Когда дарят цветы учителям. Обязательно ли дарить цветы учителю

Дарить или не дарить цветы учителям - такой вопрос посещает многих родителей перед 1 сентября. Одни опасаются, что их букет затеряется среди моря подаренных цветов, и это будут зря потраченные деньги. Другие считают, что лучше подарить учителю что-нибудь полезное или вкусное. Есть и те, кто предпочитает вместо дорогого букета потратить деньги на благотворительность, а учителю преподнести скромные, но милые цветы. О том, как решается вопрос с цветами и подарками на 1 сентября, «Новосибирские новости» расспросили завуча школы, представителя благотворительного фонда и главу родительского комитета.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе школы № 48 Елена Лунёва:

Родители первоклассников всегда приносят цветы на линейку 1 сентября. Это традиция. Все учителя к этому готовы. Букеты размещают в вазах в классах и коридорах школы, часть цветов учителя уносят домой. Потом, ко второму классу, когда родители и классный руководитель познакомятся, они могут договориться, например, что на 1 сентября каждый ребёнок приносит один цветок, и из этих цветов составляют большой букет. Так и учителю удобнее, и родителям не накладно, поскольку цветы - удовольствие не из дешёвых.

Если дети подарили много цветов, мы раздаём их техничкам, поварам, завхозу, медработникам, секретарю и даже охране. Все остаются довольны и счастливы, у всех праздник.

Какие-то другие подарки учителю на 1 сентября дарить не принято. Бывает, что дети дарят что-то сделанное своими руками - открытки или сувениры. Мы их размещаем на видное место в классе.


Пиар-директор фонда «Солнечный город» Мария Малкина:

Уже третий год подряд в Новосибирске мы проводим акцию «Дети вместо цветов», когда родители и дети покупают своему классному руководителю один букет, а деньги, которые могли бы потратить на цветы, переводят на благотворительность. В прошлом году в акции приняли участие 40 школ и более 4000 учеников. Тогда было собрано 670 тысяч рублей. В этом году 150 классов из 15-ти школ Новосибирска заявили о своём участии в акции. Мы предлагаем три варианта для сбора средств: во-первых, через банку-копилку, которую родители берут в фонде и ставят в классе, чтобы собрать в неё наличные средства, во-вторых, можно сделать перевод через сайт с указанием школы и класса, и, наконец, можно принести собранные с класса наличные деньги в фонд. Каждый участник акции получает от фонда жёлтый флажок с символикой и браслет с надписью «Герой Солнечного города». А также все классы получают презентацию для проведения «Уроков добра».

Участие в акции добровольное, никто никого не принуждает. Есть классы, где половина участвует, а половина нет. И это нормально. Бывает и так, что на линейке ребёнок стоит с флажком акции и букетом для учителя.

Деньги, собранные в ходе акции «Дети вместо цветов», будут потрачены на проект «Ищу семью». Кураторы проекта снимают для детей из детских домов видео-анкеты, которые должны помочь найти для них семью.


Ольга Большакова, мама семиклассника и второклассницы, глава родительского комитета:

Большинство родителей, конечно, готовы порадовать учителей подарками на 1 сентября. Но некоторые хотят быть оригинальными, и простой букет цветов их уже не устраивает. Сейчас бизнес предлагает альтернативные букеты - из карандашей и ластиков, из конфет и шоколадок, из чая и кофе, из фруктов и ягод. Это всё здорово и оригинально, правда, и стоит недёшево. Так, например, букет из клубники в шоколаде обойдётся в 1800 рублей. Поэтому, как правило, родители покупают такие подарки вскладчину. Если не могут договориться между собой, то каждый сам решает, что дарить. Приносят и букеты, и шоколад - праздник ведь. И всё же, на 1 сентября традиционный подарок - это букет. На другие праздники - День учителя и 8 Марта -подход к подаркам у родителей уже более серьёзный.

Снова 1 сентября, снова весь город заполонен нарядными школьниками с букетами всех видов: скромными гладиолусами, охапками роз и дорогими "вениками" из салонов, где даже лилии стоят в три раза дороже обычного. Да, многие дети уже не несут цветы учителям, но остается еще большое количество тех, кто считает нужным это сделать.

Давайте посчитаем: в Беларуси около 900 тысяч школьников. Если каждый из них придет с букетом средней стоимостью в десять рублей — будет потрачено более четырех с половиной миллионов долларов. Часть школьников не носят букеты, но зато другие дарят чуть ли не погребальные венки — во всяком случае, по размерам и стоимости эти цветы можно сравнивать именно с венками. Итоговая сумма может быть и меньше (статистику никто не вел), но в целом картина может быть такой.

Четыре миллиона долларов — это те деньги, которые собирали всем миром на детский хоспис. Это средства, которых очень не хватает детским домам. В конце концов, те деньги, которые могли бы пойти на паллиативное питание больных детей и взрослых. Или скольким детям можно было бы помочь собрать на лечение от редких болезней, имея такую сумму?

Но все несут цветы. Хотя это тоже странно. Врачи боятся принимать шоколадки ценой до пяти рублей — их могут посчитать взяточниками. А учителям принимать букеты стоимостью до двадцати долларов и выше можно? Если недавно репетиторов назвали завуалированной формой коррупции, то что тогда представляет собой вручение цветов?

© Sputnik / Борис Кавашкин

И не говоря уже о случаях в высшей школе. У меня в университете, например, к одной почтенной даме, завкафедрой, нельзя было прийти на экзамен без нескольких букетов. Сама она этого никогда не говорила, но все знали: придете именно к ней без цветов — будут пересдачи и низкие оценки. Но давайте о школе.

Давайте честно: родители сами понимают, что цветы учителям покупают часто не в знак уважения или для поздравления, а для поддержания хороших отношений. "Она взяла моего сына в хороший класс", "Она обещала потом с ним отдельно заниматься" и тому подобное. Да, бывают случаи, когда хочется сделать приятно — но не тридцать же букетов одному учителю нести!

В разговоре об этом мне очень нравится пример минской гимназии №13, вернее — их шестого "А" класса. Ребята и родители решили вместо десятков "веников" сделать важные подарки детскому дому. И им не сложно (деньги все равно планировали тратить), и доброе дело сделали.

Не надо говорить про "поздравить учителя" или "проявить уважение". Чтобы проявить уважение к педагогу — не хамите ему на родительских собраниях, войдите в положение педагога, готовьте ребенка к занятиям. Да, в конце концов, пишите обращения руководству школы, чтобы педагога премировали и повышали ему зарплату.

Словом, пожалуйста, не несите в будущем все огульно цветы. Эти деньги есть куда потратить.

Когда-то давным-давно мама моя работала учителем. И в суматошном первом сентября из года в год был один странный момент. Когда на школьном дворе торжественная линейка уже закончилась, а до дома и праздничного обеда мы еще не добрались. Странным был как раз момент перехода – физического, из школы в дом (недалеко, полтора квартала). Потому что букеты.

Букетов всегда было по количеству учеников, три десятка. Двадцать лет назад они все почти были дачные: гладиолусы и астры, от души, охапками. Море цветов – это красиво, ярко, дух захватывает. Но ровно до тех пор, пока не встаешь перед выбором: что с ними делать?

Часть охапок, примерно тридцатая, оставалась в классе, в вазе. Остальное нужно было нести домой. По пути неизбежно отдельные цветки падали на асфальт и оставались там лежать. У некоторых ломались стебли, у других сминались лепестки. Нежные цветы превращались просто в массу, красота – в помеху, вызывавшую раздражение и чувство крайнего неудобства.

Неудобно было нести, неудобно выкинуть (мысль вообще кощунственная, за нее сразу становилось стыдно), неудобно было все это распределять по ведрам, вазам и тазам уже дома. Да и вообще, цветы в ведре, лишь бы куда поставить, – это странно. Но по-другому никак, вряд ли у кого-то дома есть 30 ваз. И по-настоящему всегда радовал только один букет, тот, что оставался в классе на учительском столе. Стоял себе спокойно и самодостаточно, не теряя ни смысла, ни красоты.

Сейчас, двадцать лет спустя, на первое сентября происходит ровно то же самое, только с дачными гладиолусами идти уже как-то не комильфо. Все те же 30 букетов (с взвинченными 31 августа ценами на них), все то же недоумение, что с ними делать, все те же неудобства с их распределением.

И все тот же вопрос: зачем столько? Зачем вообще каждому из 30 учеников дарить учительнице букет? Думала, какие могут быть ответы. “Так принято”, “Ну, а как без цветов?”, “Потому что это праздник”, “В знак уважения”, “Чтобы порадовать”.

Но чтобы порадовать, достаточно одного.

Например, от всего класса: когда родители заранее собрались, созвонились, списались в вайбере, выбрали элегантный, задорный, веселый, роскошный, строгий, сдержанный, необычный, в общем, подходящий именно вашей учительнице букет, и подарили. С заботой о человеке, его вазах и ведрах, осмысленно и действительно желая сделать приятное.

А сэкономленные деньги (в Москве и Петербурге исчисляемые десятками тысяч с класса), не ушедшие в ведро, не упавшие на асфальт, не сломанные в руках, не увядшие на послезавтра, можно перевести тем, кому нужна срочная помощь на лечение.

Можно так же, как и букет, выбрать всем классом, внимательно и с заботой, кому вы хотите помочь. Все вместе и дружно. Для детей это станет первым уроком в школьном году, уроком осмысленности, поддержки и помощи. Для взрослых – теплым чувством приобщения к чему-то важному и большому.

Десятки тысяч рублей, отданных легко, не задумываясь, для спасения чьей-то жизни. Ух! Вот уж где, чтобы порадовать! И вот уж где хорошо, когда “так принято!”. Хорошее получится первое сентября.

Фатима Богатырева, учитель начальных классов школы Неформального Образования «Апельсин», Петербург

Мне совсем не обидно, что мне не принесут букетов 1 сентября

– Это было предложение одной из мам. Не могу сказать за всех, но большинство сразу подхватили идею. Если кто-то и был против, то он никак не проявил себя. Мне совсем не обидно, что мне не принесут букетов 1 сентября. Наоборот радостно. Может быть, благодаря этой акции произойдет массовое освобождение от стереотипа, когда каждый родитель считает должным подарить учителю букет, не понимая, зачем это делает он, зачем это делает ребенок, надо ли действительно это учителю.

Получается, что многие делают это совсем формально. Понятно, что формально это знак выражения благодарности учителю, но ведь его можно выражать не только цветами и не только 1 сентября.

И, как было предложено людьми, которые это все затеяли, можно ведь подарить один букет. Или это могут быть просто слова не обязательно 1 сентября, а в тот день, когда хочется говорить благодарности.

Когда в моем личном опыте это происходило, когда подходили родители и говорили какие-то слова, не по графику, а спонтанно и изнутри, было видно, что эти слова исходят из сердца, что родители действительно благодарны. И это, конечно, не сравнить.

Не говоря уже о том, что вообще эта акция очень важна для людей, которые могут и хотят помочь. Это проявление общественного осознания проблемы. Мне кажется, это хорошая идея на уровне России. Очень впечатлили цифры . Когда задумываешься, сколько тратится денег на 8 марта, 14 февраля, 1 сентября, возникает внутренний протест. Но, честно говоря, внешне я с ним ничего не делала. Здорово, что нашлись такие люди и организовали это.

Лиля Брайнис, бывший учитель обществознания, лицей 1535, Москва

Цветы и подарки уже давно стали странным ритуалом

– На мой взгляд, акция “Дети вместо цветов” – это очень крутое переосмысление устаревших ритуалов и традиций. Раньше цветы было не достать, поэтому дарить их было важно и ценно. До сих пор помню, как моя учительница литературы пронзительно рассказывала, что сама стояла в очереди за тремя гвоздиками к первому сентября и каким знаком внимания, почтения и уважения это было.

Сегодня в школе цветы и подарки превращаются в обязательство, а не в искреннее желание кого-то поздравить. Когда я работала учителем, у меня не проходило ощущение, что мы все: и дарители, и принимающие – заложники странного ритуала. И если подарка не будет – это как будто преступление.

Как здорово, что учителя и родители находят в себе силы поставить эту традицию под вопрос. Как хорошо, что появилась идея оживить ритуал, придать ему новый, гораздо более осознанный и живой смысл.

Ведь цель образования не только в том, чтобы объяснять детям как правильно, но и показывать на собственном примере.

Слова взрослого часто остаются для ребенка неосуществимой идеей. А действия создают пространство реальности, расширяют зону ближайшего развития. И благодаря акциям вроде этой вдруг оказывается, что таким простым, будничным действием можно сделать нечто большее. От этой акции возникает чувство общности, причастности и созидания.

И еще, что не менее важно, тема болезни и смерти перестает быть табуированной в разговоре с детьми. Вдруг становится принятым, нормальным, что кто-то болеет и умирает. Но даже в этом случае можно не проходить мимо и облегчить чью-то жизнь. И идея о том, что если кого-то нельзя вылечить не значит, что ему или ей нельзя помочь, становится очень понятной, конкретной, реальной и осуществимой.

Любовь, учитель одной из московских школ

Почему учитель должен стать поводом для чужого благородства

– Мне нравятся идеи благотворительности, и сама я, в той или иной степени, ей занималась, я помогала детским домам. Но как учитель в том году я столкнулась с такой ситуацией: на первое сентября принесли очень много цветов, потому что я была руководителем пятого класса. Понятно, новый учитель, классный руководитель, конечно, несут цветы. И именно первого сентября я об акции не знала.

Через неделю на родительском собрании я первым делом поблагодарила за цветы. И тут одна из родительниц достаточно громко, так, чтобы и мне было слышно, сказала: «Лучше бы она пожертвовала все эти деньги в фонд». Причем именно от этой родительницы я получила самый большой и шикарный букет. Меня это сильно задело, слышать такое было неприятно и обидно.

А как раз за эту неделю, с первого сентября до родительского собрания, я узнала об этой акции от своих коллег. В нашей школе никто не знал, но многие мои знакомые учителя из других школ в ней участвовали. Упрек этой мамы заставил меня и саму задуматься, и с коллегами обсудить. И я услышала мнения, которые мне самой близки.

Во-первых, учителям зачастую не хватает признания. Я понимаю, что это работа, за нее мы получаем деньги. Но это работа с сильной человеческой отдачей, и иногда очень важно получать признание. Его гораздо меньше, чем упреков, недовольств, требований. Работа на износ. Цветы на первое сентября для многих учителей являются таким «спасибо». И не всегда от этого легко отказаться. Это первое.

Вторая мысль: почему учитель опять должен выступать в роли человека-жертвователя? «Давайте я пожертвую приятным мне получением букетов цветов ради чего-то и кого-то другого». Почему женщины на 8 марта получают цветы, а учитель должен быть первым, кто отказывается из благородства?

И третья мысль, которая кажется мне самой важной. Она связана с упреком мамы, который я услышала в кулуаре.

Я не очень понимаю, почему лично я, например, должна стать тем поводом, который заставит взрослых людей быть благородными. Я не очень понимаю, почему они сами не могут собрать деньги и передать в любой фонд?

Детский, зоозащитный, у нас их достаточно много. Почему они не могут взять и сделать это сами? Без того, чтобы я, как человек, как профессионал, как учитель, чего-то лишилась? Пока я не сделаю этот шаг и не откажусь от цветов, они сами не могут? Это мне кажется странным.

Да, действительно, очень красивая акция. Да, действительно, я считаю, что благотворительность это хорошо, и фондам нужно помогать. Но взрослый человек должен делать это сам. Вот с детьми такие акции проводить, устраивать благотворительные ярмарки в школе, что-то вместе собирать для других детей, когда ты ребенку показываешь пример, – это мне кажется нормальным и входит в мои обязанности. А вот учить этому родителей странно.

День знаний - событие, которое ждут отнюдь не школьники (соскучившиеся по парте, учебе и старым друзьям), не учителя (которым остается грустно вздыхать, посматривая на календарь) и даже не родители (измученные летним воспитанием своих ненаглядных чад). 1 сентября можно смело называть днем цветочника, ведь именно в этот день торговцы цветами с нетерпением ожидают наплыва клиентов.

Конечно, традиция дарить учителям цветы возникла из лучших побуждений. Школьники и родители трепетно подходили к выбору цветов, чтобы порадовать и поблагодарить конкретного педагога, выразить ему признательность. В наши дни большинство же воспринимает цветы учителю на 1 сентября как странный и бессмысленный ритуал.

Цветы учителю

Количество школьников, которые в странах СНГ пойдут только в первый класс, исчисляется миллионами маленьких человечков. Каждый из них почти гарантированно придет на первую линейку с цветами для учителя .

Большинство таких поздравительных букетов куплены по взвинченным ценам у местных цветочников. Неудивительно, что в последние годы родители всё чаще обсуждают варианты замены «бесполезных веников» на что-то более стоящее.

© DepositPhotos

Только представь, каждому учителю на 1 сентября дарят несколько десятков букетов - настоящее море цветов. Это красиво и приятно. До того момента, пока линейка не закончится и все начнут расходиться по домам.

«Моя мама была учителем, и я помню эти странные торжественные линейки. Причем странно было именно идти домой, добираться с 30 пышными букетами. И если один оставался в классной вазе, то остальные нужно было забрать, а как иначе?»

© DepositPhotos

«Нести неудобно, выбросить - кощунство (за такую мысль вообще было стыдно), дома деть некуда, вряд ли у кого-то есть три десятка ваз. Вот и приходилось расставлять пышные букеты в обычных ведрах и тазиках. А радовать глаза продолжал только один - который оставили в классе на учительском столе. Стоял он себе, благоухал и сиял красотой».

© DepositPhotos

И если раньше несли цветы из собственного цветника или сада, то сегодня в моде именно купленные пышные букеты. И чем дороже букет, чем он роскошнее - тем лучше.

Если спросить, ради чего родители и школьники несут эти букеты, то ответы будут примерно следующими: «Так ведь праздник же» или «Так все всегда делали», или «Чтобы выразить почтение», или «Чтобы порадовать учителя». Но ведь, чтобы порадовать, хватит и одного букета…

© DepositPhotos

Родители могут запросто объединиться, выбрать самый креативный, пышный, элегантный, в общем , а оставшиеся деньги потратить, скажем, на благотворительность.

Только представь, сколько добрых дел можно сделать, если вместо того, чтобы подарить цветы учителю , потратят деньги на более важные дела, такие как оплата неотложных операций десяткам сверстников или помощь детям-сиротам.

© DepositPhotos

Мы признаем, что без мудрых и терпеливых учителей нам не вырастить достойную смену, поэтому с большим уважением относимся к педагогам и выражаем глубокую благодарность за их каждодневный труд. Вместе с тем мы искренне поздравляем всех работников образовательной сферы с Днем знаний и призываем читателей в комментариях также написать свои поздравления.

Но разве самому учителю не будет приятно, если вместо 30 букетов он получит один особенный вместе с осознанием, что его отказ от бесполезного таза цветов помог сделать это мир немножко лучше?

Это настоящая творческая лаборатория! Команда истинных единомышленников, каждый из которых специалист в своем деле, объединенных общей целью: помогать людям. Мы создаем материалы, которыми действительно стоит делиться, а источником неиссякаемого вдохновения служат для нас любимые читатели!

Сегодня за парты село около миллиона беларуских учеников. Если представить, что каждый из них принес на линейку букет, это начинает напоминать фестиваль цветов где-нибудь под Амстердамом. The Village Беларусь спросил у учителей гимназий и школ, что они делают с охапками подаренных букетов после того, как отзвенит первый звонок, не продают же?

Иван Булва

учитель географии в минской гимназии № 8

Цветы мужикам-учителям дарить глупо

Букеты, что мне дарят, я отдаю прекрасной половине учительства, чтобы их охапки были еще больше.

Думаю, дети в основном дарят цветы классным руководителям. Класса до седьмого несут охотнейше, а потом говорят: «Мам, ну че я понесу эти цветы!».

Мне лично почти не дарят, потому что я мужик и не классный руководитель. Сегодня вот вручили один букет. Очень странные, кстати, были цветы, наверное, так выглядят гладиолусы. По крайней мере, я так подумал: «Гладиолусы». А вот когда руководил классом, на меня букетов двенадцать свалилось.

Что можно подарить взамен цветов? Мне лучше чай. Зеленый. Так и напишите. Потому что цветы мужикам-учителям дарить глупо. Передаривать девушке их не станешь, она ж поймет, откуда ирисы растут. Да и вообще, идти с кучей цветов по улице первого сентября, чтобы все видели, что ты учитель - это чисто дамская радость. А еще с ними сложно собирать грибы после линейки.

Елена

преподает в минской гимназии № 30

Я не знаю таких учителей, которые выбрасывали бы подаренные детьми букеты

В среднем на 1 сентября мне дарят шесть-семь букетов, когда детки помладше - больше. Цветы отношу домой, всегда отдаю букет или два свекрови, и один оставляю на работе, могу подарить завучу.

Если дети считают, что дарить цветы в букетах - это нормально, то я не против. Но цветы в горшках мне нравятся больше. Что-то более материальное я не считаю нормальным подарком на День знаний, это просто выражение уважения.

Среди своих коллег я не знаю таких, которые бы выбрасывали подаренные детьми букеты. Но меня это возмутило бы, даже выбесило. Все же дети и родители старались. Вот мне сегодня подарили отличные цветы, выращенные бабушкой моей девочки, это же прекрасно. Хотя я и не люблю цветы так, как большинство женщин, но я ценю именно то, что для меня покупали или собирали. Мило же!

Ольга

учитель географии в средней школе райцентра

Выступает милиционер, и детям говорят: «Подари ему хороший букет»

Во-первых, дарят не такие уж большие охапки цветов, особенно в сельской местности. Все зависит от того, сколько расцвело. В основном приносят цветы из своего сада - астры, гладиолусы, то, что выросло.

А во-вторых, цветы распределяются между гостями и приглашенными. Иногда на линейку приглашается районная администрация, шефы школы. И те цветы, что приносят дети, учителя просят подарить выступающим. Например, выступает милиционер, и детям после говорят: «Подари ему хороший, красивый букет». Даже на педсовете накануне 1 сентября мы обсуждаем этот вопрос, говорим: «Скажите своим ученикам, чтоб они подарили самые красивые букеты выступающим». Следим вплоть до того, что учитель потом на линейке распределяет: «Пойди, подари вон той тете или вон тому дяде цветы».

Часть букетов мы просим вручить ветеранам педагогического труда, которых пригласили на первый звонок, но дети в силу возраста их не помнят. И еще ветеранам Великой Отечественной войны и социалистического труда.

Также есть учителя, которые не имеют классного руководства, например, учителя физкультуры, социальные педагоги, психологи и другие. Если им никто ничего не подарил, то мы детей «переадресовываем».

Порой я дарю полученные цветы педагогам, которые когда-то учили меня саму. И в сухом остатке хорошо, если останется один какой букет. В итоге ставишь его на стол и любуешься - какой красивый букет.

Мы никогда не выбрасываем букеты, так как не особо избалованы цветами, все же они довольно дорогие. Единственное, что порой, бывает, положишь букет на стол, забегаешься, не успеешь вовремя поставить в воду, и он завянет.

Андрей Колос

учитель истории в сельской школе

Я холостяк, девушки нет, и цветы мне не нужны

Я преподаю уже пять лет, и каждую линейку мне дарят минимум один букет. В этом году я стал классным руководителем у семиклассников, и мне вручили рекордное число букетов - целых четыре.

Обычно я раздаю цветы своим коллегам женского пола. Зачем они мне? Я холостяк, девушки нет, и цветы мне не нужны. Думаю, вместо букета можно было бы подарить открытку. Цветы завянут, а открытка будет стоять еще долго.

Текст : Тамара Колос