла потребность пописать (или покакать).

Ещё одним достоинством естественного подхода является формирование очень близкой связи между малышом и его мамой, если она будет постоянно рядом.

Жаль, но большинство матерей считают данный процесс очень трудным. Не каждая женщина может постоянно быть с младенцем рядом, ведь есть разные домашние дела. Вот так и не будет формироваться рефлекторный сигнал.

Когда малышу исполняется 2 года, он уже не «сигнализирует» родителям о своей потребности. Ему удобно и комфортно: он может писать и в подгузники, и в пелёнки. Что же советует современная медицина родителям?

Европейские и американские медики, начиная с 2000 годов, советуют родителям следующее: не стоит раньше, чем исполнится малышу 2 года, заниматься приучением к горшку. Даже, как говориться, и переживать по этому поводу не надо. Если ребёнок не «делает свои дела» в горшок, это отклонением от нормы не считается. Врачи Европы рекомендуют родителям начинать уделять этому вопросу внимание, когда ребёнок достигнет 2 лет, а врачи Америки – когда малышу 2,5 года.

Как бы там ни было, знакомство с горшком у ребёнка должно начаться, когда он умеет сидеть, слушать и выполнять различные просьбы, чётко осознаёт речь взрослых. Вот почему, в такой период, уже и горшки не нужны. Как правило, накладные приспособления на туалет являются хорошим вариантом. Как и применение маленьких подставных скамеек около унитаза.

Какие признаки помогут родителям определить, что ребёнка уже можно начать приучать к горшку?

  • как только стала наблюдаться тенденция, что подгузник от 1,5 до 2 часов не становится мокрым;
  • в том случае, если у крохи памперс сухой, после его ночного сна или дневного;
  • если чётко прослеживается закономерность: например, малыш писает после того, как проснётся. Или какает спустя 2 часа, после приёма пищи;
  • малыш «сигнализирует» о своей физиологической потребности, бессознательно. Перед тем, как «сделать свои дела», он останавливает свою игру, о чём-то задумывается, резко замолкает. Значит, малыш чувствует, что его организм готов к предстоящему опорожнению. Ребёнок уже в состоянии будет взять его под свой контроль.

Ребёнку не нравится, что его штаны намокают. Он может нервничать, плакать, кричать. Родители должны подгузники многоразового использования убрать. Вместо них нужно использовать просто штаны без памперсов.

Без дополнительных рекомендаций не обойтись. Приучение к горшку подразумевает: выполнение малышом простых поручений, снимание и надевание штанов, произношение и понимание слов. Например, ребёнок должен понимать, что означают слова: — кофточка, штаны, трусы и другие названия одежды; — какать, писать, лужа.

Эти методы, рекомендованные педиатрами, применяют много мам и пап в наше время.

Во сколько приучать ребенка к горшку

В наши дни, когда «львиная доля» родителей, сразу после появления на свет, надевают на младенца памперс, вопрос о «горшочном деле» актуальным не является.

Спустя время, эта проблема, как о ней не думай, всё равно возникнет. От людей разных возрастов о возрасте, когда надо приучать маленького человека к горшку, можно услышать самые разные мнения на этот счёт. О способах знакомства с таким предметом, также существует много мнений. Дискутируют: медики, педагоги, психологи.

В родительской среде популярны 3 точки зрения:

  1. Первая. Её одобряют те, кто является сторонниками естественного метода. Призыв такой: надо сразу после несколько дней (или недель) после рождения, держать младенца над горшком (или тазиком, или ванной), для того, чтобы он сделал все природные дела.
  2. Вторую точку зрения пропагандируют люди зрелого возраста. Их мнение такое: как только малыш стал хорошо сидеть (где — то к 7-8 месячному возрасту), надо приучать его к туалету. Как они считают, к 1,5 годам, у него уже будет сформирована эта привычка.
  3. Педиатры – приверженцы третьей точки зрения. Они считают, что знакомить маленького члена общества с применением горшка, следует тогда, когда он сможет осознанно контролировать свою выделительную функцию. Обычно, это происходит, когда ребёнок дорос до полутора, а то и до 2 лет. Почти все медики едины в таком мнении: не стоит формировать этот навык, если малышу нет 1 года. Наверняка, это – бесполезное занятие, которое не даст желаемого эффекта, а будет пустой тратой сил и нервов. В том случае, если они проявят чрезмерное рвение в своих действиях, малыш может возненавидеть горшок, и будет пытаться демонстрировать к этому предмету своё негативное отношение. Спустя время, взрослые столкнутся с такой проблемой: как ребёнка отучить писать или какать в штаны?

Важно помнить! Малышу необходимо достичь такого возраста, чтобы он смог осуществлять контроль своих физиологических позывов. Кто-то из детей, это умеет уже к 1,5 годам, а кто-то (в силу своего развития), только, достигнув 3 летнего возраста.

Вопрос знакомства ребёнка с горшком (как и другие вопросы, связанные с детским развитием), требует не ориентировки на возрастной показатель, а на поведенческие особенности. Как только благоприятный момент наступил, так маме и папе уже можно, не спеша, начинать процесс приучения ребёнка использовать горшок.

Без сомнения, можно это сделать и быстрее, не применяя насильственных методов. Тут необходимо действовать аккуратно, естественным образом.

Самое главное: нельзя ругать за неудачные попытки.

Сразу мало у кого из детей всё получается. Форсированием событий родителям также не следует заниматься. Если, без спешки, спокойно действовать, можно достичь лучших результатов.

Какой горшок выбрать ребенку

Во времена СССР, на полках магазинов никаких других, кроме железных горшков с ручкой, невозможно было увидеть. На сегодняшний день, в продаже каких только «ночных ваз» не продают! Покупатель может выбрать товар из разнообразных форм, большой цветовой гаммы, разных размеров.

Конечно, родители могут растеряться: что нам купить? Какому варианту отдать предпочтение? Если купить горшок – «машинку», это – интересный вариант, но будет ли кроха туда писать? Или же, ребёнок будет с ним играться, не используя, по назначению.

Привлекательными кажутся модели, которые «поют». Но нужно ли за такое «удовольствие» платить большую сумму? На самом ли деле, походный вариант хорош для того, чтобы взять его в дорогу? Далее речь пойдёт о моделях горшков, которые сейчас распространены на рынках и в магазинах.

Виды детских горшков

Стандартный вариант

Является эта ёмкость обычной посудиной из пластмассы. Первые модели горшков данных типов были выпущены 20 лет тому назад. Традиционный горшок – это практичный и удобный предмет. В одних моделях можно увидеть разделители для ножек, а другие – круглые, обыкновенные.

Встречаются варианты горшков с маленькой спинкой. В том случае, если мама хочет отдавать своего малыша в детский сад, ей стоит выбрать именно такой вариант.

Так выглядит детский горшок-стульчик

Горшок — стул

Сидя на стульчике, ребёночек почувствует себя маленьким «королём», так как эта вещь похожа на трон. Модель со спинкой, и ножками. Сидеть крохе на таком горшке будет очень удобно. Вставать также несложно.

Если вы не знаете как приучить ребенка к горшку, то остановите выбор именно на этой модели. Она самая удобная. Единственный «минус» заключается в следующем: если мальчик писать сидя не приучен, от этой модели надо отказаться.

Горшок — игрушка

Мам всегда привлекают на полках магазинов: сказочные герои, зверушки, птички. Сразу же возникает желание купить такую вещь для своего малыша. Конечно, ребёнку такой подарок придётся по душе, но пользоваться он им будет, как игрушкой. А ведь, задача: приучиться к туалету, а не играть с этим предметом.

Кроме этого, в данных моделях горшков есть ещё такой «минус»: малыш будет отвлекаться от цели, сосредотачивая своё внимание на горшке, а не на том, что он должен туда сходить по назначению. Бывает, он слишком долго на нём сидит.

Так выглядит детский горшок-игрушка

Музыкальный горшок

Эту вещь, уж точно, полезной назвать нельзя! Если родители хотят, чтобы ребёнок познакомился с горшком «как надо», то музыкальную модель покупать не надо. Она будет отвлекать его внимание от цели, из-за которой он был посажен на этот предмет.

Модель — трансформер

«Расти» эта вещь будет вместе с ребёнком. Если предмет собрать, он будет полноценной «ночной вазой». Если разобрать, горшок будет в виде детского сидения и подставки, помогающей крохе самому взобраться на унитаз.

Удобный детский горшок-трансформер

Горшок + крышка

Как правило, это – стандартный вариант, без всяких дополнительных приспособлений, кроме крышки. Малыша ничего отвлекать от цели посадки на горшок, не будет. Данный предмет прекрасно подходит и для девочек, и для мальчиков.

Сидение на унитаз

Этот предмет будет очередным шагом в процессе приучения малыша к самостоятельному решению деликатных вопросов. Зачастую, сидение на унитаз покупают родители, для детей постарше, которые обходятся уже без подгузников.

Походный горшок

Разработано 2 модели. Первую надо надувать, а вторая – раскладывается. Данный вид удобен в тех условиях, где не слишком комфортные условия для ребёнка. Например, когда семья отдыхает на природе. Бывает, что ребёнок отказывается писать под дерево.

Если это – надувной вариант детского горшка, то, чтобы его использовать, надо накачать воздухом. Ребёнок туда «облегчается». Затем детский туалет необходимо вымыть, после чего – сдуть. Обычно, в походных условиях, данная модель не слишком удобна.

Если нет поблизости воды, а горшок, всё равно, вымыть как-то надо? Лучше отдать предпочтение складной модели. Она является более удобной. Это – пластиковая основа, складывающаяся и раскладывающаяся. Фиксируется к ней пакет одноразового использования, который, после использования, выбрасывают.

Детское сидение на унитаз с лесенкой

На что обратить внимание при выборе горшка в магазине

«Ночная ваза» — эта та вещь, которая используется очень часто. Значит, она должна быть комфортной для малыша, и безопасной. Когда предстоит покупка этой вещи, надо уделить внимание таким особенностям:

Из чего сделан горшок — материал

Наверное, канула в лету эпоха, когда эмалированные горшки были популярными. Времена СССР остались только в памяти. Эти модели лёгкими не были, ещё и быстро охлаждались. Вряд ли, радостно, кроха на такой детский туалет захочет сесть. Кроме того, что такие модели удобные, эмаль могла и испортиться, и отколоться.

Горшок из пластика — именно им отдают предпочтение современные родители. Модели легко мыть, их удобно хранить, а ребёнку на них хорошо сидеть. Безусловно, о качестве пластмассы, забывать не стоит

Специализированный магазин – это лучшее место для покупки детского горшка. Необходимо проверить, чтобы данный товар был сертифицирован.

Если пластик качественный, он не будет деформироваться от веса ребёнка. Горшок должен быть крепким, швы не должны быть видны. Можно встретить в продаже и такие пластиковые горшки, в состав которых входят специальные антисептические компоненты. Это даст возможность мамам не мыть горшок без применения бытовой химии.

«Финпроджект» — это материал, отличающийся антисептическими и антибактериальными свойствами. Изготавливают его в Италии. Из-за высокого качества, на сегодняшний день, всё больше мам и пап отдают ему предпочтение. Интересно то, что горшок из «финпроджекта» моментально может подстроиться под температуру тела малыша, независимо от того, какой будет температура окружающей среды.

Горшок-игрушка для детей не желателен, он отвлекает внимание

Конструкция и форма

Каких только конструкций не предложено современной промышленностью потребителям! Инновации способствуют улучшению комфорта, при использовании горшков.

Горшок с крышкой – незаменимая вещь, когда семья путешествует. Крышка необходима и для тех случаев, когда родители, сразу же, не могут очистить горшок от содержимого. Например, если мама путешествует с двумя близнецами.

Для удобства переноса подходит горшок с ручкой, ведь его содержимое важно донести до унитаза. Даже ребёнок, самостоятельно, может это делать. Если он сам будет переносить горшок в туалет, это занятие приучит его к порядку, будет способствовать развитию координации.

Устойчивость

Безусловно, устойчивость горшка должна быть учтена при покупке. Поскольку садиться на горшок будут непоседы, для которых минута без движения – это уже что-то, из ряда вон выходящее, конструкция должна быть устойчивой. Надо остановить свой выбор на горшках, форма которых к низу расширяется («юбка» внизу). Другой вариант – чтобы у горшка была подножка.

Каким должно быть отверстие у детского горшка?

Самое главное – комфорт. Как правило, форма у горшков или овальная, или круглая.

Важно! Нужно внимательно посмотреть, чтобы на тех частях предмета, которые будут касаться нежной кожи малыша, не было швов и стыков.

Родители должны запастись терпением. Они должны знать, что быстрого результата ждать не стоит. Надо стараться в течение недели, месяца, шаг за шагом, помогать крохе, осваивать «горшочный этикет» вместе с ним. Ребенок поймёт не сразу, чего от него хотят взрослые. Стоит прислушаться к таким рекомендациям, чтобы ускорить процесс обучения:

  • Стоит в выборе горшка ориентироваться на комфорт и функциональность.
  • Дети не должны играться с этим предметом. Он должен использоваться по назначению. Стоит свести к минимуму все факторы, которые будут отвлекать кроху. Например, надо убрать: яркие картинки, игрушки, музыку и т.п. С музыкой, вообще не надо связываться. Что если знакомую мелодию малыш услышит в магазине? Возникнет неприятный «сюрприз»…Наилучшей моделью считается горшок – кресло, где есть спинка и подлокотники.
  • Можно с малышом поиграть. Для этого берут или резинового зверя, или пупса. Главное, чтобы в них были дырочки. Набирают внутрь воду. На примере игрушки, можно рассказать ребёнку о том, что зверушка, или пупсик хочет пописать. Сажают на горшок игрушку. Из неё вытекает вода. Мальчик (или девочка)за этим процессом будет внимательно наблюдать, и делать свои выводы.
  • Аксессуар ставят в детской. Сначала малыш должен привыкнуть к новому предмету, и понять его предназначение. После этого, на 3-5 минут, мама может уже его сажать на горшок.
  • Надо завести такую традицию: как только кроха проснулась, сразу же сажать её на горшок. Также эту процедуру стоит проделывать после приёмов пищи, или спустя 2 часа после еды. Надо следить за малышом, он подскажет своим поведением, когда ему нужно в туалет. Это будет видно, когда он: кряхтит, краснеет, напрягается, внезапно затихает.
  • Как только всё получилось, малыша надо не забыть похвалить. Это очень важно делать, чтобы ему захотелось ещё раз получить похвалу от родителей. Юному исследователю надо уловить связь между своей физиологической потребностью, и конечным результатом. Он поймёт, что если будет все дела «делать» в горшок, это – хорошо.
  • Гораздо проще, когда дитя бегает по дому «голышом». Главное, чтобы было тепло в квартире. Памперсы надо применять только тогда, когда надо будет выйти на улицу, или посетить врача.

Видео: Как приучить ребенка к горшку — Доктор Комаровский

Приучение малыша к горшку за неделю: пошаговая инструкция

Многие мамы, в разных странах, не имели представление о том, как правильно и быстро приучить ребенка к горшку. Джиной Форд была разработана методика под названием «Довольный малыш». Она стала основой, в решении данной проблемы.

Внимание! Только когда малыш достиг полутора лет, стоит использовать систему быстрого приучения к «ночной вазе». Маленький человечек должен уметь: снимать сам штаны, понимать речь, понимать просьбы мамы и папы.

День первый. Как только малыш проснулся, памперсы надо забрать, и объяснить ему, что с сегодняшнего дня он будет ходить только в трусиках, так как стал взрослым. Далее, сажают дитя на горшок и ждут, чтобы он пописал (или покакал). Если не получилось выполнить задание, то, через каждые минут 15, надо повторять процесс. Мама должна, в доходчивой форме, объяснить крохе о том, как важно уметь пользоваться горшком.

День второй. Детское поведение следует контролировать всё время, наблюдая за возможными признаками позыва в туалет. Как только мама (или кто-то из взрослых) заметила поведенческий «сигнал», надо сразу же, сажать на горшок.

День третий. Взрослые следят за поведением ребёнка, выполняя все действия. Как и в первый и второй день. Только добавляется один нюанс: при сборах на улицу, памперс не надевается. Это надо сделать, чтобы даже когда малыш будет гулять, он не растерялся в своих действиях. Желательно, перед выходом на улицу, чтобы ребёнок пописал. Маме, находясь на свежем воздухе, надо, как можно чаще, спрашивать: «Не хочет ли малыш пописать?» Целесообразно прихватить с собой горшок, чтобы не держать ребёнка под деревом.

С 4 по 7 дни. Когда наступят 4 сутки совместной работы мамы и малыша по «освоению» навыков обращения с горшком, уже малыш будет подавать конкретные сигналы. Взрослым так тщательно, всё время не надо будет следить за крохой.

Напоминать о том, что надо сходить в туалет, придётся тогда, когда ребёнок увлечённо чем-то занят. Он может просто забыть о горшке. Важный стимул – похвала. Этот фактор способен творить чудеса. Ребёнку будет очень важно чувствовать значимость своих действий, и навыки обращения с горшком будут формироваться быстрее.

Вот так, всего за 7 дней, как считают мамы и автор, можно быстро приучить ребенка к горшку. Отчаиваться не стоит, если за неделю, ещё малыш не всегда пописает (или покакает) в горшок, ведь ему очень трудно постоянно себя контролировать. Всё у него получится, но со временем. Главное, подбадривать мальчика (или девочку)!

Видео: Основные ошибки родителей

На первом году жизни крохи процесс опорожнения мочевого пузыря и кишечника происходит рефлекторно. Ребенок еще не способен чувствовать наполнение/опустошение выделительных органов и контролировать осознанно данный процесс. Возникает вопрос: когда приучать ребенка к горшку, и как лучше это сделать?

Многие молодые родители озабочены вопросом «приручения» малыша к горшку, ставят его во главу угла. Они слушают радостные сообщения подруг и соседей о том, какой умный у них сыночек/дочка — ведь уже в 7 месяцев он/она опорожняется по командам «пи-пи, а-а»! Является ли это осознанным процессом на самом деле?

Врачи утверждают, что по своему физиологическому состоянию развития кроха до двенадцати месяцев просто не ощущает наполнения выделительных органов, не чувствует давления на стенки мочевого пузыря и прямой кишки. Соответственно, младенец до годика никак не может контролировать выделительные процессы.

Почему же тогда детки опорожняются по команде? Потому что упорные родители не устают высаживать грудничка на горшок и держать его над ванной, призывая сделать «пи-пи». У малыша естественным образом вырабатывается условный рефлекс на данные требования, и он опорожняется.

По наблюдению врачей готовность к осознанному опорожнению формируется вместе с развитием центральной нервной системы и претерпевает следующие этапы становления:

  • после двенадцати месяцев формируется контроль над выделениями;
  • после 1,5 лет ребенок начинает приобретать устойчивые (более менее) навыки туалетной науки;
  • к трем годам приобретенные навыки фиксируются в сознании на всю жизнь.

Исходя из данных наблюдений, можно сделать вывод: приучать малыша к горшечным делам до 12-18 месяцев бесполезно.

Он просто не осознает, что должен делать. Можно днями садить малютку на горшок, добиться рефлекторного опорожнения — но это не будет являться осознанным желанием сходить в туалет.

Прежде всего, чтобы осознанно проситься и ходить на горшок, нужно чувствовать давление на стенки органов выделения. Далее, нужно уметь сознательно удерживать наполнившую мочевой пузырь урину. Если у малыша нет подобных ощущений (а их не будет до 12-18 месяцев), начинать обучению ходить на горшок бессмысленно.

Признаки готовности ребенка к обучению

Когда надо садить кроху на горшочек в первый раз? Существуют некоторые признаки, по которым мама поймет: время ходить на горшок пришло. Произойдет ли это событие в 12 месяцев или затянется до 18 месяцев, никто ответить не сможет. К стойким признакам готовности малыша относятся такие:

  • умеет садиться на корточки и вставать самостоятельно;
  • осознанно наклоняется и поднимает предметы с пола;
  • с ним можно «договориться», он все понимает;
  • может выражать желание ходить в туалет звуками или знаками;
  • просыпается сухим после дневного отдыха;
  • может находиться сухим более двух часов подряд;
  • выработал ритм опорожнений: после ночного сна и еды;
  • чувствует дискомфорт в мокрых штанишках.

Созревание малыша к физиологическому оправлению проявляется постепенно. К этому времени ребенок должен понимать слова «писать, какать», уметь отличать ручку от ножки, проявлять желание раздеться/одеться и нежелание находиться в грязных трусиках. На пути психологического созревания к горшку у малютки формируется соответствующая реакция на физиологические проявления, происходящие с ним:

  • замечает, что по ногам течет теплая струйка урины;
  • старается знаками и голосом показать, что хочет оправиться.

Важно! Если вы начали активно обучать опорожнению в горшок, не надевайте на прогулку памперсы. Малыш просто не поймет ваших намерений: то нельзя в штанишки, то вдруг разрешается.

Знакомство с горшком

Когда сажать ребенка на горшок, мы выяснили. Как правильно садить кроху на горшочек, сколько раз в день это делать, и нужно ли придерживаться какой-то схемы? Распространенные ошибки молодых родителей приводят к тому, что:

  1. кроха воспринимает горшок игрушкой;
  2. малыш боится горшка, потому что не понимает его назначения.

Прежде чем первый раз посадить малыша на новый для него предмет, нужно сначала познакомить его с этой диковинкой. Психологически малютка должен быть готов к данной манипуляции и не испугаться до слез. Страх приводит к тому, что кроха при виде горшочка заливается слезами и кричит.

Каким должен быть горшочек? Родители стремятся приобрести яркий нарядный предмет, который, по их мнению, непременно привлечет внимание крохи и понравится. Здесь кроется ошибка: малыш должен почувствовать практическое назначение данного предмета (ходить в туалет) и не путать его с игрушкой.

Важно! Приучать малыша к горшку можно после того, как он осознает, что именно нужно с ним делать. Если ребенок воспринимает предмет туалета игрушкой, можно долго и упорно приучать опорожняться без результата.

Как объяснить малютке назначение горшочка? Для этого мама/папа должны внимательно наблюдать за крохой и успеть подловить момент, когда он «замирает» или начинает ходить и кряхтеть. Нужно срочно снять штанишки и усадить малыша на горшочек. Сколько раз придется ловить момент, чтобы кроха осознал назначение данного предмета туалета, неизвестно.

Не включайте воду, чтобы инициировать мочеиспускание в горшочек! Это может спровоцировать неожиданные проблемы уже во взрослом возрасте: на подсознательном уровне может зафиксироваться рефлекторное опорожнение на текущую воду.

Этап привыкания

Привыкание к предмету гигиены и четкое осознание необходимости данного процесса происходит осознанно и закрепляется на всю жизнь. Ответственность за выработку необходимого навыка лежит на родителях. Сколько усилий они приложат, сколько терпения выработают — знают только они сами.

Чтобы выработать устойчивый навык ходить на горшок, нужно посвятить этому процессу немало времени. Лучше приучать кроху в такое время, когда ему надо опорожниться: сразу после ночного сна или после еды. Он так быстрее привыкнет справлять нужду в определенное место. Этапы обучения можно характеризовать так:

  1. знакомство с новым предметом гигиены;
  2. потребность крохи ходить на горшок;
  3. окончательное формирование полученного навыка.

Результатами первого этапа обучения должны стать сформировавшиеся положительные эмоции от самого процесса взаимодействия с новым предметом гигиены. Малютку необходимо эмоционально хвалить за успехи и никогда не ругать за промашки.

Сколько может длиться этап знакомства и привыкания к горшочку? Начинать привыкание к опорожнению можно уже с шести месяцев, когда ребеночек научился сидеть. Обычно к возрасту 12-14 месяцев он адаптируется к данной гигиенической процедуре и усаживается с удовольствием, хоть и не чувствует потребности.

Этап закрепления навыков

После года малютка уже чувствует наполнение кишечника и мочевого пузыря (кишечник — раньше), у него формируется потребность ходить в туалет по необходимости. Это очень важный момент, который надо закрепить в сознании маленького человечка.

Малыш начинает понимать, что мокрые штанишки — это неуютно и холодно. Конечно, и на данном этапе не исключены осечки: заигрался и напрудил в штанишки. В это время можно обучать малыша не только опорожняться по требованию организма, но и обслуживать себя:

  • уметь снять штанишки;
  • сообщить об окончании процесса словами;
  • попросить вытереть попку;
  • надеть штанишки;
  • закрыть крышку горшочка.

Вначале малютка не может справиться со всеми требованиями данной процедуры. Он научился снимать штанишки, но не умеет вытирать попку. Надо ему помогать проявлять самостоятельность, поощрять за успехи.

Последний этап обучения завершается формированием логической цепочки в сознании ребенка:

  • позыв к опорожнению;
  • снятие штанишек;
  • опорожнение;
  • очищение попки;
  • одевание штанишек;
  • вынос содержимого горшка.

Когда у малютки сформируется цепочка логической последовательности, зависит от стараний мамы и ее терпения. Можно помогать ребенку, но не вызывать негативного отношения к туалету критикой и шлепками за конфузы в штанишки.

Важно! Не сравнивайте успехи/неудачи своего дитя с чужими: ваш малыш — индивидуальность.

Ошибки обучения

Приучать кроху к осознанному стремлению ходить на горшок можно разными путями, но не все они правильные. Что нужно делать, вы знаете. Вот список действий, которые делать не надо:

  • ругать малютку, если он оконфузился;
  • долго удерживать на горшке;
  • приучать к горшку в состоянии недомогания;
  • превращать гигиеническую процедуру в развлечение с игрушками.

По недосмотру мама может усадить малютку на холодный горшочек, что вызовет естественное отторжение из-за дискомфорта.

Во время прорезывания зубика все внимание малютки отвлечено болью — ему не до горшка. Необходимо уловить состояние ребенка и не заставлять его сидеть на горшочке и плакать. Не забывайте, что горшок необходимо оставлять на виду у ребенка, чтобы он не искал его по квартире и не замочил штанишки во время поисков.

Как избавиться от растяжек после родов?

Рутина и привычки у детей, в том числе выполнение работы по дому и другие обязанности, как правило, формируются к 9 годам и больше не меняются значительным образом. У большинства детей к третьему классу уже устойчиво формируется понятие о том, что ему нужно делать, а что - нет. В ходе данного исследования американские специалисты опросили около 50 000 семей.

Поэтому психологи рекомендуют приучать ребенка к порядку с ранних лет. Многие родители пытаются как можно больше продлить счастливое детство своих чад, объясняя это тем, что в дальнейшем им придется еще хлебнуть взрослой жизни, так пусть отдыхают, когда есть время. Конечно, благие намерения родителей можно понять. Помимо этого, родители боятся доверять ребенку те или иные домашние обязанности, потому что они переживают за безопасность своих детей или что ребенок будет расстроен, если у него что-то не получится.

Однако необходимо понимать, что неудачи - это неотъемлемая часть любого процесса обучения. И говорить "Я не хочу, чтобы моего ребенка расстраивали неудачи" - все равно что сказать "Я не хочу, чтобы мой ребенок учился". И дети, и взрослые учатся на ошибках. Поэтому не бойтесь понемногу учить ребенка быть самостоятельным и ответственным.

Домашние обязанности ребенка - это неотъемлемая часть воспитания и формирования самостоятельности и ответственности. А чтобы родители могли ориентироваться в том, в каком возрасте и что ребенок должен уметь делать самостоятельно, а также как правильно приучить ребенка к порядку и самостоятельности, психологи рекомендуют использовать нижеприведенную схему.

Ребенок дошкольного возраста:

Детям такого возраста родители представляют понятие совместное ответственности за поддержание порядка в доме и уходом за собой. В таком возрасте для детей уборка - это игра. Не забывайте хвалить малыша за выполненное задание. Чему необходимо научить ребенка дошкольного возраста:

  • убирать игрушки;
  • самостоятельно выбирать одежду (из предложенных Вами вариантов);
  • помогать убирать со стола;
  • чистить зубы;
  • накрывать на стол;
  • вытирать пыль;
  • застилать свою постель.

Не критикуйте ребенка за неидеально проделанную работу и не заставляйте его переделывать то, что он сделал не совсем так, как Вам бы этого хотелось. Помните, что в процессе обучения навыки совершенствуются, а способствует этому не критика, а похвала. Чему необходимо научить ребенка 5 - 7 лет:

  • накрывать на стол;
  • убирать со стола после еды;
  • сортировать грязную одежду (белые и цветные вещи отдельно);
  • доставать книги и тетради из рюкзака; выбрасывать мусор из рюкзака;
  • одеваться (со сложными пуговицами и шнурками помогают родители).

Это время очень важно для обучения ребенка путем проб и ошибок. Что должен уметь ребенок в первом классе: с вечера выбирать себе одежду; полностью одеваться самостоятельно; аккуратно заправлять постель; самостоятельно собираться в школу до завтрака; выносить мусор; вытирать пыль в своей комнате; самостоятельно собирать рюкзак в школу; самостоятельно складывать одежду в шкаф (под руководством родителей).

  • готовить простой завтрак;
  • определять время по обычным часам;
  • самостоятельно собирать и разбирать рюкзак;
  • мыть посуду;
  • пылесосить и вытирать пыль в нескольких комнатах;
  • пользоваться микроволновкой.
  • писать список необходимых продуктов;
  • готовить простую еду для семьи (например, яичницу);
  • самостоятельно убираться в шкафу;
  • знать, что ему нужно в школу и покупать некоторые предметы самостоятельно.

Приучить ребенка к самостоятельности не так уж сложно. Главное - начать делать это в соответствующем возрасте и всячески поддерживать ребенка, не перегружать его и объяснять в доступной форме, что его помощь в выполнении домашних обязанностей Вам просто необходима.

Перелопатив просторы интернета по поводу приучения к горшу - выкладываю Вам достойную о данной процедуре. Много букв, но кто заинтересован, то прочтите, очень дельная статья. Здесь Вы найдете ответы на многие вопросы...

Когда приучать к горшку?

С момента рождения – и это очевидный факт – процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т.е. эти процессы подчиняются безусловным рефлксам – действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку, в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекссделать условным – подчинить его воле конкретного юного индивидуума. Успешность переучивания определяется тремя факторами:

1. Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер – это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него);
2. Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.
3. Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.

Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:

Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.

Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.

Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.

Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пипи», а ходит по большому исключительно после «аа». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.

Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пипи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.

Но цепочка должна быть другой: не «пипи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря – горшок – мочеиспускание. Т.е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пипи»).

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные – наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пипи»…

Каких бы «поразительных успехов» вы не добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.

Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.

В этом то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается родители, пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия – заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие – истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.

Отсюда важное правило: если не получается – подождите. Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.

Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
2. Средний возраст выработки более-менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.
3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное – теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.

Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.

К таким признакам относятся:

Установление более-менее стабильного режима дефекации;
- способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;
- знание частей тела и названий предметов одежды;
- знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;
- демонстрация отрицательных эмоций, как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;
- стремление (умение) самостоятельно раздеваться;
- стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом – словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».

В вопросе приучения к горшку (как и в других вопросах развития ребенка) необходимо ориентироваться не на цифры, а на поведение ребенка.

Предположим, настал благоприятный момент, и вы решили начать потихоньку приучать ребенка пользоваться горшком.

Зачем же потихоньку? Можно ускорить этот процесс. Причем сделать это не насильно, а мягко и естественно. Читайте дальше…

Как быстро приучить ребенка к горшку?

Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.

1. Помимо готовности ребенка, должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.

2. Ребенок, как в прочем и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.

3. Лучшее время – лето. Легче освободится от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.

4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна – после сна, после еды, когда по поведению поняли – пора.

5. В случае успеха – очень-очень хвалим. В случае неудачи – изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся – огорчения не показываем.

6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы – весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.

7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.

8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок– обращаем внимание на то, какие мы молодцы и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.

9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, – это горшок, на нем писают и какают. Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.

10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж, как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшокс унитазом – вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочится – это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…
Легче всего происходит обучение пользования горшком у детей, которые не носили подгузники (мамы их высаживали), у них процесс приучения происходит быстро и без луж. Но и у «памперсных» детей не все потеряно, только придется некоторое время потерпеть лужи и кучки на полу (и в других местах).
Вот рекомендации, соблюдение которых позволит вам максимально ускорить процесс приучения:
Если до приучения к горшку ребенок все время проводил в подгузниках, то придется их снять. Почему?
Малыш должен изучить свое тело, чтобы знать, для чего нужны попа и половые органы.
Он должен установить связь между позывами и следующими за ними отправлениями. Для этого он должен увидеть акт мочеиспускания и дефекации. И не один раз.

Необходимо на примере показать, когда и как пользоваться горшком.

Для этого нужно понаблюдать за ребенком. Вы заметите, что перед тем, как справить нужду, он проявляет недовольство или затихает (напрягается, кряхтит), и в этот момент вы предлагаете малышу горшок. Хорошо, если ребенок еще и на примере взрослых или старших детей увидит, куда и как справляется нужда.
Голенькому малышу не придется ничего снимать, чтобы сесть на горшок.
Горшок должен быть в пределах видимости и досягаемости, то есть на полу в детской комнате, пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет.
Предлагать малышу горшок надо со словами, поясняющими, зачем он нужен: «Солнышко, давай пописаем (покакаем) в горшочек… Горшочек нужен для того, чтобы в него писать и какать… Куда надо писать (какать)?».
Каждый раз после «аварии», ласково напоминайте ребенку о существовании горшка: «Солнышко, куда надо писать?». Можно выразить свое разочарование, но ни в коем случае не ругайте малыша, и не заставляйте его садиться на горшок чтобы у него не выработалось отвращение к этому предмету. Будьте спокойны и терпеливы!
Если горшок был использован по назначению, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции, связанные с применением горшка.

Предлагайте малышу горшочек сразу после каждого сна. А также после еды (прием пищи активизирует перистальтику кишечника, что способствует дефекации).
Чтобы сходить в туалет, необходимо расслабиться. В стрессовой ситуации, в незнакомой обстановке, при посторонних людях малыш не может хорошо расслабиться и сходить на горшок. Необходимо это учитывать при приучении к горшку.
Например, я начала приучать своего «памперсного» ребенка таким способом в 1 год и 8 месяцев. Через две недели он первый раз сам сел на горшок, через неделю уже самостоятельно без напоминания использовал его по назначению. Все это время он бегал голышом, а я - со шваброй. Но результат стоил того! Никакого принуждения, все само собой произошло!

Каждому малышу требуется разное время для того, чтобы научиться ходить на горшок самостоятельно без напоминания.

Чем старше ребенок, и чем больше времени он проводит голышом, тем меньше время приучения к горшку.

То есть, чтобы годовалого голыша приучить к горшку, потребуется месяц-другой, а 2-летнего – неделя-другая.

Почему возникают неудачи при приучении к горшку?

Даже у ребенка, уже умеющего ходить на, горшок могут случаться «аварии»:
В первое время, пока идет приучение к горшку.
Когда у малыша режутся зубки.
Ребенок, увлеченный игрой, может долгое время не ощущать потребности в мочеиспускании, даже если мочевой пузырь переполнен. Поэтому в этом случае может случиться «авария».
В период «кризиса одного года».

Как «пережить» лужи?

В период приучения к горшку лучше убрать ковры в комнате, где малыш будет проводить большую часть времени, а диваны и кресла застелить одноразовыми пеленками или сложенными несколько раз большими полотенцами.

Быстро убрать лужу с пола удобно шваброй с поролоновой насадкой, которая быстро впитывает жидкость.

Как отказаться от подгузника на улице?

Через некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, можно приучать малыша обходиться без подгузника и на улице. Лучше всего в теплое время года.

Обычно малыши, которые не носили одноразовые подгузники, к моменту приучения к горшку уже умеют проситься и даже терпеть в течение всей прогулки.

У «памперсных» детей тоже все будет хорошо, но придется снять подгузник перед выходом на прогулку и запастись пачкой запасных штанишек.

Вот рекомендации, как действовать:
Перед прогулкой предложите малышу сходить на.горшок Если не хочет, не настаивайте.
Если не хотите ходить в кустики, то возьмите с собой горшочек.
Не забудьте взять с собой несколько пар штанишек (и, возможно, носочков).
Каждый раз после «аварии» на прогулке ласково объясняйте малышу, что произошло: «Солнышко, ты описал штанишки! Посмотри, они стали мокрые! Давай лучше в следующий раз сходим на горшочек (травку польем)!». И после этого переоденьте ребенка.
Если малыш попросился, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции.
После прогулки предложите малышу сходить на горшок

Через некоторое времяребенок начнет терпеть всю прогулку. И вам не надо будет таскать с собой горшок и запасную одежду.

У моего сына этот период затянулся на… 3 дня. Но, до того момента, как мы стали выходить на прогулку без памперса, он уже был «приучен» к горшку.

Как отказаться от ночного подгузника?

Спустя некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, ваш малыш будет просыпаться и ночью, чтобы сходить на горшок И тогда можно будет обходиться без подгузника в ночное время.

У тех малышей, которые не носили одноразовые подгузники, это происходит в более раннем возрасте.

Обычно к 2 годам функция задержки мочеиспускания настолько укрепляется, что начинает проявляться и во время сна, ребенок перестает просыпаться ночью, чтобы сходить в туалет.

Приучить маленького ребенка спать всю ночь, не писая, не удастся. Человек не может контролировать себя во время сна.

Единственное, что можно сделать, это предложить ребенку сходить на горшок перед сном.

Почему ребенок старше 2 лет писается в постель?

Дело в том, что если мама сама сажает малыша на горшок, или ребенок ходит на горшок только для того, чтобы мама похвалила или чтобы мама не ругала за описанные штаны, НО при этом внутри себя не испытывает в этом необходимости (проще говоря, не согласен «дружить» с горшком), то ночью, когда сознательный контроль спит вместе с организмом, его подсознание выкидывает такие фокусы. То есть он писается в кровать.

Если малышу доставляет удовольствие самому ходить на горшок, то есть его навык не только сознательный, но и подсознательный, то и ночью проблем не бывает.

Чтобы малыш полюбил процедуру пользования горшком:
не ругайте ребенка за описанные штаны;
не хвалите слишком бурно и тем более не награждайте малыша за то, что он сходил на горшок, просто ласково погладьте малыша по голове и улыбнитесь ему;
не сажайте малыша на горшок, если он уже может это делать сам, предоставьте ему свободу самому действовать в этом интимном деле.

Таким образом, малыш будет ходить нагоршок не для того, чтобы его не ругали или наоборот хвалили, а для того, чтобы получать удовольствие от осознания, что он может управлять своим телом, что это приятно и здорово!

Итоговое наблюдение из практики педиатра.

Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.

Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны – явление довольно типичное. При этом, главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок

А с чего вы взяли, что все остальные ходят?

Так сами говорят!

По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»…